Как возмещается моральный вред при ДТП

Взыскание компенсации морального вреда допустимо в пользу не только пострадавшего, но и его родных

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 8 июля № 56-КГПР19-7, в котором указал на правомерность взыскания компенсации морального вреда не только в пользу несовершеннолетней, пострадавшей от тепловоза, но и ее родственников.

Нахождение на железнодорожных путях повлекло инвалидность ребенка

Александр Нестеренко является дядей, а с 16 января 2015 г. и опекуном несовершеннолетних потерпевшей Анны Хватовой и ее родного брата. Дети проживали в семье Александра Нестеренко и его супруги.

В июне 2017 г. в результате наезда тепловоза, принадлежащего ОАО «РЖД», на группу людей, которые шли по колее железнодорожного пути, несколько человек погибли, а здоровью Анны Хватовой был причинен тяжкий вред. Позднее бюро медико-социальной экспертизы установило инвалидность девочки.

Дальневосточное СУ на транспорте СКР возбудило уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта локомотивной бригадой тепловоза, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ребенка и смерть троих человек. ОАО «РЖД» получило представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Следователь указал, что организация должна оборудовать соответствующий участок железной дороги оградительными приспособлениями, препятствующими свободному выходу граждан на железнодорожные пути, а также принять иные меры к повышению безопасности эксплуатации транспорта и повышению бдительности локомотивной бригады при прохождении данного участка. В октябре 2017 г. уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях машинистов и их помощников состава преступления.

Позиции судов в отношении компенсации морального вреда и ее размера

Александр Нестеренко обратился в суд с исками о компенсации морального вреда как от своего имени, так и в интересах подопечных. С самостоятельными требованиями обратились также супруга опекуна и Владимир Виноградов – дядя пострадавшей и ее брата.

Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 1 марта 2018 г. требования опекуна и его жены были удовлетворены. Суд исходил из того, что вред здоровью девочки был причинен источником повышенной опасности, и пришел к выводу, что в силу прямого указания закона с «РЖД» как владельца такого источника необходимо взыскать компенсацию морального вреда независимо от его вины. При этом суд указал: положения ГК, предусматривающие, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит, а при грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, к спорным отношениям не применяются, поскольку Анна Хватова в силу возраста не могла отдавать отчет своим действиям.

В итоге суд определил компенсацию морального вреда, взыскиваемую в пользу пострадавшей девочки, в размере 3 млн руб. Он исходил из того, что в результате травмирования ей была причинена боль, она испытала страх, страдания из-за полученных травм и в настоящее время физически неполноценна. Суд указал, что до транспортного происшествия Анна показывала хорошие спортивные результаты, но теперь не может продолжать занятия – то есть продолжать жить полноценной жизнью, как ее ровесники. Первая инстанция также добавила, что трагедия стала тяжелейшим событием в жизни ребенка, неоспоримо причинившим ему нравственные страдания. Поскольку лимит гражданской ответственности «РЖД» по договору страхования составлял 300 тыс. руб., суд взыскал эту сумму со страховщика, а остальные 2,7 млн руб. – непосредственно с организации.

Первая инстанция также взыскала компенсацию морального вреда в пользу брата Анны, а также опекуна девочки и его супруги. Суд решил, что им также были причинены нравственные страдания, вызванные тяжелой травмой близкого человека. Также суд учел, что состояние девочки требует пристального внимания и заботы родственников, которые также испытывают стресс и переживания из-за случившегося и лишены возможности вести обычный образ жизни. С учетом степени нравственных страданий и индивидуальных особенностей родственников суд взыскал в пользу брата Анны компенсацию в 200 тыс. руб., а в пользу опекуна и его супруги – по 500 тыс. руб. каждому, пояснив, что супруги совместно воспитывают и содержат пострадавшую. Опекун также просил взыскать расходы на лекарства, однако не смог подтвердить их.

Требования второго дяди девочки – Владимира Виноградова – не были удовлетворены. Суд указал, что он являлся неполнородным братом Александра Нестеренко, не является членом семьи пострадавшей и не проживал совместно с ней.

Данное решение не устояло в апелляции – суд отказал всем родственникам девочки в компенсации морального вреда. При этом апелляционная инстанция указала, что факт родственных отношений сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, и пришла к выводу, что переживания родных за судьбу пострадавшей и ее состояние здоровья производны от физических и нравственных страданий последней. Как указал суд, в пользу девочки компенсация уже взыскана, а «двойное взыскание» в указанном случае закон не предусматривает.

Кроме того, апелляционная инстанция более чем вдвое снизила размер компенсации морального вреда, взысканного в пользу пострадавшей. Так, суд указал, что сумма в 3 млн руб. не отвечает принципу разумности и обстоятельствам дела. По его мнению, необходимо было учесть, что девочка, находясь на железнодорожных путях, нарушила правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности.

Читайте также:  Страховая компания подала в суд на виновника ДТП

ВС поддержал выводы первой инстанции

Не согласившись с позицией суда апелляционной инстанции, супруги Нестеренко обратились с кассационной жалобой в Верховный Суд. В интересах указанных лиц в ВС также поступило кассационное представление заместителя Генпрокурора РФ Леонида Коржинека.

Рассмотрев материалы дела, ВС напомнил, что ранее в Постановлении Пленума от 20 декабря 1994 г. № 10 он разъяснял, что отсутствие в законе прямого указания на возможность компенсации морального вреда в рамках конкретных правоотношений не всегда означает, что потерпевший не имеет права на такое возмещение.

ВС подчеркнул, что требования о компенсации морального вреда родственникам потерпевшей связаны с причинением страданий лично им в связи с травмированием девочки – их родственницы и члена семьи. Как указано в определении, их нравственные и физические страдания выразились в утрате здоровья близким человеком, требующим постоянного ухода. По мнению Суда, в результате происшествия было нарушено психологическое благополучие всех членов семьи, потерявших возможность продолжать активную общественную жизнь. Более того, у них возникла необходимость нести постоянную ответственность за состояние пострадавшего ребенка, что привело к нарушению неимущественного права на родственные и семейные связи.

В обоснование свой позиции ВС сослался на ст. 30 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ряд норм СК РФ. Верховный Суд напомнил, что опекун фактически принимает на себя функции родителя, несет ответственность за ребенка, обязан его воспитывать, заботиться о его физическом, психическом здоровье, духовном и нравственном развитии – то есть ребенок фактически становится членом семьи опекуна.

Как отмечается в определении, нравственные и физические страдания опекуна и его супруги обусловлены тем, что они приняли на себя обязанности по воспитанию и содержанию потерпевшей. Указанное обстоятельство предполагает, что именно они обязаны заботиться о состоянии ее здоровья и его восстановлении после травм, об обеспечении лечения и последующей адаптации. Нравственные страдания младшего брата пострадавшей, как указал ВС, также обусловлены переживаниями за состояние сестры как самого близкого родственника.

Кроме того, ВС не согласился с выводом апелляции о чрезмерности размера компенсации, взысканной в пользу несовершеннолетней. При этом он сослался на постановление ЕСПЧ по делу «Максимов (Макштоу) против России» от 18 марта 2010 г., где указано, что не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль и нравственное страдание. Как отмечалось в постановлении, национальные суды всегда должны приводить достаточные мотивы, оправдывающие сумму компенсации морального вреда. Отсутствие таких мотивов будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

При этом Верховный Суд напомнил, что в Постановлении Пленума от 26 января 2010 г. № 1 указано, что вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, его состояния). Усмотрев в действиях девочки грубую неосторожность, апелляционная инстанция, как отмечается в определении, не учла, что Анна Хватова в силу малолетнего возраста не могла осознавать опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Исходя из этого, Суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Адвокаты считают определение ВС важным и знаковым

Комментируя «АГ» определение ВС, адвокат Самарской областной коллегии адвокатов Оксана Зубкова согласилась, что в данном случае отсутствует двойное взыскание, поскольку каждому родственнику был причинен моральный вред. «Каждая трагедия с участием граждан, особенно детей, является строго индивидуальным случаем. Поэтому необходимо очень тщательно исследовать обстоятельства, отбросив формальный подход к данной категории дел», – добавила она.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Ирина Фаст полагает, что данное определение можно отнести к категории знаковых. «ВС крайне редко высказывает свое мнение относительно морального вреда. Например, такая позиция была сформулирована в Определении от 14 августа 2018 г. № 78-КГ18-38, которым размер компенсации был увеличен со 150 тыс. руб. до более чем 2 млн руб.», – пояснила она.

Эксперт указала, что из содержания документа можно сделать вывод о понимании высшей судебной инстанцией размера справедливой компенсации. «Этот вопрос является самым болезненным в нашей правоприменительной практике, – отметила она. – Размеры компенсаций остаются мизерными и отличаются в разы при схожих обстоятельствах. Например, апелляцией Нижегородского областного суда 30 июля 2019 г. было оставлено без изменений взыскание 90 тыс. руб. морального вреда в пользу супруги погибшего на железнодорожных путях (дело №33-9047/2019)». По мнению адвоката, определение ВС внушает надежду на изменения в судебной практике и взыскание справедливых компенсаций.

Ирина Фаст добавила, что ВС также подтвердил правомерность взыскания компенсации морального вреда в пользу родственников пострадавшего. По ее словам, ранее этот вопрос по-разному решался судами. Как указала адвокат, ВС подчеркнул недопустимость снижения размера компенсации несовершеннолетним при наличии их вины в несчастном случае. Она сообщила, что зачастую суды снижают размер компенсации в пользу несовершеннолетнего именно по причине наличия его вины.

Эксперт полагает, что отдельного внимания заслуживает формальный подход при рассмотрении исков о возмещении вреда жизни и здоровью, особенно в случае привлечения к ответственности ОАО «РЖД», который в данном случае ВС пресек. Ирина Фаст подчеркнула, что размеры компенсаций по таким делам мизерны, а судебные акты формальны и написаны «под копирку»: «Средний размер компенсации морального вреда по искам к ОАО «РЖД» в связи с гибелью близкого родственника составляет порядка 30 тыс. руб. – такие данные приводит сама компания». По ее мнению, суды редко подробно рассматривают обстоятельства причинения вреда, считая обычно всех пострадавших виновными в случившемся и присуждая примерно равные по всей стране «мизерные компенсации».

Читайте также:  Что делать, если виновник ДТП без страховки не хочет платить

Адвокат АП Московской области Кирилл Данилов отметил, что согласно официальной информации ОАО «РЖД», в 2018 г. ежедневно в России на железной дороге от наезда подвижного состава погибало четыре человека, еще три получали травмы, в основном тяжелые. И почти еженедельно погибало до трех детей.

Кирилл Данилов отметил, что в данном деле суд апелляционной инстанции необоснованно не применил позиции, сформулированные ВС достаточно давно.

Адвокат добавил, что считает важным применение Верховным Судом норм международного права: «ВС подчеркнул значимость применения и толкования норм Конвенции. Нижестоящие суды крайне редко применяют их, а также позиции ЕСПЧ, несмотря на их обязательность. К сожалению, единственная инстанция, которая “не боится” анализировать практику ЕСПЧ, – Верховный Суд», – подчеркнул он.

Кирилл Данилов также выразил удовлетворение позицией ВС в отношении взыскания компенсации морального вреда в пользу не только потерпевшего, но и его родственников. При этом он отметил, что, если позиция высшей судебной инстанции по данному делу «укоренится» в практике нижестоящих судов, у многих владельцев источников повышенной опасности, в том числе и у владельцев автомобилей, возникнут серьезные материальные трудности. «То же “РЖД” понесет громадные материальные потери, – пояснил он. – Если вспомнить, что каждый день гибнет не менее четырех человек, взять за константу сумму в 500 тыс. рублей, которая была присуждена по настоящему делу, и предположить, что у пострадавших есть не менее двух родственников, то компенсация морального вреда, которую могут взыскать родственники, составит более 2 млрд руб. в год. И это без учета компенсации вреда самим пострадавшим. Это серьезная сумма даже для «РЖД», – полагает адвокат. В заключение он добавил, что именно такие экономические факторы могут стать серьезной преградой для укрепления и распространения указанной позиции ВС на практике.

Возмещение морального вреда при ДТП: как это осуществляется

Когда происходит авария, выясняется, кто в ней виновен, а затем этот человек должен уплатить за травмы и убытки, причиненные другим. Наверное, многие слышали, что можно попросить также возместить моральный ущерб, нанесенный при ДТП, но не все знают, как это сделать.

Что это такое

Компенсация морального вреда возможна, когда при ДТП человек пострадал следующим образом:

  • испытывает боли;
  • потерял родного человека;
  • был шокирован до такой степени, что пошатнулась его нервная система;
  • не может полноценно двигаться, ходить, общаться с людьми, читать, смотреть телевизор;
  • не может вернуться к работе либо из-за повреждения каких-то органов, либо из-за того, что автомобиль был основным рабочим инструментом.

В понятие морального ущерба укладываются неприятные переживания пострадавшего в ДТП человека или его близких. Для виновника это отдельная статья расходов, помимо основных выплат на лечение.

Компенсацию получает либо сам пострадавший, либо его близкие родственники, либо опекуны.

Как оценить

Чтобы понять степень моральных страданий и перевести их в материальную плоскость, принимают во внимание следующее:

  1. Степень психологического потрясения.
  2. Как виновный стал причиной неприятных переживаний: специально или нечаянно.
  3. Насколько виновен в сложившейся ситуации сам пострадавший.

После этого можно думать о конкретной сумме: ее называет тот, кому она причитается, а виновник трагедии либо соглашается, либо ждет решения суда, где будет определено, насколько адекватны требования пострадавшего.

Как взыскать моральный ущерб с виновника ДТП

Страховые компании, выдающие полисы ОСАГО и КАСКО, не позволяют получить по ним моральную компенсацию. По первому можно покрыть расходы на восстановление чужих машин, пострадавших по вине водителя, а по второму – на восстановление собственной.

Возмещение морального вреда, который причинили при ДТП, можно получить у виновника происшествия, руководствуясь, в зависимости от обстоятельств, Гражданским или Уголовным кодексом.

Для начала виновнику можно предложить сделать выплату добровольно. Кстати, это позволит ему получить более мягкое наказание, если он спровоцировал серьезную аварию (с гибелью людей, например).

Если же виновный отказывается, нужно составить заявление для передачи в суд:

  1. В верхнем правом углу обычного листа А4 напишите название суда, в который будете обращаться, свое полное имя, а также полное имя человека, нанесшего вам моральный вред.
  2. Посредине листа с маленькой буквы напишите слово «заявление».
  3. Далее с красной строки изложите, как произошла авария, почему вы пострадали и чего хотите от виновника.
  4. Упомяните, пытались ли вы поговорить с ним сами и что он вам ответил.
  5. Поставьте дату и подпись.

В суд нужно сдать две копии вашего заявления и все доказательства, какие могут подтвердить вашу правоту: свидетельства других людей, записи с видеорегистратора, фото и т.п. Также нужно будет заплатить госпошлину и приложить к заявлению чек.

Читайте также:  Что делать, если попал в ДТП

Какие документы могут потребоваться

Помимо заявления в суд нужно будет принести:

  • копию протокола, составленного сотрудниками полиции на месте аварии, где описано, в каком состоянии был найден пострадавший человек;
  • справки от профильных врачей, где зафиксировано, что помимо физического нездоровья, ДТП обернулось для пациента моральными страданиями;
  • если человек стал инвалидом, то нужно заключение медкомиссии;
  • чеки, подтверждающие покупку назначенных лекарств и оплату процедур, услуг психотерапевта и т.д.;
  • если в суд обращается родственник погибшего: свидетельство о смерти, браке и рождении (для доказательства родственных связей);
  • справка об утрате кормильца, если погиб человек, на попечении которого находились дети или родственники, не способные работать сами.

Помимо этого нужны документы по рассмотрению дела, подтверждающие или опровергающие виновность человека, спровоцировавшего аварию (это решения о закрытии уголовного дела, судебное постановление о признании/непризнании виновным и т.п.).

Без этих документов взыскание морального вреда, причиненного при ДТП, невозможно. Многие не подают иск за моральное потрясение, боясь, что разбирательство будет обязательно долгим и безрезультатным, а траты на судебные издержки – огромными. Но зачастую это не так, если вина водителя или ущерб, нанесенный человеку, очевидны. Тем более, все расходы фиксируются, чтоб виновник возместил их тоже, раз он довел дело до суда.

Какие суммы можно возместить

Изначально сумму компенсации рассчитывает и назначает сам пострадавший или его родные, а затем суд проверяет, насколько это адекватно ситуации, и корректирует.

Когда вы прикидываете суммы выплат, не забывайте о здравом смысле: никто не подтвердит вам миллионы. Рассчитывайте, исходя из следующего:

  • за тяжкий моральный вред можно запросить до 100 тыс. рублей – если предстоит долгое лечение, вы навсегда утратили возможность работать и/или общаться, вам нужно продолжительное время заниматься у психотерапевта или вы потеряли родного человека.
  • за средний моральный вред выплачивается до 50 тыс. рублей – вы испытываете боли, временно не можете работать, выходить на прогулку и т.п.;
  • за легкий моральный вред можно получить до 20 тыс. рублей – вы сильно испугались, получили тревожное расстройство или депрессию, вас оскорбил виновник аварии и т. п.

Даже если человек, спровоцировавший аварию, оказался невиновным, можно взыскать моральный вред до полутора тысяч рублей – за испуг и лекарства.

Помните, что травмы и расходы на их лечение компенсируются отдельно. Чтобы суд взыскал еще и за моральный вред, нужно подавать дополнительное заявление, рассмотренное выше и приводить доказательства. Но если человек умер в результате ДТП, которое явно произошло по вине водителя, суд внесет в основное разбирательство и моральный вред, причиненный близким.

С кого нельзя взыскать компенсацию

Компенсация не взыскивается с водителя или владельца транспорта, если:

  1. Пострадавший намеренно спровоцировал аварию с целью подзаработать таким образом. Даже если он не рассчитал силу удара и получил серьезные травмы, водитель не будет компенсировать ему моральное потрясение. Скорее наоборот: соответствующий иск может подать сам водитель.
  2. Владелец машины подавал заявление о ее угоне или не знал, что кто-то из близких воспользовался его транспортом.
  3. Сбитый пешеход перебегал дорогу не по правилам.

Но эти обстоятельства нужно обязательно доказать.

Если авария без пострадавших

Если физически в аварии никто не пострадал, это еще не значит, что нельзя получить моральную компенсацию. Полиция обязательно опросит не только участников, но и свидетелей и запишет, в каком состоянии они находились. Любой из них может подать иск в суд, если сразу же обратится к врачу и получит справку о развившемся посттравматическом синдроме, нервном срыве и т. п. Придётся также возместить ему стоимость лекарств и других процедур – полностью или какой-то процент.

Моральный вред при ДТП и его компенсация — судебная практика в зависимости от степени тяжести происшествия

ДТП способно привести не только к физическим травмам, но и к моральным страданиям. Действующее законодательство РФ позволяет взыскать компенсацию с виновника происшествия. Однако не все знают, как действовать в подобной ситуации. О порядке действий, особенностях определения суммы выплаты в зависимости от нанесенного ущерба и пакете документов, который предстоит подготовить гражданину, поговорим далее.

Судебная практика по возмещению морального вреда с виновника

Судебная практика по ст. 1079 ГК РФ показывает, что обычно величина запрашиваемой компенсации занижается. Так, в деле № 22—4842/2016 истец направил апелляцию, требуя пересмотра размера выплат. В качестве обоснования заявитель оспаривает факт признания отсутствие ограничения скорости на месте аварии смягчающим обстоятельством. Суд отказал истцу.

Взыскание морального вреда при ДТП средней тяжести может закончиться и заключением мирового соглашения. Так, Новгородский районный суд рассматривал дело № 2—2628/13, в рамках которого истец требовал компенсацию за совершение наезда на него. В результате происшествия заявитель пострадал и был госпитализирован. В процессе разбирательства стороны направили ходатайство с просьбой утвердить мировое соглашение. В соответствии с ним, ответчик брал на себя обязательства по выплате компенсации в размере 20000 руб., что меньше изначально запрашиваемой суммы, а истец отказывался от своих требований. Суд согласился утвердить мировое соглашение.

Гражданин обязан доказать факт наличия моральных страданий. Например, в деле № 33—3495/2016 истец требовал компенсацию в связи с гибелью супруги. При этом заявитель не предоставил доказательств моральных страданий, заявив, что этот факт является общеизвестным. Суд решил по-другому.

Читайте также:  Действия, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

Если действия виновника происшествия повлекли за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или гибель человека, наказание будет установлено в соответствии со ст. 264 УК РФ. В этом случае начать взыскание можно на стадии следствия.

При нанесении легких или средних травм, наказание устанавливается в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ. Иск об истребовании выплаты может быть подан только после того, как одного из участников происшествия признают виновным. Выплата назначается на основании положений ст. 1079 ГК РФ.

Закон не устанавливает точный порядок действий, которые необходимо выполнить для получения компенсации. На практике процесс обычно осуществляется в соответствии со следующей схемой:

  1. Происходит фиксация факта происшествия и оповещение представителей уполномоченных органов (ст. 2.6 ПДД РФ).
  2. Гражданин занимается подготовкой пакета документов и оформлением искового заявления. Оно заполняется на основании норм ст. 131 ГПК РФ.
  3. Заявитель участвует в разбирательстве.
  4. Суд выносит решение. Если гражданин не согласен с ним, вердикт можно обжаловать.

Заявитель должен доказать факт наличия моральных страданий. Для этого необходимо обратиться за медицинской помощью. В обязательном порядке нужно сохранять всю документацию, подтверждающую затраты на восстановление. Они будут выступать доказательством моральных страданий пострадавшего.

Образец искового заявления о возмещении морального вреда при ДТП

Разобравшись, можно ли подать в суд на виновника ДТП за моральный ущерб, стоит переходить непосредственно к осуществлению процесса. Чтобы инициировать разбирательство, необходимо подать иск о возмещении морального вреда. Законодательно закрепленной формы документа не существует.

Скачать образец искового заявления

П. 1 ст. 131 ГПК РФ определяет состав сведений, которые должны присутствовать в исковом заявлении:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, её местонахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, её местонахождения;
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Документ должен быть в обязательном порядке подписан. Действие выполняет сам истец или его представитель при наличии доверенности с соответствующими полномочиями.

Размер компенсации морального вреда

Моральный вред при ДТП и его компенсация возмещается согласно правилам, закреплённым в законе. Однако нормы, регламентирующие размер полагающейся выплаты, отсутствуют. Потому не ясно, как оценить моральный ущерб при ДТП и получить выплату.

Помочь в процессе осуществления действия способна судебная практика. Иски с требованием о крупной компенсации (больше 10000-50000 руб.) редко одобряются. Получить такую выплату удастся только при нанесении тяжких травм или гибели. Во время разбирательства во внимание будут приняты:

  • состояние здоровья лица, пострадавшего в процессе аварии;
  • количество денежных средств, израсходованных на лечение;
  • материальное положение виновника происшествия;
  • семейные обстоятельства участников происшествия;
  • присутствие обязательств перед третьими лицами;
  • причины ДТП.

Список не является исчерпывающим. Суд может принять во внимание и иные особенности сложившейся ситуации. На основании совокупных данных будет принято решение. Если гражданина оно не устроило, можно подать апелляционную жалобу (ст. 320 ГПК РФ).

Особое внимание в процессе разбирательства уделяется степени тяжести полученных в результате аварии травм. В судебной практике прослеживается следующая закономерность – чем серьезнее последствия, тем на больший размер компенсации может рассчитывать пострадавший. Так, сумма морального вреда за тяжкий вред здоровью при ДТП будет значительно больше, чем компенсация за травмы легкой степени тяжести.

Моральный ущерб при средней тяжести

Если гражданин частично утратил трудоспособность (менее чем на треть) или длительное время имел стойкое расстройство здоровья, считается, что он получил травму средней тяжести. Норма закреплена в Правилах определения степени тяжести вреда здоровью, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 . Например, получение переломов во время столкновения автомобилей или наезда на пешехода может быть отнесено к этой категории.

Обычно лечение при травмах средней тяжести минимум несколько дней осуществляется в стационаре. Чтобы претендовать на получение возмещения в последующем, гражданин должен подготовить пакет документов. К иску можно приложить:

  • протокол административного правонарушения;
  • документы, подтверждающие наличие нарушений здоровья;
  • иная документация, которая может быть полезна (свидетельства очевидцев, квитанции по оплате лекарств или лечения).

Дополнительно можно получить копию истории болезни и анамнез.

Все вышеуказанные бумаги можно предоставить в суд в качестве доказательной базы, приложив к иску.

Разбираясь, какая сумма морального ущерба может быть выставлена за вред здоровью средней тяжести, нужно учитывать, что ее значение индивидуально в каждом конкретном случае. В среднем потерпевший может рассчитывать на компенсацию в размере 20000-50000 руб.

Читайте также:  Уголовное дело по факту ДТП

Моральный вред при ДТП с легким ущербом для здоровья

Согласно правилам , легкими травмами признается незначительная утрата трудоспособности. В категорию входят:

  • ушибы;
  • ссадины;
  • иные незначительные повреждения.

Суд требует доказать наличие моральных страданий. Для этого необходимо обратиться за медицинской помощью. Затем нужно собрать пакет документов и получить заключение независимого эксперта. Все бумаги необходимо приложить к иску и предоставить в суд. Сумма морального ущерба при легком ДТП также законом не определена. Обычно размер компенсации составляет 1000-20000 руб.

Моральный ущерб без пострадавших

На практике ДТП не всегда приводит к получению травм. Однако пострадавший может испытать шок от самого факта столкновения автомобилей. Поэтому причинение морального вреда при ДТП без причинения вреда здоровью также позволяет получить компенсацию.

Однако доказать факт нанесения травмы будет проблематично. Закон не регламентирует этот процесс. Эксперты советуют действовать следующим образом:

  1. Осуществить оформление ДТП в соответствии с нормами п. 2.6.1 ПДД РФ. Процесс должен выполняться с привлечением сотрудников ГИДД, даже если пострадало только имущество. Потерпевший должен обратить внимание инспекторов на свое самочувствие.
  2. Провести техническую экспертизу автомобиля.
  3. Все пострадавшие должны обратиться за медицинской помощью для подтверждения того, что авария отразилась на их моральном состоянии.
  4. Пройти независимую экспертизу, которая поможет оценить, какой вред был нанесен здоровью.
  5. Подготовить документацию, включив в перечень бумаги, подтверждающие затраты на лечение, и инициировать разбирательство.

Требование возместить моральный ущерб можно включить в иск, направляемый для получения выплаты за повреждение имущества, или направить отдельным заявлением. Не стоит рассчитывать на получение большой компенсации. Сегодня в РФ отсутствуют законодательные нормы, регламентирующие размер положенной компенсации. Практика показывает, что размер выплаты будет символическим.

В результате аварии здоровью человека может быть нанесен тяжкий вред. Согласно правилам , признаками подобного являются:

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

Тяжелые травмы могут привести к тому, что гражданин долгое время проведет в лечебном учреждении и не сможет самостоятельно защищать свои интересы в процессе разбирательства. В этом случае пострадавший может передать подобное право другому лицу, оформив доверенность (ст. 185 ГК РФ). В качестве подтверждающих документов необходимо предоставить:

  • заключение медицинской комиссии;
  • акт медосвидетельствования;
  • справку, подтверждающую или опровергающую наличие алкогольного опьянения;
  • протокол;
  • показания свидетелей, зафиксированные в письменной форме.

Процесс взыскания компенсации осуществляется в соответствии с классической схемой. Размер выплаты может доходить до 100000 руб..

Взыскание морального вреда при смертельном ДТП

Если в результате автомобильной аварии пострадавший погиб, в суд должны обратиться близкие родственники. Алгоритм взыскания не отличается от обычного. Гражданин должен подготовить заявление, использовав образец иска о возмещении морального вреда при ДТП со смертельным исходом, и приложить бумаги, подтверждающие факт наличия моральных страданий. Эксперты советуют приложить к заявлению следующие бумаги:

  • документы, подтверждающие факт наличия родства с погибшим;
  • бумага, удостоверяющая факт гибели;
  • документы, подтверждающие факт наличия моральных страданий заявителя.

Затем предстоит обратиться в суд и дождаться принятия решения. Величина компенсации определяется индивидуально.

Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

Что делать в случае ДТП с детьми

Как показывает статистика, количество аварий на дорогах общего пользования увеличивается каждый год. Данное обстоятельство связано как с увеличением количества ТС, находящихся в пользовании у граждан, так и с неправильным поведением пешеходов.

Вне зависимости от причин, спровоцировавших аварию, участие в ней ребенка является отягощающим обстоятельством. Следует разобраться, какое наказание за ДТП с участием ребенка, и можно ли его избежать.

Причины ДТП

Ненадлежащее качество дорожного покрытия, техническая неисправность отдельных элементов автомобиля, отсутствие опыта у водителя и неподобающее поведение на дорогах общего пользования (в том числе – вождение в нетрезвом виде) – основные причины аварий на территории Российской Федерации.

Важно! Когда речь идет о детях, необходимо также принимать во внимание их невнимательность, отсутствие должных знаний и непредсказуемость.

Сегодня можно выделить следующие случаи аварийных ситуаций, возникших по вине детей или с их участием:

  1. Нарушение правил движения по пешеходному переходу. Это утверждение касается как водителей, так и детей-пешеходов. Первые не предоставляют преимущества пешеходам, вторые неправильно используют зебру, выбегая на нее без оглядки на движущийся транспорт.
  2. Переход дороги в неположенном месте. Данная проблема в особенности актуальна на дорогах, размещенных возле школ. Безответственность школьников приводит к тому, что в неположенном месте передвигаться через дорогу могут целые группы детей.
  3. Перевозка несовершеннолетних без использования специальных приспособлений. Системы безопасности авто не рассчитаны на маленьких детей, из-за чего они не могут защитить их во время аварии. Кроме того, не будучи зафиксированным, ребенок может случайно открыть дверь авто на ходу и выпасть из салона машины.
  4. Превышение скорости водителями. Как правило, тормозной путь авто составляет несколько метров. Чем больше скорость, тем дольше машина будет тормозить. Из-за этого водитель может попросту не успеть среагировать на ребенка.

Значительное число аварий происходит из-за внезапного появления детей на дорожном покрытии. Это может быть как результатом случайного стечения обстоятельств, так и частью неудавшихся детских развлечений.

Читайте также:  Какое наказание за оставление места ДТП

Алгоритм действий при возникновении аварийной ситуации

Авария может привести к образованию серьезных травм у несовершеннолетних граждан. В некоторых случаях правильные действия могут спасти пострадавшему жизнь.

При ДТП с участием детей необходимо действовать следующим образом:

  1. Немедленно остановить автомобиль, поставив его на ручник.
  2. Проверить состояние ребенка. Попытаться оказать ему первую помощь (при наличии знаний, необходимых для этого), после чего вызвать скорую помощь.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  4. Собрать максимальное количество свидетелей, которые могут описать случившееся.

Первое, о чем должен позаботиться водитель – безопасность и здоровье ребенка. Поэтому необходимо сразу же вызывать скорую помощь.

Самостоятельно транспортировать ребенка в больницу рекомендуется в том случае, если до приезда скорой малыш может умереть и вы точно знаете, что делаете (т.к. своими действиями можете еще больше навредить).

Возможные наказания

Если будет установлено, что виноват водитель, он понесет наказание вне зависимости от того, пострадал малолетний или нет.

В случае наличия у малыша травм средней тяжести, водитель будет наказан денежным штрафом в размере от десяти до двадцати тысяч рублей. Но возможно и другое наказание – лишение водительского удостоверения (на срок до двух лет).

При легких травмах малыша, водитель будет наказан денежным штрафом до пяти тысяч рублей или лишен водительских прав (не более чем на восемнадцать месяцев).

Ситуация усугубляется, если несовершеннолетний получил тяжелые травмы. В таком случае происходит лишение водительского удостоверения на срок до четырех лет, а также возможен арест виновника (до трех лет).

Справка! Водитель также обязан будет возместить все расходы на лечение.

В случае смертельного исхода водителя лишают свободы на пять лет. Если же в ДТП погибли двое, наказание увеличивается до семи лет. Кроме описанных выше мер, могут применяться принудительные работы.

Если пешеход не пострадал

Если ребенок во время аварии не пострадал, гражданин будет наказан за допущенные им нарушения. К примеру, в случае проезда по зебре без пропуска детей, придется уплатить 1 500 рублей. Однако только в том случае, если происшествие зафиксировано на видеокамеру.

Если же будет замечено, что ребенок перевозится без специального кресла, может быть назначен штраф в размере трех тысяч рублей.

Если в аварии виновен несовершеннолетний

Довольно часто аварии провоцируются детьми. Если виноват ребенок, ответственность за его действия будет нести лицо, которое должно следить за несовершеннолетним. В стандартной ситуации это будут родители, опекуны либо попечители.

Внимание! Если малыш находится в детском саду или школе, ответственность несет учитель, воспитатель, классный руководитель.

В некоторых случаях доходит до крайней меры – лишения родительских прав/ареста. Но такие случаи довольно редки. В большинстве случаев родители выплачивают штраф либо получают предупреждение.

Как избежать наказания

В случае если ДТП произошло при свидетелях, избежать наказания не получится. Водителю придется ответить за свой проступок.

Однако он может смягчить наказание, если будет действовать правильно (вызовет скорую и ГИБДД, проследит за правильностью заполнения протокола).

Если же виновником является сам ребенок, необходимо найти свидетелей, которые это подтвердят, приложить запись видеорегистратора, на которой будет запечатлен момент аварии.

Заключение

Таким образом, аварии с детьми случаются довольно часто. В некоторых случаях они провоцируются самими несовершеннолетними. Вне зависимости от того, кто является виновным в случившемся, важно знать, как нужно действовать.

Какое наказание понесет водитель, зависит от конкретных обстоятельств. Кто ответственный за действия детей? Граждане, которые должны следить за ними (родители, опекуны, надзиратели).

Все внимание – на детей

Какие меры принимаются для снижения аварийности с участием несовершеннолетних

На фоне общего снижения аварийности на дорогах серьезной проблемой остается высокое количество ДТП с участием несовершеннолетних: в происшествиях все больше страдает детей-пассажиров и детей-пешеходов. Нередко инциденты происходят из-за безответственного отношения родителей к правилам использования автокресел. Накануне учебного года Госавтоинспекция призывает родителей соблюдать правила и напоминать детям о мерах предосторожности при движении по улицам.

Ребенок в опасности

По данным российской Госавтоинспекции, за последние восемь лет уровень аварийности с участием детей стабильно сокращался. Если в 2013 году таких ДТП было 22,4 тыс. (погибло 872, ранено 21,1 тыс. человек), то по итогам 2020 года – 18,1 тыс. происшествий (522 погибших, раненых 16,6 тыс.). Сокращения числа жертв на дорогах удалось достигнуть благодаря комплексу мер, включающему информационно-пропагандистские кампании, контроль за поведением водителей, усиление ответственности и т. д. Весомый вклад в изменение показателей дали, конечно, и различные пандемийные ограничения прошлого года.

Сокращение аварийности с участием детей в России

Данные ГУОБДД МВД России

В 2021 году ситуация по сравнению с прошлым годом выглядит более напряженной. За семь месяцев произошло более 8,9 тыс. ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, что на 2,9% больше, чем годом ранее. 9,7 тыс. детей ранено (+2,3%), 316 погибло (+19,7%). Рост детской аварийности фиксируется на фоне общего снижения количества всех ДТП примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. Резкий прирост аварийности с участием детей фиксируется примерно с апреля, что совпадает с началом теплого времени года и отменой большинства ограничений, связанных с COVID-19. В июле практически ежедневно на дорогах погибало более двух детей.

Читайте также:  ДТП с мотоциклистом с летальным исходом

Фиксируется прирост и отдельных показателей. К примеру, за семь месяцев на 36% выросло число погибших детей-пассажиров (наибольшая вероятность аварий с их участием достигается в июне-июле, когда многие едут на машине в отпуска). Другой неприятный тренд – почти 20-процентный рост ДТП с участием детей-пешеходов, причем пик приходится на осень. «Многие граждане возвращаются к месту постоянного жительства, часто вместе с детьми и в автомобиле, – поясняет заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. – В результате большое количество детей оказывается на улицах городов в качестве пешеходов, водителей велосипедов и т. д. Как следствие, возрастают риски аварийности».

В начале июля в ГУОБДД МВД России состоялось оперативное совещание, где обсуждались дополнительные меры по обеспечению дорожной безопасности детей: регионам были даны поручения представить предложения по мерам стабилизации ситуации. 14 июля под руководством Олега Понарьина было проведено уже координационное совещание на эту же тему. Большинство предложений регионов связано с изменением законодательства, проведением различных мероприятий в субъектах, совершенствованием работы подразделений пропаганды безопасности дорожного движения – все они систематизированы и сейчас прорабатываются. Впоследствии, скорее всего, их учтут при корректировке федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (входящего в состав нацпроекта «Безопасные качественные дороги»).

Пока что перед началом учебного года подразделениям поручено приблизить маршруты патрулирования к школам, детским садам, а также к путям следования детей от дома к образовательным организациям.

Почему ухудшается ситуация

Основная причина ДТП, в которых страдают дети-пассажиры, – грубое пренебрежение правилами перевозки детей. Только в Москве сотрудники Госавтоинспекции пресекли более 24 тыс. нарушений такого рода с начала года. Пункт 22.9 ПДД, напомним, обязывает перевозить ребенка возрастом до 12 лет спереди исключительно с помощью детского удерживающего устройства, соответствующего весу и росту. На заднем сиденье начиная с семилетнего возраста допускается использование только ремней безопасности, но при условии, что ребенок достаточно высокий (в частности, лямка ремня должна проходить через ключицу). К сожалению, отмечают эксперты и подтверждают в Госавтоинспекции, многие родители данной нормой злоупотребляют, перевозя сзади ребенка старше семи лет без кресла, хотя по всем параметрам детское удерживающее устройство (ДУУ) для него еще обязательно. Таким образом создается дополнительный риск получить серьезную травму при ДТП, но это осознают, к сожалению, не многие.

Предусмотренный за нарушение правил штраф 3 тыс. руб. сравним со стоимостью сертифицированного автокресла (от 2,5–3 тыс. руб.). Цены на бустеры начинаются от 1,5 тыс. руб., это вдвое меньше штрафа. Стоит подчеркнуть, что детское удерживающее устройство – это единовременная трата, а штраф может быть наложен несколько раз. Таким образом, для семейного бюджета рациональнее (и конечно же, безопаснее для ребенка) сразу купить автокресло или бустер и пользоваться им для перевозки. Многие родители тратят существенные суммы на образование детей, закупку дорогой школьной формы, канцелярских принадлежностей и т. д., на фоне этих затрат стоимость ДУУ, очевидно, крайне низка, при этом покупка избавляет от лишних рисков.

Отсутствие автокресла, к сожалению, не единственная причина ранения и гибели несовершеннолетних в ДТП. Треть детей-пассажиров возрастом до 16 лет гибнут при столкновениях, связанных с выездом на встречку, 56,5% – вне населенных пунктов, 64,8% – на перегонах. Очевидно, что водитель должен менять стиль вождения при наличии ребенка в салоне – об этом давно говорят многие эксперты. Нужно избегать опасных маневров (например, выезда на полосу встречного движения даже в разрешенных местах), не превышать разрешенную скорость (выбирая ее исходя из указаний знаков, а не по принципу «знак плюс нештрафуемые 20 км/ч»). Еще в 2019 году глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников предлагал закрепить в ПДД ограничение скоростного режима для водителей, перевозящих в салоне детей (к примеру, 90 км/ч на автомагистрали). Данная инициатива находится в стадии обсуждения.

Аварии с участием детей-пешеходов имеют свои причины. Чаще всего они происходят из-за невнимательности водителей: многие превышают скорость, отвлекаются во время вождения на гаджеты (использование телефона за рулем без hands-free в принципе недопустимо и является грубым нарушение ПДД) и т. д. При этом растет число аварий, когда дети попадают под колеса и по собственной неосторожности. Самые распространенные причины – переход дороги в запрещенном месте, использование гаджетов на ходу, прослушивание музыки в наушниках.

Часто дети и подростки, следуя модным трендам, одеваются во все темное, в результате даже внимательный водитель не успевает заметить внезапное появление ребенка на дороге и затормозить. Автомобилистам нужно помнить об этом особенно осенью, когда начинаются дожди и поверхность дорог становится скользкой.

Влияние родителей недооценено

Фото: Алексей Бычков/«Коммерсантъ»

Поведение детей на дороге во многом зависит от поведения родителей, это отмечают все эксперты. Если ребенок видит, что папа или мама перебегает дорогу на красный сигнал светофора или вообще за пределами перекрестка, то модель поведения автоматически копируется. Родители должны подробно разъяснять ребенку, как переходить проезжую часть дороги (особенно на нерегулируемом перекрестке), как при отсутствии тротуаров двигаться по обочинам навстречу потоку и т. д. При этом водителям нужно держать в голове, что детям свойственно отвлекаться от окружающей обстановки (особенно с учетом того, что почти у каждого ребенка сейчас телефон в руках с играми и соцсетями), а значит, они невольно могут оказаться на проезжей части за пределами пешеходных переходов, даже если и обучены соблюдению ПДД. Именно по этой причине около школ и детских садов, как правило, скорость движения транспорта ограничивается.

Читайте также:  Как выкупить авто после ДТП

На аварийность также очень сильно влияет заметность детей на дороге. Использование световозвращателей на рюкзаках, куртках, брюках, обуви, напомним, является рекомендацией для производителей одежды, но не все им следуют. Это создает косвенную угрозу безопасности движения школьников в темное время суток (особенно с учетом того, что в сентябре световой день станет существенно короче, чем в августе). В 2020 году Минпромторг и Росстандарт должны были проработать изменения в техрегламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», это было закреплено в поручении правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, но необходимых поправок так и не внесено. С учетом приближения осени и учебного года нужно снова вынести этот вопрос на рассмотрение правительственной комиссии, считает директор Института изучения детства, семьи и воспитания Наталья Агре.

Необходимый минимум – это световозвращатель, который прикрепляется в виде брелока на рюкзак или браслет на руке, при этом нужно следить, чтобы они оставались чистыми. Очень важно работать с родителями и доносить до них важность проведения разъяснительных бесед с детьми, отмечает Наталья Агре. Она приводит в пример проект «Детство без опасности», в рамках которого в региональных перинатальных центрах для женщин-рожениц проводятся тренинги по обучению безопасной перевозке детей в легковых автомобилях (с начала года проведено более 4,3 тыс. таких тренингов). В результате реализации проекта смертность в ДТП младенцев (детей до одного года) сократилась с начала года более чем на 50%. «Было бы правильно выстроить такую работу и на других площадках, например в поликлиниках и больницах», – считает Наталья Агре.

«Безопасность дорожного движения – это та область знаний, на которую сделан особый акцент в школьном образовании начиная с самых младших классов, – рассказывают в пресс-службе Минпросвещения. – Совместно с коллегами из МВД России министерство ведет обширную системную работу – это активности и конкурсы во внеурочной деятельности, это и развитие юношеских движений, таких как движение юных инспекторов. Это регулярные курсы повышения квалификации, через которые проходит свыше 3 тыс. педагогов ежегодно». Напомним, что в 2019 году по итогам заседания Госсовета, посвященного развитию сети автодорог и организации дорожного движения, президент Владимир Путин поручил создать в каждом субъекта федерации центр профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, оснащенный мобильными автогородками. Подобные центры «хорошо себя зарекомендовали», подчеркнул тогда глава государства.

Чтобы обучение безопасности было действительно эффективным, оно должно начинаться с безопасной дороги в школу, добавляет Наталья Агре. «Поэтому необходимо, чтобы подходы к образовательным организациям соответствовали нормам: были оборудованы пешеходными переходами, дорожными знаками и имели разметку на проезжей части, – говорит она. – За этим следят сотрудники Госавтоинспекции, имеющие полномочия по контролю за состоянием улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций, и представители муниципальных органов власти, отвечающих за безопасное состояние улиц и дорог».

СИМ – новый вызов для безопасности

Относительно недавно, всего несколько лет назад, количество пострадавших на дорогах детей начало расти из-за массового распространения электросамокатов, или так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ). По данным Госавтоинспекции, общее число ДТП с СИМ за шесть месяцев 2021 года выросло почти вдвое (до 135) – в них погибло три и ранено 138 человек. Точных данных о количестве происшествий с участием детей нет, однако в региональные новостные сводки подобные инциденты попадают регулярно.

В крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани – с каждым годом растет количество операторов кикшеринга, предоставляющих электросамокаты в прокат, что автоматически отражается на рисках аварийности. Внутренними правилами компаний установлено, что дети до 18 лет взять СИМ в аренду не могут, однако нередко родители берут самокаты для себя и передают их в управление несовершеннолетнему ребенку, чтобы развлечь его. Подобное «развлечение» впоследствии оборачивается травмами – прокатные СИМ разгоняются до 25 км/ч, дети справится с управлением тяжелым электросамокатом не всегда могут. В лучшем случае падают на тротуаре или врезаются в клумбу, в худшем – выезжают на проезжую часть. Другой сценарий: папа покупает собственный электросамокат и катает на нем ребенка с большой скоростью (как правило, быстрее 25 км/ч, потому что программно скорость в них не ограничена). Случаи подобного безответственного поведения родителей фиксируются в Москве и других крупных городах, к сожалению, регулярно. Госавтоинспекция подобные инциденты выявляет и привлекает нарушителей к ответственности. Минтранс совместно с МВД России сейчас работают над проектом поправок в ПДД, где будут описаны отдельные правила для пользователей СИМ, в том числе несовершеннолетних.

Ну и наконец, важно помнить, что смерти и серьезные ранения детей в ДТП – это не только горе и несчастье для отдельных семей, но и ущерб для экономики государства. Ранее Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта НИИАТ проводил исследование, согласно которому более 69% женщин, погибающих в ДТП, находится в репродуктивном возрасте или в возрасте младше репродуктивного. Иными словами, погибшие или пострадавшие в авариях девочки впоследствии могли бы стать матерями и родить одного или нескольких детей. Что касается полученных травм, то государство также берет на себя финансовое бремя по оказанию первой медпомощи в ДТП, лечению и реабилитации, а если ребенок стал инвалидом, но выплату регулярных пособий до конца жизни. Предотвращая аварию (например, соблюдая элементарные правила перехода дороги) или купив автокресло, можно избежать неприятных последствий для всего общества.

Читайте также:  Какие документы нужны в страховую после ДТП

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Внимание, за рулём дети: громкие случаи автотрагедий с малолетними водителями

По вине подростков в России совершаются сотни аварий ежегодно. Дети садятся за руль, чтобы казаться крутыми. Как следствие, азарт юных водителей без опыта и знаний нередко приводит к гибели как их самих, так и других людей. Лайф вспомнил о последних событиях, когда хулиганство несовершеннолетнего водителя привело к ДТП и смертельным последствиям.

Трагедия в Новочеркасске.

Известие о страшном ДТП в Ростовской области никого не оставило равнодушным. В Новочеркасске в аварии погибли пять несовершеннолетних в возрасте 14–15 лет.

Восьмиклассник из кадетского училища весело отмечал в субботу, 17 апреля, свой 14-й день рождения вместе с пятерыми друзьями — тремя мальчиками и двумя девочками. После тусовки дети разъехались по домам, а позже тайком от родителей договорились покататься на машине по ночному городу.

Виновник торжества взял ключи от отцовской машины Hyundai и отправился с друзьями продолжать веселье. Школьники изрядно зарядились алкоголем для настроения.

Фото © ТАСС / Пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области

Машина летела на скорости 100 км/час. Именинник не справился с управлением, и машина врезалась в дерево. От удара иномарка превратилась в груду искорёженного металла. Пятеро ребят погибли мгновенно, один сейчас находится в коме, за его жизнь борются врачи.

Трагедия для целого города: Новочеркасск сегодня хоронит двух подростков, погибших в страшном ДТП — видео

Приятели мальчика, который был рулём, говорят, что он умел водить машину и частенько на ней катался. Подросток любил погонять и на скутере.

В Ростове погибла девочка-подросток. Скутер, которым управлял 16-летний парень, врезался в мусоровоз.

В пятницу, 16 апреля, скутер Honda врезался во встречный КамАЗ-мусоровоз. Водитель скутера, 16-летний мальчик, получил травмы и сейчас в больнице. Его пассажирка — 15-летняя девочка — умерла на месте.

Полиция нашла человека, купившего подросткам алкоголь в ночь перед смертельным ДТП под Ростовом

Оба подростка катались без шлемов. У самого малолетнего водителя нет прав на управление транспортным средством.

На Алтае в аварии погиб несовершеннолетний водитель, пять пассажиров попали в больницу.

В конце марта в Чемальском районе Республики Алтай произошла смертельная авария. 16-летний водитель автомобиля Toyota Caldina не справился с управлением. Машина съехала с дороги, наскочила на камень и перевернулась. Юный водитель иномарки погиб до приезда скорой помощи. Пятерых пассажиров, среди которых двое несовершеннолетних, госпитализировали с травмами.

В селе Кочубеевском Ставропольского края 16-летний парень насмерть сбил несовершеннолетнюю девушку.

Трагедия случилась 13 августа прошлого года. Подросток за рулём автомобиля ВАЗ насмерть сбил 15-летнюю школьницу. После аварии юный водитель бросил машину и сбежал.

Юноша получил наказание за смертельное ДТП. Суд приговорил его к пяти с половиной годам заключения в воспитательной колонии.

Погоня за школьником в Уфе едва не закончилась трагедией.

В августе прошлого года полицейским Уфы пришлось гоняться по центру города за несовершеннолетним водителем. Юный лихач за рулём квадроцикла пытался скрыться от погони и перевернулся. Родители не верили своим глазам, глядя на снятые служебным регистратором кадры, где их 16-летний сын показывал шоу на дороге с риском для жизни.

На светофоре перед патрульной машиной квадроцикл без номеров стартовал на задних колёсах. Школьник лихо маневрировал между машинами, пересекал сплошные, выезжал на встречную полосу, чудом избегая лобовых столкновений. В итоге несовершеннолетний водитель на перекрёстке не вошёл в поворот. Водитель приземлился на землю, а квадроцикл упёрся в дверь припаркованной иномарки. Юный каскадёр уцелел лишь чудом. Позже подросток признался, что долго копил на дорогую игрушку. Парень так отчаянно старался ускользнуть от полицейских, потому что понимал, что, поскольку у него нет водительского удостоверения, сотрудники ДПС заберут его транспортное средство на штрафстоянку.

Что делать, чтобы ребенок не стал участником ДТП

В гибели детей на дорогах всегда виноваты взрослые! И никаких исключений из этого правила нет. Не досмотрели, не предупредили, не научили, не предостерегли. Пик ДТП с участием детей приходится на летние месяцы, когда они по большей части предоставлены сами себе. К сожалению, тенденция последних лет по сокращению показателей детского дорожно-транспортного травматизма в этом году сменилась серьезным ростом. В чем же проблема?

Читайте также:  Обоюдное нарушение при ДТП

Две трети детей погибают, когда они находятся в автомобиле

Чаще всего дети травмируются в качестве пассажиров — это половина раненых и почти две трети погибших среди всех малолетних пострадавших участников ДТП. Не в последнюю очередь в этом виновато легкомысленное отношение к обеспечению их безопасности на борту.

Согласно Правилам дорожного движения детей до 7 лет необходимо перевозить только в детских креслах. Но как только ребенок достигает школьного возраста, взрослые получают послабление: теперь специальное удерживающее устройство не обязательно, и заменой ему могут стать просто ремни безопасности. Однако многие по-прежнему смотрят на это как на возможность сэкономить. К тому же миф о том, что любящие руки матери — это самая надежная защита, на редкость живуч, но и он разбивается о законы физики (вес тела при ударе со скоростью всего 50 км/ч увеличивается до 30 раз!), сухие цифры статистики и кадры крэш-тестов.

Тем не менее в свое время такая либеральная формулировка появилась исключительно из-за того, что чиновники не придумали единые объективные критерии, по которым можно было бы определять, надо применять автокресло или нет. Дело в том, что предельные антропометрические параметры для использования удерживающего устройства — рост 150 см и вес 36 кг. Ближе к 10 годам современные дети вырастают, как минимум, из одного из них. Вот и пришлось чиновникам городить такую компромиссную норму, которую многие родители расценили как послабление.

С точки зрения защиты маленького пассажира альтернативы специальному удерживающему устройству не существует! По данным Всемирной организации здравоохранения, его применение способно снизить риск гибели младенца на 71%, более старших детей — на 64%. Поэтому автокресло должно стать таким же неотъемлемым атрибутом детского быта, как кроватка, коляска или горшок. Мало того, что оно должно быть, рассчитывать на него можно только в том случае, если оно сертифицировано по международным стандартам — Правилам ЕЭК ООН. Как минимум, это Правила № 44 с поправкой 4, а лучше — самые современные Правила № 129.

Помимо копии сертификата, которую обязан предоставить продавец, об одобрении детского сиденья говорит маркировка на упаковке и самом изделии. Ищите на стикерах и ярлыках те самые цифры: 44-04 или 129. Самое безопасное место для удерживающего устройства в легковом автомобиле — на заднем сиденье справа, самое опасное — рядом с водителем. Разница в тяжести последствий ДТП (количество погибших в пересчете на 100 пострадавших) между ними — полтора раза.

Дети-пешеходы тоже в опасности

Вторая причина высокого уровня смертности детей — наезды на них, когда они передвигаются пешком. В прошлом году в таких ДТП погибли 142 и получили ранения 6,5 тыс. пешеходов до 16 лет. Почти все наезды на детей происходят в населенных пунктах, причем 4 из 10 — на пешеходных переходах, две трети из которых были нерегулируемыми. Этим объясняется то, что в большинстве случаев виновными были признаны водители. Могут ли что-то исправить взрослые? Несомненно.

Конечно, надо приспосабливать инфраструктуру под нужды детей, но и водителям стоит повысить бдительность. Прежде всего, надо принять во внимание особенности детской психофизиологии и не относиться к детям-пешеходам так, как мы относимся ко взрослым. Из-за особенностей развития дети более импульсивны и менее осмотрительны. У них хуже реакция и зрение, они хуже концентрируются на опасности, не всегда могут правильно оценить ее масштаб. Если ребенок смотрит на приближающуюся машину — это не значит, что он ее видит. Маленький рост делает ребятишек менее заметными среди других пешеходов и машин, и в то же время ограничивает поле зрения им самим.

Наконец, самая малочисленная категория погибших детей — водители. Да, несмотря на то что до 16 лет официально можно управлять лишь велосипедом, в прошлом году погибло 50 детей, оказавшихся за рулем автомобилей, мотоциклов и мопедов. Более 1,1 тысячи получили травмы. Самое страшное, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту этих цифр.

И опять спрос со взрослых, которые покупают своим чадам дорогие игрушки — скутеры (они же мопеды), но ни на секунду не думают о последствиях. Сажая за руль автомобиля детей, пусть даже из самых добрых побуждений, родители подвергают их опасности: выстрелившая подушка безопасности, не рассчитанная на весоростовые параметры маленького водителя, может не только травмировать, но и убить. Оставленные в зоне доступа детей ключи от машины — еще одна оплошность, которая приводит к страшным последствиям.

Недавно в инфопространстве активно обсуждали инициативу автообщественности обучать детей правилам дорожного движения в школах и даже включить соответствующие вопросы в ЕГЭ. Между тем, понимая всю важность детского образования, эту проблему не решить без пересмотра отношения взрослых, ведь, повторим то, с чего начали: они и только они виноваты в гибели детей. А то, что задачу, если к ней подойти комплексно, можно решить, свидетельствует опыт Южной Кореи, где после того, как за проблему взялось государство, смертность на дорогах среди детей удалось сократить на 98%!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: