Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 27.03.2017
Статья просмотрена: 3185 раз
Библиографическое описание:
Нор, С. А. Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ / С. А. Нор. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12117/ (дата обращения: 09.09.2021).
На сегодняшний день существует несколько моделей финансирования авиакомпаний для обновления парка воздушных судов: собственные средства, кредитование, лизинг. Наибольшее распространение получил авиационный лизинг. В статье описываются особенности рынка авиационного лизинга в России, основные виды лизинга и их характеристика.
Ключевые слова:гражданская авиация, авиационный лизинг, лизинговый платеж, воздушные суда
Основным инструментом обновления парка воздушных судов авиакомпаний, как в России, так и за рубежом является лизинг. Применительно к предприятиям гражданской авиации лизинг — это долгосрочная аренда воздушных судов (ВС) через лизинговую компанию посредством выплаты возмещаемой стоимости ВС и лизингового процента.
В денежном выражении сумма новых лизинговых сделок в сегменте авиации за первое полугодие 2016 г. составила 49,8 млрд. руб. при общем объеме сделок в 275 млрд.руб. [1]
Выделяя особенности авиализинга в РФ, стоит отметить, что около 2/3 сделок заключается по поводу иностранных самолетов, как новых, так и бывших в эксплуатации. Данная тенденция существует, потому что уровень безопасности на иностранных воздушных судах выше, чем на отечественных, они соответствуют международным требованиям. Высокая зависимость российских авиакомпаний от западных поставщиков так же обусловлена тем, что иностранные суда более экономичны, особенно по двигателям, а также они являются более комфортными и привлекательными для пассажиров. Практика показывает, что большая часть лизинговых сделок на поставку ВС в России заключается по поводу подержанных самолетов, приобретаемых у западных перевозчиков. Лишь крупнейшая четверка российских авиакомпаний способна пополнять парк новыми судами.
Лизинг, который предполагает, что авиакомпания из-за недостатка денежных средств и отсутствия желания иметь дело с воздушными судами по истечению их эксплуатационного срока будет обращаться к лизинговой компании с предложением приобрести ВС у производителя на определенный срок, и предоставить его в пользование за вознаграждение.
В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».
Можно выделить основные принципы организации лизинга: срочность, платность и экономичность, опираясь на которые можно сформулировать сущность авиализинга: авиационный лизинг — это комплексные экономико-правовые отношения между тремя субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, при которых инвестирующая лизинговая компания приобретает в собственность определенное ВС или иное авиационное имущество у определенного производителя и предоставляет это имущество за плату в виде регулярных лизинговых платежей во временное владение и пользование для выполнения коммерческих полетов с возможностью перехода права собственности.
В сумму лизинговых платежей входят:
– возмещение затрат лизинговой компании на приобретение ВС;
– возмещение затрат лизинговой компании на техническое обслуживание и ремонт самолета, если это предусмотрено договором, страхование и пр.;
– доход лизинговой компании от передачи имущества в лизинг авиакомпании.
Самыми распространенными формами лизинга на предприятиях гражданской авиации являются финансовый и оперативный, а также возвратный.
Финансовый лизинг, при котором авиакомпания находит самолет у завода-изготовителя и обговаривает стоимость и условия поставки. Но авиакомпания не подписывает контракт на покупку самолета, а этим занимается лизинговая компания или банк. После того, как все переговоры завершены, лизингополучатель вместе с лизингодателем производит покупку самолета и подписывает лизинговый договор с лизингодателем. [2, с. 99]
Договор финансового лизинга заключается на длительный срок (10-20 лет), и по своей экономической природе финансовый лизинг похож на долгосрочное кредитование, поэтому взять ВС в финансовый лизинг могут позволить себе только крупные платежеспособные авиакомпании.
Данный лизинг не предполагает досрочного прекращения договора, и расторгается такая сделка, как правило, с уплатой огромных штрафов.
Эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушного судна занимается лизингополучатель, отсюда следует, что всю прибыль от операционной деятельности и риски берет на себя эксплуатант.
Обязательства по лизингу (лизинговый процент и стоимость авиатехники) отражаются в балансе в качестве долгосрочной задолженности.
Финансовый лизинг характеризуется тем, что вначале лизингополучателем выплачивается аванс, а впоследствии на протяжении срока договора — лизинговые платежи. По окончании срока лизинга ВС могут перейти в собственность авиакомпании с выплатой остаточной стоимости.
Механизм ускоренной амортизации так же может применяться по соглашению сторон. Согласно п.2 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). [3]
Операционный лизинг, или в некоторых источниках употребляется термин «эксплуатационный лизинг» или «лизинг с неполной амортизацией», широко распространен в России как наиболее гибкая форма аренды ВС.
Обычно, при данном варианте лизинга, договор заключается на срок до 5-7 лет, то есть на период меньший срока амортизации самолета, что является весьма удобным для авиакомпаний при формировании и маневрировании парком ВС. Авиакомпании могут так же досрочно прекратить договор лизинга и возвратить самолет лизингодателю.
Расходы по операционному лизингу так же относятся на себестоимость, однако в данном случае не ставятся на баланс и не амортизируются, а указываются в забалансовых обязательствах. Эта особенность является особенно важной для компаний, имеющих задолженности, которые не хотят обременять себя чрезмерными долгами.
Техническое обслуживание и ремонт ВС и различные консультации по финансовым вопросам осуществляет лизингодатель, расходы на которые включаются в платежи по лизинговому договору.
По окончании срока договора самолеты обычно возвращаются лизинговой компании, но по соглашению сторон может быть осуществлено продление срока лизинга или продажа ВС авиакомпании по остаточной стоимости.
Практика показывает, что большинство сделок операционного лизинга в России заключаются по поводу иностранной авиационной техники, в том числе для выполнения сезонных полетов, краткосрочных работ. Это так же происходит потому, что авиакомпании, арендуя ВС уже бывшие в эксплуатации, как и лизинговые компании, сдавая в аренду, сталкиваются с проблемой отсутствия вторичного рынка авиации в России.
Новых ВС российского производства не так много и история сделок по ним небольшая, поэтому спрогнозировать остаточную стоимость авиатехники достаточно проблематично, учитывая так же, что самолеты изменяют свою стоимость неравномерно: находится он в активной эксплуатации или на хранении.
Именно прогнозируемая стоимость на протяжении периода лизинга и при выходе из сделки является ключевым параметром для участников сделки. Чтобы эффективно управлять остаточной стоимостью, нужно, прежде всего, понять, насколько велики затраты по владению воздушным судном и обеспечением его готовности к эксплуатации. [4, с. 87]
В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».
Возвратный лизинг (SLB-сделка) представляет собой такую схему, при которой авиакомпания продает свои ВС банку, инвестору, страховой или лизинговой компании, в тоже время заключая договор лизинга на эти же суда, обычно на 10-12 лет. Сумма лизинговых платежей при этом составляет полное возмещение расходов лизинговой компании на покупку самолета с процентами.
Крупные авиакомпании даже могут устраивать различного рода тендеры для лизинговых компаний, что дает возможность сэкономить. Заключив договор возвратного лизинга, и освободив денежные средства, авиаперевозчик может их направить на решение других более неотложных задач.
Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. [5]
Возвратный лизинг используется компаниями, находящимися в затруднительном финансовом положении, он позволяет авиакомпаниям высвобождать капитал за счет продажи ВС, но при этом продолжать его эксплуатацию. После выплаты всех лизинговых платежей самолет может вернуться в собственность авиакомпании.
По количеству участников договора лизинга можно выделить три вида лизинга: прямой, косвенный, леверидж-лизинг.
Прямая сделка характерна для участия двух сторон: поставщика самолета и авиакомпании. Из этих экономико-правовых отношений выпадает лизинговая компания, что не позволяет назвать эту сделку классическим договором лизинга.
Если поставщик самолета и авиакомпания прибегают к помощи посредника — лизинговой компании, то этот договор между тремя сторонами носит особенности косвенного лизинга.
Леверидж-лизинг представляет собой договор между несколькими инвесторами, которые решат объединить свои капиталы с цель снижения риска.
По объему предоставляемых услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту лизинг подразделяется на «сухой» или «мокрый».
Большинство российских авиакомпаний заключают договор «сухого» лизинга, т. е. арендует ВС без экипажа и наземного обслуживания. В этом случае авиакомпании самостоятельно эксплуатируют воздушные суда, обеспечивают летную годность. Однако лизингодатель вправе осуществлять технический контроль над правильностью обслуживания ВС.
При «мокром» лизинге ВС передается вместе с экипажем и техническим обслуживанием обычно на срок от 1 месяца до 2 лет. Расходы по содержанию экипажа несёт лизингополучатель. Российские эксперты прогнозируют развитие практики «мокрого» лизинга и считают его положительной тенденцией в области российского авиационного лизинга. Авиакомпании получают высокопрофессиональные услуги по организации и содержанию ремонтно-технической базы, оказываемые лизинговой компанией с участием производителя ВС. Стоимость этой сделки формируется, исходя из минимального налета часов в месяц и самой стоимости летного часа эксплуатации самолета.
Авиационные лизинговые компании
AerCap
65 St. Stephen’s Green
Dublin 2, Ireland
Air Lease Corporation (ALC)
2000 Avenue of the Stars, Suite 1000N,
Los Angeles, CA 90067, USA
Avolon
Number One Ballsbridge, Building 1, Shelbourne Road, Dublin, 4 D04 FP65, Ireland
50 California Street, 14th Floor, San Francisco, CA 94111, USA
т. +1-415-267-1600, ф. +1-415-618-3337
BOC Aviation
8 Shenton Way № 18-01,
Singapore 068811
т. +65-63-23-55-59
ф. +65-63-23-69-62
Chapman Freeborn
City Place, 3, Beehive Ring Rd, Gatwick RH6 0PA,
Great Britain
DAE Capital
PO Box 506592, Building 4,
Level 3, The Gate District,
DIFC, Dubai,
United Arab Emirates
GECAS
GE Capital Aviation Services
Московский офис: 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, эт. 11, БЦ “Набережная Тауэр”
ICBC Financial Leasing
10/F, Bank of Beijing Building,
17(C) Jinrong Street, Xicheng District,
Beijing 100033, China
т. +86-10-66-10-58-88, ф. +86-10-66-10-59-99
Nordic Aviation Capital (NAC)
Stratusvej 12,
7190 Billund, Denmark
SMBC Aviation Capital
IFSC House, IFSC
Dublin 1, Ireland
Textron Financial
Willis Lease Finance Corporation (WLFC)
Авиакапитал-Сервис
119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18
Генеральный директор
ПАХОМОВ Роман Викторович
Авиализинг
614016, г.Пермь, ул.Куйбышева, д. 47
т./ф.: (342) 238-46-40, 239-33-89, 239-34-85
Генеральный директор
КИНДЕРКНЕХТ Владимир Викторович
БОТ Лизинг (Евразия)
ООО “БОТ Лизинг (Евразия)”
127473, г. Москва, ул. Краснопролетарская, д 36,
т. +7 (495) 775-75-35
Генеральный директор
ТЭЦУХИСА, Хаяси
ВТБ-Лизинг
127473, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, блок C
т. (495) 514-16-51, ф. (495) 514-16-50
Генеральный директор ИВАНТЕР Дмитрий
ВЭБ-лизинг
125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10, БЦ “Воздвиженка-центр”, эт. 6
т. (495) 981-42-40, ф. (495) 981-42-39
Генеральный директор Гайченя Юрий Николаевич
Газтехлизинг
117133, г. Москва, ул. Академика Варги, д. 8, корп. 1
т. (495) 663-88-77, ф. 663-88-76
Генеральный директор ТРОЯНОВ Антон Эдуардович
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
125284, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 31а, стр. 1
т.: (495) 221-00-12, 8-800-200-12-99, ф. 221-00-06
Генеральный директор ХРАМАГИН Сергей Николаевич
- 1 из 2
- ›
Google предполагает, что вам это будет интересно
В тренде
Фотогалереи
Блоги
Вертолеты
Видеосюжеты на ATO.ru
Контакты
Наши партнеры
Каналы
- Авиакомпании
- Аэропорты
- ТОиР
- Деловая авиация
- Промышленность
- Вертолеты
Типы материалов
- Новости
- Аналитика
- Блоги
- Обзор прессы
- Мнения
- Интервью
- Фотогалереи
- Официальные документы
- Пресс-релизы
- Программа Sukhoi Superjet 100
- Программа МС-21
- Семейство Ан-148/158
- Сверхзвук в ГА
- Статистика
- Тест-полеты, оценки эксплуатантов
- Все темы >>
- Безопасность
- Грузоперевозки
- Летная эксплуатация
- Лизинг
- ОрВД
- Регулирование
- Страхование
- Финансы
- Другие теги >>
Компании
- Аэрофлот
- Трансаэро
- Uzbekistan Airways
- Катэкавиа
- Авиа Групп
- Антонов
- Климов
- Новапорт
- Все компании >>
Авторы
- ATO.ru
- Aviation week
- АЭВТ
- Алексей Синицкий
- Артём Кореняко
- Артур Нургалеев
- Все авторы >>
Выставки и конференции
- Премия “Крылья России”
- МАКС
- NAIS&CA
- JetExpo
- HeliRussia
- Важнейшие события
- Другие мероприятия
Издания
- Авиатранспортное обозрение
- Show Observer
- Ежегодник АТО
- Russia/CIS Observer
Бюллетени ATO.RU
- Ежедневный дайджест
- Главное за неделю
- Обозрение ТОиР
- Обозрение “IT и авиация”
- Информационный бюллетень
2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта – mobix1.ru
Лизинг и авиация. Разложим по полочкам.
Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка
С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.
Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.
Финансовый анализ
Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.
.
Лизинг и авиация
Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.
Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.
Изменение законодательства
В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.
Лизинг и авиация
Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.
Выбор оператора
Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.
Можно ли продать имущество, находящееся в лизинге?
Предлагаем читателю рассмотреть ситуацию, с которой столкнулся бухгалтер компании. Руководство планирует сделку по продаже имущества, которое находится в лизинге у организации. Однако главный бухгалтер сомневается, имеет ли право организация продавать имущество, собственником которого она не является.
Организацией в 2017 г. был заключен договор лизинга автомобиля, срок действия которого 1 год. Лизинговое имущество учтено на балансе лизингодателя. Поскольку договор лизинга еще не закончился, то имущество лизингополучателем не выкупалось. При этом, как было сказано выше, Лизингополучатель планирует сделку по продаже автомобиля третьему лицу (физическому лицу).
Рассмотрим ситуацию учитывая, что срок окончания договора лизинга — 28.10.2018 г., а сделка по продаже автомобиля предполагается в начале августа 2018 г.
Обратимся к нормам ГК РФ
Гражданское законодательство определяет лизинг как разновидность аренды — финансовая аренда (лизинг). Следовательно, к лизингу применимы общие положения аренды (параграф 1 гл. 34 ГК РФ).
Согласно ст. 625 ГК РФ к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) общие положения об аренде применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих договорах.
Пунктом 2 ст. 615 ГК РФ определено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал, если иное не установлено ГК РФ.
Однако, как мы видим, данной норме, речь идет о возможной передаче третьим лицам в частности арендных прав, а не самого предмета договора аренды (лизинга). В рассматриваемом же вопросе лизингополучатель предполагает продать автомобиль, а не передать арендные права на него третьему лицу.
Однако исходя из п. 2 ст. 209 ГК РФ только собственник (арендодатель, лизингодатель) вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Что говорит закон № 164-ФЗ?
Лизингодатель — это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
А Лизингополучателем признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга (п. 1 ст. 4 закона № 164-ФЗ).
Обращаем внимания читателя на то, что Лизингодатель приобретает имущество в собственность и передает его Лизингополучателю во временное владение.
При этом п. 1 ст. 11 закона № 164-ФЗ установлено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, продолжает оставаться собственностью лизингодателя.
В общем порядке условиями договора лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя (п. 1 ст. 19 закона № 164-ФЗ ), при этом в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга (п. 1 ст. 28 закона № 164-ФЗ).
Однако в рассматриваемой ситуации этого не происходит. То есть имущество продолжает оставаться в собственности Лизингодателя (арендодателя), поскольку арендатор еще не рассчитался по договору и окончательный выкуп не произошел.
Как же быть?
Учитывая вышеизложенное, для того, чтобы предполагаемая сделка по продаже лизингового имущества была правомерной, к лизингополучателю должно перейти право собственности на автомобиль.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона № 164-ФЗ договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
В этом направлении и следует действовать лизингополучателю, а именно договариваться с лизингодателем-собственником имущества, об внесении изменений в договор лизинга. Полагаем это можно сделать, заключив дополнительное соглашение о том, что право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, например, по факту выплаты всех платежей, предусмотренных договором, досрочно.
В дальнейшем, следуя условиям дополнительного соглашения, лизингополучатель получит право собственности на объект движимого имущества. И это принципиально, поскольку до перехода к Организации (лизингополучателю) права собственности на это имущество распорядиться им, заключив договор купли-продажи, нельзя.
Реализация основных средств, осуществляемая по договору купли-продажи, по которым, согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон (ст. 454 ГК РФ).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. Факт несоответствия цены, предусмотренной конкретным договором между субъектами хозяйственной деятельности, рыночным ценам может устанавливаться только по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, поскольку сделки между лицами, не обладающими признаками взаимозависимых, в силу прямого указания норм НК РФ признаются рыночными.
В рассматриваемом случае, полагаем, что Организация при формировании цены продажи полученного в собственность бывшего лизингового имущества, вправе учесть свои расходы, связанные с его приобретением (цена договора лизинга). Однако при этом, цена продажи должна стремиться к уровню рыночной. В противном случае, налоговый орган при проведении проверки, вправе будет рассматривать расходы, понесенные Организацией во исполнение договора лизинга, как экономически не обоснованными и не связанными с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 252 НК РФ).
Краткие итоги
Только собственник может продать имущество, в то время как арендатор (лизингополучатель) не является собственником арендуемого имущества.
При этом Арендатор вправе с согласия арендодателя передавать третьим лицам арендные права, а не сам предмет договора аренды (лизинга).
Продажа арестованных авто после лизинга: особенности сделки и риски для покупателя
ТОП-11 компаний, где можно купить арестованные авто
Конфискованное и арестованное авто: есть ли разница
Приобретение конфискованного, арестованного или изъятого у лизингополучателя имущества позволяет купить машину и оборудование по цене ниже рыночной. Разберемся, чем отличаются эти виды активов.
Конфискованная собственность — это вещи, которые перешли во владение государства, а арестованное имущество приставы реализуют с целью покрытия долгов неплательщика. В обоих случаях продажа автомобилей, техники, оборудования будет проходить через аукционы.
Иногда заемщики и лизингополучатели из-за финансового состояния не могут выполнять обязательства, прописанные в договоре. Проще говоря, перестают платить. В таком случае залог и лизинговое имущество изымается в добровольном либо принудительном порядке. Реализация залогового имущества осуществляется через аукционы, как и распродажа предметов лизинга, изъятых у лизингополучателей.
Также прочитайте: Порядок расторжения договора лизинга по инициативам лизингодателя или лизингополучателя
Для большинства кредитных и лизинговых организаций проведение торгов не является профильным занятием. Их основной бизнес — лизинг или займы, а продажа б/у авто представляет сопутствующее направление деятельности.
Обычно компании публикуют на своем сайте специальный каталог изъятой техники, доступной для покупки. Такой раздел есть, к примеру, на сайте «РЕСО-Лизинг». Некоторые компании размещают объявления о продаже арестованного имущества на популярных интернет-ресурсах. Например, «Элемент Лизинг» публикует информацию о продаже автомобилей, изъятых у лизингополучателей, на авто.ру.
Особенности продажи арестованных машин
В приобретении арестованных машин нет сложностей. Первым делом нужно ознакомиться с предложениями по реализации изъятых автомобилей. Зайдите на официальный сайт лизинговой компании и найдите раздел «Распродажа». Обычно в нем представлено все имущество, которое можно купить со скидкой. Некоторые компании, например, «ВЭБ-лизинг», разделяют продажу авто с пробегом по городам. Это позволяет сразу просматривать предложения из своего региона.
В каталоге реализуемых машин указаны цены, но вы можете попросить скидку.
Лизинговой компании или банку невыгодно замораживать деньги и держать авто на стоянке. Организации хотят быстрее продать изъятое имущество, а потому готовы торговаться.
Приобрести изъятые автомобили можно только на собственные деньги.
В лизинг такой транспорт оформить нельзя. Если цена и машина устраивает, внести деньги можно наличными в кассу продавца или переводом на расчетный счет.
Какие автомобили можно купить
Каталог реализуемых автомобилей на сайтах лизинговых компаний регулярно обновляется. В него попадают изъятые машины и авто, возвращенные лизингополучателями добровольно, когда выкуп машины не предусматривался.
Чаще всего в каталогах реализуемых автомобилей встречаются популярные легковые машины иностранных брендов, такие как Nissan X˗Trail и Qashqai, Toyota Camry, KIA Sportage. Можно купить изъятые автомобили уровнем выше, например, в списке на продажу у компании «ВТБ Лизинг» есть Audi A7L и Cadillac ESCALADE K2XX Platinum.
Ряд компаний продает грузовые автомобили. Например, «Сбербанк-Лизинг» реализует седельные тягачи Mercedes-Bens Actros и КАМАЗы. Продажа специальной техники встречается значительно реже. Подобные предложения есть в компании «МКБ-Лизинг».
Риски при покупке арестованных автомобилей
Приобретение изъятых автомобилей не несет для покупателя каких-то рисков. Лизинговые компании являются собственниками машин и соблюдают юридическую чистоту сделки. Организации сообщают, имеются ли обременения, и при необходимости соглашаются заняться их снятием.
Техническое состояние реализуемых авто находится на хорошем уровне. Лизинговые компании следят за соблюдением условий эксплуатации машин и ограничивают пробег транспорта.
Например, «Альфа-Лизинг» не разрешает проезжать более 15 000 км в год на легковых автомобилях, оформленных в лизинг. Подобный подход приводит к тому, что продаваемые машины нередко оказываются в идеальном состоянии.
Перед продажей транспорт проходит полный осмотр, диагностику и необходимый ремонт. Некоторые фирмы для этих целей открывают собственные автоцентры, например, такая практика характерна для компании «Каркаде Лизинг».
Если авто имеет недостатки, их не будут скрывать, но все же техническое состояние машины нужно внимательно проверять в присутствии компетентных специалистов. Тщательно изучите документы и проверьте ограничения на регистрационные действия после покупки.
Преимущества оформления арестованного транспорта в собственность
Покупка изъятого автомобиля позволяет существенно сэкономить, потому что лизинговые компании и банки предлагают такое имущество по ценам ниже рыночных. При этом возможен дополнительный торг. Техническое состояние машин, которые были в лизинге, будет хорошим, так как транспорт обслуживается в фирменных сервисах.
О юридической чистоте сделки можно не беспокоиться. Главное, внимательно прочитать договор и заранее узнать, есть ли какие-то обременения на авто.
Лизинговый конфискат и изъятая техника
Изъятая техника Европлан
- https://europlan.ru/auto/search/Wu0QeQ_J-Emv6EBTuMKkCg#list– каталог автомобилей на официальном сайте. Для того, чтобы посмотреть именно проблемные активы, нужно поставить галочку “Распродажа” в фильтре поиска. В противном случае, будут показаны все б/у автомобили каталога, которые размещены там автомобильными салонами-партнерами.
- https://auto.ru/dealers/9472/ – профиль ЕП на портале auto.ru
- https://auto.ru/dealers/9462/ – еще один профиль Европлан на авто.ру, но при этом размещено в два раза больше машин, чем в первом.
- https://www.avito.ru/user/f36a0cf4efbc32beca90ce8a43f8ea68/profile – магазин Europlan на Авито.
Изъятая техника Carcade
- https://carcadeauto.ru/catalog/ – Каркаде Авто. Официальный салон по продаже изъятых автомобилей лизинговой компании Каркаде
- https://www.avito.ru/user/01d9a24fa91ca8ebcf4089c8987e62b8/profile – автообъявления Каркаде на Авито. Как ни странно, объявления более актуальные чем на сайте Каркаде Авто
Изъятая техника ВЭБ-лизинг
- https://autosale.ru – главный портал изъятой техники ВЭБ Лизинг. Продажа происходит путем аукциона. Чтобы получить доступ на аукционы, необходимо пройти процедуру аккредитации, а также поместить на депозит не менее 50 000 рублей для подтверждения серьезности своих намерений.
Остальные профили ВЭБ Лизинг(Авито, Авто.ру и т.д.) по продаже изъятой техники уже не действуют.
Изъятая техника ВТБ Лизинг
- https://vtb-leasing.ru/market/– каталог автомобилей на официальном сайте ВТБ Лизинг. Стоит сразу отметить, что ВТБ Лизинг реализует автомобили исключительно “в деньги”. Т.е. в лизинг не финансируют.
- https://auto.ru/dealers/11294-363e42/– лизинговый конфискат на сайте Авто.ру
- https://www.avito.ru/vtb-leasing/rossiya – грузовая изъятая техника АО ВТБ Лизинг на Авито.
- https://www.avito.ru/user/a3df65f5133500a70331b984e8d53b69/profile – распродажа легковых автомобилей ВТБ Лизинг.
Изъятая техника РЕСО-Лизинг
- http://www.resoleasing.com/leasing_uslugi/rasprodazha/ – распродажа конфискованного имущества РЕСО-Лизинг, в т.ч. оборудования.
- https://www.avito.ru/user/a23dc35a45d1e62a1e7d1072b290c310/profile – профиль РЕСО Лизинг на Авито.ру
- https://auto.ru/diler/cars/all/reso_lizing/ – изъятые автомобили РЕСО Лизинг на Авто.Ру.
Изъятая техника Стоун XXI
- http://www.asket-auto.ru/– ЛК Стоун XXI реализует проблемные активы через автосалон Аскет Авто.
Изъятая техника Сименс Финанс
- http://finance.siemens.ru/financialservices/ru/ru/products-solutions/sales/pages/index.aspx – проблемные активы Сименс Финанс на официальном сайте. Помимо транспорта имеется также различное оборудование.
- https://www.avito.ru/user/5abe52f08ce39370238e8b83520f9a71/profile?id=1631903433&src=item– лизинговый конфискат Сименс Финанс на Авито.
Изъятая техника Южноуральский лизинговый центр
- http://su-leasing.ru/leasing-confiscated/ – лизинговый конфискат от Южноуральского лизингового центра.
Изъятая техника Ураллизинг
- https://www.urall.ru/rasprodazha – проблемные активы в виде автотранспорта, спецтехники, оборудования и недвижимости на официальном сайте.
- https://www.avito.ru/user/781660ff0ee377668db22203f21b457c/profile – Ураллизинг на сервисе объявлений Авито.
Изъятая техника Совкомбанк Лизинг
- https://sovcombank-leasing.ru/sale/ – распродажа техники на официальном сайте. Слева будет меню, через которое необходимо выбрать тип интересующего транспорта.
Изъятая техника Сбербанк Лизинг
- http://www.sberleasing.ru/ru/realizaciya-imushestva/ – реализация проблемных активов от Сбербанк Лизинг. Сайт неинформативен, т.к. цены имущество не указаны. Рекомендуем смотреть их по ссылке ниже
- https://auto.ru/dealers/6400/ – Сбербанк Лизинг на авто.ру с ценами и контактами
- https://www.avito.ru/sberleasing– конфискат Сбербанк Лизинг на Авито.
Изъятая техника Альфа-лизинг
- http://alfaleasing.ru/sale/sale-of-property/ – список реализуемого имущества от Альфа-Лизинга. Оборудование, коммерческая недвижимость, автотранспорт и спецтехника.
- https://www.avito.ru/user/28f2b03f913c9bff30774b86fcef5501/profile?id=1212571160&src=item– изъятые лизинговые автомобили от Альфа-Лизинг на Avito.ru
Изъятая техника УРАЛСИБ Лизинговая компания
- https://www.ileasing.ru/bu_tehnika/ – недвижимость, оборудование, техника, автомобили от ЛК Уралсиб(Интерлизинг).
Изъятая техника Балтийский Лизинг
- http://baltlease.ru/secondhand/190/ – распродажа имущества на официальном сайте ЛК Балтийский Лизинг.
- https://auto.ru/dealers/10978-28f37/ – профиль на Авто.ру
- https://www.avito.ru/user/51c8a5677403dc8b7a3e9054f52bf2e7/profile?id=1146352078&src=item – продажа лизингового конфиската от Балтийский Лизинг на портале Авито.
Изъятая техника Газпромбанк Лизинг
- https://gpbl.ru/realizaciya-imushchestva/ – реализация проблемных активов идет через официальный сайт компании Газпромбанк Лизинг.
Изъятая техника Росбанк Лизинг
- https://www.rosbank-leasing.ru/realizaciya-imushestva/ – каталог автомобилей на сайте Росбанк-Лизинг.
- https://auto.ru/dealers/6636/ – профиль на auto.ru
- http://clcom.ru/market/ – лизинговый конфискат от Столичного лизинга
- https://auto.ru/dealers/1152/– профиль на auto.ru
- http://yarkamp-leasing.ru/product/ – проблемные активы ЯрКамп лизинг на официальном сайте компании. Реализация, в основном, автобусов.
- https://www.rosagroleasing.ru/sale/catalog/ – конфискат спецтехники Росагролизинг на официальном сайте.
Изъятая техника КАМАЗ Лизинг
- http://kamazleasing.ru/in-stock/usedauto1/ – изъятая грузовая техника на сайте КАМАЗ Лизинг.
Изъятая техника Элемент Лизинг
- https://www.avito.ru/element2004 – магазин конфиската Элемент Лизинг на Авито.
- https://auto.ru/dealers/14046-7a8d/– изъятые лизинговые автомобили от компании Элемент Лизинг на Авто.Ру
Изъятая техника Эксперт Лизинг
- Комментарии 18
- Комментарии на Facebook
у каркады есть еще на сайте распродажа, добавте http://www.carcade.com/rasprodazha/
Добавили ссылку, спасибо!
Каркаде и вэб лизинг с авто.ру пропали.
https://auto.ru/dealers/14297-d1dcf/ ВЭБ лизинг ПИТЕР
Кредит на машину оформели на меня ,а платежь делала организация, делали просрочку платежа, пении росли ,теперь не хотят платить пени ,мне теперь делать?
Кредит на машину оформели на меня ,а платежь делала организация, делали просрочку платежа, пении росли ,теперь не хотят платить пени ,мне теперь делать?
Платить просрочку. Машину не выкупишь, пока полностью не закроешь долги и не сделаешь выкупной платеж. Просто не подготовят документы и не отдадут ПТС.
А организация просто покредитовалась за твой счет.
Добавьте этот сайт:
http://2gazeli.ru
Это сайт изъятой техники Элемент Лизинг
Интер лизинг очень сильно подставил, договорились о приобретении автомобиля, сьездили посмотрели, согласовали скидку и в день приобретения сказали, что машину продали . Три недели ждали и в итого потеря времени и авто. Алексей менеджер по продажам не удосужился даже позвонить и предупредить. Не советую связывать с такими безответственными людьми
1. Интерлизинг то здесь причем? Продала то автомобиль не лизинговая компания, а Поставщик. В данном случае все вопросы именно к автосалону (продавцу), который продал выбранный Вами авто.
2. Три недели ждали чего / кого?
3. Чтобы подобных ситуаций избегать, как правило автомобиль бронируют за собой, внеся минимальную предоплату за него (10-50 тыс. рублей) и заключив предварительный договор. После оплаты лизинговой компанией полной стоимости автомобиля автосалон вернет Вам предоплату.
Покупал в Каркаде сцепку МАЗ 5440А9 и прицеп Когел – все хорошо прошло. Четко.
А где изьятая техника Эволюция лизинг найти?
Они только на рынок вышли. Еще наверное ничего не забрали ни у кого.
Как продать лизинговый автомобиль
Лизинг – это аренда авто с последующим выкупом. Подобный вариант покупки особенно удобен для тех, у кого недостаточно денег для того, чтобы стать обладателем дорогостоящего автомобиля. Однако зачастую у лизингополучателей возникает необходимость продать машину после лизинга. Автокод расскажет о тонкостях реализации таких авто.
Можно ли продать машину в лизинге
Все зависит от условий договора. Чаще всего лизинговые компании вносят в документ пункт, который запрещает продажу транспортного средства третьему лицу до тех пор, пока лизингополучатель не выплатит все деньги за машину. Иначе новый владелец не сможет пройти процедуру регистрации в ГИБДД.
Но и при подобных условиях существует несколько способов продать автомобиль юридическому или физическому лицу. Главное условие такой сделки – погасить оставшийся долг по договору. При этом до продажи лизинговой машины арендатору необходимо выплатить хотя бы 50 процентов от его стоимости.
Есть два способа продажи:
- лизингополучатель расторгает договор и затем реализует ТС на вторичном рынке (при этом необходимо помнить, что практически каждый договор лизинга предусматривает денежную компенсацию за досрочное прекращение отношений с компанией, которая предоставила вам машину);
- лизингополучатель перепродает свои обязательства третьему лицу (в результате остаток денежных средств выплачивает новый владелец транспортного средства).
Как продать автомобиль в лизинге юридическому лицу
В интернете или печатных СМИ легко найти рекламные объявления компаний, которые занимаются выкупом лизинговых машин. Фирмы, занимающиеся выкупом, обещают до 98 процентов от рыночной стоимости подержанного авто. На деле все не так радужно, как казалось бы. Сумма, которую вы сможете реально заработать на продаже лизингового ТС, зависит от:
- остатка выплат лизингодателю (понятно, что чем меньше сумма, которую осталось выплатить арендатору, тем более крупную сумму он получит от покупателя);
- стоимости работы сотрудников компании (в среднем она равна 5-7 процентам от цены машины);
- состояния транспортного средства.
Не забывайте, что просто так платить деньги никто не хочет. Перед продажей нужно будет предоставить представителям компании квитанции и прочие бумаги, подтверждающие сумму, которую вы уже выплатили за лизинг. Кроме того, технические специалисты фирмы-приобретателя проведут тщательный осмотр ТС и при оценке состояния учтут все недочеты. Поэтому перед тем, как обращаться в компанию, которая занимается выкупом лизинговых автомобилей, важно провести тщательную предпродажную подготовку.
Как продать автомобиль после лизинга физическому лицу
Многие владельцы лизинговых ТС интересуются, можно ли продать такое ТС физическому лицу. Продать – можно. И процедура проведения сделки в принципе идентична той, что и лицу юридическому. Для переоформления договора покупателю придется предоставить лизингодателю:
- паспорт;
- документы, подтверждающие его платежеспособность (справка о зарплате, выписка из банка и т. п.).
Дополнительно, возможно, придется представить третий документ (загранпаспорт, права и др.).
Продавать лизинговый автомобиль физическому лицу выгоднее, так как владелец договаривается с приобретателем напрямую, без посредников. В то же время найти покупателя бывает достаточно сложно. Поэтому перед тем, как продавать авто – закажите подробный отчет с историей автомобиля на всероссийском интернет-сервисе «Автокод». Для этого зайдите на главную страницу сайта avtocod.ru и введите государственный регистрационный знак или ВИН-код транспортного средства. В полном отчете будет находиться самая актуальная и подробная информация о ТС:
- год выпуска;
- количество хозяев;
- пробег;
- число ДТП;
- ограничения ГИБДД.
В том числе там будут содержаться сведения о том, находится авто в лизинге или нет.
Если нашли, кому продать машину – покажите отчет с интернет-портала Автокод. Это послужит доказательством честности, и покупатель, доверяя вам, согласится на покупку гораздо быстрее.
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Также можно предъявить отчет сервиса проверки владельца авто, который показывает отсутствие проблем с законом, долгов, исполнительных производств, действительность паспорта и проч. Посмотреть пример отчета