Перечень автомобилей при лизинге с господдержкой

Лизинг с господдержкой

Согласно результатам опросов, проведенных Банком России по итогам прошлого года, доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), удовлетворенных работой финансовых организаций, больше всего выросла в сфере лизинга — на 5,9%. Для сравнения: количество лояльных клиентов у страховых компаний увеличилось на 2,5%, у микрофинансовых организаций — на 0,9%, тогда как у банков оно сократилось на 4,3%.

Рынок лизинга стабильно растет. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2017 году он вырос на 40%, в прошлом году — на 20% по сравнению с 2017 годом и превысил отметку 1,3 трлн руб. По прогнозам агентства, рост на уровне 15% будет зафиксирован по итогам этого года. Общий лизинговый портфель участников рынка на начало 2019 года оценивался на уровне 3,9 млрд руб. «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.», — прогнозирует генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. Отсутствие жесткого регуляторного пресса в отношении лизинга позволяет формировать более привлекательную по сравнению с банковским кредитованием кредитную политику, отмечает он.

В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) динамика лизинговых сделок действительно гораздо лучше, чем в кредитовании, отмечает председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «За прошлый год доля лизинговых сделок в сегменте МСП достигла почти половины всего объема рынка лизинга». Сам малый бизнес, по его словам, в опросах по поводу наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как номер один, как более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Однако у этого финансового инструмента есть еще потенциал для наращивания его использования субъектами МСП, считают в Банке России. Согласно дорожной карте ЦБ по развитию финансирования субъектов МСП, «недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП» — одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие бизнеса. Регулятор, в частности, намерен до конца этого года создать дополнительные меры регулирования и надзора за сектором, которые позволят обеспечить надежность и прозрачность этого вида финансовой поддержки.

Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России.

Программа для малых

Объем лизинговой поддержки предпринимателей через Минэкономразвития в период с 2017 года по октябрь текущего года составил 6,04 млрд руб.

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) является оператором лизинговой программы. Проект реализуется через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК) в четырех субъектах РФ: Татарстане, Башкирии, Республике Саха (Якутия) и Ярославской области. Уставный капитал каждой РЛК — 2 млрд руб. (75% — доля Корпорации, 25% — региональных бюджетов). Причем РЛК работают без привязки к свое локации — за время действия программы поддержку получили около 200 лизинговых проектов из 54 субъектов РФ.

Программа от Минэкономразвития предполагает лизинговое финансирование малого и микробизнеса на приобретение промышленного оборудования и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции по льготным ставкам: 6% годовых — для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Предприниматель должен работать на рынке не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю и не иметь долгов по налогам. «За финансированием могут обратиться предприниматели, которые заинтересованы в приобретении оборудования стоимостью от 1 млн до 200 млн руб. сроком до семи лет», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

При этом требования по размеру авансового платежа ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях. Как правило, он составляет 10%, а в случае привлечения поручительства региональной гарантийной организации (РГО действуют во всех субъектах РФ) вообще не требуется. Кроме того, отсутствуют какие-либо комиссии за совершение сделки. «Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке», — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%). «По статистике количество отказов — минимальное. В основном речь идет о случаях, когда потенциальный пользователь программы невнимательно ознакомился с условиями и требованиями», — предупреждают в ведомстве.

В перспективе планируется расширение географии льготной лизинговой поддержки, в частности, увеличение доли проектов из регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа. Также, в случае докапитализации РЛК в рамках нацпроекта по МСП в 2020–2024 годах станет возможным включение в программу субъектов среднего предпринимательства. Активно обсуждается возможность расширения перечня финансируемых видов имущества — например, дополнительно к оборудованию, — для предпринимателей, работающих в туристической индустрии, сообщают представители пресс-службы Минэкономразвития.

На сегодняшний день в реализации данной программы не участвуют коммерческие компании. В корпорации объясняют это тем, что РЛК работают в сегменте лизинга оборудования, где частный бизнес на сегодняшний день не очень активен. РЛК — это структуры с узкой специализацией и компетенцией, которые предлагают предпринимателям возможность заключения сделок с низкими авансами, низкими ставками и длинными сроками. При этом инвестированные однажды средства в капитал РЛК позволяют гарантированно поддерживать реализацию программы на протяжении многих лет, повторно реинвестируя полученные в составе лизинговых платежей деньги в новые лизинговые проекты, говорят операторы программы.

Так, сформированный капитал в размере 8 млрд руб. и плановая докапитализация действующих РЛК в 2020–2024 годах в сумме 9,3 млрд руб. обеспечат оказание лизинговой поддержки предпринимателям по итогам восьми лет (с 2017-го по 2024-й) в размере не менее 29,8 млрд руб. «Подобного мультипликативного эффекта можно добиться только через реализацию механизма возвратного государственного финансирования», — отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Читайте также:  Мокрый лизинг транспортных средств

Кроме того, Минэкономразвития и Корпорация в рамках паспорта нацпроекта по МСП разрабатывают новый механизм субсидирования по договорам лизинга, который может быть запущен уже в следующем году. К работе в числе прочего привлечены профучастники лизингового сообщества, поскольку планируется привлечь в данную программу рыночные лизинговые компании. Оценивать потенциал такого взаимодействия пока сложно, говорит Роман: «Но любая льготная программа — это хорошо, если она будет рабочей».

Деньги вперед

В свою очередь, программа Минпромторга, которая реализуется с мая 2015 года, основана именно на принципе субсидирования льготного лизинга с привлечением частных лизинговых компаний и в целом рассчитана на бизнес разных масштабов. Впрочем, в ее структуре есть отдельные направления, которые подразумевают поддержку и МСП. Названия подпрограмм говорят сами за себя: «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей «КамАЗ»), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (помощь МСП). Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на льготный лизинг по всем трем подпрограммам.

Программа предусматривает субсидирование выпадающих доходов лизинговым компаниям (от 10 до 15% цены техники в зависимости от региона передачи), предоставляющим предпринимателям колесную технику, автобусы, строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и снегоболотоходные машины со скидкой 12,5%.

С 2017 по 2018 год Минпромторгом были заключены соглашения о предоставлении субсидий почти с 90 лизинговыми компаниями, сообщают в министерстве. Льготные условия финансовой аренды бизнес может получить непосредственно в этих лизинговых компаниях, в том числе «Европлан», «Сбербанк Лизинг», «Росагролизинг», «ВЭБ-Лизинг» и другие (полный список компаний опубликован на официальном сайте ведомства). Чтобы получить лизинг на льготных условиях, претендент должен выбрать оптимальную модель техники из списка, предусмотренного государственной программой; подать в лизинговую компанию заявление, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга; дождаться одобрения сделки и подписать договор. После чего субъект МСП получает выбранное транспортное средство в пользование и оплачивает стоимость предмета лизинга по льготной цене.

В прошлом году в рамках программы было реализовано более 2,6 тыс. единиц техники 73 российских производителей на общую сумму порядка 28 млрд руб. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб., в 2019-м — 4,9 млрд руб. В июле 2018 года программа льготного лизинга была продлена до 2020 года.

Как говорит Татьяна Позднякова, за долгую лизинговую практику в случае с программой Минпромторга государство предложило действительно эффективный механизм поддержки внутреннего спроса за счет удобного потребителям механизма лизинга. Важно, например, что субсидии Минпромторга предлагаются на стадии авансового платежа. Как уточняет Татьяна Позднякова, это предпочтительнее и для субъекта МСП — меньше денег приходится отвлекать из оборота, чтобы заплатить аванс лизинговой компании, и для лизинговой компании (улучшается структура лизинговой сделки). «Механизм, когда субсидия конечному потребителю предоставляется в момент заключения договора, без необходимости возмещать уже понесенные затраты и без необходимости собирать дополнительные справки гораздо доступней, надежней и эффективней», — считает эксперт. В целом, по словам Татьяны Поздняковой, многие программы поддержки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях, необходимо оптимизировать — делать их менее запутанными и снижать сопровождающие их высокие издержки. А также повышать информированность бизнеса о возможностях финансовой поддержки, говорит Татьяна Позднякова: «Конечные потребители зачастую не знают о программах для них».

Господдержка при покупке автомобиля в 2020 году

Правительство РФ на 2020 год выделило 10,5 млрд рублей на субсидирование программ льготного кредитования на покупку россиянами машин для личного пользования. Из них 6 млрд пойдет на реализацию программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», и 4 млрд на льготный лизинг легкового и грузового автотранспорта. На 2021 и 2022 год из бюджета выделят только по 5 млрд рублей на все виды автокредитования. Если вы давно хотели купить машину и искали, как на этом максимально сэкономить, тогда узнайте, кому государство помогает и на каких условиях.

Что такое господдержка при покупке автомобиля в 2020 году, а также, какие выдвигают требования к участникам программ и транспортным средствам, расскажет Бробанк.

Общие условия программ господдержки

Программы поддержки при покупке автомобиля действуют в России с 2015 года. С тех пор несколько раз менялись условия и правила. Последние изменения были внесены и утверждены 15.02.2020 года. По условиям программ все россияне могут получить 10% скидку от цены автомобиля, а жители Дальнего Востока — до 25%.

Субсидий, которые выдает государство, не хватает на весь год. Зачастую деньги заканчиваются за первые 5-6 месяцев после начала. В некоторых случаях происходит дофинансирование из бюджета в середине года, тогда программа продолжается до тех пор, пока деньги снова не закончатся. Чтобы стать участником, лучше заранее изучить все тонкости и подавать заявку на господдержку.

Государство предоставит льготу при покупке машины при соблюдении ряда условий:

  1. Кредит на покупку автомобиля оформлен в банке, который входит в утвержденный Минторгом перечень. На февраль 2020 года в список входит 26 банков.
  2. У заемщика есть действующие водительские права. Кроме того он воспитывает двоих или более детей, а автомобилей в собственности до этого никогда не было. При этом не принципиально свои дети, усыновленные или под опекой.
  3. Транспортное средство выпущено в России, но не обязательно российским автопромом. Это может быть и иномарка отечественной сборки. Важное условие, что цена машины по договору не превышает 1 млн рублей, а вес 3,5 тонны. Дополнительное требование — выбранная модель входит в перечень тех, которые субсидирует государство. Полный список подходящих марок лучше всего выяснять у дилера.
  4. Заемщик совершеннолетний гражданин России.
  5. Паспорт на автомобиль оформлен с 01.12.2019 года или позже. Если ПТС выдан раньше, то автомобиль не подходит по условиям программы.
  6. В 2019 году покупатель не оформлял автокредит и дает обязательство, что не будет его брать и в 2020 году. Такую информацию проверят в Бюро кредитных историй.
  7. Автомобиль будет оформлен в залог, а также на него выдан полис КАСКО.
Читайте также:  Оформление лизинга авто для физических лиц без первоначального взноса

Участвовать в каждой из двух госпрограмм можно только один раз.

Виды программ

В России действует две программы государственной поддержки при покупке автомобиля:

Наименование программы Кому подходит
Первый автомобиль Для тех, у кого есть водительское удостоверение, но никогда раньше не было личного автомобиля.
Семейный автомобиль Для семей, с двумя детьми или более, которые рождены, усыновлены или находятся под опекой.

Суть госпрограмм в том, что государство помогает российскому автопрому, продать больше ТС, а гражданам обзавестись личным легковым автомобилем. Для банка, который выдает кредит, процесс выглядит так: заем получает физлицо, а государство увеличивает размер первоначального взноса, как будто бы заемщик сам внес эти 10 или 25%.

Например, автомобиль стоит 950 тыс. рублей, покупатель вносит 20% — это 190 тысяч, а государство добавляет еще 10%. Итоговая сумма первого взноса составит 285 тысяч рублей, по кредиту останется выплатить только 665 тысяч.

Как стать участником

Чтобы стать участником программы потребуется оформить автокредит, только тогда государство присоединит субсидию к вашему первоначальному взносу. Наличными деньги не дают. Программа не регулирует условия предоставления автокредитов с господдержкой, которые предложит банк. Поэтому ставка, срок и сумма займа остаются на усмотрение банка. Но в любом случае размер кредита не превысит 1 млн рублей, потому что иначе, будет нарушено главное требование по сумме сделки.

Если водительского удостоверения нет, то государство не даст право на льготу. Например, если мужчина уже владеет автомобилем, у него есть права, а у жены прав нет, ей не оформят субсидию. Так будет до тех пор пока она не получит собственное водительское удостоверение. Но если при этом в семье двое детей, то тогда мужчина сможет приобрести автомобиль по условиям программы «Семейный автомобиль». В то же время для участия в программе «Первый автомобиль» не обязательно жениться, выходить замуж или воспитывать детей. Все выпускники автошкол с правами на руках могут подавать заявку, если машина подходит по условиям.

Условия и требования к заемщику

Прежде чем банк одобрит кредит, он обязательно проверит кредитную историю заемщика. Если она покажется банку недостаточно хорошей, то он может отклонить заявку. Государство не обязывает банки выдавать кредиты с господдержкой, а только утверждает перечень финансовых компаний, которые участвуют в программе льготного кредитования. Претендовать на заем с господдержкой могут только россияне, которым больше 18 лет.

Если вы уже взяли несколько кредитов, оплачиваете ипотеку и регулярно берете займы по кредитной карте, то банк может посчитать вашу финансовую нагрузку слишком высокой. Скорее всего, он отклонит заявку на автокредит. Вы можете заранее погасить другие долги, чтобы ваша платежеспособность выглядела лучше и не вызывала сомнений у кредитной организации. Ориентируйтесь на уровень текущей финансовой нагрузки не выше, чем 30% от ежемесячных доходов.

Кроме того, поводом для отклонения заявки может стать плохая кредитная история. Она испортится, если вы часто допускали просрочки и не оплачивали текущие долги. Чтобы узнать, какой увидят вашу кредитную историю в банке, вы можете заранее запросить ее в Бюро кредитных историй. Любой россиянин может это сделать бесплатно дважды в год. Если ситуация плачевная, то лучше заранее пройти программу оздоровления кредитной истории и только после этого подавать заявку на автокредит с государственной поддержкой.

Банк-участник госпрограммы по льготному кредитованию самостоятельно устанавливает:

  1. Срок кредитования. Заем может быть выдан на год или на пять лет, если это устроит заемщика и кредитную организацию.
  2. Процентную ставку. Банк может кредитовать и под 5%, и под 25%. Ставка не ограничена законом, но льготные программы чаще всего идут по повышенным ставкам.
  3. Размер первоначального взноса. До 2017 года первый взнос не мог быть меньше 20%, теперь это требование отменили. Поэтому первоначальный платеж может быть от 10 до 90% от стоимости автомобиля.

То, что покупка машины проходит с государственной поддержкой будет отражено в тексте договора.

Условия к автомобилю

Купить машину с учетом государственной поддержки можно, если она подходит по таким условиям:

  1. ТС произведено или собрано в России и оснащено системой «ЭРА-Глонасс».
  2. Производитель заключил соглашение с государством, а выбранная к покупке модель получила сертификат.
  3. Автомобиль легковой и его вес не превышает 3,5 тонны.
  4. Цена машины по договору максимум 1 млн рублей.
  5. Дата выпуска по ПТС с 01.12.2019 года или позже.
  6. Автомобиль оформлен в залог банку.
  7. Производитель авто участвует в корпоративной программе повышения конкурентоспособности и заработал в ней от 1400 тысяч баллов, которые зависят от уровня локализации.
  8. Покупатель оформил при покупке КАСКО.

Участники программ получают дополнительный доход в виде государственной субсидии, но с него не потребуется уплачивать НДФЛ. Полученная выгода исключена из налогооблагаемых прибылей физических лиц.

Получится ли сэкономить на автокредите за счет господдержки

Если не посчитать выгоды от господдержки на покупку автомобиля заранее, то можно не только не сэкономить, но и переплатить. Это случается потому что:

  1. Банки устанавливают повышенные ставки по кредитам с льготой от государства. Можно найти предложения по автокредитам со ставкой от 3,5% в ВТБ до 14,8% в Уралсибе без оформления КАСКО. А льготные программы ниже 15% не встречаются.
  2. В программе участвует только 26 российских банков. Перечень компаний, которые выдают обычные автокредиты гораздо шире, и они часто делают более выгодные предложения.
  3. Обязательное КАСКО. Это дорогой вид страхования. Иногда полис обходится дороже суммы господдержки, тогда участие в программе не выгодно.
  4. Льгота от государства положена только при кредитовании. Если вы тратите свои деньги на покупку, то государство скидку не даст.
Читайте также:  Как оформить лизинг на машину

Но есть законные схемы, которые помогут и скидку получить, и не потратить лишнее:

Способ Реализация
Если цена на автомобиль и дополнительное оборудование превышает 1 млн рублей Заключайте 2 отдельных договора. Оформляйте автокредит на «голую» машину, без дополнительного оборудования, которое не входит в базовую комплектацию. Так получится расширить список ТС, которые подойдут под условия госпрограммы.
Закрыть автокредит досрочно Помните, вы можете погасить заем в банке даже через день. Главное не рассказывайте о своем намерении менеджеру при оформлении автокредита. Тогда, даже если у вас достаточно денег на покупку машины, вы сможете получить легальную скидку в размере 10% от ее стоимости или 25%, если вы живете на Дальнем Востоке.
Отказаться от полиса КАСКО Здесь будет ограничение. Отказаться от полиса можно только после того, как погашен автокредит. Но, если вы пользуетесь схемой в предыдущем пункте и гасите заем в течение 14 дней, то успеете отказаться от полиса в «период охлаждения». В некоторых страховых компаниях срок может быть длиннее двух недель, но точно не меньше. Однако помните, что КАСКО защитит ваш автомобиль в ряде случаев лучше, чем ОСАГО.

Альтернативы

По замечаниям экспертов ограничение по цене автомобиля в 1 млн рублей сильно сократило перечень моделей, которые попадают под действие госпрограммы льготного автокредитования. В этот ценовой диапазон входит такой список машин:

  • все модели АвтоВАЗа;
  • внедорожники УАЗа;
  • некоторые модели линейки Renault, Kia, Hyundai — какие именно модели и комплектации проще уточнить в автосалоне у дилера.

Chevrolet Niva, Nissan Terrano, Datsun on-DO и mi-DO, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, которые раньше участвовали в программе, теперь не входят в перечень.

Некоторые компании-производители запускают собственные акции, которые схожи по условиям с льготными. Так, например, Volkswagen делает такие предложения клиентам:

  1. «Твой старт с Volkswagen» — акция для автолюбителей до 30 лет.
  2. «Положись на Polo» — для семей с двумя и более детьми.

Обе акции дают право на скидку в 10% от первоначальной стоимости авто. При этом ограничений по цене автомобиля — нет. Поэтому и без поддержки государства можно получить выгоду непосредственно от производителя. Тем, кто хочет купить второй автомобиль или уже воспользовался льготой раньше, следует внимательнее изучить действующие предложения от дилеров, производителей и банков.

Клавдия Трескова – высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 4

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Как поступить, если дилер при оформлении кредита по Госпрограмме навязывает определённый банк и помимо КАСКО, ещё страхование жизни и дорожную карту?

  1. Клавдия Трескова14.01.2021 в 12:09 Автор записи

Уважаемая Светлана, если вы однозначно уверены в том, что страхование жизни вам не нужно, вы вправе отказаться от него на законных основаниях. В большинстве случаев банки после этого поднимают процентную ставку. Вы можете поступить и по-другому, изначально согласиться на страхование жизни, а потом от него отказаться в период охлаждения. О том как это сделать, читайте в отдельной статье. С навязыванием банка дело обстоит сложнее. Дело в том, что по госпрограмме работают далеко не все банки, а только те, которым это разрешено. На 14.01.2021 года в этот перечень входит только 26 российских банков.

Где можно найти информацию,о Кредитной истории ?

Уважаемый клиент, вы можете запросить кредитную в одной из специализированных компаний, подобранных по этой ссылке.

Господдержка лизинга: как приобрести автомобиль со скидкой

В свою основную фазу субсидии от государства в части финансовой аренды техники и оборудования вошли в 2008-2009 годы на фоне кризиса. По данным Банка России, с 2008 по 2019 годы совокупный объем средств госбюджета, направленных на лизинг, составил 227 млрд рублей. А с учетом запланированных расходов в 2020-2021 годах эта цифра превысит 280 миллиардов. Предусмотренный объем поддержки на 2020 год составляет 9,8 млрд, на 2021 год — 18,7 млрд, на 2022 год — 18,5 млрд рублей.

Изначально предполагалось, что поддержка сойдет на нет к 2014 году, но из-за нестабильной экономической ситуации в стране, вызванной санкциями со стороны Запада, ее решено было продлить. Особую роль в этом процессе сыграла программа поддержки автопрома, имевшая успех и масштабированная позже на приобретение в лизинг оборудования для легкой промышленности, дорожно-строительной и коммунальной техники.

Целей, которые достигаются государством при выделении средств бюджета на лизинг, несколько. Но главная из них — минимальное удорожание предмета лизинга за счет компенсации части авансового платежа. Приобретение, таким образом, становится доступнее, что, в конечном счете, способствует развитию авторынка в целом. Сама сделка лизинга при этом позволяет:

  • получить финансирование в больших объемах и на длительные сроки;
  • модернизировать устаревшее производство и масштабировать бизнес с минимальными вложениями;
  • минимизировать финансовую нагрузку на предприятие;
  • обеспечить ускоренную амортизацию и экономию по налогу на прибыль.

Как это работает?

Общий принцип поддержки таков: государство в лице Фонда развития промышленности при Минпромторге РФ определяет финансируемые отрасли и согласовывает общий объем средств, выделяемых в текущем календарном году на меры поддержки спроса. После этого лизинговые компании уведомляются о действии госпрограммы и приступают к формированию заявок — финансируют сделки, по которым позже компенсируют декларируемую государством часть средств. Как правило, все программы поддержки ограничены по срокам одним годом, причем выделяемые на них средства не переносятся на следующий год, а остаются в бюджете.

Читайте также:  Как взять в лизинг грузовой автомобиль

В подавляющем большинстве случаев речь идет о скидках для предприятий на первый (авансовый) платеж, которые в 2019 году доходили до 12,5% от стоимости имущества. При этом независимо от поддерживаемой отрасли все программы субсидирования лизинга объединяет схожий график платежей (ежемесячно), рассчитываемая индивидуально в каждом конкретном случае ставка и сумма аванса, начинающаяся от 10% стоимости предмета лизинга.

Особые условия

В 2019 году 38% финансированных Газпромбанк Автолизингом передач транспорта осуществлены с применением госсубсидии (суммарная предоставленная скидка на авансовые платежи — 375 млн рублей). Из особых условий, предъявляемых государством при использовании субсидируемых средств, — ориентир на российскую технику, то есть произведенную/локализованную в нашей стране. Крупноузловая сборка государству неинтересна, поскольку она не позволяет говорить о развитии экономики, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), смежных производств и, как итог, серьезном увеличении рабочих мест и поддержке регионов.

Кроме того, претендент на получение госсубсидии должен быть резидентом РФ, иметь необходимые лицензии для ведения деятельности, а также устойчивое финансовое положение и положительную кредитную историю. При этом претензии со стороны налоговых органов и просроченные платежные обязательства по ценным бумагам исключены.

По закону

Правила возмещения потерь доходов лизинговых компаний (официальная формулировка именно такова) при предоставлении скидок были утверждены постановлением правительства от 8 мая 2015 года № 451. Позже действие этого документа было продлено на 2018-2020 годы постановлением от 23 июля 2018 года № 861. По программам «Российский тягач» и «Свое дело» лизингодателю в 2019 году компенсировалась скидка в размере 12,5% (но не более 625 000 рублей) на авансовый платеж при финансировании сделок по приобретению грузовой техники утвержденного списка. По классической программе скидка составила 10% (но не более 500 000 рублей).

В 2020 года правительством предложено осуществлять поддержку автопроизводителей (через лизинг) исходя из уровня локализации производимой ими на территории РФ техники. Уровень этот определяется соответствующими заключениями по балльной системе и подтверждается ежегодно на основании постановления правительства 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Полный перечень поставщиков продукции доступен по ссылке.

Таким образом, механика получения скидки для лизингополучателя следующая. Исходя из перечня поставщиков и их продукции, подлежащей субсидированию, клиент определяется с моделью техники после чего обращается в лизинговую компанию за финансированием. Лизингодатель на основе формальных требований выносит решение о предоставлении средств и возвращается к клиенту с коммерческим предложением, а позже — и с договором лизинга. Причем в Газпромбанк Автолизинге весь процесс осуществляется в личном кабинете клиента на сайте, поэтому первая встреча с представителем лизингодателя происходит лишь в дилерском центре на выдаче транспортного средства.

Фото: Helloquence, Chris Liverani/Unsplash

Международный лизинг

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;

предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов – крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга – движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Читайте также:  Реализация изъятых автомобилей после лизинга

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации – лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 – 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация – лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации – лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях – 34 месяца).

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Читайте также:  Схема лизинга автомобиля

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

Особенности международного лизинга

Что выгоднее — работать с иностранцами, имеющими представительство в России, или являться их агентами? Какие платежи необходимо осуществить на таможне при ввозе предмета лизинга? Разобраться с этими вопросами, неизменно возникающими в рамках такой темы, как международный лизинг, поможет Татьяна Ильинова, заместитель руководителя управления аудита группы компаний «Градиент Альфа».

На таможне
При ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российский лизингополучатель уплачивает таможенные платежи и НДС.

Если товары являются предметами международного лизинга, то платежи взимаются в порядке, который предусмотрен таможенным режимом.

Импортер, ввозящий оборудование по договору лизинга, имеет существенное преимущество перед компаниями, которые импортируют товары для свободного обращения.

Таможенный режим, при котором товары используются в течение определенного срока на таможенной территории России, определен в статье 209 Таможенного кодекса и именуется режимом временного ввоза. Его преимуществом является то, что при ввозе не требуется уплата полной суммы таможенных пошлин и налогов, а применяется частичное условное освобождение. Сроки временного ввоза товара регулируются статьей 213 Таможенного кодекса.

В период режима временного ввоза товара за каждый полный и неполный календарный месяц уплачиваются периодические таможенные платежи в размере 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввозимые товары были выпущены для свободного обращения. По истечении 34 месяцев товар будет считаться выпущенным в свободное обращение, после чего дальнейшая уплата таможенных платежей и пошлин не потребуется.

Стоит иметь в виду: тот факт, что ввозимый товар на момент таможенного оформления будет являться собственностью иностранного лица, не станет препятствием для выпуска его в свободное обращение. Следовательно, если лизингополучатель готов уплатить таможенные платежи в полном объеме, он может оформить ввозимые товары сразу в режиме выпуска для свободного обращения.

Для применения таможенного режима временного ввоза в Россию организация, перемещающая товары, подает заявление на их временный ввоз в таможенный орган, где следует оформить указанные товары. Образец заявления приведен в приложении 1 к приказу ГТК России от 4 декабря 2003 г. № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».

После вынесения решения о том, что временный ввоз товаров разрешен, на таможенной декларации ставится подпись и оттиск штампа «Выпуск разрешен» начальником таможенного органа либо его заместителем.

Если фирма собирается передать временно ввезенный товар в пользование другой организации, то она обязана информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу.

Вывоз лизингового имущества осуществляется в таможенном режиме реэкспорта. Он предусматривает, что товары, ранее ввезенные на территорию страны, вывозятся с ее территории без уплаты налогов и ввозных таможенных пошлин или с их возвратом. Также в этом случае к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством.

Обратите внимание: при реэкспорте временно ввезенных товаров суммы частично уплаченных таможенных пошлин и налогов возврату не подлежат.

внимание
Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений.

Одним словом — НДС
При предоставлении оборудования в лизинг иностранной компанией «в руки» российской организации необходимо решить вопрос налогообложения данной услуги. И здесь самое важное значение приобретает место ее реализации, так как статья 146 Налогового кодекса связывает возникновение объекта налогообложения НДС с реализацией товаров (работ, услуг) именно на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если покупатель фактически присутствует на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах. Данная норма применяется в том числе и при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Следовательно, в случае регистрации лизингополучателя на территории России данная операция будет объектом налогообложения, а лизингодатель — налогоплательщиком. Согласно статье 161 Налогового кодекса, в том случае, если лизингодатель не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, лизингополучатель признается налоговым агентом и обязан удержать у организации-лизингодателя и уплатить в бюджет сумму НДС.

Читайте также:  Обратный лизинг автомобиля

Налоговая база определяется как сумма дохода от передачи имущества в лизинг. При этом в законодательстве определено, что при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса, сумма НДС должна определяться расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК). Исчисляется она по расчетной ставке 18/118%.

Налоговый агент-лизингополучатель вправе предъявить к вычету суммы НДС только в том случае, если указанная сумма налога им удержана из доходов, перечисляемых лизингодателю, уплачена в бюджет, и предмет лизинга приобретается для производства товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость (п. 3 ст. 171 НК).

Чтобы подтвердить правомерность вычета при приобретении облагаемых налогом услуг, необходимо выполнить следующие условия:

  • суммы НДС должны быть выделены отдельной строкой во всех первичных документах;
  • наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса.

Налоговый агент при приобретении лизинговых услуг в счете-фактуре указывает полную их стоимость с учетом НДС. Последний нужно включить в декларацию за тот налоговый период, когда счет-фактура был зарегистрирован в книге продаж. Данный счет-фактура регистрируется в книге покупок в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была уплачена в бюджет.

Пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса гласит, что вычету подлежат также и суммы НДС, уплаченные лизингополучателем при ввозе товаров в режиме временного ввоза. При этом должно соблюдаться условие, что товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, облагаемых налогами.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса. Осуществить это можно после принятия указанного имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (Письмо Минфина России от 9 марта 2005 г. № 03-04-08/35).

внимание
Следует отметить, что перечисление в бюджет сумм НДС осуществляется лизингополучателем отдельным платежным поручением с указанием в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса налогового агента «02».

Налогообложение прибыли
Имея представительство на территории Российской Федерации, иностранные компании являются плательщиками налога на прибыль, соответственно, они самостоятельно исчисляют налог. В этом случае объектом налогообложения считается сумма доходов, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через постоянное представительство, уменьшенная на величину расходов представительства.

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянное представительство и получают доходы из источников в Российской Федерации, определены статьей 309 Налогового кодекса. В отношении таких доходов «иностранцы» также будут являться налогоплательщиками, но сумма налога удерживается у источника выплаты доходов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляет и удерживает российская организация, выплачивающая доход, при каждой выплате таких доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса, в валюте выплаты указанных средств (ст. 310 НК). При этом налог удерживается по ставке 20% или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса сумма дохода от лизинговых операций рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

Кроме того, если лизингодатель является резидентом государства, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

Статьей 312 Налогового кодекса установлено, что в этом случае иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведено на русский язык. В этом случае доход выплачивается без удержания налога, или налог удерживается по меньшей ставке по сравнению с предусмотренной международным соглашением.

По итогам отчетного периода налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@ (п. 4 ст. 310 НК).

Бухучет у лизингополучателя
Бухгалтерский учет у лизингополучателя при международном лизинге осуществляется в соответствии с действующим Планом счетов и зависит от того, кто является балансодержателем объекта лизинга. При этом все операции в учете по лизингу можно разделить на следующие категории:

Поступление объекта лизинга. Если лизинговое имущество находится на балансе лизингодателя, его стоимость при поступлении лизингополучателю учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Если же по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, его стоимость отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом на счете 08 накапливаются и иные расходы лизингополучателя, связанные с получением в пользование предмета лизинга: монтаж оборудования, его транспортировка, таможенные платежи и т.п. После чего они списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

Начисление лизинговых платежей. Начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Начисление амортизации. Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то он осуществляет начисление амортизации по данному имуществу, отражая ее по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Возврат объекта лизинга. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового учета. Если по условиям договора лизинга полученное имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то возврат его при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей отражается как выбытие основных средств.

Читайте также:  Лизинг автомобилей с пробегом

Выкуп лизингового имущества. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001. Одновременно производится запись по дебету счета 01 и кредиту счета 02 на сумму лизинговых платежей.

Если согласно условиям договора имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при выкупе его и переходе в собственность лизингополучателя на счетах 01 и 02 производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных основных средств. Обратите внимание: сделать это можно только при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей.

Что такое лизинг

Лизинг — это долгосрочная аренда оборудования с возможностью его выкупа в дальнейшем.

Если вкратце, именно возможность выкупа отличает его от обычной аренды: например, можно арендовать автомобиль в течение двух лет, а потом выкупить его по остаточной стоимости. Того, кто сдает собственность, называют лизингодателем, а арендатора — лизингополучателем.

Кому подходит

Предпринимателю имущество в лизинге удобно как альтернатива покупке в кредит. Сделку легко расторгнуть: например, если предприятие взяло во временное пользование станки, а потом выяснилось, что такая производственная мощность ему не нужна, то арендованное имущество можно вернуть лизингодателю. Если бы компания купила оборудование в кредит, то понесла бы убытки. Поэтому лизингом выгодно пользоваться предпринимателям, которые выходят на новые для себя рынки.

Что можно взять в лизинг

Предметом договора обязательно должны быть непотребляемые вещи — то есть имущество, которое может изнашиваться, но им все равно можно пользоваться по назначению. Поэтому во временное пользование нельзя взять, например, стройматериалы, продукты питания, сырье. Кроме того, гражданский кодекс запрещает держать в лизинге земельные участки, водоемы, леса и другие природные объекты. Еще в такую долгосрочную аренду нельзя взять военную технику и оборудование без заводских номеров. Вот что берут в лизинг чаще всего:

  1. Автомобили и спецтехнику.
  2. Оборудование — начиная от дорогих станков и заканчивая офисной техникой.
  3. Недвижимость, включая жилую.

Лизингом часто пользуются предприниматели, которым необходимо дорогостоящее оборудование, транспорт, спецтехника или производственная недвижимость.

Отличия от кредита

Когда компания берет оборудование в кредит, оно сразу становится ее собственностью. При лизинге же можно не платить налог на имущество или транспортный налог, если речь идет о технике, — владельцем остается лизингодатель. Еще к имуществу в лизинге применяют ускоренный коэффициент амортизации. Поэтому к моменту, когда компания решит выкупить предмет аренды, он может быть полностью амортизирован. То есть налог на имущество можно не платить и после выкупа.

Еще одна особенность лизинга, которая отличает его от кредита, — лизингодатель может прописать в договоре, что обслуживать оборудование или обучать сотрудников, которые работают на арендованной технике, лизингополучатель обязан только у него.

Вместо понятия процентной ставки в лизинге используют термин «ставка удорожания». В нее включены затраты лизингодателя на покупку имущества и его прибыль.

Отличия от аренды

Главное отличие — имущество в лизинге переходит в собственность лизингополучателя спустя некоторое время. Если речь идет о земельных участках, по закону их можно только арендовать.

В случае с лизингом оборудование или технику обычно покупают специально для конкретного лизингополучателя. Имуществом, предлагаемым для аренды, может воспользоваться любой желающий, если оно его устраивает.

Виды лизинга

В зависимости от срока службы арендуемого имущества различают два вида:

Финансовый лизинг — срок договора совпадает со сроком службы оборудования. Когда остаточная стоимость оборудования становится нулевой, его выкупают за небольшие деньги. По сути, предприниматель таким образом получает рассрочку под небольшой процент.

Операционный лизинг — срок договора меньше срока службы оборудования. В таком случае после окончания действия договора лизингополучатель продлевает аренду, либо возвращает имущество, либо выкупает его по остаточной стоимости.

Есть еще один вид — возвратный: когда предприниматель продает свое имущество другой фирме, а потом берет его же в лизинг. Фактически он получает кредит под залог собственного оборудования, экономя при этом на налогах.

Преимущества

Основной плюс в сравнении с кредитом — возможность не платить налог на имущество. Предмет договора фактически принадлежит лизингодателю. А благодаря ускоренной амортизации к окончанию срока аренды имущество может быть полностью изношено. Кроме того, лизинговые платежи относятся к затратам на себестоимость и поэтому снижают налогооблагаемую базу.

Еще одно преимущество перед кредитами: если бизнес имеет сезонный характер, то при лизинге можно распределить платежи так, чтобы они приходились на период максимальной прибыли. А еще благодаря лизингу можно оперативно обновлять оборудование, арендуя каждый раз более современное.

Сублизинг

Имущество, полученное по договору лизинга, можно сдать в сублизинг. Тогда лизингополучатель станет одновременно сублизингодателем, а тот, кто получит такое имущество — сублизингополучателем. Получится цепочка: «Лизингодатель → лизингополучатель (он же сублизингодатель) → сублизингополучатель». Просто так передать третьей компании чужое имущество нельзя — надо, чтобы фактический владелец — лизингодатель — дал разрешение в письменной форме.

Сублизингополучатель, как и лизингополучатель, не платит налог на имущество. Но сам он уже в третий раз сдать кому-то в субсублизинг ничего уже не может. Обычно сублизинг используют компании, которые сдают в аренду технику. Кроме того, по такому договору оформляют пересдачу помещений в аренду, если арендатор получил недвижимость в лизинг.

Как оформить договор

Договор лизинга заключают только в письменной форме. В законе о финансовой аренде, который регулирует такие сделки, указаны обязательные требования. Вот что там должно быть:

  1. Описание имущества, которое передается в лизинг.
  2. Обязательство лизингодателя купить это имущество, чтобы потом сдать его в аренду.
  3. Обязательство лизингополучателя принять имущество и вовремя вносить все необходимые платежи.
Читайте также:  Авиационный лизинг

Еще в договоре можно указать, продлевается ли сделка с лизингом после окончания срока действия договора. При этом условия аренды могут измениться.

Лизингодатель должен обязательно заключить с поставщиком договор купли-продажи. Обычно его оформляют одновременно с договором лизинга.

На что обратить внимание, подписывая договор

Прежде всего надо обратить внимание на график платежей. Наиболее популярны три вида:

  1. Регрессивный — ежемесячный платеж постепенно уменьшается.
  2. Аннуитетный — оплата равными частями в течение всего срока.
  3. Сезонный — когда график привязан к сезонности бизнеса лизингополучателя. Например, у аграриев большая часть платежей приходится на осень, после продажи урожая.

Есть и другие тонкости, которые могут усложнить или облегчить жизнь лизингополучателя. Вот что важно учесть, заключая договор:

  1. Чему равен размер первоначального платежа.
  2. Чему равна ставка удорожания.
  3. Можно ли досрочно выкупить имущество и надо ли платить в таком случае штрафы.
  4. Надо ли страховать предмет договора и ответственность лизингополучателя.
  5. Контролирует ли лизингодатель использование имущества, и если да, то в каком виде.
  6. Есть ли условия по обучению сотрудников лизингополучателя и сервису арендуемого оборудования.

Что будет, если нарушить условия договора

Обычно в договоре прописываются пени и штрафы за нарушения, но лизингодатель может и расторгнуть договор. Самые частые причины расторжения лизингового договора — нарушение графика платежей, несоблюдение условий эксплуатации и нарушение правил страхования, предусмотренных договором. В предыдущей редакции закона о лизинге лизингодатель имел право автоматически забрать арендуемое имущество в случае проблем. Сейчас действует более мягкая норма: собственник должен сначала расторгнуть договор. Если лизингополучатель откажется это сделать, то придется идти в суд.

Бывают ли льготы для малого бизнеса

В России работает льготная лизинговая программа для малых и средних предприятий. Такие компании могут получить во временное пользование оборудование: отечественное — по ставке 6%, импортное — 8%. Рассчитывать на льготы могут не все — сниженная ставка положена высокотехнологичным компаниям, сельхозкооперативам, предприятиям, расположенным в моногородах или индустриальных парках, и так называемым приоритетным производствам. Чтобы стать участником программы, надо заполнить анкету на сайте «Корпорации малого и среднего бизнеса».

Курс на Запад: как использовать зарубежный опыт автолизинга на российском рынке

В России лизинговые продукты почти не пользуются спросом: на рынке практически нет компаний, которые бы сделали услугу понятной и удобной для пользователя. Многие не понимают, как это работает, и по привычке берут автокредиты. Но автолизинг — это перспективный рынок. CEO AzurDrive Роман Кондрашкин рассказывает, как адаптировать зарубежный опыт к российским реалиям.

Лизинг для массового потребителя стал активно расти после ипотечного кризиса в США в 2007 году: рост безработицы и неплатежеспособного населения побудил банки трансформировать модель кредитования.

Сегодня 1/3 новых автомобилей в Америке продаются с помощью лизинга. На Западе лизинг постепенно трансформировался в подписную модель: условно, за 200 евро в месяц можно пользоваться автомобилем и обновлять его каждые три года.

Особенности западного лизинга

Ключевое отличие зарубежного рынка от российского — менталитет и привычки пользователей. На западе в лизинг приобретается все: от смартфона до машины. Причем услугу предоставляют как холдинговые компании, так и национальные банки. Однако последние — только для движимого имущества.

В США самое развитое направление — автолизинг. Это преимущественно банковская услуга. В Европе ситуация похожая. Крупнейшие мировые лизинговые компании — это «дочки» больших холдингов и банков: Lombard North Central от The Royal Bank of Scotland Group, IBM Credit Corp.

Базовый потребитель, который хочет машину, уже де-факто знает, что такое лизинг, и вообще не понимает, как можно взять машину в кредит — у него есть прямой инструмент, не предполагающий заем и высокие проценты. Еще не надо платить за техобслуживание, страховку, новую резину.

Человек выбирает машину и отдает деньги только за пользование. Потом сдает обратно, делает ее первым взносом за другое авто и пользуется уже им.

В фокусе — пользование продуктом, а условия привлекательнее: гибкий график платежей и низкие цены. Машину можно купить даже онлайн за 1–2 часа. Например, как делает Tesla: авто подгоняют, ключи кладут в почтовый ящик, все документы присылают на электронную почту.

Хочешь вывести бизнес на международный рынок? Участвуй в конференции Go Global Day

Ally Financial — дочернее предприятие General Motors, которое в 2018 году совершило больше всех лизинговых сделок, — предлагает не только онлайн-оформление сделки, но и позволяет вносить платежи как угодно, даже по телефону.

Американская Carlease, работающая как с юридическими, так и с физическими лицами, максимально автоматизировала процессы: клиент выбирает авто через интернет, там же предоставляет всю информацию, подписывает документы. Машину ему подгоняют к дому или офису. А предварительную стоимость можно рассчитать еще до отправки запроса специалистам — на сайте есть онлайн-калькулятор.

В США масса региональных лизинговых компаний — например, нью-йоркская eAutoLease. Их минус в том, что зона использования автомобиля ограничена: поехать на нем за пределы штата скорее всего не выйдет. В остальном принципы работы стандартные: все процессы происходят онлайн. Компания взаимодействует и с физическими лицами, и с бизнесом.

Среди европейских компаний по популярности лидирует Sixt с широким спектром услуг, связанных с автомобилями. Лизинг — только одно из направлений. Клиент выбирает из более чем 30 брендов.

Есть возможность международного лизинга, ограниченного только географией присутствия. Стоимость услуг можно рассчитать самостоятельно на сайте, а цены привязаны к пробегу машины.

Shutterstock/Soloviova Liudmyla

Как зайти с лизингом на российский рынок

В 2019 году, по оценкам РА «Эксперт», российский рынок лизинга вырос до 1,5 трлн рублей и закрепился в топ-5 крупнейших европейских рынков. Увеличился объем сегмента малого и среднего бизнеса на 26%, доля лизинга в продажах легковых розничных и коммерческих автомобилей достигла 10%.

Но пока этого недостаточно, чтобы иметь четкую уверенность в успехе запуска автолизинговых проектов. В России люди считают машину активом и хотят ей владеть 5-10 лет, а то и больше.

Лизинг не передает машину в собственность, пока не выплачены все деньги, а кредит — передает. Поэтому кредит понятнее, хотя переплата по нему может достигать 50%.

Фактически он выгоден только в ситуации, когда заемщик оформляет авто в кредит из-за скидки от 50 до 200 тыс. рублей в салоне и отдает в первые полгода всю сумму. В России чаще занимают деньги у банка, потому что полную стоимость машины оплатить не могут ни сейчас, ни через год, а ездить надо.

Вывод: нужно изменить отношение и объяснить, почему акцент стоит делать не на праве собственности.

Другая боль лизинга на российском рынке — мало кто понимает, что это такое, и уверен в этом инструменте. А у банков развитая сеть отделений, активный маркетинг и большие рекламные бюджеты — про кредиты знают и вспоминают сразу.

Лизинговые компании маркетингом не занимаются. Отчасти потому, что являются дочерними структурами других организаций, у них есть клиенты оттуда. Например, BMW-лизинг привлекает сформированный пул клиентов от BMW (преимущественно корпоративных), им не нужно никого искать.

Вывод: лизинговой компании нужно больше говорить о себе.

Россияне не осведомлены и о том, что взятый в лизинг автомобиль — полноценный финансовый инструмент. Человек приобрел машину, платил за нее год и вдруг понял, что мало ей пользуется и вообще она не нужна. Он может продать ее кому угодно как любой другой товар, просто передав покупателю обязанность дальнейших выплат. Для этого достаточно одного документа.

С кредитной машиной так поступить нельзя. При этом сама лизинговая компания от смены пользователей не проигрывает.

Вывод: чтобы найти новых клиентов, нужно донести аудитории, что это за продукт и какие у него преимущества.

Кому в России предлагать лизинг

Целевая аудитория российского автолизинга — люди, аффилированные с бизнесом, которым сложно получить кредит из-за отсутствия справки 2-НДФЛ. Преимущественно это ИП, которым проще взять авто в лизинг, чем собирать документы для банка и платить большой процент.

Они могут брать машину как для бизнеса, так и для личного пользования, но оформляться она будет на компанию. При этом клиент хорошо разбирается, во-первых, в самом лизинге, а во-вторых, в автотранспорте.

Еще один сегмент — физические лица, которым просто сложно получить кредит из-за плохой истории (и банк повышает для них ставку до сумасшедших 30%). Они ищут альтернативу и получают услугу, которая существенно дешевле. Кроме того, популярные модели могут предлагаться еще и с дополнительной скидкой в 10% у BMW и Volvo, если брать их собственные лизинговые программы.

Нельзя сбрасывать со счетов и людей, которые хотят менять машину каждые 2-3 года. Преимущественно это потребители премиальных брендов. Например, человек берет в лизинг Lexus на 36 месяцев и платит по 40-50 тыс. ежемесячно, а через год решает его заменить на что-то другое и теряет меньше, чем выплачивая кредит в 4 млн (цена самой машины, без учета процентов банка).

Shutterstock/GaudiLab

Куда развивать идею

Несмотря на то что сам лизинг на зарубежном рынке хорошо развит, его сервисная составляющая отстает. В большинстве компаний все происходит в офлайне: клиент приезжает в офис и заполняет бумаги. То, что делает Tesla с оформлением сделки через интернет и доставкой машины до двери, вызывает у американцев удивление.

В России финтех и диджитализация развиваются лучше, поэтому здесь модель западного лизинга можно и нужно трансформировать.

Автолизинг нужно делать цифровым и объяснять, почему это проще, чем кредит.

Клиенту удобнее, когда услугу можно оформить на сайте или в мобильном приложении. Там же он выбирает марку и модель машины, перечень нужных услуг и решает, подходят ли ему условия. С корпоративными клиентами можно оформлять сделки в офисе. Риски по скорингу для лизинговой компании закрываются первым взносом в размере 10-30% от стоимости авто.

Когда российский пользователь привыкнет к тому, что лизинг — это удобно и выгодно, станет возможным переход к подписной модели, как в Европе, когда клиент берет машину, платит аванс и ежемесячно вносит фиксированную сумму, а через год имеет право поменять авто, но аванс платить уже не потребуется. И эта схема бесконечна.

Как заходить с продуктом лизинга в России

  • Клиент готов попробовать новый продукт, если ему объяснят, какие преимущества это дает и как работает. Покажите, какую пользу он получит — не будет переплачивать проценты, может в любой момент прекратить взносы и отказаться от авто, ему не нужна красивая кредитная история.
  • Занимайтесь маркетингом и PR: больше рассказывайте про свой продукт, готовьте широкоформатную рекламу, чтобы быть на слуху. Клиент должен часто сталкиваться с лизингом в инфополе.
  • Покажите клиенту, что лизинг — это выгодный финансовый инструмент, а не только один из способов получения автомобиля. Расскажите, что его можно продать и на этом выиграть и что его можно использовать для бизнеса, чтобы начать дело с минимумом вложений.
  • Будьте готовы менять изначальную идею. Пробуйте все категории аудитории — если лизинг не выстрелит с физлицами, есть перспективный корпоративный сектор, грузовой лизинг.
  • Соберите хорошую команду, которая четко понимает, как автоматизировать и оптимизировать процессы и сделать максимально удобный и комфортный продукт. Обязательно нужны подкованные в юридическом вопросе люди.

Фото на обложке: Shutterstock/Alena Ozerova

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: