Какое наказание за оставление места ДТП

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Читайте также:  Как нарисовать схему ДТП

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Читайте также:  Регрессное требование к виновнику ДТП

Уезд с места ДТП

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:

немедленно остановить транспортное средство;

не двигаться с места;

включить аварийную сигнализацию;

выставить на дороге знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Ответственность и наказание

Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:

лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;

арест на срок до 15 суток.

Срок давности составляет два месяца.

От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:

если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;

в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;

столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.

К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:

водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:

участниками ДТП стали не более двух автомобилей;

в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;

водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;

размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;

у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;

возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;

необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.

Причины уезда с места ДТП

Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.

Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.

В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.

Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».

Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).

В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:

был признан виновником аварии;

должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.

Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.

Могут ли найти?

На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.

Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.

Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.

Читайте также:  Размер штрафа за ДТП виновнику аварии

Размер штрафа

Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.

Что делать, если участник ДТП скрылся?

Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:

пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;

происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.

В первом случае необходимо предпринять следующие действия:

запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;

если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;

найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;

сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;

дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;

Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:

сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;

попытаться найти свидетелей произошедшего;

если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;

совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.

Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.

Если водитель скрылся с места ДТП

Согласно КоАП РФ оставление места ДТП влечет за собой лишение водительских прав сроком от одного до полутора лет или административный арест до 15 суток (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ).

По статистике ГИБДД УМВД России по городу Пскову, за 9 месяцев 2020 года произошло 419 ДТП, водители которых скрылись с места ДТП.

Оставить место ДТП – значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, если водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, а также конфликта с другими участниками столкновения.

Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка.

Наказание за оставление места аварии наступит, если:

  • столкнулись два или более автомобилей;
  • совершен наезд на пешехода, велосипедиста или иное лицо, не являющееся водителем, автомобиль опрокинулся, столкнулся с отбойником, столбом, деревом.

Считается, что водитель скрылся с места ДТП, если:

  • уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения Европротокола с другим участником аварии;
  • не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.

К ответственности за оставление места ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.

Ответственность за оставление места ДТП

Статистика судебных решений такова, что самое частое наказание за оставление ДТП – лишение прав. Суд назначает арест только в исключительных случаях. Но стоит учесть, что сотрудник ГИБДД не назначает наказание. Только суд определяет наказание и его строгость.

Зачастую водители оставляют место ДТП, так как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Не редкость сейчас и такая ситуация. Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД. И поскольку никаких документов, подтверждающих достижение мирного соглашения сторон, нет, то второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.

ДТП без пострадавших

Такое нарушение регламентируется ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом случае тот, кто покинул место ДТП, будет лишен права на управление транспортным средством на год-полтора или получит административный арест до 15 суток.

ДТП с пострадавшими

Данные обстоятельства будут рассматриваться в рамках ст. 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. При назначении наказания судья учитывает, имеются ли пострадавшие или нет. Если они есть, то какова степень тяжести полученных травм? Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, другим участникам был причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет привлечен к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ:

  • за причинение тяжкого вреда здоровью человека – к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;
  • за смерть человека – к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;
  • за смерть двух и более лиц – к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.
Читайте также:  Услуги адвоката по ДТП в Москве

Кроме того, водитель дополнительно будет лишен права управления транспортным средством на 3 года.

Как нужно действовать, если вы попали в ДТП, а другой его участник скрылся

На этот вопрос ответ дают п.2.5., п.2.6., п.2.6.1. Правил дорожного движения. При ДТП водитель, причастный к нему, должен немедленно остановить транспортное средство и не трогаться с места до приезда сотрудников ГИБДД, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Кроме того, ДТП возможно оформить по Европротоколу, если нет пострадавших и все участники аварии признают, что не имеют претензии ко всем участникам происшествия. Отдельно стоит обратить внимание на ситуации, когда водители, стараясь помочь потерпевшим в ДТП, становятся виновными в нарушении — их привлекают к административной ответственности за оставление места ДТП. Даже если водитель покинул место ДТП по очень важной и уважительной причине – он обязан вернуться на место аварии.

Помните: сегодня вы уедете с места ДТП, а завтра вас могут лишить прав! Будьте аккуратны и бдительны за рулем!

ГИБДД УМВД России по городу Пскову

Наказание за оставление места ДТП в 2021 году

Водитель, скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия в 2021 году, признается нарушителем и получает наказание по КоАП РФ. Однако в нормативных актах имеются указания на ситуации, когда можно удалиться с места аварии. Важно знать, в каких случаях водителя могут лишить прав за оставление места ДТП в 2021 году, чтобы не совершать ошибок в сложной ситуации.

Когда считается, что водитель оставил место ДТП?

Четкое определение термина «оставление места ДТП» в правовых документах отсутствует, есть лишь собирательное понятие. Гражданин, уехавший или ушедший с участка, где произошло столкновение, в 2021 году будет признан нарушителем, а его действия расцениваются как намерение уклониться от ответственности.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.

В суде под оставлением места аварии признают следующие ситуации:

  • Не оказание помощи пострадавшим и освобождение участка дороги, где произошло ДТП — п.2.6 ст.2 ПДД (не оказание помощи пострадавшим, отсутствие звонка в скорую помощь) и ст.125 гл.16 УК РФ – оставление пострадавшего в заведомо тяжелом состоянии.
  • Перемещение транспортных средств без причины, отсутствие необходимости освобождать проезжую часть – ст.12.27 КоАП РФ.
  • Стороны или одна сторона не дождалась прибытия сотрудников ГИБДД. Это действие приравнивается к умышленному оставлению места аварии – ст.12.27 КоАП РФ.

Внимание

Невыполнение водителем – участником ДТП, обязанностей, предусмотренных нормами ПДД при возникновении аварии на дороге, назначается административный штраф 1000 рублей во всех случаях кроме тех, которые предусмотрены частью 2 ст.12.27 КоАП (ч.1 ст.12.27 КоАП). Если водитель, виновный или пострадавший, отсутствует на месте в момент прибытия инспектора ГИБДД, он отмечается как отсутствующий, а его действиям будет дана правовая характеристика.

Когда водителю разрешается покинуть место аварии?

В 2021 году только в отдельных случаях можно уехать с участка ДТП и не нарушить закон:

  1. Отступление от требований, изложенных в п.2.5 ПДД возможно в случае, когда необходимо доставить раненного в больницу. Водитель, являющийся участником аварии, отвозит пострадавшего в лечебное учреждение, если другого транспорта для этих целей не нашлось (п.2.6 ПДД). Чтобы это действие не было квалифицировано как побег, нужно заранее сообщить в ГИБДД свою фамилию и номер ТС. Доставив пострадавших в приемный покой необходимо вернуться назад.
  2. Необходимо освободить трассу для проезда других машин. Убедившись, что машины, участвующие в аварии, мешают проезду транспорта, водители должны сделать фотографии места происшествия и отодвинуть машины к обочине(п.2.6 ПДД)
  3. Водители между собой решили вопрос о возмещении ущерба. В таком случае они могут разъехаться и не регистрировать происшествие в ДТП, согласно п.2.6.1 ПДД, при условии, что не был причинен вред людям и объектам городской инфраструктуры, а также, определен виновник аварии, и он согласен полностью возместить причиненный ущерб. Важно убедиться, что в аварии участвовали только два транспортных средства. Если машин больше, без регистрации ДТП покидать место аварии нельзя.

Водители могут не вызывать инспектора ГИБДД и составить Европротокол, при условии, что отсутствуют пострадавшие, не причинен вред городскому имуществу, а ответственность водителей застрахована по ОСАГО.

Перед тем, как оставить участок с транспортным средством, необходимо как можно подробнее зафиксировать начальное положение машин – сделать фото или видеосъемку. На фотографиях и видео должно быть четко видны положения машин после столкновения, государственные регистрационные номера каждого автомобиля. Также к материалам прилагается запись видеорегистратора, где зафиксирована авария.

Наказание за оставление места ДТП в 2021 году

Ранее действовавшее наказание за оставление места ДТП по Уголовному кодексу, в 2021 году не применяется. Возможны санкции по Кодексу об Административных правонарушениях:

Вид наказания Когда устанавливается Нормативный акт
Штраф (1000 рублей) Во всех случаях при оставлении места ДТП 2ч.Ст.12.27 КоАП РФ
Лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет По решению суда
Арест на срок до 15 суток По решению суда

Узнать о назначенных штрафах и других санкциях водитель может на портале Госуслуги, или на сайте ГИБДД. На дом высылают официальное почтовое уведомление, поэтому, даже если водитель оставил место аварии не умышленно, не зная о причиненном им вреде, через некоторое время он будет уведомлен о происшествии государственными службами.

Нормативная база

Нормативно – правовые акты, регулирующие ПДД и процесс назначения наказаний за оставление места дорожно – транспортного происшествия:

  1. Пункт 2.5 ПДД – описаны действия, которые необходимо предпринять водителю в случае аварии, чтобы не быть арестованным или наказанным.
  2. Статья 12.27 КоАП – устанавливает ответственность за оставление водителем места дорожно – транспортного происшествия. Назначается одна из санкций, избранная судом – лишение прав или арест. Применение к одному водителю сразу двух санкций за одно и то же правонарушение не допускается.

К сведению

Следует учесть, что ранее действовавшая норма ст. 265 УК РФ в 2021 году утратила свою силу и не является действительной.

Пострадавший водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия

Оставить место происшествия пострадавший может по разным причинам, например, не заметив, что его ударили. Правильное действие виновного – стоять на месте, не пытаться догнать машину.

Возможно, что через некоторое время пострадавший вернется на место ДТП и вызовет полицию, а если это произойдет, то виновным в аварии будет признан водитель, оставивший место происшествия.

Единственное, что может сделать виновный водитель в 2021 году – вызвать ГИБДД. Это нужно прежде всего для того, чтобы предотвратить возможную автоподставу – ситуацию, когда пострадавший начинает требовать компенсацию.

Если пострадавший водитель уехал с места ДТП, необходимо действовать, как в стандартной аварии:

  1. Вызвать ГИБДД и зафиксировать факт присутствия виновного на месте аварии.
  2. Самостоятельно сделать фотографии, а по возможности, видеосъемку места происшествия. Если ДТП наблюдали свидетели, рекомендуется попросить их дать показания инспектору или оставить номер телефона для связи и дальнейшего привлечения к делу.
  3. Указать в заявлении и протоколе факт отсутствия на месте пострадавшей стороны.
  4. Действовать по указаниям сотрудника ГИБДД.

ВАЖНО

Не при каких обстоятельствах не следует ехать за пострадавшим водителем. Виновный должен оставаться на месте аварии возле своей машины и дожидаться прибытия инспектора ГИБДД.

Виновный водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия

Не следует устремляться в погоню за виновником. Водитель, скрываясь с места аварии, нарушает нормы КоАП и рискует лишиться прав на 1,5 года. При этом не имеет значения, кто именно оставляет место происшествия, виновный или пострадавший, поэтому, отъезжая даже на небольшое расстояние, автомобилист попадает под действие той же статьи – 12.27 КоАП.

Что нужно сделать в 2021 году пострадавшему водителю, оставшемуся на месте ДТП:

  1. По-возможности записать или сфотографировать номера машины виновника. Это поможет быстрее найти его. Если запись аварии попала на видеорегистратор, нужно убедиться, что никто не сотрет ее. Для подстраховки следует выгрузить видео на телефон или планшет.
  2. Вызвать ГИБДД, сделав сообщение об отсутствии виновника аварии на месте.
  3. Найти свидетелей аварии и попросить их дать показания. Если граждане, которые видели ДТП, не могут остаться на месте, следует выписать их данные – ФИО и номер телефона.

Если водитель получил травму сам или должен оказать помощь пострадавшим, он может на некоторое время оставить место аварии, отправившись в лечебное учреждение. Данное действие не будет классифицировано как оставление места ДТП в 2021 году, если другой возможности оказать помощь себе или пострадавшим нет (п.2.6 ПДД).

Штраф за оставление места ДТП

За оставление места аварии при отсутствии пострадавших в 2021 году водителю грозит штраф – 1000 рублей, который назначается за невыполнение обязанностей, предусмотренных Правилами Дорожного движения (ст.12.27 КоАП).

В 2021 году крупные штрафы назначаются судом в более серьезных случаях:

  • авария произошла из-за алкогольного опьянения водителя, после чего он оставил место ДТП – 30 000 рублей – ч.3 ст.12.27 КоАП;
  • нарушение ПДД (перемещение авто, оставление места аварии) и правил эксплуатации, легкий вред потерпевшему – от 2 000 до 5 000 рублей – п.1. ст.12.24 КоАП;
  • причинение вреда здоровью средней тяжести в результате нарушения правил ПДД – штраф до 25 000 рублей – п.2 ст.12.24 КоАП.

Виновный в аварии, в которой люди погибли или получили серьезные травмы, будет осужден по Уголовному законодательству.

Лишение прав за уезд с места аварии в 2021 году

Водитель, лишенный прав, должен передать свое водительское удостоверение в ГИБДД на тот срок, который указан в постановлении суда. Если отягчающие обстоятельства отсутствуют, водителя лишают прав на 1 год. При наличии отягчающих обстоятельств срок лишения ВУ за оставление места ДТП варьируется с 12 до 18 месяцев. После судебного заседания, виновному выдается решение с конечной датой, при наступлении которой можно подать заявку в ГИБДД и восстановить документ.

Процесс лишения водительского удостоверения за оставление места ДТП в 2021 году:

  1. Инспектор ГИБДД составляет протокол о правонарушении с указанием статьи КоАП.
  2. Проводится заседание комиссии при Государственной Автомобильной Инспекции. На заседании решают, будет ли наложен штраф на нарушителя, или дело передается в суд.
  3. Назначается дата рассмотрения дела в суде.
  4. Проводится судебное заседание. Выносится решение. Пострадавшему и виновному, если они являются участниками процесса, выдается решение в письменном виде.
  5. Осуществляется передача ВУ в отделение ГАИ. Водителю будет выдана справка о принятии удостоверения с указанием номера протокола и решения суда, датой принятия ВУ, датой возврата. На основании этой справки в дальнейшем будет осуществляться возврат документа.

Процесс лишения водительского удостоверения за оставление места ДТП сложен. Правильные действия водителя на каждом этапе, предоставление доказательств и наличие четкой, аргументированной позиции необходимо для смягчения или отмены приговора.

Лишить гражданина водительского удостоверения в 2021 году может только суд, после изучения материалов дела и признания вины за конкретным водителем.

Чтобы вынести приговор, судья должен убедиться, что именно указанный в протоколе водитель оставил место дорожно-транспортного происшествия. Для определения вины суд анализирует все предоставленные материалы – протокол, фотографии и видеозаписи, показания свидетелей, записи с дорожных камер.

Срок лишения ВУ

Срок лишения водительских прав за оставление места ДТП в 2021 году устанавливает суд. Минимальный период — 1 год, максимальный – 1,5 года.

При определении срока суд руководствуется несколькими аспектами:

  1. Наличие потерпевших и характер увечий.
  2. Другие правонарушения, ставшие причиной ДТП.
  3. Масштаб повреждений объектов городской инфраструктуры.
  4. Самостоятельное заявление виновником о правонарушении.

Наличие даже одного фактора может стать основанием для сокращения срока лишения водительских прав. Но, если возникло ДТП со смертельным исходом, никакие послабления не могут быть приняты.

Неумышленное оставление места ДТП

В некоторых случаях водитель неумышленно оставляет место аварии, и это важно доказать в суде.

Наказание за оставление места ДТП в 2021 году не назначается, или смягчается, если:

  1. Стороны ДТП самостоятельно решили спор и договорились о компенсации, ущерб возмещен добровольно.
  2. Правонарушение было совершено женщиной, находящейся в положении, или с ребенком на руках – ст. 4.2 КоАП.
  3. Повреждения авто не существенные. Водитель не догадывается о том, что им был нанесен ущерб другому транспортному средству – ст.4.2 КоАП.
  4. Нарушитель закона раскаялся в содеянном на стадии предварительного расследования – ст.4.2 КоАП.
  5. Нарушение было устранено самостоятельно, гражданин вернулся на место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД – ст.4.2 КоАП.
  6. Административное правонарушение совершено несовершеннолетним ребенком.

Все эти обстоятельства могут быть рассмотрены судом и приняты как значимые для дела. Водитель может избежать наказания за оставление места ДТП, если им была соблюдена процедура уведомления ГИБДД о происшествии, но сотрудники не осуществили выезд на указанное место.

Если с момента звонка прошло 3 часа, водители могут оставить место происшествия по закону, но рекомендуется сделать повторный звонок (Сроки административного задержания ТС установлены ст.27.5 КоАП.). Если во время звонка выясняется, что сотрудники инспекции все же будут на месте не скоро, то наказание за оставление места ДТП не может быть назначено.

Юридически, обязанность участников аварии оставаться на месте является административным задержанием, поскольку свобода передвижения граждан ограничена. Эта мера установлена статьей 27.5 КоАП РФ, однако, пока вина водителей не доказана, срок задержания не должен превышать 3 часа.

Рекомендуется зафиксировать время звонка в ГИБДД, сделать фотографии и видеозапись места происшествия, и после этого можно уезжать – оставление места ДТП в данном случае не будет умышленным, но позже водители будут вызваны в ГИБДД для составления протокола о происшествии..

Возврат водительского удостоверения после лишения

В 2021 году существует определенная процедура возврата изъятого водительского удостоверения:

  1. В выданном на руки постановлении суда указана дата, когда наказание за оставление места ДТП перестает действовать. Обращаться в инстанцию, отобравшую права, можно уже на следующий день после наступления этой даты. Но к визиту необходимо подготовиться заранее.
  2. Документы будут возвращены только при условии, что на руках имеются справки, подтверждающие прохождение повторных экзаменов на знание правил дорожного движения. Пройти этот экзамен можно за месяц до обращения в ГИБДД.
  3. Дополнительно предоставляется пакет документов: российский паспорт для подтверждения личности водителя; справка, подтверждающая передачу удостоверения в отдел ГИБДД; ксерокопия судебного постановления с конечной датой.

К сведению

Может потребоваться медицинская справка. Несмотря на то, что этот документ не является строго обязательным, при предъявлении требования инспектором его все же придется предоставить, поэтому, следует заблаговременно пройти медицинскую комиссию.

Обязательное условие для возврата водительского удостоверения – повторная проверка знаний ПДД. Экзамен необходимо сдать успешно, в противном случае получить права с первого раза не удастся. Если были допущены ошибки в ответах, назначается пересдача через 7 дней.

Нюансы

Существует несколько нюансов, о которых нужно знать водителям не только для того, чтобы не нарушать закон по незнанию, но и защитить свои права:

  1. Привлечь водителя к ответственности при условии отсутствия пострадавших и погибших в аварии, можно только в течение 3 месяцев (ч.1 ст.4.5 КоАП). Если в этот срок не поступило уведомление о слушании дела в суде, наказание назначено не будет.
  2. Неумышленное оставление места аварии может произойти по причине незнания закона или из-за страха ответственности. Наказания в этом случае избежать не удастся, но можно его смягчить, сотрудничая с правоохранительными органами и не укрываясь от сотрудников ГИБДД.
  3. В 2021 году наказание за оставление места ДТП может установить только суд. Нарушитель не вправе выбрать для себя штраф или арест. В большинстве нарушений применяемая мера наказания – лишение прав на срок до 1,5 лет.

Внимание

Не знание правил дорожного движения или закона не освободит водителя от ответственности и не будет расценено судом как смягчающее обстоятельство.

Если водитель по причине испуга скрылся с места аварии, рекомендуется проконсультироваться у профессионального юриста, чтобы защитить собственные права и интересы.

Штраф за оставление места ДТП

Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что значит покинуть место ДТП
  • Какой штраф
  • Лишение прав
  • Оставление места ДТП без пострадавших
  • Неумышленное оставление места ДТП
  • Что если другой участник скрылся
  • Cрок давности
  • Как избежать наказания

Что значит покинуть место ДТП

Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.

Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года.

Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:

  • оставление места — машина задела другую и уехала;
  • перемещение — машина задела другую и отъехала на обочину, чтобы не перекрывать дорогу.

Какой штраф за оставление места ДТП в 2021 году

Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.

Лишение прав за уезд с места аварии

Срок лишения. В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.

Происходит это так:

  • участник аварии скрылся;
  • инспектор на основании жалобы остальных участников ДТП составляет протокол и передает дело в суд;
  • судья принимает решение о мере наказания.

Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.

Возврат водительского удостоверения после лишения. Чтобы вернуть права, придется:

  1. сдать теоретический экзамен в ГИБДД, когда пройдет половина срока;
  2. погасить все штрафы. Проверить можно на главной странице сервиса;
  3. пройти медкомиссию и получить справку, если лишили за нетрезвую езду;
  4. поехать в ГИБДД с паспортом, медсправкой, копией постановления и документом о сдаче экзамена.

Как оспорить отнятие прав и что будет, если снова сесть за управление авто после этого, читайте в другой нашей статье.

Оставление места ДТП без пострадавших

Когда разрешается уехать. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:

  • в аварии не пострадали люди;
  • поврежден только один автомобиль, например, водитель по невнимательности въехал в дерево.

При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.

Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам. Сделать так можно, если выполнены два условия:

  • в аварии ни один человек не пострадал;
  • никто из водителей не имеет претензий по поводу случившегося.

Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.

Неумышленное оставление места ДТП

Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.

Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.

Что делать, если другой участник скрылся

Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.

Найти видеозаписи. Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02

В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.

Также можно попросить у водителей проезжающих авто записи с регистратора. Запишите телефон водителя и в ближайшее время попросите отправить запись на электронную почту.

Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.

Приобщить записи к заявлению в полицию. Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.

Какой срок давности у оставления места ДТП

Срок административного привлечения. Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:

  1. участник ДТП уехал;
  2. нанес легкий вред здоровью пострадавшим и уехал;
  3. нанес вред средней тяжести и уехал.

Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.

Срок административного рассмотрения. Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.

Срок уголовного привлечения. Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:

  • пострадавший получил тяжкие повреждения;
  • пострадавший погиб;
  • погибли двое и более людей.

Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.

Срок уголовного рассмотрения. В законах нет точной формулировки, есть лишь понятие «разумный срок». При расчете срока учитываются сложность материалов проверки по делу, а также что действия всех участников дела, включая судью, прокурора, адвоката и дознавателя эффективны и достаточны.

Как избежать наказания

Составить схему ДТП. Водителя не накажут, если в аварии пострадала только его машина, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.

Составить Европротокол. Это оформление ДТП для последующего сообщения в страховую без привлечения инспектора ГИБДД. Оформить такой документ можно, если выполнены условия:

  • в ДТП не больше двух машин;
  • у водителей есть ОСАГО;
  • пострадали только машины;
  • у автовладельцев нет разногласий о причине аварии.

Найти видеозаписи, если обвиняют вас. Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.

Александр Торвард, автоюрист
Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.

Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).

В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.

У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: