Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Особенности страхования ответственности при перевозке детей некоммерческим транспортом
Перевозка пассажиров и иных лиц автобусами, в том числе детей, без лицензии запрещена.
Лицензиат обязан выполнять лицензионные требования, установленные п.7 Постановления Правительства РФ №195 от 27.02.2019, в том числе, для осуществления перевозок пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства, использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, заключенных лицензиатом со страховщиком в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда».
При осуществлении перевозок автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд заключение договора является добровольным.
Применительно к школьным перевозкам это фактически означает, что если образовательное учреждение, осуществляет перевозки учащихся в нем детей своими автобусами, заключение договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров является добровольным. При этом образовательное учреждение само несет ответственность за вред, причиненный ребенку при перевозке.
Если образовательное учреждение осуществляет перевозки детей, обучающихся в других учреждениях (соседних школах, спортивных школах и т.д.) своими автобусами, то лицензируемая деятельность должна включать перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), и, следовательно, заключение договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров является обязательным.
В случае если образовательное учреждение для перевозки детей нанимает официального коммерческого перевозчика, заключая с ним договор фрахтования транспортного средства, вся ответственность за возможное причинение вреда пассажирам при такой перевозке ложится на этого перевозчика.
Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. №1164.
Дата последнего изменения 29 ноября 2019 11:50
Правила перевозок
Договор обязательного страхования АО «ФПК»
- Нормативные документы
- Проезд детей
- Перевозки организованных групп пассажиров
- Провоз ручной клади
- Провоз багажа
- Провоз спортивного, туристического, охотничьего инвентаря, негабаритной и дополнительной ручной клади
- Перевозка домашних животных
- Перевозка животных в высокоскоростных поездах
- Договор обязательного страхования ОАО «РЖД»
- Договор обязательного страхования АО «ФПК»
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 г. №67-ФЗ с 01.01.2013 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный закон) на ОАО «РЖД» возложено обязательство по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности АО «ФПК» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров:
По итогам открытого конкурса соответствующий договор страхования заключен с АО «СОГАЗ».
Номер договора: № 21 GP 0003/ GAZX22190068040000/ ФПК-21-47.
Дата заключения договора: 12 марта 2022 года.
Срок действия: с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2022 года.
Наименование страховщика: АО «СОГАЗ».
Юридический адрес: 107078, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10
Фактическое местонахождение: 107078, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10
Почтовый адрес: 107078, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10
Телефон: +7 (495) 739-21-40
Факс: +7 (495) 739-21-39
Единый контактный центр: 8 (800) 333-0-888
Адрес электронной почты: sogaz@sogaz.ru
Режим работы АО «СОГАЗ»: пн.-чт. : 09:00 – 18:00, пт.: 09:00 – 16:45. Сб., вс. – выходные.
191124, г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д. 2, литера И
236022, Калининградская обл., г. Калининград, Гвардейский пр-т, д. 15
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 42
163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий проспект, д. 95, корпус 1
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Ленина, д. 47
183025 г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 47
185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. 16
173003 г. Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13
180000, г. Псков, ул. Гоголя, д. 14
630112, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 230/1
664025, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. 5-й Армии, д. 6
634050, Томская обл., г. Томск, ул. Загорная, д. 4
660049, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Мира, д. 19 стр. 1
650099 Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, д. 33 в
670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 19 б
656015, г. Барнаул, пр. Социалистический, д. 109
644024, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 4/2
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Кирова, д. 105
672012, г. Чита, ул. Подгорбунского ул., д. 50
690002, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, д. 112А
680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пионерская, зд. 1Е
693007, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. им. Космонавта Поповича, д. 100
677027, Республика Саха Якутия, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 47
685099, Магаданская обл, г. Магадан, ул.Пролетарская, д. 20
675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 110
685099, Магаданская обл, г. Магадан, Пролетарская ул., д.20
678170, Республика Саха Якутия, Улус Мирнинский, г. Мирный, ул. 40 лет Октября, д. 34, корп. В, оф.6
414040, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Победы, д. 27/79, литер строения Е
350015, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Путевая, д. 1
400131, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 10 Б
344010, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 200
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Победы, д. 26
355006, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 21
620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 35
629730, Тюменская обл., ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 8/1
628615, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Чапаева, д. 38А
629305, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, д. 5
629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, пр.Мира, д. 56
628403, ХМАО-Югра, г. Сургут ул. Университетская, д. 3
625003, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Республики, д. 14/7
454006, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Российская, д. 110
628260, ХМАО-Югра, г. Югорск, ул. Ленина, д. 1/1
628311, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 16 А, д. 91, корпус 2
640018, Курганская область, г. Курган, ул. Савельева, д. 19/1
450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 97
420107, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Петербургская, д. 90
603006, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 37
460021, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 25а
614066, Пермский край, г. Пермь, ул. Снайперов, д. 3
443041, Самарская область, г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 127
410600, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Казачья Б., д. 17/39
617760, Пермский край, г. Чайковский, ул. Карла Маркса, д. 4
426034, Республика Удмуртская, г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 304
432017, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д. 5А
428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 11
430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 13
610046, Кировская обл., г. Киров, ул. Московская, д. 107 Б
Филиал АО «СОГАЗ» в Республике Марий Эл
424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, слобода Архангельская, д. 2
440008, г. Пенза, ул. Коммунистическая, д. 25А
300041, Тульская обл., г. Тула, ул. Советская, д. 64
241050, Брянская область, г. Брянск, проспект Ленина, д. 74
308000, Белгородская обл., г. Белгород, Гражданский проспект, д. 47
398059, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Коммунальная, д. 5
394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.104б
150003, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Терешковой, д. 16 «А»
302040, Орловская область, г. Орел, ул. 60-летия Октября, д. 15
248016, Калужская обл., г. Калуга, Теренинский пер., д. 7
390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 40
170100, г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 18, 1
305000, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, д. 7
153002, г. Иваново, ул. Жиделева, д. 1А50-60
600005, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 15
214018, Смоленская область, г. Смоленск, ул.Урицкого, д.17а
156000, Костромская обл., г. Кострома, ул. Симановского, д. 7а
392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 16
107045, г. Москва, Уланский переулок, д. 26
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
для вопросов, связанных с электронными билетами
Железные дороги в вашем телефоне
- Пассажирам
- Купить билет
- РЖД Бонус
- Специальные акции
- Мобильные приложения
- Маломобильные пассажиры
- Грузовые перевозки
- Услуги холдинга
- Электронная торговая площадка
- Подвижной состав
- Оформление грузов
- Перевозимые грузы
- О компании
- Деятельность
- Структура
- Противодействие коррупции
- Инвесторам
- Тендеры
- Работа в РЖД
- Контакты компании
- RSS каналы
- Подписка
- Виртуальная приемная
- Опросы
- О сайте
- Политика обработки персональных данных в ОАО «РЖД»
- Политика использования cookie-файлов
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Страхование пассажиров
В рамках договоров ОСГОП страхование жизни пассажиров и их здоровья, имущества выполняется перевозчиками, ответственными за любой возможный вред. Правила их заключения изложены в ФЗ №67 от 14.06.2012 г.
Закон и ОСГОП
Операторы страхового рынка подписывают договора с юрлицами, действующие от 1 года. В них вносят весь имеющийся в наличии транспорт предприятия. В обязательном порядке страхование пассажиров при перевозке выполняют на следующих видах транспорта:
- пригородное, междугородное и международное железнодорожное сообщение;
- авиаперевозки, в том числе вертолетные;
- речные и морские;
- автобусные всех категорий;
- электротранспортные (троллейбусы, трамваи);
- монорельсовый транспорт.
В перечень исключений входят поездки на такси и в метро – они не подлежат ОСГОП. При продаже билетов или иных взаиморасчетах с пассажирами перевозчики обязаны информировать их о том, какой страховой компанией обслуживается поездка.
Надежность продукта зависит от его стоимости
От выбора партнера для страхования пассажиров при перевозке во многом зависит комфорт в урегулировании возникающих несчастных случаев. Это важно, поскольку тарифы по ОСГОП – их минимальные значения утверждает ЦБ РФ, равно как и их распределение по всем видам транспорта. В настоящее время тарифный коридор по ОСГОП выглядит следующим образом:
Минимум страхового возмещения,
Правилом получения страховой компенсации служит наступление гражданской ответственности транспортной компании перед пассажирами независимо от того, установлена ли вина водителя транспортного средства в происшествии или нет, имеют ли место форс-мажорные обстоятельства и т.д. При наличии договора ОСГОП расходы по возмещению ущерба несет не транспортная компания, а страховщик.
Второе важнейшее правило, зафиксированное законодательно, – невозможность включения в состав таких договоров франшизы в отношении страхования жизни пассажиров. Однако, в отношении имущественного вреда безусловная франшиза может быть внесена в договор.
Для каждого вероятного случая страхования пассажиров при перевозке законом установлены минимальные лимиты. Так, максимальное покрытие по страхованию жизни (2025 тыс. руб.) предусмотрено для летального исхода. Получателями страховки становятся родственники или наследники погибшего пассажира. Такую же большую выплату перечислят человеку, получившему в результате поездки и произошедшего несчастного случая инвалидность I группы.
По причинению вреда здоровью создана таблица выплат, где содержится полный перечень всех возможных телесных повреждений. Например, при ушибе выплата составит от 200 руб., а при сотрясении мозга – от 60 тыс. руб., выкидыше – от 1 млн. руб.
Добровольные страховые программы
Обязательный договор со страховщиком пассажир заключает в момент приобретения билета. Добровольный же – только по собственному желанию. Сделать свой выбор можно при покупке билета в транспортной кассе, либо воспользоваться услугами другого страховщика.
Только обязательное страхование пассажиров перевозчиком подразумевается автоматически, для чего у транспортной компании имеется договор ОСГОП. Добровольное пассажиры оформляют самостоятельно, пользуясь посредничеством перевозчика или обращаясь прямо в офис страховщика, стремясь повысить сумму компенсации при наступлении несчастного случая в поездке. Страховщиком в обоих случаях может выступать один оператор или несколько на усмотрение перевозчика и пассажиров.
«ПРОГРЕСС страхование» сотрудничает с ведущими операторами России, предлагающими договора страхования пассажиров перевозчиком на различных условиях.
«Ингосстрах»
Пакет предложений компании по ОСГОП охватывает следующие категории пассажирских перевозок:
- автомобильные;
- городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы);
- железнодорожные;
- водные;
- авиа.
При выборе необходимого продукта, например, страхования жизни пассажиров, клиент в «Ингосстрах» получает всестороннее сопровождение от момента выбора подходящей программы до урегулирования обращений держателей страховок.
«Альфастрахование»
Консорциум – участник НССО (Национального союза страховщиков ответственности) и лидирующий оператор РФ. Договора ОСГОП заключаются в «Альфастраховании» с момента введения в действие ФЗ №67.
Среди продуктов имеются готовые программы по категориям транспорта:
- водный;
- автомобильный;
- авиа.
Для пассажиров предлагаются полисы, защищающие от:
- потери багажа;
- задержки или срыва рейса;
- отказа от поездки не по вине транспортной компании;
- травмы или смерти в поездке.
«ПРОГРЕСС страхование» предлагает индивидуальный подбор выгодных программ страхования пассажиров перевозчиком.
ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Договор фрахтования
На сегодняшний день в Российской Федерации существует два вида перевозки пассажиров и багажа, а именно :
- регулярная перевозка;
- перевозка по заказу.
В этом разделе мы расскажем о перевозке пассажиров и багажа по заказу , об оформлении документации и об ответственности.
Заказная перевозка в свою очередь делится на 2 вида:
- перевозка определенного круга лиц;
- перевозка неопределенного круга лиц.
Сами названия перевозок говорят за себя , в чем их различие, если обычным языком, Вы знаете кого Вы будете перевозить и Вы не знаете кого Вы будете перевозить, самое главное запомнить что в случае перевозки неопределенного круга лиц взимание платы за проезд запрещается и наказывается штрафом от 5 тыс. руб. на физическое лицо ( водитель) до 200 тыс. руб. на юридическое лицо.(перевозчик) индивидуальный предприниматель в данном случае рассматривается как должностное лицо и сумма штрафа составляет 50 тыс. руб.
А теперь подробнее : вся заказная перевозка регламентируется 259 ФЗ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 года; Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
Что говорит нам 112 постановление правительства РФ? Заказная перевозка расписана в главе 3 и содержит следующий текст :
Выдержка из нормативного акта
89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.
90. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью “Заказной”, размещаемыми:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории “M3”, – минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:
а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;
б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;
в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;
г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);
д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.
В п.89 говорится о том что требования к договору фрахтования (заказ-наряду ) указываются в статьей 27 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, возьмем выдержку из данной статьи:
Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Это основное что Вам необходимо учитывать!
Обратите внимание что что в п.3 говорится о месте подачи транспортного средства , так вот если у Вас место может изменитсяили оно примерное , то стоит в договоре фрахтования (заказ- наряде)в данной графе написать известный Вам адрес куда подать ТС а так же прописать примерно следующее : в зависимости от дорожной ситуации место подачи ТС может изменится в радиусе 1 км.от указанного адреса.
Подводим итог по документации!
Из выше перечисленного Вы уже поняли, что в автобусе должны находится:
1. Путевой лист.
2. Договор фрахтования (заказ-наряд)
3. Список пассажиров или у пассажиров служебные удостоверения, пропуска и т д в зависимости от договора фрахтования при перевозкиопределенного круга лиц.
Это надо знать!
Контроль за заказной перевозкой пассажиров и багажа возложен на управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) и только инспектор УГАДН имеет право попросить предоставить данную документацию, проверить правильность ее заполнения а так же в случает выявления нарушений составлять протоколы и выносить постановления.
Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства
Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.
Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:
- договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
- договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
- договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды
Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.
В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).
Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.
Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.
- Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
- Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
- Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».
При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.
- В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.
Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров
Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.
Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.
В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.
Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.
Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Договор аренды транспортного средства с экипажем: как переделать шаблон под себя
✈️ Аренда транспорта с экипажем — это как обычная аренда вещи, только дополненная услугами водителя. Сам арендатор за руль не садится. Такой договор заключают, чтобы развозить сотрудников по домам на микроавтобусе, переносить погрузчиком коробки на складе или копать землю экскаватором. Второе название аренды транспорта с экипажем — фрахтование на время. Если увидите такой заголовок, знайте — это один и тот же договор.
На аренду транспорта с водителем обязательно оформляют письменный договор. Рассказываем, как заполнить шаблон договора под свой бизнес и урегулировать спорные моменты, которые часто встречаются в жизни. Источник — параграф 3.1 ГК РФ.
❌ Важно: договором аренды транспорта нельзя прикрывать трудовые отношения с водителями и экспедиторами. Если в компанию нужен человек с личным автомобилем, который с девяти до шести развозит заказы и подчиняется директору — надо заключить трудовой договор. Если подмена вскроется, компанию оштрафуют и заставят заплатить налоги за неоформленного работника.
Предмет договора: какой транспорт берут в аренду и на каких условиях
Предмет — обычно самый первый пункт договора. В нём пишут, какое конкретно транспортное средство и на каких условиях передают в аренду. Без подробностей договор превращается в бесполезную бумагу. Поэтому в первом разделе важно прописать:
— Что именно стороны должны друг другу. Обычно это аренда + услуги водителя и техобслуживания.
Пример: Арендодатель передаёт во временное владение и пользование Арендатору микроавтобус и оказывает своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации, а Арендатор оплачивает аренду и услуги на условиях настоящего договора.
Если кроме вождения и техобслуживания оказывают допуслуги, например, оформляют транспортные накладные, это добавляют в договор.
— Характеристики транспорта: наименование, марка, номер двигателя и всё остальное.
— Какое допоборудование и документы передают вместе с транспортом.
— Для какой цели транспорт берут в аренду.
Пример: Арендуемое транспортное средство будет использоваться Арендатором для перевозки сотрудников Арендатора.
Пункт про цель нужен обеим сторонам. Арендодателю — чтобы разорвать договор, если, например, на микроавтобусе поедут на сплав вместо перевозки сотрудников по городу. Арендатору — если микроавтобус сломается и станет непригодным для перевозок.
Сдать транспорт в аренду может собственник или другой человек по доверенности от него. Все остальные, включая родственников и деловых партнёров, не могут.
Договор аренды транспорта не нужно регистрировать в ГИБДД.
Доверенность водителям выдаёт арендодатель.
Как передают транспорт арендатору
Передачу транспорта арендатору оформляют актом. Перед этим арендатор хорошо осматривает транспорт. Если есть поломки или что-то не нравится — надо прописать это в акте и указать срок устранения. Без такой формальности арендодатель не обязан что-то чинить — ст. 612 ГК РФ.
С момента подписания акта начисляют арендную плату — считается, что все довольны.
Срок аренды и время использования
В договор записывают срок аренды. Без срока каждая сторона может в любой момент отказаться от договора, предупредив за один месяц — ст. 610 ГК РФ.
Если нужно, прописывают конкретные часы работы водителя.
Пример: Экипаж обязан быть в распоряжении Арендатора и оказывать услуги по управлению погрузчиком с 9.00 до 18.00 часов с понедельника по пятницу.
Арендная плата
Арендную плату рассчитывают двумя способами:
— В твёрдой сумме за день, неделю или месяц.
Пример: Арендная плата за пользование автомобилем и услуги водителя составляет 15 000 рублей ежемесячно.
— В зависимости от отработанного времени — в машино-часах. Обычно так считают плату за работу спецтехники. При сдельной оплате важно прописать, кто и как записывает отработанные часы.
Пример: Размер арендной платы за работу погрузчика составляет 2000 рублей в час.
Представитель Арендатора и водитель погрузчика ежедневно ведут учёт отработанного времени в путевых листах. На основании путевых листов стороны ежемесячно составляют и подписывают акт выполненных работ.
Обычно плату за аренду и услуги водителя не разделяют. Водитель — это сотрудник арендодателя. По оплате с ним арендодатель разбирается сам. Он же несёт остальные расходы. Например, оплачивает проживание, если водителю приходится жить вне дома. Но стороны могут договориться, что арендатор платит водителям напрямую. В этом случае арендатор обязан удерживать НДФЛ с оплаты физлицу. Но это редкий случай.
Вместе с ценой аренды пишут срок и порядок перевода денег.
Пример: Арендатор обязан вносить арендную плату ежемесячно до пятого числа каждого месяца, следующего за расчётным, путём перечисления денежных средств на банковский счёт Арендодателя.
Ремонт и техосмотр
По закону все заботы и расходы на ремонт транспорта лежат на арендодателе. Он платит автосервису, покупает новые детали, проходит техосмотр и обновляет диагностическую карту или свидетельство ТО.
Переложить ремонт на арендатора нельзя. Подобный пункт в договоре не имеет смысла. Даже если арендатор на свои деньги купит зимние шины, то сможет предъявить эти расходы арендодателю.
Оплата бензина
За бензин и другие ГСМ по умолчанию обязан платить арендатор. Но оплату бензина и ГСМ можно переложить на арендодателя — тогда в договор вписывают соответствующий пункт.
ОСАГО и каско
Заключить договор страхования ответственности на транспорт по умолчанию обязан арендодатель. Если стороны хотят — обязанность по оплате полиса ОСАГО можно переложить на арендатора.
Покупать на арендуемый транспорт полис каско не обязан никто. Но такое условие по желанию можно включить в договор и решить, кто платит за страховку.
Пример: Арендатор за свой счёт обязан оформить страхование каско по рискам Ущерб и Хищение на страховую сумму не меньше 1 000 000 рублей.
Субаренда
Арендатор может сдавать транспорт в субаренду без согласия арендодателя. Например, отдать арендованный автомобиль физлицу на выходные. Но в договоре можно это запретить.
Ещё на арендованном транспорте арендатор может зарабатывать. Например, оказывать строительные услуги с помощью экскаватора. Или платно возить грузы на грузовике. Лишь бы это не противоречило цели аренды. Запретить арендатору заключать коммерческие договоры нельзя.
Ответственность за аварию и штрафы ГИБДД
Кто платит пострадавшим в аварии — принципиально. На ремонт чужих машин или лечение пострадавших могут уйти миллионы рублей.
За ДТП и аварии отвечает арендодатель. Правило неизменно, потому что именно его водитель сидит за рулём. Платить пострадавшим будет арендодатель — если, конечно, не хватит денег с ОСАГО или страховки нет совсем.
Тут есть нюанс. Может случиться, что в ДТП виноват арендатор. Например, он ехал как пассажир, распахнул дверь, и в неё врезалась попутная машина. Платить за ущерб всё равно будет арендодатель. Но потом он может через суд взыскать с арендатора деньги, которые выплатил владельцу машины. Так разъяснил Пленум Верховного суда в пункте 22 Постановления № 1 от 26.01.2010.
Штраф за нарушение правил дорожного движения платит арендодатель или сам водитель. Но в любом случае — не арендатор.
Как расторгнуть договор без суда
По закону досрочно разорвать договор аренды можно только через суд и если другая сторона нарушила свои обязанности — ст. 619, 620 ГК РФ.
Правила досрочного расторжения договора лучше упростить. Вариантов два:
— Каждая сторона может отказаться от аренды без причины, просто отправив уведомление.
Пример: Каждая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, письменно уведомив другую сторону об этом не позднее чем за пять дней. При этом не исполненные к моменту отказа обязательства, в том числе по осуществлению ремонта, оплате расходов на содержание, сохраняются за сторонами.
— Каждая сторона может отказаться от договора без суда, если вторая сторона нарушила свою обязанность.
Пример: Арендодатель может отказаться от договора аренды, письменно уведомив Арендатора не позднее чем за пять дней, если Арендатор:
нарушает целевое использование автомобиля;
более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Арендатор может отказаться от договора аренды, письменно уведомив Арендодателя не позднее чем за пять дней, если Арендодатель не производит ремонт транспортного средства или не исполняет другие обязанности из настоящего договора.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как правильно вернуть транспортное средство
Когда договор кончается, транспортное средство возвращают по акту. Пока акт не подписали, капает арендная плата, даже если транспортное средство и ключи в реальности уже у арендодателя. Это правило из ст. 622 ГК РФ.
Преимущественное право аренды на новый срок в договорах на транспорт не действует. Арендодатель спокойно может сдать транспорт кому угодно другому.
Кто забирает дополнительное оборудование
Иногда арендатор улучшает транспортное средство, пока пользуется им. После окончания договора работают правила из ст. 623 ГК РФ.
Отделимые улучшения арендатор забирает себе. Например, снимает зимние шины и обогреватель из автомобиля. Но можно прописать наоборот: отделимые улучшения всегда остаются арендодателю.
Неотделимые остаются арендодателю. Например, внутренняя обшивка автомобиля. Но если арендодатель давал письменное согласие на такой ремонт, он обязан его компенсировать или уменьшить на эту сумму арендную плату.
Статья актуальна на 08.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза 16:29, 25 июля 2018 Версия для печати
Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.
Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.
Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг
Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.
Когда применяются:
Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.
Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.
Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.
Чем отличаются: договор перевозки
В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.
Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».
Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.
Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг
Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.
Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.
Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь.
И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.
Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.
При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.
Практический вывод
Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».
Договор перевозки и договор аренды транспортного средства
Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).
Когда применяются
Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.
Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).
При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.
Чем отличаются
Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).
Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что
перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.
Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.
Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования
По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Чем отличаются
Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.
Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.
Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.
(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).
В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.
Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.