Суброгация по страховке ОСАГО с виновника ДТП

Грозит ли суброгация по ОСАГО виновнику ДТП? В каком случае опасаться и как действовать?

Собственник авто может столкнуться с неизвестными для него терминами при заключении договора обязательного страхования. К числу таких терминов относиться суброгация и регресс. Страхователю важно понимать не только саму суть данных терминов, но и существующую между ними разницу, а также уметь различать эти два понятия на практике. Что из себя представляет суброгация, в чем отличие суброгации от регресса? На эти и другие вопросы мы ответим в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

В страховании под термином суброгация понимается переход права требования компенсации от пострадавшего к СК, которая в свою очередь оплачивает компенсацию по договору ОСАГО. Правила и порядок суброгации регулирует ст. 965 ГК РФ. Что из себя представляет суброгации легче объяснить на конкретном примере. Например произошла авария на дороге, в которой есть как потерпевший так и виновник.

Потерпевший имеет полис КАСКО. В этом случае потерпевший может обратиться с требованием о компенсации как в СК, так и к виновнику ДТП. В данном случае законодательство право пострадавшего на компенсацию причиненного ему ущерба не ограничивает. Потерпевший обращается в СК с которой у него заключен договор и получает положенную ему компенсацию ущерба. После того как СК произведет выплату компенсации к ней переходит право на возмещение ущерба, которое изначально имел пострадавший к виновному лицу.

Таким образом происходит как бы замена пострадавшего лица, а именно пострадавшего в ДТП заменяет СК оплатившая ему компенсацию причиненного ущерба. Суброгации стоит опасаться лишь в том случае, если у второго участника ДТП есть страховка, которая защищает его имущество.

Отличия от регресса

Многие юристы считают, что суброгация является разновидностью регресса.

Право на суброгацию не может являться самостоятельным как в случае применения регрессных требований. Безусловно, что суброгация, что регресс – это права которыми в праве воспользоваться СК. То есть, если говорить простым языком, пострадавший обращается в СК, которая выплачивает ему компенсацию причиненного ущерба и уже после этого вступает в свои права либо суброгации, либо регресса. Но в чем же тогда разница этих двух понятий?

Разница между суброгацией и регрессом заключается в следующем:

  • Выставить виновному лицу регрессные требования СК может, если страховая оплатила ущерб нанесенный виновником. И если виновником в данном случае были допущены существенные нарушения в отношении заключенного с СК договора, что в свою очередь и привело к страховому случаю (узнать о том, что считается страховым случаем при ДТП по ОСАГО, можно здесь).
  • А понятие суброгация подразумевает собой возникновение у СК права требования оплаченной ею компенсации ущерба причиненного имуществу пострадавшего в ДТП. При суброгации объем требований СК будет ограничено той суммой, которую она выплатила пострадавшему.
  • Еще одной чертой, которая отличает регресс от суброгации является срок требования. При регрессных требованиях срок будет исчисляться с момента наступления страхового случая, а при суброгации напротив с момента выплаты возмещения потерпевшему.

Собственнику авто, который не имеет специальных знаний и плохо разбирается в терминологии, которую используют в своей работе сотрудники СК, очень трудно разобраться, что из себя представляют эти два понятия. Бывает, что даже сотрудники СК допускают ошибки в трактовании данных понятий. Именно поэтому при заключении договоров страхования следует внимательно ознакомиться с их содержимым, а если что-то не понятно обращаться за помощью к компетентным специалистам.

Возможно ли применение по полису автогражданской ответственности?

Суброгации не может быть по ОСАГО, так как это требования СК потерпевшей стороны, которое покрывается страховой организацией виновного лица по полису ОСАГО. Согласно действующему законодательству истребовать с виновного лица сумму, которой не хватает на восстановительный ремонт авто может лишь сам потерпевший .

Однако виновное лицо обязано будет оплатить ущерб, который был нанесен потерпевшему в том случае, если суммы страховой выплаты для этого не хватает. Также суброгация не может быть применена в том случае, если виновник по делу не установлен.

Условия возникновения

Право СК на суброгацию возникает в случае, если СК потратила на компенсацию большую сумму чем предусматривается полисом. Если у пострадавшего лица есть полис добровольного страхования КАСКО, то СК вправе потребовать с виновного лица средства, которые страховая затратила в качестве компенсации ущерба потерпевшему.

При этом абсолютно не важно есть ли у виновного полис ОСАГО или нет. Например, произошла авария на дороге, у потерпевшего лица есть полис КАСКО и поэтому он не требует компенсации полученного ущерба по ОСАГО. Ремонт его машины оплачивает СК по полису КАСКО.

В данном случае страховая организация имеет право потребовать с виновника ДТП те денежные средства, которые СК потратила на возмещение ущерба своего клиента (случаи, при которых СК может взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО, мы рассматривали в этом материале). В том случае, если установлена лишь частичная вина, то с виновника, СК имеет право истребовать по суброгации лишь сумму, которая пропорционально размеру вины.

Читайте также:  Ремонт машины после ДТП

Особенности применения

Пострадавшая в ДТП сторона имеет право на получение компенсации причиненного ей ущерба. Будет ли применена к виновному лицу суброгация или нет зависит от следующих факторов:

  • От типа договора страхования (ОСАГО или КАСКО).
  • От того количества СК, которые задействованы в данном случае (у виновного и пострадавшего может быть как одна СК так и разные).
  • От суммы компенсационной выплаты.

В том случае, если у потерпевшего имеется полис КАСКО, то возмещение ущерба нанесенного виновником может быть оплачено СК по данному полису страхования. В том случае, если полиса КАСКО у пострадавшего нет, то сумму ущерба оплачивает либо СК виновного, либо потерпевшего по полису ОСАГО (вопрос о том, в какую СК обращаться за компенсацией по ОСАГО, в свою или в СК виновника аварии, мы рассматривали здесь).

Потерпевшему не важно какая организация оплатит причиненный ему ущерб. А вот для СК оплата компенсации ущерба это всегда убытки. Именно поэтому в случае когда страховая оплачивает ущерб нанесенный потерпевшему в ДТП по полису КАСКО, СК имеет право на обращение к СК виновного для компенсации понесенных страховой потерпевшего расходов.

СК виновника обязана произвести возмещение «убытков» понесенных страховой потерпевшего, а после имеет право на обращение к своему клиенту для того чтобы тот в свою очередь возместил ущерб СК с которой у него заключен договор страхования.

По ОСАГО максимально возможная сумма компенсации ущерба причиненного имуществу пострадавшего равняется 400 тыс.руб. Страховая организация виновного может прибегнуть к суброгации лишь в случае когда реальная сумма компенсационной выплаты выше установленного предела. В том случае, если компенсационная выплата причиненных виновником ДТП убытков осуществляется по автогражданке, то потерпевшей стороной в данном случае можно считать СК виновного лица.

В этом случае требования суброгации могут быть предъявлены к виновнику, но только в случае когда точно определена сумма. СК отправляет письменную претензию по адресу, который указан в договоре страхования. Суброгация содержит следующие обязательные составляющие:

  1. Обоснование и размер требуемой по суброгации суммы компенсации.
  2. Срок в течение которого должны быть осуществлены выплаты.

Как избежать?

Обезопасить себя от суброгации достаточно просто. Для этого необходимо чтобы ваша гражданская ответственность была застрахована на большую сумму. Для этого существует добровольное страхование такое как ДСАГО. Такая страховка может покрыть больший ущерб нежели ОСАГО. По ДСАГО вы можете сами выбрать сумму компенсации, от 600 тыс.руб. до 3 миллионов рублей. Добровольное страхование гражданской ответственности по полису ДСАГО будет неплохим дополнением к вашей автогражданке.

Предупреждение возможности претензии

Риск того, что СК предъявит к вам требования по суброгации может возникнуть лишь в двух случаях:

  • Вы являетесь виновником ДТП.
  • У потерпевшего есть полис КАСКО.

В том случае, если с вами произошло ДТП и вы виновник, а у пострадавшего есть КАСКО, следует незамедлительно принять меры, для того чтобы минимизировать риск того, что СК предъявит к вам требования суброгации. Не следует пускать ситуацию на самотек.

Правила поведения виновника в данной ситуации следующие:

  1. Не следует признавать свою вину так сказать для формальности.
  2. Не следует терять связь с пострадавшим. По возможности нужно узнавать о ходе оценки ущерба и способе его возмещения.
  3. Заявите в СК о том, что хотите присутствовать на оценке повреждений причиненных имуществу потерпевшего. Следует обязательно присутствовать на осмотре авто потерпевшего и по возможности пригласить туда своего независимого эксперта.
  4. Если вы несогласны с суммой ущерба, то стоит ее оспорить.
  5. В том случае, если есть сомнения в правильности оценки, следует попросить копию экспертизы и сделать свою независимую экспертизу.

Чаще всего требования по суброгации страховая организация выставляет через 2-2.5 года после ДТП, когда авто пострадавшего уже полностью восстановлено или вообще продано и в памяти виновного лица уже мало сохранившихся сведений о произошедшем ДТП. Поэтому следует сохранять всю документацию хотя бы в течение 3 лет.

Можно ли не платить?

Если к вам уже предъявили требование по суброгации, то избежать выплат вы сможете в следующих случаях:

  1. Если вы докажете наличие полиса ОСАГО и потребуете от страховой оформившей данный договор страхования покрыть ущерб.
  2. Если виновник докажет свою невиновность.
  3. Если виновник докажет, что причиненный потерпевшему ущерб меньше чем насчитала страховая.
  4. Если прошел срок исковой давности (3 года).
  5. Если существуют нарушения со стороны страховой организации.

Все приведенные нами доводы вы можете приводить как на стадии досудебного урегулирования конфликта, так и после в суде.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Суброгация при страховании ответственности

Суброгация при страховании ответственности является предметом многочисленных дискуссий и как показывает практика, в том числе судебная, все равно остается предметом малопонятным. В связи с чем предлагаю Вашему вниманию небольшое исследование данного вопроса.

Как известно страхование ответственности в гражданском праве, подразделяется на:

  • Страхование ответственности из причинения вреда (внедоговорная ответственность или деликтная) (931 ГК РФ).
  • Страхование ответственности за нарушение договора (договорная ответственность) (932 ГК РФ).

Рассмотрим случаи возможности суброгации по каждому виду страхования ответственности.

1. Деликтная ответственность возникает у виновника, причинившего вред кому-либо своими собственными действиями, например, путем случайного затопления соседей снизу, повреждения чьей-либо машины в ДТП или повреждения перевозимого груза по своей собственной вине. Регулируется этот вид страхования ст. 931 ГК РФ:

Читайте также:  Составление заявления о ДТП

В соответствие с ч. 1 ст. 931 ГК РФ «По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена».

То есть страховым случаем по такому договору является возникновение ответственности либо самого страхователя, либо застрахованными им лицами, вследствие причинения вреда третьим лицам. Для возможности суброгации, в соответствие с ч. 1 ст. 965 ГК РФ, необходимо возникновение у страхователя права требования, которое должно будет перейти к страховщику. Какое же в этом случае у страхователя возникло право требования и к кому он имеет право предъявить претензию о возмещении ему ущерба? Очевидно, что только к самому себе. В свою очередь, право требования к самому себе является совпадением должника и кредитора в одном лице, и влечет как известно прекращение обязательства. Еще у страхователя возникла обязанность возместить вред потерпевшему. Соответственно кроме обязанности возместить ущерб третьим лицам к страховщику ничего больше перейти не может.

Однако мне могут возразить, что в ст. 965 ГК РФ речь идет о переходе к страховщику права не только от страхователя, но еще от выгодоприобретателя, которым по договорам страхования любой ответственности, всегда является потерпевший. Ну, допустим. Тогда к страховщику переходит право требование от выгодоприобретателя к страхователю. Однако суброгация к страхователю невозможна, так как в этом случае обязательство по защите имущественных интересов страхователя страховщиком не исполнено. Об этом я уже писал тут.

Соответственно вывод: право которое переходит к страховщику при страховании деликтной ответственности, в порядке суброгации, отсутствует и, следовательно, суброгация невозможна.

2. Второй разновидностью страхования ответственности, является страхование ответственности по договору, которая как известно допускается в случаях, предусмотренных только Законом: ч. 1 ст. 932 ГК РФ «Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом».

2. «По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен».

Исходя из данной нормы, страхуется только персональная ответственность страхователя. При причинении договорных убытков страхователь должен возместить их контрагенту за неисполнение обязательства, но если непосредственным виновником в причинении убытков является не страхователь, а какое-либо третье лицо, вправе ли страховщик после выплаты возмещения предъявить суброгационное требование к этому лицу? Рассмотрим для примера следующую ситуацию: у страхователя, застраховавшего свою договорную ответственность, вдруг по вине третьего лица, эта самая ответственность наступила. Право требования которое у него может появиться это право регрессного (обратного) требования к непосредственному причинителю вреда, которое возникнет у страхователя только после возмещения им ущерба.

В свою очередь к страховщику это право в порядке суброгации переходит, только после выплаты страховщиком страхового возмещения, о чем прямо указывается в ст. 965 ГК РФ. Но если выплату по убытку произвел страхователь, а не страховщик, откуда у страховщика возьмется право на суброгацию?

Если же выплату произвел страховщик потерпевшему лицу, то к страховщику никакого права перейти не может, так как права регресса у страхователя нет, он ведь никому ничего не платил, за него это сделал страховщик. А как мы помним, право регресса возникает только после возмещения убытков.

Однако, как я уже писал, право требования переходит не только от страхователя, но и от выгодоприобретателя, то есть от потерпевшего лица, а в этом случае потерпевшее лицо, как обычно будет иметь какие-либо требования только к страхователю. А суброгация к страхователю невозможна.

3. Если договор страхования ответственности был заключен в нарушение ст. 932 ГК РФ и по такому договору к третьему лицу были предъявлены суброгационные требования, то в этом случае вступает в силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ, в соответствие с которой «Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки».

Из этого следует, что заключение Страхователем и Страховщиком такого договора и предъявление третьим лицам суброгационных или регрессных требований прямо посягает на имущественные интересы этих самых третьих лиц, и соответственно является ничтожной. А раз так, то в этом случае невозможны ни регресс, ни суброгация.

Таким образом, в любом случае, суброгация по договору страхования ответственности невозможна ввиду отсутствия передаваемого права.

Страховая компания подала в суд на виновника ДТП. Что делать?

Страхование по программам ОСАГО и даже КАСКО не всегда гарантирует автовладельцам полную финансовую защиту. Наиболее уязвимыми оказываются водители, виновные в аварии. В их адрес страховщики могут подавать регрессные иски. Таким образом, они пытаются компенсировать свои убытки, возникшие в результате выплат по конкретной аварии.

Страховая компания подала иск в суд на виновника ДТП (Регресс страховой компании к виновнику ДТП)

Такой иск «подать в суд на виновника ДТП» является обратным требованием. Если размер выплаты превышает указанную в договоре страхования сумму, страховщик попытается взыскать разницу с виновника ДТП. При этом, по опыту отдела юридического сопровождения компании “Инвест Консалтинг”, он не обязательно будет вести себя добросовестно. Часто объемы претензий оказываются завышенными, а сами требования — неправомерными.

Читайте также:  Составление досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО

Подача регрессного иска страховой по ОСАГО на виновника ДТП сопряжена с рядом ограничений.

В течение какого времени можно подать в суд на виновника ДТП. . Истец может подать в суд на виновника ДТП, обратиться в суд в течение трех лет с момента ДТП. По истечении этого срока требования страховой компании становятся неправомерными. При этом страховщики предпочитают подавать такие иски как можно позже, рассчитывая, что виновник аварии забудет о ее обстоятельствах и не станет оспаривать заявленную в претензии сумму. Кроме того, за три года документация о ДТП может быть утрачена, что сделает защиту для ответчика более сложной.

Подлежащий компенсации ущерб. Ответчик обязан компенсировать только затраты, связанные с повреждениями транспортного средства в конкретной аварии. Так, если при столкновении было помято правое крыло, а пострадавшему за ущерб насчитали большую сумму, виновник не должен оплачивать ремонт левого крыла.

Порядок расчета суммы ущерба. Такой расчет выполняется с использованием цен, актуальных для региона, в котором произошла авария, и действующих на дату ДТП. Дополнительно учитывают возраст и, если возможно, состояние поврежденного авто на момент аварии.

В регрессном иске по ОСАГО с виновника ДТП страховщик заявляет как можно большую сумму ущерба. Она может намного превышать размер компенсации, которая была выплачена пострадавшей стороне в действительности. Именно поэтому важно принимать активное участие в рассмотрении спора, не соглашаться с требованиями истца, стараться представить суду все возможные данные об аварии.

Содержание иска подлежит тщательной проверке. Необходимо проверить, подан ли он до истечения трехлетнего срока, проконтролировать правильность расчетов, убедиться, что все заявленные повреждения существовали в действительности и имели отношение к данному происшествию. Защитить виновника ДТП поможет независимая экспертиза, проведение оценки ущерба после ДТП, привлечение грамотного автоюриста. Получить такую помощь вы сможете в компании “Инвест Консалтинг”.

Если страховая прислала Вам претензию, то срочно звоните +7 (495) 255-08-90.

Регрессные иски страховой компании и право суброгации (Регресс по ОСАГО с виновника ДТП)

При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт. Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности. Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.

Защита виновника ДТП от претензий страховой компании по регрессному иску

Компания «Инвест Консалтинг» предлагает комплексную правовую и экспертную поддержку в спорах, если страховая подала в суд на виновника ДТП. Что при этом делать? Чтобы защитить виновника от неправомерных претензий страховщика, мы выполняем следующее.

Проведение независимой экспертизы. Для этого эксперт анализирует имеющиеся по ДТП данные, собирает информацию о выполненном для поврежденного авто ремонте, изучает обстоятельства аварии и т.п. По результатам экспертизы претензии страховой компании по регрессному иску проверяются на правомерность.

Оценка ущерба. Приведенные страховщиком в исковом заявлении расчеты проверяются, размер ущерба рассчитывают, используя актуальные для того времени, когда произошло ДТП, цены.

Контроль соблюдения процессуальных норм. Регрессный иск анализирует юрист, учитывая срок давности по таким делам и другие действующие ограничения. Если срок давности уже истек либо выявлены другие нарушения, претензия страховщика отклоняется судом.

Дополнительно, чтобы снизить объем претензий, при расчетах учитываются понижающие коэффициенты, связанные с износом, амортизацией авто. Также учитывается стоимость годных остатков, если автомобиль получил значительные повреждения.

Регрессные иски от страховых компаний к виновникам ДТП рассматриваются судами, как правило, за 2-3 слушания. Если ответчик не согласен с решением суда, он имеет право на подачу апелляции, жалобы и т.п.

Компания «Инвест Консалтинг» поможет защитить ваши интересы в суде. Мы предлагаем комплексную поддержку: проведение экспертизы и оценки ущерба, подготовку документов для суда, представительство в ходе судебных разбирательств. Мы специализируемся на таких делах и помогаем нашим клиентам добиваться значительного уменьшения суммы иска либо полного отказа в удовлетворении претензий страховщика. Свяжитесь с нами, чтобы получить консультацию юриста или заказать правовое и экспертное обслуживание, защиту виновника ДТП по ОСАГО.

Штраф за ДТП виновнику аварии в 2021 году

“Я виноват в ДТП. И что, помимо возмещения материального ущерба мной пострадавшей стороне, я должен ещё и оплатить штраф за нарушение ПДД!?”. Часто водители считают, что в случае дорожно-транспортного происшествия и признания своей вины, к иной административной или даже уголовной ответственности они привлечены не будут. И заблуждаются в этом.

Классификация видов ответственности

Российское законодательство в плане нарушения ПДД предусматривает для виновников ДТП три вида ответственности.

Гражданская ответственность

Согласно ей, виновник происшествия обязан возместить пострадавшей стороне причинённый им вред в полном объёме (ГК РФ Статья 1064. “Общие основания ответственности за причинение вреда”).

Административная ответственность

Применяется по отношению к виновным в совершении ДТП, которые одновременно нарушили и ПДД. Согласно КоАП РФ, главе 12: “Административные правонарушения в области дорожного движения”, к виновникам могут применяться четыре вида ответственности:

Читайте также:  Справка ГИБДД о ДТП

1 Штраф от 500 до 30000 руб.

2 Лишение прав управления автотранспортом: от месяца до двух лет.

3 Арест на срок до 15 суток.

4 Обязательные исправительные работы на время от 100 до 200 часов.

Данные виды ответственности применяются в случаях отсутствия погибших при ДТП и в случае непричинения тяжкого вреда здоровью. Следует помнить, что штраф виновнику аварии за ДТП может быть выплачен в половинном объёме в течение 20 дней с момента вынесения постановления о штрафе (КоАП РФ, статья 32.2, ч. 1.3 ).

Уголовная ответственность

Наступает для виновника в ДТП при причинении тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам либо при наступлении смерти этого лица или лиц. Алкогольное опьянение отягчает вину и увеличивает наказание виновника (УК РФ, Статья 264. “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”).

Штраф виновнику аварии при ДТП

Следует различать гражданскую ответственность, возникающую при ДТП, и административную (штрафы для виновника в ДТП): в первом случае возмещение оказывается пострадавшей стороне со стороны виновника и/или его страховой компании, а во втором оплата нарушения ПДД идёт в государственный бюджет.

Рассмотрим конкретные нарушения и штрафы, которые могут быть выписаны виновнику ДТП, согласно главе 12 КоАП РФ:

если автотранспорт виновника ДТП не зарегистрирован должным образом (отсутствует свидетельство о регистрации автотранспорта), виновнику будет выписан штраф в размере от 500 до 800 рублей; (статья 12.1 КоАП РФ);

если номера автомобиля виновника установлены неправильно (не на положенном месте, вверх ногами) штраф 500 рублей; если же не установлены вовсе штраф 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; если транспортное средство эксплуатируется с заведомо подложными государственными регистрационными знаками – лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года (статья 12.2 КоАП РФ);

если виновник ДТП управлял автотранспортом и не имел при себе регистрационных документов на автомобиль и/или страхового полиса штраф 500 рублей; (статья 12.3 КоАП РФ);

если после ДТП у автотранспорта виновника обнаружатся впереди красные фонари или красные светоотражатели штраф 3000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; если незаконно установлены звуковые и световые специальные сигналы (мигалки, клаксоны с характерным звуком машин спец.служб), фонари такси (так называемые “шашечки”), присутствует незаконная наклейка цветографических схем оперативных служб или наклейка “инвалид” выписывается штраф 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; (статья 12.4 КоАП РФ);

если виновник ДТП управлял автотранспортом с неисправностью или при условиях, когда запрещено использовать автомобиль штраф 500 рублей; (статья 12.5 КоАП РФ);

если виновник ДТП был не пристёгнут или не имел мотошлема, передвигаясь на мотоцикле, штраф 1000 рублей; (статья 12.6 КоАП РФ);

если виновник ДТП не имел прав на управление автотранспортом, ему будет выписан штраф от 5 000 до 15 000 рублей; если виновник был лишён водительских прав штраф составит уже 30 000 руб.; (статья 12.7 КоАП РФ);

если виновник ДТП находился в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) штраф составит 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет; (статья 12.8 КоАП РФ);

если в момент ДТП виновник проезжал на запрещающий сигнал светофора будет выписан штраф 1000 рублей; (статья 12.12 КоАП РФ);

если виновник ДТП нарушил правило проезда перекрёстка (не предоставил преимущество проезда или выехал при заторе) штраф составит 1 000 рублей; (статья 12.13 КоАП РФ);

если виновник ДТП не подал сигнал при перестроении или маневрировании, не занял соответствующее положение при повороте или развороте, совершил разворот или двигался задним ходом там, где это не предусмотрено, влечёт штраф в 500 рублей; (статья 12.14 КоАП РФ);

если при ДТП виновник двигался по обочине или встраивался в организованную колонну штраф составит 1 500 рублей; (статья 12.15 КоАП РФ);

если виновник ДТП двигался по велосипедным дорожкам или тротуарам выпишут штраф 2 000 рублей; (статья 12.15 КоАП РФ);

при выезде виновника ДТП на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления для объезда препятствия, штраф составит от 1 000 до 1 500 рублей; а если это было движение по встречной полосе или трамвайным линиям встречного направления штраф будет уже 5 000 рублей; (статья 12.15 КоАП РФ);

если при ДТП виновник не выполнил все обязанности, согласно Правилам (включение аварийной сигнализации, установка знака аварийной остановки) штраф составит 1 000 рублей (ст. 12.27 КоАП РФ).

Это основные виды нарушений и штрафов, которые совершают виновники ДТП. Полный перечень штрафов и методики их расчёта приведены в главе 12 КоАП РФ.

При любом ДТП с любой степенью тяжести последствий рекомендуем обратиться к юристам или любым специалистам, компетентным в правовой области.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Читайте также:  Какое наказание за оставление места ДТП

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Читайте также:  Какой размер штрафа за ДТП

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Статья 12.24: от чего зависит – штраф или лишение прав за ДТП?

  1. За ДТП в 2021 году может грозить и штраф, и лишение прав – в зависимости от отягчающих обстоятельств.
  2. Если вы уехали с места аварии, то это не приравнивается к езде в пьяном виде. Но за оба нарушения вам грозит лишение прав.
  3. Точно лишают прав за ДТП с тяжело ранеными и умершими.
  4. Если у пострадавших легкий или средний вред здоровью, нужно соблюдать условия после ДТП и оказывать всяческую помощь. В таком случае можно избежать лишения прав и отделаться штрафом.
  5. Возмещение ущерба пострадавшим и примирение играют в вашу пользу – это шанс сохранить водительские права.
  6. Если не согласны с нарушением, оспаривайте его в вышестоящих судах в течение 10 дней после получения копии постановления.
Читайте также:  Как найти виновника аварии, если он скрылся

Угодили в ДТП и теперь опасаетесь, что суд оставит вас без водительских прав? Напрасно! Если речь не идёт о пьяном вождении, тяжёлых увечьях и смерти людей, то есть шанс отделаться штрафом. Даже если вы уехали с места ДТП, в ряде случаев можно избежать наказания. И вообще, сам факт ДТП ни о чём не говорит – не за каждую автомобильную аварию суды лишают прав и штрафуют на крупные суммы. Обсудим эти и другие моменты в нашей сегодняшней статье.

Могут ли лишить водительских прав за ДТП с пострадавшими?

Лишение водительских прав считается наиболее строгой мерой наказания за ДТП, в котором есть пострадавшие люди. Поэтому права изымают не на дороге и не в кабинетах ГИБДД. Такими полномочиями наделены только судьи. И только в случаях, когда штраф – это слишком мягкая санкция с учётом сложившихся обстоятельств.

Ниже разберём, за что и когда может грозить лишение водительского удостоверения за ДТП.

Если скрылся с места аварии

Угроза стать пешеходом на срок от 1 до 1,5 лет, либо административный арест на срок до 15 суток.

Здесь мы имеем дело с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Ответственность наступает в том случае, если нарушены ПДД и отсутствует состав уголовного преступления. Что же конкретно нарушено? А нарушены п. 2.5-2.6.1, согласно которым сразу после ДТП с вашим участием вы обязаны не только остановиться, выставить аварийный знак и никуда не уезжать – но и оказать первую медицинскую помощь тем, кто мог пострадать в результате дорожного происшествия.

Помимо административки, есть и уголовная ответственность. Скажем, если в ДТП имеются серьёзно пострадавшие, а вы просто скроетесь с места аварии, это грозит наказанием уже по уголовной линии – а именно по статье 264 УК РФ:

  • нанесён тяжкий вред здоровью, а вы уехали с места ДТП – принудительные работы до 5 лет, либо тюремное заключение на срок от 3 до 7 лет (пп. «б» ч. 2);
  • если пострадавший в ДТП скончался – срок лишения свободы от 5 до 12 лет (пп. «б» ч. 4);
  • умерших 2 и более человек – 8-15 лет тюремного заключения (пп. «б» ч. 6).

Обращаем внимание! Если в ДТП есть пострадавшие люди в тяжёлом состоянии, то есть риск нарваться на основное уголовное, и на дополнительное административное наказание (одновременно). Другими словами, суд может дать 3 года лишения свободы, а в дополнение к этому на 3 года забрать права. Причём, второе наказание вступает в силу с момента выхода на свободу.

Но есть и исключения. Они касаются ДТП, в которых никто из людей не пострадал (не должно быть даже лёгкого вреда здоровью). Участники аварии могут вообще не оформлять ДТП по европротоколу, а пожать руки и разъехаться по своим делам. Или договориться о возмещении ущерба со стороны виновного лица, например – передать деньги под расписку прямо на месте, и распрощаться. В таком случае санкции за покидание места ДТП не угрожают, но только в том случае, если выполнены требования пункта 2.6.1 ПДД. Равно как и за отъезд в связи с крайней необходимостью. Вот тут придётся попотеть с доказательствами.

Если нанесён лёгкий вред здоровью

Могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 лет.

Но одновременно с этим применяется и более мягкое наказание – в виде штрафа от 2 500 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ). И здесь у вас есть все шансы избежать худшего сценария и остаться с правами. И уж тем более избежать уголовной ответственности и реального срока.

Что значит лёгкий вред здоровью? Характерные квалифицирующие признаки можно найти в Постановлении Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 года. Оно утверждает Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

И для квалификации лёгкого вреда здоровью нам нужно обратиться к пп. «в» пункта 4 Правил:

  • кратковременное расстройство здоровья;
  • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Понятия размыты и не специалисту их трудно определить с максимальной точностью. Но в целом, лёгкий вред здоровью – это незначительные ушибы, царапины, вывихи, полученные в результате ДТП. Неважно, где было лечение: в стационаре (больнице) или амбулаторно (на дому). В качестве доказательства принимаются медицинские документы, например – та же история болезни, медкарта, заключение врача и т.д.

Вывод простой: если у пострадавших в аварии лишь царапины, вы полностью признаёте вину и готовы оплатить лечение, то, по логике вещей, лишение прав вам не грозит. Судьи часто ограничиваются штрафом.

За средний вред здоровью

Угроза остаться без прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Но и здесь мы можем наблюдать альтернативную меру наказания в виде штрафа – от 10 000 до 25 000 рублей (ч. 2 ст. 12.24 Кодекса).

Увечья средней тяжести так же описаны в Правилах по ПП № 552 – но в пп. «б» п. 4 Правил:

  • длительное расстройство здоровья;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Опять канцелярский стиль и трудноразличимые особенности расстройства здоровья. Мы скажем проще: средний вред здоровью – это лёгкое или среднее сотрясение мозга, вывихи рук и ног, сильные ушибы, переломы костей. Словом, то, что делает невозможной привычную трудоспособность человека на некоторое время.

Читайте также:  ДТП с участием автобуса

Вероятно, и здесь удастся отделаться штрафом, при условии, что вы не употребляли алкоголь (до и после ДТП), остались на месте происшествия, оказали помощь пострадавшим, отвезли их в больницу и всячески способствовали установлению истинных причин аварии.

Если был пьяным

Алкогольное опьянение в момент совершения ДТП всегда усугубляет вину. Настолько, что в 100% случаев суды лишают пьяных автолюбителей водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет + назначают штраф в размере 30 000 рублей (ч. 1 ст. 12.8 КоАП). Независимо от того, кто был виновником, а кто потерпевшим. В данном случае наказывают за сам факт езды в пьяном состоянии.

Обратите внимание, что в отличие от описанных выше случаев, здесь нет альтернативного наказания. Суды назначают сразу две санкции: лишение пластикового удостоверения водителя и денежный штраф!

Исход может быть еще хуже – ниже мы расскажем о последствиях, которые грозят виновнику ДТП в 2021 году, если в момент аварии тот находился в состоянии алкогольного опьянения:

  • за лёгкий или средний ущерб здоровью других людей – лишение в/п на срок от 1,5 до 2 лет, а также штраф в 30 000 рублей, равно как и наказания по 12.24.1 КоАП РФ;
  • за тяжёлые травмы – принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (пп. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ);
  • за смерть одного человека – 5-12 лет тюрьмы (пп. «а» ч. 4);
  • за смерть 2 и более лиц – 8-15 лет (пп. «а» ч. 6).

Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения также грозит лишением прав на срок до 3 лет – это дополнительное наказание к основному, если суд выносит приговор в отношение водителя.

Отказался от медицинского освидетельствования

Тем самым вы ещё больше усугубите вину, что абсолютно точно наказывается лишением водительских прав.

И тут есть важная особенность. Отказ от медосвидетельствования, если ДТП обошлось без жертв и тяжкого вреда здоровью людей – грозит штрафом в 30 000 рублей + изъятием водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).

А вот если в аварии есть пострадавшие, то медосвидетельствование проводится в любом случае. И это законное требование сотрудников ГИБДД. И если от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения («дунуть в трубочку») можно отказаться, то ехать на медосвидетельствование в клинику обязательно! Иначе, как мы выяснили выше, отнимут права на срок до 2 лет.

Если ДТП со смертельным исходом

Летальный исход в ДТП считается отягчающим фактором, поэтому здесь от лишения прав никуда не деться.

Выше мы выяснили, что в силу ст. 264 УК РФ, за смерть одного человека по неосторожности грозят принудительные работы до 4 лет, либо тюрьма до 5 лет. Совершение ДТП в пьяном состоянии усугубляет вину, а равно и наказание – до 7 лет лишения свободы. За смерть двоих людей в дорожном происшествии наказывают принудительными работами до 5 лет и лишением свободы до 7 лет, а за ДТП с аналогичными последствиями, но в пьяном виде – до 9 лет в местах лишения свободы.

Что касается лишения водительских прав, то во всех случаях срок составляет до 3 лет. Итоговое наказание выносит судья с учётом смягчающих и отягчающих факторов (о них мы ещё поговорим).

Можно ли сохранить права и отделаться штрафом в 2021 году?

Серьезных последствий можно избежать не всегда, но иногда суды идут навстречу и ограничиваются штрафом. С учётом тех же смягчающих обстоятельств.

Если я возместил ущерб потерпевшему

Первое, что предстоит вам сделать при участии в ДТП – договориться с потерпевшими о возможности возместить им причинённый вред. Даже если это лёгкая степень ущерба, не игнорируйте это «золотое» правило в 2021 году!

Что можно возмещать пострадавшим:

  1. Оплату стационарного лечения – больничной палаты, медикаментов и т.д.
  2. Стоимость амбулаторного лечения – физиопроцедуры, лекарства, лечебный массаж, инвалидное кресло, костыли, различные платные анализы.
  3. Расходы на транспорт для поездок в медучреждение, например – такси.
  4. Затраты на услуги сиделки, например – если после ДТП человеку предписан покой и лежачий образ жизни, а родственников у него нет или они работают.
  5. Иные расходы.

Вкупе с грамотными действиями на месте ДТП, раскаянием в суде и готовностью оплатить штраф это может действительно сыграть в вашу пользу. И тогда суд ограничится либо штрафом, либо минимальным сроком лишения водительских прав.

От чего зависит наказание?

Вот мы и дошли до ключевого раздела нашей статьи, где поговорим о факторах при вынесении вердиктов, выстраивании защиты и перспективах оспаривания наказаний по ст. 12.24 КоАП РФ.

Смягчающие и отягчающие факторы

Играют как в пользу, так и против водителя соответственно.

Наличие отягчающих факторов перевешивает чашу весов в пользу максимального наказания. Отчасти мы о них уже говорили.

Напомним, что ДТП в пьяном виде, скрытие с места аварии и отказ от медосвидетельствования – это отягчающие факторы. Они подробно расписаны в ст. 4.3 КоАП РФ. Еще более серьезным обстоятельством можно считать повторность правонарушения. Например, вас уже ловили за езду в пьяном виде в течение последнего года, а сейчас вы вновь попались с этим нарушением, да еще и при ДТП с пострадавшими. Обязательно лишат прав, не сомневайтесь!

Читайте также:  Обзор судебной практики по ДТП

Смягчающие факторы по ст. 4.2 КоАП, напротив, позволяют избежать изъятия в/у и получить альтернативное наказание – штраф. Например, если ваша работа связана с передвижением на автомобиле, есть иждивенцы или вы живёте вдали от города, то судья как минимум задумается, а, как максимум – не будет выносить суровую санкцию.

Еще лучше, если вы признаете вину. В таком случае вам зачтут это признание как смягчающий фактор. И, скорее всего, ограничатся штрафом – при условии, что по вашей вине нет тяжело раненых и скончавшихся в ДТП.

Могу ли я обжаловать наказание за ДТП по ст. 12.24 КоАП?

Да, прямо на судебном заседании по делу о правонарушении.

И вот несколько советов, которые пригодятся вам в таких случаях:

  1. Не отказывайтесь от медицинского освидетельствования в клинике – иначе сами себе «выроете яму».
  2. Следуйте обязанностям после ДТП: если нет пострадавших – никуда не уезжайте, выставите аварийный знак, а при необходимости уберите ТС с проезжей части. Если есть пострадавшие – окажите им медицинскую помощь, вызовите скорую по телефону 103 или 112.
  3. Зафиксируйте место происшествия на фото, видео, найдите свидетелей и обменяйтесь с ними контактами, позвоните в страховую и автоюристу.
  4. Не подписывайте протокол, если в нём содержатся грубые нарушения или искажённые факты. Если не согласны – указывайте с чем именно, и только после этого подписывайте протокол (в дальнейшем придётся аргументировать каждый пункт).
  5. Изучите схему ДТП, убедитесь, что на ней всё правильно зарисовано.

И ещё, если заметили, что сотрудник ДПС ошибся или допустил процессуальные нарушения (например, нарушена целостность клейма алкотестера, отсутствуют понятые или не ведётся видеозапись), воздержитесь от комментариев и поправок. В дальнейшем это поможет вам оспорить протокол на судебном заседании.

Если же суд лишил вас права управления автомобилем на определённый срок, а вы с этим не согласны, обжалуйте решение в вышестоящей инстанции. На это отводится 10 дней с момента получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобу нужно подать в тот же мировой суд. Далее её передадут в городской или районный, где она и будет рассмотрена. И так вплоть до обжалования в Верховном суде РФ.

Стоит ли вообще оспаривать? Судебная практика

Да, но только в случае веских оснований.

На суде по лишению водительских прав за ДТП с пострадавшими или без них будет установлен виновник аварии, а также степень его вины.

  • Нет ДТП – нет вины. Имеются в виду случаи, когда вы неосознанно уехали с места аварии. Скажем, не заметили в боковое зеркало столкновения с другим автомобилем и покинули место ДТП. В данном случае о лишении прав речи не идёт. Как, например, с водителем троллейбуса, который тоже не заметил столкновения и покинул место аварии. Вначале у него изъяли права, но Верховный Суд его оправдал (Постановление Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 38-АД16-5).
  • Иногда могут быть допущены нарушения в работе самих судей. Как, например, в 2020 году в Пензенской области. Краевой суд отменил постановление районного суда о штрафе в 2 500 рублей в отношение водителя. Причиной было то, что последнему отказали в привлечении адвоката, а защитника не известили о месте и времени судебного заседания.
  • А в Самарском областном суде водителю изменили наказание с 1,6 года лишения прав на штраф в размере 15 000 рублей. Истец поворачивал налево и в нарушение ПДД не уступил дорогу другому водителю. Ввиду этого был нанесён вред здоровью средней тяжести. Но районный суд не учёл, что отягчающие обстоятельства установлены не были. Зато имелись смягчающие, как, например, раскаяние водителя, признание им вины, отсутствие других АП, возмещение ущерба здоровью, а также использование ТС по работе. На эти факторы и указал областной суд, заменив лишение прав на денежный штраф.

Также имеет смысл оспаривать постановление, если вас не было за рулём, но было зафиксировано ДТП с участием вашего автомобиля (по тем же камерам). Странно? Ничуть! Достаточно доказать, что в момент совершения ДТП вы находились в другом месте – привлечь свидетелей, подготовить фото и видеозаписи. Защита строится на том, что вы не управляли автомобилем, в ДТП не попадали, следовательно – лишать прав и штрафовать по ст. 12.24 Кодекса вас не могут.

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль

Отсутствие страховки ОСАГО является нарушением Закона, за которое на водителя налагаются штрафы. Их величина определяется степенью правонарушения. Прежде чем садиться за руль без ОСАГО, узнайте, сколько вам придется заплатить, если вас остановит сотрудник ГИБДД, что будет, если вы попадете в аварию, как сэкономить на оплате штрафа.

  1. Штрафы за езду без ОСАГО
    1. Если полис электронный
    2. Если полис забыли дома
    3. Если забыли продлить ОСАГО
    4. Если не вписан в полис
    5. Другие ситуации
  2. ДТП без полиса ОСАГО
    1. Виновник
    2. Пострадавший
  3. Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений
    1. Штрафы за езду без ОСАГО с камер
  4. Ответы на вопросы
  5. Подведем итоги

Штрафы за езду без ОСАГО

Величина штрафа зависит от конкретной ситуации.

Если вы вообще не оформляли полис, при проверке сотрудником ГИБДД вам будет начислен штраф в размере 800 руб. Причем ограничений по количеству протоколов об административных правонарушениях нет, т. е. вас могут штрафовать при каждой проверке, хоть несколько раз в день. Сумма наказания при этом не увеличивается.

В 2021 году такие меры наказания, как изъятие номера и эвакуация транспортного средства на штрафстоянку, не применяются и считаются противозаконными.

Если полис электронный

Сумма штрафа не изменится, не зависимо от того, нет у вас электронного или бумажного полиса. Они имеют равную юридическую силу. Если у вас есть электронный полис, но вы его не распечатали, не скачали на телефон и поэтому не можете предъявить проверяющему, по Закону он должен самостоятельно проверить наличие полиса в базе РСА. Пока не у всех автоинспекторов есть такая возможность, поэтому, если вы оформили е-ОСАГО, распечатайте документ и возите с собой. Также вы можете сохранить его в телефоне.

Читайте также:  Как найти виновника аварии, если он скрылся

Если полис забыли дома

По Закону водитель должен предъявить проверяющему полис ОСАГО. Если страховка есть, но полиса на руках нет, может быть вынесено предупреждение или взыскан штраф в размере 500 руб.

Если забыли продлить ОСАГО

Если срок действия полиса закончился, то срок страховки тоже завершен и ТС считается незастрахованным. В этом случае будет выписан штраф, как за отсутствие полиса ОСАГО, в размере 800 руб.

Если не вписан в полис

Если за рулем находился водитель, которому не был предоставлен доступ к управлению транспортным средством, штраф составит 500 руб.

Другие ситуации

Бывают и другие ситуации, которые влекут наложение штрафов, прямо или косвенно связанные с ОСАГО, например, обнаружение поддельного полиса, отсутствие диагностической карты, использование транспортного средства не в период действия полиса.

Если при проверке был обнаружен поддельный полис, тут может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.

Какие меры могут быть предприняты:

  • Штраф в размере зарплаты нарушителя за 6 месяцев;
  • Штраф в сумме до 80 тыс. руб.;
  • Арест сроком до 6 месяцев или исправительные работы до 480 часов.

С 1 марта 2022 года за управление авто без диагностической карты будет выноситься штраф 2 тысячи рублей.

При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.

ДТП без полиса ОСАГО

Если вы попали в аварию и у вас нет полиса ОСАГО, величина штрафа за его отсутствие останется в стандартной сумме 800 руб.

Виновник

Кроме штрафа виновник за свой счет будет должен оплатить ремонт пострадавшего автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии.

К виновнику может быть выдвинуто регрессивное требование страховой компании о возмещении убытков, если она произведет выплаты самостоятельно.

Пострадавший

Для пострадавшего изменится только прядок обращения за компенсацией в страховую компанию. Поскольку своего страховщика у него нет, он будет писать заявление в страховую компанию виновника происшествия или в РСА. И конечно ему выпишут штраф.

Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений

Правила ОСАГО в течение 2021 года изменялись уже неоднократно. По состоянию на август изменений по начислению штрафов нет.

По прогнозам до конца года можно ждать увеличение суммы штрафа за отсутствие обязательной страховки. Специалисты говорят об увеличении размера штрафа до 5000 руб. или применение такой санкции, как лишение прав сроком до 6 месяцев.

Также прогнозируется увеличение штрафа за езду без полиса и при отсутствии водителя в страховке до 1500 руб.

Штрафы за езду без ОСАГО с камер

Несмотря на то, что планировалось выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации уже в 2021 году, пока такая схема не применяется. Ее использовали экспериментально в Москве и Казани еще в 2019 году, но повсеместного распространения она не получила.

Официальной информации о том, когда эта схема заработает по всей стране и какие будут применяться штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, нет.

Ответы на вопросы

Как сэкономить на оплате штрафа

Заплатите штраф в первые 20 дней со дня вынесения постановления и сумма будет уменьшена на 50%.

Вправе ли инспектор ГИБДД требовать страховку?

Автоинспектор вправе требовать, а водитель обязан предъявить ему полис ОСАГО.

В какой срок должен быть уплачен штраф?

В течение 2 месяцев с даты вынесения постановления об административном правонарушении.

Есть ли повторный штраф за езду без ОСАГО

Нет, независимо от количества проверок сумма штрафа остается стандартной.

Подведем итоги

Что нужно точно знать о штрафах за отсутствие полиса обязательного страхования в 2021 г.:

  • Вы заплатите штраф, если вас остановит сотрудник ГИБДД для проверки документов или в случае аварии;
  • Отсутствие обязательной страховки ОСАГО в 2021 году грозит штрафом в размере 800 руб.;
  • Если не предъявлен полис страхования, но ОСАГО оформлено, штраф 500 руб.;
  • При подделке полиса вам грозит увеличенная сумма штрафа, административная или уголовная ответственность;
  • Виновник аварии без полиса ОСАГО будет должен из собственных средств заплатить за ремонт чужого автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии;
  • Штрафы за езду без оформления полиса ОСАГО при отслеживании транспортных средств по камерам фотофиксации пока не взимаются;
  • Планируется, что в скором времени штраф за езду без полиса ОСАГО увеличится в более чем 5 раз.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: