Страховые выплаты по ОСАГО
При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.
После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.
Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.
Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.
Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП
Сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:
«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).
Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:
- в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
- величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
- виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.
Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:
- умышленное вредительство,
- опьянение,
- отсутствие ВУ,
- отсутствие ОСАГО,
- ОСАГО просрочен,
- сокрытие с места ДТП,
- нарушение порядка действий при европротоколе,
- ущерб выше 400 тысяч рублей,
- ложные данные в полисе ОСАГО.
Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.
Расчет максимальной выплаты по страховому полису в 2022 году
Размер компенсации складывается из многих факторов, таких как: виды повреждений, износ ТС цена на рынке и т.д.
Расчет компенсации на каждую деталь считается отдельно, чтоб определить ее износ. При этом расчет производится только для тех элементов, которые полностью подлежат замене.
Некоторые элементы под понятие износа не попадают вовсе:
- краска,
- восстанавливаемые детали,
- процесс ремонта,
- подушки и ремни безопасности.
Еще на размер выплаты влияет ваша локация, т.к. в разных городах России – разные цены на запчасти.
Чтобы точно вычислить сумму на ремонт автомобиля, надо знать точное название необходимых деталей и их стоимость, стоимость часа работы мастеров, материалов, работы оборудования в мастерской.
Чтобы узнать абсолютно точно, сколько стоит восстановление ТО, привлеките экспертов.
Оформление ДТП по европротоколу
В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.
4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»
Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.
Что должно быть соблюдено:
- ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
- устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
- информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.
При повреждении авто
Размер суммы компенсации от страховой компании выводится исходя из заключения экспертизы (поэтому нельзя ремонтировать автомобиль ранее ее проведения, а также отказываться от экспертизы). При несогласии с выделенной суммой страхователь проводит независимую экспертизу, а при отсутствии положительного результата может обратиться в суд.
Автомобиль не подлежит восстановлению
Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.
Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.
Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ | Ст. 12, П.1
«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»
Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты
- По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
- При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
- Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
- При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.
Если нанесен вред здоровью или жизни
Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.
Степень повреждения | Размер компенсации | Сумма выплаты |
---|---|---|
Ребенок-инвалид | 100% | 500 тыс.руб |
Инвалидность I степени | 100% | 500 тыс.руб. |
Инвалидность II степени | 70% | 350 тыс.руб. |
Инвалидность III степени | 50% | 250 тыс.руб. |
Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:
«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение – лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)
Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.
Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат
Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.
- Заявление о ДТП.
- Справка от сотрудников ДПС.
- Полис ОСАГО.
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Паспорт страхователя.
- Справка об ИНН.
Сколько нужно ждать решение страховой?
Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:
«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)
Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.
Формы страховых выплат
Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.
Когда же человек сможет получить именно выплату?
- Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
- Автомобиль не подлежит восстановлению.
- Потерпевший – инвалид I или II группы.
- Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
- Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
- Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.
Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.
Вопросы и ответы по ОСАГО
Когда виноваты 2 водителя?
- – Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
- – Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.
Когда виновнику ДТП все равно придется платить?
Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).
Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).
Если есть КАСКО
Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.
Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО – вами.
Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2022 Версия для печати
В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2022 год.
Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2022 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2022 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?
Нарушители заплатят больше
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2022 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Доплата за некоторые автомобили
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2022 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Заявка на выплаты онлайн
Также в 2022 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2022 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2022 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2022 году.
Не прошел техосмотр — остался без выплат
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2022 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2022 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО
Наконец, весьма вероятно, что в 2022 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.
По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2022 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2022 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.
«Вся система готова. Скорее всего, в 2022 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,
— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.
Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.
Как видите, в 2022 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.
Порядок и лимит выплат по ОСАГО
Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО
За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.
Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.
Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.
Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.
Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:
- региона, где проходит регистрация транспортного средства;
- мощности двигателя автомобиля в л/с;
- количества лиц, включенных в страховку;
- возраста транспортного средства;
- продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
- срока, на который оформляется страховка;
- статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).
Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.
Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.
На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:
- срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
- период действия полиса должен быть не меньше одного года;
- срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
- выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
- максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
- в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
- срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.
До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.
Лимиты выплат по автогражданке
Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.
Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.
Лимит на 2019 г. составляет:
- 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
- 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
- 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).
Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.
Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.
Что влияет на размер выплаты в 2019-м
Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.
Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:
- нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
- степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
- перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
- производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
- износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
- мощность двигателя транспортного средства;
- место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
- срок действия страхового полиса;
- внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.
Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.
В каком случае страховщик может отказать в компенсации
Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:
- в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
- у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
- не был определен виновник аварии;
- полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).
Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.
Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП
Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.
Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).
Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:
- использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
- при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
- обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
- протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.
Ремонт или денежная компенсация
По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:
- в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
- существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
- выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
- повреждения нередко устраняют не полностью;
- автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.
Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.
Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:
- располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
- срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.
Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.
Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:
- производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
- владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
- в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.
Оплату ремонта производит страховая компания.
Денежная компенсация возможна в следующих случаях:
- когда автомобиль не подлежит восстановлению;
- стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
- восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
- владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
- страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).
Какие документы необходимо предоставить страховой компании
В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:
- копию паспорта виновника аварии;
- оригинал справки из ГИБДД;
- копии документов на автомобиль;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела;
- реквизиты счета, на который будет перечислена компенсация.
Лимит выплат Осаго
За каждого виновного в ДТП страхователя, компенсацию другим выплачивает страховая компания, а какой лимит ответственности ОСАГО при этом лежит на виновнике определяется посредством независимой экспертной оценки.
Виновник, застрахованный исключительно по полису обязательного страхования получить компенсацию не сможет. Лимит выплат по ОСАГО будет интересовать тех, кто станет потерпевшим в автокатастрофе и захочет восстановить свой автомобиль.
Лимит ответственности по ОСАГО в 2022 году
Автогражданская ответственность защищается, чтобы страхователь, ставший виновником автокатастрофы, не платил со своего кармана пострадавшим, а те в свою очередь смогли осуществить ремонт своего автотранспорта, а также подлечить здоровье.
В настоящем Федеральном законе ФЗ №40 говорится о том, каков лимит ответственности страховщика по ОСАГО и в каких случаях потерпевшие страхователи вправе получить эти компенсации.
Автострахователи должны понимать, что вред, причиненный имуществу третьим лицам, покрывает страховая компания, но исключительно в том размере, который будет оценен посредством экспертизы.
Потерпевший в ДТП не вправе требовать от компании защищающей интересы виновника происшествия ремонт автомобиля на сумму выше установленного предела.
По ОСАГО с 1 октября в размере компенсаций, которые положены пострадавшим в автокатастрофах не изменились. Таким образом, при причинении вреда жизни и здоровью, а также имуществу (ТС), выплата может быть оценена на сумму до 500 000 и до 400 000 рублей.
В чём отличия от предыдущей редакции правил
После заключения страхового договора, каждый автовладелец защищает себя от возможных материальных затрат, которые могут появиться, если у пострадавшего в ДТП третьего лица возникнут повреждения механического (ущерб имуществу, т.е. повреждения автомобиля) или физического характера (вред жизни).
С момента появления закона об обязательном автостраховании граждан, правила претерпели ряд изменений и дополнений, которые менялись практически каждый год. Так, лимит ответственности по ОСАГО призванный нивелировать расходы страховщиков, значительно повысился.
Это повышение в большей степени стало плюсом для страхователей, поскольку теперь размер ответственности у страховщика возрос, а это значит, что и компенсации будут больше.
Динамика, с которой сумма возмещения претерпевала изменения можно понаблюдать в таблице.
Если виновник дорожно-транспортной аварии причинил вред на большую сумму, чем указана в законе, то дополнительные расходы он будет нести сам.
Такой предел суммы компенсаций был введен:
- Страховые компании продолжали вести свою деятельность, несмотря на убыточность автострахования.
- Уменьшить количество судебных разбирательств, связанных с взиманием средств с зачинщиков ДТП.
Что нужно делать для получения выплат
Все потерпевшие автострахователи в случае автокатастрофы по своим полисам ОСАГО должны обращаться непосредственно к своему представителю. То есть, возместить ущерб должен виновник происшествия и его страховщик, заявление и извещение об автокатастрофе надо предоставить своему защитнику.
Потерпевшему необходимо сделать:
- После транспортного происшествия уведомите компанию, выдавшую вам полис «автогражданки» о случившемся как можно быстрее. Желательно сделать это в первые сутки аварии, но не позднее чем через 5 дней после происшествия.
- Для получения страхового возмещения по ОСАГО составляется заявление с просьбой о выплате компенсации.
- Страховщик обязан принять документы и в течение 5 дней дать ответ касаемо вашей ситуации. Если автотранспорт серьезно пострадал, то СК обязана произвести оценку нанесенного ущерба и установить сумму, которая покроет расходы на последующее восстановление автомобиля. Эта компенсация не сможет превысить лимит ОСАГО, и вы самостоятельно не вправе на него повлиять.
- Если страховщик оценил ущерб, и он оказался больше чем установленный законодательством предел компенсаций, то потерпевшему придется обратиться в суд и требовать недостающую сумму с виновника.
Выплаты по ОСАГО
Для получения страховки потерпевшему достаточно обратиться к страховщику и предоставить свой автотранспорт для осмотра и установления размера причиненного ущерба.
Во всех случаях без исключения расчет суммы производится экспертизой, и страхователи могут рассчитывать на компенсации в виде денежной суммы только при понесенном вреде здоровью. Если страховая сумма по договору обязательного страхования рассчитывалась на возмещение урона, причиненного автотранспорту, то выплату страхователь на руки не получит.
ОСАГО выплачивается в натуральной величине. А это означает, что имущество будет восстанавливаться за счет средств страховой компании, но сами деньги автовладелец не получает. То есть, если вам оценили ущерб по ОСАГО в 400 000 рублей, то эти средства пойдут непосредственно СТОА.
Практика возмещения
Виновный автоаварии страхователь не получает от какой-либо страховой компании компенсаций. Но часто и потерпевшие не довольны суммой, которую им рассчитали после осмотра автомобилей. То есть, несмотря на то что существуют определенные лимиты выплат ОСАГО, страховщики не торопятся выплачивать предельные суммы.
Если пострадает имущество, то размер суммы на восстановление ущерба измеряется в пределах 100 000 рублей, а то и меньше. Автострахователи, которые считают, что границы ответственности страховщика были им искусственно занижены, посредством нечестной оценки повреждений, вправе обратиться с иском.
Лимит ответственности страховой компании не может быть занижен ей самостоятельно, поэтому если он по мнению страхователя не соответствует реальному повреждению, то он вправе оспорить это в суде.
Можно ли оспорить
Если ограничения по страховке стали причиной того, что вы не можете оплатить свое лечение или полностью восстановить автотранспортное средство к виду до аварии, то у водителя есть право оспорить это решение.
Если компенсация по ОСАГО была рассчитана страховой фирмой в пределах установленного ограничения и вас эта сумма не устраивает, то в этом случае оспорить это решение можно при помощи независимой экспертной оценки и суда.
Оценщик повторно проведет экспертизу и выдаст информацию касаемо размера суммы. Если она будет больше той, что насчитал вам страховщик, то через суд компания оплатит недостающую сумму, а также покроет расходы на оценку и другие судебные издержки.
Если ограничения по страховке вас не коснулись напрямую, т.е. страховщик оценил ущерб на сумму большую чем ответственность ОСАГО в 2022 году, то требовать доплаты надо с виновника также через судебный орган.
Как получить максимальную сумму
Поскольку выплата ОСАГО равная 400 000 увеличиться не может, то страхователям интересно как сделать так, чтобы страховщик начислял ее всю, а не часть, которую хватит для починки бампера или скола краски.
Практика возмещения показывает, что получить максимальную сумму практически невозможно, поскольку страховщики при оценке рассчитывают компенсацию с учетом износа автотранспортного средства.
Единственный выход, который может повлиять на увеличение суммы ОСАГО ранее не досчитанной СК – это обращение к независимой экспертизе. В случае, если оценщик не сможет насчитать ущерба на сумму большую чем при осмотре страховщиком, то за оценку и судебные издержки вам придется платить.
Лимит ответственности по ОСАГО
Лимит страховой ответственности по ОСАГО в 2022 году не может превышать 400 тыс руб за причинение имущественного ущерба и 500 тыс руб за нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшего. Но все не так просто. Страховые компании не хотят расставаться с деньгами – это не секрет. Поэтому вам может понадобиться квалифицированный юрист по страховым спорам, который поможет получить деньги вместо ремонта и добиться максимальной выплаты. Причем не только от страховщиков, но и от виновников аварии.
Поговорим о методиках расчета причиненного ущерба, о порядке компенсаций, а также о том, что делать, если стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО.
Методика расчета ущерба по ОСАГО
В 2022 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.
Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.
Что нужно знать о ЕМРУ:
- В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
- Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
- При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
- Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.
При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.
Что учитывается при расчете износа а/м?
Износ деталей, основных узлов и агрегатов транспортного средства рассчитывается по сложной формуле. Прямо или косвенно в ходе подсчета учитываются:
- Срок эксплуатации
- Пробег
- Категория автомобиля
Ориентировочный износ в зависимости от срока эксплуатации деталей: 10% – 1 год, 20% – 2 года, 30% – 3 год, 40% – 4 года, 50% – 5 лет и так далее. Естественно, с поправками. Возможен и нулевой износ, если вы попали в аварию сразу после отъезда от автосалона. Каждый случай страховщики рассматривают индивидуально.
Обратите внимание: предел износа составляет 50%. Даже если фактический износ деталей выше, то он все равно будет округлен до указанного значения.
Как получить выплату без учета износа
В соответствии с действующим законодательством при расчете суммы компенсации не допускаются отклонения более чем на 10% в сравнении с рыночной стоимостью автомобиля, узлов и агрегатов. Если страховая компания намеренно занижает цифры, то мы сравниваем результаты расчета и использованные при их формировании сведения с рыночными ценами, после чего готовим соответствующую претензию к страховщику.
Обычно спор удается урегулировать в досудебном порядке. Однако в ситуации, когда страховщик настаивает на правильности проведенного расчета или ориентируется на лимит выплат, необходимо выйти с исковым заявлением в суд. Ответчиком может стать как страховщик, так и виновник ДТП. Взыскать ущерб с последнего стоит в ситуации, когда реальный размер ущерба значительно превышает лимит ответственности по ОСАГО.
Что лучше направление на ремонт или выплата деньгами?
В большинстве случаев мы рекомендуем клиентам получить деньги вместо ремонта транспортного средства. Причин тому несколько:
- как правило, автовладельцев не устраивает качество работ сервиса, сотрудничающего со страховщиков;
- часто приходится неделями ждать поступления деталей, а сами работы могут затянуться на месяцы, при этом вас каждый раз будут склонять к подписанию соответствующего соглашения;
- при направлении на ремонт вы не можете самостоятельно выбирать сервис, в котором будет производиться восстановление транспортного средства.
Страховщик вправе отказать заявителю в выплате денежной компенсации вместо направления на ремонт при отсутствии установленных законом оснований. Однако на практике вполне реально подвести компанию к нужному решению: в большинстве случаев они допускают нарушения – затягивают сроки, направляют потерпевшего в отдаленный сервис и так далее. А это возможность заявить о несогласии и получить деньги вместо навязываемого ремонта.
Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2022 году
Лимит по европротоколу значительно отличается от максимальной выплаты по ОСАГО. Он не может превышать 100 тыс руб за одним только исключением: если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и было зафиксировано в соответствии с требованиями нормативов. В этом случае лимит составляет 400 тыс руб. Однако потребуется соблюсти все правила оформления:
- ДТП произошло на территории указанных регионов;
- информацию о происшествии участники передали в Российский союз автостраховщиков (РСА) в некорректируемом виде с мобильного устройства, поддерживающего систему навигации ГЛОНАСС через специальное приложение;
- данные фото- и видеосъемки получены в течение часа с момента ДТП, в них отчетливо видны регистрационные знаки, повреждения и расположение автомобилей в окружении дорожной инфраструктуры.
Участники ДТП не обязательно должны быть зарегистрированы на территории указанных регионов. Определяющее значение имеет место происшествия.
Но загвоздка в том, что найти систему для некорректируемой передачи данных в РСА на данный момент не удастся. Даже если у вас под рукой случайно окажется телефон, поддерживающий ГЛОНАСС. Дело в том, что страховщики до сих пор не окончили разработку соответствующей системы, которая ведется с 2019-го года. Однако в ближайшее время она может появиться.
Пока и в дальнейшем на территории других регионов России размер компенсации по европротоколу составляет максимум 100 тыс руб.
Взыскание ущерба сверх лимита по европротоколу невозможно, так как по факту участники ДТП соглашаются с обстоятельствами происшествия и суммой компенсации. Поэтому при серьезных повреждениях обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД и не верьте виновнику аварии, который обязуется все возместить «без протоколов».
Лимит ответственности при полной гибели ТС
При полной гибели транспортного средства максимальный размер ответственности по ОСАГО не меняется – он составляет 400 тыс рублей. Однако в соответствии с постановлением Верховного суда РФ выплата напрямую зависит от рыночной цены машины и стоимости годных остатков. Расчет проводится следующим образом:
- Устанавливается средняя рыночная стоимость автомобиля в том состоянии, в котором он находился на момент ДТП.
- Определяется стоимость годных остатков с учетом износа – они передаются потерпевшему.
- Из цены стоимости авто вычитается стоимость годных остатков, разница выплачивается.
Но важно понять, какую сумму покрывает ОСАГО в этом случае. Как правило, неполную. Даже за вычетом годных остатков 400 тыс руб редко компенсируют потерю автомобиля. В этом случае у потерпевшей стороны остается только один выход – взыскать недостающую сумму с виновника аварии через суд или урегулировать проблему в досудебном порядке.
Страховой лимит за жизнь и здоровье
Возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшего каждого потерпевшего тоже имеет лимиты в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО». Его положения говорят о том, что страхователь может возместить не более 500 тыс руб и только в двух случаях:
- Нанесены травмы, причинен физический вред.
- Утраченный заработок в результате причиненного ущерба.
При этом страховая компания не оплатит моральный вред. В дальнейшем его можно будет взыскать с виновника аварии. Однако судебная практика говорит о редкости вынесения решений с полным удовлетворением требований истца. В этом случае не стоит пренебрегать помощью компетентного юриста.
Если в ДТП есть погибшие, то лицам, признанным потерпевшими, полагается 2 выплаты:
- Компенсация в размере 475 тыс руб.
- 25 тыс руб в качестве компенсации расходов на погребение.
Первая выплата производится на общих основаниях, а вот расходы на погребение в пределах лимита в 25 тыс руб потерпевшей стороне компенсируют только после того, как она организует похороны и предоставит в страховую компанию подтверждающие расходы документы.
Кто может получить выплату?
В соответствии с законом «Об ОСАГО» и постановлениями Верховного суда РФ, получить выплату в результате гибели потерпевшего в ДТП могут:
- Иждивенцы, которые находились на содержании погибшего.
- Родственники погибшего, опекающие его иждивенцев в возрасте до 14 лет.
- Дети погибших, родившиеся после их кончины.
- Супруги, дети и родители, а также физические лица, на иждивении у которых на момент происшествия находился погибший.
Компенсация выплачивается один раз, порядок ее получения – приоритетный. Если у погибшего остались иждивенцы, не достигшие 14-летнего возраста, то выплату получат его новые опекуны, а, скажем, не родители пострадавшего.
Как взыскать с виновника ДТП ущерб, не покрытый страховкой?
Когда становится понятно, сколько расходов покрывает ОСАГО и обнаруживается значительная недостающая сумма для восстановления или покупки нового авто, возникает необходимость взыскания средств с виновника аварии. Получить деньги сверх установленного лимита со страховщика не удастся.
Взыскать превышающие лимит расходы с виновника аварии можно через суд. Эта возможность обозначена в разъяснениях Верховного суда РФ. Альтернативный вариант – прийти к мировому соглашению и обойтись без исков. Но на практике виновники ДТП редко идут навстречу, и потерпевшим все же приходится обращаться в суд.
Можно ли дополнительно взыскать УТС?
Для начала разберемся, что такое УТС.
УТС – это утрата товарной стоимости автомобиля, произошедшая в результате дорожно-транспортного происшествия.
Любой, даже самый качественный ремонт, неизменно приводит к снижению рыночной цены автомобиля. Сам факт его попадания в ДТП может снизить стоимость на 30-40% и более. Поэтому пострадавший может инициировать взыскание УТС с виновника аварии.
С кого взыскивать со страховой или с виновника?
Со страховой компании. Но важно помнить, что утеря товарной стоимости входит все в тот же лимит, равный 400 тыс руб. Если расходы выше – необходимо обращаться в суд и взыскивать УТС с виновника ДТП.
Отметим также, что страховые компании крайне неохотно идут навстречу к клиентам и часто отказывают в выплатах. В этом случае утеря товарной стоимости может быть взыскана через суд. Если компенсация ее не покроет – необходимо начать взыскание ущерба с виновника ДТП.
Методика расчета УТС по ОСАГО
При расчете УТС страховщики используют метод Минюста. При нем устанавливается процентное отношение стоимости восстановленной после аварии машины к автомобилю с аналогичными характеристиками, который не участвовал в ДТП. Также применяется корректировочный коэффициент – их перечень определен нормативами.
Когда УТС не считают?
Когда потерпевший не может претендовать на него, а именно:
- Возраст автомобиля – до 3 лет (отечественные машины) или до 5 лет (зарубежные авто).
- Износ автомобили не более 35%.
- Это первое ДТП, в котором участвует автомобиль.
- Его владелец не признан виновником аварии.
При этом у потерпевшего должен быть действующий полис ОСАГО.
Как подать заявление?
Необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление по установленной форме, приложить к нему все документы, подтверждающие факт ДТП. Далее проводится экспертиза, ремонт и последующая оценка.
Часто требуется независимая экспертиза. После получения ее результатов вы можете обратиться за возмещением УТС или взыскать износ с виновника. Юридическая компания АПК в Казани готова помочь вам – мы предоставляем услуги опытных адвокатов, которые добьются максимальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора или в ходе судебных разбирательств.
Резюме
Главное о лимитах по ОСАГО:
- Максимальный размер компенсации вреда имуществу – 400 тыс руб.
- По европротоколу – 100 тыс руб за единственным исключением.
- В случае причинения смерти или вреда здоровью лимит компенсации составляет 500 тыс руб.
- Потерпевший имеет право взыскать утрату товарной стоимости.
- Превышающие лимиты расходы можно взыскать с виновника аварии.
Также отметим, что в большинстве случаев стоит предпочесть деньги направлению на ремонт. Об этом мы подробно писали в предыдущих статьях.
«Очередная бомба»: Верховный суд пересчитал «максимум» неустойки по европротоколу — до страховой суммы по ОСАГО
ВС объяснил, что неустойка по европротоколу определяется по страховой сумме ОСАГО — до 400 тыс. р. при ущербе имуществу. Это может изменить судебную практику, которая ограничивала неустойку до размера возмещения по европротоколу — 50 или 100 тыс. р.
Как стало известно АСН, Верховный суд опубликовал постановление с интересным выводом: в случаях, когда по европротоколу действует предел возмещения в 100 тыс. р. (или даже 50 тыс. р. по старому «максимуму»), неустойку по «букве» закона об ОСАГО нужно рассчитывать по полной страховой сумме — то есть до 400 тыс. р.
Отметим, что с 1 октября 2019 г. по всей территории России заработал безлимитный европротокол — по которому можно получить и полное возмещение по ОСАГО — до 400 тыс. р. при ущербе имуществу. Но есть ряд ограничений — между участниками ДТП не должно быть разногласий, фото должно быть передано в РСА с помощью приложения «ДТП.Европротокол» (п. 6 ст. 11.1. закона об ОСАГО) и пр.
Многие автолюбители предпочитают оформлять по европротоколу лишь небольшие ДТП, обходясь заполнением бланка извещения (который выдают при покупке полиса ОСАГО) и простой фотофиксацией, без передачи изображения в РСА. В таких случаях предел возмещения ограничен сейчас суммой в 100 тыс. р.
Верховный суд указал на «букву закона»
ВС рассматривал спор, вытекающий из небольшого ДТП. В ноябре 2017 г. стороны не стали вызывать сотрудников полиции и оформили аварию, заполнив бланки извещений о ДТП (через европротокол). Виновница ДТП свою вину признала.
«Росгосстрах» также признал ДТП страховым случаем и выплатил 15 тыс. р.
Потребитель обратился к независимому эксперту, который оценил повреждения автомобиля Saab 95 в 58 тыс. р.
Истец обратилась в суд, помимо прочего потребовав неустойку. Выборгский райсуд Санкт-Петербурга в июне 2019 г. иск потребителя удовлетворил частично.
Размер неустойки за период с декабря 2017 г. по дату решения должен был составить 192 тыс. р. Суд снизил неустойку (на основании положения ст. 333. Гражданского кодекса) до 31 тыс. р. Ещё 4 тыс. р. неустойки были начислены за одну неделю декабря 2017 г. Суммарно неустойка составила 35 тыс. р. — то есть суд определил размер неустойки, приняв в расчёт предельную выплату по европротоколу (на тот момент 50 тыс. р.) и размер уже произведённой страховщиком выплаты (15 тыс. р.).
В апелляции спор рассматривался судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского горсуда. Апелляция не согласилась с ограничением права истца на получение неустойки днём принятия решения суда. Коллегия сначала дополнила решение райсуда указанием на то, что неустойка должна начисляться до дня фактического исполнения обязательства, но не должна превышать 365 тыс. р.
Но в мотивировочной части определения апелляция написала, что неустойка, взыскиваемая до дня фактического исполнения обязательства, не может превышать оставшуюся часть суммы в виде разницы между страховым возмещением по европротоколу в размере 50 тыс. р., и уже присуждённой неустойкой в общем размере 35 тыс. р. Таким образом неустойка «до дня фактического исполнения обязательства» была ограничена суммой в 15 тыс. р.
Сославшись на наличие арифметической ошибки в резолютивной части апелляционного определения — в части предельного размера неустойки — апелляция по своей инициативе вынесла определение об исправлении описки, заменив 365 тыс. р. на 15 тыс. р. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Дело дошло до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, которая не согласилась с выводами нижестоящих судов. Предел страховой суммы в части возмещения по такому виду причинённого вреда, как ущерб имуществу потерпевшего по ОСАГО — составляет 400 тыс. р. (пункт «б» статьи 7 закона об ОСАГО), указал ВС.
На момент ДТП по европротоколу потерпевший мог рассчитывать на страховое возмещение в пределах 50 тыс. р. (п. 4 статьи 11.1 закона об ОСАГО). Таким образом, оформление ДТП по европротоколу влияет на размер страхового возмещения к данному страховому случаю, но не на размер страховой суммы, определённой в договоре ОСАГО, согласно требованиям закона, отметил ВС.
При нарушении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт, страховщик за каждый день просрочки уплачивает неустойку в размере 1% от размера страхового возмещения по виду причинённого вреда каждому потерпевшему (пункт 21 статьи 12 закона об ОСАГО).
Общий размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по виду причинённого вреда (пункту 6 статьи 16.1 закона об ОСАГО).
Из указанных норм права следует, что предельный размер неустойки по европротоколу не может превышать размер страховой суммы, установленный статьёй 7 закона об ОСАГО — то есть 400 тыс. р. при таком виде вреда, как ущерб имуществу, следует из определения Верховного суда.
Поэтому выводы апелляции о том, что в случае оформления ДТП по европротоколу размер неустойки ограничен размером страхового возмещения, а не размером страховой суммы, противоречит закону об ОСАГО, указала коллегия Верховного суда.
Дело возвращено на новое рассмотрение в апелляцию.
Директор ООО «Автовыплаты» Амур Сабирзянов прокомментировал АСН, что обращения по «ограниченному европротоколу» до сих пор встречаются очень часто.
«Это очередная бомба. Вместо неустойки в 100 тысяч по европротоколу Верховный суд разрешил взыскивать 400 тысяч. Суды уже начали удовлетворять неустойку до 400 тысяч рублей, вот что значит позиция Верховного суда», — отметил автоюрист.
Страховщики: неустойка не должна быть средством обогащения
В пресс-службе «Росгосстраха» сообщили АСН, что размер неустойки при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции не может превышать возмещение по европротоколу — 100 тыс. р. (согласно действующей сейчас редакции п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО). Неустойка по своей природе не может служить средством обогащения, подчеркивается в ответе РГС.
Данное определение Верховного суда РФ не должно влиять на судебную практику в целом, так как судебный акт был вынесен с учётом обстоятельств конкретного дела. В апелляции рассмотрение описываемого спора продолжится 30 июня, отметили в пресс-службе «Росгосстраха».
Начальник управления судебно-правового урегулирования «Ингосстраха» Евгения Березенцева прокомментировала АСН, что в определении логика ВС РФ следует букве закона, но противоречит сложившейся практике, которая по делам с европротоколом ограничивает размер неустойки размером страхового возмещения (100 тыс. р.).
Действующий подход судов представляется адекватным, отвечающим принципам разумности и соразмерности. Неустойка за нарушение обязательства, ограниченного пределом в 100 тыс. р., не должна превышать эту сумму, считают в «Ингосстрахе».
Непредоставление авто на осмотр, сообщение некорректных адресов давно используются недобросовестными истцами для того, чтобы доказывать якобы несвоевременное получение направления на ремонт. Поэтому выводы из этого определения ВС повысят интерес истцов к искусственному затягиванию процесса урегулирования — с целью взыскания неустойки, кратно превышающей размер страхового возмещения, отметила Евгения Березенцева.
Директор судебно-правового департамента «Согласия» Анна Полина-Сташевская рассказала, что суды, как правило, по европротоколу ограничивают размер неустойки размером страхового возмещения — используя при этом статью 333 ГК РФ (регулирующую уменьшение неустойки, в т.ч. из-за несоразмерности). Указанное определение ВС РФ не окажет влияния на уровень выплат добросовестных страховщиков, считает Анна Полина-Сташевская.
Максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО
Система обязательного автострахования действует в России около 17 лет. Одним из базовых понятий выступает максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО. В статье подробно рассматривается значение этого параметра, регламентированное действующим законодательством, в зависимости от обстоятельств ДТП и способа оформления аварии.
- Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП
- Если автомобиль не подлежит восстановлению
- Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью
- Расчет максимальной выплаты по страховому полису
- Оформление ДТП по Европротоколу
- Формы и сроки страховых выплат
- Ответы на вопросы
- Как определяется максимальная сумма гражданской ответственности виновника ДТП в рамках ОСАГО?
- Какие предельные выплаты по ОСАГО допускает законодательство?
- Какие формы страховой компенсации допускаются по закону, помимо денежной выплаты?
- Как решается проблема несогласия страхователя с размером страховой выплаты?
- Подведем итоги
Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП
Базовые правила обязательного автострахования, в том числе – максимальная выплата по ОСАГО, регламентируются положениями №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002). В соответствии с актуальной версией законодательного акта, в случае ущерба транспортному средства значение этого показателя ограничено 400 тыс. руб.
Исключение составляет ситуация, когда из-за последствий аварии восстановление авто не представляется возможным.
Если автомобиль не подлежит восстановлению
В этом случае допускается полная компенсации стоимости владельцу машины. Но даже при такой ситуации выплата в рамках ОСАГО остается неизменной и составляет 400 тыс. рублей. Превышение указанного ограничения достигается посредством обращения в суд и взыскания с непосредственного виновника дорожно-транспортного происшествия.
Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью
Если в ходе ДТП нанесен вред здоровью или жизни людей, максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году составит полмиллиона рублей.
Конкретная величина компенсации определяется с учетом тяжести последствия попадания в аварию.
Расчет максимальной выплаты по страховому полису
Например, при летальном исходе выплата составляет 500 тыс. руб. Денежные средства распределяются по двум направлениям: 475 тыс. руб. – выгодоприобретателю по страховке, 25 тыс. руб. – в виде компенсации организаторам похорон.
Аналогичная сумма в размере полумиллиона выплачивается, если пострадал ребенок, а результатом стала его инвалидность любой степени. Применительно к взрослым максимальная компенсация назначается, если речь идет об инвалидности первой степени. Получение вреда меньшей тяжести ведет к снижению суммы страховой выплаты в рамках ОСАГО.
Оформление ДТП по Европротоколу
Оформление большей части дорожно-транспортных происшествий происходит с применением так называемого Европротокола, то есть по упрощенной процедуре. Обязательными условиями ее использования выступают три требования:
- согласие всех участников аварийной ситуации;
- отсутствие вреда, нанесенного здоровью людей;
- величина ущерба транспортному средству пострадавшего в пределах 100 тыс. рублей.
Последний пункт наглядно демонстрирует, какова максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году при оформлении ДТП с применением Европротокола. Превышение указанной суммы, равной 100 тыс. руб., означает необходимость вызова сотрудников ГИБДД.
Формы и сроки страховых выплат
Действующая версия законодательства об обязательном автостраховании предусматривает не только выплату денежной компенсации, но и ремонт поврежденного транспортного средства. Второй вариант страховой компенсации невозможен только в нескольких ситуациях, четко прописанных в №40-ФЗ. К ним относятся:
- величина ущерба больше 400 тыс. руб.;
- причинен тяжкий вред здоровью пострадавшего, вплоть до его смерти;
- машину нельзя отремонтировать;
- аккредитованный автостраховщиком сервис расположен далее 50 км от местоположения транспортного средства или участка дороги, где произошло ДТП.
Срок, который предоставляется страховой компании на выплату компенсации, равняется 20 рабочим дням. Его отсчет начинается с момента предоставления страхователем полного комплекта необходимых для совершения выплаты документов.
Важно отметить, что автостраховщик далеко не всегда выплачивает компенсацию в рамках ОСАГО. Законодательство предоставляет ему несколько оснований для законного отказа от возмещения. К их числу относятся такие:
- вред причинен умышленно;
- виновник находится в состоянии опьянения – или алкогольного, или наркотического;
- водитель не имеет права управлять транспортным средством (лишен водительского удостоверения, не вписан в страховку ОСАГО и т.д.);
- не соблюдена процедура оформления страхового события (нарушены сроки, не представлены необходимые документы и т.д.);
- отсутствует действующий полис обязательного автострахования;
- виновник покинул место дорожно-транспортного происшествия;
- при оформлении полиса автостраховки предоставлены ошибочные или недостоверные данные.
Обязательным условием для получения выплаты по ОСАГО, в том числе максимального размера, выступает четкое выполнение процедуры оформления страхового случая. Поэтому особенно внимательно следует относится к грамотному составлению и сбору необходимых документов, а также соблюдению установленных сроков обращения в страховую компанию.
Ответы на вопросы
Как определяется максимальная сумма гражданской ответственности виновника ДТП в рамках ОСАГО?
В соответствии с требованиями базового законодательного акта в этой области – №40-ФЗ.
Какие предельные выплаты по ОСАГО допускает законодательство?
При нанесении вреда здоровью и жизни людей, сумма выплаты доходит до полумиллиона рублей. Если речь идет об ущербе имуществу пострадавшей стороны, максимальный размер компенсации ограничивается 400 тыс. рублей.
Какие формы страховой компенсации допускаются по закону, помимо денежной выплаты?
Возможным вариантом компенсации ущерба по ОСАГО выступает восстановительный ремонт транспортного средства. Но использование этого способа имеет свои ограничения, установленные законодательно.
Как решается проблема несогласия страхователя с размером страховой выплаты?
В этом случае имеет смысл обратиться с исковым заявлением в суд.
Позицию истца следует обосновать результатами независимой экспертизы.
Подведем итоги
Законодательство регламентирует максимальную суммы выплат по ОСАГО величиной в полмиллиона рублей (при нанесении вреда здоровью людей) и в 400 тысяч рублей (при причинении ущерба транспортному средству). Альтернативной формой компенсации становится восстановительный ремонт пострадавшего автомобиля. Обязательным условием получения всей причитающейся по закону выплаты становится четкое соблюдение сроков обращения к автостраховщику и грамотное оформление необходимых документов.