Законность покупки КАСКО задним числом
Получение полиса КАСКО задним числом относится к одному из видов незаконных комбинаций, применяемых в сфере страхования. Когда автомобилист попадает в ДТП или его средство передвижения подвергается угону, приходится сталкиваться с серьезными проблемами в плане финансовых затрат. И у многих водителей, страховка у которых не оформлена или просрочена, в такой момент возникает мысль о том, чтобы купить КАСКО задним числом для покрытия расходов.
Законность оформления КАСКО задним числом
Заведено, что страховой полис оформляется на один календарный год. Поэтому многие водители могут не помнить, когда подходит к концу срок действия документа. О просрочке может стать известно, например, в момент ДТП. Что делать, если срок полиса истек или его вовсе нет, никто не знает. Ведь без страховки нереально возместить ущерб и ремонт авто придется проводить за свой счет.
В этой ситуации многие хотят получить выплаты через оформление страхового полиса КАСКО задним числом. Но следует учитывать, что немногие компании готовы пойти на такой риск. Цена за подобные услуги будет зависеть от тарифов фирмы: как правило, она забирает себе определенный процент от полученных средств по полису.
Противозаконными действиями считаются подделка, приобретение, использование бумаг, сделанных несоответствующим образом, имеющих искаженную дату. При помощи таких документов происходит посягательство на имущество самого нарушителя, страховщик получает реальный финансовый урон, не соблюдаются нормы законодательства. Даже если водитель решит покупать полис, следует помнить, что такие действия противозаконны и попадают под санкции норм Уголовного кодекса РФ. Соответственно, оформленная страховка задним числом является наказуемым деянием.
В каких случаях необходимо экстренное страхование
Некоторые водители не считают незаконным или сомнительным оформление полиса КАСКО задним числом после ДТП или угона. В такие моменты они не думают о том, чем это может закончиться, их основная цель – получить компенсацию. Неважно какими путями был оформлен полис. Документ, составленный неположенной датой, расценивается как правонарушение.
После ДТП
Как правило, потребность оформить КАСКО задним числом возникает после наступления аварии на дороге, когда водитель готов пойти на любые ухищрения, лишь бы не платить за ремонт транспортного средства.
Начинаются поиски недобросовестных страховых компаний, готовых пойти на подделку бумаг. Но противоправные действия чаще всего раскрываются, что приводит к привлечению винновых лиц к ответственности. Чтобы не затягивать себя в такие незаконные комбинации, водителю лучше заранее позаботиться о том, где купить реальный полис КАСКО. Оформить страховку задним числом после наступления ДТП, предлагают малоизвестные компании, с просроченной или вообще отсутствующей лицензией.
Внимание! Все действия мошенников рано или поздно разоблачат. Любая компания, занимающаяся автострахованием и отвечающая за свою репутацию, никогда не будет работать себе убыток, занимаясь подделкой полисов КАСКО.
После угона
Еще одной ситуацией, при которой у водителей возникает желание заполучить незаконную компенсацию, является угон транспортного средства. Они хотят «убить сразу двух зайцев» – оформить полис задним числом и за счет положенных выплат покрыть расходы. Для этого могут использоваться различные способы, в том числе, страхование через интернет. Такие услуги предлагаются не слишком крупными компаниями, которые стремятся расширить клиентскую базу, упростив процедуру получения полиса.
Бывают случаи, когда угон подстраивают. Мошеннические комбинации могут совершаться группой лиц, в число которых входит сам хозяин транспортного средства, сотрудник страховой компании и даже работник ППС.
Готовы ли СК к подделке документов
Проверенные временем и опытом страховые компании, зарекомендовавшие себя на рынке, планирующие и дальше продолжать работать, имеют в своем штате грамотный отдел безопасности. Это необходимо для обеспечения пресечения возможных попыток проявления мошенничества.
Внимание! Крупные компании в сфере страхования не будут идти на риск, выдавая незаконные документы. Их политика достаточно проста – работать только в рамках закона.
Мошеннические схемы
Как утверждают сами страховые компании, наиболее частой схемой мошенничества является именно подделка срока документа. Задним числом оформить полис КАСКО водители стремятся на те средства передвижения, которые были повреждены в результате дорожно-транспортного происшествия. На незаконный шаг идут недобросовестные сотрудники СК, которые за минимум усилий получают максимальную прибыль.
Мошенничество такого типа выглядит следующим образом:
имеется поврежденное в результате ДТП транспортное средство, которое требуется застраховать задним числом;
- страховой агент, находящийся в сговоре, выезжает на место для осмотра авто и проводить фиксацию VIN-номера и пробега;
- VIN-номер перебрасывается на подобный, не поврежденный автомобиль;
- страховой сотрудник проводит полис при помощи подкупленных специалистов службы безопасности СК;
- инициируется ДТП и заявляется о случившемся в страховую компанию.
Важно знать! К мошенническим действиям относятся случаи, когда происходит намеренное сокрытие значимых сведений, касающееся автомобиля. Неудивительно, что страховщики защищают и прикрывают аферистов. Ведь от содеянного они тоже получают не малую прибыль.
Как выявляют подделку
Мошеннические действия могут быть различного вида, но рано или поздно они получают огласку. Сделать это удается благодаря службе безопасности страховой фирмы, в обязанности которой входит проверка всех случаев, где полагаются выплаты.
В число сотрудников службы безопасности входят бывшие работники правоохранительных органов, основной задачей которых является борьба с мошенниками. Даже если получится застраховать авто задним числом, обман быстро раскроется и все нарушители понесут ответственность.
Ответственность за нарушение закона
Если у собственника транспортного средства возникнет вопрос, можно ли оформить случай угона или ДТП задним числом, то первое, о чем он должен подумать, насколько это законно. Понятие мошенничества раскрывает Угольный кодекс РФ в статье 159. Эта же норма затрагивает случаи привлечения к ответственности за незаконные деяния в сфере страхования. Санкциями являются штраф или лишение свободы. Помимо данной нормы УК РФ, к злоумышленникам может применяться статья 327, предусматривающая наказание за изготовление и использование поддельных бумаг, в число которых входят страховые полисы.
Любая из мер пресечения применяется на основании судебного акта, вынесенного после проверки фактов по делу и предварительно выполненного расследования. Будет учитываться степень тяжести совершенного преступления и наличие собранной доказательной базы.
Таким образом, если автовладелец решит приобрести страховой полис задним числом, в любом случае это будет считаться мошенничеством, а значит, прежде чем рисковать, стоит подумать, что дороже – получение незаконного документа или избежание уголовного преследования.
Можно ли сделать КАСКО задним числом при ДТП или угоне?
Добровольное страхование автомобиля – реальная возможность получить возмещение ущерба в определенных договором случаях. Но поскольку процедуру дешевой не назовешь, многие водители отказываются от услуг страховой компании. В итоге, все-таки начинают искать пути, как оформить полис КАСКО задним числом при ДТП или угоне.
Выгодно или не выгодно покупать КАСКО
Этот вид страховки оформляют те, кто не хочет иметь проблем. Наличие полиса – гарантия того, что СК заплатит за ремонт, даже если владелец авто окажется виновником аварии или сам повредит свою машину, компенсирует стоимость транспортного средства в случае его угона или полного уничтожения.
Страховым случаем является:
- угон;
- кража отдельных узлов и агрегатов автомобиля;
- ДТП;
- повреждения, вызванные стихийными бедствиями, попаданием посторонних предметов, противоправными действиями других лиц.
Добровольное страхование бывает полным (от всего) или неполным, например, от угона и ДТП.
Недостатком КАСКО является высокая цена услуг страховщиков, которая зависит от модели и марки авто и многих других факторов. Например, повышающим коэффициентом стоимости может быть возраст водителей до 21 года и после 65 лет. Эта категория по статистике чаще всего попадает в аварию. Имеют значение условия эксплуатации ТС, наличие и степень эффективности противоугонной системы.
Легально расходы на страхование можно снизить франшизой, возможностью оплачивать ремонт с учетом износа запчастей (скидка до 30%). Чтобы не слишком тратиться, оформляют сезонный полис, что обходится на 50% дешевле стандартных программ. Если делать КАСКО вместе с ОСАГО и ДСАГО, можно сэкономить 5-15%.
Стоит отметить, что с машинами старше 7 лет СК предпочитают не работать. Не слишком охотно страхуют дорогие спортивные авто и модели, находящиеся в списке наиболее угоняемых.
Законно ли оформление полиса задним числом?
Статья 159 УК РФ квалифицирует такие действия, как мошенничество, а другая норма Кодекса (ст.327) гласит о том, что налицо – фальсификация документов с корыстными целями. Причем пострадать могут обе стороны – и страховщик, и страхователь. При этом размер ответственности зависит от способа совершения преступления:
- обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом – штраф до 120 000 руб., арест или принудительные работы от 4 месяцев до 2 лет;
- предварительный сговор группы лиц – до 300 000 руб., 1-5 лет заключения, исправработы 480 часов-2,5 лет;
- для должностных лиц, злоупотребивших служебным положением – 100-500 тысяч руб., арест до 6 лет, условное наказание до 1,5 лет;
- подделка бумаг – лишение свободы или исправработы от 6 месяцев до 2 лет.
Оформление КАСКО задним числом карается законом. Но факт мало выявить. Его еще нужно доказать. А сделать это достаточно сложно. По статистике в России за 2017 год аферисты заработали около 27 млрд. руб., хотя на практике эта сумма может быть в несколько раз больше.
Мошеннические схемы
Желание оформить КАСКО возникает у владельцев авто, если машина попала в ДТП или было совершено ее хищение, а полиса либо нет, либо он просрочен, либо имеющаяся страховка не распространяется на конкретный случай.
В серьезных страховых компаниях, которые надолго зашли на рынок услуг, всегда есть собственная служба безопасности. Она отслеживает сомнительные сделки, пресекает недобросовестные действия сотрудников, тщательно проверяет свой штат. Оформить полис с нарушением там практически невозможно.
Но существует множество мелких СК и отдельных агентов, которые идеально отрабатывают различные мошеннические схемы. У них на руках подлинные или фальшивые бланки, а услуги предлагаются по заниженной цене.
Простейший вариант – уговорить брокера оформить КАСКО датой, предшествующей неприятному событию с машиной. Страховщик имеет несколько дней до подачи документов в страховую компанию и может выписать полис нужным числом. Однако, в случае выявления подлога, он может лишиться лицензии, получить срок и навсегда утратить доверие своих партнеров.
Толчком к мошенничеству часто становится ситуация, когда СК не требует осмотра транспорта при страховании. Например, договор оформляется дистанционно, на основании информации и фото ТС, представленного владельцем. В этом случае страховщикам направляется недостоверная информация на уже угнанный или побывавший в ДТП автомобиль. А после подделки документов можно обращаться за компенсацией.
Более сложная схема, когда задействована целая группа лиц с участием дорожной полиции, независимого эксперта. В результате сговора на пострадавшее в ДТП авто переставляют номера и VIN целой машины такой же марки, идентичной по цвету, и оформляют полис. Все фиксируется на фото, вносится в базу. Затем происходит обратный обмен номеров, регистрируется ДТП, что дает право водителю обратиться за получением страховых выплат. Сотрудник СК может добавить несуществующий ущерб и получить свои «комиссионные» за услугу. Такая же группа занимается фиктивными угонами для нелегального обогащения.
Получение двойной страховки (по ОСАГО и КАСКО одновременно) – еще один распространенный вид мошенничества. После реального ДТП потерпевший оформляет страховку КАСКО задним числом (и даже в нескольких СК). Получив с виновного в аварии деньги по ОСАГО, он заявляет в свою компанию, что автомобиль поврежден третьими лицами. И еще раз получает денежную компенсацию.
Как выявляют мошенничество
Страховыми компаниями разработан специальный тест, который помогает с большой долей вероятности определить наличие аферы. Анализируя отдельные факты, им присваиваются баллы:
- 5 – существенный материальный ущерб, несоизмеримый с обстоятельствами его причинения;
- 5 – отдаленная местность и отсутствие свидетелей происшествия;
- 4 – участие знакомых в ДТП;
- 3 – короткий период между датой подписания договора страхования и наступлением события;
- 3 – отсутствие оригиналов документов на машину при заключении договора;
- 3 – неясные показания по обстоятельствам страхового случая;
- 2 – несоответствие социального статуса автовладельца и стоимости его ТС;
- 2 – отсутствие телесных повреждений при серьезной аварии;
- 1 – пробег машины составляет свыше 70000 км;
- 1 – управление автомобилем по доверенности.
Более 20 баллов указывает на мошенничество. Показатель 10-20 говорит о высокой вероятности аферы. Менее 10 – явных признаков преступного умысла нет.
Действенными методами проверки является снятие информации с ключей авто, установление даты и времени срабатывания подушек безопасности. Это позволяет определить реальность ДТП.
Пристальное внимание уделяется страховым случаям, связанным с крупными убытками, машинам, пригнанным из-за рубежа, сменившим нескольких владельцев, не имеющим оригинала ПТС. К проверке привлекается собственный отдел безопасности, независимые эксперты. По словам работников СК, к полиции обращаются только в критических ситуациях, так как это связано с репутацией компании. Зачастую с мелкими нарушителями проводится серьезная беседа, после которой незаконно полученные деньги возвращаются страховщикам, а мошенники попадают в «черный список».
Удастся ли сэкономить или заработать на незаконном оформлении КАСКО – вопрос спорный. А вот последствия от этого могут быть очень печальными.
Можно ли оформить каско задним числом в 2022 году
Полис каско выдаётся на определённый срок, по истечении которого страховку следует продлевать. Однако некоторые водители забывают это сделать в нужный срок, в результате у них возникает мысль, что оптимальный способ решения возникших проблем – это оформление каско задним числом.
Причины оформления каско задним числом
Они могут быть разными. На то, чтобы оформить страховку задним числом, владельцев машин зачастую толкают следующие обстоятельства.
- Угон транспортного средства, полис на которое просрочен либо оформлен таким образом, что данный вид риска в него не был включён.
- Авария со значительными повреждениями автомобиля, при этом имеющаяся страховка ОСАГО не в состоянии покрыть издержки на ремонт.
- Мошенничество, направленное на незаконное получение денежных средств у выдавшей полис компании.
Чтобы провести оформление задним числом, нечистые на руку водители ищут таких же страховых агентов, пытаясь с их помощью осуществить данную операцию.
На угнанный автомобиль
Стремление получить незаконную компенсацию от страховой компании возникает у владельца машины чаще всего после того, как он обнаруживает, что его авто угнано. В этом случае оформление каско задним числом после угона видится им единственным способом компенсировать свои потери.
Чтобы это сделать, могут быть использованы различные варианты, и, в частности, страхование через интернет. Оно чаще всего предлагается небольшими фирмами, стремящимися максимально расширить свою клиентскую базу и ради этого упростившими условия выдачи полиса. В частности, перед заключением договора автомобиль не предоставляется им на проверку. В этом случае владелец «битого» ТС может попытаться застраховать его уже после того, как оно попало в аварию, утаив эти сведения от страховщика.
Бывают случаи, когда угон автомобиля пытаются подстроить. При этом в мошеннической комбинации, как правило, участвует группа лиц, включающая владельца ТС, представителя дорожного патруля и служащего компании, выдающей полис. Они будут пытаться задним числом оформить каско, зафиксировать страховой случай и получить у компании средства, предназначенные для ремонта машины.
Однако такие случаи зачастую вскрываются. Их изучением занимается служба безопасности страховой компании, которая практически всегда устанавливает истину с якобы имевшим место угоном. После документации правонарушения виновные в попытке мошенничества лица строго наказываются, начиная от увольнения и заканчивая привлечением к уголовной ответственности.
Поэтому страховка от угона автомобиля – это не то, на чём владельцу ТС следует экономить, ведь тогда ему не придётся придумывать сомнительные комбинации для получения денежных средств на ремонт машины.
После ДТП
Иногда водители авто пытаются оформить полис каско задним числом после ДТП, чтобы компенсировать затраты на ликвидацию его последствий.
Попавшие в аварию автомобилисты ищут недобросовестных страховщиков, которые пошли бы на подлог документов, оформив полис задним числом. Обычно страховой агент приезжает на место аварии и фиксирует всё произошедшее. В случае сговора с водителем он должен отразить искажённую картину события, что чревато серьёзными последствиями для обоих, так как за такое мошенничество предусмотрены различные виды наказаний, включая привлечение к уголовной ответственности.
Практически всегда подобные действия разоблачаются. Чтобы не ввязываться в разного рода противоправные комбинации, водителю лучше сразу найти выгодное каско и застраховать свой автомобиль.
Кто берется за оформление каско задним числом
Несмотря на то, что выдача полиса после аварии незаконна, предложения оформить страховку задним числом есть, и чаще всего они поступают от малоизвестных компаний, имеющих просроченную лицензию или вообще пытающихся работать без неё. Такие услуги могут предлагать отдельные недобросовестные агенты крупных страховых, «гарантирующие» возмещение ущерба, а также коррумпированные сотрудники ГИБДД, выезжающие на место происшествия, и готовые «помочь» водителю выбраться из сложной ситуации. На месте аварии «совершенно случайно» оказываются и сомнительные личности, желающие предоставить якобы имеющуюся у них аналогичную машину для подмены.
Все эти попытки заранее обречены на провал. Любая законно функционирующая страховая компания заинтересована в том, чтобы не работать себе в убыток и не платить деньги мошенникам, поэтому ею осуществляется проверка полиса каско. После вскрытия аферы с его оформлением задним числом, все её участники наказываются в зависимости от степени вины.
Ответственность и последствия
Когда попавшему в аварию водителю, интересующемуся, можно ли сделать страховку на машину задним числом, предлагают такую услугу, то его уверяют, что всё будет «чисто», и он никакой ответственности за это не понесёт.
Комбинация с оформлением каско после аварии является мошенничеством и подпадает под действие статьи 159 УК РФ. Она предусматривает различные виды наказаний, включая наложение штрафных санкций и принудительные работы. В отдельных случаях, когда этим занимается группа лиц, вступивших в предварительный сговор и уже ранее привлекавшаяся к ответственности за подобные деяния, наказанием может быть и лишение свободы на довольно длительный срок.
Кроме того, при оформлении каско задним числом практически всегда имеет место подделка документов. Этот вид нарушения подпадает под действие статьи 327 УК РФ и наказывается принудительными работами.
Так все же, оспоримость или ничтожность, когда страховой полис оформлен задним числом // Комментарий к определению СКГД ВС РФ № 78-КГ19-24 (Дегтярева v. Альфастрахование)
- Фабула кейса такова. Происходит дорожная авария: виновник, назовем его так, влетает в припаркованную машину истца. Затем вспоминает, что у него, оказывается, нет полиса страхования ответственности. Что он делает. Он через знакомых оформляет полис задним числом. Страховой агент пишет в полисе, что он действует с 00 часов того дня, когда случилась авария (а она случилась где-то в 11 часов дня). Затем знакомые привозят полис на пункт ГИБДД, инспектор вносит данные полиса в процессуальные документы. Истец, полагаясь на полис, обращается к ответчику за страховой выплатой. Ответчик, вручает отказ, дескать, полис оформлен задним числом, а значит недействительный, на момент аварии ответственность виновника не была застрахована. Будучи не согласной, потерпевшая предъявляет иск.
- Ленинский районный суд г.Санкт-Петербурга иск удовлетворяет (№ 2-167/2018). Говорит, что согласно статье 957 ГК РФ договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого взноса, если иное не предусмотрено данным договором. Ретроспектива договора страхования статье 957 ГК РФ не противоречит. Требование о признании договора недействительным или незаключенным ответчик не выдвинул. Если страховая компания считает свои права нарушенными, она вправе предъявить страховому агенту убытки за недобросовестное оформление полиса.
- Ответчик приносит апелляцию. Санкт-Петербургский городской суд решение отменяет, в иске отказывает (№ 33-13067/2019). Коллегия говорит, что страховой случай событие вероятное и случайное (ст.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Стороны не знают, наступит оно или нет. В этом состоит существо страхования, его идея. Нельзя страховать ретроспективно, можно лишь на будущее время. Поскольку установлен факт оформления полиса задним числом, значит, на момент аварии ответственность виновника не была застрахована. Поэтому оснований для уплаты страховки нет.
- Истец приносит кассацию. Президиум Санкт-Петербургского городского суда отменяет апелляционное определение, оставляет в силе решение первой инстанции (№ 44г-259/2018). Президиум также ссылается на статью 957 ГК РФ, говорит, что ретроспектива договора страхования ей не противоречит. Дополнительно ссылается на пункт 2 статьи 425 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры с ретроспективой (распространять на отношения, возникшие до заключения). Ответчик договор и факт внесения платы за него не оспаривал.
- Ответчик приносит кассацию в Верховный суд, просит акты первой и кассационной инстанций отменить, апелляционное определение оставить в силе. В кассации страховая компания ссылается на статью 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», согласно которой страховой случай событие вероятное и случайное. Стороны не знают, наступит оно или нет, а значит, хоть ретроспектива договора страхования прямо закону не противоречит, но она противоречит самому существу страхования. Поскольку полис оформлен задним числом, спорная авария не обладает признаками страхового случая.
- Честно говоря, нашу фирму, где я работаю, подключили к этому делу буквально за 5 дней до заседания в Верховном суде (у истца в нижестоящих судах были другие юристы, но они на связь не выходили). Изучив дело, перечитав судебные акты, кассацию и определение судьи-фильтра, я пришел к выводу: шансы затащить этот кейс фантастические. Статистика показывает, что при истребовании дела в гражданскую коллегию ВС РФ на рассмотрение, лишь в 4 % случаях кассации оставляют без удовлетворения[1]. В большинстве случаев кассации удовлетворяют. А учитывая фабулу настоящего дела, 4% надо было снизить еще до 1 – 0,5 %.
- Я исходил из того, что ответчик действительно прав. Вся суть страхования заключается в случайности и вероятности. Стороны не знают, наступит или не наступит страховой случай. Ретроспектива противоречит существу страхования (а значит, договор ничтожен в части ретроспективы). Нельзя, скажем, разбить машину, придти, застраховать ее задним числом и сразу потребовать деньги. Страховая компания не благотворительная организация, она занимается бизнесом.
- Я сразу отмел варианты отстаивать ту же позицию, что занимали мои коллеги, представлявшие истца ранее и защищать ссылки судов на ст. 425 и ст. 957 ГК РФ (в обоснование того, что можно заключать такие договоры). В конце концов, я придумал, как буду защищаться от кассации. Раз нельзя выиграть дело по формальным основаниям, значит, надо выиграть по «праву справедливости». Как известно, ссылки на добросовестность лечат многое. Я не придумал ничего лучше, чем сослаться на правило estoppel (п.5 ст.166 ГК РФ и п.70 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015г.). В своих возражениях (их прилагаю для обозрения), я указал, что да, страховая компания права формально, но по существу ей нужно отказать в судебной защите. Кассатор ведь фактически говорит о ничтожности договора, что свидетельствует о его противоречивом поведении. То есть он сам такой договор заключает, берет за него деньги, а потом говорит, что не будет по нему платить. Отмена судебных актов, что присудили страховую выплату в пользу истца, будет несправедливой, ведь именно в интересах истца ответчик осуществляет деятельность по страхованию ответственности, а значит, ее интересы должны быть защищены. Истец не должна страдать за ошибки агента, с которым сотрудничает ответчик. Справедливым будет, если страховая компания пойдет взыскивать убытки со своего агента, который продал такой полис.
- В итоге судебная коллегия в составе судей Горшкова, Киселева и Асташова оставила в силе решение суда первой инстанции и кассационное постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда. Позиция Коллегии (основные доводы):
- Все участники оборота должны действовать добросовестно. Доказательств того, что истец действовала недобросовестно, полагаясь на выданный виновнику полис – не представлено.
- Страхование гражданской ответственности водителей направлено в первую очередь на повышение уровня защиты потерпевших, на гарантированное возмещение вреда. Потерпевший является наименее защищенным участником данных правоотношений, поскольку сам договор не заключает и на его условия влиять не может.
- Основанием для освобождения страховщика от уплаты страховки – выступает хищение бланков полисов и своевременное заявление об этом в органы до даты страхового случая. Спорный полис подлинный, оформлен на бланке ответчика, о его несанкционированном использовании ответчик не заявлял. При таких вводных, отказ в иске противоречил бы принципам добросовестности, а также принципу гарантированного возмещения вреда по ОСАГО.
- По общему правилу сделка, нарушающая закон, оспорима. Она ничтожна, если при этом посягает на публичные интересы или права третьих лиц (статья 168 ГК РФ). Так как ответчик не оспаривал договор страхования, суд не мог отказать в выплате только на том основании, что такая ретроспектива противоречит понятию «страховой случай» в законе.
- Как видите, мои доводы в возражениях коллегия учла лишь частично. Что касается пресловутого estoppel, на который я ссылался, то, не взирая на ссылки в определении на нормы, содержащие estoppel, вряд ли можно говорить о применении данного правила в настоящем кейсе. По крайней мере, внешне. По большому счету, Коллегия отказала в кассации по формальным основаниям, причем по очень простым. Поскольку ответчик не предъявил встречный иск о признании договора страхования недействительным, вывод: суды правильно удовлетворили иск.
- Хотя мы и выиграли дело, спешу не согласиться с коллегией в этой части. На мой взгляд, ретроспектива договора страхования ничтожна. Она ничтожна по своей сути, она противоречит самому существу страхования. Все, что противоречит самому существу («юридической идее») – ничтожно, а не оспоримо. Это как с бессрочной арендой[2] или договором доверительного управления, по которому имущество переходит в собственность управляющего по истечению договора (пункт 76 Пленума № 25). Ничтожно то, что ничтожно по своей сути, ничтожно в принципе (например, сделка, совершенная недееспособным лицом). Оспоримо то, что внешне выглядит нормально: купля-продажа, мена, аренда и так далее, но есть какой-то порок, который мы доказываем в судебном порядке и таким образом, оспариваем сделку (например, контрагент знал об отсутствии согласия третьего лица на совершение сделки- ст.173.1 ГК РФ)
- Хотя закон (ст. 168 ГК) и говорит, что сделка, нарушающая закон, по общему правилу ничтожна лишь если при этом нарушает права третьих лиц и публичные интересы, но легендарный Пленум № 25 по сути расширил эти основания (пункты 74 и 76), добавив то самое существо (существо законодательного регулирования) и прямой запрет закона.Мне кажется, Верховный суд (а точнее его коллегия в составе судей Горшкова, Киселева и Асташова) мог просто отказать ответчику в кассации со ссылками на добрую совесть и справедливость. Этого было бы достаточно, да и так было бы честнее.
Выплаты по КАСКО при ДТП: оформление, сроки обращения
КАСКО — это услуга добровольного страхования автомобиля от хищения и ущерба любого характера. При желании клиента можно дополнительно учитывать страховые функции полиса — расширение гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев, а также дополнительного оборудования. Стоимость услуги зависит от количества допущенных к управлению лиц, года выпуска транспортного средства, марки, модели автомобиля и даты ввода его в эксплуатацию. Что значит возмещение ущерба по КАСКО при ДТП, какие сроки и порядок действий при наступлении страхового случая?
Обратите внимание. Если нужно рассчитать стоимость страховки, например, КАСКО на полгода, калькулятор на сайте vbr.ru поможет быстро определить стоимость и выбрать максимально подходящий вариант. При каких условиях возмещается ущерб
Что делать после ДТП по КАСКО и за что предусмотрены выплаты? Владелец полиса добровольного страхования имеет законное право на возмещение ущерба при следующих обстоятельствах:
- Автомобилю был причинён ущерб третьими лицами.
- Ущерб вследствие ДТП.
- Похищение или угон транспортного средства.
При оформлении ДТП по КАСКО, когда риски заранее застрахованы полисом, причитающиеся выплаты должны осуществляться в полном объёме и точно в срок. Компенсация ущерба может быть выполнена в денежном эквиваленте напрямую клиенту или специализированному сервисному центру, который ремонтирует повреждённый автомобиль. Выплаты по КАСКО после ДТП предусматривают покрытие ущерба даже в том случае, если виновником аварии является сам водитель (держатель полиса), а не третьи лица.
Действия при ДТП по КАСКО — пошаговая инструкция
Последовательность выплат, правила и форма урегулирования, ремонт по КАСКО без ДТП и срок обращения по полису при аварийной ситуации отражается в договоре страхования. Чтобы беспроблемно получить выплату КАСКО после аварии, важно придерживаться следующих правил:
- Незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, не перемещая транспортное средство до составления протокола.
- Тщательно проверить составленный протокол. Особенно факты и детали происшествия.
- Не вступать в какие-либо неформальные договорённости с участниками ДТП.
- Уведомить страховую компанию и представить все официальные документы (желательно сохранить копии себе).
В ситуации, если вы оказались виновником ДТП, законом предусмотрено условие суброгации, описанное в ст. 965 ГК РФ. Это значит, что пострадавшая сторона вправе обратиться в свою СК за компенсацией понесенного ущерба, но и СК тоже может затребовать компенсацию выплаченных денег. И она, скорее всего, это сделает, обратившись после выплат к виновнику ДТП, то есть к вам.
Если сумма ущерба ниже 400 000 рублей, то ее покроет полис ОСАГО. Все, что выходит за рамки этой цифры, оплачивает виновный из своих средств. Будьте внимательны и помните, что срок исковой давности для суброгации от страховых компаний составляет 3 года с момента аварии.
Обратите внимание. Выплаты по КАСКО виновнику ДТП имеют такие же сроки восполнения ущерба, что и для пострадавшей стороны.
Сроки возмещения ущерба
Сроки возмещения ущерба КАСКО при ДТП не зафиксированы законодательно и не прописаны в правовом порядке. Они отображаются в договоре страхования или указаны в перечне правил страхового агента. Если проанализировать статистику и провести детальный анализ данных самих страховых компаний, можно вывести закономерные сроки выплаты по КАСКО при ДТП или прочих страховых случаях:
- Крупные страховые компании — до двух недель.
- Компании средних масштабов — около месяца (быстрее проходит оплата сервисным службам, нежели выплата напрямую).
- Мелкие фирмы — от недели до неопределённого срока (чем меньше фирма, тем больше шансов проволочки с выплатой ущерба).
Чтобы не было спорных ситуаций с выплатами по КАСКО после ДТП, рекомендуется оформлять автостраховку в надёжных известных компаниях. Если вы не сориентировались, куда обращаться после ДТП по КАСКО, не переживайте — изучите договор со страховой компанией. В нём вы найдёте адрес и контакты страхового агента, к которому необходимо обратиться незамедлительно.
Как происходит возмещение
Как получить выплату по КАСКО после ДТП или при возникновении страхового случая? После оформления протокола клиенту необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление о возмещении ущерба, приложив к нему пакет документов.
При ущербе ТС
- Договор со страховой компанией.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Документы от ГИБДД — справка и протокол происшествия.
- Копия водительских прав человека, управлявшего автомобилем.
- Платёжные документы, подтверждающие ремонт в автосервисе.
При краже ТС
- Договор со страховой компанией.
- ПТС (паспорт технического средства).
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Копия постановления о возбуждении уголовного дела.
- Комплект ключей от автомобиля.
Как оформить КАСКО без ДТП, если вы повредили автомобиль без участия в аварии (например, поцарапали бампер при неудачном манёвре) и нужна ли справка о ДТП для КАСКО в таком случае? В этой ситуации справка от ГИБДД не требуется, но необходимо зафиксировать происшествие через аварийного комиссара или участкового. При этом в разных страховых компаниях перечень необходимых документов может меняться, а скорость выплат КАСКО после ДТП зависит от условий в договоре.
Обратите внимание. Перед тем как получить страховку по КАСКО без ДТП, нужно представить справку с зафиксированным ущербом в страховую компанию, написав заявление на возмещение убытков.
Получение компенсации КАСКО при ДТП — порядок действий
Основные способы получения компенсации КАСКО после ДТП — прямая денежная выплата, направление на ремонт, полная замена транспортного средства.
Денежная выплата напрямую
Оформляется заявление на получение страховой выплаты клиентом напрямую. Страховой компанией проводится осмотр автомобиля и фиксация ущерба. Прежде всего, проводится экспертиза автомобиля и рассчитывается стоимость повреждений. После чего страховому агенту предоставляются платёжные документы о затратах клиента в автосервисе. Сумму по КАСКО при ДТП можно получить наличными деньгами или переводом на банковскую карту клиента.
КАСКО после ДТП — направление ТС на ремонт
После проведения экспертизы клиент оформляет заявление на законное возмещение ущерба, а страховая компания самостоятельно направляет автомобиль на плановый ремонт в автосервисе. При полном восстановлении ТС страховая компания оплачивает предоставленные партнёром счёта, а клиент получает отремонтированный автомобиль.
Обратите внимание. Если нужно отремонтировать машину по КАСКО без ДТП, вместо протокола от ГИБДД клиент должен представить справку о происшествии от аварийного комиссара или уполномоченного участкового. Кроме этого, можно позвонить в службу 112 и вызвать на место происшествия сотрудника полиции. Замена транспортного средства
Замена утраченного ТС происходит при краже или полной гибели имущества, неподлежащего восстановлению. В случае если суммы не хватает для замены автомобиля на аналогичный (цена утраченного имущества меньше цены нового ТС), клиент осуществляет доплату самостоятельно. Чаще всего держатель полиса может сам решить, в каком виде будет осуществлена компенсация, а КАСКО в ДТП с пострадавшими всегда имеет силу в соответствии с пунктами договора.
Причины, по которым могут отказать в выплате
К сожалению, часто страховые компании отказывают в частичной или полной выплате компенсации клиенту. Самые основные и частые причины:
Водитель нарушил ПДД. Обязательно заранее изучите условия договора страхования. В нем могут быть прописаны случаи, при которых возмещение ущерба не предусмотрено.
- Водитель не вызвал вовремя сотрудников ГИБДД.
- Предоставление ложных сведений о ДТП.
- Водитель скрылся с места ДТП.
- Осуществление неформальных договорённостей с участниками происшествия
- Самостоятельное осуществление полного или частичного ремонта ТС.
- Пункты договора, которые противоречат получению выплаты и не соответствуют фактам происшествия.
- Отказ на основании трассологической экспертизы.
- Страховая компания потеряла лицензию, обанкротилась или прекратила своё существование.
- Попытки оформить КАСКО задним числом, что является незаконным действием.
Нередко в договорах страхования пункты с условиями возмещения ущерба звучат двусмысленно и неточно. Обращайте внимание, какие документы нужны для КАСКО после ДТП и изучайте детали. В случае непонятных формулировок в договоре вы имеете право попросить откорректировать пункты.
Важно! Никогда не пытайтесь оформить КАСКО задним числом после ДТП, такие схемы легко открываются после проведения экспертизы и влекут за собой ответственность перед законодательством РФ.
Что делать, если страховая отказалась возмещать ущерб
Чтобы исключить негативные последствия в виде незаконного отказа от компенсации ущерба, изучите, как правильно оформить ДТП по КАСКО и тщательно выбирайте страховую компанию. Чем крупнее и известнее фирма, тем больше шансов благополучно получить положенную компенсацию. Если всё-таки сложилась ситуация спора и вы получили отказ от страховой компании, действуйте согласно рекомендациям:
- Начните с обычной жалобы, в которой укажите все пункты договора и/или статьи закона, которые нарушает страховщик, отказываясь от выплаты. Иногда достаточно довести эту жалобу до вышестоящего руководства СК, чтобы вопрос решился относительно мирно.
- Если предыдущий пункт не помог, пора обращаться в контролирующие органы. Сейчас надзор за участниками страхового рынка ведет Центральный Банк России. Это мегарегулятор, который не только разрабатывает законопроекты, но и следит, чтобы страховые компании честно выполняли свою работу. Учитывайте, что в данном случае жаловаться в РСА смысла не имеет, так как там фактически занимаются только делами ОСАГО. В прокуратуру тоже можно пока не обращаться, так как это не уголовный спор, а гражданско-правовой. Жалоба мегарегулятору подается лично или по почте. Обязательно проследите, чтобы принявший вашу жалобу сотрудник разборчиво и четко написал на обоих экземплярах (один оставите себе) дату принятия, свое имя и должность.
- Если обе предыдущие меры не помогли, стоит задуматься о судебном разбирательстве. Закон и сами страховые предпочитают все же не доводить дело до суда, поэтому вводится понятие досудебной претензии. Она пишется на бланке СК в свободной форме с указанием ссылок на все нарушенные статьи законов, поэтому будет разумно обратиться к практикующему юристу за консультацией. Претензия отправляется по почте заказным письмом или подается лично. Если СК приняла бумагу и не выплатила деньги в течение 30 календарных дней или в срок, который указан в договоре, вы имеете полное право подать иск в суд. Отметим, что до этого все же доходит достаточно редко. Обычно страховые стараются улаживать такие проблемы до суда.
При любых обстоятельствах всегда внимательно изучайте рейтинг страховой компании и договор, который подписываете. Даже при отказе страховой фирмы возмещать ущерб ТС, не опускайте руки и не ремонтируйте транспортное средство самостоятельно. Существует ряд наивысших форм юридических законов, которые имеют большую правовую силу, чем страховой договор. Самое главное – следовать обязательным пунктам и грамотно оформлять происшествие. В таком случае вероятность выиграть спор максимальна. При любых конфликтных ситуациях вы всегда имеете право на независимую экспертизу и законное разрешение спора.
Вопросы дорогой редакции: КАСКО
![]() |
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Покупка автомобиля — прекрасное событие. Но темные мысли начинают заполнять вашу беззаботную голову, а улыбка медленно превращается в гримасу боли. Вы вспоминаете, сколько опасностей поджидает автомобиль на каждом километре пробега. Аварии! Пьяные водители! Плохо закрепленный груз на лесовозах! Угонщики! Вандалы! Сосули! Соседские дети с необычайно тяжелым мячом! Приходит осознание, что без страховки вы просто не сможете спокойно спать по ночам.
Страховых компаний пруд пруди. И если вам сложно выбрать одну их них, то приготовьтесь к худшему: при оформлении КАСКО придется принять очень много решений. Давайте разберем самые важные опции договора, на которые обязательно нужно обратить внимание. Ну а потом запустим рубрику “Вопросы Дорогой Редакции”, где восполним самые часто встречающиеся пробелы в знаниях о КАСКО. И помните, глупый вопрос — не заданный вопрос.
Ликбез по основам
Объясните мне! КАСКО и ОСАГО: близнецы или двоюродные сестры?
ОСАГО — это страхование вашей ответственности на дороге. По нему страховая компания покроет ремонт или выплатит компенсацию тем, кто пострадал от ваших действий. Не вписались в поворот и задели чужой “Ауди”? Ваша страховая оплатит ее ремонт, а вот вмятину на собственной машине придется убирать за свои кровные. Если невнимательный студент на “Ламборжини” снес вам зеркало заднего вида — ремонт оплатит его страховая компания. Каждый владелец машины должен иметь действующий полис ОСАГО — ездить без него запрещено законом.
КАСКО — страхование вашего автомобиля. В отличие от ОСАГО, оно полностью добровольно и компенсирует нанесенный машине ущерб — даже если вы были виновником ДТП. Компенсацию можно получить деньгами, а можно просто взять направление на ремонт, который будет оплачен компанией. В некоторых случаях страховая настаивает именно на ремонте и имеет полное право так делать. Чтобы избежать недопонимания, обязательно обговорите со страховщиком такие моменты еще до заключения договора.
Нужно помнить, что КАСКО ни в коем случае не заменяет ОСАГО. Полис обязательного страхования сделать придется в любом случае, а вот оформлять КАСКО или нет — уже ваш выбор
На что нужно обратить внимание при оформлении КАСКО?
У каждой компании свои правила, которые обязательно нужно уточнить до заключения договора. Например:
Компенсация без справок
Можно ли компенсировать мелкий ремонт по страховке, не отстояв свои лучшие годы в очереди за справкой из ГИБДД?
Покрываются ли они страховкой? Можно получить компенсацию в упрощенном порядке?
После какого по счету визита страховщик нервно схватится за голову и покажет вам на дверь?
Возмещение УТС после аварии
В прошлом году Верховный Суд прояснил ситуацию с УТС. Теперь страховщик должен сам указывать в договоре, ожидает клиента возмещение утраченной товарной стоимости авто или нет. Если компания поленилась включить пункт о УТС, можно взыскать компенсацию через суд. Советуем уточнить политику страховой по возмещению УТС еще до подписания договора.
Мы составили список вопросов о КАСКО, которые нам чаще всего задавали, и подготовили достойные ответы. Не стесняйтесь спрашивать даже самые очевидные вещи, ведь глупый вопрос — это не заданный вопрос. Итак, начнем.
В КАСКО есть какая-то франшиза. Это что еще такое?
Нет, это не открытие фаст-фуд ресторана в комплекте со страховкой. При оформлении франшизы в договоре прописывается сумма, которую вы готовы сами потратить на ремонт. Представим, что вы сошлись на 15 000 рублей. Если франшиза условная — оплачиваете любой мелкий ремонт дешевле 15 000 рублей. Все, что окажется дороже, полностью компенсирует страховая. При безусловной франшизе даже крупный ремонт оплачивается за вычетом той самой суммы из договора. Например, чек из автомастерской на 100 000 рублей страховая покроет только на 85 000, а 15 000 придется отдать вам.
Зачем вообще оформлять франшизу, если придется каждый раз платить за ремонт? Раскроем вам секрет: с ней годовой полис становится заметно дешевле, ведь часть расходов страховая перекладывает на вас.
С КАСКО можно делать на дороге все, что угодно? Все равно страховая оплатит
КАСКО не спасет вас от штрафа, суда и тем более не вытащит из тюрьмы. Полис — это не код, активирующий режим Бога. За последствия действий на дороге вам придется отвечать как обычному человеку. В очередной раз спровоцировали ДТП и лишились прав? Да, страховая оплатит ремонт, но в ближайшие три года любоваться ровным слоем краски сможете только с пассажирского сидения. Полис не гарантирует вам доступ к бездонной пропасти с деньгами — максимальная сумма возмещения будет сразу прописана в договоре.
А если у меня угонят машину? Страховая возместит ее стоимость?
Давайте сперва разберемся с видами КАСКО. Есть полное страхование автомобиля, по которому вы получите компенсацию в любом из страховых случаев: от повреждения кузова до полного уничтожения машины упавшим метеоритом. А есть частичное — здесь вы сами выбираете от чего застрахуют вашу машину. Боитесь, что новенькую “Митсубиси” украдут прямо со стоянки у дома? Оформите частичный КАСКО со страхованием только от угона. Будьте очень внимательны при оформлении такого договора. Страховщики часто добавляют пункт о том, что ночью машина должна стоять строго на охраняемой стоянке. Если вы оставите машину до утра на улице и ее украдут — не видать вам компенсации.
Получите компенсацию
Не получите ничего
Машина врезалась в бампер впереди стоящей легковушки
Вы были немного пьяным, поэтому случайно врезались в чужой бампер
Вашу машину угнали
Вы попросили приятеля “угнать” с пустынной улицы ваш “Джип”, чтобы обмануть страховую
Во время наводнения автомобиль унесло на другой конец улицы, где на него свалилось дерево
Решили отвезти Мурзика к ветеринару без переноски, а он напрудил прямо на сидение
По дороге на работу вы попали в ДТП
Вы знали, что в машине что-то сломалось, но все равно поехали на ней на работу и попали в ДТП
Вы не вписались в поворот и врезались в столб
Вы врезались в столб, пытаясь выполнить сложный дрифт на соревнованиях “Лучший гонщик Южного Бутово”
Сосед взорвал вашу машину, чтобы освободить парковочное место
Началась третья мировая война и машину уничтожило ядерным взрывом
Спрашивали? Отвечаем!
У меня на капоте есть маленький скол, который я заметил только сегодня. Где я его получил и кто виноват — не понятно. Буду оформлять КАСКО, но перекрашивать весь капот по технологии не хочется. Будут ли у меня проблемы?
Любая страховая компания проводит тщательный осмотр автомобиля и фиксирует в акте любые повреждения. Скол на капоте обязательно попадет в список. Если вы не перекрасите машину, а через некоторое время повредите капот в ДТП, то страховая компания, скорее всего, лишь частично оплатит его ремонт. Это мотивируется тем, что на детали уже был дефект, устранять который страховая не обязана. Например, по КАСКО вам купят новый капот, а вот уже за покраску извольте платить сами. Можно обратиться в суд и даже выиграть: в судебной практике такие случаи встречались.
В прошлом году два раза попал в ДТП и в обоих случаях был пострадавшей стороной. Правда, что при продлении КАСКО на следующий год мне все равно повысят цену?
Поднимать цену на полис для тех, кто не очень хорошо водит и часто по своей вине попадает в ДТП — обычная практика для всех страховых компаний. Так они стараются покрыть затраты на постоянные выплаты. А вот если виновником аварии был другой человек, то ваша страховая наоборот получит деньги и компенсирует свои убытки. В таком случае цена на следующий год останется для вас такой же. Нередко ДТП и вовсе остается без виновника — он может скрыться или не заметить, что задел вашу машину. В таком случае страховая не получит от него ни гроша. На следующий год страховая повысит вам стоимость полиса и вернет часть потерянных денег.
У меня внедорожник с очень дорогой аудио-системой, неоновой подсветкой и аэрографией с ковбоем на закате. Можно застраховать это все по КАСКО?
Страховая принимает ваш автомобиль в его оригинальной комплектации и не несет ответственность за повреждение дорогой магнитолы, сабвуфера или подсветки. Если сильно дорожите всем перечисленным — попробуйте застраховать как дополнительное оборудование. Но далеко не каждая компания пойдет на такие условия. Не забудьте принести в страховую все чеки. Иначе стоимость вашей аудио-системы 2010 года выпуска могут занизить.
С аэрографией будет намного сложнее, ведь ее реальную ценность довольно сложно доказать. Если во время поездки в Лондон на вашем кузове появилось граффити самого Бэнкси, то не ждите, что кто-то согласиться застраховать его на миллион долларов. В обычном случае страховая будет относиться к аэрографии на машине как к простому лакокрасочному покрытию. Поэтому при его повреждении вам просто предложат перекрасить машину в один цвет. Планшеты и регистраторы тоже относятся к дополнительному оборудованию, но вот страхованию уже не подлежат. Их называют легкосъемным оборудованием, а значит потенциальному вору понадобится всего пара рук и несколько секунд времени. Ни одна страховая не будет рисковать, поэтому заботится о сохранности такого оборудования придется уже самому.
Если вы пострадавший, то взыскать компенсацию за поврежденное оборудование можно с виновника аварии. Правда, уже не по КАСКО, а по ОСАГО. А это уже совершенно другая история.
Кратко и по сути
КАСКО, в отличие от ОСАГО, полностью добровольно и защищает только вашу машину.
Для экономии на полисе можно оформить франшизу. Весь ремонт дешевле цены франшизы будет на вас. Если франшиза безусловная, то сумма вычитается из любого вида компенсации — её придется оплатить вам.
Перед оформлением договора уточните несколько важных пунктов: возможность получения некоторых видов компенсации без справок, страхование стеклянных элементов, количество обращений и наличие возмещения УТС.
КАСКО не защищает вас от штрафов, административной и уголовной ответственности.
КАСКО бывает полным и частичным. Например, вы можете застраховать машину от любых неприятностей или только от угона.
Если до оформления КАСКО какая-то деталь машины была немного повреждена, то при аварии вам могут лишь частично компенсировать её ремонт.
Аудио-ситемы, декоративные колпаки на колеса и неоновая подсветка страхуются как дополнительные материалы.
ВС напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по КАСКО
Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.
Суд первой инстанции встал на сторону страхователя
В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.
В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.
В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.
Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.
Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении
2 июля 2022 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.
Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.
«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.
Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца
Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.
Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.
«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.
ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.
Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.
По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.
ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела
Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.
Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.
Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.
В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.
Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Эксперты оценили позицию Верховного Суда
В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.
Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.
По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.
Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.
В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.
«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.
Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.
«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.