Составление досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО

Досудебная претензия к виновнику ДТП без ОСАГО (Образец)

Если участники аварии не могут договориться обо всех деталях возмещения ущерба, то потерпевший имеет возможность составить досудебную претензию к виновнику ДТП. Правила и порядок оформления этого документа, а также его образцы, будут приведены в статье.

Расшифровка понятия и цель составления

Досудебная претензия – требование пострадавшей стороны о возмещении убытков, понесенных из-за действий инициатора ДТП, оформленное на бумажном носителе.

Отправление документа является одним из этапов получения компенсации за вред, причиненный в результате аварии. Если оба участника происшествия являются физическими лицами, то оформление досудебной претензии возможно, но не обязательно.

Зачастую в спорах между гражданами претензия является действенной мерой в отношении виновника аварии. Она демонстрирует серьезность намерений пострадавшей стороны.

Когда составляется претензия

Возможные причины написать досудебную претензию следующие.

У инициатора аварии нет полиса ОСАГО. В этом случае обязанность выплатить сумму ущерба полностью ложится на него. Соответственно, такой ситуации должна быть составлена досудебная претензия к виновнику в ДТП без ОСАГО.

Ущерб, полученный в результате аварии, больше максимальной суммы выплат от страховой компании.

Участники аварии не стали обращаться к страховщику, а виновник впоследствии отказался компенсировать убытки.

Правила составления претензии

Законом не установлена единая форма составления досудебной претензии. Она может быть написана в любом формате и виде. При этом документ обязательно должен содержать следующую информацию:

сведения обо всех участниках аварии, контактные данные отправителя претензии;

подробное описание происшествия: место, время, данные о ТС, последствия аварии;

способ и срок возмещения.

Требования, изложенные в претензии, должны быть основаны на действующих нормах законодательства. В документе необходимо привести правовые акты, на которые ссылается потерпевший.

Если авария была спровоцирована водителем без страховки и пострадавший требует от него возмещения затрат на ремонт, то размер ущерба должен быть подтвержден результатами независимой оценки.

Рекомендуется заранее известить виновника ДТП о времени и месте проведения экспертизы.

Потерпевший вправе требовать от инициатора аварии компенсации всех затрат, связанных с ДТП. К ним относится не только ремонт поврежденного автомобиля, но и услуги эвакуатора, оплата экспертизы или помощи юристов.

Как направить претензию виновнику аварии

Отправить претензию инициатору ДТП можно по почте или вручить этот документ лично. Если выбран первый вариант, до лучше оформить пересылку заказным письмом с уведомлением о получении и описью вложения. Такой способ извещения предпочтительнее. Так у потерпевшей стороны остаются документы, подтверждающие отправление претензии.

Сроки составления и ответа на претензию

Срок, в течение которого можно составить досудебную претензию, зависит от вреда, который следует возместить:

требование компенсировать ущерб, нанесенный имуществу потерпевшего, может быть оформлено не позднее 3-х лет с момента аварии;

требовать возмещения вреда здоровью потерпевшего можно в любое время.

Срок ответа на претензию указывается в самом документе. Обычно он не превышает 30 суток с момента получения документа.

Документы, которые необходимо приложить к претензии

Все требования, изложенные в обращении к виновнику ДТП, должны иметь документальное подтверждение. Для этого к претензии следует прикрепить копии:

справки о ДТП, выданной в ГИБДД;

документов из страховой компании;

документов, подтверждающих размер ущерба (заключение эксперта, квитанции об оплате);

документов, подтверждающих право на получение компенсации (например, ПТС).

Этот комплект может быть дополнен иными документами, имеющими отношение к ДТП и обосновывающими требования потерпевшего.

Образец документа

Как уже было сказано, законом не установлена единая форма составления досудебной претензии. Но для правильного оформления документа можно познакомиться с его вариантами.

Составление досудебной претензии – один из способов получения от виновника аварии компенсации ущерба. Если обеими сторонами происшествия выступают физические лица, то стадию оформления этого документа можно пропустить и сразу подать исковое заявление. На практике составление претензии нередко помогает получить возмещение, не доводя дело до суда.

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Читайте также:  Выкуп страховых дел после ДТП

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Как подать в суд на виновника ДТП

В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:

  1. Известить виновника ДТП о времени и месте проведения оценки и пригласить его на осмотр машины у оценщика. Это нужно, чтобы виновник потом не заявил в суде, что не согласен с оценкой, что ему не сказали, когда ее проводят, и не дали возможности ее оспорить.
  2. Отправить виновнику досудебное уведомление с копиями всех документов и требованием добровольно возместить ущерб.

При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.

Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р , вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.

За рассмотрение таких дел взимается госпошлина. У вас сумма иска будет больше 200 000 Р , но меньше миллиона. Госпошлина составит 5200 Р плюс 1% от суммы превышения 200 000 Р : (465 000 Р − 200 000 Р ) × 1% + 5200 Р = 7850 Р .

Если бы сумма была меньше 50 000 Р , дело рассматривал бы мировой судья.

В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.

Читайте также:  Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

Как подать иск на виновника ДТП

Порядок обращения в суд

Дорожно-транспортное происшествие невольно делает его участников субъектами правоотношений по возмещению причиненного ущерба. Ответственность каждого водителя подлежит страхованию (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ), поэтому процедура взаимодействия со страховщиком регулируется указанным нормативным актом.

Перед тем как подать иск на виновника ДТП или иного ответчика, необходимо соблюсти ряд действий:

  1. Уведомление страховщика (лицо, которому причинен ущерб, направляет уведомление о возникновении страхового случая).
  2. Предоставление документов для возмещения (потерпевшая сторона направляет в страховую компанию заявление о возмещении убытков по форме, установленной положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П, с предоставлением дополнительных документов).
  3. Осмотр и принятие решения о выплате (страховщик организовывает осмотр транспортного средства, которому причинен ущерб, и принимает решение об отказе или осуществлении выплаты с установлением размера; максимальный размер выплаты по договорам ОСАГО за ущерб имуществу установлен в размере 400 000 руб.).
  4. Уведомление страховщика о несогласии с размером возмещения (если потерпевшая сторона не согласна с решением страховой компании, направляется соответствующее уведомление со своим вариантом расчета суммы возмещения и приложением экспертного заключения).
  5. Составляется иск после ДТП к виновнику или иному ответчику и предъявляется в суд (при игнорировании условий, изложенных в уведомлении, следует составить иск, отразив в нем все обстоятельства дела, и определить требования; после этого направить документы в суд).

Кому предъявлять исковые требования

Лицо, которому предъявляются исковые требования о взыскании ущерба при ДТП, влияет на выбор суда, в котором будет разрешаться спор и нормы процессуального права, подлежащие применению.

Возможны следующие разновидности ответчиков по рассматриваемой категории дел:

  1. Страховая компания — выступает в качестве ответчика, если ответственность виновника была застрахована по договору ОСАГО или КАСКО.
  2. Виновник ДТП — иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба подается при отсутствии договора ОСАГО, если возмещение страховой не покрывает весь причиненный ущерб.
  3. Российский союз автостраховщиков — является ответчиком в случае отзыва лицензии у страховщика или если виновник ДТП не установлен.

Для быстрого разрешения спора следует точно определить, к кому вы собираетесь обратиться с исковыми требованиями.

Как составить иск

При составлении заявления избирается официальный стиль изложения. Законом официально не установлен образец иска, поэтому следует руководствоваться нормами ст. 131, 132 ГПК РФ и ст. 125, 126 АПК РФ.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов при написании иска:

  1. Краткость. Максимальный объем — не более 5 страниц. Вы должны четко определить границы спора и указывать только обстоятельства, которые относятся к делу.
  2. Обоснованность. Иск о возмещении ущерба в результате ДТП должен содержать ссылки на нормы материального и процессуального права — статьи закона, которые, по-вашему, нарушил ответчик.
  3. Точность и сжатость цитирования. Используйте названия правовых актов и законов в сокращении: после того как вы первый раз полностью укажете название законодательного акта, в последующем ограничьтесь написанием его номера.
  4. Приемлемое форматирование. На протяжении всего текста следует придерживаться одного размера и типа шрифта, избегать чрезмерного использования выделения слов, рекомендуемый размер — 14, интервал — не менее 1,5.

В текст заявления включите следующую информацию:

  • наименование суда, в который направляется иск;
  • наименование истца и ответчика;
  • суть спора: в чем заключается нарушение прав;
  • ссылки на применяемые или нарушенные нормы права;
  • требования к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Какие документы приложить к иску дополнительно

Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.

Читайте также:  Что делать, если попал в ДТП

Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
  • претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.

Для юридических лиц обязательно предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации;
  • подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:

  • заключение экспертизы;
  • порядок расчета суммы взыскания;
  • документы по страховому случаю;
  • справка о ДТП;
  • медицинское заключение о характере причиненных травм;
  • документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.

Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.

Суд вынес решение. Что делать дальше

Если исковые требования удовлетворены и решение вступило в законную силу, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. После получения исполнительного листа вы можете обратиться в службу судебных приставов или банк, в котором открыт расчетный счет должника.

Рекомендуем делать первоначальное обращение в банк должника. При наличии на счетах денежных средств так получить сумму долга удастся быстрее.

Что такое досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО, когда она нужна и как выглядит образец?

В большинстве своём дорожно-транспортные происшествия неразрывно связаны с взысканием компенсации за причиненный ущерб. Однако если потерпевший сразу обратится в судебную инстанцию, то наживёт себе массу проблем. Лицо потратит много времени на составление пакета документов и подачу иска, но далеко не факт, что после этого получите возмещение.

Именно поэтому законодательство предусматривает подачу досудебной претензии в адрес виновника дорожно-транспортного происшествия. Эта процедура существенно упрощает дальнейшее обращение в судебную инстанцию, а также дает вам основание надеяться, что вы получите возмещение ущерба без каких-либо препятствий.

  1. Что это такое?
  2. Когда понадобится?
  3. Составление
  4. Кто оформляет?
  5. Что требовать?
  6. Подача
  7. Куда?
  8. Какие документы нужно приложить?
  9. Как отправить или вручить?
  10. Каков срок рассмотрения?
  11. Когда возможен отказ?

Что это такое?

Сама досудебная претензия выглядит как бланк определенного образца. В юридической терминологии – это документ, который символизирует второй этап по получению денежных средств в качестве возмещения причиненного вреда в результате дорожно-транспортного происшествия. Первичным этапом является неофициальная договоренность с виновником аварии (о том, как составить мировое соглашение о возмещении ущерба при ДТП, узнайте тут).

Когда прийти к консенсусу не удаётся, пострадавший имеет право на написание претензии. Если вы считаете, что написание и подача претензии обязательна для того чтобы в дальнейшем обратиться в судебную инстанцию, то вы ошибаетесь. Такой этап вовсе не обязателен, однако приветствуется. Что касается арбитражных судов, которые рассматривают дела о ДТП между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, то только в такой ситуации подача досудебной претензии может стать обязательной.

Обязательно обратите внимание на факт принадлежности транспортного средства виновника происшествия юридическому лицу. Когда обладателем авто является юридическое лицо, то требовать возмещения вы должны не с водителя, а с фирмы-обладателя.

Когда понадобится?

Законодательство в ст.7 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» утвердило сумму, равную 400 тыс. руб за нанесение вреда имуществу и 500 тыс. руб за нанесение вреда здоровью гражданина. Именно на такие суммы может рассчитывать лицо при написании претензии.

Если у виновника на момент дорожно-транспортного происшествия имелся при себе действующий полис автогражданской ответственности, а урон составил не больше указанных выше сумм, то требования о компенсации должны быть отправлены в отношении страховых компаний, а не в отношении виновника. Исключением в данной ситуации является моральный вред, причиненный потерпевшему.

Если дорожно-транспортное происшествие было оформлено только по Европротоколу, а ущерб превысил 100 тыс. руб., денежные средства можно истребовать только с виновника происшествия.

Читайте также:  Уголовное дело по факту ДТП

Выделяют четыре ситуации, когда можно требовать компенсацию за причиненный вам и вашему транспортному средству урон. Досудебная претензия составляется когда:

  1. Ответственность виновника происшествия не была застрахована автогражданским полисом (о том, что делать, если виновный в ДТП без страховки ОСАГО, узнайте тут).
  2. Ущерб, причиненный транспорту и здоровью, оказался больше, чем регламентированный Федеральным законом об ОСАГО.
  3. Необходимо покрыть причиненный моральный вред или возникли другие ситуации, которые не предусматривает страховой полис ОСАГО (с данными ситуациями можно ознакомиться в статье 6 Федерального закона «об ОСАГО» №40).
  4. Страховая компания отказала в выплатах.

Если ваш автомобиль был отремонтирован по полису КАСКО, то вы уже не можете требовать дополнительной компенсации с виновника происшествия. А ваши права на возмещение уходят к выплатившему денежные средства страховщику в соответствии с суброгацией.

Подробнее о ситуации, когда у потерпевшего в ДТП отсутствует полис ОСАГО, о досудебной претензии в этом случае и других нюансах, узнайте в отдельном материале.

Составление

Досудебная претензия составляется на листе формата А4. Он должен быть белым и чистым. По возможности, документ должен быть составлен машинописным текстом. При невозможности он составляется понятным почерком от руки синей или черной пастой. Несмотря на то, что специальной формы для такого документа не предусмотрено, претензия имеет несколько этапов составления:

  1. Инициалы лица в отношении которого составляется документ.
  2. Адрес его прописки и фактического проживания.
  3. Даётся информация о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с составленным протоколом:
    • время происшествия;
    • место;
    • гос номер;
    • модели автомобилей участников;
    • информация о характере столкновения, причинах;
    • информация о страховках, полученных травмах и повреждениях.
  4. Если есть показания от свидетелей, они также вписываются в данный пункт.
  5. Обоснованная сумма за нанесенный ущерб. При указании денежного эквивалента необходимо ссылаться на:
    • проведенную экспертизу;
    • полученный моральный вред;
    • траты, которые повлекла за собой аварийная ситуация в виде услуг эвакуатора, хранения авто и так далее (о том, как забрать машину, отогнанную эвакуатором на штрафстоянку, если у вас нет страховки, узнайте тут).
  6. Устанавливаются прямые ссылки на законодательство.
  7. Сроки возврата.
  8. При наличии предпочтения к определенному виду возмещения, указываются реквизиты.
  9. Контактные данные автора претензии.

Несмотря на то, что претензия не имеет установленной формы, всё же, это официальный документ. А значит, в нём не должно содержаться эмоциональных высказываний, бранных слов и так далее.

Кто оформляет?

Досудебную претензию при дорожно-транспортном происшествии составляет лицо, которое является пострадавшим в связи с сложившейся ситуацией. Пострадавшее лицо понесло ущерб в виде вреда здоровью, транспортному средству или иной моральный вред.

Также обратиться за составлением этого документа вы можете к юристу.

Что требовать?

Лицо, спровоцировавшее дорожно-транспортное происшествие, должно возместить полученный ущерб пострадавшим. В данную сумму можно включать все расходы, которые не может покрыть полис ОСАГО. Они связаны не только с восстановлением транспортного средства, но и с тратами, которые были осуществлены на проведение экспертизы, услуги эвакуатора и сторонних специалистов.

Конституционный суд Российской Федерации в марте 2017 года издал постановление № 6-П , рассказывающее о том, что взыскивать сумму нужно без учета износа автомобиля, а также его состояния.

Например, если на ремонт вы тратили около 100 тыс.руб., а страховая выплатила только 70 тыс. руб., оставшуюся разницу вы можете требовать с виновника в порядке досудебной претензии, а уже потом через суд. То есть, с виновного лица можно требовать всю сумму, которую вы реально потратили на восстановление здоровья или машины.

Подача

  1. Претензия составляется в соответствии с требованиями.
  2. Выбирается способ ее предоставления. На сегодняшний день их имеется три.
  3. Убедитесь в том, что адресат получил вашу претензию.
  4. Выждите установленный срок для получения ответа.
  5. Если ответ был получен положительный, можете обсуждать порядок выплат.
  6. Если получен отрицательный ответ или же не получен вовсе, можно готовиться к судебному иску.

Претензия подается виновному в аварии по месту его прописки или фактического проживания. Если претензия у вас есть не только к виновному, но и к страховой компании, то необходимо явиться с данным документом в офис, где происходило оформление (что делать, если ДТП без полиса?).

Читайте также:  Ремонт машины после ДТП

Какие документы нужно приложить?

Помимо претензии у вас должен быть сформирован соответствующий пакет документов, который будет свидетельствовать в вашу пользу. Это:

  1. Копии протокола сотрудника ГИБДД о произошедшем дорожно-транспортном происшествии.
  2. Бумаги из страховой компании, которые свидетельствуют о факте наступления страхового случая.
  3. Документы, которые подтверждают размер причиненного вам ущерба:
    • различные экспертизы;
    • чеки из автосервисов;
    • и так далее.
  4. Ваше право на обладание автомобилем.
  5. Водительское удостоверение.
  6. Другие документы, которые обосновывают ваши требования.

Как отправить или вручить?

На сегодняшний день существует три способа подачи претензии. Вы можете:

  • лично вручить ее оппоненту;
  • передать через курьерские службы;
  • отправить по почте заказным письмом.

Наиболее широко распространены первый и третий способ. При использовании отправки по почте, воспользуйтесь заказным письмом. Желательно, чтобы данное письмо было с объявленной ценностью и описанием вложения. Благодаря такому способу отправки вы будете точно знать, когда именно ваш адресат получил уведомление, а также, сможете правильно отсчитать срок.

Информацию о доставке письма вы также можете получить благодаря посещению с сайта «Почты России». Обязательно сохраните квитанцию об отправке письма. Она поможет вам в ситуации, когда дело дойдет до рассмотрения в судебной инстанции.

Каков срок рассмотрения?

После отправки претензии необходимо выждать срок, который дается на то, чтобы виновник дал свой ответ. Как показывает практика, данный срок длится от 10 до 30 дней. Он начинает отсчитываться с момента ознакомления виновника ДТП с вашими документами. Точный срок вы можете самостоятельно определить в тексте претензии. Однако, он не должен выходить за рамки установленных выше дней. Также срок должен отвечать требованиям разумности.

Если за указанное время в претензии договорённость не достигнута, более того, ответ вовсе не был получен, можете собирать документы для подачи искового заявления в судебную инстанцию. Обязательно приобщите копию своей досудебной претензии и, по возможности, чек об отправке заказного письма с уведомлением с объявленной ценностью. Сделайте скан с сайта «Почты России», который будет показывать, в какой именно момент виновник получил письмо.

Все эти свидетельства будут играть вам на руку в момент разбирательства.

Когда возможен отказ?

Если потерпевший хочет нажиться на произошедшем дорожно-транспортном происшествии и намеренно завысил показатели по экспертизе или же требует сумму сверх выплаченной страховой компанией, то виновник непременно откажет в таком требований при выявлении обстоятельств. Некоторые пытаются сфабриковать моральный вред здоровью, получая липовые справки из больницы о своём нестабильном психическом состоянии после произошедшего.

Если виновник ДТП выяснит, что подобные документы не более чем фикция, вам будет отказано в выполнении требований. Также отказ может последовать когда вами неправильно сформирован пакет документов или виновнику покажется, что ваши требования необоснованны. Ещё одна частая распространенная ситуация заключается в следующем.

В момент происшествия дорожно-транспортного происшествия виновник аварии передает потерпевшему денежные средства наличными, но нигде это не фиксирует. Воспользовавшись таким промахом, потерпевший начинает истребовать денежные средства путем подачи досудебной претензии. В таком случае виновник также может отказывать в требованиях. В написании досудебной претензии нет ничего сложного. Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с образцами составления бланка и уже сегодня приступить к его оформлению.

Досудебная претензия по ОСАГО

Если страховая компания отказала в выплате, или вы получили меньше, чем положено, обратитесь в суд. Но сначала обязательно направьте страховщику досудебную претензию.

Важно! Направляя досудебную претензию по ОСАГО, используйте дополнительные рычаги воздействия на страховую компанию.

  • в Российский союз автостраховщиков (подать жалобу);
  • в Банк России (подать жалобу);
  • в территориальный отдел Роспотребнадзора.

Что нужно знать о претензионном порядке, чтобы получить достойную страховую выплату и дополнительные денежные компенсации?

Читайте также:  Работы по профилактике ДТП

Зачем писать досудебную претензию по ОСАГО

С 2014 года соблюдать досудебный порядок урегулирования споров по ОСАГО — обязательно в силу закона (ст. 16.1 № 40-ФЗ). Если сразу обратиться в суд, то иск рассматривать не будут.

Поэтому пишем претензию по любому спорному вопросу. В частности, когда страховая компания:

  • отказывается платить или снижает сумму страховой выплаты;
  • нарушает сроки выплаты;
  • выполняет некачественный ремонт;
  • привлекает «своих» экспертов и оценщиков, что влияет на результаты экспертизы;
  • производит неверные расчеты (коэффициента «бонус-малус», страховой суммы);
  • навязывает дополнительные услуги и т. д.

Но: написать претензию — не значит просто соблюсти формальность. Если страховщик добровольно не исполнит требования, то вы, как потребитель, сможете взыскать через суд штраф в размере 50 % от суммы, назначенной к взысканию (п.6, ст. 13 Закона о защите прав потребителей № 2300).

То есть, если в вашу пользу суд назначит 100 000 рублей, то получите 150 000 рублей. Единственное, нужны будут доказательства, что вы правильно направили претензию (об этом далее).

Какие ещё компенсации можно требовать?

В досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО можно требовать оплаты (возмещения):

  • расходов на ремонт транспортного средства;
  • утраты товарной стоимости;
  • услуг эвакуатора;
  • услуг дорожных рабочих;
  • услуг хранения поврежденного автомобиля;
  • стоимости ремонта дорожных знаков, ограждений;
  • доставки пострадавших в больницу;
  • стоимости экспертизы,

а также других расходов, которые возникли в связи с наступлением страхового случая (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда № 58).

Задержка исполнения обязательств по договору ОСАГО страховой компанией компенсируется неустойкой в размере:

  • 1 % от суммы положенной выплаты;
  • 0,5 % от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Дни просрочки начинаем считать: в первом случае с 21-го дня, во втором с 31-го дня с даты, когда страховая компания получила ваше заявление о страховой выплате (проведении ремонта).

Дополнительно денежную компенсацию морального вреда и потребительский штраф 50 % вы сможете требовать только в судебном порядке.

Как правильно написать досудебную претензию по ОСАГО

Подробно о требованиях к претензии по ОСАГО говорится в п. 5.1 Главы 5 Положения Банка России № 431-П.

Досудебная претензия в страховую по ОСАГО должна включать:

  • наименование и адрес компании страховщика;
  • ФИО, адрес, реквизиты банковского счета потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • подробные требования к страховщику со ссылками на законодательные нормы и доказательства из списка приложений;
  • ФИО отправителя, должность (если претензию направляет юр. лицо), подпись;
  • список приложений.

Все ваши права и требования должны быть подкреплены доказательствами. К претензии нужно приложить оригиналы или заверенные копии: паспорта заявителя, документа о праве собственности на автомобиль (ПТС), полиса ОСАГО. экспертного заключения и т. д.

Важно! Главное, ничего не упустить, иначе страховая компания проигнорирует претензию, а суд посчитает досудебный порядок несоблюдённым и откажет во взыскании потребительского штрафа 50 % от суммы, назначенной к взысканию в вашу пользу.

Если вам нужна помощь, мы поможем правильно написать претензию по ОСАГО и собрать все необходимые документы (доказательства).

Как направить?

Направить претензию можно любым способом, если он позволяет подтвердить доставку. Самый надежный вариант — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Можно отнести лично в офис страховой компании.

Не обязательно обращаться именно в то отделение, где оформляли договор. Обратитесь в ближайший к вам, но предоставьте сведения о предыдущих обращениях (п. 22 ПП № 58).

Обязательно проследите, чтобы отметку о принятии поставило уполномоченное лицо. Если это не директор, попросите предъявить доверенность на право получения входящих документов.

Претензию можно направить по e-mail, если такая возможность подробно прописана в договоре. Например, претензию в Росгосстрах можно направить на e-mail: dp@rgs.ru.

Важно! Доказать, что сообщение было направлено и доставлено, должен отправитель (п.67 Постановления Пленума ВС № 25).

Верховный суд в одном из дел по ОСАГО признал досудебный порядок несоблюденным, хотя истец направлял претензию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Почта России направила письмо назад отправителю через 9 дней со дня его поступления на почту, ещё до того, как истек срок хранения письма (30 дней). А еще через месяц его получил истец. Доказательств, что страховая уклонялась от получения корреспонденции, истец суду не предоставил.

Читайте также:  ДТП с мотоциклистом с летальным исходом

Сколько ждать ответ?

Если в течение 10 дней с момента получения претензии страховщиком выплаты не поступили на ваш счет, можно обращаться в суд.

Но в целом лучше подождать месяц: пока письмо дойдет, пока его получат (до 30 дней срок хранения корреспонденции — отслеживайте движение письма на сайте Почты России по трек-номеру), потом 10 дней на ответ и 3-5 (иногда больше) дней на доставку письма от страховой компании.

Если отнесете лично, то подождите 10 дней, и можно идти за ответом.

Письменный отказ, частичная выплата, игнорирование претензии — всё это повод обратиться в суд за защитой своих прав и взыскания всех положенных денежных компенсаций.

Образец претензии о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия

Адрес: 445556, Самарская область

От ФИО2

Адрес: 446394, Самарская область

о возмещении вреда, причиненного в результате

дорожно-транспортного происшествия

ДАТА примерно в 19 час. 20 мин. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей ВАЗ 21102 г/н НОМЕР1 под управлением ФИО1, автомобиля RENAULT Kangoo г/н НОМЕР2 под управлением ФИО2.

На основании постановления по делу об административном правонарушении от 23.01.2018 г. виновником указанного дорожно-транспортного происшествия является ФИО1, управлявший автомобилем ВАЗ 21102 г/н НОМЕР1.

В результате дорожного-транспортного происшествия автомобилю RENAULT Kangoo г/н НОМЕР2 причинены механические повреждения: переднее правое крыло, передний бампер, передний правый подкрылок, корпус крепления ПТФ.

На основании договора № 01-СИП/02.18 от 06.02.2018 г. ООО “Центр независимой оценки “ЭКСПЕРТ” был проведен осмотр № 01-СИП/02.18 06.02.2018 г. и составлено экспертное заключение № 01-СИП/02.18 о стоимости восстановления поврежденного транспортного средства RENAULT Kangoo г/н НОМЕР2.

Согласно экспертному заключению в результате указанного дорожно-транспортного происшествия стоимость восстановительного ремонта автомобиля RENAULT Kangoo г/н НОМЕР2 составила 68 159,50 рублей (шестьдесят восемь тысяч сто пятьдесят девять рублей 50 копеек) . Стоимость материального ущерба с учетом износа составляет 55462,99 (пятьдесят пять тысяч четыреста шестьдесят два рубля).

Кроме того, за проведение оценки ущерба я оплатил 5 000 (пять тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 года №6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ААС, БГС и других» в силу закрепленного в ст.15 ГК РФ принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее ст.35 (ч.1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности. Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Между тем замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов — если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, — в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях – притом, что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Читайте также:  Составление Европротокола при ДТП в 2021 году

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 15, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации прошу в срок до 12.03.2018 г. возместить мне ущерб, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 68 159,50 (шестьдесят восемь тысяч сто пятьдесят девять) рублей 50 копеек и стоимость экспертного заключения- 5 000 (пять тысяч) рублей.

В случае отказа добровольно урегулировать спор и возместить причиненный мне ущерб я буду вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с Вас суммы ущерба, с Вас будут взысканы также судебные расходы (стоимость по оплате экспертизы, оплата за составление претензии, сумма гос.пошлины и т.д.).

1. Копия постановления по делу об административном правонарушении от 23.01.2018 г.

2.Копия экспертного заключения № 01-СИП/02.

3.Копия договора № 01-СИП/02.18 от 06.02.2018 г., копия чека-ордера

Время переезда: как не столкнуться с поездом

За последние дни в России произошло сразу два ДТП на железнодорожных переездах — на Ямале и в Подмосковье. Статистика показывает, что каждый год случается от 200 до 300 подобных аварий, в которых гибнут несколько десятков человек. Как предотвратить столкновения автомобилей с поездами — разбирались «Известия».

Десятки в год

По данным Главного управления МЧС России по Московской области, в ночь на пятницу два человека пострадали при столкновении грузовика с поездом на железнодорожном переезде у платформы Перхушково в Московской области. Транспортные средства столкнулись на перегоне Одинцово–Голицыно. По предварительным данным, водитель Iveco выехал на пути на запрещающий сигнал, экстренное торможение не помогло. Пассажиры поезда не пострадали, их пересадили на автобус.

Столкновение грузовика с поездом на переезде у платформы Перхушково в Подмосковье

За день до этого в Ямало-Ненецком автономном округе на регулируемом железнодорожном переезде произошло столкновение пассажирского поезда и автомобиля ГАЗ. Водитель машины погиб. Транспортная прокуратура проводит проверку исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного переезда. По данным СМИ, погибший находился в состоянии алкогольного опьянения.

Подобные инциденты происходят с пугающей регулярностью. Например, в Омске в конце октября грузовик на нерегулируемом железнодорожном переезде столкнулся с поездом. Двое — водитель и пассажир машины — погибли. Всего в России за девять месяцев 2020 года произошло 160 ДТП на железнодорожных переездах, жертвами которых стали 35 человек.

Читайте также:  Какое наказание за оставление места ДТП

В последнее время количество ДТП в целом сократилось на фоне пандемии, однако каждый год количество аварий на переездах примерно одинаковое: от 200 до 300. Согласно данным ГИБДД, больше всего за последние годы таких ДТП произошло в 2015 году (276 аварий), меньше всего в 2016 году — 206 аварий. Ежегодно на переездах гибнут от 50 (в 2019 году) до 94 (в 2017 году) человек.

Самое крупное ДТП на железнодорожном переезде произошло в 2017 году у станции Покров во Владимирской области, где поезд Санкт-Петербург – Нижний Новгород протаранил автобус «Мерседес-Бенц». Погибли 17 человек: водитель и 16 пассажиров машины. Еще трое получили серьезные увечья. По этому делу уже вынесен приговор — двум гражданам Республики Казахстан по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц». Они знали, что автобус неисправен, но всё равно отправили его в дорогу. Их приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

ДТП у станции Покров во Владимирской области в 2017 году

На следующий год автобус с пассажирами попал под поезд в Орловской области. Погибли пять человек, а виновным признали водителя, который проехал на запрещающий сигнал семафора.

В ноябре 2019 года приговор был вынесен в отношении дежурной по переезду, из-за которой произошло столкновение электропоезда «Ласточка» с пассажирским автобусом. В феврале 2018 года она несвоевременно закрыла железнодорожный переезд Зеленогорск–Рощино: водитель автобуса успел выехать на переезд, а покинуть его уже не смог — противотаранные устройства оказались закрыты. 15 пассажиров, к счастью, успели до столкновения покинуть машину. Но автобус и электропоезд получили существенные механические повреждения. Материальный ущерб оценили в 16 млн рублей. Дежурная была приговорена к 1,5 года ограничения свободы.

Написано кровью

Опрошенные «Известиям» эксперты подчеркивают: почти во всех случаях в первую очередь виноваты водители.

— Конечно, чаще всего это вина водителей, — говорит эксперт-автотехник, юрист Игорь Смелов. — Недооснащение железнодорожных переездов, если таковое имеется, — это просто сопутствующий фактор. В правилах четко сказано: если приблизился к переезду без шлагбаума, посмотри по сторонам, убедись в отсутствии проезжающего поезда — потом проезжай. Что мы имеем на деле? Подскочил, понесся, а тут электричка идет или товарняк.

Авария с участием «Ласточки» и пассажирского автобуса в Рощино в 2018 году

Он подчеркивает, что если знак «стоп» стоит даже перед «заросшим бурьяном переезде», то всё равно нужно сначала притормозить, а только потом ехать дальше.

— Потому что есть правила, которые написаны, как известно, кровью. Кому закон не писан, тому хоть десять шлагбаумов поставь — он всё равно поедет и попадет под локомотив, — говорит Смелов.

В ОАО «РЖД» «Известиям» заявили, что причинами ДТП являются «грубые нарушения правил дорожного движения водителями автотранспортных средств». В компании призвали водителей «быть бдительными и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов».

При этом в прошлом году в руководстве ОАО «РЖД» предлагали ввести новый вид уголовного преступления: проезд автомобиля на запрещающий сигнал семафора на железнодорожном переезде и его последующее столкновение с поездом. Однако эту инициативу законодатели оставили без внимания.

Сейчас, как сообщили «Известиям» в РЖД, для предупреждения ДТП компания проводит мониторинг состояния и капитальный ремонт железнодорожных переездов, а также оборудование их современными предупредительными и заградительными устройствами.

Юрист проекта ДелоРЖД.ру Елена Блинчевская также отмечает, что чаще всего в таких ДТП виноваты автомобилисты. Но допускает, что на нерегулируемых переездах действительно может сложиться ситуация, которая могла привести к столкновению не по вине водителя: например, плохая видимость поезда, который выезжает из-за дуги.

Авария с участие тепловоза и грузовика в Омске в октябре 2020 года

Читайте также:  Причины ДТП в России

Судебные экспертизы в таких случаях в основном не в пользу водителя, — говорит она. — Доказать в таких случаях, что была недостаточно хорошая видимость поезда, все-таки тяжело. Кроме того, эксперты исходят и из того, что остановить машину легче, чем остановить поезд.

Опрошенные «Известиями» юристы не сталкивались с делами, когда в ДТП на переезде признавали бы виновными не автомобилистов, а сотрудников железной дороги, — это исключительная редкость.

— Нужно понимать, что есть в арсенале по доказыванию, — заметил директор Коллегии правовой защиты автовладельцев Илья Грезин. — Есть ли видео, оборудован ли этот переезд видеонаблюдением, отражает ли видеозапись те обстоятельства, которые нужно доказать, как они зафиксированы иными способами, находятся ли эти обстоятельства в непосредственной взаимосвязи с ДТП или не находятся.

Томительное ожидание

Доцент кафедры «Железнодорожные станции и транспортные узлы» Российского университета транспорта Александр Сидраков также считает, что главная причина ДТП на железнодорожных переездах заключается в культуре вождения.

Железнодорожные переезды, особенно на интенсивных автодорогах, у нас оборудуются достаточно серьезно: это и переездная сигнализация, и автоматический шлагбаум, и устройство заграждения переездов, — сказал он «Известиям». — На скоростных линиях Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки и Москва – Нижний Новгород дополнительно на переездах устанавливают противотаранные устройства шлагбаумного типа, которые физически препятствуют продвижению. Многие выезжают на переезд при предупреждающем сигнале, кто-то вручную опускает устройства заграждения переездов, едет в расчете на то, что успеет до поезда.

Вторым фактором ДТП на переездах он называет неисправность транспортных средств — нередко столкновение происходит из-за поломки автомобиля и его остановки на путях.

— Третий фактор — неисправность железнодорожной автоматики, — говорит Сидраков. — То есть при фактически приближающемся поезде могла не сработать автоматика по каким-либо причинам. Такое случается, хотя достаточно редко. Железнодорожная автоматика, как правило, дублируется для повышения надежности, есть определенный регламент действий на случай неисправности или ее отключения. В таких авариях происходит, как правило, накопление ошибки: помимо неисправности автоматики могут быть неправильные действия работников железнодорожного транспорта, водителей.

Косвенной причиной аварий на переездах Сидраков называет и неудовлетворительное содержание переездов: настилы и покрытия не всегда содержатся надлежащим образом, что замедляет следование автомобилей через переезд. А чем быстрее автомобиль проедет через него, тем меньше шансов, что произойдет столкновение.

Вторая косвенная причина — из-за переездов часто скапливаются пробки, что психологически влияет на водителей, и они уже готовы на мигающий красный попытаться проскочить, простояв перед этим полчаса, час и больше, — говорит Сидраков.

Стопроцентная безопасность

Игорь Смелов полагает, что проблему с ДТП на переездах можно решить, избавившись от самих переездов.

Все пересечения автомобильной и железной дорог должны быть только на разных уровнях, — говорит он. — Дорога должна проходить либо над, либо под железной дорогой. Это идеальный вариант, тут безопасность стопроцентная. Это не дешевое удовольствие, поэтому на тех переездах, где раз в год проезжает маневровый тепловоз, можно ограничиться предупреждающими знаками, освещением, светофором.

Александр Сидраков замечает, что сейчас тенденция как раз складывается в пользу такого подхода к строительству железнодорожных путей, который исключит саму возможность встречи поезда и автомобиля.

Тенденция такова, что наиболее интенсивные линии проектируются и реконструируются таким образом, чтобы переезды исключить: ведется строительство разноуровневых развязок, путепроводов, туннелей, — говорит он. — Это мера, которая требует больших капиталовложений, и происходить это будет постепенно. Число переездов будет снижаться, но это достаточно длительный процесс.

Что касается дополнительных устройств для безопасности, то, считает Сидраков, «сделано уже более чем достаточно».

— Если правильно соблюдать инструкции, правила дорожного движения, правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта, то технических устройств, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожных переездах, вполне достаточно, — заметил он.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: