Возвратный лизинг автомобиля

Возвратный (обратный) лизинг: выгода и риски

Преимущества возвратного лизинга

Возвратный лизинг не ограничивает права на собственность, снижая при этом налоги и закрывая другие финансовые дыры.

Среди разновидностей лизинговых операций есть одна довольно необычная. По ее условиям арендатором выступает бывший собственник предмета. Что это такое — возвратный лизинг? С какой целью применяется эта схема? Нет ли в ней признаков каких-либо махинаций? Ответы на эти вопросы будут даны в статье.

Принцип обратного лизинга

Возвратный или обратный лизинг представляет собой финансовую аренду предмета лицом, которому ранее принадлежал предмет. Иными словами, лизингополучателем выступает продавец имущества (например, оборудования, объекта недвижимости или автомобиля).

Возникает вопрос по поводу целесообразности подобной сделки: зачем брать в аренду предмет, которым можно было пользоваться самому и бесплатно? Ведь услуга лизинга всегда подразумевает возмездность?

Ситуация, кажущаяся странной, на деле бывает экономически вполне осмысленной. Лизингополучатель, отказываясь от прав собственности на имущество, соглашается на выплату суммы погашения и приобретает ряд преимуществ:

  • остается фактическим владельцем предмета и пользуется им, как прежде;
  • получает сумму выручки за реализацию объекта, которую можно инвестировать в заведомо (предположительно) более выгодный проект или закрыть ею «финансовые дыры»;
  • значительно снижает фискальную нагрузку (налоги на прибыль, имущество и добавленную стоимость);
  • после завершения срока договора возможен возврат права собственности на предмет.

На эти доводы можно возразить, что есть и другие способы получения необходимых оборотных средств помимо реализации объекта – например, банковский кредит. Это так, но проценты по нему в ряде случаев превышают лизинговые платежи.

Налоги и фискальные риски при возвратном лизинге

Продавая предмет лизинга и становясь арендатором, бывший собственник перестает платить налог на имущество (сумма внеоборотных фондов уменьшается на цену объекта). База обложения прибыли также снижается на основании статьи 264 НК РФ (п. 1, п/п 10).

С точки зрения налоговой службы, эти действия могут свидетельствовать о стремлении к минимизации фискальных обязательств. Иными словами, возвратного лизингополучателя представители ФНС могут заподозрить в уклонении от уплаты налогов.

В такой операции нет ничего противозаконного. Она разрешена статьей 4 ФЗ-164, в которой прямо указано право продавца быть также и лизингополучателем в одном лизинговом отношении. Подобная сделка рассматривается как альтернатива кредиту, при выборе которой отпадает надобность в преодолении следующих трудностей:

  • выбор оптимального банка-кредитора;
  • предоставление обеспечительного имущества;
  • поиск поручителей;
  • подготовка пакета документов, включая финансовую отчетность.

При этом возникает и чисто финансовая выгода, которую может подтвердить пример расчета.

Выгода обратного лизинга: расчет на примере

Начальные данные, общие для обоих сценариев (кредита и лизинга):

  • Оценочная стоимость предмета лизинга или сумма кредитования – 5 млн руб.
  • Годовая кредитная ставка – 16%.
  • Срок действия договора лизинга и кредита – 36 мес.
  • Срок полной амортизации предмета – 120 мес.
  • Система погашения – аннуитетная (равными долями, ежемесячно).

При расчете необходимо учитывать действующие налоговые ставки:

  • на прибыль – 24%;
  • на имущество – 2,2%;
  • на добавленную стоимость – 20%.

При выборе схемы возвратного лизинга, договором предусмотрены выплаты:

  • комиссии за услугу лизинга по годовой ставке 7%;
  • компенсация за пользование финансовыми средствами, равная годовой банковской ставке – 16%;
  • компенсации налога на имущество с учетом применения ускоренной амортизации.

Экономия на налоге на имущество при возвратном лизинге за три года составит:

  • За первый год: 5 млн х 0,0022 = 11 тыс. руб.
  • За второй год: (5 млн – 5 млн х 0,1) х 0,0022 = 9,9 тыс. руб.
  • За третий год: (5 млн – 5 млн х 0,2) х 0,0022= 8,8 тыс. руб.

Всего за три года – 29,7 тыс. руб.

С использованием лизингового калькулятора можно подсчитать, что экономия на налоге на прибыль составит за 3 года (с учетом амортизации) сумму 656 тыс. 508 руб.

Возмещение НДС, возникшего при приобретении объекта: 833 333, 33 руб. (5 миллионов, умноженные на 20% и деленные на 120%).

Общая экономия предприятия на налогах, взявшего в лизинг бывший собственный (проданный лизингодателю) объект составит 1 млн 489 тыс. 841 рублей.

За услугу лизинга будет уплачено при годовой ставке 7% за три года 1 050 000 руб.

При тех же начальных условиях с помощью кредитного калькулятора можно рассчитать переплату при заимствовании суммы в 5 млн руб. на три года в банке. Она составит 1 324 712 руб.

Стоимость кредита входит в лизинговые платежи, поэтому ее, в отличие от налоговых выгод, можно взаимно не учитывать, производя сравнение с возвратным лизингом. Однако от выгод следует отнять выкупную цену предмета, которую необходимо уплатить лизингодателю для возврата права собственности на предмет.

Читайте также:  Преимущества лизинга транспортного средства

Этот момент не вполне определен законодательно, чем формально могут воспользоваться сотрудники ФНС. Налоговые риски обусловлены письмом № 02-5-11/172(a) от 16.11.04г., допускающим трактовку понятия выкупной стоимости как затрат, понесенных лизингодателем при приобретении предмета финансовой аренды (а не остаточной стоимости).

Для подстраховки специалисты по налоговому законодательству рекомендуют исключить цену выкупа из суммы лизинговых платежей, а сам выкуп оформлять отдельным договором купли-продажи.

Следует отметить, что подозрения со стороны ФНС нельзя назвать беспочвенными. Попытки манипуляций с правами на имущество, в том числе и использованием механизма возвратного лизинга, имеют место. Как правило, такие действия производятся между аффилированными предприятиями с целью частичного уклонения от уплаты налогов.

Оформление возвратного лизинга автомобиля

Обратный лизинг автомобиля производится по той же схеме, что и всякий другой. Хозяин продает транспортное средство, но при этом продолжает его использовать в своих целях и сохраняет право владения. Он получает сумму, которую использует в качестве заемных средств для рефинансирования капитальных инвестиций, увеличения оборотных фондов, модернизации технического парка или в каких-либо других целях.

Становясь одновременно продавцом и лизингополучателем, субъект хозяйственной деятельности экономит на налогах.

Особенности возвратного лизинга автомобиля содержатся в договоре финансовой аренды:

  • Собственник не заинтересован в том, чтобы по истечении срока действия соглашения получить полностью изношенную машину, выкупать которую арендатор откажется. Поэтому в договоре прописываются различные ограничительные условия, регламентирующие ежемесячный пробег и условия технического обслуживания.
  • Автомобиль считается техническим средством повышенной опасности. Риски повреждения и утраты предмета компенсируются страхованием имущества.
  • По условиям договора финансовой аренды, переоформление, как правило, производит лизингодатель. В случае с возвратным лизингом автомобиля перерегистрация владельца не требуется – предмет используется прежним собственником.

Риски, испытываемые лизингополучателем, имеют общую для финансовой аренды природу:

  • Повышенное внимание со стороны ФНС к субъекту договора, получающему налоговые преференции, обусловленные характером сделки.
  • Опасность банкротства фирмы-лизингодателя. Если так произойдет, вероятность возврата автомобиля существенно снижается.
  • Хозяин автомобиля может стать жертвой мошенничества и лишиться собственности.

К недостаткам сделки возвратного лизинга автомобиля относится также распространенное требование обязательного авансирования. Не менее строги критерии, предъявляемые к транспортному средству – оно должно быть совершенно новым или не старше одного года.

Оформление возвратного лизинга автомобиля

Процесс заключения договора возвратной финансовой аренды для физических и юридических лиц в целом сходный:

  • приобретение машины по договору купли-продажи у начального собственника;
  • переоформление права собственности на автомобиль;
  • заключение договора аренды;
  • выплата лизинговых платежей;
  • возврат или выкуп автомобиля прежним владельцем.

Отличие обратного лизинга автомобиля от его приобретения в кредит состоит в том, что предмет не служит залоговым обеспечительным имуществом. Это невозможно, потому что предмет и так принадлежит лизингодателю.

Составление договора возвратного лизинга автомобиля

Договор о лизинге составляется по общим требованиям, действующим при финансовой аренде. В тексте документа содержатся следующие пункты:

  • Реквизиты договора (регистрационный номер и дата).
  • Стороны (две), они же субъекты (два).
  • Цель соглашения. В данном случае правильная формулировка указывает на то, что в результате сделки лизингополучатель привлекает средства, предназначенные для развития, инвестирования, обновления технического парка и т. п.
  • Предмет. Подробно описывается автомобиль с указанием его уникальных признаков (номеров кузова, двигателя и пр.) согласно данным техпаспорта.
  • Порядок приемки и передачи автомобиля в лизинг.
  • Способ начисления амортизации и кто ее производит (на чьем балансе будет числиться предмет лизинга).
  • Выкупная стоимость.
  • Условия и нормативы эксплуатации автомобиля.
  • Условия возможного перехода предмета в собственность третьего лица.
  • Ответственность сторон за неисполнение условий договора.
  • Срок действия договора.
  • Реквизиты сторон и подписи.

Если продавцом и арендатором выступает физическое лицо, оно предъявляет:

  • регистрацию места жительства (справку);
  • общегражданский паспорт;
  • справку о доходах;
  • подтверждение права собственности на автомобиль.

Юридическим лицом предъявляются следующие документы:

  • учредительный пакет;
  • приказ о назначении руководителя;
  • устав организации;
  • общегражданский паспорт руководителя;
  • документы финансовой отчетности за последние периоды;
  • регистрационные свидетельства и справки.

Особенности лизинга автомобиля состоят в следующих специфических условиях:

  • Срок договора зависит от типа, конструкции и марки машины. Обычно он не более пяти лет, но для отечественных марок его устанавливают в два года или менее.
  • Относительно небольшой первоначальный взнос (как правило, одна десятая стоимости).
  • Стандартная комиссия (около 7% в год).
  • Обязательное страхование.
Читайте также:  Реализация изъятых автомобилей после лизинга

Возвратный лизинг недвижимости

Применение возвратного лизинга по отношению к недвижимости практически ограничено помещениями и зданиями коммерческого назначения. Земельные ресурсы не могут быть предметом финансовой аренды по закону. Жилой объект, как правило, не приносит дохода, соизмеримого с расчетными суммами лизинговых платежей.

Объекты недвижимости часто имеют уникальные характеристики, поэтому условия договоров их возвратного лизинга обсуждаются индивидуально для каждого случая.

Разные лизинговые компании предлагают потенциальным лизингополучателям (преимущественно юридическим лицам) условия, зависящие от продолжительности аренды, состояния предмета, его ликвидности и других факторов. В их число входит:

  • Требование авансового платежа или его отсутствие.
  • Процент рыночной цены объекта, выдаваемый в денежной форме. Он на практике колеблется в диапазоне от 70 до 80%.
  • Величина удорожания. Она устанавливается в пределах 7–9%.

Схема возвратной финансовой аренды недвижимого имущества примерно соответствует обычной для лизинга последовательности действий:

  • Заключение договора купли-продажи между продавцом (будущим лизингополучателем) и покупателем, в дальнейшем выступающим в роли лизингодателя.
  • Переоформление правоустанавливающего документа на нового собственника.
  • Заключение договора аренды между лизингодателем и лизингополучателем.

При этом налог на имущество до окончания действия договора платит собственник, то есть арендодатель, который погашает и другие обязательные издержки.

В договоре должно быть указано право арендатора на возврат прав собственности после выплаты всех предусмотренных соглашением сумм.

Особенностью договора обратного лизинга недвижимости является длительный срок амортизации объекта, поэтому стороны при обсуждении условий ориентируются на рыночные ценовые показатели.

Что такое возвратный лизинг

Многообразие лизинговых схем, не противоречащих законодательству, позволяет добиться существенных преимуществ в экономической или налоговой сферах. Одной из наиболее нестандартных схем финансовой аренды является возвратный лизинг, который включает в себя условия купли-продажи имущественных активов с последующей передачей их продавцу в срочное пользование.

Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Поставщик (он же лизингополучатель) продает лизингодателю свое имущество и одновременно берет его в лизинг, получая при этом право владения и пользования им. Денежные средства, полученные за проданное имущество, лизингополучатель может использовать для любых производственных и даже инвестиционных целей, а по договору лизинга он будет вносить лизинговые платежи в обычном порядке. Возвратный лизинг представляет интерес для предприятий, испытывающих дефицит ликвидности.

Таким образом, при помощи возвратного лизинга лизингополучатель пополняет свои оборотные средства, при этом продолжает пользоваться имуществом, получает все налоговые преференции, свойственные лизингу, а после выплаты лизинговых платежей лизингополучатель вновь становится собственником своего имущества.

Схема прохождения сделки

При возвратном лизинге происходит реализация имущественных активов с одновременной обратной их передачей в финансовую аренду бывшему собственнику. Таким образом, алгоритм действий сторон будет существенно отличаться от стандартных условий лизинга и характеризуется следующими особенностями:

  • совершение сделки купли-продажи имущества осуществляется по общим правилам заключения данных договоров, т.е. контрагенты определяют предмет и цену активов по собственному усмотрению;
  • после перехода права собственности к новому владельцу, заключается договор лизинга, по которому осуществляется передача имущества на условиях финансовой аренды;
  • в процессе реализации договора финансовой аренды происходит перечисление платежей, а по итогам выплаты полной стоимости арендованных активов право собственности может вновь вернуться к первоначальному владельцу.

Указанная схема договорных отношений чаще всего характерна для дорогостоящих видов имущественных активов. При заключении договоров возвратного лизинга положительные экономические последствия наступают для обеих сторон сделки:

  • так как суть правоотношений напоминает характер кредитных сделок, продавец-лизингополучатель имеет возможность на протяжении длительного времени распоряжаться значительными денежными средствами при одновременном сохранении права пользования имуществом;
  • покупатель-лизингодатель за предоставление собственных денежных средств получает вознаграждение в виде арендных платежей в увеличенном размере, так как они направлены на поэтапный выкуп арендованного имущества;
  • на протяжении действия договора возвратного лизинга имущество находится в собственности покупателя-лизингодателя, однако арендатор получает возможность использовать суммы лизинговых платежей для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

При заключении договора купли-продажи стороны самостоятельно определяют стоимость имущества, что выгодно отличает данную сделку от кредитного способа получения денежных средств. Для оформления кредита через любое банковское учреждения сумма заемных средств будет напрямую зависеть от результатов независимой оценки активов, что может существенно увеличить сроки приобретения имущества.

Если имущество имеет практическое значение для собственника, но его фактическое и нормативное состояние не позволяет подтвердить высокий уровень ликвидности, получение кредита будет практически невозможно. Для оформления возвратного лизинга этой проблемы не существует, а итоговый процент по лизинговым платежам, в некоторых случаях, может быть существенно ниже кредитных ставок.

Читайте также:  Расчет лизинга транспортного средства для юридических лиц

Если у вас возникли вопросы по практической реализации схемы возвратного лизинга, рекомендуем воспользоваться консультацией наших специалистов. Мы поможем выбрать оптимальный вариант оформления всех документов, который позволит добиться уменьшения налоговых платежей и получения оборудования, необходимого для развития бизнеса. Позвоните по телефонам, указанным на сайте, или заполните форму обратной связи с указанием интересующих вас вопросов.

Особенности оформления возвратного лизинга

Схемы с использованием возвратного лизинга всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, поэтому от правильности оформления документов зависит итог возможной проверки со стороны ИФНС. Судебная практика свидетельствует, что налоговые органы рассматривают вариант с продажей и последующей финансовой арендой имущества как мнимую сделку, ведь в этом случае фактической передачи активов не происходит.

Тем не менее, Гражданский кодекс РФ не содержит ограничений для оформления таких договорных отношений, а Федеральный закон № 164-ФЗ однозначно допускает возможность продавца имущества выступать получателем по договору финансовой аренды. Однако для уменьшения риска претензий со стороны налоговых органов рекомендуем учитывать следующие моменты:

  • спор с ИФНС неизбежно возникнет, если в качестве способов расчетов будут использоваться альтернативные средства – уступки права требования с участие третьих лиц, оформление векселей и т.д.;
  • оформление возвратного лизинга не должно быть направлено только на цели минимизации налоговых обязательств, при отсутствии прямого экономического смысла сделки возможно возникновение спора и признании ее недействительности;
  • налоговые органы успешно оспаривают в судах невключение в налогооблагаемую базу стоимости имущественных активов, переданных в рамках лизинговой сделки;
  • установление длительной отсрочки по исполнению арендных обязательств также вызовет претензии со стороны ИФНС, поскольку при нормальных арендных отношениях такой вариант маловероятен, а действия сторон могут рассматриваться на предмет мнимости сделки.

Неоднозначность судебной практики не позволяет рекомендовать указанный вариант оформления лизинга только для минимизации налоговых платежей, поскольку итоговый финансовый результат может оказаться незначительным. Однако эффективность возвратного лизинга, как способа быстрого получения крупных оборотных средств, сложно переоценить.

Обращение за получением заемных средствам в банковские учреждения обойдется существенно дороже, так как займ, в отличие от лизинга, не предусматривает возможность налоговых преференций. Кроме того, для оформления возвратного лизинга не требуется подтверждение статуса участника финансового рынка, стороны могут фактически осуществить кредитование без участия банка.

Риски возвратного лизинга

Потенциальные риски при оформлении договора купли-продажи с последующей передачей имущества в лизинг связаны только с претензиями налоговых органов. Для контрагентов такого вида финансовой аренды негативные последствия минимизированы или вообще отсутствуют:

  • покупатель-лизингодатель получит обратно свои денежные средства с учетом повышенной ставки, а в качестве обеспечения обязательств у него всегда есть возможность потребовать возврата имущества из пользования арендатора;
  • продавец получает крупные оборотные средства, а имущество фактически остается в его пользовании и впоследствии будет полностью выкуплено обратно.

Таким образом, при грамотном оформлении документов можно полностью избежать любых потенциальных рисков и получить существенные экономические преимущества от возвратного лизинга.

Мы рекомендуем заключать подобные договоры только с участием опытных юристов, которые смогут предусмотреть все возможные последствия еще на стадии обсуждения условий сделки. Обратитесь за помощью к нашим специалистам, которые обладают высокой квалификацией в данной сфере договорных правоотношений.

Мы окажем услуги по составлению любых документов на возвратный лизинг, в том числе для того, чтобы налоговые органы признали законность сделки. Заполните онлайн заявку на возвратный лизинг на сайте или свяжитесь с нашими консультантами по телефону. Мы проконсультируем по любым интересующим вас вопросам и предложим самый оптимальный вариант финансовой аренды.

Возвратный лизинг: преимущества и риски

Сделка по возвратному лизингу нередко рассматривается как возможный способ минимизации налоговых платежей. Однако нужно понимать, что существенно сэкономить на налогах с ее помощью вряд ли удастся. А вот риски возникновения претензий со стороны налоговых органов при этом весьма высоки.

В договоре возвратного лизинга можно найти определенные противоречивые аспекты. Он не вполне соответствует «обычным» лизинговым договорам, так как не связан с вложением капитала в основные фонды. Скорее наоборот, он приводит к уменьшению стоимости внеоборотных активов лизингополучателя. Кроме того, в договоре возвратного лизинга участвуют не три, а две стороны. Специфика их взаимоотношений такова, что контролирующие органы нередко усматривают в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов и отсутствие экономического смысла. Поэтому если партнеры примут решение заключить такой договор, они должны быть готовы защищать свои права при предъявлении инспекторами необоснованных претензий.

Читайте также:  Помощь в получении лизинга на автомобиль

Для чего это нужно

Возвратным лизингом называют сделку, при которой лизингополучатель одновременно является продавцом лизингового имущества лизингодателю. То есть имущество, приобретенное последним у первоначального собственника по договору купли-продажи, затем передается в рамках лизингового договора этому же собственнику. При этом он выступает уже в роли лизингополучателя. Однако право собственности на это имущество может вернуться к бывшему собственнику только после выполнения им всех условий договора лизинга. В частности, после выплаты предусмотренных платежей, включая лизинговые и выкупные.

На первый взгляд такая сделка может показаться странной. После заключения договора владелец и пользователь имущества не изменяется. Однако право собственности переходит к другому лицу, так что прежний собственник платит за пользование имуществом. При этом предмет лизинга амортизируется той стороной договора, на чьем балансе он учитывается.

Тем не менее в совершении подобного комплекса из двух сделок (купля-продажа оборудования и его лизинг) есть несомненный экономический смысл. Обычно такая сделка выгодна первоначальному собственнику имущества, если его деятельность тесно связана с использованием предмета лизинга. Однако при этом он испытывает недостаток финансов для содержания имущества либо нуждается в оборотных средствах.

Возвратный лизинг позволяет решить обе проблемы. Во-первых, необходимое производственное оборудование не выбывает из владения и пользования (в этом важное отличие от продажи имущества). Во-вторых, в собственность лизингополучателя единовременно поступают значительные денежные средства, сопоставимые с остаточной стоимостью предмета лизинга.

Правда, пользование лизинговым имуществом становится платным. Однако, во-первых, лизинговые платежи признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, и уменьшают базу по налогу на прибыль (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом сумма НДС по ним формирует налоговый вычет для лизингополучателя. Во-вторых, указанная плата может быть сравнительно меньше, чем проценты по кредитному договору на аналогичную сумму.

Возвратный лизинг или кредит?

Интересно сравнить получение банковского кредита и привлечение денежных средств с использованием возвратного лизинга.

Чтобы привлечь кредит, лизингополучатель должен обладать финансовыми показателями, квалифицирующими его как надежного заемщика. Если он испытывает сложности с оборотными средствами, получить деньги будет непросто. В то же время лизингодатель зачастую имеет достаточно привлекательную структуру баланса. Это позволяет ему на более выгодных условиях привлечь заемные средства, в том числе для приобретения предмета возвратного лизинга (включая вариант с его залогом).

Для лизингодателя риск вложения денежных средств по договору с лизингополучателем ниже, чем у банка при выдаче кредита на сопоставимую сумму. Лизингодатель не должен проводить дополнительные мероприятия, чтобы обратить взыскание на имущество: оно уже находится в его собственности. К тому же заложенное имущество не может поступить непосредственно в собственность залогодержателя, а подлежит реализации на торгах. После них залогодержатель получает возмещение за счет выручки от продажи, а остаток средств возвращается залогодателю (ст. 349-350 ГК РФ). То есть в зависимости от конъюнктуры рынка в конкретный момент реализация предмета залога может быть невыгодна залогодержателю. Однако ему придется продавать залог или новировать отношения по договору, чтобы получить имущество в качестве отступного.

При возвратном лизинге лизингодатель имеет более широкие возможности по компенсации своих расходов за счет предмета лизинга. В связи с этим оплата лизингополучателем риска контрагента может быть уменьшена по сравнению с ситуацией, когда он получает кредит. К тому же Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон) наделяет лизингодателя дополнительным инструментом защиты своих финансовых интересов. Ему предоставляется право бесспорного списания со счета лизингополучателя просроченных лизинговых платежей в случае их задержки более двух раз подряд (п. 1 ст. 13 Закона).

Таким образом, выявляется и экономический смысл сделки для лизингодателя. Он имеет возможность разместить свои свободные или привлеченные средства на условиях платности с небольшим риском на нужный промежуток времени. При этом он получает право контролировать использование и обслуживание лизингополучателем предмета лизинга. Кроме того, ему не требуется лицензия для такого размещения финансов, так как деятельность в сфере лизинга в настоящее время не лицензируется.

Кроме перехода имущества в собственность лизингополучателя по окончании срока действия договора возвратного лизинга, сторонами могут быть предусмотрены и иные варианты его дальнейшей судьбы. Лизингополучатель может продлить договор лизинга (п. 7 ст. 15 Закона) либо заключить еще один договор на согласованный сторонами срок (правда, это уже будет договор аренды). Любой из этих вариантов позволяет сторонам установить меньшие ставки платы за услуги лизингодателя в период действия договора лизинга. В итоге лизингополучатель сэкономит дополнительный объем необходимых ему оборотных средств.

Читайте также:  Задолженность по договору лизинга транспортных средств

Наконец, лизинговое имущество может остаться в собственности лизингодателя и использоваться им в дальнейшем для сдачи в аренду или для реализации. Такой вариант возможен, если лизингополучатель завершил перепрофилирование либо модернизацию и имущество перестало быть нужным ему. Либо же он привлек заемные средства для приобретения нового оборудования.

Правовые основы договора

Претензии контролирующих органов к участникам сделки по возвратному лизингу нередко основываются на аргументе, что подобный договор не отвечает критериям договора лизинга (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июня 2005 г. по делу № Ф08-2679/05-1081А). А значит, к нему нельзя применять правила и принципы учета и налогообложения, установленные для лизинговых сделок.

Правовые основы лизинговой деятельности закреплены в параграфе 6 главы 34 Гражданского кодекса и в Законе о лизинге. По мнению автора, условия договора возвратного лизинга не противоречат им (в частности, статье 665 ГК РФ). Кроме того, существующие нормы не содержат запрета на совмещение функций продавца и лизингополучателя одним лицом.

В статье 2 Закона о лизинге даны определения основных используемых в нем понятий. Надо признать, что они не содержат каких-либо формулировок, препятствующих лизингодателю приобрести имущество у его собственника, а последнему – выступить в качестве лизингополучателя. Более того, в Законе есть прямое указание на то, что «продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения» (п. 1 ст. 4 Закона). Эта норма показывает, что договор возвратного лизинга в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства и даже в определенной степени им предусмотрен.

Налоговые схемы рискованны

Договор возвратного лизинга предоставляет некоторые возможности в плане оптимизации налоговой нагрузки. Правда, не следует возлагать на него слишком большие надежды.

Наиболее крупная преференция – ускоренная амортизация предмета лизинга для целей исчисления налога на прибыль с коэффициентом не более 3. Этот коэффициент вправе применять та сторона, у которой лизинговое имущество, согласно условиям договора, учитывается на балансе. Если это лизингополучатель, то он может уменьшить свою базу по налогу на прибыль на увеличенную сумму амортизационных отчислений. Если же имущество находится на балансе лизингодателя, то данное право дается ему. При этом льгота опосредованно влияет и на налоговую нагрузку лизингополучателя – через сумму лизинговых платежей, одним из компонентов которых является величина амортизации.

Другие варианты снижения налогов, которые предоставляет договор возвратного лизинга, малозначительны. Конечно, лизинговые платежи составляют часть расходов лизингополучателя, учитываемых при налогообложении, и увеличивают его суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость. Однако нельзя забывать, что лизингодатель, напротив, уплачивает с этих сумм налог на прибыль и НДС. Так что в качестве инструмента снижения совокупной налоговой нагрузки группы компаний возвратный лизинг не подходит. К тому же при реализации предмета лизинга у его прежнего собственника возникает оборот, учитываемый в облагаемой базе по указанным налогам. При этом налог на прибыль еще можно минимизировать, продав имущество по остаточной стоимости. Однако избежать обязанности уплаты НДС сможет только организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) или субъект упрощенной системы налогообложения.

На практике нередко делаются попытки применить в рамках лизинговой сделки тот или иной вид альтернативной оплаты (векселей, взаимозачетов, уступок права требования). Кроме того, используются длительные отсрочки оплаты имущества, приобретенного лизингодателем у прежнего собственника. Однако приемы такого рода приводят к возникновению серьезных налоговых рисков. Отношения сторон могут быть квалифицированы как не соответствующие характеру лизинговой деятельности. А это, как минимум, повлечет невозможность применять повышающий коэффициент к нормам амортизации. А как максимум – контролеры признают сделку не имеющей экономического смысла и направленной на экономию налогов, а потому недействительной. В результате налогоплательщику придется отстаивать свою правоту в суде (постановления ФАС Московского округа от 27 июля 2005 г. по делу № КА-А40/6939-05 и от 4 июня 2005 г. по делу № КА-А41/4427-05, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2005 г. по делу № А56-2165/2005).

Определенные проблемы связаны с признанием расходов для целей исчисления налога на прибыль, причем как у лизингодателя, так и у лизингополучателя. Отметим, что они присущи всем лизинговым сделкам. Часть неопределенностей в отношении расходов лизингодателя с 1 января 2006 года была устранена Федеральным законом № 58-ФЗ от 6 июня 2005 г. Однако проблемы остались у лизингополучателя. Дело в том, что налоговые органы и Минфин России не желают рассматривать выкупную стоимость лизингового имущества как неотъемлемый компонент лизинговых платежей. Соответственно, они отказываются принимать ее в составе текущих, а не капитальных расходов. В качестве примеров можно привести письма УФНС России по г. Москве от 25 ноября 2004 г. № 26-12/76625, ФНС России от 16 ноября 2004 г. № 02-5-11/172@ и Минфина России от 9 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/348.

Читайте также:  Схема лизинга автомобиля

Иногда в качестве преимущества лизинговых сделок называется возможность сэкономить на уплате налога на имущество. Для этого предмет лизинга должен быть принят на баланс лизингодателя в качестве доходных вложений в материальные ценности (счет 03). Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ). На этом и основывается невключение стоимости лизингового имущества в налогооблагаемую базу так как основные средства отражаются на счете 01. Заметим, что Минфин поддержал эту позицию в письме от 24 сентября 2004 г. № 03-06-01-04/38. Однако налоговые органы не соглашаются с такой трактовкой законодательства и добиваются выполнения своих требований через суд. И надо сказать, что суды с ними пока солидарны (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. по делу № А33-529/05-Ф02-3806/05-С1). Таким образом, данный прием можно рассматривать как потенциально возможный, однако высокий риск снижает целесообразность его применения.

Впрочем, если одна из сторон лизинговой сделки не является плательщиком налога на имущество (например, в связи с применением специального налогового режима), то назначение ее балансодержателем действительно помогает сэкономить на налоге.

Недобросовестность в возвратном лизинге

Помимо уже упомянутых дел, существует обширная практика, связанная с оценкой наличия в сделках возвратного лизинга признаков недобросовестности налогоплательщика. В качестве примера приведем постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2003 г. по делу № А26-11/03-210. В нем указано, что договор квалифицируется как лизинговый, если он содержит указания на инвестирование денежных средств в предмет лизинга и на его передачу лизингополучателю. В рассмотренном деле исполнение договоров в рамках возвратного лизинга было осуществлено способом, не предусмотренным законом (стоимость имущества оплачена векселями одного из участников сделки). В связи с этим суд отказал в праве применять коэффициент ускорения амортизации 3.

Другой пример – постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2004 г. по делу № КА-А40/4666-04. Подозрения инспекторов вызвала чрезвычайно маленькая сумма платежей, предусмотренная договором лизинга за первый год его действия – всего 0,3 процента от общей суммы платежей за пять лет. Кассационная инстанция согласилась с тем, что в действиях предприятия усматривается недобросовестность, и направила дело на новое рассмотрение.

Таким образом, можно констатировать, что договор возвратного лизинга при его обоснованном применении позволяет сторонам решать экономические проблемы. В то же время он не содержит каких-либо особенностей, используя которые можно коренным образом снизить налоговую нагрузку сторон по договору. Попытка же придать такому договору роль инструмента налоговой минимизации может вызвать претензии налоговых органов.

    Обоснованность сделки придется доказать
    Сергей Горячев, ассистент аудитора аудиторской фирмы «С.А.Партнерство»
    «Риск того, что налоговые органы не признают в составе расходов часть лизинговых платежей, соответствующую выкупной цене имущества, чрезвычайно велик. Поэтому, оценивая целесообразности сделки возвратного лизинга, указанную часть затрат лучше учесть в полном объеме, без вычета налога на прибыль.
    Суд может признать сделку притворной просто потому, что налогоплательщик не смог убедительно обосновать свою позицию. Лучший аргумент здесь – приложение с расчетом затрат, из которого будет следовать, что возвратный лизинг более выгоден фирме, чем заем. Кроме того, нужно представить расчет дисконтированных будущих потоков денежных средств для лизинговой сделки. Следует приложить и документы с обоснованными отказами банков в предоставлении кредита.
    Если фирма может привлечь деньги только с помощью возвратного лизинга, суд должен признать сделку обоснованной, даже если ее условия хуже, чем на рынке кредитов. Иное решение суда будет справедливо, только если реальные выплаты лизиногодателя за предмет лизинга будут происходить медленнее, чем выплаты лизинговых платежей лизингополучателем».
Читайте также:  Перечень автомобилей при лизинге с господдержкой

Возвратный лизинг не намного проще кредитования
Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО «Петербургская лизинговая компания»
«Я не вполне согласен с автором статьи в сравнительной оценке возможностей получить финансирование в банке или по сделке возвратного лизинга. Если лизинговая компания не собирается финансировать проект полностью за счет своих средств, то критерии оценки лизингополучателя банком могут не сильно отличаться от критериев при получении кредита. То есть далеко не факт, что если фирме отказано в кредите, то финансирование лизинговой сделки пройдет безупречно.
Теоретически схема возвратного лизинга может быть востребована, если у фирмы есть имущество, которое нужно быстро продать. То есть собственность переходит к лизингодателю, а продавец-лизингополучатель получает деньги за реализацию. Дальше можно просто не платить лизинговые платежи и закрыть фирму. Но это уже будет противозаконный прием».

Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость

Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.

Что такое лизинг в авиации

Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.

Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.

Операционный лизинг и его виды

Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.

Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.

Мокрый лизинг

Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.

Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.

Сухой лизинг

Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.

Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов

Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:

  1. Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
  2. Банковский кредит, либо финансовая аренда.
  3. Наличные (собственные средства покупателя).
  4. Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Программы поддержки производителей (обычно национальные).
  7. Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.

Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?

На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.

Лизинговая компания Самолёты Клиенты
Сбербанк Лизинг Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара.
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». Российские авиаперевозчики.
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) 55 самолетов Airbus и Boeing Авиакомпании Юго-Восточной Азии
Air Lease Corporation 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. 91 авиакомпаний
Ильюшин Финанс Ко. Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 Признана банкротом в 2012 году.
Читайте также:  Получение авто в лизинг для юридических лиц

Видео интервью

Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.

Финансовые условия

Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.

Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.

Предмет: новый и б/у воздушные суда
Сумма финансирования: от 500 тыс. до 500 млн руб.
Аванс: от 30%
Срок: до 10 лет

Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.

Специфика лизинга воздушных судов

Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.

Определение

По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.

Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.

Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.

Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.

Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:

Особенности основных компаний-лизингодателей

У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.

Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.

Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.

Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.

Виды лизинга воздушных судов

Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:

Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.

Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.

Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.

Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.

После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.

Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.

Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.

Читайте также:  Расчет лизинга на авто онлайн

Плюсы приобретения авиатехники в лизинг

Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).

Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.

Требования к компании-лизингополучателю

Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.

Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.

Требования к авиатехнике

Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.

Особенности

Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.

Лизинг АВИАТЕХНИКИ

Минимум условий – максимум возможностей

Структурирование сделок финансового или операционного лизинга
любой сложности с участием российских и иностранных компаний

Неограниченная сумма финансирования

Лизинговая компания года III Международная премия LEADER LEASING STAR AWARDS 2019

в сегменте авиатехники

FITCH RATINGS 2018

Высокий уровень финансовой надежности

Эксперт РА 2020

по чистым инвестициям
в лизинг

Эксперт РА 2019

Авиапарк ВТБ Лизинг

Пассажирские

Грузовые

Бизнес-джеты

Вертолеты

Персональный менеджер ВТБ Лизинг подготовит предложение для Вас

Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время

Спасибо, Петр Петрович!

Менеджер ВТБ Лизинг перезвонит вам в ближайшее время

Обработка персональных данных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я выражаю согласие на обработку АО ВТБ Лизинг (обслуживает сайт http://vtb-leasing.ru, ИНН7709378229, ОГРН 1037700259244, местонахождение: 109147, Москва ул. Воронцовская д. 43, стр. 1) своих персональных данных без оговорок и ограничений, совершение с моими персональными данными действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждаю, что, давая такое согласие, действую свободно, по своей воле и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных дается мной в целях получения услуг, оказываемых АО ВТБ Лизинг.

Перечень персональных данных, на обработку которых предоставляется согласие: фамилия, имя, отчество, место пребывания (город, область), номера телефонов, адреса электронной почты (E-mail), а также иные полученные от меня персональные данные.

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, получение рассылки рекламно-информационного характера, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, передача, в том числе трансграничная передача, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке). При обработке персональных данных АО ВТБ Лизинг не ограничено в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости АО ВТБ Лизинг вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам исключительно в целях оказания услуг технической поддержки, а также (в обезличенном виде) в статистических, маркетинговых и иных научных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия.

Я подтверждаю согласие на получение рекламы и любой иной информации от АО ВТБ Лизинг, в том числе от партнеров АО ВТБ Лизинг, по любым каналам связи, в том числе посредством использования телефонной и подвижной связи, смс–оповещения, почтового письма, телеграммы, голосового сообщения, сообщение по электронной почте. При осуществлении рассылки АО ВТБ Лизинг разрешается использовать любую контактную информацию, указанную в настоящем электронном письме. Право выбора компаний, осуществляющих рассылку, предоставляется АО ВТБ Лизинг без дополнительного согласования с получателем такой рассылки.

Данное согласие действует до даты его отзыва мною путем направления в АО ВТБ Лизинг подписанного мною соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено мной в адрес АО ВТБ Лизинг по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку надлежаще уполномоченному представителю АО ВТБ Лизинг.

В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, АО ВТБ Лизинг обязано прекратить их обработку и исключить персональные данные из базы данных, в том числе электронной, за исключением сведений о фамилии, имени, отчества.

Читайте также:  Мокрый лизинг транспортных средств

Авиационный лизинг

Авиационный лизинг – аренда воздушного судна с последующей возможностью его приобретения или без нее. Высокая стоимость самолетов и вертолетов создает условия для развития этого направления. В 2015 году рынок авиационного лизинга оценивался в 179 миллиардов долларов. По прогнозам Research and Markets, в 2021 году он достигнет 245 миллиардов долларов. Данной тенденции способствуют низкие процентные и арендные ставки, а также увеличивающийся спрос на новые самолеты.

Лизингополучатель может приобрести новое или б/у воздушное судно необходимой марки. Авиационный лизинг первоначально был востребован перевозчиками для увеличения или обновления парка самолетов. Сейчас этой услугой могут воспользоваться фирмы, которым требуется воздушное судно для собственных нужд.

Типы авиационного лизинга

Авиационный лизинг имеет особенности, отличающие его от других видов этой услуги. Они связаны с регистрацией, оформлением, а также регулярным обслуживанием.

Выделяют два вида лизинга: «сухой» и «мокрый». Основные различия между ними состоят в сроках договора и наличии дополнительных опций.

«Сухой» лизинг

«Сухой» лизинг – предоставление владельцем/арендодателем только самолета. Экипаж, страховка, регистрация, техническое обслуживание не включены в аренду. Срок действия договора составляет от двух лет.

«Мокрый» лизинг: преимущества и недостатки

«Мокрый» лизинг в авиации подразумевает эксплуатацию воздушного судна с дополнительными опциями. Лизингодатель оплачивает страховку, регистрацию, обслуживание ремонт, топливо, запасные части, обучение персонала. Договор заключается на срок от одного месяца до двух лет. Лизингополучатель оплачивает администрирование по часам. Данная схема авиационного лизинга подразумевает, что оплата налогов, сборов аэропортов и других пошлин ложится на арендатора.

Для лизингополучателя

Преимуществами «мокрого» лизинга для арендатора являются:

  • Использование дополнительных самолетов в пик сезона или в случае открытия новых рейсов.
  • Выбор модели транспорта, обладающей необходимыми техническими характеристиками.
  • Возможность осуществления перелетов в страны, в которые арендатор не может перевозить пассажиров по политическим причинам. Например, EgyptAir совершает перелеты в Израиль, поэтому пользуется услугами «мокрого» лизинга компании Air Sinai.
  • Обязательное техническое обслуживание, ремонт, страхование самолета лизингодателем. Он также может заниматься подготовкой персонала, поставкой сырья и т.д.
  • Внесение платежей по договору лизинга позволяет получить льготы на прибыль.

Взять самолет в лизинг могут молодые компании, у которых не хватает средств на приобретение авиационной техники. Для оформления услуги не требуется большое количество документов. Благодаря ей недавно появившиеся авиаперевозчики могут усилить позиции на рынке и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Основные недостатки сделок:

  • Нахождение в собственности транспортного средства в течение всего срока действия договора. Если лизингополучатель не внесет платеж, владелец имеет право изъять воздушное судно без решения суда.
  • Выплаты не могут быть прекращены, а договор расторгнут, если транспортное средство морально устарело.
  • Вся ответственность за сохранность воздушного судна лежит на лизингополучателе.

Для лизингодателя

Данная услуга имеет преимущества для владельца воздушного судна:

  • Право собственности на самолет у лизингодателя сохраняется, пока лизингополучатель полностью не выплатит его стоимость, включая процентную ставку, которую устанавливает владелец.
  • Возможность правильного распределения собственных средств для получения наибольшей прибыли, так как соглашение о лизинговых платежах устанавливается перед передачей самолета в пользование.
  • Лизингодатель имеет право на получение налоговых льгот. Они распространяются на налоги на прибыль, имущество. Кроме того, предусмотрена возможность возврата НДС с платежей по договору лизинга.

Негативными сторонами «мокрого» лизинга самолетов являются:

  • Оплата страхования и обслуживания воздушного судна. Дополнительные затраты делают сделку менее выгодной, поэтому лизингодатели нередко прибегают к увеличению размера удержания.
  • Трудности, связанные с ведением бухгалтерии из-за того, что участниками сделки являются несколько сторон.
  • Сложности, сопровождающие ввоз в страну дорогостоящего воздушного судна.

Особенности оформления в России

Авиационный лизинг в России имеет свои особенности. Предметом двух третьих лизинговых договоров являются новые и бывшие в эксплуатации иностранные воздушные судна. Тенденция обусловлена тем, что они являются более безопасными и привлекательными для пассажиров.

«Мокрый» лизинг не применяется в РФ. Однако возможно заключение договоров на международном уровне. Условия в каждом случае определяются индивидуально.

Авиационный лизинг – востребованная услуга, которая дает возможность проверить на практике дорогостоящее воздушное судно перед тем, как приобретать один или несколько самолетов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: