Проблемы с ОСАГО

Почему страховые отказывают в ОСАГО

Если страховая компания отказала в выдаче полиса ОСАГО, выясните причину. Как правило, она может быть быстро устранена, и вы оформите договор без дополнительных проблем. Это могут быть технические сбои на сайтах или не предоставление клиентом необходимых документов. Поэтому может потребоваться немного подождать или выполнить требования страховой компании. По закону страховая компания не вправе отказывать в оформлении договора, за это может быть начислен штраф как страховому агенту, так и самой организации. Если сделка несет для страховщика повышенный риск, компания может пойти на уловки, чтобы клиент сам ушел в другую страховую компанию, особенно это касается оформления электронного ОСАГО. Мы расскажем, что можно сделать и как оформить полис, даже, если страховщик препятствует этому.

Причины отказов в ОСАГО

Объективных причин, почему страховая отказывает в страховании ОСАГО немного, но они есть. Виновниками могут быть качество связи, страховщик или клиент.

Ухищрениями страховщиков, направленными на то, чтобы клиент сам отказался от заключения договора, могут быть организованные технический сбои, проблемы с вводом капчи и смс-кодов, увеличение срока проверки авто.

Технические проблемы и сбои

При оформлении полиса через сайт компании, многое зависит от скорости вашего интернета. Если передача данных осуществляется медленно, заявка может быть сброшена системой.

Заявку будет невозможно отправить, при наличии технических сбоев на сайте страховщика. Если не происходит обмен данными с РСА из-за проблем со связью, страховщик также не сможет проверить документы клиента и оформить ОСАГО.

Если страховая компания не желает заключать сделку, могут быть имитированы технические сбои на сайте, в результате которых клиент перенаправляется в другую страховую компанию, либо совершает круг и возвращается на главную страницу сайта. При попытке узнать причину в службе поддержки, клиенту разъясняется, что программа временно не работает, обратитесь позже.

Нечитаемая капча и проблемы с SMS

При оформлении е-ОСАГО клиенту может быть предоставлен нечитаемый код «CAPTCHA». Если поле заполнить некорректно, в заключении договора будет отказано.

Причиной является то, что страховые компании использовали в сочетании латинские и кириллические символы или применили одноцветные с фоном символы. Поэтому ввести код верно в принципе невозможно.

В результате пользователь несколько раз пробует вводить различные коды, у него ничего не получается и ему приходится посещать офис страховой компании.

Аналогичная ситуация складывается, когда страховая компания присылает пароль, который ввести невозможно по тем же причинам. Вводить его приходится методом подбора и не всегда успешно. Затем система присылает оповещение, что срок введения вышел и необходимо запрашивать новый пароль. Иногда код подтверждения электронной подписи вообще может не поступить.

Некорректная проверка автомобиля

Следующая уловка страховщиков – длительная проверка автомобиля. Вместо нескольких минут срок проверки может затянуться на месяц. Клиенты редко соглашаются ждать и уходят в другую страховую компанию.

Повышение ценника в офисе компании

Отдельные страховщики так завышают стоимость полиса, что клиент просто отказывается заключать договор.

Нет бланков в наличии

Может возникнуть ситуация, когда клиент обращается к страховщику (в представительство или онлайн) и ему отказывают, объясняя это отсутствием бланков полисов. С одной стороны, действительно полиса являются документами строгой отчетности. Они выдаются РСА строго по установленным лимитам для контроля над оформленными страховками и выявлением поддельных полисов. Теоретически они могут закончиться. Однако, ЦБ обязывает компании обеспечивать бесперебойное оказание услуг в области обязательного страхования.

Обращение в другую СК

Завуалированным отказом является предложение оформить полис в той страховой компании, где был оформлен предыдущий полис клиента. Говорят о том, что там вам предоставят лучшие условия, как постоянному клиенту.

Могут вообще направить транспорт на осмотр по месту регистрации клиента, чтобы он отказался от оформления полиса.

Отсутствие необходимых документов

Мотивом отказа может послужить предоставление заемщиком не полного комплекта документов. Например, могут потребовать представить справку с места работы. Это не может являться объективной причиной, т. к. список необходимых документов определен в ФЗ о № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и страхователь не вправе выставлять дополнительные требования.

Другие причины

Причиной незаконного отклонения заявления может служить отказ страхователя от дополнительных услуг страховщика, например, в нагрузку к полису ОСАГО требуют застраховать жизнь и здоровье.

Могут отказать в оформлении, если страхователь пришел в офис к его закрытию и договор попросту не успеют заключить.

Может ли страховая отказать в ОСАГО

Есть несколько законных причин отказа. После их устранения договор может быть оформлен на стандартных условиях.

Что говорит закон

Оформление обязательной страховки – право автовладельца по закону, оно определено в ст. 426 ГК, где указано, что страховщик обязан заключать договор со всеми водителями, обращающимися к нему. Отказ в страховании ОСАГО недопустим.

Законные причины отказа

Причины, на основании которых страховщик вправе отказать в выдаче полиса ОСАГО:

  • Клиент не предоставил все необходимые документы для заключения договора;
  • Сбой в обмене информацией между СРА и СК;
  • Отсутствие доверенности, если страховка оформляется третьим лицом;
  • Если водитель отказался предоставить ТС для осмотра.

Отказ доводится до клиента в письменном виде, с отправлением копий в РСА и ЦБ.

Читайте также:  Льготы по страхованию автомобиля ОСАГО

Что делать

Если вам отказали в выдаче полиса законно, исправьте причину отказа и оформляйте полис. Например, соберите пакет документов, оформите доверенность, пригоните ТС для осмотра.

Пути решения проблем

В зависимости от проблемы, ее решение будет разным:

Технические сбои, проблемы с введением кодов и капчи

Подождите 1–2 часа и повторите попытку, обратитесь в офис СК.

Завышение стоимости ОСАГО, навязывание дополнительных услуг

Попросите дать расшифровку стоимости полиса и поставьте в известность РСА.

Требуют дополнительные документы

Запросите перечень необходимых документов для оформления ОСАГО и подавайте жалобу.

Не можете посетить офис СК из-за его графика работы

Оформите электронный полис на сайте компании.

Если в выдаче полиса отказали незаконно, дальнейшие ваши действия могут быть следующими:

  • Составьте в СК письменный запрос на оформление полиса и потребуйте письменного отказа;
  • Обеспечьте аудиозапись при телефонном разговоре с представителем СК;
  • Подавайте жалобу в РСА, ЦБ России, Роспотребнадзор;
  • Составьте исковое заявление в суд или прокуратуру.

Если вы не хотите нервничать или полис нужен срочно, переходите в другую страховую компанию.

Ответы на вопросы

Можно ли получить отказ в оформлении ОСАГО, если я был виновником нескольких аварий и уже производились выплаты по моему полису?

Нет, это не может быть причиной отказа.

Может ли отказ в выдаче полиса быть связан с типом транспортного средства?

Нет, должно быть застраховано любое ТС, всех категорий и типов, за исключением ТС, указанных в Законе об ОСАГО.

Обязательно ли ехать для осмотра транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО, если есть диагностическая карта?

Нет, вы вправе отказаться.

Подведем итоги

В случае, если СК просто невыгодно заключать договор, вы не получите официальный отказ. Это же нарушение законодательства.

Поэтому они применяют разные варианты: отсутствие бланков, отправление на техосмотр в далекий пункт, технические сбои в системе, невозможность внесения данных в базу РСА.

Если вы избегаете лишних хлопот по обращению в контролирующие органы, найдите другую добросовестную страховую компанию.

Отказ в полисе ОСАГО: почему это незаконно и как действовать водителю

В соцсетях автомобилисты массово жалуются на отказы страховщиков в заключении договоров ОСАГО — чаще всего это касается немолодых машин. В региональ­ной прессе появляются публикации, в которых страховщики обвиняются в нежелании страховать автомобили старше 10 лет. Так, большой резонанс получил репортаж из Барнаула, где почти 300 владельцев автомобилей столкнулись с отказами.

Что происходит со страховками на старые машины

Судя по рассказам автомобилистов, страховщики под любыми предлогами отказы­ваются страховать немолодые авто­мобили, особенно с правым рулём — якобы для таких машин сложно и дорого искать запчасти, поэтому работать с ними невыгодно. А если клиенты продолжают настаивать на оформ­лении полиса, то страховщики придумывают технические проблемы — от отсутствия доступа к базам до отключения света в офисах.

Однако, как сообщили корреспонденту Журнала Авто.ру в Российском союзе авто­страховщиков, массового потока жалоб на доступ­ность ОСАГО в Алтайском крае пока не фиксируется. В первом полугодии в регионе было оформлено 334 тысячи полисов ОСАГО и доля жалоб на проблемы составляет малую часть. Кроме того, средняя цена полиса в Алтайском крае составляет 4256 рублей при верхней границе базового тарифа 5436 рублей. Это означает, что в регионе страховщики не фиксируют высокой убыточности. Для сравнения: в соседней Кемеровской области средняя цена полиса составляет 5686 рублей, в Омской — 5180 рублей, в Новосибирской — 5950 рублей.

В Центробанке отметили, что регулятор действительно зафиксировал в Алтайском крае рост числа жалоб на отказы, но цифры гораздо скромнее тех, что фигурируют в местной прессе: за первые 6 месяцев 2020 года в регионе было получено 8 жалоб, за аналогичный период 2021 года — 13.

Почему отказ в продаже ОСАГО незаконен

И в Центробанке, и в РСА подчёркивают, что страховщик не может отказать в заключении договора ОСАГО. «Полис ОСАГО — обязательный документ. Без него эксплуатация транс­портного средства запрещена. Страховщик не вправе отказать в полисе ОСАГО, если предо­ставлен весь пакет документов, необходимых для оформления. Если человеку отказывают в оформлении полиса, можно направить жалобу через интернет-приёмную Банка России. Банк России будет разбираться в каждом конкретном случае», — заявили в Центробанке.

«Отказать в покупке не могут совсем, поскольку это публичный договор. Но могут выявить недостоверные данные в полисе, что может привести к досрочному расторжению договора. Для случаев, когда полис ОСАГО почему-то не получилось оформить, есть система гаранти­рования “Е‑Гарант”, — сообщили в РСА. То есть никаких легальных оснований для отказа в заключении договора ОСАГО у страховщиков быть не может, независимо от возраста машины.

Могут ли страховщики прекратить договор досрочно

У страховщиков действительно есть возможность прекратить договор досрочно на основании того, что страхователь предоставил недосто­верные данные. Например, адрес регистрации авто­владельца. Довольно часто водители меняют место житель­ства и адрес, но не обращаются в ГИБДД для исправления этих данных в документах регистрации автомобиля.

Впрочем, расторжение договора по этой причине можно оспорить. Верховный суд, разбирая несколько дел, указал, что смена адреса регистрации не влияет на досто­верность данных, предо­ставленных страховщику при заключении договора ОСАГО. Кроме того, ВС подтвердил, что смена адреса после заключения договора не может быть поводом для отказа в выплате. Главное, что автомобиль и его владелец остались прежними.

Читайте также:  Отсутствие ОСАГО при ДТП у виновника

Что делать, если отказывают в заключении договора ОСАГО

Если страховщик пытается отказать автовладельцу в заключении договора, то необходимо обжаловать эти действия. Сначала надо получить письменный отказ. Если же письменный отказ не выдают, то достаточно описать в жалобе сложившуюся ситуацию. Жалобу нужно подать или в РСА, или в Центробанк — это можно сделать в электронном виде на сайте РСА или Центробанка. Скорость рассмотрения жалобы будет примерно одинаковой. Эффектив­ность тоже: регулятор обяжет страховщика исполнить закон.

Другой вопрос, что заключать договор с обиженным страховщиком не стоит, — это чревато дальнейшими возможными проблемами при наступлении страхового случая. В любом регионе выбор страховщиков обычно широкий, а если это не так, то договор можно заключить через электронную систему «Е‑Гарант», которую РСА разработала специально для таких случаев. Правда, летом система часто работает со сбоями — как заявили в РСА, прямо сейчас внедряется новый, более защищённый механизм оформления полисов.

Что будет, если договор так и не удалось заключить

Если, несмотря на все обращения, автовладельцу так и не удалось заключить договор ОСАГО, то формально он не имеет права ездить на автомобиле. А если поедет и попадётся без страховки, то заплатит штраф в размере 800 рублей. И может получать его за каждый день езды без страховки, если нарушение будут фиксировать дорожные камеры.

Если же полис всё-таки удалось купить, но не сразу, то никаких санкций за разрыв периода страхования не будет. Срок действия договора начинается с даты заключения, а если он был заключён в электронном виде, то через три дня с момента оплаты.

Не изменится для водителя и коэффициент бонус-малус (КБМ), который присваива­ется за безаварийную езду. Если раньше действо­вало правило, согласно которому КБМ обнулялся при прерывании срока страхо­вания, то сейчас он фиксируется для авто­владельца по состоянию на 1 апреля любого года — даже после окончания действия страховки.

ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем

Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».

Статистика против статистики

Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.

«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.

Постоянно возникают технические сбои

Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.

«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.

Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.

У таксистов тоже сложности

С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:

«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно. Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».

Читайте также:  Страхование КАСКО в Согласие

В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.

Регистрация армянская, владелец российский

Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.

«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.

Внутренний приказ или программный запрет

При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.

Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.

К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.

«Приезжайте завтра»

В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.

«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.

Если вам отказали в заключение договора ОСАГО

Банк России в письме от 20 января 2020 г. N ИН-06-59/1 проинформировал граждан о том, что необоснованный отказ в заключение договора ОСАГО при представлении владельцем транспорта заявления о заключении договора ОСАГО с необходимыми документами (заполнении электронной формы на сайте страховщика) является административным правонарушением и влечет наложение штрафа.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Закон N 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ, Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Положение N 431-П), и является публичным.

Для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства представляет страховщику документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Закона N 40-ФЗ.

Пунктом 3.2 статьи 15 Закона N 40-ФЗ установлено, что в случае представления владельцем транспортного средства ненадлежаще оформленного заявления о заключении договора ОСАГО и (или) неполного комплекта документов страховщик в день обращения владельца транспортного средства сообщает ему об ошибках в оформлении указанного заявления и (или) о перечне недостающих документов.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона N 40-ФЗ договор ОСАГО может быть составлен в виде электронного документа. В этом случае заявление о заключении договора ОСАГО подписывается электронной подписью владельца транспортного средства – физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью владельца транспортного средства – юридического лица, а представление документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона N 40-ФЗ, согласно абзацу девятому пункта 1.6 Положения N 431-П осуществляется посредством самостоятельного получения страховщиком доступа к сведениям, содержащимся в данных документах, с помощью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и (или) путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Читайте также:  Страхование ОСАГО в Уралсиб

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона N 40-ФЗ заключение договора ОСАГО подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона N 40-ФЗ.

Согласно абзацу пятому пункта 1.4 Положения N 431-П страховой полис обязательного страхования и копия подписанного владельцем транспортного средства и страховщиком (представителем страховщика) заявления о заключении договора ОСАГО выдаются страховщиком владельцу транспортного средства, обратившемуся с заявлением о заключении договора ОСАГО и, если это предусмотрено Законом N 40-ФЗ или Положением N 431-П, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий.

При заключении договора ОСАГО в виде электронного документа с учетом положений пункта 7.2 статьи 15 Закона N 40-ФЗ и абзаца одиннадцатого пункта 1.11 Положения N 431-П страховой полис, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика, незамедлительно направляется страхователю в виде электронного документа непосредственно после оплаты им страховой премии и может быть распечатан на бумажном носителе.

Учитывая изложенное, полагаем, что в случае личного представления владельцем транспортного средства заявления о заключении договора ОСАГО и всех необходимых документов либо при заполнении владельцем транспортного средства электронной формы с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и после исполнения владельцем транспортного средства обязанности по оплате страховой премии, страховщик должен заключить договор ОСАГО в день осуществления владельцем транспортного средства указанных выше действий при отсутствии законных оснований для отказа в заключении договора ОСАГО.

Необоснованный отказ страховой организации в заключении договора ОСАГО является основанием для применения административных мер, предусмотренных статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях по ст. 15.34.1 КоАП РФ относятся к компетенции Центрального банка Российской Федерации (Банка России), протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.34.1 КоАП РФ составляют должностные лица Банка России (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ) и их рассматривают (ст. 23.74 КоАП РФ):

Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители;

руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности);

руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Таким образом, рассмотрение обращений граждан по подобной ситуации находится в компетенции Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и его территориальных подразделении.

ОСАГО онлайн: что самое главное нужно знать о покупке полиса через интернет

С каждым днем в России все больше полисов ОСАГО продается через интернет. Но сохраняется главная проблема — ошибки и неточности в базе РСА (Российский союз автостраховщиков), приправленные периодической недоступностью этой базы.

В результате все потенциальные покупатели онлайн-страховок разделились на два лагеря. У одних все получается четко и быстро с первого раза (потому что их данные в базе верны), другие встречаются с неверными данными о себе в базе и либо не могут купить онлайн-полис, либо делают это с большим трудом.

Впрочем, база РСА — не статичная вещь. Она постоянно меняется и данные в ней актуализируются по мере заключения новых договоров ОСАГО. Поэтому с каждым годом ситуация будет улучшаться. Кстати, если вы рассматриваете покупку интернет-страховки в будущем, то имеет смысл в этом году при покупке бумажного полиса удостовериться, что агент или сотрудник страховой компании корректно ввели данные о вас и о вашей машине в систему. Чтобы на будущий год минимизировать проблемы с е-ОСАГО.

Что еще нужно знать, планируя покупку ОСАГО через интернет: 7 важных вопросов и понятных ответов.

1. Покупка ОСАГО онлайн: будет ли отличаться цена?

Де-юре цена ОСАГО при покупке онлайн и оффлайн отличаться не должна. Но на практике возможны варианты, о которых я сейчас расскажу.

Стоимость ОСАГО в каждой страховой в каждом регионе для каждой категории (легковые для физлиц, грузовики и прочее) фиксирована и одинакова как для онлайн-полисов, так и для бумажных полисов. Причем не важно, покупаете ли вы бумажный полис в офисе или у агента. Тарифы публикуются официально для каждого региона и для каждой категории на сайте страховой компании.

Но у страховых компаний сейчас есть “свобода” в определении тарифа в рамках 20%-ого тарифного коридора! То есть в одном регионе у разных страховых может быть немного разная цена. Но в одной страховой в одном регионе тариф должен быть одинаков везде. У меня на сайте онлайн-калькулятор считает стоимость ОСАГО именно с учетом этого.

Однако на практике в регионах, где рынок ОСАГО убыточен (а это в основном Юг России и Поволожье), страховые компании могут “тормозить” продажу бумажных полисов, навязывая дополнительные услуги.

Читайте также:  Страхование КАСКО в Москве

В результате получается, что купить ОСАГО в этих регионах по “честному” тарифу затруднительно, агенты и офисы продаж включают в стоимость дополнительные риски. И для жителей этих регионов онлайн-ОСАГО (которое продается строго в соответствии с официальным тарифом) де-факто дешевле.

А вот для жителей двух столиц, Сибири или Калинингада, например, разницы нет.

2. Какие страховые компании уже продают ОСАГО через интернет?

Реально сейчас работают сервисы по продаже е-ОСАГО только у 14 компаний. Это РЕСО-Гарантия, ВСК, Московия, Уралсиб Страхование, ЕВРО-ИНС, Ренессанс Страхование, ЭРГО-Русь, Зетта, ХОСКА, Либерти Страхование, Альфа Страхование, Интач Страхование, Партитет СК, Энергогарант. Ранее сервисы работали у Рогосстраха и Тинькофф Страхование, но были временно закрыты.

При этом примерно половина компаний из списка только продляет полисы в электронном виде, а большинство компаний страхуют через Интернет только жителей тех регионов, в которых у них есть филиалы.

Таким образом в большинстве регионов России купить новую электронную страховку можно, по сути, только у РЕСО и ВСК. На них и приходится основной объем продаж е-полисов. Менее крупная, но всё равно относительно большая филиальная сеть у Московии и ХОСКА, там тоже можно пытаться купить е-ОСАГО. У житилей Москвы и Санкт-Петербурга меньше всего проблем и наибольший выбор.

Но ситуация должна кардинально поменяться с 1 января 2017 года. В июле президент подписал закон, который делает с нового года обязательной продажу электронных страховок ОСАГО (сейчас это только право страховых компаний, но не обязанность).

*Данная информация актуальна на конец июля 2016 года.

3. Кто не сможет купить ОСАГО онлайн?

Чтобы купить е-ОСАГО должны выполниться минимум два условия: информация о страхователе и о машине должна быть в базе РСА (Российского союза автостраховщиков).

Кроме того, введенная страхователем на сайте информация должна совпадать с теми данными, которые занесла в базу РСА его последняя страховая компания.

Это значит, что страхователь и его машина за последний год должны были фигурировать в каких-либо договорах ОСАГО. Необязательно в одном и том же.

Но тут есть важная оговорка — данные о вас и о машине не должны меняться, иначе при попытке купить электронный полис данные не пройдут проверку по АИС РСА. То есть если страхователь, к примеру, сменил адрес регистрации или у машины поменялось свидетельство о регистрации, то застраховать не получится.

Формально такой ситуации не может быть, так как при смене каких-либо данных страхователь должен уведомить страховую компанию и изменить данные в полисе. Но так как на практике это мало кто делает, то и в базе содержится “старая” информация, а из-за этого не получается купить е-полис на машину после переезда, к примеру.

В случае покупки страховки с ограниченным списком водителей необходимо третье условие — чтобы данные про водителей также были в базе РСА. И необходим действующий техосмотр (или машина должна быть моложе 3 лет).

В случае если вы покупаете подержанную машину и хотите оформить е-полис, чтобы предъявить её при перегистрации на себя, то у вас не получится это сделать. Точнее говоря, вы сможете купить е-полис на старого хозяина как на собственника, но в ГИБДД его у вас не примут, так как недавно Верховный Суд разъяснил, что при постановке на учет автомобиля в полисе ОСАГО должен быть вписан уже новый владелец.

Кроме того, база РСА несовершенна и содержит много ошибок. Поэтому на практике пройти проверку данных иногда не могут и те водители, которые страхуют одну и ту же машину из года в год и у которых не менялись никакие данные.

В этом случае, чтобы узнать что за данные лежат в базе РСА можно обратиться к своему текущему страховщику (где вы оформляли полис ОСАГО в прошлом году) и попросить его перепроверить и выгрузить заново верные данные в базу РСА. Некоторые страховые компании даже делают это по телефону, некоторые — требуют визита в офис. Но это надо сделать до окончания действия прошлогоднего полиса ОСАГО.

4. Как сотрудники ДПС будут проверять полис ОСАГО, купленный онлайн?

Изначально специально для проверки электронных полисов страховщики дали доступ МВД в свою базу (это было в июне 2015 года), чтобы они через планшет (в крупных городах, где патрульные машины ими оборудованы) или по рации через диспетчера могли проверить е-полис и его актуальность по его номеру. А бумажные полисы проверяли “по старинке”, контролируя водяные знаки на предъявленном бланке.

Но сейчас ГИБДД уже начинает “пробивать” по электронной базе и бумажные полисы. А с учетом обилия фальшивок, эта практика будет только расширяться!

В общем случае: ПТС и свидетельство о регистрации на машину, паспорт собственника, водительские права (если покупаете ограниченную страховку).

Желательно также иметь под рукой: прошлогодний полис ОСАГО и диагностическую карту (если машину старше 3 лет).

5. С какими проблемами сталкивают водители при оформлении ОСАГО онлайн?

Главная проблема — невозможность пройти проверку по базе РСА, из-за ошибок в ней или из-за ошибок при вводе данных. По разным оценкам, в том числе от представителей страховых компаний, от 70% до 90% водителей встречаются с такой проблемой.

Читайте также:  Полис ОСАГО на автомобиль

6. Работает ли европротокол для полисов, купленных онлайн?

Электронный полис ОСАГО — это такой же полноценный договор страхования, всеми законами он приравнен к обычному бумажному полису. Поэтому и процедура оформления ДТП по “европротоколу” работает в случае е-полиса.

Единственный нюанс. Так как по внешнему виду распечатанного е-полиса нельзя понять, действителен он или нет, то я рекомендую в случае ДТП с обладателем е-полиса сразу на месте проверить его ОСАГО по базе РСА по номеру. Это можно сделать со смартфона через Интернет на многочисленных интернет-сервисах. Впрочем, с учетом распространенности фальшивых бумажных полисов ОСАГО, такую проверку лучше делать при любом ДТП, в котором вы не виноваты.

7. С июля 2016 вводится новая форма полиса ОСАГО: как это повлияет оформление через интернет?

Напрямую это не повлияет, так как меняется только форма бумажного бланка. Но косвенно это может подтолкнуть продажи е-ОСАГО по следующим причинам:

1) Представители страховых компаний обещали, что сразу после ввода нового бланка ГИБДД будет массово на дорогах проверять по электронной базе полисы старого образца. Это означает, что и инспекторы ДПС, и водители привыкнут к формату проверки “по базе” (а не “по бланку”), что позволит переломить недоверие некоторых водителей и сотрудников ГИБДД к электронному полису.

2) Если на рынке фальшивых страховок случится кризис (на это и рассчитывают в РСА), то часть неудовлетворенного спроса “уйдет” в Интернет.

3) Недостаток бланков нового образца у агентов или в офисах продаж страховых компаний может стимулировать новые компании запускать услугу е-ОСАГО.

С другой стороны, если борьба с фальшивками через замену бумажных бланков удастся, то в среднесрочной перспективе это улучшит ситуацию на рынке ОСАГО в “проблемных” регионах. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению спроса на интернет-страховки (из-за того, что в “оффлайне” перестанут навязывать дополнительные виды страхования).

Что нужно сделать для того, чтобы не оказаться владельцем поддельного полиса ОСАГО — читайте в блоге эксперта по страхованию.

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

ОСАГО без проблем

На маркетплейсе Banki.ru вы можете без проблем оформить ОСАГО. Все делается быстро и просто. Наш финансовый супермаркет предоставляет возможность получить электронный полис без проблем, не тратя время на визит в офис страховой компании. Все можно сделать онлайн, не выходя из дома. Получите ОСАГО и пользуйтесь им как обычным страховым полисом. Предлагаем сделать ОСАГО без проблем уже сегодня, 09.09.2021.

Введите рег. номер автомобиля, и данные о модификации заполнятся автоматически

Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номера

Или выберите марку самостоятельно, если забыли или еще не получили рег.номер

«Мастер подбора ОСАГО»

Последние купленные полисы

Как купить полис ОСАГО без проблем

Преимущества покупки полиса ОСАГО без проблем на Банки.ру

Новости ОСАГО

Нет техосмотра — нет выплат по ОСАГО?

Сервис шеринга личных автомобилей Getarent. Разбор Банки.ру

Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл

осаго

Добрый день! оформляю ОСАГО в Тинькофф Страхование не первый год: удобное оформление через личный кабинет, быстро обрабатывают страховой случай, быстрый расчёт и выплата. В. Читать полностью

Отличная страховая

Добрый день, делаю страховку на авто с 2008 года, у одного и того же страховщика. Всё устраивает,работа на вышем уровне. Даже получил скидку в 2018 году, за безаварийное вождение. Читать полностью

Заголовок

Ударили машину сзади, на следующий день обратился в страховую “Тинькофф”. Отличная оперативность, быстрота в оформлении документов, обратная связь на высоте, отдельное спасибо. Читать полностью

ОСАГО в Тинькофф – очень просто и очень дешево.

Утром в офисе обнаружила, что моя страховка неожиданно закончилась – впрочем, как всегда :) времени бегать по офисам и просчитывать, где получится “экономичнее” не было от слова. Читать полностью

Быстро. И я клиент.

Привет. Хотел поделиться тем, как я получил опыт по оформлению ОСАГО. В этом посте ничего нового, за исключением отношения.
Понятно, что купить ОСАГО проблем сейчас. Читать полностью

Спасли-таки репутацию Тинькофф

Предыстория:решила воспользоваться сервисом Тинькофф-страхование. У меня подписка PRO, обещающая7% cash back приоформлении страховки. Почему бы не воспользоваться?Назначено. Читать полностью

вот теперь и страхование))

Являюсь клиентом Тинькофф банка (дебетовая карта), все устраивает – скорость реагирования в чате, всевозможные бонусы и кэшбеки, решила вот и машинку застраховать) Процесс очень. Читать полностью

Введите рег. номер автомобиля, и данные о модификации заполнятся автоматически

Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номер

Или выберите марку самостоятельно, если забыли или еще не получили рег.номер

ОСАГО без проблем в городах

  • В Москве
  • В Санкт-Петербурге
  • В Екатеринбурге
  • В Новосибирске
  • В Нижнем Новгороде
  • В Уфе
  • В Краснодаре
  • В Самаре
  • В Ростове-на-Дону
  • В Челябинске
  • В Омске
  • В Казани
  • В Воронеже
  • В Перми
  • В Красноярске

ОСАГО без проблем в страховых компаниях

  • АльфаСтрахование
  • Ингосстрах
  • Росгосстрах (СК ПАО)
  • ВСК
  • РЕСО-Гарантия
  • СОГАЗ
  • Группа Ренессанс Страхование
  • Тинькофф Страхование
  • Сбербанк страхование
  • Энергогарант
  • Группа страховых компаний «Югория»
  • Совкомбанк Страхование
  • Абсолют Страхование
  • Медицинская акционерная страховая компания (МАКС-М)
  • РЕСО-Мед
Читайте также:  Возврат франшизы по полису КАСКО

ОСАГО без проблем

Страховой полис ОСАГО — обязательный документ для всех автовладельцев. Нельзя водить и регистрировать машину без ОСАГО, это приведет к штрафам. Оформление страховки не займет много времени, если провести процедуру через интернет. Стоимость электронного полиса не отличается, а документ вступает в силу через 3 дня после отправки заявки.

Что такое ОСАГО и для чего нужен полис?

Страховка помогает защитить себя от больших трат при попадании в ДТП. Если по вине водителя происходит авария, страховая компания возмещает ущерб пострадавшим. Например, страховщик выдает компенсацию, если водитель врезался в здание, светофор, сбил человека, повредил чужой транспорт во время ДТП.

Полис ОСАГО — такой же обязательный документ для водителя, как и водительские права, поэтому его нужно всегда иметь при себе во время вождения.

Страховка ОСАГО не предполагает возмещение ущерба, если во время аварии пострадал ваш автомобиль, но виновником ДТП были вы. Поэтому можно приобрести также страховку КАСКО. Если ваш автомобиль получил повреждения по вине другого автовладельца, вам выплатят компенсацию из его страховки ОСАГО. Если виноваты оба водителя, то размер компенсации и степень вины определяет суд.

Если автовладелец испортил чужое имущество, компания выдаст максимум 400 000 рублей, если нанес вред здоровью — 500 000 рублей.

В ДТП, где есть пострадавшие, учитывается ряд факторов:

  • траты на лекарства, лечение, средства передвижения, если это невозможно получить по ОМС;
  • другие расходы, например питание, дополнительный уход, профессиональная переподготовка;
  • траты на погребение;
  • выплаты по потере кормильца.

Сегодня необязательно ехать в офис страховой компании и стоять в очередях. Купить полис ОСАГО без проблем можно через интернет. Не следует рисковать и водить машину без полиса. В случае аварии это приведет к большим тратам, а при проверке инспекцией ГИБДД — к штрафу до 800 рублей.

ОСАГО оформляется ровно на год, затем автовладелец получает новый класс. Стоимость увеличивается, если он за этот год попадал в аварии по своей вине, и уменьшается, если страховых случаев не было.

Чтобы доставить автомобиль к месту регистрации, можно оформить ОСАГО онлайн на 20 дней. Без страховки запрещено регистрировать транспортное средство.

Цены на ОСАГО

Стоимость страховки ОСАГО контролируется государством, поэтому не стоит ждать больших скидок. Цена складывается из базового тарифа, который имеет утвержденный максимум, и дополнительных коэффициентов, среди которых:

  • стаж и возраст водителя;
  • количество водителей, допущенных до конкретного автомобиля, их возраст и стаж;
  • КМБ (зависит от того, бывали ли уже аварии по вине автовладельца);
  • территория, на которой используется авто.

Компания будет учитывать также технические характеристики и мощность автомобиля. Чем выше мощность двигателя, тем дороже страховка.

Лучший способ снизить цену полиса — аккуратно водить и не попадать в ДТП по своей вине. Коэффициент КМБ будет снижаться ежегодно. Максимальный размер скидки, которую можно получить за аккуратное вождение, — 50%.

Также можно оформить ОСАГО на двух водителей, из которых один имеет большой стаж вождения, и отказаться от покупки открытой страховки, которая подразумевает пользование автомобилем любыми лицами.

Компании иногда предлагают дополнительные услуги, например страхование жизни и здоровья. Такая страховка необязательна для водителя. Если он пострадает в ДТП, компенсация будет начисляться с полиса ОСАГО того, кто причинил вред здоровью, поэтому от дополнительных видов страхования можно отказаться, если вы хотите сэкономить.

Оформить ОСАГО онлайн без проблем можно только при наличии банковской карты. Переводы с электронных кошельков не принимаются. Если вы используете машину только в определенный сезон, укажите это в страховке, чтобы снизить ее стоимость.

Где можно оформить ОСАГО онлайн без проблем?

Сейчас существует огромное количество страховых компаний, которые проводят оформление полиса ОСАГО онлайн. Условия страхования могут отличаться, поэтому водитель старается найти наиболее выгодное предложение.

При выборе стоит учитывать следующие рекомендации:

  • Названия некоторых компаний на слуху, поэтому их предпочитают многие автовладельцы. Чем известнее страховщик, тем ниже риск мошенничества.
  • Можно почитать отзывы на сторонних сайтах, посмотреть рейтинги компаний. Лучше проверить также народные чаты, где реальные люди пишут свое мнение о конкретном страховщике.
  • Вы можете проверить лицензию компании через интернет, убедиться, что она не приостановлена. Компания обязана предоставить лицензию по требованию клиента.
  • Посмотрите, насколько долго компания существует на рынке.
  • В интернете можно найти информацию о рейтинге надежности компании в зависимости от того, сколько компенсаций и в каком объеме она выплатила. Самыми надежными считаются компании с рейтингом А и выше.

Существуют экспертные рейтинги, где оценивается уровень дохода компании. Если он больше А, значит, страховая организация процветает, и банкротство ей не грозит. Народные рейтинги содержат отзывы реальных пользователей. Однако нужно не просто смотреть на количество положительных и отрицательных отзывов, но и читать их. Мнение каждого клиента субъективно, поэтому стоит знать, что именно понравилось или не понравилось автовладельцу.

Используя проверенные сервисы, вы сводите к нулю вероятность мошенничества. Не стоит доверять подозрительно выгодным предложениям. Тарифы регулируются Банком России. Если компания предлагает очень низкие цены, вероятнее всего, это мошенники. Вы рискуете остаться без денег и полиса.

Читайте также:  Как оформить полис ОСАГО через сайт Госуслуги

На сайте Banki.ru представлен большой выбор надежных проверенных страховых компаний. Вы можете выбрать любую из них и отправить заявку через интернет. Мы указываем прямые цены от страховщиков, без наценки. Полис придет на почту сразу после оплаты. Мы гарантируем, что вы получите оригинал документа. Проверить его подлинность вы можете на сайте РСА.

Оформление полиса ОСАГО

Процедура оформления состоит из нескольких шагов:

  • рассчитайте стоимость с помощью калькулятора;
  • заполните и отправьте заявку страховщику;
  • оплатите полис;
  • получите документ на электронную почту в формате PDF.

В заявлении укажите свои данные: ФИО, возраст, прописку, стаж вождения. Затем нужно заполнить графы, касающиеся автомобиля: его тип, год выпуска, мощность двигателя, серию ПТС и т.д.

Обязательно внесите все данные водителей, которые будут включены в страховку. Это не нужно делать только в том случае, если у вас полис с неограниченным количеством водителей.

Также в заявлении указывается срок действия и номер диагностической карты, срок действия самого полиса. Если вы уже получали документ ранее, внесите в заявление номер старого ОСАГО. После этого нажмите кнопку «Рассчитать». Вы увидите сумму, которую необходимо оплатить банковской картой. После оплаты страховщик пришлет документ на электронную почту.

Какие требуются документы

Чтобы получить полис через интернет, нужно ввести свои данные. Приготовьте заранее следующий пакет бумаг:

  • паспорт страхователя и автовладельца с пропиской;
  • водительские удостоверения всех, кто будет включен в страховку;
  • ПТС или СТС;
  • свидетельство о регистрации транспорта;
  • диагностическая карта.

На автомобиль старше 4 лет обязательно нужно получить диагностическую карту. Водитель проходит техосмотр и получает документ.

Страховая компания не может отказать вам в выдаче полиса, если вы предоставили полный пакет документов.

По закону количество людей, которых можно вписать в страховку, не ограничено. Но в самом документе на это отводится только 4 строчки. Также нужно учитывать, что с количеством водителей растет и стоимость страховки, особенно если у них небольшой стаж вождения.

Для оплаты в личном кабинете введите данные своей карты. Вам придет смс с кодом подтверждения. Можно пользоваться как дебетовой, так и кредитной карточкой.

Что делать после покупки?

Если вы уже оформили ОСАГО онлайн без проблем, распечатайте документ. Это необязательное условие, так как с 2019 года допустимо предъявлять полис и в электронном виде: на телефоне или планшете. Однако рекомендуется все равно иметь при себе распечатку. В случае если телефон сядет, не будет интернета, вы сможете предъявить распечатанный вариант.

После покупки на электронную почту приходит также памятка для водителя, документ с условиями страхования, чек и файл с электронной подписью. Вы можете проверить подлинность документа самостоятельно. Приобретайте страховку только у проверенных страховщиков. В каталоге Banki.ru собраны актуальные выгодные предложения от надежных страховых компаний.

Онлайн-оформление требует самостоятельного внесения данных. Тщательно проверяйте все цифры после заполнения, сверяйтесь с документами. Если после покупки вы заметили ошибку в полисе, вы можете подать заявление на внесение изменений в страховку. Самостоятельно менять данные в документе нельзя. Оформите заявку страховщику, и он пришлет новый, исправленный полис.

Не стоит оставлять документ с ошибкой, так как она может выявиться при проверке ГИБДД. Это повлечет за собой штрафы. А в случае ДТП страховщик может отказаться выплачивать компенсацию.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Читайте также:  Причины отказа КАСКО

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Читайте также:  Полис ОСАГО на автомобиль

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: