Достоинства и недостатки машины в лизинг для физических лиц

Лизинг – что это и в чем его плюсы

При отсутствии свободных денежных средств одним из способов решения проблемы может стать лизинг. Что это такое и кому он больше всего подходит?

Лизинг — один из популярных финансовых инструментов или операций по которой имущество (транспорт, оборудование, недвижимость) передается в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа. В этом его отличие от кредита, по которому предметом сделки являются именно деньги, а не имущество.

Основные участники

Как правило, в договоре лизинга задействованы следующие лица:

— лизингополучатель (юрлицо или физлицо);

— лизингодатель (лизинговые компании, банки, а также физлицо), который приобретает требуемое клиенту имущество и передает последнему в аренду;

— поставщик или продавец имущества, который поставляет лизингодателю требуемое имущество;

— страховщик (страховая компания), который (при наличии такой необходимости) страхует различные риски, связанные с передаваемым в лизинг имуществом.

Последний участник не является обязательным. Как правило, инициатором страхования является лизингодатель. Он может либо предложить своего страховщика, либо оставить этот выбор за клиентом. Например, страхование распространено при лизинге автотранспорта.

Что может быть предметом лизинга

Любое имущество, которое можно использовать для бизнеса (оборудование, авто и авиатранспорт, здания и т.д.). Наиболее востребован и популярен как среди юрлиц, так и физлиц лизинг авто.

Что не может быть предметом лизинга

В лизинг нельзя сдать природные объекты, например, земельные участки. А также имущество, свободное обращение которого запрещено законом, например, оружие.

Кому выгоден лизинг

Лизинг наиболее выгоден именно юрлицам и вот почему:

— позволяет арендовать любое имущество, требуемое для ведения бизнеса, причем на длительный срок и под щадящие проценты;

— выплаты производятся по удобной для юрлица схеме (можно включать в расходные операции), позволяющий минимизировать налоговую нагрузку;

— по окончанию договора, имущество переходит в собственность.

Особенно выгоден для малого и среднего бизнеса, для которого получение «классического» кредита в банке сопряжено с рядом трудностей.

Важный нюанс: зачастую лизингодатель готов получить первый взнос, только после того, как взятое в лизинг имущество начнет приносить прибыль.

Иными словами, договор лизинга позволяет не только сократить расходы юрлица, но и максимально быстро приобрести требуемое для ведения бизнеса имущество.

Как происходит

Обычно лизинговая сделка проходит по следующей стандартной схеме:

1. Лицо, заинтересованное в лизинге имущества, обращается к лизингодателю. Стороны обсуждают нюансы, лизингополучатель заполняет соответствующую заявку, в случае одобрения которой начинается второй этап: этап подписания договоров.

2. Помимо договора между лизингополучателем и лизингодателем, заключается договор с поставщиком, а в случае необходимости и со страховой компанией;

3. Требуемое имущество приобретается лизингодателем и передается клиенту;

4. Если клиент выполняет все условия договора, по его истечению арендованное имущество становится собственностью клиента (если договором не оговорено иное).

Достоинства и недостатки лизинга

К преимуществам лизинга можно отнести следующие моменты:

— длительность (до 10 лет), позволяющая комфортно расплатиться с другой стороной договора;

— более низкая процентная ставка;

— можно приобрести подержанное имущество;

— гибкий график платежей: есть возможность продлить или списать стоимость имущества с учетом его физизноса);

— право на возврат НДС с лизинговых платежей (для юрлиц);

— более быстрый срок рассмотрения;

— более лояльное отношения к клиенту (требования гораздо мягче, чем в банке).

Последний пункт особенно выгоден для малого и среднего бизнеса.

Но самое главное преимущество лизинга для лизингополучателя — реальная возможность даже при ограниченных финансах частично или полностью заменить устаревшее имущество предприятия (оборудование или автопарк). А значит не только выйти на новый технологический и конкурентный уровень со всеми вытекающими из этого последствиями в виде роста производства и прибыли, но и планировать свой бизнес на годы вперед.

Список недостатков не такой большой, но он, к сожалению, тоже есть:

— клиент не собственник имущества и не вправе им распоряжаться по своему усмотрению;

— платежи облагаются НДС.

— лизингодатель — собственник имущества до конца срока аренды, со всеми вытекающими последствиями. Так, банкротство лизингодателя грозит клиенту потерей взятого в лизинг имущ-ва.

Преимущества лизинга для лизингодателя

Выгода лизинга перед обычным кредитом очевидна и другой стороне сделки — лизингодателю. Недаром, лизинговыми сделками, помимо классических лизинговых компаний, занимаются все больше банков. Под такие сделки в них даже создаются специальные отделы. Какие же это выгоды:

— минимизация рисков, так как обеспечением является само взятое в лизинг имущество; в случае банкротства лизингополучателя — лизингодатель обладает первоочередным правом на получение компенсации;

— возможность сэкономить на налогах.

Обращайтесь к специалистам

Если у Вас остались вопросы или Вы затрудняетесь с выбором, какой договор предпочесть, обращайтесь к специалистам компании «РосКо». Они будут рады не только проконсультировать Вас по теме, но и помогут Вам принять правильное решение.

«РосКо» — доверь свой бизнес профессионалам!

Автор материала : Владимир Порутчиков

Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит

Ключевым финансовым инструментом приобретения новых автомобилей в России остается кредит. Главная причина его популярности проста и понятна: автовладельцы привыкли «платить за свое», постепенно выкупая машину. На этом фоне лизинг кажется чем-то двойственным: с одной стороны, платить проще и меньше, а с другой, машина как бы остается чужой… Но мы посмотрим на ситуацию со стороны: вот 5 случаев, когда приобретение машины в лизинг оказывается явно лучше кредита.

К ак известно, лизинговая схема кардинально отличается от кредитной тем, что в ней собственником автомобиля является не банк, а лизингодатель – и он же берет на себя обязательства по страхованию, уплате транспортного налога, обслуживанию машины и так далее. Таким образом, лизинг не является кредитным продуктом – то есть, он никак не влияет на кредитные возможности и не зависит от кредитных обязательств. Проще говоря, если у вас уже есть ипотека или другой непогашенный кредит, получить еще один кредит на покупку новой машины может быть затруднительно – и наоборот, взяв кредит на автомобиль, покупатель машины ограничивает свои возможности по покупке недвижимости и получения новых займов до погашения текущего. Лизинг полностью решает эту проблему: приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки, а потому покупка чего-то еще ограничена исключительно вашими финансовыми возможностями: можно без проблем получить кредит на квартиру, дачу или новый ремонт в доме.

Читайте также:  Авиационный лизинг

Еще один сопутствующий плюс независимости лизинга от кредитов – это возможность купить новую машину даже при условии неидеальной кредитной истории или сложностей с подтверждением ежемесячного дохода. К примеру, заемщики, допускавшие просрочки платежей по кредиту, зачастую получают менее выгодные кредитные условия – а лизинг «един для всех». И еще: если ваша специфика работы предполагает неравномерность выплат – к примеру, годовые или квартальные премии при сравнительно небольшой зарплате – лизинг тоже может оказаться более простым способом купить новую машину.

В большинстве своем кредитные предложения составлены с учетом первоначального взноса – причем чем больше этот взнос и меньше срок кредита, тем выгоднее оказывается предложение. Акции со «сладкими» процентами и минимальными переплатами в подавляющем большинстве случаев актуальны при оплате 60-80% стоимости автомобиля первоначальным взносом и сроке кредита, не превышающем 12 месяцев – нетрудно подсчитать, что даже для недорогой машины стоимостью в миллион это означает 600-800 тысяч первоначального взноса и ежемесячный платеж в 20-35 тысяч в месяц. Но если денег на руках не так много, а вкладывать их в ремонт подержанной машины не хочется, именно лизинг может стать выходом из ситуации.

Лизинговые программы здесь имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, лизинговые компании зачастую получают скидки на новые машины – то есть, и им, и покупателю автомобиль обходится дешевле. Ну а во-вторых, у крупных компаний, таких как Major, есть большой выбор лизинговых программ, предлагающих разные условия первоначального взноса – от крупного в 50-60% и до нулевого. То есть, в самом простом сценарии можно прийти в салон, имея сумму одного лизингового платежа (20-30 тысяч), и уехать на новом автомобиле.

Кому-то эта причина может показаться надуманной: мол, зарегистрировать машину, съездить на ТО, оформить страховку, оплатить транспортный налог и переобуться – дела редкие и растворяющиеся в ежедневной рутине. Однако если вспомнить, сколько раз вы затягивали с сезонной сменой шин из-за нежелания попасть в очередь, как подгадывали ТО под зарплату, как озадачивались выбором зимних шин и страховой компании, можно иначе посмотреть на то, насколько просто и удобно делать один ежемесячный платеж и больше ни о чем не задумываться. Учитывая, что владельцем автомобиля в период лизинга является лизингодатель, именно он берет на себя обязательства по регистрации машины после покупки и ее содержанию, обслуживанию, страхованию и гарантийному ремонту. Клиенту остается просто заправляться и ездить – и к такой модели владения стремятся многие из тех, для кого машина – это просто средство передвижения, а такси и каршеринг – дорогие и неудобные полумеры.

Как мы уже упоминали, в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают, теряя 30-40% ее стоимости и начиная этот кредитный процесс сначала. Но если вы не видите смысла «выкатывать ресурс» до последнего, предпочитая свежие машины, и любите часто менять автомобили, то лизинг – это ваше решение.

Нулевой первоначальный взнос, ежемесячный платеж ниже, чем по кредиту, никаких обязательств по выкупу и сложностей с последующей продажей на вторичном рынке: просто новая машина каждый год и возможность выбора любой модели из доступных в лизинговых программах. Сменить «корейца» на «японца», через год попробовать «немца», а потом снова выбрать свежую корейскую новинку – без проблем. Купить ярко-красную машину, через год сменить ее на оранжевую, а еще через год пересесть на строгую черную – пожалуйста. Выбрать кроссовер вместо хэтчбека, а потом выяснить, за что у нас так любят седаны – никаких ограничений. Попробовать автомобиль классом выше, чтобы убедиться в том, стоит ли он переплаты, а через год принять окончательное решение – да, и это тоже в ваших руках! В общем, для тех, кто не мыслит свою жизнь без регулярных обновлений и частых перемен, именно лизинг может стать билетом в автомобильное разнообразие.

Это условие сначала тоже может показаться странным – однако стоит взглянуть на условия выдачи крупных кредитов, чтобы вспомнить, что возраст тоже является ограничением. Обычно кредиты выдаются при условии, что срок их выплаты должен истечь до достижения заемщиком определенного возраста – так банки страхуют себя от излишних рисков. У лизинга таких ограничений нет: поскольку лизинговая машина не принадлежит заемщику, требования к нему снижены – причем не только по доходу или чистоте кредитной истории, но и по возрасту.

Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.

Читайте также:  Обратный лизинг автомобиля

На самом деле, перечисленное выше – это еще не полный список преимуществ лизинга. Можно вспомнить и значительно более низкие ежемесячные лизинговые платежи, и возможность ездить на машине, не декларируя ее в списке личного имущества, и упрощенную процедуру приобретения автомобиля в лизинг по сравнению с кредитом, и так далее. Однако, пожалуй, именно эти пять примеров – это самые наглядные случаи, когда лизинг действительно оказывается более предпочтительным, удобным и выгодным, чем кредит. Не зря на некоторых рынках он весьма популярен: например, в США лизинговые автомобили составляют до четверти всего первичного рынка. Так что этот финансовый инструмент хоть еще и не слишком привычен российским автомобилистам, но вполне заслуживает внимания наравне с хорошо знакомым кредитом.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Очень много теории, хорошо бы автору попробовать оформить лизингв реальности.

По затратам временным: Бумажек по лизингу оформлять не меньше, чем при оформлении машин в кредит. При том, что оформление в ГИБДД при предварительной записи – это два часа, на ТО и так, и так пригонять.

По затратам денежным: Лизинг – это дороже автокредита. Даже со всеми страховками. Плюс у вас нет альтернатив для торга. Плюс то, что у вас есть – не ваше. Ну а если у вас кредитная история такая, что автокредита вам не видать, то и лизингового автомобиля вам тоже не видать.

В результате имеем единственное реальное назначение – когда срочно нужно средство производства при полном отсутствии денег.

Лизинг и кредит -это одно и тоже: разница в нюансах. Лизинговая компания предоставляет тот же самый кредит на покупку машины, только либо на свои деньги (в меньшинстве случаев), либо на заемные у аффилированного банка ( в большинстве случаев). Лизинговая компания, как и банк, не захочет терять деньги , профинансировав недобросовестного заемщика. Наличие автомобиля в собственности лизинговой компании не дает ей никаких преимуществ: машину , если что, надо продать, а кто её купит? Учитывая, например, что сделка с клиентом была с “0” первоначальным взносом. А теперь по пунктам, если мне будет позволено:

  1. ” У вас есть ипотека и кредит”. “лизинг не является кредитным продуктом” и далее по тексту “приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки” ! Лизинг – это другое имя благотворительности.
  2. “У вас нет достаточной сумы для первого взноса” Суть лизинга именно в том, что лизингодатель покупает именно ту вещь (оборудование, станок, машину, телефон и т.д.), что необходимо клиенту с обязательным первым взносом, чтобы в случае не оплаты платежей иметь возможность продать предмет лизинга без потери для себя. Поэтому первоначальный взнос не может равняться нулю или первоначальному лизинговому платежу.
  3. “У вас очень мало свободного времени” . Тут не поспорить: лизинговая компания за Ваши деньги сделает всё сама))
  4. ” Вы любите перемены”. Тут не очень понятно откуда статистика, что “в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают”. Есть подозрение, что так владеют машиной только в Москве и то далеко не все)
  5. “Вы- пенсионер”. Да, автомобиль принадлежит лизинговой компании, и в случае смерти пенсионера, она его заберет себе ( с небольшими временными проблемами, конечно, но заберёт). Вот только потом надо продать этот автомобиль, а это время в течение которого платежи никто не платит и уже не будет платить. Вопрос: насколько лизинговой компании нужны такие проблемы в будущем, чтобы осчастливить некоего пенсионера?

Я попытался в общих чертах описать смысл деятельности лизинговой компании исключительно с целью, чтобы читатели Вашего портала не рассчитывали на то, что можно прийти в лизинговую компанию и уехать оттуда на любом автомобиле с пятью копейками в кошельке и не имея соответствующего дохода. Прошу прощения, если очень много текста.

Покупка в кредит или лизинг: что лучше?

Сегодня все больше автомобилей в России приобретаются не за полную стоимость. Автосалоны предлагают покупателям выгодные кредитные программы, а также лизинг, который ранее был доступен лишь юридическим лицам. В этом материале мы разберемся, в чем состоят преимущества каждого способа и чем отличается лизинг от кредита на автомобиль.

Что такое лизинг автомобиля?

Лизинг (англ. to lease – сдавать в аренду) – это долгосрочная аренда с возможностью выкупа транспортного средства по окончании действия лизингового договора. Физические лица получили возможность приобретения авто в лизинг в 2011 году, а уже в 2016 году больше 30% машин некоторых брендов (например, Porsche) были реализованы в лизинг.

Договор может быть оформлен на различный срок – как правило, от 12 до 60 месяцев. Сумма платежей зависит, главным образом, от марки и модели авто. Также в сумме учтена комиссия лизингодателя, амортизация автомобиля за год и др.

Визы лизинга

Для физических лиц доступен лизинг следующих типов:

  1. Финансовый (выкупной) – 90% всех сделок. Лизинговая компания приобретает машину у поставщика и передает ее клиенту. После окончания срока действия договора клиент выкупает авто и становится его владельцем.
  2. Оперативный (возвратный) – 10% всех сделок. Это долгосрочная аренда транспортного средства, которая не предполагает его выкуп, то есть по окончании действия договора машина возвращается лизинговой компании. Этот вид лизинга не получил в России широкого распространения.

И при финансовом, и при оперативном лизинге на протяжении срока действия договора автомобиль является собственностью лизингодателя, а клиент эксплуатирует его на основании доверенности.

Читайте также:  Автомобиль в лизинг выгоднее или кредит

Как взять машину в лизинг?

  1. Клиент выбирает авто и обращается в лизинговую компанию или к дилеру, который оказывает услуги лизинга. Автолюбителю необходимо предъявить паспорт, ИНН, справку о доходах и иные подтверждения платежеспособности. Конкретный перечень документов зависит от компании-лизингодателя.
  2. Лизингодатель изучает документы автолюбителя и выносит решение о сделке. Если сделка одобрена, обе стороны заключают договор, в котором указываются все условия лизинга (срок, размер платежей и др.). Также лизинговая компания и поставщик авто заключают договор купли-продажи.
  3. Лизингодатель приобретает машину и регистрирует ее.
  4. Авто передается лизингополучателю.
  5. Клиент пользуется автомобилем, но при этом не является его собственником.
  6. По окончании срока действия договора и при условии внесения всей суммы машина оформляется в собственность клиента (при финансовом лизинге).

Преимущества лизинговых программ

  • Требования к покупателю со стороны лизинговой компании более лояльные, чем требования банка. Следовательно, приобрести авто будет легче.
  • Лизинг распространяется на новые машины и транспортные средства с пробегом.
  • Физическое лицо может купить по лизинговому договору коммерческий транспорт.
  • Авто, которое не является собственностью автолюбителя, нельзя конфисковать или арестовать.
  • Многие автосалоны предоставляют лизингополучателям скидки.
  • Лизингодатель может взять на себя дополнительные услуги – например, техобслуживание авто. При этом расходы будут разделены равными частями на все платежи по лизинговому договору.
  • Лизинг может оформить клиент, которому банк отказал в заеме.
  • Лизинговые компании оперативно оформляют договоры. Процедура может занять не более 3 дней.
  • Клиент может самостоятельно выбрать удобный график платежей.

Недостатки лизинга

  • Пока клиент не погасит все платежи, он не будет являться владельцем транспортного средства, а значит, не сможет им распоряжаться.
  • В лизинговом договоре нередко прописывается техобслуживание авто в конкретном сервисе. Это не всегда удобно для клиента.
  • Несмотря на то, что автолюбитель не будет владельцем авто, ему придется вкладывать собственные средства (первоначальный взнос).
  • При лизинге машина регистрируется дважды: сначала на лизингодателя, а по истечении срока действия договора – на покупателя. Это требует дополнительных финансовых вложений.
  • При нарушении условий договора лизингополучателем лизинговая компания может забрать авто.

Что такое автокредит?

Автокредит – это процентный заем, который банк выдает физическому лицу для покупки машины. Такой кредит является целевым и залоговым, то есть он дается только для приобретения транспортного средства и машина находится в залоге у банка до тех пор, пока покупатель не погасит кредит. Только за январь 2019 года доля кредитных авто в России составила 54%.

Виды автокредита

Среди наиболее распространенных программ для физических лиц выделяют следующие:

  1. Экспресс-кредит – программа с высокими ставками и упрощенной процедурой оформления.
  2. BuyBack – кредит с обратным выкупом. Часть кредита «замораживается» и погашается по истечении срока действия договора.
  3. Trade-in – обмен старой машины на новую с доплатой. Стоимость Вашего авто будет зачтена в стоимость приобретаемого транспортного средства.
  4. Факторинг – беспроцентный кредит. Клиент выплачивает половину стоимости авто, а другая половина дробится на равные части и выплачивается в рассрочку.
  5. Кредит без первоначального взноса.

Как купить машину в кредит?

  1. Клиент выбирает банк и программу кредитования, собирает документы. Он должен подтвердить положительную кредитную историю и платежеспособность.
  2. Банк изучает документы и выносит решение.
  3. Если кредит одобрен, банк и заемщик заключают договор, в котором указываются проценты, размер первого взноса, сроки внесения платежей, прописываются права и обязанности сторон.
  4. Заемщик покупает авто.

Преимущества автокредитования

  • Можно купить авто и при этом не располагать значительным капиталом. Большинство автолюбителей не могут приобрести авто за полную сумму, а долго копить не всегда целесообразно.
  • Покупатель может выбрать именно ту машину, которая ему подходит, а не ту, что дешевле.
  • Разнообразие программ кредитования позволяет подобрать максимально комфортные условия – например, без первоначального взноса, с минимальным сроком и др.
  • Кредит можно оформить на длительный срок. В этом случае ежемесячные платежи не будут обузой для семейного бюджета. Но учтите, что общая стоимость кредита вырастет.

Недостатки автокредитования

  • У банков довольно жесткие требования к заемщикам.
  • Процедура оформления кредита сложная и занимает много времени.
  • Первоначальный взнос выше, чем при лизинге – как правило, от 10 до 30%.
  • Расходы увеличиваются за счет того, что покупателю придется самому оформить авто, а также приобрести страховой полис (не только ОСАГО, но и КАСКО, а это плюс 10% к текущим расходам). При этом Вам нужно платить и проценты банку.
  • При автокредитовании клиент является собственником транспортного средства, но все равно не может им полноценно распоряжаться (например, продать или подарить), пока авто находится в залоге у банка.
  • Если заемщик нарушит правила, прописанные в договоре, банк конфискует машину.

Кредит или лизинг: что выгоднее?

Сравнить кредит и лизинг можно по нескольким критериям:

  1. Сроки принятия решения. Одобрение автокредита может занять до 6 недель, а лизингового договора – до 2 недель.
  2. Залог. Автокредит предусматривает залог, а лизинг – нет.
  3. График выплат. При кредитном договоре он фиксированный, а при лизинговом – гибкий.
  4. Покупка транспорта с пробегом. Вы можете приобрести б/у автомобиль в лизинг, в автокредитовании такая практика отсутствует.
  5. Срок действия договора. При автокредитовании – обычно до 3 лет, а при лизинге – до 5 лет.

Автокредит подойдет тем, кто уверен в своих доходах (их должно хватить на погашение долга). Лизинг же оптимален для автолюбителей, которые часто меняют транспортные средства или по каким-либо причинам не хотят оформлять его в собственность.

Уточнить детали кредитных и лизинговых договоров и особенности программ Вы сможете в автосалонах официального дилера CITROEN FAVORIT MOTORS. Свяжитесь с представителями компании по телефону или воспользуйтесь формой обратного звонка.

Читайте также:  Договор возвратного лизинга автомобиля

Переуступка прав по договору лизинга автомобиля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При заключении договора уступки по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств к цессионарию переходят право собственности на имущество (транспортное средство) и право получения от лизингополучателя всех причитающих по договору лизинга платежей?
Верно ли, что основанием для регистрации в органах ГИБДД права собственности цессионария транспортного средства будет являться договор уступки? Необходимо ли оформление дополнительных документов? Не будет ли отсутствие акта приема-передачи имущества от цедента к цессионарию ввиду нахождения имущества у лизингополучателя являться препятствием для оформления права собственности? Является ли договор уступки по договору лизинга основанием для процессуального правопреемства в рамках ст. 44 ГПК РФ? Какие фразы использовать в договоре уступки, чтобы не возникло вопросов в ГИБДД при переоформлении права собственности, а также при произведении процессуального правопреемства в производстве в суде общей юрисдикции по делу о взыскании задолженности по лизинговым платежам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для перехода права собственности на транспортное средство, являющееся предметом лизинга, третьему лицу необходимо заключение не договора уступки прав по договору лизинга, а договора купли-продажи (мены, дарения, иного договора о переходе права собственности), который необходимо представить при внесении изменений в регистрационные данные о собственнике транспортного средства. При отчуждении предмета лизинга права и обязанности лизингодателя по договору лизинга переходят к новому собственнику в силу закона. Для передачи новому собственнику права требования уплаты задолженности по лизинговым платежам, возникшей до приобретения им предмета лизинга, требуется заключение договора уступки права требования, который необходимо представить в суд для замены истца по делу о взыскании задолженности. Подписание акта приема-передачи транспортного средства не обязательно.

Обоснование вывода:
1. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” (далее – Закон N 164-ФЗ)). Предметом договора лизинга являются обязательственные правоотношения между лизингодателем и лизингополучателем. В частности, это право лизингодателя на получение лизинговых платежей (ст. 28 Закона N 164-ФЗ). Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга (п. 1 ст. 382 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона N 164-ФЗ). Однако вещное право собственности лизингодателя на предмет лизинга не может быть предметом такой уступки, оно может перейти другому лицу на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
С другой стороны, передать все права и обязанности арендодателя по договору лизинга другому лицу, оставаясь при этом собственником предмета лизинга, лизингодатель не может. Право сдачи имущества в аренду, в том числе в финансовую аренду (лизинг), принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ), предмет лизинга является собственностью лизингодателя (п. 1 ст. 11 Закона N 164-ФЗ).
Поэтому для перехода права собственности на транспортное средство другому лицу лизингодателем должен быть заключен не договор уступки прав по договору лизинга, а договор купли-продажи (мены, дарения, иной договор об отчуждении) транспортного средства.
Собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе отчуждать его в собственность третьим лицам (пп. 1, 2 ст. 209 ГК РФ). Передача имущества в аренду не лишает собственника этого права. В случае перехода права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу договор аренды сохраняет силу, а новый собственник, следовательно, занимает место первоначального арендодателя в силу указания закона (п. 1 ст. 617 ГК РФ, смотрите также пп. 23, 24 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Таким образом, в случае отчуждения предмета лизинга права и обязанности лизингодателя переходят к новому собственнику непосредственно в силу указания закона. Это касается, в частности, права получения лизингодателем лизинговых платежей за будущие периоды (решение АС г. Москвы от 03.05.2011 N А40-24563/2011).
Что касается права требования уплаты задолженности по лизинговым платежам, которая существует к моменту отчуждения транспортного средства, являющегося предметом лизинга, третьему лицу, то для ее передачи этому лицу необходимо заключить договор уступки права требования. Судебная практика показывает, что права, которые возникли из договора лизинга до момента перехода права собственности на арендуемое имущество (задолженность лизингополучателя), сохраняются за прежним собственником (постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2011 N Ф07-1073/11, ФАС Московского округа от 06.08.2008 N КГ-А40/4498-08).
Исходя из изложенного, в рассматриваемой ситуации рекомендуется заключить:
– договор купли-продажи (мены, дарения, иной договор об отчуждении) транспортного средства, являющегося предметом лизинга;
– договор об уступке прав и передаче обязанностей, имеющихся у лизингодателя по договору лизинга на момент отчуждения предмета лизинга, в том числе права требования уплаты задолженности по лизинговым платежам, существующей на момент заключения договора купли-продажи (мены, дарения, иного договора), между прежним и новым лизингодателем.
Также стороны, пользуясь принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), вправе заключить смешанный договор, по условиям которого новому собственнику транспортного средства передавалось бы и право собственности на имущество, и права требования по договору лизинга (постановление Девятого ААС от 25.09.2017 N 09АП-35715/17).
Гражданским законодательством не предусмотрено обязательного составления акта приема-передачи при заключении договора купли-продажи, мены, дарения транспортного средства. В случае, если предмет лизинга находится в распоряжении лизингополучателя и прежний и новый собственник не составляют акт приема-передачи транспортного средства, в договоре желательно предусмотреть, что право собственности на транспортное средство и риски его случайной гибели или повреждения переходят к новому собственнику не с момента передачи имущества (п. 1 ст. 223 ГК РФ, п. 1 ст. 459 ГК РФ), а, например, с момента заключения договора или с момента оплаты товара по договору купли-продажи. Также в договор купли-продажи (мены, дарения) транспортного средства стоит включить указание на то, что имущество на момент заключения договора находится у лизингополучателя (смотрите упомянутое постановление Девятого ААС от 25.09.2017 N 09АП-35715/17).
2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в том числе транспортные средства, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя (п. 2 ст. 20 Закона N 164-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ “О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации. ” (далее – Закон N 283-ФЗ), п. 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (далее – Правила), регистрация транспортного средства производится за собственником транспортного средства или лицом, владеющим транспортным средством на основании договора лизинга. При этом регистрация транспортных средств за лизингополучателем является временной, осуществляется на срок действия договора лизинга по соглашению между лизингодателем и лизингополучателем (ч. 2 ст. 17 Закона N 283-ФЗ, пп. 31, 35 Правил).
Для внесения изменений в регистрационные данные о собственнике транспортного средства представляются документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства (ч. 2 ст. 15 Закона N 283-ФЗ, п. 28 Правил, п. 27.4.1 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (далее – Административный регламент). Таким документом является договор купли-продажи, мены, дарения, иной договор, по которому отчуждается транспортное средство.
Требования об обязательном представлении акта приема-передачи транспортного средства при внесении изменений в регистрационные данные в связи с заключением договора купли-продажи (мены, дарения) законодательство не содержит. Обязательное представление акта приема-передачи транспортного средства предусмотрено при внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства о лизингополучателе при уступке прав и обязанностей по договору лизинга другому лизингополучателю (п. 54 Правил) и постановке на государственный учет транспортных средств, поставленных по государственному или муниципальному контракту (п. 30 Правил, п. 27.4.2 Административного регламента).
3. В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении, в том числе в связи с уступкой требования, суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Как разъяснено в п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 54, если в период рассмотрения спора в суде состоялся переход прав кредитора (истца) к третьему лицу, суд по заявлению заинтересованного лица и при наличии согласия цедента и цессионария производит замену истца в порядке, установленном ст. 44 ГПК РФ. О замене истца суд выносит определение (п. 3 ст. 44 ГПК РФ).
Как уже отмечалось, для того, чтобы новый собственник транспортного средства и, соответственно, новый лизингодатель по договору лизинга имел право на взыскание задолженности по лизинговым платежам, которая существовала к моменту приобретения им предмета лизинга, необходимо заключить договор уступки права требования между ним и прежним лизингодателем. Этот договор необходимо представить в суд, рассматривающий дело о взыскании задолженности по лизинговым платежам (определение Центрального районного суда г. Калининграда Калининградской области от 29.04.2019 N 13-1-567/2019). Представление в суд договора купли-продажи (мены, дарения, иного договора об отчуждении) транспортного средства возможно, но не обязательно.
Факт оплаты или неоплаты денежных средств по договору уступки прав требования не влияет на право процессуального правопреемства (определение Мосгорсуда от 18.08.2022 N 33-7620/2020).

Читайте также:  Мокрый лизинг транспортных средств

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
заместитель руководителя Службы правовой и налоговой поддержки
Бадалян Юлия

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Переуступка лизинга автомобиля

Лизинг – удобная форма приобретения автомобиля, которая представляет собой выкуп машины через ее аренду с оплатой стоимости транспортного средства ежемесячными арендными платежами. Автолизинг удобен для большинства категорий автолюбителей и, во многих случаях, более выгоден, чем автокредит: машиной вы можете пользоваться сразу, размер арендной ставки ниже кредитно процента, условия мягче, а размер пакета документов меньше.

Однако, автолизинг не является идеальным финансовым решением, и, подобно кредиту, может стать для лизингополучателя обременительным по целому ряду причин. Отказаться от договора лизинга авто автолюбитель не может, но может воспользоваться удобным юридическим инструментом – переуступкой прав на предмет лизинга. Что это такое, в чем преимущества переуступки, и как ей можно воспользоваться?

Что такое переуступка права в автолизинге?

Согласно ФЗ №164, в рамках финансовой аренды (лизинга) лизингополучатель имеет право пользоваться автомобилем, но тот остается собственностью компании-лизингодателя до окончания срока действия лизингового договора (он заканчивается, когда выплачена полная стоимость ТС). То есть, гражданин или коммерческая компания пользуется и распоряжается «заемной» машиной.

Читайте также:  Виды лизинга автомобиля

Если у сторон соглашения возникает необходимость прекратить аренду автомобиля, они имеют право прекратить действие договора по взаимному согласию и на основании статьи 8 закона. Разорвать договор лизинга может как лизингополучатель, так и лизингодатель, и делается это через переуступку права лизинга, если на то есть основания.

Переуступка лизинга – это передача права пользования арендованным автомобилем третьему лицу. В этом случае, по собственному желанию или по желанию арендатора, лизингодатель соглашается передать машину новому арендатору и прекратить взимать арендные платежи с нынешнего лизингополучателя.

  • Лизингодатель может пойти на переуступку лизинга:
  • по соображениям специфики коммерческой деятельности;
  • при необходимости вернуть авто для привлечения денежных средств;
  • при переуступке лизингового долга арендатора другому лизингодателю.
  • Лизингополучатель (арендатор) может досрочно расторгнуть аренду, если:
  • не в состоянии далее уплачивать обязательные арендные платежи;
  • допустил задолженность по арендным платежам;
  • не желает далее использовать лизинговый автомобиль;
  • машина поставлена на капитальный ремонт, что существенно увеличивает расходы арендатора.

Обычно в этом случае арендное авто возвращается лизинговой компании, либо арендатор самостоятельно передает его третьему лицу с согласия арендодателя, после чего с тем заключается новый лизинговый договор.

Варианты переуступки лизинга автомобиля

Переуступка права лизинга в юриспруденции именуется цессией. Она имеет несколько вариантов:

  • Перенаем – переуступка лизинга, при которой автомобиль продается третьему лицу вместе с долгами и обязательствами. С новым арендатором заключается новый договор, в котором учитывается новая оценочная стоимость машины с учетом амортизации.
  • Сублизинг – это поднаем (субаренда) автомобиля, когда основным арендатором остается лизингополучатель по первичному договору аренды, но пользуется машиной третье лицо, которое вносит арендные платежи. С третьим лицом арендодатель заключает договор субаренды.
  • Купля-продажа сделки – передача автомобиля от арендатора третьему лицу вместе с правом пользования и компенсацией ранее внесенных платежей по аренде.

По сути, при перенайме , вы полностью передаете право пользования автомобилем, а при поднайме передача прав считается частичной.

Важно! Все перечисленные варианты переуступки права лизинга (цессии) не могут быть реализованы без участия и документально подтвержденного согласия лизингодателя (ФЗ№164, статья 8) .

Документы и процедура переуступки лизинга

Поскольку, при переуступке лизинга происходит переход (перерегистрация) движимого имущества арендодателя от одного арендатора к другому, все действия должны быть задокументированы, а процедура выполнена в строгом соответствии с законом (статья 391 ГК РФ, статья 18 ФЗ№391). Так вы сможете избежать последующих взаимных претензий участников сделки, которые часто заканчиваются арбитражным процессом.

Порядок действий следующий:

  • Инициатор процедуры переуступки права лизинга извещает вторую сторону о своем желании изменить/прекратить договор аренды и запрашивает ее согласие на это. Запрос может подать как арендатор, так и арендодатель.
  • В заявлении инициатор предлагает приемлемый для него способ переуступки (перенаем, поднаем, куплю/продажу сделки).
  • Вторая сторона рассматривает извещение инициатора и, либо соглашается на переуступку, либо предлагает свой вариант на обсуждение.
  • Лизингодатель изучает документы, предоставленные третьей стороной соглашения;
  • Стороны подписывают договор о переуступке права лизинга;
  • Арендодатель подписывает с новым арендатором новый договор об аренде на договорных условиях.

Уведомление второй стороне арендного договора (заявление в свободной форме с указанием причины обращения) должно быть направлено за 14-30 дней до начала процедуры переуступки. У арендатора по первичному договору не должно остаться никаких невыполненных обязательств перед арендодателем, и никаких задолженностей, а автомобиль должен быть передан юридическому владельцу. Только в этом случае старый договор лизинга аннулируется.

Важно! Если в первичном договоре аренды указана возможность штрафных санкций при досрочном прекращении лизинга и переуступке права, арендодатель может потребовать оплаты неустойки.

Документы для заключения договора переуступки лизинга

Для заключения договора о переуступке права аренды лизингового автомобиля, арендатор должен представить компании-арендодателю стандартный пакет документов:

  • оригинал договора переуступки ;
  • паспорт и документы о платежеспособности гражданина (либо учредительные и налоговые документы юрлица);
  • документы на авто – свидетельство и паспорт ТС, страховой полис КАСКО;
  • акт приема/передачи арендуемого автомобиля.

В заключении следует отметить, что лизинг автомобиля оформить проще, чем досрочно его прекратить. По закону, расторгнуть договор лизинга транспортного средства имеют право обе стороны соглашения, однако сделать это можно только с использованием цессии – переуступки права лизинга авто.

Переуступка лизинга (цессия) имеет юридически строгую процедуру оформления и исполнения, которую следует соблюсти в точности, чтобы избежать последующих недоразумений и взаимных претензий сторон. Вы можете либо частично передать право управления автомобилем третьему лицу (субарендатору), оставаясь основным арендатором (перенаем), либо совершить перенаем – полностью передать право управления машиной вместе с арендными обязательствами третьему лицу, либо совершить куплю-продажу сделки с полной передачей прав новому арендатору и возмещением ему расходов.

Учтите, что сложность и варианты прекращения действия первичного договора лизинга будут зависеть от того какие условия будут содержаться в тексте этого соглашения. Поэтому на стадии его обсуждения и подписания, будьте внимательны и детально обсуждайте с арендодателем все спорные и непонятные моменты!

Перенайм предмета лизинга

На практике порой возникают ситуации, когда организации приобретают по договору лизинга дорогое и нужное для их производства оборудование, но впоследствии производственные планы меняются, и оборудование обречено на простой.

Как отразить эти операции в учете как у прежнего, так и нового лизингополучателя – постараемся рассмотреть в данной статье.

Читайте также:  Задолженность по договору лизинга транспортных средств

Договор лизинга (финансовой аренды) по своей правовой природе является разновидностью договора аренды.

В соответствии со ст.625 ГК РФ к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) применяются общие положения о договоре аренды, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих договорах.

Согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передать свои права и обязанности другому лицу (перенаем).

Положения § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» ГК РФ не ограничивают право сторон договора лизинга заключить соглашение о перенайме предмета лизинга.

В результате перенайма происходит замена арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, поэтому перенаем должен осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга. В соответствии со ст. 391 ГК РФ такая сделка совершается по волеизъявлению прежнего и нового должников и кредитора с соблюдением требований к форме, предъявляемой к основной сделке.

При заключении договора перенайма предмета лизинга к новому лизингополучателю переходят право пользования предметом лизинга, полученным от прежнего лизингополучателя, и обязанность по уплате лизингодателю оставшейся суммы лизинговых платежей, кроме того, возникает обязательство по уплате бывшему лизингополучателю платы за перенаем лизингового имущества.

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3 (п.7 ст.259 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).

После осуществления перенайма предмета лизинга договор лизинга продолжает действовать, в силу чего стороны договора лизинга могут применять положения НК РФ об амортизации основных средств, которые являются предметом договора лизинга.

При этом лизингополучатель является также правопреемником в отношении начисления амортизации по переданному ему предмету лизинга.

Таким образом, при замене лизингополучателя в договоре лизинга (перенайме предмета лизинга) налогоплательщик, у которого предмет лизинга учитывается на балансе в соответствии с условиями договора лизинга, вправе применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент, предусмотренный п. 7 ст. 259 НК РФ.

Лизингополучатель принимает предмет лизинга к налоговому учету по остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета прежнего лизингополучателя. При этом, поскольку собственником предмета лизинга остается лизингодатель, при передаче предмета лизинга в порядке его перенайма изменения первоначальной стоимости предмета лизинга не происходит.

Данная позиция подтверждается и финансовыми органами (см., например, Письма Минфина России от 12.11.2006г. №03-03-04/1/782, от 10.03.2006г. №03-03-04/1/202, от 15.10.2005г. №03-03-02/114, от 19.07.2005г. №03-03-04/1/91).

Следует отметить, что стоимость уступки прав требования целесообразно сделать равной или чуть больше суммы уплаченных лизинговых платежей.

Сумму НДС, предъявленную лизингодателем по лизинговым платежам, организация имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры лизингодателя (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Передача имущественных прав по договору лизинга на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав установлены ст. 155 НК РФ. В данном случае налоговая база определяется в соответствии с п. 5 ст. 155 НК РФ, а именно как стоимость передаваемых имущественных прав, исчисленная исходя из цены, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в нее НДС.

Моментом определения налоговой базы является день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ). Обложение НДС производится по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, при цене уступки прав требований равной или чуть большей, чем сумма лизинговых платежей, сумма НДС у прежнего лизингополучателя будет либо отсутствовать, либо являться минимальной.

Кроме того, новый лизингополучатель сможет принять к вычету сумму НДС, предъявленную прежним лизингополучателем.

Автор – Специалист по управлению бизнес-процессами Консалтинговой Группы «Ардашев и Партнеры».

Лизинг: переуступка прав в преддверии банкротства

Представьте, что вы владелец компании или ИП и вам срочно надо купить оборудование, автотранспорт или специальную технику, а денег, чтобы оплатить всю покупку сразу, не хватает. Какой выход? Воспользуйтесь услугами лизинга.

Устроена эта система так: по вашему поручению лизинговая компания покупает на себя, скажем, автомобиль, а затем передает его вам в аренду лет на пять. При этом собственником автомобиля является лизинговая компания (лизингодатель). А вы становитесь лизингополучателем и в течение всего срока действия договора вносите лизинговые платежи. В конце вы производите так называемый выкупной платеж, и только после этого право собственности на авто переходит к вам.

Казалось бы, все просто, но это только на первый взгляд. На практике у предпринимателей часто складывается искаженное представление о сути лизинговых отношений. И это становится причиной многих проблем – вплоть до привлечения к субсидиарной ответственности.

Так как речь идет об аренде (лизинг еще называют финансовой арендой), то многие бизнесмены воспринимают лизинговые платежи исключительно как арендные. Они рассуждают так: мы временно пользуемся имуществом и платим за это, тем правоотношение и исчерпывается.

Это впечатление усиливается тем обстоятельством, что в случае досрочного расторжения лизингового договора имущество возвращается к лизингодателю без выплаты каких бы то ни было компенсаций лизингополучателю. И это кажется логичным! Представьте, что вы сняли офис на год, использовали его шесть месяцев, а потом были вынуждены срочно выехать. Вам же не придет в голову требовать с арендодателя возврата ранее уплаченных денег?

Читайте также:  Договор лизинга автомобиля

Но проводить аналогию между договором лизинга и договором аренды в корне неверно, и далее мы объясним почему.

Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку

Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

Усложним задачу, добавив к лизингу новую вводную – банкротство.

Работала компания, скажем, три года, а потом бизнес полетел под откос, деньги кончились, и платить лизинговые платежи стало нечем. Наш лизингополучатель превращается в Банкрота, и перед ним открываются два пути.

Первый. Просто расторгнуть договор и вернуть автомобиль лизингодателю (еще раз подчеркнем – без встречной компенсации).

Второй путь – переуступить права по лизинговому договору третьей стороне. Будем называть эту сторону Покупателем или Новым лизингополучателем.

Что выходит во втором варианте? Банкрот передает Покупателю права, как правило, за символическую плату – 1 000 рублей. Покупатель подхватывает выпавшее из рук Банкрота знамя и выплачивает лизингодателю оставшиеся лизинговые платежи и выкупной платеж, после чего получает автомобиль в собственность. Естественно, при такой схеме Покупатель потратит гораздо меньше денег, чем при покупке аналогичного б/у имущества на рынке.

Кажется, что, с точки зрения Банкрота, разницы нет никакой – и в том, и в другом случае он теряет возможность пользоваться имуществом и никаких денег не получает. Для него расторжение договора равно переуступке прав. Так почему тогда не порадеть какому-нибудь хорошему человеку? Пусть покатается на моем «Мерседесе»!

В результате Банкрот избавляется от лизинговых долгов, Лизингодатель получает свои деньги, а Покупатель – имущество. Все довольны? Как бы не так!

Идиллию нарушает злой человек, именуемый Конкурсным управляющим. Он приходит и начинает оспаривать сделки с целью возврата выбывшего имущества Банкрота и пополнения конкурсной массы.

Тут-то и выясняется, что житейская логика предпринимателей расходится с логикой закона и что за лизинговыми платежами скрываются более сложные правоотношения, чем казалось вначале. В процессе банкротства сделку по переуступке прав по лизинговому договору можно оспорить и истребовать у Нового лизингополучателя рыночную стоимость этих самых прав. Что-что истребовать? Сейчас объясним.

Когда лизингополучатель вносит лизинговые платежи, он не просто оплачивает временное пользование автомобилем. У него появляются встречные права на истребование авто у лизингодателя. Иначе говоря, чем больше лизингополучатель заплатит, тем ближе автомобиль к тому, чтобы стать его собственностью. И соответственно, чем больше заплачено, тем выше стоимость прав требования к лизингодателю. И когда вы переуступаете права другому лицу, нужно делать это не за 1 000 рублей, а по рыночной стоимости.

Как же посчитать эту стоимость? Для этого существуют специальные формулы, но мы не станем грузить вас лишними подробностями, а постараемся объяснить все просто.

Представьте, что вы получили по лизингу автотехнику на 10 млн рублей. Срок лизингового договора – 5 лет. Три года вы активно эксплуатировали технику и аккуратно платили по 2 млн рублей в год, а потом – хлоп! – обанкротились. И решили права переуступить. Для этого надо определить их стоимость. Сделать это довольно просто.

Допустим, что через три года после начала действия лизингового договора реальная рыночная стоимость техники с учетом износа упала до 7 млн рублей. Это с одной стороны. А с другой, вы уже выплатили 6 млн руб. из десяти, и задолженность перед лизингодателем составляет теперь всего 4 млн. Вот эта разница между семью миллионами и четырьмя, то есть 3 млн рублей, и есть та самая рыночная стоимость прав, которую полагается заплатить Банкроту.

А чтобы вы не думали, что все это какое-то теоретизирование, мы приведем несколько примеров.

Время действия – 2019 год, место действия – Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Вологде. Действующие лица – должник ООО «Ремстройновация» и покупатель ИП Зиновьев. Суть дела – иск о признании недействительным договора уступки прав, заключенного между ООО и ИП, и применение последствий недействительности в виде взыскания с г-на Зиновьева 2 300 000 рублей.

Все было, как мы рассказывали. В 2015 году ООО «Ремстройновация» заключило договор с АО «ВЭБ-лизинг», по которому получило автомобиль КамАЗ с краном-манипулятором. В том же году права и обязанности по этому договору были переуступлены ИП Зиновьеву за… правильно. 1 000 рублей.

В апреле 2018 года ООО «Ремстройновация» обанкротилось, в отношении него было открыто конкурсное производство. Конкурсный управляющий оспорил сделку, и в сентябре суд первой инстанции признал ее недействительной.

ИП Зиновьев с этим решением не согласился и подал апелляцию. Основные доводы его жалобы сводились к тому, что конкурсный управляющий не доказал тот факт, что на момент совершения сделки предприниматель мог знать о возможном причинении вреда кредиторам ООО «Ремстройновация».

Разберемся с этим поподробнее. Часто осведомленность Покупателя о цели сделки доказывается так: если цена сделки явно нерыночная, то у добросовестного и осмотрительного контрагента должно возникнуть подозрение, что со сделкой не все в порядке. И тогда лучше от сделки уклониться. Если контрагент этого не сделал, то суд будет считать, что тот все про сделку понимал и просто решил воспользоваться ситуацией.

ИП Зиновьев, очевидно, полагал, что права, переуступаемые ему «Ремстройновацией», ничего не стоят и что поэтому цена в 1 000 рублей может считаться вполне адекватной. Недаром он в своей жалобе подчеркивал, что на момент совершения оспариваемой сделки выкупная цена «Ремстройновацией» не была внесена и что ООО являлось не собственником транспортного средства, а арендатором по договору лизинга.

«Товарищ не понимает», – сказал на это суд. По результатам проведенной судебной экспертизы было установлено, что рыночная стоимость уступаемых прав составляла – на минуточку! – 2 300 000 рублей, то есть многократно превышала стоимость, указанную в договоре между ИП и ООО.

Читайте также:  Возвратный лизинг автомобиля

Хуже того, Зиновьев, кажется, не заплатил даже и эту несчастную тысячу. «…Суду не предъявлено надлежащих доказательств фактической передачи должнику денежных средств по договору…» И вот вам сделка с неравноценным встречным исполнением обязательств, которая к тому же попадает в трехлетний период, предшествующий банкротству. Ущерб кредиторам налицо.

Про осведомленность мы уже сказали (цена прав в 2 300 раз ниже рынка должна была вызвать беспокойство у ИП, но не вызвала). А умысел на нанесение ущерба доказывается тем, что сделка совершалась при наличии признаков неплатежеспособности ООО. На день совершения сделок у должника имелись неисполненные обязательства перед иными кредиторами, в том числе, долг перед ФНС на 32,16 млн рублей. Шах и мат! Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Получите с ИП 2,3 млн рублей.

Чтобы скачать судебные акты по делу, введите свой е-мейл:

А вот другое, более интересное дело. Время действия – 2013–2018 годы. Место действия – Арбитражный суд Поволжского округа (Казань). Действующие лица – должник МУП «Ульяновскдорремсервис» и покупатель МБУ «Дорремстрой».

По своей сути это дело похоже на первое – внешний управляющий потребовал признать недействительными сделки должника по переуступке прав по лизинговым договорам и применить последствия недействительности этих сделок.

Однако, по сравнению с предыдущим кейсом здесь было два «усложнения». Первое. Встал вопрос о том, что должен делать Новый лизингополучатель в случае признания сделки по переуступке прав недействительной: заплатить деньги или вернуть имущество в натуре?

И второе. Может ли конкурсный управляющий взыскать с Нового лизингополучателя убытки, если за время разбирательства стоимость имущества значительно возросла?

Пойдем по порядку. В ноябре 2013 года в отношении МУП «Ульяновскдорремсервис» была введена процедура наблюдения, а в 2014 году – процедура внешнего управления сроком на шесть месяцев.

В марте 2015 года внешний управляющий МУП оспорил несколько сделок предприятия с МБУ «Дорремстрой». Речь шла о переуступке прав по лизинговым договорам, заключенным в 2013 году.

В этом случае права были уступлены, конечно, не за 1 000 рублей, но все равно по цене ниже рыночной. Общая цена лизинговых договоров, по которым МУП переуступало права в пользу МБУ, составляла 77 564 326 рублей. На момент заключения соглашений об уступке прав и обязанностей МУП уже выплатило большую часть лизинговых платежей – 70%. При этом стоимость уступаемых прав была оценена в 8 031 118 рублей. Чтобы определить, много это или мало, потребовалась экспертиза.

По заключению эксперта рыночная стоимость уступленных прав и обязанностей (перенаем) по договорам лизинга на момент совершения сделки равнялась 19 966 667 рублям, что почти в два с половиной раза больше, чем было заплачено по договору. На основании этого суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые соглашения об уступке прав подлежат признанию недействительными, так как совершены они были при неравноценном встречном исполнении обязательств. В общем, все примерно так же, как и в деле №1.

Однако в определении Арбитражного суда Ульяновской области был один важный нюанс. Применяя последствия недействительности соглашений об уступке прав, суд первой инстанции посчитал, что Новый лизингополучатель («Дорремстрой») должен вернуть «Ульяновскдорремсервису» предмет договоров лизинга – дорожную технику – в натуральном виде.

Апелляционный суд признал правомерными выводы суда первой инстанции о признании оспариваемых сделок недействительными и о возврате техники в натуре. А вот кассация с последним пунктом не согласилась.

Как известно, результатом оспаривания сделок должно стать восстановление положения, которое существовало до совершения этих сделок. И обычно на это и упирает должник-предприниматель, мол, имущество вернуть невозможно, так как я не был его собственником. А смысла возвращать банкроту обязанность платить за лизинговое имущество тоже нет, потому что у него и так нет денег!

Но в судебной практике уже сложился однозначный подход к решению подобных задач. И в нашем деле кассация пошла по проверенному пути: она здраво рассудила, что технику вернуть невозможно, так как она по оспариваемому договору не продавалась. Таким образом, возврату подлежит не техника, а рыночная стоимость полученных покупателем прав. И чтобы установить точную сумму, подлежащую взысканию с покупателя, спор был направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Чтобы скачать судебные акты по делу, введите свой е-мейл:

В ходе нового рассмотрения Арбитражный суд Ульяновской области принял решение о повороте исполнения прежнего определения и возврате техники (в натуре) «Дорремстрою». А тот, в свою очередь, должен был заплатить МУП действительную стоимость прав по договорам лизинга.

Как мы помним, первоначально экспертиза оценила эти права примерно в 20 млн рублей. Однако в ходе нового рассмотрения по ходатайству конкурсного управляющего была назначена повторная судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости уступленных прав и обязанностей по договорам лизинга, поскольку при подготовке прежнего отчета эксперт завысил остаток лизинговых платежей и не учел задаток.

В январе 2017 года от конкурсного управляющего поступили уточнения по сумме, подлежащей взысканию с «Дорремстроя» в пользу МУП. Конкурсный управляющий потребовал с МБУ 64 361 115 рублей, из которых 33 612 306 рублей составляла обновленная рыночная стоимость уступленных прав и 30 748 809 рублей – убытки, возникшие, по мнению КУ, в связи с ростом стоимости имущества за 2013–2016 годы.

С 33 миллионами рыночной стоимости прав суд согласился, а вот 30 миллионов убытков отбил, заявив, что увеличение выраженной в рублях стоимости имущества произошло вследствие повышения курса евро. Это, по мнению суда, не означало образования убытков у должника. Кроме того, изменение курса валют никак не могло быть поставлено в вину покупателю – «Дорремстрою».

Читайте также:  Преимущества лизинга транспортного средства

Итог драмы: техника в натуре вернулась к Новому лизингополучателю («Дорремстрою»), а с него была взыскана в пользу Банкрота (МУП «Ульяновскдорремсервис») рыночная стоимость прав в размере свыше 33 млн рублей.

Чтобы скачать судебные акты по делу, введите свой е-мейл:

Рассказав о том, как не следует переуступать права по договорам лизинга, мы должны теперь объяснить, как это делать правильно. Ведь каждая оспоренная сделка значительно повышает шансы последующего привлечения к субсидиарке (об этом мы подробно писали здесь).

Итак, чтобы сделка по переуступке прав устояла в суде, необходимо совершить ее одним из двух способов.

1. Первый способ. Стороны заключают предварительный договор купли-продажи (ДКП). По этому договору должник обещает продать покупателю автомобиль по его текущей рыночной цене, например, за 2 млн рублей. Из них 1,5 млн рублей покупатель должен заплатить должнику, 0,5 млн рублей – лизингодателю (остаток задолженности по договору лизинга). Почему договор предварительный? Потому что авто пока еще не в собственности у должника, и он формально не может продавать то, что ему не принадлежит.

Итак, по предварительному ДКП покупатель платит 0,5 млн рублей лизингодателю. После этого имущество переходит в собственность должника, и он вторым темпом заключает уже основной ДКП – на те же 2 млн руб., из которых 0,5 млн уже уплачено в пользу лизингодателя. В итоге получается продажа имущества в чистом виде.

2. Второй способ. Должник продает не имущество, а права по договору лизинга. Механика, в принципе, такая же: авто стоит 2 млн рублей, 1,5 млн из которых покупатель должен заплатить должнику, а 0,5 млн – лизингодателю. Разница в том, что после уплаты полутора миллионов должнику покупатель становится обладателем прав, а не имущества. А реализовать свое право (получить машину в собственность) он сможет только после уплаты оставшихся 0,5 млн лизингодателю.

Время действия – 2016–2017 годы. Место действия – Третий арбитражный апелляционный суд (Красноярск). Действующие лица – должник ИП Петров и покупатель ИП Шуров.

В 2016 году ИП Петров был признан банкротом и в отношении него ввели процедуру реализации имущества сроком на шесть месяцев.

В 2017 году финансовый управляющий подал заявление о признании недействительными договоров купли-продажи полуприцепа-цистерны и тяжелого седельного тягача Scania P400, заключенных между ИП Петровым и ИП Шуровым накануне банкротства, и соглашения об уступке прав (по договору лизинга) между этими же лицами.

Все судебные инстанции финансовому управляющему отказали. Сделка осталась в силе.

Как же Петров и Шуров решили проблему? Они просто продали имущество и права по договору лизинга по их реальной рыночной цене.

Например, полуприцеп-цистерна изначально стоила около 1,7 млн рублей, а Шурову эта техника по предварительному ДКП обошлась в 1,5 млн рублей, из которых 1,34 млн рублей он обязался заплатить Петрову, а примерно 166 тыс. рублей – лизингодателю.

Такая же схема была и с тягачом, только цифры отличались. Цена лизингового договора по Scania составляла примерно 4 млн рублей. А цена, по которой машина продавалась Шурову, – 3,5 млн рублей, из которых 2,9 млн рублей причитались Петрову, остальное – лизингодателю.

Тем самым из рук кредиторов и финансового управляющего сразу был выбит важный козырь – нерыночность сделок. Техника и права были оценены по реальной стоимости. Это важно, потому что оспариваемые сделки были совершены в течение года, предшествовавшего банкротству Петрова. Для признания таких сделок недействительными достаточно, по сути, одного обстоятельства – неравноценности встречного исполнения обязательств.

Оставалась одна проблемка: денег, которые покупатель Шуров якобы заплатил должнику Петрову, никто не видел. Не было ни банковских проводок, ни записей в кассовой книге должника…

Финуправляющий не преминул этим воспользоваться. Он заявил, что в деле нет доказательств фактического получения денежных средств по вышеуказанным договорам и что расписки должника (Петров утверждал, что Шуров платил ему наличными) не могут служить таким доказательством. Да и вообще не известно, позволяло ли финансовое положение Шурова платить такие деньги.

Однако сделку, видимо, готовили грамотные юристы, и Шурову не составило труда отбить претензии. Он представил суду договоры займа, декларации о доходах ИП и справки 2-НДФЛ с основного места работы, которые подтвердили, что он мог располагать суммой, необходимой для расчетов за технику.

Итог: определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы в вышестоящие инстанции – без удовлетворения.

Чтобы скачать судебные акты по делу, введите свой е-мейл:

Итак, какие же выводы можно сделать из этих историй?

Прежде всего, надо помнить, что договор лизинга (финансовой аренды) подразумевает взаимные обязательства сторон. Когда лизингополучатель уплачивает лизинговые платежи, у него возникает право требовать от лизингодателя передачи имущества в собственность. Это право имеет рыночную стоимость, которая может быть рассчитана с высокой точностью.

Все это надо учитывать при переуступке прав требования по лизингу в преддверии банкротства. Для того, что конкурсные управляющие или кредиторы не могли оспорить эти сделки, необходимо следовать двум важным правилам. Первое – права должны переуступаться по рыночной стоимости. Второе – желательно иметь на руках доказательства фактического исполнения сделки и передачи денег (платежные поручения или приходные кассовые ордера). Тогда подкопаться к сделкам будет практически невозможно.

Если у вас остались вопросы по теме, вы знаете, куда обращаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: