Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.
Таблица категорий водительских прав в 2022 году
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
категория “А” – мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1
подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Водительское удостоверение категории В
категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Подкатегория B1
подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;
В 2022 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.
Подкатегория С1
подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Водительское удостоверение категории D
категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.
Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.
категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.
Категория M
категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
категория “Tb” – троллейбусы;
В 2022 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.
Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.
Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой
Многие автолюбители знают, что в закон “О безопасности дорожного движения” внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.
Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.
Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).
Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.
Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.
Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?
Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:
- фотографию и полное имя владельца;
- дату и место рождения;
- информацию о присвоенных категориях;
- номер и срок действия документа;
- дату выдачи и название организации;
- подпись владельца и дополнительные данные о нем.
В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.
Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.
Лицевая сторона прав
- Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
- Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.
Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.
- Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
- Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
- Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.
Обратная сторона прав
- Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
- Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
- Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.
Все категории водительских прав с расшифровкой
В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.
Основные категории водительских прав
Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.
Категория “А”. Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.
Категория “B”. Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория “В” подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.
Категория “BE”. Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории “В”. При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.
Категория “C”. Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории “D”. Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.
Категория “CE”. Во многом схожа с “BE”, только относится к автомобилям категории “С”. Также она снимает ограничение на массу прицепа.
Категория “D”. Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.
Категория “DE”. К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории “D”, соединенный с прицепом массой более 750 кг.
Категория “М”. Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.
Категории “Tb”, “Tm”. Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в “особых отметках”.
Подкатегории водительских прав
Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.
Подкатегория “A1”. К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см 3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории “А” данная подкатегория присваивается автоматически.
Подкатегория “В1”. Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя – 50 см 3 . Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.
Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория “А1”.
Подкатегория “С1”. Доступна для всех удостоверений с категорией “C”. Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории “D”. Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.
Подкатегория “C1E”. Открывается автоматически при получении прав категории “CE” и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории “C1”, но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.
Подкатегория “D1”. Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория “D1” доступна для всех водительских удостоверений категории “D”.
Подкатегория “D1E”. Разрешает вождение транспорта подкатегории “D1” с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.
Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене
Основная категория | Категории открываются автоматически |
A | M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа) |
B | M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа) |
BE | M |
C | M, C1 |
CE | M, C1E |
D | M, D1 |
A1 | M |
Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?
Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.
Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.
- Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию “B” при открытой категории “C”, или открыть “A” при действующей категории “B”.
- Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию “D”. Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории “B”, “C” или “D1”. В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории “D”, чтобы открыть “DE”.
- Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на “автоматах”. Чтобы пересесть на “механику” потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.
Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.
Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.
Видео: расшифровка категорий водительских прав
Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца
Категории в водительском удостоверении нового образца указаны на обороте документа — их 16. Эти категории нужны, чтобы подготовка водителей точно соответствовала транспорту, на котором они будут ездить. Рассказываем о категориях прав 2022 года, как их получить и сколько это стоит.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
- Новые категории прав
- Как выглядит новое удостоверение
- Расшифровка категорий
- Подкатегории прав
- Расшифровка категорий для езды с прицепом
- Как открыть новую категорию
- Что если удостоверения не соответствует типу ТС
Новые категории водительских прав в 2022 году
В 2022 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:
- М,
- А1,
- С1,
- D1,
- C1E,
- D1E.
Как выглядит новое водительское удостоверение
Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:
- бумажные 148×105 мм;
- ламинированные 85×55 мм.
С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.
Данные о водителе. Вот что есть в документе:
- фотография,
- фамилия, имя и отчество владельца;
- дата и место рождения;
- дата выдачи и срок действия прав;
- подразделение, выдавшее удостоверение;
- номер документа;
- регион, где живет водитель;
- открытые категории — латинскими буквами;
- подпись.
На лицевой стороне удостоверения основная информация о водителе
Сзади информация об открытых категориях и крупный номер прав. Отметка AS позволяет водить мототранспорт, у которого сиденье и руль, как у машины
Расшифровка водительского удостоверения нового образца
Категория
Вид транспорта
Вес прицепа
Машина до 3,5 т и до 8 мест
более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т
Грузовик массой более 3,5 т
Автобус от 8 мест
Подкатегории водительских прав
Категория
Вид транспорта
Вес прицепа
Мотоцикл с двигателем не более 125 см³
Трицикл или квадрицикл
Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т
Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т
более 750 кг, но меньше веса авто без
нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т
Автобус на 8-16 мест
Автобус на 8-16 мест
более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т
Квадрицикл — маломощный автомобиль. В отличие от квадроцикла, на нем стоят ремни безопасности, педали газа, тормоза и сидения, как у авто. Квадрициклы регистрируют в ГИБДД , а квадроциклы — в Гостехнадзоре.
Расшифровка водительских категорий нового образца для езды с прицепом
Категория
Вид транспорта
Вес прицепа
более 750 кг, при этом масса
машины с прицепом более 3,5 т
Грузовик более 3,5 т
Как открыть новую категорию прав
Достичь 16-21 года и получить нужный стаж. Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:
Категория
Условие
стаж вождения с категориями
В, С и D — год
стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год
Пройти обучение в автошколе. Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300. Обучение на категорию «В» займет 190 часов.
В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:
Категория
Цена, руб.
Сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из трех частей:
- теория — знания об устройстве транспорта, на котором планирует ездить курсант, о правилах дорожного движения, безопасности на дороге и первой помощи при ДТП;
- площадка — набор упражнений, который имитирует реальные ситуации на дороге. Например, объезд препятствий, заезд в гараж или парковка. Этот набор постоянно дорабатывается. С 1 апреля 2022 года планируется убрать эту часть из процесса получения прав;
- езда по городу с инспектором.
Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.
Какие категории прав открываются автоматически. Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2013 года.
Категория
Подкатегория открывается автоматически
Полный список категорий и подкатегорий водительских прав 2022 года с расшифровкой
Главная » Блог » Категории водительских прав с расшифровкой
01.05.2021
Комментариев нет
Водительское удостоверение разрешает автомобилисту управлять тем видом транспорта, категория которого указана в правах. Ведь автомобили отличаются между собой по объему двигателя, грузоподъемности, наличию пассажирских мест, сложности и степени опасности управления. Чтобы управлять определенным видом автотранспорта, следует получить удостоверение с соответствующей пометкой. В этой статье мы рассмотрим все категории водительских прав с расшифровкой с учетом всех нововведений.
Классификация периодически изменяется, в 2022 году действует список, утвержденный законом РФ «О безопасности дорожного движения», он состоит из 16 подвидов. За передвижение на транспорте, на который не оформлена водительская категория, к нарушителю применяется штраф в размере 5-15 тысяч рублей.
Прежде чем получать ВУ, следует решить, за руль какого транспорта вы хотите сесть. От этого будет зависеть категория прав, на которую предстоит пройти обучение. Самые легкие – это мотоциклы и легковые автомобили. Права на эти виды транспорта можно получить во всех автошколах. Тем же, кто хочет стать профессиональным водителем, придется поискать автомобильные курсы, на которых готовят учеников по расширенной программе.
Внешний вид водительских прав
Водительские удостоверения в России изготавливают в виде пластиковой карточки, с нанесением персональных сведений о водителе. Автоправа защищены голографическими знаками. Фотография не вклеивается, изображение лица и подпись наносятся при изготовлении документа.
На лицевой части прав изображена фотография и указаны личные данные:
- фамилия, имя – на русском языке и латиницей;
- год рождения, страна происхождения;
- дата выдачи и срок действия прав;
- наименование подразделения Госавтоинспекциии, выдавшего удостоверение;
- серийный номер документа;
- город проживания;
- разрешенные категории;
- личная подпись.
Отметка о разрешенной категории ТС указана непосредственно в ВУ, с обратной стороны. Внизу печатаются особые отметки: об ограничениях по медицинским противопоказаниям, дата открытия и срок действия. Водительские права выдаются на десять лет. Просроченный документ подлежит обязательной замене.
Напротив открытой категории, кроме даты получения и срока действия ВУ, указываются специальные отметки:
- GCL – водитель должен находится за рулем ТС в очках или линзах. Примечание вносится на основании заключения окулиста из медицинской справки. При этом на фотографии водитель должен быть изображен в очках или линзах.
- ML – медицинские ограничения.
- AS – указывается в графе с категорией В, при закрытой категории А. Означает, что владелец может управлять ТС только с автомобильным рулем и при наличии сиденья.
- MS – противоположна аббревиатуре AS. Сообщает о том, что водителю разрешено управлять мотоциклом, без права вождения автомобиля. Разрешается водить трициклы и квадрициклы, оснащенные мотоциклетным рулем.
- АТ – автоматическая трансмиссия. Разрешено управлять лишь автомобилями с коробкой «автомат». Ездить на «механике» водителю запрещено.
- МС – разрешено вождение автомобиля, оснащенного ручным управлением. Отметка ставится водителям-инвалидам на основании медицинских предписаний.
- APS – управление только транспортом, оборудованным автоматической системой парковки.
- HA/CF – вождение машины с использованием слухового аппарата.
Серия и номер документа дублируются с обеих сторон пластика. В примечаниях указывается справочная информация – стаж водителя, год первичного получения удостоверения.
Категории ТС
Категория водительского удостоверения свидетельствует о виде транспорта, которым разрешено управлять автолюбителю:
- А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
- А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
- В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
- ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
- В1 – трициклы и квадрициклы;
- С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
- СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
- С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
- С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
- D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
- DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
- D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
- D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
- М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
- Tm – трамваи.
- Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.
Приведенная классификация содержит подкатегории с цифровой приставкой. Они выделены для использования облегченных вариантов транспортных средств – с меньшей грузоподъемностью и мощностью двигателя. Подкатегории открываются по умолчанию, как дочерние, при открытии основных категорий.
Возрастные ограничения для получения прав
Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.
Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.
Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.
Открытие дополнительных категорий
Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.
Чтобы открыть категории A, А1, М и B1, необходимо пройти теоретический экзамен и сдать вождение на автодроме:
- выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
- сдать парковку и выезд с парко-места;
- правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.
Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.
Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.
Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.
Правила получения прав с новыми категориями для иногородних граждан
Те, кто проживают не по адресу регистрации, вполне могут получить новую категорию в другом городе. Иногородние жители должны подать в отделение ГИБДД расширенный пакет документов:
- паспорт гражданина России;
- медицинскую справку;
- документ, подтверждающий местную регистрацию;
- справка из ГИБДД по месту прописки, подтверждающая, отсутствие нарушений и лишений водительских удостоверений.
Процедура замены прав
Не нужно проходить экзамены тем водителям, которые переоформляют удостоверение в связи с окончанием срока их действия. Водительские права выдаются на 10 лет. Автомобилист должен самостоятельно следить за годностью документа, и вовремя переоформить удостоверение. КОАП предусматривает ответственность за управление транспортом с просроченным удостоверением в виде штрафа.
Для замены просроченного удостоверения следует обратиться в отделение Госавтоинспекции, МФЦ, или оформить заявление через портал Госуслуг. За обмен документов необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 руб. Если воспользоваться услугами сайта Госуслуг, можно получить скидку 30% от суммы сбора.
Для замены документа водитель должен предъявить:
- заявление по установленной форме 003-В/у;
- старое удостоверение;
- паспорт;
- справку о прохождении медицинского осмотра;
- квитанция об оплате госпошлины.
Фотографию сдавать не нужно, вас снимут непосредственно в подразделении ГИБДД или МФЦ. Не понадобится медсправка тем, кто меняет права по причине, не связанной с истечением срока действия: из-за их износа, утери документа, смены фамилии, других персональных данных, изменения медицинских показаний.
Какие категории водительских прав существуют — обозначение и расшифровка
В свете последних событий, связанных с изменениями и поправками в водительском удостоверении, нередко возникают сложности с расшифровкой ключевых терминов и условных обозначений. Дело в том, что новая версия прав, датированная 2018 годом, претерпела серьезные доработки, которые, по мнению ведущих экспертов в области ПДД, позволят водителям беспрепятственно пользоваться ТС за пределами территории России.
Для того чтобы разобраться во всех нововведениях, которые нашли своё воплощение в новой версии прав, и быть, как говориться «подкованным» в этом вопросе, необходимо ознакомиться с каждым символов и буквенным выражением. Все тонкости этого вопроса в той или иной мере освещены в представленной статье.
Что отмечено на водительских правах — лицевая и обратная сторона
Для начала изучим все информационные поля, имеющиеся на лицевой стороне представленного документа.
Сведенья, в порядке их внесения в соответствующие поля документа, расположены в следующей последовательности:
- фамилия владельца данного транспортного средства;
- имя владельца данного транспортного средства с указанием отчества или без него;
- дата рождения и место рождения.
Далее указывается информация, имеющая непосредственное отношение к представленному документу, а именно:
- дата вручения водительского удостоверения;
- дата завершения срока действия водительского удостоверения;
- указание места выдачи представленного документа (отдел ГИБДД);
- комбинация из 4 цифр, указывающая на принадлежность к конкретному подразделению;
- цифровая комбинация номера и серии документа (номер и серия дублируются на оборотной стороне);
- цветное фотоизображение владельца. Данная фотокарточка изготавливается непосредственно перед выдачей представленного документа в соответствующем отделении автоинспекции. Размер фото составляет 21×30 мм. В случае если владелец имеет ограничения по зрению, на фото он должен находиться в очках. Кроме этого, в графе «особые пометки» делается запись «Годен в очках» или «Очки»;
- персональная роспись владельца без расшифровки, идентичная той, что сделана в паспорте;
- цифровое обозначение региона проживания владельца;
- категории транспортных средств, доступные владельцу данного ВУ.
Название документа отражено в верхней его части с акронимом RUS в левом верхнем углу, указывающим на принадлежность документа к стране Россия.
Обратная сторона ВУ отличается наличием, так называемой полосы с зашифрованной графической информацией, которая при необходимости считывается специальным сканирующим устройством.
Следующее поле занимает цифровое обозначение – код изготовителя. Большую часть обратной стороны прав занимает таблица с указанием всех имеющихся категорий транспортных средств с графическим изображением каждой из них.
Во втором и третьем столбце, напротив разрешенной категории, вводится дата начала и окончания срока действия, данного ВУ. Четвёртый столбец, как правило, остаётся незаполненным. В него, при необходимости, вносятся зашифрованные данные о возможных ограничениях в эксплуатации ТС.
Отдельная графа отводится для внесения дополнительной сопутствующей информации. Зачастую в ней указывают полный стаж вождения или же номер ранее используемого ВУ.
Расшифровка всех категорий и подкатегорий водительских удостоверений
Водительское удостоверение старого образца содержало подробное описание каждой категории в отдельности. Новые права лишены такой особенности. Поэтому зачастую трудно разобраться во всех нюансах, присущих той или иной категории/подкатегории.
Несмотря на то, что некоторые из них сохранили своё, традиционно устоявшееся определение, появились новые подгруппы, выраженные в комбинации букв и цифр.
Категория — А
Данная категория распространяется на мотоциклы, вне зависимости от характеристик мощности двигателя.
Подкатегория — А1
Представленная категория позволяет эксплуатировать мотоциклы с некоторыми ограничениями по объему двигателя. Он не должен превышать 125 см³. Мощность двигателя должна укладываться в 15 л.с.
Категория — В и BE
Категория В не претерпела изменений и, как и раньше охватывает все легковые автомобили с массой не более 3,5 т, при этом число мест должно составляет не более 8.
Данная категория разрешает также управлять авто с прицепом со снаряженной максимальной массой не более 750 км.
Открытая категория ВЕ предоставляет владельцу право управлением легковым авто с прицепом, вес которого превышает заявленные выше 750 км.
Подкатегория — B1
Под эту категорию подпадают все виды квадроциклов и трициклов, объём двигателя которых превышает 50 см³.
Категория — С и СЕ
Категория С даёт возможность управлять транспортными средствами с максимальной массой до 7,5 т. В данном случае разрешается эксплуатация ТС с прицепом, при условии, что вес последнего не превышает 750 кг.
СЕ позволяет управлять представленными выше ТС с одной единственной оговоркой: вес прицепа в данном случае может составлять более 750 кг, но не должен превышать 3,5 т.
Подкатегория — С1 и С1Е
Представленная подкатегория разрешает управлять ТС, установленной весовой категории в пределах от 3,5 до 7,5 т.
Что касается подкатегории С1Е, то она распространяется на все вышеобозначенные ТС подкатегории С1, оснащенных ко всему прочему прицепами, вес которых может превышать 750 кг. При этом суммарная масса автопоезда не должна быть менее 12 т.
Категория — D и DE
Категория D полностью соотносится с прежним буквенным рядом. Лицам, имеющим данную категорию разрешено перевозить людей на специально оборудованных ТС. Число мест при этом может составлять более 8 ед. Автобус или иное ТС подобного рода может оснащаться прицепной тележкой, массой не более 750 кг.
Категория DE полностью копирует предыдущую категорию, с тем единственным исключением, что разрешенный вес тележки варьируется в пределах от 750 до 3500 кг.
Подкатегория D1 и D1Е
D1 рассчитана на ТС, предназначенные для перевозки пассажиров. Данная подкатегория накладывает ограничения по вместимости представленного ТС. А именно, вместимость такого ТС должна составлять от 8 до 16 человек.
К подкатегории D1E можно отнести представленные выше ТС с одной единственной поправкой. Обладатель такой подкатегории имеет право оснащать своё ТС прицепом, при этом общая масса ТС с тележкой не должны выходить за отметку в 12 т.
Категория — E
Представленная категория в результате проведенной реформы, утратила статус самостоятельной категории. В новом варианте прав она служит неким дополнением. Её наличие говорит о возможности использования прицепов и полуприцепов.
В зависимости от предшествующей литеры, можно судить об ограничениях по массе, накладываемых как на прицеп в отдельности, так и на прицеп вместе с тягачом.
Категория — M
Данная категория придется как нельзя кстати для любителей легких ТС, заявленный объем которых составляет менее 50 см³. К ним относятся разного рода скутеры, квадроциклы и мопеды.
Категории — Tb и Tm
Акроним Tb, как можно догадаться, представляет собой безрельсовые ТС контактного типа. Проще говоря, речь идёт о троллейбусах. Не трудно догадаться, что за следующей аббревиатурой скрывается трамвай. Теперь, водителям данных ТС не придется иметь при себе отдельные права. Как говорится, теперь «всё включено».
Кроме этого следует обратить внимания на некоторые возрастные ограничения, которые проявили себя, после указанных нововведений.
К примеру, для получения прав с категорией В и С необходимо достигнуть совершеннолетия. Тем не менее, пока не стукнуло 18 лет, можно заочно пройти обучение в автошколе и сдать на права. По достижении указанного возраста, остаётся лишь забрать ВУ и в добрый путь.
Несколько иначе обстоят дела с категориями В1 и С1. Чтобы отучиться на эти категории и стать счастливым обладателем таких прав, придётся всё-таки дождаться совершеннолетия.
Тем, кто горит желанием развозить пассажиров на автобусе, троллейбусе или трамвае следует набраться терпения, ведь чтобы сесть за баранку заветного Лиаза или Пазика, возраст водителя должен составлять 21 год.
Категорий с литерой Е открываются лишь тем, кто успел набрать стаж не менее 1 года по соответствующей категории типа В(Е), C (E), D (E).
Переход на новый формат водительского удостоверения – оправданный и целесообразный шаг. Такое инновационное решение было продиктовано тем, что существующая ранее версия прав не отвечала международным требованиям и стандартам, что существенно ограничивало возможности водителей, пребывающих за пределами России. Принятые меры по усовершенствованию водительского удостоверения позволили решить эту проблему и избавили владельцев ТС от всевозможных недоразумений и трат.
Категории прав
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Существуют 6 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Легкие грузовики |
С1E | Легкие грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительское удостоверение категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
Категория «А» — мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, водительское удостоверение категории A позволяет управлять и мотоколясками, которые в настоящее время на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Водительское удостоверение подкатегории А1
Подкатегория «А1″ — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Водительское удостоверение категории В
Категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).
Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
Категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Водительские права подкатегории B1
подкатегория «В1″ — трициклы и квадрициклы;
В настоящее время подробная информация по транспортных средствам категории B1 отсутствует. Хочу лишь заметить, что «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
Категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:
категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Водительские права подкатегории С1
Подкатегория «С1″ — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
Подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная
Водительское удостоверение категории D
Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.
Категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
Подкатегория «D1″ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:
Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Категория M
Категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
Категория «Tm» — трамваи;
Категория «Tb» — троллейбусы;
В 2015 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.
Напомню, что раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.
Как поменять иностранные права на российские в 2022 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрена подробная инструкция по замене иностранного водительского удостоверения на российское. Обменять права, полученные в другом государстве, на отечественные может как гражданин Российской Федерации, так и любой иностранный гражданин.
Напомню, что наличие российских прав в 2022 году имеет серьезное преимущество. К таким правам сотрудники ГИБДД гарантированно не имеют никаких претензий, а вот иностранные права в некоторых случаях вызывают вопросы. Эта проблема более подробно рассмотрена в статье “Иностранные водительские права у гражданина РФ”.
В общем, если Вы решили заменить иностранное водительское удостоверение на российское, рекомендую прочитать эту статью до конца:
Как поменять иностранные права на российские?
В первую очередь рассмотрим общий алгоритм для обмена иностранных прав:
- Проверить права и убедиться, что их можно заменить.
- Подготовиться к экзаменам.
- Собрать необходимые документы.
- Обратиться в ГИБДД для сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения.
Далее в рамках данной статьи каждый из этапов будет рассмотрен более подробно.
1. Проверка удостоверения на соответствие Венской конвенции
Самая первая задача, которую должен решить водитель – убедиться, что его права можно обменять. Дело в том, что далеко не каждое иностранное удостоверение разрешено заменить на российское. Обратимся к пункту 41 правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:
41. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Данный пункт говорит о том, что разрешается обмен только тех иностранных удостоверений, которые соответствуют требованиям международных договоров России. Основной международный договор – Венская конвенция “О дорожном движении”. Таким образом, водитель должен взять в руки свое удостоверение и внимательно проверить, совпадает ли его внешний вид с требованиями, представленными в приложении 6 к конвенции:
Тем не менее, самостоятельное изучение текста конвенции зачастую вызывает вопросы у водителей, поэтому в рамках данной статьи я решил остановиться на нем максимально подробно.
Для начала рассмотрим образец водительского удостоверения, соответствующий Приложению 6 к Венской конвенции. Именно такие права выдаются в России в 2022 году:
В целом Ваши права должны быть похожи на данный образец. Однако следует более подробно остановиться на содержимом каждого из пунктов:
№ | Содержание | Пример | Дополнительно |
1 | Фамилия | ШОЙГУ SHOJGU |
Обязательное |
2 | Имя, другие имена (имя и отчество) |
СЕРГЕЙ КУЖУГЕТОВИЧ SERGEJ KUZHUGETOVICH |
Обязательное |
3 | Дата и место рождения | 22.05.1955 ТУВИНСКАЯ АВТ. ОБЛ. TUVINSKAYA AVTONOMNAYA OBLAST’ |
Обязательное |
4а | Дата выдачи удостоверения | 01.02.2020 | Обязательное |
4b | Дата истечения срока действия удостоверения | 01.02.2030 | Обязательное |
4c | Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение | ГИБДД 7701 GIBDD 7701 |
Обязательное |
4d | Идентификационный номер для целей регистрации | – | Не обязательное |
5 | Номер удостоверения | 77 07 123456 | Обязательное |
6 | Фотография владельца | * | Обязательное |
7 | Подпись владельца | * | Обязательное |
8 | Обычное местожительство | Г. МОСКВА G. MOSKVA |
Не обязательное |
9 | Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения | B B1 M | Обязательное |
10 | Дата выдачи удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств | (на оборотной стороне) | Не обязательное |
11 | Дата окончания действия удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств | (на оборотной стороне) | Не обязательное |
12 | Дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств | (на оборотной стороне) | Обязательное |
13 | Информация для целей регистрации в случае изменения страны обычного местожительства | – | Не обязательное |
14 | Информация для целей регистрации либо другая информация, касающаяся безопасности дорожного движения | (на оборотной стороне) | Не обязательное |
Проверьте Ваше удостоверение по приведенной выше таблице. Если в нем присутствуют все обязательные поля, то все отлично. Можно двигаться дальше.
Кроме того, есть и дополнительные требования, которые предъявляются абсолютно ко всем полям:
- Все поля с информацией должны быть пронумерованы именно, так, как это описано в конвенции (номера приведены в таблице выше). Если номеров нет, то заменить права не удастся.
- Все записи должны быть выполнены буквами латинского алфавита. Если в языке есть символы, отличные от латинских, то все записи должны быть транслитерированы латиницей. В приведенном выше образце транслитерированы поля фамилия, имя, место рождения и место жительства.
Примечание 1. Если иностранное водительское удостоверение выдано до 28 марта 2011 года, то его нужно проверять по предшествующей редакции Венской конвенции. То есть приведенная выше инструкция к таким правам не подходит.
Примечание 2. Если Вы не уверены, что иностранные водительские права соответствуют требованиям международных договоров, то существует гарантированный способ это проверить. Все что нужно сделать – это подать документы на замену прав в ГИБДД (эта процедура более подробно рассмотрена ниже). Сотрудники в любом случае проверят удостоверение, и, если оно не подлежит замене, просто вернут документы.
Что делать, если удостоверение не соответствует требованиям конвенции?
К сожалению, далеко не все страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении, выдают соответствующие этой конвенции удостоверения.
Например, некоторые государства перешли на новый формат прав гораздо позже, чем 28 марта 2011 года.
Рассмотрим, что можно предпринять, если права не подлежат обмену:
- Обменять иностранные права на новые иностранные.
- Пройти обучение в российской автошколе и получить права заново.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из предложенных вариантов:
Для замены иностранных прав на новые придется посетить государство, где эти права получены. Это возможно далеко не всегда, а стоимость поездки может быть довольно высокой.
Однако выбор этого варианта позволит впоследствии перенести в российские права стаж вождения (он используется при расчете стоимости страховки и важен при работе в качестве водителя). Также в новые права будут перенесены все имеющиеся категории, и для этого придется лишь один раз сдать экзамены.
Самый серьезный недостаток при прохождении обучения в российской автошколе – это большое количество времени, которое придется потратить на получение прав (несколько месяцев). Если водителю требуются несколько категорий прав, то на каждую из них придется проходить отдельное обучение и сдавать отдельные экзамены. При выборе этого варианта стаж вождения из иностранных прав не переносится. Что касается стоимости обучения, то она может быть сравнима со стоимостью поездки.
Преимущество у данного варианта лишь одно – не нужно ехать в другое государство.
2. Подготовка к экзамену для замены иностранных прав
Перед тем, как приступать непосредственно к подготовке, нужно понять, на какую именно категорию прав будет сдаваться экзамен.
Естественно, если в иностранном удостоверении открыта только категория В (легковые автомобили), то и экзамен предстоит именно на категорию В.
Вопросы возникают в том случае, если одновременно открыты несколько категорий. В 2022 году категории прав имеют следующую иерархию:
Категория в правах | Категории, для которых она является высшей | ||||||||||||
M | |||||||||||||
A1 | M | ||||||||||||
A | M | A1 | |||||||||||
B1 | M | A | A1 | ||||||||||
B | M | A | A1 | B1 | |||||||||
BE | M | A | A1 | B | B1 | ||||||||
C1 | M | A | A1 | B | B1 | BE | |||||||
C | M | A | A1 | B | B1 | BE | C1 | ||||||
C1E | M | A | A1 | B | B1 | BE | C1 | ||||||
CE | M | A | A1 | B | B1 | BE | C | C1 | C1E | ||||
D1 | M | A | A1 | B | B1 | BE | C | C1 | CE | C1E | |||
D | M | A | A1 | B | B1 | BE | C | C1 | CE | C1E | D1 | ||
D1E | M | A | A1 | B | B1 | BE | C | C1 | CE | C1E | D1 | ||
DE | M | A | A1 | B | B1 | BE | C | C1 | CE | C1E | D | D1 | D1E |
Разберемся, как именно работать с этой таблицей на примере:
Предположим, в иностранном водительском удостоверении Андрея открыты следующие категории: А, В, ВЕ, С, СЕ, D1 и D1E.
Нужно в первом столбце таблицы найти категорию, которая располагается как можно ниже. Это категория D1E, она является высшей по отношению ко всем остальным категориям.
Внимание! Действующие нормативные документы не устанавливают иерархию между категориями С-С1Е, D-D1E, Tb, Tm.
То есть, если высшими категориями оказались одновременно C и C1E (или D и D1E), то экзамены придется сдавать дважды.
Что касается категорий Tb и Tm, то на каждую из них в любом случае нужно сдавать отдельные экзамены.
Вернемся к иерархии категорий и рассмотрим, экзамены какой категории нужно сдавать водителю:
1. Водитель может сдать экзамены на высшую (расположенную как можно ниже в таблице) категорию, и в этом случае из старых прав будет перенесены все категории, перечисленные в таблице справа.
Примечание. Если “низшие” категории или некоторые из них в иностранных правах не открыты, то и в российских их не откроют.
2. Водитель может сдать экзамены на любую из имеющихся категорий по своему желанию, и в этом случае из старых прав перенесут только те категории, для которых выбранная категория является высшей.
Например, Андрей из примера выше может сдать экзамен только на категорию С. В этом случае в новые права перенесут категории А, В, ВЕ, С.
В общем, Вы должны определиться, на какую именно категорию Вы будете сдавать экзамены. В соответствии с этим и следует проводить подготовку.
Подготовка к сдаче теории
В 2022 году в ГИБДД применяются 2 комплекта экзаменационных билетов:
Название комплекта | Подходит для категорий |
ABM | M A A1 B B1 BE |
CD | C C1 CE C1E D D1 D1E Tb Tm |
Подготовиться к сдаче теории Вы можете прямо на pddmaster.ru по соответствующему комплекту билетов:
Подготовка к сдаче практики
В 2022 году практический экзамен в ГИБДД представляет собой единый этап (до 1 апреля 2022 года нужно было сдавать 2 этапа: автодром и город).
Теоретическую подготовку к сдаче маневров на экзамене можно также провести на pddmaster.ru. Инструкции для всех упражнений приведены в серии статей “Сдать маневрирование с полпинка”:
Существуют 2 варианта подготовки к сдаче перечисленных выше маневров:
- Самостоятельно. Поскольку водительское удостоверение (пусть и иностранное) имеется, человек имеет право самостоятельно управлять автомобилем и изучать приведенные выше упражнения. При этом места для выполнения упражнений можно найти самостоятельно, т.к. в 2022 году данный этап по умолчанию сдается на обычных дорогах.
- Взять уроки вождения в любой автошколе.
Что касается практического экзамена в целом, то если Вы умеете управлять автомобилем и знаете российские правила дорожного движения, то проблем при сдаче быть не должно. При желании Вы можете дополнительно потренироваться самостоятельно или взять пару уроков вождения в любой автошколе.
При этом особое внимание обратите на ошибки, из-за которых можно завалить экзамен:
3. Сбор необходимых документов
Для замены иностранного водительского удостоверения на отечественное Вам потребуются следующие документы:
- заявление (можно заполнить от руки в подразделении ГИБДД);
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- медицинская справка (инструкция по получению);
- иностранное водительское удостоверение;
- заверенные у нотариуса переводы иностранного паспорта и иностранного водительского удостоверения, если эти документы составлены на иностранном языке (с 1 января 2022 года).
Кроме того, следует оплатить государственную пошлину за выдачу российского национального водительского удостоверения (2 000 рублей). Бумажная квитанция об оплате в ГИБДД не требуется, но пошлина в любом случае должна быть оплачена.
4. Прохождение квалификационных экзаменов
Осталось рассмотреть лишь заключительный этап – обращение в подразделение ГИБДД для сдачи экзаменов.
1. Сдать экзамены можно в любом подразделении ГИБДД на территории России. Однако имеет смысл обращаться в ГИБДД того же самого региона, где Вы ранее получили медицинскую справку. В этом случае ГИБДД не будет делать запрос для проверки подлинности справки.
2. Запишитесь на квалификационные экзамены. Сделать это можно как через Интернет (через портал государственных услуг), так и лично обратившись в подразделение госавтоинспекции.
Примечание. Полностью оформить заявление через Госуслуги в 2022 году невозможно, такая функция недоступна. Однако запись на прием в ГИБДД возможна.
3. Одна из особенностей замены иностранных прав состоит в том, что ГИБДД имеет право сделать запрос в дорожную полицию государства, выдавшего права, для проверки их подлинности:
Запрос не является обязательным, однако если его все же решат сделать, то замена прав может несколько затянуться.
4. Сдайте квалификационные экзамены в следующем порядке: теория, практика. Если один из этапов окажется “завален”, запишитесь на пересдачу.
5. Получите на руки российское национальное водительское удостоверение. Иностранное водительское удостоверение также должно быть возвращено владельцу.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что замена иностранного водительского удостоверения на российское не такая уж и сложная процедура. Ну а эта статья получилась такой длинной исключительно из-за того, что все этапы подготовки были рассмотрены максимально подробно. Тем не менее, если у Вас остались какие-то вопросы, напишите их в комментариях к данной статье.