Договор авиаперевозки в электронной форме
1. Массовый характер авиаавиаперевозок, значительные расходы, связанные с их оформлением, глобальная кооперация авиаавиаперевозчиков в рамках международных альянсов потребовали использования компьютерной техники, применения высоких технологий организации и оформления авиаперевозочного процесса.
Поэтому в отличие от Варшавской конвенции Монреальская конвенция (п. п. 2 – 5 ст. 3 и п. 2 ст. 4) допускает возможность при оформлении договора авиаперевозки вместо авиабилета (авиаперевозочного документа) и авиагрузовой накладной использовать любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей авиаперевозке. В этих случаях авиаперевозчик предлагает представить пассажиру по его желанию письменное изложение информации, сохраненной таким образом. Одновременно пассажиру вручается письменное уведомление о том, что Конвенция регламентирует и может ограничивать ответственность авиаперевозчиков в случае причинения вреда его жизни и здоровью, при несохранности багажа и при задержке в авиаперевозке. При сдаче авиаперевозчику багажа пассажиру вручается лишь идентификационная бирка. При сдаче к авиаперевозке груза авиаперевозчик по просьбе отправителя выдает ему квитанцию на груз, позволяющую опознать груз и получить доступ к информации, занесенной в компьютер. Монреальская конвенция уже не содержит положения о праве авиаперевозчика требовать от отправителя составления накладной и обязанности принять ее. Правда, если имеется более одного места груза и если накладная все-таки оформляется, за авиаперевозчиком, как и в Варшавской конвенции, сохраняется право требовать от отправителя составления отдельных авиагрузовых накладных на каждое место. Соответственно если используются электронные средства оформления договора, при предъявлении отправителем нескольких мест груза Монреальская конвенция устанавливает его право требовать от авиаперевозчика выдачи отдельных квитанций на каждое место груза.
2. Позволив, таким образом, упростить и модернизировать процесс заключения договора воздушной авиаперевозки, новая Конвенция в то же время обеспечила авиаперевозчику право пользоваться ее преимуществами.
Из содержания новой, Монреальской конвенции (п. 5 ст. 3 и ст. 9) следует, что несоблюдение требований к документации и правил оформления авиаперевозки пассажира, багажа или груза, т.е. несоблюдение положений ст. ст. 3 – 8 Конвенции, не влияет не только на существование или действительность договора авиаперевозки, но и на применение правил Конвенции об ограничении ответственности авиаперевозчика.
Положения Монреальской конвенции об электронном оформлении договора международной воздушной авиаперевозки заимствованы из Гватемальского 1971 г. и Монреальского N 4 протоколов к Варшавской конвенции и представляют собой принципиально новый подход в этой области.
Назревшие требования упрощения, ускорения и применения электронных средств оформления авиаперевозочных отношений на международном воздушном транспорте обусловили необходимость пойти на некоторое ущемление прав пассажиров и грузовладельцев, которые теперь могут оказаться формально неуведомленными об определенных ограничениях ответственности авиаперевозчика. Однако с учетом предусматриваемого Монреальской конвенцией общего ужесточения ответственности авиаперевозчика появление твердых гарантий ограничения ответственности авиаперевозчика представляется вполне допустимым и оправданным.
Таким образом, на наш взгляд, Монреальской конвенцией решается проблема, связанная не только с возможностью ее применения при отсутствии письменных доказательств существования самого договора, но и с доказательственной силой данных, содержащихся в электронном авиаперевозочном документе.
Второе существенное замечание, которое должно быть сделано в отношении указанного нововведения Монреальской конвенции, состоит в том, что, упраздняя негативные для авиаперевозчика последствия несоблюдения им требований к авиаперевозочной документации, оно лишний раз подчеркивает договорный характер регулируемых ею правоотношений. Тем самым исключается возможность обойти правила Конвенции путем предъявления к авиаперевозчику внедоговорных требований из авиаперевозки, подпадающей под действие Конвенции.
Третий важный практический вывод, к которому приводит анализ рассматриваемых положений международных конвенций, заключается в том, что авиаавиаперевозчики государств, не являющихся участниками Монреальской конвенции, не имеют возможности использовать электронные способы оформления авиаперевозок, поскольку в случае их применения и отсутствия авиаперевозочного документа в традиционной форме автоматически лишаются права ссылаться на положения Варшавской конвенции, ограничивающие их ответственность. При этом ответственность авиаперевозчика по суммам, превышающим лимиты, установленные Конвенцией, как правило, не обеспечена страховым покрытием. Стоимость же страхования ответственности авиаперевозчика, непредсказуемой по своим условиям и объему, вероятнее всего, значительно превысит расходы на страхование ответственности на условиях Монреальской конвенции. Такой авиаперевозчик не в состоянии полноценно участвовать в процессах международной кооперации авиакомпаний, становясь изгоем на рынке международных авиаавиаперевозок. Сказанное, правда, не касается грузовых авиаавиаперевозчиков стран – участниц вступившего в силу Монреальского протокола 1975 г. N 4 к Варшавской конвенции, поскольку этот документ создает правовые условия для электронного оформления договора авиаперевозки. Однако Россия в нем также не участвует.
3. Что касается российского законодательства внутренних авиаперевозок, то здесь прежде всего необходимо вспомнить о п. 2 ст. 434 ГК “Форма договора”. Согласно этому пункту договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Данное положение ГК стало основой для признания юридической силы договора авиаперевозки, заключенного в электронном виде, как договора, письменная форма которого соблюдена. Российское законодательство относит договор авиаперевозки к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения. В соответствии со ст. ст. 785, 786 ГК РФ и п. 2 ст. 105 ВК РФ заключение договора авиаперевозки подтверждается составлением и выдачей пассажиру билета и багажной квитанции, а грузоотправителю – грузовой накладной.
Изменения в ст. 105 ВК РФ, касающиеся возможности электронного оформления договора воздушной авиаперевозки, были внесены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 314-ФЗ. Согласно этим изменениям билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной авиаперевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный авиаперевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной авиаперевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных авиаперевозок. При использовании электронного авиаперевозочного документа пассажир вправе потребовать, а авиаперевозчик или его представитель при заключении договора авиаперевозки или регистрации пассажира обязан выдать заверенную выписку из автоматизированной информационной системы оформления авиаперевозок, содержащую условия соответствующего договора.
Однако изменения в отношении электронного оформления договора по совершенно непонятным причинам касаются только авиаперевозок пассажиров и багажа, но не относятся к грузовым авиаперевозкам.
Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной авиаперевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральными авиационными властями. Так, форма пассажирского билета и багажной квитанции установлена Приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. N 15. Форма в целом соответствует стандартам ИАТА.
Для учета воздушных авиаперевозок пассажиров ведется реестр авиаперевозочных документов, который должен содержать сведения о плате за воздушные авиаперевозки пассажиров, багажа и маршрутах воздушных авиаперевозок пассажиров, багажа с указанием пунктов отправления и пунктов назначения. Требования к реестру, к автоматизированной информационной системе оформления воздушных авиаперевозок утверждаются авиационными властями по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.
8 ноября 2006 г., еще до принятия изменений в ВК РФ, Министерством транспорта РФ издан Приказ N 134 об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации. Однако использование этой формы договора российскими авиаперевозчиками на международных линиях по вышеуказанным причинам невозможно без дублирования ее на бумажном носителе. Между тем именно так вынуждены поступать российские авиакомпании во избежание возложения на них неограниченной ответственности согласно положениям Варшавской конвенции. В результате складывается весьма любопытная ситуация: расходы авиаперевозчика на оформление договора не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются, что лишает реформу ее основного смысла.
Поэтому дальнейшее без всяких серьезных причин затягивание решения вопроса о присоединении к Монреальской конвенции со стороны России не только не позволяет российским авиакомпаниям снизить свои расходы, но также не лучшим образом сказывается на имидже и безопасности российской гражданской авиации, уровне обслуживания клиентуры, становится серьезным препятствием для кооперации российских авиаавиаперевозчиков с зарубежными авиакомпаниями.
Правила и документы
Воздушный кодекс Российской Федерации (извлечение об опасных грузах)
Статья 113. Воздушная перевозка опасных грузов. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.
Статья 121. Ответственность грузоотправителя. Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, представленных грузоотправителем.
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (извлечение)
Статья 20. Грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя, наименовании груза, предполагаемой дате отправки, весе-брутто (далее — вес) и объеме груза, габаритах каждого грузового места, количестве грузовых мест, условиях обращения с грузом, свойствах груза, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении и обработке.
Статья 21. До бронирования провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент производит проверку груза на предмет отнесения груза или его части к категориям опасных грузов. Проверка груза определяет возможность и условия перевозки опасного груза.
Статья 25. Для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку предметов или веществ, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов или классифицированы как опасные грузы в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (далее — опасный груз).
Статья 57. Грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем Заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
Статья 58. В Заявлении на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ.
Статья 59. Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или требует особых условий перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении на перевозку груза.
Статья 60. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной, обязан предоставить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 163. Прием груза к перевозке осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом и включает в себя проверку соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, также в документах на опасные грузы.
Статья 169. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения о грузе, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой выполняется перевозка груза.
«Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905).
Подробные правила, необходимые для безопасной перевозки опасных грузов по воздуху, содержатся в утвержденном Советом ИКАО документе «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905).
3.1. Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.
Любое вещество, которое, будучи представленным для перевозки, способно взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло или токсические, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары в обычных условиях, возникающих в ходе перевозки, не должно перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах.
3.2.Классификация опасных грузов.
Вещества (включая смеси и растворы) и изделия, в зависимости от вида опасности, которыми они характеризуются, подразделены на 9 классов опасности. Некоторые из этих классов подразделяются на категории.
Обязанности отправителя
Перед тем, как предложить какое-либо грузовое место или внешнюю упаковку с опасными грузами к перевозке по воздуху, грузоотправитель обязан убедиться в том, что:
- Изделия и вещества не запрещены к перевозке по воздуху;
- Грузы должным образом классифицированы, упакованы, маркированы и снабжены знаками.
- Документ перевозки опасных грузов надлежащим образом оформлен и подписана Декларация грузоотправителя на опасные грузы.
При сдаче к перевозке опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные специальными правилами перевозки опасного груза, изложенными в «Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.
Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и правилами перевозки опасного груза.
Лица, занимающиеся отправкой (классификацией, упаковыванием, оформлением Декларации отправителя на опасный груз) и обслуживанием опасных грузов, обязаны пройти обучение и иметь соответствующий Сертификат.
В целях предотвращения погрузки незаявленных отправителем, неупакованных, немаркированных и неоформленных опасных грузов на воздушное судно, ниже приводится перечень наименований грузов, в отношении которых необходимо подтверждение содержимого грузовых мест, поскольку они могут содержать ОПАСНЫЕ грузы:
- Автомобили, автомобильные части, (машина, мотор, мотоцикл). Могут содержать двигатели, карбюраторы или топливные баки, в которых находится или находилось топливо, жидкостные батареи, сжатые газы в устройствах заполнения пневматиков газом, а также огнетушители, пневмоподушки, аэрозольные упаковки со смазочными, сервисными, лакокрасочными материалами и т.д.
- Аппаратура искусственного дыхания. Может содержать баллоны со сжатыми газами, генераторы кислорода, охлажденный сжиженный кислород.
- Аппараты с электродвигателями – кресла-каталки, газонокосилки, электрокары и т.д. Могут включать жидкостные аккумуляторные батареи.
- Аэрозоли. При изменении давления в самолете на высоте, может быть вытекание содержимого или взрыв баллончиков.
- Аэростат, заполняемый горячим воздухом. Может содержать емкости (баллоны) с легковоспламеняющимися жидкостями или газами, огнетушители, батареи, двигатели внутреннего сгорания, сигнальные пиротехнические устройства, спасательные жилеты.
- Баллоны, металлические емкости (бочки, фляги). Могут содержать сжатые или сжиженные газы, топливо, растворители, краски.
- Буровое оборудование, географическое оборудование, оборудование для горных работ. Может содержать взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и другие опасные грузы.
- Бытовые принадлежности, домашняя утварь, багаж пассажиров. Могут содержать легковоспламеняющиеся хозяйственные жидкости, коррозионные вещества для чистки кухонных плит, токсические вещества для борьбы с бытовыми насекомыми, легковоспламеняющийся газ или жидкие заправочные элементы для зажигалок, баллоны для туристических плиток, спички, отбеливающие составы, аэрозоли.
- Вакцины. Могут быть упакованными с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).
- Водолазное снаряжение. Может содержать баллоны со сжатыми газами, подводные лампы, двигатели внутреннего сгорания, аккумуляторы, сигнальные пиротехнические устройства, спасательные жилеты.
- Выключатели электрического оборудования или приборов. Могут содержать ртуть.
- Газовые зажигалки, жидкость для зажигалок. При низком атмосферном давлении возможна утечка газа, появляется возможность взрыва.
- Детали машин. Могут содержать легковоспламеняющиеся герметики, клеи, растворители, жидкостные или литиевые батареи, ртуть, баллоны со сжиженными газами.
- Диагностические пробы, образцы для тестирования, лабораторное оборудование. Могут содержать любое опасное вещество, в том числе инфекционное.
- Замороженные фрукты, овощи. Могут быть упакованы с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).
- Замороженные эмбрионы. Могут быть упакованы в охлажденный сжиженный газ или с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).
- Запчасти для воздушного судна, находящегося на земле. Могут содержать взрывчатые вещества (светящиеся или прочие пиротехнические), химические генераторы кислорода, неисправные пневматики в сборе, баллоны со сжатым газом (кислород, двуокись углерода или огнетушители), топливо в оборудовании, жидкостные или литиевые батареи, спички.
- Имущество гоночной (спортивной), туристической, спасательной команды. Может содержать набор аэрозолей, топливных добавок, аккумуляторов, сигнальных пиротехнических устройств, спасательных жилетов, жидкостей и сжиженных газов для туристических газовых плиток, примусов и т.д.
- Инструменты (барометры, манометры, ртутные выключатели, выпрямительные лампы, термометры и т.д.). Могут содержать ртуть.
- Краска – в большинстве своем, легковоспламеняющиеся жидкости, в эту категорию относятся эмали, лаки, полироли, загустители.
- Медицинские препараты, фармацевтические субстанции. Могут включать инфекционные вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, окислители, органические перекиси, токсические или коррозионные вещества.
- Наборы инструментов. Могут содержать строительные пистолеты с патронами, сжатые газы, аэрозоли, легковоспламеняющиеся клеи, краски, коррозионные вещества.
- Ртуть. Выделяет токсичные пары при высоких температурах и низком давлении. Легко проникает в алюминий, отчего тот становится очень слабым и ломким.
- Станки, оборудование. Могут содержать химикаты, очищающие растворители, краску.
- Сценическое, театральное оборудование. Могут содержать пиротехнические устройства, фейерверки, сухой лед, «сценический дым».
- Тест-системы лабораторные. Как правило содержат коррозионные и токсические вещества.
- Ремонтные комплекты. Могут содержать органические перекиси и легковоспламеняющиеся клеи, краски, основанные на растворителях, смолы и т.д.
- Фармацевтические препараты. Могут содержать элементы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, в частности радиоактивный материал, легковоспламеняющиеся жидкости, токсические и коррозионные вещества.
- Фото принадлежности. Могут содержать элементы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, в частности устройства, выделяющие тепло, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, окислители, органические перекиси, токсические или коррозионные вещества.
- Химические вещества для бассейнов. Могут содержать окисляющие или коррозионные вещества.
- Хозяйственные принадлежности. Могут содержать предметы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, например, легковоспламеняющиеся жидкости, такие как краска, основанная на растворителях, клеи, полировальные материалы, аэрозоли, отбеливающие материалы, средства очистки печей или водосточных труб от ржавчины, боеприпасы, спички и т.д.
- Холодильники. Могут содержать сжиженные газы или раствор аммиака.
- Экспедиционное оборудование. Может включать взрывчатые вещества (сигнальные ракеты) легковоспламеняющиеся жидкости (газолин), легковоспламеняющийся газ (газ, используемый в туристических целях) или другие опасные грузы.
- Электрическое оборудование. Может содержать намагниченные материалы, ртуть в устройстве включения, электронные лампы или жидкостные батареи.
- Ящики для инструмента. Могут содержать взрывчатые вещества (пистонные заклепки), сжатые газы или аэрозоли, легковоспламеняющиеся газы (баллоны с бутаном или горелки), легковоспламеняющиеся клеи и/или краски, коррозионные жидкости и т.д.
Подробную информацию о грузах, ЗАПРЕЩЕННЫХ к перевозке, можно получить, обратившись к эксперту по опасным грузам сотруднику компании АЭРОСМАРТ, который на основании представленных грузоотправителем официальных данных о характере и свойствах планируемого к отправке груза, даст квалифицированное заключение о возможности его перевозки воздушным транспортом.
Запрещенные грузы
Прежде, чем рассматривать требования к запрещенным грузам, следует перечислить условия допуска к авиаперевозкам. Согласно Федеральным Авиационным Правилам, чтобы быть допущенным к перевозке воздушным транспортом, груз должен соответствовать требованиям настоящих Правил и других нормативных актов РФ.
К категории грузов, запрещенных к перевозке, относятся такие из них, которые не отвечают требованиям по качеству, упаковке, весу, габаритам и другим характеристикам требованиям международных договоров, подписанных РФ, а также нормативных актов страны, являющейся пунктом назначения или территорией, по которой совершается транзит.
В частности, по данным международной Ассоциации Воздушного Транспорта, в большинстве стран, грузы, запрещенные к перевозке, или ввозимые на условиях ограничений, это:
- Различные виды оружия, боеприпасы, взрывчатые вещества.
- Животные, вакцины, растения (в том числе используемые в качестве упаковки), человеческие останки и органы.
- Порнографические материалы также относятся к категории грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом.
- Наркотические вещества, ценные бумаги и полиграфическое оборудование для их изготовления, фальшивые денежные купюры, почтовые марки.
- Применительно к авиаперевозкам полностью запрещенные грузы – это взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсические вещества, а также коррозионные газы.
Согласно законодательным требованиям, к запрещенным грузам можно отнести следующие категории, не отвечающие условиям нормативных документов.
Грузы, чьи габариты не позволяют свободно производить погрузочно-разгрузочные работы, а также размещать и фиксировать их в грузовых отсеках воздушных судов и средствах пакетирования.
Запрещенные грузы – это грузы, помещенные в неисправную упаковку или тару, которую невозможно надежно зафиксировать на борту самолета, а также не позволяющую перевозить, грузить и хранить товар без ущерба для его целостности и качественных характеристик.
Недопустима отправка грузов без надлежащей отправительской или транспортной маркировки, а также без необходимых сопроводительных документов в соответствии с требованиями страны, по территории которой осуществляется авиаперевозка.
Грузы, запрещенные к перевозке, это также грузы, представляющие опасность для членов экипажа или пассажиров, а также для другого одновременно перевозимого багажа.
Перевозка животных
Необходимые документы для отправки и получения животного Ввоз и вывоз живых животных в Россию.
Для таможенного оформления и получения животного, которое перевозится без сопровождения пассажира, требуются следующие документы:
- Разрешение Россельхознадзора на ввоз, получение через «Аргус». Обязательно!
- Заполненная отправителем форма №15 Россельхознадзора со штампом ветеринара иностранной стороны. Обязательно!
- Оригинал ветеринарного свидетельства, прилетевшего с животным (если есть);
- Паспорт животного со сведениями о прививках. Обязательно!
- Авианакладная (по ней прилетает животное);
- Инвойс (Счёт) для подтверждения стоимости животного (если есть);
- Банковские документы или выписки, подтверждающие стоимость животного (если есть);
- Заполненная пассажирская таможенная декларация;
- Российское ветеринарное свидетельство «форма 1» (выдается в вет. контроле в аэропорту или на грузовых терминалах, если животное прибывает или убывает отдельно от пассажира).
Получатели настаивающие, что животное отправлено им бесплатно в подарок и не имеет коммерческой стоимости, должны определить стоимость животного для таможенных целей или приложить не коммерческий инвойс (счёт), представленный отправителем.
Таможенный орган имеет право потребовать подтверждение стоимости животного, в случае, если возникает подозрение в её занижении в разы. Особенно это касается кошек и собак дорогих и редких пород, ввозимых для дальнейшего разведения в Россию, под видом “бракованных”.
Запрещено к авиаперевозке!
Предметы, запрещенные в клетках:
- Игрушки;
- Лекарства, в том числе более необходимого количества по рецепту;
- Толстые одеяла, постельные принадлежности или аналогичные предметы;
- Солома, сено или древесная стружка;
Запрещены для международных перевозок:
- Клетки с дверями, люками или вентиляционными отверстиями в верхней части (в потолке);
- Плетеные клетки;
- Складные клетки (кроме разборных на две части клеток аналогичных стандарта IATA, представленных ниже);
- Клетки на защелках из пластика или с пластиковыми боковыми защелками, которые не дублируются металлическими болтами и гайками;
- Клетки, замок на которых запирается ключом или кодом.
Образец договора перевозки груза, заключаемого между юридическими лицами
Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:
- перевозка грузов;
- перевозка пассажиров и багажа;
По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.
Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз в количестве , именуемый в дальнейшем «Груз», в следующий пункт назначения: , выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.
1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).
1.3. Плата за перевозку груза составляет: рублей.
1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке: .
1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в согласованный Сторонами срок.
1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.
1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.
2. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА
2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок: .
2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.
2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: , а также с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и правилами.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую ответственность, установленную соглашением Сторон: .
3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный п.2.1. настоящего договора, а Отправитель за не предъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми актами, а также следующую ответственность, предусмотренную соглашением сторон: .
3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
- непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ;
- в иных случаях, предусмотренных .
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА
4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
4.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в следующем размере:
- в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
- в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.
4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном .
5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут применяться положения законодательства РФ.
5.3. Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в экземплярах.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. N 1527 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами”
В соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
2. Установить, что реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2022 г. N 1527
Правила
организованной перевозки группы детей автобусами
ГАРАНТ:
О требованиях к году выпуска автобуса, используемого для осуществления организованной перевозки группы детей см. письмо Министерства транспорта РФ от 10 июня 2022 г. N ДЗ-1571-ПГ
1. Настоящие Правила определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении.
2. Для целей настоящих Правил:
понятия “фрахтовщик”, “фрахтователь” и “договор фрахтования” используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”;
понятие “организованная перевозка группы детей” используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 “О правилах дорожного движения”;
понятие “медицинский работник” используется в значении, предусмотренном Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, в отношении медицинских работников с высшим и средним профессиональным (медицинским) образованием.
3. В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса “Байконур”, – в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
4. Предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил уведомление подается лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (далее – организатор перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с формой, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом положений настоящих Правил.
Предусмотренная пунктом 3 настоящих Правил заявка подается организатором перевозки, в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 “Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции”.
5. Подача уведомления об организованной перевозке группы детей осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
6. Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
Такое уведомление подается до начала первой из указанных в нем перевозок.
7. Если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.
8. Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее – сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.
9. Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.
10. Если для организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более, организатор перевозки назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей, который осуществляет координацию действий водителей данных автобусов и ответственных по данным автобусам.
11. Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.
12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
13. Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки (далее – список), включающий в том числе:
детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;
медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список, предусмотренный настоящим пунктом.
14. В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
15. Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного:
ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус;
старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более.
16. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории “D” не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
18. При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
19. В случае задержки отправления автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, организатор перевозки уведомляет об этом родителей (законных представителей) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, а также подразделение Госавтоинспекции, если им принималось решение о сопровождении данных автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями).
20. Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.
21. При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
22. В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления организованной перевозки группы детей вследствие дорожно-транспортного происшествия, технической неисправности автобуса, болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия автобуса требованиям настоящих Правил, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям пункта 17 настоящих Правил организатор перевозки или фрахтовщик (при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования) обязан принять меры по замене автобуса и (или) водителя.
Подменный автобус должен соответствовать требованиям пункта 16 настоящих Правил, а подменный водитель – требованиям пункта 17 настоящих Правил.
При прибытии подменного автобуса и (или) подменного водителя документы, указанные в пункте 18 настоящих Правил, передаются водителю этого автобуса. Водителем и ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей составляется акт замены автобуса и (или) водителя в произвольной форме с указанием причин замены автобуса и (или) водителя, даты и времени замены автобуса и (или) водителя, фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров контактных телефонов лиц, подписавших такой акт.
23. Оригиналы документов, указанных в пунктах 3, 13 и 18 настоящих Правил, хранятся организатором перевозки в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях – в течение 90 календарных дней.
На 2022-2026 гг. установлены правила организованной перевозки группы детей автобусами.
Если автобусов 1-2, то о поездке нужно уведомить районное подразделение ГИБДД по месту отправления, а если 3 и более – подать заявку на сопровождение патрульным автомобилем. Если во втором случае поездка будет длиться более 12 часов, то также необходим медработник.
Детей до 7 лет брать в поездки длительностью более 4 часов нельзя.
На автобусе должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета. Также указаны требования к водителям.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. N 1527 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами”
Вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.
Правила перевозки группы детей в автобусе
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах перевозки групп детей в автобусе. За последние несколько лет были выпущены и изменены несколько нормативных документов, связанных с данным вопросом. Все они были рассмотрены на pddmaster.ru.
Данная статья содержит обобщенную информацию и будет обновляться по мере изменения законодательства.
Обратите внимание, вопросы организованной перевозки детей затрагивают не только транспортные предприятия.
Например, если родители школьников хотят организовать для своих детей экскурсию, то им также придется соблюдать правила перевозки.
В этой статье будут рассмотрены документы, необходимые для перевозки, требования к автобусам и находящимся в них людям.
Что является организованной перевозкой детей?
“Организованная перевозка группы детей” – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Обратите внимание, к организованной перевозке не относятся:
- Поездка детей на маршрутном транспортном средстве. Например, если дети вместе с учителем едут в театр на троллейбусе номер 1.
- Перевозка 7 и менее детей.
- Перевозка 8 или более детей и нескольких родителей, при которой без родителей едут 7 детей или менее.
К организованной перевозке относится перевозка, когда:
- Люди едут в автобусе, не являющимся маршрутным транспортным средством.
- Среди людей есть как минимум 8 детей, родители которых в автобусе не присутствуют.
Если перечисленные выше условия выполняются, то Вам следует дочитать эту статью до конца и изучить правила перевозки.
Участники организованной перевозки
В настоящее время перечень лиц, которые могут участвовать в организованной перевозке, строго ограничен. Пункт 14 правил перевозки детей автобусами:
14. В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
В автобусе могут находиться только:
- водитель (водители);
- дети, включенные в список пассажиров;
- сопровождающие лица, включенные в список пассажиров;
- медицинский работник, включенный в список пассажиров.
Обратите внимание, правомерность нахождения каждого человека в автобусе должна быть подтверждена соответствующим документом. Взять в поездку человека без документа нельзя.
В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В туристическую поездку едет 11-й класс общеобразовательной школы. При этом часть учащихся достигла возраста 18 лет, т.е. детьми они не являются. Другая часть класса остается детьми. Как оформить документы в этом случае?
На самом деле все довольно просто:
- Учащихся младше 18 лет следует вписать в список пассажиров в качестве детей;
- Учащихся старше 18 лет нужно вписать в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Рассмотрим каждого из участников поездки подробнее.
Водитель автобуса
Водитель должен отвечать следующим требованиям:
- работа водителем категории D в течение 1 года из последних 2-х лет (до 1 января 2022 года – 12 из 13 последних месяцев);
- пройти предрейсовый инструктаж;
- отсутствие наказания в виде лишения прав или административного ареста в течение последнего года.
Дети до 18 лет должны быть включены в список пассажиров в качестве детей.
При этом, если в списке есть хотя бы один ребенок младше 7 лет, то график движения автобуса должен быть составлен так, чтобы автобус не находился в пути дольше 4 часов. То есть речь идет об общей продолжительности поездки. Так что взять маленьких детей в длительные поездки не получится.
Сопровождающие
Все сопровождающие должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Сопровождающие назначаются в каждый из автобусов, участвующий в перевозке. Минимальное количество сопровождающих – 1 человек у каждой двери автобуса, предназначенной для посадки.
Если автобус имеет 2 двери, то и сопровождающих должно быть не меньше двух.
Примечание. С 1 января 2022 года допускается наличие только 1 сопровождающего в автобусе, если в группу включены 20 детей или менее. В этом случае посадка и высадка пассажиров производится через одну дверь автобуса, около которой и находится сопровождающий.
Максимальное количество сопровождающих ничем не ограничено.
Например, в автобусе могут ехать 8 детей и 30 сопровождающих.
Один из сопровождающих в каждом автобусе назначается ответственным.
Кроме того, если автобусов несколько, то назначается также и старший ответственный сопровождающий. До 1 октября 2019 года старший ответственный мог ехать только в последнем автобусе колонны. После 1 октября это требование отменено и старший сопровождающий может ехать в любом автобусе.
Взрослые пассажиры
Все взрослые пассажиры автобуса должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Медицинский работник
Медицинский работник требуется только в том случае, если поездка соответствует одновременно следующим условиям:
- поездка является междугородней (до 1 января 2022 года);
- длительность поездки по графику превышает 12 часов;
- в колонне находятся 3 автобуса или более (с 1 января 2022 года).
С 1 октября 2019 года медицинский работник может ехать в любом автобусе колонны. Ранее он должен был находится в последнем автобусе.
Документы для организованной перевозки
Документ ГИБДД
Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то требуется копия уведомления ГИБДД.
Если в перевозке участвуют 3 или более автобусов, то требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения или об отказе в предоставлении сопровождения. В случае положительного решения по заявке колонна автобусов сопровождается одним или несколькими автомобилями полиции.
Список всех пассажиров
С 1 октября 2019 года все пассажиры могут быть внесены в единый список, то есть оформление отдельных списков для детей, сопровождающих и взрослых пассажиров не требуется.
Например список может иметь такой вид:
Фамилия Имя Отчество | Дополнительная информация | |
ребенок | Иванов Иван Иванович | Возраст: 12 лет. Телефон родителей: +7 900 123 45 67 |
сопровождающий | Петров Петр Петрович | Телефон: +7 900 987 65 43 |
сопровождающий | Волков Аркадий Дмитриевич | Телефон: +7 900 555 44 33 |
При заполнении информации о детях вместо графы “Возраст” может использоваться графа “Дата рождения”.
Примечание. Если в поездке участвуют медицинский работник, то он также должен быть включен в список пассажиров. При этом дополнительно должны быть приложены лицензия на осуществление медицинской деятельности или договор с медицинской организацией.
Документ водителя
Внимание! С 1 января 2022 года дополнительный документ водителя не требуется.
В документе водителя должны быть указаны его ФИО и телефон. Если водителей несколько, то в документе указываются данные каждого из них.
Обратите внимание, речь не идет о водительском удостоверении. Требуется отдельный документ, который должен оформить организатор перевозки.
Кроме того, документ водителя можно не оформлять, если среди документов есть копия уведомления ГИБДД о перевозке. Такое уведомление является обязательным, если в перевозке участвуют 1 или 2 автобуса.
Порядок посадки пассажиров в автобус
Внимание! С 1 января 2022 года порядок посадки пассажиров не требуется.
Порядок посадки пассажиров включает информацию о том, как именно контролируется, что в автобус попали именно пассажиры из списка:
- по документам (по служебному удостоверению, путевке, карте учащегося);
- по списку пассажиров;
Маршрут перевозки
Сведения о маршруте перевозки должны включать:
- пункт отправления;
- промежуточные пункты посадки/высадки;
- пункт назначения;
- места остановок для питания и отдыха.
Примечание. До 1 октября 2019 года также был необходим график движения, в котором должно было указываться время прибытия в разные пункты маршрута.
Дополнительные документы
Документы, которые должны быть у водителя лишь в некоторых случаях:
- Договор фрахтования или его копия (если такой договор заключался).
- Список набора пищевых продуктов, если дети находятся в пути следования дольше 3-х часов (до 1 января 2022 года).
Обратите внимание, оригиналы всех перечисленных выше документов должны храниться в течение 90 дней с момента поездки, а если во время поездки произошло ДТП с пострадавшими, то в течение 3-х лет.
Автобус для организованной перевозки
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками “Перевозка детей”.
К автобусу предъявляются следующие требования:
- Установка знака “Перевозка детей”. Знак устанавливается спереди и сзади автобуса.
- Включение маячка желтого или оранжевого цвета (начиная с 1 июля 2018 года).
- Автобус должен быть оборудован ремнями безопасности (с 1 октября 2019 года).
Кроме того, автобус для организованной перевозки детей должен удовлетворять и требованиям, предъявляемым ко всем автобусам для перевозки пассажиров:
- Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров.
- Автобус должен быть допущен к участию в дорожном движении.
- Установка тахографа.
- Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (не действует с 19 марта по 31 мая 2022 года).
Перевозка в ночное время
Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:
12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:
- К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
- Завершение перевозки при отклонении от графика.
- Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Например, правительство Ярославской области может издать постановление об осуществлении организованной перевозки в ночное время.
В заключение хочу напомнить, что данная статья составлена на основании следующего нормативного документа:
Если у Вас остались какие-то вопросы, то в первую очередь рекомендую обратиться к первоисточнику.
Кроме того, напомню, что за нарушение правил перевозки могут быть наложены штрафы от 3 000 до 200 000 рублей:
Организованная перевозка групп детей автобусами
Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2022 г. № 1527
МОСКВА
Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами
В соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
2. Установить, что реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 сентября 2022 г. № 1527
ПРАВИЛАорганизованной перевозки группы детей автобусами
1. Настоящие Правила определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении.
2. Для целей настоящих Правил:
понятия “фрахтовщик”, “фрахтователь” и “договор фрахтования” используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”;
понятие “организованная перевозка группы детей” используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения”;
понятие “медицинский работник” используется в значении, предусмотренном Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, в отношении медицинских работников с высшим и средним профессиональным (медицинским) образованием.
3. В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса “Байконур”, – в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
4. Предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил уведомление подается лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (далее – организатор перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с формой, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом положений настоящих Правил.
Предусмотренная пунктом 3 настоящих Правил заявка подается организатором перевозки, в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20 “Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции”.
5. Подача уведомления об организованной перевозке группы детей осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
6. Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
Такое уведомление подается до начала первой из указанных в нем перевозок.
7. Если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.
8. Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее – сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.
9. Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.
10. Если для организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более, организатор перевозки назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей, который осуществляет координацию действий водителей данных автобусов и ответственных по данным автобусам.
11. Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.
12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
13. Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки (далее – список), включающий в том числе:
детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;
медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список, предусмотренный настоящим пунктом.
14. В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
15. Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного:
ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус;
старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более.
16. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории “D” не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
18. При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
19. В случае задержки отправления автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, организатор перевозки уведомляет об этом родителей (законных представителей) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, а также подразделение Госавтоинспекции, если им принималось решение о сопровождении данных автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями).
20. Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.
21. При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
22. В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления организованной перевозки группы детей вследствие дорожно-транспортного происшествия, технической неисправности автобуса, болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия автобуса требованиям настоящих Правил, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям пункта 17 настоящих Правил организатор перевозки или фрахтовщик (при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования) обязан принять меры по замене автобуса и (или) водителя.
Подменный автобус должен соответствовать требованиям пункта 16 настоящих Правил, а подменный водитель – требованиям пункта 17 настоящих Правил.
При прибытии подменного автобуса и (или) подменного водителя документы, указанные в пункте 18 настоящих Правил, передаются водителю этого автобуса. Водителем и ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей составляется акт замены автобуса и (или) водителя в произвольной форме с указанием причин замены автобуса и (или) водителя, даты и времени замены автобуса и (или) водителя, фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров контактных телефонов лиц, подписавших такой акт.
23. Оригиналы документов, указанных в пунктах 3, 13 и 18 настоящих Правил, хранятся организатором перевозки в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях – в течение 90 календарных дней.
Приказ МВД России от 23.06.2022 N 469
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июня 2022 г. N 469
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
В целях реализации пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2022 г. N 1527 , и в соответствии с подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 , – приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 40, ст. 6259.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7614; 2022, N 23, ст. 4036.
1. Утвердить прилагаемую форму уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами.
2. Признать утратившими силу приказы МВД России от 30 декабря 2016 г. N 941 “Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами” и от 14 сентября 2022 г. N 642 “О внесении изменений в Порядок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами, утвержденный приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. N 941” .
Зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2017 года, регистрационный N 46031.
Зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2022 года, регистрационный N 60346.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника полиции А.В. Горового.
к приказу МВД России
от 23.06.2022 N 469
об организованной перевозке группы детей автобусами
1. Информация об организаторе перевозки
1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица
1.2. Адрес регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица, индивидуального предпринимателя или адрес в пределах места нахождения юридического лица
1.3. Номер телефона и (или) факса
1.4. Адрес электронный почты (при наличии)
1.5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
2. Информация о перевозчике
2.1. Полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя
2.2. Адрес в пределах места нахождения юридического лица или адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя
2.3. Номер телефона и (или) факса
2.4. Адрес электронной почты (при наличии)
2.5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
2.6. Номер и дата выдачи лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами
2.7. Наименование лицензирующего органа
3. Информация об автобусе (автобусах)
3.1. Марка, модель
3.2. Государственный регистрационный номер
4. Информация о водителе (водителях)
4.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения
4.2. Номер водительского удостоверения, категории (подкатегории) на право управления транспортными средствами
4.3. Дата выдачи водительского удостоверения
4.4. Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории “D”
5. Сведения о маршруте перевозки
5.1. Дата и время начала перевозки (в случае нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту указывается период времени осуществления данных перевозок), пункт отправления
5.2. Промежуточные пункты посадки (высадки) (при наличии) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей (при наличии)
5.3. Пункт назначения
5.4. Места остановок (в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении)
6. Информация о лицах (кроме водителя (водителей), находящихся в автобусе в процессе перевозки
6.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) детей, включенных в состав группы, возраст или дата рождения каждого ребенка, номера телефонов родителей (законных представителей) ребенка
6.2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) сопровождающего лица (сопровождающих лиц) и их номера телефонов
6.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона медицинского работника (в случае, установленном пунктом 11 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2022 г. N 1527)
Строки 2.1 – 2.5 не заполняются, если перевозчик является организатором перевозки.