«Письма счастья»: как оспорить штраф за перегруз 17:18, 5 июля 2019 Версия для печати
Штрафы за превышение весогабаритных параметров – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются многие российские перевозчики. Чтобы оплатить их, некоторым предпринимателям приходится продавать грузовики.
К системе автоматического весового контроля вопросов много как у перевозчиков, так и у юристов. Что не так с АСВГК? Как избежать штрафов и можно ли их оспорить? Кандидат юридических наук Олеся Аблезгова ответила на эти вопросы для портала Fleetguru.
Общая проблема
От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.
Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.
К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.
Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.
Что не так с АСВГК?
Юрист выделяет три главных претензии к автоматическим системам весового контроля.
Нормы установки комплексов АСВГК
В законодательстве существует нормативный акт, который описывает принципы работы комплексов весового контроля – это приказ Минтранса «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018. В нём указано, что АСВГК необходимо снабжать средствами, которые будут информировать водителя о перевесе, чтобы тот получил возможность оперативно его устранить и не получить штрафы от других рамок, которые встретятся на пути.
Но никакого оборудования, которое могло бы оповестить водителя о перегрузе, в составе российских АСВГК нет – как на старых, сооруженных до вступления приказа Минтранса в силу, так и на новых.
Осевая нагрузка
В России есть дороги с разными осевыми нагрузками: 6, 10 и 11,5 тонн. По закону определение нагрузки осуществляется по результатам оценки техсосотояния дорожного полотна. Оценка должна проводиться как минимум раз в год.
На деле ежегодную проверку проводят в исключительно редких случаях, и камеры АСВГК продолжают работать, устанавливая нагрузки без каких-либо нормативных оснований.
Иностранное оборудование и российские нормы
На российских дорогах используются разные комплексы весогабаритного контроля – это оборудование производства Чехии, Швейцарии и других стран. В документации к различным комплектующим указано, что их производители устанавливают жесткие требования и широкие рамки погрешности. А российский орган, занимающийся стандартизацией и метрологией, изменяет эти нормы и в таком виде допускает оборудование к использованию на автодорогах.
Иными словами, некоторые элементы АСВГК работают не в тех режимах и не в тех условиях, для которых были созданы.
Как оспорить штраф?
Владельцам большегрузов зачастую удается оспаривать штрафы или добиваться их существенного снижения. Основанием для обжалования нерекдо является норма, установленная ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ:
«собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц».
Иными словами, штраф можно отменить, если удастся доказать, что в момент совершения правонарушения автомобилем управлял не его собственник.
Подтвердить это помогут:
- полис ОСАГО с записью о допуске других лиц к управлению ТС;
- договор аренды или лизинга на машину;
- показания свидетелей.
Штраф также можно отменить, если выяснится, что оборудование работает неправильно. Такое случается довольно часто, ведь оборудование несовершенно. Камеры могут неправильно посчитать количество осей или принять выступающие части кузова за его границы. Операторы стационарных постов, в свою очередь, могут использовать устаревшее оборудование или неправильно его настроить.
Пример: пост АСВГК в Марксовском районе Саратовской области фиксирует у большинства большегрузов двускатную переднюю ось. Как такие машины вообще могут передвигаться – в местном отделении полиции объяснить затрудняются.
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Как лучше оспорить штраф за перегруз?
1 вопрос: 29.04.2020получено уведомление из почты о письме из безопасности дорожного движения (подозреваю что прилетело письмо со штрафом). На сайте автоматической фиксации по номеру автомобиля висит фото с нарушением от 16.04.2022 следующего содержания: по общей массе перегруз – 0%, по оси 2 – 24%.
Теперь суть дела. Регион нарушения Татарстан (весенние ограничения с 01.04. по 15.05 по разным источникам). Автомобиль с максим массой 18 тонн (груз 4,5 тонн). Дорога с ограничением 6 тонн.
Собственник ТС супруга как физлицо (брак не зарегистрирован), езжу я сам (есть договор аренды, осаго оплачено). Супруга ИП (ИП оформлено после покупки авто).
Вез кормовые добавки для птицефабрики. Договора на перевозку груза нет. Оплата наличными на руки.
как правильнее и в какие сроки куда подавать?
обжаловать с ИП будет смысл? или сначала перекинуть на себя? не потеряется ли время? и стоит ли оплачивать этот штраф, если кормовые вроде можно возить? действует ли распоряжение Прав-ва РФ №762-р от 27.03.2022 для отмены штрафа? как быть? очень нужен ваш квалифицированный ответ. учитывая что впереди праздники.
2 вопрос: видимо придется ожидать второе письмо, фото появилось на сайте (ось 1 – 13%, ось 2 – 14%, общего перегруза нет). но есть договор на перевозку груза, но договор с ИП (супругой), груз сборный – добавки в корм и бытовая химия для больницы. здесь какие шансы?
1. Когда вынесено постановлено?
2. Кому назначен штраф?
3. Можете приложить постановление?
как правильнее и в какие сроки куда подавать?
Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ. жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть поданав течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Т.е. со дня получения постановления будет исчисляться срок.
Если Вы его не получили, то следует направить соответствующее заявление.
Жалоба подается в суд по месту совершения правонарушения.
Учитывая, что регион нарушения Татарстан, то именно туда и следует направить жалобу.
обжаловать с ИП будет смысл? или сначала перекинуть на себя?
Насколько я понимаю, что речь идет о привлечении ИП, поскольку была фотофиксация?
В этом случае именно она должна обжаловать постановление. Если не она указана в постановлении, то поправьте.
Важно понимать, что в этой ситуации, чем дольше идет время в обжаловании , тем лучше. В крайнем случае можно дотянуть до срока давности.
Время не потеряется, если Вы не получили постановление по почте. Как выше написал, что срок начинает отсчитываться со дня получения Постановления.
и стоит ли оплачивать этот штраф, если кормовые вроде можно возить? действует ли распоряжение Прав-ва РФ №762-р от 27.03.2022 для отмены штрафа? как быть? очень нужен ваш квалифицированный ответ. учитывая что впереди праздники.
Если у Вас есть возможность, то в подобной ситуации у меня клиент оплатил сначала штрафа с 50% скидкой. Позже все было отменено и он вернул оплаченные средства.
2 вопрос: видимо придется ожидать второе письмо, фото появилось на сайте (ось 1 — 13%, ось 2 — 14%, общего перегруза нет). но есть договор на перевозку груза, но договор с ИП (супругой), груз сборный — добавки в корм и бытовая химия для больницы. здесь какие шансы?
Шансы, есть, но больше надеяться, что по существу, т.е. в части определения перегруза есть вариант отменить, не стоит. Они всегда пишут, что весы проверены имеют сертификаты, заключения о проверки.
Но, в жалобе лучше указывать на ненадлежащее взвешивание.
Для общего понимания в разработке позиции защиты, следует разъяснить, что для отмены Постановления есть два основных момента, на которые обращают внимание суды:
1. Нарушение процессуальных норм, т.е. нарушение порядка составления процессуальных документов, предусмотренных нормативными актами и КоАП РФ. Так, например, не разъяснение прав при составлении протокола является существенным нарушением влекущим отмену постановления, или весы имеют погрешность или неправильно осуществили взвешивание. Таких нюансов масса и в защите все законные средства хороши.
2. Нарушение норм материального права, неверная квалификация и т.п.В вашем случае следует концентрироваться именно на 1.пункте. Важно понимать, что в деле об административном правонарушении
Для начала нужно знать свои права и обязанности, так как согласно ч.1 ст. 25.1 КОАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе
- знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,
- заявлять ходатайства и отводы,
- пользоваться юридической помощью защитника,
- а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом
Я Вам рекомендую в полной мере воспользоваться своими правами, в том числе помощью защитника.
В Вашей конкретной ситуации нужно как раз воспользоваться тем, что собственником является жена, а Вы фактически управляли ТС.
Согласно ч.2 ст. 2.6.1. КоАП РФ Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортноесредство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Для подтверждения указанной позиции как раз требуется: договор аренды, документ, подтверждающий передачу ТС (акт), полис ОСАГО, где Вы указаны лицом, которое имеет право управлять ТС+ документы, подтверждающие, что именно Вы приняли груз к перевозке.
В подобной ситуации мне вместе с клиентом удалось отменить постановление на сумму штрафа в размере 150 000 рублей.
Если у Вас остались вопросы, пишите. Обсудим их более подробнее.
юрист Дмитрий Квон.
В обоснование своей позиции можно привести для примера судебную практику:
Решение № 12-20/2017 от 19 апреля 2017 г. по делу № 12-20/2017
Сергачский районный суд (Нижегородская область)
На что следует обратить внимание.
В силу ч.1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение ч.3 статьи 1.5 КоАП РФ не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 указанного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В то же время, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения.
Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Т.е. в суде должны быть оценены предоставленные доказательства в полном объеме. Как раз жене как собственнику следует предоставить их в обоснование своей невиновности. В дело были представлены: договор аренды, акт приема-передачи автомобиля,документы, подтверждающие принятие груза. В суде были допрошены лица, чем подтверждено, что в момент правонарушения собственник не управлял ТС.
Соответственно суд отменил постановление на основание п.2 ч.1 ст. 24.5 КОАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Как обжаловать штраф ГИБДД: большая статья для тех, кто не согласен с наказанием
Содержание
- Какие штрафы можно оспорить
- Кто может оспорить штрафы и как узнать, что они есть
- В какой срок можно оспорить штраф ГИБДД
- Куда направлять жалобу
- Какие жалобы направлять в ГИБДД
- Какие жалобы следует направлять в суд
- Как составить жалобу, чтобы оспорить штраф
- Как направить жалобу, чтобы обжаловать штраф ГИБДД
- Как оспорить штрафы через интернет
- Сколько времени рассматривают жалобы
- Каковы шансы успешно оспорить штраф
- Что делать, если жалобу не удовлетворили
- Как вернуть деньги за ошибочный штраф
Если водитель получил штраф за нарушение, которого не совершал, он может его обжаловать . Рассказываем, в каких случаях санкции можно оспорить, в какие сроки и как обжаловать постановление ГИБДД .
Какие штрафы можно оспорить
Водитель вправе обратиться за обжалованием любого штрафа ГИБДД , с которым не согласен. Но перед тем как оспаривать штраф , нужно убедиться в наличии оснований и доказательств невиновности. Доводы должны быть подкреплены документально, иначе им никто не поверит, как бы убедительно они ни звучали.
Основаниями для обжалования дорожных санкций являются следующие обстоятельства:
- камера неверно распознала госномер, и на фото попала чужая машина;
- за рулем находился не собственник, а доверенное лицо или арендатор;
- владелец авто был в другом месте в момент совершения нарушения;
- водитель продал машину и не мог управлять ею в момент нарушения;
- технические характеристики машины не позволяют ей превысить скорость до пределов, указанных в постановлении;
- за одно и то же нарушение штраф получен дважды;
- на месте нарушения отсутствовали знаки, была стерта разметка, либо состояние покрытия на дороге было плохим.
Могут быть и иные факторы, которые позволяют водителю оспаривать вмененные ему санкции. Например, сплошную пересекла не машина, а ее тень, но камера все равно выписала штраф.
Доказательствами для обжалования штрафа может служить:
- документация на машину, если подтверждаются технические характеристики или госномер авто;
- страховка на двух и более лиц, доверенность на авто или договор аренды, если нужно доказать, что за рулем был другой человек;
- справка из стационара, туристическая путевка, транспортные билеты, если подтверждается отсутствие водителя за рулем в момент нарушения;
- договор с покупателем, если машина больше не принадлежит собственнику.
Разрешается использовать любые документы, фото или видеоматериалы, свидетельские показания, которые помогут установить непричастность водителя к совершенному нарушению.
Кто может оспорить штрафы и как узнать, что они есть
Правом на обжалование штрафа ГИБДД обладает лицо, на имя которого вынесено постановление, либо его представитель, имеющий заверенную у нотариуса доверенность.
Штрафы с автоматических дорожных камер направляются в адрес собственников машин, и именно владельцы должны обращаться за апелляцией.
Бывает, что письма не вовремя доходят до получателя или вовсе теряются, и автовладелец не знает об их наличии. Проверить свое авто на штрафы можно через сервис avtocod.ru. Отчет генерируется в течение 5 минут и показывает, какие проблемы, кроме штрафов, имеются у авто на момент проверки.
В блоке со штрафами увидите, сколько их выписано, кем, на какую сумму, по каким статьям, какова общая задолженность.
Если нарушение попало на камеру, в отчете отобразится фото, на котором четко виден госномер машины. Если номер принадлежит другому авто, есть все основания, чтобы оспорить штраф. Скрин этой части отчета avtocod.ru можно приложить к жалобе в качестве доказательства невиновности.
Если штрафы старые и из-за их неоплаты ФССП наложила запреты на автомобиль, информация об ограничениях также отобразится в отчете.
Проверить авто на штрафы через сервис avtocod.ru можно по VIN или госномеру.
В какой срок можно оспорить штраф ГИБДД
На обжалование постановления ГИБДД законом отводится 10 суток с момента, как вынесли постановление.
Копия постановления виновному в нарушении лицу может быть передана следующими способами:
- лично в руки, если нарушение зафиксировано на дороге автоинспектором;
- группой разбора, если водитель выразил несогласие с мнением инспектора, но группа сотрудников ГАИ рассмотрела происшествие и подтвердила виновность водителя;
- судом, когда дело рассматривалось данной инстанцией;
- почтовым отправлением – письмом, если нарушение зафиксировала дорожная камера (срок обжалования начнет исчисляться на следующий день с момента, как водитель распишется в получении заказного письма).
Срок обжалования постановления ГИБДД , пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению. Для этого водитель должен написать ходатайство в произвольной форме и отправить его в ГИБДД по месту совершения нарушения. В заявлении нужно указать уважительную причину, по которой срок упущен, и попросить восстановить его. Ниже вы можете скачать образец и бланк ходатайства о восстановлении срока.
Вместе с заявлением подаются документы, доказывающие факт пропуска срока по уважительным основаниям. Например, если водитель находился на лечении, прикладывается выписка из стационара, а если отсутствовал в городе, – транспортные билеты, путевка и т. д.
Куда направлять жалобу
Жалобы направляются в ГИБДД или районный суд по месту вынесения постановления. Исключение – жалобы на оспаривание штрафов за парковку, выписанные Московской административной дорожной инспекцией (МАДИ) или Администрацией московского парковочного пространства (АМПП). Как обжаловать штраф МАДИ и АМПП расскажем ниже.
Какие жалобы направлять в ГИБДД
В автоинспекции можно обжаловать любой штраф, в том числе и с дорожной камеры, когда:
- Постановление составлено с техническими ошибками, например, неверно считан госномер машины либо неверно установлен владелец авто.
- Имела место реакция камеры на посторонние факторы, например, сплошную линию пересек не автомобиль, а его тень, но камера зафиксировала нарушение. Или если скорость превысил проезжающий мотоцикл, а камера назначила штраф водителю автомобиля.
- Если проезд на красный свет совершен по сигналу регулировщика, а камера выписала штраф.
- В любых других случаях, когда штраф выписан неправомерно и есть доказательства невиновности водителя.
Некоторые автомобилисты направляют жалобы сразу в суд, но не рекомендуем перескакивать через нижестоящую инстанцию. ГИБДД может решить проблему быстрее и без привлечения судебных органов. Да и в суде спросят, почему вы не попробовали урегулировать ситуацию в автоинспекции.
Какие жалобы следует направлять в суд
Если в автоинспекции жалоба осталась без удовлетворения, нужно перенаправить ее в высшую инстанцию – районный суд. Кроме того, в суде обжалуются постановления, вынесенные им, например, за нарушения, предусматривающие административный арест.
Как составить жалобу, чтобы оспорить штраф
Перед тем, как оспорить штраф ГИБДД , нужно грамотно составить жалобу. Для нее приемлема произвольная письменная или печатная форма, но с обязательным указанием следующих пунктов.
Должностного лица автоинспекции или суда (наименование, адрес), куда подается жалоба, а также личных и контактных данных водителя.
Названия «Жалоба на постановление об административном нарушении», номера постановления и даты его вынесения.
Описательной части с номером, датой постановления и статьей КоАП, по которой обвиняется водитель.
Описания обстоятельств, по которым водитель считает назначенный штраф неправомерным.
Просьбы об отмене назначенного денежного взыскания и прекращении производства по делу со ссылкой на законодательство.
Списка доказательной базы – документации, фото и видеоматериалов, подтверждающих доводы водителя и прикладываемых к жалобе.
Подписи водителя и даты составления документа.
Если нарушение совершено в другом городе и у водителя нет возможности приехать туда, в жалобе указывается просьба рассмотреть дело без его участия. Ниже вы можете скачать образец и бланк документа.
Также вы можете ознакомиться с другими образцами жалоб на постановления об административных правонарушениях.
Как направить жалобу, чтобы обжаловать штраф ГИБДД
В настоящее время есть два способа отправить жалобу, чтобы оспорить штраф: послать ее заказным письмом по почте или принести лично в ГИБДД или районный суд по месту вынесения постановления.
При личном обращении жалоба подается секретарю в двух экземплярах. Один останется в ГИБДД для последующего рассмотрения, а на втором секретарь поставит дату и распишется в получении, после чего вернет водителю. Этот экземпляр автовладелец должен сохранить у себя в подтверждение подачи жалобы.
При отправлении по почте следует сохранять почтовые чеки.
Как оспорить штрафы через интернет
Не каждый штраф ГИБДД можно обжаловать онлайн . Такая возможность появится у водителей лишь с 1 сентября 2022 года. Санкции с камер фотофиксации можно будет оспаривать на «Госуслугах», получив бесплатную электронную подпись.
На сегодняшний день подать жалобу онлайн можно только на санкции МАДИ и АМПП. Такую возможность имеют только жители Москвы. Оспорить штрафы МАДИ и АМПП можно через сайты:
- mos.ru;
- avtokod.mos.ru;
- transport.mos.ru (юрлица направляют жалобу по e-mail на фирменном бланке организации с подписью руководителя).
Mos.ru принимает жалобы по штрафам:
- за неправильную и неоплаченную парковку;
- за вынужденную остановку или стоянку в неположенном месте, например, если водителю стало плохо или сломался автомобиль;
- за ошибочное вынесение постановления (нарушения не было или в документе указан госномер другого авто).
Чтобы оспорить штраф, водитель заполняет форму жалобы, распечатывает ее, подписывает, делает скан документа и прикладывает его к электронному заявлению на сайте. Кроме того, нужно приложить документы на авто и постановление о наложенных санкциях. Ответ на заявление поступит в личный кабинет на сайте.
Avtocod. mos.ru принимает жалобы за неправильную парковку, а также позволяет вернуть средства, ошибочно внесенные по штрафам.
Обжаловать постановление о нарушении ПДД также можно на «Госуслугах», но перечень городов и регионов ограничен. Оспорить штраф могут жители Тулы, Москвы, Удмуртии, Татарстана, Калужской, Тверской, Белгородской, Рязанской и Тюменской области, Пермского и Краснодарского края.
Водители из других городов и регионов могут обжаловать штраф при непосредственном обращении в ГИБДД. Не все автоинспекции имеют собственные интернет-ресурсы, принимающие жалобы онлайн.
Некоторые водители пишут жалобы на официальном сайте ГИБДД. Юридической силы, согласно статье 30 КоАП, такие обращения не имеют, так как у водителя нет возможности удостоверить свою личность электронной подписью.
Сколько времени рассматривают жалобы
Статьей 30.5 КоАП оговариваются следующие сроки рассмотрения жалоб:
- 10 суток даются МАДИ, АМПП и ГИБДД;
- два месяца – судам.
По истечении указанных сроков водителю поступает ответ в письменной форме, и, если он отрицательный, можно обжаловать штраф в высших инстанциях.
Каковы шансы успешно оспорить штраф
Шансы на положительный исход, если есть весомые доказательства, высокие. Приведем несколько примеров, где автовладельцы смогли успешно оспорить штрафные санкции.
В Нижегородской области в 2016 году женщина обжаловала штраф с камеры за превышение скорости. Авто на момент нарушения было продано. Водитель представила суду договор купли-продажи, подтвердивший, что машина находилась в пользовании другого лица. Суд удовлетворил жалобу водителя и отменил назначенные санкции.
Второй случай произошел в Москве в 2017 году. На водителя наложили штраф по ч. 1 статьи 12.1 КоАП за управление незарегистрированным авто в размере 500 рублей. Районный суд оставил жалобу без удовлетворения, после чего автомобилист обратился в городской суд. Так как районный суд рассматривал дело с нарушением процессуальных норм и не учел доводы водителя, городской суд отклонил решение и удовлетворил жалобу.
Еще одно дело по обжалованию штрафа за превышение скорости рассматривалось в мае 2022 года в Кемеровской области. В этом случае авто находилось в пользовании другого лица по договору аренды. Водитель смог доказать свою невиновность, и суд встал его на сторону.
Что делать, если жалобу не удовлетворили
При получении отказа в удовлетворении жалобы от органов автоинспекции, следует обратиться в районный суд. Чтобы вновь не получить отказ, но уже из суда, рекомендуем подкрепить жалобу более убедительными доказательствами невиновности. Если отказал районный суд, обратитесь к вышестоящему. Конечная инстанция – Верховный суд РФ.
Если доказать невиновность не получится, придется оплатить штраф. На это есть 70 дней, в противном случае сумма удвоится.
При наличии долга свыше 10 тысяч рублей, судебные приставы могут наложить арест на банковские счета, приостановить действие водительских прав и применить другие санкции.
Если погасить штраф в течение 20 дней с момента получения постановления, будет действовать скидка 50%.
Как вернуть деньги за ошибочный штраф
Бывают случаи, когда водители по ошибке вносят оплату по штрафу дважды. Вернуть штраф можно. Для этого следует написать в произвольной форме заявление в ГИБДД, из которого поступило постановление о назначенных санкциях.
Заявление дополняется ксерокопиями:
- реквизитов банка;
- паспорта;
- квитанции об оплате штрафов;
- оплаченного постановления.
ГИБДД вернет деньги на указанный в заявлении банковский счет.
Нередко водители сначала уплачивают штраф , перед тем как его обжаловать , чтобы не упустить двадцатидневный срок на получение скидки 50% от государства. Законом это не запрещено. Кроме того, оплата штрафа говорит о признании водителем вины.
Если после оплаты санкций ГИБДД или суд отменили их, нужно написать заявление в ГИБДД, как и в случае с ошибочно оплаченным штрафом. Вышеуказанные документы следует дополнить копией решения ГИБДД или суда об отмене назначенного взыскания.
Отправляется заявление так же – письмом или лично. Если штраф уплачен в МАДИ или АМПП, аналогичное заявление следует направить туда.
Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля
Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.
Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ
Что такое «перегруз»
Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.
Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?
Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.
СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.
Как определить норму нагрузки
Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:
- масса груженого автомобиля;
- нагрузка на оси транспортного средства.
Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.
К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2022 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.
Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.
Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?
Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.
Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.
Чья ответственность за перегруз
Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:
- водителя транспортного средства;
- должностных лиц, отвечающих за перевозку;
- компанию-перевозчика.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.
А если авто арендованное?
Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.
Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.
Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.
Выявлен перегруз, как дальше ехать?
При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:
- перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
- перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
- предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).
Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.
После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Как платится штраф
Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.
- Установление перегруза:
- средствами автоматической фиксации;
- сотрудниками ГИБДД.
- Уведомление владельца транспортного средства.
- Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
- Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.
ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.
«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства
Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.
Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.
Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.
В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.
В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.
В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.
Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации – Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.
Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.
Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.
В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.
Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.
Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.
Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.
В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.
Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.
Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:
- Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
- Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
- Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;
Перевозки выходят в легальное поле. Как выполняется меморандум о противодействии перегрузам на автотранспорте
Суть вопроса
Перегрузы возникают из-за нескольких причин: компании либо экономят на логистике за счет превышения допустимой законом массы автомобилей с грузом, либо в связи с большим объемом продукции не успевают в сжатые сроки перевезти ее всю и вынуждены идти на нарушения нормативов. Перегрузы, вызванные первой причиной, приводят к тому, что компании уменьшают стоимость услуг перевозки, устанавливая, в том числе за счет экономии на налогах, необоснованно низкие цены. Благодаря этому они приобретают преимущество по стоимости транспортировки, создавая другим участникам рынка неконкурентные условия. Такие действия ФНС признает незаконной налоговой оптимизацией, вследствие которой, по словам представителя ведомства, в бюджет не поступает значительная часть налогов по отрасли. Проблема перегрузов в сфере перевозок агропродукции подтверждается и многочисленной судебной практикой.
Трудности выполнения
На первый взгляд кажется, что эта мера не касается компании, если она не присоединилась к меморандуму, и ей не придется направлять в ФНС реестр товарно-транспортных документов или сами документы. Но на практике запросы на их предоставление направляются ФНС всем: как лицам/компаниям, подписавшим меморандум, так и не присоединившимся к нему. И у них зачастую возникает много сложностей. В частности, для того, чтобы заполнить реестр, необходимо обладать достоверными сведениями о грузополучателе (наименование, его ИНН), дате приемки и времени выгрузки, собственнике груза, дате и номере товарно-транспортной накладной (ТТН), номерах автомобиля и прицепа, которыми осуществляется перевозка, ФИО водителя, фактической массе автомобиля (прицепа) с грузом и без (брутто и нетто) при приемке и пр. При этом у компаний обычно имеется в доступе далеко не вся эта информация. Отсутствующие сведения необходимо запрашивать у контрагентов или у иных лиц, которые могут обладать такой информацией, фиксировать, измерять при приемке груза.
В обычной практике налогоплательщики этим не занимаются, так как многие эти данные не требуются для заполнения первичной документации. Но теперь получается, что для заполнения реестра компаниям необходимо еженедельно анализировать товарно-транспортные документы, что составляет огромный массив информации, и переносить данные из этих документов в реестр, запрашивать у третьих лиц отсутствующие сведения, при каждой приемке измерять массу автомобиля с грузом и без, чтобы определить, имеется ли превышение на 2%, и совершать ряд других действий. Кроме того, в случае, если вес транспортного средства с грузом при приемке превысил разрешенный вес, то компаниям вместе с реестром необходимо также направить заверенные копии товарно-транспортных документов.
Только законные требования
Вместе с тем, согласно Налоговому кодексу, налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу документы и информацию лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены кодексом. Соответственно, ФНС вправе запросить товарно-транспортные документы или во время налоговой проверки самого налогоплательщика, или при проверке его контрагента, и вне рамок проверки относительно конкретной сделки. Какие-либо иные случаи Налоговый кодекс не предусматривает. Такое право не может быть установлено и в прочих актах, что бы ни предполагал меморандум или другой аналогичный документ. При этом, ФНС России, запрашивая документы, должна сослаться на конкретную статью и пункт. Например, в случае, если документы (информация) запрашиваются на основании ст. 93.1 НК РФ, то в запросе должен быть указан и определенный пункт этой статьи. В частности, по п. 1 ст. 93.1 НК РФ у компании запрашиваются документы (информация) по его контрагенту, в отношении которого проводится налоговая проверка, а по п. 2 ст. 93.1 НК РФ – документы (информация) касательно конкретной сделки.
Да и в целом налоговая служба не вправе запрашивать у компаний как в рамках проверки, так и вне ее реестр товарно-транспортных накладных, так как запросу подлежат лишь те документы, составление которых предусмотрено законодательством. Указанный реестр к таким документам не относится. Реестр представляет собой сводный акт, составленный налогоплательщиком исходя из анализа данных множества товарно-транспортных и иных документов. И компании, анализируя и сводя всю информацию в единую бумагу, по сути, выполняют за налоговую всю ее аналитическую работу.
Следовательно, законность запросов ФНС о предоставлении упомянутых документов (информации) в рамках меморандума сомнительна. Также следует отметить, что компанию за непредоставление по запросу такой информации могут привлечь к ответственности только в тех случаях, когда эти запросы законны. Очевидно, что подобными действиями налоговая служба по сути перекладывает на налогоплательщиков свои обязанности по выборке и анализу документов, а также по установлению обстоятельств перевозки сельхозпродукции.
Что же имеет ФНС, получая эти документы? С ними служба с легкостью может проанализировать весь состав участников перевозки груза начиная от продавца и заканчивая конечным покупателем, объемы поставок, когда и у какого участника сделки произошли отклонения от объемов, установленных в договоре, и многие другие факты. Компании фактически предоставляют информацию обо всех значимых обстоятельствах, необходимых для проведения налоговых проверок или предпроверочных анализов, упрощая тем самым проведение проверки, а также поиск и анализ фактов, свидетельствующих о возможном нарушении налогового законодательства.
Однако, несмотря на объем и степень детализации всей предоставляемой ФНС информации, в случае, если в перевозку «затесались» лица, оптимизировавшие налоги, часто незаконно, то с большой долей вероятности за компенсацией недополученных налогов придут именно к компании, которая добросовестно предоставляла все данные. Такое предприятие, по мнению налоговиков, не исчезнет, у него найдутся финансовые средства и ему важна репутация на рынке. Поневоле вспоминается сакраментальное: «Чистосердечное признание облегчает душу, но увеличивает срок».
Возможно, компании считают, что их отказ предоставить ФНС указанные документы может стать поводом для будущих проверок и доначислений. Однако по закону камеральные налоговые проверки проводятся ежеквартально (НДС) и ежегодно (налог на прибыль), а выездная — раз в три года. Их периодичность и суммы доначислений никак не связаны с предоставлением указанных документов налоговой. Если ФНС потребуется поднять показатели по количеству проверок или по суммам доначислений, то она в любом случае проведет проверку и доначислит налоги, неважно, как часто и в каком объеме предоставлялись товарно-транспортные документы или их реестры. На суд это тоже не произведет впечатление, его скорее заинтересуют конкретные факты и обстоятельства налоговой проверки.
Таким образом, принятие меморандума по перегрузам, возможно, является удачной идеей, позволяющей, как отмечает исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерина Роганова, в рамках принципов саморегулирования, оперативного информирования друг друга получать информацию о контрагентах, не соблюдающих требования законодательства, и на основе этих данных предпринимать соответствующие меры и прогнозировать налоговые последствия. Однако такая мера, как предоставление ФНС товарно-транспортных документов на грузы и/или их реестров, отражает исключительно интересы самой службы. Она обременительна, а зачастую и вовсе невыполнима для налогоплательщиков, не говоря уже о том, что противоречит Налоговому кодексу страны и заявленным принципам работы Ассоциации добросовестных участников рынка АПК (саморегулирования, оперативного информирования).
Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2022 году
Если грузоотправитель оформил в рейс грузовик с перегрузом без специального на то разрешения, он получит штраф. Так государство стремится снизить аварийность на трассе — нагрузка сверх нормы может привести к аварии и жертвам. Рассказываем, как получить разрешение на перевозку, как узнать штраф за перегруз грузового автомобиля и обжаловать его.
Штраф за перегруз грузового автомобиля
Статья 12.21.1 КоАП
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
- Что такое перегруз
- Как рассчитать массу грузовика по осям
- Кто должен отвечать за перегруз
- Какой штраф
- Дорожные знаки
- Кто выписывает штраф
- Как оспорить
- Где проверить штраф
- Как оплатить
Перегруз грузового автомобиля
Когда нужно разрешение. Масса груза по ПДД не должна быть больше той, что предусмотрел производитель авто. Например, для грузовика без прицепа и с тремя осями допустимая масса — 25 тонн по правилам грузоперевозок.
Если масса авто или нагрузка на одну колесную ось на 2% выше допустимой и более, перевозчик должен оформить специальное разрешение. Разрешение выдает местное отделение Росавтодора — управление дорогами на определенном участке. Срок действия — не больше 3 месяцев.
Этот документ нужен для учета большегрузов на дороге. Если разрешение выдали по ошибке или подделали и произошла авария — будет легче найти и наказать виновных.
Опасность перегрузки. Если произойдет авария, последствия будут тяжелее, чем с обычной «Газелью». У тяжелого авто длиннее тормозной путь. Даже если водитель вовремя среагирует и попытается затормозить, машина будет ехать по инерции еще долго.
В госте по проверке тормозных систем написано, что при скорости 40 км/ч грузовая машина должна остановиться на отрезке в 20 метров. Двадцатитонная фура будет тормозить не меньше 150 метров.
Чем больше масса, тем большую опасность представляет транспорт и тем больше воздействие на дорожное полотно.
Правила перевозки грузов. Перед тем как отправить машину в рейс, организаторам перевозки нужно учесть:
- вес авто с грузом — важно не превысить допустимые значения. Например, для трехосного «КамАЗа» максимальный вес с грузом — 25 тонн;
- количество осей, их взаимное расположение и нагрузку на них — чем больше расстояние между осями, тем равномернее распределяется нагрузка на дорогу. Веса на каждую ось тоже приходится меньше. Почти во всех современных грузовиках стоит датчик — он показывает нагрузку на ось;
- категорию дороги и время года — зимой почва промерзает и на большинство дорог могут выезжать грузовики с увеличенным весом;
- распределение груза в прицепе. Если груз размещен «в хвосте» прицепа, может возникнуть ошибка измерения — передняя часть будет легкой, а «хвост» будет с перевесом;
- наличие дорожных знаков об ограничениях по нагрузке на ось — 6, 10 или 11,5 тонны. Узнать об этих знаках можно в ближайшем отделе Управления дорогами. Отделы разбиты по принципу «участок дороги-отдел», например «Москва-Волоколамск». Найти нужный отдел можно в специальном списке.
Также нужно учитывать, что региональные власти вводят сезонный запрет на проезд большегрузов. Узнать это можно в региональном отделе Упрдора.
Так обозначается предельная нагрузка на ось. ТС — тонн силы или просто тонн. Обычно знак стоит перед участком, который не выдержит большого веса — мост или дорога, под которой текут грунтовые воды
Как рассчитать массу грузовика по осям
Лучше всего это сделают специальные автовесы. Машина наезжает на пластины, в которые встроен датчик. Пластины кладут под каждое колесо — так система поймет, с какой силой на дорогу давит каждая пара колес. Данные передаются по каналу Bluetooth на компьютер оператора.
Такими весами пользуются сотрудники Ространснадзора, чтобы выявить перевес. Если превышение есть, оформят протокол о нарушении
На ком лежит ответственность за перегруз
Штраф за перегруз по закону может получить:
- водитель;
- работник компании, который отправил грузовик в рейс;
- компания.
Однако штраф чаще выписывают только компании. Дело в том, что перегруз чаще фиксируют автоматические системы. А если нарушение заметила камера, штраф получает только собственник авто.
В Ростовской области мировой суд вынес компании штраф 400 000 рублей за перегруз по осям. Компания попыталась его оспорить в районном суде, но тот оставил решение в силе.
Штраф за перегруз грузового автомобиля по осям
Чем больше процент перегрузки, тем выше штраф. Посмотрим, какой штраф можно получить, если не учесть перегруз.
2-10% превышения нагрузки
10-20%
20-50%
более 50%
водитель
4000-5000 руб. или лишение прав до 3 мес.
7000-10 000 руб. или лишение до 6 мес.
должностное
лицо
10 000-
15 000 руб.
20 000-
25 000 руб.
30 000-
40 000 руб.
45 000-
50 000 руб.
собственник
100 000-
150 000 руб.
200 000-
250 000 руб.
300 000-
400 000 руб.
400 000-
500 000 руб.
Нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей
Сумма штрафа зависит от города:
- 5000 рублей — в Москве и Петербурге;
- 500 рублей — в других городах РФ.
Такой штраф может получить водитель, который не заметил знака «Грузовым въезд запрещен» и въехал в пределы третьего транспортного кольца Москвы в неположенное время — с 6 до 22 часов.
Кто выписывает штраф
Для фиксации нарушения существует два способа: стационарный весовой и передвижной контроль.
Стационарные системы считывают вес автоматически. Для этого автомобилю даже не нужно останавливаться — можно ехать со скоростью до 140 км/ч. Если система заметит перегруз и не найдет в своей базе информации о специальном разрешении, она отправит в ГИБДД данные о перегрузе и фото госномера. Далее инспектор сравнит данные авто с информацией о владельце и выпишет постановление о штрафе.
Мобильные комплексы разворачивают работники Ространснадзора совместно с ГИБДД. Сотрудники надзора проводят проверку, а инспектор выписывает протокол, если есть нарушение. Ространснадзор руководствуется правилами весового контроля.
Как оспорить штраф за перегруз
Оспорить штраф можно, если ошиблась техника или человек:
- инспектор неверно заполнил протокол, например, не указал класс точности весов или не добавил письменное заключение технического эксперта, который проводил взвешивание;
- нет сертификата на весы;
- есть точные данные о том, что перевеса нет — перед отправкой авто с грузом взвешивали.
На то, чтобы оспорить штраф, есть 10 дней со дня оформления постановления — дату можно посмотреть при проверке на сайте «Штрафы ГИБДД».
Подать жалобу придется лично в отдел ГИБДД или по обычной почте. Оформите документ на имя начальника отдела, работник которого оформил штраф. Узнать контакты можно по телефону, указанном на бумажном постановлении. Если бумаги на руках нет — позвоните в городское отделение ГИБДД.
В красной рамке дата постановления
Это пример жалобы в ГИБДД. Ответ дадут в течение 10 дней
Где посмотреть штрафы за перегруз грузового автомобиля
Сайт «Штрафы ГИБДД». Здесь можно проверить штраф только для водителя. Для компаний с автопарком есть отдельный сервис.
Для отслеживания водительского штрафа нужны два документа — свидетельство о регистрации ТС и права. Запишите их номера в нужные строки.
Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя
Сайт Госуслуг. Перед тем как оплатить, необходимо пройти регистрацию на сайте и сделать электронную цифровую подпись. Подпись делают удостоверяющие центры — стоит от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от целей.
Официальный сайт ГИБДД. Нужно заполнить поля с госномером авто и номером СТС. Если нашлись штрафы, нажимайте «Уплатить штраф». Потом нужно определиться с платежной системой — сервис предупредит, что за результат операции он не отвечает.
Как и где оплатить штраф за перегруз
Сайт «Штрафы ГИБДД». Если проверка показала штраф — жмите «Оплатить».
Просмотрите еще раз данные о штрафе и нажмите «Перейти к оплате».
Заполните поля с данными карты — на сайте они не хранятся.
Чеки после оплаты хранятся в разделе «квитанции».
Госуслуги. После регистрации на сайте и подтверждения личности необходимо в поиске по сайту ввести «штрафы» — система выдаст подсказку и направит на раздел по проверке и оплате штрафов. Чек получите на электронную почту.
Сайт ГИБДД. Если оплата прошла, платежная система отправит чек на указанную почту.