Экстренное торможение транспортного средства по ПДД

Из-за экстренного торможения произошло ДТП: всегда ли виноват тот, кто сзади?

ДТП из-за торможения

  1. Не только водитель сзади двигающегося авто обязан соблюдать дистанцию, но и торможение без причины является нарушением ПДД, которое может встать в причинно-следственную связь в случившемся ДТП.
  2. Но отсутствие причины – это очень скользкое понятие, ведь водитель может указать даже ухудшившееся состояние здоровья как основание для экстренного торможения.
  3. В любом случае запись видеорегистраторов или камер наружного наблюдения нередко оказываются важными доказательствами.
  4. А в судебной практике 2021 года вину всё же чаще признают за тем, кто ехал сзади.

Главный итог таких аварий на практике – виновен тот, кто сзади. Это, к сожалению, наиболее распространённый, но в то же время самый лишённый желания сотрудников ГИБДД выполнять свою работу вердикт. Но не всегда в ДТП, где впереди едущий автомобиль применил экстренное торможение, а сзади едущий допустил столкновение, должно заканчиваться полным признанием вины именно в несоблюдении дистанции задним. О ситуациях таких происшествий, их итоге и схемах таких аварий и поговорим в этой статье!

Что говорит законодательство 2021 года о таких ДТП?

Водитель не должен создавать своими действиями опасности для движения и должен вести машину так, чтобы быть готовым в любой момент остановиться. Это наиболее общие и основные тонкости Правил дорожного движения.

А вот более конкретные пункты, которые фигурируют в исходах таких происшествий:

  1. пункт 10.5: водителю запрещено применять резкое торможение, если этого не требуется для предотвращения ДТП,
  2. пункт 9.10: дистанция должна быть выбрана такая, которая позволит избежать столкновения,
  3. пункт 10.1: вы обязаны ехать с такой скоростью, которая позволит избежать аварии, в том числе с учётом погодных и дорожных условий,
  4. пункт 1.5: вы должны действовать на дороге так, чтобы в любом случае не создавать опасности для движения.

Давайте немного подробнее остановимся на данных нормах законодательства.

Пункт 10.5

Согласно ПДД, ДТП – это любое событие с участием автомобиля, в результате которого причинён материальный вред или пострадали/погибли люди. Это означает, что вы можете резко тормозить не только чтобы избежать столкновения с другим впереди двигающимся авто, но и с человеком, животным.

Сюда также относится, к примеру, резко ухудшившееся самочувствие водителя или возникшая неисправность, например, рулевой системы.

А вот список случаев, когда вы нарушили 10.5:

  • если вы резко тормозили, чтобы проучить водителя, подрезав его перед этим,
  • вы применили экстренное торможение и остановились на перекрёстке на мигающий зелёный или жёлтый сигнал,
  • вы невовремя увидели поворот, разворот или любой другой объект, до которого вы можете остановиться, только активно затормозив.

Но что самое главное, в ПДД нет чёткого определения экстренного торможения и не даётся ответа, насколько активным должно быть замедление, чтобы приобщить его к резкому. Ни наличие юза, ни “нога в пол” не делают торможение экстренным. Поэтому критерий определяется непосредственно рассматривающим дело лицом или судьёй, определяя наличие состава в нарушении пункта 10.5.

Пункт 9.10

Это более простой пункт, но и здесь есть свои тонкости. Если со случаями, когда впереди едущая машина резко затормозила, и в него сзади “прилетели”, то здесь чаще всего всё без вопросов.

Другая ситуация – впереди едущее авто не просто тормозило, а само не соблюдало дистанцию и въехало в стоящий автомобиль, в результате чего остановилось не просто экстренно, а внезапно – раньше, чем если бы применило резкое торможение. Или вовсе из-за этого откатилось назад.

И вот во втором случае ситуации разборов таких ДТП бывают очень и очень спорные, и нередко виновным оказывается именно тот, кто оказался посередине в примере выше.

Пункт 10.1

Здесь есть лишь один нюанс. Даже если вы соблюдаете дистанцию, следуя за автомобилем, но тот превышает скорость, то вы, передвигаясь с той же скоростью, тоже нарушаете.

Пункт 1.5

Это общая норма, которая запрещает, в частности, подрезать и “учить” других водителей и иным образом создавать умышленно вред и даже риск нанесения вреда.

Авария с резким торможением – кто виноват?

Итак, давайте теперь в ситуациях рассмотрим различные обстоятельства таких аварий, в зависимости от конкретного транспортного средства, причин торможения, расположения транспортных средств и других факторов.

Торможение без причины – признак. виновности ли?

А начнём мы с главного практического правового аспекта в этом вопросе и выясним, как вообще суды устанавливают степень виновности в ДТП. Обратите также внимание, что вину в аварии инспекторы не уполномочены вообще устанавливать – они лишь выявляют нарушившего водителя и выносят в его отношении административный материал. Этот материал принимают страховщики по ОСАГО, поэтому такое дело можно назвать упрощённым.

Когда же дело доходит до обоюдной виновности с долями вины, отличными от 50/50, то здесь решает исключительно суд.

Самый главный вопрос, который ставит судья (перед собой, а иногда и перед экспертами-автотехничеками) при определении степени вины участников ДТП – чьё нарушение в большей степени привело к ДТП. Если ещё понятнее, то: отсутствие нарушения ПДД какого из водителей более вероятно или даже со 100-процентной вероятностью позволило бы избежать происшествия?

Читайте также:  Маневр обгона тихоходного транспортного средства через сплошную

К чему мы это всё? А к тому, что в ситуации, когда спереди двигающийся автомобиль начал резко тормозить без причины, чаще всего оба нарушают Правила:

  • двигающийся впереди нарушил пункт 10.5, резко затормозив без надобности,
  • сзади же едущий не соблюдал дистанцию.

В данном случае, задавая самим себе указанный выше вопрос в конкретно вашей ситуации, может стать понятно, чья же вина в большей степени привела к ДТП.

Не принимая во внимание каждый отдельный случай, отметим лишь, что здесь очевидная равная степень виновности:

  • с одной стороны, если бы передний не тормозил (ведь у него вообще не было необходимости в этом!), то аварии не было бы изначально,
  • но и задний должен соблюдать необходимую дистанцию – таким образом, если бы едущий перед ним тормозил для предотвращения ДТП, то ничего бы не поменялось.

С другой стороны, в судебной практике 2021 года практически во всех случаях вину полностью признают за едущим сзади. Увы, но дело здесь не в устоявшейся абсурдной позиции “кто сзади, тот и виновен”, а в том, что внезапно начавший останавливаться водитель ни за что не укажет правду в суде – что он экстренно тормозил без причины. Вместо этого он может указать, что дорогу перебегала кошка, к примеру (но наличие у вас видеорегистратора может лишить смысла такой его обман) или даже что возникла неисправность в его машине или ему самому стало внезапно плохо. И никаких справок из больниц или актов выполненных работ из автосервисов судья не запросит, будьте уверены!

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

“Учитель” не всегда прав!

Речь о простой ситуации:

  1. вы едете, к примеру, по левой полосе при свободных правых,
  2. тем самым не даёте проехать двигающемуся с большей скоростью водителю,
  3. тот опережает вас по соседней полосе,
  4. перестраивается в вашу,
  5. резко тормозит перед вами, чтобы показать, что так делать нехорошо.

Здесь ключевую роль играет наличие доказательной базы у вас, ведь “учитель” обязательно будет утверждать, что двигался по вашей полосе уже долгое время, но тут внезапно на дорогу выбежал единорог, потому то ему и пришлось применить экстренное торможение, в результате чего произошло ДТП. А не очень хотящие работать должностные лица посмотрят, почешут затылок и резюмируют пресловутое “кто сзади, тот и виноват”.

Причём, свидетели в большинстве случаев играют слабую роль, особенно, если это ваши же пассажиры – судьи считают их заинтересованными в исходе дела лицами.

А вот что важно – запись с регистратора. Но и при отсутствии таковой в качестве первых действий при таком происшествии во время ожидания сотрудников ГИБДД осмотрите здания, столбы и сооружения вокруг на предмет наличия камер наружного наблюдения. Если увидите, узнайте, кому принадлежит камера, подайте запрос на сохранение видеоролика (нередко вам пойдут навстречу даже в госорганах), а приехавшим сотрудникам укажите, что там-то висит камера, и, возможно, на ней есть запись аварии. Затем либо отдельным ходатайством, либо в объяснениях укажите на необходимость запроса видеозаписи и приобщения к материалам дела.

По результату такого вашего запроса инспекторы могут возбудить административное расследование в целях установления нарушения. Но это ещё не значит, что они будут в поте лица запрашивать видео – придётся их в этом деле подгонять. Как? К сожалению, раскрыть этот вопрос не представляется возможным. У всех свои методы – от обивания порогов ГАИ до жалоб в прокуратуру – но и эти методы чаще всего действенны.

Если подрезали и затормозили

Ситуация выше актуальна и в случае неумышленного подрезания перестроившимся водителем.

Например, вы соблюдали дистанцию 20 метров на трассе, считая её достаточной для того, чтобы в случае чего успеть остановиться. Но в вашу полосу перестроился из соседней другой автомобиль. Теперь у вас дистанция 10 метров, например. Вы не успеваете её увеличить, как поток начинает экстренно тормозить, и вы въезжаете во впереди двигающуюся машину.

Здесь ровным счётом алгоритм действий тот же – иметь/приобрести видеорегистратор, искать камеры наружного наблюдения, искать свидетелей (крайне желательно сразу опросить других остановившихся для оказания помощи или просто поснимать на смартфон водителей на предмет наличия у них записи вашего ДТП).

Читайте также:  Перевозка продуктов питания по России

“Паровозик”

Более сложная для разбора ситуация – это когда впереди едущий не просто резко тормозил, а въехал в уже остановившееся транспортное средство или же вообще столкнулся влобовую.

Это единственный случай, когда о дистанции речи не может идти – но только если вы её, действительно, соблюдали. Дело в том, что вашей вины в том, что произошло такое ДТП, нет. И логика здесь несложная: если бы впереди двигающийся влетел влобовую в Камаз и его вовсе откинуло назад на 10-20 метров, то могла бы быть здесь дистанция?! Именно поэтому ПДД коррелируют опасностью, которую водитель в состоянии обнаружить.

Но и здесь ситуации бывают разные. Самое важное для вас в этом случае – чтобы сотрудники ГИБДД, приехавшие на место ДТП, не оформили его как 2 и более аварии (ведь участников 3 и более). То есть первое происшествие – когда кто-то (не вы) влетел в другой автомобиль, а потом вы влетели в того, кто въехал – это вторая авария. И в этом случае доказать виновность первого будет уже сложнее, так как причинно-следственная связь вашего столкновения и столкновения переднего будет отрезана временными рамками.

Судебная практика

Она очень разная, а Верховный суд такие дела в нужном нам контексте не рассматривал, давая больше общие комментарии. Более того, нет судебных решений, где впереди едущий водитель бы сознался, что резко тормозил, но кое-что полезное для вас всё же есть.

  • В Петербургском суде стороны спорили о том, кто же виноват в происшествии: тот, кто экстренно остановился или всё же автомобиль, ехавший позади. Суд расставил все точки, указав, что виновен тот, кто не соблюдал 9.10 ПДД, потому как даже следов торможения у него не было. В рамках процесса была и экспертиза, которая даже установила, что торможение было не для того, чтобы избежать ДТП, но это не помогло.
  • В другом суде истцу удалось взыскать с ответчика ущерб его автомобилю из-за того, что на его полосу перестроились и резко затормозили без необходимости.
  • Ещё одно решение в судебной практике, где водитель объехал другой автомобиль и затем экстренно затормозил перед ним, а потом утверждал, что касания вообще не было, равно как и события ДТП.
  • А вот судебное решение и ещё одно, когда водители автобусов без причины слишком интенсивно замедлили скорость, чем причинили вред здоровью пассажиров.

Самый коварный пункт ПДД

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта – там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется – тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность – тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Читайте также:  Как правильно обгонять по ПДД

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

Самый коварный пункт ПДД

Может конечно уже кто-то читал эту статью, но повторение лишним не будет)))

Этот пункт нередко отправляет водителя за решетку

В правилах дорожного движения есть пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, но помнят фрагментами. Зато его вызубривают наизусть, когда происходит что-то непоправимое, потому что очень часто именно этот невзрачный пункт правил ложится в основу обвинения водителей.

Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Особенно сложной для восприятия оказывается последнее предложение пункта – там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется – тормозить до «упора». Что это значит на практике?

Например, вы едете по главной, а со второстепенной выкатывается сонное чудо. И поскольку скорости небольшие, вы решаете поучить негодяя и тараните его. Ну, он же виноват, так? На самом деле, если вы имели возможность остановиться, вы должны были останавливаться, и пункт 10.1 не делает никаких исключений для опасностей, которые сами нарушают правила. Увидел опасность – тормози.

Читайте также:  Как зарегистрировать газовое оборудование на автомобиль

Впрочем, описанная выше ситуация относится больше к области психиатрии, и конечно, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем кого-то «учить». Поэтому представим ту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. У вас две альтернативы: все-таки тормозить «в пол», пусть даже протаранив вторую машину или же попытаться увернуться. Что делать?

Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают вам маневрировать, и если благодаря свободной дороге, мастерству и ESP вам удалось сделать спасительный маневр – можете поставить плюсик себе в карму. Но если при этом вы спровоцировали другое ДТП, например, задели припаркованные машины или, что еще хуже, попали в аварию со встречной машиной, ответственность за это новое ДТП будет лежать на вас. Потому что п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил об освобождении от ответственности в случае других ДТП. Кстати, нередко бывает, что машина-провокатор уезжает (вы же увернулись), а вы оказываетесь виновным в новой аварии.

Однозначных рекомендаций тут давать нельзя, ибо все зависит от конкретной дорожной обстановки. Но в любом случае знайте: если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет хороший шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Как мы знаем, нередко они выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Пешеход может выскочить из-за ларька или метнуться через дорогу там, где есть ограждения, но водитель все равно попадет под подозрение.

Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Расскажем вкратце о том, как происходит расследование инцидентов со сбитым пешеходом. Не углубляясь в детали, можно считать, что виновность водителя определяется следующим: имел ли он техническую возможность остановиться? То есть, обнаружив опасность, как того требует п. 10.1, имел ли он достаточную дистанцию, чтобы выполнить экстренное торможение или нет?

Допустим, следователи установили, что момент обнаружения опасности – это приближение пешехода к краю проезжей части. Они вычислили, что в эту секунду автомобиль находился на расстоянии 42 метра от точки наезда. Далее они установили, что при выбранном времени реакции водителя, времени срабатывания тормозных механизмов и тормозной дистанции, остановочный путь составил 36 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление (42 метра) водителя признают виновным. То есть физически он мог остановиться, но по каким-то причинам не стал – скажем, отвлекся, не почитал угрозу серьезной, растерялся. В основу обвинения ляжет пресловутый п. 10.1.

Естественно, приведенный расчет очень упрощен. В реальности каждый из приведенных параметров становится предметом бесконечных споров, и каждая величина определяется с большой погрешностью, от которой зачастую зависит, получит водитель срок или будет признан невиновным.

Например, критичным зачастую является скорость пешехода, пересекающего дорогу. Обычно чем она больше, тем больше шансов у водителя оправдаться. Скорость пешехода нередко определяют по показаниям свидетелей и специальным таблицам, которые позволяют для данного роста и возраста пешеходов переводить качественные описания (шел быстро, бежал и т.д.) в количественные значения. Естественно, точность такого метода очень невысока. И это далеко не единственный «люфт» в системе.

Но в любом случае, водитель, который ехал с превышением скорости, тормозил недостаточно интенсивно или просто поздно, имеет все шансы оказаться в колонии-поселении, даже если погибший пешеход был в корне неправ. Таковы особенности российского законодательства.

Поэтому вырабатывайте в себе привычку быть предельно сконцентрированным за рулем, а при возникновении опасности прежде всего тормозите. Это относится ко всему многообразию ситуаций: кто-то выскочил вам «в лоб» во время обгона, вы обнаружили на дороге открытый люк или лежащего пешехода, вам наперерез выкатилась машина… Если ситуация критическая, то вы должны прежде всего тормозить, а если маневрируете – то гарантированно безопасно для других участников движения и себя.

И напоследок отметим еще один нюанс п. 10.1 – правила требуют от нас не только не превышать установленные лимиты скорости, но и ехать сообразной дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в городе, где это разрешено, и сбиваете пешехода. Но в городе – туман, и следователи устанавливают, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 45 км/час. Также они доказывают, что именно ваша езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы оказываетесь виновным. Хотя по обывательским меркам ничего не нарушали.

Читайте также:  Скорость движения транспортных средств по ПДД

Экстренное торможение: как правильно останавливаться по ПДД?

Экстренное торможение – манёвр, выполняемый при возникновении опасных ситуаций на дороге. Он совершается только в определённых обстоятельствах, регламентируемых ПДД. Нарушение правил дорожного движения чревато серьёзными штрафами, назначаемыми сотрудниками ГИБДД.

Определение экстренного торможения

К экстренному торможению прибегают, когда необходимо максимально быстро остановить транспортное средство, пытаясь избежать дорожно-транспортное происшествие. Манёвр подразумевает интенсивное замедление с использованием систем автомобиля.

Водитель может прекратить движение как традиционными, так и нетрадиционными способами. Конкретный способ выбирается на основании степени сцепления колёс с дорожным покрытием и прочих условий дорожного движения.

К экстренному торможению прибегают для остановки транспортного средств в кратчайшие сроки с прохождением минимального расстояния. Такое действие позволяет снизить вероятность возникновения аварии.

Тормозной путь автомобиля зависит от его скорости и состояния дорожного покрытия. На успешность экстренного торможения в кратчайшие сроки влияют несколько факторов:

  • Скорость реакции водителя;
  • Состояние резины;
  • Состояние дорожного покрытия.

Эффективность экстренного торможения зависит от наличия систем ABS и типа тормозной системы – гидравлической или пневматической.

Когда прибегают к экстренному торможению?

При экстренном торможении водитель не должен допустить блокировки колёс во время снижения скорости. Это приводит к утере управления автомобилем и увеличении вероятности ДТП.

Ситуации, когда водитель может прибегать к экстренному торможению, прописаны в правилах дорожного движения:

  • Выявление проблем в работе тормозной системы;
  • При появлении сигнала ЭПК;
  • Полный отказ всех тормозов;
  • Автомобиль не затормозил должным образом перед железнодорожным переездом в зимнее время года;
  • При падении давления в гидравлических системах транспортного средства.

Вопрос использования экстренного торможения регламентирован пунктом № 6.14 ПДД. В нём перечисляются ситуации, когда имеет место быть подобный манёвр.

Прибегать к манёвру водитель может в следующих ситуациях:

  • Существует вероятность аварии с транспортным средством или объектами дорожной инфраструктуры;
  • Возможен наезд на пешехода, переходящего дорогу.

Резкое прекращение движения может стать неожиданностью для идущих позади транспортных средств и стать причиной аварии.

Запрещено или разрешено экстренное торможение

Манёвр считается опасным, поэтому прибегать к нему необходимо с осторожностью. Применять его разрешается в ситуациях, когда он действительно нужен, — например, для избегания дорожно-транспортного происшествия. В противном случае вождение будет квалифицировано как опасное, что чревато штрафами.

Последствия

Наиболее частые последствия экстренного торможения:

  • Увеличенный износ шин автомобиля;
  • Ускоренное стирание тормозных колодок;
  • Износ деталей трансмиссии, участвующих в торможении;
  • Увеличение расхода топлива.

Повреждения могут возникать непосредственно во время торможения – например, разламывание тормозного диска после зажатия его колодками. Не менее часто выходит из строя гидравлическая система.

Когда водитель не виноват?

Водитель, прибегнувший к экстренному торможению и спровоцировавший ДТП, не всегда виноват в произошедшем. Вина с него снимается в следующих случаях:

  • Впереди идущий автомобиль прибегнул к экстренному торможению;
  • В транспортном средстве возникли технические неисправности;
  • На дорогу выбежал пешеход, из-за чего водителю пришлось прибегнуть к экстренному торможению;
  • Иные ситуации, в которых невозможно избежать остановки.

Методы снижения скорости применяют только в определённых обстоятельствах. Ряд из них чреват крупными штрафами и лишением водительского удостоверения.

Ответственность за нарушение ПДД

Наказание за экстренное торможение в законодательстве не предусмотрено, но при условии, что оно не привело к ДТП. Ответственность зависит от причинённого ущерба и вреда, нанесённого здоровью пассажиров и пешеходов.

При определении меры наказания учитываются обстоятельства, в которых произошло столкновение автомобилей. Применение экстренного торможения не всегда подтверждает вину водителя.

Норма-анахронизм, или О пункте 6.14 ПДД

Пункт 6.14 ПДД – одна из наиболее спорных и неоднозначных норм Правил дорожного движения. Некоторые участники дорожного движения, допуская грубые и откровенно опасные нарушения Правил, в основном умышленно, «прикрывают» свои действия пунктом 6.14 ПДД, якобы легитимирующим проезд на жёлтый сигнал светофора. Иные рассматривают указанную норму как некую легальную индульгенцию, позволяющей «законно» нарушать Правила – осуществлять движение на запрещающий сигнал светофора.

Подобные действия противоречат требованиям Правил дорожного движения, вызывают жёсткое неприятие со стороны иных участников.

Особенно важно – в судебной практике рассматриваемые деяния в большинстве случаев однозначно квалифицируются как нарушения Правил, противоправным действиям нарушителей даётся надлежащая правовая оценка.

Приведём пункт 6.14 ПДД:

«6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.»

Из буквального толкования нормы, без системной взаимосвязи с иными требованиями Правил, определённая категория пользователей дороги усматривает право осуществлять движение на желтый сигнал светофора, что недопустимо.

Движение на запрещающий жёлтый сигнал светофора под “прикрытием” п. 6.14 – следствие в корне неверной трактовки ПДД.

Небольшой исторический экскурс.

Действительно, во второй половине XX века подобный подход являлся допустимым в силу объективных причин – отсутствовали высокоавтоматизированные ТСОДД, таймеры, и включение желтого сигнала светофора зачастую являлось для участников дорожного движения неожиданным и в принципе непрогнозируемым.

Читайте также:  Какой штраф за эвакуацию автомобиля в 2021 году в СПб

Но время идёт. И нормы права, как клетки биологической ткани, имеют свойства устаревать.

Современные средства организации дорожного движения практически полностью исключают ситуации, которые возможно подвести под диспозицию абз. 1 п. 6.14 Правил.

В настоящее время смена сигнала светофора является прогнозируемой, очевидно предсказуемой. Пользователи дороги, осуществляя непрерывный мониторинг дорожно-транспортной ситуации, обязаны учитывать режим работы светофорного объекта, предшествующий смене фазы.

«10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил

На заблаговременное информирование участников о смене фаз светофорного объекта ориентированы и требования современных стандартов применения ТСОДД.

Согласно п. 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 (обязателен к применению (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р)) светофоры, применяемые для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385 и ГОСТ Р 52282. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров и их положение относительно направления движения должно отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.

Дальность видимости сигнала светофора определяется из условий своевременной остановки транспортных средств на запрещающий сигнал. При этом остановочный путь рассчитывают исходя не из аварийного, а из служебного торможения (замедление 2-4 м/с2). Он должен учитывать время, необходимое водителю на поиск сигнала и его восприятие. Принятое в настоящее время в качестве нормативного минимальное расстояние видимости сигнала – 100 м.
На практике расчетное значение силы света увеличивают, принимая во внимание колебания напряжения в сети, возможность загрязнения светорассеивателя и отражателя света, а также условия адаптации при ярком фоне (см.: Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С. 29-30).

При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П.1 и П.2) должна быть обеспечена различимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения и трамвайных путей, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 “Светофорное регулирование” по 5.2.11.

Для сигналов светофора Т.9, П.1 и П.2 должна быть обеспечена различимость на расстоянии не менее 50 м (п. 7.4.7 ГОСТ 52289-2019).

Знак 1.8 “Светофорное регулирование” устанавливают вне населенных пунктов перед каждым перекрестком, пешеходным переходом или участком дороги, кроме железнодорожных переездов, движение на которых регулируется светофорами, в населенных пунктах – при расстоянии видимости светофора менее 100 м, а также перед первым после въезда в населенный пункт перекрестком или пешеходным переходом со светофорным регулированием (п. 5.2.11).

Согласно п. 7.5.3 ГОСТ 52289 режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений и вариантов конструкции), Т.2 и Т.8 любых вариантов конструкции, а также Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой одно мигание в секунду (допускается отклонение от указанной частоты 10%), для светофоров П.1 и П.2 любых вариантов конструкции, а также дополнительных секций светофоров Т.1 и Т.3 такой режим является обязательным.

Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого и (или) красного сигнала, допускается применение цифрового табло обратного отсчета времени.

Для режима работы светофорной сигнализации, предусматривающей мигание зеленого сигнала, цифровое табло должно информировать водителей и пешеходов о суммарном времени горения всего разрешающего сигнала светофора.

То есть, зелёный мигающий сигнал предупреждает о конце разрешающего такта.

Приведенные нормы Правил в их системной взаимосвязи с требованиями ГОСТ обессиливают абзац 1 п. 6.14 ПДД, аннигилируют его.

Таким образом, участники дорожного движения заблаговременно информированы о предстоящей смене фаз, и предусмотренные режимы работы светофорного объекта, предшествующие смене сигнала, позволяют пользователям дороги своевременно скорректировать скоростной режим движения. Водитель обязан прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (краткосрочную, среднесрочную) для выбора наиболее адекватной и безопасной модели поведения на дороге в соответствии с требованиями Правил.

В судебной практике прослеживается формирование единообразия в толковании и применении исследуемой нормы.

Так, по делу № 7Р-151/2020 судья Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю. установил:

«Доводы поданной в суд жалобы об отсутствии у Глушича А.А. технической возможности остановиться до места установки знака 6.16 при включении жёлтого сигнала светофора не имеют правого значения для рассмотрения настоящего дела.

Проанализировав положения пунктов 6.2, 6.13 и 6.14 Правил, вынесшие в отношении Глушича А.А. постановление об административном правонарушении и решение должностные лица, судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что движение автомобиля под управлением Глушича А.А. к перекрёстку на зелёный мигающий сигнал светофора, информировавший в том числе и Глушича А.А. об истечении времени его действия и включении вскоре запрещающего движение сигнала, не позволяло Глушичу А.А., руководствуясь положениями п. 6.14 указанных Правил, продолжить движение через перекрёсток на запрещающий жёлтый сигнал светофора.

В соответствии с системным толкованием приведённых выше требований Правил дорожного движения Российской Федерации невозможность остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), не прибегая к экстренному торможению с момента включения в направлении движения водителя жёлтого сигнала светофора может учитываться в случае, если светофор не оборудован системой, предупреждающей водителей о предстоящей смене сигнала, то есть тогда, когда смена сигнала носит для водителя неожиданный характер.»

Читайте также:  Розовый цвет ксенона

Решение № 12-30/2020 77-426/2020 от 18 марта 2020 г. по делу № 12-30/2020:

«В свою очередь довод жалобы о том, что С.П. Махов проезжал перекрёсток в соответствии с пунктом 6.14 Правил, так как он не мог остановиться, не прибегая к экстренному торможению, нельзя признать убедительным, поскольку он опровергается указанными доказательствами.

Так, из видеозаписи видно, что в момент включения зелёного мигающего сигнала светофора, предупреждающего о скором переключении на запрещающий сигнал светофора, автомобиль С.П. Махова находился на значительном расстоянии, позволяющим исключить факт выезда на перекрёсток с нарушением требований Правил.

Вместе с тем при включении зелёного мигающего сигнала светофора автомобиль под управлением С.П. Махова начинает ускорение, которое продолжается и при включении жёлтого сигнала светофора, на сигнал которого он совершил выезд на перекрёсток.

Таким образом, неустранимых сомнений в виновности С.П. Махова в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено.»

Решение № 12-156/2017 от 2 августа 2017 г. по делу № 12-156/2017:

«Руководствуясь п. 10.1 ПДД, подъезжая к светофору, водитель должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим.

Поэтому утверждение Ломовцева П.Г. об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ, так как в сложившейся ситуации водитель руководствуется требованиями пункта 6.14 ПДД, разрешающего дальнейшее движение водителям, которые не могут при включении желтого сигнала светофора остановиться в месте, определяемом п. 6.13 ПДД, не прибегая к экстренному торможению, является несостоятельным, поскольку до включения желтого (запрещающего) сигнала светофора зеленый сигнал сменяется на мигающий зеленый, который информирует водителей, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Поэтому Ломовцев П.Г., приближаясь к светофорному объекту перед пешеходным переходом и видя зеленый мигающий сигнал, должен был осознавать, что вскоре загорится запрещающий сигнал светофора, следовательно, мог и должен был принять меры к остановке транспортного средства перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможению, однако он продолжил движение и проехал светофорный объект на запрещающий сигнал.»

Решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области № 12-156/2017 от 2 августа 2017 г.:
«Доводы Ломовцева П.Г. о том, что он проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора, так как не имел возможности остановиться, не применяя экстренное торможение, как это прописано в п. 6.14 ППД, основаны на неправильном толковании Правил дорожного движения.
Различают два режима торможения:
служебное
(плавное, нерезкое) – применяемое для остановки транспортного средства в заранее намеченном месте или снижения скорости;
экстренное , целью которого является остановка на возможно коротком расстоянии, его также называют аварийным, т.к. оно применяется главным образом для предотвращения столкновения или наезда, а также при проверке исправности тормозной системы.
Экстренное торможение – торможение с целью остановить автомобиль на предельно малом участке дороги. Оно применяется водителями при возникновении аварийной ситуации для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Правила разрешают в исключительных случаях продолжать движение на желтый сигнал светофора или в момент поднятия регулировщиком жезла вверх.
Руководствуясь п. 10.1 ПДД, подъезжая к светофору, водитель должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим.»

Во всех приведённых случаях водители объективно имели возможности не доводить ситуацию «до предела», но умышленно проигнорировали требования Правил, не учитывали предшествующий смене сигнала режим работы светофорного объекта.

Судебный «прессинг» относительно нарушителей, осуществляющих движение на жёлтый сигнал светофора – абсолютно оправдан.

Судебная практика в этом вопросе на редкость отличается единообразием и последовательностью.

Таким образом, в реалиях XXI века абзац первый пункта 6.14 ПДД актуален лишь в части: а) регулирования движения регулировщиком и, в некоторых возможных случаях, б) включения светофорного объекта. На этом усечённом объёме и исчерпывается легитимность исследуемой нормы.

ПДД при движении самоходных машин

С 1 июля 1994 года в действие были введены ПДД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…” (далее – Правила).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

Читайте также:  Растаможивание мотоцикла в России

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Правила обязательны к соблюдению на всей территории РФ всеми лицами, так или иначе принимающими участие в транспортном движении (п. 1.1. Правил). На самоходные (далее также – самодвижущиеся) машины действие Правил распространяется в полной степени.

Какие ТС относятся

В п. 1.2. Правил не представлено такое понятие, как “самодвижущаяся машина” или “самодвижущаяся техника”.

Зато сказано, что любые тракторы и самодвижущиеся машины относятся к механическим транспортным средствам – то есть к таким ТС, которые приводятся в движение двигателем. Соответственно, на самоходную технику распространяются нормы Правил, применимые и к другим механическим ТС.

Четкое определение понятию “самодвижущаяся машина” представлено сразу в 2-х нормативных актах:

  • в п. 2 Правил допуска…, утвержденных Постановлением Правительства № 796 от 12 июля 1999 года “Об утверждении…” (далее – Регламент);
  • и в аб. 2 п. 1 Правил проведения…, утвержденных Постановлением Правительства № 1013 от 13 ноября 2013 года “О техническом…”.

Наиболее полное определение приводится в Регламенте: самодвижущаяся техника – это тракторы, дорожно-строительные агрегаты и прочие безрельсовые механические ТС, имеющие двигатель внутреннего сгорания более 50 кубов, или электродвигатель с мощностью свыше 4 кВт.

Тут же, в Регламенте, сказано, что самоходными машинами не считаются ТС, за регистрацию которых отвечают территориальные органы ГИБДД – а именно ТС, указанные в п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств…, утвержденных Приказом МВД № 1001 от 24 ноября 2008 года “О порядке…”.

Важно знать, что регистрацию самоходной техники в РФ осуществляет не ГИБДД, а территориальные подразделения Гостехнадзора (см. аб. 3 п. 2 Постановления Правительства № 938 от 12 августа 1994 года “О государственной…”).

Регистрация органами Гостехнадзора осуществляется в соответствии с Правилами государственной…, утвержденными 16 января 1995 года В. Н. Щербаком.

Какая нужна категория водительских прав

Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).

Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):

  • либо удостоверением тракториста-машиниста;

  • либо временным удостоверением.

В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:

Категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста Подкатегория Какой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов
A A1 Мотовнедорожники
A2 Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг
A3 Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг
A4 Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров
B Самодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт
C Самодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт
D Колесная от 110,3 кВт и более
E Гусеничная от 25,7 кВт и более
F Самодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ

На основании п. 10 Регламента, чтобы получить соответствующую категорию, гражданин обязан сдать экзамен. Допуск к экзамену осуществляется при соблюдении требований, представленных в п. 11 Регламента.

Где запрещено движение

В Правилах указан лишь один случай, когда движение самодвижущейся техники запрещено безальтернативно.

В частности, аб. 2 п. 16.1. Правил гласит, что на автомагистралях воспрещено движение пешеходов, домашних животных, велосипедистов, мопедистов, тракторов и прочих самодвижущихся машин.

Кроме этого, по автомагистрали, обозначенной знаком 5.1., нельзя осуществлять движение вообще любым ТС, техническая характеристика которых не позволяет развивать скорость свыше 40 км/ч.

Существует также запрет, который распространяется только на тракторы и самоходные машины, имеющие гусеницы. Данный запрет содержится в аб. 4 п. 12 Основных положений по допуску.

Там сказано, что тракторы и самоходная техника на гусеницах не могут двигаться по дорогам, имеющим:

  • асфальтовое;
  • или же цементно-бетонное покрытие.

В остальных случаях, тот или иной запрет на движение по определенной дороге для самоходной техники вводится соответствующим знаком (подробности далее).

С определением экстренного торможения в ПДД ознакомьтесь тут.

Какие соответствуют знаки

Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.

Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.

Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.

Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:

  • распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
  • не распространяются на самодвижущуюся технику;
  • или распространяют свое действие именно на самоходные машины.
Читайте также:  Автокредит у частного лица

К 1-й группе относятся такие указатели, как, например:

  • 1., запрещающий въезд всех ТС;

  • 2., вносящий запрет на движение всех ТС;

  • 3., регламентирующий запрет на движение только механическим ТС (в том числе, и самоходным);

  • 4., гласящий о невозможности движения для грузовых авто с массой свыше 3,5 тонн, тракторов и самодвижущихся машин.

Ко 2-й группе относятся:

К 3-й группе можно отнести такой указатель, как 3.6. “Движение тракторов запрещено” – знак воспрещает езду не только для тракторов, но и для других самодвижущихся машин.

Требования предписывающих знаков распространяются на водителя самоходной техники в полном объеме.

Что касается знаков особых предписаний, то среди них водителю самоходной техники нужно обратить внимание на следующие:

  • 2. — обозначает конец автомагистрали и возникновение возможности для движения тракторов;

  • 3. – разрешает движение только мотоциклам, автобусам и автомобилям, тракторам же и другой самодвижущейся технике двигаться под этот знак нельзя;

  • 36. – означает начало зоны ограничения экологического класса, то есть если у трактора экологический класс согласно паспорту меньше указанного на знаке, движение запрещено.

Среди информационных знаков водителю трактора особое внимание следует обратить на 6.15.1. – 6.15.3., которые регламентируют рекомендованное направление для езды, если на перекрестке движение в одном из направлений для такой техники запрещено.

Скорость движения

Скоростные режимы, которые обязаны соблюдать водители на российских дорогах, регламентируются Разделом 10 Правил и зависят от вида ТС и типа дороги.

На основании п. 10.2. Правил, в населенных пунктах действует единое правило для всех – двигаться нужно со скоростью не свыше 60 км/ч. Иное ограничение скорости может быть установлено знаком 3.24.

Максимально разрешенная скорость вне границ населенного пункта будет зависеть от массы самоходной техники и вида дороги, по которой она движется:

Не более 90 км/ч Если масса менее 3500 кг (аб. 2 п. 10.3. Правил)
Не более 70 км/ч Если масса более 3500 кг (аб. 4 п. 10.3. Правил)

Если самоходная техника транспортирует крупногабаритный, опасный или тяжелый груз, вне зависимости от того, где она движется – в городе или за его пределами, нельзя двигаться со скоростью выше той, которая установлена при согласовании условий перевозки (аб. 2 п. 10.4. Правил).

Кроме этого, водителю трактора или прочей самодвижущейся машины запрещается:

  • превышать скорость, определенную техническими возможностями ТС (аб. 2 п. 10.5. Правил);
  • превышать скорость, представленную на опознавательном знаке “Ограничение скорости”, установленным на задней стороне кузова в соответствии с требованиями п. 8 Основных положений по допуску…;
  • ехать с такой скоростью, которая не позволяет обеспечивать безопасную езду ввиду сложных погодных условий, интенсивности движения или видимости (п. 10.1. Правил).

Наказание за нарушения правил дорожного движения

На основании ст. 23.35. КоАП, гостехнадзор и его территориальные органы управомочены рассматривать дела лишь по одной статье Главы 12 КоАП – 12.37. (неприобретение полиса страхования ОСАГО или езда в непредусмотренный договором страхования период).

Дела по всем остальным статьям рассматриваются в общем порядке – то есть либо судьями, либо начальниками ГИБДД, их замами, начальниками ЦАФАП, их замами, либо же инспекторами ГИБДД, имеющими специальное звание (ч. 5 и ч. 6 ст. 23.3. КоАП).

Вот за какие нарушения водителя трактора или иной самоходной техники вполне могут привлечь к ответственности:

Управление незарегистрированным в Гостехнадзоре трактором Ответственность предусмотрена в виде штрафа от 500 до 800 рублей на основании ч. 1 ст. 12.1. КоАП
Отсутствие у тракториста-машиниста водительских прав соответствующей категории В случае, если тракторист забыл права “дома”, наказание будет наложено в форме предупреждения или штрафного взыскания 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3. КоАП). Точно такие же санкции ждут и тех, кто не возьмет с собой в дорогу полис “автогражданки”
Эксплуатация трактора, если прав нет вообще Наказание – штраф от 5000 до 15000 согласно ч. 1 ст. 12.7. КоАП. Если тракторист будет ехать по дорогам, будучи лишенным прав, санкции будут жестче – или штраф 30000, или арест до 15 календарных дней, или обязательный труд от 100 до 200 часов
Превышение скорости Санкции регламентируются ст. 12.9. КоАП и зависят от того, на какую величину водитель трактора превысил скорость от максимально разрешенной ему. Максимальное наказание по данной статье – лишение прав на срок 1 год
Движение на самоходной машине по автомагистрали Санкции не столь жесткие – штраф 1000 рублей на основании ч. 1 ст. 12.11. КоАП
Проезд на тракторе на красный сигнал светофора Штраф 1000 рублей. Оплатить со скидкой можно, если сделать это в течение первых 20 дней с даты вынесения постановления
Невыполнение водителем трактора требований п. 11.6. Правил Если водитель трактора или иной самоходной техники будет двигаться со скоростью 30 км/ч или менее вне населенного пункта, при этом перевозить опасный или крупногабаритный груз, ему необходимо будет принять как можно правее, либо же остановиться и пропустить сзади едущие ТС. За невыполнение этого требования накладывается штраф от 1000 до 1500 рублей в соответствии с ч. 1.1. ст. 12.15. КоАП
Движение под знак 3.6. Ответственность минимальная – предупреждение или штрафное взыскание 500 рублей согласно ч. 1 ст. 12.16. КоАП
Нарушение любого пункта Раздела 23 Правил При перевозке грузов на самодвижущихся машинах должны соблюдаться требования этого Раздела, в противном случае водителя ждет предупреждение или наложение взыскания 500 рублей на основании ч. 1 ст. 12.21. КоАП. При нарушении порядка транспортировки крупногабаритных или опасных грузов применяются специальные нормы КоАП – ст. 12.21.1. и ст. 12.21.2.
Читайте также:  Получение резидентного разрешения на парковку

Итак, водители самоходных машин, зарегистрированных в установленном порядке, должны также следовать всем Правилам, как и остальные автомобилисты.

Существуют определенные требования к самоходным машинам – например, при перевозке ими грузов. Также есть специальные знаки, действующие только на такую технику.

Про трамвайные пути в ПДД читайте здесь.

Когда можно включать противотуманные фары по ПДД, узнайте из этой информации.

Видео: Запрещающие знаки

Повышение штрафов для тракторов, квадроциклов и снегоходов в апреле 2021 года

Штрафы для квадроциклов

В апреле принят новый закон, который вводит повышенные штрафы для управляющих самоходными и другими машинами, в число которых входят также квадроциклы и снегоходы, а также другая техника, подлежащая регистрации в Гостехнадзоре. Увеличение санкций произошло в несколько раз. Однако, речь идёт лишь о некоторых нарушениях правил езды на такой технике – нарушения по части безопасности людей и имущества, а также природной среды. Но давайте обо всём по порядку!

Что за новый закон об изменении штрафов?

Речь идёт о законопроекте – если быть точнее, то он совсем недавно перешёл из статуса проектов в официальный принятый правовой акт. Это Федеральный закон от 05.04.2021 №71-ФЗ, который вносит поправки в статью 9.3 Административного кодекса.

В настоящее время данный закон принят, подписан Президентом России и официально опубликован.

Какие новые штрафы?

Итак, в своей старой редакции статья 9.3 КоАП РФ содержала всего один вид наказания. Оно назначалось за те нарушения, которые повлекли опасность вреда жизни или здоровью людей, либо имуществу, окружающей среде при использовании следующих видов техники:

  • тракторов,
  • самоходных машин, куда как раз и включены квадроциклы и снегоходы, а также подобные виды техники,
  • дорожно-строительных машин,
  • иных машин,
  • а также прицепов ко всему вышеперечисленному.

Но главное, что в число таких машин подпадает только та техника, за которой осуществляется надзор соответствующими государственными органами. В нашем случае за всей перечисленной технической следит Гостехнадзор. Следовательно, наказания по статье 9.3 применимы только тогда, когда такой квадроцикл, снегоход либо даже мотоцикл подлежат регистрации в этом ведомстве. А такое обязательно тогда, когда у этого устройства есть паспорт самоходной машины (ПСМ).

Если ваш транспорт идёт с ПТС, то это уже полноценное транспортное средство, и к нему применяются санкции главы 12 КоАП РФ.

Перейдём к повышению штрафов по этой норме Кодекса. Речь идёт об увеличении санкций в несколько раз. Если ранее для физических лиц ответственность могла быть от предупреждения до штрафа 300 рублей, то теперь предупреждения вовсе нет, а максимальная санкция для граждан составляет уже 1 000 рублей.

Но давайте более удобно – в табличном виде – рассмотрим эти изменения.

Таблица новых штрафов для квадроциклов и снегоходов по статье 9.3 КоАП РФ

Субъект правонарушения Было Стало
Граждане (физические лица) Предупреждение или штраф от 100 до 300 рублей либо лишение прав на 3-6 месяцев Только штраф от 500 до 1 000 рублей либо лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев
Должностные лица Штраф от 500 до 1 000 рублей Штраф от 3 000 до 5 000 рублей

Когда вступает в силу?

По умолчанию новые законы в России начинают своё официальное действие через 10 дней со дня официального опубликования. Однако, если в самом ФЗ указан иной срок (но не менее 10 дней), то тогда преимущество имеет именно прописанный в самом законе.

В нашем случае отдельной информации о дате вступления в законную силу нового закона нет. А официальное опубликование произошло 5 апреля 2021 года. Следовательно, новые штрафы начинают действовать официально с 16 апреля 2021 года.

Какие ещё штрафы для квадроциклов и снегоходов?

Между тем, не забываем, что 12 глава КоАП распространяется также на “иные самоходные машины”, куда как раз включены обсуждаемые нами средства (Примечание к статье 12.1 КоАП). Это означает, что на них действуют в том числе наказания из 12 главы КоАП для транспортных средств (но не все).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: