Какая служба выдает ПТС
- Главная
- Блог
- ПДД штрафы
- Что такое ПТС – зачем нужен и кто выдает
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Что такое ПТС – зачем нужен и кто выдает
Паспорт транспортного средства — история автомобиля. Новички-водители зачастую уделяют этому документу недостаточно внимания. При этом назначение документа вызывает вопросы даже у опытных водителей. В статье подробно разберем, как выглядит ПТС и какие существуют нюансы его переоформления.
Паспорт транспортного средства
Как выглядит ПТС
ПТС имеет устойчивую форму. Строгий регламент — залог прозрачной передачи авто при продаже. Документ печатают на шаблонных синих бланках. За изготовление ПТС отвечает государственное предприятие «Госзнак».
Кто выдает техпаспорт:
- Таможенный контроль (при пересечении границы);
- ГИБДД (замена документа);
- Предприятие (оформление при производстве).
Форма документа регламентирована. На бланке присутствуют уникальные знаки отличия, которые защищают его от подделки.
Содержание ПТС включает 24 пункта:
- VIN — идентификационный номер. Шифр из семнадцати символов раскрывает заводские характеристики ТС;
- Марка и модель ТС. Допускают наименования латиницей и кириллицей;
- Целевое направление эксплуатации (грузовой, мотоцикл и проч.);
- Категория, к которой относят ТС;
- Год производства;
- Сведения о двигателе (номер и модель);
- Информация о шасси, раме;
- Кузов. В зависимости от страны производства он может совпадать с VIN или иметь индивидуальные значения (США);
- Цвет кузова;
- Мощность (л.с.);
- Объем двигателя (Куб. см);
- К какому типу двигателей относится;
- Максимальная допустимая масса;
- Масса без учета нагрузки;
- Страна производства;
- Экологический класс ТС;
- Экспортная страна;
- Данные из таможенной декларации;
- Ограничения при таможенном контроле;
- Собственник ТС;
- Адрес правообладателя;
- Орган, выдавший паспорт;
- Адрес органа;
- Дата оформления паспорта.
Если ТС находилось в собственности нескольких владельцев, в техпаспорте отмечают всех. Кроме того, в техпаспорт помещают информацию о всех модификациях внешнего вида и изменениях технических свойств авто. Если на руках дубликат паспорта, это также указывают в истории ТС.
Основное внимание сотрудники ГИБДД и таможни уделяют номерам, выбитым на кузове и двигателе.
Это пока единственный достоверный способ идентифицировать автомобиль. Поэтому номера должны быть четкими, не затершимися, не перебитыми.
Зачем нужен ПТС
Техпаспорт — элемент обязательной регистрации транспортного средства. Законодательство регулирует такую форму взаимодействия контролирующих органов и собственников. Система противодействия угонам и нелегальным сделкам становится эффективнее. Особое внимание уделяют безопасности. Транспорт, не прошедший достаточный контроль качества и безопасности, не допускается до движения по дорогам. Он представляет угрозу участникам дорожного движения.
Функции ПТС:
- Усиление безопасности дорожного транспорта;
- Регуляция сделок с ТС в правовом поле;
- Контроль экспорта ТС и их качества.
- Транспортные средства, на которые необходим паспорт:
- Автомобили всех типов кузовов;
- Прицепы;
- Шасси в составе комплектующих ТС.
Как получить ПТС
Покупая авто на вторичном рынке, новый собственник получает техпаспорт вместе с ТС. История автомобиля влияет на его стоимость. Поэтому, если перед покупателем копия ПТС, ему следует узнать причины замены.
История автомобиля влияет на его стоимость
В случае пересечения границы на незарегистрированном транспорте техпаспорт выдают при прохождении таможенного контроля. Оказавшись на таможне, владелец ТС предоставляет исчерпывающую информацию об авто и документы, которые ее доказывают.
В заявление помещают страну производства, марку, модель и обстоятельства покупки. Также к запросу прикладывают иностранный техпаспорт, на основе которого сформируют новый документ.
Одним из определяющих пунктов получения ПТС на таможне — сертификат Евро-4 и выше. Этот документ подтверждает соответствие автомобиля экологическим стандартам РФ. В противном случае, эксплуатация ТС на территории России будет запрещена.
На данный момент действует упрощенная схема получения техпаспорта на таможне. Процесс подачи документов проходит в удаленном режиме. Собственник заполняет необходимые поля специальной формы, которая соответствует пунктам содержания ПТС. На таможне проходит только сверка реальных и предоставленных данных. Таможенный работник распечатывает подготовленный шаблон. Это значительно экономит время.
Для автомобилей, ввозимых из Беларуси, действует льготная система прохождения таможни. В уже имеющемся ПТС ставят лишь печать, что контроль пройден. Новый документ оформлять не требуется.
Если ранее автомобиль имел таможенные ограничения, владелец их снимает, подав заявление на месте.
Замена ПТС
Техпаспорт меняют или восстанавливают. Для этого нужны конкретные основания. Самая банальная — закончилось место для имен собственников ТС. Другие популярные причины: кража, потеря ПТС, документ пришел в негодность. Основанием для замены становится смена фамилии. В этих случаях запрашивают дубликат техпаспорта.
Дубликат ПТС: особенности
Дубликат — законная копия паспорта. Она заменяет аннулированный ПТС в правовом поле. В замененном ПТС оговаривают производство дубликата, ставят печать и указывают причину.
Важно: информацию по дублированию паспорта ТС вносят в поле «Особые отметки». Все сведения, вносимые сюда, заверяют печатями.
ПТС — не показывают сотрудникам при просьбе предъявить документы. Строго говоря, даже при смене фамилии вовсе необязательно сразу идти за дубликатом. Техпаспорт понадобится при желании продать ТС. После регистрации основным документом становится Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Его показывают сотрудникам ДПС.
Риски приобретения авто с дубликатом
Первым сигналом к пониманию, что перед вами копия, станет орган, выпустивший паспорт. Если это отделение ГИБДД, значит собственник показывает дубликат.
Если основанием замены назначают потерю, а дата выдачи «накануне» — это повод для скепсиса. Популярная ситуация: продавец утверждает, что один владел ТС, но в реальности машина была корпоративной, и ее на жалели.
Иная схема. На машину заняли в банке. Техпаспорт находится в хранилище кредитующего, так как авто в залоге. Мошенник подает заявление в ГИБДД об утрате паспорта. Сотрудники не имеют доступа к закрытым сведениям по залогам и не могут провести проверку. Владелец оказывается с «чистым» ПТС на руках, продает авто и пропадает. А вот банк за машиной все равно придет.
Риск покупки автомобиля с дубликатом ПТС
Если вы встретились с ситуацией, когда продают авто с дубликатом паспорта, перепроверьте информацию в нем с данными ГИБДД. Самой простой и быстрый способ — на любом посту ДПС. Как правило, сотрудники проводят эту простую процедуру по просьбе.
Существует портал Федеральной нотариальной палаты. Сюда банки передают информацию об автомобилях в залоге. Такой способ — подстраховка и не дает 100% гарантий. Не все банки выкладывают данные в открытый доступ.
Восстановление ПТС
Дубликат выдают в день обращения. Исключением являются два случая: кража и необходимость дополнительных проверок. Если установлен факт кражи ПТС, прокуратура заведет уголовное дело. Пока его не закроют, техпаспорт не выдадут владельцу автомобиля. Во втором случае процесс инициации дубликата может растянуться до 30 дней.
Регистрация машины после получения ПТС
После покупки нового авто в салоне собственнику необходимо подъехать в отделении ГИБДД, где ему оформят СТС. С собой обязательно берут договор купли-продажи. Сотрудник осмотрит авто, сверит информацию в паспорте с автомобилем и проведет регистрацию.
Список документов для регистрации:
- Заявление;
- Чеки об оплате госпошлины за номера и регистрацию;
- Право собственности;
- Паспорт владельца авто;
- Техпаспорт;
- Страховой полис.
В некоторых случаях требуются дополнительные документы. Например, доверенность, если документы подают третьи лица. За внесение правок в уже имеющийся паспорт платят дополнительную пошлину.
Заключение
ПТС — важный документ, который, однако, необходим только два раза: при покупке и продаже. В остальное время он хранится дома. Он не имеет срока годности и заменяется дубликатом без проблем. Однако копия невыгодна обеим сторонам сделки. Покупатель не доверяет продавцу, а тот в свою очередь не может доказать «чистоту» своего автомобиля.
Электронный
ПТС
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии* ООО «Тойота Мотор» оформляет паспорта транспортных средств в электронном виде** (ЭПТС):
• С 29 октября 2019 года на новые автомобили, произведённые на территории Российской Федерации.
• C 1 ноября 2019 года на новые автомобили, ввезённые в Российскую Федерацию.
ЭПТС представляет собой запись в базе данных СЭП (систем электронных паспортов), в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные автомобиля, сведения об авариях, ремонте, техобслуживании и другие дополнительные данные. Эта информация хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь. Номер ЭПТС будет указан в договоре купли-продажи.
Преимущества ЭПТС
Не может быть утерян и не имеет даты окончания.
Минимизирует возможность фальсификации информации.
Можно последовательно внести любое количество собственников.
Можно внести дополнительные сведения (залог, ДТП, страхование, ТО и ремонт и т.д.).
Покупка и регистрация автомобиля с ЭПТС
Покупка автомобиля в дилерском центреПокупатель предоставляет дилеру паспорт Российской Федерации. Дилер выдает покупателю договор купли-продажи и выписку ЭПТС.
Оформление страхового полисаПокупатель предоставляет в страховую компанию договор купли-продажи автомобиля и выписку из ЭПТС.
Получение автомобиля в дилерском центреПосле оформления страхового полиса дилер передает покупателю автомобиль.
Регистрация в ГИБДДПокупатель предоставляет в ГИБДД договор купли-продажи автомобиля. Инспектор выдет свидетельство о регистрации автомобиля.
Проверьте статус своего ЭПТС
Собственник транспортного средства может в любой момент получить выписку из своего электронного паспорта. На портале СЭП (Систем электронных паспортов) можно проверить статус своего ЭПТС.
Сотрудник ГИБДД на дороге при надзоре за дорожным движением запрашивает информацию из ЭПТС по рабочим каналам связи.
Смотрите также
* Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств».
** С 01 ноября 2019 года на все автомобили марки Toyota, ввезённые в Российскую Федерацию и произведённые в Российской Федерации ООО «Тойота Мотор», компания ООО «Тойота Мотор» осуществляет оформление электронного паспорта транспортного средства (далее — ЭПТС) вместо паспортов транспортных средств на бумажном носителе (далее — ПТС) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ЭПТС равнозначен ПТС с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в случае покупки автомобиля у Дилера, подключённого к системам электронных паспортов (далее — СЭП), в ЭПТС будет указана информация о Дилере как собственнике автомобиля. Перечень Дилеров Тойота, подключенных к СЭП, размещён на официальном сайте www.toyota.ru.
При продаже автомобиля Дилер, подключённый к СЭП, может внести в ЭПТС дополнительную информацию о новом собственнике — Покупателе автомобиля. Внесение дополнительной информации осуществляется на добровольной основе с учётом положений Федерального закона «О персональных данных».
В случае покупки автомобиля у Дилера, не подключённого к СЭП, в ЭПТС не указываются сведения об этом Дилере, как собственнике автомобиля. При продаже автомобиля Дилер, не подключённый к СЭП, не вносит в ЭПТС информацию о новом собственнике — Покупателе автомобиля.
Обращаем внимание, что постановка транспортных средств на регистрационный учёт осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации. ООО «Тойота Мотор» не несёт ответственности за действия Дилеров по оформлению ЭПТС, равно как и за действия органов ГИБДД, совершаемые при государственной регистрации транспортных средств.
Переход на электронные ПТС в интересах владельцев и государства
Значение системы электронных паспортов (СЭП)
Действующий бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) формата А4 появился в 1993 году. Он содержал основную информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных. Со временем стандарт паспорта потребовал ряд дополнений: появились поля для описания изменений в конструкции автотранспорта (тюнинг), о выдаче дубликатов, уплате утилизационного сбора. Список можно было бы продолжать, но внесение дополнительной информации ограничено размером бумажного носителя.
Помимо этого бумажный документ имеет ряд неудобств как для владельца, так и для государственных служб: теряется, портится, его можно украсть . Чтобы избежать рисков, Правительство России инициировало переход на выдачу паспортов автомобилей только в электронном виде (ЭПТС). Старт проекта несколько раз переносили, окончательный срок — 1 ноября 2019 года.
Переход на единую систему электронного документооборота ПТС упростит для граждан регистрацию транспортных средств, позволит наблюдать за жизненным циклом автотранспорта и его перемещением , а госорганам – пользоваться достоверными базами данных во всех странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
Электронный паспорт транспортного средства – это запись в базе данных, которая содержит сведения о транспортном средстве: технические характеристики, сведения об авариях, техобслуживании и так далее.
Эта информация оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов (АС СЭП), постоянно обновляясь в течение эксплуатации автомобиля.
Основные преимущества ЭПТС:
- легкий доступ к истории жизненного цикла ТС;
- меньше рисков купить автомобиль, находящихся в угоне;
- электронный паспорт нельзя потерять, у него нет срока годности и нет необходимости его восстанавливать;
- можно вносить любое количество собственников и дополнительных сведений (страхование, ДТП, ремонт, залог, техосмотр и прочее).
Детальная информация о транспортном средстве сделает прозрачным и безопасным процесс продажи или покупки автомобиля на вторичном рынке. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, в ней аккумулируются все сведения, по которым видно, что это за машина: договоры лизинга, использование в качестве такси, факты ДТП.
Государству отказ от бумажных носителей позволит сократить бюджет на приобретение бланков новых паспортов, их транспортировку и хранение, закупку и обслуживание принтеров, сканеров и другой оргтехники.
Новый стандарт ПТС
ЭПТС оформляют в следующих случаях:
- Приобретение нового автомобиля. Завод-изготовитель передаёт новую машину в салон с готовым ЭПТС.
- Ввоз автомобиля из-за ЕАЭС. Электронный паспорт оформляется в соответствующих организациях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ.
- Утеря бумажного ПТС или его замена на электронный (из-за того, что он пришел в негодность или по собственной инициативе автовладельца). Получить ЭПТС можно в уполномоченной организации: у оператора технического осмотра или в органе сертификации. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).
Как оформить электронный ПТС
Выданные до 1 ноября 2019 года бумажные ПТС будут действительными. Их не нужно в обязательном порядке менять на электронные ПТС. Но, при желании, собственник может это сделать. Электронный ПТС будут оформлять в автоматизированной системе эти участники электронного документооборота:
- организации-изготовители вносят сведения о первом собственнике и о гарантийных обязательствах;
- дилеры — о собственнике при его смене;
- банки — о постановке и снятии залога;
- лизинговые компании — о лизинге;
- страховые компании — о страховании, страховых случаях и ДТП;
- операторы технического осмотра — о ТО и внесении изменений в конструкцию.
Информацию может вносить также импортер при ввозе единичных ТС из-за границы. Поскольку импортер сам заполняет необходимые данные, а электронный ПТС формируется автоматически, таможне нет необходимости оформлять ПТС на ввозимые машины. Благодаря этому время таможенной очистки ТС сокращается с 2-3 недель до нескольких дней, и дистрибьюторы экономят значительное время
Все перечисленные выше юридические лица должны быть включены в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств – членов Евразийского экономического союза и организаций – изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.
Каждое изменение в ЭПТС должно заверяется электронной подписью , чтобы впоследствии легко можно было узнать, кто именно внес ту или иную правку. Поэтому всем участникам электронного документооборота в АС СЭП понадобится сертификат электронной подписи (ЭП). Электронная подпись необходима каждому сотруднику, который будет работать в системе.
Для получения электронной подписи обратитесь в «Расчётный центр «Практик» , официальному партнёру СКБ Контур с 2005 года, и оставьте заявку .
Специалисты технической поддержки по телефону помогут установить на компьютер компоненты, необходимые для работы ЭП. Мы выдаем подписи согласно 63-ФЗ с обязательным удостоверением личности владельца. В сертификат подписи встроена лицензия КриптоПро CSP, поэтому вы можете использовать его на любом компьютере.
Дополнительные услуги: перевыпустим сертификат, изготовим дубликат, выпустим за 1 час.
Наши филиалы расположены в городах: Москва, Тула и Воронеж. Для получения сертификата электронной подписи необходимо личное присутствие клиента.
Рекомендуем заранее приступить к получению сертификата электронной подписи, так как ближе к 1 ноября 2019г. возрастет нагрузка на выпускающие удостоверяющие центры, возможны очереди.
Оставьте заявку на получение электронной подписи, заполнив форму:
Как расcчитать сумму утилизационного сбора
Утилизационный сбор уплачивается владельцами авто. Появился он относительно недавно, поэтому у автомобилистов остаются вопросы. Рассмотрим особенности его расчета и оплаты.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Кто может не уплачивать утилизационный сбор?
Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:
- Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
- ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
- ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.
ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.
Как рассчитывается размер утилизационного сбора?
УС рассчитывается по этой формуле:
- УС – размер сбора;
- БС – базовая ставка;
- К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.
Существует всего две ставки:
- 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
- 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.
Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:
- Размеры.
- Вес.
- Объем двигателя.
К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.
Пример расчетов
Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:
150 000 * 4 = 600 000 рублей.
Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.
Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:
- Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
- ПТС на машину, по которой производятся платежи.
- Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
- Договор купли-продажи на ТС.
- Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
- Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.
ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора
После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:
- ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
- Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.
В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.
Ответственность за неуплату сбора
Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:
- 500-800 рублей – первое нарушение.
- До 5 000 рублей или лишение водительских прав длительностью до 3 месяцев – повторные нарушения.
По этой причине сбор выгоднее уплатить.
Что делать, если сбор выплачен в большем размере?
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
- Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
- Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
- Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.
Утилизационный сбор
При растаможке автомобилей необходимо заплатить утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством (89-ФЗ) сбор платиться только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится, как часть суммы потраченной на приобретение средства или как актив для перепродажи. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.
Важно! С 1 января 2022 года Правительством Российской Федерации утверждено повышение утилизационного сбора на транспортные средства и спецтехнику Подробнее >>>
Образцы документов для уплаты утилизационного сбора
- Образец пп на самоходные транспортные средства (Смотреть)
- Образец пп на самоходные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)
- Образец пп на колёсные транспортные средства (Смотреть)
- Образец пп на колёсные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)
Оплата утильсбора производится в банке наличным или безналичным способом. Для этого необходим паспорт и платёжное поручение.
Утилизационный сбор на легковые автомобили
Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.
Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.
Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.
Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц | ||
Возраст легкового автомобиля | k 1 | Сумма, руб. |
Новые до 3-ёх лет | 0,17 | 3400 руб. |
Старше 3-ёх лет | 0,26 | 5200 руб. |
1 – коэффициент (k)
ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается
Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.
Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП | ||||
Виды и категории легковых автомобилей | Новые до 3-ёх лет | Старше 3-ёх лет | ||
k 1 | Сумма, руб. | k 1 | Сумма, руб. | |
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
2. С объемом двигателя: | ||||
Не более 1000 куб. см | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 2,21 | 44200 | 8,26 | 165200 руб. |
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 4,22 | 84400 | 16,12 | 322400 руб. |
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 5,73 | 114600 | 28,5 | 570000 руб. |
Свыше 3500 куб. см | 9,08 | 181600 | 35,01 | 700200 руб. |
1 – коэффициент (k)
Утилизационный сбор на транспортные средства таблица 2019
Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.
Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП
Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429401000, 8429403000) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
Катки дорожные мощностью силовой установки менее 40 л.с.
Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.
Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 80 л.с.
Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 842710, 842720, 842951) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки менее 50 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.
Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 400 л.с.
Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 842641000) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
Краны самоходные мощностью силовой установки менее 170 л.с.
Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.
Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 250 л.с.
Прицепы классифицируемые по кодам ТН ВЭД:
8716200000, 8716310000, 8716395001, 8716395009, 8716398005, 8716398008, 8716400000 6
Базовая ставка равна 172500 рублей
Грузоподъёмность до 10 тонн
Грузоподъёмность более 10 тонн
Специальные транспортные средства категории M2, М3, N1, N2, N3 в том числе повышенной проходимости категории G
Спецтранспорт (кроме легковых) Базовая ставка равна 150000 руб.
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей
Прицепы категории О4 в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории
Базовая ставка равна 150000 рублей
Полные прицепы, полуприцепы, прицепы с центральной осью
1 Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.
2 Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле “Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)” единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
3 Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).
4 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.
5 Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.
6 Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования” (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза “О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним” (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса ЕАЭС указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.
7 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении специализированных самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 639 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 |
Утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили для юрлиц в 2022 году
С 01.01.2022 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>
Что значит отметка об утилизационном сборе в ПТС машины
Многие автолюбители в ходе совершения регистрационных действий в ГИБДД со своими «железными конями» замечали штамп в паспорте своего транспортного средства, информирующем о том, что был уплачен утилизационный сбор. Некоторые даже сталкивались с обстоятельствами, когда отсутствие этой отметки служило препятствием для регистрации автомашины в Инспекции по безопасности дорожного движения.
Ниже рассмотрено, что означает утилизационный сбор в ПТС, при каких обстоятельствах уплачивается сбор, кто именно его платит, как рассчитать сумму, что является свидетельством уплаты.
Законодательная база. Основания для взимания
Основным нормативным актом, регламентирующим обязательства по оплате утилизационного сбора, выступает принятый 24 июня 1998 года на государственном уровне закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ.
Первоначально сбор вводился только на легковые и грузовые автомашины, начиная с 1 сентября 2012 года. Он был установлен только для импортируемой техники. С 1 января 2014 года сбор установлен уже для всех автомобилей – как импортируемых, так и произведенных в России. А с 1 января 2016 года данные отчисления уплачиваются также со спецтехники и прицепов. То есть лесная, строительная, сельскохозяйственная и прочие спецмашины также включены в сферу действия нормативного акта.
По замыслу правительства этот платеж является компенсацией расходов по утилизации техники, когда она выработает свой ресурс и придет в негодность в будущем. Чтобы не нести такое бремя, государство изначально перекладывает его на изготовителей и сегодняшних владельцев автомобилей и специализированной техники.
Что значит отметка в ПТС
Свидетельством того, что сбор уплачен, служит специальная отметка в ПТС.
Где она находится в ПТС и кто ее ставит
Соответствующий штамп ставится в поле «Особые отметки» (слева на первой странице ПТС).
Если транспорт проходит через таможню, отметку ставит ее работник, уполномоченный в силу своих должностных обязанностей. При этом она обязательно заверяется его личной печатью с номером.
В налоговой по своему местоположению ставит штамп и покупатель, если ранее утиль сбор на приобретенное им автотранспортное средство не был оплачен.
Наиболее крупные производители колесного транспорта (а также прицепов) штамп об уплате в ПТС ставят сами.
Еще данную отметку вправе проставить и ГИБДД, если необходимо выдать дубликат ПТС. Таким образом, пометку могут поставить только следующие лица:
- должностное лицо таможни;
- инспекция ФНС в месте регистрации производителя или покупателя авто;
- крупнейший российский автопроизводитель;
- ГИБДД (только при выдаче дубликата).
Для каких категорий авто предоставляется освобождение от уплаты
Законодательством определен ряд категорий «счастливчиков», не уплачивающих утиль сбор:
- владельцы авто, возвращающиеся на историческую родину (подпадают в рамки программы возвращения на историческую родину), вынужденные переселенцы, беженцы;
- консульские и дипломатические органы, сотрудники этих органов, их семьи;
- собственники автомобилей-раритетов (при условии, что авто не моложе 30 лет, будет использоваться только в личных нуждах, установлены «родные» кузов, рама, двигатель);
- если машина попадает в Россию на срок, не превышающий полгода (следует транзитом);
- когда «растаможка» происходит в ОЭЗ в Калининградской области и возраст автомашины не старше 3 лет.
Документы для обоснования освобождения от уплаты
Тому, с кого снята обязанность по расходам на внесение оплаты по сбору, надо это доказать. Следует обеспечить предоставление пакета документов, что он действительно участник программы по возвращению, является беженцем, переселенцем или сотрудник посольства/консульства, член семьи сотрудника. Необходимо отметить, что льготу по уплате получит только владелец-переселенец, но не члены его семьи. Только члены семьи консульских или посольских работников освобождены от уплаты.
Кому нужно платить
Плательщиками являются организации и граждане, которые:
- ввозят ТС через таможню в Россию;
- производят автомашины и специализированную технику в пределах Российской Федерации;
- стали собственниками автомобиля с неоплаченным ранее утилизационным сбором (неважно почему).
Механизм вычисления суммы сбора
Расчетная формула представляет собой произведение базисной ставки сбора на определенный специальный множитель.
Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка * Коэффициент
Коэффициенты и базисная ставка определены Постановлением Правительства РФ (№1291 от 26.12.2013) и прописаны в «Перечне видов и категорий ТС». Впоследствии в этот Перечень вносятся только изменения. Так, например, с 1 января 2022 года вступило в действия повышение некоторых коэффициентов, в основном, для легковых автомобилей. Данный перечень размещен на Интернет-ресурсах. Базисная ставка по легковым автомашинам определена в 20 тыс. рублей. Для грузовых автомобилей, спецтехники и прицепов – 150 тыс. рублей.
Значения коэффициентов зависят от следующих критериев:
- возраста ТС – новые до 3 лет или свыше данного возраста. Срок отсчитывается с 1 июля года изготовления;
- типа транспортного средства;
- для легковых автомобилей – объема двигателя;
- для грузовых – полной массы.
Ниже приведены размеры коэффициентов, действующих с 01.01.2020, для легкового автотранспорта:
Легковые автомобили | Коэффициент | |
новые | старше 3 лет | |
1. Электромобили, кроме гибридов | 1,63 | 6,1 |
2. Автомобили с объемом двигателя: | ||
до 1,0 л (включительно) | 2,41 | 6,15 |
от 1,0 л до 2,0 л (включительно) | 8,92 | 15,69 |
от 2,0 л до 3,0 л (включительно) | 14,08 | 24,01 |
от 2,0 л до 3,5 л (включительно) | 12,98 | 28,5 |
более 3,5 л | 22,25 | 35,01 |
В качестве примера приведено вычисление утилизационного сбора для отечественного автомобиля, произведенного в 2019 году, с объемом двигателя 1,4 литра.
Утилизационный сбор = 20 тыс. руб. * 8,92= 178,4 тыс. руб.
Где и каким способом оплачивать
Граждане и организации, приобретающие машину в автосалоне, с подобной проблемой не сталкиваются. За них сбор уже уплатил производитель авто. Достаточно только убедиться в наличии печати в ПТС. Сложнее с покупателями подержанных авто. В том случае, когда пометка в ПТС есть — всё в порядке, сбор был уплачен кем-то из предыдущих владельцев. А если нет?
Ему необходимо обратиться либо на таможню, если он ввозит автомобиль из-за границы, или в ФНС по месту своей регистрации в остальных случаях.
Сумма утилизационного сбора, как, например, налоги или госпошлина, оплачивается через банк или электронные сервисы. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение любого банка, воспользоваться личным кабинетом на сайте своего банка или произвести оплату через платежные терминалы.
При заполнении квитанции в банке вручную необходимо указать следующий код бюджетной классификации (КБК) – 18211208000012000120 (для автомобилей). Квитанцию необходимо заполнить без ошибок.
Как вернуть переплату по утилизационному сбору в случае ошибки
Несмотря на относительную простоту исчисления, могут возникнуть ситуации, когда сумма или уплачена в неполном объеме, или, наоборот, уплачена излишне. В случае недоплаты все просто – необходимо пойти и оплатить. А если переплата? Излишек можно вернуть, или зачесть в счет будущих оплат сбора. Для этого составляется соответствующее заявление. Его бланк можно взять в ИФНС или ФТС (в зависимости от того, куда ранее производили оплату). Вернуть излишне уплаченную сумму можно в течение трех лет с момента переплаты.
Ответственность за неуплату
Как указывалось ранее, из-за отсутствия пометки об уплате утиль сбора автомобиль не будут ставить на учет в ГИБДД. Законно перемещаться на машине после ее приобретения разрешено будет только 20 дней, на время срока действия выданных транзитных номеров. Затем, согласно условиям статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, водитель будет оштрафован (вождение незарегистрированного автомобиля) на сумму от 500 до 800 рублей. Если нарушение выявится повторно, это может стоить уже 5 000 рублей либо лишат водительских прав до 3 месяцев.
Где взять справку об утилизации автомобиля, образец свидетельства
Утилизация старого автомобиля по госпрограмме в 2022 году
Для ликвидации свалок в России нужно разделять мусор
Размер штрафа за выброс мусора в неположенном месте и статья КоАП
Владельцы брошенных во дворах машин заплатят штраф
Особенности приема вторичного сырья в мобильных и стационарных пунктах
История утилизационного сбора на автомобили в России
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2022 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.
Введение утилизационного сбора в РФ
Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.
4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения “Автоваза” премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.
Соответствующие поправки в закон “Об отходах производства и потребления” от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.
Принцип работы, ставки
Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом – юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.
Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового – 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) – 322,4 тыс. рублей.
В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.
Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.
26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.
29 декабря 2015 года новыми поправками в закон “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).
В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году – в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.
В действующей до 2022 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного – 480 тыс. рублей.
От уплаты утилизационного сбора освобождены:
- личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
- автомобили диппредставительств;
- ретроавтомобили;
- различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.
Международный опыт
В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.
Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.
Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.
В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).