Мокрый лизинг транспортных средств

“Мокрый” и “чистый” лизинг

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на “чистый” и “мокрый”.

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о “лизинге, включающем дополнительные обязательства” (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях “чистого лизинга” участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

На практике существует множество форм лизинговых сделок, однако их нельзя рассматривать как самостоятельные типы лизинговых операций.

Под формами лизинговых сделок понимаются устоявшиеся модели лизинговых контрактов. Наибольшее распространение в международной практике получили следующие формы лизинговых операций.

  1. Лизинг “стандарт” – при этой форме лизинга поставщик продает объект сделки финансирующему обществу, которое через свои лизинговые компании сдает его в аренду потребителям.
  2. Лизинг “поставщику” – в этом случае продавец оборудования также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге, но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в контрактах подобного рода.
  3. Возобновляемый лизинг – в лизинговом соглашении при данной форме предусматривается периодическая замена оборудования по требованию арендатора на более совершенные образцы.
  4. Групповой (акционерный) лизинг – сдача в аренду крупномасштабных объектов (самолеты, суда, буровые платформы, вышки). При таких сделках в роли лизингодателя выступает несколько компаний.
  5. Генеральный лизинг – право лизингополучателя дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.
  6. Контрактный наем – это специальная форма лизинга, при которой лизингополучателю предоставляются в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств.
  7. Лизинг с привлечением средств – лизингодатель получает долгосрочный заем у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% сдаваемых в аренду активов. Кредиторы – крупные коммерческие и инвестиционные банки, располагающие значительными ресурсами, привлеченными на долговременной основе. Финансирование лизинговых сделок банками осуществляется обычно двумя способами:
  • заем – банк кредитует лизингодателя, предоставляя ему кредит на одну или на целый пакет лизинговых соглашений. Сумма кредита зависит от репутации и кредитоспособности лизингодателя;
  • приобретение обязательств – банк покупает у лизингодателя обязательства его клиентов без права на регресс, учитывая при этом репутацию лизингополучателей и эффективность проекта. Данный способ применяется при крупных разовых сделках с участием надежных заемщиков. Банки при организации финансирования проекта с участием лизинговой компании выступают также в качестве гарантов. Обеспечением банковской ссуды при получении ее лизингодателем (без права обратного требования к лизингополучателю) являются объекты лизинговой сделки и лизинговые платежи.

В США 85% сделок по финансовому лизингу относится к этой форме лизинга.

Это лишь наиболее распространенные формы лизинговых контрактов. На практике имеет место сочетание различных форм контрактов, что увеличивает их число.

Лизинговые операции коммерческих банков, подробнее.

Обратная связь

Мокрый и чистый лизинг. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый»

7. Мокрый и чистый лизинг. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый».

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем дополнительные обязательства» (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

Наиболее распространенным видом лизинга является чистый лизинг.

Чистый лизинг (net leasing) – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях «чистого лизинга» участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом [19].

Читайте также:  Лизинг автомобилей с пробегом

Таким образом, виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от: форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.

1.3 Правовое регулирование финансовой аренды (лизинга) в России

Правовое регулирование лизинга в России эволюционирует около 10 лет. Впервые лизинг упоминался в указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В состав современного российского законодательства о лизинге входят Конвенция (Оттавская) УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормы Гражданского кодекса РФ о договоре финансовой аренды (лизинга), Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные акты. Что касается субординации актов, регулирующих лизинг, следует отметить, что Оттавская Конвенция имеет приоритет над нормами гражданского права РФ, нормы ГК РФ превалируют над Законом о финансовом лизинге 2002 г., а подзаконные акты не должны противоречить названным Конвенции, Кодексу и Закону.

По Закону о финансовом лизинге 2002 г., лизинг как вид инвестиционной деятельности предполагает покупку имущества и передачу его в лизинг. Следует отметить, что это толкование давал еще прежний Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Легальное определение инвестиционной деятельности имеется в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот правовой акт трактует инвестиционную деятельность как вложение инвестиций в объекты предпринимательской или иной деятельности с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиции кредитует инвестор, преследующий цель извлечь из вложений прибыль либо получить другой, нужный ему эффект. Инвестиции становятся капитальными вложениями, если вносятся в основной капитал.

Применяя данную дефиницию инвестиционной деятельности к лизингу, становится ясно, что инвестиции вкладывает только лизингодатель. Именно этот субъект изыскивает деньги и приобретает предмет лизинга в собственность, после чего передает его арендатору, который выступает пользователем объекта капитальных вложений. Но лизинговая компания может инвестировать в предмет лизинга и собственные денежные средства, тогда доходы от инвестиций будут возмещать лизингодателю его вложения. Чаще лизинговая компания вкладывает в лизинговые операции привлеченные (кредитные) денежные средства, тогда лизингодатель основной финансовый поток доходов от инвестиций направляет своему кредитору, оставляя себе только комиссионное вознаграждение.

Как инвестиционная деятельность лизинг предполагает заключение и исполнение договора лизинга и всех сопутствующих ему договоров, с нормативным регулированием, бухгалтерским учетом и налогообложением возникающих при этом операций и доходов [3].

В Федеральном законе «О лизинге» 1998 г. подробно были представлены формы, типы и виды лизинга, которые, на наш взгляд, в целом можно было считать отдельными разновидностями. В Законе о финансовом лизинге 2002 г. подразделение лизинга на формы сохранено и основано на критерии резидентности сторон договора лизинга. Т. е. лизинг возможен как внутренний и как международный. Внутренний предполагает, что и лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ. Международный лизинг возникает, когда или лизингодатель, или лизингополучатель не являются резидентами. Типы лизинга из редакции Закона о финансовом лизинге 2002 г. исключены.

Гражданский кодекс РФ определяет финансовую аренду (лизинг) как специальный вид договора аренды, так стало и в Законе о финансовом лизинге 2002 г. В данном правовом акте лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением договора лизинга. Т. е., стержнем понятия лизинга стал договор о нем. Но при осуществлении договора будут возникать еще и другие правоотношения, связанные с этим договором. Новая правовая трактовка лизинга такова, что договор лизинга и правоотношения, возникающие в ходе осуществления этого договора и есть лизинг. Очевидно, что неоднозначность понятия лизинга пока еще остается, вместе с тем, по сравнению с Федеральным законом «О лизинге» 1998 г. законодатель серьезно продвинулся вперед. Ранее лизинг определялся: 1) как инвестиционная деятельность; 2) как лизинговая деятельность; 3) как разновидность договора аренды, что мешало расширению практики лизинга.

По Федеральному закону «О лизинге» 1998 г. оперативный – такой вид лизинга, при котором лизингодатель по своей инициативе и на свой риск покупает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок, и на определенных условиях во временное владение и в пользование. По окончании срока действия такой операции и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором оперативного лизинга, предмет лизинга возвращается назад, а лизингополучатель не вправе получить предмет лизинга в собственность. При оперативном лизинге предмет лизинга может передаваться в пользование неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга, и не одному, а нескольким лизингополучателям. На наш взгляд оперативный лизинг в данном изложенном понимании (по Федеральному закону «О лизинге» 1998 г.) ни с теоретической, ни с практической точки зрения относить к лизингу нельзя, а считать его следует обыкновенной арендой. Поскольку важнейший, сущностный признак лизинга – участие в инвестиционной операции продавца предмета лизинга- при оперативном лизинге отсутствует. Когда при оперативном лизинге предмет лизинга приобретается арендодателем по его инициативе, на его же страх и риск, это подтверждает отсутствие цели финансирования. Оперативный лизинг, т. о., не имеет финансового содержания [20].

Читайте также:  Лизинг авто в СПб

Закон о финансовом лизинге 2002 г. регулирует не лизинговые отношения, а отношения, возникающие при исполнении договора лизинга. Конечно, при исполнении договора лизинга могут сложиться и неожиданные отношения, но именно те, которые изначально определены сущностью этого договора. Значит, лизинговое обязательство – это вовсе не отношения по осуществлению договора лизинга. При этом, понятие договора лизинга в Законе о финансовом лизинге 2002 г. совпадает с текстом абз. 1 ст. 665 ГК РФ, за исключением признака о передаче в лизинг имущества для предпринимательских целей, которого в новой редакции названного закона нет. Не стало и такого признака лизинговой деятельности, как право выкупа имущества лизингополучателем. Также исключено упоминание лизинговой сделки. Как справедливо отмечает целый ряд авторов, гражданско-правовая сделка не может состоять из отдельных договоров.

В ст. 2 Закона о финансовом лизинге 2002 г. установлено, что продавец предмета лизинга может одновременно выступить и лизингополучателем (возвратный лизинг) в пределах одного лизингового правоотношения. Возврат продавцу его же имущества исключает возникновение двух правоотношений – купли-продажи и лизинга, поскольку они совпадают в одном – лизинговом правоотношении.

Вызывает тревогу, что лицензирование лизинговой деятельности отменено, хотя лизинговые компании вправе привлекать денежные средства и юридических и физических лиц для финансирования своих операций. В современном российском законодательстве уже второй раз разрешается без лицензии привлекать денежные средства населения (после кредитных потребительских кооперативов). На наш взгляд, здесь возможно неблагоприятное развитие ситуации, в плане дискредитации банковской деятельности, как это произошло в 1990-е годы в связи с деятельностью так называемых финансовых пирамид.

Помимо отмены деления лизинга на финансовый, возвратный и оперативный, важное значение имеет отмена в определении финансового лизинга положения о выкупе имущества лизингополучателем. Договор лизинга теперь не связан ни с полной окупаемостью имущества, ни с наличием права выкупа. Если такое право прямо не предусмотрено в указанном договоре, значит оно отсутствует. Дополнительные услуги (работы) для нужд лизингополучателя могут быть предоставлены (выполнены) на основании отдельных договоров, но могут войти и в содержание договора лизинга, что сделает его смешанным договором [24].

Закон о финансовом лизинге 2002 г. предусматривает право лизингодателя на бесспорное взыскание просроченных лизинговых платежей путем инкассового платежного требования. Но по правилам указанного нормативного акта изъять предмет лизинга в бесспорном порядке нельзя. Очевидно, эта задача может быть решена с помощью судебного механизма.

Лизинг интересует предпринимателей и все шире ими применяется, безусловно, потому, что является выгодной формой организации инвестиций. Эта эффективность основывается на том, что срок финансового лизинга какого-либо оборудования может устанавливаться равным сроку его полезного использования, причем лизинговые платежи относятся на прочие расходы у предпринимателя-лизингополучателя (ст. 264 НК РФ), и также на расходы, связанные с производством и реализацией у лизингодателя как суммы начисленной амортизации данного имущества (ст. 253 НК РФ).

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора лизинга к основной норме амортизации лизинговая компания вправе применять специальный коэффициент, не выше трех. Это позволяет существенно увеличивать начисляемые суммы амортизации, в этой связи часто говорят о так называемой ускоренной амортизации. Хотя Налоговый кодекс РФ различает только линейный и нелинейный методы амортизации.

Представители правовой науки справедливо указывают, что в целом ряде законов и иных нормативных актов мы можем встретить указания на средства производства как объекты гражданских прав, хотя определение данного понятия как в общем плане, так и в каждом конкретном случае отсутствует. Даже Гражданский кодекс РФ как базовый законодательный акт гражданского права отказывается, к сожалению, от какой либо общей дефиниции и пользуется данным понятием лишь спорадически, например, в некоторых нормах о средствах производства, принадлежащих крестьянскому (фермерскому) хозяйству, раскрывая его содержание через указание вещей, находящихся в совместной собственности членов хозяйства: насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов (ст. ст. 257, 258 ГК РФ). При этом земельный участок, как следует из ст. 258 ГК РФ, в состав средств производства не включается, что вступает в противоречие с действующим порядком учета основных средств [9].

Читайте также:  Оформление лизинга б/у грузовых автомобилей для юридических лиц

Таким образом, в состав современного российского законодательства о лизинге входят Конвенция (Оттавская) УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормы Гражданского кодекса РФ о договоре финансовой аренды (лизинга), Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные акты.

Мокрый лизинг

Местный
  • 10 Дек 2015
  • #1
  • Lukas
    Старожил
    • 10 Дек 2015
  • #2
  • Fyodor
    Летающий фотограф
    • 11 Дек 2015
  • #3
  • Моя статья в 159 номере АТО. К сожалению ссылка не работает, так что кладу сюда:

    Институт «мокрого» лизинга является одним из распространённых инструментов в мире, однако в России он институционально не закреплён и авиакомпаниям приходится прибегать к различным схемам, для того что бы восполнить этот пробел, а часть его полезных функций в принципе не может быть реализована. Решение вопроса упирается в позицию Росавиации и недостаток усилий со стороны самих участников рынка.

    В условиях текущего кризиса важным элементом управления рисками для авиакомпаний является политика в области лизинга авиационной техники. Снижение спроса и рост стоимости владения воздушными судами вынуждает авиакомпании прибегать к различным мерам, в том числе и радикальному сокращению флота. Так, за истекший год суммарное выбытие парка ГА РФ превысило 110 ВС. Вместе с тем, пространство для манёвра авиакомпаний сильно ограничено, в том числе и институциональными рамками, а во множестве случаев де-факто определяется частными договорённостями перевозчиков с лизингодателями, которые готовы пойти навстречу клиентам.

    Однако даже при самом большом благорасположении контрагентов, экстренные меры, предпринимаемые российскими перевозчиками, всё равно наносят немалый урон репутации авиакомпаний. Снижение объёмов операционной деятельности в авиатранспортной индустрии оказывает так же существенные отрицательное влияние на макроэкономические показатели и налогооблагаемую базу. При этом частично ограничить негативный эффект можно за счёт внедрения в России практики «мокрого» лизинга.

    «Мокрый» лизинг или аренда воздушного судна с экипажем, является разновидностью лизинга операционного. Его базовый принцип – ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance) – возможность эксплуатации самолета одной авиакомпании под кодом и в коммерческих интересах другой. При такой схеме авиакомпания «донор» является лизингодателем, однако сохраняет за самолётом собственные экипажи, несёт всю полноту ответственности за техническое обслуживание самолёта, а так же оплачивает страховку. На компанию «реципиента» ложиться коммерческая составляющая перевозки.

    Данная практика распространена в мире и является выгодной, в т.ч. за счет снятия эффекта сезонности. Например, при падении спроса в зимний период в Европе, самолёты эксплуатируются в интересах местных авиакомпаний в южных широтах, где в это время как раз имеет место высокий сезон.

    В целом ключевые преимущества от реализации принципа «мокрого» лизинга можно представить следующим образом:

    üУпрощение процедуры обмена ВС в рамках групп авиакомпаний

    üВозможность восполнить дефицит флота в случае резкого роста спроса

    üВозможность избавления от избыточного флота без сокращения экипажей, утраты права собственности, разрыва имеющихся лизинговых контрактов;

    Вопрос мобильного перемещения судов в рамках групп авиакомпаний до недавнего времени был и остаётся наиболее практичным с точки зрения нужд российских авиаперевозчиков. Данный вопрос очевидно актуален для Аэрофлота, С7 и ЮТэйр, так как в настоящий момент авиакомпаниям с единым коммерческим управлением приходится выполнять все требования, положенные по код-шеринговым соглашениям. Переход к практике «мокрого» лизинга позволил бы повысить гибкость и эффективность деятельности перевозчиков за счёт оперативной реакции на изменение локального спроса в рамках группы авиакомпаний, а так же снижения транзакционных издержек внутри группы.

    Второй аспект был весьма актуален в предыдущие годы, когда на фоне «взрывного» роста, российские перевозчики сталкивались с дефицитом парка и персонала. Возможность привлекать к работе самолёты с экипажами могла бы снять нагрузку на компании в моменты пиковых нагрузок. Следует обратить внимание на то, что пики роста не могут является ориентиром для долгосрочной деятельности предприятий. Попытка восполнить возникший краткосрочный дефицит резко увеличивая ёмкости и кадровый резерв неизбежно приведут к последующим избытку мощностей и безработице. Строго говоря, именно это мы и наблюдаем в настоящий момент. Повышение мобильности авиакомпаний в возможности краткосрочного наращивания парка позволило бы снизить риски негативных последствий периодов «после роста».

    Третий аспект приобрёл актуальность в связи с возникшей рецессией в области авиаперевозок. Возможность передачи избыточного флота в «мокрый» лизинг помогла бы решить целый спектр стоящих перед перевозчиками и лизингодателями проблем, в том числе:

    Читайте также:  Задолженность по договору лизинга транспортных средств

    – сохранение флота, экипажей и части обслуживающего персонала авиакомпании в случае резкого снижения уровня спрос;

    – снижение транзакционных издержек лизингодателя, в силу того что не происходит расторжение договоров и продолжается поступление средств по договору;

    – сохранение репутации авиакомпании, как надёжного партнёра;

    – сохранение налогооблагаемой базы, т.к. авиакомпания продолжает извлекать прибыль от эксплуатации ВС, поддерживать ФОТ и перечислять соответствующие налоги в бюджет.

    На последний пункт следует обратить особое внимание, так как в условиях кризиса и сокращения поступлений в бюджет, вопросы сохранения налогооблагаемой базы становятся приоритетными для государственной политики. Очевидно, что меры, направленные на сохранение налогового источника должны вызывать поддержку на самом высоком уровне. На сегодня мы имеем существенное падение налоговых доходов от авиационной деятельности. Размер суммы, которую можно было бы сохранить при реализации принципа «мокрого» лизинга требует дополнительных расчётов, однако уже очевидно, что порядок её определяется миллиардами рублей.

    При очевидных преимуществах и общем выигрыше для всех участвующих сторон, вопрос, однако, упирается в негативную позицию регулятора в лице Росавиации, полагающей введение института «мокрого» лизинга нецелесообразным.

    В качестве основных опасений ФАВТ называет снижение уровня безопасности полётов. Аргументом регулятора выступает случай с катастрофой самолёта Аэрофлот-Норд (дочернее предприятие Аэрофлота) в Перми, а так же позиция ИКАО, якобы указывающая на «проблемы в сфере безопасности «мокрого» лизинга» и его «единичный характер». Кроме того, чиновники ссылаются на то обстоятельство, что возможность использования иностранных ВС определено межправсоглашениями и почти исключает использования схемы «мокрого лизинга».

    Отвечая на первый аргумент следует отметить, что разбившийся в Перми самолёт эксплуатировался строго в рамках существующего правого поля, регламентированного собственно регулятором. Юридически о применении схемы аренды ВС с экипажем речи не шло и данная аргументация не только не представляется корректной, но и оставляет вопрос – если Росавиация считает, что данная катастрофа является следствием действия существующего порядка код-шеринговых соглашений между авиакомпаниями, то кто тогда несёт за это ответственность?

    В части позиции ИКАО, действительно Руководство по регулированию международного воздушного транспорта (ICAO, Doc 9626) оговаривает вопросы аренды ВС с экипажем, как одного из основных видов лизинга, но никак не единичной практики. В это же время указание на потенциальные угрозы безопасности ICAO относит к вопросу операционного лизинга в целом. При этом в документе ICAO прямо указывается, что с учётом тенденций либерализации в сфере авиатранспорта, объёмы оперлизинга будут возрастать и следует это учитывать при разработке требований. То есть национальным регуляторам рекомендуется адаптироваться к новой реальности, а не бороться с ней.
    В части собственно «мокрого» лизинга Doc 9626 приводит примеры ограничений, например в США. Однако эти ограничения касаются привлечением зарубежных экипажей, а не модели в целом. Причём тот же документ определяет основную причину ограничений: «в международных авиаперевозках, государства … подходят к вопросу разрешения/отказа в разрешении на использование арендованных воздушных судов, в основном, исходя из того, что они используются иностранными авиаперевозчиками». Т.е. речь в данном случае идёт не столько об обеспечении безопасности полётов, сколько о закрытии рынков. С отменой запрета на использование иностранных пилотов в ГА РФ данные ограничения для развития «мокрого» лизинга в России выглядят устранёнными.

    В части межправсоглашений, с учётом вероятности внесения изменений в действующее законодательство, перед регулятором стоит очевидная задача постепенной адаптации данных соглашений к новым реалиям. А где действующие соглашения не препятствуют имеющейся практике – авиакомпании смогут реализовывать свои возможности уже сейчас. Равно как и с более простым случаем «мокрого» лизинга внутри страны.

    Вызывает сожаление, что при том, что позиция Росавиации не выглядит в полной мере обоснованной, в ней явно игнорируются экономические интересы отрасли и государства. Однако следует бросить «камень в огород» самих авиакомпаний. В части защиты своих интересов опять приходится говорить о разобщённости действий участников рынка, отсутствии аргументированной позиции в продвижении своих интересов. Следует учитывать, что при том, что Минтрансом РФ за прошедшие годы были устранены многие из стоящих перед отраслью проблем, инициатива в области реформ, в том числе с предложением готовых проработанных предложений может и должна (разумеется, если они в чём-то заинтересованы) исходить от участников рынка. Мяч снова на их стороне и от того, как они им воспользуются, зависят перспективы реализации как «мокрого» лизинга, так и других полезных и нужных инициатив.

    Энциклопедия решений. Прекращение договора лизинга

    Прекращение договора лизинга

    Прекращение договора лизинга возможно на основании общих норм ГК РФ об аренде.

    Кроме того в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” (далее – Закон о лизинге) лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Законом о лизинге и договором лизинга.

    Читайте также:  На каких условиях оформляется лизинг авто для юридических лиц

    Так в договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга (п. 6 ст. 15 Закона о лизинге). Речь идет об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке.

    Если возможность отказа от договора допускается законом или соглашением сторон, такой отказ автоматически означает расторжение договора и, по общему правилу, прекращение обязательств сторон по нему (п. 2 ст. 450.1, п. 2 ст. 453 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ (далее – Закон N 42-ФЗ), вступившего в силу с 01.06.2015).

    Наличие у лизингодателя права на односторонний отказ от исполнения договора в порядке п. 2 ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ (в редакции Закона N 42-ФЗ) может быть и не связано с какими-либо нарушениями условий договора лизингополучателем либо может обусловливаться нарушением, которое закон не указывает в качестве основания для расторжения договора аренды или одностороннего отказа от него по инициативе лизингодателя. Сказанное подтверждается и судебной практикой (п.п. 25, 27 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, постановления Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13057/09, от 09.09.2008 N 5782/08).

    Гражданское законодательство не содержит специальных правил, определяющих момент прекращения договора лизинга в случае одностороннего отказа от его исполнения. Следовательно, в этом случае применяется общее правило, согласно которому , если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, договор прекращается с момента получения уведомления об отказе от договора (исполнения договора) стороной, которой было направлено такое уведомление (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ).

    При этом в контексте правил ст. 165.1 ГК РФ моментом получения уведомления об отказе от договора следует считать момент, когда такое уведомление доставлено адресату или когда оно считается доставленным ему. По общему правилу уведомление считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но не было ему вручено или он не ознакомился с ним по зависящим от адресата обстоятельствам (см. п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).

    Следовательно, в случае одностороннего отказа от исполнения договора лизинга этот договор по общему правилу должен признаваться прекращенным с момента, когда другая сторона получила или должна была получить уведомление о таком отказе. Договором лизинга может быть предусмотрен иной момент прекращения договора при одностороннем отказе от него.

    Договор лизинга прекращается также при надлежащем его исполнении обеими сторонами (ст. 408 ГК РФ), в связи с окончанием срока действия договора, если такое основание его прекращения предусмотрено самим договором (п. 3 ст. 425 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ), в случае ликвидации организации лизингополучателя (ст. 419 ГК РФ) и в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

    При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга (п. 4 ст. 17 Закона о лизинге). В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга (п. 6 ст. 17 Закона о лизинге).

    При расторжении договора лизинга, предусматривающего выкуп лизингового имущества, стороны определяют сальдо встречных обязательств по договору, то есть, соотносят суммы, причитающиеся лизингодателю (стоимость приобретения предмета лизинга, расходы по доставке, ремонту и передаче этого имущества лизингополучателю, размер подлежащих уплате лизинговых платежей за вычетом упомянутых стоимости и расходов, убытки лизингодателя, причиненные расторжением договора, санкции за его расторжение) с лизинговыми платежами (за исключением авансового), внесенными лизингополучателем, а также стоимостью возвращенного лизингодателю предмета лизинга. Разница, образовавшаяся в пользу одной из сторон, взыскивается с другой стороны (п.п. 3 – 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 17).

    Вместе с тем стороны договора лизинга своим соглашением могут урегулировать сальдо встречных обязательств в связи с прекращением лизинга иначе, чем это предусмотрено разъяснениями, содержащимися в п.п. 3 – 3.6 Постановления N 17, так как эти разъяснения не являются императивными нормами и не исключают для сторон возможности определить последствия прекращения договора по своему усмотрению (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 04.08.2015 N 310-ЭС15-4563).

    В любом случае правовые последствия расторжения договора лизинга необходимо определять с учетом принципа встречных предоставлений по договору (применяемого, если стороны своим соглашением не установят иного): то, что одна из сторон получила от другой стороны во исполнение договора, должно быть эквивалентно тому, что она этой стороне предоставила (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Это соответствует общему для всех видов гражданско-правовых договоров правилу, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства, сторона договора, которая получила от другой стороны исполнение обязательства по договору, но не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, при расторжении договора должна вернуть полученное (в размере, превышающем предоставленное ею другой стороне) как неосновательное обогащение (п. 4 ст. 453 ГК РФ в редакции Закона N 42-ФЗ).

    Читайте также:  Схема лизинга автомобиля

    Поэтому лизинговые платежи, внесенные авансом за период, когда лизингополучатель уже не имел прав владения и пользования имуществом в связи с его возвратом лизингодателю при расторжении договора, могут быть истребованы с лизингодателя (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2013 N Ф05-11191/12, определением ВАС РФ от 08.08.2013 N ВАС-10551/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

    Осторожно лизинговое мошенничество под видом кредита под залог ПТС

    В Рязанской области активизировались фирмы, которые якобы предоставляют «кредит» под залог ПТС. С юридической точки зрения кредит под залог ПТС должен предусматривать наличие кредитного договора, включающего условие о залоге транспортного средства и, соответственно, закладной. Мошеннические организации, предлагая кредит под залог ПТС, «подсовывают» человеку договор купли-продажи транспортного средства, принадлежащего этому человеку, а также договор лизинга данного транспортного средства. При этом стоимость автомобиля по договору купли-продажи занижается в десятки раз, а условия лизингового договора составлены таким образом, чтоб под любым предлогом забрать транспортное средство в связи с неисполнением любых из его условий. Так, например, условия договора могут ограничивать район перемещения транспортного средства, предусматривать обязанность лизингополучателя хранить транспортное средство только на определенной охраняемой стоянке и др..

    Мошенники осуществляют свою работу в обход контроля со стороны Центрального Банка РФ в связи с тем, что лизинговая деятельность не является кредитной и не подлежит такому же законодательному регулированию, как кредитная, ломбардная или микрофинансовая деятельность. Лизинговая деятельность в пределах РФ регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ (далее – ФЗ № 164-ФЗ).

    Ранее лизинговые сделки заключались в основном в предпринимательской сфере, но статьей 14 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальные) учреждений» в ФЗ № 164-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми упоминание об использовании предмета лизинга в предпринимательских целях было исключено.

    Итак, разберемся подробно с данной схемой мошенничества.

    Согласно статье 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

    Проще говоря, лизинговая компания покупает транспортное средство и представляет его в аренду с правом выкупа или без права выкупа лизингополучателю. Лизингополучатель оплачивает лизингодателю, как правило, стоимость части транспортного средства, рассчитанную ежемесячно (если выкуп предусмотрен), а также ежемесячную арендую плату за пользование транспортным средством.

    Согласно ФЗ № 164-ФЗ лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

    Также отметим, что целями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинг)» являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

    Таким образом, лизинговая деятельность является инвестиционной деятельностью в сфере производства, при которой лизингополучатель получает от лизингодателя инвестиции в виде предоставления временного права пользования и владения транспортным средством, за которые он должен уплачивать арендные платежи.

    Предмет лизинга (машина), переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя (пункт 1 статьи 11 ФЗ № 164-ФЗ).

    Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга (пункт 3 статьи 11 ФЗ № 164-ФЗ).

    Согласно пункту 2 статьи 13 ФЗ № 164-ФЗ лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанным Федеральным законом и договором лизинга.

    В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга (пункт 6 статьи 15 ФЗ № 164-ФЗ).

    Читайте также:  Преимущества лизинга транспортного средства

    Согласно схеме, которую используют мошенники, вы продаете им по договору купли-продажи свое транспортное средство, и его же они предоставляют вам в аренду. Пользуясь правом на изъятие транспортного средства и расторжение договора аренды, установленного пунктом 3 статьи 11, пунктом 2 статьи 13, пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинг)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, мошенники отнимают автомобиль у собственника.

    Также следует отметить, что в силу пункта 5 статьи 15 ФЗ № 164-ФЗ ваш лизинговый договор может и не предусматривать право на выкуп проданного вами лизингодателю транспортного средства. То есть, если в договоре прямо не указано, что предмет лизинга после производства всех платежей или окончания действия договора переходит в собственность лизингополучателя, то он не вправе требовать данного перехода. Следовательно, вернуть транспортное средство обратно будет практически невозможно, даже если вами не нарушены никакие условия договора лизинга.

    Также следует иметь в виду, что лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга (пункт 1 статьи 18 ФЗ № 164-ФЗ), а также имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга.

    Помимо всего прочего, лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

    Итак, рассматривая указанные договорные правоотношения, мы видим, что лизингополучатель и продавец имущества (машины) становится одним лицом. Так как лизингополучатель и продавец имущества (машины) сливается в одно лицо, это становится скорее не инвестиционной деятельностью, а деятельностью по кредитованию под залог имущества по своему выражению. Исходя из изложенного, можно предположить, что формально выкуп имущества лизингодателями у физических лиц с последующей передачей этого имущества этим же физическим лицам в аренду может является притворной сделкой, направленной не только на выход из-под законодательства о кредитовании и контроля со стороны Центрального банка РФ, но и на отъем имущества у населения. Однако в связи с тем, что по своему юридическому обличию правоотношения остаются в сфере регулирования лизинговой деятельности, т.к. в ФЗ № 164-ФЗ прямо предусмотрено то, что продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения, то говорить о возможной квалификации данных договоров как притворных сделок становится затруднительным, но не невозможным. Учитывая, что целью заключения указанных договоров была не столько купля-продажа, а по сути предоставление кредита под залог, то можно говорить о наличии мнимости или притворности заключенных сделок. Так, согласно разъяснениям, данным в п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», в связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.

    Для прикрытия сделки может быть совершена не только одна, но и несколько сделок. В таком случае прикрывающие сделки являются ничтожными, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 88 постановления Пленума).

    Из содержания указанной нормы и разъяснений Пленума следует, что в случае признания сделки недействительной в связи с притворностью суду необходимо установить действительную волю сторон, выяснить фактические отношения между сторонами, а также намерения каждой стороны.

    Читайте также:  Лизинг без выкупа автомобиля

    При определении того, был ли между сторонами заключен договор, каким является содержание его условий и как они соотносятся между собой, совпадает ли волеизъявление сторон с их действительной общей волей, а также является ли договор мнимой или притворной сделкой, суду необходимо применить правила толкования договора, установленные ст. 431 ГК РФ.

    Что же касается доказывания факта обмана или введения в заблуждение, то это более трудный путь по признанию заключенных сделок недействительными по сравнению с путем по применению последствий притворной сделки.

    При решении вопроса об использовании лизинга для получения кредита населению необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что согласно вышеуказанному ФЗ № 164-ФЗ любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации. Если же лизинговая фирма нерезидент РФ, то вопрос взыскания с нее денежных средств усложняется в разы. Учитывая то обстоятельство, что по закону учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть и юридические лица, вопрос взыскания с них денег за автомобиль становится практически нереальным.

    Исходя из вышеприведенных положений законодательства о лизинге и существующей практике, обычным людям использовать для получения кредитных средств такой финансовый инструмент как лизинг не только бессмысленно, нецелесообразно, но и опасно.

    Таким образом, беря кредит под залог ПТС, будьте бдительны и читайте договор. Самым лучшим вариантом заключения договоров, предметом которых являются транспортные средства или иное имущество, является их заключение через профессиональных юристов или адвокатов. Если вы намерены взять кредит под залог ПТС, то обращаться необходимо либо в ломбарды, либо в кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление кредитной деятельности, а не в лизинговые фирмы, при этом должен заключатся именно кредитный договор и договор залога транспортного средства, а не договор купли-продажи и лизинга.

    Примечание: регулирование деятельности ломбардов, кредитных организаций, в т.ч. МФО по предоставлению займов осуществляется Банком России.

    КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).

    (c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

    Прекращение лизинговой сделки: возможные варианты

    Содержание статьи:

    Лизинговую сделку можно завершить по окончании срока действия лизинга или досрочно — по желанию лизинговой компании или лизингополучателя.

    • Плановое завершение лизинговой сделки предусматривает возврат имущества собственнику, то есть компании-лизингодателю, или его выкуп по остаточной стоимости. Чтобы лизинговое имущество в результате стало собственностью лизингополучателя, необходимо вовремя выплачивать платежи по сделке, уплатить штрафы за просрочку, если они имеются, и заплатить выкупную цену.
    • Преждевременное расторжение лизингового договора может произойти по желанию лизингополучателя при наличии соответствующих условий в договоре лизинга. Лизингодатель также может прекратить сделку раньше оговоренного срока. Поводом могут стать нарушения платежных обязательств, использование предмета лизинга в ненадлежащих условиях и прочие основания, которые фиксируются в договоре лизинга.

    Все условия, при которых можно завершить лизинговый договор раньше оговоренных сроков, нужно подробно прописывать в договоре, чтобы исключить любые спорные моменты.

    Когда инициатором расторжения сделки выступает лизингополучатель

    В договоре долгосрочной финансовой аренды предусматривается право лизингополучателя выкупить имущество раньше оговоренного срока. При этом возможны ограничения — например, выкуп досрочно можно осуществить не раньше, чем через шесть, девять месяцев, а иногда и через один год после передачи предмета лизинга лизингополучателю. Если выкупить имущество на более раннем сроке, сделку могут признать притворной.

    Есть условия, которые необходимо соблюдать при досрочном выкупе:

    • Чаще всего лизингодатель требует внести все платежи по лизинговой сделке, включая все будущие платежи.
    • Многие современные лизинговые компании предлагают клиентам график досрочного выкупа, где указывается денежная сумма (выкупной платеж), по которой будет осуществляться досрочный выкуп предмета лизинга для каждого конкретного отчетного периода.
    • Иногда условия определения выкупной стоимости не указываются в договоре, но при этом сделка предусматривает согласование цены преждевременного выкупа. При этом выкупная сумма зависит от того, насколько платежеспособным является лизингополучатель.
    • В документах можно прописать условия частичного погашения долга по лизингу и перерасчета графика лизинговых платежей. Это уменьшит регулярные суммы по сделке.

    Порядок досрочного прекращения лизинговой сделки — один из ключевых моментов, на которые нужно обращать внимание при заключении договора. Особое внимание нужно уделять расчету суммы досрочного выкупа.

    Когда инициатором расторжения сделки выступает лизингодатель

    • Если лизингополучатель нарушает платежные обязательства (нарушает график выплат, не выполняет условия по использованию имущества), лизинговая организация имеет полное право изъять свою собственность.
    • Договор должен содержать полный перечень условий, при которых возможно досрочное завершение сделки по желанию лизингодателя.
    • В документах указывается, что при условии преждевременного расторжения сделки, средства от продажи имущества идут на погашение долгов лизингополучателя и покрытие расходов лизингодателя. Эти условия прописываются по причине того, что стоимость имущества на момент изъятия может быть значительно выше долга лизингополучателя по сделке.
    Читайте также:  Процентная ставка по лизингу авто

    Условия завершения договора при краже, гибели лизингового имущества

    Любое имущество может быть безвозвратно утрачено, украдено или испорчено. Здания и сооружения могут быть уничтожены в результате пожара. Легковые автомобили, грузовики и фуры могут попасть в аварию, в результате которой восстановление автомобиля окажется невозможным. Оборудование могут украсть или испортить без возможности обратного восстановления работоспособности.

    • Лизингополучатель полностью отвечает за сохранность лизингового имущества, поэтому оно должно быть застраховано, чтобы минимизировать финансовые риски, связанные с утратой, поломкой, хищением и прочими ситуациями.
    • Если лизинговое имущество было испорчено или утратило свою пригодность и работоспособность по вине лизингополучателя, он не освобождается от финансовых обязательств по сделке. Он все также обязан вносить лизинговые платежи согласно графику или погасить задолженность перед лизингодателем раньше срока.

    Страхование

    Имущество, оформленное в лизинг, обязательно необходимо страховать на все время финансовой аренды. Страхователем может выступать лизинговая компания, но чаще всего им становится лизингополучатель.

    Выгодоприобретатель — это компания-лизингодатель, которая является собственником лизингового имущества. Именно она получает выплату от страховой компании в случае наступления страхового случая. Данная сумма направляется на погашение долга лизингополучателя.

    Возмещение при условии потери имущества может покрывать убытки на 100% или только их часть. И здесь есть 2 варианта развития событий:

    • Если страховая выплата полностью покрывает долг лизингополучателя, лизинговая компания перечисляет оставшуюся страховую сумму (если таковая имеется) лизингополучателю.
    • Если суммы возмещения от страховой компании недостаточно для погашения долга лизингополучателя, лизингополучатель продолжает вносить платежи, возмещая недостающую сумму для прекращения сделки.

    Выкупная цена

    Определить выкупную цену довольно сложно. Этот вопрос вызывает массу споров, но чаще всего практикуются два варианта расчетов:

    1. Выкупная стоимость не включается в график лизинговых платежей, а выплачивается как отдельный платеж в конце срока лизинга.
    2. Выкупная цена — включена в сумму последнего платежа согласно графику.

    Каждая компания-лизингодатель определяет выкупную стоимость согласно своим внутренним правилам, поэтому данный вопрос заслуживает повышенного внимания при заключении сделки. Сумма выкупа при преждевременном завершении договора может быть достаточно серьезной, а значит, порядок ее расчета необходимо тщательно проанализировать.

    Досрочное расторжение договора лизинга

    В любой предпринимательской деятельности случаются риски неисполнения принятых обязательств. Преимущества лизингодателя в том, что право собственности на объект лизинга сохраняется на весь срок действия договора. Минусы же в том, что в законодательстве четко не прописан работающий механизм возврата имущества лизингодателем. Этот факт снижает возможности лизинговой компании по защите своих прав и законных интересов, если лизингополучатель нарушает исполнение принятых на себя обязательств.

    Договоры лизинга (финансовой аренды) регламентированы главой 34 ГК РФ и Федеральным законом от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

    По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование.

    Договор лизинга можно расторгнуть двумя способами: в судебном порядке и путем отказа от исполнения договора в одностороннем порядке (внесудебное расторжение договора).

    Расторжение договора лизинга в судебном порядке

    Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

    в случаях существенного нарушения договора другой стороной;

    в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

    Основаниями для досрочного расторжения договора в судебном порядке по ГК РФ, по инициативе лизингодателя являются:

    пользование имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. На основании ст. 450 ГК РФ, существенное нарушение договора – это нарушение, которое влечет для другой стороны ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что рассчитывала при заключении договора;

    существенное ухудшение имущества. Это действие или бездействие лизингополучателя, в результате которого так изменились потребительские качества имущества, что стало невозможно использовать его эффективно;

    не внесение более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа лизингового платежа;

    не произведение капитального ремонта имущества в установленные договором лизинга сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью лизингополучателя.

    Читайте также:  Чем отличается лизинг от аренды автомобиля

    Когда договор расторгается судом, он считается расторгнутым с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

    Расторжение договора лизинга во внесудебном порядке по инициативе лизингодателя

    Односторонний отказ от исполнения договора осуществляется лизингодателем без обращения в суд. При одностороннем отказе от исполнения договора договор считается расторгнутым с момента получения лизингополучателем уведомления о намерении лизингодателя расторгнуть соглашение. Требований к форме такого уведомления нет, но целесообразно делать его в письменной форме. Возможность одностороннего отказа от исполнения договора лизинга предусмотрена в п. 6 ст. 15 Закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», где указано, что в договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и возврату имущества лизингодателю.

    Также в договоре могут быть предусмотрены основания отказа стороны от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, как связанные, так и не связанные с нарушением контрагентами условий договора.

    Основаниями одностороннего отказа лизингодателя от исполнения договора могут стать:

    однократное невнесение лизингополучателем лизинговых платежей в установленный договором срок;

    выступление лизингополучателя в качестве ответчика в суде при рассмотрении имущественного спора;

    наличие у лизингополучателя просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    нахождение лизингополучателя в процессе реорганизации или ликвидации;

    наложение на имущество лизингополучателя ареста;

    приостановление экономической деятельности лизингополучателя и т. д.

    Основания одностороннего отказа должны быть обязательно прописаны в договоре лизинга.

    Основания досрочного расторжения договора лизинга по инициативе лизингополучателя

    Действующее законодательство содержит также меры, направленные на обеспечение прав лизингополучателя. Они отражены в ст. 620 ГК РФ.

    Основания досрочного расторжения договора лизинга по инициативе лизингополучателя:

    1. Неисполнение лизингодателем обязанности по производству капитального ремонта в установленные договором лизинга сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки. На основании п. 3 ст. 17 Закона “О финансовой аренде (лизинге)”, обязанности по осуществлению как текущего, так и капитального ремонта несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. Таким образом, использование соответствующего основания расторжения договора лизинга может иметь место лишь в случаях, когда его стороны посчитают возможным отступить от предусмотренного в п. 3 ст. 17 правила.
    2. Переданное лизингополучателю имущество имеет препятствующие его использованию недостатки, которые не были оговорены лизингодателем при заключении договора, не были заранее известны лизингополучателю и не обнаружены им во время осмотра имущества или проверки его исправности (скрытые недостатки).
    3. Лизинговая компания не предоставляет имущество в пользование лизингополучателю либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества.
    4. Имущество в силу непреодолимых обстоятельств оказалось в состоянии, не пригодном для использования.

    Также в договоре лизинга могут быть установлены следующие основания одностороннего отказа лизингополучателя от исполнения договора:

    переход права собственности объекта договора лизинга к другому лицу;

    непредупреждения лизингополучателя о правах третьих лиц на имущество (например, о праве залога).

    Порядок действий при досрочном расторжении договора

    1. Сначала нужно отправить партнеру предупреждение о необходимости исполнить нарушенные обязательства в разумные сроки.
    2. В случае, если партнер не принял мер по устранению неисполненных обязательств, необходимо направить уведомление о расторжении договора.
    3. Когда договоренность об одностороннем расторжении сделки достигнута, нужно закрепить положения договоренности в письменным соглашением.
    4. Приемка-передача собственности оформляется актом.

    Если арендатор не согласен с условиями расторжения либо не отвечает не письмо, договор не будет считаться прекращенным. В таком случае алгоритм действий лизингодателя строится следующим образом:

    сбор доказательств, подтверждающих право арендодателя на расторжение сделки в одностороннем порядке;

    передача иска в суд соответствующей юрисдикции по месту регистрации ответчика.

    Если же стороны пришли к соглашению о досрочном расторжении договора, в большинстве случаев расторгая договор лизингодатель получает:

    лизинговые платежи до даты расторжения договора;

    часть выкупной стоимости, распределенную на весь срок лизинга в составе авансовых и лизинговые платежей;

    сам предмет лизинга.

    Лизингополучателю нужно выплатить компенсацию. При этом денежные средства, полученные лизингополучателем, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг). Учитывать НДС с таких денежных сумм не нужно. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 26.12.2019 г. № 03-07-14/102114.

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: