Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО — взыскание выплат со страховщика по УТС
- Что такое УТС
- В каких случаях происходит взыскание
- Возмещение сразу на СТО
- Неоходимые документы
- Судебная практика
Большинство страховщиков КАСКО не знают полностью условия своего договора, и не уверены входит ли УТ в его страховой договор или нет. Обычно страховые компании не выплачивают страховые иски при УТС, интерпретируя договор страхования в свою пользу. УТС по КАСКО – утрата товарной стоимости.
В таких случаях согласно решению Верховного Суда Российской Федерации страховщиков, обязывают выплачивать такие выплаты. Судья, в таком случае, опирается на тот факт, что УТС прямиком упирается в страховой случай, так как это указанно в страховом договоре и интерпретируется как ущерб автомобилю.
Что такое УТС?
Чтобы узнать, что такое УТС достаточно лишь вчитаться в его расшифровку.
УТС – утрата товарной стоимости. Означает причинение ущерба деталям, защитным поверхностям, замену узловых соединений и иных деталей, связанных с транспортным средством полученные в ходе ремонта или дорожного происшествия, в следствии чего автомобиль теряет свой внешний вид или товарную стоимость.
Схожее определение было указано в постановлении Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658. Данное постановление обозначает ущерб, который относят к страховым инцидентам.
Объясняя простыми словами, утрата товарной стоимости – снижение качества транспортного средства, а также его внешнего вида.
В случае понижения рыночной стоимости автомобиля, а также в случае ДТП или отсутствия его виновника, суд предлагает страховой компании включить расчеты по УТС в свои выплаты по полису КАСКО.
Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
п.2 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»
Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
Страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего осуществляется страховщиком на основании документов, выданных уполномоченными на то сотрудниками полиции и подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями, которые оказали потерпевшему медицинскую помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной подпунктом “а” статьи 7 настоящего Федерального закона.
Информация о номере страхового полиса и наименовании страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность владельца транспортного средства, виновного в дорожно-транспортном происшествии, сообщается пешеходу, пострадавшему в таком дорожно-транспортном происшествии, или его представителю в день обращения в отделение полиции, сотрудники которого оформляли документы о таком дорожно-транспортном происшествии.
п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»
1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск(статья 933).
ГК РФ Статья 929. Договор имущественного страхования
В каких случаях взыскание УТС по КАСКО законно
К сожалению не каждый потерпевший водитель имеет право получать возмещения по данной категории могут далеко не все, к тому же найти страховую компанию, которая захочет работать с учетом возможности выплаты УТС достаточно сложно.
Первым делом, следует учитывать, что УТС практикуется в следующих случаях:
1 Повреждение транспортного средства в ДТП, а также иные обстоятельства, связанные с катаклизмами, падениями деревьев, случайными возгораниями, которые так или иначе повредили автомобиль.
2 Транспортное средства иностранного производства должно находиться в эксплуатации не более 5 лет.
3 Транспортные средства отечественного производителя должно быть не старше трех лет.
4 Износ транспортного средства не больше 35% для автомобилей отечественного производителя, и не более 40% для автомобилей иностранного производителя.
5 Пробег отечественного автомобиля не должен превышать 50 000 км, для иностранного значение может приближаться к 100 000 км.
6 Автомобилю не нужно проходить ремонт первой степени сложности.
7 Повреждения автомобиля не относятся к страховому случаю.
8 В результате ремонта, автомобиль понес определенный ущерб или же утратил свой первоначальный внешний вид.
В тоже время основным правоустанавливающим фактором, который влияет на страховую компанию при принятии решения о выплате УТС является постановление суда.
Не прибегая к судебному иску, страховая компания будет очень долго отпираться от выплаты УТС, полагаясь лишь на договор страхования, и пункты, прописанные в нем.
Возмещение УТС по КАСКО при ремонтных работах на СТО
После ДТП или необходимого ремонта, согласно договору о страховании, автомобилю будет возвращена лишь его рабочая характеристика, об возмещении имущественной стоимости речь не идет.
Подобное возмещение возможно лишь при некоторых видах ремонтных работ:
1 При изменении или возобновлении старой формы кузова и его геометрии, после того как он был достаточно сильно поврежден.
2 Полная или частичная замена прикрепленных частей кузова.
3 Ремонт съемных и несъемных частей кузова.
4 Полное либо частичное окрашивание деталей, либо конкретных частей кузова, а также работа над покраской неметаллических деталей (элементы тюнинга, украшения автомобиля).
5 Повреждение заводской сборки транспортного средства в результате разборки с целью капитального ремонта или окраса.
Как показывает практика, данные работы могут существенно понизить товарный вид автомобиля, в связи с этим данные работы предназначены в первую очередь для автомобилей после ДТП.
Ведь, как известно, автомобиль, который еще не был в ДТП, но уже не один раз попадал под один из вышеописанных случаев, он также попадает под условия расчетов по УТС.
Получение необходимых документов
Специалисты в области автострахования советуют не бездействовать в случаях, если ваш автомобиль уже не подходит под требования взысканий УТС. Вам никогда не принесут страховые выплаты просто так, до того момента пока вы самостоятельно не захотите это сделать.
Для подготовки всех необходимых документов, необходимо помнить, что со страховой компанией нужно быть достаточно решительным, а также подготовить определенные документы.
Прежде всего ознакомьтесь с алгоритмом, который был подготовлен для подобных случаев:
1 Первым делом напишите заявление в свою страховую компанию с целью возместить УТС вашего автомобиля. Обращаться следует в компанию, которая выдавала вам полис КАСКО. Заявление нужно обязательно отдавать в двух экземплярах, после чего проследить что бы их зарегистрировали.
2 В обязательном порядке обращайтесь к экспертному и независимому оценщику, для того, чтобы была возможность установить причину, и размер вашего УТС. Независимый оценщик необходим для того, чтобы весь ущерб был оценен в полном размере, однако, если ваша страховая компания работает честно, и вы ей доверяете, можете не тратить деньги на независимого эксперта.
3 Не забудьте подать иск в суд, в котором вы укажете свои претензии к страховой компании, в том случае, когда последняя откажется от выплаты по УТС. Ваше заявление будет рассматриваться как претензия, если вы не укажите в ней сокращения со следующих законов: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 Гражданского Кодекса России.
4 Подготовьте свой страховой полис по КАСКО.
5 Документы о том, что машина принадлежит именно вам. Как доказательства будет достаточно предоставить водительские права и документы на машину, или же письменную и заверенную доверенность от хозяина автомобиля.
6 Документация от мастера или СТО, в котором будут указаны все необходимые детали, их стоимость. Кроме того, в наряде необходимо указать полную стоимость ремонта.
7 Добавить справку по форме № 154 (образец доступен под списком), которую будет выдавать ваш страховщик, после того, как вы совместно с страховой компании подали заявление о возмещении УТС.
8 В случае ремонта вашего транспортного средства после наступления ДТП, в обязательном порядке предоставьте оценочной комиссии повторные копии всех справок, предоставляемых ГИБДД. Кроме того, вы можете просто отсканировать все документы и справки, после чего их будет намного проще размножать.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки(пункт 2 статьи 15).
Следует обратить внимание, на достаточно важный факт, что утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО в 2022 году – это все повреждения, которые получает автомобиль, и которые не были сделаны умышленно какой-либо стороной. Если у вашего транспортного средства были умышленные повреждения, то УТС не будет взыматься.
ГК РФ Статья 1082. Способы возмещения вреда
Возмещение УТС, судебная практика
Как ни странно, судебная практика по отношению в случаях возмещения УТС достаточно постоянна и большинство дел выигрывается в пользу страховых лиц. К сожалению методы решения исковых заявлений, достаточно прямолинейны, но все же они действенны, что несомненно радует застрахованных лиц.
Последнее слово в пользу застрахованных лиц имеет обзор президиума Верховного суда России. В котором указывается что утрата товарной стоимости в действительности является реальным ущербом, и по данному делу необходимо проводить взыскания.
В связи с этим большинство страховых компаний решили все же включить возмещение по УТС в перечень пунктов по возмещению полученного ущерба, так как зачастую оплата адвокатов и затраты на судебную бюрократию значительно превышают затраты на возмещение УТС.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
Покупка автомобиля – это ряд гражданско-процессуальных мероприятий, сопряженных с большими денежными тратами. Даже подержанные машины обладают немалой стоимостью, а цены на новые модели и марки транспорта взлетают до небес. Однако владельцы автомобилей могут попадать в аварии, по своей и чужой вине. Дорожно-транспортное происшествие становится причиной повреждения машины, сильно влияя на ее продажную цену. В этом материале рассматриваются вопросы компенсации утраты товарной стоимости по ОСАГО – полису страхования, по которому, владелец разбитой машины может рассчитывать на денежные выплаты.
- Что такое УТС, кто и кому платит?
- Закон об утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
- Когда можно рассчитывать на возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО
- Как получить УТС по ОСАГО
- Заявление и документы
- Претензия к СК о выплате УТС
- Методики расчета УТС автомобиля с примером
- Сроки выплаты УТС
- Когда выплату УТС по ОСАГО получить невозможно
- Вывод
Что такое УТС, кто и кому платит?
УТС в ОСАГО – показатель, отражающий понижение цены машины в связи с ухудшением ее привлекательности и эксплуатационных свойств, вследствие попадания в ДТП. По нормативно-правовым актам, организации, работающие в автомобильном страховании, обязаны возместить УТС по ОСАГО в перечне случаев.
По нормативам, установленным в процессуальных актах, в понятие об утрате товарной стоимости входят факторы:
- ухудшение внешнего образа машины, также из-за повреждений лакокрасочного покрытия;
- понижение показателей прочности узлов машины, произошедшее как из-за самого ДТП, так и из-за ремонта;
- ухудшение характеристик автомобиля, снижение качества свойств, присущих ему в эстетическом плане.
Необходимость совершения платежей по УТС организацией-страховщиком не отражена в текущем российском законодательстве, но описана в нормативных актах.
Закон об утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании…» не включает информацию, касающуюся необходимости внесения выплат по УТС. В прошлом, компании-страховщики, оперировали фактом отсутствия такого норматива при разборе судебных исков.
Однако 26.12.2017 Пленумом Верховного Суда было опубликовано постановление №58 «Об использовании процессуальных норм в рамках закона об ОСАГО». По п.37 законодательного акта, приводится положение о том, снижение товарной стоимости машины должно быть приравнено к нанесенному материальному ущербу. Данное постановление делает возможным факт получения соответствующих компенсаций.
Когда можно рассчитывать на возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО
Утрата товарной стоимости автомобиля и последующая компенсация – это сложный в законодательном плане вопрос. Чтобы получить нужные выплаты, сам водитель и рассматриваемая авария должны соответствовать параметрам:
- владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
- машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
- максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
- элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.
При соблюдении всех условий владелец машины может рассчитывать на компенсацию.
Как получить УТС по ОСАГО
По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.
Заявление и документы
Процедуры, связанные с получением выплат на потерю товарной стоимости автомобиля после ДТП, сопряжены с множеством мероприятий, в том числе и по подбору нужных бумаг.
В качестве основных документов, требующихся для реализации права на выплаты, выступают:
- паспорт гражданина России;
- водительские права;
- страховое свидетельство;
- свидетельство о регистрации машины;
- протокол дорожно-транспортного происшествия;
- чек за оплату экспертизы;
- нормативный акт, регламентирующий величину УТС;
- заявление, написанное по установленному образцу.
Загрузить образец заявления на получение компенсации по УТС можно ниже.
Претензия к СК о выплате УТС
Образец претензии к страховой компании в случае отказа или осуществления частичной выплаты по УТС:
Методики расчета УТС автомобиля с примером
В законодательстве, функционирующем по нормативам 2022 года, присутствует множество способов, по которым эксперты могут производить расчеты утраты товарной стоимости машин.
Сегодня специалисты выделяют 3 способа выполнения вычислений:
- По методике Министерства юстиции. Вариант, использующийся уполномоченными представителями судебной экспертизы, предполагает проведение расчетов по уникальной формуле.
- По нормативам руководящего документа. Наиболее сложная методика вычисления объемов компенсации по УТС. Для реализации всех вычислений специалисту придется задействовать строго математические параметры.
- По методике Хальбгевакса. Вариант, наиболее популярный на территории стран Европейского союза. Используется российскими экспертами, наравне с другими способами вычисления нужной величины.
На практике при расчете износа по ОСАГО чаще всего применяется метод Министерства юстиции. В соответствии с такой методикой, формула вычисления выглядит так: цена машины до аварии умножается на сумму показателей каждого узла, нуждающегося в восстановительных работах. При этом величину таких показателей, называемых коэффициентами, определяют сторонние специалисты.
Для примера приведем размеры сумм УТС по часто встречающимся повреждениям на примере авто стоимостью в 1 миллион рублей:
до 1,7% (или 17 000 р.)
до 0,9% (или 9 000 р.)
до 0,8% (или 8 000 р.)
до 1,0% (или 10 000 р.)
до 0,8% (или 8 000 р.)
до 1,1% и выше (или 11 000 р.)
до 0,5% (или 5 000 руб.)
от 0,35% до 0,5% ( или от 3 500 р. до 5 000 р.)
до 1% (или 10 000 р.)
Сроки выплаты УТС
По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.
Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.
Когда выплату УТС по ОСАГО получить невозможно
Законодательство Российской Федерации предусматривает конкретный и конечный перечень случаев, в рамках которых компания-страховщик получает обязанность по выплатам за УТС.
Получить указанную компенсацию нельзя, если:
- водитель пребывает в статусе виновника аварии;
- автомобиль не соответствует указанным требованиям;
- полис не совершение подобных выплат;
- водитель уже обращался ранее и получил компенсацию;
- водитель не совершил соответствующее обращение;
- пострадавшая сторона провела ремонтные работы в самостоятельном порядке.
Для того чтобы четко понимать, когда можно рассчитывать на компенсационные выплаты, владельцу машины следует тщательно ознакомиться со всеми разделами договора об автомобильном страховании.
Вывод
Несмотря на то, что в российской судебной практике присутствует небольшое количество обращений, связанных с необходимостью выплат по УТС, подобные прецеденты все-таки случаются. В том случае если водитель и автомобиль соответствуют установленным в законодательстве регламентам, получение соответствующих компенсаций – достаточно простая и легко реализуемая задача.
Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать
Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.
Автор:
Алексей Кокорин
1. ЧТО ТАКОЕ УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.
2. КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА КОМПЕНСАЦИЮ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.
Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
Износ автомобиля не должен превышать 30%
ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре
3. ЧЕМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВО АВТОВЛАДЕЛЬЦА НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ УТС?
Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.
Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.
Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.
29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.
Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.
ВС напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по КАСКО
Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.
Суд первой инстанции встал на сторону страхователя
В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.
В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.
В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.
Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.
Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении
2 июля 2022 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.
Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.
«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.
Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца
Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.
Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.
«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.
ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.
Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.
По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.
ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела
Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.
Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.
Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.
В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.
Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Эксперты оценили позицию Верховного Суда
В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.
Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.
По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.
Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.
В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.
«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.
Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.
«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.
УТС по КАСКО
Для некоторых владельцев страховки КАСКО до сих пор является большим вопросом, входит ли в объем страхового покрытия УТС или нет. Страховая компания отказывается платить утрату товарной стоимости (УТС), опираясь на договор страхования.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Тогда как по решениям Верховного Суда РФ страховщиков обязывают производить такие выплаты. Суд обычно опирается на то, что УТС напрямую подходит под страховой случай по КАСКО – ведь это тоже ущерб. Однако подобные проблемы следует изучить более детально.
Что это такое
Чтобы понять, что же такое УТС – утрата товарной стоимости – достаточно лишь только вдуматься в смысл слов.
Это означает порчу деталей, защитных поверхностей, замену узлов, соединений и прочих приспособлений автомоторного транспорта из-за ремонта или ДТП, который затем приводит к ухудшению товарного внешнего вида или товарной стоимости авто.
Таким термином и его определением решение Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658 обозначило ущерб, который можно отнести к страховому прецеденту.
Проще говоря, утрата товарной стоимости – это снижение качества самого автомобиля и его внешнего вида.
Что же предлагает суд в случаях снижения рыночной стоимости транспортного средства когда случилось ДТП или если нет виновника? Своим решением он предлагает страховой компании при начислении потерпевшему страховых выплат по полису КАСКО обязательно учитывать расчеты по УТС.
В суде обычно опираются на п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 ГК РФ, где становится понятным – УТС – это не что иное, как реальный ущерб, а, значит, должен обязательно рассчитываться и входить в объем страховых выплат.
В каких случаях можно получить взыскание
Однако не любой потерпевший может получить возмещение по этой категории, ведь отыскать такую страховую компанию, которая согласилась бы уплачивать размер УТС, непросто.
Прежде всего, следует учесть те случаи и условия, при которых практикуется расчет УТС по полису КАСКО:
- если транспорт пострадал в ДТП, а при других обстоятельствах – погодные катаклизмы, упало дерево, случайный пожар, затронувший авто и другие подобные варианты;
- автомоторное транспортное средство иностранного производства не должно быть старше 5 лет;
- автотранспорт отечественного производителя не должно быть старше, чем 3 года;
- износ авто не должен превышать 35% для отечественных автомобилей, 40% для иностранных машин;
- пробег отечественного авто не должен превышать 50 тыс. км, а пробег иностранного авто – 100 тыс. км;
- когда не требуется ремонта автомобиля 1 степени сложности;
- транспортное средство понесло повреждения не по страховому случаю;
- транспортному средству нанесен ущерб в результате определенных видов ремонтных услуг, допущения разнотона при окрашивании, а также нарушения заводской сборки.
Однако самым главным правоустанавливающим для страховой компании поводом начать начисление УТС в дополнение к страховым выплатам является лишь решение этого вопроса через суд.
Вне судебных решений страховщики будут опираться на правила страхования, которые прописываются в договоре страхования.
УТС по КАСКО при условии ремонта на СТО
После случившегося ДТП или вынужденного ремонта автомобилю возвращается лишь только его рабочая способность, но имущественная стоимость не будет возвращена.
Такого рода возмещения распространяются на автомоторные транспортные средства (АМТС) при следующих ремонтных работах:
- если производилось возобновление геометрии кузова, который был перекошен;
- неполная или полная замена несъемных частей кузова;
- ремонт отдельных как съемных, так и несъемных частей кузова;
- полное или неполное окрашивание внешней стороны кузова, также окрашивание деталей из пластмассы (спойлеры, бампер, корпуса зеркал и др.);
- капитальная разборка салона, которая может повредить заводскую сборку.
Эти ремонтные работы могут существенно снизить товарную стоимость автомобиля, поэтому подобные ремонты распространяются на транспорт как после аварии, так и вне дорожных происшествий.
Ведь авто, не попавшее в аварию, но которое подверглось вышеобозначенным ремонтным работам, также попадает под страховые расчеты по УТС.
Как получить и необходимые документы
Не стоит бездействовать, когда ваш автомобиль внешне и по состоянию внутреннего устройства не соответствует требованиям взысканий по УТС. Не нужно выжидать или думать, что вам на блюде подадут начисления на страховую выплату.
Необходимо быть решительными в отношениях со своим страховщиком, а для этого изучите следующие шаги, которые вам необходимо будет сделать:
- Напишите заявление на возмещение УТС вашего транспортного средства в свою страховую компанию, что выдавала вам полис КАСКО – сделать заявление следует в письменной форме, 2-х экземплярах и проследить, чтобы их официально зарегистрировали.
- Нужно обязательно обратиться к экспертному оценщику, чтобы была установлена причина и величина УТС вашей машины. Конечно же, специалисты рекомендуют проводить экспертизу обязательно у независимо экспертного оценщика, но если у вас установились доверительные отношения со своим страховщиком, можете воспользоваться их экспертизой.
- Обязательно написать исковое заявление в суд, где прописываете претензию на то, что ваша страховая компания не хочет следовать требованиям законодательства. Заявление, которое, по сути, будет выглядеть больше как претензия, должно упоминать в тексте сокращенные ссылки на Закон – п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 ГК РФ.
- Страховой полис КАСКО.
- Водительские права или доверенность от лица, которому доверили автомобиль и чья фамилия вписана в полис.
- Наряд-заказ и акт с перечнем проведенных ремонтных работ вашего транспортного средства, указанием всех необходимых деталей для ремонта – в перечне необязательно указывать стоимость ремонта.
- Справку формы № 154, которую выдает ваш страховщик после того, как вы в своей страховой компании подали заявление на УТС.
- Если ваша машина ремонтировалась после аварии, тогда необходимо в оценочную компанию снова подать все копии документов из ГИБДД. Можно даже отсканировать все документы, чтобы легче было их множить.
Обратите внимание на очень важный факт – все повреждения, которые были нанесены вашему автомобилю, не должны быть умышленными. В противном случае они не будут рассматриваться как страховой случай.
Информацию про правила страхования КАСКО в компании Ингосстрах вы можете найти тут.
Судебная практика по возмещению УТС
Следует отдать должное судебной практике в отношении наложения обязательств возмещения УТС страховыми компаниями. Методы и способы решения судей достаточно линейны и объяснимы. Чаще всего суд принимает сторону застрахованных лиц, а не страховщиков.
Это потому что последние имеют достаточно смелости, чтобы не учесть одну важную деталь – Верховный Суд РФ путем своего решения или постановления Пленума №ГКПИ07-658 от 24.07.2007г. постановил, что абзац Правил ОСАГО и КАСКО, где УТС автотранспортного средства исключается из состава страховых случаев.
Окончательное свое слово о том, что УТС является реальным ущербом, который также требует возмещения, как и прочие по страховому случаю, суд сказал 30.01.2013г. в Обзоре Президиума Верховного Суда РФ «По отдельным вопросам судебной практики, связанными с добровольным страхованием имущества граждан».
Именно поэтому страховые компании, которые ранее добровольно не хотели включать расчеты УТС в страховые выплаты, после решения суда следуют его решению о включении УТС наряду со всеми необходимыми восстановительными расходами.
Как рассчитать
Величину расчета УТС принято считать условной. При расчете и возмещении утраты товарной стоимости учитывают следующие нюансы:
- добровольно страховщик не будет возмещать величину, на которую снижен товарный вид автомобиля, поэтому следует им дать правомочность на такие действия путем решения суда;
- объем расчета УТС всегда будет зависеть от количества испорченных деталей и участков, элементов поверхности для окрашивания;
- фундаментом для начислений УТС на страховку всегда будет являться рыночная стоимость самого авто – другими словами, чем дороже будет ваш автомобиль, тем больше будет объем начислений УТС (специалисты подтверждают, что в их практике были такие случаи, когда стоимость ремонта была около 250 тысяч рублей, тогда УТС начислялась 200 тысяч рублей. Согласитесь, такие деньги на дороге не валяются);
- в случае если уже ваш автомобиль отремонтирован по направлению вашего страховщика на СТОА, вы все равно можете получить возмещение УТС;
- утрату товарной стоимости рассчитывают при помощи нескольких методик, однако, право выбора способа расчета величины принадлежит специалисту вашей страховой компании.
Расчеты утраты оценочной стоимости обычно проводят оценочные фирмы или компании, где специалисты занимаются проведение экспертиз и оценок состояния транспортных средств. Максимально объективный результат оценки можно считать у независимых экспертов.
Из применяемых методик для расчета утраты товарной стоимости можно выделить самые основные:
методика Минюста РФ | ее принято считать «официальной» поэтому судебные эксперты обращаются так часто на нее внимание |
методика РД или руководящего документа | применяется иногда |
методика Хальбгевакса | считается самым простым методом расчета, которым может пользоваться любой водитель, обладающий базовыми знаниями школьной алгебры |
Простота последней методики позволяет производить расчеты самостоятельно. Используя при этом формулу и специальную таблицу.
Формула выглядит так: Где показатели равны:
К | коэффициент наибольшей (макс.) величины утраты товарной стоимости автомобиля, который берется из таблицы Хальбгевакс |
ЦР | рыночная стоимость автомобильного транспорта, учитывается с износом; |
СО | общая стоимость ремонтных работ. |
Для примера можно вкратце описать еще один из способов расчета УТС для авто без ДТП или после ДТП – методику Руководящего Документа, чтобы иметь представление о сложности таких расчетов.
Формула РД для выведения общей УТС выглядит следующим образом: Где данные равны:
Уэл. | цена ремонта съемных элементов кузова |
Укар. | цена ремонта несъемных элементов кузова или каркаса кузова |
Уокр. | цена окрашивания кузова |
Укуз. | цена ремонтных работ кузова, которые могут нарушить его геометрию, или его полной замены |
Рассчитать УТС при ремонте можно следующим образом: Где коэффициенты означают:
К1 | коэффициент, который показывает, что размер УТС менялся по мере изменений ремонтных работ |
К2 | коэффициент, показывающий степень износа деталей |
Цi | стоимость детали в розницу в рублях, которая подверглась ремонтным работам |
m | количество съемных элементов, что требуют ремонта |
Благодаря тому, что Верховный Суд позаботился о клиентах страховых компаний, у каждого водителя, на руках которого имеется страховой полис КАСКО, теперь может в судебном порядке получить возмещение утраты товарной стоимости своего транспортного средства.
Если бы не вмешательство законодательных органов в этот нюанс, то до сих пор страховики спокойно могли бы ничего не доплачивать потерпевшим. Ведь они же действуют строго в рамках договора страхования, который они заключают со своими клиентами.
Про КАСКО на подержанный автомобиль читайте здесь.
Как рассчитать стоимость КАСКО с франшизой, рассказывается в этой статьте.
Видео: КАСКО. Замена лобового стекла.
Утрата товарной стоимости по ОСАГО в 2022 году
К числу наиболее частых оснований для получения компенсации в рамках обязательного автострахования относится утрата товарной стоимости или УТС. Его применение на практике нередко сопровождается возникновением различных проблем, связанных с недостаточно четким законодательным определением термина. Поэтому вопрос о том, как осуществляется выплата УТС по ОСАГО, актуален для большого числа автовладельцев. В статье дается ответ на него с учетом актуальной версии законодательства и правоприменительной практики, сложившейся на середину 2022 года.
- Когда наступает утрата товарной стоимости по ОСАГО?
- Что говорит закон?
- Как получить УТС по ОСАГО?
- Что потребуется?
- Пошаговый план действий
- Методы расчета УТС
- Методика Министерства Юстиции
- Метод Хальбгевакса
- Что делать в случае отказа в выплате?
- Как взыскать УТС с виновника?
- Примеры из судебной практики
- В каких случаях взыскать УТС не получится?
- Ответы на вопросы
- Что понимается под УТС по ОСАГО?
- Как получить выплату от страховой компании?
- Что делать при отказе автостраховщика выплачивать компенсацию?
- Насколько реально получить выплату при обращении в суд?
- Подведем итоги
Когда наступает утрата товарной стоимости по ОСАГО?
Первым делом следует дать юридически грамотное определение базового термина. Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, которое вызвано ухудшением его внешнего вида и снижением эксплуатационных характеристик из-за ДТП. Выделяют три основных направления негативных последствий попадания авто в аварийную ситуацию. В их числе:
- дефекты лакокрасочного покрытия и снижение эстетичности внешнего вида машины;
- снижение прочностных характеристик отдельных деталей и узлов транспортного средства, в том числе – произошедшее в процессе ремонта;
- падение эксплуатационных качеств авто, не подлежащее восстановлению.
Потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО становится основанием для выплаты компенсации автовладельцу. Несмотря на это, далеко не все страховые компании добросовестно выполняют взятые на себя договорные обязательства. Эффективная защита собственных законных прав предусматривает грамотные действия со стороны страхователя.
Что говорит закон?
Правила обязательного автострахования в рамках ОСАГО регламентируется базовым законодательным актом – №40-ФЗ (принят 25.04.2002). Сегодня действует редакция Федерального закона от 02.07.2021.
Характерной особенностью документа выступает полное отсутствие трактовки понятия «УТС по ОСАГО». Именно поэтому многие автостраховщики ссылаются на текст ФЗ при отказе компенсировать потерю товарной стоимости машины страхователя.
Важное значение для рассматриваемого вопроса имеет Постановление Пленума ВС РФ №58 (датируется 26.12.2017). Документ основан на изучении и анализе судебной практики. В нем содержится прямое указание на то, что снижение товарной стоимости автомобиля следует считать ущербом. А потому владелец транспортного средства имеет право на возмещение вреда, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Как получить УТС по ОСАГО?
Получение компенсации от страховой компании предусматривает выполнение нескольких обязательных условий. В их число входят:
- признание автовладельца пострадавшей стороной;
- максимальная величина выплаты – 400 тыс. руб.;
- эксплуатация авто в рамках нормативного срока службы;
- отсутствие повреждений машины до попадания в ДТП.
Если автостраховщик отказывает в выплате, взыскание УТС по ОСАГО осуществляется в рамках судебного производства. Такой вариант развития событий требует документального обоснования позиции истца.
Что потребуется?
Получение страховой выплаты предполагает формирование комплекта документов. В его состав входят:
- заявление в страховую компанию;
- паспорт страхователя;
- его водительское удостоверение;
- ПТС и регистрационные документы на машину;
- экспертное заключение о утере товарной стоимости и сумме полученного авто ущерба;
- протокол о ДТП.
Заявление на УСТ по ОСАГО в страховую
Особое внимание уделяется правильному заполнению заявления, которое направляется автостраховщику. Образец документа доступен для скачивания по ссылке. При необходимости к заполнению заявления следует привлечь квалифицированного юриста, что в равной степени касается оформления иска в суд.
Пошаговый план действий
Важное значение для успеха описываемого мероприятия имеет правильная последовательной выполняемых действий. Она выглядит следующим образом:
- расчет УТС по ОСАГО. Выполняется независимым экспертом, имеющим необходимую квалификацию, членство в СРО и допуск к подобным работам;
- оформление заявления, образец которого приводится выше;
- формирование комплекта документов с последующим предоставлением в страховую компанию;
- ожидание в течение 20 рабочих дней перечисления денежных средств страховщиком;
- при отсутствии нужного результата – обжалование действий страховой компании, для чего предоставляется еще 5 дней;
- при повторном отказе в выплате – обращение в суд с исковым заявлением.
Методы расчета УТС
Немаловажную роль для получения компенсации УТС в рамках ОСАГО играет грамотный расчет размера ущерба, нанесенного транспортному средству. Вычисления проводятся по разным методикам, наиболее популярными из которых выступают три, заслуживающие более внимательного рассмотрения. Важно понимать, что автовладельцу совсем необязательно досконально разбираться в них. Но общее представление иметь все-таки стоит.
Методика Министерства Юстиции
Используется в работе судебными экспертами. Предусматривает отдельный учет потери стоимости каждым элементом автомобиля, который требует восстановление. Для него определяется коэффициент, который суммируется с аналогичными показателями для других узлов машины. Итоговое значение умножается на стоимость авто до аварии.
Метод Хальбгевакса
Особенно популярен в Европе. Базовым параметром для расчета становится пробег автомобиля. Вспомогательным показателями выступают цена ремонта и рыночная стоимость машины с учетом износа. Итоговая УТС определяется с помощью специальной таблицы, достаточно сложной для восприятия.
Что делать в случае отказа в выплате?
В подобной ситуации автовладельцу остается либо обжаловать действия страховой компании у регулятора – Центробанка России, либо обращаться в суд с иском. Допускается одновременное выполнение обоих мероприятий.
Как взыскать УТС с виновника?
Нередко последствия ДТП оказываются намного более серьезными, чем максимально возможное значение компенсации по ОСАГО, равное 400 тыс. руб. В этом случае имеет смысл взыскать ущерб, превышающий данную сумму непосредственно с виновника. Для этого необходимо обратиться в соответствующим исковым заявлением в суд, подкрепив его сопроводительной документацией. Важным условием принятия дела к рассмотрению становится уплата госпошлины.
Примеры из судебной практики
После выхода упомянутого выше Постановления Пленума ВС РФ подавляющее большинство судебных разбирательств по рассматриваемой теме заканчивается в пользу истцов. Главное – правильно оформить нужные документы и предоставить полный их комплект.
В каких случаях взыскать УТС не получится?
Получение компенсации УТС по ОСАГО невозможно в нескольких ситуациях:
- если водителя признали виновным в ДТП;
- возраст авто выше нормативного (для легковых авто 5 лет, при использовании в интенсивном режиме – 2,5 лет; для грузовых – 3 года);
- ущерб превышает пороговое заявление выплат в рамках обязательного автострахования, равное 400 тыс. руб.
Ответы на вопросы
Что понимается под УТС по ОСАГО?
Под УТС понимается снижение реальной стоимости машины, связанное с ухудшением внешнего вида и характеристик авто, вызванным попаданием в ДТП.
Как получить выплату от страховой компании?
Для этого необходимо сформировать комплект документов, подтверждающих факт УТС, после чего обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Главное при этом – уложиться в установленные договором сроки.
Что делать при отказе автостраховщика выплачивать компенсацию?
В этом случае остается обратиться с исковым заявлением в суд. Альтернативный вариант действий – подача жалобы регулятору страхового рынка, которым является ЦБ РФ.
Насколько реально получить выплату при обращении в суд?
Если документы, подтверждающие позицию истца, и сам иск оформлены правильно, вероятность выигрыша дела очень высока. Это подтверждается судебной практикой, которая сложилась в последние несколько лет.
Подведем итоги
Утеря товарной стоимости машины – это страховой случай, который становится основанием для выплаты по ОСАГО. Чтобы получить компенсацию, автовладельцу необходимо провести экспертизу и расчет стоимости ущерба, после чего обратиться с комплектом документов в страховую компанию. В случае отказа последней защита законных прав страхователя осуществляется в суде.
Утеря товарной стоимости по КАСКО как получить выплату
Множество страховых компаний, предлагающих КАСКО, не имеют полного представления о том, про что вообще заключается договор. Представитель компании на вопрос, входит ли такое реальное понятие, как «товарная стоимость», в страховку или нет, не в состоянии дать внятный ответ.
Тогда автовладелец смело может забыть о возмещении утраты товарной стоимости авто, так как любой страховой случай будет рассмотрен с позиции интересов страховщика. Это противоречит законодательству, кроме того, несправедливо с точки зрения морали. Как избежать подобной ситуации, рассмотрим в настоящей статье.
Что такое УТС по КАСКО
Определение выдвинуто в постановлении ВС РФ NoГКПИ07-658 от 24.07.2007 г. Падение стоимости автомобиля вследствие повреждений, полученных в ДТП — кратко УТС (утрата товарной стоимости автомобиля). А, значит, закон считает это ущербом, который относится к страховым случаям. Страховые компании обычно пытаются всячески уклоняться от подобных выплат.
Справка: чтобы добиться положенной по договору страхования компенсации, владельцу автомобиля, застрахованного по ОСАГО или КАСКО, зачастую приходится обращаться в судебные инстанции.
Кроме этого, необходимо знать о существовании понятия «взыскания УТС». Оно представляет собой порядок действий, направленный на взыскание с компании-страховщика, кроме повреждений, полученных транспортным средством непосредственно при ДТП, еще и разницы от потери рыночной стоимости. Посмотрите видео об УТС.
Ситуации, когда происходит взыскание
Кроме того, УТС возможно определить как преждевременное понижение оценочной цены автомобиля после ДТП. Отталкиваясь от судебно-методических рекомендаций для осуществления экспертиз транспортных средств, наблюдаются такие признаки УТС:
- Падение рыночной цены автомобиля.
- Падение эксплуатационных характеристик, а также значительно ухудшившийся внешний вид.
- Ставшее результатом ДТП, а также последовавшего восстановления ухудшившееся состояние узлов, элементов и агрегатов.
- Возникнувшие вследствие физического воздействия необратимые повреждения.
Реально понесенные финансовые расходы при этом превышают сами непосредственные затраты на ремонт автомобиля. Если продавать восстановленный после аварии автомобиль на открытом рынке, то, возможно, снижение цены будет зафиксировано на величину значительно ниже, чем затраты на его реставрацию. Цена его страхования зависит от этой величины.
В результате утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) производит большее влияние на размер страховых взносов на следующий год большее, чем на оценочную стоимость автомобиля. Расчет УТС приносит эффект, длящийся больше года, при этом расчет ведется отдельно для каждой детали, получившей повреждения. При этом следует учесть тот факт, что не все виды запчастей могут претендовать на замену.
Поскольку финансовый эффект от расчета УТС длится больше года, то и рассчитывается он отдельно для каждой поврежденной детали, но далеко не все виды запчастей могут претендовать на замену. Так, к примеру, не влияют на величину товарной стоимости:
- Не окрашенные пластиковые детали;
- фонари, а также фары;
- детали трансмиссии.
А это значит, что стоимость вышеуказанных деталей не подлежит компенсации. Возместить УТС возможно лишь тогда, когда повреждены узлы и элементы, непосредственно влияющие на ходовые характеристики автомобиля. А также кузовные детали, подлежащие окраске, оказывающие влияние на экстерьер автомобиля. Еще следует помнить о 20% лимите компенсации от полного реального ущерба.
Какие машины могут получить возмещение УТС по КАСКО
Рассмотрим примеры, при которых практикуется вычисление величины товарной стоимости.
- Нанесенные автомобилю повреждения стали результатом аварии и других обстоятельств, связанных со стихийными бедствиями, спонтанными возгораниями, а также падением деревьев.
- Не относящиеся к страховому случаю повреждения автомобиля.
- Во время производства работ, связанных с действиями, направленными на восстановление работоспособности транспортного средства, был нанесен ущерб или автомобиль утратил свой первоначальный вид.
Рассчитывать возместить УТС смогут владельцы транспортного средства иностранного производства, находящегося в эксплуатации не более 5 лет, с износом, находящимся в пределах 40%, имеющих пробег не выше 100 000 км. Для автомобилей, выпущенных отечественными производителями, соответственно: эксплуатация 3 года, износ 35%, с пробегом в пределах 50 000 км. При этом автомобиль не имеет неисправностей, которые предполагают проведения ремонта первой сложности.
Справка: автовладелец (страхователь) имеет юридическое основание требовать возмещения в пределах величины УТС, когда получивший повреждение автомобиль соответствует указанным выше критериям.
Необходимые документы
В целях оформления возмещения УТС перед посещением страховой компании необходимо собрать такой пакет документов:
- Техпаспорт на транспортное средство и регистрационные документы.
- Справка с места ДТП или извещение о ДТП.
- Документ, подтверждающий проведение ремонтно-восстановительных работ.
Чтобы принудить страховщика к выплатам компенсаций, возмещения УТС в порядке рассмотрения дела в суде, автовладельцу понадобится собрать следующий перечень документов:
- Страховой полис КАСКО;
- Документ, подтверждающий оплату полиса;
- Техпаспорт на саму машину;
- Справка из места, где случилось ДТП;
- Акт осмотра транспортного ср-ва;
- Заключение насчёт административного правонарушения;
- Подсчет величины ремонтных затрат;
- Расчёт УТС;
- Копия иска для ответчика.
Это основная часть документов, которые надлежит собрать. При обращении к компании, имеющей право на предоставление услуги по подсчёту УТС, заявителю необходимо собрать дополнительно ещё вот что:
- Документ, подтверждающий оплату услуг для расчёта УТС;
- Договор адвокатской поддержки.
- Нотариально заверенные копии указанных документов следует прикрепить к иску.
Как рассчитать
Падение товарной стоимости транспортного средства осуществляется согласно одной из двух существующих методик.
Применяемая для описания процедуры возмещения УТС методика должна быть четко отражена в договоре страхования. Рассмотрим обе:
1-ый метод. Способ Минюста.
По данной методике размер УТС вычисляется в процентах оценочной стоимости до момента аварии. Проводятся действия по оценке стоимости восстановления автомобиля и оценке (согласно постановлению Минюста РФ в редакции от 22.01.2015 года).
- УТС (в рублях) = Оценочная стоимость на мом. повреждения. x (∑ КУТСi / 100%)
КУТСi – коэффициент УТС по i-му ремонтному воздействию.
2-ой метод. Способ по известной формуле Хальбгевакса.
- УТС (в рублях) = (К / 100%) х (РС + СР)
- стоимость ремонта – СР.
- Определяемый по таблице Хальбгевакса коэффициент – К.
- Цена всего транспортного средства к моменту ремонта – РС.
Сразу стоит обратить внимание, что расчет коэффициента Хальбгевакса дает весьма слабую объективность и представляет большую сложность, так как учитываются крайне разноплановые показатели. Сюда входят: общая стоимость ремонта автомобиля, стоимость деталей, подлежащих замене, срок эксплуатации.
Одна из вышеуказанных методик обычно применяется компанией-страховщиком. Владелец пострадавшего автомобиля, как правило, не обладает специализированными знаниями, приблизительную величину УТС он может рассчитать на любом интернет-сервисе, который предоставляет услуги расчета показателя в режиме онлайн.
Для этого достаточно обратиться к поисковой системе сети интернет с запросом «расчет УТС онлайн». При посещении сайта итоговый расчет будет доступен после внесения всех известных данных в отведенные для этого поля. Необходимо помнить, в случае оспаривания расчета, произведенного компанией-страховщиком, в судебных инстанциях, расчеты, произведённые в онлайн режиме, юридической силы иметь не будут. Они имеют только ознакомительный характер.
Как написать заявление
В иск, подаваемый на рассмотрение суда, нужно внести следующие данные: фамилия, имя, отчество и адрес, где проживает истец, наименование судебного органа, название организации, выступающей ответчиком. Обязательно необходимо указать регистрационные реквизиты ответчика: физический и юридический адрес, ИНН и ОГРН с указанными датами регистрации.
Указать сумму иска. Подать данные обо всех участниках аварии, а также данные на принадлежащие им транспортные средства согласно ПТС. Указать повреждения, причинённые автомобилю истца в документально подтвержденном списке. Дать документальное подтверждение проведения независимой экспертизы. Указать в отдельности весь перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Важно: главное требование при составлении заявления — это содержание всех перечисленных выше данных. Однако существует ряд рекомендаций при его подаче.
В шапке заявления указывается, кто и кому его подает. Далее идет описание страхового случая с указанием даты, обстоятельств, а также времени и места, где и когда произошло ДТП. Должны быть даны подробные сведения о машине с указанием возраста, пробега, модели, стоимости на момент ДТП, и оценочной стоимости после аварии.
Указать реквизиты для перечисления суммы УТС, подлежащей компенсации. В нижней части заявления нужно прописать перечень вложений, к которым относятся заключение экспертного оценщика, копия полиса, копия первичного заявления о страховом случае. В самом низу указывается дата подачи заявления и ставится подпись заявителя.
Вывод
После попадания в ДТП машина, как правило, теряет былой внешний вид и лоск экстерьера. Значительно снижаются технические характеристики. Проведенный за счет страховых выплат ремонт не может помочь в этой ситуации. Как результат, продажа за ту же цену становится невозможной, следует утрата товарной стоимости.
Подобную ситуацию следует рассматривать как явное сокращение коммерческих возможностей, это сродни упущенной прибыли в бизнесе. Вполне логично в подобном случае требовать компенсацию от страховой компании. То есть возмещение УТС можно назвать справедливым и экономически оправданным элементом страховой выплаты.
Важно: нельзя откладывать начало процедуры взыскания УТС по КАСКО.
Затягивая сроки подачи документов, вы даете возможность страховщику аргументировать свой отказ в компенсации. По ОСАГО УТС не подлежит возмещению.