Требования к дневным ходовым огням — разъяснение ГОСТ и ПДД + мнение эксперта
В совершенно недалёком прошлом, а именно до 20 ноября 2010 года, за самодельные дневные ходовые огни ПДД предусматривали штраф для владельца автомобиля. Но здравомыслие и интеграция нашей страны в цивилизованный мир, сыграли свою положительную роль в вопросе организации безопасности движения. И именно с этой целью дневные ходовые огни ПДД стали классифицировать, как обязательный элемент транспортного средства, независимо от того, ближний свет фар, противотуманки или непосредственно ходовые огни.
Законы и правила регулирующие требования к дневным ходовым огням
Сегодня требования к дневным ходовым огням регламентируются рядом законных и подзаконных актов, представление о которых, без сомнения, не помешает автовладельцам. Первым и основополагающим документом, в котором изложены требования к ходовым огням, является Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва о внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
Соответственно были внесены и изменения в ПДД РФ: 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами п.19.5. «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.»
Перед этими, воистину судьбоносными решениями, разъяснял, что такое ходовые огни автомобиля ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств».
А в дальнейшем, на основании международных стандартов установленных в Правилах ЕЭК ООН № 48, внес изменения в определение категории ходовые огни ГОСТ Р 41.48-2004
«Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», который был введен с 1 января 2005 года взамен ГОСТ Р 41.48-99.
Последний ГОСТ, дневные ходовые огни, стандартизирует для всех видов механических транспортных средств, в соответствии с европейскими требованиями. Согласно им, на всех сертифицированных дневных ходовых огнях должны присутствовать соответствующие обозначения, а именно знак официального утверждения.
Текущие требования к дневным ходовым огням по ГОСТ и ПДД
Для Российской Федерации обязательными, определёнными в государственном стандарте, нормами для дневных ходовых огней, являются следующие параметры:
- высота от земли в пределах 25-150 см.;
- минимальное расстояние между блоками ходовых огней не должно быть менее 60 см., а расстояние от края кузова авто не дальше 40 см.;
- площадь излучателей определяется в 25-200 см 2 ;
- сила светоизлучения в сумме составляет от 400 до 800 Кд.
Как правило, сертифицированные светодиодные ходовые огни от таких компаний, как Philips или Hella, отвечают нашим стандартам, и при их покупке и установке своими руками проблем при прохождении ТО не возникает.
Единственным минусом при установке дневных ходовых огней в соответствие с ГОСТом РФ, особенно на автомобили устаревших моделей, является необходимость механического вмешательства в конструкцию бампера. Если говорить проще, то придётся делать пропилы и другие монтажные работы, для установки блоков ходовых огней.
Самый популярный вариант это ближний свет, не требует каких-либо настроек, однако такой вариант имеет высокое энергопотребление, что сказывается на ресурсе аккумулятора. Ближний свет разрешен в качестве ДХО на законодательном уровне. Противотуманные фары нежелательно использовать как ДХО по той причине, что их предназначение повышать видимость в тумане. Расположены они, как правило, низко и это снижает видимость автомобиля для встречных машин. Однако использовать ПТФ в качестве ДХО можно без ограничений. Если автомобиль не оборудован дневными ходовыми огнями с завода, то оптимальным вариантом станут альтернативные фары ДХО. Главный недостаток это необходимость подключения, а это дополнительные финансовые затраты.
На данный момент за нарушение правил ПДД, связанных с использованием ДХО предусматривается штраф до 500 руб., он назначается в том случае, если не горит одна фара. Также запрещено их использовать в ночное время без дополнения основными источниками освещения. Иногда вместо штрафа можно получить предупреждение, всё зависит от сотрудников автоинспекции.
Правила ПДД, регулирующие дневные ходовые огни автомобиля
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !
Что такое дневные ходовые огни автомобиля?
Правила дорожного движения, выпущенные от 20 ноября 2010 года, предписывают движение с включенными дневными ходовыми огнями. ДХО – это источники дополнительного освещения, которые расположены в передней части автомобиля.
Для чего предназначены дневные ходовые огни?
Основное назначение огней – хорошая видимость автомобиля в условиях солнечного дня. Габариты имеют другое предназначение, они хорошо работают ночью, но не при условиях светового дня.
При включении фар ближнего света возникает ряд недостатков:
- Повышенный износ из-за регулярной эксплуатации.
- Работа ближнего света ведет к включению панели транспорта, что неэкономично.
Достоинства ДХО:
- Работа системы начинается автоматически с запуском двигателя.
- Водитель не участвует в процессе включения системы.
- Уменьшение затрат электроэнергии из-за работы светодиодов.
- Затраты на используемую мощность, не более 3 Вт.
- Водителю встречной машины создаются комфортные условия.
- Значительно увеличены границы светового освещения.
Законы и правила, регулирующие требования к ДХО
Основные требования в соответствие с ГОСТ и ПДД
Водитель обязан включать огни с целью выделения транспортного средства из общего потока.
Нормативные документы по установке
Благодаря таким огням, количество ДТП резко уменьшилось. Произошло это из-за того, что автомобиль, буквально, высвечивается в транспортном потоке.
При этом следует знать, что установка таких фар должна проходить, соответствуя с правилами ПДД и нормативам ГОСТа:
- ПДД в п.19.5, говорится, что транспортное средство обязательно должно двигаться с включенными огнями или зажженными фонарями ближнего света.
- 4 ПДД. Дает разрешение на использование противотуманных фар за период дневного времени.
- Статья 12.20. Предупреждает, что за движение с потухшими фарами водителю будет выписан штраф.
- Статья 12.5. Устанавливает штрафы на неисправные световые приборы.
Правила установки ходовых огней на авто
При монтаже оборудования следует знать основные принципы:
- Высота расположения световых приборов от земли должна составлять 25-150 см.
- Расстояние между наружными огнями не менее 60 см. Однако есть исключение — если габариты кузова 1300 мм и меньше, то расстояние может быть сокращено до 40 см.
- Сила лучевого излучения заключена в диапазоне 400 – 800 Кандел.
Как устанавливать ДХО? Инструкция
Перед установкой следует максимальное внимание уделить подбору качеству оптики. Лучше всего остановиться на мировых брендах, чтобы иметь полную уверенность.
Кроме того нужно учитывать, что существуют:
- ДХО универсального типа. Подходят к множеству автомобилей.
- Штатные. Они предназначены для определенной марки.
Этапы монтажа:
- Подбор месторасположения. Здесь включается фактор габарита машины. Идеальное расстояние от земли – 250 мм, однако нужно учитывать просадку автомобиля в случае загруженности. Иногда высота может доходить до 400 или 800 мм. Установка должна давать оптимальную видимость света, поэтому угол отклонения от направления движения должен быть максимум десять градусов.
- Идет непосредственно крепление огней. Предварительно место зачищается. Скобу можно закрепить с помощью двухстороннего скотча или саморезами. На нее будут крепиться фонари.
- Установка блока питания. Располагают его рядом с аккумулятором. Важно отвести от двигателя, чтобы не перегрелся. Подсоединить блок к электропроводке. Затем провести, при помощи разъема, стыковку фонарей с блоком питания.
- Последний этап – проверка. Запуск мотора должен сопровождаться началом работы. При включенном свете фар, они должны тухнуть и выключаться вместе с окончанием работы двигателя. Считается нормой, если светодиоды функционируют еще 10 секунд после остановки мотора.
Наказание за нарушение
Штрафные санкции могут последовать:
- Отсутствует свечение ДХО или ближнего света. Будет наложен штраф в соответствие со статьей 12.20 КоАП, за нарушение использования приборов света.
- Не работает освещение из-за неисправностей. Произошло перегорания лампочки или светодиода, эксплуатация транспорта запрещена. Это ведет за собой штрафы.
- Штраф за неправильное размещение ДХО. Если приборы расположены в местах не соответствующих параметрам зафиксированных в ГОСТе, что вызывает помехи для видимости водителям встречного транспорта.
- Штраф за самостоятельную установку приборов, что привело к вмешательству в конструктивные особенности автомобиля. Если завод изготовитель не предусмотрел такое освещение, то самовольное проведение работ недопустимо. Следует, перед монтажом, собрать весь пакет документов необходимых для переделки.
Кроме того штраф могут выписать:
- При движении с ДХО ночью. Требуется сделать переключение на свет ближних фар.
- Горели противотуманные фары вместо ДХО.
Кто определяет степень ответственности
При фиксации нарушения, сотрудник ГИБДД уполномочен решать, выписывать ли штраф или ограничится устным предупреждением.
При несогласии водителя, протокол выписывается, но потом только выносится окончательное постановление. В протоколе уточняются дорожные условия, чтобы была возможность оспорить решение сотрудника. Желательно предоставление фото или, по возможности, видео нарушения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Бесплатная онлайн-консультация автоюриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Особенности ДХО по правилам дорожного движения
Знать правила установки ДХО на автомобиле нужно обязательно. Несоблюдение регламента влечет наложение штрафа, даже если источники света установлены, но с нарушениями принятых параметров. Разобраться в вопросе несложно, есть всего несколько требований, зная которые можно исключить проблемы и обеспечить безопасное движение днем.
Штрафы за ходовые огни
Требования к использованию ДХО прописаны в ПДД и любые нарушения могут стать причиной штрафа. Тут все достаточно просто:
- При езде без включенных ходовых огней или другого разрешенного варианта накладывается штраф в размере 500 рублей. Причем, если нарушение периодически повторяется, сумма меняться не будет, все равно будет выписываться квитанция на 500 р.
- Если в одном из источников света перегорела лампа или вышел из строя диод в светодиодном элементе, также придется заплатить штраф в размере 500 рублей. Тут все так же, как в пункте выше, при повторном нарушении сумма не вырастет.
- Еще одно основание для штрафа (также в сумме 500 р) – сильное загрязнение источников света. Если длительное время ехать по трассе в зимний период или когда с дороги поднимается много грязи, ДХО загрязняются так, что их практически не видно. Поэтому время от времени стоит останавливаться и проверять этот момент.
- Если за последние полгода у водителя не было нарушений ПДД, инспектор может ограничиться предупреждением. Стоит помнить это, чтобы при общении акцентировать внимание на том, что нарушений не было уже очень давно.
Кстати! Если оплачивать выписанный штраф в течение первых 20 суток, действует скидка в 50%. То есть, когда водитель не затягивает оплату, то может сэкономить 250 рублей, что также немаловажно.
Правила ПДД для ДХО
В Правилах дорожного движения РФ основные требования к ходовым огням прописаны в пункте 19. Стоит выделить только важную информацию:
- В п. 19.5 указано что при движении в светлое время суток на автомобиле должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни при их наличии в конструкции.
- П. 19.4 указано, что противотуманные фары могут применяться в качестве альтернативы ДХО или ближнему свет в дневное время суток.
Если рассмотреть комментарии к ПДД и изучить рекомендации специалистов, можно выделить такие варианты световых приборов, используемые в дневное время:
- Штатные ходовые огни.
- Ближний свет.
- Фары дальнего света, работающие на 30% от мощности.
- Противотуманные фары.
- Поворотники, включенные постоянно.
В разных моделях есть особенности использования ДХО, поэтому стоит разобраться, какой из вариантов будет оптимальным. Нужно помнить о том, что езда с габаритами является нарушением ПДД, как и движение с ходовыми огнями в темное время суток. Они не могут выступать заменой ближнему свету в условиях недостаточной видимости.
Видео по теме: Ходовые огни вместо ближнего света.
Требования к ДХО по ГОСТу
Чтобы не разбираться в нормативной документации, можно изучить основные нормы ГОСТа, собранные в одном разделе:
- На транспортном средстве должно использоваться два одинаковых источника света. Ставить один элемент нельзя.
- Минимальное расстояние между ДХО не должно быть меньше 60 см. Именно этот параметр чаще всего вызывает затруднения, так как ширина легковых машин небольшая и места для установки не так и много. Нужно заранее провести замеры, чтобы выбрать оптимальный вариант расположения, если такое возможно.
- Высота расположения – не менее 25 см от уровня земли и не более 1,5 м (требования для автобусов, грузового и крупногабаритного транспорта). По этой причине ходовые огни нельзя ставить на нижнем краю бампера.
- Источник света должен быть расположен не дальше, чем в 40 см от края машины. При этом минимального показателя нет, можно ставить в любом месте, что также стоит помнить.
- При установке излучатель ориентируется так, чтобы свет был направлен строго вперед. Нельзя ставить со смещением вверх, вниз или в стороны.
- Для использования в качестве ДХО подходят только источники с белым или желтоватым светом. Цветные варианты недопустимы. При этом есть и требования по яркости, минимальная не должна быть меньше 100 кандел, максимальная – не выше 400 Кд.
- Дневные ходовые огни должны загораться автоматически при включении зажигания. Но не запрещено выводить их и на отдельную кнопку, главное – не забывать включать свет в начале движения.
- Угол рассеяния в горизонтальной плоскости (наружу и внутрь относительно положения ДХО) не должен превышать 20°. А угол в вертикальной плоскости ограничен показателем в 10°.
Проверить яркость оборудования сложно. Поэтому можно исходить из того, что ходовые огни должны быть хорошо видны – как минимум вдвое ярче габаритов.
Как правильно установить
Многие водители не знают, как поставить и выбрать ходовые огни, чтобы не оштрафовали за нарушение правил монтажа. Разобраться в вопросе несложно, в первую очередь нужно учесть требования к расположению, также стоит помнить такие советы:
- Выбирать стоит только те варианты, которые сертифицированы в стране и могут использоваться в качестве ДХО. Обычно данные об этом всегда есть на упаковке или же присутствует подтверждающий документ. Не стоит заказывать сомнительные изделия из Китая, так как они могут не соответствовать стандартам.
- Лучше всего использовать модели с блоком управления, автоматически включающим свет при поднятии напряжения в бортовой сети выше 13 В. Такой вариант подключается напрямую к аккумуляторной батарее, что упрощает систему, делает ее надежной.
- Изучение схемы подключения, идущей в комплекте, обязательно. Чаще всего используется стандартный вариант, показанный ниже. По нему можно разобраться в работе даже тем, кто не имеет опыта в установке ДХО.
- Подбирается место расположения, тут все зависит от конструкции передней части авто и компоновки светового оборудования. Важно надежно закрепить источники света, чтобы они были направлены строго вперед. Лучше подбирать модель под свою машину, чтобы внешний вид после установки был привлекательным.
Как избежать нарушений при установке ходовых огней на машину
Стоит помнить о том, что при несоответствии требованиям любой инспектор может оштрафовать автовладельца на нарушение правил пользования ДХО. Это касается в первую очередь норм расположения. Если не получается поставить источники света по ГОСТу в силу конструктивных особенностей передней части автомобиля, нужно согласовать место установки и получить официальное разрешение. При его предоставлении можно исключить любые проблемы.
Важно крепить элементы правильно, если подходящих ниш нет, делаются пропилы в бампере точно по размеру корпуса. Изнутри ставится крепеж, в итоге получается аккуратный вариант, почти не отличающийся от заводского.
Не стоит менять схему, проще всего, когда огни включаются автоматически при запуске двигателя. Светодиодные элементы потребляют мало энергии, поэтому лишней нагрузки на систему не будет.
Установить ДХО несложно, если разобраться в вопросе и соблюдать нормы расположения, установленные законом. Главное – подключить систему правильно, закрыть соединения термоусадкой. А если не хочется ставить ходовые огни, надо взять за правило всегда включать ближний свет в начале движения.
Морские пассажирские перевозки
Широкому обмену грузами по морским путям исторически предшествовали перевозки морем большого количества людей. Первыми морскими пассажирами были европейские колонизаторы — военные, чиновники, искатели приключений, которые во времена Великих географических открытий устремлялись в неизведанные заморские земли. Позднее массовые масштабы принял вывоз африканцев, проданных в рабство на плантации американских колоний Испании, Португалии и Англии.
В дальнейшем состав пассажиров в корне изменился. Среди них стали преобладать религиозные и политические эмигранты. Развитие капитализма в Европе, сопровождавшееся разорением крестьянских хозяйств, породило вначале XIX в. массовую эмиграцию из Европы, когда миллионы разорившихся и обездоленных крестьян покидали родину и отправлялись морем в чужие края в поисках земли и работы. Накануне первой мировой войны морские пассажирские перевозки достигли своего максимума. Только через Атлантический океан морские суда ежегодно переправляли до 2,5 млн. человек. В то же время в основном на атлантических линиях начали широко использоваться крупные и чрезвычайно комфортабельные экспрессные суда. Они пользовались большой популярностью у состоятельных людей, крупных бизнесменов, дипломатов и др.
В годы между первой и второй мировыми войнами на трассе Западная Европа — США массовые перевозки эмигрантов резко пошли на убыль, так как США заметно ограничивали иммиграционные квоты. В предвоенные годы количество пассажиров исчислялось лишь десятками тысяч в год. В то же время продолжало развиваться строительство пассажирских суперлайнеров. В последнее десятилетие перед второй мировой войной в океан вышли «плавающие дворцы»: «Куин Мэри», «Куин Элизабет», «Нормандия», «Бремен» и др. В послевоенные годы продолжалось, но в очень небольших масштабах строительство и ввод в эксплуатацию пассажирских высококомфортабельных супергигантов, например «Юнайтед Стейтс», «Франс», «Куни Элизабет II». Однако поток пассажиров в это время неумолимо уменьшался, и менялись их социальный состав и имущественное положение. В Европе разразился кризис. Кроме того, регулярные рейсы над океаном начали совершать пассажирские самолеты, что намного сократило время пребывания в пути. У пассажирского морского флота появился весьма серьезный конкурент — воздушный флот. Количество пассажиров на морских судах снизилось еще больше, и к 60-м годам наступил перелом. Авиаперевозки пассажиров стали превосходить морские. Уже в 1973 г. Атлантический океан пересекли по воздуху около 12 млн. пассажиров, а на морских судах примерно 25 тыс. Такое соотношение означало прежде всего ков эры супергигантских «люкс»-лайнер и начало качественно нового эта морских пассажирских перевозок. И действительно, компании-владельцы этих сверхкомфортабельных судов стали снимать их с линии, ставить на прикол, а затем и продавать, так как их эксплуатация и содержание начали приносить большие убытки. Последний из бывших лидеров пассажирского флота — лайнер «Франция», построенный в 1960 г., был продан норвежскому гражданину, который назвал: его «Норвегия» и переоборудовал, заменив роскошные салоны допалнительными удобными каютами, увеличив тем самым число недорогих пасажирских мест.
Современные перевозки пассажиров
Современные главные потоки пассажиров в Мировом океане группируются по 50-60 линиям, около половины которых сосредоточено в Атлантическом океане. Наиболее напряженными здесь по-прежнему остаются пассажирские трассы между США и странами Западной Европы. Оживленные морские трассы связывают Канаду и южноамериканские страны со странами Западной Европы, а также страны Атлантического побережья Европы со средиземноморскими странами. Большие объемы пассажирских перевозок свойственны Индийскому океану. Они проходят по трассам вдоль восточного берега Африки, из Красного моря в Индию, Австралию и страны Юго-Восточной Азии. Тихоокеанские пассажирские перевозки сравнительно невелики. Их главные направления: США — Дальний Восток, США — Япония, США — Австралия, Япония — Южная Америка, Европа — Австралия через Панамский канал.
Количество пассажиров на регулярных линиях относительно невелико и имеет тенденцию к снижению. Так, даже на самых напряженных атлантических трассах ныне перевозится порядка 350 — 400 тыс. человек в год.
На протяжении последних 20 лет завоевал большую популярность океанский и морской туризм. Число туристов, в том числе совершающих круизные путешествия, неуклонно растет. Туристические маршруты охватывают многие районы Мирового океана. Они пролегают в Балтийском, Северном, Средиземном, Карибском морях, вдоль Атлантического побережья Северной и Южной Америки, выходят к северным берегам Скандинавии, к побережью Японии, к островам, омываемым тропическими водами Тихого океана, и к другим экзотическим районам.
Для регулярных пассажирских и туристических перевозок теперь используются современные суда водоизмещением 5-7 тыс. тонн, оборудованные удобными, но недорогими каютами, музыкальными салонами, ресторанами, барами — всем, что необходимо для хорошего отдыха во время путешествия. Большинство стран поощряют морской туризм, поэтому он получил весьма широкий размах. Вместе с тем с рекреационным использованием побережья океанов и морей он становится важной и перспективной отраслью хозяйства Мирового океана.
Договор морской перевозки пассажира
1. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа доставить соответствующие предметы (объекты) туда же. Перевозчик обязуется в пункте назначения выдать этот багаж управомоченному на его получение лицу, а пассажир должен уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче перевозчику багажа – еще и плату за его провоз.
В качестве перевозчика выступает лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого такой договор заключен, независимо от того, осуществляется ли перевозка самим перевозчиком или фактическим перевозчиком, под которым понимается лицо, являющееся собственником судна или использующее это судно на ином законном основании и фактически осуществляющее перевозку пассажира или ее часть.
Статус пассажира имеет лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира, либо, с согласия перевозчика, лицо, сопровождающее автомашину или животных по договору морской перевозки груза.
2. Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется в соответствующей письменной форме – проездным билетом пассажира, иным проездным документом (туристской путевкой, единым билетом на группу пассажиров и др.), а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.
В билете для проезда на судах каботажных линий указываются фамилия и инициалы пассажира, его паспортные данные, в отсутствие паспорта – данные документа, заменяющего его, порты отправления и назначения, дата и время отхода судна, название последнего, номер каюты и места, стоимость проезда, дата выдачи билета, подпись кассира. Билет на проезд по международной линии оформляется с использованием тех же реквизитов, что и в билете на каботажную поездку, но не только на русском, но и на английском языке. Выданный билет не подлежит передаче другим лицам.
3. Под багажом КТМ РФ понимает любой предмет, включая автомобиль, перевозка которого осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением объектов, перевозимых по договору морской перевозки груза либо животных.
Разновидностью багажа является каютный багаж, т.е. багаж, находящийся в каюте пассажира либо иным образом находящийся в его владении, под его охраной или контролем. Каютный багаж включает в себя объекты, находящиеся в автомашине пассажира или на ней, за исключением периода времени, когда пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении, пока багаж не принят перевозчиком.
Каютный багаж представляет собой компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на общих местах (на полках) вещи пассажира, перевозимые им при себе в пределах установленного количества. Его перевозка не требует заключения особого договора, кроме уже заключенного договора морской перевозки пассажира, в котором, помимо прочего, могут быть зафиксированы основания и пределы ответственности перевозчика за несохранность каютного багажа, происшедшую в период перевозки.
В отличие от каютного багажа, основной багаж, если он сдается пассажиром, оформляется багажной квитанцией и передается во владение перевозчика под его ответственность, причем каждое место багажа должно быть подготовлено к перевозке исходя из требований обеспечения сохранности такового при хранении, транспортировке и выгрузке.
4. Плата за проезд и плата за провоз принятого от пассажира багажа определяются соглашением сторон с учетом, однако, при проезде (провозе) транспортным средством общего пользования утвержденных в законодательном порядке тарифов.
Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно:
- в заграничном сообщении – в соответствии со льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места (другие дети до двух лет и от двух до 12 лет могут перевозиться в соответствии со льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест);
- каютный багаж в пределах установленной нормы.
5. Перевозка пассажира подразделяется на следующие периоды:
- в отношении пассажира и его каютного багажа – период, в течение которого тот и другой находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, при условии, что стоимость такой перевозки включена в стоимость билета, либо что используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира (при этом в отношении пассажира перевозка не включает в себя период нахождения такого лица на морском вокзале, причале или в любом другом портовом сооружении или на нем);
- в отношении каютного багажа – также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру;
- в отношении иного багажа, не являющегося каютным, – период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа любым из перечисленных выше лиц пассажиру.
6. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира.
В случае, если он отказался от договора не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными компетентным органом федеральной исполнительной власти, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо отказался от договора до отхода судна по этой же причине или по зависящим от перевозчика обстоятельствам, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата за проезд и за провоз багажа.
Если отказ пассажира происходит не менее чем за 30 суток до начала рейса, задаток, внесенный пассажиром, возвращается ему полностью. Это имеет место и в случаях, если отказ от забронированного места вызван болезнью, смертью, привлечением пассажира к исполнению государственных обязанностей или по требованию органов власти, если по таким причинам не может совершить поездку один из членов семьи пассажира.
7. Вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира и перевозчик. Это может иметь место при наступлении следующих обстоятельств:
- военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;
- блокада пункта отправления или назначения судна;
- задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
- привлечение судна для государственных нужд;
- гибель судна или его захват;
- признание судна непригодным к плаванию.
При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются все уплаченные им суммы за проезд и провоз багажа; при отказе перевозчика от исполнения договора после начала рейса – часть таких платежей в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка не была осуществлена.
При этом перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении приведенных выше обстоятельств, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.
8. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место посадки (высадки) пассажира, если это необходимо вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В такой ситуации перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы. Важнейшим составным элементом морской перевозки пассажира является возложение на перевозчика ответственности за смерть пассажира, повреждение его здоровья и за утрату багажа пассажира или его повреждение.
Эта ответственность возникает в случаях, когда происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Утрата багажа пассажира или повреждение багажа включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился (должен был перевозиться) в пункт назначения. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого пассажиру причинен ущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба, возлагается на истца.
Вина перевозчика , его работников или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях наступления смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения каютного багажа в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или же недостатков судна, возникших из-за перечисленных событий.
В отношении утраты или повреждения другого багажа, который не является каютным, вина указанных лиц презюмируется, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, повлекшего вышеназванные последствия. В других случаях бремя доказывания вины перевозчика лежит на истце.
9. Перевозчик не несет ответственности за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, драгоценностей, произведений искусства или других ценностей, если таковые не были сданы ему на хранение и если он не согласился сохранять их в целости. В противном случае перевозчик отвечает за утрату и повреждение таких объектов в пределах, установленных специальными положениями КТМ РФ, которые соответствуют условиям Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. и применимым положениям ГК РФ и других внутригосударственных и международных нормативных актов.
Так, пределы ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должны превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.
За утрату или повреждение каютного багажа его ответственность не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение автомашины, включая перевозимый на ней багаж, ответственность перевозчика не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. Наконец, за утрату или повреждение багажа, иного чем каютный, ответственность перевозчика не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Тем не менее перевозчик и пассажир могут заключить соглашение о возможности возложения ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не превышающей 300 расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа, причем указанные выше суммы должны вычитаться из суммы ущерба, причиненного пассажиру в результате утраты или повреждения вышепоименованных объектов. Перевозчик и пассажир особым письменным соглашением между собой могут установить и более высокие пределы ответственности перевозчика.
10. В случае, если к работнику или агенту перевозчика либо фактического перевозчика предъявлено требование о возмещении ущерба в соответствии с вышеприведенными правилами указанные лица, если они докажут, что действовали в пределах своих обязанностей (полномочий), имеют право воспользоваться пределами ответственности, которые предусмотрены в отношении перевозчика (фактического перевозчика).
В отношении перевозки пассажира, осуществленной фактическим перевозчиком, совокупность сумм, подлежащих возмещению, не может превышать наибольшую сумму возмещения, которая, согласно приведенным выше правилам, может быть взыскана с перевозчика или фактического перевозчика. Если работник или агент перевозчика (фактического перевозчика) вправе воспользоваться описанными пределами ответственности перевозчика, то совокупность сумм, подлежащих возмещению перевозчиком (фактическим перевозчиком) либо его работником или агентом, не должна превышать указанных пределов.
Перевозчик не вправе воспользоваться пределами ответственности, описанными выше, если доказано, что ущерб, причиненный пассажиру, явился результатом собственного действия или бездействия перевозчика, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Это установление применяется также к работникам и агентам перевозчика в полной мере.
11. Оформление претензий пассажира в связи с утратой или повреждением его багажа осуществляется по следующим правилам:
- письменное заявление направляется перевозчику или его агенту, если имеет место любой из случаев:
- явное повреждение каютного багажа – до или в момент высадки пассажира, явное повреждение иного багажа – до момента его выдачи;
- утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, – в течение 15 дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан;
- в случае, если пассажир не выполнил предыдущего требования, предполагается, если не доказано иное, что пассажир, получил свой багаж неповрежденным;
- заявление пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком совместно с пассажиром в момент получения им багажа.
Соглашение, заключенное пассажиром и перевозчиком до возникновения происшествия, явившегося причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения его багажа, об освобождении перевозчика от ответственности или об установлении меньших ее пределов, чем предусмотренные настоящими правилами, либо о перенесении обязанности доказывания, лежащей на перевозчике, – такое соглашение рассматривается как ничтожное.
Следует, кроме того, учитывать, что за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или за прибытие судна в пункт назначения с опозданием перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа. От этой обязанности, однако, перевозчик освобождается, если докажет, что описанные события – задержка и опоздание – произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Инмар Юридическая фирма → Правовой пробел в лицензировании деятельности по перевозке пассажиров морским транспортом
Рыбопромысловая деятельность представляет собой комплексный производственный процесс, в который вовлечены не только собственно рыбодобывающие суда, но и иные вспомогательные судна рыбопромыслового флота – транспортные рефрижераторы, бункеровощики и т.д.
Так, по роду деятельности к судовладельцам рефрижераторных судов, осуществляющих перевозку мороженной рыбопродукции от рыбодобывающих судов, периодически обращаются фрахтователи с просьбой перевезти их работников на принадлежащие им рыбодобывающие суда, находящиеся в море.
Помимо этого, судовладельцы вынуждены осуществлять транспортировку инспекторов ГМИ, которые осуществляют государственный контроль за перегрузкой рыбопродукции.
Обращение фрахтователей с просьбой о транспортировке их работников на суда, находящиеся в районах промысла, и соответственно доставка из района промысла в порт, основано на производственной необходимости замены их членов экипажей в море. Другие альтернативные виды транспортировки моряков в районы промысла на сегодняшний день отсутствуют.
Однако, действующее законодательство и практика его применения судами и государственными органами, исходят из невозможности осуществления такой деятельности без лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом.
Так, в соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
В соответствии с пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490 для получения лицензии на перевозку пассажиров необходимо предоставление пассажирского свидетельства (отметим, что в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 года №193, не вступившем в силу на данный момент, – пп. «ж» п. 7, указано такое же требование о предоставлении помимо прочих документов пассажирского свидетельства).
Судовладельцы грузовых и рефрижераторных судов согласны и готовы получать лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом, однако, сталкиваются с невозможностью получения такой лицензии в силу следующего.
Правило 2f части А Главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS-74) предусматривает, что пассажирское судно — это судно, перевозящее более 12 пассажиров.
Правило 2g той же части Конвенции предусматривает, что судно, не являющееся пассажирским, признается грузовым судном.
Таким образом, судно, перевозящее менее 12 пассажиров, не является пассажирским и не может иметь пассажирское свидетельство.
В свою очередь, ВАС РФ сделал следующий вывод — согласно статье 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, эффективно осуществляет свою юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопросах.
Таким образом, помимо исполнения норм международного морского права Российская Федерация вправе регулировать отношения, возникающие из торгового мореплавания, осуществляемого судами, плавающими под ее флагом, в том числе устанавливать требования и условия лицензируемых видов деятельности, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.
Следовательно, требования российского законодательства в сфере лицензирования морских перевозок пассажиров, установленные Законом и Положением, не противоречат нормам Конвенции и международного морского права, а значит, наличие пассажирского свидетельства для получения лицензии на право перевозки пассажиров морским транспортом является обязательным (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8501/10).
В результате добросовестные судовладельцы грузовых и рефрижераторных судов сталкиваются с невозможностью получения необходимой лицензии в силу того, что пассажирское свидетельство является необходимым документов для получения такой лицензии. Однако, исходя из буквального толкования Правила 2f части А Главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS-74) судно может перевозить 12 пассажиров и не являться пассажирским.
В ряде случаев Органы Госморречнадзора привлекают судовладельцев к административной ответственности за перевозку пассажиров без соответствующей лицензии.
В итоге, из-за невозможности получения такой лицензии судовладельцы грузовых и рефрижераторных судов, равно как и судовладельцы рыбодобывающих судов, которым необходима доставка моряков на суда, оказываются в ситуации, в которой правовой пробел делает невозможным осуществление коммерческой деятельности без нарушения законодательства.
Для разрешения данной проблемы полагаем необходимым внести в Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров изменений, указывающих, что пассажирское свидетельство предоставляется только пассажирскими судами, в то время как грузовые суда могут получить лицензию без предъявления пассажирского свидетельства. Либо такие положения необходимо закрепить в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Юрист ЗАО «Юридическая компания «ИНМАР»
Павел Фигуров
Лицензия на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом
Транспортная, туристическая и экскурсионно-прогулочная деятельность по перевозке пассажиров внутренним (речным) водным и морским транспортом подлежит обязательному лицензированию вне зависимости от пассажировместимости используемого в указанных целях судна.
Стоимость услуг по оформлению документов в Ространснадзоре
Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом?
Помогаем быстро и надежно пройти лицензирование в Росморречфлоте по всей России.
Госпошлина оплачивается отдельно с расчетного счета. Корочки специалистов предоставляет лицензиат.
Основные правовые документы регламентирующие процесс
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от 04.05.2011 г.
Разрешение на регулярные пассажирские перевозки могут получить как юридические лица, так и физические, имеющие статус индивидуального предпринимателя.
Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте
Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.
Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:
- ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта”;
- ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”;
- ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте”;
- Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.
Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.
Основные требования для лицензирования морских перевозок пассажиров
Наличие самоходного судна типа океанского, круизного лайнера, или парома;
Основные требования для получения лицензии на перевозку пассажиров речным (внутренним водным) транспортом
Наличие самоходного или несамоходного судна: баржа, дебаркадер, теплоход, электроход, паром, яхты и другие суда, предназначенные для перевозки пассажиров;
Необходимые документы на судно для осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом
Свидетельство или временное свидетельство о праве плавания под флагом РФ;
Особенности оформления лицензии на перевозку пассажиров маломерным судном
Лицензирование пассажирских перевозок маломерным судном вместимостью до 12 человек отличается облегченным порядком оформления. Из документов на судно потребуется только судовой билет и талон технического освидетельствования. Не требуется получение свидетельства об управлении безопасностью, а также ответственное лицо, отвечающее за безопасную эксплуатацию судна.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным и морским транспортом
Для оформления лицензии необходимо направить почтой или подать лично в Ространснадзор или его территориальные органы следующий пакет документов:
Заявление по установленной форме;
Основания для отказа в выдаче пассажирской лицензии водного транспорта
Далеко не всегда самостоятельное оформление лицензии возможно осуществить с первого раза. Законодательством предусмотрено несколько обобщенных случаев, когда заявителю может быть отказано как в приеме документов, так и в их рассмотрении. К таковым относятся:
Некорректно заполнено заявление о предоставлении лицензии (неверно заполнено, имеются ошибки, опечатки, исправления, помарки);
При подготовке документов следует внимательно относиться к предъявляемым требованиям. В связи с тем, что государственный орган не принимает оригиналы документов, а только его копии, последнее основание отказа является наиболее распространенным случаем, особенно, если какие-то оригиналы документов на судно имеют ветхое состояние в связи с возрастом. Нередки случаи, когда перед подачей в лицензирующий орган, необходимо позаботиться и оформить дубликаты таких документов.
Помните, что в случае малейшей оплошности вы потеряете не только время, но и деньги за уплату государственной пошлины, поэтому мы рекомендуем заранее обращаться за консультацией к специалисту, а при необходимости, воспользоваться их услугами.
С уважением к Вам и вашему бизнесу, юридическая компания “Деловой подход”