Страховые выплаты по КАСКО и ОСАГО одновременно

Выплаты по КАСКО и ОСАГО одновременно

В том случае, если гражданин оплачивает полисы КАСКО и ОСАГО в одной страховой компании, то ему просто откажут в возмещении. Если же страховки оформлены в разных конторах и пострадавшее лицо успело получить двойную сумму по различным полисам, то в дальнейшем одна из страховых компаний может подать на него в суд иск о мошеннических действиях.

Выявляются такие действия достаточно просто, в процессе работы страховых компаний между собой по регрессу страховых сумм, т.е. взимания выплаченных пострадавшему лицу денежных средств с виновного в ДТП водителя.

С 2017 года и в последующие годы такие ситуации потеряют свою актуальность, так как в большинстве случаев возмещение будет выплачиваться не в денежной форме, а в виде ремонтных работ, оплату за которые получает от страховой компании СТО, минуя автомобилистов.

Как получить выплату по КАСКО и ОСАГО одновременно?

Существуют варианты, при которых возмещение выплачивается по обеим страховкам, и случаи, когда необходимо выбрать какой из страховых полисов окажется более выгодным. Ответ на поставленные вопросы зависит от обстоятельств конкретного дела и определения виновного участника. Рассмотрим различные варианты.

  1. Если водитель признан виновником дорожного происшествия и у него есть полис ОСАГО, то за счет его полиса ОСАГО будет возмещен ущерб пострадавшему лицу. Сам же виновник сможет отремонтировать автомобиль за счет полиса КАСКО. В данном случае выплаты производятся с полисов одного лица, но разным участникам ДТП, т.е. не идут вразрез с законодательством
  2. Если владелец транспорта признан пострадавшим и у него есть оба полиса, то он получает возмещение с полиса ОСАГО виновника, а обращаться за получением страховки по КАСКО права не имеет, так как это будет расценено как двойное погашение ущерба, т.е. мошенничество

Пострадавшее лицо имеет право выбирать по какой системе страхования ему получать суммы возмещения. При этом оцениваются различные обстоятельства:

  • размер ущерба, так как ОСАГО возмещает только 400 тысяч, а КАСКО всю сумму
  • при незначительных повреждениях возникает противоположная ситуация, так как ОСАГО производит компенсацию незначительных сумм, а в договорах КАСКО часто имеет условие франшизы, при котором ущерб до определенного предела не погашается
  • срочность ремонта, поскольку в рамках полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассмотрение документы происходит в течение месяца, а по КАСКО в соответствии с условиями договора от нескольких дней до 2 недель
  • необходимость оформлять КАСКО в дальнейшем, потому что при выплате страхового возмещения по текущему договору, расценки на страховку в следующем году будут значительно увеличены
  • если виновными являются оба участника или виновник не установлен, то по ОСАГО выплачивается 50% стоимости или не выплачивается ничего, а по КАСКО возмещается полная сумма

Проанализировав эти факторы, владелец полиса может выбрать наиболее выгодный вариант и получить возмещение в короткие сроки или в большей сумме.

Когда страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО

При заключении договора ОСАГО, автовладельцы уверены, что если они попадут в аварию не по своей вине, то гарантировано получат возмещение на ремонт автомобиля. Законодательством предусматривается целый ряд факторов, на основании которых страховая компания отказывает пострадавшим в возмещении ущерба.

  • наличие в крови виновного лица алкоголя или наркотиков
  • виновник скрылся с места ДТП
  • водитель, участвовавший в ДТП, не вписан в полис
  • у водителя нет водительских прав
  • на момент ДТП полис закончил свое действие

В перечисленных случаях страховая компания отказывается оплачивать страховку с полиса виновного лица в расчете на то, что виновник самостоятельно будет гасить ущерб пострадавшему. В результате пострадавшее лицо вынуждено обращаться в суд или получать страховку по КАСКО, так как все перечисленные причины для отказа свидетельствуют о безответственности водителя виновника аварии, который вряд ли добровольно возместит принесенный ущерб.

Стоит ли покупать КАСКО, если есть ОСАГО?

Многочисленные ограничения в выплатах возмещения нередко вызывают сомнения у автовладельцев, которые не видят смысла в приобретении дорогого полиса КАСКО, если они в любом случае обязаны оплачивать ОСАГО.

КАСКО является актуальным:

  • для владельцев дорогих автомобилей, стоимость которых даже приблизительно не возмещается в пределах ОСАГО
  • для владельцев часто угоняемых марок, так как полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не страхует от угона
  • для лиц, приобретающих автомобили в кредит, которым по договору кредитования обязательно необходимо заключать КАСКО

Страховые компании не во всех случаях соглашаются заключать договора КАСКО. Такому страхованию не подлежат старые автомобили, которые наиболее подвергаются риску на дорогах.

Действия при ДТП и получение выплаты, если есть КАСКО и ОСАГО

Порядок действия после ДТП, если есть ОСАГО и КАСКО

За счет какой страховки оформлять возмещение, если есть КАСКО и ОСАГО

Н есмотря на то, что водитель может эксплуатировать ТС со всей тщательностью и внимательностью, нередки случаи, когда аварии происходят из-за другой стороны происшествия. Полис гражданского автострахования ОСАГО предоставляет возможность выплаты компенсации, не превышающей 400 000 – 500 000 рублей, но наиболее полную защиту дает страховка КАСКО.

Следовательно, собственники, приобретающие транспортные средства из салона чаще всего приобретают сразу оба варианта полиса, подстраховывая себя от большего количества происшествий на дорогах, тем более, что ОСАГО является обязательным. Однако каким образом поступать, если авария все же произошла?

Порядок действий при ДТП, если есть КАСКО и ОСАГО

Для понимания механизма выплаты компенсационного возмещения, при наличии обоих видов страхования, рекомендуем рассмотреть отличия типов страхования КАСКО и ОСАГО.

  • Полис ОСАГО возмещает потери иной стороне происшествия, если есть доказательства того, что он не стал виновником в этом происшествии
  • Полис КАСКО в любой ситуации восстанавливает ТС держателя полиса, причем неважно, кто является виновной стороной в этом происшествии.

Следовательно, если владелец ТС не является причиной возникновения аварии и обладает полисами страхования как ОСАГО, так и КАСКО, он получит компенсационные выплаты практически в любой вышеописанной ситуации. Если держатель полиса окажется причиной случившегося происшествия, его ТС также будет восстановлено, а потерпевший может рассчитывать на компенсационные выплаты в размерах, не превышающих 400 000 – 500 000 рублей.

Читайте также:  Тарифы полиса Зеленая карта

Действия водителя при ДТП

Вероятность получения компенсационных выплат напрямую зависит от порядка процессов, которые будут совершать стороны аварии. Нарушения в процессах и неверно заполненная документация может привести к отказу в выплатах компенсационного возмещения от страховой компании.

Законодательство Российской Федерации содержит свод правил, на основании которых и строится последовательность действий при аварии с участием держателей страховок КАСКО и ОСАГО:

  • После случившегося происшествия нужно поставить ТС на «аварийку», разместить на дороге аварийный знак. Проверить, если ли граждане, пострадавшие в результате происшествия и вызвать бригаду скорой помощи при наличии таковых. Следует помнить о том, что другая сторона происшествия может находиться в состоянии шока, что необходимо учесть при диалоге, независимо от того, кто стал причиной происшествия.
  • Обращения к инспекторам Госавтоинспекции обязательно только в той ситуации, если есть пострадавшие или сумма материального ущерба превышает 100 000 рублей. В иной ситуации можно обойтись оформлением происшествия посредством Европротокола.
  • До того, как прибудут инспекторы Госавтоинспекции, рекомендуется создать фото и видеоматериалы, содержащие информацию касательно происшествия. Транспортное средство должно быть недвижимо, а на фото и видеоматериалах должны присутствовать номера поврежденных транспортных средств.
  • Обратите внимания на то, каким образом заполняется протокол сотрудника Госавтоинспекции. Рекомендуем проконтролировать все этапы заполнения документации очень внимательно.
  • По возможности постарайтесь получить показания свидетелей и зафиксировать их либо в письменном виде, либо в виде видеозаписи. Эти сведения помогут в дальнейшем более детально разобрать ситуацию и добиться получения положенных выплат.
  • После составления всей необходимой документации, в частности, протокола, стороны аварии должны внимательно его прочесть, и, если данные в протоколе сходятся с настоящим положением дел, подписать его.

Если водитель решит оформить происшествие с помощью Европротокола, то обязательно стоит провести проверку водительского удостоверения виновной стороны происшествия по информационным базам Госавтоинспекции. Эту процедуру нужно провести для того, чтобы убедиться в подлинности и актуальности действия документа, так как если он будет просрочен либо будет являться подделкой, то добиться получения компенсационных выплат будет довольно сложно.

Что следует делать дальше? Подготавливаем пакет необходимой документации для ее предоставления страховщику. Для подтверждения того, что страхователь вовремя обратился к страховщику по вышеописанному инциденту нужно получить извещение в письменной форме. Документацию с приложенным заявлением можно предоставить как лично, так и с помощью курьерской службы, разумеется, с уведомлением о доставке.

После того, как все процедуры будут соблюдены, владелец ТС может получить компенсацию в следующем виде:

  • Натуральное возмещение. Полис обязательного автострахования, как уже обсуждалось выше, позволяет погасить стоимость ремонтных работ в пределах 400 000 рублей, которые и будут реализованы в автосервисе-партнере страховщика.
  • Выплата по полису КАСКО, причем размер этой выплаты покроет весь нанесенный ущерб.
  • Восстановление ТС на основании оценки специалиста (как сотрудника страховщика, так и независимого специалиста). Причем неважно, насколько большим может быть размер урона причиненного ТС.
  • Компенсация начисляется на счет кредита, если в происшествии участвовало транспортное средство, находящееся в залоге, и приобретенной с помощью банка.

Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО

С какими организациями придется контактировать для того, чтобы грамотно оформить все процессы получить компенсационные выплаты от страховщика?

В зависимости от стадии процедуры, оформление ДТП как страхового случая требует от участника взаимодействия с несколькими инстанциями:

  • Госавтоинспекция – непосредственно после происшествия.
  • Страховщик – для предоставления необходимого пакета документации, оповещения о страховом случае и подачи заявления, приложенного к пакету документов.
  • Специалист, проводящий оценку – для выяснения суммы, требуемой для восстановления ТС или выплаты в денежном эквиваленте.

Самым важным звеном в принятии решения о сумме компенсационной выплаты является страховая организация. Но стоит учитывать тот факт, что страховщик принимает решение, опираясь на сведения, которые будут предоставлены работником ГИБДД и специалистом-оценщиком.

Если держатель полиса в результате происшествия стал его виновником, то пробовать получить компенсацию посредством полиса ОСАГО бесполезно, так как в этой ситуации работает только полис КАСКО. Трудности с выбором организации, к которой планирует обращаться держатель полиса, могут возникнуть в той ситуации, когда он не является виновной стороной в аварии и имеет возможность получения компенсационных выплат как по КАСКО, так и по ОСАГО.

Суть в том, что законодательство регламентирует процессы обращения к страховым организациям касательно выплат компенсаций, и, если держатель полисов решит одновременно подать документы к обоим страховщикам, такая процедура будет классифицироваться как мошенническая.

Владельцу ТС стоит делать выбор между страховыми компаниями, опираясь на следующие факторы:

  • Обращение по полису КАСКО даст возможность отремонтировать автомобиль, независимо от того, какая сумма потребуется для полного восстановления. Однако стоит иметь в виду то, что впоследствии оформление полиса обойдется ощутимо дороже, так как в истории держателя полиса будет содержаться заметка об обращении по страховому случаю.
  • Восстановление ТС посредством полиса ОСАГО ограничивает сумму возможного ремонта до 400 000 рублей, но повышение цены на последующую покупку полиса не будет таким ощутимым.
  • Если ТС само по себе дорогое, то полис ОСАГО, вероятнее всего, не сможет покрыть необходимых расходов, требуемых для полного восстановления автомобиля. Следовательно, в этой ситуации логичнее обращаться к страховщику, который предоставил вам полис КАСКО.

Можно сделать вывод, что применение полиса КАСКО, если в наличии есть еще и полис ОСАГО, невыгодно. Помимо этого, если держатель полиса не оказывается виновной стороной, а сумма нанесенного урона относительно мала, можно поступить следующим образом:

  • Оформление происшествия согласно Европротоколу.
  • Обращения к страховщику, предоставившему полис ОСАГО.

Необходимые документы

При обращении к своему страховщику владелец ТС составляет заявление и передает список документов по текущей аварии. Пакет документации, который потребуется для возмещения ущерба, как по ОСАГО, так и по КАСКО почти идентичны, с небольшими отличиями.

В случае работы с ОСАГО нужно будет передать страховщику ПТС, паспорт гражданина РФ, водительские права и саму страховку. Также понадобится обратиться в отделение Госавтоинспекции, это нужно для того, чтобы на руках имелось подтверждение факта свершившегося происшествия. В отделении нужно будет забрать справку о происшествии и копию протокола. Иногда может потребоваться судебное постановление. Для обращения по ОСАГО нужно будет предоставить бумагу, подтверждающую факт прохождения технического осмотра.

Читайте также:  Где купить полис ДСАГО

Как происходит возмещение на практике

Наиболее частой причиной для принятия решения об отказе от страховщика является несвоевременное соблюдение процедур обращения к страховой организации. Выясняя количество времени, которое дается для извещения страховой организации об инциденте, прочтите соглашение о страховании, в нем должна содержаться эта информация.

Обращение к страховой организации должно быть произведено не позднее, чем через 5 суток после свершившегося происшествия. Приобретение полиса ОСАГО – обязательное условие для эксплуатации автомобиля. Но, если вы не являетесь виновником происшествия, прибегать к услугам страховщика вам не потребуется, так как восстановление вашего ТС будет оплачено с помощью страховщика виновной стороны.

КАСКО же работает во всех ситуациях, вне зависимости от того, кто является виновной стороной, вдобавок к этому, нет предела сумме компенсации, которая может потребоваться для возмещения понесенного урона.

Видео

ВС напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по КАСКО

Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.

Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.

Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Читайте также:  Страхование КАСКО по договору цессии

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.

Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.

По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.

Читайте также:  Полис ДСАГО в Ингосстрах

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.

«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.

Можно ли получить выплаты по ОСАГО и КАСКО одновременно? Как действовать с максимальной выгодой?

Сегодня на территории РФ действует два основных вида страхования на дороге. Одно из них является обязательным (ОСАГО), другой вид страхования носит добровольный характер (КАСКО).

Имея на руках два полиса, зачастую многие водители задаются вопросом – можно ли получить одновременно выплаты и по ОСАГО, и по КАСКО? Как это сделать?

Настоящая статья поможет разобраться в этом вопросе — в каких случаях возможно получить два возмещения? Также узнаете, что лучше выбрать, как правильно оформить.

В каких случаях производится возмещение по двум полисам?

Сразу следует отметить, что получить одновременно выплату по двум страховым полисам невозможно. При этом действующее законодательство не запрещает водителю оформить и автогражданку, и полис добровольного страхования. На первый взгляд может показаться, что тут присутствует некоторая несостыковка.

Однако для того, чтобы лучше понять данный принцип, необходимо, прежде всего, разобраться какую именно ответственность покрывает каждый из данных видов страхования. Так, полис ОСАГО предполагает страхование автогражданской ответственности. Иными словами, если по вине водителя произошла авария, в которой пострадали люди, то причиненный им ущерб, возмещается за счет страховой компании (о том, как пострадавший в ДТП может получить выплаты по ОСАГО, мы рассказывали здесь).

В соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСАГО» страховые выплаты производятся в случае, если причинен вред:

  • жизни и здоровью иных лиц;
  • имуществу других лиц.

Статья 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Полис КАСКО предполагает страхование самого автомобиля. Страховая компания возмещает ущерб независимо от того, является водитель виновником аварии или нет. При этом выплаты производятся только в пользу владельца страховки КАСКО.

Стоит ли оформлять?

Так, если обязанность оформления автогражданки закреплена на законодательном уровне, то в случае с добровольным страхованием, у автовладельцев нередко возникает вопрос – стоит ли оформлять КАСКО, если есть ОСАГО? Ответ на данный вопрос носит однозначно положительный характер.

Для того чтобы максимально обезопасить себя от финансовых потерь, возникающих в результате ДТП, рекомендуется оформить и полис ОСАГО, и полис КАСКО. Этому есть свое разумное объяснение. Так, в случае если водитель стал виновником ДТП, то ущерб, который он нанес другим лицам, будет возмещать страховая компания, оформлявшая полис ОСАГО. При этом финансировать восстановление автомобиля самого виновника аварии, будет страховщик, у которого он приобрёл КАСКО.

Однако если полис добровольного страхования отсутствует, то, соответственно, восстанавливать свою машину ему придется за свой счет. Кроме того, если автомобиль ремонту не подлежит, то владелец и вовсе рискует остаться ни с чем. Таким образом, и КАСКО и ОСАГО играют весьма большую роль в организации финансовой безопасности водителя на дороге, в определенной степени дополняя друг друга. В связи с этим лучше всего приобрести и обязательную, и добровольную страховку.

Можно ли получить одновременно?

Как уже было отмечено ранее, невозможно получить одновременно выплаты и по ОСАГО, и КАСКО в рамках одного страхового случая. Так, при возникновении аварии, ущерб покрывает страховая компания, у которой ранее потерпевший приобретал полис ОСАГО. Одновременно с этим, страховщик, сделавший выплату, предъявляет регресс виновнику ДТП. При этом представителем виновной стороны выступает страховая компания, у которой купил полис водитель совершивший аварию.

Читайте также:  Полис ОСАГО в Энергогарант

Иными словами, данный процесс носит названия суброгация. Несложно предположить, что страховые компании имеют тесное взаимодействие друг с другом, и, соответственно, факт выдачи одновременно двух выплат в рамках одного страхового случая, быстро всплывет.

Следует понимать, что данная ситуация может иметь весьма серьезные последствия для страхователя. Если при предъявлении регресса станет известно, что застрахованное лицо уже получило страховую компенсацию по КАСКО, то страховщик в данном случае имеет полное право подать на автовладельца иск в суд по подозрению факта «мошенничество».

Следует знать, что мошеннические действия являются уголовно наказуемым делом, за которое можно понести одно из следующих видов наказаний (ст. 159.5 УК РФ):

  • выплата штрафа в размере до 120 000 рублей;
  • выплата штрафа в размере заработной платы;
  • выплата штрафа в размере дохода осужденного, полученного за период до 1 года;
  • обязательные работы (до 360 часов);
  • исправительные работы (до 1 года);
  • лишение свободы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 2 лет);
  • арест (до 4 месяцев).

Возмещение по обязательному автострахованию, если есть добровольное

Страхователь имеет право выбрать вид страхования, по которому ему будет возмещен понесенный ущерб, то есть это может быть либо автогражданка, либо полис добровольного страхования. Наличие КАСКО никак не влияет на порядок выплаты страхового возмещения в рамках полиса ОСАГО. Так, статьей 7 Закона РФ «Об ОСАГО» предусмотрены следующие размеры страховых выплат:

  • 500 тысяч рублей (если вред причинен здоровью или жизни);
  • 400 тысяч рублей (при повреждении и порче имущества).

Дополнительно следует отметить, что если водитель был признан виновником ДТП, то по полису ОСАГО он сможет возместить ущерб, причиненный другим лицам, а страховку КАСКО использовать для компенсации расходов на восстановление собственного автомобиля. В данном случае выплаты производятся со страховок одного лица, но при этом разным участникам ДТП, что не противоречит законодательству.

Что выбрать?

На данный вопрос нельзя дать однозначный ответ, так как в каждом конкретном случае он может быть разный. Можно выделить несколько основных факторов, на которые следует ориентироваться при выборе возмещения по ОСАГО или КАСКО. Сюда относится:

    Сумма понесенного ущерба – повреждения автомобиля, полученные в результате ДТП, могут быть как незначительными, так и весьма серьезными, что потребует существенных денежных вложений.

Как известно, страховые выплаты по ОСАГО носят фиксированный характер, в то время как по полису КАСКО можно получить значительную денежную компенсацию.

Таким образом, если ущерб существенный, то лучше получить выплату по КАСКО, если же стоимость восстановления автомобиля не превышает 400 000 рублей, то следует воспользоваться ОСАГО.
Условия приобретения КАСКО – необходимо учитывать условия заключения договора добровольного страхования. В частности, речь идет о порядке начисления возмещения.

Все эти нюансы оказывают прямое влияние на размер страхового возмещения. Соответственно, при выборе компенсации, автовладельцу обязательно следует обратить на них внимание.

  • Срочность ремонта автомобиля – при получении выплат в рамках автогражданки, процесс рассмотрения всех документов занимает около месяца. В случае с КАСКО, данная процедура может занять от нескольких дней до 2 недель.
  • Желание оформлять полис КАСКО в дальнейшем – следует знать, при получении страховой выплаты в рамках текущего договора, стоимость полиса на следующий год значительно подорожает.
  • Наличие вины страхователя – если в аварии виноваты обе стороны, либо виновный не был установлен, то по ОСАГО выплачивается только 50%, при этом в рамках страховки КАСКО возмещается полная сумма ущерба, независимо от наличия или отсутствия вины водителя.
  • Таким образом, получить одновременно выплаты и по КАСКО, и ОСАГО не получится. Автовладелец должен сделать выбор в пользу одно из данных видов страхования. При этом проанализировав весь набор факторов, о которых упоминалось выше, страхователь имеет возможность выбрать наиболее выгодный для себя вариант.

    Оформление страховки на автомобиль: КАСКО или ОСАГО?

    Авария – не единственное происшествие, которое может произойти с Вашим автомобилем. Машины нередко подвергаются угонам и кражам, становятся «жертвами» природных катаклизмов. Пытаясь застраховать автомобиль от последствий подобных факторов, водители теряются, что выбрать: КАСКО или ОСАГО. В этой статье мы расскажем о разнице двух полисов и их общих чертах.

    Что такое ОСАГО?

    Обязательное страхование автогражданской ответственности выручит в ситуациях, когда виновником являетесь именно Вы – например, при ДТП, наезде на пешехода и др. Наличие ОСАГО позволит Вам без проблем покрыть расходы на ремонт авто, которое пострадало в ДТП, а также оплатить лечение сбитого Вами пешехода. Если Вы не виноваты в аварии, восстановление Вашего авто будет оплачено по страховому полису ОСАГО второго участника ДТП.

    ОСАГО является обязательным полисом. Он необходим каждому транспортному средству – это регламентируется Федеральным законом от 2002 года.

    Главный недостаток ОСАГО состоит в том, что полис не покрывает расходы на ремонт Вашего авто, если Вы являетесь виновником ДТП и при этом Ваш автомобиль тоже поврежден. Восстановление придется осуществлять за личные средства.

    Максимальная выплата по ОСАГО – 400 000 рублей.

    Что такое КАСКО?

    Вопреки распространенному мнению, КАСКО – это не аббревиатура, как в случае с ОСАГО. Это итальянское слово, которое означает «щит», «борт». Дело в том, что изначально подобная страховка распространялась только на морские суда.

    КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от:

    • Угона;
    • ДТП;
    • Неумышленного повреждения;
    • Повреждения авто в результате влияния природных факторов – сильный ветер, ливень, снегопад и др.;
    • Кражи запчастей – колес, видеорегистратора, боковых зеркал, фар и др.;
    • Повреждения хулиганами.

    Иными словами, если Ваш автомобиль угнали, то страховая компания выплатит Вам его полную стоимость, а если Вы – участник ДТП и Ваш автомобиль пострадал, то страховая компания покроет расходы на ремонт.

    Таким образом, если ОСАГО – это обязательное страхование, то КАСКО – это дополнительный гарант безопасности Вашего авто.

    КАСКО или ОСАГО: в чем разница?

    КАСКО – добровольное страхование. Автовладелец сам решает, нужно ли ему приобретать полис этого вида. ОСАГО – страхование обязательное: если Вас остановят сотрудники ГИБДД, то за отсутствие полиса ОСАГО Вам выпишут внушительный штраф. Покупка КАСКО может стать обязательным условием, к примеру, при оформлении кредита, но это касается конкретного банка.

    Читайте также:  Полис Зеленая карта в Альфастрахование

    Если у Вас уже есть КАСКО, то ОСАГО придется оформлять в любом случае. А если у Вас уже есть ОСАГО, то полис КАСКО можно не приобретать. Конечно, наличие обоих полисов – оптимальный вариант, поскольку они сводят все риски к минимуму.

  • КАСКО позволяет застраховать имущество (то есть Вашу машину), а ОСАГО – последствия, которые причинены другим участникам дорожного движения по Вашей вине. Если у Вас есть КАСКО, то Вы получите от страховой компании компенсацию за повреждение авто. Если у Вас есть ОСАГО, то компенсацию получит тот участник дорожного движения, которому Вы нанесли вред.
  • КАСКО ориентировано не только на ДТП, но и на другие происшествия – угон, хулиганство и др. ОСАГО ориентировано только на ДТП.
  • Все, что касается КАСКО (сроки выдачи выплат, правила оформления договора и др.), регламентируется каждой страховой компанией по-своему. ОСАГО контролируется государством: именно оно устанавливает перечень страховых случаев и правила выдачи выплат.
  • Стоимость КАСКО устанавливается страховой компанией. При оформлении полиса агенты учитывают возраст автовладельца и его опыт вождения, форму собственности авто и его мощность, регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. Если машина очень старая или она недостаточно оснащена охранным оборудованием, то компания может отказать в страховании. Цена КАСКО в несколько раз выше цены ОСАГО. Стоимость ОСАГО регламентируется государством: для всех автомобилистов тарифы одинаковые. При оформлении полиса учитывается опыт вождения, все страховые случаи и степень виновности водителя. За безаварийное вождение Вы можете получить 5% скидку.
  • У обоих полисов есть и важное сходство: страховые компании, которые выдают страховку ОСАГО или КАСКО, могут отказаться от выплат лицам, которые на момент совершения аварии находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Что лучше при ДТП?

    Более корректно говорить о том, нужен ли полис КАСКО при ДТП, поскольку у автомобилиста нет выбора, оформлять ли полис ОСАГО: он обязательный.

    Если Вы стали виновником аварии, то ОСАГО покроет стоимость ремонта только второго автомобиля. Если же Вы располагаете и КАСКО, то сможете не тратить личные деньги на ремонт своего авто.

    Если Вы не виноваты в аварии, то можете сами решить, каким полисом воспользоваться. КАСКО позволит оплатить полный ремонт, а ОСАГО даст возможность получить компенсацию (однако при формировании выплат учитывается степень износа авто – об этом нельзя забывать).

    Наличие обоих полисов позволяет минимизировать все возможные риски. Это дает возможность получить выплаты при аварии вне зависимости от того, кто виновник.

    Оформить ОСАГО и КАСКО Вы можете в автосалонах официального дилера Citroen FAVORIT MOTORS. Опытные менеджеры компании проконсультируют Вас, ответят на все вопросы и помогут выбрать оптимальный вариант страхования.

    Получение выплаты по КАСКО и ОСАГО одновременно

    Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Получение выплаты по КАСКО и ОСАГО одновременно

    Чтобы хорошо ориентироваться в вопросах страхования и суметь защитить свои интересыв случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) нужно знать в каких случаях можно рассчитывать на получение выплат по КАСКО или по ОСАГО?

    Многих также интересует вопрос возможности их одновременного получения. Итак, какие страховые случаи подпадают под действие полисов КАСКО и ОСАГО.

    Можно ли получить КАСКО и ОСАГО одновременно

    Все водители автомобилей знакомы с понятием ОСАГО. Этот термин означаетобязательное страхование их автогражданской ответственности. Оно покрывает ответственность водителя и предусматривает возмещение убытков, возникших в результате аварии, при отсутствии вашей вины в ней. Возмещение ущерба производится в пределах номинальной стоимости ремонта поврежденного автомобиля с учетом его износа.

    КАСКО – это комплексное автомобильное страхование, кроме ответственности. Его условия зависят от содержания заключенного договора.

    Какие имеются различия между КАСКО и ОСАГО? Основные пункты, по которым можно их сравнивать:

    • если приобретение полиса ОСАГО обязательно для всех владельцев автомобилей, то КАСКО оформляется на добровольной основе. Это означает, что у каждого водителя полис ОСАГО обязательно должен быть. Заключение договора страхования по КАСКО не освобождает от обязанности приобрести полис ОСАГО;
    • оплата полиса ОСАГО производится в фиксированной сумме, установленной Минфином. Стоимость полиса КАСКО устанавливается каждой страховой фирмой индивидуально в зависимости от множества внешних факторов: года выпуска автомобиля, его стоимости, утвержденных тарифов в каждой компании;
    • наличие полиса КАСКО гарантирует выплату при возмещении ущерба в результате кражи, любых повреждений автомобилявне зависимости от наличия виныобладателя полиса. Назначение выплат по ОСАГО происходит только при отсутствии вины автовладельца;
    • возмещение ущерба по КАСКО производится по рыночным ценам в случае угона автомобиля, его повреждения, а также оплачивается полная стоимость ремонта у официальных дилеров (стоимость запчастей и услуг по ремонту). Возмещение ущерба по полису ОСАГО осуществляется с учетом износа автомобиля;
    • по полису КАСКО возмещение ущерба производится только застрахованному лицу.

    Управление автомобилем без полиса ОСАГО образует состав правонарушения, подпадающего под действие Административного кодекса РФ, и влечет за собой наложение на виновного штраф в размере 800 рублей. Если лицо, управляющее автотранспортным средством, не было внесено в полис, то размер штрафа составит 500 рублей. Такая же ответственность наступает и при отсутствии полиса у водителя во время проверки.

    Итак, что нужно делать при совершении ДТП? В этом случае важно правильно оформить все документы. Иногда решением этих вопросов занимается аварийный комиссар. Его присутствие гарантирует профессиональный подход к делу и помогает избежать ошибок. Но воспользоваться его помощью удается не всегда.

    Во-1-х, его вызов является оплачиваемой услугой. И не всегда полис КАСКО покрывает ее стоимость.

    Во-2-х, даже если условия страхования предусматривают оплату его услуг, то возможность связаться со страховщиком имеется не всегда. Например, если авария произошла в отдаленной местности, где отсутствуют представители компании.

    Главное, помните об основных действиях, которые вам надлежит совершить в случае ДТП. Первым делом включите аварийную сигнализацию и установите знак аварийной остановки на расстоянии 15 м в населенных пунктах и 30 м за их пределами.

    Осмотрите место происшествия, установите лиц, нуждающихся в медицинской помощи, окажите первую помощь пострадавшим. Определите место своего нахождения и свяжитесь со службами ГИБДД и скорой помощью. До их приезда сфотографируйте или снимите на камеру телефона место происшествия, зафиксируйте степень повреждения автомобилей.

    Читайте также:  Юрист по страхованию КАСКО в Москве

    При наличии очевидцев аварии запишите данные о них. Возможно, что при возникновении споров их показания окажутся важными для вас. Также уточните данные участников ДТП: их имена, номера телефонов и данные полисов.

    После приезда работников ГИБДД подробно опишите им, что произошло с вами. Примите участие в составлении схемы происшествия и фиксации повреждений автомобиля. После того как вы убедитесь что все записано верно, будет составлено извещение о ДТП, экземпляр которого выдается каждому участнику аварии (пострадавшему и виновнику аварии). При несогласии с каким-либо пунктом, подписывая документы, сделайте оговорку о том, что у вас есть дополнения или укажите какие моменты вызывают у вас возражение.

    Если по предварительной визуальной оценке сумма ущерба не превышает 25000 рублей, то данное обстоятельство позволяет вам самим составить схему ДТП для представления ее в страховую компанию. В данном случае вызов сотрудников ГИБДД не обязателен.

    В дальнейшем свяжитесь с сотрудниками полиции или ГИБДД для получения следующих документов:

    • справки по форме «154» с подписью сотрудника полиции и штампом органа ГИБДД;
    • протокол о совершенном административном правонарушении;
    • принятое по нему постановление.

    Если будет установлена ваша вина в произошедшем, то со всеми документами обратитесьв страховую компанию и займитесь вопросами получения страхового возмещения. При этом важно не пропустить срок, установленный условиями КАСКО.

    Там вам предложат заполнить утвержденный ими бланк заявления о страховой выплате. Передавайте все документы страховщику, оставляя при этом у себя соответствующее подтверждение. Не будет лишним запомнить номер страхового дела.

    Первым делом страхователя будет интересовать степень повреждения транспортных средств. Страховая компания займется их осмотром или может поручить это другой уполномоченной организации. Доставьте автомобиль для его осмотра. Будьте внимательны и проследите за тем, чтобы в документах были отражены все повреждения.

    Затем будет осуществлено возмещение ущерба по условиям страхования или произведен ремонт дилерским центром. При несогласии с суммой полученного возмещения (если она не покрывает все ваши убытки), можете решить вопрос в суде, обратившись туда с исковым заявлением.

    При отсутствии вашей вины в ДТП ваши дальнейшие действия зависят от условий страхования. Если полис КАСКО включает в себя ремонт у дилера, не принимая во внимание степень износа автомобиля, то стоит обратиться к страховщику и оформить указанное выше заявление.

    Если по условиям КАСКО выплаты производятся с учетом износа автомобиля, то обратитесь в свою страховую компанию или компанию другого участника ДТП. При малозначительных повреждениях возместить ущерб можно по ОСАГО.

    Конечно, многих интересует вопрос возможности получения страхового возмещения по двум полисам одновременно: к примеру, в компании виновника аварии получить деньги по ОСАГО, а в своей – по КАСКО. Законодательство дает однозначный ответ: возмещение производится только один раз в страховой компании по выбору лица, имеющего право на его получение.

    Если водитель попытается обманным путем получить деньги у двух страховщиков, то его действия будут расцениваться как мошенничество с привлечением его к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ. Учитывая, что страховые компании в своей деятельности обмениваются информацией, скрыть такой факт не представляется возможным.

    Обезопасить себя от происшествий на дороге не может никто. Но каждому под силу свести свои финансовые риски к минимуму. Сделать это можно путем заключения договоров страхования. Причем полис ОСАГО обязан иметь каждый автовладелец.

    Его наличие обеспечит выплату сумм в определенных размерах. Полис КАСКО покроет все ваши расходы, если стоимость ремонта будет выше этой суммы, при наличии вашей вины в ДТП или при угоне автомобиля.

    Что делать, если страховая обанкротилась?

    Что делать, если страховая мало выплатила по ОСАГО, читайте тут.

    Возмещение убытков при ДТП по ОСАГО

    Наличие полиса ОСАГО обязательно для всех водителей, которые управляют автотранспортными средствами на территории России. Именно этот полис гарантирует после аварии возмещение вреда получившей ущерб стороне. Тем не менее зачастую многие вопросы по данному виду страхованию рассматриваются в судах, так как стороны не могут придти к единому соглашению.

    Придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы решить все вопросы без излишней волокиты и хождений по судебным инстанциям. Ничего сложного в их исполнении нет. Главное, вовремя известить своего страховщика о том, что наступил страховой случай, подготовить полный пакет документов и передать их в страховую фирму для принятия ею соответствующего решения.

    Внимание! Любое лицо имеет право обратиться в страховую компанию при наличии следующих условий:

    • авария произошла с участием только двух автомобилей;
    • оба водителя имеют полис ОСАГО;
    • никто из них в аварии не пострадал.

    Отсутствие хотя бы одного из них предполагает возмещение ущерба той компанией, которая застраховала ответственность виновника ДТП. Рассмотрим подробнее последовательность действий пострадавшей стороны при ДТП.

    Процесс назначения страховых выплат по ОСАГО начинается с уведомления страховщика о времени наступления страхового случая. Обратитесь к нему не позднее 15 дней со дня аварии. Пропуск этого срока не лишает вас права получить возмещение. Но он существенно усложнит решение этого вопроса.

    Страховщик может отказывать вам в выплатах по причине пропуска срока. Вам придется обжаловать его действия, обращаясь в суд. Несмотря на то, что успех в решении данного вопроса неоспорим, все же это займет немало времени. Соблюдение установленного для уведомления срока ускорит получение вами возмещения.

    При себе следует иметь документы:

    • заявление пострадавшего в ДТП. Оно заполняется на бланке страховщика. Каждая страховая компания разрабатывает и утверждает свои формы таких заявлений;
    • извещение об аварии;
    • справку и протокол о ДТП, постановление, выданные органами ГИБДД;
    • документы на автотранспортное средство;
    • полис ОСАГО;
    • паспорт получателя страхового возмещения;
    • акт оценки причиненного автомобилю ущерба (при его наличии);
    • если оценка автомобиля осуществлялась до приезда страховщика, то копию телеграммы или иного документа об его вызове;
    • копию договора оказания услуг с оценочной компанией, подтверждение произведенной по нему оплаты.

    Такими должны быть основные действия пострадавшей стороны. Страховщик, получив все необходимые документы и осмотрев поврежденный автомобиль, в течение 20 дней удовлетворяет заявление либо отказывает заявителю в производстве страховых выплат при наличии на то законных оснований.

    Читайте также:  Заявление на расторжение договора страхования ОСАГО

    Отказ страховщика должен быть обоснованным и мотивированным. Практика показывает, что многие страховщики всячески стараются уменьшить сумму причиненного автомобилю ущерба. Делается это ими вполне сознательно с целью снижения своих расходов.

    Поэтому участник аварии вправе воспользоваться услугами независимых оценщиков. Они могут объективно оценить причиненный автомобилю вред до приезда страховщиков или после него. Понесенные вами расходы по оплате их услуг будут возмещены вам пропорционально удовлетворенным требованиям судебным решением.

    Страховщик производит выплаты в фиксированных размерах по ОСАГО (ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»):

    • не более 500 тысяч рублей одному потерпевшему при причинении вреда его жизни или здоровью;
    • не более 400 тысяч рублей при нанесении ущерба имуществу одного пострадавшего.

    Если сумма причиненного реально ущерба превышает указанные выше лимиты, то взыщите в суде разницу с виновника аварии. Для этого следует собрать документы, подтверждающие ваши фактические затраты на покупку лекарств, медицинские справки, заключения врачей. Подготовьте исковое заявление и передайте его в суд.

    Но не забывайте об использовании мирного способа урегулирования вопроса. Сообщите виновнику аварии о своих намерениях. Возможно, что он согласится с вашими доводами и оплатит ее в добровольном порядке. В этом случае ему не придется дополнительно возмещать вам расходы по госпошлине и оплате услуг адвокатов.

    Заключая договор со страховой компанией, внимательно ознакомьтесь со всеми ситуациями, которые не будут подпадать под понятие страхового случая.

    Наряду с этим, поводом для отказа страховщика в осуществлении выплат зачастую служат следующие обстоятельства:

    • неполный пакет документом заявителя;
    • неверно оформленные документы;
    • преднамеренное совершение аварии страхователем;
    • нахождение водителя под воздействием алкоголя или наркотических средств;
    • отсутствие у водителя прав на управление автотранспортным средством либо отсутствие его имени в страховом полисе;
    • автомобиль не прошел плановый технический осмотр;
    • наличие в поврежденном автомобиле заводского брака.

    Возмещение убытков при ДТП по КАСКО

    Полис КАСКО предусматривает различные случаи защиты интересов страхователя. Он будет защищен от угона автомобиля, от повреждений, нанесенных ему посторонними лицами, в результате пожара, падения на него предметов, аварии и любых стихийных бедствий.

    Для страхования любого автомобиля не будет иметь значения, состоит он на учете в ГИБДД или нет. Причем на получение страхового возмещения может претендовать не только потерпевший от аварии, но и ее виновник.

    КАСКО покрывает ущерб, причиненный автомобилю, в полном объеме, в то время как по полису ОСАГО установлены максимальные ограничения. Так, один пострадавший может получить не более той суммы, которая установлена законом.

    На что может рассчитывать автовладелец, обладающий полисом КАСКО?

    Ущерб ему будет возмещен следующим образом:

    • поврежденный автомобиль будет восстановлен полностью или частично;
    • он получит страховое возмещение в денежном выражении;
    • при осуществлении ремонта своими силами ему будет возмещена стоимость запасных частей и оплата услуг СТО.

    Право выбора вида возмещения принадлежит страхователю. Он делает его при заключении и подписании договора страхования. Для получения страховых выплат обратитесь в страховую компанию не позднее 15 дней со дня наступления страхового случая.

    Представляемые заявителем документы соответствуют перечню документов, которые истребуются при получении выплат по ОСАГО. На принятие соответствующего решения по заявлению страховщику дается не более 20 дней. По истечении этого срока он должен возместить ущерб либо направить заявителю обоснованный отказ.

    По каким причинам заявитель может получить извещение об отказе?

    Обычно страховые компании отказывают в следующих случаях:

    • при причинении ущерба не автомобилю, а физическим лицам: водителям или пассажирам. В таком случае ущерб возмещается по ОСАГО;
    • если автовладелец умышленно причинил вред машине;
    • если у водителя не было водительских прав;
    • если водитель был в состоянии опьянения(наркотического или алкогольного);
    • при использовании автомобиля не в тех целях, которые оговорены договором страхования, к примеру, его участие в автомобильных гонках.

    Как снизить вероятность получения отказа в выплате по ОСАГО и КАСКО

    Получение выплат по полисам ОСАГО и КАСКО находится в прямой зависимости от соблюдения вами требования законодательства. Использование указанных выше рекомендаций позволит вам быстро и без осложнений восстановить не только свой поврежденный при аварии автомобиль, но и здоровье.

    Помните о том, что в обязательном порядке стоит:

    • своевременно довести до сведения страховщика об аварии и наступлении в результате ДТП страхового случая;
    • быть внимательным при оформлении всех официальных документов при ДТП, не подписывать безоговорочно те документы, с содержанием которых вы не согласны. Обязательно вписывайте свои возражения и дополнения;
    • иметь при себе копии всех документов, которые вы отдаете страховой компании;
    • получить подтверждение страховщика о том, что ему вручен полный пакет документов. Принимающее его лицо должно расписаться на вашем экземпляре. При использовании почтовой связи сохраните уведомление об отправке заказного письма с документами;
    • настаивайте в случае отказа в предоставлении вам не простого отказа, а с обоснованием его причин. Это поможет мотивированно оспорить отказ страховщика, опровергнуть каждый его довод и защитить ваши интересы в суде.

    Все подробности автострахования: нюансы ОСАГО и КАСКО

    Страхование плотно вошло в нашу жизнь. Применительно к машинам существует два его вида: обязательное ОСАГО и добровольное КАСКО. Давайте разберемся что такое ОСАГО и что такое КАСКО, определим преимущества и недостатки.

    ОСАГО

    Расшифровка аббревиатуры ОСАГО звучит как Обязательное Страхование АвтоГражданской ответственности. Автомобиль — источник повышенной опасности для окружающих, поэтому его владелец страхует свою собственность от возможности ее повредить. ОСАГО — это страховка, которая покрывает ущерб, нанесенный кому-либо при вождении автомобиля. Обязательное автострахование существует в нашей стране больше 15 лет и все это время беспрерывно совершенствуется. Законотворцы, автомобильные эксперты, да и обычные водители критикуют систему, обвиняя страховщиков в стремлении нажиться на обычных гражданах. Компании наоборот говорят об убыточности этого вида деятельности. В данной статье мы не будем обсуждать кто прав. Рассмотрим в чем разница КАСКО и ОСАГО и расскажем про основные особенности каждого вида страхования.

    КАСКО и ОСАГО в чем разница?

    По полису ОСАГО оплачивают ущерб пострадавшим в ДТП. Если по вине страхователя произошла авария, то компания направляет на ремонт ту машину, которую повредил владелец полиса ОСАГО. Сам он в этом случае компенсацию не получает и восстанавливает свое транспортное средство за свой счет. По полису КАСКО владельцу машины компенсируют ремонт его поврежденного транспортного средства. Именно в этом состоит разница обязательного и добровольного видов страхований. Неверно обсуждать что лучше ОСАГО или КАСКО? Это разные виды страхования, которые не заменяют, а дополняют друг друга.

    Читайте также:  Независимая экспертиза для ОСАГО

    Лимиты ответственности

    Закон об ОСАГО сейчас предусматривает лимиты ответственности: 500 тыс. руб. на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью пострадавшего в ДТП, и 400 тыс. руб. на возмещение вреда имуществу. Если в аварии пострадало несколько человек или машин, то эти суммы распространяются на каждого.

    Примерно в 90% случаев этих денег хватает на возмещение ущерба. Но если произошла серьезная авария и в ней фигурируют дорогие автомобили, то размер ущерба может превысить предусмотренные законом лимиты. В этом случае страховая компания покрывает расходы в оговоренных пределах, а виновник аварии оплачивает сумму, превышающую лимиты.

    Есть возможность обезопасить себя от серьезных трат в случае причинения большого ущерба. Для этого нужно оформить расширение полиса ОСАГО. Автовладелец получает дополнительный страховой полис. Если наступает страховой случай, и калькуляция ущерба превышает лимит по ОСАГО, то часть денег оплатят в рамках ОСАГО, а превышающую сумму — по дополнительному полису расширения ОСАГО.

    Расширение ОСАГО заключают не все компании. Перед оформлением сделки необходимо обязательно проверить страхователя. Это вынужденная мера, поскольку на рынке ОСАГО обосновалось немало мошенников.

    От чего зависит стоимость ОСАГО

    На цену полиса влияет много факторов: регион регистрации, мощность автомобиля, возраст и водительский стаж допущенных к управлению людей, коэффициент безаварийной езды. В группу риска входит молодежь в возрасте до 22 лет, новички со стажем вождения менее трех лет.

    Коэффициент безаварийной езды снижается с каждым безубыточным годом и резко увеличивается, если произошла выплата по вине страхователя. Если в полис внесено несколько человек, то при расчете итоговой суммы равняются по самому худшему. Поэтому далеко не всегда имеет смысл включать кого-то в полис «на всякий случай».

    Полис может быть с определенным количеством людей, допущенных к управлению и без ограничения таковых. Во втором варианте цена полиса максимально высока, поскольку берутся самые высокие коэффициенты безаварийной езды, стажа и возраста. Есть важный нюанс: если человек регулярно приобретает полис ОСАГО без ограничения допущенных к управлению и его данные не фигурируют в полисе ОСАГО, то его коэффициент безаварийно езды не только не растет, но и возвращается к базовому показателю спустя несколько лет. Таким образом получается, что полис без ограничения допущенных к управлению в одной ситуации может быть выгоден, а в другой — неоправданно дорог.

    С 2018 года начал действовать так называемый «тарифный коридор»: страховщики имеют право увеличивать свои тарифы на 20% вверх и вниз от размера базовых расценок. Более индивидуально рассчитываются коэффициент «возраст-стаж».

    Подобрать оптимальный вариант приобретения плиса ОСАГО поможет страховой агент ГК FAVORIT MOTORS. Наши специалисты проходят специальное обучение, отлично разбираются во всех нюансах страхового рынка.

    Что нужно для оформления ОСАГО?

    Достаточно предъявить документы на машину и указать данные водительских прав, допущенных к управлению людей. Правилами ОСАГО оговорено, что страховщик имеет право произвести осмотр транспортного средства. На практике так поступают редко. Этот пункт существует для борьбы с мошенниками, которые, не ремонтируя автомобиль, моделируют фальшивые ДТП. Так же иногда осмотр требуют для того, чтобы найти повод и отказать в оформлении полиса. Часто страховщики не любят оформлять ОСАГО на мотоциклы и просят показать его.

    Страховой брокер

    Так обычно называют страховых агентов, представляющих интересы различных компаний. В качестве заработка он получает определенный процент от стоимости полиса. Потому цена страхового полиса при покупке у брокера не превышает ее стоимость при оформлении сделки непосредственно в офисе самой страховой компании.

    Технический осмотр

    Автомобилям в возрасте трех лет при оформлении полиса ОСАГО технический осмотр не требуется. Более старым машинам необходимо приехать в пункт осмотра, где специалисты оценят исправность автомобиля. Диагностическая карта для машин в возрасте 3-х лет действительна два года, более старым автомобилям необходимо проходить осмотр ежегодно.

    Во всех дилерских центрах ГК FAVORIT MOTORS вы можете пройти технический осмотр. Более того, документ, необходимый для приобретения полиса ОСАГО наши клиенты могут получить после планового технического обслуживания.

    Отказ в выплате ущерба

    В Правилах и договоре страхования ОСАГО перечислены случаи, когда компания отказывает в возмещении ущерба. Страховая не будет платить, если машину повредили в ходе соревнований, испытаний или учебной езды, дефекты груза появились при погрузке или разгрузке, в ходе страхового случая повреждены деньги, антиквариат, произведения искусства, ювелирные украшения.

    Так же перечислены случаи, когда компания возмещает ущерб пострадавшему, но затем имеет право потребовать у виновника ДТП вернуть потраченные деньги:

    • вред причинен умышленно;
    • виновник аварии был в состоянии опьянения;
    • виновник ДТП не имел права на управление транспортным средством;
    • водитель скрылся с места ДТП;
    • водитель не включен в список допущенных лиц (при использовании полиса ОСАГО с ограниченным числом допущенных к управлению);
    • страховой случай произошел при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором ОСАГО;
    • при оформлении документов самостоятельно страховщику не направили экземпляр бланка о ДТП;
    • машину не предоставили на осмотр;
    • истек срок действия диагностической карты у такси, автобусов, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, перевозящих опасные грузы машин;
    • при заключении договора человек предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии — так, например, пытаются сэкономить, указывая местом жительства регион, где ОСАГО дешевле.

    Форма компенсации по ОСАГО

    На рынке ОСАГО появилось много мошенников. Махинации разные: ложные аварии, неверная оценка ущерба, провоцирование штрафных санкций. Поэтому в 2018-м году ввели «прямое урегулирование убытков» по ОСАГО: машину пострадавшего направляют на ремонт в технический центр, с которым заключен договор. Прямое страхование не действует в отношении мотоциклов и в тех случаях, когда страховщики не имеет возможности направить автомобиль на ремонт. Например, поврежденная машина находится в такой глухомани, что рядом нет ни одного сервиса. Или машина редкая и на нее нет запасных частей. В этом случае ущерб возмещают деньгами, причем при оценке учитывается износ. Например, у 8-летней машины кузовная деталь будет оценена примерно в половину стоимости новой.

    Читайте также:  Рассчитать полис ОСАГО онлайн

    При восстановлении автомобиля по ОСАГО ущерб рассчитывается в соответствии со специальными справочниками, обновляемыми каждые 6 месяцев. Ограничений по производителю запчастей нет, поэтому устанавливают как оригинальные детали, так и продукцию сторонних производителей.

    Место ремонта по ОСАГО

    Страховая компания заключает договоры с техническими центрами, которые должны восстанавливать машину в соответствии с расценками, оговоренными в единых справочниках. Причем сервис, на который направлена машина, должен быть расположен не далее, чем в 50 километрах от местонахождения поврежденной машины.

    Банкротство компании при страховке по ОСАГО

    Число страховых компаний, допущенных к деятельности в системе ОСАГО, за последние годы существенно снижено. Одни сами ушли с этого рынка, вторые лишены лицензии, третьи обанкротились. Если компания, оформлявшая полис ОСАГО, не имеет возможности выполнять свои обязательства, то полис все равно продолжает действовать. В этом случае ремонт автомобиля производится из резервных фондов Российского союза автостраховщиков.

    Е-ОСАГО

    Сейчас можно страховать автомобиль по ОСАГО непосредственно в офисе страховщика, воспользоваться услугами брокера либо приобрести полис удаленно. Алгоритм прост: нужно зайти непосредственно на сайт интересующей компании или Российского союза автостраховщиков, внести данные (автомобиль, допущенные к управлению, техосмотр и т.д.), оплатить счет и получить полис.

    С собой достаточно иметь распечатку полиса. При необходимости инспектор ГИБДД может по базе данных проверить автомобиль.

    Наказание за отсутствие полиса

    Ответственность за отсутствие полиса оговаривает ст. 12.37 КоАП. Если за рулем окажется человек, не вписанный в полис, то оштрафуют на 500 руб. Если же полис вообще отсутствует, то сумма увеличивается до 800 руб.

    Обсуждается вопрос о существенном увеличении штрафа. Кроме того, планируется ввести контроль наличия полиса в автоматическом режиме. Камеры фото-видео фиксации станут направлять данные на проверку по базе данных наличия полиса ОСАГО, и при отсутствии такого владелец получит «письмо счастья».

    КАСКО

    Вопреки распространенному мнению, КАСКО — это не аббревиатура. С точки зрения грамматики верно писать слово обычными буквами, поскольку термин произошел от испанского casco, то есть «шлем», или нидерландского casco, что значит «корпус». Большие буквы появились по недоразумению, так стали писать для схожести с аббревиатурой ОСАГО. Поэтому различные попытки расшифровки (например, Комплексное Автострахование) по определению неверны. Но вернемся к главному.

    КАСКО — это пари, которое заключает страховая компания и владелец автомобиля. Если машина пострадает, то компания оплатит ущерб. Если весь срок прошел без происшествий, то оплаченные деньги становятся чистой прибылью компании.

    Чем отличается ОСАГО от КАСКО? Основное отличие КАСКО от ОСАГО состоит в том, что при КАСКО страхуется сам автомобиль, а при ОСАГО – гражданская ответственность водителя.

    КАСКО добровольное страхование, но в некоторых случаях оно может стать обязательным. Например, при покупке автомобиля в автосалоне за деньги банка тот требует наличия полиса КАСКО. Таким образом кредитная организация обеспечивает возврат своих денег. Нет необходимости специально ехать в банк для оформления документа.

    Стоимость полиса

    На цену полиса КАСКО влияет стоимость машины, ее привлекательность для угонщиков, портрет людей, допущенных к управлению: возраст, стаж, данные об участии в авариях. У каждой страховой компании существует собственная статистика, на основании которой сотрудники рассчитывают стоимость полиса. Поэтому цена полиса на одну и ту же модель в разных компаниях отличается. Страховая сумма не должна превышать стоимость машины.

    Чаще всего фигурирует строк страхования в один год, но по согласованию сторон он может меняться. Страховщики не любят небольшие сроки, поэтому страховка на год и 6 месяцев может стоить практически одинаково.

    Банкротство компании

    Если страхователь обанкротился, то полис сгорает. В этом случае есть возможность требовать компенсации через суд. Возможно, у банкрота все же остались какие-то активы.

    Не стоит путать банкротство с лишением лицензии. В первом случае фирма не имеет средств, во втором — просто не имеет права заниматься страхованием. Хотя лишение лицензии — плохой симптом. Очень часто за этим следует банкротство. Поэтому, если появилась информация о лишении лицензии, требуйте возместить часть полиса и заключайте договор с другой компанией.

    Франшиза

    Это обязательства застрахованного лица нести часть убытков за свой счет. Таким образом компании стараются избежать выплаты мелкого ущерба и последующего незначительного ремонта. Чем больше размер франшизы, тем дешевле стоимость полиса.

    Франшиза бывает уловная и безусловная. При условной франшизе компания не несет ответственности если убыток не превысил определенной суммы. Страховщик оплачивает только большой ущерб.

    При безусловной франшизе из ущерба всегда вычитается оговоренная сумма. Например, ущерб составил 300 тысяч рублей. Если в договоре указано, что франшиза составляет 10 тысяч, то выплатят 290 тысяч, а 10 тысяч придется оплачивать за свой счет.

    Место ремонта по КАСКО

    Страховые компании заключают договора с техническими центрами — как с официальными дилерами, так и со сторонними. При оформлении полиса ОСАГО заранее оговорено, в каких центрах станут ремонтировать машину в случае повреждения. Ремонт в центрах официальных дилеров обходится дороже, поэтому цена полиса выше.

    Отказ в компенсации по КАСКО

    В системе добровольного страхования правила могут отличаться, поэтому их нужно внимательно читать. Большинство компаний отказывает в случае, когда за рулем находился нетрезвый человек либо тот, кто не входит в список допущенных к управлению. Существует определенный срок, в течение которого необходимо сообщить о происшествии. Могут быть оговорены требования по риску на угон. Например, необходимо вернуть все ключи на машину. Раньше фигурировали требования об обязательном нахождении автомобиля ночью на охраняемой стоянке, но сейчас подобные пункты уже стали анахронизмом.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: