По каким правилам оформляют европротокол при ДТП в 2021 году

Как оформить Европротокол при ДТП в 2021 году

Многие водители, если попали в аварию, думают, что должны вызвать ГИБДД для оформления происшествия. Это не так. В некоторых ситуациях граждане могут сами составить европротокол при ДТП. Этот документ позволяет получить компенсацию от страховщика в упрощенном формате и экономит личное время участников инцидента.

  1. Изменения в 2021 году
  2. Что такое Европротокол
  3. В каком случае можно оформить ДТП без ГИБДД
  4. Где взять бланк Европротокола?
  5. Инструкция по заполнению Европротокола при ДТП
  6. На лицевой стороне
  7. На оборотной стороне
  8. Количество экземпляров
  9. Образец заполнения Европротокола при ДТП
  10. Как оформить Европротокол через приложение
  11. Что делать виновнику ДТП после составления европротокола
  12. Размер выплат по европротоколу
  13. Срок действия Европротокола
  14. Какие могут быть проблемы с Европротоколом
  15. Заключение

Изменения в 2021 году

В текущем году планируется введение в эксплуатацию программы «Госуслуги. Авто». Это новое приложение, которое предоставит возможность фиксировать происшествие дистанционно. Можно будет оформлять протокол с 2-х устройств в одно и то же время, а также пользоваться программой, если отсутствует связь.

Что такое Европротокол

Европротокол – это упрощенная процедура оформления аварии, в которой не требуется участие ГИБДД. При этом водители должны сами заполнить бланк об инциденте. Самостоятельное составление протокола позволяет не только сократить время оформления происшествия, но и быстро убрать автомобили с дороги.

В каком случае можно оформить ДТП без ГИБДД

Каждый водитель должен знать в каких случаях оформляется европротокол при ДТП.

Для упрощенной регистрации происшествия нужно соблюдать ряд условий:

  • в аварии нет человеческих жертв;
  • в ДТП принимают участие 2 автомобиля;
  • ущерб нанесен только участвовавшим ТС;
  • у обоих водителей оформлены полисы ОСАГО;
  • ущерб, который причинен ТС, не превышает максимального размера выплаты по страховке;
  • оба водителя хотят зафиксировать ДТП без ГИБДД, составив европротокол.

Если трудно выяснить обстоятельства происшествия и оценить нанесенный ущерб, то лучше оформить аварию по стандартной процедуре.

Где взять бланк Европротокола?

При возникновении аварии водители могут заполнить специальную форму – европротокол бланк, который необходимо передать в страховую фирму.

Документ выдает страховой агент при оформлении страхового полиса. Плата за выдачу бланка не взимается.

Если имеющаяся форма была уже использована, то нужно посетить ближайший филиал страховой фирмы. Также бланк можно скачать ниже:

Инструкция по заполнению Европротокола при ДТП

Водители интересуются вопросом: как оформить европротокол? В бланке 2 листа: основной и дополнительный. На лицевой части первого листа находятся 2 колонки. После заполнения основу бланка необходимо отделить от дополнительной части.

На лицевой стороне

На лицевой стороне указываются следующие данные:

  • место, дата и точное время аварии;
  • количество поврежденных ТС и пострадавших лиц;
  • показания свидетелей (если они есть);
  • ФИО владельцев автомобилей, водителей, которые попали в ДТП, и точную информацию о ТС;
  • сведения о страховой фирме и актуальном полисе;
  • список повреждений авто;
  • схема ДТП.

После полного заполнения лицевой стороны и составления схемы водители подписывают пункт 15 и 18. После этого можно разорвать страницы для дальнейшего самостоятельного заполнения оборота.

На оборотной стороне

На оборотной стороне документа оба участника инцидента описывают свое мнение об аварии и указывают, кто управлял автомобилем на момент ДТП (владелец ТС или другое лицо).

В примечания можно внести дополнительную информацию об инциденте, которую удалось получить при фото- и видеосъемке.

Если после того, как бланки разъединили и подписали обе стороны, нужно внести исправление, то корректировку должны заверить оба участника ДТП.

Количество экземпляров

Водителям необходимо заполнить 1 бланк, состоящий из 2 листов. Верхний слой является самокопирующимся. Нужно проследить, чтобы данные с лицевой части четко отпечатались.

Если бланк европротокола был самостоятельно распечатан на принтере, то необходимо заполнить 2 экземпляра.

Образец заполнения Европротокола при ДТП

Чтобы правильно оформить ДТП, нужно знать, как заполнять европротокол. Следует придерживаться правил:

  1. В документе должна отражаться только правдивая информация.
  2. Полное и точное заполнение европротокола снижает риск возникновения проблемных ситуаций со страховым возмещением.
  3. Необходимо серьезно отнестись к фиксации тех деталей происшествия, которые появились благодаря фото- или видеокамерам.
  4. При составлении европротокола у водителей не должно быть разногласий. Если есть какие-то спорные моменты, их нужно подробно указать в документе.

При возникновении ДТП важно правильно зафиксировать обстоятельства аварии в схеме. Она находится на бланке в пункте 17.

При оформлении документа не нужно стараться изображать детально внешний вид предметов. Ключевое: схема должна четко пояснять событие. Необходимо указать автомобили, которые участвовали в ДТП, их положение на дороге и направление движения.

Как оформить Европротокол через приложение

Для составления документа об аварии можно воспользоваться одним из приложений: «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО». Первый вариант считается более простым.

Водители в приложении «ДТП. Европротокол» делают фото аварии, но извещение оформляют на бумаге. Следующий шаг: необходимо определить геолокацию. После этого участники ДТП отправляют запрос на проверку, и после получения уведомления о подтверждении разрешается покинуть место аварии.

Для использования «ДТП. Европротокол» необходимо, чтобы хотя бы один водитель имел учетную запись на Госуслугах. После инцидента потерпевший должен в течение 5 дней уведомить страховщика о происшествии. Подать в компанию заявление о компенсации ущерба и извещение, составленное на бумаге.

«Помощник ОСАГО» считается более сложным вариантом. Необходимо, чтобы оба водителя имели личные кабинеты на Госуслугах. В приложении ДТП фиксируется сразу в электронном формате. Схему нужно нарисовать на бумажном листе, сделать фото чертежа и загрузить его в приложение. Оформленная заявка также будет проверена, система отправит сведения в РСА и предложит заполнить электронное извещение на Госуслугах.

В приложение каждое заявление должна заверять электронная подпись. После прохождения всех этапов считается, что страховщик получил уведомление об аварии. В компанию нужно будет только занести заявление об ущербе.

Читайте также:  Что делать виновнику ДТП

Что делать виновнику ДТП после составления европротокола

В течение 5 дней с момента происшествия виновник ДТП должен направить бланк об аварии в свою страховую компанию. Это можно сделать при посещении офиса фирмы, или отправив заказное письмо, где есть последующее уведомлении о вручении конверта.

Виновник происшествия не должен без письменного согласия страховой совершать ремонт ТС в течение 15 дней с момента аварии. И обязан в течение 5 дней после запроса страховщиков явиться на независимую экспертизу.

При нарушении требований страховая компания может подать регрессный иск. Если его удовлетворят, то виновник будет вынужден самостоятельно компенсировать причиненный ущерб пострадавшему лицу.

Размер выплат по европротоколу

Максимальный размер компенсации зависит от того, получится ли у водителей прийти к общему мнению по поводу виновника ДТП, обстоятельств аварии и перечня повреждений.

Если у водителей отсутствуют разногласия, то страховая может выплатить:

  • до 100 тыс. руб. – если участниками была заполнена только бумажная версия бланка об аварии;
  • до 400 тыс. руб. – если дополнительно к извещению участники ДТП провели фиксацию повреждений ТС (фото/видео) в специализированном приложении.

Мобильная программа позволяет не только сделать фото места происшествия и повреждений авто, но и задокументировать точное время и место инцидента.

В данном случае страховая фирма сама определит, какой водитель спровоцировал возникновение аварийной ситуации. Если есть разногласия, участники ДТП должны зафиксировать инцидент не только на бумажных бланках, но и в мобильном приложении. Предельная сумма выплаты составит 100 тыс. руб. Страховые компании часто не могут определить виновника аварии, поэтому просто распределяют компенсацию между водителями поровну.

Срок действия Европротокола

Протокол о ДТП действует в течение 5 дней с момента инцидента. За это время участники аварии должны отправить страховщику заполненный бланк. Если водители упустят момент, то получить страховое возмещение по упрощенному варианту уже не выйдет.

Какие могут быть проблемы с Европротоколом

С европротоколом могут возникнуть проблемы, если на бланках не совпадает информация. По закону виновник аварии обязан предоставить страховщику свою часть документа. Лицевые стороны оригинала и копии должны быть идентичны.

Важно учитывать еще один момент: на оборотной части водители пишут свое видение ситуации. Виновник должен отобразить собственное мнение не на оригинале, а на копии. Если он поступит иначе, это будет считаться ошибкой. Оригинал документа всегда остается у потерпевшей стороны.

Заключение

Составление европротокола – оптимальная процедура для тех водителей, которые не хотят дожидаться сотрудников ГИБДД при аварии. При себе у участников ДТП должен быть бланк для заполнения, который в дальнейшем подается в страховую.

Формируя документ, желательно придерживаться всех правил заполнения: достоверно отобразить информацию и правильно составить схему происшествия. Необходимо учитывать, что размер выплаты по европротоколу может меняться в зависимости от обстоятельств.

Водители вправе воспользоваться одним из специализированных приложений, которые специально разработаны для удобства граждан.

Европротокол при ДТП в 2021 году

Европротокол – процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или, иначе, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

— Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену, — рассказал «КП» адвокат Владимир Гончаров.

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

Читайте также:  Ответственность виновника ДТП

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие – для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение бесплатно в App Store для устройств на iOS, а также доступно в Google Play для Android.

— Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить, — говорит адвокат Владимир Гончаров.

    Приложением возможно воспользоваться, только если у сторон ДТП нет разногласий. В таком случае пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную выплату — до 400 тысяч рублей.

В случае разногласий между сторонами, либо при отсутствии средств фиксации ДТП, возможно составление обычного извещения на бумаге. В последнем случае лимит выплаты страховой компанией – до 100 тысяч рублей.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» может использоваться только пользователями, имеющими подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».

Достаточно будет если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.

Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно только в том случае, если оно произошло на территориях Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области. По всей России планируется запуск в ноябре 2020 года.

  • Фотосъемку можно производить с помощью приложения во всех регионах России.
  • Правила оформления европротокола

    Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

    Читайте также:  Составление Европротокола при ДТП в 2021 году

    В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

    При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

    Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

    Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

    Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

    Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

    После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

    — При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же, хочется напомнить всем, чтобы следили за правилами дорожного движения и вовремя оформляли полисы ОСАГО, — отметил адвокат Владимир Гончаров.

    По каким правилам оформляют европротокол при ДТП в 2021 году

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Информация Российского союза автостраховщиков от 18 января 2021 г. “РСА разъяснил порядок работы мобильных приложений для оформления извещения о ДТП по Европротоколу”

    Российский союз автостраховщиков (РСА) разъяснил автовладельцам порядок работы приложений для оформления извещения о ДТП по Европротоколу “Помощник ОСАГО” и “ДТП. Европротокол”.

    К оформлению документов о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (такую процедуру называют Европротоколом) можно прибегнуть, если в результате аварии вред причинен только двум транспортным средствам, участвовавшим в ДТП, а ответственность обоих ее участников застрахована. Если у автовладельцев имеются разногласия относительно обстоятельств происшествия, то максимальная выплата при урегулировании по Европротоколу составит 100 тысяч рублей. Если же разногласий нет, то при фотофиксации ДТП при помощи одного из приложений, максимальная выплата равна максимальной выплате по ОСАГО и составляет 400 тысяч рублей.

    Автовладельцы могут либо оформить бумажное извещение о ДТП и произвести фотофиксацию места ДТП при помощи приложения “ДТП. Европротокол”, или оформить электронное извещение о ДТП (а также произвести фотофиксацию) при помощи приложения “Помощник ОСАГО”. Электронное извещение в случае небольшого ДТП можно оформить примерно за 15 минут. РСА обращает внимание, что для электронного извещения схему ДТП необходимо будет нарисовать на бумаге вручную и сфотографировать ее в приложении.

    При этом для авторизации в приложении “Помощник ОСАГО” у обоих водителей должны быть подтвержденные аккаунты на портале “Госуслуги”, а для использования приложения “ДТП. Европротокол” достаточно, чтобы такая учётная запись была только у того водителя, который производит фотофиксацию ДТП.

    Если участники ДТП пользовались приложением “ДТП. Европротокол”, то в течение 5 дней после ДТП потерпевшему необходимо передать в свою страховую компанию заявление о возмещении убытка и извещение о ДТП. Если участники ДТП пользовались приложением “Помощник ОСАГО”, то потерпевшему необходимо подать в свою страховую компанию заявление об убытке.

    РСА обращает внимание автовладельцев на то, что приложения “ДТП. Европротокол” и “Помощник ОСАГО” обладают различным функционалом и необходимо быть внимательным при выборе приложения на месте аварии. Впоследствии эта сложность будет устранена, поскольку фотофиксация ДТП и оформление электронного извещения о ДТП будет доступно из приложений страховых компаний. В настоящее время разрабатывается SDK-модуль, который позволит страховым компаниям встраивать возможность фотофиксации и оформления электронного извещения о ДТП в свои приложения. В результате автовладелец, купивший у страховщика полис ОСАГО, сможет установить себе его приложение, которого будет достаточно как для фотофиксации ДТП и оформления электронного извещения о ДТП, так и для взаимодействия со страховой компанией по другим вопросам.

    Обзор документа

    Документы о ДТП по Европротоколу можно оформить, если в результате него вред причинен только двум транспортным средствам, участвовавшим в нем, а ответственность участников застрахована. Если есть разногласия по ДТП, то максимальная выплата по Европротоколу составит 100 тыс. руб, если их нет – 400 тыс. руб.

    Автовладельцы могут оформить бумажное извещение с фотофиксацией места ДТП при помощи приложения “ДТП. Европротокол” или создать электронное извещение (с фотофиксацией) при помощи приложения “Помощник ОСАГО”. Для последнего схему ДТП необходимо нарисовать на бумаге и сфотографировать в приложении.

    Для авторизации в приложении “Помощник ОСАГО” аккаунты на портале “Госуслуги” должны быть подтверждены у обоих водителей. При использовании приложения “ДТП. Европротокол” достаточно одной подтвержденной учетной записи.

    Читайте также:  Какие последствия ДТП

    При пользовании приложения “ДТП. Европротокол” потерпевший в течение 5 дней после ДТП должен передать в свою страховую компанию заявление о возмещении убытка и извещение о ДТП. При использовании приложения “Помощник ОСАГО” в страховую компанию подается только заявление об убытке.

    Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

    Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

    Ситуации, когда возможно оформление

    В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

    ситуация кто составляет обязательна/необязательна
    Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
    ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
    ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

    Порядок составления

    Какое должно быть содержание

    Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

    • дата и точное время происшествия;
    • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
    • количество столкнувшихся ТС;
    • кто виноват в дорожном событии;
    • направление движений автомобилей до аварии;
    • взаиморасположение машин в момент ДТП;
    • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
    • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
    • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
    • план участка дороги, где было столкновение;
    • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
    • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
    • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
    • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
    • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
    • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
    • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
    • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

    Основные правила

    Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

    План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

    Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

    Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

    Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

    Используются общепринятые символы без излишней детализации.

    Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

    При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

    Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

    Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

    Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

    Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

    Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

    Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

    Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

    Используемые обозначения

    Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

    Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
    автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
    грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
    мотоцикл
    направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
    место столкновения
    дорожная разметка Как выглядит на покрытии
    дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
    светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
    посторонний предмет
    тормозной путь
    тротуар
    дорожное ограждение
    работа поворотников, стоп-фонарей
    деталь и части автомобиля

    Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

    Требования к различным видам схем

    Европротокол

    Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

    • имеется только два участника ДТП;
    • нет вреда здоровью;
    • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
    • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
    • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

    Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

    1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
    2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
    3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
    4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

    Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

    Стандартное ДТП

    Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

    Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

    Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

    Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

    Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

    План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

    Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

    Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

    Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

    Для чего нужна схема

    Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

    Вообще грамотно составленная схема позволяет:

    • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
    • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
    • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
    • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

    Как составить схему ДТП в 2021 году?

    Если произошла авария, происшествие необходимо оформить в соответствии с нормами действующего законодательства. В 2021 году в обязательном порядке составляется схема ДТП. Схематическое отображение дорожно-транспортного происшествия позволяет представителям уполномоченных органов наглядно изучить случившееся и разобраться во всех деталях происшествия. Схема ДТП в последствии учитывается во время принятия решения о признании одного из водителей виновником происшествия, поэтому особенно важно её грамотное составление.

    Зачем составлять схему ДТП?

    В 2021 году на основании схематического плана аварии происходит определение виновника дорожно-транспортного происшествия. Сотрудники ГИБДД и работники страховой компании получают возможность подробно разобрать обстоятельства случившегося. Если происходит обращение в суд, схема ДТП в обязательном порядке прикрепляется к материалам дела.

    Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.

    Схема ДТП составляется после любой аварии. При составлении европротокола, действие может выполнить любой участник происшествия. Если ДТП требует вызова сотрудников Госавтоинспекции, они составят схему аварии самостоятельно. Чтобы документ был признан действительным, он должен быть оформлен в соответствии с положениями ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.

    Можно ли составить схему ДТП самому?

    Схема ДТП оформляется участниками происшествия, если оформление аварии выполняется по европротоколу. Она составляется на бланке извещения. Для начертания плана предназначена графа 17. В дальнейшем документ предоставляется в страховую компанию. Участники аварии готовят извещения в 2 экземплярах. Расположение объектов на обеих схемах должно быть идентичным.

    Если использование европротокола в рамках сложившейся ситуации недопустимо, происходит вызов ГИБДД. Представители уполномоченного органа самостоятельно подготовят схему. Они действуют в рамках административного регламента исполнения МВД РФ гос. функции по надзору за соблюдением требования законодательства в области безопасности дорожного движения.

    Готовая схема ДТП предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с нюансами случившегося, они проставляют подписи. Допустим отказ от выполнения процедуры. В этом случае удостоверение схемы выполняется понятыми. Если их нет, проводится видеосъемка (пункт 282 приказа МВД №664).

    Когда нельзя самостоятельно составлять схему ДТП?

    Самостоятельное составление схемы ДТП возможно, если используется европротокол. Условия его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 об ОСАГО от 25 апреля 2002 года. В соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом, применение европротокола допустимо:

    • в аварии приняло участие два автомобиля;
    • у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО;
    • в происшествии не пострадали люди;
    • ущерб ТС потерпевшего составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения ДТП.Европротокл 400 тыс.руб).

    Если хотя бы одно из условий не выполняется, самостоятельное составление схематического плана происшествия недопустимо. Оформление производится с привлечением сотрудников ГИБДД. Если участники происшествия пренебрегают установленными нормами, страховая компания имеет право отказать в возмещении.

    Закон о составлении схематического плана аварии

    Необходимость составления схемы ДТП в 2021 году упоминается в пункте 273 Административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Нормативно-правовой акт регламентирует перечень действий, которые обязаны предпринять сотрудники Госавтоинспекции для фиксации происшествия. Оформление схемы ДТП выполняется в соответствии с пунктами 280-282 Приказа МВД №664.

    Возможность составления документа участниками аварии в действующем законодательстве не фиксируется. Однако потребность в оформлении схемы ДТП в 2021 году возникает при заполнении бланка европротокола. Возможности его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО. Это делает возможным самостоятельное составление схемы ДТП, но только в случае, если присутствуют условия, позволяющие применить европротокол в 2021 году.

    Требования к составлению схемы ДТП в 2021 году

    Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

    Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

    Что должно быть в схеме ДТП?

    Жестких требований, касающихся оформления схемы ДТП физическими лицами, нет. Основной нормой выступает предоставление достоверной информации в полном объёме. На основании документа будет определяться ответственность сторон. Поэтому, в соответствии с пунктам 280-282 Приказа МВД №664, в схеме ДТП в 2021 году важно отразить следующие сведения:

    1. Присутствующие преграды, если они имели место быть на пути движения.
    2. Место происшествия. Описывается максимально подробно. Необходимо указать названия улиц, местоположение приметных объектов и прочего.
    3. Расположение линий разметки, светофоров и дорожных знаков. Произведение требуется для того, чтобы представителю уполномоченного органа было понятно, присутствовали ли ограничения выполнения маневров.
    4. Ширина дороги и количество полос.
    5. Расположение машин перед аварией. Важно указать направление движения.
    6. Место первого соприкосновения транспортных средств.

    Необходимые документы для составления схемы ДТП

    В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:

    1. СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
    2. Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
    3. Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.

    Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП в 2021 году

    Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:

    1. Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение. Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.
    2. Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств. Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.
    3. Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.
    4. Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.

    Составляется схема ДТП в пункте 17 извещения об аварии. В пункте 13 необходимо указать место столкновения на автомобиле.

    Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

    Стандартный бланк для составления схемы ДТП имеет следующий вид.

    Представим, что транспортные средства двигались в одном направлении. В момент обгона произошло столкновение. Тогда схема ДТП будет выглядеть примерно так.

    Крестиком обозначается место столкновения автомобилей. Стрелки указывают направление движения.

    Как составить схему ДТП онлайн?

    Впервые столкнувшись с необходимостью составить схему ДТП, водитель может испытать затруднение. Упростить процесс оформления в 2021 году позволяют онлайн-сервисы. Можно прибегнуть к помощи:

    1. Автокадабра. Это онлайн редактор схемы ДТП, отличающийся простотой использования. Он позволяет составить план даже сложного происшествия. В редакторе присутствует большое количество элементов. Их использование не ограничено. Воспользоваться системой можно здесь.
    2. Составление схемы ДТП онлайн. Сервис был разработан компанией, которая специализируется на выкупе транспортных средств. Система неприхотлива. Она может использоваться даже при наличии медленного интернета. Составить схему ДТП можно здесь.
    3. Конструктор дорожных ситуаций. Это мощная система, отличающаяся большим функционалом. Однако если человек использует ее впервые, можно столкнуться с длительным ожиданием. При повторном использовании скорость работы повысится. Воспользоваться конструктором можно здесь.

    Как составить схему ДТП на парковке?

    От стандартной схемы ДТП на парковке отличается необходимостью отображать на плане стоящие транспортные средства. Обычно они обозначаются пунктирной линией. Дополнительно предстоит зафиксировать посторонние объекты, попавшие в зону столкновения. Это могут быть столбы, мусорные баки. В качестве места столкновения указываются соответствующие части парковочной зоны. Рекомендуется отобразить на схеме проходящие рядом улицы. Это поможет детализировать адрес. В пояснении фиксируется, что ДТП произошло на стоянке. В остальном процесс оформления стандартный.

    Как составить схему ДТП на нерегулируемом перекрестке?

    В первую очередь на бумагу наносится сама дорога и местоположение автомобилей на ней. Определение виновника аварии на нерегулируемом перекрестке выполняется с учетом знаков, установленных на пересечении. Составляя схему ДТП в 2021 году, важно обязательно отобразить их. В момент пересечения нерегулируемого перекрестка виновником происшествия признается водитель, который двигался по второстепенной дороге. Закон обязывает его пропустить все транспортные средства, которые едут по главной полосе.

    Частые ошибки при составлении схемы дорожной аварии в 2021 году

    Если составлением схемы ДТП занимается представитель Госавтоинспекции, обычно в оформлении плана проблем не возникает. Однако использование европротокола приводит к необходимости выполнить процедуру самостоятельно. В результате повышается риск появления ошибки. Чаще всего водители допускают следующие из них:

    1. Место первого соприкосновения транспортных средств определено неправильно. Причиной ошибки нередко становится невнимательность.
    2. Водитель пытается скрыть выполнения тех или иных маневров. Действия выполняются исключительно из-за присутствия умысла. Осуществляя манипуляцию, автолюбитель надеется переложить вину на другого участника происшествия. Примером подобного выступает отказ признания в попытке совершения обгона перед столкновением или превышения скорости.
    3. Сигналы светофора описаны противоречиво. В этом случае для выяснения обстоятельств привлекаются очевидцы. На основании их показаний принимается решение о том, кто из водителей прав.

    Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

    Европротокол используется для получения страхового возмещения. Денежные средства предоставляют пострадавшему. Виновника происшествия определяют на основании схемы ДТП и прочей представленной участниками случившегося информации. Если план аварии составлен неверно, разобраться в том, какие действия повлекли возникновение ДТП, сложно. Это дает страховой компании право отказаться предоставлять выплаты.

    В правильности оформления схемы ДТП в первую очередь заинтересован гражданин, который не является виновником происшествия. Поэтому важно грамотно фиксировать особенности случившегося на бумаге. Дополнительно проводится фото и видеосъемка.

    Как самостоятельно составить схему ДТП?

    Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося.

    Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.

    Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.

    Оформление

    Оформление ДТП в 2021 году может производиться:

    1. Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
    2. Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.

    Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.

    Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.

    Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.

    Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.

    Условия для оформления аварии по Европротоколу:

    • в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
    • нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
    • отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
    • размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.

    Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.

    Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

    Схема нужна для:

    • разбора обстоятельств ДТП;
    • получения денежной компенсации от страховщика;
    • получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

    Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.

    Содержание схемы

    Участники аварии должны отразить в документе:

    • месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
    • были ли или нет препятствия на проезжей части;
    • есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
    • были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
    • нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
    • место первого столкновения;
    • расположение автотранспортных средств после аварии.

    Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.

    Правила составления

    Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.

    Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.

    Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:

    • необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
    • согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
    • обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
    • в документе должны быть подписи сторон;
    • если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
    • в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
    • заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
    • заполняют все графы и поля.

    Если по составленному изображению не представляется возможным определить существенные обстоятельства, документ не будут учитывать при разборе аварии.

    Отражать все объекты следует схематично. Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося.

    Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).

    Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:

    • сначала составить схему каждому из участников отдельно;
    • исправить противоречия;
    • вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.

    Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.

    Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?

    Методика составления схемы

    Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

    Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

    На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

    На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

    На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

    Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

    В Извещении указывают следующие сведения:

    • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
    • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
    • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
    • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
    • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
    • перечень повреждений автомобиля;
    • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
    • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
    • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
    • схема аварии (пункт 17).

    Могут понадобиться следующие условные обозначения:

    • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
    • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
    • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

    Нужно обратить внимание, что:

    1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
    2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

    Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

    Типовые схемы

    Это совокупность данных о примерных обстоятельствах аварии, заполненных пунктах бланка о ДТП, рекомендаций о распределении ответственности за причиненный ущерб между участниками столкновения, а также графического изображения обстоятельств случившегося (расположение автотранспортных средств на дороге в момент аварии, место контакта, месторасположение знаков, разметки).

    Всего в документе 31 пример типовых схем, описание обстоятельств, заключение.

    Схема ДТП — Образец (Пример)

    Типовые схемы ДТП применяются в следующих случаях:

    1. При оформлении Европротокола, т.е. участники не привлекали к процессу сотрудников полиции.
    2. Применение таких схем целесообразно, если нет пострадавших, а также участники согласны с оценкой обстоятельств произошедшего. Из данного пункта очевидно, кто подписывает схему ДТП: оба участника.

    Типовые схемы не составляются:

    • при нарушениях порядка и условий оформления ДТП, которые предусмотрены законом «об ОСАГО»;
    • при бесконтактном ДТП;
    • столкновение произошло вне процесса движения;
    • никакая из типовых схем не отражает обстоятельств случившегося;
    • нельзя установить механизм происшествия по документам, которые были предоставлены участниками;
    • на Извещении нет подписи сторон, которые удостоверяют факт согласия с обстоятельствами ДТП, или неправильно заполнены пункты 16,17.

    Ответ на вопрос, как составить схему ДТП самостоятельно по образцу, можно найти на официальном сайте Росгосстрах: https://www.rgs.ru/upload/iblock/ded/izveshchenie_o_dtp.pdf.

    Форма бланка есть в Приложении к Положению Банка России №431-П от 19.09.2014 года. Также по этой же ссылке можно найти подробную и актуальную инструкцию по заполнению бланка.

    Заполненный бланк участники ДТП в течение пяти дней направляют в страховую компанию. Затем предоставляют свои автотранспортные средства на осмотр независимой технической экспертизы.

    Оформление и подписание Извещения о ДТП — не акт, который признает виновность или невиновность участника аварии. Но правильно заполненный документ ускорит работу страховщика и позволит сократить сроки получения компенсации.

    При составлении схемы учитывают всю информацию о случившемся, об участниках и свидетелях. Два комплекта бланков выдается при приобретении страхового полиса. Его стоит хранить в автомобиле.

    Нужно следить за тем, что заполняет другой участник. В схеме не должно быть противоречий и несогласованных пунктов.

    Если в Извещении не указаны какие-либо сведения, записи внесены неразборчиво, страховая компания будет вынуждена самостоятельно собирать недостающую информацию, что может повлиять на срок выплаты компенсации и на возможность признания случая страховым.

    Извещение о ДТП заполняется печатными буквами, без ошибок. Необходимые ячейки отмечаются крестиком или галочкой. Если в графах нет сведений, нужно нарисовать длинный прочерк или «Z».

    Если документ испорчен, трудно читаем, его необходимо переоформить. Вносить какие-либо изменения или дополнения после подписания и разъединения документа нельзя.

    Если второй участник не желает подписывать бланк или заполнять его вместе, то обстоятельства не попадают под закон «об ОСАГО», оформить ДТП в упрощенном порядке не представляется возможным, необходимо вызывать ГИБДД.

    Рекомендации:

    1. Исправления или дополнения заверяются подписями сторон.
    2. Не следует оставлять незаполненных граф.
    3. При наличии свидетелей и их согласии подтвердить обстоятельства их показания нужно обязательно зафиксировать.
    4. Следует указать общее количество заполненных клеток.
    5. В схеме укажите названия улиц, направление движения, положение ТС и другие детали. Можно воспользоваться типовыми схемами.
    6. Нужно постараться избежать противоречий, иначе в страховой выплате может быть отказано.
    7. Нужно обязательно подписать Извещение с двух сторон. Этим участники подтверждают, что разногласий нет.

    После ознакомления с подробной инструкцией, указанной в статье, трудностей по составлению схемы ДТП возникнуть не должно.

    Видео: Как составить схему ДТП

    Как нарисовать схему ДТП, чтобы не возникло проблем со страховой и ГИБДД

    В ряде случаев при возникновении на дороге аварийной ситуации с причинением незначительного ущерба транспортным средствам законодательством предусмотрен вариант оформления дорожно-транспортного происшествия без участия аварийных комиссаров или работников ГИБДД. Возможность нарисовать схему ДТП самостоятельно экономит время водителей на ожидании сотрудников ДПС, позволяет максимально быстро удалить пострадавшие ТС с проезжей части и разгрузить дорожную ситуацию. Однако чтобы документ, составленный на месте происшествия, имел юридическую силу и в дальнейшем способствовал определению виновника аварии, а также назначению страховых выплат – он должен соответствовать установленным требованиям. Поэтому каждому автолюбителю необходимо четко представлять, как нарисовать схему ДТП и какие сведения должны быть указаны в пояснениях к ней.

    Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД

    В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:

    • аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
    • наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
    • отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
    • обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
    • предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

    Если хотя бы один пункт не соответствует действительности – водители обязаны дождаться патрульного экипажа, не предпринимая никаких действий по освобождению проезжей части и изменению положения ТС. Это особенно актуально, когда есть сомнения в адекватном состоянии одного из участников ДТП (признаки агрессии, алкогольной или наркотической интоксикации), в подлинности его страхового полиса (тем более при отсутствии такового), отказе представить водительские права или при наличии людей, пострадавших в результате аварии.

    За самостоятельное оформление европротокола в данных случаях водитель не только не получит страховую выплату, но и может быть оштрафован или лишен права управления ТС на срок, предусмотренный законом.

    Основные правила составления схемы ДТП

    Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:

    • отражение достоверной информации;
    • четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
    • соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
    • подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).

    Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).

    Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:

    • события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
    • местоположение ТС до и после столкновения;
    • виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.

    Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.

    Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).

    В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.

    Применение типовых схем

    Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.

    Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).

    Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:

    • в первой колонке расположена картинка;
    • во второй описаны основные характеристики происшествия;
    • в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
    • далее – второго автомобиля.

    Шаблоны с определенной периодичностью обновляются и модифицируются, но на практике применение таких схем не всегда целесообразно, поскольку каждое ДТП сугубо индивидуально и имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, что значительно затрудняет стандартизацию графического изображения происшествия. Однако в качестве образца правильного описания места происшествия такие схемы незаменимы.

    Оформление схемы для ГИБДД

    В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:

    1. Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
    2. Подробное описание места ДТП.
    3. Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
    4. Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
    5. Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.

    Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:

    • вверху пишется заглавие – «Схема ДТП»;
    • обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
    • воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
    • обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
    • в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
    • место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
    • изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
    • отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
    • прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
    • указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
    • размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.

    В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.

    Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.

    Заполнение европротокола

    При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

    • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
    • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

    Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

    Различия состоят в следующем:

    • используется печатный шрифт;
    • не допускаются исправления и ошибки;
    • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
    • в незаполненных строках ставится прочерк;
    • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.

    К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

    В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

    • о месте аварии (с датой и временем);
    • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
    • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
    • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
    • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

    На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.

    Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.

    При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.

    Подводя итоги

    Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: