Договор лизинга автомобиля

Что такое лизинг

Лизинг — это долгосрочная аренда оборудования с возможностью его выкупа в дальнейшем.

Если вкратце, именно возможность выкупа отличает его от обычной аренды: например, можно арендовать автомобиль в течение двух лет, а потом выкупить его по остаточной стоимости. Того, кто сдает собственность, называют лизингодателем, а арендатора — лизингополучателем.

Кому подходит

Предпринимателю имущество в лизинге удобно как альтернатива покупке в кредит. Сделку легко расторгнуть: например, если предприятие взяло во временное пользование станки, а потом выяснилось, что такая производственная мощность ему не нужна, то арендованное имущество можно вернуть лизингодателю. Если бы компания купила оборудование в кредит, то понесла бы убытки. Поэтому лизингом выгодно пользоваться предпринимателям, которые выходят на новые для себя рынки.

Что можно взять в лизинг

Предметом договора обязательно должны быть непотребляемые вещи — то есть имущество, которое может изнашиваться, но им все равно можно пользоваться по назначению. Поэтому во временное пользование нельзя взять, например, стройматериалы, продукты питания, сырье. Кроме того, гражданский кодекс запрещает держать в лизинге земельные участки, водоемы, леса и другие природные объекты. Еще в такую долгосрочную аренду нельзя взять военную технику и оборудование без заводских номеров. Вот что берут в лизинг чаще всего:

  1. Автомобили и спецтехнику.
  2. Оборудование — начиная от дорогих станков и заканчивая офисной техникой.
  3. Недвижимость, включая жилую.

Лизингом часто пользуются предприниматели, которым необходимо дорогостоящее оборудование, транспорт, спецтехника или производственная недвижимость.

Отличия от кредита

Когда компания берет оборудование в кредит, оно сразу становится ее собственностью. При лизинге же можно не платить налог на имущество или транспортный налог, если речь идет о технике, — владельцем остается лизингодатель. Еще к имуществу в лизинге применяют ускоренный коэффициент амортизации. Поэтому к моменту, когда компания решит выкупить предмет аренды, он может быть полностью амортизирован. То есть налог на имущество можно не платить и после выкупа.

Еще одна особенность лизинга, которая отличает его от кредита, — лизингодатель может прописать в договоре, что обслуживать оборудование или обучать сотрудников, которые работают на арендованной технике, лизингополучатель обязан только у него.

Вместо понятия процентной ставки в лизинге используют термин «ставка удорожания». В нее включены затраты лизингодателя на покупку имущества и его прибыль.

Отличия от аренды

Главное отличие — имущество в лизинге переходит в собственность лизингополучателя спустя некоторое время. Если речь идет о земельных участках, по закону их можно только арендовать.

В случае с лизингом оборудование или технику обычно покупают специально для конкретного лизингополучателя. Имуществом, предлагаемым для аренды, может воспользоваться любой желающий, если оно его устраивает.

Виды лизинга

В зависимости от срока службы арендуемого имущества различают два вида:

Финансовый лизинг — срок договора совпадает со сроком службы оборудования. Когда остаточная стоимость оборудования становится нулевой, его выкупают за небольшие деньги. По сути, предприниматель таким образом получает рассрочку под небольшой процент.

Операционный лизинг — срок договора меньше срока службы оборудования. В таком случае после окончания действия договора лизингополучатель продлевает аренду, либо возвращает имущество, либо выкупает его по остаточной стоимости.

Есть еще один вид — возвратный: когда предприниматель продает свое имущество другой фирме, а потом берет его же в лизинг. Фактически он получает кредит под залог собственного оборудования, экономя при этом на налогах.

Преимущества

Основной плюс в сравнении с кредитом — возможность не платить налог на имущество. Предмет договора фактически принадлежит лизингодателю. А благодаря ускоренной амортизации к окончанию срока аренды имущество может быть полностью изношено. Кроме того, лизинговые платежи относятся к затратам на себестоимость и поэтому снижают налогооблагаемую базу.

Еще одно преимущество перед кредитами: если бизнес имеет сезонный характер, то при лизинге можно распределить платежи так, чтобы они приходились на период максимальной прибыли. А еще благодаря лизингу можно оперативно обновлять оборудование, арендуя каждый раз более современное.

Сублизинг

Имущество, полученное по договору лизинга, можно сдать в сублизинг. Тогда лизингополучатель станет одновременно сублизингодателем, а тот, кто получит такое имущество — сублизингополучателем. Получится цепочка: «Лизингодатель → лизингополучатель (он же сублизингодатель) → сублизингополучатель». Просто так передать третьей компании чужое имущество нельзя — надо, чтобы фактический владелец — лизингодатель — дал разрешение в письменной форме.

Сублизингополучатель, как и лизингополучатель, не платит налог на имущество. Но сам он уже в третий раз сдать кому-то в субсублизинг ничего уже не может. Обычно сублизинг используют компании, которые сдают в аренду технику. Кроме того, по такому договору оформляют пересдачу помещений в аренду, если арендатор получил недвижимость в лизинг.

Как оформить договор

Договор лизинга заключают только в письменной форме. В законе о финансовой аренде, который регулирует такие сделки, указаны обязательные требования. Вот что там должно быть:

  1. Описание имущества, которое передается в лизинг.
  2. Обязательство лизингодателя купить это имущество, чтобы потом сдать его в аренду.
  3. Обязательство лизингополучателя принять имущество и вовремя вносить все необходимые платежи.

Еще в договоре можно указать, продлевается ли сделка с лизингом после окончания срока действия договора. При этом условия аренды могут измениться.

Лизингодатель должен обязательно заключить с поставщиком договор купли-продажи. Обычно его оформляют одновременно с договором лизинга.

На что обратить внимание, подписывая договор

Прежде всего надо обратить внимание на график платежей. Наиболее популярны три вида:

  1. Регрессивный — ежемесячный платеж постепенно уменьшается.
  2. Аннуитетный — оплата равными частями в течение всего срока.
  3. Сезонный — когда график привязан к сезонности бизнеса лизингополучателя. Например, у аграриев большая часть платежей приходится на осень, после продажи урожая.

Есть и другие тонкости, которые могут усложнить или облегчить жизнь лизингополучателя. Вот что важно учесть, заключая договор:

  1. Чему равен размер первоначального платежа.
  2. Чему равна ставка удорожания.
  3. Можно ли досрочно выкупить имущество и надо ли платить в таком случае штрафы.
  4. Надо ли страховать предмет договора и ответственность лизингополучателя.
  5. Контролирует ли лизингодатель использование имущества, и если да, то в каком виде.
  6. Есть ли условия по обучению сотрудников лизингополучателя и сервису арендуемого оборудования.
Читайте также:  Как взять газель в лизинг для юридических лиц

Что будет, если нарушить условия договора

Обычно в договоре прописываются пени и штрафы за нарушения, но лизингодатель может и расторгнуть договор. Самые частые причины расторжения лизингового договора — нарушение графика платежей, несоблюдение условий эксплуатации и нарушение правил страхования, предусмотренных договором. В предыдущей редакции закона о лизинге лизингодатель имел право автоматически забрать арендуемое имущество в случае проблем. Сейчас действует более мягкая норма: собственник должен сначала расторгнуть договор. Если лизингополучатель откажется это сделать, то придется идти в суд.

Бывают ли льготы для малого бизнеса

В России работает льготная лизинговая программа для малых и средних предприятий. Такие компании могут получить во временное пользование оборудование: отечественное — по ставке 6%, импортное — 8%. Рассчитывать на льготы могут не все — сниженная ставка положена высокотехнологичным компаниям, сельхозкооперативам, предприятиям, расположенным в моногородах или индустриальных парках, и так называемым приоритетным производствам. Чтобы стать участником программы, надо заполнить анкету на сайте «Корпорации малого и среднего бизнеса».

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Почему лизинг так популярен у бизнеса

Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.

Читайте также:  Помощь в получении лизинга на автомобиль

И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.

Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:

  • лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
  • лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
  • автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
  • минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
  • большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
  • лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.

Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).

Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.

Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.

На каких условиях сейчас оформляют лизинг

В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).

Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.

Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:

  • обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
  • обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
  • сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
  • вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
  • возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.
Читайте также:  Расчет лизинга на авто онлайн

Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).

Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:

Автолизинг

Автокредиты

Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.

Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.

Как работает государственное субсидирование

Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.

Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:

  • предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2022 году;
  • есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
  • сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
  • требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.

Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.

Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.

В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.

Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2022 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).
Читайте также:  Расторжение договора лизинга транспортного средства

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.

Автомобильный лизинг: учет и налогообложение

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Машины и техника необходимы в деятельности практически любой организации. Однако в период кризиса, когда бюджеты организаций и так урезаны до предела, свободных денежных средств на покупку транспорта у компаний просто нет, но необходимость осталась по-прежнему. В этой ситуации бизнес сможет выручить приобретение автомобилей в ЛИЗИНГ.

Организации, не располагающие достаточным капиталом, выбирают наиболее подходящую лизинговую компанию и составляют с ней договор лизинга, в котором предусмотрено, что по окончании договора имущество переходит к лизингополучателю посредством выкупа. Компания выбирает необходимый автомобиль, вносит авансовый платеж лизингодателю и через определенное время получает транспортное средство в свое распоряжение. Обычно в договор лизинга также включается и график уплаты лизинговых платежей, по которому и происходит оплата имущества – постепенно и равномерно. А после выплаты всех причитающихся по договору платежей, если это предусмотрено договором, к лизингополучателю, наконец-то, переходит и право собственности на автомобиль.

Внутренние моменты лизинговой сделки регулируются составленным между компаниями договором, а вот правовые и организационно-экономические особенности закреплены в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон N 164-ФЗ), а также в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 164-ФЗ по договору лизинга лизингодатель должен приобрести в собственность указанный лизингополучателем автомобиль у продавца и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование в предпринимательских целях.

А вот обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 164-ФЗ наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором. Осуществляется же передача лизингового имущества лизингополучателю на основании Акта о приеме-передаче (форма N ОС-1).
Автомобиль, приобретаемый в лизинг, по условиям договора может находиться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя, но в нашей статье мы будем рассматривать встречающийся чаще всего второй вариант (автомобиль находится на балансе лизингополучателя).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:

Общий порядок бухгалтерского учета операций по договорам лизинга прописан в приказе Минфина РФ от 17.02.1997 N 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (далее – приказ N 15).
В п. 4 данного приказа N 15 как раз отражен порядок бухгалтерского учета в случаях, когда имущество учитывается на балансе лизингополучателя.

В соответствии с п. 8 приказа N 15 стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».

При этом под стоимостью лизингового имущества понимается вся сумма платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (если она предусмотрена).
Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
В бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Начисление же причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». Срок полезного использования автомобиля, полученного по договору лизинга, который учитывается на балансе лизингополучателя, определяется лизингополучателем самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

При выкупе лизингового имущества в соответствии с п. 11 приказа N 15, его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Одновременно с этим производится запись на эту стоимость по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».

Очень часто, дабы обезопасить себя от резких колебаний курса рубля, договоры лизинга составляются в иностранной валюте. В результате чего в организации возникают курсовые разницы.
С 1 января 2007 года учет курсовой разницы в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с п. 11-14 раздела III «Учет курсовой разницы» ПБУ 3/2006 (утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н).

Читайте также:  Оформление лизинга б/у грузовых автомобилей для юридических лиц

«Курсовая разница – разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода». (п. 2 ПБУ 3/2006).

Также важно, что все разницы, связанные с изменениями курсов валют, в том числе, по выраженным в иностранной валюте активам или обязательствам, подлежащим оплате в рублях, рассматриваются теперь для целей бухгалтерского учета как курсовые. Пересчет же стоимости обязательств, выраженных в иностранной валюте, производится по курсу, действующему на отчетную дату (п. 8ПБУ 3/2006).

Стоимость выраженных в иностранной валюте вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально-производственных запасов и других активов в соответствии с п. 9 ПБУ 3/2006 принимается в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой эти активы принимаются к бухгалтерскому учету. После же принятия к бухгалтерскому учету этих активов пересчет их стоимости в связи с изменением курса не производится на основании п. 10 ПБУ 3/2006.

На основании п. 5 ПБУ 3/2006 пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащего оплате в рублях, производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ. Но если законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет стоимости актива или обязательства производится по иному курсу.

Как правило, стороны в договоре определяют, как будет определяться рублевый эквивалент обязательства. Специально для этой цели закрепляется дата исполнения обязательства и курс. Чаще всего стороны устанавливают величину обязательства на дату оплаты, а курс привязывают к курсу ЦБ РФ с некоторым увеличением ставки. Допустим, в договоре может быть прописано: «курс доллара США, установленный ЦБ РФ на день оплаты, плюс 2 процента»

Существует мнение, что если стоимость услуги по условиям договора определяется по курсу на дату оплаты, то при предварительной оплате (авансе) сумма обязательства в дальнейшем уже не изменится. Поэтому если в договоре лизинга сказано, что уплата и начисление платежей осуществляются на дату, указанную в графике платежей, это как раз и означает – на дату оплаты.
Поэтому в бухгалтерском учете переоценивать рублевый аванс, эквивалент которого определен в условных единицах на дату оплаты, нет необходимости.

Курсовая разница по таким обязательствам в бухгалтерском учете не возникает, а как следствие, не возникает и суммовая разница.
Но чтобы не рисковать и не столкнуться с претензиями налоговиков, лучше все-таки отражать курсовые разницы в бухгалтерском учете. Если лизинговый платеж произведен до его начисления в учете, то на счете 76 «Задолженность по лизинговым платежам» образуется дебиторская задолженность. На счете 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» отражается образовавшаяся из-за изменения курсов разница, и, в зависимости от изменений курса доллара, означает задолженность либо лизингополучателя (когда курс повышается), либо лизингодателя (когда курс понижается).

Счет 76 корреспондирует с 91. Субсчет счета 91 (1 или 2) выбирается в зависимости от того, снизился курс или повысился, доходы у организации или расходы.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное в финансовую аренду, включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой оно учитывается на балансе согласно договору лизинга. Лизингополучатель, учитывающий автомобиль на своем балансе, должен его амортизировать. Но перед этим машину нужно обязательно оценить. И в соответствии с п. 8 приказа N 15 в бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля будет равна сумме лизинговых платежей без НДС.

Таким образом, первоначальная стоимость определяется как сумма расходов лизингополучателя на приобретение, доставку, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором имущество пригодно для использования. Исключить из этой стоимости надо лишь суммы налогов, подлежащих вычету или отражаемых в составе расходов в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Лизинговые платежи за минусом сумм начисленной амортизации по принятому на баланс имуществу учитываются у лизингополучателя как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и могут приниматься к расходам по налогу на прибыль.

Будьте внимательны!
Если в договоре лизинга не выделена выкупная цена, то все расходы можно будет списать в том периоде, в котором они были произведены. Поэтому лизингополучателю намного выгоднее не разделять в договоре выкупную стоимость и лизинговые платежи.

Ну а если в договоре все же прописана выкупная цена, то расходы по уплате выкупной цены можно будет списать в налоговом учете только в том периоде, когда договор лизинга будет полностью исполнен. Чиновники же в своих письмах отстаивают противоположную точку зрения и указывают на то, что учитывать выкупную стоимость и лизинговые платежи необходимо раздельно. А сам лизинговый платеж надо отнести к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается (письма Минфина России от 27 апреля 2007 года N 03-03-05/104, от 4 марта 2008 года N 03-03-06/1/138, от 25 июня 2009 года N 03-03-06/1/428).

В подобных случаях суды принимают сторону налогоплательщика. По их мнению, несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей (определение ВАС РФ от 21 мая 2008 года N 6373/08, постановления ФАС Московского округа от 17 мая 2007 года N КА-А41/2186-07, ФАС Московского округа от 21 января 2008 года N КА-А40/13000-07, ФАС Центрального округа от 11 февраля 2009 года N А35-1589/08-С21, ФАС Уральского округа от 29 января 2007 года N Ф09-12271/06-С3 по делу N А60-16332/06). В итоге можно сделать вывод, что в состав прочих расходов включается сумма платежа, которая рассчитывается по следующей формуле:

Читайте также:  Страхование предмета автолизинга

Срасх = Пллиз – Ам

где:
Срасх – сумма, учитываемая в составе прочих расходов;
Пллиз – лизинговый платеж;
Ам – начисленная амортизация.

Но чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами, лучше всего в договорах все же указывать более или менее реальную выкупную стоимость по договорам лизинга, т.е. не отклоняющуюся от рыночных цен более чем на 20% (ст. 40 НК РФ). Но если все же выкупная цена не определена, и вся сумма лизинговых платежей включена в расходы, то в суде налогоплательщик без проблем отстоит свою точку зрения.

Будьте внимательны! До 1 января 2009 года в соответствии с п. 7 – 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более 600 000 рублей и полученным в лизинг, основная норма амортизации применялась со специальным коэффициентом 0,5.
С 1 января 2009 года данная норма отменена, и коэффициент 0,5 не применяется!

Для документального же подтверждения расходов по договору лизинга в соответствии с письмом ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81 достаточно наличия у лизингополучателя лишь договора лизинга с графиком платежей и акта приема-передачи лизингового имущества.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В лизинговых операциях НДС к уплате в бюджет начисляет лизингодатель, а у юридического лица, выступающего в роли лизингополучателя, возникает право на возмещение предъявленного налога.
Специального порядка для вычета НДС при лизинговых операциях законодательством РФ не предусмотрено, что подтверждается и в письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-04-15/131.
Ну а раз никаких особенностей не предусмотрено, то получается, что в случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного лизингополучателем лизингодателю, следует производить лизингополучателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам с учетом выкупной стоимости имущества.

Работники же налоговых органов не всегда согласны с заявленными к возмещению из бюджета суммами НДС, уплаченными лизингополучателями в составе лизинговых платежей. По их мнению, лизинговый платеж в целях исчисления НДС фактически содержит в себе два вида платежей: расходы по приобретению предмета лизинга и арендную плату за пользование лизинговым имуществом. Поэтому вычет НДС можно произвести только в той части лизингового платежа, которая является платой за вознаграждение лизингодателю. А вот налог в остальной части (в части выкупной цены) не подлежит вычету, так как предмет лизинга не принят к учету.

Что же касается судебных органов, то они не поддерживают такую позицию проверяющих и остаются на стороне налогоплательщиков. Аргументируют свою позицию судьи тем, что лизинговый платеж является единым платежом, и выделение из него части, приходящейся на стоимость переданного в лизинг имущества, и отказ в принятии к вычету уплаченного в этой части НДС незаконны и необоснованны (постановления ФАС МО от 25.04.2007 N КА-А40/1228-07, от 07.10.2005 по делу N КА-А40/8948-05).

Возместить НДС лизингополучатель имеет право только при наличии счетов-фактур, документов, подтверждающих их оплату, а также свидетельствующих о принятии арендованного имущества к учету в установленном порядке и использовании в производственной деятельности. И что очень важно, нормы законодательства не связывают право налогоплательщика на налоговые вычеты с переходом права собственности на арендованное имущество.

Таким образом, учитывая обширную положительную для лизингополучателей арбитражную практику по разным судебным округам, можно сделать вывод: есть большая вероятность того, что, придерживаясь данного варианта, организация выиграет дело в суде.

Теперь подробно разберем на конкретном примере покупку автомобиля в лизинг.

УСЛОВИЕ:
ООО «Ромашка» в декабре 2007 года получило по договору лизинга автомобиль NISSAN NAVARA от ООО «Василек». ООО «Ромашка» ежемесячно в течение12 месяцев – с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года включительно – выплачивало ООО «Василек» лизинговые платежи в соответствии с графиком платежей. Автомобиль учитывается на балансе ООО «Ромашка». В сумму лизингового платежа входит выкупная цена. Оплата лизинговых платежей происходит в соответствии с графиком:

Дата

Стоимость предмета лизинга в составе лизингового платежа, в т.ч. НДС, руб. (выкупная цена)

Сумма платежа с НДС к оплате, руб.

Плата за услуги лизинговой компании, в т.ч. НДС

Особенности оплаты транспортного налога при лизинге

Лизинг сегодня – очень популярная форма предпринимательских взаимоотношений, поскольку позволяет получить необходимые основные средства быстро и с минимальными начальными вложениями. Автотранспорт довольно часто становится объектом лизинга. Если в сделке фигурирует транспорт, естественно, возникает вопрос об уплате транспортного сбора.

Какая сторона сделки по лизингу правомочна взять на себя обязательство по уплате транспортного налога (ТН), зависит от ряда обстоятельств, которые мы разберем в этой статье.

Стороны лизингового договора

Лизинг автотранспортного средства – это финансовая сделка, совершаемая насчет передачи в пользование определенного имущества, в нашем случае — транспортного средства, оформленная в виде договора. Как и в любом лизинговом договоре, в нем оговаривается срок, на который актив предоставляется в пользование, а по окончании этого срока транспортное средство может быть оставлено в собственность либо возвращено.

У договора лизинга всегда есть три стороны:

  • лизингодатель – физическое лицо либо организация, которая покупает у собственника какое-либо имущество (в том числе и автотранспорт), но не для собственного пользования, а для передачи этого права;
  • лизингополучатель – юридическое или частное лицо, которое получает указанное транспортное средство в платное пользование на оговоренный срок;
  • поставщик (продавец) – первичный владелец предмета договора, у которого лизингодатель приобретает имущество для лизинга.
Читайте также:  Договор международного финансового лизинга транспортных средств

Какая из этих сторон обязана уплачивать транспортный налог? Это зависит от ряда параметров, которые будут рассмотрены ниже.

Осторожно с автолизингом

Главная привлекательная черта лизинговых договоров относительно транспортных средств – это возможность пользоваться средством, даже если нет финансовой возможности приобрести его немедленно, а также перспектива получить его в собственность.

Но есть и негативные черты такой сделки, которые следует принять во внимание и правильно оценить риски перед заключением договора:

  1. Кредит все-таки ниже. Проценты по лизинговому договору обычно больше банковских. Но у банков и условия значительно отличаются и не подлежат пересмотру и корректировке.
  2. «Диспансеризация» авто. До конца срока действия договора лизингодатель будет регулярно осматривать транспортное средство, пока еще юридически принадлежащее ему.
  3. Сначала придется спросить. Получатель автомобиля не сможет провести с ним никаких юридических действий без санкции лизингодателя.
  4. Помните, автомобиль еще не ваш. Если в процессе действия договора лизинга получателем будут нарушены какие-либо условия (не вовремя внесены платежи, не пройден обязательный техосмотр, не в срок проведена профилактика и т.п.), машина не перейдет в собственность получателя, он потеряет это право.

Законодательное регулирование транспортного налогообложения

Спорный вопрос об уплате транспортного налога при соответствующем лизинге рассматривается в ряде законодательных документов:

  1. Налоговый Кодекс РФ:
    • ст. 357 – о том, кто является плательщиком налога: лицо, на которого оформлена регистрация транспортного средства;
    • ст. 358 – об объектах налогообложения;
    • ст. 360 – об отчетных налоговых периодах;
    • ст. 361 – о ставках и льготах;
    • ст. 362 – о сроках уплаты ТН;
    • ст. 363 – о порядке приема уплаты.
  2. Федеральный закон № 164 «О финансовой аренде (лизинге)» от 11.09.1998 года регулирует отношения по договору лизинга. Ст. 20 говорит о том, что владельцем объекта лизинга может считаться любая сторона договора.
  3. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 1001 регламентирует установление собственности на автомобиль заключением специального соглашения.
  4. Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/22368 вносит дополнительные разъяснения по поводу уплаты ТН в лизинге.

Основные постулаты ТН при лизинговой сделке

Итак, основные правоустанавливающие документы, касающиеся уплаты ТН при лизинге автотранспортных средств, утверждают следующее:

  • обязанность уплаты ТН лежит на владельце транспортного средства;
  • числиться владельцем может, в зависимости от обстоятельств, лизингополучатель или лизингодатель;
  • лицо, на которое регистрируется авто, определяет соглашение, заключенное между сторонами лизинговой сделки;
  • регистрация транспортного средства может оформляться на постоянный срок либо только на время действия лизингового договора;
  • транспортный сбор платит владелец независимо от сроков регистрации.

Как определить владельца

В договоре прописываются нюансы перехода имущества в собственность по условиям лизинга. При заключении соответствующего соглашения оно может находиться в собственности:

  • лизингодателя – до тех пор пока не истечет срок лизинга и не будут выполнены все его условия, особенно финансовые;
  • лизингополучателя – на постоянной или временной основе (в зависимости от соглашения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если регистрация собственности на авто будет временной, в органы контроля автомобилей (ГИБДД или др.) надо предоставить копию лизингового договора и соглашение о временности регистрации.

Стороны сами принимают решение, кто будет юридическим владельцем предмета лизинга, и оформляют его в договоре или лизинговом соглашении.

Что нужно принимать во внимание, выбирая тип права собственности

Перед заключением договора лизинга нужно хорошо взвесить все факторы, могущие повлиять на стоимость передаваемого имущества, и принять решение, какое соглашение о передаче авто в собственность следует заключить. Значение имеют такие моменты:

  1. Разница в ставках по транспортному налогу по разным регионам Российской Федерации. НК РФ говорит о том, что региональные власти могут увеличивать или уменьшать ставки по ТН до десятикратного размера. Налог на авто, передаваемое в лизинг, будет исчисляться по региону собственника имущества, потому что он попадет в бюджет этого региона. При значительной разнице лучше предпочесть форму соглашения, по которой владельцем будет считаться лицо, зарегистрированное в регионе с более мягкой ставкой.
  2. Возможность применить льготу. Положение, аналогичное ситуации с налоговой ставкой – при прочих равных условиях следует предпочесть регион регистрации с налоговыми льготами.
  3. Экономическая целесообразность. Если заключить договор лизинга, не принимая во внимание всех ключевых факторов, это может существенно увеличить стоимость имущества, тогда как учет их принесет выгоду обеим сторонам сделки.

ВАЖНО! Исчисление и уплата ТН производится согласно региональным законам по месту регистрации автотранспортного средства.

Бухучет транспортного налога при лизинге авто

Если взятое в лизинг транспортное средство применяется для основного вида деятельности ИП или организации, то транспортный налог будет относиться к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н).

Его отражают по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Когда производится перечисление ТН, его оформляют по дебету счета 68, корреспондирующим счетом выступает 51 «Расчетные счета».

Налогообложение на прибыль организаций и лизинг автомобилей

Транспортный налог является признаваемым расходом организации. Его следует учитывать при расчете налога на прибыль, причем не только саму сумму налога, но и авансовый платеж по нему. Учет производится на дату начисления в составе «прочих расходов, связанных с производством и продажей».

ИТОГИ

  1. Стороны лизинговой сделки своей волей определяют, кто будет оформлен владельцем автотранспортного средства, в какой момент это право наступает и как долго действует.
  2. Транспортный налог уплачивает лизингодатель, если право собственности на авто перейдет к получателю только по выполнении всех условий договора лизинга.
  3. Транспортный налог платит лизингополучатель, если авто перерегистрируется в его регион на постоянной или временной основе.
  4. Порядок исчисления, сроки и отчетность по уплате ТН зависят от правил, принятых в регионе регистрации автотранспортного средства.
  5. На собственника лизингового имущества возлагается не только обязанность по уплате ТН, но и ответственность за просрочку платежей или отчетности, недоимку либо неуплату, а также за отсутствие регистрации авто, переданного по лизинговому договору.
Читайте также:  Авиационный лизинг

Кто платит транспортный налог при лизинге автомобиля?

  • Коротко об автолизинге
  • Транспортный налог при лизинге: кто платит?
  • Как сэкономить на налоге по лизинговой машине?
  • Итоги

Коротко об автолизинге

Если для деятельности вашей компании требуется автомобиль, а средств на его покупку недостаточно, можно воспользоваться автолизингом — долговременной арендой транспортного средства с последующим его выкупом (или без выкупа).

Между вами и владельцем автомобиля заключается договор финансовой аренды (лизинга), по которому:

  • лизинговая компания приобретет машину (ту, которая нужна вам) в собственность, используя свои или привлеченные денежные средства;
  • вы будете пользоваться этим автомобилем за фиксированную плату.

В договоре вы будете названы лизингополучателем, а владелец — лизингодателем. Для вас составят график, по которому надлежит своевременно уплачивать лизинговые платежи и выкупную стоимость автомобиля (если по окончании договора лизинга вы становитесь его собственником).

Нужно ли вам амортизировать полученное в лизинг имущество, расскажем здесь.

При этом получение вами машины по этому договору не означает автоматического перехода к вам права собственности на нее. Вы сможете только пользоваться автомобилем, но распоряжаться его судьбой (например, продать другому лицу) не получится.

За лизингодателем сохраняется право (если такая возможность предусмотрена законодательством и договором лизинга):

  • изъять у вас машину (п. 3 ст. 11 закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ);
  • потребовать ее вернуть (п. 2 ст. 13 закона № 164-ФЗ).

Такие события вам не грозят, если вы вовремя перечисляется деньги лизингодателю, не отступая от графика лизинговых платежей.

Транспортный налог при лизинге: кто платит?

При возникновении лизинговых отношений у вас может возникнуть вопрос: «Кто платит транспортный налог при лизинге автомобиля?». Для ответа на него изучим:

  • ст. 357 НК РФ, из которой становится ясно, что плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрирован автомобиль;
  • п. 2 ст. 20 закона № 164-ФЗ, согласно которому транспортное средство регистрируется в госорганах на лизингополучателя или лизингодателя (по соглашению сторон);
  • договор лизинга — в его тексте расписывается порядок госрегистрации машины.

Итак, машина в лизинге – кто платит транспортный налог? Разберем 2 варианта возможного развития событий:

Вариант 1: транспортный налог уплачивает лизингополучатель

Если договором лизинга определено, что машина регистрируется на вас (как на лизингополучателя), вам надлежит обратиться для регистрации в ГИБДД по месту нахождения вашей компании (или обособленного подразделения). Эта регистрация временная (на срок действия договора лизинга). Вам же надлежит уплачивать транспортный налог на автомобиль в лизинге с момента его госрегистрации. Не забывайте также и о представлении налоговикам соответствующей декларации.

Помощь в расчете «транспортных» авансов получите здесь.

Такой вариант наиболее вероятен: кто использует автомобиль по назначению, тот и уплачивает налог.

Вариант 2: уплата транспортного налога лизингодателем

Лизингодатель по своим соображениям может настоять на том, чтобы машина была зарегистрирована на него. Тогда это условие будет прописано в договоре лизинга, а лизингодатель будет:

  • являться официальным плательщиком транспортного налога по переданному в лизинг автомобилю;
  • нести ответственность за своевременное представление декларации в налоговую инспекцию.

Но не стоит надеяться, что лизингодатель просто так возьмет на себя этот вид расходов — скорее всего, потраченная на уплату налога сумма будет заложена в лизинговые платежи и предъявлена вам к оплате.

Как сэкономить на налоге по лизинговой машине?

Вам не придется тратить средства на уплату транспортного налога, если вы получаете в лизинг (п. 2 ст. 358 НК РФ):

  • тракторы, самоходные комбайны, спецавтомашины (регистрируемые на сельхозтоваропроизводителей и используемые для производства сельхозпродукции);
  • другой транспорт, указанный в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Если полученное вами в лизинг авто не попало в этот список, у вас остается возможность оптимизации транспортных налоговых платежей в том случае, если:

  • по договору лизинга транспортный налог уплачивает лизингодатель;
  • в регионе его нахождения ставки налога установлены ниже, чем в вашем регионе.

Узнайте о региональных ставках транспортного налога по ссылке.

Итоги

Чтобы ответить на вопрос: «Кто платит транспортный налог за авто в лизинге?», откройте договор лизинга. Если там прописана ваша обязанность (как лизингополучателя) зарегистрировать на себя автомобиль, сделайте это в органах ГИБДД по месту нахождения компании (обособленного подразделения). Регистрация будет временной — на период действия договора лизинга. С этого момента вам надлежит уплачивать транспортный налог и отчитываться по нему.

Если автомобиль зарегистрирован на имя лизингодателя, все платежные и отчетные обязанности по транспортному налогу лежат на нем.

Транспортный налог при лизинге транспортного средства

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

На практике организации часто становятся участниками лизинговой сделки в отношении транспортных средств. А где транспортное средство, там возникает обязанность по уплате транспортного налога. В зависимости от особенностей заключенного договора лизинга эта обязанность может возникать как у лизингодателя, так и у лизингополучателя.

Порядок уплаты транспортного налога в условиях лизинга

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица (юридические и физические), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения данным налогом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом (каждый регион вправе установить свои ставки налога и порядок его уплаты (п. 1 ст. 361, п. 1 ст. 363 НК РФ)), а потому обязанность уплачивать этот налог у указанных лиц возникает в том случае, если он введен на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).

Читайте также:  Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге автомобиля

Кроме этого само транспортное средство должно быть поименовано в ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения.

Как сказано в п. 1 ст. 363 НК РФ, транспортный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом само понятие “место нахождения транспортного средства” приведено в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ.

В данной норме это понятие раскрыто так: место нахождения транспортного средства – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, место постановки транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных судов) на налоговый учет – это место нахождения (жительства) собственника имущества.

Собственниками передаваемых в лизинг транспортных средств являются организации-лизингодатели.

Неопределенность относительно порядка уплаты транспортного налога по транспорту, являющемуся предметом лизинга

В случае, когда транспортное средство временно регистрируется за лизингополучателем, то возникает проблема по уплате транспортного налога по следующим основаниям:

В силу п. п. 48.1 и 48.2 Правил регистрации автомототранспортных средств в ГИБДД (утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001):

– Транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях;

– транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга, регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора по адресу места нахождения лизингополучателя или его обособленного подразделения на основании договора лизинга и паспорта транспортного средства. Регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга или сублизинга.

Если предмет лизинга временно (на период действия договора лизинга) будет зарегистрирован за лизингополучателем, то и информация об этом транспортном средстве направляется по месту нахождения лизингополучателя.

Это обусловлено нормой п. 4 ст. 85 НК РФ, согласно которой сведения в налоговую инспекцию о зарегистрированных в ГИБДД транспортных средствах подает именно регистрационный орган (то есть ГИБДД) по месту нахождения лизингополучателя.

При этом норма главы 28 «Транспортный налог» (п. 4 ст. 362 НК РФ) содержащая правило: органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (органы ГИБДД), обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего (органа ГИБДД) нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение десяти дней после их регистрации или снятия с регистрации утратила силу.

В связи с этим возникает неопределенность относительно порядка уплаты транспортного налога по транспорту, являющемуся предметом лизинга.

С одной стороны, исходя из формулировки пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ (в новой редакции, действующей с 24.08.2013) по зарегистрированному в установленном порядке предмету лизинга транспортный налог должен уплачивать лизингодатель как собственник по месту своего нахождения.

С другой стороны, сведения о данном транспорте (предмете лизинга) в налоговую инспекцию по месту нахождения лизингодателя в порядке, предусмотренном ст. 85 НК РФ, органы, учитывающие транспортные средства (то есть ГИБДД), теперь не сообщают.

Поскольку предмет лизинга временно (на период действия договора лизинга) зарегистрирован за лизингополучателем, информация об этом транспортном средстве будет направлена по месту нахождения лизингополучателя.

Соответственно, данный транспорт на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения собственника-лизингодателя, даже при всем его желании исполнить обязанность по уплате транспортного налога, автоматически не попадает.

В этой ситуации следует действовать следующим образом.

Уплата транспортного налога согласно условиям договора лизинга

По общему правилу платить транспортный налог должно лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ).

Но для автомобилей, переданных (полученных) в лизинг, есть особые условия.

Так, лизинговые автомобили могут быть зарегистрированы как на лизингодателя, так и на лизингополучателя.

Об этом говорится в п. 48.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001), согласно которому транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях.

Кроме этого согласно пункту 2 ст. 20 Закона N 164-ФЗ от 29.10. 1998г. « О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

В Письме ФНС России от 11.12.2013 N БС-4-11/22368 приведены следующие рекомендации по вопросу уплаты транспортного налога в отношении предмета лизинга.

Если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним в органах ГИБДД, по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.

В ситуации, когда по договору лизинга транспортные средства (в отношении которых государственная регистрация осуществлена за лизингодателем) временно передаются лизингополучателю и временно ставятся на учет в органах ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя, плательщиком транспортного налога является именно лизингодатель.

Таким образом, транспортный налог уплачивает та сторона лизинговой сделки, на которую по условиям договора лизинга постоянная регистрация транспортного средства.

Читайте также:  Авиационный лизинг

Получается, что участники лизинговой сделки должны сами определить, кто будет уплачивать транспортный налог.

А чтобы в дальнейшем не возникло разногласий, необходимо прописать это условие в договоре лизинга.

Бухгалтерский учет

В случае использования транспортного средства в основной деятельности, расходы по уплате транспортного налога признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В случае использования транспортного средства в основной деятельности, начисление транспортного налога (авансовых платежей по этому налогу) отражается записью по дебету счета 20 «Основное производство и кредиту счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Перечисление транспортного налога (а также авансовых платежей по транспортному налогу) оформляется записью по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетные счета”.

Налог на прибыль организаций

Сумма начисленного транспортного налога (авансового платежа по транспортному налогу) для целей налогообложения прибыли учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Кто платит транспортный налог при лизинге автомобиля

Приобретение транспортного средства в лизинг позволяет частному лицу или организации взять машину в аренду с правом постепенного выкупа в процессе ее эксплуатации на основе заключенного лизингового договора.

В рамках этого вида коммерческих отношений всегда необходимо четко прописать в договоре: кто должен платить транспортный налог? Условия его уплаты регламентированы Налоговым кодексом РФ, и в тонкостях его положений владельцу авто следует разобраться, чтобы не переплачивать.

Что представляет собой лизинг

Автолизинг – это аренда транспортных средств с правом выкупа автомобиля в рамках действия лизингового соглашения. Частное лицо или организация обращаются в лизинговую компанию, которая покупает для них нужное транспортное средство и передает его в пользование.

По сути это — аренда автомобиля, за которую лизингополучатель ежемесячно вносит установленный платеж за пользование транспортным средством. Лизингодатель остается собственником авто, а в конце срока действия договора может или забрать его, или оставить лизингополучателю, так как арендными платежами тот фактически выплатил полную стоимость машины.

В договоре автолизинга отражаются:

  • срок пользования авто;
  • общая сумма аренды и ежемесячных платежей;
  • сумма первоначального взноса (авансового платежа) в процентах от арендной платы.

Преимущество лизинга: лизингополучатель, в свою очередь, не обязан забирать машину, как при автокредите. В конце срока действия соглашения он сам решает: оставить машину себе или вернуть ее лизингодателю.

Кто и в каких случаях платит транспортный налог

В договоре автолизинга указывается, что собственником автомобиля остается лизингодатель, а лизингополучатель не может продать или подарить транспортное средство. При нарушении сроков оплаты аренды машина может быть изъята за несоблюдение условий договора.

Приобретенный лизингодателем автомобиль в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в ГИБДД (Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года).

Пользование незарегистрированным транспортом наказывается штрафом (КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.22). При оформлении лизинга регистрация по договоренности производится либо на получателя, либо на лизинговую компанию ( п. 2 ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ).

Таким образом, транспортный налог платит тот, на кого регистрируется автомобиль ( ст. 357 Налогового кодекса РФ).

В п. 1 ст. 363 НК РФ указывается, что уплата налога, как и авансового платежа, производится «по месту нахождения» транспортного средства, то есть в том регионе, где оно зарегистрировано.

Согласно налоговому кодексу ставки налогов и порядок уплаты в каждом регионе устанавливаются по усмотрению местных властей (п. 1 ст. 361, п. 1 ст. 363). Давайте рассмотрим ситуации уплаты транспортного налога в обоих случаях.

Уплата налога лизингополучателем

Если по условиям договора автомобиль регистрируется на лизингополучателя, тому необходимо обратиться в ГИБДД по месту жительства для постановки транспортного средства на учет. При этом:

  • Регистрация является временной и действительна только на срок действия лизингового договора.
  • Лизингополучатель (физлицо или ИП) платит транспортный налог, но сдавать декларацию в налоговую службу (ФНС) не нужно.
  • Если машина зарегистрирована на организацию, то она должна быть поставлена на налоговый учет, а налог на нее будет проводиться через бухгалтерию компании как производственные затраты. Декларация с указанием суммы транспортного налога обязательно подается в ФНС (3-НДФЛ).

Уплата налога лизингодателем

Если лизингодателю выгоднее зарегистрировать машину на себя, уплата транспортного налога возлагается на него. В этом случае обязательно подается декларация в ФНС, где указываются суммы внесенных налоговых платежей.

Для того чтобы компенсировать налоговые расходы, лизингодатели обычно вносят их в стоимость арендных платежей. То есть, в такой ситуации сумма аренды будет выше на сумму налогового платежа.

В заключении следует отметить, что лизинг автомобилей — достаточно выгодный вариант приобретения автомобиля частными лицами, ИП и коммерческими компаниями, при котором не нужно платить за машину всю сумму. Авто берется в аренду у лизинговой компании по договору и выкупается арендными платежами в течении срока действия заключенного договора. Стоимость автомобиля будет несколько выше, зато механизм покупки — более комфортен.

Транспортный налог, согласно НК РФ, должен уплачивать тот участник лизингового соглашения, на которого в ГИБДД регистрируется автомобиль. Для лизингополучателя это невыгодно, так как ему приходится уплачивать ТН на машину, которая юридически находится в собственности лизингодателя, а если тот соглашается платить налог, то увеличивает сумму арендных платежей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: