Лизинг без выкупа автомобиля

Договору лизинга без выкупной цены не быть

Нельзя сказать, чтобы о финансовой аренде мало писали. Тем не менее сложности в учете и применении налогового законодательства все равно есть. В связи с этим чиновники продолжают выпускать письма. Посланием от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/392 Минфин предостерегает фирмы от ошибок.

Лизинг – это не просто аренда

Довольно часто в договоре лизинга предусматривают пункт, в соответствии с которым у лизингополучателя есть возможность выкупить предмет сделки, то есть определенное имущество. Такое право предусмотрено статьей 624 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 19 закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Если в соглашении прописано такое условие, то в общую сумму договора в этом случае включают выкупную цену имущества.

Лизинг – это подвид аренды, соответственно к нему применяют некоторые положения Гражданского кодекса об аренде. А именно о последующем выкупе предмета соглашения. В течение всего времени действия договора предмет остается в собственности лизингодателя.

Итак, выкупить можно двумя способами. Первый: лизингополучатель может получить имущество по истечении срока договора. Второй: до его прекращения, но с обязательным условием выплаты всех сумм. Эти условия обговаривают или непосредственно в тексте, или закрепляют дополнительным соглашением.

Прежде чем перейти к порядку налогообложения операций по досрочному выкупу имущества, необходимо выяснить, что означают понятия «состав лизингового платежа» и «выкупная цена предмета лизинга». Именно эти термины во многом определяют порядок налогообложения доходов и расходов у обеих сторон договора.

В соответствии со статьей 28 закона № 164-ФЗ лизинговый платеж – это общая сумма взносов по договору лизинга за весь срок его действия. Данный термин следует использовать и для целей исчисления налога при лизинговой деятельности. Ведь понятия гражданского законодательства применяют в том значении, в котором их используют в этой отрасли права. Естественно, при условии, что в Налоговом кодексе таких определений нет. Такой принцип установлен в пункте 1 статьи 11 Налогового кодекса.

В той же статье 28 закона № 164-ФЗ определен состав лизингового платежа. В него включают возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей имущества от одной стороны к другой, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, и доход лизингодателя. Также в него может входить выкупная цена предмета, если соглашением предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю.

Выкупная цена – это плата за получение права собственности на имущество. Она возникает только при расчетах сторон договора за определенный в нем предмет, когда происходит передача права собственности. Однако многие путают термины и считают выкупную цену возмещением затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей имущества лизингополучателю. Такое утверждение неверно, так как по сути это затраты фирмы-получателя на покупку имущества.

То есть лизинговые платежи предусмотрены текущими обязательствами, которые зафиксированы в договоре. Выкупная стоимость, в свою очередь, зависит от будущих обязательств. Другими словами, первоначальная стоимость основного средства, которое было до выкупа предметом лизинга, формируется у лизингополучателя именно на основании выкупной стоимости.

Как говорилось выше, в соглашении может быть указано, что в последующем право собственности на имущество переходит к лизингополучателю. Если же такого пункта нет, то по истечении срока действия соглашения стороны заключают договор купли-продажи. Цена в этом случае должна быть предусмотрена с учетом размера выкупной стоимости.

Получаем раньше времени

Налоговый учет операций по досрочному выкупу имущества будет выглядеть следующим образом. В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса в составе прочих расходов можно учесть арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество. Вместе с тем нужно помнить, что нельзя принять в уменьшение базы по налогу на прибыль затраты на покупку амортизируемого объекта (п. 5 ст. 270 НК). Они будут включены в расходы фирмы в процессе амортизации. Это мнение Минфин отразил в своем письме от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/392. То есть выкупная цена не может быть списана единовременно, и сразу уменьшить на нее прибыль до налогообложения у бухгалтера не получится. Однако посредством лизинговых платежей фирма вправе снизить базу по этому налогу. Но только в той их части, которая относится к получению имущества во временное владение и пользование.

Что же делать с суммами, выплачиваемыми лизингополучателем собственнику по договору и относящимися к выкупной цене? Они составят авансовые платежи. Такой порядок учета указанных сумм будет действовать до момента перехода права собственности на предмет договора лизинга. Причем это правило распространяется как на получателя, так и на лизингодателя.

По истечении срока действия договора при условии, что все обязательства погашены, лизингополучатель сможет перевести эти суммы из разряда авансовых в состав расходов на покупку основного средства. Если предмет лизинга подходит под определение амортизируемого имущества. В том случае, если его цена менее 10 тысяч рублей, вся сумма войдет в состав материальных затрат.

Минфин обращает внимание еще на один момент. В договоре может быть не установлено, что имущество переходит в собственность получателя после уплаты всех лизинговых платежей. То есть стороны не упоминают о выкупной стоимости. Так вот по настоятельной рекомендации финансового ведомства в этом случае должно быть заключено дополнительное соглашение о размере этой стоимости в общей сумме договора. Такой порядок позволит, по мнению чиновников, правильно применять налоговое законодательство.

Договор финансовой аренды (лизинга), которым предусмотрен выкуп имущества, следует рассматривать как смешанный. То есть такой, который содержит элементы и договора аренды, и договора купли-продажи. Данный вывод также подтверждает постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 1 марта 2005 г. № 12102/04.

Читайте также:  Чем отличается лизинг от аренды автомобиля

Выкупную цену имущества стороны определяют своим соглашением в соответствии с гражданским законодательством. При этом следует учитывать, что статья 40 Налогового кодекса, в которой установлены принципы определения цены товаров для целей налогообложения прибыли, не содержит каких-либо исключений для выкупа предмета лизинга. Кроме того, налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет денег, полученных за пользование имуществом, предоставленным ему по договору финансовой аренды, и платы за выкуп этой вещи (письмо Минфина от 15 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/113).

Н. Панкратова

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Почему лизинг так популярен у бизнеса

Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.

И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.

Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:

  • лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
  • лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
  • автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
  • минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
  • большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
  • лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.
Читайте также:  Договор лизинга автомобиля

Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).

Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.

Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.

На каких условиях сейчас оформляют лизинг

В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).

Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.

Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:

  • обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
  • обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
  • сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
  • вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
  • возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.
Читайте также:  Страхование предмета автолизинга

Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).

Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:

Автолизинг

Автокредиты

Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.

Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.

Как работает государственное субсидирование

Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.

Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:

  • предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2021 году;
  • есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
  • сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
  • требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.

Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.

Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.

В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.

Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Читайте также:  Как взять газель в лизинг для юридических лиц

Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.

Лизинг для Юридических лиц без первоначального взноса

Автотранспортное средство для юридического лица выступает в качестве основного фонда, и его можно приобрести за счет оформления лизинга по любой лизинговой программе. Подобный вариант кредитования пользуется популярностью среди предприятий и предпринимателей. Программа льготного лизинга для юридических лиц от «Капитал Лизинг» представляет собой заключение договора о передаче автомобиля в аренду с последующей возможностью выкупа арендованного транспортного средства без внесения аванса. Если машина остается на балансовом счету у арендодателя, то арендующий освобождается от оплаты налогов на собственность.

Автолизинг без первоначального взноса выгоден для юридических лиц, так как таким образом можно сразу взять на счет организации транспортное средство без начальных инвестиций и в дальнейшем списывать все расходы, использую ускоренную амортизацию. Подобная схема работает на увеличение расходной части в то время, как база для налогового обложения существенно уменьшается.

Калькулятор лизинга под залог автомобиля

Узнайте какую какую выгоду вы получите с нашим лизингом

Как взять лизинг без первоначального взноса

Узнайте как получить финансирование уже сегодня

Вы оставляете заявку на сайте или по телефону и получаете одобрение сделки

Высылаем договор , вы подписываете его у нас в офисе или отправляете курьером

Мы готовим документы и вы получаете свой транспорт

Не у каждого юридического лица имеется сумма денег, которой хватит для того, чтобы внести аванс. Компания «Капитал Лизинг» предоставляет возможность приобретения юридическими лицами автомобиля в лизинг без первоначального взноса. Это очень выгодное предложение, однако им может воспользоваться далеко не каждый бищнес.

Арендовать автомобиль без внесения аванса можно при следующих условиях лизинговых сделок:

  • благополучная кредитная репутация потребителя;
  • высокий уровень показателей прибыли предприятия;
  • возможность внести залог либо наличие дополнительного источника обеспечения.

То есть, взять машину в лизинг без первоначального взноса смогут юридические лица , которые соответствуют всем вышеуказанным критериям. Лизингодатель также будет оценивать специфические особенности бизнеса, общую экономическую ситуацию в России, брать во внимание стоимость лизингового автомобиля.

Преимущества лизинга юридическим лицам без аванса

Платежи под сезонность вашего бизнеса

Без комиссий и навязанных сервисов

Рассрочка на КАСКО в составе платежей

Эксклюзивные скидки от производителей

Бонус за своевременность платежей

Подарок при заключении договора

Основные плюсы приобретения авто в лизинг:

  • минимальный пакет необходимых к оформлению документов, который прописан в условиях лизинговых программ без первого взноса. Сюда входит ксерокопия учредительных документов, в том числе устава организации, постановления о своевременной выплате налогов, финансовых отчетов;
  • полноценный возврат НДС, который является обязательной суммой платежей по договору лизинга;
  • извлечение прибыли за минимальный промежуток времени, при срочном оформлении сделки без авансового платежа;
  • начисление быстрой амортизации, благодаря чему лизингополучатель получает дополнительный доход;
  • свободный выбор транспортного средства в лизинговой компании.
  • Гибкий выбор срока лизинга.

Также главное преимущество лизинга без первоначального взноса – дополнительная экономия бюджета предприятия. Это возможно в том случае, если приобретенное авто будет стоять на балансе арендующего.

Заявка лизинг автомобилей для бизнеса

Заполните заявку на лизинг и получите одобрение через 15 минут

Узнайте какую какую выгоду вы получите с нашим лизингом

Вопросы про лизинг без первоначального взноса

Ответы на популярные вопросы

    Как заказать авто в лизинг?

Лизинг автотранспорта представляет собой финансовую сделку, во время которой не придется тратить большую сумму денег с целью заполучить машину в распоряжение предприятия. Потребитель имеет право самостоятельно определиться со сроком действия лизингового договора, размером аванса (либо его отсутствием), рассчитать период внесения лизинговых платежей. Когда заканчивается расчетный период, арендующий должен внести выкуп, после чего транспортное средство становится его собственностью.

При приобретении юридическими лицами автомобиля в лизинг, необходимо, чтобы потребитель соответствовал всем общепринятым требованиям. Среди них стоит выделить:

  • хорошую репутация компании, юр. лица;
  • возможность внести необходимую сумму платежей по договору лизинга;
  • высокий уровень прибыльности;
  • наличие дополнительного источника обеспечения либо залога.

Для того, чтобы взять лизинг без первоначального взноса юридическим лицам, необходимо оформить заявку у нас на сайте, указав

  • имя;
  • идентификационный код (ИНН);
  • актуальный номер мобильного телефона;
  • наименование выбранного транспортного средства.

После того, как все поля будут заполнены, необходимо отправить запрос на обработку менеджерам. Спустя 15 минут заявка на покупку актива в лизинг будет одобрена. При возникновении вопросов лизинга следует связаться с менеджерами-консультантами.

Лизинговый калькулятор выступает в качестве удобного способа расчета графика и суммы ежемесячного платежа за аренду при приобретении машины в лизинг без первого взноса. Для осуществления просчета достаточно указать нулевой авансовый платеж для Юр. Лиц, просто выбрать цену транспортного средства, а условия лизинга будут расчитаны автоматически.

Оформляя сделку и учитывая предварительный расчет ежемесячного платежа по лизингу, следует выбрать соответствующую схему погашения:

  • равная;
  • с уменьшающейся долей;
  • сезонная.

Во время оформления заявки на лизинг без первоначального взноса можно выбрать срок погашения – от года до пяти лет. При возникновении вопросов либо пожеланий, например, заключить договор на персональных условиях, лизингополучателю следует связаться со специалистами «Капитал Лизинг».

Если смотреть по договору лизинга без аванса, то лизинговое имущество учитывается на счету арендодателя. В этом случае получатель должен вести бухгалтерский учет, учитывая следующие показатели:

  • поступление имущества в аренду. Стоимость предмета лизинга оценивается, исходя из дебета «Вложение во вне оборотные активы»;
  • платежи по лизингу. Начисление платежек производится, исходя из дебета «Расчет с различными дебиторами, кредиторами», а также субрасчета арендных обязательств»;
  • амортизация. Начисление амортизации по автомобилю, приобретаемому в лизинг, происходит с учетом цены и общепринятых норм, которые утверждены в установленном порядке. Сумма отражается, исходя из дебета счетов затрат на производство;
  • процесс выкупа арендованного транспортного средства. Лизинговые платежи при выкупе рассчитываются, исходя из договора и внутренней записи на счету «Основные средства и их амортизация».
Читайте также:  Виды лизинга автомобиля

Отсутствие необходимости оплачивать авансовый платеж при залоге автомобиля дает возможность перевести договор на третье лицо. Таким образом человек передает право овладеть имуществом 3-ему лицу на своих условиях лизинга для бизнеса, если иные не установлены общепринятыми положениями составленного соглашения. Потребность в переуступке прав появляется в том случае, если арендующий не может выполнить поставленные перед ним финансовые обязательства, либо ему больше не нужно взятое в лизинг имущество.

Отказаться от автомобиля до окончания срока лизинга можно по следующим причинам:

  • несвоевременно проведенный капитальный ремонт или ТО, хотя это указано в договоре как обязательный пункт;
  • разрушительное воздействие на авто, которое не имеет отношения к действиям арендатора, и он не несет за это ответственность.

В памятке лизингополучателя указано два вида отчетности по лизинговым услугам:

  • бухгалтерский;
  • налоговый.

Оба отчета необходимо проводить, исходя из общепринятых правил, учитывая все необходимые критерии.

На сегодняшний день, взять авто в лизинг без аванса можно в офисах, расположенных по всей территории Российской Федерации и некоторых городах Казахстана, Молдовы и европейских странах.

На сегодняшний день лизинг авто набирает большую популярность, а вместе с этим возрастает количество вопросов.

  • можно ли оформить заявку на аренду без предварительного взноса;
  • требования к юридическим лицам;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • правила ежемесячного платежа по лизингу и прочее.

Остались вопросы?

Позвоните на наш телефон и мы все расскажем

Особенности амортизации лизингового имущества и ее учет

Лизинг представляет собой форму аренды. Регулируется ГК РФ и ФЗ №164 «О лизинге» от 29 октября 1998 года. Несмотря на то что лизинговое имущество не находится в собственности фирмы, его все равно нужно учитывать. Это имущество также подвержено моральному и физическому износу. Амортизацию объектов, находящихся в лизинге, нужно правильно учитывать. Особенности учета определяются тем, на чьем балансе находится имущество.

Правовое обоснование

Лизинг регулируется ФЗ №164 от 29 октября 1998 года и статьями 665-670 ГК РФ (раздел 4). Бухучет лизинговых операций осуществляется на основании ПБУ 6/01 и Приказа Минфина №15 от 17 февраля 1997 года. Налоговый учет проводится на базе главы 25 НК РФ (статьи 259.3, 264, 272).

Вопрос: Как отразить в учете организации-лизингополучателя, учитывающей предмет лизинга на своем балансе, исправление ошибки, допущенной при начислении амортизации по лизинговому имуществу в связи с неверно установленным сроком полезного использования в бухгалтерском учете, если данная ошибка является несущественной и выявлена в момент возврата имущества лизингодателю после утверждения годовой бухгалтерской отчетности (в мае 2020 г.)?
Посмотреть ответ

Размер амортизации по лизингу определяется тем участником, который принимает предмет лизинга на баланс. Основание – пункт 10 статьи 258 НК РФ. Сторона, которая принимает объект на баланс, должна быть установлена в договоре. При определении сумм амортизации нужно сначала установить срок полезной эксплуатации. Устанавливается он или самостоятельно, или на базе Классификации ОС.

Списывать износ нужно с месяца, следующего за месяцем принятия в использование предмета лизинга.

Организация переводила лизинговые платежи по договору выкупного лизинга, а вместе с ними перечисляла и часть выкупной стоимости. Всю сумму каждого платежа компания учитывала в прочих расходах. Однако в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что выкупная цена должна формировать первоначальную стоимость объекта и потом списываться через амортизацию.
Посмотреть мнение суда

Предметы находятся на балансе получателя лизинга

Получатель лизинга может учитывать на балансе лизинговые объекты в качестве основных средств. Начальная стоимость создается на базе совокупных трат на приобретение без учета НДС. Основание – пункт 8 ПБУ 6/01. В учете срок полезной эксплуатации – это срок действия договора о лизинге (пункт 20 ПБУ).

Амортизация в рамках налогового учета осуществляется на основании статьи 259 НК РФ. При определении налога на прибыль амортизация и платежи по договору относятся к издержкам получателя лизинга. При этом из суммы нужно исключить учтенную амортизацию (подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Срок полезной эксплуатации рассчитывается на основании правил НК РФ.

Рассмотрим проводки, которые нужны при принятии лизинговых объектов на баланс получателя лизинга:

  • ДТ08 КТ76. Создание начальной стоимости лизингового объекта на основании правил бухучета.
  • ДТ01 КТ08. Объект включен в состав основных средств.
  • ДТ20, 25-26, 44, 91 КТ02. Определение амортизации.
  • ДТ02 КТ01. Списание объекта, амортизация по которому начислена в полном объеме.

Списание объекта выполняется тогда, когда завершился срок действия договора о лизинге.

Предметы находятся на балансе лица, предоставляющего лизинг

Лизингодатель может учитывать лизинговый объект на своем балансе. В этом случае получателю лизинга не нужно списывать износ. Но он обязан принять предмет на забалансовый счет 001. Предмет учитывается в качестве арендованного (пункт 8 Приказа №15). Общая стоимость определяется на основании лизингового договора. После завершения действия соглашения предмет нужно списать с забалансового счета. Получателю лизинга нужно принять обязательные платежи по договору о лизинге в структуру прочих трат. Принятие к учету выполняется по мере начисления этих платежей (пункт 7 статьи 272 и пункт 1 статьи 264 НК РФ).

Лицо, предоставляющее услуги лизинга, определяет амортизацию в стандартном порядке. Объекты нужно учитывать на счете 03. Отчисления по амортизации фиксируются на субсчете к счету 02. Лизингодателю нужно пользоваться этими проводками:

  • ДТ08 КТ60. Покупка техники для ее передачи на основании лизингового контракта.
  • ДТ08 КТ60. Траты на покупку техники.
  • ДТ19 КТ60. Учет НДС по купленной технике.
  • ДТ76 КТ03. Передача техники на баланс лизингополучателя.
  • ДТ03/1 КТ08. Фиксация в учете предмета лизинга.
  • ДТ03/2 КТ03/1. Техника направлена в лизинг.
  • ДТ20 КТ02. Фиксация амортизационных отчислений.
  • ДТ46 КТ20. Списание амортизации на реализацию.
  • ДТ90/3 КТ68/1. Начисление НДС с платежа по лизингу.
  • ДТ62 КТ90/1. Начисление платежа по лизингу.
Читайте также:  Перечень автомобилей при лизинге с господдержкой

Один из ключевых первичных документов – лизинговый контракт.

Амортизационный коэффициент при лизинге

Получатели лизинга на основании абзаца 3 пункта 9 Приказа Минфина №15 имеют привилегию. Ее суть – возможность использования ускоренного коэффициента. Предельно возможное его значение – 3. Коэффициент применяется в отношении именно лизинговых объектов и именно амортизации. Он может использоваться и в бухучете, и в налоговом учете. Однако коэффициент становится актуальным только при выполнении этих условий:

  • Объект лизинга находится на балансе получателя лизинга.
  • В качестве метода амортизации используется метод снижаемого остатка (Постановление №2346/11 от 5 июля 2011 года).
  • При установлении срока полезной эксплуатации предмет не вошел в 1-3 группу амортизации (пункт 2 статьи 259.3 НК РФ).

Если эти условия не исполняются, то коэффициент использоваться не может.

ВАЖНО! Существует пункт 5 статьи 259.3 НК РФ. В нем дан запрет на одновременное использование нескольких коэффициентов для одного предмета. Если при начислении амортизации используется нелинейный метод, учет объектов проводится с созданием отдельных групп и подгрупп под амортизацию. Касается это только тех объектов, по отношению к которым используется ускоряющий коэффициент. Основание – пункт 13 статьи 258 НК РФ.

Налог на имущество

Начисляет и выплачивает налог на имущество тот участник договора, на балансе которого находится лизинговый объект. Если объекты находятся на балансе получателя лизинга, он фиксирует его на счете 03. Получатель лизинга учитывает лизинговое имущество на забалансовом счете 001.

Если объект лизинга находится на балансе получателя лизинга, имущество нужно поместить на счет 01 «ОС». Лицо, предоставившее лизинг, учитывает переданный объект на забалансовом счете 011. Налог на имущество уплачивается получателем лизинга.

По завершении срока действия контракта налог выплачивает лицо, которое получает права собственности на лизинговый предмет. Если по окончании контракта имущество будет выкупаться, налог уплачивает получатель лизинга.

Транспортный налог

Транспортный налог уплачивает организация, на которую зарегистрировано ТС. Авто может быть зарегистрировано на лицо, предоставившее лизинг. В этом случае именно это лицо уплачивает транспортный налог. Он делает выплаты в течение действия всего контракта.

Если выкупа имущества не предполагается, то лизингодатель платит транспортный налог и по завершении действия контракта. Получатель лизинга может зарегистрировать ТС на себя. Актуальны эти варианты:

  • Получатель лизинга оформляет временную регистрацию ТС на себя. При приобретении ТС авто учитывается на имя лица, предоставляющего лизинг. Но затем оформляется временная регистрация на получателя лизинга, которая будет актуальна на протяжении срока действия контракта. Но даже в такой ситуации налог будет уплачиваться лизингополучателем. Основание – письмо Минфина №03-05-05-04/12.
  • Изначально ТС регистрировалось на получателя лизинга. Налог будет уплачивать получатель лизинга. Если ТС не будет выкупаться, обязанность по налоговым платежам может перейти к лицу, предоставляющему лизинг. Однако переход обязанности осуществляется только после перерегистрации авто.

То есть порядок уплаты налогов зависит от того, на кого именно зарегистрировано авто.

Ускоренная амортизация при лизинге: преимущества, недостатки, пример расчета

Применение ускоренной амортизации в отношении предмета лизинга является одним из основных преимуществ лизингового финансирования. Однако у лизингополучателей нередко возникают вопросы относительно преимуществ и механизма начисления ускоренной амортизации основных средств.

Преимущества метода ускоренной амортизации

Преимущества применения ускоренной амортизации предмета лизинга заключаются в следующем:

  • уменьшение налога на имущества по предмету лизинга;
  • уменьшение налога на прибыль в период действия лизинговой сделки;
  • возможность выкупить предмет лизинга по окончании лизинговой сделки по минимальной остаточной стоимости.

Уменьшение налога на имущество при использовании механизма ускоренной амортизации

Основой для определения налоговой базы по налогу на имущества является остаточная стоимость основных средств. Очевидно, что при применении ускоренной амортизации основных средств их остаточная стоимость будет уменьшаться гораздо быстрее, чем при начислении амортизации обычным методом. Кроме того, полное списание основных средств при применении ускоренной амортизации с коэффициентом, например, 3, осуществляется в три раза быстрее. Всё это позволяет существенно сократить сумму и период уплаты налога на имущество при применении метода ускоренной амортизации.

Уменьшение налога на прибыль в период действия лизинговой сделки при применении способа ускоренной амортизации

Использование способа ускоренной амортизации основных фондов позволяет снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за счёт увеличения размера амортизационных отчислений предмета лизинга. Указанный эффект достигается в период действия лизинговой сделки.

Однако при оценке экономии по налогу на прибыль следует учитывать, что первоначальная стоимость имущества как при лизинге, так и при покупке основных средств напрямую является одинаковой и общая сумма, отнесённая на затраты путём начисления амортизации основных фондов также будет одинаковой как при ускоренном начислении амортизации, так и при обычной схеме расчёта амортизационных отчислений. Разница лишь в том, что при ускоренном методе начисления амортизации это произойдёт быстрее. Но при окончании лизинговой сделки, если лизинговое имущество полностью списано, амортизация по нему в расходы включаться уже не будет, а при обычном начислении амортизации основные фонды будут амортизироваться, уменьшая базу по налогу на прибыль.

При применении метода ускоренной амортизации необходимо контролировать общую величину расходов и финансовый результат деятельности компании. Значительные суммы ускоренной амортизации, начисляемые по предмету лизинга, увеличивают затраты и могут привести к убыткам в периоды начисления ускоренной амортизации (особенно в случае приобретения дорогостоящего имущества), что может рассматриваться как недостаток использования данного механизма.

Читайте также:  Экспресс лизинг автомобиля

Выкуп предмета лизинга по минимальной остаточной стоимости

Лизинговые сделки, как правило, заключаются на срок, позволяющий полностью списать предмет лизинга, применяя механизм ускоренной амортизации. Например, если оборудование отнесено к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет (от 85 до 120 месяцев) ускоренная амортизация оборудования при лизинге с коэффициентом 3 позволит списать его за 28 месяцев, т.е. меньше, чем за 3 года. По окончании договора лизинга его остаточная и, соответственно, выкупная цена будет минимальной (либо нулевой, либо условной, равной, к примеру, 1 000 рублей). По этой стоимости оборудование будет отражено в составе собственных основных средств лизингополучателя.

Минимальная либо нулевая остаточная стоимость может быть выгодна лизингополучателю, например, в случае продажи выкупленного по лизингу оборудования или автомобиля. Лизингополучатель на вполне законных основаниях может продать это имущество по цене, например, 1 000 рублей. Такая схема часто используется руководителями лизингополучателей, которые выкупают в собственность автомобили после лизинга по минимальной цене.

Расчет ускоренной амортизации основных средств

В соответствии с законом “О лизинге” (статья 31) и Налоговым кодексом (подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3) балансодержатель предмета лизинга вправе применять в отношении лизингового имущества ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3-х. При этом есть ограничение: коэффициент ускоренной амортизации не применяется в отношении имущества, относящегося к первой – третьей амортизационным группам (т.е. со сроком полезного использования свыше 1 годя до 5 лет).

При применении коэффициента ускоренной амортизации действующая норма амортизации умножается на повышающий коэффициент. При этом коэффициент может быть выбран в диапазоне от 1 до 3 и принимать не только целые значения, а быть равным, например, 1,5, 1,63, 2, 3 и т.п.

Пример расчета ускоренной амортизации предмета лизинга

Формула ускоренной амортизации выглядит следующим образом:

АМу – норма ускоренной амортизации;

АМ – норма амортизации, рассчитанная в соответствии со сроком полезного использования имущества;

КУА – коэффициент ускоренной амортизации от 1 до 3.

Рассмотрим механизм расчёта ускоренной амортизации на конкретном примере.

По договору лизинга приобретается оборудование первоначальной стоимостью 1 000 000 рублей (без НДС). Оборудование относится к четвёртой амортизационной группе, срок полезного использования для которой составляет свыше 5 до 7 лет. Срок договора лизинга – 36 месяцев (3 года).

Оптимальным будет определение коэффициента ускоренной амортизации, при котором оборудование будет полностью списано за срок лизинга. Балансодержатель оборудования (которым может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель) определяет срок полезного использования оборудования равным 72 месяцам (6 лет). В этом случае ежемесячная норма амортизации оборудования (без коэффициента ускорения) составит 1,389%. Сторонами договора лизинга достигнута договорённости о применении ускоренной амортизации с коэффициентом 2. Т.е. ежемесячная норма амортизационных отчисления с применением повышающего коэффициента составит 2,778%. Оборудование будет полностью самортизировано за срок лизинга – 36 месяцев.

В данном примере расчета ускоренной амортизации также можно принять срок полезного использования оборудования равным, например, 80 месяцам. В этом случае ежемесячная норма амортизации составит 1,25%, норма амортизации с применением повышающего коэффициента в размере 2,22 – 2,775%. Оборудование также будет полностью списано за 36 месяцев.

На нашем сайте размещён лизинговый калькулятор . Укажите стоимость, первоначальный взнос, срок лизинга и узнайте ежемесячный платёж по лизингу.

Оформите на нашем сайте онлайн заявку на лизинг и получите предложения по лизингу нескольких десятков лизинговых компаний

  • каждая заявка обрабатывается индивидуально, вы получаете комментарии по возможным условиям лизинга и рекомендации, повышающие вероятность получения финансирования;
  • вы не будете тратить время на поиск лизинговых компаний, которые готовы рассмотреть вашу заявку, и переговоры с менеджерами;
  • мы не занимаемся массовой рассылкой контактов клиентов в лизинговые компании. Вашу заявку увидят только лизингодатели, способные предложить оптимальные условия финансирования с учётом ваших пожеланий.

Использование сайта и наши услуги бесплатны для лизингополучателей.

Дополнительную информацию по лизингу, условиям финансирования и требованиям к клиентам вы можете найти в разделе Статьи о лизинге

Амортизация лизингового имущества у лизингополучателя

  • Амортизация лизингового имущества в бухгалтерском учете
  • Амортизация лизингового имущества в налоговом учете
  • Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге
  • Пример использования коэффициента ускорения амортизации при лизинге
  • Итоги

Амортизация лизингового имущества в бухгалтерском учете

Лизинг — сделка с участием 3 сторон: лизингополучатель дает поручение лизингодателю приобрести для него определенное имущество у продавца. В свою очередь, лизингодатель предоставляет приобретенный актив лизингополучателю за плату на конкретный срок. В конце этого срока имущество или возвращается лизингодателю, или выкупается лизингополучателем. Этот момент отдельно оговаривается в договоре лизинга.

Нормативная база регулирования лизинговых сделок:

  • ст. 665–670 ГК РФ;
  • закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» — в части, не противоречащей более поздним НПА по учету;
  • Указания об отражении в БУ операций по договору лизинга (далее — Указания), утвержденные приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15.

Обратите внимание! С 2022 года лизинговые операции должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018. Применять стандарт можно и раньше. Как правильно организовать учет амортизации по объектам лизинга с учетом норм нового ФСБУ, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Если лизинговый актив учитывается по договору на балансе лизингодателя, то лизингополучатель амортизацию по такому активу не начисляет. Если актив по договору лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то последний начисляет амортизацию с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н, пп. 50, 61 Методуказаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

Читайте также:  Переуступка прав по договору лизинга автомобиля

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость имущества формируется исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Таким образом, лизингополучатель должен определить первоначальную стоимость лизингового имущества в размере общей суммы, подлежащей выплате по договору лизинга, за вычетом НДС (иных возмещаемых налогов).

Что касается затрат лизингополучателя на доведение имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, то здесь есть две точки зрения о возможности их включения в первоначальную стоимость лизингового актива. Согласно первой точке зрения затраты лизингополучателя на доведение имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, включаются в первоначальную стоимость лизингового имущества на основании п. 8 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 8 Указаний.

Вторая точка зрения выражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 по делу № А26-11541/2009. Арбитры посчитали, что затраты на монтажные, проектные, пусконаладочные работы, произведенные лизингополучателем в соответствии с договором, не увеличивают первоначальную стоимость предмета лизинга. Основанием для такого вывода послужило отсутствие в договоре лизинга компенсации этих затрат лизингодателю в случае расторжения договора и возврата предмета лизинга.

На порядок отражения в БУ амортизации лизингового имущества также есть две точки зрения.

Первая точка зрения основывается на Указаниях и Плане счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В случае, когда лизингополучатель учитывает лизинговое имущество у себя на балансе, начисление амортизации в БУ отражается по дебету счетов учета затрат и кредиту сч. 02 (п. 9 Указаний). А лизинговые платежи тогда бухгалтер отражает внутренними проводками по субсчетам сч. 76. Делается это для того, чтобы не задваивать в БУ расходы: если и лизинговые платежи, и амортизация будут учитываться проводкой по дебету счетов учета затрат, расходы будут задваиваться, что недопустимо. Бухгалтерские проводки при амортизации объекта лизинга на балансе у лизингополучателя следующие:

76 «Арендные обязательства»

76 «Задолженность по лизинговым платежам»

Начислен лизинговый платеж

02 «Амортизация лизингового имущества»

Начислена амортизация по лизинговому активу

Вторая точка зрения существенно отличается от первой и базируется на мнении, что лизинговый платеж лизингополучателя — это его расход, включающий в себя возмещение затрат лизингодателя на покупку и передачу имущества (п. 1 ст. 28 закона № 164-ФЗ). А вот амортизация актива — механизм постепенного включения его стоимости в расходы. Признать амортизацию затратами в БУ можно, только если амортизация возмещает стоимость основных средств (ОС) (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н). Так как лизингополучатель не возмещает у себя стоимость ОС, то он может признавать в расходах только лизинговые платежи. Если учитывать и лизинговые платежи в расходах, и амортизацию, получится задвоение бухгалтерских издержек. Поэтому начисление амортизации по лизинговому ОС, согласно второй точке зрения, надо оформлять следующими записями:

76 «Расчеты за пользование лизинговым имуществом»

Начислен лизинговый платеж за месяц

76 «Стоимость предмета лизинга»

02 «Амортизация лизингового имущества»

Начислена амортизация по лизинговому имуществу в счет уменьшения долговых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем

Однако, на наш взгляд, второй метод некорректен, так как в п. 17 ПБУ 6/01 четко перечислены случаи, когда стоимость ОС не погашается через амортизацию, и лизинг там не поименован. Кроме того, при втором случае наверняка возникнут вопросы и у лизингодателя, ведь суммы начисленной на Дт 76 амортизации, по сути, будут уменьшать причитающуюся лизингодателю по договору сумму платежа. Поэтому далее мы будем придерживаться первого способа начисления амортизации: на счета учета затрат, а лизинговые платежи учитывать внутренними проводками по сч. 76.

ВАЖНО! Какой бы способ начисления амортизации по лизинговому имуществу вы ни выбрали, его нужно закрепить отдельным положением в вашей учетной политике.

При выбытии объекта лизинга амортизация по нему перестает начисляться с месяца, следующего за месяцем выбытия.

Амортизация лизингового имущества в налоговом учете

Первоначальная стоимость лизингового актива в НУ лизингополучателя формируется как сумма расходов лизингодателя на покупку актива, доставку, изготовление и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, за вычетом НДС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если лизингополучатель несет расходы, связанные с доставкой основного средства, полученного по договору лизинга, его доведением до рабочего состояния и т. п., то они не учитываются в первоначальной стоимости такого объекта (письма Минфина России от 03.02.2012 № 03-03-06/1/64, от 20.01.2011 № 03-03-06/1/19).

Амортизационная группа определяется по правилам ст. 258 НК РФ. Со следующего месяца после ввода актива в эксплуатацию начинайте учитывать амортизацию.

НУ амортизационных отчислений по лизинговому имуществу зависит от метода учета доходов и расходов. Если компания использует метод начисления, то она включает амортизацию в состав своих издержек. А лизинговый платеж учитывается в затратах за вычетом суммы амортизации (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если будете списывать в расходы в НУ и амортизацию, и лизинговый платеж, налоговики правомерно возмутятся задвоением трат фирмы.

А вот кассовый метод учета поступлений и издержек предполагает амортизацию оплаченного имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поскольку лизингополучатель не является собственником лизингового актива и может стать им только на момент выкупа, амортизировать такой актив нельзя (письмо Минфина РФ от 15.11.2006 № 03-03-04/1/761). А лизинговые платежи будут включаться в расходы лизингополучателя для целей налогообложения на дату их оплаты, а не начисления (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Упрощенцы учитывают доходы и расходы по кассовому методу, специально для них предназначен материал «Лизинг при УСН доходы минус расходы – проводки».

Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге

Одна из налоговых преференций для участников лизинговой сделки — возможность лизингополучателем использовать коэффициент ускоренной амортизации (абз. 3 п. 9 Указаний). Его разрешено применять и в БУ, и в НУ.

Читайте также:  Международный лизинг транспортных средств

В налоговом учете ускоренную амортизацию может применить сторона лизингового договора, на балансе которой находится лизинговое имущество, при этом лизинговое имущество должно относиться к 4–10-й амортизационной группе.

В бухгалтерском учете коэффициент ускоренной амортизации может применяться только лизингополучателем (абз. 3 п. 9 Указаний) при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Применение коэффициента ускорения при ином способе амортизации, в том числе линейном, не предусмотрено п. 19 ПБУ 6/01, а также п. 54 Методических указаний (письма Минфина РФ от 22.08.2006 № 07-05-06/220, от 03.03.2005 № 03-06-01-04/125, от 28.02.2005 № 03-06-01-04/118, постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 2346/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 № А03-19339/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 14.11.2013 № А28-12484/2012).

И в бухгалтерском, и в налоговом учете коэффициент ускоренной амортизации не может быть более 3.

Если лизингополучатель имеет право сразу на несколько повышающих коэффициентов по объекту лизинга, то он должен выбрать только 1 и задокументировать свой выбор в учетной политике (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481).

Если организация начисляет амортизацию в НУ нелинейным методом, то ОС с повышенным коэффициентом амортизации включаются для целей налогообложения в отдельные амортизационные группы (п. 13 ст. 258 НК РФ).

Пример использования коэффициента ускорения амортизации при лизинге

Рассмотрим на примере все нюансы амортизации лизингового имущества у лизингополучателя.

ООО «Фантазия» (функционирует на ОСН, учитывает поступления и издержки по методу начисления) в январе 2019 года заключило договор лизинга в качестве лизингополучателя. Предмет сделки — грузовой автомобиль HyundaiHD 78 стоимостью 2 млн 360 тыс. руб. (включая НДС 360 тыс. руб.). Срок лизинга — 12 месяцев. Сумма лизинговых платежей за 12 месяцев — 2 млн 720 тыс. руб.(из них НДС — 415 тыс. руб.). Автомобиль будет учитываться на балансе ООО «Фантазия». Тогда первоначальная стоимость имущества в БУ и НУ будет сформирована следующим образом:

БУ, сумма операции

НУ, сумма операции

Разница между БУ и НУ

Сформирована первоначальная стоимость ОС

Дт 08 Кт 76 «Стоимость предмета лизинга»

Сумма лизинговых платежей за срок действия договора (кроме НДС): 2 млн 720 тыс. – 415 тыс. (НДС) = 2 млн 305 тыс. руб.

Сумма расходов лизингодателя на покупку актива (кроме НДС): 2 млн 360 тыс. – 360 тыс. (НДС) = 2 млн руб.

Определяя амортизационную группу актива и срок полезного использования, бухгалтер ООО «Фантазия» обратится к классификатору ОС ОК 013–2014 (СНС 2008, утвержден приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.) Согласно ему грузовой автомобиль с бензиновым двигателем HyundaiHD 78 имеет код 310.29.10.42.112 — 5-я амортизационная группа. Руководитель ООО «Фантазия» отдельным приказом утвердил срок полезного использования для лизингового автомобиля и в НУ, и в БУ — 96 месяцев. Для целей НУ бухгалтер использует нелинейный метод амортизации и повышающий коэффициент 3. Месячная норма амортизации, согласно ст. 259.2 НК РФ, — 2,7. Автомобиль введен в эксплуатацию в конце января 2019 года.

Сумма амортизации за февраль в НУ:

2 млн руб. × 2,7 × 3 / 100 = 162 тыс. руб.

В БУ первоначальная стоимость актива — 2 млн 305 тыс. руб., метод амортизации — уменьшаемого остатка. Месячная норма амортизации — 1,042% (100% / 96 месяцев полезного использования актива). Применяя повышающий коэффициент 3, бухгалтер ООО «Фантазия» получит месячную норму амортизации для HyundaiHD 78 — 3,126%.

Тогда сумма амортизации за февраль в БУ:

2 млн 305 тыс. руб. × 3,126 / 100 = 72 054 руб.

Разница между амортизацией в НУ и БУ за февраль 2019 года:

162 000 – 72 054 = 89 946 руб.

Проверьте, правильно ли вы начислили амортизацию по объекту лизинга с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Лизингополучатель амортизирует объект лизинга, учитываемый на его балансе, по правилам НК РФ, ПБУ 6/01, Методуказаний по учету ОС и Указаний по БУ операций лизинга. У лизингополучателя есть право на ускоренный коэффициент амортизации как в НУ, так и в БУ, но при соблюдении определенных условий.

Дополнительно об учете и налогообложении лизинговых операций можно прочитать в статьях:

Амортизация принятого в лизинг имущества: все про налоги и учет

Возможно ли применение амортизационной премии по лизинговому имуществу?

«Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы накапитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса».

Полагаем, что лизинговые платежи не являются капитальными вложениями в основные средства, поскольку на момент ввода объекта в эксплуатацию лизингополучатель не несет расходов на приобретение предмета лизинга, т.к. выкупная стоимость объекта не погашена.

Такой подход подтверждается сложившейся судебной практикой.

В Постановлении АС ЗСО от 03.06.2015 № Ф04-18551/2015 сделан вывод, что:

«для того, чтобы воспользоваться заявленным в учетной политике организации для целей налогообложения правом на применение амортизационной премии, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения в объекты основных средств.

Читайте также:  Чем отличается лизинг от аренды автомобиля

При этом следует учитывать, что затратами на капитальное вложение могут быть только затраты на выплату выкупной стоимости объекта основных средств, так как лизинговые платежи являются самостоятельными расходами при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль».

Аналогичная точка зрения выражена в Постановлениях ФАС МО от 11.04.2012 по делу № А40-23166/11-116-67, Седьмого ААС от 22.01.2015 № 07АП-10593/14, АС МО от 28.03.2016 № Ф05-1440/16 по делу № А40-94972/2015.

Контролирующие органы в многочисленных разъяснениях также делают вывод, что оснований для применения амортизационной премии лизингополучателем при получении предмета лизинга нет (Письма Минфина РФ от 09.12.2015 № 03-07-11/71838, от 15.02.2012 № 03-03-06/1/85, от 24.03.2009 № 03-03-06/1/187 и ФНС России от 08.04.2009 № ШС-22-3/267).

В Письме Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-03-06/1/253 изложено:

«Поскольку лизинговые платежи не являются расходами на капитальные вложения, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств, то амортизационная премия к таким платежам не применяется».

В этом же письме указано, что:

«амортизационная премия может быть учтена лизингополучателем в отношении выкупной цены предмета лизинга».

Таким образом, по нашему мнению, лизингополучатель, уплачивая лизинговые платежи, не несет расходов на капитальные вложения, следовательно, применение амортизационной премии при использовании предмета лизинга необоснованно.

Какой бухгалтерский и налоговый учета амортизации с применением повышенного коэффициента, если балансодержатель – лизингополучатель?

Налоговый учет

Предмет лизинга, учитываемый на балансе лизингополучателя, признается у него амортизируемым имуществом, первоначальная стоимость которого определяется как сумма расходов лизингодателя на приобретение этого предмета лизинга (п. 10 ст. 258, абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ). Следовательно, лизингополучатель вправе начислять амортизацию по предмету лизинга, который числится у него на балансе (Письмо Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-03-06/1/253).

При этом он может применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3, кроме основных средств первой-третьей амортизационных групп (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, Письма Минфина РФ от 09.09.2013 № 03-03-06/1/37022, от 24.05.2005 № 03-03-01-04/2/95).

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами признаютсялизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу.

Применение коэффициента ускоренной амортизации может привести к тому, что сумма амортизации превысит размер лизинговых платежей, начисленных за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Таким образом, если использовать право применения повышающего коэффициента к лизинговому оборудованию, то в периодах, когда амортизация превышает лизинговые платежи, в расходы будет включена только амортизация. А после полного списания первоначальной стоимости предмета лизинга будут учитываться только лизинговые платежи в полном размере.

Аналогичная точка зрения отражена в Письме Минфина РФ от 29.03.2006 № 03-03-04/1/305 и Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 № 15АП-8844/2010, 15АП-9492/2010, от 11.04.2013 № 15АП-2130/2013.

При этом отметим, что расходами признаются лишь реально понесенные затраты, причем повторное их включение в налоговую базу недопустимо (п. п. 1, 5 ст. 252 НК РФ). Соответственно, сумма амортизации по предмету лизинга и учтенных в расходах лизинговых платежей не может превышать общей суммы расходов по договору лизинга. Поэтому после того как общая сумма договора будет отнесена на расходы, ни амортизацию, ни лизинговые платежи лизингополучатель не включает в налоговую базу. Это справедливо и в тех случаях, когда полное списание суммы договора произошло до истечения срока лизинга.

Таким образом, если амортизационные отчисления превышают размер лизинговых платежей, то, по нашему мнению, амортизацию следует полностью учитывать в расходах. Лизинговые платежи включаются в прочие расходы с того момента, когда они не окажутся выше сумм амортизации (в сумме превышения). Также необходимо следить за тем, чтобы совокупный размер учтенных расходов не превысил общей суммы договора.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования для целей бухгалтерского учета определяется исходя из срока договора лизинга. Лизингополучатель ежемесячно начисляет амортизацию по принятому на баланс предмету лизинга (п. 17 ПБУ 6/01, п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Применение повышающего коэффициента в бухгалтерском учете при начислении амортизации линейным способом не предусмотрено (п. 19 ПБУ 6/01, Письмо Минфина РФ от 22.08.2006 № 07-05-06/220). Использование коэффициента возможно при определении амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что применение повышающего коэффициента начисления амортизации в бухгалтерском учете лизингополучателем неправомерно.

Обращаем внимание, что если организация примет решение о начислении амортизации с повышенным коэффициентом в налоговом учете, то эти суммы неизбежно превысят амортизацию, признаваемую расходом в бухгалтерском учете.

В связи с этим в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемые временные разницы (НВР) и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО), которые отражаются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» (п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Уменьшение (погашение) данных НВР и ОНО имеет место в периодах, когда суммы амортизации лизингового оборудования, признаваемые в бухгалтерском учете, превысят амортизацию в налоговом учете.

Возникновение и уменьшение НВР и ОНО отражается следующими записями в бухгалтерском учете:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: