Маршруты перевозки грузов
Перемещение различных грузов осуществляется по маршруту, который представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктами.
Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:
· дальности перевозок грузов;
· протяженности во времени;
· загруженности транспортных коммуникаций;
· эффективности доставки грузов.
Основными задачами маршрутизации являются:
· минимизация сроков доставки грузов;
· эффективное использование транспортных средств;
· выполнение планов и графиков перевозок;
· оперативность в реагировании на изменение дорожных условий.
Маршруты в зависимости от классификационного признака подразделяются:
1) по протяженности:
2) по периоду времени года:
3) по способу движения:
При маятниковой системе перевозок транспортное средство неоднократно обращается между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами (звеньями логистической системы). На рисунке 2.33 приведены схемы маятниковых маршрутов:
а) односторонние – применяются при перевозке грузов в одном направлении;
б) двусторонние – организуются при равномерных по мощности грузопотоках в оба направления;
![]() |
Рисунок 2.33 – Схемы маятниковой системы маршрутных перевозок грузов с грузом без груза
в) веерные – организуются, когда из одного пункта перевозятся грузы в несколько пунктов или, наоборот, доставляются из нескольких пунктов в один.
Кольцевая система маршрутов основана на движении транспортных средств в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположен ряд звеньев логистической системы. Различают кольцевые маршруты (рисунок 2.34) с равномерным возрастающим или затухающим грузопотоком.
GΣ
Рисунок 2.34 – Кольцевые маршруты
Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:
· определить потребности в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток);
· выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия;
· составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.
При разработке маршрутов должны предусматриваться:
· обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами маршрута;
· использование вида транспорта, соответствующего типу перевозимого груза;
· возможность контроля движения транспортных средств;
· обеспечение координации движения различных видов транспортных средств;
· расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах, с целью минимизации порожних пробегов транспортных средств;
· применение эффективных систем организации движения.
При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.). Комплекс работ, связанных с транспортным процессом и выполняемых с момента приемки груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.
В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.
Комплексные работы охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю. Местные работы разделяют на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия транспортного средства.
// Маршруты перевозок
Маршруты перевозок. Единственно верное решение при выборе маршрутов грузов напрямую зависит от характеристик (специфики) самого груза. Роль играет размер и назначение. Крупногабаритный, опасный, нестандартный груз имеет особую важность и сложность при выборе маршрута перевозок. Главной целью при выборе является обеспечение полной безопасности, надлежащих условий при транспортировке. Немаловажно обеспечение безопасности других участников движения в пути. Одна из основных задач обеспечить свободное движение, как по данному маршруту, так и для других маршрутов, невозможно допустить пересечение, это всегда приведет к задержкам по срокам доставки, ни в коем случае нельзя допустить повреждений посторонних транспортных средств во время пути, или покрытия дорожного полотна.
Все моменты и нюансы должны быть проработаны четко и качественно. Так как транспортировка выполняется по общим дорогам, то оптимально правильный маршрут составляется с учетом загруженности трассы и условиями выносливости дорожного полотна. Маршрут должен составляются только в индивидуальном порядке. При составлении необходимо иметь в виду представление о состоянии дорожного покрытия. Если будет стоять выбор, непременно необходимо все взвесить и принять только оптимальное решение на выбор маршрута. Руководствуйтесь следующими параметрами: характеристики транспорта, которым планируется осуществлять перевозку; специфические характеристики груза; организации ведущие контроль; этапы транспортных операций; обязанности обеих сторон в организационном плане. Все маршруты перевозок должны обязательно согласовываться в организациях предоставляющих разрешения, а именно в надзорных организациях: региональная дирекция; территориальное управление дорожным хозяйством; автомобильно- дорожная федеральная служба; фед. дирекция автодорог. Срок должен быть согласован в срок от семи до двадцати дней включительно! Наша компания на протяжении многих лет занимается перевозками. Мы фирма профессионал. Звоните мы рады предложить вам свои услуги с гарантиями качества. Составление маршрутов перевозок это сложный ответственный процесс, требующий определенного опыта и знаний. Составление маршрута нельзя поручить случайному человеку. Только профессионал с высокой квалификацией – без вариантов!
Наша компания существует многие годы и накопила исключительный опыт в составлении маршрутов перевозок, нами составлена не одна тысяча маршрутов индивидуально. Так же имеются и проработанные популярные маршруты. Востребованные ежедневно. Основным направлением услуг по перевозкам нашей компании являются перевозки негабаритных грузов. Будем рады видеть вас среди наших клиентов. С нами вы узнаете , что значит качество и вип сервис. Будем рады работать для вас! Звоните, оставляйте заявку. Ждем.
Другие статьи
Время не стоит на месте, также и грузоперевозки которые шагают в ногу со временем. Ведь все больше компаний грузоперевозчиков создают себе официальные сайты в всемирной паутине под названием «интернет» и это уже серьезное заявление н.
Перевозки различных грузов, заказанные в транспортной компании, осуществляются на разном транспорте, с применением разных методов, в основном современных. Таким образом, есть средства, на которых осуществляется скорая перевозка каждого заказа. К.
В настоящее время наш рынок богат огромным количеством транспортных компаний. Транспортные компании оказывают различные услуги: переезд, грузоперевозки, грузовое такси и т.д. При необходимости перевезти большой объем груза из одного пункта в дру.
Наша компания это высокого уровня степень сохранности во время перевозок данного типа. Перевозка груза по России является наиболее дешевым и удобным из способов доставок груза. В особенности востребованы такого типа перевозки , когда клиенту нео.
Составление маршрута перевозки грузов и автомобилей
Поставка груза с пункта отправки в пункт назначения имеет много составляющих элементов и для того чтобы организовать процесс доставки нужно не только подготовить груз и правильно оформить документы, а и обдумать и подобрать правильный маршрут, так как это позволит сэкономить время и денежные средства. Цель отправки товара заключается в выгодной поставке. При поставке груза автотранспортным средством, подбор маршрута выступает главной составляющей процесса. Важно составить рейс так, чтобы холостых ходов было меньше. Это сэкономит расходы.
Правильная разработка маршрута позволяет сэкономить значительные суммы денег
Общие понятия
Перед поставкой груза важно правильно подобрать маршрут. Для этого нужно понимать основные понятия и его составляющие. Под понятием «маршрут» подразумевается выбранная дорога для передвижения автотранспортного средства от точки отправки груза до пункта назначения. Процесс может продлиться, если товар или автомобиль возвращается в пункт отправки. Отрезок пути с точки отправки до точки поставки называется длина маршрута. Оборотом подвижного состава выступает весь период перевозки, по всему запланированному маршруту. Обязательным условием оборота подвижного состава выступает выполнение всех задач и поставок, выгрузка товара в пунктах назначения.
Императив к перевозке
Для того чтобы маршрут был составлен правильно, нужно придерживаться таких правил:
- При отправке автотранспорта машины не должны встречаться, важно проследить, чтобы маршрут автомобилей не повторялся и проводился в порядке очереди.
- Последовательность при перевозке товара. Отправка груза должна производиться в порядке очереди. Это правило нужно соблюдать при перевозке скоропортящихся продуктов, медицинских препаратов, косметических средств. Важно не допускать простоя товара. Рекомендовано соблюдать график.
- При организации доставки важно правильно составить маршрут. Он должен проходить по ровной дороге, ровным местностям. Не рекомендовано прокладывать перевозку груза через центральные и густо заселенные улицы, пункты. Важно избежать интенсивности движения автомобилей.
- При перевозке товара автомобилем нужно придерживаться примечаний, указаний и правил дорожного движения. Организовать доставку содержимого багажа важно с быстрой скоростью передвижения и без нарушения принятых законом правил.
- При выборе и подборе путей перевозки товара нужно учесть стоимость доставки. Расход топлива должен быть минимальным. Расход на период доставки должен быть обдуманным и подсчитанным, с учетом непредвиденных ситуаций и денежных средств на ремонт автомобиля.
Расход топлива составляет значительную часть стоимости грузоперевозки, поэтому он должен быть минимальным
Виды путей поставки
При организации перевозок товара автомобилем важно учесть и правильно выбрать один из видов доставки. Существуют такие виды:
- Маятниковый путь.
- Кольцевой путь.
- Радикальный путь.
- Сборный путь.
- Комбинированный путь.
При выборе маятникового и кольцевого рейса учитывается степень, соотношение, пропорция побега. Выгоднее, когда соотношение выше, тогда расходы на ресурсы будут меньше. Этот процесс возможен при перемещении подвижного состава без груза . Стоимость перевозки будет меньше.
При доставке груза важно правильно скоординировать рейс, учесть все пункты поставки, расстояние между ними. Это позволит сэкономить расходы на топливо, денежные средства и время.
Правильный выбор маршрута снижает стоимость перевозки
Выгода поставок
Выгоднее всего производить маятниковый вид рейса, так как автотранспортное средство перевозит содержимое багажа в две стороны, от места погрузки товара в пункт назначения, и с пункта назначения в точку отправки содержимого перевозки. Если нет возможности организовать маятниковый способ доставки, то рекомендовано использовать кольцевой путь. Также выгодно организовывать маятниковые рейсы и по тому, что движение транспортного средства между пунктами доставки часто повторяется, более интенсивное. Делится маятниковый рейс на:
- С обратным не груженным побегом.
- С обратным груженным побегом.
- С обратным не полностью груженным побегом.
Выбор каждого типа доставки с использованием маятникового пути определяется характером багажа. Пустые побеги должны производиться редко, для этого нужно правильно организовать рейс. Если такая потребность возникла, то расстояние между пунктами поставки должны быть минимальными. Такие доставки организовываются с учетом и продолжительности рабочего дня и графиком водителя.
Типы перевозок
Транспортная логистика выделяет четыре типа перевозок автотранспортным средством:
- Поставка по городу.
- Доставка в пригородную зону.
- Поставка в другой город.
- Доставка международного класса.
При осуществлении доставки всех типов важно учесть тип и вид дорожной поверхности, количество светофоров. Рекомендовано использовать теорию вероятности возникновения пробок, простоев автомобилей и важно учесть время суток, период, когда должна производиться поставка.
Если поставка международного класса, то определяется и выбирается удобный по местонахождению таможенный пункт. Когда есть потребность, можно обратиться к логистам, которые помогут правильно подобрать и составить рейс.
Планировать путь поставки нужно с учетом погодных условий. Важно учесть, где будет проезжать автотранспортное средство, чтобы исключить попадание в болотные местности и водоемы. При расчете рейса рекомендовано использовать современную технологию, карты с последними изменениями и отметками.
Виды пассажирских перевозок
В Советском Союзе в перевозках пассажиров участвуют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и городской электрический транспорт.
Все перечисленные виды пассажирского транспорта входят в единую транспортную систему страны, которая предусматривает их рациональное взаимодействие для полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки пассажиров преимущественно на расстояния свыше 200 км. Широко распространен железнодорожный транспорт и в пригородных сообщениях населения крупных городов.
Автомобильный транспорт имеет пассажирские автомобили (автобусы, автомобили-такси, легковые автомобили) и используется для перевозки пассажиров на городских, пригородных, междугородных (в том числе и сельских маршрутах) и международных маршрутах.
Морской транспорт организует перевозки пассажиров по морям и океанам и имеет значительные объемы перевозок пассажиров на многочисленных прибрежных маршрутах.
Речной транспорт для перевозки пассажиров широко использует реки, озера, водохранилища.
Воздушный транспорт, как правило, используется пассажирами для передвижения на большие расстояния, учитывая главное его преимущество — большие скорости сообщения.
Городской пассажирский электрический транспорт использует для перевозок пассажиров трамваи, троллейбусы, метрополитены и обслуживает перевозками пассажиров внутри города, а иногда и на пригородных маршрутах.
В таблице 1.1. и 1.2. показаны соотношения объемов перевозок пассажиров (количество перевезенных пассажиров) и пассажирооборота (транспортная работа измеряемая в пассажиро-километрах), выполненные в СССР различными видами транспорта.
Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте предусмотрено выполнение следующих основных задач:
полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда и снижение транспортных расходов на перевозки.
Автобусные перевозки пассажиров в большей своей части осуществляются по маршрутам.
Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские.
К городским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах границ города (населенного пункта).
К пригородным маршрутам относятся маршруты, проходящие за пределами городской черты на расстояние до 50 км включительно.
К междугородным относятся маршруты, выходящие за пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км.
Пригородные и междугородные маршруты в свою очередь подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (АССР), характеризующиеся по тому же принципу; и межреспубликанские маршруты, проходящие на территории двух или нескольких союзных республик.
Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделяют сельские автобусные маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два или несколько районных центров между собой в случае, если один из 1них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.
В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные.
Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных — в течение определенного периода времени (сезона).
В последнее время получили развитие вахтовые перевозки трудящихся автобусами. Для этой цели разрабатываются маршруты регулярных перевозок к местам, удаленным на значительные расстояния от места жительства работающих.
Городские пассажирские перевозки составляют большую часть пассажирских перевозок. Они выполняются в пределах границ городов и поселков городского типа. Городские перевозки могут выполняться следующими основными видами подвижного состава: автобусами, троллейбусами, трамваями, электропоездами и легковыми автомобилями. Из всех видов подвижного состава автобус является наиболее распространенным, а во многих городах и единственным видом пассажирского транспорта.
Применение того или другого вида городского транспорта зависит прежде всего от его провозной способности и себестоимости перевозок. В крупных городах целесообразно применять все виды городского транспорта, координируя и распределяя работу между ними в соответствии с их технико-эксплуатационными качествами.
В соответствии с технико-эксплуатационными качествами каждый вид городского транспорта имеет следующие области наиболее рационального применения.
Метрополитен обслуживает мощные пассажиропотоки и разгружает магистрали города от наземного транспорта. Одна линия метро может обслуживать пассажиропоток мощностью до 50—60 тыс. пасс/ч. Использовать метро целесообразно при пассажиропотоке на одной линии не менее 60 тыс. пасс./сутки.
Трамвай обслуживает магистрали с большими пассажиропотоками и может быть использован так же, как продолжение линий метро в направлениях, связывающих крупные пригороды с городскими районами. Особенно перспективен для этой цели скоростной трамвай. Одна линия трамвая в зависимости от состава поездов может обслужить пассажиропоток мощностью до 15—18 тыс. пасс/ч. Применять трамвай целесообразно при пассажиропотоке не менее 5 тыс. пасс/сут.
Троллейбус заменяет трамвай и в сравнении с ним обладает большей маневренностью, а в сравнении с автобусом не загрязняет воздушную среду отработавшими газами. Троллейбусная линия может обслужить 5—9 тыс. пасс/ч. Применять троллейбус Целесообразно при пассажиропотоке не менее 2 тыс. пасс./сут.
Автобус, обладая большой маневренностью, выполняет ряд разнообразных функций. Основными функция ми следует считать обслуживание самостоятельных линий в тех частях города, где отсутствуют другие виды транспорта, а также подвоз пассажиров к станциям метро из микрорайонов. В средних и малых городах и поселках городского типа автобус, как правило, является единственным видом массового пассажирского транспорта.
Особое место занимает обслуживание пригородных сообщений. Автобусная линия может обслужить до 5—7 тыс., пасс/ч по одной полосе движения и до 10 тыс. пасс/ч при параллельном движении автобусов большой вместимости.
Легковые автомобили используют в виде автомобилей-такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования. Поездка в легковом автомобиле предоставляет пассажиру повышенный комфорт и сокращает затраты времени на передвижения.
В нашей стране придается большое значение развитию общественных видов пассажирского транспорта городов. Большинство пассажиров (в том числе и имеющих собственные автомобили) для поездок по городу делает выбор в пользу общественного пассажирского транспорта.
Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной сетью города. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.
Насыщенность города (района) средствами перевозок пассажиров характеризуется маршрутным коэффициентом ηм, т. е. отношением суммарной длины маршрутов ΣLм к суммарной длине улиц ΣLум, по которым проходит хотя бы один из маршрутов:
Некоторые пассажирские автотранспортные предприятия принимают участие и в международных перевозках пассажиров. Эти перевозки в СССР начали выполняться с 1961 г. по договорам со Всесоюзным акционерным обществом «Интурист», а с 1971 г. — по договорам с Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Перевозки эти осуществляются между СССР, социалистическими странами и Финляндией, носят сезонный характер (преимущественно в весенне-летний период года) и скорее относятся к туристско-экскурсионным, чем к регулярным пассажирским перевозкам (маршруты: Будапешт—Киев, Киев—Варна, Хельсинки—Ленинград).
Перевозки пассажиров с использованием нескольких видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной и др.) могут быть организованы в виде прямых смешанных перевозок. К ним относятся такие, как доставка пассажиров от начального до конечного пункта следования. Выполняются они двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу (билету) на весь путь следования пассажира. Организация таких перевозок требует согласования расписаний движения подвижного состава, участвующего в прямых смешанных перевозках.
Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобусы, находящиеся в распоряжении других ведомственных организаций. К таким видам перевозок можно отнести:
туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристским маршрутам, либо по разовым заказам. Их выполняют АТП Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС или по его заданиям привлеченные автобусы общего пользования;
перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, которые могут принадлежать школам, колхозам и совхозам, или быть привлеченными из АТП общего пользования (проезд для учащихся бесплатный);
служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами, для доставки рабочих и служащих определенного предприятия в соответствии с режимом его работы от места жительства к месту работы и от места работы к месту жительства.
Классификация пассажирских автобусных перевозок
Тема 10. Пассажирские перевозки
1. Классификация пассажирских автобусных перевозок.
Основными задачами пассажирских автобусных перевозок является удовлетворение потребностей населения в перевозках, при этом должно учитываться возможность сокращения времени на поездку, обеспечение регулярности движения автобусов и гарантия возможностей поездки. Одними из главных является:
· Эффективное использование подвижного состава, т.е. выполнение плана, рациональная организация труда водителей.
В практике предприятия решаются следующие вопросы:
1. Получение информации о колебаниях пассажиропотоков
3. Выбор автобусов по вместимости и определение их вместимости
4. Нормирование скоростей движения, координация работы автобусов с другими видами пассажирского транспорта
5. Составление расписания движения для маршрутных автобусов
6. Организация выпуска автобусов на линию
7. Диспетчерское управление и контроль за работой автобусов
8. Обеспечение безопасности движения
Все задачи организации перевозок решаются раздельно по видам перевозок.
Классификация пассажирских автобусных перевозок
1. Пассажирские перевозки классифицируются на:
· Легковые автомобили (такси);
Примечание: перевозки маршрутными автобусами малой вместимости относят к автобусным перевозкам.
2. Пассажирские перевозки классифицируют по виду сообщений :
· городские – это такие перевозки, которые осуществляются в придорожной городской черте
Особенность городских перевозок в мощных пассажиропотоках, плотной маршрутной сети, которая рассчитывается по формуле:
δ= , км/км²
Городские перевозки характеризуются хорошими условиями, небольшими интервалами времени между автобусами, малыми расстояниями поездок пассажиров, частыми остановками для посадки и высадки пассажиров, невысокой скоростью движения.
Пригородные перевозки – это перевозки пассажиров на расстояние до 50 км за пределами черты населенного пункта. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, большой неравномерностью пассажиропотоков по сезонам года (резкое увеличение количества пассажиров происходит в весенне-летний период), большими расстояниями поездок пассажирами и соответственно менее частыми остановками для посадки и высадки пассажиров.
Местные , а чаще сельскими перевозками пассажиров обслуживают сельское население и могут выполнять либо автобусные, либо грузовые перевозки. Сельские автобусные маршруты соединяют районные центры с сельскими населенными пунктами; областные центры, железнодорожные станции, речные порты и пристани сельскими населенными пунктами.
Междугородние перевозки организуются на расстоянии более 50 км от городской черты, длина маршрута может достигать до 1000 км., дорожные условия, как правило, хорошие. Эти особенности определяют требования к автобусам. Используется комфортабельные скоростные автобусы, оборудуются местами для хранения ручной клади, часто оборудуются туалетами и буфетами.
Международные перевозки – это когда пересекаются государственные границы 2-х и более государств.
3. Пассажирские перевозки классифицируются по назначению :
Искурсовые — это когда заранее разработан определенный маршрут, может быть выполнен по предварительному заказу.
Туристические — это когда перевозки могут выполняться как транспортом общего пользования так и ведомственными. Выполняется за пределами населенных пунктов, как по заказам так и предварительному договору. В организационной структуре предприятия выделяются определенное подразделение.
Служебные пассажирские перевозки связаны с доставкой служащих и рабочих. Могут использовать транспорт общего пользования так и ведомственные.
Школьные перевозки используется в сельской местности, где отсутствует регулярное движение маршрутных автобусов, либо осуществляется движение с большими интервалами не совпадающие с временней начала и конца занятий.
Разрабатываются определенные расписания, и устанавливается тип автобуса.
Вахтовые пассажирские перевозки предназначены для перевозки смен, строителей, нефтяников. Чаще всего это автобусы ведомственные или общего пользования.
Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связанные со специальными собраниями, конференциями, ярмарками.
4. Пассажирские перевозки классифицируют по форме организации:
Заказные перевозки осуществляются по договорам и различным заявкам от предприятия и населения. Они проходят не по маршруту, но оговариваются.
Маршрутные перевозки организуют по утвержденным маршрутам, по расписанию, с посадкой и высадкой пассажиров, на заранее оговоренных и на промежуточных и конечных остановках.
Прямые смешанные перевозки организуют двумя и боле видами транспорта, выдается единые билет до конечного пункта дающий право проезда на нескольких видах транспорта.
Автомобильный транспорт совмещают с другими видами транспорта. Главное в таких случаях соблюдать точное расписание.
Виды пассажирского транспорта и сферы его применения
Все виды пассажирского общественного транспорта являются составной частью единой транспортной системы страны. Ранее (см. параграф 1.1) рассматривалась инфраструктура транспортной системы, под которой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений.
В свою очередь, транспортная система объединяет автомобильный, водный (речной и морской), железнодорожный, воздушный, трубопроводный и промышленный (технологический) виды транспорта. Отдельной строкой проходят городской электрический транспорт и метрополитен (см. рис. 2.1).
Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.
Значения этих показателей на каждом виде транспорта различны и во многом определяются мощностью и структурой пассажиропотоков, дальностью поездок, временем отправки, типом подвижного состава, состоянием материально-технической базы вида транспорта и другими факторами.
Целесообразные сферы применения видов транспорта при перевозке пассажиров сводятся к следующему.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для осуществления пассажирских перевозок на средние расстояния и в пригородном сообщении. Это один из старейших и основных магистральных видов транспорта в нашей стране. Его значение определяется такими свойствами, как независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток, что обеспечивает регулярность и бесперебойность перевозок, высокую провозную возможность, сравнительно высокую скорость и сравнительно невысокую себестоимость перевозок.
Морской пассажирский транспорт осуществляет главным образом пассажирские перевозки во внутренних сообщениях между портами и круизные поездки. Особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, не имеющих еще железных дорог.
Речной пассажирский транспорт выполняет дальние и местные перевозки по судоходным рекам и каналам.
В России более 70 тыс. рек общей протяженностью примерно в 2,0 млн км и более 2,0 тыс. крупных озер. На протяжении 400 тыс. км реки пригодны для судоходства, и для развития сети водных путей сообщения имеются большие возможности.
Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Так, до 80% пассажиров для поездок между Москвой и Владивостоком пользуются самолетами. Средняя дальность перемещения пассажиров составляет 15 00 км.
Большую работу выполняют вертолеты, которые используются для пассажирских перевозок в труднодоступных и малонаселенных районах.
Автомобильный пассажирский транспорт — основной вид транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.
Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населенных пунктах. Часто XX в. называют веком урбанизации, т.е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз, и с 1960-х гг. она является доминирующей. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль — городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен.
В последнее время в городах России активно развиваются новые виды городского транспорта: скоростной трамвай (линии скоростного трамвая имеются в Волгограде, Ижевске, Старом Осколе, Усть-Илимске, спроектирована линия «надземного экспресса» в Санкт-Петербурге) и монорельсовые транспортные системы. Единственная в нашей стране действующая Московская монорельсовая транспортная система, открытая в 2004 г., имеет одну линию протяженностью 4,7 км и шесть станций, объем пассажиропотока составляет 4,38 млн чел. в год.
Разновидности и договоры регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Различают три вида перевозок пассажиров и багажа:
- регулярные;
- заказные;
- легковым такси.
Определение 1
Согласно ст.1 ЗУ «Об автомобильном транспорте», под регулярными пассажирскими перевозками следует понимать перевозки пассажиров транспортными средствами общего пользования (автобусами, микроавтобусами) по установленным маршрутам (городским или междугородным) в соответствии с расписанием и условиями, утверждёнными органами законодательной власти или местного самоуправления.
Регулярные перевозки осуществляются в строгом соответствии с расписанием, с чёткими интервалами прибытия транспортного средства к месту организованного остановочного пункта и отправления от него.
Организация регулярных перевозок в обязательном порядке требует получения лицензии, наличие которой обязывает перевозчика:
- иметь ремонтную базу;
- проводить предрейсовые техосмотры транспортного средства и его регулярное техобслуживание;
- проводить предрейсовые медосмотры водителей;
- регулярно инструктировать водителей по безопасности дорожного движения;
- контролировать режим труда и отдыха водителей;
- иметь оборудованные места для стоянок транспортных средств.
Согласно законодательству, существуют два вида регулярных перевозок:
- допускающих посадку и высадку пассажиров исключительно в организованных остановочных пунктах, расположенных по маршруту следования транспортного средства;
- допускающих посадку и высадку пассажиров в любом незапрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту следования.
В первом случае транспортное средство, соблюдая интервалы времени, прибывает на каждый организованный остановочный пункт и осуществляет посадку и высадку пассажиров в соответствии с расписанием. Остановки в каждом пункте являются обязательными. На каждом стационарном остановочном пункте должна присутствовать информация, включающая:
- сведения о виде перевозок;
- расписание и интервалы прибывания (отправления) транспортных средств;
- время начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
- название начального и конечного пунктов следования транспорта;
- полное название, адрес и контактный телефон организации, контролирующей маршрут регулярной перевозки пассажиров и багажа.
Во втором случае (когда правилами перевозок допускается посадка и высадка пассажиров в любом месте) движение транспортного средства также осуществляется в строгом соответствии с установленным маршрутом и по утверждённому расписанию с чётким определением начального и конечного пунктов следования транспортного средства, однако водители не обязаны останавливаться на каждой остановке: остановки производятся только по требованию пассажиров.
Договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту: содержание, права и обязанности перевозчика и пассажира
Согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТГПЭТ), договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту является формальным публичным договором, удостоверяемым билетом, который приобретает пассажир на данное транспортное средство. Право на транспортировку багажа подтверждается специальной квитанцией, выдаваемой кассиром после внесения платы за багаж. Формы этих документов (билетов и квитанций) и их реквизиты регламентируются правилами перевозок пассажиров.
Вместо билета пассажир имеет право предъявить кассовый чек, в котором должны быть указаны сведения о билете (стоимость, время отправления, номер места и т. п.) и квитанции об оплате ручной клади. Кроме этого, Устав автомобильного транспорта допускает использование электронных билетов с условием указания в них всех необходимых реквизитов и сведений.
Права и обязанности перевозчика
Согласно УАТГПЭТ, перевозчик обязан:
- Оборудовать стационарные остановочные места по маршруту следования транспортного средства и снабдить каждый из них полным набором необходимой информации (о расписании, интервалах прибытия транспорта, данными о перевозчике и т. д.).
- Обеспечить стационарные остановки средствами защиты от атмосферных осадков.
- Оборудовать транспортное средство снаружи и изнутри табличками со всей необходимой информацией:
- снаружи должны быть размещены хорошо читаемые таблички с номером транспортного средства, маршрутом с указанием начальной и конечной точек следования, а также названиями основных остановок, сведений о перевозчике;
- изнутри должны быть размещены таблички, включающие информацию о водителе и кондукторе, местах для детей и инвалидов, стоимости проезда, правилах пользования данным видом транспортного средства.
- Организовать продажу билетов. Продажа может осуществляться как в стационарных кассах станций и вокзалов, так и непосредственно в транспортных средствах водителями или кондукторами. Продажа билетов на транспортные средства междугороднего следования начинается за 10 суток и завершается за пять минут до отправления.
- Заключать договор с любым пассажиром при условии наличия свободного места на данный вид транспорта.
- Перевозить пассажира именно тем видом транспорта, на который он приобрёл билет с обеспечением места, указанного в билете.
- Обеспечить уровень комфорта, соответствующей приобретённому билету, в котором отмечен класс обслуживания. Сюда могут быть отнесены такие удобства, как:
- наличие видеотехники;
- кондиционер;
- дополнительные багажные полки;
- туалет;
- предоставление напитков или питания.
- Вернуть стоимость проезда в случаях, если:
- рейс был отменён;
- рейс был задержан более чем на один час;
- пассажиру не было предоставлено место в салоне в соответствии с приобретённым билетом.
Замечание 1
Стоимость проезда должна быть возвращена пассажиру в течении 10 дней с момента предъявления требования к перевозчику.
- Делать остановки транспортного средства на оборудованных остановках, объявляя об этом заранее. Водитель или кондуктор обязаны предупреждать пассажиров о приближающихся остановках, на которых посадка и высадка осуществляется только по требованию. Соответственно и водитель обязан делать остановки в подобных местах только в случае, если пассажир заранее предупредит его о желании сойти или пассажир, ожидающий транспорт на остановке, проголосует.
- Предоставить иное транспортное средство для обеспечения перевозки пассажиров, имеющих билеты, в форс-мажорных ситуациях: при авариях, неисправностях, не позволяющих продолжать движение, иных аналогичных причинах.
- Вернуть пассажиру забытые в транспорте вещи в соответствии с порядком возврата таких вещей, регламентированным правилами перевозок пассажиров.
Согласно УАТГПЭТ, перевозчик имеет право:
- Устанавливать нормы провоза ручной клади, оговаривая условия бесплатного провоза багажа, а также багажа, превышающего по габаритам или по количеству показатели, зафиксированные в п. 1 ч. 2 ст. 22 УАТГНЭТ.
- Отказать пассажиру в транспортировке ручной клади в случае, если её свойства (например, жидкость или стекло) или упаковка (например, с острыми металлическими гранями или углами) не отвечают требованиям правил перевозок пассажиров (представляют угрозу жизни или безопасности).
- Отказать в перевозке багажа, если из-за нестандартной формы или габаритов он будет мешать входу и выходу других пассажиров.
Права и обязанности пассажира
- Своевременно оплатить свой проезд и провоз багажа, превышающего по количеству или объёму установленную норму, в случаях, если оплата предусмотрена нормами закона.
- Сохранять билет и квитанцию на оплату багажа до окончания поездки.
- Предъявлять билет и квитанцию по первому требованию контролёров (лиц, предоставивших соответствующее удостоверение).
- Оплатить проезд и штраф в случаях, если установлен факт его безбилетного проезда. Такое лицо обязано уплатить штраф по тарифу, установленному КоАП и законами субъектов Российской Федерации, за безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа, а также полную стоимость билета от пункта посадки до пункта высадки. В случае, если пункт посадки установить не удаётся, оплата производится от начального пункта следования транспортного средства до конечного. Если пассажир желает сойти на ближайшей остановке, значит оплата производится от начальной точки маршрута до этой остановки.
Замечание 2
Согласно законодательству, безбилетным считается лицо, не имеющее никакого проездного документа или предъявившего контролёру билет:
- без отметки о гашении;
- поддельный;
- с истекшим сроком действия;
- использованный ранее;
- принадлежащий иному лицу, имеющему право на льготный проезд.
Пассажир имеет право:
- Бесплатно провозить ручную кладь, занимающую не более одного места.
- Бесплатно провозить одного ребёнка в возрасте до пяти лет в междугороднем транспорте и до семи лет в городском и пригородном транспорте при условии наличия документа, подтверждающего возраст ребёнка и без предоставления ему отдельного места.
Замечание 3
Согласно ч.2 ст. 21 УАТГНЭТ, пассажир имеет право провозить в транспорте городского и пригородного назначения двух детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением отдельных мест и скидкой оплаты за проезд в 50% в случае, если в данном виде транспорта действует запрет на провоз детей без предоставления посадочного места.
- Претендовать на частичное или полное возвращение стоимости проезда и провоза ручной клади. Полный возврат стоимости производится в случаях:
- отмены рейса;
- задержки отправления более, чем на один час;
- непредоставления пассажиру места, указанного в билете;
- предоставления пассажиру места в транспортном средстве более низкой комфортности, чем то, на которое пассажир приобрёл билет.
Замечание 4
В случаях, когда пассажир согласен ехать транспортом более низкой комфортности, перевозчик обязан возвратить ему разницу в стоимости проезда. Если перевозчик предоставляет для проезда транспорт более высокой комфортности, чем транспортное средство, указанное в расписании, то пассажир имеет право проезда без доплаты.
Частичный возврат стоимости проезда производится:
- в размере 75% оплаченной суммы в случае, если пассажир не попал на рейс по уважительной причине (болезни, несчастного случая и т. д.) и обратился к перевозчику не позднее трёх суток после отправления транспортного средства;
Замечание 5
Действие просроченного билета можно восстановить с правом проезда на другом транспортном средстве, доплатив 25% от его стоимости.
- в размере 95% оплаченной суммы в случае, если билет возвращён не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства;
- в размере 85% оплаченной суммы, если билет возвращён менее чем за два часа до отправления транспортного средства.
- Проезда и провоза ручной клади в ином транспортном средстве, предоставленном перевозчиком (на который не приобретался билет), по уже купленному билету в случаях непредвиденных обстоятельств: аварий, поломок и т. п.
Заказные перевозки: определение, условия осуществления, права и обязанности сторон
Заказными являются перевозки, осуществляемые по определённым маршрутам на основании договора, заключённого между перевозчиком и заказчиком перевозок.
Согласно действующему законодательству, этот вид перевозок лицензирования на требует. Начиная с 2009 года лицензии были заменены на уведомление о предоставлении услуг по перевозке пассажиров. Уведомление составляется в двух экземплярах и отправляется в Управление государственного автодорожного надзора. В документе необходимо сообщить следующие сведения:
- Наименование юридического лица (полный и сокращённый вариант).
- Организационно-правовую форму предприятия.
- ФИО руководителя.
- Почтовый адрес фирмы и её филиалов (если имеются), а также места фактического осуществления заявленного вида деятельности.
- Регистрационный номер юридического лица.
- Идентификационный номер налогоплательщика.
- Перечень видов деятельности и предоставляемых услуг.
- Технические сведения об автомобиле (автомобилях), включающие:
- модель;
- марку;
- номер;
- пассажировместимость/грузоподъёмность (при перевозке грузов);
- документ, подтверждающий право владения транспортным средством (собственность, аренда, лизинг и т. п.);
- копию договора ОСАГО (обязательного страхования);
- наличие тахографа – прибора, контролирующего режим работы и отдыха водителя.
В соответствии с законодательством, каждое уведомление вносится в Реестр уведомлений, а разрешение на услугу должно быть предоставлено в день подачи уведомления заявителем.
Права и обязанности пассажиров и перевозчика при перевозках заказным видом транспорта регламентируются договором, заключённым между сторонами.
Перевозки легковым такси: определение, правила оказания услуги, права и обязанности сторон
Согласно нормативным документам, регламентирующим перевозки пассажиров, легковым такси признаётся транспортное средство категории М1, используемое для перевозки пассажиров и их багажа на основании публичного договора, именуемого фрахтованием.
Пассажиром в данном случае является физическое лицо (лица), заключившее договор фрахтования, а багажом – вещи, принятые для перевозки в установленном порядке.
Фрахтование заключается в устной форме непосредственно с водителем или путём заказа такси через диспетчера, являющегося исполнителем услуги. В соответствии с УАТГНЭТ, диспетчер обязан:
- зарегистрировать вызов и сообщить заказчику номер заказа;
- по прибытии такси сообщить об этом заказчику, указав одновременно номер автомобиля, марку, цвет и время фактической подачи.
Плата за проезд может быть фиксированной, а также устанавливаться либо на основании действующих муниципальных тарифов, учитывающих расстояние, либо фактического времени использования такси. Маршрут проезда определяет пассажир. Если он указывает только конечную точку, водитель обязан ехать кратчайшим путём.
Провоз багажа в такси имеет ограничения. Так, водитель вправе отказать заказчику в перевозке слишком громоздкого багажа, который может мешать водителю вести автомобиль, загораживать зеркала заднего вида, а также будет выступать за пределы салона или багажника автомобиля. Провоз животных допускается с условием нахождения их в специальных корзинах (клетках) для перевозки, а крупных зверей при наличии поводков, намордников и подстилок. В такси запрещён провоз:
- материалов и веществ, являющихся взрывчатыми, легковоспламеняющимися, токсичными и т. д.;
- любых видов оружия без соответствующей упаковки;
- вещей и предметов, загрязняющих автомобиль.
В легковом такси на передней панели, кроме визитной карточки водителя с фотографией, в обязательном порядке должны присутствовать:
- информация об исполнителе услуги;
- условия оплаты проезда;
- реквизиты организации, контролирующей осуществление данного вида перевозок;
- правила пользования такси, разъясняющие пассажиру его права и обязанности.
Все претензии к перевозкам легковыми такси подаются в порядке, предусмотренном УАТГНЭТ, исполнителям по месту их нахождения.