ДТП с участием детей

Дети Москвы стали все чаще попадать в ДТП. Как этого избежать?

За последние шесть месяцев в Москве произошло свыше 220 ДТП с детьми-пешеходами. В результате погибли двое и 230 несовершеннолетних получили травмы разной степени тяжести. Чаще всего несчастья происходили на дворовых территориях. Причиной ДТП становился неожиданный выход пешехода из-за припаркованной машины или слишком быстрое, вопреки установленным правилам, движение автомобиля.

Об этом сообщила столичная Госавтоинспекция в Telegram-канале.

«По итогам шести месяцев 2021 года Госавтоинспекцией столицы зарегистрированы 223 дорожные аварии с участием детей-пешеходов, в которых два ребенка погибли и 230 получили ранения различной степени тяжести. При этом каждый четвертый наезд был совершен на внутридворовой территории, а наиболее часто в качестве пострадавших оказываются дети в возрасте от шести до девяти лет», — говорится в сообщении управления.

В Госавтоинспекции обратились к родителям детей с просьбой уделять как можно больше внимания безопасности детей на дорогах.

В управлении также добавили, что сейчас вместе с местными органами исполнительной власти продолжают обустройство так называемых «приподнятых» пешеходных переходов. Их располагают на маршрутах следования детей «дом — школа — дом». Сооружения сочетают дорожную разметку типа «пешеходный переход» и искусственную неровность.

Новые законы и культура вождения

Судя по мировой практике, главным способом, позволяющим избежать детского травматизма на дорогах, стало снижение максимальной скорости в населенных пунктах. Об этом «360» сообщил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. Он посетовал, что, пока не будут приняты аналогичные конкретные меры, Россия не сможет догнать и перегнать европейские страны по уровню безопасности на дорогах.

«Во дворах должна быть пять километров в час максимальная, а у нас разрешено 20 километров в час. А под окнами домов на улице внутри жилых районов до 80 километров в час ездят, никто не штрафует. Вероятность летального исхода — порядка 20–30%, если столкновение с автомобилем, движущимся на скорости 20 километров в час. А при скорости более 60 километров в час — это уже почти стопроцентная вероятность летального исхода. Москва последние три года показывает, что достигла целевого показателя. Это четыре человека на 100 тысяч жителей. Но при этом если посмотреть статистику 2017–2019 годов, то 50% сбитых — ровно 50% погибших», — привел статистические данные Соколов.

Он подчеркнул, что в России живут совершенно безответственные водители. Но если говорить именно про Москву, то уровень культуры на дорогах повысился. При этом эксперт посетовал, что столица заполнена таксистами, приехавшими со всех регионов страны. К сожалению, вместе с ними внедрилась манера поведения, которая совершенно не нужна.

«Люди работают по 10–12 часов, делают хорошие деньги для своих регионов. Скорости огромные, культура низкая. Кто-то помешал проехать — надо отомстить сразу, надо наказать, надо научить. Только неотвратимость наказания обеспечивает культуру», — отметил председатель движения.

Владимир Сколов напомнил, что раньше была целевая программа «Безопасность дорожного движения». Регионы вкладывали средства в мероприятия по ее обеспечению. Это напрямую влияло на количество спасенных жизней пешеходов.

«Но, к сожалению, она закончилась. ГИБДД формально продолжает руководить этой программой, но, кроме финансирования на приобретение автомобилей и немножко рекламы, там ничего нет», — заявил эксперт.

Играть, объяснять, но не запугивать

Владимир Соколов добавил, что в рамках целевой программы была разработана школьная программа. Детей 1–4-х классов обучали правилам безопасности по два часа в год. По его мнению, этого было явно недостаточно. Раньше в каждом подразделении ГИБДД был уполномоченный по работе с детьми.

Однако детский психолог, нейропсихолог и семейный терапевт Наталья Наумова заявила «360», что начинать учить детей правилам безопасного поведения на дорогах надо гораздо раньше.

«Начинать учить нужно уже с трех лет. При переходе дороги нужно посмотреть в обе стороны, взять маму за ручку. То есть алгоритм действий должен быть уяснен. Если этого не произошло, то с ребенком нужно играть дома. Взять любимые игрушки, показывать, как машина едет, как переходить дорогу. Что делать, если автомобиль внезапно выехал из-за угла. Сейчас много случаев, когда дети попадают в ДТП в аналогичных ситуациях. Родителям, к сожалению, кажется, что ребенок так же прекрасно перейдет дорогу, как они. В целом система безопасности должна быть заложена в детях к шести годам», — разъяснила психолог.

Эксперт добавила, что, если этого не произошло, ребенку нужна профилактика. Надо играть, рассказывать, читать книжки, обсуждать ситуацию. Если ребенок попал в ДТП или увидел, как оно произошло, то очень важно поговорить с ним, не обвиняя. Помочь выговориться и по возможности обратиться к психологу.

«Запугивать ребенка, рассказывая ему страшные истории про ДТП, не нужно. Но информировать о том, что происходит в мире, нужно. В зависимости от впечатлительности и возраста ребенка, говорить так, чтобы это не стало дополнительной травмой, чтобы не возникали фобии. Ребенок должен четко понимать, что если соблюдать правила безопасности, то все будет хорошо», — резюмировала Наталья Наумова.

Причины возникновения ДТП с участием детей и подростков

Вот основные причины:

– незнание несовершеннолетними элементарных правил дорожного движения;

– отсутствие навыков и привычки соблюдения правил для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов, пассажиров;

– недисциплинированность или невнимательность детей на улице;

– негативный пример со стороны взрослых при нарушении ими ПДД;

– недостаточный надзор за поведением детей на улице.

Читайте также:  Какое наказание за оставление места ДТП

Наибольшее количество пострадавших в ДТП детей составляют пешеходы.

Статистика говорит о том, что не все родители понимают свою ответственность за безопасность детей, обучают их безопасному поведению на дорогах.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, его позвали, увидел знакомого и сразу забыл, где находится, в результате чего, не заметил сигнала светофора, мчащихся на большой скорости автомобилей.

Провожая детей на улицу, мы, как правило, ограничиваемся напутствиями: «Смотри, на дорогу не выбегай!», «На красный сигнал светофора не ходи!», «Будь осторожен на дороге!» и т.д. Но почему так, а не иначе он должен поступать, как ему быть осторожным, не объясняем. Дать ребенку основы дорожной безопасности – задача не простая. Но еще сложнее научить его использовать полученные знания в повседневной жизни. И здесь главным методом воспитания может и должен стать личный пример. Если родители считают возможным переходить дорогу на красный сигнал светофора, в неустановленном для перехода месте, то бесполезно ждать правильного, безопасного поведения на дороге от детей и подростков.

Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося транспорта, его скорость, свои возможности. Они могут внезапно начать переходить или перебегать дорогу, буквально бросаясь под колеса автотранспорта.

В таких случаях водитель оказывается в чрезвычайно трудном положении и чаще всего не имеет возможности для предотвращения ДТП. Переход дороги перед приближающимся транспортом – одна из распространенных причин ДТП, поэтому важно своевременно объяснить ребенку, в чем опасность спешки и невнимательности, научить, что прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу в обоих направлениях.

Опасен также и неожиданный выход на проезжую часть из-за припаркованного транспорта, различных сооружений, других препятствий. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок знал, что стоящий автобус, троллейбус, автомобиль представляют собой опасность: они закрывают собой обзор проезжей части как пешеходам, так и водителям движущегося транспорта.

Чтобы привить ребёнку навыки безопасного поведения, ему нужно объяснить и постоянно напоминать следующее:

– следует переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу;

– водитель не всегда может предотвратить аварию;

– среди водителей встречаются и нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов;

– где и как безопасно ожидать общественный транспорт (не выходить на проезжую часть дороги, стоять дальше от края дороги, дожидаться полной остановки автобуса, троллейбуса).

– сигналы поворотов, которые подают водители.

Но для того, чтобы ребёнок соблюдал Правила дорожного движения, родители сами должны неукоснительно их соблюдать.

Практически у каждого ребенка имеется велосипед, а у некоторых несовершеннолетних в личном распоряжении есть и мопеды, и мотоциклы. Все чаще можно видеть, как подростки лихо раскатывают на своих двухколесных транспортных средствах во дворах и даже по дорогам, совсем не заботясь о том, соблюдают они правила дорожного движения или нет. Однако дорожное движение – это не детские шалости, а суровая действительность. И ошибки на дорогах, часто приводят к трагедиям.

Что касается родителей-водителей, Управление ГИБДД напоминает, что согласно Правилам дорожного движения пассажиры, не достигшие 12 лет, должны перевозиться в автомобиле только в детском удерживающем устройстве. Поэтому все родители-водители, перевозящие детей без специального удерживающего устройства, привлекаются и будут привлекаться к административной ответственности по части 1статьи 12.23 КРФ об АП.

Уважаемые родители!

Не подвергайте своих детей опасности, пристегните их в автомобиле и сами используйте ремни безопасности. Помните, жизнь и здоровье Ваших детей в Ваших руках. Травмы, полученные детьми в ДТП относятся к наиболее тяжелым. Это: черепно-мозговые травмы, сотрясение головного мозга, разрывы и повреждения внутренних органов, переломы костей. Дети становятся инвалидами.

ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас – родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! Пусть дорога будет для наших детей безопасной.

Информация по использованию светоотражающих элементов детьми

Пешеходы – это самая незащищенная категория участников движения. Только в минувшем году в стране было совершено 72 тысячи наездов на пешеходов, это составляет более трети от общего числа ДТП. Утренние часы достаточно сумеречны, в вечерние часы совсем темно и в это время родители с детьми идут в детский сад, дети идут в школу или возвращаются домой. Поэтому родителям следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности.

В тех странах, где использование светоотражающих элементов на детской одежде введено в обязательном порядке, детский травматизм на дорогах снизился в 6 — 8 раз. Это очень важное достижение, ведь фликер — не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным. Он формирует определенную психологию, призывающую человека быть осторожным.

Ведь даже цвет одежды влияет на безопасность. Для пешехода очень важно быть «видимым». И не все родители это понимают, выбирая «практичные» темные тона. А ведь это делает пешехода практически незаметным, особенно в пасмурную погоду, в сумерки. И большинство наездов транспорта на пешеходов происходят именно из-за плохой видимости пеших людей. Это особенно часто случается на плохо освещенных улицах городов, пригородов, вне населенных пунктов. Нередко случаи, когда из-за действий такого пешехода-невидимки, происходят столкновения транспорта или наезды его на различные препятствия.

Многие производители детской одежды заботятся не только о красоте и удобстве своей продукции, но и безопасности юного пешехода, используя светоотражающие элементы: рисунки на куртках, вставные полоски и т.д. При выборе следует отдать предпочтение именно таким моделям.

Читайте также:  ДТП с участием школьного автобуса

При отсутствии специальной одежды необходимо приобрести другие формы светоотражающих элементов, которые могут быть размещены на сумках, куртке или других предметах. Такими же элементами безопасности следует оснастить санки, коляски, велосипеды.

Применение световозвращателей (катафотов) пешеходами более чем в 6,5 раз снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в темное время суток. При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со световозвращающим элементом с расстояния 130–140 метров, когда без него – в лучшем случае с расстояния 25–40 метров. При движении с дальним светом он заметит пешехода на расстоянии до 400 метров.

ДТП с участием детей

Анализ статистики свидетельствует о том, что практически в каждом случае ДДТТ виноваты взрослые: кто-то отпустил малыша погулять без присмотра или равнодушно прошел мимо играющих вблизи дороги детей, кто-то не остановил спе­шащего «на красный» юного пешехода, кто-то, управляя автомобилем, «не заметил» идущего по пешеходному переходу ребенка.

Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установле­на в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновре­менно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев являются:

– незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную об­становку,

– отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям,

– по­теря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными осо­бенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.

Примерно треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составляют пассажиры. Дети гибнут и получают ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем — самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интере­сах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.

Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие.

Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70-90 %, лицом по направлению езды на 30-70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30-35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.

Каждый десятый юный пострадавший — велосипедист. Подростки часто не зна­ют, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело вы­езжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.

В зимний период возникает еще одна большая проблема — плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных тем­ных тонов. Результат — нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.

Основная масса пострадавших на дороге — это дети школьного возраста, при­чем чаще всего это подростки 13-16 лет.

Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем дево­чек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.

Наиболее аварийным временем суток являются интервалы: с 8 до 9 ч; с 15 до 16 ч; с 16 до 17 ч; с 18 до 19 ч.

Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность вре­мени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков относятся:

  1. Психофизиологические и возрастные особен­ности поведения детей на дорогах – основная и глав­ная причина. Дети попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, нераз­витости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориен­тации в пространстве и других причин.
  2. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По этой при­чине происходят 95% несчастных случаев с детьми на дорогах. Из-за возрастных и психофизиологичес­ких особенностей дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По дан­ным социологических исследований, 9 из 10 пост­радавших вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что находятся в бе­зопасности. В результате произошли наезды.

3. Выход на проезжую часть из-за сооружений, строений, стоящих или движущихся транспорт­ных средств и других препятствий, закрывающих обзор. У детей недостаточно развито чувство опас­ности, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть, забывая о мерах предосторож­ности. Выбегая на проезжую часть, ребенок, как правило, обращает внимание на большие грузо­вые машины, не предвидя, что за ними с большей скоростью могут ехать легковые автомобили. В результате происходят наезды. Кроме того, не­ редко дети пропускают автомобили, приближаю­щиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущихся справа в противоположном направлении, и попа­дают в ДТП.

Читайте также:  Выплаты по ОСАГО виновнику ДТП

4. Неподчинение сигналам регулирования. Из-за психофизиологических особенностей дошколь­ники и дети младшего школьного возраста медлен­но реагируют на смену сигналов светофора, счи­тают: при красном сигнале, когда транспорта не видно, они успеют перейти дорогу, не догадыва­ясь, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый, дети переходят дорогу и попадают в ДТП. Кроме этого, дети не знают значения сигналов светофора с дополнительной секцией. Из-за этого на пере­крестках часто происходят наезды. Водители иног­да не замечают детей из-за их маленького роста.

5. Нахождение на дороге дошкольников и млад­ших школьников без сопровождения взрослых. Дети этих возрастов не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опас­ности транспортных средств. Они считают: если видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети по­падают в ДТП по вине взрослых, которые не обес­печили им сопровождение при передвижении по дороге.

6. Игры вблизи и на проезжей части. В силу воз­растных особенностей дети не всегда сознают опас­ность подобных игр, увлекаются, не замечая опас­ности.

7. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара. Дети, увлекшись разговорами или увидев что-то интересное, могут, не думая об
опасности, неожиданно оказаться на проезжей ча­сти. Если водитель не увидит, произойдет наезд.

8. Движение детей по проезжей части в направ­лении, попутном движению транспортных средств. Дети не знают правил движения пешеходов по проезжей части там, где нет тротуара или обочи­ны. Если они идут в направлении, попутном дви­жущемуся транспорту, их могут не заметить во­дители, что приводит к ДТП.

9. Незнание правил перехода перекресткапри­водит к тому, что дети пересекают его не по пеше­ходному переходу, а по центру. Не ожидая появ­ления ребенка, водитель не успевает затормозить, в результате происходит наезд.

10. Неправильный выбор места перехода про­езжей части при высадке из маршрутного транс­порта – одна из распространенных причин ДТП.

11. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части.Как известно, Прави­ла дорожного движения разрешают ездить на ве­лосипеде по проезжей части с 14 лет. Однако дети, не достигшие этого возраста, часто катаются на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части и попадают под колеса автомоби­лей.

12. Бегство от опасности в потоке движущего­ся транспорта.На проезжей части дети не могут рассчитать свои возможности и нередко стремят­ся убежать от опасности. Из-за этого происходит наезд.

13. Переход проезжей части дороги не под пря­мым углом, а по диагонали.Стремясь успеть на подъезжающий к остановке маршрутный транс­порт, дети нередко пересекают улицу или дорогу по диагонали, не замечая приближающегося транс­порта, и попадают в ДТП.

14. Безнадзорность детей, вызванная тем, что 3/4 родителей заканчивают рабочий день в период с 16 до 19 ч.

Заявление о ДТП в ГИБДД: срок подачи и образец заполнения

Изменения Правил дорожного движения, вступившие в силу с 1 июля 2015 года, наряду с прочими новшествами, коснулись упрощения порядка оформления ДТП. Нововведения позволяют при определенных условиях значительно упростить оформление аварии, предоставив участникам возможность сделать это самостоятельно, а затем обратиться в страховую компанию за возмещением причиненного ущерба.

Самостоятельное оформление ДТП

П. 2.6.1. новой редакции ПДД позволяет оформить происшествие без вызова на место аварии инспектора ГИБДД, если:

в результате аварии нет пострадавших;

оба участника застрахованы в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО);

у участников нет разногласий в причинах, обстоятельствах, виновном и оценке ущерба;

сумма ущерба не превышает 100 000 рублей.

Если хоть одно из перечисленных условий не соблюдено, следует позвонить в ГИБДД и вызвать на место аварии инспектора. В случае согласия сторон на оформление аварии без инспектора следует:

зафиксировать с помощью фото или видео положение ТС, следы и предметы, имеющие отношение к аварии и повреждения авто;

освободить проезжую часть, если автомобили препятствуют движению;

совместно заполнить извещение о ДТП для страховой компании;

составить и подписать схему ДТП.

После этого можно покинуть место происшествия, предварительно приняв совместное решение о дальнейших действиях. Оформление извещения о ДТП для ОСАГО без привлечения ГИБДД (если сумма материального ущерба пострадавшей стороны не превышает 100 000 рублей, а для Москвы, СПб и их областей – 400 000 рублей).

Если принято решение оформлять происшествие в ГИБДД, оба участника должны обратиться на ближайший пост ДПС или в отделение полиции с заявлением.

Срок подачи заявления о ДТП в ГИБДД

Заявление об аварии в ГИБДД подают для получения необходимых документов, предоставляемых в страховые компании для возмещения материального ущерба. Сроки обращения с заявлением правилами не установлены, но сделать это следует в день происшествия.

Многочисленные примеры более позднего обращения свидетельствуют: почти во всех случаях инспекторы отказываются рассматривать такие заявления. Мотивы могут быть разными, например, невозможность проведения экспертизы на состояние алкогольного опьянения.

Читайте также:  Обзор судебной практики по ДТП

Не следует слушать “советчиков”, предлагающих дату аварии “перенести” на день подачи заявления. Это подлог, грозящий уголовной ответственностью. Невозможность обращения в ГИБДД в день совершения аварии должна быть подтверждена документально – это единственное, что позволит избежать проблем с получением документов для страховой компании.

Образец заявления в ГИБДД о ДТП

Заявление потребуется в случае самостоятельного оформления ДТП с последующим обращением в ГИБДД для получения протокола осмотра места происшествия и процессуальных документов, связанных с рассмотрением дела об административном правонарушении или отказе в его возбуждении.

Поводом для подачи заявления может быть ситуация, когда один из участников, например, скрылся с места происшествия или изменил принятое поначалу решения обойтись без привлечения инспекторов. Типовой формы заявления не существует, хотя некоторые подразделения предлагают образцы. Заявление должно иметь следующий вид:

Правый верхний угол листа

Наименование территориального подразделения, звание, ФИО инспектора.

ФИО заявителя, данные паспорта, адрес, серия и номер водительского удостоверения.

Ниже по центру листа “Заявление”

Я (ФИО, год рождения) являюсь участником ДТП (указать дату, время, место и число участников).

Участники происшествия (данные всех авто, участников, собственников и доверенных лиц):

Водитель (ФИО), марка и модель авто, государственный номер, наименование страховой компании.

Доверенное лицо (если есть), ФИО, паспорт, адрес, данные водительского удостоверения. Доверенность (номер, дата выдачи).

Обстоятельства происшествия (описать обстоятельства аварии, причины и повреждения авто).

Текст заявления (Прошу выдать мне документы для страховой компании (наименование) для возмещения материального ущерба).

Схема ДТП с подписями участников;

Заполненное и подписанное участниками извещение о ДТП.

Дата, подпись заявителя.

Заявление необходимо оформить в двух экземплярах, на одном из которых нужно поставить отметку о получении (этот экземпляр оставить у себя). Справка заявителю должна быть предоставлена в день происшествия. Срок оформления справки может быть продлен до 7 дней только в случае отправки участников аварии с места аварии в лечебное учреждение. Справка бессрочная, то есть по времени ограничений действия не имеет.

Самые подробные правила не могут учесть всех сюрпризов, которые порой преподносит жизнь. Грамотное юридическое сопровождение оформления ДТП и предъявления материальных претензий часто бывает необходимым для получения определенной законом компенсации. Обращение за помощью к профессиональному юристу позволит вам решить непростые проблемы в короткий срок и с минимальными затратами.

Попал в ДТП: что делать в 2021 году

В данном материале разберем:

Что считается ДТП

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.

Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).

Как действовать сразу после ДТП

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество

Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
  • повреждения транспортных средств.

    Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.

    С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.

    Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».

    Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).

    Если в ДТП погибли или ранены люди

    Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

    В экстренных случаях нужно:

    • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
    • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

    Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

    • положение автомобилей по отношению друг к другу;
    • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
    • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

    Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

    Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

    Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС

    Инспектор ДПС оформляет:

    • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
    • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
    • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
    • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
    • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

    Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

    • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
    • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

    Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

    • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
    • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

    Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

    Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

    Как оформить ДТП по европротоколу

    С 2021 года европротокол можно оформить:

    • в традиционном бумажном виде (заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию),
    • электронно — через приложение «Помощник ОСАГО».

    Заполнение извещения о ДТП

    Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.

    Оформить европротокол можно, если:

    1. Ущерб причинен только автомобилям, имущество третьих лиц не пострадало.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У всех участников ДТП есть ОСАГО.
    4. У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств

    Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.

    Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

    Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»

    Оформить ДТП онлайн можно, если:

    1. Ущерб причинен только имуществу, погибших и пострадавших нет.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У обоих участников есть полисы ОСАГО.
    4. У водителей есть аккаунты на Госуслугах, хотя бы у одного из них установлено приложение «Помощник ОСАГО».

    Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.

    Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.

    Лимиты при оформлении ДТП через приложение:

    • Если водители не имеют разногласий и сделали фото с места аварии, лимит выплаты — 400 тысяч рублей.
    • Если разногласий и фотографий нет — 100 тысяч рублей.
    • Если есть разногласия, фото делать обязательно. Лимит выплаты — 100 тысяч рублей.

    После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.

    Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).

    Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».

    Когда можно не оформлять документы о ДТП

    Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

    Что запрещено делать после ДТП

    Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

    За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

    Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

    Когда обращаться в страховую компанию

    После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

    В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

    1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
    2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Отлично!

    Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

    Как оформить европротокол при ДТП

    Без полиции, волнения и ошибок

    Этот материал обновлен 13.02.2021.

    На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

    Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

    С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня.

    Но можно уложиться в один час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

    Вкратце: как оформить европротокол

    Следуйте такому плану:

    1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
    2. Проверьте, что авария соответствует требованиям европротокола.
    3. Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
    4. Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.

    Если ДТП произошло в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, извещение о ДТП можно оформить в электронном виде. Для этого понадобится приложение «Помощник ОСАГО» и подтвержденные учетные записи на госуслугах у всех участников аварии.

    Что вы узнаете

    • Что делать после аварии
    • Что такое европротокол
    • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
    • Что нужно заполнить на бумаге
    • Как заполнить бланк европротокола
    • Как оформить европротокол через приложение
    • Куда подавать документы на выплату
    • Размер выплат по европротоколу

    Что делать после аварии

    Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

      Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.

    Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

    Что такое европротокол

    На самом деле, такого понятия как «европейский протокол» или «европротокол» нет ни в одном нормативном акте. Так называют процедуру оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют извещение о ДТП и спокойно разъезжаются. Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом, отсюда и название. Поскольку оно прижилось, мы и дальше будем использовать его в статье, хотя на самом деле к Европе и европейской части России он никакого отношения не имеет.

    Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

    До 1 октября 2019 года европротокол можно было заполнить только на бумаге.

    Но с 2019 года данные о ДТП можно фиксировать и передавать в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника. Сначала такой порядок в порядке эксперимента ввели в трех регионах, но на сегодняшний день это можно сделать на всей территории России.

    Водители могут заполнять электронную форму извещения о ДТП c помощью приложения «Помощник ОСАГО». Его разработал Банк России совместно с Российским союзом автостраховщиков, РСА. Сделать это можно, даже если у участников ДТП есть разногласия по поводу того, кто виноват, или если один из участников отказывается его подписать.

    Для той же цели ранее появилось приложение «ДТП Европротокол» — почитайте его разбор.

    Основные положения европротокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без ГИБДД, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО.

    Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования — каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

    Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД

    Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

    1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
    2. Место аварии — Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО.
    3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество — личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения — не пострадало.
    4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей. Лимит страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч, если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
    5. У обоих водителей есть полис ОСАГО. Если второй участник — иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта».

    Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

    Что нужно заполнить на бумаге

    Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.

    Скачать бланк европротоколаDOCX, 40 КБ

    Клиент Тинькофф-страхования может скачать бланк в личном кабинете. Он будет уже заполнен данными его автомобиля.

    В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

    Совет

    Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

    Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

    Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

    Как заполнить бланк европротокола

    Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

    Как заполнить европротокол на лицевой стороне. Сведения о своей машине заносите в левую графу — «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».

    Остальные графы имеют номера, заполняются они следующим образом.

    Место ДТП — город, улица, номер дома, возле которого произошло ДТП. Если оно произошло на трассе, и домов рядом нет — укажите километр шоссе и расположенные рядом объекты. Например, «35-й километр трассы Москва — Петушки, в 100 метрах от поворота на Урюпинск».

    Дата ДТП и время, с точностью до минуты.

    Свидетели ДТП. Желательно указать фамилию, имя, отчество свидетелей, адрес их проживания и номер мобильного телефона — так их легче будет найти. Если свидетелей нет — поставьте прочерк, чтобы второй участник ДТП не смог вписать туда своих знакомых или друзей.

    Транспортное средство «А» и «В». Указывается марка и модель автомобиля, вин — номер, госномер. Эти данные переписываются из свидетельства о регистрации ТС.

    Собственник ТС — указываются данные собственника и данные об адресе его регистрации. Паспорт при этом не нужен — все эти данные есть в СТС.

    Водитель ТС — данные человека, который находился за рулем автомобиля. Паспорт тоже не требуется — вся информация переписывается из водительского удостоверения.

    Страховщик — указывают название страховой компании так, как оно написано в полисе, номер полиса, срок окончания его действия.

    Место первоначального удара — стрелкой указывают ту часть автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар. Кроме стрелки, никакие записи в этом пункте не делают.

    Характер и перечень повреждений — чем конкретнее формулировки, тем лучше.

    Нет Да
    Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
    Помята боковая дверь Передняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см
    Царапины на крыле и бампере Бампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см

    Замечания — тут водители определяет, кто виноват, а кто нет. Именно по этому пункту страховые компании ориентируются, кто кому должен возместить ущерб. Водитель, считающий себя виновным, пишет: «Вину признаю, со схемой ДТП согласен». Пострадавший пишет — «В ДТП не виноват». Оба обязательно ставят подписи.

    Обстоятельства ДТП — каждый водитель ставит галочки напротив тех пунктов, которые соответствуют его действиям. В нижней ячейке укажите количество поставленных галочек — так никто не сможет дописать что нибудь от себя.

    Схема ДТП — здесь рисуют схему ДТП с указанием улиц, номерами домов, дорожными знаками, дорожной разметкой. Чем больше деталей на схеме — тем сложнее будет оспорить виновность в ДТП.

    Подписи водителей — каждый из участникова ставит подпись и ставит галочку, имеются ли разногласия по поводу произошедшего.

    Как заполнить европротокол на оборотной стороне. Лицевая сторона бланка будет выглядеть одинаково для двух участников — поэтому на некоторых бланках она заполняется под копирку. А вот обратную сторону каждый участник заполняет по своему — одинаковой она быть не должна.Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны.

    Транспортное средство — тут галочкой нужно указать, к какому именно транспортному средству, «А» или «В» относится все, что будет указано ниже.

    Обстоятельства ДТП — каждый водитель описывает ДТП так, как он его видел. Повторяться, указывая время и место не нужно — они уже есть на лицевой стороне бланка. Переживания и эмоции тоже не нужны. Описываются действия: начинаем с того, что делал, и заканчиваем тем, что получилось. Например: «Ехал по улице, собрался перестроиться, включил указатель поворота, почувствовал удар справа, оказался на обочине. В результате машина была повреждена».

    ТС находилось под управлением — тут нужно галочку в графе «собственник» или «иное лицо, допущенное к управлению».

    Может ли ТС передвигаться своим ходом — ставится галочка в соответствующей клетке.

    Примечания участников ДТП, в том числе разногласия (при наличии) — тут участники могут указать любые детали, которые не указаны в предыдущих графах. Например, можно написать о том, что все повреждения сфотографированы одним из участников, о том, что у участника имеется видеозапись происшествия на видерегистратор, данные о камерах видеонаблюдения, расположенных поблизости или даже о погодных условиях, которые снижали видимость.

    Строки, оставшиеся на оборотной стороне бланка незаполненными, перечеркиваются — так в них никто ничего не сможет дописать.

    Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

    Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП» и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

    Совет

    Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер — 54 × 86 мм.

    Как оформить европротокол через приложение

    Оформить электронный европротокол — это значит передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования и оформить извещение о ДТП в электронном виде. Для этого в 2021 году существуют два приложения: «Помощник ОСАГО» и «ДТП Европротокол». Они работают в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

    Чтобы использовать «Помощник ОСАГО», должны соблюдаться следующие условия:

    1. У водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений автомобилей.
    2. Владельцы транспортных средств — физические лица.
    3. Оба водителя — авторизованные пользователи Единого портала государственных и муниципальных услуг. Войти в приложение можно именно через портал госуслуг. Если хотя бы один из пользователей в нем не авторизован, то приложение не позволит оформить электронный европротокол.

    Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через приложение «Помощник ОСАГО»:

    1. Установите приложение «Помощник ОСАГО» через Эпстор или Гугл-плей. Достаточно, чтобы приложение «Помощник ОСАГО» стояло у одного из водителей.
    2. После входа в приложение следуйте пошаговой инструкции. Заполните извещение, предлагаемое приложением. Оно само возьмет информацию о водителях и транспортных средствах из личного кабинета пользователей. Извещение в электронной форме заполняется одно — с одного гаджета.
    3. Введите данные второго участника и получите QR-код. Покажите QR-код второму участнику, чтобы он считал его своим смартфоном.
    4. Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг и проверит указанные вами данные.
    5. Определите адрес ДТП. Координаты приложение определит само.
    6. Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
    7. Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения с нескольких ракурсов и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь сфотографируйте отдельно. Мобильное приложение подскажет, как фотографировать.
    8. Сфотографируйте бумажный бланк извещения о ДТП.
    9. Если данные в извещении указаны верно и второй участник это подтверждает, нажмите кнопку «Подписать». Второй участник подписывает извещение через свой личный кабинет.
    10. Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения и присвоенного вашему ДТП номера. Его вы в дальнейшем сообщите страховой.

    Если у вас и второго участника возникли разногласия, вызовите ГИБДД или используйте приложение «ДТП Европротокол». В этом случае заполните еще бумажное извещение о ДТП, сфотографируйте и сохраните его.

    Из информационной системы РСА ваш страховщик заберет данные самостоятельно. Для этого подайте заявление о страховом возмещении.

    Даже если у вас есть установленное приложение — не торопитесь выбрасывать бумажные бланки извещения о ДТП и ручку. Может так получиться, что второй участник не зарегистрирован на портале госуслуг.

    Куда подавать документы на выплату

    Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

    Для выплаты по европротоколу передайте заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО. Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

    Если вы составили электронное извещение, то страховщик самостоятельно заберет его из единой системы обязательного страхования. Для этого сообщите страховщику о страховом событии.

    Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии.

    Документы на выплату можно будет подать дистанционно — загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

    Размер выплат по европротоколу

    Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, заплатить могут до 500 тысяч каждой жертве, но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. Максимальная сумма выплат по европротоколу в 2021 году составляет 400 тысяч рублей.

    Это не значит, что каждый пострадавший автоматически получит 400 тысяч за вмятину на крыле. Страховая компания проведет оценку и в соответствии с ней оплатит фактический ущерб. Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.

    Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.

    Как правильно заполнить заявление о ДТП в ГИБДД

    Не каждое ДТП требует обязательного вмешательства сотрудников ГИБДД. При соблюдении определенных условий проблема может быть решена участниками самостоятельно. Это помогает сэкономить время и нервы, но увеличивает риск невыплаты страхового возмещения из-за банальной технической ошибки. Поэтому нужно хорошо знать и соблюдать порядок действий по оформлению аварии без ГИБДД.

    Самостоятельное оформление ДТП без сотрудников ГИБДД

    В прошлом году вступил в силу новый порядок действия по документальной фиксации последствий аварий с целью получения страховых выплат по ОСАГО.

    Оформление аварии без участия ГИБДД в 2021 году производится на основании поправок в ПДД, принятых 1 июля 2017 года. П.2.6.1 ПДД и ст.11.1 закона об ОСАГО от 25.04.2002 №40-ФЗ определяют порядок действий при авариях без пострадавших. Присутствие инспектора ГИБДД на месте аварии, в которой никто не получил травм, стало необязательным. Вызывать сотрудника правоохранительных органов нужно лишь в случае, если участники не могут определиться с тем, кто виноват в ДТП.

    Что делать после аварии

    В случае дорожно-транспортного происшествия водители обязаны:

    1. Остановиться и не менять положение ТС или элементов ДТП.
    2. Обозначить автомобиль на дороге, включив аварийную сигнализацию.
    3. Выставить аварийный знак в 15 метрах от машины.

    Далее все зависит от того, попадает ли происшествие под действие Европротокола. Чтобы решить вопрос без суда и ГИБДД, должны соблюдаться такие условия (п.1 ст.11.1 40-ФЗ):

    • ДТП произошло в результате столкновения двух автомашин;
    • размер ущерба не более 100 тысяч рублей;
    • наличие полисов ОСАГО у обеих сторон;
    • отсутствие разногласий между участниками по поводу вины одной из сторон;
    • причинен вред только транспортным средствам, но не другому имуществу;
    • отсутствие пострадавших.

    Если хоть одно требование не соблюдается, необходимо сообщить об инциденте в ГИБДД и оформлять происшествие в общем порядке. При этом все равно придется заполнять «Извещение о ДТП», которое совпадает с бланком Европротокола.

    Скачать образец бланка

    Если один из участников аварии имеет иностранную регистрацию, то оформление ДТП без ГИБДД возможно лишь при наличии у него «Зеленой карты».

    Заполнение бланка Европротокола

    Для получения пострадавшей стороной страховых выплат при оформлении аварий без ГИБДД необходим правильно заполненное «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Форма документа приведена в Приложении 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П. Его бланк страхователи получают вместе с полисами КАСКО и ОСАГО. При заполнении бланка надо следовать «Методическим рекомендациям по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции», утвержденным постановлением президиума РСА от 15.02.2012 г.

    Европротокол состоит из двух листов: первый заполняется авторучкой, а второй представляет собой копию, на которой через копирку дублируются все сведения, записанные на первом листе. Поэтому перед заполнением «извещения о ДТП» не следует разделять его на два отдельных листа.

    Совет касается лицевой стороны документов. Оборотные стороны заполняются каждым из участников ДТП отдельно. Оба документа (основной бланк и вкладыш) имеют равную юридическую силу.

    Для уменьшения риска разногласий со страховой компанией при заполнении Европротокола нужно соблюдать такие правила:

    • заполнять бланк печатными буквами и предельно разборчиво;
    • использовать шариковую, а не гелевую или другую ручку;
    • не делать помарок и исправлений;
    • не пропускать ни одной графы или поля;
    • писать с нажимом, чтобы можно было прочитать копию.

    На лицевой стороне «Извещения о ДТП» указываются сведения, общие для обоих участников аварии:

    • место аварии — точный адрес или наименование трассы и километр, если ДТП произошло за городом;
    • количество поврежденных машин (для Европротокола их должно быть две);
    • сведения о пострадавших (для оформления через Европротокол их не должно быть вовсе);
    • сведения о свидетелях происшествия (при наличии таковых);
    • информация о поврежденных машинах;
    • сведения о владельцах ТС и водителях-участниках аварии;
    • полный перечень повреждений обеих машин;
    • схема происшествия.

    Не существует единых правил составления схемы происшествия. Главное, чтобы рисунок был разборчивым и понятным, чтобы у страховой компании не было повода затянуть дело или отказать в выплате.

    Образец схемы ДТП

    На бумагу ручкой (не карандашом) надо нанести отрезок дороги, на котором произошла авария, и все имеющиеся ориентиры, облегчающие привязку к местности (разметка, столбы, дорожные знаки, деревья, светофоры или строения).

    Машины изображаются в виде прямоугольников и обозначаются латинскими буквами A и B. Для указания направления движения авто в момент аварии используются стрелки.

    Место удара обозначается крестиком. Полная расшифровка условных обозначений должна быть приведена внизу изображения.

    Характер и перечень полученных видимых повреждений указываются в пункте №14. Описание должно быть предельно точным и кратким. Рекомендуемые термины:

    • деформация (вмятина);
    • разрыв;
    • трещина;
    • царапина.

    Скрытые повреждения не должны вноситься в извещение. Они выявляются во время экспертизы.

    Следует контролировать составление протокола вторым участником, чтобы он не внес в список дефекты и повреждения ТС, которые не были получены в результате описываемой аварии.

    При описании обстоятельств происшествия в пункте 16 извещения о ДТП следует грамотно описывать маневры, предшествующие аварии. Не следует путать термины «остановка» и «стоянка». Например, если в автомобиль врезались, когда он затормозил перед стоп-линией светофора, следует писать что он «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «стоял на светофоре».

    Еще одна распространенная ошибка — смешивание терминов «обгон» и «смена». Если удар произошел во время перестроения, нужно писать что автомобиль «менял полосу движения».

    Пункт 15 извещения предназначен для внесения дополнительной информации о ДТП, которая не вошла в шестнадцатый раздел.

    После того как лицевая сторона Европротокола заполнена, основную страницу и дубликат необходимо разделить. Далее каждая из сторон заполняет извещение самостоятельно.

    На обратной стороне документа необходимо указать сведения о лице, управляющем авто в момент аварии. Там же следует изложить свое видение происшествия.

    В графе «Примечания» указываются дополнительные данные: наличие видеофиксации в момент аварии, фото- и видеосъемок автомобилей после ДТП.

    Оба заполненных экземпляра вычитываются участниками происшествия, после чего на документы ставятся подписи обеих сторон.

    Противоречия в описаниях аварии, изложенных каждой из сторон ДТП, можно разрешить единственным способом: вызвать ГИБДД и установить виновного в судебном порядке. Это же следует делать, если участники аварии не могут согласовать перечень и характер внешних повреждений транспортных средств. Иначе страховщик откажет в выплате компенсаций.

    Что делать после составления Европротокола

    При соблюдении условий, которые позволяют не вызывать сотрудников ГИБДД на место ДТП, каждый из водителей может покинуть место аварии и отправиться в страховую компанию оформлять документы на выплату возмещения.

    Важно не игнорировать это требование. Если страховая компания усомнится в описании полученных повреждений, она может провести экспертизу. Если же на момент экспертизы машина будет отремонтирована, компания попросту не выплатит вам страховое возмещение.

    Если есть пострадавшие в ДТП

    В случае наличия погибших или пострадавших в аварии необходимо:

    1. Оказать первую помощь;
    2. Вызвать медицинскую службу и ГИБДД;
    3. Зафиксировать Ф. И. О. и контактные данные свидетелей ДТП;
    4. Отправить пострадавшего в больницу на попутке (в экстренном случае).

    При отсутствии попутного транспорта можно отвезти пострадавших в медицинское учреждение на своем автомобиле. При доставке людей в больницу следует показать свои документы медикам, после чего немедленно вернуться на машине к месту происшествия. Если вы не вернетесь до окончания оформления ДТП, вам будут предъявлены обвинения в оставлении места аварии.

    Если машина после ДТП стоит так, что полностью перекрывает движение на оживленном участке дороги, необходимо:

    1. Зафиксировать на видео и фото место ДТП, следы торможения, положение автомобилей и видимые повреждения;
    2. Записать контактные данные свидетелей;
    3. Убрать машину с проезжей части;
    4. Дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

    Сотрудники ГИБДД, приехавшие на ДТП с пострадавшими, должны зафиксировать:

    1. Информацию об участниках происшествия;
    2. Объяснения водителей, пассажиров, пострадавших пешеходов и свидетелей;
    3. Собрать и записать дополнительные сведения, имеющие значение для прояснения обстоятельств инцидента.

    После сбора информации и составления документов сотрудники ГИБДД выдают участникам справки о ДТП и принимают решение об открытии административного производства по поводу нарушения Правил дорожного движения.

    Если участник аварии скрылся

    При бегстве второго участника аварии не приходится рассчитывать на Европротокол, даже если в дальнейшем окажется, что участник скрылся, не заметив ДТП. Необходимо собрать данные свидетелей и вызвать ГИБДД. Прибывший инспектор заполнить извещение о ДТП и другие материалы дела. После этого необходимо подать заявление в ГИБДД о розыске виновника, уехавшего с места аварии. Получить страховую выплату удастся лишь в случае, если виновник будет найден и у него будет иметься действующий полис ОСАГО. В противном случае вопрос компенсации придется решать в судебном порядке.

    Аналогично следует поступать, если у виновника отсутствует полис ОСАГО. В этом случае Союз автостраховщиков компенсирует лишь вред здоровью потерпевших. Возмещение материального ущерба в результате порчи транспортного средства удастся добиться лишь в судебном порядке.

    Срок подачи заявления о ДТП в ГИБДД

    При оформлении аварии по Европротоколу нет необходимости подавать заявление о ДТП в ГИБДД для получения формы 154 (справки о происшествии). Его необходимо писать в случае, если виновник скрылся с места аварии.

    Срок подачи в ГАИ этого заявления не регламентируется. Однако рекомендуется направить его в день происшествия. Если и вы, и виновник аварии уехали с места происшествия без вызова ГИБДД, то к вам также могут применяться санкции за оставление места ДТП. Причем если виновника могут и не найти, то вас привлекут обязательно.

    Если вы не стали дожидаться инспектора на месте аварии, лучше подать заявление по истечении трех месяцев.

    Образец заполнения заявления о ДТП

    Не существует установленной формы для образца заявления о ДТП в ГИБДД. Регламентируются лишь сведения, которые должны быть указаны в нем:

    • наименование подразделение, в которое направляется документ;
    • Ф. И. О. инспектора, который принимает заявление;
    • Ф. И. О., номер водительского удостоверения и паспортные данные заявителя;
    • список участников происшествия;
    • сведения об автомобилях, их собственниках и доверенных лицах;
    • Ф. И. О., паспортные данные и номера удостоверений водителей, а также доверенных лиц;
    • модели и номера транспортных средств;
    • подробное описание обстоятельств аварии и повреждений;
    • дата составления;
    • подпись заявителя.

    К заявлению необходимо приложить заполненное «Извещение о ДТП» (Европротокол), бланк которого можно скачать на нашем сайте.

    Как забрать заявление из ГИБДД

    В случае незначительных повреждений виновная сторона может пожелать компенсировать ущерб собственными силами, чтобы избежать открытия административного производства. Аналогичная ситуация может произойти, когда виновник не заметил, что повредил чужую машину и уехал с места аварии, а потом пожелал возместить ущерб. В таком случае возникает логичный вопрос: можно ли забрать заявление о ДТП из ГАИ?

    Регистрация заявления в органах ГИБДД предполагает автоматическое составление административного протокола с целью привлечения виновника аварии к ответственности. Закон не предполагает автоматического освобождения от административной ответственности на основании заявления потерпевшего. Однако вероятность прекращения разбирательств есть. Для этого необходимо обратиться в ГИБДД с письменным заявлением об отсутствии претензий к виновнику аварии. Его могут учесть при разбирательствах и прекратить дело за малозначительностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: