Мультимодальные перевозки
Мультимодальные перевозки компании «Межтрансавто» осуществляются одним перевозчиком разными видами транспорта. Мы несем ответственность на всех этапах перевозки.
Мультимодальная перевозка грузов (также интермодальные смешанные перевозки грузов) — услуга международной комбинированной транспортировки и доставки грузов по одному договору, но выполненная, по меньшей мере, двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта международная транспортировка производится разными видами транспорта (например: контейнерная, железной дорогой, морем и автодорогой и т.д.).
Организация мультимодальной перевозки груза всегда начинается со сбора необходимых данных об особенностях груза/товара, сроках доставки, расчета времени и стоимости перевозки, оформления пакета документов для сопровождения груза/товаров и комплексного планирования единого маршрута даже во время интермодальных или мультимодальных перевозок. Перевозчик вправе использовать различные виды транспорта других контрагентов для формирования выгодной стоимости услуги и выполнять доставку груза/ грузов по договору оказания услуги, но ответственность за сохранность груза перед заказчиком лежит на генеральном подрядчике, у которого заказана перевозка.
Интермодальные услуги – это различные системные решения для перевозки грузов, которые могут сочетать использование для транспортировки автотранспорта, железнодорожного транспорта и морских барж, для логистики грузов внутри страны. Существует определённая разница между мультимодальными и интермодальными перевозками грузов.
Мультимодальные перевозки — это перевозки , которые осуществляются различными видами транспорта, но в рамках одного договора, а и нтермодальные перевозки — это перевозки , которые также осуществляются различными видами транспорта, а заказчик может привлекать несколько компаний для транспортировки и доставки. По сравнению с мультимодальной, работа с последней имеет ряд недостатков: увеличивается количество времени на организацию перевозки, бумажную работу по оформлению документов перевозчиками и обработку данных несколькими компаниями и очень трудно ответить на вопрос, по чьей вине произошли накладки в случае, если груз получен не в срок или в неидеальном состоянии; если во время грузоперевозки компания использует не свой собственный транспорт (контейнерный, морской , железнодорожный или другой), то цена перевозки получается выше, так как в отсутствии единого ответственного за организацию перевозки, появляется несколько агентов и встает вопрос об их агентских вознаграждениях.
Перевозчик-организатор не должен обладать всеми видами транспорта во время мультимодальных перевозок товара и в практике это чрезвычайно редкое явление, за исключением редких специфических случаев, требующих определенного транспорта для оказания услуги. Мультимодальная перевозка и доставка грузов часто осуществляется суб-перевозчиками (в морском праве и на регистрации в порту называемыми действительными перевозчиками). Единый перевозчик, ответственный за всю грузоперевозку (включая не только транспортировку грузов, но и обработку данных, работу с документами, контроль за состоянием контейнеров/грузов/товаров, подбор различных видов транспорта, расчет времени и стоимости доставки) называется мультимодальным транспортным оператором (МТО).
Наши преимущества
Преимущества мультимодальных перевозок
Как проходят мультимодальные перевозки грузов в компании «Межтрансавто»?
Процесс логистики состоит из нескольких этапов:
- Формирование маршрута перевозки грузов ответственной компанией и оптимизация транспорта. Базовый момент, влияющий на итог работы по перевозке. В маршрут грузоперевозки должны входить отправной и конечный доставочные пункты перевозки, области передачи товара, стоянки, график передвижения грузов. При выборе подходящего способа перевозки принимаются во внимание погодные условия городов и стран отправки и получения грузов, качество дорожного покрытия. Во время перевозки важно всё. Неучтённые особенности и нюансы приведут к временным простоям, финансовым потерям и снижению эффективности перевозки грузов.
- Подготовка документации для перевозки грузов. Эта услуга крайне важна. От корректного оформления бумаг особенно зависит работа транспорта во время перевозки и успех мультимодальных перевозок грузов в целом. Подготовка услуги возлагается на опытного работника в сфере перевозок. Ошибка приведёт к штрафу либо конфискации грузов. На международную и другую транспортировку скоропортящихся, большегрузных, негабаритных товаров требуются особые документы и допразрешения. Затем следует расчет стоимости перевозки, учитывая сроки доставки, различные способы транспортировки грузов, что особенно важно при мультимодальных перевозках.
- Упаковка и погрузка товара заказчика в соответствующий транспорт для мультимодальной перевозки. Во время мультимодальной перевозки из порта, груз/товар помещается в транспортный контейнер или контейнеры перевозчиками и переправляется в порт или другой пункт (промежуточный или доставки). Здесь на специальных судах идёт перевозка в дальнейшем транспортном направлении, и так – до следующего вида транспорта компании суб-перевозчика. На доставочных этапах (или портах) транспортировки грузов или при доставке могут быть актуальны любые виды сообщений в различных соединениях и обработках.
- Контроль передвижения грузов. Эта услуга также важна во время перевозки, причем не только приема товара от заказчика, всех видов межтранспортных погрузок или таможенного прохождения товара, но и во время всей грузоперевозки товара до финального пункта доставки. Логистическая организация контролирует состояние посылки/товара во время всей мультимодальной перевозки (процесс доставки грузов от начального до конечного пункта в России и за рубежом). Если появляются накладки на любом этапе работы и есть необходимость, то заказчик оповещается о непредвиденных ситуациях даже во время мультимодальной грузоперевозки товара/таможенного оформления/другой транспортной ситуации на дороге.
Чем привлекательна работа по мультимодальным и другим перевозкам с нашей транспортной компанией для заказчика?
- возможность транспортировки грузов из любого места и доставка его в любую точку мира, используя международные, мультимодальные и другие грузоперевозки. Расстояния для такой доставки (используя различный транспорт: контейнерный, морской, сухопутный – железнодорожный и авто) не страшны, процесс перевозки грузов проходит в сжатые сроки различными видами транспорта;
- оперативный, удобный способ смешанной (интермодальной) доставки, особенно актуальный для услуги контейнерной транспортировки различных видов скоропортящейся продукции и ценного товара, особенно, при прохождении таможенного контроля нескольких стран;
- экономия финансовых средств благодаря работе с одной логистической фирмой вместо поиска разных компаний грузоперевозчиков по разной стоимости перевозок и оформление единого пакета документов, включая таможенные накладные, даже во время мультимодальной или международной транспортировки. Удобно, что представители транспортных организаций нашей компании предлагают несколько вариантов сотрудничества, с учетом стоимости проделанной работы, а также оптимальные цены и доставки;
- минимум времени тратится на транспортировку грузов, процесс основан на бесперебойной грузопередаче через терминалы компании, в том числе, и при международных и мультимодальных перевозках;
- безопасность отправления и ответственность перевозчика за транспортируемый груз на протяжении всего маршрута дороги мультимодальной перевозки. Сотрудничество с одной транспортной организацией во время мультимодальных, интермодальных и международных перевозок предполагает полную ответственность перевозчика за состояние грузов/товаров/контейнеров/транспорта. Гарантии безопасности транспортировки и подобной ответственности перевозчиков перед заказчиками при взаимодействии с несколькими логистическими компаниями во время перевозки нет. А при мультимодальных и интермодальных перевозках грузов всегда необходимы различные виды транспорта для доставки по оптимальному маршруту и лучшим транспортом, поэтому гораздо безопаснее доверить мультимодальную перевозку одной ответственной компании.
Задать вопрос о мультимодальной перевозке грузов, узнать информацию о тарифах, сроках и прочих транспортных услугах вы можете, заполнив форму обратной связи на сайте:
Мультимодальные перевозки грузов — основные отличия, особенности и преимущества
М ногие бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, наверняка сталкивались с ситуацией, когда доставка груза при помощи одного вида транспорта стоит очень дорого. К счастью, в таких случаях можно использовать мультимодальные перевозки грузов. Но как организовывается такая транспортировка? Каковы ключевые особенности перевозок этого типа? И какими преимуществами они обладают? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Что такое мультимодальные и интермодальные международные перевозки грузов?
Мультимодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта, но в рамках одного договора. Тип транспорта значения не имеет — это может быть железнодорожный транспорт, водный, автомобильный и так далее.
Интермодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта, а заказчик может привлекать несколько компаний для транспортировки. Тип транспорта в случае интермодальных транспортировок также может быть любым, а ответственность равномерно распределяется между всеми участниками.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24
В чём разница?
Мультимодальные и интермодальные транспортировки очень похожи друг на друга, однако есть и различия:
- В случае мультимодальных перевозок транспортировкой занимается только одна компания, тогда как в случае интермодальных транспортировок заказчик самостоятельно нанимает несколько компаний.
- Ответственность при интермодальных перевозках распределяется между всеми участниками транспортировки груза. Из-за этого, например, в случае повреждения каких-либо товаров очень сложно найти виновника.
- При мультимодальных транспортировках обычно оформляется один общий пакет документов на все товары; в случае интермодальных, разница в том, что понадобится несколько пакетов документов (для всех участников перевозки груза).
Организация мультимодальных контейнерных перевозок
Мультимодальная международная перевозка осуществляется в рамках единого транспортного документа, который называют коносаментом. Осуществляет транспортировку один перевозчик, которого называют оператором мультимодальной перевозки (ОМП), а в качестве оплаты используется единая сквозная ставка.
Оператор выполняет следующие функции:
- Составляет план маршрута.
- Заключает договоры с фактическими перевозчиками.
- Рассчитывается с фактическими перевозчиками за выполненную работу.
- Несёт полную ответственность за груз перед заказчиком на всех этапах транспортировки.
- Организовывает и руководит перевозками (морскими, железнодорожными, автомобильными и так далее).
- Арендует специализированные терминалы.
- Занимается таможенной очисткой и оформлением товаросопроводительных документов.
- Выполняет некоторые другие функции (аудиторские, лизинговые и так далее).
Организация мультимодальных контейнерных транспортировок обычно выглядит так:
- Обращение заказчика в компанию, которая занимается мультимодальными транспортировками. Заказчику необходимо иметь при себе все необходимые документы (информация о заказчике, документы на все товары и так далее).
- После этого представитель компании осматривает груз, сверяет документы и составляет маршрут. Также производится расчёт стоимости всех необходимых услуг.
- Клиент подписывает контракт с компанией, а все товары передаются перевозчику.
- После этого производится транспортировка товаров в соответствии с планом.
Особенности
Нужно помнить следующие особенности мультимодальных транспортировок:
- Клиент должен предоставить компании верную информацию о грузе (тип товаров, их вес, объём и так далее). Компания-исполнитель может провести независимую экспертизу, чтобы проверить информацию клиента. Если окажется, что клиент исказил информацию о товарах, то ему придётся заплатить штраф.
- ОМП несёт полную ответственность за сохранность и целостность товаров. Также ОМП обязывается доставить груз во время.
В случае возникновения форс-мажорной ситуации ОМП может прекратить доставку. Для этого он передаёт владельцу груз, а после передачи всех товаров доставка считается выполненной. - Если прошло более 90 дней с момента, когда заказчик должен был получить груз согласно договору, то такой груз считается утерянным.
- Заказчик имеет право требовать у генерального исполнителя информацию обо всех контрагентах, которые будут участвовать в транспортировке.
- В тексте договора должна быть чётко указана информация относительно стоимости всех работ. Если стоимость работ не указывается точно, то необходимо согласовать цены в отдельных соглашениях. Также следует обратить внимание на сроки выполнения этих работ, поскольку в случае срыва сроков заказчик имеет право на получение справедливой денежной компенсации.
- В большинстве случаев такие транспортировки используются в ситуациях, когда между отправителем и получателем груза нет прямого сообщения. Также такие перевозки могут быть востребованы, если доставка одним видом транспорта стоит очень дорого либо доставка занимает большое количество времени.
- составление сопроводительной документации,
- поиск и заключение договоров с фактическими перевозчиками,
- аренда терминалов,
- растаможивание груза и так далее.
Преимущества
У мультимодальных транспортировок следующие преимущества:
- Снижение расходов. Заказчик оформляет договор с одной компанией, а не с несколькими, что позволяет минимизировать расходы.
- Уменьшение длительности доставки. Если заказчик будет заниматься доставкой груза самостоятельно, то ему придётся договаривается с несколькими компаниями. При мультимодальных транспортировках доставкой занимается не заказчик, а фирма-исполнитель.
ОМП самостоятельно найдёт всех участников перевозки груза и заключит с ними договоры (многие ОМП имеют предварительные договорённости с фактическими исполнителями), с помощью чего можно сэкономить массу времени. - Оптимизация доставки грузов. В ряде случаев доставка груза одним транспортом из точки А в точку Б стоит дорого. С помощью мультимодальных перевозок можно разбить маршрут на несколько частей, чтобы доставка груза осуществлялась различными видами транспорта, что позволяет не только сэкономить деньги, но и ускорить доставку груза.
- Безопасность. Всю ответственность берёт на себя исполнитель. Если получателю будет доставлен повреждённый груз, то исполнителю придётся заплатить справедливую денежную компенсацию.
- Не нужно оформлять большое количество документов. Заказчику нужно собрать лишь один пакет документов и вручить их исполнителю. Конечно, для транспортировки может потребоваться оформление дополнительных документов, однако в большинстве случаев оформлением этой документации занимается ОМП.
Тем, кто только разворачивает свой бизнес в сторону Китая, нередко сложно найти контрагента и выбрать вид товара, который будет востребован в отечестве. Кантонская ярмарка — крупнейшая выставка в Поднебесной, её посещение поможет понять китайский рынок и найти свою нишу.
О порядке приобретения автомобиля в лизинг читайте тут. Это отличный вариант кредитования для юридических лиц.
Подробнее о мультимодальных или смешанных перевозках в этом видео:
Подведём итоги. Во-первых, мультимодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта в рамках одного договора. Во-вторых, фирма-исполнитель выполняет следующие функции — организовывает и руководит перевозками, составляет маршрут, занимается оформлением товаросопроводительной документации и так далее. В-третьих, основными преимуществами таких перевозок является безопасность и низкая стоимость доставки.
О том, какие виды и типы контейнеров используются для грузоперевозок, вы сможете прочитать в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Контейнерные грузоперевозки.
Мультимодальные перевозки
С каждым годом увеличивается количество и расширяется география грузовых перевозок. Также повышается и качество оказываемых услуг в данной сфере. Клиенты (грузовладельцы) стремятся к сокращению своего участия и контроля в организации процессов доставки их грузов, тем самым перекладывая всю ответственность на транспортные компании, агентов, экспедиторов.
Сейчас все чаще при транспортировке грузов прибегают к мультимодальным перевозкам. Именно данный вид перевозок предполагает комплексный подход к организации и координации доставки грузов, так как подразумевает под собой использование нескольких видов транспорта.
Для грузовладельцев данный вид перевозок является наиболее удобным, так как они практически не принимают участия в организации процесса доставки, в свою очередь транспортные компании зачастую сталкиваются с некоторыми трудностями при формировании подобных перевозок.
Содержание
- 1 Основные понятия
- 2 Нормативная база
- 3 Законопроект о смешанных (комбинированных) перевозках
- 4 Практические аспекты
- 5 Виды мультимодальных перевозок и схема работы
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Основные понятия
При разговоре о мультимодальных перевозках нередко используют такое понятие, как смешанные перевозки. Определение данному понятию было дано еще в 1980 году в Конвенции Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов [1] . На данный момент эта Конвенция носит факультативный характер, так как подписана менее чем 30 странами. Тем не менее отдельные статьи данной Конвенции при обоюдном желании сторон можно использовать.
Итак, Конвенция устанавливает, что «Международная смешанная перевозка» означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 57118-2016 ПЕРЕВОЗКИ ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ [2] , который содержит следующее определение понятия смешанной перевозки:
Смешанная перевозка — это перевозка грузов не менее чем двумя видами транспорта. При этом перевозка каждым видом транспорта осуществляется в соответствии с правилами заключения договора перевозки, действующего на данном виде транспорта. Однако к смешанным перевозкам можно отнести перевозки только тех отправок, которые при переходе с одного вида транспорта на другой не изменяют своих количественных параметров.
Основное отличие в данных понятиях — это то, каким договором регулируются возникающие взаимоотношения. В случае Конвенции — это договор смешанной перевозки, а в случае ГОСТ Р — договоры на каждый вид транспорта.
Дополнительно в ГОСТ Р 57118-2016 разграничиваются понятия интермодальная и мультимодальная перевозка.
Так, интермодальная перевозка — это транспортно-технологическая система организации перевозок с использованием нескольких видов транспорта, при которой за перевозку интермодальной грузовой единицы несет ответственность одно лицо (экспедитор), по единому комплекту документов и ставке тарифа, согласованной с перевозчиками, с освобождением грузоотправителя от участия в перевозочном процессе.
В свою очередь мультимодальная перевозка — это перевозка грузов двумя и более видами транспорта на основании договора мультимодальной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора мультимодальной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.
При этом определение понятия договор мультимодальной перевозки в ГОСТ Р 57118-2016 отсутствует.
В тексте статей Гражданского кодекса [3] встречается упоминание о перевозке грузов несколькими видами транспорта. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. При этом в настоящий момент нет действующего упомянутого Закона (разработан его проект).
Нормативная база
В мировой юридической практике и в национальном законодательстве пока что отсутствует унифицированный нормативно-правовой акт, который бы регулировал все вопросы мультимодальных перевозок грузов.
Таким образом, каждый этап мультимодальных перевозок регулируется разными нормативно-правовыми актами в зависимости от применяемого вида транспорта.
Работой по регулированию смешанного сообщения занимаются:
- Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). Обеспечивает интересы экспедитора в международном сообщении;
- Международный союз объединений по железнодорожно-автомобильным перевозкам (МСЖА).
Работой отдельных видов транспорта в международном сообщении занимаются организации:
- Международный союз морского страхования (МСОМС);
- Балтийский и Международный морской совет (БИМКО); Международная морская организация (ИМО);
- Международная ассоциация железнодорожных конгрессов;
- Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ);
- Международный союз железнодорожного транспорта (МСЖТ);
- Международный союз авиационных страховщиков (МСАС);
- Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА);
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
- Европейская конференция министров транспорта (ЕКТМ);
- Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС.
Работа всех видов транспорта в Российской Федерации регламентируется Гражданским Кодексом РФ, отдельными нормами Уголовного Кодекса РФ, Уголовно-процессуального Кодекса, Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях и нормами национального права по конкретным видам транспорта.
Для каждого вида транспорта в РФ существуют свои основные документы:
- Автомобильный транспорт — Устав автомобильного транспорта РФ (2007 г.);
- Железнодорожный транспорт — Устав железнодорожного транспорта РФ (2003 г.);
- Морской транспорт — Кодекс торгового мореплавания РФ (1999 г.);
- Внутренний водный транспорт — Устав внутреннего водного транспорта СССР (1955 г.);
- Воздушный транспорт — Воздушный кодекс РФ (1997 г.).
Законопроект о смешанных (комбинированных) перевозках
Разработан законопроект о смешанных (комбинированных) перевозках [4] , в нем содержатся понятия смешанных перевозок и единого транспортного документа.
Прямая смешанная перевозка — перевозка грузов, в том числе осуществляемая с перегрузкой (перевалкой) грузов в пути следования с одного вида транспорта на другой или без перегрузки груза из транспортного средства, в котором перевозка была начата (комбинированные перевозки в прямом смешанном сообщении), пассажиров, багажа разными видами транспорта, в том числе в железнодорожном-паромном сообщении, по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования.
Единый транспортный документ — перевозочный (проездной) документ, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, багажа, груза. Форма единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, груза, багажа и порядок его заполнения утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в области транспорта.
Основные цели данного законопроекта — это регулирование деятельности в области прямых смешанных перевозок для обеспечения:
- целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования транспортного комплекса и повышения его конкурентоспособности;
- доступности комплексных транспортных услуг при организации перевозок различными видами транспорта;
- своевременного и полного получения потребителями информации об услугах по прямым смешанным перевозкам;
- сокращения затрат потребителей на доставку товаров;
- динамичного развития транспортной системы РФ.
Практические аспекты
Мультимодальные международные перевозки применяются в случаях, когда:
- нет прямого сообщения единым видом транспорта между отправителем и получателем груза;
- прямое сообщение единым видом транспорта не подходит грузополучателю по причине высокой цены или длительного срока поставки (например, из Китая груз можно доставить как морем до Владивостока с дальнейшей перегрузкой на железную дорогу (далее — ж/д), так и по ж/д + авто, либо только автомобильным транспортом).
На сегодняшний день основными причинами, препятствующими развитию мультимодальных перевозок, являются многочисленные таможенные формальности, создающие барьер к развитию мультимодальных перевозок, приводящие к простоям транспортных средств, задержкам, непредвиденным расходам, и отсутствие единой транспортной документации.
По Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов от 1980 г. при мультимодальных (смешанных) перевозках подлежит оформлению «документ смешанной перевозки, удостоверяющий договор перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора».
Гражданский кодекс РФ также указывает на единый транспортный документ при перевозке грузов несколькими видами транспорта.
Согласно федеральному проекту «Логистика международной торговли» к 2022 году запланировано введение единого мультимодального транспортного документа. Проект такой мультимодальной накладной уже разработан Министерством транспорта. Она будет состоять из шести листов, дополняться дорожной ведомостью, а также ведомостью контейнеров или транспортных средств и, помимо данных о перевозчиках, пунктах перевалки груза и тому подобного, включать информацию о размере провозных платежей на каждый участок пути.
Получается, что в настоящий момент основная сложность при организации мультимодальных перевозок (при ввозе на территорию ЕАЭС) — это использование нескольких видов транспортных документов, согласно тем видам транспорта, которые осуществляли доставку груза.
При таможенном оформлении к таможенной декларации (далее — ДТ) прикладываются все транспортные документы — это необходимо для того, чтобы при проверке ДТ и комплекта документов таможня смогла проследить весь путь следования товара от отправителя до получателя.
Чаще всего при мультимодальных перевозках используют контейнеры, так как они являются универсальной емкостью, позволяющей организовать транспортировку одного груза различными видами транспорта. Груз в контейнере на протяжении всего маршрута перегружается в пунктах перевалки с помощью специальных технических средств — кранов и прочих устройств без проблем перемещается из одного транспортного средства в другое, причем ни один из участников транспортировочного процесса не испытывает трудностей на этапе погрузки/разгрузки, перевозки. При этом контейнер выполняет как функцию внешней тары, так и функцию склада для грузовых единиц. Международный характер системы контейнерных перевозок обусловлен ее стандартизацией, в основе которой лежит взаимоувязка подвижного состава с размерами контейнеров. В результате, данный способ транспортировки не только минимизирует вероятность возникновения риска повреждения или порчи груза, но и сокращает общее время перевозки.
Виды мультимодальных перевозок и схема работы
В зависимости от типа транспорта, используемого на разных участках пути, можно выделить следующие наиболее часто встречаемые перевозки:
- ж/д + авто (передача груза осуществляется на ж/д станции отправления, откуда организуется перевозка до ж/д станции назначения с прохождением таможенного оформления на ней и вывозом на машине растаможенного груза либо вывозом на машине нерастаможенного груза и его таможенным оформлением на автомобильном складе временного хранения (далее — СВХ) с последующей доставкой до склада получателя).
- море + ж/д + авто (передача груза осуществляется в порту отправления, откуда организуется перевозка морем до порта назначения с таможенным оформлением в нём и вывозом по ж/д растаможенного груза до станции назначения либо с перегрузкой из морского порта на ж/д станцию и перевозкой по ж/д с таможенным оформлением на ж/д станции назначения и доставкой до склада получателя).
- море + авто (передача груза осуществляется в порту отправления, откуда организуется перевозка морем до порта назначения с таможенным оформлением в нём и вывозом машиной растаможенного груза или вывозом на машине нерастаможенного груза и его таможенным оформлением на автомобильном СВХ с последующей доставкой до склада получателя.)
- авто + море + ж/д + авто (передача груза осуществляется на складе отправителя, оттуда его вывозят машиной в порт отправления, откуда организуется перевозка морем до порта назначения с таможенным оформлением в нём и вывозом по ж/д растаможенного груза до станции назначения, либо с перегрузкой с морского порта на ж/д станцию и перевозкой по ж/д с таможенным оформлением на ж/д станции назначения и вывозом с неё на машине растаможенного груза, либо вывозом на машине нерастаможенного груза и его таможенным оформлением на автомобильном СВХ, с последующей доставкой до склада получателя).
- авто + авиа (передача груза осуществляется на складе отправителя, оттуда его вывозят машиной в аэропорт отправления, откуда организуется перевозка авиационным транспортом до аэропорта назначения, где происходит таможенное оформление и доставка растаможенного груза до склада получателя).
Момент (место) передачи груза и распределение рисков за товар между продавцом и покупателем определяется исходя из выбранного ими базиса поставки по ИНКОТЕРМС. При базисах группы E и F обязанность по доставке груза возлагается на покупателя, при базисах группы C и D — на продавца.
Так, при базисах группы E и F для владельца груза схема взаимодействия при мультимодальных перевозках выглядит следующим образом:
- Грузовладелец осуществляет заказ на перевозку груза
- Происходит заключение договора между грузовладельцем и агентом/экспедитором
- Агент/экспедитор формирует оптимальный маршрут доставки груза (с учетом всех перегрузок, перевалок и погрузо-разгрузочных работ)
- Агент/экспедитор забирает груз у отправителя
- Агент/экспедитор совершает все формальности по погрузке/разгрузке на всех этапах перевозки разными видами транспорта
- Груз проходит таможенное оформление
- Агент/экспедитор осуществляет доставку груза на склад получателя
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Пожар, взрыв, утечка радиоактивных веществ – вот возможный ущерб, к которому может привести неправильная перевозка опасных грузов. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, в развитых странах разработаны правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта. В этой статье опишем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, рассмотрим основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц за нарушения.
Что такое опасный груз
Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.
Классы опасных грузов
класс 1 – взрывчатые материалы;
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 – ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 – радиоактивные материалы;
класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 – прочие опасные вещества.
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.
Кто имеет право на перевозку опасных грузов
Транспортировать опасный груз могут перевозчики, обеспечивающие ряд специальных требований:
- наличие пакета разрешительных документов;
- ТС, оборудованное в соответствии с уровнем опасности груза;
- водители, прошедшие обучение;
- правильная маркировка груза.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
- Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
- Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
- Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”.
- Перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению (об этом ниже).
- На автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок.
- ТС должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ.
- ТС, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком “опасный груз”.
- Скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки.
- Водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
- Перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10. ДОПОГ.
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
- специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом (для грузов повышенной опасности);
- свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
- инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего лица о правилах перевозки;
- путевой лист с маркировкой груза;
- паспорт безопасности груза;
- товарно-транспортная накладная;
- договор о перевозке.
Проверка штрафов для юр. лиц
Требования к водителям на перевозку опасных грузов
Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.
Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.
Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2022 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
- Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
- свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
- свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).
До 1 января 2022 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).
- Предоставить ТС для визуального осмотра.
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
- Получить свидетельство о допуске.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
- недостоверности информации в представленных документах;
- отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
- непредставления авто на осмотр;
- несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
- несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
- взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
- легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
- воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
- жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
- токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
- радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
- коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копия СТС или договора аренды автомобиля;
- копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
- доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
- маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
- несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
- представлены не все документы или они не достоверны;
- отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.
Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.
Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:
- свидетельства о подготовке водителя;
- свидетельства о допуске ТС;
- специального разрешения на перевозку;
- аварийной информационной карты;
- соответствия конструкции ТС требованиям транзита опасных грузов;
- знаков опасности;
- инвентаря для ликвидации аварии;
- условий перемещения опасных веществ;
Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:
- для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
- для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.
За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:
- для водителей 1-1,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 5-10 тысяч рублей;
- для юридических лиц 150-200 тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически
Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.
Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Коды экстренных мер при пожаре или утечке и их расшифровки
На цистернах, фурах и других автомобилях иногда можно увидеть оранжевые таблички с набором различных цифр и букв. Что обозначают эти символы, для чего нужны, где должны находиться – читайте в статье.
- Код экстренных мер
- Что это такое
- Кто его составляет
- Нормативно-правовая документация
- Назначение
- Когда КЭМ необходим
- Где применяется
- Из чего состоит система оповещения
- Требования к оформлению и применению
- Расшифровка кодов
- Цифры
- Буквы
- Штраф за нарушения
- Выводы
Код экстренных мер
При транспортировке небезвредных для людей и окружающей среды грузов необходима специальная маркировка на автомобиле-перевозчике.
Что это такое
После возникновения на дороге инцидента с машиной, транспортирующей опасное вещество (возгорание, утечка вредных смесей), огромную роль играет скорость принятия решений.
Необходимо быстро получить информацию о допустимости использования тех или иных средств воздействия (какой тип огнетушителя применить, можно ли тушить огонь водой) и защиты (респиратор, огнеупорный комплект одежды и др).
Маркировка кода экстренных мер при пожаре.
Код экстренных мер при пожаре или утечке вредных веществ во время их перемещения – это набор символов, состоящих из цифровых и буквенных обозначений.
Он позволяет быстро определить, что можно использовать для тушения пламени, какие мероприятия необходимы для спасения жизней, защиты окружающей среды и локализации аварии.
На автомобиле КЭМ размещается таким образом, чтобы указанная информация была доступна спасателям.
Кто его составляет
В соответствии с ДОПОГ (международный договор о перевозке опасных грузов), нанесение специальной маркировки на ТС в виде оранжевых табличек возлагается на собственника машины.
Соответственно, если предприятие занимается перевозками опасных грузов, то оно должно иметь отдел, отвечающий за безопасность движения. Обычно за своевре-менную маркировку отвечает сотрудник этого подразделения – он и является должностным лицом, несущим ответственность.
Если такого специалиста в организации нет, то обязанность за составление и нанесение кодов возлагается на руководителя отдела БДД или на директора учреждения.
Нормативно-правовая документация
Российское и международное законодательство совместно регулируют перевозку опасных грузов.
Основные документы, определяющие этот вид деятельности:
- ДОПОГ;
- соглашение о грузовом сообщении (международное), прил. №2;
- ВОПОГ (соглашение по водным путям);
- морской международный кодекс;
- правила перевозок ОГ по СНГ (5.04.1996 г.);
- постановление № 272 (15.04.11 г.);
- приказ Минтранса № 141 (5.09.08 г.).
Назначение
КЭМ – система, которая предупреждает о движении ТС с небезвредным грузом. Она определяет мероприятия по устранению последствий ДТП и необходимые действия для защиты жизни и здоровья населения и окружающей среды.
Основные функции таблички:
- дает ценную информацию о грузе, что минимизирует время на подбор средств для ликвидации аварии;
- позволяет правильно выбрать надлежащие огнегасительные вещества и эффективную индивидуальную защиту;
- указывает уровень опасности для населения и окружающей местности, подсказывает, какие меры надо сразу принять;
- помогает понять, необходима ли локализация перевозимого вещества, нужны ли специальные средства нейтрализации или его можно безопасно разбавить;
- не требуется извлечение информационной карточки из кабины.
Когда КЭМ необходим
Табличка должна присутствовать на любом автомобиле, перевозящем опасный груз.
Особенно важным ее наличие становится в 2-х случаях:
- при устранении последствий ДТП или утечки опасного вещества;
- для установления причины произошедшего.
Скорость и безопасность работ в любой нештатной ситуации с машиной, транспортирующей опасный груз, зависят от того, насколько знакома человеку, пришедшему на помощь, расшифровка маркировки кода экстренных мер при пожаре или утечке вредных смесей.
Где применяется
КЭМ указывается не только на оранжевой табличке на кузове автомобиля, перевозящем рискованный груз, но и:
- в картах – аварийной, информационной;
- на таре или контейнере с веществом.
Необходимость соблюдать специальные условия хранения, перемещения вредных смесей на складе также определяют обязательность маркировки упаковки, в которой находится опасный груз.
Из чего состоит система оповещения
КЭМ – это не единственное средство информирования о небезопасности груза. Существует целая система информации об опасности (СИО).
Помимо обязательной таблички с кодами, у ТС должны присутствовать:
- знак опасности, наносимый на контейнер, тару, автомобиль;
- информационная табличка;
- № ООН (Организации Объединенных Наций);
- аварийная карта СИО, которая определяет действия, необходимые для устранения последствий происшествия.
Важно! Знак опасности изготавливается по ГОСТ 19433-88. При перевозке нескольких видов грузов указывается код наиболее вредоносного.
Требования к оформлению и применению
Основные требования по изготовлению информационных таблиц:
- общий белый фон;
- для № ООН и КЭМ необходима подложка оранжевого цвета, ее размер от 300*120 мм минимум до 400*300 мм (со светоотражающим покрытием);
- все надписи, линии деления таблиц и граф должны быть черного цвета, толщиной 15 мм;
- символы пишутся шрифтом, толщина которого для №ООН, КЭМ – 15 мм, на знаке опасности – 3 мм;
- названия граф (№ООН и КЭМ) выполняются белым цветом;
- знак опасности обводится черной линией, толщина которой минимум 5 мм, отступ от края знака тоже 5 мм.
Маркировка на автомобилях с опасным грузом.
Таблички крепятся как на передней части автомобиля, так и сзади.
Боковые стороны помечаются для каждой составляющей сцепки:
- автоцистерн (с одной или несколькими емкостями);
- батарей транспортных средств.
Расшифровка кодов
КЭМ имеет два вида маркировки – цифровой и буквенный. Посмотрим, что они обозначают по правилам ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов).
Цифры
Код КЭМ | Значение |
1 | Тушение огня возможно только с помощью сухих средств. Не применять воду. |
2 | Использовать воду под сильным давлением (струи). |
3 | Можно использовать только устройства, выпускающие водяную пыль или разряженные тонкие струйки. |
4 | Допустимо применение составов на основе хладонов или пены. |
5 | Опасно: не допускать попадание опасного вещества в водоемы, сточные воды. |
Буквы
Символ | Значение |
Д | При работе с веществом требуются защитные перчатки и дыхательный аппарат. |
П | В случае пожара необходимо использование дыхательного аппарата и перчаток. |
К | Понадобится комплект защитной одежды и дыхательный аппарат. |
Э | Полная эвакуация населения из зоны поражения. |
Зная значения всех символов, можно легко и быстро расшифровать КЭМ, определить средства пожаротушения и обеспечить требуемый уровень защиты населения.
Например, маркировка кода экстренных мер при пожаре или утечке 145К. Расшифровка – не применять воду (1), можно воспользоваться пенным огнетушителем (4). Необходимо ограничить распространение вещества, есть опасность заражения окружающей среды (5).
При проведении работ на месте происшествия требуется защитная одежда и аппарат для обеспечения безопасного процесса дыхания.
Штраф за нарушения
Административное наказание за несоблюдение правил перевозки опасных грузов отражено в таблице:
Что нарушено | Водитель ТС | Должностное лицо | Компания-собственник |
Квалификация водителя не соответствует требованиям (автотранспорт) | Штраф от 500 до 2 500 р. и/или лишение права управления автомобилем на срок до 6 месяцев | Штраф от 15 до 20 тыс. р., при наличии жертв возможно наступление уголовной ответственности | Штраф до 500 тыс. р. |
Не получен допуск для ТС (автотранспорт) | |||
Отсутствуют необходимая маркировка, документы (автотранспорт) | |||
Требования на железной дороге | Штраф до 300 р. | Взыскание до 500 р. | Штраф до 5 тыс. р. |
Законодательные акты для воздушных ТС | Штраф до 1000 р. | Взыскание до 2 000 р. | Штраф до 20 тыс. р. |
Положения для водных ТС | Штраф до 500 р. | Взыскание до 1 000 р. | Штраф до 10 тыс. р. |
Важно! В случае порчи имущества третьих лиц суд может возложить обязанность по возмещению ущерба на водителя, ответственного на предприятии за БДД и на компанию-собственницу ТС.
Выводы
Система СИО необходима всем участникам дорожного движения – от пешеходов и пассажиров до водителей.
Важнейшей составляющей этой системы являются коды экстренных мер. Их своевременная расшифровка поможет быстро сориентироваться в обстановке и минимизировать последствия серьезного происшествия.
Соблюдение правил по маркировке машин с опасными грузами значительно облегчит работу спасательных отрядов и поможет сохранить имущество перевозчика.
Опасные грузы
“Опасный груз”– вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Для предотвращения угрозы вреда для жизни и здоровью людей, окружающей среде перевозка опасных грузов осуществляется по специальным правилам (п.23.5 ПДД).
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272) установлено, что перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляются в соответствии с требований, содержащихся в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов (далее – ДОПОГ).
Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ.
При перевозке опасных грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности) на транспортном средстве должен быть включен Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Само транспортное средство должно быть допущено к перевозке опасных грузов. Оно должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)и раздела 9 ДОПОГ.
В случаях, предусмотренных ДОПОГ, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов; (п.60.1 приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7).
Свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов выдается подразделениями Госавтоинспекции, в порядке, установленном административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденным приказом МВД России от 29.11.2017 №900 (далее – административный регламент).
В установленных ДОПОГ случаях транспортное средства должно быть оборудовано опознавательным знаком “Опасный груз”– в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, – спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях – на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
Транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы может быть запрещено или ограничено с помощью дорожных знаков 3.22 , 3.23 4.8.1-4.8.3 .
3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.
3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.
4.8.1 – 4.8.3 “Направление движения транспортных средств с опасными грузами”. Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) “Опасный груз”, разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 – прямо, 4.8.2 – направо, 4.8.3 – налево.
Дополнительные требования к безопасности перевозок опасных грузов установлены Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.
Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
– осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;
– осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;
– осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом.
Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.
При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.
Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”)
Водитель должен пройти специальное обучение и иметь удостоверение о допуске к перевозке опасных грузов.
Согласно Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденному приказом Минтранса России от 4 июля 2011 г. № 179, указанные разрешения требуются для перевозки грузов повышенной опасности, определение которых содержится в главе 1.10 ДОПОГ.
Для получения государственной услуги по выдаче или продлению срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов нужно обратиться в подразделение ГИБДД и представить необходимые документы:
- Заявление установленного образца
- Документ, удостоверяющий личность заявителя
Граждане Российской Федерации представляют паспорт гражданина Российской Федерации.
Если собственником транспортного средства является гражданин Российской Федерации, не достигший 14-летнего возраста, представляется свидетельство о рождении.
Иностранные граждане и лица без гражданства представляют:
временно пребывающие в Российской Федерации и состоящие на учете по месту пребывания – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
временно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание или разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы для лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность;
постоянно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и вид на жительство иностранного гражданина или вид на жительство лица без гражданства.
- В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях представляется доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов собственника (владельца) транспортного средства
Доверенность, выданная иностранным юридическим лицом, принимается с легализационной надписью, совершенной должностным лицом консульского учреждения либо проставленным апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, с переводом на русский язык, заверенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляется письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего владельца транспортного средства.
- Ранее выданное свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (при продлении срока его действия)
Транспортное средство подлежит осмотру на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в представленных документах.
Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и не должен превышать одного рабочего дня.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуг
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
• Отсутствие в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Административного регламента.
• Представление документов с истекшим сроком действия.
• Наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них необходимых сведений, подписей, печатей.
• Представление заявления о выдаче свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов транспортного средства, не являющегося транспортным средством, указанным в п. 9.1.1.2 Приложения В к ДОПОГ.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является непредставление документов в подразделение Госавтоинспекции в срок, предусмотренный для их представления, при подаче заявления и документов в форме электронного документа с использованием ЕПГУ.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства (продлении срока его действия) являются:
• Представление документов и (или) сведений, содержащих недостоверную информацию.
• Отсутствие сведений о пройденном транспортным средством техническом осмотре в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
• Непредставление транспортного средства на осмотр.
• Представление транспортного средства, конструкция которого или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и (или) ДОПОГ.
• Обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортного средства и (или) номерного агрегата сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортного средства и (или) номерного агрегата в розыске или представленных документов – в числе утраченных (похищенных).
Государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимаются.
Код экстренных мер при транспортировке опасных грузов
Код экстренных мер при транспортировке опасных грузов
Размер таблички по ГОСТу 690х300
КЭМ – код экстренных мер состоит из цифр, обозначающих необходимые действия при тушении пожара (аварии), и букв, обозначающих меры защиты необходимые для людей:
1 – воду и пену не применять, применять сухие огнетушащие средства;
2 – применять водяные струи;
3 – применять распыленную воду;
4 – применять пену или составы на основе хладонов;
5 – предотвратить попадания вещества в сточные воды;
6 – пену не применять;
7 – порошки общего назначения не применять;
Д – необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки;
П – необходим дыхательных аппарат и перчатки только при пожаре;
К – необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э – необходима эвакуация людей из близко расположенных помещений и зданий.
Опасные грузы класса 1.
- Подкласс 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
- Подкласс 1.2 Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
- Подкласс 1.3 Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью загорания, а также незначительной опасностью взрыва массой и (или) разбрасывания.
Пример вещества класса 1.1:
Название – ТРИНИТРОТОЛУОЛ
№ вещества по списку ООН – 0209
Группа совместимости – D
Метод упаковывания – Е26
Код экстренных мер (КЭМ) – 234КЭ
- Подкласс 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
- Подкласс 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
- Подкласс 1.6 Вещества чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.
Пример вещества класса 1.4: Название – ПАТРОНЫ ХОЛОСТЫЕ
№ вещества по списку ООН – 0338
Группа совместимости – С
Метод упаковывания – Е112
Код экстренных мер (КЭМ) – 234КЭ
- Подкласс 2.1 Невоспламеняющиеся неядовитые газы.
- Подкласс 2.2 Ядовитые газы.
- Подкласс 2.3 Воспламеняющиеся (горючие) газы.
- Подкласс 2.4 Ядовитые и воспламеняющиеся газы.
Группа А
(подкласс 2.1 по ГОСТу 19433-88)
Невоспламеняющиеся неядовитые газы.
Пример вещества группы А:
Название – АЗОТ
№ вещества по списку ООН – 1066
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 1°А
Дополнительная опасность – нет
Идентификационный номер опасности – 20
Группа Т
(подкласс 2.2 по ГОСТу 19433-88)
Ядовитые (токсичные) газы.
Пример вещества группы Т:Название – ХЛОР
№ вещества по списку ООН – 1017
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 2°ТС
Дополнительная опасность – 6.1, 8
Идентификационный номер опасности – 268
Опасные грузы класса 2.
Группа F
(подкласс 2.3 по ГОСТу 19433-88)
Воспламеняющиеся газы.
Пример вещества группы F: Название – ПРОПАН
№ вещества по списку ООН – 1978
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 2°F
Дополнительная опасность – нет
Идентификационный номер опасности – 23
Опасные грузы класса 3.
Опасные грузы 3 класса по ДОПОГу на подклассы не делятся.
По ГОСТу 19433-88 делятся на три подкласса в зависимости от температуры вспышки:
Расшифровка кода экстренных мер при перевозке опасных грузов
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом производится на основании Правил, утвержденных Приказом Министерства транспорта №73. Документ принят 08.08.1995 года.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В соответствии с Приказом компания – автоперевозчик грузов, относящихся к категории опасных, обязана иметь специальную лицензию. Кроме этого повышенные требования предъявляются к транспортному средству и персоналу, обслуживающему перевозку.
Дополнительной мерой безопасности является обязательная установка на автотранспорте информационных таблиц, содержащих код, которым требуется руководствоваться при наступлении определенных обстоятельств.
Что это такое
Для обеспечения максимальной безопасности при перевозке опасных грузов разработана специальная система информирования, позволяющая:
- привлечь внимание других участников движения к опасному транспортному средству для своевременной организации действий на дороге (обгон, разъезд и так далее);
- оповещать сотрудников ГИБДД, контролирующих дорожное движение;
- информировать организации пожарной охраны, скорой помощи, МЧС и так далее, которые устраняют последствия чрезвычайных ситуаций.
Система информирования включает в себя:
- информационные таблицы, устанавливаемые спереди и сзади каждого автотранспорта, перевозящего опасные грузы. Таблицы изготавливаются предприятиями, занимающимися специфическими перевозками;
- информационные карточки, позволяющие в максимально короткие сроки правильно реагировать на ситуацию экстренным службам;
- аварийные карточки, которыми следует руководствоваться при критических ситуациях;
- специальные надписи и окрас автотранспорта, осуществляющего перевозку.
На информационной таблице указывается код экстренных мер, который складывается из определенного набора цифр и букв.
Каждый символ обозначает определенное действие, которое требуется выполнить для устранения последствий в случае возникновения критической ситуации.
Расшифровка КЭМ содержится в аварийной и информационной карточках, которые находится у водителя или экспедитора автотранспортного средства.
Для чего предназначен
Специализированный код предназначен для:
- корректного устранения последствий непредвиденных и критических ситуаций службами экстренной помощи;
Если при возникновении ЧП карточки с кодом не обнаружено, то последствия, вызванные неправильными действиями сотрудниками МЧС, могут быть более критическими. Например, калий, натрий запрещено тушить водой, так как реакция между элементами происходит с выделением тепла, что поспособствует распространению пожара.
Водой так же запрещено поливать нефтепродукты, так как данной действие приведет к разбрызгиванию (распространению) горящих частиц на большую территорию.
- определения причин возникновения опасной ситуации.
Где указываются
КЭМ должен быть указан:
- на таре груза;
- на контейнере, в котором осуществляется перевозка;
- в информационной таблице на кузове автомобиля;
- в аварийной карточке;
- в информационной карточке.
На таре и контейнере код указывается в небольшой таблице, размеры которой зависят от габаритов тары или контейнера соответственно. Главное правило – все знаки должны быть хорошо видны с дальнего расстояния.
Информационная таблица имеет четкие габаритные размеры. К этому знаку выдвигаются определенные требования.
Нарушение правил перевозки опасных грузов в частности некорректной установки таблиц могут привести к ограничению или приостановлению лицензии компании – перевозчика. Подробнее о таблице будет рассказано далее.
В аварийной карточке, находящейся у водителя, помимо кода экстренных мер указываются:
- наименование опасного груза и его физические свойства, к которым относятся температура кипения или плавления, плотность, растворимость, летучесть;
- степень возникновения пожарной или взрывной опасности;
- возможные последствия при контакте с человеком: токсическое действие, воздействие на кожные покровы и так далее;
- рекомендованные способы устранения возгорания и дальнейшего обезвреживания;
- способы первой помощи пострадавшим людям;
- средства защиты, которые требуется применять при устранении чрезвычайной ситуации.
Документ удостоверяется подписью директора организации, являющейся организатором перевозки и печатью данной организации.
Информационная карточка должна быть изготовлена из плотной бумаги, и иметь размеры 130*60 мм. На лицевой части документа указывается информация о грузе, включая расшифровку кодов и иную информацию, содержащуюся на табличке.
Оборотная сторона карточки должна содержать описание всех знаков, предупреждающих об опасности (по ГОСТ 19433-88).
Большое количество однотипных документов необходимо для правильной ликвидации последствий критической ситуации, способной привести к возникновению опасных последствий.
Если своевременно не удается обнаружить один документ, то всегда можно опереться на аналог.
Как составить заявление на допуск к перевозке опасных грузов, читайте здесь.
Как расшифровать
Итак, код экстренных мер состоит из цифр и букв. Цифры предназначены для определения круга мер, возможных при использовании пожаров или образовании утечки. Цифры могут быть проставлены в документах в любой последовательности.
Расшифровка цифр представлена в таблице:
Цифра | Обозначение |
1 | Для тушения пожара нельзя применять воду. При возгорании рекомендуется использовать исключительно сухие средства |
2 | Для ликвидации пожара можно применять водяные струи |
3 | Устранять возгорание рекомендуется исключительно водяными распылителя. Попадание одной струи недопустимо |
4 | Для тушения требуется использовать составы, разработанные на основе хладонов или пену |
5 | При ликвидации последствий чрезвычайной ситуации недопустимо попадание веществ в сточные воды и иные водоемы |
6 | Для тушения возгорания запрещено применять пену |
Удвоенные цифры в коде обозначают, что данное действие является единственно правильным и даже его требуется проводить с высокой осторожностью.
Буквы предназначены для определения степени защиты, которую необходимо применять сотрудникам экстренных служб при ликвидации последствий вызванных пожаром или утечкой:
Буква | Расшифровка необходимой защиты |
Д | Требуется применение дыхательного аппарата и перчаток для рук |
П | Перчатки и средства защиты при дыхании необходимо использовать исключительно при пожаре |
К | Ликвидаторам аварии требуется иметь полный комплект защитной одежды и дыхательных путей |
Э | При возникновении опасности требуется предварительная эвакуация людей |
Например, код 345Д, который устанавливается при перевозке газового бензина, обозначает, что при возникновении возгорания можно применять распыление воды, пену или охлаждающие вещества. Попадание веществ в водоемы не допустимо.
Сотрудники пожарных служб обязаны быть в перчатках и использовать дыхательные аппараты для защиты внутренних органов.
Таблица кода экстренных мер
Одним из основных требований при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом является необходимость установки на транспортном средстве информационной таблицы, на которой указываются:
- знак предполагаемой опасности, выполненный в форме квадрата. Знак отражает возникновение определенных последствий при опасности. Информация на знаке регламентируется ГОСТ 19433-88, который классифицирует все грузы, относящиеся к опасным, и выдвигает требования к маркировке отдельных видов продуктов. Габаритные размеры знака 190*190 мм;
- класс опасности. В настоящее время все опасные вещества разделены на 9 классов:
Номер класса Описание 1 взрывчатые вещества 2 различные газы, в том числе сжиженные или растворенные 3 жидкости, которые достаточно легко воспламеняются 4 легковоспламеняемые вещества в твердом состоянии 5 вещества, подверженные окислению 6 ядовитые или инфекционные материалы 7 грузы, относящиеся к категории радиоактивных 8 едкие вещества или материалы, подверженные коррозии 9 прочие товары и материалы, по тем или иным признакам относящиеся к опасным
Существуют и подклассы основных категорий. Например, категория 2 (газы) подразделяется на:
2.1 | вещества, которые не относятся к ядовитым и легковоспламеняющимся |
2.2 | исключительно ядовитые газы |
2.3 | горючие газы |
2.4 | ядовитые и легковоспламеняющиеся газы |
Информационная таблица должна быть изготовлена из негорючих материалов размерами 400*300 мм. Верхняя часть таблицы в обязательном порядке покрывается светоотражающей пленкой. Основной цвет – оранжевый.
По периметру таблички должна проходить черная полоса, ширина которой составляет 15 мм. Между отсеками, определяющими конкретные данные так же должна иметься черная полоса шириной 15 мм. Минимальная высота символов в таблице составляет 100 мм, а ширина 15 мм.
Код экстренных мер требуется указывать при любой перевозке опасных грузов, не зависимо от удаленности пункта назначения и вида использованного транспортного средства.
Цифровая кодировка позволяет в максимально короткий период времени определить, какое действие требуется принять сотрудникам экстренных служб при ликвидации последствий, возникших в результате чрезвычайного происшествия.
Бланк заявления о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов скачайте на странице.
Есть ли доплата за перевозку опасных грузов водителям, объясняется в этой информации.
Видео семинар ДОПОг. Обучение перевозке опасных грузов.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
- Регионы – 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источники:
http://xn--80aanufhx.name/tablichki/94
http://provodim24.ru/kod-jekstrennyh-mer-pri-perevozke-opasnyh-gruzov.html
http://avtotrans-consultant.ru/3-konsultant-po-perevozke-opasnyx-gruzov/
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78
СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74
Звонки бесплатны. Работаем без выходных!
Бесплатная консультация юриста по телефону: