Чем различаются обгон и опережение

Обгон почти не виден

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: “по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу”.

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт – это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту “РГ” в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: “Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Отличия понятий «обгон» и «опережение» по ПДД 2022 года

Не уверен – не обгоняй! Какой водитель не знает эту присказку? А что же насчет опережения, ведь совершение такого маневра считается более простым и безопасным? По крайней мере, в теории так оно и есть, тогда как на практике встречаются разные ситуации. И чтобы не стать участником одной из них по причине собственной неосведомленности, имеет смысл время от времени повторять ПДД, изучая не только основные вопросы, но и всевозможные нюансы.

Понятие обгона и опережения в ПДД

Для того чтобы уяснить разницу между такими часто встречающимися в правовых нормах и реальной жизни понятиями, как «обгон» и «опережение», достаточно просто внимательно прочитать их определения, прописанные в пунктах 1.2 и 11 ПДД.

Так, под обгоном подразумевается маневр, предполагающий выезд на встречную полосу с последующим за ним возвращением в свой ряд, что необходимо для объезда препятствия или транспортного средства, передвигающегося в более умеренном скоростном режиме.

Читайте также:  Автоюристы в городе Сыктывкаре

Что касается опережения, то под ним подразумевается выезд на другую полосу попутного направления, притом что в этом случае разрешено опережать несколько транспортных средств, поскольку для встречного потока не возникает никаких рисков. Но совершать такие маневры можно только на тех участках пути, где для одного направления предусмотрено не менее двух полос, иначе речь будет идти уже об обгоне.

Чем отличается выполнение маневров

Казалось бы, все ясно – есть несколько полос на дороге – можно опережать, нет – можно обгонять. Но не тут-то было, ведь в обоих случаях следует руководствоваться не только дорожной конфигурацией и разметкой.

Как и где разрешается опережение

Поскольку опережение не подразумевает выезд на встречку, то и запретов для его выполнения гораздо меньше. И именно этим маневр отличается от обгона, имея следующие серьезные отличия:

  1. В отличие от обгона опережение может осуществляться с любой стороны от препятствия (как с правой, так и с левой).
  2. Завершение обгона предполагает возвращение на свою полосу движения, поскольку длительное следование во встречном направлении чревато серьезными последствиями вплоть до лобового столкновения. А вот с опережением дела обстоят с точностью наоборот, и при желании водитель может не покидать занятую им полосу до тех пор, пока это станет необходимым (перестроение для остановки или поворота и пр.). Исключением является только езда по трассе, ведь в этом случае водитель должен ехать по левой крайней полосе только в том случае, если он будет ехать быстрее общего потока.

Во всех остальных случаях рекомендуется держаться правой полосы, даже если на дороге пусто, не занимая без лишней надобности левый ряд.

  • Во время выполнения маневра можно превышать скорость, но только для его совершения.
  • Существует только несколько запретов на опережение. Среди них – сплошная разметка на участке, применяемая в туннелях и для выделения отдельных полос движения, пешеходные переходы, перед которыми выполняют остановку другие транспортные средства для пропуска пешеходов, а также на аварийных участках (пункт 14.2 ПДД).
  • Примечательно, что для совершения обгона существует гораздо больше ограничений, поскольку этот маневр считается более опасным. Именно поэтому для опережения не предусмотрено никаких санкций и штрафных взысканий, если, конечно, действия водителя не повлекли за собой серьезных последствий.

    Когда следует воздерживаться от обгона

    Практика показывает, что совершить опережение гораздо проще, чем обгон. Этот момент учитывается в пункте 11.2 в ПДД, где прописаны все случаи, когда запрещается выполнять последний маневр. Среди них:

    1. Сзади идущее транспортное средство уже начало выполнять аналогичный маневр.
    2. Впереди идущий автомобиль начал выезд на встречную полосу для обгона.
    3. Нет возможности вернуться на собственную полосу.
    4. Определенные участки: ж/д переезды, если до них осталось менее 100 м, регулируемые и пешеходные зоны, перекрестки, эстакады, туннели, подъемы, крутые повороты, мосты и путепроводы, а также участки под ними.

    Все перечисленные ситуации чреваты лобовым столкновением, поэтому отказываться от совершения маневров следует не столько из-за боязни быть оштрафованным, сколько из соображений собственной безопасности. Именно поэтому категорически не рекомендуется идти на обгон на подъем, в ненастье, а также при плохой видимости.

    Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

    Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

    Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

    Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

    Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

    Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

    Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

    Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

    Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

    Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

    Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

    Понятие маневров обгон и опережение, основные отличия

    Понятия обгон и опережение знакомы всем водителям — каждый из них, садясь за руль, не по одному разу на дню совершает данные маневры. Тем не менее, существуют связанные с этими действиями нюансы, о которых часть автомобилистов забывает, в результате чего на дорогах периодически происходят мелкие и крупные ДТП. Данная статья объясняет, что такое обгон и опережение, чем они отличаются друг от друга, как и где можно безопасно совершать каждый из маневров, а также какие санкции применяются к тем, кто обгоняет или опережает попутные ТС с нарушением ПДД.

    Отличия опережения от обгона

    Главное, чем различаются рассматриваемые в данной статье маневры, — это факт наличия (или отсутствия) выезда авто на сторону дороги, предназначенную для движения встречного транспорта. То есть, если опережение — это просто движение машины со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, осуществляемое по соседней с ним полосе на одной стороне проезжей части дороги, то обгон — это то же опережение, но с выездом на встречку и дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.

    Однако помимо езды «против потока», обгон отличается от опережения еще двумя факторами:

    1. Местом, где разрешен маневр. Согласно ПДД, обгон запрещается совершать практически везде, где допускается выполнение опережения.
    2. Суровостью санкций за нарушение правил опережения транспортных средств, связанное с выездом (не выездом) на встречку. За запрещенный обгон КоАП всегда карает гораздо жестче, чем за неправильно выполненное опережение. Так, если за неверно совершенное опережение водитель в любом случае отделается относительно мягким денежным наказанием, то за запрещенный обгон на нарушителя может быть наложен гораздо больший штраф, либо на некоторое время он может вообще остаться без прав.

    Основные правила маневра обгон

    Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

    Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

    • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
    • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
    • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
    • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

    В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

    Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

    Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

    Основные правила маневра опережение

    Так как опережение всегда производится по попутной полосе, а после его совершения водителю не обязательно возвращаться на ранее занимаемую, то алгоритм выполнения маневра гораздо проще алгоритма совершения обгона. Чтобы безопасно опередить кого-то, управляющему машиной человеку достаточно удостовериться в том, что:

    • движущееся впереди ТС не подало сигнала о перестроении на ту полосу, по которой он планирует опережать данный автомобиль;
    • если маневр выполняется с перестроением на соседнюю полосу, следует также убедиться в том, что она свободна для него, и сзади по ней к водителю не приближается другое ТС;
    • оказавшись на определенной полосе и совершив по ней опережение, автолюбитель сможет далее при надобности перестроиться на ту полосу, с которой ему будет разрешен поворот направо (налево).

    Если собирающийся выполнить опережение водитель видит, что из-за плотного трафика впереди он не сумеет перестроиться на нужную ему полосу после выполнения маневра, значит, ТС ему лучше не опережать!

    В отличие от обгона, опережение автомобилей разрешается совершать и слева, и справа — при наличии там свободных попутных полос. Делать это можно практически везде, где это допускает ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, в конце подъемов и т. д. Исключениями являются:

    1. Опережение с правой стороны по полосе для общественного транспорта, велосипедным дорожкам, обочине и тротуару.
    2. Также водителям следует быть крайне внимательными при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Даже если управляющий ТС человек никого не видит на переходе, но замечает, что соседние автомобили начали сбрасывать скорость при приближении к последнему, то ему следует воздержаться от их опережения. Более того, согласно п. 14.2 ПДД, ему нужно притормозить или полностью остановиться перед переходом, чтобы пропустить на нем пешехода.

    Ответственность водителей

    Как и в подавляющем большинстве других ситуаций, описанных в ПДД, вину за нарушение правил обгона и опережения всегда возлагают на автомобилиста, нарушившего эти правила.

    Единственным исключением является случай, когда водитель обгоняемого ТС при совершении обгона мешает его осуществлению, увеличивая скорость движения своей машины или опасно маневрируя перед обгоняющим его авто. Согласно Административному кодексу, если в результате таких действий водителя обгоняемого ТС произойдет ДТП, то виновным в аварии признают именно его!

    Как уже упоминалось, за нарушение правил опережения КоАП предусматривает исключительно денежные наказания. Совершив запрещенный обгон, владелец ТС может лишиться уже не только денег, но и водительских прав. При этом важно учитывать еще и то, кто именно фиксирует нарушение. Если это делает дорожная камера, то водитель в любом случае отделается только штрафом — даже за повторное правонарушение. Если же нарушителя останавливает сотрудник ГИБДД, то водитель по решению суда может на некоторое время превратиться в пешехода.

    Перечень всех нарушений правил опережения и обгона и санкций за них приведен в таблице:

    Вопросы читателей

    Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают. В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям. Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:

    Вожу машину год. Когда ездили с подругой на ее авто, замечала, как несколько раз она обгоняла машины на одном и том же перекрестке, причем однажды возле него стояли гаишники, так они ее даже не остановили. Я ей говорю, что вообще-то обгон на перекрестке запрещен, разрешено только опережение по попутной полосе. А она отвечает: светофора нет, у нас главная, едем прямо, обгонять можно. Так вот, на днях я тоже обогнала на перекрестке со знаком «Главная дорога». Только главная там плавно загибалась налево, ну, я и обогнала, поворачивая налево, а меня остановила ДПС и оштрафовала. Почему?

    Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки. Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением. Так что оштрафовали Вас правомерно.

    Учусь в автошколе, а мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Одна из них связана с машинами полиции. Мол, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже опережать на дороге, за это могут оштрафовать. Я перерыл все ПДД, но нигде такого правила не нашел. Что мне отвечать брату?

    Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.

    Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются. Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям. Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.

    Разберемся, чем отличается обгон от опережения

    Многие водители, получившие права, в дальнейшем не следят или не стараются разобраться в изменениях ПДД, пока не столкнутся с ними на практике, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. В 2010 году в правилах появился новый термин «опережение», который стали путать с «обгоном». Несмотря на то, что маневры схожи, требования к их совершению разные.

    1. Понятия обгона и опережения
    2. Разница между маневрами
    3. Обгон
    4. Опережение
    5. Опасность маневров
    6. Маневры на перекрестке
    7. Маневры на пешеходном переходе
    8. Маневры в тоннеле
    9. Штрафы и наказания
    10. Примеры из практики
    11. Пример 1
    12. Пример 2

    Понятия обгона и опережения

    Под опережением понимают движение автомобиля со скоростью большей, чем скорость ТС, движущегося в том же направлении по соседней полосе. В 2010 году изменилась и трактовка понятия «Обгон». Раньше под термином подразумевали опережение автомобиля, связанное с выездом из занимаемого ряда. Теперь он трактуется, как опережение с выездом на полосу (сторону) встречного потока машин и дальнейшим возвратом.

    Разница между маневрами

    Оба маневра предполагают ускорение и опережение впереди идущего ТС. Разница не только в трактовке понятия, но и в выполнении маневра.

    Обгон

    Согласно определению, предполагается выезд на встречку и возврат на прежнюю сторону. Рассмотрим пример. Водитель едет по двухполосной дороге, разделенной прерывистой полосой, запрещающих знаков нет. Перед ним едет автомобиль с меньшей скоростью.

    Чтобы его обогнать, водитель выезжает на полосу встречного потока машин, ускоряется и возвращается.

    Опережение

    Действие представляет собой движение с большей скоростью, чем у попутных ТС. В отличие от обгона, не предполагается смена полосы. Например, в левом и правом ряду попутно едут два авто со скоростью 50 км/час. Водитель, движущийся справа, ускоряется и выезжает вперед.

    Рассмотрим еще один пример опережения, который часто путают с обгоном. Друг за другом едут два автомобиля. Авто сзади выезжает на правую сторону, ускоряется, опережая впереди идущее авто, и возвращается в прежний ряд. Поскольку не было выезда на встречку, обгоном это считать нельзя. Обгоняющий автомобиль совершил перестроение из левого в правый ряд, опережение и снова перестроение из правого в левый ряд.

    Опасность маневров

    ПДД не предъявляют к опережению строгих требований. Сам по себе маневр не представляет большой опасности. Для его совершения достаточно убедиться, что впереди нет никаких препятствий. Если опережение идет вместе с перестроением, то водителю также необходимо убедиться в безопасности и этого маневра.

    Главное – не превышать максимально допустимой скорости движения.

    Что касается обгона, то здесь возрастает риск аварии. Поэтому, согласно п. 11.2 ПДД, маневр запрещен, если:

    1. впереди идущее ТС поворачивает налево, начинает совершать обгон или объезд препятствия;
    2. авто сзади начинает совершать аналогичный маневр;
    3. обгоняющее ТС создаст опасность и помехи для других авто;
    4. на участке дороги действуют знаки запрета 3.20 и 3.22 (для грузовиков);
    5. нанесена сплошная линия разметки, пересечение которой запрещено;
    6. дорога плохо просматривается (например, окончание подъема) и имеет опасные повороты;
    7. через 100 метров находится ж/д переезд. Обгон также запрещен непосредственно на нем.

    Таким образом, для обгона нужно убедиться в том, что другие автомобилисты не совершают или не планируют подобных действий, встречная полоса свободна, а возврат на прежний ряд не создаст никому помех.

    В свою очередь водитель обгоняемого ТС не должен выполнять никаких действий, препятствующих обгону.

    Маневры на перекрестке

    Пересечения дорог могут быть двух типов – регулируемые и нерегулируемые. Опережать другой автомобиль можно на любом из них. Обгон же разрешен только на нерегулируемом, но при условии движения по главной дороге.

    Маневры на пешеходном переходе

    Правилами дорожного движения разрешено совершать опережение на данном участке дороге, но при этом необходимо руководствоваться правилами проезда пешеходного перехода, установленными в разделе 14.

    Что касается обгона, то до 2014 года его запрещали только, когда на переходе находились пешеходы. В настоящее время нельзя обгонят даже при отсутствии каких-либо помех.

    Маневры в тоннеле

    Тоннель представляют собой дорогу в ограниченном пространстве. Совершать опасные маневры, в том числе обгон, в нем запрещено. Связано это с тем, что в случае появления встречного автомобиля и невозможности возвращения в свой ряд, ни один из водителей не сможет увернуться от столкновения. В то время, как на открытом участке дороги обгоняющий может съехать на обочину или в кювет.

    По той же самой причине обгон запрещен на мостах, эстакадах и под ними.

    Штрафы и наказания

    Так как опережение и обгон связаны с ускорением, водителю может грозить штраф за превышение скорости, в соответствии с п. 12.9 КоАП. В зависимости от степени превышения, размер штрафа варьируется от 500 до 5000 рублей. За более грубое нарушение водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев.

    Обгон предполагает выезд на встречку, значит, за совершение маневра в неположенном месте водителю могут выписать штраф 5000 руб., либо лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП. За повторное нарушение могут лишить прав могут на 12 месяцев, а в случае фото- и видео-фиксации обяжут заплатить 5000 руб. в пользу государства.

    Примеры из практики

    Водитель должен понимать, в какой ситуации им совершается опережение, а когда обгон, так как к последнему маневру предъявляются более строгие требования.

    Неправильная оценка ситуации может привести к привлечению к административной ответственности.

    Пример 1

    Чаще всего споры водителей с инспекторами ГИБДД возникают по поводу завершению обгона. Рассмотрим несколько ситуаций.

    Водитель планирует обогнать трактор. Знак информирует о том, что через 150-300 м будет ж/д переезд. Обгон разрешен, если будет завершен не менее, чем за 100 метров до переезда.

    Водитель решил обогнать повозку. Для этого ему необходимо выехать на встречку, а значит, совершить обгон. Знак указывает на то, что ТС приближается к перекрестку равнозначных дорог. Согласно ПДД, обгон на таком перекрестке запрещен. Поэтому он должен быть завершен до него.

    Если бы водитель двигался по главное дороге, то закончить маневр он мог и на перекрестке.

    Пример 2

    Самый распространенный пример, который встречается в реальной жизни – несоответствие дорожной разметки и установленного знака. Предположим, на дороге нанесена прерывистая разметка, разрешающая ее пересечение. Но вместе с прерывистой разметкой на этом же участке дороги может быть установлен знак 3.20. В этом случае обгон совершать нельзя, так как предписание знаков имеет приоритет перед разметкой. При этом разметка и знак не запрещают автомобилисту повернуть налево и развернуться.

    Опережение и обгон – схожие маневры. Но, если к первому не предъявляется строгих требований к исполнению, то для выполнения второго правилами установлены ограничения. Связано это с тем, что успешное совершение маневра зависит не только от водителя, но и от поведения других участников движения. В любом случае, совершая те или иные действия на дороге, необходимо убедиться в их безопасности.

    За нарушение любого правила, автомобилисту грозит административное наказание, а за неправильный обгон могут и вовсе лишить прав. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо следить и разбираться в изменениях ПДД.

    Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

    Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав

    ПДД имеют чёткие формулировки и определения. Так, Правила предписывают, что пересекать сплошную и двойную сплошную запрещено. Но они также требуют находиться исключительно справа от таких линий. Последнее введено достаточно недавно и актуально на 2022 год. Но что делать, если вас хотят лишить прав или выписать штраф, если обгон закончен на сплошной разметке, начавшись на прерывистой, когда вы были законопослушным водителем? Можно ли по ПДД так пересекать сплошную разметку, в том числе после знака “Обгон запрещён” и, главное, как избежать наказания за это? Всё это и давайте выяснять!

    Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?

    На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.

    Вот так выглядит такая дорожная обстановка:

    Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:

    • 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
    • 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.

    При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!

    И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.

    Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

    9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

    Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.

    Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?

    Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.

    Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2022 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё.

    То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.

    Если завершили после знака “Обгон запрещён”

    Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).

    Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака. Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию. И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.

    Штраф и лишение?

    Основная статья, по которой можно получить штраф за завершение обгона через сплошную, если не успели это сделать на прерывистой – 12.15, часть 4. Он занимает верхнюю планку возможных финансовых санкций за нарушения ПДД и составляет 5000 рублей.

    Но штраф – это не самое пугающее в этой норме наказания. Эта же статья предусматривает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

    Других мер обеспечения и дополнительного наказания за это не предусмотрено:

    • если вы закончили обгонять на сплошной, начав на прерывистой, то эвакуировать на штрафстоянку за это не имеют права (статья 27.13 КоАП),
    • не положено и снятие номеров с запрещением эксплуатации,
    • равно как не будет других наказаний: административного ареста, конфискации чего-либо.

    А штраф или лишение прав предоставляется как вариация: либо одно, либо другое. Лишение прав в административном праве считается более суровым наказанием и может быть применено в отношении вас в следующих случаях (хотя бы при наличии одного из нижеперечисленного):

    • наличие штрафов ГИБДД – особенно, ранних штрафов за обгон,
    • последствия манёвра (ДТП),
    • если вы обгоняли в состоянии опьянения,
    • и другие.

    И, напротив, если есть смягчающие обстоятельства, то может быть назначен штраф:

    • если вы способствовали выявлению нарушения (явились с повинной), не отрицали его,
    • если вы беременная женщина или имеющая малолетнего ребёнка,
    • если вы несовершеннолетний,
    • вы раскаиваетесь в содеянном,
    • и другие.

    Кто решает, назначить штраф или лишение прав? Дело, которое рассматривается по этой норме, сначала поступает начальнику отделения ГИБДД по месту совершения обгона через сплошную. Сотрудник ДПС на дороге не имеет права выносить постановление – только выписать протокол, возбудив тем самым административное дело.

    Далее вас вызывают на разбор в это подразделение, где вам можно (и нужно) сообщить все обстоятельства и изложить свою позицию. На разбор ГИБДД можно не являться. Но в этом случае увеличиваются шансы лишение прав.

    Никакой сотрудник ГИБДД не может лишать прав. Это делают только судьи. Поэтому, инспектор, рассматривающий дело о запрещённом обгоне, при наличии обстоятельств, по которым он решает, что водитель подлежит лишению, направляет материалы этого дела в суд. И далее уже судья на втором этапе решает, назначить штраф или лишить прав.

    Повторность

    Есть у завершения обгона через сплошную при начале на прерывистой и рецидив – если вы в течение года попадаетесь во 2 раз с этим нарушением, то вас уже лишат прав на год. Если только нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет штраф 5000 рублей.

    Как правильно считать этот год? Он начинается с даты исполнения первого постановления – полной оплаты штрафа или окончания срока лишения.

    Важное замечание!

    Как избежать лишения?

    Если вас хотят лишить прав или назначить штраф, то есть ряд тонкостей, которые позволят уйти от ответственности. Но и к ним следует подойти со всей внимательностью.

    Разметка 1.16

    Это прерывистая линия с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними. Но то, что нам в ней нужно – это обязательность её нанесения перед сплошной и двойной сплошной. Она призвана предупреждать водителей о том, что скоро начнётся непрерывная разметка, и обгонять будет нельзя.

    Так вот, по ГОСТу о дорожной разметке (пункт 6.2.8 ГОСТ Р52289-2004) она должна быть длиной не менее 50 метров. Если короче, и это входит в причинно-следственную связь с тем, что вы не успели закончить обгон до сплошной, то привлечение незаконно, потому как в вашем нарушении нет вины, а есть вина дорожников.

    Замерять длину разметки можно и после привлечения: на этапе рассмотрения дела или если не прошли сроки обжалования наказания. Но для этого нужны доказательства. Подойдёт и видео замера с возможностью распознать вашу локацию в кадре (номера домов и названия улиц, другие приметные данные).

    Переквалификация на штраф

    Если вас лишают прав за завершение обгона через сплошную с началом на прерывистой, то выше мы уже подробно описали, как сделать максимально так, чтобы назначили штраф.

    Если у сотрудника ГИБДД нет видеодоказательств

    То это низкий шанс избежать лишения водительских прав, но он, тем не менее, есть.

    Виной тому протокол – он по сложившейся судебной практике 2022 года является доказательством. Если быть точнее, то доказательством является зоркий глаз инспектора, который принимал присягу, и ему априори доверия от судей больше, чем обычному гражданину, который защищается.

    Таким образом, если сотрудник в суде или на разборе ГИБДД просто заявит, что видел, как вы выехали на обгон через прерывистую, но закончили манёвр уже на сплошной или после знака 3.20, то суд ему поверит с большой долей вероятности. Даже если истина на вашей стороне, то увы, без наличия у вас видеорегистратора с записью того, что вы не нарушали ПДД, перспектива дела плоха.

    Однако, в 2022 года судебная практика всё же медленно, но верно идёт в сторону водителей в этом отношении. Такое стало возможным, благодаря решению Верховного суда, который признал, что протокола недостаточно для привлечения водителей к штрафу или лишению прав – нужные более веские аргументы.

    Инспектор не показал видео обгона

    Сотрудник полиции заявляет, что у него есть запись вашего нарушения, но отказывается её предоставлять? Увы, но закон 2022 года не обязывает его это делать.

    Между тем, отсутствие видеозаписи влияет на исход рассмотрения дела, но от того, что вы её увидите здесь и сейчас, ничего не изменится – протокол будет составлен и передан начальнику ГИБДД.

    Сплошную не видно из-за снега или грязи

    А вот это уже веский аргумент в вашу сторону. В этом случае состава для привлечения вас к ответственности, если вы закончили обгонять на сплошной, нет, потому как для этого должна быть ваша вина. Вины нет, так как разметка занесена снегом или находится под слоем грязи на дороге.

    Вот только опять же о сборе доказательств нужно позаботиться заранее – ещё в момент нарушения. Причём так, чтобы по видео можно было определить дату и время съёмки, и что она совпадает со временем привлечения.

    Обгон по прерывистой линии

    Процесс обгона сегодня обязательно осуществлять в рамках специальных правил. В противном случае могут возникнуть неприятности. Подразумевается серьезная административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

    Что обозначает разметка

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Сегодня дорожное движения регулируется самыми разными объектами дорожной инфраструктуры:

    • специальные знаки;
    • светофоры;
    • разметка непосредственно на дороге.

    Причем различные маневры непосредственно на дороге должны обязательно осуществляться в соответствии с таковыми обозначениями. Существуют различные приоритеты – в зависимости от типа конкретного обозначения и других факторов.

    Стоит этот момент заранее проработать. Особенно внимательно водителям следует быть непосредственно с дорожной разметкой.

    В ряде случаев, при развороте или же обгоне в неположенном месте, предполагается не только штраф. Но также лишение водительского удостоверения.

    Если со сплошной и двойной сплошной каких-либо сложностей, как правило, не возникает, то с прерывистыми линиями у водителей часто имеет место определенная путаница.

    Сегодня существуют следующие основные виды разметки прерывистого типа:

      обозначение №1.1 – данная разметка используется для разделения транспортных потоков направленных в разные стороны и обозначения края проезжей части (выезд через неё с проезжей части запрещен), также обозначает стояночные места для автомобилей;

    Помимо указанных видов разметки существует широкий перечень различных иных видов таковых. Водителю очень важно ознакомиться со всеми видами таковой разметки.

    В противном случае могут возникнуть различные неприятности – которые напрямую связаны с перестроением либо другими проблемами.

    С недавнего времени наказание за отдельные виды нарушений более суровы. Потому лучшее решение – попросту не допускать подобных ошибок.

    Со всеми разновидностями разметки важно ознакомиться предварительно. Только возможно избегнуть многих нарушений ПДД. Причем за отдельные виды нарушений предполагается даже уголовная ответственность.

    Например, если имеет место гибель людей в ДТП которое возникло в следствие нарушения правил дорожного движения.

    Отягощающим обстоятельством в таковом случае является алкогольное или же наркотическое опьянение. Если будет установлено подобное, то наказанием может быть лишение свободы на срок до 2 лет.

    Особенно суровы судебные решения в случае, если имеет место рецидив – когда нарушение имеет место уже не в первый раз. Кроме того, дополнительно может быть назначен штраф величиной в несколько сотен тысяч рублей.

    Какое ждет наказание за неправильный обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта, читайте здесь.

    Можно ли обгонять по прерывистой линии

    Прежде, чем ознакомиться с тем, какую через какую именно прерывистую линию вообще возможно осуществлять обгон, необходимо будет ознакомиться с некоторыми важными моментами.

    В первую очередь разобраться с тем, что именно из себя представляет обгон. Как правило, подразумевается опережение одного либо сразу нескольких транспортных средств с выездом с занимаемой на встречную полосу движения.

    В дальнейшем осуществляется возврат на собственную полосу – по которой осуществлялось движение ранее.

    Причем далеко не через все прерывистые линии можно использовать для обгона. На 2022 год запрещено пересекать разметку маркируемую пунктиром 1.1.

    Таковая линия является сплошной и сам факт её наличия подразумевает запрет на передвижение по ней. В то же время отдельные виды разметок допускается пересекать и осуществлять через них определенные маневры.

    К таковым линиям разметки сегодня относятся следующие:

    1.5 данная разметка представляет собой разделительную линию
    1.6 линия приближения, через неё также возможно перестраиваться либо осуществлять обгон

    Но в ряде случаев даже если сама имеющаяся разметка допускает процесс обгона – некоторые знаки могут блокировать её. На 2017 год не допускают осуществлять обгон обозначения маркируемые следующим образом: №3,2, а также №3,22.

    В то же время имеются обозначения наоборот допускающие процесс осуществления обгона. К таковым знакам на данный момент относится следующее: 3.21, 3.23, 3.31.

    Стоит помнить, что процесс такового маневра обязательно осуществлять в соответствии с правилам. Помимо работников ГИБДД фиксацией нарушений сегодня также занимаются и автоматические устройства, специальные камеры.

    При фиксации таковым комплексом лишения прав можно при определенных обстоятельствах просто избегнуть. Но штраф будет достаточно существенным – не менее 5 тыс. рублей.

    И скидку по нему получить будет невозможно. Именно поэтому нужно заранее проработать таковой вопрос.

    Как правильно выполнить маневр

    Именно несоблюдение ПДД становится причиной ДТП. Как правило, ущерб от подобных происшествий гораздо существеннее, чем штраф за нарушение правил дорожного движения. Размер штрафов сегодня регулируется КоАП.

    Ответственность за обгон в неположенном месте достаточно серьезная. Запрещается делать обгон на трассе через сплошную линию.

    Сам процесс обгон – процесс достаточно простой. Но существуют ситуации когда запрещается осуществлять таковой маневр:

    • движущееся впереди транспортное средство осуществляет обгон препятствия или же объезд такового;
    • ТС, расположенное впереди, подало сигнал поворота;
    • следующее за водителем транспортное средство само начало осуществлять процесс обгона;
    • сам процесс обгона создаст аварийную ситуацию на дороге.

    Стоит заметить, что сам водитель не должен осуществлять действия, которые направлены на не предоставление преимущества обгону, который свершают иные транспортные средства.

    Аналогичным образом обстоит дело и для него самого – после начала маневра, выполненного по всем правилам, другие ТС не имеют права препятствовать ему.

    На дороге существует перечень мест где осуществлять процесс обгона попросту запрещено.

    В таковой перечень входит следующее:

    • регулируемые перекрестки, а также нерегулируемые при движении по дороге – не являющейся главной;
    • на пешеходных переходах и железнодорожных полотнах (а также ближе чем за 100 м до таковых);
    • на различных мостах, путепроводах, эстакадах и между таковыми (в том числе в туннелях);
    • непосредственно в конце подъема.

    Стоит заметить, что нередки случаи, когда обгон начинается ещё на прерывистой, а заканчивается уже после сплошной линии. В таком случае назначается штраф.

    Размер такового штрафа будет зависит от целого ряда самых разных факторов. Лучшее решение – попросту не создавать подобных ситуаций. Когда наложение штрафа вообще возможно.

    Чем грозит нарушение правил

    Нарушение законодательства грозит определенными штрафами. Размер их обуславливается различными факторам.

    Возможны следующие меры наказания:

    штраф в размере от 1 тыс. рублей до 1.5 тыс. рублей
    штраф либо лишение водительского удостоверения в размере 5 тыс. рублей, на срок от 4 до 6 месяцев (в случае рецидива наказание будет более серьезным)

    Причем повторное нарушение грозит более серьезными неприятностями. В частности:

    если лишение права управлять ТС на срок в 1 год
    если имеет место фиксация камерами штраф в размере 5 тыс. рублей

    Каждый год законодательство реформируется, изменяется. Причем в сторону увеличения штрафов и вообще меры наказания за серьезные проступки.

    Необходимо своевременно ознакамливаться со всеми публикуемыми законодательными документами. Для получения информации стоит использовать Российскую Газеты, а также иные подобные достоверные ресурсы.

    В случае реформирования все новые законопроекты обязательно публикуются соответствующим образом.

    Что делать, если начал на прерывистой, а закончил на сплошной

    Подобные ситуации могут произойти, но паниковать не стоит. Особенно если неподалеку не присутствует работников ГИБДД – которые соответствующим образом протоколом зафиксируют данного типа нарушение.

    Если же фиксация осуществлена специальной камерой – то тоже какие-либо серьезные проблемы, скорее всего, попросту не возникнут. Достаточно будет лишь уплатить штраф. Стоит лишь помнить, что в таком случае не действует 50% скидка.

    Если же имеет место фиксация нарушения работниками ГИБДД – ни в коем случае не стоит пытаться предложить взятку. Сегодня многие сотрудники получают премии за поимку подобных нарушителей.

    Дача взятки должностному лицу в таковом случае подпадает под уголовную ответственность. Соответственно, стоит избегать подобных правонарушений. Так как возможны достаточно серьезные проблемы в последствии.

    На дороге необходимо быть максимально внимательным, следить за всеми знаками на дороге. Обычно всевозможные ДТП возникают как раз по причине нарушения правил дорожного движения.

    Сегодня процесс обгона – маневр достаточно сложно, особенно в плотном потоке автомобилей. Потому прежде, чем свершать подобные, необходимо внимательно все вокруг проанализировать.

    Невнимательность может стать причиной серьезного ДТП где пострадает не только сам водитель, но также его пассажиры и другие участники дорожного движения.

    Про обгон на т-образном перекрестке по главной смотрите на странице.

    Видео: Начало обгона прерывиста, конец маневра сплошная

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: