Какие изменения ждут ОСАГО в 2022 году

ОСАГО в 2022 году: какие изменения ждут автовладельцев?

Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2022 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Штрафы с камер

Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2022 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

Техосмотр

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2022 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

Диагностическая карта и страховые выплаты

До 1 ноября 2022 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Госуслуги

Еще одна новинка: с 2022 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

ОСАГО уходит в онлайн

По данным РСА, в 2022 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

ОСАГО в 2022 году: к чему готовиться водителям

Реформа системы обязательного автомобильного страхования была запущена еще осенью 2019 года, а принять новые правила автогражданки планировали в три этапа. Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2022 года. Однако из-за пандемии не все пункты программы были выполнены в срок, и многое заработает только в 2022 году.

Страховщики при заключении договора ОСАГО смогут повышать тариф водителям, которые серьезно нарушили ПДД. Так, больше придется заплатить тем, кого поймали за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом виде.

Все эти нарушения хранятся в специальной базе ГИБДД, доступ к которой должны были обеспечить сотрудникам страховых компаний. Но в итоге система обмена информации будет иной и заработает только в 2022 году, хотя по документам она должна была быть запущена еще полгода назад, сообщили в РСА (Российский союз автостраховщиков).

«Будет определенная форма запроса и определенная форма ответа. МВД будет просто выдавать информацию, попадает человек под повышенный коэффициент из-за нарушений или нет. У полиции есть свой алгоритм, который они сейчас дорабатывают и автоматизируют. Страховщикам не будут указывать конкретных нарушений, не будут указывать, сколько их. Страховая компания получит по запросу четкий ответ: «да» или «нет». И на этом основании станут принимать решение о коэффициенте», — объяснил Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Читайте также:  Программа антикризисное КАСКО

Помимо технических аспектов доступа к базе, необходимо также внесение изменений в постановление правительства, которое регламентирует порядок информационного взаимодействия РСА с ГИБДД. Наладить совместную работу сотрудники полиции и страховщики планируют в 2022 году.

В марте 2022 года полностью изменятся правила прохождения техосмотра, который напрямую привязан к оформлению полиса ОСАГО. Чтобы пройти техосмотр в 2022 году, водители должны будут поехать исключительно в авторизованный РСА и ГИБДД сервис. Сотрудники последнего должны будут в режиме онлайн внести в базу данных техосмотра всю информацию об автомобиле в моменте — фотографии с опознавательными элементами и координаты машины.

Таким образом, власти хотят избавиться от «серых» схем получения диагностических карт, которые зачастую оформляются через интернет или прямо в офисе страховой компании за определенную сумму, не глядя на реальное техническое состояние автомобиля. С марта 2022 года получение диагностической карты усложнится, а недобросовестных страховщиков и техцентры будут наказывать большими штрафами.

Штрафы за отсутствие техосмотра предусмотрены и для водителей. Сумма наказания будет увеличена до 2 тыс. руб. Однако взимать штрафы начнут не сразу, а лишь спустя год после вступления в силу всех новых правил — с марта 2022 года. При этом представители РСА уверены, что такое наказание для водителей без техосмотра будет справедливым.

«На сегодняшний момент штрафы за отсутствие техосмотра распространяются только на общественный транспорт, легковые такси и специальный грузовой транспорт. На остальные виды автомобилей физических лиц штрафа нет, поэтому идут большие злоупотребления в этой части — фактически люди проходят техосмотр только для заключения договора ОСАГО. Бывают ситуации, когда техосмотр заканчивается через неделю после заключения договора ОСАГО, и никто не будет его продлевать после. А делать диагностический осмотр автомобиля необходимо», — считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

По его словам, доля транспортных средств старше 10 лет в России составляет более 50%. Такие машины,: согласно действующим правилам, должны проходить техосмотр раз в год. Штрафы, по мнению представителя РСА, как раз будут стимулировать водителей проходить обязательную диагностику.

Кроме того, в 2022 году какая-то часть водителей рискует остаться без страховых выплат в случае ДТП. Дело в том, что до 1 ноября 2022 года в России действовала карантинная отсрочка предоставления в страховую компанию диагностической карты. Страховщикам разрешили из-за пандемии выдавать полиса ОСАГО без техосмотра. Но к ноябрю водители были обязаны сделать диагностику и уведомить об этом свою страховую компанию.

Если автомобилист не сделал все вышеперечисленное, у него могут быть большие проблемы: в случае ДТП по его вине страховая компания имеет право предъявить к нему требование регресса и взыскать через суд все выплаты. Действующий полис ОСАГО помехой не станет, так как данная норма законно дана страховщикам как инструмент возмещения убытков по вине водителей, не прошедших положенный диагностический осмотр.

«Может получиться даже так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. В ряде компаний говорят, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен и за не информирование», — объяснили в РСА.

Уже неоднократно сообщалось о том, что дорожные камеры в крупных городах научились распознавать в потоке автомобили без ОСАГО. Еще в период карантина и введения штрафов за езду без электронных пропусков эксперты высказывали предположения, что эти же камеры начнут вычислять номера машин без автогражданки.

Автомобилистам даже озвучили сумму штрафа с камеры — 800 руб. за каждый выезд без страховки. Штрафы за езду без ОСАГО водители будут получать один раз в сутки. Пока система «писем счастья» за езду без страховки еще тестируется, но с большой вероятностью именно в 2022 году она будет официально запущена сперва в крупных городах, а после — в регионах.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2022 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2022 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2022 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2022 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Читайте также:  Замена стекла по полису КАСКО

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2022 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2022 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Читайте также:  Оформление ОСАГО в ВСК

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2022 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2022 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2022 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2022 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2022 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2022 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2022 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2022 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2022 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2022 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Читайте также:  Рассчитать полис ОСАГО онлайн

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2022 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Какие изменения ОСАГО с января 2022 года? Базовые ставки, стоимость полиса и новые правила

  1. Если вы где-то прочитаете или услышите, что в ОСАГО внесены изменения с 1 января 2022 года, то это неправда. Только 1 марта вступает в силу новый закон.
  2. Также если вы думаете, что полис в 2022 году подорожал из-за изменения страховых тарифов, то это тоже неправда. Базовые ставки и коэффициенты, действительно, изменились, но далеко не все в бóльшую сторону.
  3. Базовые ставки теперь имеют более широкий коридор – это значит, что в разных страховых компаниях конечная цена страховки может больше различаться.
  4. Молодым водителям стало быть невыгоднее, чем опытным и в возрасте.
  5. С 1 марта 2022 года при отсутствии техосмотра водителям может быть выставлен регресс (но не во всех случаях).
  6. А вот новый штраф за отсутствие диагностической карты отложили на 2022 года.
  7. Вступил в силу новый закон об удорожании ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Однако, сами повышенные коэффициенты не введены, поэтому новшество на практике не действует.
  8. Кроме того, планируется ещё ряд изменений, которые пока не начали действовать.

На многих ресурсах и изданиях вы можете услышать, якобы стоимость полиса ОСАГО на фоне последних поправок существенно выросла. Но это не совсем так. Хотя изменения в ценнообразовании страхования были и очень много. Изменились и базовые ставки страховки, и коэффициенты. Вот только не все в ущерб автолюбителям. О том, что говорят последние новости об обновлении закона Об ОСАГО, подорожал ли уже полис и будет ли стоить дороже далее в 2022 году, поправки в техосмотр и все последние новшества мы обсудим в этой статье.

С 1 января 2022 года в ОСАГО внесли поправки – это правда?

Нет. Если вы где-либо услышите или прочитаете, что законодательство автострахования обновилось с начала 2022 года, то это не соответствует действительности и является вымыслом.

Вообще, на сегодняшний день действуют 3 законодательных актах, так или иначе касающихся “автогражданки”:

  • Федеральный закон №40 Об ОСАГО – это самый главный по приоритетам правовой акт, регулирующий базовые основы закона о страховании, и он в последний раз изменялся 8 декабря прошлого года, никаких изменений с 1 января 2022 года не было,
  • Правила страхования – регулируют, собственно, порядок заключения договора ОСАГО и осуществления возмещения, и здесь последние новости об изменениях нас ожидали 20 ноября прошедшего года,
  • Указание Банка России о страховых тарифах – здесь перечислено всё то, что влияет на конечную стоимость полиса: базовые тарифы и различные коэффициенты.

По ссылкам в пунктах выше вы самостоятельно можете убедиться, посмотрев редакции соответствующих нормативных актов и законов, что никаких поправок именно с января 2022 года не было.

Однако, давайте теперь сравним, что и как работает в 2022 году по-новому, в отличие от прошлого. По порядку рассмотрим все обновления законодательства об ОСАГО.

Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены на полис, так и коэффициенты, которые, складываясь по порядку, влияют на конечную стоимость страховки в бóльшую или меньшую сторону.

Читайте также:  Срок исковой давности по полису КАСКО

То есть конечная сумма, которую вы заплатите при покупке страховки ОСАГО, рассчитывается по определённой формуле: базовый тариф поочерёдно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если коэффициент больше единицы, то он увеличивает стоимость полиса, если меньше, соответственно, уменьшает.

Так вот, сам базовый тариф как база для дальнейшего расчёта тоже не является фиксированной суммой. Страховым компаниям предоставлен выбор определять для расчёта для своих клиентов из тарифного коридора определённую сумму. Однако, не стоит думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку – конкуренцию никто не отменял.

Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошедшего года, и в 2022 году, грубо говоря, стоимость полиса ОСАГО может варьироваться для конечного потребителя гораздо шире.

Давайте в сравнительной таблице рассмотрим, как это было и как стало!

Таблица новых базовых ставок в ОСАГО в 2022 году

Категория транспорта Базовая ставка в рублях
Было Стало в 2022 году
Мототранспорт 694-1407 625-1548
Легковые, в том числе с прицепом (категории “В”, “ВЕ”), по следующим критериям:
организаций 2058-2911 1646-3493
физлиц и ИП 2746-4942 2471-5436
на которых работают в такси 4 110-7399 2877-9619
Грузовые автомобили (категории “С” и “СЕ”), по следующим критериям:
массой до 16 тонн включительно 2807-5053 2246-6064
массой более 16 тонн 4227-7609 3382-9131
Автобусы (категории “D” и “DE”), по следующим критериям:
с количеством пассажирских мест до 16 включительно 2246-4044 2134-4165
с количеством пассажирских мест более 16 2807-5053 2667-5205
Тракторы и самоходные машины 899-1895 872-1952

Таким образом, в таблице базовых ставок мы можем увидеть, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный – выше. Соответственно, и конечная стоимость страхового полиса ОСАГО может быть в зависимости от притязаний страховой компании как дешевле, так и подорожать.

А теперь давайте рассмотрим изменения в коэффициентах. Они тоже произошли и немалые.

В 2022 году молодым водителям быть невыгоднее!

Всё дело в поправках в коэффициент возраста и стажа. К сожалению, он и без того почти всегда увеличивал стоимость полиса:

  • если вы моложе 30 лет, то в любом случае страховка для вас дорожает из-за этого коэффициента,
  • а вот со стажем проще – уже при наличии 3-хлетнего стажа этот коэффициент может немного уменьшить цену.

Но в любом случае почти всегда он увеличивает стоимость. Ниже в таблице вы увидите, что он во многих случаях выше единицы.

Но главное заключается в том, что коэффициент возраста и стажа в 2022 году стал дешевле для опытных и старших водителей и менее выгодным для молодых и неопытных. Смотрите сами:

Поясним: зачёркнутое – это значение коэффициента для данного возраста (в строках) и стажа (в колонках), которое было ранее. А не перечёркнутое – то, что действует по новым правилам ы 2022 году. В первой строке находите ваш стаж, а в колонке – возраст, и пересекаете их в нужной ячейке, получая применяемый в вашем случае коэффициент.

Неограниченный полис подорожал

Есть всего 2 значения коэффициента ограниченности полиса:

  • если у вас число допущенных к управлению вашим автомобилем лиц ограничено, то он равен единице – то есть никак не меняет цену страховки,
  • а вот “открытая” страховка ОСАГО стала дороже – если ранее только за сам факт неограниченного круга лиц на данном шаге базовая ставка умножалась на 1,87, то в 2022 году она перемножается на 1,94.

Коэффициент города подешевел

Ещё одна приятная новость – большинство коэффициентов в зависимости от региона использования транспортного средства снизились. Плохая новость – снизились они, к сожалению, очень незначительно (где-то буквально на одну сотую доли).

Например, если в Москве был 2 (то есть умножал на 2 стоимость полиса), то стал 1,9; то в Смоленске “подешевел” всего на 0,02 (с 1,2 до 1,18).

Полный список значений мы не стали публиковать в рамках статьи об изменениях ОСАГО в 2022 году, но вы можете посмотреть его в нашей специальной статье про соответствующий новый закон.

А значения всех базовых ставок и коэффициентов вы можете посмотреть в соответствующем официальном Указании Банка РФ о страховых тарифах.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Подорожает ли ещё цена страховки в 2022 году?

По состоянию на 07 Сентября 2022 года поправок в соответствующее Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются. Мы ежедневно мониторим информацию об изменениях в законодательстве Об ОСАГО и обновим статью, как только такие обновления появятся.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года

И до указанной даты существовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов транспорта.

С 1 марта 2022 года если у вас не пройден (или аннулирован) техосмотр, вы стали виновником ДТП, а само происшествие произошло по причине неисправности вашего автомобиля, то страховщик может выставить вам регресс – то есть требование заплатить всю сумму денег, которую страховая возместила потерпевшему.

Такую поправку вносит новый Федеральный закон №122, вносящий изменения в статью 14 ФЗ Об ОСАГО, как раз и перечисляющую условия для возможности регрессного требования.

Таким образом, регресс по новому закону будет возможен при 3 условиях:

  1. в данном ДТП виноваты вы,
  2. столкновение произошло по причине вашего неисправного автомобиля,
  3. у вас отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же авария случилась из-за нарушения вами какого-либо пункта ПДД (например, вы не уступили дорогу другой машине), то здесь ОСАГО будет работать в полной мере – выгодной для вас.

Штраф за отсутствие диагностической карты отложили

Другой новый закон вводил отдельный штраф за отсутствие техосмотра также с 1 марта 2022 года. На 2 000 рублей могли начать штрафовать водителей, у которых не было действующей диагностической карты.

Однако, из-за пандемии вступление в силу этой поправки отложили ещё на один год. Теперь начало действия штрафа запланировано на весну 2022 года.

Подорожание ОСАГО для нарушителей ПДД

Ещё одно новшество, которое вступило в силу в прошлом году, формально действует в полной мере в 2022, однако, фактически пока не применяется.

Речь идёт об особенном отношении страховщиков к грубым нарушителям определённых требований ПДД. Особенность такого отношения же проявляется в удорожании страховки ОСАГО в виде сильно завышенного нового коэффициента нарушений.

В большинстве случаев это грубые нарушения, которые влекут лишение прав либо вообще уголовную статью. К их числу относятся:

  • езда в нетрезвом состоянии,
  • отказ от медицинского освидетельствования,
  • вред, причинённый здоровью или жизни людей, в результате виновности в ДТП,
  • скрытие с места происшествия,
  • повторный проезд на красный сигнал светофора,
  • повторное превышение не менее, чем на 60 км/ч,
  • выезд на встречную полосу движения, в том числе неоднократный.

Однако, несмотря на то, что соответствующий новый закон в 2022 году носит статус действующего и вступившего в законную силу, фактически повышенный коэффициент, а вместе с ним более дорогой полис ОСАГО для таких нарушителей не применяется. Потому как в соответствующем Указании ЦБ РФ нет соответствующих значений новых коэффициентов.

Мы также писали об этом изменении в законодательстве в специальной статье.

Новая финансовая платформа 2022

Соответствующий законопроект также вступил в силу ещё в прошедшем году. И аналогично коэффициенту нарушений, в 2022 году новшество ещё не практикуется.

Речь идёт о специальной финансовой платформе, с помощью которой можно приобрести страховку ОСАГО, выбрав наиболее выгодную от различных страховых компаний. И это хорошая идея на фоне увеличившегося коридора конечных цен на полисы.

Однако, фактически на сегодняшний день такое введено только на двух площадках.

Новые лимиты выплат по европротоколу

Напомним также, что с недавних пор действуют полноценные максимальные выплаты в случае оформления ДТП по европротоколу. То есть вместо 100 000 рублей, как было ранее, вы можете теперь получить полную сумму страхового возмещения за ущерб – 400 тысяч. Однако, есть для этого дополнительные условия:

  • обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы специальными техническими средствами,
  • либо фиксация должна быть произведена с помощью специального приложения, работающего через Госуслуги.

Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2022 году?

Теперь давайте рассмотрим ряд поправок, которые обсуждаются, но пока ещё не действуют. К слову, далеко не факт, что они начнут действовать уже в 2022 году – возможно, они никогда не вступят в силу.

  • Новый штраф за отсутствие страховки, равно как езду без неё в размере 5 000 рублей. На самом деле, инициатива поднять размер санкции существует уже давно. Но в 2022 года за неё взялись основательно, хотя в силу это ещё не вступило. Другие поправки предлагают сделать возможность назначения увеличенного штрафа ГИБДД за повторную езду без полиса, а также лишать прав за это.
  • Одним из коэффициентов, влияющих на подорожание страховки ОСАГО, сейчас учитывается мощность автомобиля. И его хотят заменить на коэффициент по марке машины. Как это изменит стоимость полиса, пока неизвестно. Но с большой долей вероятности он будет стоить немного дороже.
  • Телеметрия может появиться в автомобилях в России. Целью её служит автоматическое отслеживание программами страховщика манеры вождения человека. По результату этих данных страховка для аккуратного водителя, не прибегающего к экстренным торможениям и быстрым разгонам, не превышающего скоростной режим, не постоянно перестраивающегося из ряда в ряд может подешеветь.
  • Уже давно власти обсуждают идею объединить 2 вида страхования: ОСАГО и Каско. Однако, пока этого не произошло. Но речь, конечно же, идёт не о навязывании более дорогой страховки покупателям “автогражданки”. Просто если человек покупает полис Каско, он сможет включить прямо в него страхование ОСАГО.
  • Кроме того, в думе уже давно обсуждают отмену территориального коэффициента. В случае принятия соответствующего нового закона, стоимость полиса для жителей Москвы и, например, какого-либо уездного небольшого городка или даже посёлка России станет при прочих равных условиях одинаковой.

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился на 30% и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.

Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2471 рублей, а максимальная — 5436 рубля. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 2) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 24 000 рублей (4000 х 2 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 или в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 2.0; минимальный — 0,6.

Осенью 2022 в Госдуме еще раз рассмотрят факторы, которые влияют на цену ОСАГО. В планах:

  • не принимать во внимание износ запчастей при расчете выплат;
  • отменить привязку цены ОСАГО к региону;
  • отменить привязку цены ОСАГО к мощности двигателя;
  • поднять суммы выплат при причинении вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей;
  • еще одно расширение тарифного коридора.

Отметим, что по итогам рассмотрения законопроекта часть нововведений может отвалиться.

Обзор новых правил ОСАГО

2022 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2022 году.

  1. С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2022
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения
  3. Ответы на вопросы
  4. Подведем итоги

С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2022

Проблем с автогражданкой в 2022 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

Обзор нововведений по ОСАГО

Нововведения по ОСАГО в 2022 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

Повышенные тарифы для нарушителей

Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.

В 2022 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

  • 4 и менее – 1,0;
  • 5-9 – 1,86;
  • 10 и более – 3,0.

Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

Новые правила техосмотра

Правила прохождения техосмотра в 2022 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку с 22 августа 2022 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2022 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2022) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.

Новые причины отказа в выплате

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2022 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Штрафы с камер

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.

Электронные приложения

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Другие изменения

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Начиная с 2022 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.

Ответы на вопросы

В 2022 году страховка ОСАГО стала дороже?

Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей.

Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2022 году?

Базовый тариф 2022 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

Подведем итоги

В 2022 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:

  • Работают мобильные приложения для упрощения фиксации ДТП.
  • Нарушители будут платить за ОСАГО больше.
  • Величина штрафа за отсутствие полиса не изменилась.
  • До октября месяца для оформления ОСАГО не нужна диагностическая карта.
  • Пока система автоматического определения отсутствия полиса по фиксации камер видеонаблюдения не применяется.

Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО

24 августа 2022 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.

Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.

Как было раньше

Стоимость полиса рассчитывалась как произведение базовой ставки на несколько коэффициентов. Раньше нижняя граница базовой ставки для легковых автомобилей была 2746 Р , верхняя — 4942 Р . Но страховая компания не могла выделить отдельного водителя и назначить ему базовый тариф меньше или больше, чем у других водителей в том же регионе.

На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.

Если водитель попадался пьяным за рулем, но ДТП при этом не совершал — стоимость полиса в будущем для него не менялась. Единственное, как водитель мог повлиять на стоимость полиса для себя, — через коэффициент бонус-малус , КБМ. Это коэффициент, учитывающий безаварийную езду. Если год проездить без ДТП по своей вине, КБМ уменьшается — пока не достигнет минимальной отметки. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.

Как теперь считают стоимость полиса

Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.

Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.

Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.

Границы базовой ставки тоже изменились: для легковых автомобилей нижняя граница составит 2471 Р , верхняя — 5436 Р . Изменения коснутся всех транспортных средств: граница базовой ставки сместилась на 10—30% в зависимости от категории. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку не ко всем водителям в регионе, а к каждому водителю персонально.

Как изменилась базовая ставка

До 5 сентября 2022 года С 5 сентября 2022 года
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси 2058—2911 Р 1646—3493 Р
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси 2746—4942 Р 2471—5436 Р
Категорий B и BE, используемые как такси 4110—7399 Р 2877—9619 Р
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше 2807—5053 Р 2246—6064 Р
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно 2246—4044 Р 2134—4165 Р

Для кого полис станет дороже

Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:

  1. Лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека.
  3. Лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Оставление места ДТП.
  5. Привлечение к уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, в этот момент у человека нет водительского удостоверения и суд назначает наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Эти три года человек не может быть водителем.

Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.

Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:

  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика.
  2. Превышение скорости более чем на 60 км/ч — например, поездка с ветерком по городу со скоростью 120 км/ч.
  3. Выезд на полосу встречного движения.

Чтобы применить повышенную базовую ставку в этом случае, потребуется соблюдение двух условий:

  1. Нарушение должно быть неоднократным — то есть совершено два или более раза в течение года.
  2. Оно должно быть зафиксировано сотрудником ГИБДД и оформлено на месте. Нельзя применить повышенную ставку за нарушения, которые зафиксировала камера видеонаблюдения.

Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.

Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2022 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.

Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.

А еще появились «иные факторы»

В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.

Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.

Как это работает, проще всего объяснить на примере.

Допустим, страховая компания подбила статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 Р вместо 5436 Р , сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.

Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.

Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 Р . Сэкономить на страховке уже не получится.

Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: