Как выполнять обгон, опережение и встречный разъезд

Как выполнять обгон, опережение и встречный разъезд

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Встречный разъезд на скорости

В правилах такой манёвр описан очень спокойно. Но специалистами, инструкторами и бывалыми автомобилистами он считается одним из самых опасных. Если водитель допускает ошибки во время его проведения, он может получить результат в виде лобового столкновения. И хорошо, если оно произойдёт на небольшой скорости, ведь всем известно, какими тяжёлыми последствиями славятся .

Более точная интерпретация будет в значительной степени зависеть от дополнительной информации, которую приносит сон, например, о состоянии дороги, об окружающей среде дороги, о том, темно или ясно, имеет ли она хорошую видимость и т.д. Мечтая о дороге, значениях и навигации.

Это показывает, что тема мечты явно связана с чувством, которое субъект предпочел в своей жизни. Как сказано выше, дорога — это путь, ведущий куда-то или в какое-то завоевание. Однако необходимо помнить, что кто-то может сознательно путешествовать по дороге, которая приведет к их собственной гибели, поэтому этот вид сна заслуживает большого внимания и размышлений со стороны мечтателя.

Главной задачей встречного разъезда является недопущение столкновения. Для этого водителю рекомендуется направить автомобиль в правую сторону настолько, насколько это возможно.

Читайте также:  Использование зеркала для обгона для праворульных машин

Разница терминов обгон и опережение

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения.

Опережение — движение ТС №1, у которого скорость превышает скорость впереди движущегося ТС №2, в результате которого ТС №1 оказывается впереди, без выезда на полосу встречного движения.


Главное отличие между обгоном и опережением — это выезд и не выезд на полосу встречного движения.

Билет 25 вопрос 11

Можно ли Вам выполнить обгон?

1. Можно 2. Можно, если скорость грузового автомобиля менее 30 км/ч 3. Нельзя

Обгон запрещён, так как видимость ограничена. Подчас возникает естественное желание обогнать «еле плетущееся» транспортное средство. Не поддавайтесь безоглядно таким порывам. Помните! Наиболее опасными являются обгоны при значительно меньшей скорости обгоняемого по сравнению со скоростью встречного транспортного средства. (Пункт 11.4 ПДД). Главное условие выполнения обгона — «Путь, необходимый для обгона, никогда не должен превышать половины видимого отрезка пути». Т. е. если Ваш путь обгона составит 200 м, то видимость дороги должна быть не менее 400 м. Строго придерживайтесь этого правила, иначе попадёте в ситуацию — «ловушку» из которой выхода нет. Правильный ответ — «Нельзя»

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.


Обгон ТС

Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.


Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


Перестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2022 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Билет 37 вопрос 10

В данной ситуации для того, чтобы продолжить движение в прямом направлении, Вы имеете право:

1. Выполнить любое из перечисленных действий 2. Продолжить движение только после того, как грузовой автомобиль выполнит поворот налево 3. Объехать грузовой автомобиль справа

В данной ситуации Ваше право выбирать: или объехать грузовой автомобиль справа; или дождаться освобождения полосы, на которой Вы находитесь, чтобы без лишних перестроений продолжить дальнейшее движение. (Пункты ПДД: 1.2 термины «Перестроение», Опережение», 8.4). Правильный ответ — «Выполнить любое из перечисленных действий»

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Читайте также:  Какой штраф за обгон на пешеходном переходе

При какой разметке обгон разрешен

Обгонять ТС, движущееся впереди, можно только при наличии на проезжей части прерывистой линии. Иногда возникает вопрос о том, можно ли обгонять, если на дороге обозначена сплошная? Такой обгон разрешается лишь в случае движения рядом с тихоходным транспортом при наличии знака 3.20, запрещающего обгон.

Чтобы снизить риск ДТП при совершении обгона, следует очень четко просматривать дорогу и предварительно убедиться не только в том, что маневр будет произведен по правилам, но и в том, что это будет безопасно для всех участников движения. Также это поможет избежать штрафов за нарушение Правил.

Видео: ПДД обгон опережение встречный разъезд

Билет 23 вопрос 11

В данной ситуации Вы:

1. Должны уступить дорогу, так как встречный автомобиль движется на спуск 2. Имеете право проехать первым, так как Вы движетесь на подъем 3. Должны уступить дорогу, так как препятствие находится на Вашей полосе движения

На подъёмах при наличии препятствия уступает дорогу водитель, движущийся на спуск. Вам обязан уступить дорогу водитель легкового автомобиля. («Дорожные знаки», пункт 11.7 ПДД). Правильный ответ — «Имеете право проехать первым, так как Вы движетесь на подъем»

Обгон по ПДД – как выполняется данный маневр?

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

Обгон запрещен в далее указанных случаях:

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • пешеходные переходы;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

Читайте также:  Обгон в тоннеле

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

Читайте также:  Как правильно совершать маневр обгона

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими полосами движения по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Читайте также:  Можно ли совершать обгон колонны

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Читайте также:  Обгон по встречной полосе

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Читайте также:  Где запрещен обгон транспортных средств

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Можно ли пересекать сплошную, если проезд закрывает автобус на остановке?

Довольно спорную и глубокую по своей некорректности ситуацию предлагаем рассмотреть в этой статье! Автобус или троллейбус, остановившийся на остановке, и автомобили, следующие за ним, которым он перекрыл проезд так, что единственный выход для последних – объехать остановившийся автобус через сплошную. Можно ли так делать, подходит ли это под препятствие, как правильно поступать в такой ситуации, рассматриваем ниже.

Автобус на остановке перекрыл проезд – как это бывает?

Достаточно просто и, что очень не радует, часто на дорогах городов России. А зависимости от организации дорожного движения, тут могут быть 2 ситуации:

  1. если объехать автобус, который прекратил движение на остановке, по сплошной линии разметки, мы попадаем на встречную полосу,
  2. если объехать остановившийся автобус, пересекая сплошную, попадаем на попутную соседнюю полосу.

Вот так выглядят оба описанных случая:


Ситуация №1: Автобус остановился и перекрыл проезд – только через сплошную по встречке


Ситуация №2: Автобус остановился на остановке, а объехать его можно только через сплошную по соседней попутной полосе

Итак, давайте посмотрим, что говорят ПДД по этому вопросу!

Можно ли объехать остановившийся автобус через сплошную?

Нет. В общих случаях сплошную линию разметки пересекать запрещается. Но есть исключения. Вообще, это достаточно спорный вопрос в Правилах, и урегулировать его действующему на 2022 год законодательству просто не удаётся. И дело здесь сразу в нескольких фактах.

Это препятствие?

По букве закона да, по судебной практике – нет.

Если маршрутное ТС встало на остановке и высаживает и сажает людей, то это полностью соответствует ПДД и его маршрутной карте. И он не виноват, что организаторы дорожного движения на данном участке сделали так, что остановившийся автобус (или троллейбус) создаёт препятствие другим автомобилям, и те вынуждены ждать, когда тот тронется дальше.

Вот только есть важный момент – пункт 12.4 ПДД, запрещающий, в частности, остановку ближе 3 метров от сплошной линии разметки. И в данном пункте нет исключений для маршрутных транспортных средств. Нет таких исключений и в других пунктах всего перечня Правил.

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • .

Следовательно, по букве закона 2022 года остановившийся рядом со сплошной линией разметки автобус – это нарушение и препятствие на дороге.

А препятствие можно объехать без наказания (ввиду отсутствия вины) или с не очень большим штрафом.

Но это если читать ПДД буквально. С такой же логикой и трамвай, остановившийся на трамвайных путях – тоже препятствие и нарушение, потому что это трамвайные пути, а остановку на них также запрещает 12.4 ПДД.

Но плохая новость заключается в том, что ни один судья, к сожалению, не примет во внимание, что автобус таким образом нарушает Правила и не удовлетворит обжалуемый Вами штраф за это. Увы, но практика такова!

Так можно ли объезжать?

Нельзя, но и стоять нельзя. Сложившая ситуация настолько сложна, что Вы в любом случае будете нарушать:

  • объехать автобус через сплошную нельзя,
  • объехать по тротуару нельзя,
  • но и стоять и ждать, пока автобус поедет, тоже нельзя по определению дороги и проезжей части.

Вот так мы попадаем в безвыходную ситуацию!

Читайте также:  Разрешен ли обгон через сплошную

Важное замечание!

Что делать?

Очевидно, выбирать наименьшее из зол. Давайте начнём со случая, когда сплошная разделяет встречные потоки.

  • если объехать автобус через сплошную по встречке, то Вы попадаете на штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 КоАП,
  • если захотите объехать автобус на остановке по обочине или тротуару (с риском, сбить выходящих из автобуса, людей), то будет штраф в размере 1 500 рублей (обочина) или 2 000 рублей (тротуар), но вряд ли Вы физически сможете это сделать на остановке общественного транспорта,
  • можно ещё развернуться через сплошную и поехать обратно – штраф будет 1 000-1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП,
  • если Вы будете ждать, пока автобус тронется и поедет дальше, то это будет запрещённая остановка (ближе 15 метров до остановки общественного транспорта) – карается штрафом 1 000 рублей; и именно здесь инспектор даже если и увидит нарушение, то вряд ли Вас оштрафует за это, ведь налицо отсутствие вины.

Таким образом, самое разумное в ситуации, когда автобус остановился на остановке, а объехать его можно только через сплошную – это ждать.

В случае, когда сплошная просто разделяет соседнюю полосу, меняется только один пункт из выше приведённых – пересечение сплошной может привести к штрафу всего 500 рублей за нарушение предписания разметки.

Объезд автобуса на остановке через сплошную линию разметки

Есть ли нарушение при объезде автобуса (троллейбуса), который остановился на остановке, через сплошную линию разметки, когда расстояние между автобусом (троллейбусом) и сплошной линией разметки менее 3 метров. В статье для простоты восприятия буду описывать ситуацию только с автобусом – она аналогична ситуации с троллейбусом.

Сама ситуация изображена на картинке ниже. Водитель автобуса остановился на остановке, до сплошной линии разметки менее 3 метров, водитель синего автомобиля объезжает автобус через сплошную линию разметки.

В таких местах, а их ещё называют “хлебными”, зачастую дежурят сотрудники ДПС. Водителям, который совершили такой манёвр объезда, вменяют выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения. Сотрудники утверждают, что водитель автобуса остановился по Правилам, не является препятствием и водитель синего автомобиля совершает обгон, а не объезд.

За обгон через сплошную линию разметки предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, который можно оплатить со скидкой, или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В комментариях к такой же статье шла речь о размерах взятки, чтобы избежать ответственности – от 5000 до 30000 рублей. Естественно, сумма 30000 рублей была стартовой и после торга снижалась вплоть до 5000 рублей.

Если водитель в течение года уже привлекался к ответственности по части 4 статьи 12.15 Коап РФ, то ему придётся отвечать по части 5 статьи 12.15 Коап РФ. Это штраф в размере 5000 рублей, который нельзя оплатить со скидкой, или лишение права управления на 1 год. При этом штраф будет назначен только в том случае, если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, то есть без участия сотрудника ДПС.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Давайте же разберём саму ситуацию. Водитель автобуса, останавливаясь в таком месте, нарушает Правила дорожного движения, а именно пункт 12.4.

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

Первое заблуждение, с которым я сталкивался, это указание на противоречие значения знака, обозначающего место остановки автобуса и значения сплошной линии разметки. В таком случае, по Правилам, водитель обязан руководствоваться значением знака.

В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

По Правилам сплошная линия разметки 1.1 не запрещает остановку. Остановку запрещает пункт 12.4 Правил.

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Знак автобусной (троллейбусной) остановки 5.16 указывает место остановки автобуса или троллейбуса, но не обязывает водителя автобуса останавливаться. В Правилах вы не найдёте такой обязанности.

5.16 “Место остановки автобуса и (или) троллейбуса”.

В случае если бы знак 5.16 всё же обязывал водителя остановиться, существовало бы противоречие между значением знака 5.16 и пунктом Правил 12.4, которое неразрешимо, так как в Правилах нет указаний, как поступать в таком случае. Водитель автобуса в любом случае нарушает Правила, совершая остановку в таком месте.

Читайте также:  Обгон автобуса на остановке через сплошную разметку

Как видите, первое заблуждение мы разрешили. Теперь давайте рассмотрим второе заблуждение. Обратимся к Федеральному закону “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В пункте 4 статьи 19 указано, что при осуществлении регулярных перевозок пассажира и багажа остановка в остановочном пункте обязательна. Теперь вы знаете, почему водитель автобуса обязан останавливаться на остановке. Его обязывает это делать не знак 5.16, а Устав автомобильного транспорта.

Сама суть заблуждения заключается в том, что водитель выполняет требования Федерального закона, останавливаясь в остановочном пункте. Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства РФ. В таком случае водитель обязан руководствоваться Федеральным законом, так как его требования приоритетны по отношению к Постановлению Правительства.

Во-первых, Правила дорожного движения не просто Постановление Правительства, документ утвержден в соответствии с требованиями Федерального законодательства. Например, Федерального закона “О безопасности дорожного движения”.

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Во-вторых, в пункте 1.1 Правил дорожного движения указано, что иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, не должны противоречить Правилам.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Из этого можно сделать вывод, что водитель автобуса обязан выполнять требования Устава автомобильного транспорта, но только в том случае, если они не противоречат Правилам дорожного движения.

Нам удалось доказать, что водитель автобуса нарушает Правила, останавливаясь в таком месте. В соответствии с пунктом 1.2 Правил, автобус в таком случае является препятствием. Препятствием не является транспортное средство, если водитель остановился по Правилам, и наоборот, если водитель остановился в нарушение Правил, то транспортное средство является препятствием.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Так как автобус является препятствием, мы это доказали, привлекать водителя синего автомобиля по части 4 или 5 статьи 12.15 Коап РФ нельзя, так как водитель совершил не обгон транспортного средства, а объезд препятствия.

В худшем случае, ответственность за такой объезд предусмотрена частью 3 статьи 12.15 Коап РФ. В таком случае штраф можно оплатить со скидкой.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

На практике дело обстоит гораздо хуже. Доказать свою правоту довольно сложно. Вы и сами видите, сколько выводов и цитат использовано в статье. Также ни для кого не секрет, что мировые суды чаще всего встают на сторону сотрудников ДПС, это сложившаяся практика. То есть доказать свою правоту получится, но это не точно, лишь в вышестоящих судах.

Примечательно, что ситуация, описанная в этой статье, существует не менее 10 лет и законодатель её ни разу не пытался разрешить. Вероятно, кто-то заинтересован в таком положении дел.

Читайте также:  Можно ли совершать обгон колонны

Стоит ли давать взятку, если вас остановили за такой объезд? В соответствии с Уголовным Кодексом, ответственность за дачу взятки предусмотрена статьями 291 и 291.2. Цитировать их здесь я не буду, так как там слишком много текста. По факту даже за взятку 500 рублей можно получить штраф до 200 тысяч рублей и даже лишиться свободы на срок до 1 года. И это минимальная ответственность. За взятку более 10 тысяч рублей ответственность намного серьёзнее. Надо ли оно вам? Я думаю, что не надо.

Мой вам совет подождать пока автобус поедет. Потратите немного времени, но избежите множества проблем.

Штраф за обгон автобуса на остановке через сплошную

Одной из «черных дыр» в правилах дорожного движения считается обгон автобуса на остановке, при совершении при этом водителем выезда на встречную полосу через сплошную.

В таком случае автолюбителя можно считать «заложником» чужих ошибок, так как налицо недопустимая организация дорожного движения, что влечет за собой нарушение. Но несмотря на то, с 2016 года сотрудники ГИБДД стали активно привлекать к ответственности таких водителей, аргументируя это нарушением ПДД в части пересечения двойной сплошной.

  1. Кто прав, а кто виноват?
  2. Является ли автобус препятствием
  3. Остановка автобуса
  4. Является ли автобус – препятствием?

Кто прав, а кто виноват?

По правилам дорожного движения, пересечение двойной сплошной наказывается штрафом или лишением водительского удостоверения. Исключений, в которых водитель может безнаказанно пересечь эти полосы, нет. То есть, если при выполнении обгона, автомобилист пересекает двойную сплошную линию, он привлекается к ответственности.

Основной момент, с которым не согласны водители, это правильная квалификация данного правонарушения. В соответствии с нормами статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, такой выезд может трактоваться сразу по двум частям:

  1. Часть 3 содержит требование о привлечении водителя к ответственности за выезд на полосу, которая предназначена для встречного движения и распространяется на случаи, когда автомобилист объезжает препятствия. За такое правонарушение водитель привлекается к ответственности в виде штрафа в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. Часть 4 этой же статьи ПДД предусматривает ответственность за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения или на трамвайные пути в случаях, не предусмотренных частью первой. За такое нарушение водителю придется заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей или лишиться своего удостоверения на срок до 6 месяцев.

Казалось бы, разница заключается только в наличии или отсутствии препятствия, но размер ответственности разительно отличается. Кроме того, в ситуации, когда водитель привлекается по части 4 повторной, срок лишения прав составляет уже 1 год.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Является ли автобус препятствием

Правилами дорожного движения определено понятие препятствия. В соответствии с нормами данного законодательного акта, под препятствием подразумевается неподвижный объект, стоящий на полосе движение (это может быть поврежденное или неисправное транспортное средство, дефект дорожного покрытия), который препятствует движению по этой полосе.

Затор или транспортное средство, которое остановилось на данной полосе с соблюдением правил дорожного движения, не может считаться препятствием.

Следуя из этой нормы можно сделать вывод, что автобус, остановившийся для посадки-высадки пассажиров, не является основанием для обгона. Но так ли это на самом деле?

Остановка автобуса

Под остановкой подразумевается преднамеренное прекращение движения транспортного средства, общая продолжительность которого менее 5 минут. Также остановка может быть осуществлена и на более длительный промежуток времени, если это требуется для посадки-высадки пассажиров или разгрузки транспорта.

Транспортное средство, которое остановилось из-за затора, не совершило остановку и не может считаться препятствием. В соответствии с нормами правил дорожного движении, нельзя считать остановкой транспорта в случаях, предусмотренных законодательством:

  1. Когда транспорт приближается к авто с включенным сигнальным маяком, чтобы иметь возможность быстро остановиться при необходимости.
  2. Если требование об остановке транспортного средства было дано по громкоговорителю ли иному сигналу регулировщика или инспектора.
  3. При запрещающем сигнале светофора.
  4. Если остановка была выполнена тихоходным транспортным средством, которое двигается со скоростью менее 30 километров в час. В этом случае, если опережение такого транспорта по каким-либо причинам невозможно, его водитель должен прижаться к правой части дороги и остановиться, чтобы пропустить сзади идущие авто.
  5. При остановке автомобиля перед пешеходным переходом.
  6. При запрещающем сигнале о пересечении переезда.
  7. При ослеплении водителя.

Является ли автобус – препятствием?

В соответствии с нормами законодательства, остановка транспортного средства или его вынужденная остановка, которые произошли на полосе движение, что мешает прочим автомобилистам совершать по ней движение, является препятствием.

То есть, при остановке такого водителя сотрудниками ГИБДД, он может быть привлечен к ответственности только по части 3 пункта 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При получении иного постановления, водитель вправе обжаловать его в течение 10 дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: