ДТП с участием фур

Как избежать ДТП с грузовиком: самые распространенные причины аварий

Когда многотонный грузовой транспорт, наполненный различным товаром, теряет свою управляемость либо в нем возникает поломка непосредственно на ходу, невольно можешь стать свидетелем крушения грузовиков – и это достаточно ужасающее зрелище. Всем известно, какими приблизительно бывают результаты ДТП «легковушек»: автомобили разлетаются и превращаются в металлолом, а их автопассажиры могут разлететься на несколько десятков метров от места столкновения. А ведь вес и величина среднего грузового автомобиля в несколько раз больше, а, значит, и результаты (врезался или перевернулся грузовик) более губительны с учетом того, что средняя скорость грузовика на сегодня почти равняется средней скорости легковых автомобилей.

Немного статистики

Результаты аварий с участием фур могут быть весьма жуткими, потому не может не радовать тот факт, что на них приходится лишь приблизительно десять процентов от всех аварий, причем такая статистка видна не только в Российской Федерации, но и во многих других государствах.

Оценка ДТП грузовиков 2014 года еще подлежит своему особому изучению. Что касается прошлого года, то за весь 2013 год в них погибло около 2,5 тысяч людей и около 15 тысяч были травмированы. Наиболее опасной территорией с точки зрения дорожно-транспортных происшествий грузовых автомобилей считается Москва, на которую в прошлом году пришлось приблизительно 1,5 тысячи аварий с участием грузовиков.

Важно помнить, что многие аварии на трассе с фурами, которые не привели к серьезным результатам, официально не учитываются, поскольку владельцы машин заключают устные договора о компенсации вреда между собой. Также нередки ДТП грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (приблизительно 1250 ДТП в 2013 г.), на Кубани (980 ДТП в 2013 г.) и Свердловской области (около 920 ДТП за 2013 г.). На других российских территориях количество аварий меньше, хотя ненамного.

Наиболее опасной территорией с точки зрения дорожно-транспортных происшествий грузовых автомобилей считается Москва, на которую в прошлом году пришлось приблизительно 1,5 тысячи аварий с участием грузовиков.

Основные причины аварий с участием грузовиков

Грузовые автомобили оказываются в авариях не случайно. Для всякой ситуации существует собственное основание. Можно выделить наиболее распространенные причины, в связи с которыми происходят дорожно-транспортные происшествия грузовых автомобилей на российских дорогах. Специалисты выделяют следующие из них:

  • оплошности автовладельцев – заболевание, сонливая вялость, небрежность, обычное неумение правильно управлять огромным грузовиком, состояние алкогольного опьянения;
  • неполадки в оборудовании – отсутствие подходящего техобслуживания, слабая износоустойчивость различных блоков и попросту злополучные стечения обстоятельств заставляют отказывать руль, тормоза и иные важные системы грузового автомобиля;
  • состояние трасс – скорость и заледенелая/разбитая трасса – плохой дуэт, и это тоже зачастую приводит к дорожно-транспортным происшествиям;
  • перевозимые товары – если они ужасно зафиксированы или грузовик просто не годится для их транспортировки.

Водители легковушек виноваты больше

В недавнем отчете экспертов специализированной организации «AAA Фаундэйшн», который был подготовлен специально для Еврокомиссии, указано несколько главных причин аварий. К удивлению многих, только в 25 процентах дорожно-транспортные происшествия случились по вине водителей грузовых автомобилей. Автовладельцы легковушек были признаны виновными в 60 процентах случаев. Иными факторами, которые вошли в представленный отчет, стали неисправное состояние машины (чуть больше 5 процентов), неподходящие погодные условия (4,4 процента) и удручающее качество дорожной поверхности (5 процентов).

К удивлению многих, только в 25 процентах дорожно-транспортные происшествия случились по вине водителей грузовых автомобилей.

Более чем в 70 процентах дорожно-транспортных происшествий с участием легковых автомобилей и многотонных грузовиков виноваты автовладельцы именно легковушек. К такому выводу пришли и эксперты Ассоциации водителей-дальнобойщиков США в собственном отчете, который основан на информации федеральных агентств. Специалисты установили и различные причины, по которым попадают в аварии автовладельцы грузовых автомобилей и легковушек.

Так, очень распространенным явлением считается усталость за рулем. При этом встречается она чаще у автовладельцев легковых автомобилей, столкнувшихся именно с грузовым автомобилем, а не с иной легковушкой. При таком положении усталость является основанием ДТП для 87 процентов автовладельцев легковушек, а для автовладельцев грузовиков этот показатель составляет 13 процентов.

Читайте также:  База данных ГИБДД по ДТП

Помимо этого, незнание трассы провоцирует дорожно-транспортные происшествия среди 19 процентов водителей-дальнобойщиков и среди 10 процентов автовладельцев легковушек.

Как европейские, так и американские эксперты пришли к выводу, что приблизительно в 70 – 75 процентах аварий виноваты автовладельцы. В исследованиях изучались главным образом достаточно тяжелые дорожно-транспортные происшествия с погибшими, где вина была признана за автовладельцами легковых автомобилей, тогда как в авариях легковушек с грузовыми автомобилями процент виновности автовладельцев этих двух типов транспорта приблизился к соотношению 50 на 50.

Как европейские, так и американские эксперты пришли к выводу, что приблизительно в 70 – 75 процентах аварий виноваты автовладельцы.

Заключение

Оценить то, насколько применима эта информация для Российской Федерации, сложно, так как российские трассы и манера вождения отечественных водителей-дальнобойщиков несколько отличается от существующих в Америке и Европе норм. Хотя многие специалисты уверены, что эти данные вполне сопоставимы. В Российской Федерации тяжелые грузовые автомобили зачастую становятся причиной значительных автодорожных заторов, растягивающихся на многие километры. Поводом для подобных ситуаций зачастую становится чересчур поизносившаяся резина, лишающая многотонный грузовой автомобиль требуемой сцепляемости с трассой, что в особенности важно в отечественных погодных условиях.

В Российской Федерации тяжелые грузовые автомобили зачастую становятся причиной значительных автодорожных заторов, растягивающихся на многие километры.

Однако все сходятся в одном. Избежать различных аварийных ситуаций (столкнулись две фуры – зачастую наиболее страшная из них) можно, если вовремя и качественным образом технически обслуживать автомашину, списывать явно изношенную автотехнику, а заодно думать не только о себе, но и о иных представителях дорожного движения, садясь за руль огромного и мощного автомобиля.

Дальнобойщик чудом спасся от смерти: видео из кабины неуправляемой фуры

  • Дальнобойщик чудом спасся от смерти: видео из кабины неуправляемой фуры
  • Прокуратура и СК выясняют, зачем бортпроводник отобрал у ребенка с ДЦП специальное кресло
  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
  • Погиб глава МЧС Зиничев
  • «Совершил героический поступок»: коллеги скорбят по погибшему главе МЧС Зиничеву
  • Под страхом «цифровой смерти»: в Китае запретили женоподобных мужчин
  • На месте взрыва газа и обрушения в Ногинске нашли погибшего мальчика
  • Как погиб Евгений Зиничев: последние кадры с главой МЧС
  • Отсидевший 10 лет педофил-убийца забросал тела школьниц матрасами и ушел на работу
  • Девочка из взорвавшейся ногинской многоэтажки рассказала о спасении
  • Лифт едва не убил жительницу Подмосковья на высоте 43-го этажа
  • Гибель Евгения Зиничева: министр разбился, спасая упавшего в воду оператора
  • Поступившая в МГУ 9-летняя Алиса рассказала о своей мечте
  • «Американская марионетка»: как Япония потеряла шансы вернуть Курильские острова
  • «Смело и ярко!»: Волочкова показала, как испражнялась под соседскими окнами
  • Патологическая любовь привела к трагедии: за что муж убил уральскую блогершу
  • «Очень помогла церкви»: почему актриса Екатерина Васильева стала инокиней в монастыре
  • Пьяный сторож рухнул перед губернатором Приморья на стройке школы
  • Глава МЧС Зиничев погиб во время съемок фильма
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • автомобили
  • видеорегистратор
  • ДТП

Видеорегистратор зафиксировал, как в течении нескольких минут шофер фуры с отказавшими тормозами делал все возможное, чтобы спасти свою и чужие жизни.

У грузовика, который следовал по федеральной трассе, отказали тормоза. Чтобы избежать аварии, водитель в течение нескольких минут по рации предупреждал своих , что его фура превратилась в неуправляемый снаряд. Единственная возможность избежать аварии в этой ситуации — предупредить других участников движения по рации. Полную драматизма гонку снимал видеорегистратор потерявшей управление машины.

Переговоры были доступны для водителей других фур, и хозяин легковушки чудом ушел от столкновения, когда грузовик выехал на встречку. Тем временем сочувствующие по рации засыпали шофера советами. Одни рекомендовали тормозить с помощью коробки передач, другие — съехать на обочину. Но от таких маневров забитая под завязку фура может перевернуться.

Читайте также:  Услуги адвоката по ДТП

Видимо, водитель прокрутил в голове все варианты и понял, что сделать больше ничего не может. В момент он потерял контроль над собой и стал кричать от страха.

Через несколько минут неконтролируемой гонки на пути появилась настоящая угроза: обе полосы заняты двумя фурами. И снова на помощь пришла рация. Предотвратить автокатастрофу удалось в последнюю секунду. Наконец на небольшом подъеме многотонный автомобиль снизил скорость и остановился.

Большая удача, что остановка произошла перед въездом в крупный населенный пункт. Появление там неуправляемой фуры могло привести к трагическим последствиям.

Крайне опасные ДТП с фурами: причины и последствия

Аварии с участием огромных грузовых машин случаются гораздо реже, чем с легковыми, но последствия их поистине катастрофичны. Ведь помимо большой массы, эти автомобили отличает способность развивать высокую скорость. И даже при отсутствии человеческих жертв подобные ДТП требуют серьезного расследования для установления виновника.

Причины ДТП с фурами на дороге и на трассе

Существует несколько факторов, провоцирующих аварии с участием габаритных грузовиков:

  • Водители. Многотонная машина предназначена для перемещения груза на большое расстояние. Автомобилисты часто хотят выполнить рейс как можно быстрее, поэтому едут без отдыха. Усталость ухудшает реакцию, приводит к снижению внимания, а также повышает агрессивность. Водитель легко делает ошибки или намеренно совершает их, желая «поставить на место» другого участника движения.

Кроме того, не всякий автомобилист хорошо справляется с управлением таким транспортом. Борясь со сном и усталостью, некоторые водители позволяют себе выпить спиртное или злоупотребляют кофе, что тоже не способствует безопасности поездки.

  • Состояние автомобиля. Далеко не всегда ему уделяется должное внимание. А расстояние, преодолеваемое на фуре, может быть очень большим. И плохо подготовленная машина ломается во время рейса, прямо на дороге. Подвести может лопнувшее колесо, заглохший посреди трассы двигатель или тормоза.
  • Груз. Нередко его слишком много, или перевозимое имущество плохо закреплено. Оба обстоятельства приводят к тому, что машина во время движения остается неустойчивой, легко утрачивает равновесие на скорости. Фуру может занести в сторону, опрокинуть.
  • Состояние дорог. Эта причина особенно актуальна для России и стран бывшего Союза. Некачественно покрытие, ямы, зимой снег и лед в сочетании с большой скоростью и огромной массой автомобиля делают вероятность ДТП очень высокой.

А здесь подробнее о штрафе за перевозку пассажиров.

Кто виноват, если попал под фуру

Роль каждого участника в ДТП определяется обстоятельствами события. Если верить статистике по США:

  • Большая часть происшествий с участием фур случается по вине автомобилистов, едущих на легковых машинах. Это происходит из-за желания обогнать многотонный грузовик на высокой скорости, выезда на встречную полосу, несоблюдения дистанции, попытки проскользнуть по разделительной линии на многополосной дороге.

Водители маленьких автомобилей бывают слишком самоуверенными, думают, что успеют совершить обгон или другой опасный маневр до того, как к ним приблизится неповоротливая фура. То есть чаще нарушают ПДД, надеясь на счастливый случай и собственные навыки вождения. Поэтому аварий по их вине с участием грузовиков фиксируется до 70 — 80% от общего количества.

Особенно часто это выявляется при расследовании лобового столкновения. Но также бывает и при ударе сзади, боковом контакте двух авто.

  • Примерно в 15% подобных ДТП виновны водители фур. Им тоже мешает ложное чувство превосходства над другими автомобилистами. Кроме того, для тех, кто находится в кабине фуры, авария может быть не столь катастрофичной. И поэтому они считают, что беречься должны другие участники движения. То есть перекладывают на водителей легкового транспорта обязанность соблюдать правила, маневрировать в сложных ситуациях, избегать их.
  • 5 — 15% аварий с фурами происходят по вине обоих участников. Нарушение ПДД одновременно допускают и водитель легкового авто, и дальнобойщик.

Статистика по Европе чуть отличается. Но общая тенденция та же, что и в Штатах:

  • большее количество аварий с легковушками и фурами случается по вине водителей первого вида транспорта (60%);
  • на втором месте по численности ДТП, где ответственным оказывается дальнобойщик на грузовике (25%);
  • остальные аварии признаются произошедшими из-за обоих участников или неблагоприятных погодных условий, плохой дороги.
Читайте также:  Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Все сказанное не означает, что сотрудники дорожной полиции разных стран «прикрывают» водителей грузовиков при оформлении дел о ДТП или предвзято относятся к тем, кто едет на легковых машинах. Просто последние являются более маневренным видом транспорта, ими легче управлять. Поэтому водители таких авто чаще рискуют, нарушая правила.

Зато замечена другая особенность, касающаяся технического состояния фур как провоцирующего фактора ДТП — грузовики, попавшие в аварию, чаще оказываются неисправными.

Самые масштабные аварии с участием грузовиков, двух фур

ДТП с большими грузовиками случаются нечасто, но из-за страшных последствий становятся известными далеко от мест, где произошли. Самые заметные случаи в последние годы были:

  • В Финляндии. В 2011 году на заполненном автомобилями шоссе перевернулась фура. Все произошло на скользкой из-за гололеда дороге. А сильный ветер не позволил водителю выровнять машину, она опрокинулась. Идущие следом легковые авто затормозили, но гололед заставил их проехать лишние несколько метров. В результате множество машин оказались разбитыми, 60 человек были травмированы, но все остались живы.

  • В России в 2009 году. Именно здесь происходит наибольшее в Европе количество ДТП с габаритными грузовиками, в которых гибнут люди. Большая авария с участием фур случилась летом. Во Владимирской области горели торфяники, что привело к ухудшению видимости на дороге. Из-за этого лоб в лоб столкнулись две фуры, ехавшие на большой скорости.

Кроме них были повреждены еще более 30 автомобилей, 4 человека погибли, 13 были серьезно травмированы. Если бы фуры ехали медленнее, трагедии не случилось.

  • В США. Но эта история скорее из области комического. В 2011 году в Штатах потерпел аварию грузовик, который вез в прицепе 18 тонн мороженого. Он перевернулся, и лакомство вывалилось на трассу, блокировав движение на 6 часов.

Травмированных в аварии не было, но некоторые вынужденные ждать возможности проезда очевидцы объелись бесплатным мороженым.

А здесь подробнее о штрафе за езду по обочине.

Аварии с грузовиками редко обходятся без человеческих жертв. А материальный ущерб в таких случаях исчисляется миллионами рублей, груз же не всегда бывает застрахован. Поэтому всем автомобилистам следует быть особенно внимательными и законопослушными на дороге, где есть вероятность встретить грузовик. То же относится к самим водителям фур.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, почему происходят ДТП с фурами:

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП в 2021 году

Если водитель, имеющий полис ОСАГО или КАСКО, попадает в ДТП, страховщики обязаны выплатить ему страховую компенсацию за понесенный ущерб. Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400000 рублей, то разница может быть возмещена страховой компании с применением суброгации по ОСАГО с виновника ДТП.

Что обозначает суброгация по ОСАГО

Суброгация в переводе с латыни означает «замена». В ситуации со страхованием по ОСАГО, суброгация – это перенос права истребования по возмещению убытков с участника ДТП на его страховую компанию. То есть, страховщик выплачивает своему клиенту страховое возмещение, а затем обращается к виновной стороне автоаварии с требованием возместить эту сумму за счет своих средств или средств своего страховщика (согласно ст. 965 ГК РФ).

Такие действия страховщиков позволяют избежать повторных выплат за ущерб от ДТП: пострадавшему страховая компания возмещает ущерб своими средствами, лишая его права требовать дополнительное возмещение с виновной стороны – такое право автоматически принадлежит теперь страхователю.

Согласно ФЗ №40 от 25.02.2002 года, страховщик пострадавшей стороны имеет право подать иск на взыскание ущерба с виновника ДТП. Сумма возмещения выплачивается по решению суда или добровольно по согласию сторон, и только в том случае, если страховщик выплатил своему клиенту сумму, превышающую допустимые по закону 400.000 рублей. Виновная сторона обязана возместить разницу между реально выплаченными деньгами и допустимой суммой (те самые 400 тысяч).

Читайте также:  Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД

Условия требования возмещения с виновника ДТП

Суброгация в страховании по ОСАГО может быть применена в следующих случаях:

Условие применения суброгации

Полностью доказана вина одного из участников ДТП.

Необходимы полностью заверенные документы.

У пострадавшего участника ДТП имеется действующий договор автострахования.

На практике – обычно наличие полиса КАСКО.

Страховая компания полностью оплатила пострадавшему компенсацию на ремонт.

Размер выплаченной компенсации должен превышать максимальную сумму выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.).

Не истек срок исковой давности.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ, срок исковой данности по таким делам составляет 3 года.

Если у виновника ДТП нет страхового полиса, с него могут взыскать всю стоимость восстановительного ремонта автомобиля пострадавшего водителя. Однако суброгация не может быть применена в случае, если виновник автоаварии докажет, что столкновение произошло по экстремальным причинам, не зависящим от него. Она не применяется и тогда, когда потерпевшая сторона отказывается предъявлять претензии к виновнику происшествия (в этом случае страховщик выплачивает всю сумму возмещения по ОСАГО за свой счет и без компенсации).

Порядок процедуры суброгации

При ДТП, порядок суброгации следующий:

  1. Определяется виновник и пострадавший в ДТП.
  2. Определяется размер нанесенного ущерба, с учетом стоимости замененных частей и ремонта.
  3. Для возмещения ущерба пострадавший может обратиться к виновнику аварии или к своей страховой компании.
  4. Если страховщик полностью выплатит сумму ущерба, то права суброгации с этого момента переходят к нему.
  5. Страховщик теперь считается понесшей убытки стороной и имеет право выставить требование к виновной стороне по поводу их погашения.

Даже если у виновника ДТП есть договор страхования, он подвергается риску применения суброгации. Часть расходов на возмещение ущерба погасит его страховая компания, но если сумма ущерба превышает допустимый размер, требование о взыскании будет предъявлено и самому виновнику автоаварии.

Срок исковой давности

Срок предъявления претензий на возмещение ущерба по полису ОСАГО составляет два года. В пределах этого срока страхуемые могут подавать иски друг к другу и страховым компаниям. Если же страховая компания подает иск к виновнику ДТП, то срок давности увеличивается до 3-х лет.

Этими особенностями законодательства часто пользуются страховые компаниями, которые предъявляют претензии к виновнику через два года после ДТП. К этому времени многие подробности дорожного происшествия и точные документальные данные о размере понесенного ущерба забываются или теряются, что позволяет страховщикам завышать сумму понесенного ущерба.

Поэтому, если вы считаетесь виновником ДТП и получаете требование о суброгации от страховой компании пострадавшей в аварии стороны, вам необходимо связаться с этим страховщиком и попытаться решить вопрос в досудебном порядке. Этот способ решения проблемы хорош в том случае, если все документы по ДТП – в наличии, оформлены правильно и соответствуют действительности. Если у вас есть хотя бы минимальные сомнения, вам потребуется помощь профессионального автоюриста-адвоката.

Примеры из судебной практики

После ДТП со стороны его страховой компании пострадавшему была произведена оплата по полису КАСКО в полном объеме (более 500.000 рублей). Страховщик выдвинул требование по суброгации виновнику ДТП. Тот решил обжаловать претензию и обратился к экспертам, которые выявили, что в документах есть ошибки и неточности. В результате судебного решения, иск был отклонен.

В другом случае из судебной практики сумма ущерба составила 550000 рублей. Оба участника имели полис ОСАГО (ограничение выплаты суммой в 400.000 рублей). Страховая компания выплатила пострадавшему часть суммы по закону, и попала в суд на виновника ДТП. Суд обязал виновную сторону оплатить остальную часть суммы ущерба своими силами.

Чтобы не попасть под суброгацию после ДТП, нужно заключить договор КАСКО, по которому лимит компенсации за ущерб выше, и суброгация применяется крайне редко. Кроме того, вам следует заявить о своем праве на присутствии в ходе проведения экспертиз, и пригласить независимого эксперта. Не следует признавать вину, если вы не виноваты, и даже если на вас будет оказано давление.

Читайте также:  Составление досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО

Возмещение ущерба в порядке суброгации

Содержание:

В сфере имущественного страхования бывают ситуации, когда наступление страхового случая было спровоцировано чьими-то действиями. Если вы являетесь страхователем по такому договору, то этот человек или организация становится вашим должником, однако возмещение за ущерб все равно уплачивает страховщик, у которого вы оформили страховку.

Момент уплаты компенсации является переломным для правоотношения — начинает действовать суброгационный порядок, который частенько путают с регрессом и цессией. Давайте разложим все по полочкам.

Если вы, напротив, сами являетесь должником, виновником наступления страхового случая, то ждите, что страховая обратится к вам в порядке суброгации. Это справедливо, но зачастую страховщики завышают сумму требования. Если не знаете, как действовать в такой ситуации, то вам как можно скорее требуется помощь квалифицированного страхового юриста.

Нет времени читать статью?

Суброгация, регресс и цессия — мухи отдельно, котлеты отдельно

Одно из основополагающих правил гражданского законодательства — любой ущерб должен быть возмещен. Возмещается ущерб напрямую, а также посредством суброгации или регресса. Второе частенько путают с третьим, а также с цессией (уступкой права требования по договору), поэтому для лучшего понимания механизма возмещения ущерба в порядке суброгации мы рассмотрим его на фоне двух других, смежных.

О том, что такое суброгация, нам говорят сразу 2 статьи Гражданского кодекса (общая и специальная) — статья 387 и 965. Подпункт 4 пункта 1 первой объясняет, что это переход прав требования по отношению к тому, кто ответственен за нанесенный ущерб, от первоначального кредитора к страховщику на основании закона.

Статья 965 расширяет и дополняет данное определение тем, что такие отношения возникают в рамках договора имущественного страхования, а также тем, что объем переходящих к страховщику прав ограничен выплаченным им страховым возмещением. То есть, по сути — это переход права требования от одного к другому, а значит, говорить о возникновении нового правоотношения мы не можем.

Механизм действия таков. Наступлению страхового случая посодействовал некто виновник (должник). Страхователь пришел по этому поводу в свою страховую, и та выплатила ему возмещение за ущерб. Страхователь больше не имеет права требования к должнику — оно переходит к страхователю автоматически, потому что так предусмотрено законом. Дальше страховая разбирается с должником самостоятельно (чаще путем взыскания).

Сразу же отметим важность того, что переход права обусловлен требованием закона. Это тот существенный момент, который отличает рассматриваемый нами институт от цессии.

Последняя предполагает добровольную уступку права требования, то есть по договору и в любое время. Суброгационный же порядок возможен только после наступления страхового случая и выплаты по нему.

Работает схема цессии в любых договорных правоотношениях, возмещение ущерба в порядке суброгации возможно только в рамках договора имущественного страхования (добровольного, потому что ОСАГО, например, подразумевает регресс).

Вот мы и добрались до возмещения ущерба в порядке регресса, которое представляет собой возникновение у вас права взыскания у первоначального должника суммы, уплаченной вами за вред, который он причинил кому-либо (гражданину, организации).

Пример: работник причинил кому-то вред (его здоровью или имуществу), а отвечать по закону должен работодатель, у которого с этого момента возникает право требовать этих денег от своего работника.

Ключевое слово — возникает. Регрессное право — это вновь возникшее право, которое не отменяет первоначальных отношений между кредитором и должником. Регресс — это то, что применяется в деликтных правоотношениях (при возникновении обязательства из причинении вреда), которые могут быть связаны как со страховыми, так и с трудовыми отношениями или отношениями в рамках субподряда и т.д.

Чтобы наглядно представить различия между возмещением ущерба в порядке суброгации и регресса в страховых отношениях, приведем такой пример. Вы стали виновником ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Потерпевший затребовал у вашего страховщика возмещения по договору ОСАГО, и тот выплатил его.

При других обстоятельствах на том бы и порешили. Но факт того, что вы были нетрезвы, дает вашему страховщику право требовать от вас компенсации в размере выплаченного пострадавшему возмещения. И оснований для возникновения у страховщика прав регресса к виновнику ДТП немало. Полный список изложен в статье 14 закона об ОСАГО.

То есть, общее у возмещения ущерба в порядке суброгации и регресса то, что они оба направлены на предотвращение неосновательного обогащения — другими словами, чтобы не случилось так, чтобы за виновника заплатили, а он сам бы избежал имущественных потерь.

Однако суброгация предполагает переход права в рамках одного и того же взаимоотношения, а регресс — возникновение нового. Это важно с точки зрения исчисления сроков давности: в первом случае они берут свое начало в момент возникновения первоначального обязательства, а во втором — в момент возникновения регрессного права.

Читайте также:  Что делать, если виновник ДТП без страховки не хочет платить

Также важно отметить, что суброгационное право не может возникнуть у страховщика, если страхователь примирился с виновником, либо если по своей вине потерял право требования.

Примирение здесь означает отказ от указанного права. В этом случае страховщик может истребовать у страхователя излишне уплаченное возмещение. Право требования в порядке регресса же возникает вне зависимости от того, в каких взаимоотношениях состоят причинитель вреда и пострадавший.

Особенности возмещения ущерба в порядке суброгации

Одна из особенностей возмещения ущерба в порядке суброгации в том, что при замене кредитора первоначальный должен передать страховщику все документы, связанные с правом требования, а также сообщить все необходимые сведения, чтобы страховщик мог истребовать компенсацию.

Также в договоре имущественного страхования не может содержаться пункта об отмене возникновения у страховщика суброгационного права, поскольку оно установлено законом. Такое условие будет признано ничтожным.

Помимо положений ГК, в сфере возмещения ущерба в порядке суброгации работают также нормы Постановления Пленума ВС № 58. Согласно им, например, страховщик по КАСКО (добровольному комплексному имущественному страхованию автомобиля) может выплатить пострадавшему возмещение, которое превышает сумму выплаты по ОСАГО.

В этом случае страховая может взыскать ущерб в порядке суброгации со страховой виновника ДТП. Сумма взыскания будет ограничиваться размером выплаты по ОСАГО, которую должна была произвести соответствующая страховая.

Взаимоотношения страховщика с должником будут регулироваться теми же нормами права, которыми регулировались бы отношения первоначального кредитора с должником.

Отдельные виды договора страхования имущества регулируются другими законодательными актами, которые могут несколько изменять условия компенсации ущерба в порядке суброгации.

Что делать, если страховая требует от вас возмещения в порядке суброгации?

Если вы являетесь тем самым виновником и именно из-за ваших действий наступил страховой случай, после уплаты вашему кредитору возмещения страховая направит вам претензию, где установит сроки исполнения обязательства. Если вы по какой-либо причине его не исполните, страховщик пойдет на взыскание в суд.

Игнорировать претензию не рекомендуется, следует ответить письмом (желательно заказным с описью вложения) с изложением причины вашего отказа или невозможности уплатить. Возможно, страховая пойдет вам навстречу и, например, предоставит рассрочку. В любом случае, факт вашего молчания скажется против вас на суде.

Если дело дойдет до суда, то вы можете попытаться доказать отсутствие причинно-следственной связи между вашими действиями и наступлением страхового случая, то есть отрицать свою вину. Но если вы уже возместили ущерб клиенту страховой напрямую, а организация продолжает требовать денег от вас, вам нужно будет предоставить документ, подтверждающий факт уплаты.

Поэтому настоятельно рекомендуем брать у кредитора расписку в получении денег и по возможности удостоверять ее у нотариуса. Также можно попытаться оспорить сам факт наступления страхового случая. Как показывает судебная практика, даже при наличии возражений со стороны истца суд проведет по данному факту расследование.

Читайте также:  Как заполняется извещение о ДТП

Подведем итог. Суброгация — это разновидность замены кредитора в обязательстве без изменения самого обязательства. Применяется в случаях страхования имущества, освобождает должника от всех обязательств перед первоначальным кредитором. Отличается от цессии принудительностью наступления, а от регресса — тем, что не порождает нового правоотношения.

Суброгация по страховке ОСАГО с виновника ДТП

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2016 г. N 14-КГ16-21 Суд оставил без изменения судебные акты о возмещении ущерба в порядке суброгации, поскольку на основании договора страхования страховщик выплатил страховое возмещение, в связи с чем к нему перешло право требования в порядке суброгации к причинителю вреда

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Момотова В.В.,

судей Романовского С.В. и Гетман Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью “Зетта Страхование”

о возмещении ущерба в порядке суброгации

по кассационной жалобе Сычева М.A.

на решение Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., выслушав объяснения Сычева М.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО “Зетта Страхование” Гришиной Е.А., просившей оставить судебные постановления в силе, установила:

ООО “Зетта Страхование” (далее – страховщик) обратилось в суд с иском к Сычеву М.А. о возмещении ущерба в порядке суброгации.

В обоснование исковых требований страховщик указал, что 30 апреля 2013 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей . ” под управлением Сычева М.А. и “. ” под управлением В. Виновным в указанном дорожно-транспортном происшествии признан Сычев М.А.

На момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль “Фольксваген Поло” был застрахован страховщиком (прежнее наименование ООО СК “Цюрих”) по договору страхования транспортных средств по риску “КАСКО”, включающему в себя страховое покрытие ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, принадлежащего В. составила 246 164 руб. 50 коп. и была выплачена страховщиком на основании указанного выше договора страхования.

Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Воронежа от 31 марта 2014 г. с ООО СК “Цюрих” в пользу В. в том числе, взыскана сумма ущерба в виде утраты товарной стоимости транспортного средства в размере 17 360 руб.

Принимая во внимание выплату ООО “БИН Страхование”, в котором была застрахована гражданская ответственность Сычева М.А., по полису ОСАГО страхового возмещения в размере 120 000 руб. в пользу СК “Цюрих”, истец просил взыскать ущерб в порядке суброгации с причинителя вреда Сычева М. А.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г., иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Сычев М.А. просит отменить названные судебные акты.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Читайте также:  Работы по профилактике ДТП

Таких оснований Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не выявлено.

Как установлено судом, 11 августа 2012 г. ООО СК “Цюрих” (принципал) и ООО “ГАУС” заключили агентский договор, согласно которому ООО “ГАУС” (агент) обязуется за вознаграждение совершить от имени и за счет принципала юридические и иные действия в соответствии с условиями договора и полномочиями, предоставленными доверенностью.

5 апреля 2013 г. между В. и страховщиком заключен договор страхования транспортного средства по программе страхования “КАСКО” (хищение, ущерб) со страховой суммой 500 000 руб. сроком на 1 год (полис . N . ). Указанный договор вступает в силу с момента единовременной уплаты страховой премии.

В соответствии с условиями договора страхования В. произвел оплату страховой премии в размере 22 696 руб. в кассу агента, что подтверждается квитанцией об оплате от 5 апреля 2013 г.

Таким образом, договор страхования начал действовать с 5 апреля 2013 г.

В дополнение к договору страхования по согласованию сторон с В. было заключено дополнительное соглашение по программе “Оптимальное КАСКО”, являющееся неотъемлемой частью договора страхования, в котором обозначены условия применения безусловной франшизы по риску “Ущерб”.

Франшиза в КАСКО – это часть ущерба по страховке, которую при наступлении страхового случая владелец возмещает самостоятельно. В данном случае это фиксированная страховая сумма в размере 21 427 руб. Владелец транспортного средства обязуется компенсировать определенную сумму при наступлении страхового случая. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной суммы.

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения владелец транспортного средства вправе отменить действие указанной в полисе безусловной франшизы в течение всего срока действия, оплатив указанную дополнительную страховую премию размере 21 427 руб. В этом случае (при наличии квитанции об оплате) возмещение ущерба производится страховщиком в полном объеме.

Вишневицкий М.В. в рамках дополнительного соглашения произвел оплату безусловной франшизы в размере 21 427, что подтверждается квитанцией об оплате от 7 мая 2013 г.

30 апреля 2013 г. по вине Сычева М.А. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю . В. причинены механические повреждения, страховщик признал событие страховым случаем и на основании договора страхования выплатил страховое возмещение.

Возражая против иска, Сычев М.А. указал на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия договор страхования от 5 апреля 2013 г. в полном объеме не действовал, а потому страховое возмещение по указанному договору не подлежало выплате страховой компанией и не могло быть взыскано в порядке суброгации с него.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку страховщик на основании договора страхования выплатил страховое возмещение, то к нему перешло право требования в порядке суброгации к причинителю вреда Сычеву М.А.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал также на то, что довод Сычева М.А. о незаключенности договора страхования между В. и страхователем является несостоятельным, поскольку стороны исполнили условия данного договора и с требованиями о его оспаривании не обращались.

В соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.

Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.

Если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

Читайте также:  Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Из данной статьи следует, что лицо, ответственное за убытки, вправе представлять страховщику, выплатившему страховое возмещение, возражения относительно имевшего место страхового случая, но не относительно правоотношений по страхованию между страховщиком и застрахованным им лицом.

В связи с этим возражения Сычева М.А., высказанные при рассмотрении дела и содержащиеся в кассационной жалобе о том, что на момент дорожно-транспортного происшествия договор страхования от 5 апреля 2013 г. был заключен с условием применения безусловной франшизы и потому у страховщика отсутствовали основания для выплаты Вишневицкому М.В. страхового возмещения в полном размере, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для освобождения ответчика от выплаты им страхового возмещения в порядке суброгации, поскольку эти возражения не относятся к обстоятельствам, связанным со страховым случаем, в частности, с наличием вины Сычева М.А., спором о размере ущерба, причиненного потерпевшему.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было, в связи с чем обжалуемые постановления следует оставить в силе.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Момотов В.В.
Судьи Романовский С.В.
Гетман Е.С.

Обзор документа

Применительно к спору о взыскании с виновника ДТП в пользу страховщика ущерба в порядке суброгации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила следующее.

Ответственное за убытки лицо вправе представлять страховщику, выплатившему страховое возмещение, возражения относительно страхового случая, но не относительно правоотношений по страхованию между страховщиком и застрахованным лицом.

Возражения, касающиеся безусловной франшизы, не связаны со страховым случаем.

Франшиза в каско – это часть ущерба по страховке, которую при наступлении страхового случая владелец возмещает самостоятельно.

При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной суммы.

Страховая требует возместить ущерб за ДТП

Механизм взыскания страховой компанией с виновника дорожного происшествия понесенного ущерба называется регрессным требованием. То есть регресс подразумевает взыскание расходов страховой фирмы на возмещение ущерба пострадавшей стороне со своего же клиента, застраховавшего в ней свою автогражданскую ответственность.

Но в каких именно случаях страховщик вправе воспользоваться этим правом? И как поступить, если до этого все же дошло? Неужели при действующей страховке ОСАГО компенсировать убытки придется из собственного кармана?

В каких случаях виновник аварии возмещает ущерб самостоятельно?

Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25 апреля 2002 года устанавливает, что возмещение убытков, полученных в результате ДТП, ложится на плечи страховой компании виновника происшествия. Этот же закон наделяет страховые организации и правом выдвижения регрессных требований к виновнику аварии, из-за которого страховщик понес материальные убытки. Но выдвинуть требование о выплате регресса можно только в отдельных случаях, четко оговоренных в статье 14 закона «Об ОСАГО»:

  • виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
  • виновный водитель скрылся с места происшествия;
  • виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
  • бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
  • на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
  • виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.
Читайте также:  Что делать, если виновник ДТП без страховки не хочет платить

Что такое суброгация?

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

Требование суброгации возможно только в случае, если есть пострадавшая сторона. Если же водитель, который застраховал автомобиль полисом КАСКО, случайно поцарапал его о тротуар, страховщик не вправе предъявлять к нему это требование. В случае суброгации страховщик может потребовать от виновника аварии возмещения не только прямых убытков, нанесенных автомобилю пострадавшего, но и расходов на проведение экспертизы, а также на возмещение вреда здоровью.

Досудебная претензия по возмещению убытков

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.

Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.

Оспаривание законности выплаченной страховки

Чтобы понять, законны ли требования страховой фирмы, необходимо тщательным образом изучить все документы, которые она приложила к иску. Зачастую сделать это собственными силами довольно сложно, поэтому придется обращаться к услугам опытных юристов. Потребуется выяснить, в частности, правомерно ли страховая фирма выплатила страховку участнику ДТП.

В лучшем случае адвокат докажет, что страховка была выплачена пострадавшему незаконно, что полностью снимет все основания по регрессным требованиям в отношении ответчика.

Оспаривание вины в судебном порядке

Грамотный адвокат вполне способен снять вину с водителя, так как страховые компании апеллируют прежде всего к протоколам об административных правонарушениях и к справкам из ГИБДД. А эти документы далеко не всегда составляются в полном соответствии с законом.

Как снизить размер регресса?

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

Если судебное решение будет вынесено в пользу ответчика (к которому было выставлено регрессное требование), то все расходы на юриста могут быть возложены на самого страховщика. Если же суд проигран, то дело все еще можно обжаловать в вышестоящем судебном органе посредством подачи апелляции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: