Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу

Выехал на встречку: как накажут

По статистике судебного департамента при Верховном суде выезд на встречную полосу входит в пятерку самых популярных нарушений наряду с ездой в нетрезвом виде и оставлением места ДТП. Такой маневр создает опасность всем участникам движения, поэтому из-за пересечения сплошной часто случаются аварии со смертельными жертвами.

В первый раз водитель заплатит минимальный штраф, а при повторном пересечении сплошной ему не избежать лишения прав. Инспектор ГИБДД направит протокол в мировой суд, где судья будет решать, на сколько отстранить водителя от управления машиной. Если повторное нарушение зафиксировала камера, то автолюбитель заплатит только штраф.

Можно ли избежать наказания

Выезд на полосу встречного движения зачастую случается из-за невнимательности автомобилиста, который пересекает сплошную или обгоняет при запрещающем знаке, поэтому оспорить наказание могут лишь единицы.

Так, в Ленинградской области водитель обогнал машину на пешеходном переходе, за что мировой судья лишил его прав на 4 месяца по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Автомобилист не согласился с решением, обратился к экспертам. Они изучили запись видеорегистратора и установили, что на ней не видно опережения по пешеходному переходу. В суде выводы специалистов в качестве доказательства не приняли, ведь они не подтверждают нарушение ПДД автолюбителем. Судья ВС Сергей Никифоров поддержал позицию коллег: рапорт инспектора, показания свидетеля, схема ДТП, с которой водитель согласился, опровергают доводы о его невиновности и направлены на иную оценку исследованных доказательств (дело №33-АД20-2).

Но, если инспектор ГИБДД допускает существенные нарушения при составлении протокола, то наказание получится оспорить. В Самаре автолюбитель повернул налево на перекрестке, пересек сплошную и оказался на встречке. Нарушение зафиксировала камера, и отправила данные об автомобиле инспектору, который назначил водителю штраф 5000 рублей по ч. 2 ст. 12.16 КоАП.

Автомобилист пожаловался в Советский районный суд г. Самары, так как в постановлении не указали, что нарушил водитель своим маневром. Судья Денис Борченко решил, что заявитель не предоставил доказательств, подтверждающих, что тот повернул налево не из крайней левой полосы. Напротив, автолюбитель не исполнил требования знака “Направление движения по полосам”, поэтому судья оставил штраф в силе (дело №12-381/2017). С его позицией согласился Самарский областной суд, так как камеру, зафиксировавшую нарушение, проверили надлежащим образом, а на фото видно поворот налево, который нарушает ПДД (дело №4А-1373/2017).

При рассмотрении жалобы автомобилиста в Верховном суде судья Сергей Никифоров установил, что в постановлении сотрудник не написал, какой пункт ПДД нарушил водитель, а судьи районного и областного суда самовольно указали о несоблюдении знака “Направление движения по полосам”. Изучив фото, судья ВС не увидел запрещенные маневры, которые якобы совершал автомобилист, и потому прекратил производство по делу (дело №46-АД18-5).

Эксперты: используйте видеозаписи

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации, связанной с выездом на встречную полосу, относится объезд препятствия через сплошную, когда им является неисправный или припаркованный автомобиль. Сотрудники ГИБДД выписывают протокол как за выезд на встречку, а в суде крайне сложно доказать, стояла ли там машина, мешающая движению.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько утверждает, что в подобных делах автолюбителю могут помочь записи видеорегистратора или городских камер видеонаблюдения. Об истребовании и приобщении таких доказательств необходимо письменно ходатайствовать. Также будет полезным внимательно изучить протокол, в котором должно быть указано нарушение конкретного пункта ПДД и ответственность за него.

Кроме того, автомобилисту следует ходатайствовать перед судом об истребовании в дорожной службе схемы дислокации дорожных знаков и разметки, ведь зачастую только она может прояснить, как именно расположены знаки и иные элементы дорожной инфраструктуры, замечает Радько: “Нужно понимать, что презумпция невиновности по подобным делам практически не работает и доказывание невиновности – главная задача для избежания несправедливого наказания”.

Рубрика “Вопрос-ответ”

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин отвечает, что наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП наступит независимо от того, заехало ли на встречку лишь одно колесо машины или полностью. Вместе с тем, одна сплошная разделяет проезжую часть в опасных местах и запрещает выезжать на встречку, а двойная сплошная разделяет дорогу с двумя или тремя полосами при ширине полос более 3,75 м.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин поясняет, что, исходя из судебной практики, отсутствие предупреждающей разметки не является безусловным основанием для отмены наказания (дело №12-63/2013). Суд будет в совокупности оценивать обстоятельства спора и прежде всего установит, мог ли водитель увидеть дорожную разметку.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин говорит, что хотя выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД, но такой маневр разрешен при крайней необходимости, например, для предотвращения аварии. Если автомобилист смотрел видеозапись, но в материалах дела её нет, то водитель может ходатайствовать перед судом о её приобщении. “Это требование рассматривается незамедлительно, а при отказе суд выносит определение” – добавляет эксперт.

Наказание за «встречку»: чем угрожает ч. 4 ст. 12.15 КоАП?

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Выезд на «встречку» нарушение серьезное, и да, за него действительно могут отобрать водительское удостоверение. Могут, но не обязаны – предусмотрен и альтернативный вид наказания в виде штрафа. Конечно, если вы лихач, и за плечами с десяток неоплаченных протоколов – быть беде. Но если выезд на «встречку» был случайностью, перспектива стать пешеходом на полгода туманна. Но все же есть.

Мы в Правовед.RU знаем, как избежать лишения прав за такие грешки на дороге, и готовы делиться актуальной информацией с пользователями. Но обо всем по порядку.

Читайте также:  Водительские права категории е

Санкция: что угрожает водителю?

Выезд на полосу встречного движения, равно как и на трамвайные пути встречного направления, если это не связано с объездом препятствия, квалифицируется как административное правонарушение по части 4 статьи 12.15 КоАП. Санкция части предусматривает два вида ответственности:

  • штраф 5 тыс. рублей;
  • лишение прав на 4-6 месяцев.

Но применить их можно только при условии, что выезд на «встречку» был совершен с нарушением ПДД – маневр должен быть прямо запрещен Правилами (Определение КС РФ № 6-О-О от 18.01.2011). Перечень случаев, когда такой выезд считается нарушением, определен п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 20 от 25.06.2019, в том числе движение по встречной полосе:

  • на любой дороге с двусторонним движением, если она разделена трамвайными путями, разделительной полосой и другими запрещающими пересечение видами разметки;
  • для обгона или объезда на дороге с двусторонним движением и четырьмя и более полосами движения;
  • если это крайняя полоса на дороге с тремя полосам, средняя из которых предназначена для движения в обоих направлениях;
  • для обгона движущегося впереди ТС, совершающего обгон или объезд препятствия по той же полосе;
  • для объезда стоящего перед ЖД-переездом транспорта и так далее.

Если выезд на «встречку» нарушает требования дорожных знаков или разметки, это может стать основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП, только если такой знак или разметка нанесены в соответствии с законодательством и отражены на схеме организации дорожного движения. Если есть сомнения в их законности, при рассмотрении дела требуйте истребования такой схемы.

Штраф или лишение?

Лишение прав изначально рассматривается Кодексом как наказание за грубые нарушения ПДД (ст. 3.8 КоАП). Другими словами, оно носит более строгий характер, нежели денежное взыскание, а потому и угрожает только злостным нарушителям за дерзкое и систематическое пренебрежение ПДД. Остальные же могут рассчитывать на штраф.

Но от чего зависит: штраф или лишение прав? Как определяется грубость и систематичность нарушения? Исключительно индивидуально и с учетом обстоятельств конкретного дела. При его рассмотрении должностное лицо ГИБДД или судья (если полиция передала дело в суд) обязаны учитывать характер и особенности правонарушения:

  • длительность движения по встречной полосе;
  • траекторию движения;
  • дорожную обстановку, состояние разметки;
  • мотивы водителя, его личность, имущественное и семейное положение;
  • наличие препятствий на дороге и иных уважительных причин;
  • наличие отягчающих (повторность, состояние опьянения и пр.) и смягчающих (раскаяние, оказание содействия в расследовании, состояние аффекта, стечение тяжелых семейных обстоятельств и пр.) вину обстоятельств;
  • систематичность и повторность однородных административных нарушений, наличие непогашенных штрафов и прочие обстоятельства.

Совокупность этих фактов позволяет объективно оценить, было ли нарушение ПДД достаточно грубым, чтобы повлечь лишение прав или все-таки можно ограничиться штрафом. Ключевую роль здесь сыграет и то, что вы скажете инспектору при составлении протокола.

Что сказать инспектору?

Представим, что претензия инспектора обоснована: вы действительно выехали на «встречку» в нарушение ПДД. Но тот факт, что вас застукали, еще не значит, что вы не имели уважительных причин.

Например, вы могли не заметить осевую разметку, так как она стерлась или была занесена снегом. Но ее отсутствие придется доказать, без оспаривания наличия разметки или знаков аргумент «не заметил» не работает (Постановление ВС Татарстана по делу № 4а-745/2019 от 29.04.2019). Или, скажем, вас вынесло на встречную полосу из-за экстренного торможения в опасной дорожной ситуации. Так как умысла в нарушении ПДД не было, за такое не накажут.

Можно и вовсе давить на то, что инспектор ошибся, и вы отнюдь не пересекали разметки, а лишь наехали на нее колесом. Либо причиной выезда стал лежащий на дороге человек. Который, правда, сразу встал и ушел. А может быть на пассажирском сидении была рожающая жена или бабушка с подозрением на сердечный приступ, срочно нуждающаяся в госпитализации?! Правда, чтобы такие аргументы сработали, запаситесь доказательствами и представьте их группе разбора или судье.

Судебная практика

Судебная практика по части 4 статьи 12.15 КоАП, прямо скажем, неоднозначна и в каждом конкретном случае отличается, что связано с индивидуальными обстоятельствами каждого конкретного дела. Мы обратили внимание на наиболее показательные примеры, которые помогут водителям выработать правильную стратегию защиты. Итак, разбирая свою ситуацию, вам стоит обратить внимание на то, что:

  • в постановлении о назначении водителю наказания должен быть указан конкретный пункт ПДД, который был им нарушен, а иначе оно незаконно (Постановление ВС РФ № 18-АД16-169 от 12.12.2016);
  • отсутствие в протоколе сведений о понятых и свидетелях, а также несохранение видеозаписи нарушения и прочие процессуальные нарушения при составлении протокола вызывают неустранимые сомнения в виновности лица, а потому постановление подлежит отмене (Решение Иркутского областного суда № 21-252/2019 от 29.04.2019);
  • ссылка водителя на то обстоятельство, что он работает водителем, может стать основанием для неприменения к нему наказания в виде лишения прав только тогда, когда он может подтвердить, что занимается таким видом деятельности официально и на законных основаниях (Постановление Ульяновского облсуда по делу № 4А – 374/2019 от 23.09.2019);
  • выезд на «встречку», обусловленный крайней необходимостью, то есть совершенный в целях устранения опасности, даже если он совершен в нарушение ПДД, не может быть основанием для привлечения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. (Определение КС РФ № 6-О-О от 18.01.2011);
  • выезд на «встречку» квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП только в тех случаях, когда это прямо запрещено ПДД. Если движение по встречной полосе сопровождается другими правонарушениями, не связанным с запретом такой езды, ч. 4 ст. 12.15 КоАП не применяется, а правонарушение подлежит переквалификации (Постановление ВС РФ № 12-АД16-1 от 29.02.2016);
  • совершение неумышленного выезда на встречную полосу при наличии у нарушителя смягчающих обстоятельств (наличие на иждивении детей, инвалидов, характер работы, требующий использование ТС) может быть основанием для замены наказания в виде лишения прав на штраф (Решение Каякентского районного суда по делу № 12-64/2015 от 24.07.2015).
Читайте также:  Амнистия для лишенных водительских прав

Закончим тем, чем и начинали: не спешите прощаться с правами, подумайте лучше о том, что может вас оправдать!

Статья 12.15, часть 4 за выезд на встречку: как избежать лишения прав, какие сроки давности?

Не все водители знают, что за выезд на встречную полосу движения и обгон предусмотрена вилка наказания: могут оштрафовать, а могут лишить прав. И если вы готовитесь к худшему – не спешите с выводами! Чаще всего водителям назначают денежное взыскание. К тому же есть способы обезопасить себя от худшего сценария, а в ряде случаев смягчить наказание или вовсе его избежать. Если вы оказались между молотом и наковальней по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, читайте нашу публикацию – в ней мы расскажем о судебной практике, о том, как определяется вид наказания, кто и где его выносит, как грамотно выстроить защиту, а также как переквалифицировать статью Кодекса на другую.

Наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: штраф или лишение прав?

Вид наказания зависит от ряда факторов. Они универсальны и применяются в каждой конкретной ситуации. Поэтому, если вас поймали за нарушение п. 9.1.1 ПДД Выезд на встречку, взгляните на критерии ниже и попробуйте прикинуть шансы отделаться штрафом.

Критерии определения наказания

Итак, какие факторы влияют на назначение штрафа или лишения прав по статье 12.15 за выезд на встречку?

  1. Смягчающие условия, например – признаёте ли вы вину, когда остановились (сразу или только через 2 км), находились ли в состоянии аффекта (душевных переживаний) и другие.
  2. Отягчающие обстоятельства, к примеру – повторные нарушения по ст. 12.15.4 КоАП и вообще любые другие правонарушения, равно как и езда в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Объезд препятствия, например – стоящих участников ДТП, лежачего человека и других внезапных объектов на дороге.
  4. Вынужденная необходимость, скажем – чтобы уйти от лобового столкновения с мчащимся впереди автомобилем.

Словом, инспекторы ГИБДД или судья будут выяснять, был ли с вашей стороны выезд на встречную полосу, в каких обстоятельствах это произошло, каким было полотно дороги, а также была ли создана опасная ситуация для других участников движения. И с учётом этих факторов примут решение – назначить штраф или временно превратить вас в пешехода.

Когда и какой штраф?

Практика показывает, что чаще всего водителей наказывают рублём.

Штраф за выезд на встречную полосу движения в тех случаях, когда это запрещено – 5 000 рублей.

Обратите внимание! Штраф по 12.15.4 КоАП РФ не могут выписать “на месте”. Даже если вас остановил сотрудник ИДПС, он может лишь оформить протокол, а затем обязан передать его непосредственному начальнику в отделение ГАИ. Если дорожный автоинспектор предлагает оплатить “деньгами” на месте – знайте, что это жирный намёк на получение взятки. Ни в коем случае не соглашайтесь на такой вариант! Определять вид наказания будет начальник ГИБДД на разборе. Он же и составит постановление, если посчитает, что характер нарушения тянет на штраф.

Когда и где лишают прав?

Если штраф могут выписать в ГИБДД, то лишить удостоверения водителя может исключительно судья. При этом служитель Фемиды может ограничиться и назначением денежного взыскания.

Ответ на вопрос, когда могут лишить прав, содержится в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ:

…за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом… за уклонение от исполнения иного административного наказания

Вообще, лишение водительских прав – это крайняя мера. Она угрожает лишь злостным нарушителям ПДД и тем, кто пренебрегает обязанности вовремя оплачивать административные штрафы. Если вы из числа лихачей и у вас накопилась гора “писем счастья”, то, скорее всего, решение суда вас не обрадует – заберут права на срок от 4 до 6 месяцев. Остальные нарушители могут рассчитывать на штраф в 5 000 рублей.

Могу ли я отделаться штрафом за выезд на встречку в 2022 году?

Да, и это хорошая новость для тех, кто впервые выехал на встречку и с тревогой ожидает наказания. Тем более, что штраф можно оплатить со скидкой в 50% и тогда выйдет всего 2 500 рублей.

Если у меня не было штрафов?

Большая вероятность, что права не заберут.

Отсутствие штрафов характеризует вас как добропорядочного и ответственного водителя. А значит, скорее всего, высшее должностное лицо ГИБДД выпишет постановление об административном штрафе в 5 000 рублей. Но при условии, что отсутствуют отягчающие обстоятельства – вы осознали свою вину, не были в состоянии алкогольного опьянения и не спровоцировали массовое ДТП.

Если вовремя оплачены?

Даже если вы сразу оплатили предыдущие штрафы за год – это считается отягчающим фактором. Но почему? А дело в том, что к такому решению пришёл Верховный Суд и теперь, в 2022 году, нижестоящие суды учитывают данный фактор.

Поясняем: если в течение года вас наказывали за отсутствие ОСАГО, за автобусную полосу или за ту же встречку, вы их оплатили, а теперь попались за выезд на встречную полосу – суд посчитает это отягчающим обстоятельством в силу однородности правонарушений (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 года). И вот тут для вас возникает угроза лишиться водительских прав. Правда, даже в такой ситуации судья смотрит на комплекс критериев, в том числе и на смягчающие наказание. Шанс отделаться штрафом по-прежнему есть.

Читайте также:  Судебная практика по делам о лишении водительских прав

Если нарушение зафиксировано камерой?

Ожидайте “письмо счастья” со штрафом в 5 000 рублей.

Да, выезд на встречку под камерой грозит лишь штрафом. И не важно, что вы попались во второй или третий раз за год. Камера и в этом случае зафиксирует выезд на встречку, а вам снова придёт письмо со взысканием на сумму 5 000 рублей – в силу ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.

Вынесение наказания за выезд на встречную полосу в суде

Выше мы указали, что суд принимает решение о наказании водителю с учётом характеристики нарушения и разных обстоятельств. Рассмотрим их подробнее.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

Логично, что в вашу пользу играют смягчающие условия. Их можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ, а мы их перечислим в контексте выезда на встречку.

  • Раскаяние в том, что вы нарушили ПДД;
  • Сразу съехали с запрещённого участка дороги (на ту же попутную полосу);
  • Явились с повинной;
  • Оказали содействие сотрудникам ГИБДД в рассмотрении дела;
  • Предотвратили вред от нарушения;
  • Возместили ущерб потерпевшим от вашего выезда на встречную полосу движения (например, оплатили ремонт чужого автомобиля);
  • Совершили нарушение в аффекте, например – вследствие семейного горя или сильных душевных терзаний;
  • Статус несовершеннолетнего водителя;
  • Наличие беременности, малолетних детей.

Любой из этих факторов идёт в зачёт, то есть подталкивает судью к убеждению назначить минимальное наказание в виде штрафа.

С другой стороны – отягчающие обстоятельства. Они, напротив, склоняют чашу весов правосудия в сторону лишения водительских прав.

Отягчающие факторы расписаны в ст. 4.3 Кодекса:

  • Продолжение противоправного поведения, например – вас не остановил ни взмах жезла сотрудника ИДПС, ни громкоговоритель из мчащейся за вами полицейской машины, вы продолжали ехать по встречке, создавая аварийную ситуацию на дороге;
  • Вас поймали с нарушением ПДД во второй раз в течение года;
  • Объявление стихийного бедствия или ЧП;
  • Нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Желательно, чтобы ни одного из этих факторов не было, иначе вместо денежного штрафа вы рискуете стать пешеходом на срок от 4 до 6 месяцев, а то и на год.

Позиция защиты

Чтобы не забрали права, нужно продумать алгоритм действий при посещении ГИБДД или суда. Есть общие рекомендации, они успешно опробованы на практике другими водителями и юристами.

  1. Не пытайтесь уйти от ответственности, признайте вину в полном объеме.
  2. Сообщите, что вы ни в коем случае не хотели нарушать ПДД, а выехали на встречку по своей неосторожности и неосмотрительности.
  3. Принесите на разбор в ГАИ или в мировой суд ряд документов, а именно – положительную характеристику с места работы и от участкового, свидетельства о рождении детей (если есть дети), удостоверение пенсионера, инвалида. Уточните в ГАИ, приобщат ли они к делу справку об отсутствии административных взысканий? Если нет – самостоятельно её закажите и предоставьте мировому судье.
  4. Делайте акцент на том, что автомобиль вам нужен для поездки на работу, развоза детей в учебные заведения, доставки продуктов пожилым родителям и т.д.

Если вы произведёте благоприятное впечатление и действительно раскаетесь в правонарушении, есть шанс откупиться штрафом.

Важное замечание!

Можно ли вообще избежать наказания по статье 12.15 КоАП РФ?

Да, но только при определенных обстоятельствах, о которых мы расскажем ниже.

Если была крайняя необходимость

Можно вообще избежать штрафа и лишения прав.

Определение понятия “крайняя необходимость” закреплено в статье 2.7 КоАП РФ:

“Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред”

И в нашем случае выезд на встречную полосу был единственным выходом из положения дабы предотвратить опасность.

Пример: Водитель вынужденно выехал на встречку в ночное время из-за того, что на него ехал другой автомобиль без световых приборов и габаритных огней. Съехать с дороги не было возможности – на обочине лежали большие камни и росли деревья. Манёвр выезда на встречную полосу был совершён с целью уйти от лобового столкновения с едущим не по своей полосе ТС.

В любом случае вам предстоит доказывать факт “крайней необходимости”. Суду недостаточно слов, нужны доказательства: видео с регистратора, фото, показания свидетелей, схема ДТП, экспертизы и прочее. Если суд признает, что вы действовали в состоянии крайней необходимости, состава правонарушения не будет и никакие наказания не грозят.

Положительный пример из практики, когда Верховый Суд оправдал действия водителя за выезд на встречку с целью избежать лобового столкновения представлен Постановлением ВС РФ № 16-АД11-8 от 16 августа 2011 года.

Объезд препятствия

Вилки наказания нет, и штраф в разы меньше.

Но если вы объедете через встречку транспортное средство, которое нельзя считать препятствием (автобус на остановке или пробка из машин) – накажут штрафом в 5 000 рублей или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Читайте также:  Лишение прав на вождение автомобиля

В то же время разрешается объезд через полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, если впереди нет ж/д переезда.

Вынужденный объезд препятствий через встречку наказывается штрафом по ст. 12.15.3 КоАП РФ, а там суммы от 1 000 до 1 500 рублей. И никакой угрозы, что у вас отберут водительские права.

Если водитель-инвалид

Его не могут лишить водительских прав. Об этом прямо утверждает ч. 3 ст. 3.8 Кодекса, правда, с одной оговоркой… первое нарушение!

Если водитель с инвалидностью повторно нарушит ПДД с выездом на встречку, у него могут отобрать права на 12 месяцев. Если же нарушение запечатлеет камера видеонаблюдения – выпишут штраф в размере 5 000 рублей (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Переквалификация на другую статью

Если знать ПДД, можно избежать высокого штрафа.

  • Например, если вы наехали на сплошную, а полностью её не пересекли – это нарушение п. 9.7 ПДД, за что вам грозит штраф 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15 КоАП). Никаких иных санкций здесь нет. И здесь вам должны помочь данные с регистратора и показания свидетелей.
  • Другая ситуация связана с разворотом через сплошную или двойную сплошную – здесь также не могут вменять вилку наказаний за выезд на встречную полосу движения. Потому что в случае разворота и пересечения разделительной линии под 90 градусов, ваш манёвр подпадает на санкцию по 12.16.2 Кодекса, а там светит от 1 000 до 1 500 рублей, а никак не 5 000 с риском остаться пешеходом.

Здесь уместно привести решение Майкопского районного суда Республики Адыгеи № 97/2002 от 2 сентября 2011г., где водителя хотели привлечь за выезд на встречную полосу, в то время как он поворачивал налево и нарушил требования разметки – а это ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, с максимальным наказанием 1 500 рублей. И судья встал на сторону автовладельца.

Сроки давности

Если срок истёк, а постановление или решение суда не вынесено – административная ответственность исчезает.

Что это значит? Если на вас составлен протокол за выезд на полосу встречного движения, его передадут начальнику ГИБДД. Высшее должностное лицо выносит постановление о назначении штрафа в течение 15 дней. Но в то же время сроки давности по АПН не могут превышать 2 месяцев, а если дело рассматривает мировой суд – не более 3 месяцев (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса). Истечение этих сроков говорит о том, что к вам не могут применить вилку и вообще наказывать за выезд на встречную полосу движения.

Опять же, отмечаем решение Промышленного районного суда г. Самары. Водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, но в силу истечения 3-месячного срока давности суд принял решение прекратить производство по административному правонарушению. Но, что примечательно, сам водитель на звонки не отвечал и никак не связывался с судом – тем не менее, избежал ответственности за “не дешёвое” правонарушение.

Процессуальные нарушения

Обжалованию подлежит не вменение наказания, а действия/бездействия сотрудников ИДПС. Подойдёт, если вы хорошо знаете ПДД, свои права и порядок выстраивания защиты.

На что можно обратить внимание суда:

  1. Отсутствие сведений о понятых и свидетелях (если они есть);
  2. Отсутствие видеозаписи выезда вашего автомобиля на встречную полосу движения – к слову, сами судьи обязывают представителей ГИБДД предоставлять им подобные доказательства вины водителей;
  3. Ненадлежащее извещение о дате и времени рассмотрения дела об АПН.

На основе этих и других обстоятельств вы можете отменить постановление и избежать наказания по ст. 12.15.4 КоАП РФ.

Иркутский водитель пытался прекратить производство по делу и отменить штраф в 5 000 рублей, но мировой судья его не поддержал – так иркутчанин дошёл с жалобой до областного суда. Оказалось, что основания для отмены штрафа действительно имелись: отсутствовали свидетели и понятые, не был допрошен инспектор ИДПС, видеозапись фиксации правонарушения не сохранилась на CD-диске (её и не смотрели). Решением Иркутского областного суда № 21-252/2019 дело было направлено на новое объективное рассмотрение, с учётом вновь предоставленных доказательств.

За какие нарушения грозит наказание по 12.15.4?

Чтобы подытожить вышесказанное в статье, еще раз напомним запрещённые манёвры, за которые могут наказать по ст. 12.15.4 КоАП РФ:

  • Обгон через одну сплошную линию;
  • Аналогичное движение ТС через двойную сплошную;
  • С выездом на встречку трамвайных путей;
  • Объезд объекта, который не относится к препятствию на дороге (например, остановившийся по Правилам автомобиль или затор из десятка машин).

Чтобы не попасть на вилку наказаний, следите за дорожной разметкой и знаками. Особенно за знаками! Ведь при неблагоприятных погодных условиях разметка может “затеряться” под снегом или грязью. Тем более, что по ГОСТу Р 52289-2004, если дорога состоит из 2-х и более полос движения для каждого направления, знак “Обгон запрещён” должен дублироваться. То есть быть и справа, и слева.

Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет

Выезд на встречную полосу — серьезное нарушение, которое чаще всего наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев либо до 12 месяцев, если совершается повторно в течение года. Штрафом в размере 5000 руб. дело ограничивается, только если нарушение зафиксировано камерой (либо в редких случаях по решению суда). При этом есть масса ситуаций, когда выезд на встречку квалифицируется по другим статьям либо вообще не подразумевает нарушения.

В большинстве ситуаций, когда это запрещено, выезд на встречку подразумевает лишение прав, объясняет автоюрист Сергей Смирнов. Это касается движения по встречной полосе, обгона через сплошную линию разметки, выезда на трамвайную полосу встречного направления, а также движения по односторонней дороге в противоположном направлении. Причем езда задом по односторонней дороге тоже квалифицируется как движение по встречной полосе с теми же последствиями.

Читайте также:  Как заменить водительское удостоверение при смене фамилии

На дорогах, где в одном направлении организовано движение автомобилей, а в другом — маршрутного транспорта, действуют те же самые правила. Выезд на полосу, предназначенную для встречного автобуса, подразумевает лишение прав, причем одновременно водителя можно наказать и за движение по полосе для общественного транспорта. А вот если выехать на сторону дороги для движения маршрутного транспорта, но в попутном направлении, прав не лишат. Это действие равносильно выезду на обычную выделенку со штрафом 1500 руб. или 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Существует целый набор типичных ошибок, когда при повороте налево водитель может лишиться прав. Все они так или иначе связаны с выездом на встречную полосу, поэтому и квалифицируются соответствующим образом. Первый вариант — срезка траектории, когда автомобиль при повороте попадает в нужную полосу, предварительно зацепив встречную. Второй — слишком ранний поворот, когда машина начинает маневр, уже находясь на встречной, например при объезде стоящего на светофоре автомобиля. Большой ошибкой также является разворот на перекрестке через полосу встречного, а не попутного движения, что тоже грозит лишением прав.

Российские ПДД разрешают совершать обгон на перекрестке только при движении по главной дороге и при условии, что разметка и знаки позволяют такие маневры. Во всех иных ситуациях обгон запрещен — это касается движения и по второстепенной дороге, и на перекрестке, который регулируется светофором либо инспектором ГИБДД. Обгон в такой ситуации однозначно трактуется как запрещенный выезд на встречную полосу с последующим лишением прав.

Легальный обгон, который был завершен после окончания прерывистой линии разметки, тоже трактуется как незаконный выезд на встречную полосу. «Многие водители пытались судиться, объясняя, что выехали на встречку, когда это было разрешено. Но Верховный суд разъяснил, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что успеет завершить маневр по правилам», — добавляет Сергей Смирнов. Это решение юрист считает логичным, так как сплошная линия появляется уже там, где нахождение на встречной полосе является опасным.

Правила не регламентируют, что именно считать выездом на встречную. «Установлено наказание именно за факт выезда, поэтому формально выездом считается попадание на встречную полосу любой части автомобиля, даже если это половина колеса», — объясняет юрист. Идея в том, добавляет Смирнов, что теоретически даже половины колеса достаточно для тяжелой аварии, если выступающая часть автомобиля на скорости столкнется с встречной машиной, которая по праву будет находиться на своей полосе.

Прерывистая разметка вполне может соседствовать с запрещающим обгон знаком, и в этой ситуации выезд на встречную полосу запрещен. Однако Сергей Смирнов уточняет, что на дорогах такая комбинация встречается редко: «Такое бывает, если выставлен временный знак запрета обгона, например в зоне ремонтных работ. И нарушение в этом случае, разумеется, грозит лишением прав». С другой стороны, под знаком запрета обгона может находиться табличка начала действия знака, добавляет юрист: «Под знаком стоит табличка, которая говорит о том, что через 500 метров обгон будет запрещен. Но многие не разбираются и думают, что обгон запрещен уже с этого места, поэтому боятся выходить на встречную».

Более серьезное наказание за две сплошных не более чем миф. Закон не делает разницы между пересечением одинарной или двойной линий разметки. «Одинарная разметка рисуется обычно там, где на дороге есть только две полосы для движения, а двойная — там, где их как минимум четыре. Нет никакой разницы, выехали вы на встречку через одинарную или двойную линии — наказание будет одинаково строгим», — объясняет Смирнов.

Кроме перечисленных выше случаев с явным движением по встречной полосе, сами по себе маневры поворота и разворота через сплошную линию являются более мягкими нарушениями и не наказываются лишением прав. Такие маневры описываются частью 2 ст. 12.16 КоАП и наказываются лишь штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Разворот на перекрестке с пересечением односторонней дороги вообще не является нарушением, хотя водитель в момент маневра кратковременно движется во встречном направлении. Сергей Смирнов полагает, что это слишком лояльный подход: «По логике это столь же опасное нарушение, потому что не важно, в результате чего автомобиль оказывается на встречке и создает там опасность — просто едет, поворачивает или разворачивается».

Заезды на АЗС, парковку магазина или другую территорию, которая не относится к дорожной сети, часто бывают организованы по схеме одностороннего движения: въезд с одной стороны, выезд — с другой. При этом оба обозначены знаками направления движения и «кирпичами» с неверных сторон. Однако нарушение порядка проезда на прилегающих территориях квалифицируется по-другому. Даже если водитель выехал с заправки под запрещающий знак через въезд, ему могут выписать только предупреждение или штраф 500 руб. по части 1 ст. 12.16 КоАП.

Правила позволяют обгонять тихоходные транспортные средства, которые едут не быстрее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен», причем тихоход должен быть обозначен красным треугольником с желтой окантовкой. Но стоит иметь в виду, что обгон разрешается при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Раньше дозволялось обгонять тихоходов и через сплошную, но с 2017 года это запрещено, замечает Сергей Смирнов: «Это всегда был очень спорный момент, но несколько лет назад в правила внесли уточнение: сплошную линию разметки 1.1 пересекать запрещено во всех случаях».

Читайте также:  Сколько стоит учеба на водительские права

Современные ПДД трактуют обгон как маневр опережения попутного транспорта, связанный с выездом на полосу встречного движения. Объезд машины без выезда на встречку является опережением и не запрещается знаком «Обгон запрещен». То есть можно легально опередить медленный грузовик, который прижался правее или даже съехал на обочину. Другое дело, что выезд на обочину для тихохода может обернуться штрафом за езду по обочине, но во многих местах две машины вполне умещаются в пределах одной обозначенной полосы.

Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения

Выезд на встречку — этой разговорной фразой нередко называют одно из самых сложных и серьезно наказуемых правонарушений. Неопытные водители относятся к вопросу с фатальной прямолинейностью, считая, что «выехал – виновен».

Однако далеко не в каждом случае, когда ваш автомобиль оказывается на полосе встречного движения, это является нарушением ПДД. При этом есть и другие ситуации, когда сходное происшествие происходит при неочевидных обстоятельствах, и может квалифицироваться иначе.

В данной статье постараемся распутать этот массивный клубок противоречий, сделав акцент на самые распространенные примеры.

Что такое «встречка» в ПДД?

Прямой формулировки понятия встречной полосы в ПДД РФ нет. Но она относится к достаточно очевидным понятиям, легко выводимым из других правил и логики организации дорожного движения.

Полосой встречного движения (встречной полосой, «встречкой») – называется часть проезжей части – полоса движения, предназначенная для перемещения транспортных средств в направлении противоположном тому, в котором в настоящее время передним ходом перемещается рассматриваемое транспортное средство.

При этом понятия «проезжая часть», «разделительная полоса», «полоса движения» точно определены в п.1.2 ПДД России.

Наказание за езду по встречной полосе

С административной ответственностью все достаточно однозначно. Существует ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, устанавливающая следующие наказания за выезд на полосу встречного движения (или трамвайные пути так же встречного направления):

  • Штраф в размере 5000 рублей, или
  • Лишение прав от 4 до 6 месяцев.

На практике значительно чаще применяется именно лишение права на управление ТС, а при повторном нарушении (ч.5 ст.12.15 КоАП РФ) срок такого лишения увеличивается до 1 года.

Штраф за выезд на встречную полосу с камеры

В случае повторного нарушения законодатель предусмотрел ответ непосредственно в ч.5 ст.12.15 КоАП, где указано, что при фиксации правонарушения камерой может быть применен только штраф в размере 5000 рублей (лишение прав не используется).

В случае первого нарушения такого пояснения нет, однако есть другие нормы законодательства, дающие ответ на этот вопрос. В частности, ч.3 ст.28.6 КоАП устанавливает, что при фиксации камерами нарушения ПДД протокол не составляется, а ч.3.1 ст.4.1 указывает, что в случаях, обозначенных ч.3 ст.28.6 может быть применен только штраф.

Соответственно, при оформлении правонарушения сотрудником ГИБДД, наиболее вероятным наказанием будет лишение прав. Если нарушение зафиксировано камерами, возможен только штраф размере в 5000 рублей.

Случаи выезда на полосы встречного движения

Перейдем к практической стороне вопроса. Если с наказаниями все очевидно, то с классификацией случаев нарушения ситуация менее однозначная. Внешне схожие происшествия могут как являться выездом на встречку, так и определяться по другим статьям (правилам), а значит приводить к другому типу санкций. Более того, существует и немало мифов, расплодившихся вокруг вопроса. С них и начнем.

«Миф и легенды» выезда на встречку

Разберем несколько расхожих ситуаций, которые по разным причинам в различных источниках неверно определяют, как нарушение по ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ, либо, наоборот, ошибочно приписывают к другим типам правонарушений.

Тихоходный транспорт можно обгонять в любом случае

Сведения о том, что любое ТС, двигающееся со скоростью 30 и менее км/ч, можно обгонять в каждом случае – не соответствует действительности. Это даже не миф, это просто устаревшие данные. Действительно до 2017 года, когда были приняты очередные поправки, вопрос толковался более широко, но по действующим сейчас правилам, ситуация иная:

  • Обогнать с выездом на встречку можно только в случаях, когда такой обгон разрешен разметкой. Обгон при наличии сплошной будет квалифицирован как выезд на встречную полосу.
  • Одновременно, в описании знака 3.20 (Обгон запрещен) указано, что он не распространяется (в том числе) на тихоходный транспорт.
  • К тихоходам не относят все ТС, двигающиеся 30 и менее км/ч. К этой категории могут быть отнесены только те средства, конструктив которых не позволяет перемещаться с большей скоростью.

Соответственно, обогнать тихоходный транспорт можно и в зоне действия знака 3.20 , но исключительно если такое ТС изначально не может (не могло) двигаться более 30 км/ч, а также нет других запретов выезда на встречку, в т.ч. сплошной разметки.

Пересечь двойную сплошную — более серьезное нарушение, чем одинарную

Это неверная информация. Пересечение сплошной запрещено в любом случае, и если она отделяет полосу встречного движения, проезд по ней будет квалифицирован, как выезд на встречку вне зависимости от количества сплошных линий.

Другое дело, что существует специальная разметка, в которой одна из полос сплошная, а другая прерывистая. Для выезда пересекать ее можно только со стороны прерывистой, а для возвращения в свою полосу можно и через сплошную, но в пределах действия прерывистой.

Частичный выезд на встречную полосу

Существует и такое мнение, что выездом будет считаться пересечение разделительной всеми колесами ТС. Это миф. Не существует норм, определяющих процентное отношение автомобиля, пересекающего полосу.

Читайте также:  Проверка КБМ по водительскому удостоверению

На практике любая часть ТС, оказавшаяся на встречной полосе, может стать причиной для фиксации нарушения, даже если речь идет о половине колеса.

Нарушения, которые не являются выездом на встречку

Ситуации, когда состава правонарушения нет вовсе, рассмотрим отдельно. Здесь же разберем случаи, когда нарушение все же есть, но они относятся к другим типам.

Выезд на встречку при объезде препятствия

Речь о случаях, когда выезд на полосу встречного движения запрещен ПДД, т.е. имеется соответствующая разметка или другие запреты. При всей спорности ситуации, выездом на встречку она точно являться не будет. Одновременно и трактовка понятия «препятствие» не позволяет, в частности, включать сюда случаи, когда водитель решился на объезд пробки.

Нарушение квалифицируется по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, по которой положен штраф от 1000 до 1500 рублей.

Поворот налево с пересечением сплошной

Часто речь идет о Т-образном перекрестке, на котором левый поворот запрещен. Несмотря на то, что на какое-то время ТС оказывается на полосе, движение по которой до поворота являлось встречным, нарушение не является выездом на встречную полосу.

Наказание будет применено по ч.2 ст.12.16 КоАП РФ – штраф 1000-1500 рублей.

Разворот через сплошную

Ситуация полностью аналогична предыдущей. Является нарушением ч.2 ст.12.16 КоАП РФ со штрафом в 1000-1500 рублей. По другим статьям за этот факт нарушитель не привлекается.

Случаи однозначных нарушений

Самым очевидным является нарушение, при котором ТС выезжает на полосу встречного движения через сплошную линию (сплошные линии) или двигается по трамвайным путям встречного направления.

Здесь вопросов, как правило, не возникает. Однако есть случаи, когда водители пытаются оспаривать нарушение из-за их видимой неоднозначности, но с точки зрения законодательства случаи являются выездом на встречку. Их и рассмотрим в данном разделе.

Дорога с четырьмя полосами

Выезд на встречную полосу на дороге, имеющей двустороннее движение и не менее 4 полос (считаются полосы в обоих направлениях), запрещается. Запрет распространяется на все случаи и не зависит от наличия или отсутствия знаков, разметки и их типов.

Имеются в виду дороги, имеющие по одной полосе в каждом направлении, плюс дополнительная полоса посредине, которую поочередно используют оба направления для маневров. Выезд в эту среднюю полосу разрешается, если нет прямого запрета разметкой / знаками. Нарушением будет считаться выезд в крайне левую полосу, полностью предназначенную для движения встречного потока.

Обгон начатый по правилам, не завершен до сплошной

Очень частый случай на дорогах. Разметка позволяет начать обгон, однако его не удалось завершить (вернуться в свою полосу) до окончания прерывистой полосы (или начала действия запрещающего обгон знака).

В результате возвращение в полосу происходит через сплошную (в зоне действия знака), что однозначно трактуется как выезд на встречку.

Обгон на регулируемом перекрестке

Этот случай так же будет однозначно признан ездой по встречной полосе, однако надо акцентировать внимание на слове «регулируемый». При отсутствии светофоров, сотрудника ГАИ (ГИБДД), соответствующих знаков и/или разметки, возможен вариант законного обгона. О нем мы поговорим ниже.

К запретам на обгон так же относятся пешеходные переходы, мосты, эстакады, тоннели и т.п.

Крутой подъем и поворот

Знаками «Опасный поворот» или «Крутой подъем» обозначаются соответствующие зоны на проезжей части. Пункт 11.4 ПДД РФ относит эти зоны к тем, на которых обгон запрещен. Соответственно, обгон при действии указанных знаков будет квалифицирован, как выезд на полосу встречного движения.

Перед ж/д переездом

В соответствии с тем же правилом, что ограничивает обгон на закрытом повороте и подъеме, запрещается обгонять на железнодорожном переезде и / или в стометровой зоне до него. Соответственно, такой маневр будет считаться выездом на встречку.

Запрещено обгонять ТС, которое само совершает обгон или находится в той же полосе, но с включенным сигналом левого поворота. Соответственно, при обгоне такого рода будет признано нарушение — выезд на встречную полосу.

Срезать угол при повороте

Поворот налево на перекрестке должен осуществляться в соответствии с разметкой. Попытка срезать угол при повороте, т.е. свернуть раньше времени, заезжая на другие полосы, будет считаться выездом на встречку.

Преждевременный выезд в «карман»

При наличии специальных «карманов» — участков шоссе, выделенных для левого поворота или разворота, должна точно соблюдаться разметка. Преждевременный выезд будет квалифицирован как встречка и при повороте, и при развороте.

Когда можно выезжать на встречную полосу?

Здесь рассмотрим те редкие случаи, когда езда по встречке не будет являться нарушением. Очевидный случай – когда такое перемещение не запрещено знаками и/или разметкой, и не подпадает ни под одно из вышеприведенных исключений. Но есть и специфические ситуации.

Выше рассматривались варианты, при которых обгон тихохода будет являться нарушением. Исходя из обратного, полное соблюдение правил (ТС конструктивно не может двигаться быстрее 30 км/ч и пр.) является разрешенным с точки зрения ПДД РФ. При этом движение может производиться в зоне действия знака «Обгон запрещен», но недопустимо при наличии сплошной разметки.

Главная дорога на нерегулируемом перекрестке

Это так же является обратной стороной уже рассмотренного случая. Однако если перекресток нерегулируемый, не имеет запрета, обозначенного разметкой или знаками, а транспортное средство находится на главной дороге, обгон является разрешенным. Соответственно, при нахождении на второстепенной, такая возможность отсутствует.

Что делать, если выписали протокол за выезд на встречную полосу?

Действия после получения постановления о штрафе зависят от намерений водителя. Если он согласен с нарушением (не имеет возможности их оспорить), то дальнейшие шаги выполняются в соответствии с назначенным наказанием.

Читайте также:  Пересдача водительских прав после лишения

Оплата штрафа

Штраф необходимо оплатить в течение 70 дней, из которых первые десять как раз и предназначены для обжалования, а следующие шестьдесят – на оплату. Несвоевременная оплата может привести к удвоению суммы и исполнительному производству.

Не стоит забывать и о возможной экономии при оплате штрафов в первые 20 дней. В таком случае можно рассчитаться вдвое меньшей суммой. Однако скидка применима исключительно к случаям первого правонарушения (ч.4 ст.12.15 КоАП РФ), в то время как часть пятая той же статьи (повторное нарушение) исключена из возможности 50% скидки положениями ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ.

Сдача прав

Решение о лишении права на управление ТС принимает только суд. После получения решения водитель обязан сдать свое ВУ в ГИБДД, и только с этого момента начнет отсчитываться срок наказания.

Обо всех деталях процесса, а также информация о возврате прав за выезд на встречку, можно узнать из статей этого раздела.

Обжаловать постановление сотрудника ГИБДД

При несогласии с принятым решение, его можно обжаловать. Уже упоминалось, что на это предоставляется 10 дней. Процедура оспаривания не из легких, и не каждому гражданину, не имеющему юридического образования и практики, посильна.

Чтобы склониться в сторону привлечения к процессу профессиональных автоюристов, достаточно ознакомиться с материалами по теме и оценить их сложность:

В заключении рассмотрим несколько вопросов, часто возникающих у читателей и, соответственно, ответы на них.

В редких случаях отсутствия и разметки, и запрещающих (определяющих) знаков, возможно добиться того, чтобы нарушение не было признано выездом на полосу встречного движения. Однако это не означает, что не будут применены другие положения ПДД / КоАП РФ.

В случае отсутствия разметки, но наличия знаков, ситуация будет приравнена к выезду на встречку.

При назначении штрафа, изменить его размер невозможно, т.к. КоАП РФ предполагает точную цифру в 5000 рублей. При оплате в течение 20 дней можно оплатить 50% суммы при первом нарушении, но это общее для всех допустимых статей положение, не являющееся смягчением.

При лишении прав за повторное нарушение срок так же однозначен – 1 год. При первом допускается интервал от 4 до 6 месяцев. Только в этом случае суд может принять во внимание обстоятельства и выбрать меньший период. Вступившее в силу решение «смягчить» не удастся.

Не самые простые ситуации связаны с выездом на полосу встречного движения. Мы предоставили основные из них, но в конкретном случае могут быть и специфические нюансы.

Наказание за это нарушение серьезное, поэтому во всех проблемных и неправомерных ситуациях лучше прибегать к помощи адвокатов, специализирующихся на вопросах эксплуатации автомобильного транспорта. Связаться с нашими специалистами всегда можно бесплатно через форму, расположенную ниже, или по телефонам, обозначенным на сайте.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Когда выезд на встречку не карается лишением прав

ГАИ впервые дало разъяснение, когда выезд на встречку не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для “Российской газеты” разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Читайте также:  Получение временных водительских прав

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он “совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом”. Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах “Российской газеты”.

Медицинская справка для замены водительского удостоверения в 2022 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про медицинскую справку, которую следует предоставить в ГИБДД для получения водительского удостоверения.

Бланки медицинских справок меняются довольно регулярно, то же самое касается и правил прохождения медицинской комиссии. В этой статье рассмотрены актуальные нормативные документы, которые начали действовать во второй половине 2019 года.

Как правило медсправка для ГИБДД требуется водителю всего 1 раз в 10 лет, а за это время правила получения документа успевают значительно измениться.

В этой статье Вы узнаете:

Для чего нужна водительская мед. справка в 2022 году

В 2022 году водительская медсправка пригодится в следующих случаях:

  • Для сдачи квалификационных экзаменов и получения первого водительского удостоверения (если в процессе сдачи экзаменов срок действия справки заканчивается, нужно получить новую справку до следующей попытки пересдачи – пункт 17 правил проведения экзаменов);
  • Для получения новой категории прав;
  • Для плановой замены водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия (раз в 10 лет);
  • Для возврата прав после лишения (если нарушение было связано с опьянением водителя);
  • Для управления автомобилем, если в водительском удостоверении стоит особая отметка “мед. справка обязательна”.
  • Для досрочной замены водительских прав по желанию водителя. Справка предоставляется лишь в том случае, если водитель хочет получить новое удостоверение на полный срок – 10 лет. Если мед. заключение не будет предоставлено в ГИБДД, то права выдадут на тот же срок, что действовали предшествующие.

Раньше медицинская справка была также обязательна при:

В 2022 году в двух перечисленных выше случаях заключение медицинской комиссии не требуется.

Примечание. В 2022 году медицинскую справку могут не предоставлять работники дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций. Вместо справки они предъявляют в ГИБДД дипломатическую, консульскую, служебную карточку или удостоверение, выданное МИД РФ.

Что нужно для получения мед. справки?

Для получения медицинской справки Вам потребуются:

  • паспорт;
  • военный билет или приписное свидетельство (для мужчин).

Фотографии для получения справки водителя не нужны, т.к. в справках нового образца место для них не предусмотрено.

Где получить медицинскую справку для водительского удостоверения

Водительская справка нового образца выдается после прохождения следующих врачей-специалистов и процедур:

Читайте также:  Лишение водительских прав за вождение в состоянии опьянения в 2022 году
Врач/обследование Категории
A, A1, B, BE, B1, M
Категории
С, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E, Tm, Тb
1 Врач-терапевт или
врач общей практики
+ +
2 Врач-офтальмолог + +
3 Врач-психиатр + +
4 Врач-психиатр-нарколог + +
5 Врач-невролог только по направлению терапевта +
6 Врач-отоларинголог +
7 Электроэнцефалография только по направлению невролога +
8 Определение наличия психоактивных веществ в моче только по направлению нарколога
(станет обязательным с 1 января 2022 года)
только по направлению нарколога
(станет обязательным с 1 января 2022 года)
9 Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина в сыворотке крови только по направлению нарколога
(станет обязательным с 1 января 2022 года)
только по направлению нарколога
(станет обязательным с 1 января 2022 года)

Психиатр и нарколог

Обратите внимание на пункты номер 3, 4, 8 и 9 в таблице выше. При получении медсправки, Вам в любом случае придется посетить наркологический и психоневрологический диспансер. Законодательство прямо говорит о том, что учреждение должно быть муниципальным или государственным:

Обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее – освидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по “психиатрии” и “психиатрическому освидетельствованию”.

Обследование врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, осуществляются в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по “психиатрии-наркологии” и “лабораторной диагностике” либо “клинической лабораторной диагностике”.

Причем следует обращаться в диспансеры только по месту постоянной регистрации (прописки) или временной регистрации. Пройти психиатра и нарколога без регистрации невозможно.

Примечание. Некоторые частные медицинские центры предлагают пройти указанных врачей у них, однако такие предложения не соответствуют требованиям законодательства. Т.е. речь идет о мошенничестве.

Прочие врачи и обследования

Также придется пройти остальных обязательных врачей-специалистов и предусмотренные списком процедуры. Кроме того, некоторые пункты проходятся только по направлению соответствующих врачей. Пункты 1, 2, 5, 6, 7 из таблицы можно пройти в любом медицинском центре на территории страны.

Порядок получения заключения

Получение медицинской справки проходит по следующей схеме:

1. Обратитесь в удобный Вам медицинский центр для прохождения первых обследований. В медицинском центре будет оформлена медицинская карта, с которой Вы и будете проходить врачей.

Имейте в виду, что если Вы хотите открыть справку на несколько категорий, то об этом нужно сообщить в самом начале, т.к. перечень обследований напрямую зависит от этого.

Например, если Вы планируете в ближайший год открыть новую категорию, то сразу же получайте справку и на нее. Если этого сразу не сделать, то потом придется проходить все обследования заново.

После того, как медицинская карта будет оформлена, пройдите имеющихся в учреждении врачей-специалистов. Каждый из врачей должен внести информацию в Вашу медицинскую карту.

2. Посетите в любом порядке психоневрологический и наркологический диспансеры. В первом нужно посетить врача психиатра, во втором – посетить психиатра-нарколога и сдать анализы мочи и крови. Каждый из указанных врачей должен осмотреть Вас и заполнить соответствующее поле медицинской карты.

3. Вернитесь в медицинский центр из пункта 1 и обратитесь к врачу-терапевту. Именно он на основании имеющейся у Вас медицинской карты заполнит медицинскую справку для представления в ГИБДД.

Примечание. На практике вместо медицинской карты могут использоваться отдельные справки от каждого из врачей-специалистов. То есть каждый врач выдает отдельное заключение, а терапевт на основании всех заключений оформляет справку.

Медицинские требования к водителю

Требования, которые предъявляются к водителю на медицинской комиссии, рассмотрены в Постановлении Правительства Российской Федерации “О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством”:

Срок действия водительской медсправки

Стандартный срок действия медицинской справки водителя в 2022 году составляет 1 год.

Документ может использоваться до окончания указанного в нем срока. Справка действительна даже в том случае, если Вы обратитесь в ГИБДД в самый последний день.

Отмечу, что в некоторых случаях медицинская справка может выдаваться и на меньший срок.

Примечание. Ранее выдавались медицинские справки, которые действовали 3 года и 2 года. В 2022 году все подобные справки уже утратили силу.

Затраты при получении справки на водительские права

Стоимость справки складывается из сумм, уплаченных за обследование в каждой из медицинских организаций:

  • медицинском центре,
  • наркологическом диспансере,
  • психоневрологическом диспансере.

В зависимости от региона на получение справки придется потратить от 1 500 до 3 000 рублей.

Сколько времени нужно для получения заключения в 2022 году?

Если целенаправленно подойти к прохождению комиссии, то на всю процедуру должно хватить половины дня. Примерно час потребуется в медицинском центре, по полчаса в каждом из диспансеров. Кроме того, часть времени уйдет на дорогу между этими учреждениями.

На практике Вы без проблем можете за один день и получить медицинскую справку, и заменить водительское удостоверение.

Внимание! Не пытайтесь получить мед. справку без прохождения врачей! Как только в ГИБДД выяснят, что заключение выдано незаконно, будет аннулирована и сама справка, и выданное на ее основании водительское удостоверение.

А вообще, процедура получения справки не вызывает сложностей и не занимает много времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: