Лишили прав: когда и как их забрать обратно
Лишение прав занимает второе место среди наказаний для водителей. По статистике судебного департамента при Верховном суде, ежегодно около 400 000 автомобилистов остается без водительских удостоверений. Это равно населению таких городов, как Белгород или Тверь. Лидерами по нарушениям стали водители, которые ездят за рулем пьяными, отказываются проходить медицинское освидетельствование или оставляют место ДТП.
Максимальный срок лишения по КоАП – два года. Но если водитель неправильно его посчитает или забудет сдать права, то останется без них на бОльший срок. Чтобы не ошибиться и потом вернуться за руль, рекомендуем ознакомиться с этой пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Определяем срок окончания лишения
Водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД в течение трех дней после вступления в силу постановления суда. Если он этого не сделал, то срок прерывается и начнет течь, когда автомобилист передаст права полицейским или заявит об их утрате. Ситуация будет выглядеть следующим образом:
- 13 января 2022 – лишение судом прав на 1 год
- 20 января 2022 – получение постановления
- 2 февраля 2022 – вступление в законную силу решения (через 10 дней с момента получения)
- 25 июля 2022 – сдача прав в ГИБДД
- 26 июля 2022 – получение водительского удостоверения в ГИБДД
Так, в 2016 году мировой судья из Барнаула рассматривала дело о лишении Георгия Житникова* прав за управление машиной пьяным. В судебном заседании водитель предупреждал судью, что уже потерял права. Поэтому сдавать в ГИБДД ему будет нечего. Судья забрала у Житникова права на 1,5 года и выписала штраф 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.
Автомобилист считал, что срок лишения начнет течь автоматически после вступления в силу постановления. Через полтора года Житников обратился к инспектору за новым удостоверением. Тот ему разъяснил, что срок лишения не истек, так как водитель не сдал «корочку» и не написал заявление об утрате. Водитель ему не поверил. Он считал, что разъяснения суду об утере достаточно для течения срока. Лишь 28 ноября 2018 года по совету друзей он решил перестраховаться и подал в ГИБДД нужное заявление. Спустя некоторое время Житников пришел забирать права. Но полицейский отказал ему, так как срок лишения не истек.
Не согласившись, автомобилист подал иск на полицейских в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Житников настаивал, что инспектор лишь устно рассказал о необходимости подать заявление об утрате. Никто в письменном виде образец ему не давал. Поэтому автомобилист не может получить права из-за халатности полицейских. Так как в первый раз он обращался в ГИБДД в октябре 2017 года, то с этого момента должен исчисляться срок лишения. Он уже давно истек. Тогда инспектор обязан возвратить ему водительское удостоверение.
Суд установил, что устное обращение к полицейскому об утере прав не «запускает» сроки. Так как Житников подал письменное заявление 28 ноября 2018 года, то он сможет забрать водительское удостоверение лишь 25 мая 2022 года. При этом закон обязывает автомобилиста самостоятельно подать заявление об утрате. К тому же мировой судья объяснял Житникову, как правильно сдавать права и что делать, если тот их потерял. Это подтверждается распиской заявителя. Соответственно, водителю несколько раз разъяснили спорный вопрос, но он разрешил его только спустя два года (дело №2а-920/2019). Алтайский краевой суд оставил такое решение без изменений (дело № 33а-4095/19).
Если автомобилиста снова лишат прав, то наказания не суммируются. Сначала закончится срок по первому, затем продолжится по следующему, как в этом примере:
- 3 марта 2022 – сдача прав в ГИБДД на 4 месяца
- 30 мая 2022 – вынесение судом нового решения о лишении прав на 1 год
- 4 июля 2022 – предполагаемая дата возврата удостоверения
- 5 июля 2022 – возврат удостоверения в ГИБДД
Если водитель не сдаст права и продолжит ездить за рулем после лишения, инспектор выпишет ему штраф 30 000 руб., назначит арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Управление авто лицом, не имеющим соответствующего права».
Шаг 2. Находим подразделение ГИБДД, где хранится водительское удостоверение
Водитель забирает удостоверение в том подразделении ГИБДД, куда его сдавал. Его точное название есть в постановлении суда о лишении прав. Автомобилист может обратиться в канцелярию суда. Работники подскажут, куда ему нужно идти.
Если водителю неудобно забирать права в месте хранения, то он может сделать это в другом месте. Для этого необходимо подать заявление (в письменной или электронной форме) с просьбой направить удостоверение в другое подразделение ГИБДД (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 3. Сдаем экзамен на знание ПДД
Водитель обязан сдать теорию после лишения прав. Он может это сделать после истечения половины срока лишения. Для этого нужно записаться на экзамен, подав заявление через Госуслуги, портал «Автокод» (для москвичей) или лично в ГИБДД.
У водителя есть 20 минут, чтобы ответить на вопросы о дорожном движении. Если автомобилист допустит 1 ошибку, то будет дополнительно отвечать на 5 дополнительных вопросов за 5 минут. За 2 ошибки придется решать 10 дополнительных вопросов за 10 минут.
Если водитель открыл несколько категорий, например, «А, В» или «С, D», то он будет отвечать на вопросы по высшей категории. Например, при наличии прав категории «В, C» автомобилист будет сдавать экзамен по комплекту вопросов из категории «С». Если он завалит экзамен, то сможет сдать его повторно только через 10 дней (п. 3, 4 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 4. Гасим задолженность по штрафам
Автомобилист сможет получить удостоверение только после оплаты всех штрафов за нарушение ПДД согласно ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП. Если приставы не смогли добиться от него их уплаты в течение двух лет, то водителю не нужно его оплачивать (ч. 1 ст. 31.9 КоАП).
Шаг 5. Получаем медицинскую справку
Этот шаг обязателен только для водителей, которых суд лишил прав за
- управление машиной в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);
- отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП);
- за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП).
Для получения медицинского заключения автомобилисты проходят обследование у терапевта, психиатра, нарколога, окулиста, ЛОРа, невролога и сдают необходимые анализы.
При этом водитель обязан сдать экзамен, оплатить штрафы и получить справку, даже если потерял удостоверение или срок лишения уже истек. Без этого он не получит новые права, а инспектор ГИБДД выпишет ему штраф до 15 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Так, в 2014 году суд забрал права у иностранца Арута Минасяна* на два года и оштрафовал на 30 000 руб. за отказ от медосвидетельствования. Водитель сдал «корочку» только в 2016 году. Срок лишения закончился одновременно со сроком действия прав. Водитель подумал, что теперь он может просто получить новое удостоверение. Для этого в 2018 году Минасян обратился в ГИБДД в Ярославле. Инспектор отказал ему, так как после лишения нужно сдать теорию, получить справку от врачей и оплатить все штрафы. К тому же его «корочка» осталась в Москве, поэтому вернуть ее без заявления не получится. Автомобилист считал, что иностранные граждане не сдают экзамен по знанию ПДД в России. Поэтому он получил национальное удостоверение на родине в Армении.
В марте 2022 года инспектор ГИБДД остановил Арута Минасяна. Пробив его права по базе, он выяснил, что Минасян был лишен прав. При этом для их возврата он не выполнил необходимые условия. Поэтому выписал ему штраф 10 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Автомобилист с наказанием не согласился и подал жалобу в Ленинский районный суд г. Ярославля. По его мнению, наличие прав из Армении разрешает ему ездить за рулем по России. А российские права Минасян не забрал из-за отказа полицейского.
Судья Роман Прудников оставил штраф в силе. Ведь водитель не выполнил требования для возврата прав после лишения. При этом водительское удостоверение из Армении не исключает санкцию по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Помимо этого, штраф за отказ от медосвидетельствования в 2014 году Минасян также не оплатил. Поэтому инспектор обоснованно назначил ему наказание (дело № 12-117/20).
Эту позицию поддержал Ярославский областной суд. Судья Андрей Аксенов установил, что действия инспектора ГИБДД являются законными. Он еще раз напомнил водителю, что после лишения необходимо получить справку, оплатить все штрафы и сдать теорию. Тем более, иностранные граждане вправе сдать экзамен на знание ПДД в России. А наличие новых прав из Армении не освобождает его от ответственности по законам РФ (дело № 30-2-303/2020).
Шаг 6. Собираем документы и предоставляем в ГИБДД
Чтобы получить права после лишения, водитель передает инспектору исчерпывающий пакет документов:
- паспорт;
- медицинское заключение по форме «003-В/у»;
- документы об отсутствии долга по штрафам за нарушение ПДД, если у полицейского нет этой информации из системы.
После проверки бумаг инспектор возвратит автомобилисту водительское удостоверение в день его обращения (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения). Полицейские хранят права 3 года после окончания срока лишения. Если водитель не придет за ними в этот срок, то их уничтожат (ч. 5 ст. 32.6 КоАП).
Эксперты рассказали, с какими трудностями могут столкнуться водители при возврате прав
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что сложности возникают из-за неправильного определения срока лишения. Так, канцелярия суда не всегда отправляет постановление с отметкой о вступлении в силу в ГИБДД. Поэтому у водителя, который пришел сдавать удостоверение, могут его не принять. Ведь инспектор еще «не знает» о начале срока лишения. Другая проблема – несерьезное отношение водителей к сдаче прав, отмечает эксперт. Некоторые из них отправляют удостоверение по почте. Потом приходится долго выяснять, почему его не приняли полицейские и где оно сейчас находится.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации по возврату прав относится их получение не в месте хранения. Зачастую водители пропускают 30-дневный срок для подачи соответствующего заявления в ГИБДД по месту жительства. Тогда инспектор вправе отказать в направлении этой бумаги. И автомобилисту придется забирать удостоверение по месту его сдачи.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что поскольку удостоверение в ГИБДД не поступило, оно фактически не сдано. Ведь водитель даже не подал заявление о его утрате. Поэтому срок лишения начнет течь только после обнаружения его на почте либо получения в ГИБДД заявления об утрате.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в этой ситуации инспектор неправ. Ведь водитель подал заявление об утере вовремя. Соответственно, срок лишения начал течь и истек. Но утраченное, а впоследствии обнаруженное удостоверение все равно нужно сдать в ГИБДД как недействительное.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что водитель обязан снова пройти медкомиссию. Инспектор не примет во внимание медицинские справки, полученные ранее совершения нарушения. Кроме того, срок действия медицинского заключения составляет 1 год, поэтому заключение 2017 года является недействительным.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
Так, с января по июль 2022 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2022 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
За что лишают водительских прав
Существует несколько серьёзных нарушений правил дорожного движения, за которые решением суда нарушителя могут лишить водительских прав.
Лишения можно не бояться тем автолюбителям, которые не допускают серьёзных проступков на дороге. Превышение на пару десятков километров в час, парковка на газоне или не пропущенный на переходе пешеход не служат поводом отобрать водительское удостоверение.
Разберёмся, за что могут отнять права в 2022 году, и на какие сроки суд может постановить лишить водительского удостоверения.
Содержание
- Лишение прав до трёх месяцев
- Лишение прав от трёх до шести месяцев
- Лишение прав от года до двух лет
Лишение прав до трёх месяцев
За разные нарушения в 2022 году предусмотрены разные сроки лишения ВУ. Самым мягким наказанием выступает лишение прав сроком от одного до трёх месяцев. Такое лишение «заработать» сложнее всего, так как оно предусмотрено за весьма редкие нарушения:
- езда без номеров или скрытие номеров;
- отказ уступить автомобилю с включенными спецсигналами;
- неоднократное управление ТС, не состоящим на учёте в ГИБДД.
Ранее многие автолюбители устанавливали на свои машины рамки, закрывающие или переворачивающие госномер. Это делалось для того, чтобы защититься от всевидящих камер контроля скорости или контроля полосы движения. Когда дорожная инспекция выявила резкий рост числа автолюбителей, прячущих номера, появилась инициатива ввести лишение прав за такое нарушение.
Также «приехать» на лишение от одного до трёх месяцев можно, не уступив дорогу автомобилю с проблесковыми маячками синего или красно-синего цветов. Это автомобили скорой помощи, реанимации или полиции. Реже в столицах встречаются чиновничьи «Мерседесы» с «синим ведёрком», они тоже считаются автомобилями со спецсигналом.
Лишение прав от трёх до шести месяцев
На полгода могут лишить прав в 2022 году за более серьёзные нарушения, многие из которых создают аварийные ситуации и угрозу для жизни участников дорожного движения.
Таких нарушений больше, чем в перечне к лишению от одного до трёх месяцев:
- нарушение правил пересечение железнодорожного переезда;
- превышение скорости на 60 километров в час;
- езда по встречной полосе;
- езда по односторонней дороге против движения;
- два проезда на «красный свет»;
- превышение скорости на более чем 80 километров в час (лишение на полгода).
Игнорирование светофора или звуковых сигналов на железнодорожном переезде, как и остановка без повода на рельсах, ведут за собой последствия в виде лишения прав до полугода.
На радость скоростным ездокам, с недавних пор инспектора ГИБДД перестали пользоваться радарами измерения скорости. Лишение прав за превышение будет законным в том случае, если постановление выписал сотрудник инспекции, стационарная камера контроля может лишь оштрафовать на 5 тысяч рублей.
Любая «встречка» также кончится или предупреждением и штрафом в 5 тысяч рублей, который постановляют в суде, или лишением прав за повторное нарушение. Такая же ситуация с рецидивом проезда на красный свет: за первый случай будет выписан штраф на 1000 рублей, за второй – штраф на 5 тысяч или лишение прав на полгода.
Лишение прав от года до двух лет
За самые серьёзные нарушения, которые граничат с нарушением уголовного кодекса и создают реальный риск для участников дорожного движения предусмотрено лишение прав от одного года до двух лет.
Эти нарушения у всех на слуху, и когда разговор заходит о лишении прав, первым делом все вспоминают именно их:
- вождение с удостоверением, действие которого приостановлено судебными приставами;
- установка спецсигналов;
- покидание места ДТП;
- причинение легкого или тяжёлого вреда здоровью человека;
- вождение в состоянии опьянения;
- передача управления пьяному водителю;
- отказ от медицинского освидетельствования.
За каждое из вышеперечисленных нарушений водителя могут лишить водительского удостоверения на длительный срок. При этом за недействующие права накажут сроком на год, за спецсигналы или оклейку автомобилю «под служебный» на полтора года. Также на 18 месяцев предусмотрено лишение водительских прав за оставление места аварии без уважительной причины.
За легкий вред здоровью человека в ДТП лишение прав до 1,5 лет, за тяжкий – до двух лет. За пьяную езду и за передачу управления пьяному человеку – от полутора до двух лет лишения.
Кроме того, лишить прав могут за невыплату алиментов или длительную неуплату и накопление большой суммы штрафами ГИБДД. Напоминаем, что информация о наличии штрафов сохраняется в истории автомобиля. И если вы соберетесь продавать свой автомобиль, будущий владелец, проверивший историю через онлайн-сервис, может отказаться от покупки.
Профессиональные продавцы авто могут воспользоваться сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Также есть сервис проверки владельца авто, который показывает долги и исполнительные производства в отношении собственника. Посмотреть пример отчета
Желаем, чтобы у вас не возникало ситуаций с лишением прав. Удачи на дорогах!
Что делать если автомобиль в розыске?
Законопослушный автовладелец обычно не задумывается над вопросом, что делать, если его машина в розыске. А зря – подобные ситуации не настолько редкие, как можно было бы подумать. В розыск попадают угнанные машины или те, которые скрылись с места ДТП.
Что делать, если о розыске сообщает инспектор ГИБДД?
Форумы пестрят историями о том, как к водителям звонят люди, представляющиеся инспекторами ГИБДД, чтобы сообщить, что их машина в розыске. Как правило, поводом для этого становится ДТП, с места которого автомобиль скрылся.
Не факт, что описанная ситуация соответствует действительности – возможно, вас просто «разводят».
В таком случае мнимый инспектор убеждает жертву, что на стоянке автомобиль зацепил другую машину, а затем скрылся. Злоумышленник предлагает встретиться, подписать протокол и возместить ущерб пострадавшему.
Разумеется, может оказаться, что инспектор ГИБДД, который вам сообщает о том, что машина в розыске – самый настоящий. Не спешите выполнять все его требования!
Помните, что существует такое понятие, как презумпция невиновности. Даже если описанная ситуация действительно имела место, то все вопросы решаются в суде, где инспектор ГИБДД и истец должны сообща аргументированно доказать вашу вину. Ссылайтесь на ст. 14. УПК РФ.
Подпись на протоколе равноценна признанию вины. Не вредите себе таким образом, даже если инспектор ГИБДД самый настоящий.
В полицию лучше в таком случае не обращаться. Представьте себе ситуацию – случилось ДТП (причем в темное время суток). О виновнике ничего неизвестно, а вашу машину поставили в розыск. И вот появляетесь вы с кучей оправданий или даже готовностью подписать протокол. Конечно, всю вину радостно повесят на вас!
Виноватым в происшествии вас может признать только СУД!
А согласно п.2 ст.12.27 КоАП РФ :
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вам необязательно доказывать свою невиновность. Но на всякий случай позаботьтесь о том, чтобы у вас было достоверное алиби на момент совершения ДТП.
Если же вы действительно были участником ДТП и скрылись с места происшествия в состоянии стресса или потому, что не заметили столкновения, например, на парковке, алгоритм действий отличается.
В первую очередь нужно определить, действительно ли машина находится в розыске. Это можно выяснить:
– у приставов. При выполнении судебных решений они имеют полный доступ к сведениям, связанным с арестом или розыском различного имущества, в том числе транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» приставы в ответ на запрос должны предоставить сведения о том, наложены ли ограничения на транспортное средство и если да, то какие именно. Кстати, желательно обратиться к приставам и в том случае, если вы намерены купить автомобиль. Такая проверка поможет избежать множества проблем в будущем;
– у сотрудников ГИБДД. К ним стоит обратиться только в тому случае, если у вас есть все доказательства невиновности;
– на специальном онлайн-сервисе ГИБДД. Этот сервис расположен на сайте Госавтоинспекции. Доступ к данным будет доступным после введения VIN-кода. Ищите интересующие вас сведения в рубрике «Проверка нахождения в розыске». Отчет будет предоставлен после введения капчи.
Если окажется, что машина действительно в розыске, вы должны быть готовы к тому, что в любой момент авто могут остановить и вам придется следовать в полицию для выяснения обстоятельств.
Чтобы этого избежать, можно просто поставить машину на стоянку. Срок давности по статье, связанной с оставлением места происшествия ДТП, составляет всего три месяца. Это указано в комментариях к статье 24.5 КоАП РФ. Если ДТП было мелким, то спустя три месяца можно возвращаться к обычной эксплуатации машины. Но если по факту ДТП было открыто уголовное производство (например, по статье 264 УК РФ), машина будет в розыске годами и избежать общения в полицией будет намного труднее.
Как избежать проблем, связанных с появлением автомобиля в базе для розыска?
- Соблюдайте правила дорожного движения. Всегда. Даже в мелочах.
- При покупке машины, которая была в употреблении, обязательно пробейте ее по указанной базе данных. Удостоверьтесь в чистоплотности предыдущего хозяина.
- Если вы все же обнаружили, что ваша машина в розыске, не теряйте самообладания и ищите информацию о том, почему она туда попала.
Привлечь невиновного человека к ответственности не так-то просто, особенно если он обратился за помощью к профессиональному юристу. Не стесняйтесь обращаться за юридической поддержкой к специалистам!
Что делать, если машина в розыске по ДТП?
Если ваша машина находится в розыске по ДТП, на то может быть несколько причин. Поэтому, прежде всего, следует узнать, на каком основании автомобиль так интересует органы ГИБДД. Когда владелец ТС действительно совершил правонарушение, то, вероятнее всего, потребуется понести наказание. А вот если хозяин разыскиваемой машины абсолютно чист, необходимо не просто выяснить, в чем дело, но и защитить собственные интересы. В таких случаях важно не бояться посетить соответствующую инспекцию, потому как игнорирование проблемы способно спровоцировать серьезные трудности в дальнейшем.
Почему авто может оказаться в розыске
Тот факт, что автотранспорт находится в розыске, обычно выясняется в момент проверки документов на посту ГИБДД либо при стандартной остановке машины инспектором. Если водитель действительно свершил какое-либо правонарушение, то вопросов у него возникнуть не должно.
Объявить ТС в розыск могут по следующим причинам:
- сокрытие с места аварийного случая;
- угон автомобиля;
- ущерб имуществу третьих лиц;
- смерть человека в результате ДТП и прочие ситуации.
Чаще всего именно первый пункт выступает основанием для масштабного поиска транспортного средства. Если аварийный случай действительно был зафиксирован, а виновник попросту покинул место происшествия, его не только внесут в базу, но и привлекут к ответственности за подобные действия.
Параграф 12.27 КоАП РФ регламентирует виды санкций, налагаемых на водителей, не исполняющих обязанности на месте дорожного происшествия. Так, за оставление зоны ДТП предусмотрены следующие варианты наказания:
- арест на период до 15 суток;
- лишение прав на управление автотранспортом от 1 года до 1,5 лет.
При этом известно немало случаев, когда автовладелец не допускал никаких промахов, однако в базе зафиксирована совсем иная информация. Нельзя исключать и так называемый развод, когда человеку поступает телефонный звонок якобы из ГИБДД с сообщением, что его машина разыскивается за некое правонарушение. Нередко подобные звонки входят в специальную мошенническую схему, направленную на получение денежных средств с доверчивых граждан.
Так или иначе следует понимать, что обвинения подобного плана не стоит оставлять без внимания. Потребуется предпринять ряд действий, чтобы выяснить, по каким причинам сведения об автомобиле были внесены в поисковую базу, а после восстановить справедливость и доказать, что преступных деяний за хозяином машины не числится. Либо же понести заслуженное наказание и ответить за собственные неправомерные поступки.
Сокрытие с места аварии
Поскольку наиболее частым вариантом, за который авто вносят в базу нарушителей правил движения, считается оставление места аварийного происшествия, следует рассмотреть подробнее, что предпринять в такой ситуации.
Если водителя уведомили о том, что его автомобиль в розыске за сокрытие с места ДТП, прежде всего стоит тщательно подумать, а не случалось ли в последнее время какого-либо прецедента, который можно было бы трактовать как дорожную аварию. Например, человек мог выезжать со стоянки или из двора, забитого машинами, случайно задеть рядом расположенное авто и даже не заметить касания либо посчитать таковое незначительным, тогда как его владелец расценил происходящее именно как столкновение и вызвал инспекцию ГИБДД для оформления протокола. Особенно подобное возможно, если на транспортном средстве остались какие-либо дефекты и повреждения, пусть и малозаметные.
Но что делать, если не было никакой аварии и ситуаций, при которых был зафиксирован факт пусть даже небольшого касания. Никакому автовладельцу не хочется терять возможность водить собственную машину на год или даже полтора, тем более, когда никаких оснований для этого не существует.
К сожалению, ситуации бывают разные и многочисленные рассказы водителей только подтверждают этот факт. Авто может оказаться в базе по ошибке, из-за невнимательности заявителя, по причине мошеннических действий. Словом, если машина разыскивается, но ее собственник понимает, что на нем нет вины за какие-либо нарушения, важно разобраться в проблеме, но действовать потребуется аккуратно и грамотно.
Действия, если авто попало в розыск
Если получены сведения, что автотранспортное средство в розыске по ДТП, ни в коем случае не следует скрываться от представителей правоохранительных органов, подобное поведение может быть рассмотрено как утаивание ценной информации. Однако прямиком идти в ГИБДД также не стоит. Подобное обычно расценивается как признание вины и может только навредить автовладельцу разыскиваемого авто.
Нанести визит в отделение можно после того, как гражданина вызовут в ГИБДД. Это может быть телефонный звонок либо письменное уведомление. И вот здесь важно быть внимательным. Ни в коем случае не стоит подписывать какие-либо бумаги и протоколы, а уж тем более в чем-либо сознаваться, тем более если вины никакой и нет.
Нередко человека вызывают в отделение, он паникует, впадает в замешательство и соглашается на все, лишь бы дело было закрыто. И вот здесь важно понимать, что признать факт вины может лишь судебная инстанция. Словом, следует быть внимательным и сосредоточенным, и ничего не подписывать.
Однако потребуется уточнить детали происшествия:
- где произошло ДТП и когда;
- данные пострадавшего – Ф.И.О., контакты, сведения об авто, номер страховки;
- какая имеется доказательная база.
Стоит уточнить и тот факт, что, если на разыскиваемом автотранспортном средстве нет повреждений, доказать факт причастности к ДТП будет крайне сложно. Отсюда следует, что очень важно зафиксировать машину со всех сторон на видео либо фото, при этом на пленке должна быть обозначена дата.
О наличии алиби, отсутствии повреждений и всех прочих моментах, доказывающих невиновность, стоит сообщить инспектору. Но при этом не нужно бить себя в грудь и усердно пояснять, что причастность к аварии отсутствует. Важно максимально спокойно выяснить все нюансы, рассказать свою версию, при необходимости пройти к автомобилю и изучить его состояние. Зафиксировать все на фото. При необходимости рекомендовано заручиться поддержкой юриста.
В любом случае, если имеется обвинение в виновности и нарушении ПДД, этот факт потребуется еще доказать. Чем должны заниматься судебные органы по инициативе ГИБДД и пострадавшего, если он действительно является таковым.
Есть еще один момент, о котором стоит помнить. Срок давности по розыску авто составляет 3 месяца, если не идет речь об уголовной ответственности. Соответственно, чтобы обезопасить себя, можно просто поставить машину на стоянку на этот период.
Общие советы
Чтобы избежать неприятных сюрпризов, связанных с внесением авто в розыскную базу ГИБДД, стоит придерживаться следующих правил:
- точно соблюдать правила движения и внимательно совершать маневры, пусть и самые элементарные, чтобы избежать даже малейшего касания других авто;
- перед покупкой ТС проверить авто на предмет розыска по базе ГИБДД, потому как мошенники нередко перепродают угнанные машины, с чем приходится разбираться новому владельцу.
Проверить средство передвижения по базе можно прямо на сайте ГИБДД. Для этого потребуется знать VIN-код машины.
При обнаружении, что автомобиль попал в розыск, следует не паниковать, а спокойно разобраться, на основании чего ТС внесли в базу. Вероятно, что реальных оснований для подобных действий не имеется. Особенно ошибку получиться доказать, если у автовладельца имеется алиби, а на машине отсутствуют повреждения. Если же факт аварийного происшествия действительно имел место, стоит связаться с пострадавшим. Возможно, вопрос получиться разрешить мирным путем и закрыть дело без привлечения органов суда.
Виновник ДТП скрылся — как получить выплату ОСАГО
Инструкция в случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, по получению выплаты по страховке без проблем и бюрократических проволочек.
Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?
Порядок действий
Первое, что нужно сделать — максимально успокоиться и «взять себя в руки». В данной ситуации паника может только навредить. Если после аварии ваш оппонент пытается скрыться, важно вовремя среагировать и записать регистрационный номер его транспорта, марку и модель.
Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.
Что запрещают делать компании, предоставляющие услуги обязательного страхования автогражданской ответственности, если водитель виноватый в аварии скрылся с места ДТП сразу после произошедшего:
- Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
- Покидать место происшествия.
- Передвигать повреждённое транспортно средство.
Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.
Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.
Поиск свидетелей
Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.
Одно из лучших доказательств — видеозапись. Следует внимательно осмотреть прилегающую окружность, возможно, на каком-либо здании есть камера. Если свидетель найден, но у него нет времени дожидаться инспектора ГИБДД, обязательно возьмите контакты. Кроме того, можно попросить человека написать показания. Для этого достаточно обычного листа бумаги, в котором указывается:
- Ф.И.О и контакты.
- Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
- Дата и подпись с расшифровкой.
По негласным правилам ОСАГО, если виновник скрылся с места ДТП, а свидетели не найдены, можно обратиться к помощи средств массовой информации, социальных сетей или расклеить объявления рядом с местом аварии. Много информации есть на ресурсе «Ясвидетель.ру». Ещё один вариант — обращение к детективному агенту. Услуга платная, но очень действенная.
Что делать, если виновник не установлен
Если в процессе оперативно-розыскных мероприятий свидетелей найти не удалось, пострадавшему следует обратиться к страхователю. Страховой агент обязан зафиксировать ДТП и предпринять все возможные меры по устранению дефектов на повреждённом ТС. В случае отказа от выплаты ущерба потребуется:
- Написать претензию в страховую компанию.
- Зафиксировать факт её подачи.
- Дождаться ответа от руководства.
- В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.
В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.
Правила оформления протокола
Если виноватый в ДТП водитель скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне следует в обязательном порядке включить аварийные сигналы, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудника ГИБДД. Первое, что нужно сделать при звонке инспектору — сообщить все имеющиеся данные о виновнике. Это поможет найти его по «горячим следам».
После прибытия сотрудника госорганов водителю необходимо предоставить полную информацию о случившемся и привлечь свидетелей (если они найдены). Следующий этап — заполнение протокола. В нём должна присутствовать следующая информация:
- Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
- Подробное описание случившегося.
- Данные о свидетелях, их контакты и показания.
- Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
- Описание погодных условий на момент аварии.
- Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.
Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.
Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.
Уведомление страховой компании
После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.
При отсутствии какого-либо документа компания может отказать в выплате компенсации. Кроме того, сообщить о наступлении ДТП нужно в течение пяти суток с момента происшедшего. Доставить повреждённое транспортное средство клиент обязан также не позднее, чем через пять дней. Все эти вопросы регулируются статьёй 3 ФЗ № 11 «Об ОСАГО».
Действия и пакет документов — как получить выплату
Если виновник аварии скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне необходимо собрать пакет документов и обратиться в свою страховую компанию. В перечень документации входит:
- Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
- Заявление о наступлении страхового случая.
- Водительские права пострадавшего.
- Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
- Документы на транспортное средство.
- Полис ОСАГО.
- Банковские реквизиты для получения компенсации.
- Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
- Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
- Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
После подачи документов страховая компания даёт направление на осмотр транспортного средства. Это необходимо для оценки причинённого ущерба. Определение суммы компенсации проходит в два этапа — первичный осмотр и более тщательная экспертиза (при необходимости). Определённой формулы нет, но есть правила расчёта ущерба, установленные ЦБ РФ (Центробанком). При формировании суммы специалист учитывает:
- цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
- расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
- амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
- стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
- цену транспортного средства до аварии.
По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.
Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.
Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО
Отсутствие страхового полиса обязательного страхования у водителя виноватого в аварии — не редкость. Но как быть в такой ситуации? В этом случае нужно собрать пакет необходимых документов — справка из ГИБДД, паспорт владельца ТС, ПТС и протокол с места происшествия. Далее есть два варианта решения вопроса:
- Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
- Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.
Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.
В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.
Автомобиль в розыске по ДТП. Что делать владельцу?
Предположим, что вашим автомобилем серьёзно интересуются сотрудники ГИБДД. Говоря простым языком, он находится в розыске. Да, если было совершено какое-то правонарушение, то здесь всё предельно ясно и понятно, но мы сейчас будем рассматривать ситуацию, при которой владелец ТС абсолютно чист.
Конечно, если вы точно знаете, что за вами нет никаких грехов, то в первую очередь захотите разобраться и выяснить причину ареста. Главное не игнорировать проблему и начать выяснять всё сразу.
Причины, по которым автомобиль может оказаться в розыске. Знаете как бывает, едешь, никого не трогаешь. Сотрудник ГИБДД останавливает вас и сообщает, что мол, автомобиль ваш находится в розыске. Давайте обозначим основные причины для ареста:
– Скрылись с места ДТП.
– Угнали транспортное средство.
– Причинили ущерб имуществу 3-х лиц.
– Смерть человека в результате аварии и т.д.
Если авто относится к первому пункту, то вероятнее всего, искать его будут наиболее активно. Если ДТП зафиксировали, а виновник скрылся с места аварии, то его автомобиль сразу же попадёт в розыскную базу. Уйти от ответственности не получится. Те, кто решит скрыться с места ДТП, могут попасть за решётку на 15 суток, либо лишатся прав на 1-1,5 года. Согласитесь, что тут будет глупо спокойно разъезжать по городу. Если владельца ТС остановят, то он наверняка будет знать за что.
Но бывают ситуации, когда автомобилист вроде бы абсолютно перед законом чист, но его автомобиль в базе ГИБДД фигурирует. Что делать в таком случае? Обычно человеку звонят, представляются сотрудником ГИБДД и говорят о том, что его автомобиль находится в розыске. Не рассказывайте никакую информацию о себе по телефону, если знаете, что за вами никаких нарушений не стоит, то тогда спросите адрес отделения и время когда можете приехать для выяснения обстоятельств. Возможно с вами разговаривает мошенник.
Скрылся с места аварии. Если вам сказали о том, что вы оставили место ДТП и сейчас должны понести за это наказание, постарайтесь вспомнить не попадали ли вы действительно в какую-нибудь похожую ситуацию. Возможно вы выезжали со двора, который был наполнен автомобилями и случайно кого-нибудь задели. Вы уехали, даже не заметив того, что кого-нибудь ударили, а владелец другого авто так не посчитал и вызвал сотрудников ГИБДД для оформления протокола. В подобной ситуации виновника ДТП обязательно занесут в базу ГИБДД и когда его остановят для проверки документов, то наверняка этот факт вскроется. Здесь лучше согласиться и понести наказание, скорее всего это будет штраф.
Но что, если всё-таки действительно возникла какая-то ошибка? Практика показывает, что произойти может всё, что угодно. Здесь важно не поддаваться на провокации и постараться разобраться в проблеме.
Действия автомобилиста. Главное пойти сразу на контакт с правоохранительными органами. Но идти в ГИБДД самостоятельно не стоит, иначе этот поступок могут расценить как признание вины. Пришла повестка, либо вас остановили сотрудники ГИБДД, вот тогда вы можете отправиться в отделение. Бывает, что автомобилист начинает паниковать и соглашается на всё, лишь бы дело быстрее закрыли. Но не забывайте, что виновным вас может признать только суд. Проверяйте всю информацию и не подписывайте никаких документов не прочитав их.
Уточняем детали происшествия.
1. Обязательно уточните место и время ДТП.
2. Уточните данные человека, который пострадал. Важны все детали: ФИО, контакты, информация об автомобиле.
3. Доказательная база.
Эта информация нужна прежде всего для того, чтобы вспомнить, попадали ли вы действительно в такую ситуацию или нет. Может быть вы вообще в это время были в другом месте и у вас есть алиби. Если вас не было на том месте, то тогда сообщите об этом сотруднику ГИБДД. Важно рассказать свою версию и показать автомобиль, наверняка, если вы попадали в аварию, то на нём будут царапины, вмятины и т.д. В любом случае факт невиновности нужно будет доказывать.
ВАЖНО! Не забывайте, что существует так же понятие “срок давности по розыску”, кстати, он составляет ровно 3 месяца. Если вам вменяют не уголовную, а только к административную ответственность, то никто вас привлечь к ответственности не сможет. Некоторые, пользуясь этим, оставляют ТС на три месяца в гараже и не пользуются им.
В любом случае, если вы уже узнали, что автомобиль находится в розыске, не паникуйте. Введите на сайте ГИБДД VIN-код вашего авто и посмотрите не висит ли на нём каких-нибудь грешков. Но если вы сами знаете, что действительно по каким-то причинам оставили место аварии и вас ищут, то возможно стоит связаться с пострадавшими и постараться урегулировать конфликт в досудебном порядке.