База данных ГИБДД по ДТП

Проверка истории автомобиля по вин коду, госномеру или номеру кузова перед покупкой

Полный отчет включает
  • Количество владельцев авто
  • Регистрационные действия с автомобилем
  • Использование авто в такси по всей РФ
  • Нахождение в залоге у банков и МФО
  • Нахождение в угоне и наложенные ограничения
  • ДТП с автомобилем
  • VIN автомобиля по его госномеру
  • Пробег автомобиля и история прохождения ТО
  • Действующий полис ОСАГО
  • Фото автомобиля с данным госномером
  • Таможенную историю
Наши источники
  • ГИБДД
  • Российский союз автостраховщиков (РСА)
  • ФССП
  • Суды РФ
  • Нотариальная палата
  • Банки
  • Страховые компании
  • Автодилеры
  • Федеральная таможенная служба РФ
  • Доски объявлений
  • ЕАИСТО

3 основные проблемы при покупке автомобиля с пробегом

Скрытые повреждения кузова, проблемы с двигателем, электроникой, скрученный пробег
Наличие «двойников», скрытых кредитов, перебитых номеров VIN и прочих юридических проблем с автомобилем
Необходимость вкладывать в ремонт купленного автомобиля дополнительные деньги

Полный отчет об истории автомобиля всего за 89 руб.

Мобильное приложение «АвтоПроверка»

Проверьте автомобиль по ВИН коду, госномеру и номеру кузова за 5 минут!

  • Без регистрации и рекламы
  • Бесплатная общая проверка авто
  • Вся история проверок на сайте и в приложении
  • Для проверки ТС необязательно знать VIN-код, любая информация доступна по номеру машины

Почему полный отчет по автомобилю платный, если на сайте гибдд.рф можно проверить авто бесплатно?

Уважаемые пользователи, в полном отчете содержится информация из 20 баз данных, а не только из gibdd.ru. Чтобы хранить и обрабатывать информацию мы арендуем и оплачиваем серверные ресурсы, все запросы на проверку авто по гос. номеру или ВИН коду стоят денег.

Например, вы зашли к нам на сайт и бесплатно проверили историю вашего автомобиля, мы же за данный запрос заплатили. При формировании полного отчета издержки возрастают в несколько раз. Поэтому наш сервис, также, как и Автотека, ПРОавто, Автокод, Avtokod берет деньги за предоставление полных отчетов. При покупке б/у авто лучше заплатить 89 руб., чтобы не потерять тысячи.

Автопроверка – узнать историю авто в 2 клика!

Покупатели подержанных автомобилей часто сталкиваются с проблемой – большая часть объявлений в сети содержит недостоверную информацию. Внешне ТС может выглядеть отлично, однако ГИБДД проверка авто покажет, что машина участвовала в аварии или стала предметом залога. Проверка авто по ВИН с помощью приложения «Автопроверка» – это единственный способ получить достоверную информацию и не покупать транспорт вслепую.

Автопроверка – это удобное мобильное приложение и веб-сайт, которые всегда у вас под рукой. Информация поступает на сервис из таких достоверных источников, как ГИБДД – официальный сайт, ЕАИСТО, РСА, ФЕДРЕСУРС и т.д. Любое ТС зарегистрированное в РФ можно проверить через приложение. Пользователь получает отчет не уступающий по информативности популярным сервисам.

Процедура занимает 5 минут. Если нет возможности узнать VIN, то доступна проверка авто по госномеру. Отчет поступает на смартфон покупателя и содержит всю необходимую информацию, чтобы не стать жертвой мошенников – данные о комплектации, годе выпуска, участии в ДТП, пробеге, количестве владельцев и «юридической чистоте».

Проверка авто по кузову – это обязательный шаг перед заключением сделки купли-продажи авто с правым рулем. Если вы видите несоответствие между словами продавца и фактическими данными из отчета, откажитесь от покупки, т.к. последствия могут быть непредсказуемыми.

Что такое онлайн-база ГИБДД по ДТП?

Необходимость объединения основной информации о российских транспортных средствах объяснима — отсутствие систематизации данных о произошедших дорожно-транспортных происшествиях позволяло совершать «нечистые» сделки и разрабатывать мошеннические схемы. Без базы продажа, например, битой машины была бы чисто техническим вопросом. Так что такое база ДТП ГИБДД онлайн, когда она появилась и зачем? Кто ведет эту базу и какие сведения в нее вносятся? Как ей можно воспользоваться и в каких целях? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.

Причины внедрения онлайн-базы

База стала доступна с 2014 года, однако ее обновленная версия вступила в силу двумя годами позже и была приурочена к 80-летию ГИБДД. Модернизация была связана с расширением функционала системы. Основной целью ее создания являлась возможность отследить «судьбу» автотранспортного средства на предмет участия в ДТП и нанесенных вследствие них повреждений. Для страховщиков это дополнительная проверка факта происшествия перед назначением страховых выплат, отсутствия ДТП для применения бонусных систем. Правда, происшествия сохранены только с года внедрения в сеть для общего доступа. Сервис доказывает свою востребованность: каждые сутки количество запросов можно исчислять сотнями тысяч.

Функциональные возможности

После обновления информационной системы возможности в поиске необходимых сведений не сводятся лишь к нахождению транспортного средства в розыске или проверке на ограничения регистрационных действий. Теперь расширенный функционал позволяет просмотреть историю регистрационного учета, узнать были ли аварии с участием проверяемого транспортного средства и другую информацию. Все это доступно обычным гражданам без необходимости регистрироваться на сайте ГИБДД.

В МВД гарантируют, что при наличии информации о ДТП сервис отобразит данные об участии, кроме того, будут схематично отображены повреждения, которые были в них получены. Но личные данные водителя или собственника машины не отображаются, чтобы избежать мошеннических схем.

Примечательно, что информация является полезной и для продавцов, и для покупателей ТС. Для первых это, в первую очередь, важно для подтверждения перерегистрации транспортного средства. Будущие покупатели заинтересованы в получении полных и достоверных сведений об участии в авариях и количестве собственников машины во избежание недействительности сделки. Сегодня в базе можно запросить следующие данные:

  • Общую информацию об автотранспорте;
  • Перечень предыдущих собственников — физических и юридических лиц (без указания ФИО или наименования, соответственно);
  • Участие в дорожно-транспортных происшествиях и полученные в них повреждения;
  • Ограничения или запреты ТС (залог, розыск);
  • Проведение последнего технического осмотра;
  • Легальное использование автомобиля как машины такси.
Читайте также:  Действия при ДТП с пострадавшими

Пополнение базы данных — задача сотрудников ГИБДД. Изменения должны вноситься после происшествия и сразу же отражаться в системе. То есть при первой же проверке все достоверные данные выдаются запрашиваемому лицу. Удаление сведений из базы официальным путем досрочно невозможно. Например, административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения) хранятся в онлайн-базе ГИБДД не менее двух лет, иногда и больше.

Как осуществляется проверка автомобиля?

Покупая новый автомобиль, владелец вместе с ним получает уникальный VIN-номер (размещается на раме, кузове или другом труднодоступном месте авто), без которого невозможно пройти регистрацию. Если же транспорт был в употреблении, предыдущий собственник уже регистрировал данный код. Зная номер свидетельства о регистрации ТС или VIN, проверка может быть проведена почти мгновенно. База поможет проверить владельца на честность: узнать, бывала ли машина в авариях, есть ли на ней материальные и процессуальные ограничения (штрафы, залог, решение о конфискации). Конечно, аналогичные сведения предоставляются и в ГИБДД при обращении. Но на проверку уйдет время (до 30 дней при письменном запросе), поэтому гораздо проще запросить сведения в онлайн-режиме. На официальном сайте инспекции необходимо:

  1. Выбрать раздел «Онлайн-сервисы».
  2. Перейти в категорию «Проверка автомобиля».

Поиск информации начинается после ввода VIN-номера и проверочного кода — капчи. Номер содержится в бумагах на ТС (ПТС, свидетельстве о регистрации). Если же найти его не получается, можно также вводить номер кузова или шасси. На поиск уходит не более минуты. Нарушения в процессе подбора сведений отражаются на мониторе. В Москве и области подобная система работает уже давно. А вот для страны база стала источником достоверной информации о необходимом транспортном средстве. Стоит отметить ее удобство, скорость поиска, требование указать лишь индивидуальный номер ТС. Для сравнения, сервис «Автокод» запрашивает номер свидетельства о регистрации, государственный регистрационный номер. Для использования этого сервиса нужно быть верифицированным пользователем портала государственных услуг.

Заключение

По сравнению с другими, частными, сайтами проверки транспортных средств, база данных ГИБДД предоставляет гарантированно достоверные данные о запрашиваемом автомобиле. Система поэтапно модернизируется и приобретает все новые функциональные элементы. К тому же, в отличие от прочих баз данных, онлайн-база ГИБДД постоянно обновляется, что позволяет практически всегда получать актуальные сведения о транспортном средстве.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как заставить государство открываться, ч.1: Качаем статистику ДТП своими руками

Если хорошо поискать, можно обнаружить довольно много полезной, приличного качества, государственной информации. Но к сожалению, это все еще не: ЕГЭ и образование, погода, картография, данные о преступлениях… и ДТП.

Поэтому у меня как бы две жизни: в одной помогаю чиновникам открывать данные, которые просят люди или организации, а в другой — пишу парсеры, которые превращают общедоступные базы особо «упрямых» госорганов в открытые данные и учу этому других, в надежде, что таких проектов станет много, государство смирится с неизбежным и все выложит в удобном нам виде.

Эта статья станет первым мануалом в серии «как получать машиночитаемые данные с госсайтов». Итак, сегодня — про статистику ДТП, а раз государство нам ее не дает, мы научимся забирать ее самостоятельно. По традиции, код и данные — прилагаются.

Читайте также:  Ответственность виновника ДТП

Про ДТП

Если верить отчету Всемирной организации здравоохранения, в России на 2013 год на ДТП приходилось 18.9 смертей на 100 тысяч человек, в Швеции — 2.8, а в Беларуси — 13.7.

Однако уже в 2017 году в Беларуси смертность упала ниже, чем в странах Евросоюза, а вообще за 10 лет снизилась втрое. На картинках видно еще один интересный момент: в то время как для России ситуация практически не меняется с 2010 года, в Беларуси и Швеции красная линия смерти настойчиво стремится вниз.

Причина чуда — в шведской программе Vision Zero, которая говорит, что сложно заставить людей быть более внимательными и ответственными, однако можно сделать так, чтобы сама окружающая среда обеспечивала безопасность людей.

В Беларуси на базе этой идеи запустили программу «Минус сто» (минус 100 смертей каждый год), но в какой-то момент возможности «лежачих полицейских», снижение скорости и контроль движения перестали давать заметный эффект.

Тогда и пришлось обратиться к данным. Выводы, которые дал этот анализ, получились неожиданными: в Минске, например, вовсю боролись с пьяными водителями, а их оказалось 2%. Да и скорость народ соблюдал, так что дело было не в этом. Настоящей причиной оказались невидимые в темноте пешеходы и утренняя рассеянность водителей (32 из 41 погибших в Минске в 2017 году были пешеходами, а самые частые смертельные ДТП происходили между 00:00-03:00 и 06:00-09:00).

Конечно, и в России исследователи не раз приходили к мысли, что, изучив статистику ДТП, можно было бы найти и объяснить «нехорошие» места на дорогах. Еще в 2012 году новосибирские активисты создали карту ДТП с участием пешеходов, ежедневно с октября 2012 по март 2013 года собирая сводки местных органов ГИБДД, да и в целом мысль постоянно витала в воздухе.

Источники данных в России

Возможности провести адекватный анализ ДТП в России появились вместе с картой статистики ДТП от ГИБДД, под которой как минимум в 2016 году уже можно было найти данные с привязкой к точному адресу и времени, а в 2017 в общем(!) доступе появилась информация, о которой можно только мечтать: детали дорожной ситуации, время суток, подробности аварии и повреждений и прочее. Во всем этом было лишь одно «но»: данные можно было качать только… по одному муниципалитету за раз. Муниципалитет — это, например, один район Москвы.

Итак, Способ 1: три клика мышкой, чтобы добраться до данных по какому-нибудь району Москвы на stat.gibdd.ru, и еще три — чтобы их скачать (спасибо, что хотя бы в xml, а про json, дорогие питонисты, в этом варианте забудьте). Давайте посчитаем: на 85 регионов России у нас приходится 2423 муниципалитета, итого:

Чтобы вы не расстраивались, есть еще Способ 2: ресурс Безопасныедороги.рф Минкомсвязи (есть подозрение, что они тоже качают stat.gibdd.ru).

На нем в разделе «Открытые данные» сначала появилась неполная статистика в «плоском» виде в csv, в 2017 она стала детализированной и в json, но… С этим ресурсом постоянно что-то случается: в июле 2017 выложили детальные данные, но весь август сайт не работал из-за истекшего сертификата безопасности. Потом снова заработал, но данные никто не обновлял. По состоянию на начало мая 2018 появилось обновление, зато снова исчезли детальные данные — погодные условия, характер повреждений ТС и многое другое (в цифрах это 90 Мб вместо 603 Мб за 2017 год).

Но русские программисты не сдаются, и за это время было создано много хороших проектов: статистика ДТП по Барнаулу и Москве от Сергея Устинова jimborobin, подробное исследование от Александра Кукушкина alexkuku, визуализация от Константина Варика.
upd: благодаря HuGo добавились еще два проекта: «Ноль смертей» в Красноярске и dtpstat.ru в Кирове.
upd2: рекомендую прочитать глубокое исследование от Александра Елмекеева. Отображение на карте сейчас не работает, но остался исходный код, в т.ч. по исправлению геометок.

И два долгосрочных проекта: «Ноль смертей» — наш ответ Vision Zero и совсем недавний проект по анализу и предсказанию аварийности на дорогах Санкт-Петербурга — посмотреть можно здесь (лучше через IE), ребята планируют его развитие в ближайшие месяцы.

Разумеется, под каждый проект на скорую руку создавался очередной парсер…

Парсим самостоятельно

Парсер, который, надеюсь, теперь работает полностью стабильно, я на самом деле написала ровно год назад (и да, к нему должна была прилагаться эта статья). Его задача — обеспечивать исследователей свежими данными, поэтому там даже есть командная строка и мануал.

Читайте также:  Как заполняется извещение о ДТП

Но прежде чем перейти к коду, давайте сначала научимся самостоятельно исследовать сайты. Нам понадобятся: браузер Chrome и приложение Postman (заодно установите дополнение Postman Interceptor).
После установки наберите в адресной строке хрома chrome://apps, откроется страничка с установленными приложениями, среди которых будет Postman.

Изучаем сайт

Есть разные движки сайтов. Самые простые управляются через адресную строку, в которой можно задавать параметры. stat.gibdd.ru другой: он работает по принципу комбинации url-команды и пакета данных в json. Тем не менее, стратегия исследования всех сайтов одинакова: запускаем Chrome DevTools, заставляем сайт делать то, что нам нужно, и внимательно следим за изменениями в окне отладчика.

Итак, давайте попробуем получить данные по какому-нибудь району Москвы.
Открываем stat.gibdd.ru, выбираем период, какой нравится (у меня весь 2017 год), нажимаем кнопку «Применить» рядом.

Дальше на карте выбираем Москву и можно запускать отладчик: ткнуть правой кнопкой мыши куда-нибудь в карту, выбрать «Просмотреть код» и увидим окно DevTools. Находим в нем в меню вкладку Network. Лучше сразу поменять фильтр с All на XHR, чтобы убрать лишние запросы, которые нам не нужны.

Выбираем понравившийся нам район (у меня Перово). Видим, что в окне DevTools слева появились два запроса под названием getDTPCardData. Если нажать на любой из них и выбрать в окне справа вкладку Headers, увидим заголовок запроса. Здесь нас интересуют точный url запроса и метод, которым отправляется запрос (это могут быть GET и POST). Для интересующихся подробности, а в нашем случае мы видим надпись POST и соглашаемся. Сразу под ним должно быть значение Status code: 200 — значит, что запрос прошел успешно и данные к нам пришли. Посмотреть все сразу на скриншоте:

Качаем данные

Ссылка у нас теперь есть, осталось найти json-пакет. Для этого листаем окно Headers вниз до конца и видим раздел Request Payload. Нажимаем view source рядом с надписью Request Payload, чтобы получить пакет данных в исходном виде. Копируем его себе куда-нибудь. Теперь все готово к тому, чтобы получить данные напрямую у движка сайта через Postman.

Запускаем Postman и сразу включаем Interceptor (круглая иконка вверху, на которую указывает стрелка). Interceptor перехватит куки, т.к. без них сайт откажется выполнять наши запросы.

Дальше необходимо настроить запрос: выбрать в качестве метода отсылки — POST, вставить url команды, добавить ранее скопированный пакет данных (Body -> raw -> JSON (application/json)). В общем, идите по красным стрелкам.

Дальше нажимаем Send либо Send and Download, чтобы сразу скачать данные. Внизу справа в окне появится надпись «Status: 200 OK» и откроется окно на скачивание файла json (теперь все внимание на две черные стрелки). В случае ошибки, скорее всего, отобразится статус 500, а вместо json будет скачан txt с текстом ошибки.

Надеюсь, все получилось, и давайте теперь разберем, что же у нас такое задано в json?

Первое — это очень длинный параметр «date», в котором задается временнОй период, причем каждый месяц мы должны прописать отдельно. Выглядит это как «MONTHS:1.2017», где «MONTHS» — обязательный ключ (и обязательно большими буквами), 1 — номер месяца (январь), 2017 — очевидно, год.

Следом идут еще два обязательных поля: «ParReg» — ОКАТО-код региона (в нашем случае это 45 — код г.Москва) и «reg» — ОКАТО-код муниципального образования (в нашем случае 45263583 — код района Перово).

И еще два важных поля, от которых зависит судьба парсинга: это пара полей «st» и «en», то есть номера первой и последней карточки ДТП, которые мы заберем с ресурса. По умолчанию сайт ставит 16 карточек (это можно проверить во всплывающем окошке на сайте), однако вы вполне можете указать st=1, en = 100 и получить сразу 100 ДТП, просто подождать придется подольше. Рекомендую не жадничать и не ставить очень много (например, 1000), т.к. сайт может прервать ваш запрос по таймауту. Если вам нужны следующие карточки, просто пишете так: st=101, en=200.

Будет хорошо, если вы уже задаетесь вопросом, а почему там везде “”? Это уже детали упаковки json для передачи на сервер, но кратко можно объяснить так: все, что идет после «data» с двоеточием, — это строка. В строке символ кавычки просто так написать нельзя, поэтому перед ней ставится обратный слеш. Для Postman’а и других оболочек это критично, а вот если отправляете запрос через Python, он все сделает за вас.

Читайте также:  Что делать, если не заметил аварии и уехал

И еще одна важная деталь, которая добавит боли невнимательным исследователям. Есть так называемая «компактная запись», для того чтобы данные, посылаемые на сервер, весили как можно меньше. Для нас это значит, что все пробелы, которые мы ставим «для красоты», запрещаются. stat.gibdd.ru очень чувствительно к этому относится, поэтому, если запрос вроде бы правильный, а возвращается HTTP 500 вместо 200, проверяйте, не вклинились ли у вас где-то пробелы.

Пишем парсер

Готовый и (надеюсь) хорошо откоментированный парсер тут.

Самое главное, что нужно про него знать:

1) Получение данных: r = requests.post (url, json = payload). Здесь url и payload – в точности те значения, что мы отловили через DevTools и добавляли в Postman.
Кусок псевдокода, благодаря которому мы получаем карточки ДТП:

2) Для работы с данными, которые пришли с сайта, нужно превратить их обратно в json: json.loads (r.content):

3) Для сохранения данных в файл пишем вот так: json.dump(json_data, f, ensure_ascii=False, separators=(‘,’, ‘:’)), где json_data — это ваши данные, f — файл, в который их записываем, ensure_ascii=False — спасет, если вам, так же как и мне, не нравится потом вместо кириллицы читать в файле вот такое: u043Du043520u043Du0440u0430u0432u0438u0442u0441u044F.

Еще немного полезных ссылок

json часто приходит с экранированными управляющими символами. Чтобы убрать экранирование, есть онлайн-сервис.

Для того, чтобы было легче читать информацию о ДТП в сыром виде, пригодится парсер json. К тому же в нем есть валидатор – удобно, когда нужно выкинуть большую часть файла и при этом перестают сходиться скобки.

Если кто-то тоже задавался вопросом, как оформлять пояснения на скриншотах, — рекомендую FastStone Capture.

А если вы не хотите парсер, а хотите сразу вжжжжух и данные, то ВОТ. Это вся статистика ДТП с 1 января 2015 по 3 апреля 2018. Кстати, парсер дает небольшой бонус по сравнению с сайтом ГИБДД: на сайте выгрузка ограничена точно месяцем, а вот парсер забирает вообще все данные, которые туда выложили. Поэтому у пользователей данные за март, а у нас — уже немножко за апрель.

Хороших вам данных и исследований. Берегите и не роняйте государственные сайты.

Солидарная ответственность при ДТП. Почему платят невиновные?

Аварии на дорогах происходят каждый день. Но не каждый автомобилист знает, что, даже будучи невиновным в дорожно-транспортного происшествии, он может нести ответственность за причиненный ущерб жизни и здоровью третьих лиц. Наш эксперт – юрист Алексей Ахунов рассказал, что такое солидарная ответственность для водителей, что делать, когда попал в ДТП, и что ожидает водителя, который неделю назад насмерть сбил беременную женщину на пешеходном переходе во Владимире. Забегая вперед, скажем, что в этой ситуации закон о солидарной ответственности тоже актуален.

Юрист Алексей Ахунов. Фото из личного архива

Капкан для водителей

Часть 3 статьи 1079 ГК РФ гласит: солидарная ответственность при ДТП возникает у владельцев автомобилей, если их столкновением причинён ущерб третьему лицу. То есть попавший в ДТП пассажир имеет право требовать выплаты не только с виновника аварии, но и с других водителей — участников происшествия. Автомобиль относится к источнику повышенной опасности, поэтому ответственность за ДТП наступает для всех водителей-участников, даже если кто-то из них в столкновении не виноват.

Показателен случай в Саратове, получивший огласку на всю страну: в одном автомобиле мужчина возвращался домой с женой. В другом ехал пьяный гражданин с пассажиркой. ДТП случилось по вине нетрезвого водителя: он допустил выезд на «встречку» при обгоне и столкновение. Итог ДТП: погибла жена невиновного водителя, а пассажирка виновника стала инвалидом. Теперь последний отбывает срок в колонии (5 лет) и не может выплачивать 300 000 рублей по иску пострадавшей: ему не позволяет здоровье и материальное состояние.

Поэтому иск переадресовали другому водителю, который, похоронив жену, еще и вынужден платить пострадавшей по решению суда. Потом мужчина вправе добавиться выплат от виновника ДТП, воспользовавшись правом регресса. Статья 1081 ГК РФ «Право регресса к лицу, причинившему вред» гласит: лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения. Но выплатит ли тот ему всю сумму – это уже другой разговор.

Еще ситуация. Жительница Владимира вместе с сыном возвращалась весной из Нижегородской области домой. В их машину «Opel» врезался старый «Москвич»: водитель-пенсионер не справился с управлением. Женщина вспоминает:

Читайте также:  ДТП с мотоциклистом с летальным исходом

— Сын был за рулем, скорость мы не превышали. Водитель «Москвича» (мужчина в возрасте) вез свою соседку по даче в город. Стал обгонять «КамАЗ», дорога скользкая была, вылетел прямо к нам в лобовую. У нас подушки безопасности сработали, мы в шоке, но не пострадали. А в «Москвиче» пассажирка сломала ноги. В итоге после всех судов мы выплачивали ей 43 000 на лечение, попав под закон о солидарной ответственности. У пенсионера дача как постоянное жилье, машина в хлам, пенсия 11 000 руб. Сын у меня работает в Москве, получает в 5 раз больше, платить пришлось нам, хотя мы ни в чем не виноваты, соблюдали все правила дорожного движения. Этот закон – настоящий капкан для водителей, которые не виноваты в ДТП.

Закон есть закон

Российские водители возмущаются такой вопиющей несправедливостью. Они не раз писали петиции, требовали, обращались в СМИ. Статью 1079 пытались отменить, но предложение в Госдуме отклонили. Алексей Ахунов уверен, что и не отменят в дальнейшем:

— Государство защищает детей и граждан — всех, кто пострадал, чтобы они не оставались со своей бедой наедине. Пострадавшим нужны большие суммы на лечение, восстановление. С кого их взыскать? С водителей! Пострадавшая сторона по закону имеет право обратиться за возмещением ущерба не только к виновнику ДТП, но и ко всем участникам (водителям). И избежать выплат не получится. Да, их можно уменьшить, придя к общему соглашению. Но приходится платить всегда.

Бывают и такие случаи: выбежал мужчина на дорогу, а его сбили насмерть. Может быть, у него суицидальные мысли были, и водитель не виноват. Но водитель будет платить ребенку этого мужчины до совершеннолетия (содержание иждивенца, погибшего). Кроме этого, родственники погибшего с него могут потребовать компенсацию морального ущерба и затраты на похороны.

Недавно в практике Алексея было дело: организация наняла водителя развозить товар. Водитель сбил пешехода. Было уголовное производство. А пострадавшая сторона обратилась с иском о возмещении расходов на лечение и морального вреда не к водителю, а к организации (собственнику автомобиля). Почему? У организации больше денег, то есть больше возможностей добиться от нее своевременной компенсации, которая нужна именно в период лечения.

Часто происходит и так: пострадавшие смотрят, какие машины участвовали в ДТП. Понятно, что у водителя иномарки финансовое положение лучше, чем у водителя стареньких «Жигулей».

Но есть и другая сторона медали: не все пострадавшие знают о возможности требовать компенсацию морального вреда и компенсацию ущерба со всех участников ДТП. И, высказав боль, обиду виновнику аварии, не получив от него деньги, им приходится за свой счет лечиться и восстанавливаться.

Резонансное дело

20 января во Владимире произошла страшная трагедия: на улице 16 лет Октября водитель автобуса «Mercedes Benz» на пешеходном переходе сбил 29-летнюю Ольгу Белькову. Ольга была на шестом месяце беременности, у нее должна была родиться дочка. Но в больнице девушка скончалась.

Юрист Алексей Ахунов будет помогать Евгению Белькову (мужу Ольги) добиться справедливости. Нам удалось связаться с Евгением. Мужчина остро переживает смерть супруги и ребенка, но полон решимости:

У меня две цели. Я хочу, чтобы водителя посадили по максимуму. И хочу найти телефон Оли. Последняя эсэмэска от нее была 17.02. Она возвращалась с работы. Я встречаю ее с работы, но в этот раз не успел. Корю себя каждый день. Мы должны были встретиться у магазина. Это через 500 метров после того пешеходного перехода.

Через 8 минут ее сбил автобус. И телефон пропал. Когда мы не встретились, я начал звонить ей, а звонки кто-то сбрасывал. Вероятно, кто-то телефон украл. Как это еще объяснить?

— Водитель с вами выходил на связь, пытался принести извинения и соболезнования?

Да, но он встречался с братом жены. Я не смог с ним общаться. Он брату в глаза смотреть не мог, да и брат ему. Он разбил, уничтожил нашу семью. Да, извинялся, материально помог с похоронами.

Вы знаете, он возвращался пустой, без пассажиров, в гараж после междугородного рейса. И этот пешеходный переход он проезжает не в первый раз. Как показывает видео, скорость у него была приличная. Видимо, всеми мыслями он уже был дома. И был невнимателен. Это халатность, преступление, нарушение правил дорожного движения.

В соцсетях писали, что плохой переход, что он плохо освещен. Во-первых, это не оправдание. Во-вторых, потом я ездил на место, смотрел. Олю сбили в 17.10. Светло там было, как днем, светло!

Ольга была добрым, отзывчивым, скромным человеком. Новость о происшествии и ее смерти прогремела не только на всю область, но и страну. Везде в новостях писали, сообщали. Вот так «прославилась».

— Удалось найти очевидцев?

— Только один человек, но он слышал лишь хлопок – момент удара. Жена упала за пределы видимости света. Он подбежал к ней, охранял ее, чтобы никто больше не наехал.

Что ждет водителя? Что может требовать семья погибшей от водителя? Действует ли здесь солидарная ответственность. Алексей Ахунов прокомментировал это дело:

Читайте также:  Лишение водительских прав при ДТП

Впереди суд. По уголовному вопросу (статья 264 УК РФ, часть 3) деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Максимальный срок, который может получить водитель автобуса, это 5 лет лишения свободы.

Про моральный вред пока говорить ничего не буду, изучаю дело. По аналогичным ситуациям, где были нанесены тяжкие телесные повреждения, пострадавшая сторона запрашивала 500 000 руб. И да, в данном случае иск будет по солидарной ответственности к предприятию, которое владеет автобусом.

Что делать, если попал в ДТП?

Алексей Ахунов дал три совета тем, кто попал в любое ДТП:

  1. Во-первых, собрать данные всех свидетелей, участников ДТП: телефоны, ФИО, в идеале – паспортные данные зафиксировать, например, сделать фото.
  2. Во-вторых, следите за решением вашего вопроса. Не пускайте дело на самотек. Часто бывают случаи: виновный признан, водители разъехались и забыли. Проходит какое-то время, и водитель получает иск от пострадавшего о возмещении убытков.
  3. Обращайтесь к адвокатам, юристам. Проконсультируйтесь, спросите совета! Если случай серьезный, есть пострадавшие, погибшие, адвокат поможет не только с юридическими моментами, но и как психолог, общаясь с пострадавшей стороной. Средняя цена в городе (стоимость услуги адвокатов, юристов) за ведение дела – в районе 50 000 рублей. Причем эти расходы также можно взыскать.

Старайтесь все зафиксировать на фото и видео. Особенно документы, которые подписываете (даже в век технологий у многих водителей нет видеорегистратора, который значительно облегчает ведение дела). Если с чем-то не согласны, не стесняйтесь писать это прямо в документе, где ставите подпись: «Не согласен». Это значительно облегчит решение вопроса в будущем.

Наш эксперт рассказывает, что пострадавшие могут требовать миллионы:

— Да, пострадавшие могут попросить компенсацию в миллион рублей, но суммы можно минимизировать. Я изучаю дело, экспертизы (кстати, не всем экспертам можно доверять), общаюсь с представителями пострадавшей стороны, консультируюсь с медиками. Вижу, что это не миллион, это неадекватный запрос, а, например, всего в 50 000 – 100 000 руб. Общаюсь и договариваюсь.

В итоге часто удается прийти к мировому соглашению, обозначив адекватные суммы. Деньги пострадавшим на лечение нужны сейчас, а не потом, когда состоятся суды, а судебный процесс может длиться долго. К тому же водитель — участник ДТП может у суда попросить рассрочку в платеже, например, если у него дети, жена в декрете, а он единственный кормилец. Выплаты тогда могут также растянуться на годы. К тому же суды у нас открыты, многие не любят публичности. В моей практике не было такого, чтобы пострадавшие не соглашались решить проблему здесь и сейчас.

И пусть закон о солидарной ответственности многие водители считают несправедливым, но это закон. Будьте аккуратны и предельно внимательны за рулём.

Важная информация. Законы, которые нужно знать

Статья 1083 ГК РФ Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Читайте также:  Выплаты по ОСАГО виновнику ДТП

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Читайте также:  ДТП с летальным исходом

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Читайте также:  ДТП с мотоциклистом с летальным исходом

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом. Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой. В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков.

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются. Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта).

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример. Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте. Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого. Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно. Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка. Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова.

Читайте также:  Что делать, если не заметил аварии и уехал

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним. Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева. Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.).

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г. (утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда.

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели. В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля.

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: