Начало движения транспортного средства по ПДД

Глава 8 ПДД. Начало движения, маневрирование

Пункт 8 ПДД включается в теоретическую часть экзамена в автошколе и регламентирует начало движения, маневрирование на перекрестках.

Пункт 8.1 ПДД Перед тем, как начинать движение, разворот, поворот или перестроение, а также остановку, водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, рукой остальным участникам движения.

В случае неисправности или отсутствия световых указателей сделать предупреждение с помощью руки. Последнее применимо для водителей мотоциклов и мопедов. Маневр не должен становиться помехой или источником опасности для движения других ТС, пешеходов или велосипедистов.

Сигналы маневрирования подаваемые рукой

1, Поворот налево или разворот — вытягивается в сторону левая рука, или же правая также вытягивается в сторону и сгибается в локте вверх под прямым углом

2. Вытягивается в сторону левая рука и сгибается в локте вверх под прямым углом или же правая вытягивается в сторону — такой сигнал рукой подаваемый мотоциклистом информирует вас что он собирается повернуть направо.

3. Поднятая вверх одна из рук — такой сигнал рукой подаваемый водителем легкового автомобиля информирует вас о торможении.

Пункт 8.2 ПДД Когда нужно включать поворотники? Правила обязывают водителя подавать поворотный сигнал с помощью руки или указателей до того момента, как будет произведен маневр.

  • При успешном маневре подача сигнала должна немедленно прекратиться во избежание недоразумений.
  • Также запрещается вводить других участников движения в заблуждение подачей знаков.
  • Сигнал маневра не дает водителю никаких преимуществ на дороге и не освобождает от соблюдения мер минимальной предосторожности.

Пункт 8.3 ПДД При выезде с прилегающей территории (парковка или стоянка внутри двора), водитель ТС обязан уступать дорогу всем участникам движения, движущимся по данному участку дороги, будь то водители или пешеходы.

Выезжая с дорожной полосы, уступать дорогу тем транспорту и пешеходам, чье направление движения вам необходимо пересечь.

Пункт 8.4 ПДД РФ Правила перестроения. Во время перестроения автовладелец обязан уступать дорогу всем ТС, которые движутся в том же направлении и не собираются его менять.

Если перестроение осуществляется несколькими ТС одновременно (взаимное перестроение) — водитель (находящийся слева) должен уступить дорогу водителю который находится по правую его руку.

Пункт 8.5 ПДД РФ Перед тем, как осуществлять повороты в любую сторону или разворот, водителю следует заранее перестроить свое ТС на крайнюю полосу в сторону движения.

Перестроение ПДД 8.5 Перестроение на крайнюю полосу движения

Круговое движение

Исключение — ситуация, при которой необходимо въезжать на перекресток с организацией кругового движения. В данном случае:

  • Въезд на дорогу с круговым движением осуществляется с любой полосы;
  • Выезд с участка дороги с кольцевым движением производится только с крайней правой полосы.

ПДД 8.5 Выезд на участок дороги с круговым движением и выезд с него

Маневрирование на дороге с трамвайными путями

Если по левой стороне имеются трамвайные пути, по которым осуществляется попутное направление, и они находятся на одном уровне с основной дорогой, то разворот и поворот налево выполняются с них.

Ограничение на данный маневр вводится знаками 5.15.1 или 5.15.2, а также с помощью разметки 1.18. Естественно, помех трамваю создаваться не должно.

Знаки предписывающие направление движения на проезжей части

Пункт 8.6 ПДД При осуществлении поворота необходимо сделать так, чтобы ТС не оказалось на встречной полосе после маневрирования на перекрестках. Если же происходит поворот направо, то движение должно осуществляться как можно ближе к правой стороне дороги.

Пункт 8.7 ПДД Когда габариты ТС не позволяет осуществлять разворот по правилу 8.5, согласно ПДД, таким транспортным средствам разрешается отходить от данного правила и совершать такой поворот, разворот, но обеспечивая безопасность остальных участников движения.

Пункт 8.8 ПДД Если осуществляется разворот или поворот налево вне перекрестка, то водитель автомобиля должен предоставить дорогу тем ТС, которые движутся навстречу, а также попутному трамваю.

В случае, когда ширины дороги не хватает для того, чтобы осуществить маневр по правилам (из левого крайнего положения), можно проводить его с правой обочины или по-другому от правого края дорожной полосы. Водителю при этом требуется уступить проезд как встречным участникам движения, так и попутным. Данное правило применимо, например, к крупногабаритным грузовым машинам.

Читайте также:  Изъятие предмета автолизинга

Пункт 8.9 ПДД Если получается так, что пересекаются траектории движения различных ТС при том, что ПДД не предписывают определенной очередности, освободить трассу должен тот водитель, по отношению к которому приближающееся ТС находится по правую руку (принцип ПДД «Помеха справа»).

Пункт 8.10 ПДД Когда имеется полоса торможения, тот водитель, который хочет осуществить поворот, обязан заблаговременно перестроиться на указанную полосу и именно на ней снижать скорость движения.

Если же при въезде на дорогу имеется разгоночная полоса, то водителю следует передвигаться по ней, а также своевременно перестраиваться на расположенную рядом полосу. Дорога уступается тем ТС, которые движутся по данной дороге.

Пункт 8.11 ПДД Разворот запрещается осуществлять в следующих случаях:

  • в тоннелях;
  • в зонах, на которых видимость дороги меньше, чем 100 метров хотя бы в одном направлении движения;
  • на ж/д переездах;
  • на эстакадах, мостах, путепроводах, а также под указанными объектами;
  • в зоне остановки маршрутных ТС;
  • на территории пешеходных переходов.

Пункт 8.12 ПДД Движение транспортных средств задним ходом разрешается в том случае, когда маневр не принесет опасности прочим участникам движения и не создаст для них помех. В случае необходимости водителю следует попросить помощи у иных лиц.

Движение транспортных средств задним ходом запрещается, где пункт 8.11 ПДД запрещает проводить разворот.

Нарушение данных правил карается штрафами по соответствующим статьям КоАП. Например, за неправильное маневрирование на парковках. В частности, если перемещение задним ходом создало помехи для остальных участников движения.

Что касается нюансов маневрирования, то примером может стать аварийная остановка. Ее необходимо осуществить на правой обочине, при этом включить аварийные сигнальные огни и выставить знак аварийной остановки, особенно если видимость не дает возможности иным участникам движения издали увидеть ТС.

Видео урок: начало движения маневрирование ПДД

ПДД. Начало движения, маневрирование

Начало движения – это начало начал. С началом движения и любыми последующими маневрами водитель обязан уметь пользоваться зеркалами заднего вида.

Заблаговременно подавать сигналы указателями поворота и выключать немедленно после его завершения.

Подавать сигналы рукой, соответствующего направлению своего движения. Прекращать сигнал рукой необходимо непосредственно перед выполнением маневра.

Сигналы не должны вводить в заблуждение других участников движения.

Для удобства и большей безопасности, водителю следует вести свое транспортное средство по крайней правой полосе. Если вы находитесь на дороге где более одной полосы для движения в одну сторону, обязательно следите за знаками

(5.15.1 -5.15.8) “Движение по полосам”, чтобы за ранее занять соответствующее направление.
Бывают моменты, на перекрестке нет знаков,

информирующих о количестве полос или направлениях движения,

вы можете оказаться на левой полосе и перед вами может остановиться автомобиль, который поворачивает налево и пропускает встречных⁠, а вам надо проехать в прямом направлении и вот тут вы можете создать аварийную ситуацию, в случае объезда его справа. В этом случае необходимо дождаться проезда поворачивающего автомобиля и только тогда продолжить движение.

Часто встречается и то, что по левой полосе можно поворачивать только налево, согласно светофора или разметке, которые в данный момент запрещают движение прямо, значит вам необходимо повернуть налево, чтобы не нарушать Правила и не создать пробку, а потом уже искать место для разворота или альтернативное направление вашему запланированному движению.

Основные моменты, когда вы обязаны уступить дорогу :

1. В начале движения;
2.Если вы находитесь на второстепенной дороге;

3. Если выезжаете с прилегающей территории (прилегающая территория это участок где нет сквозного проезда – стоянки, дворы, заправки и т.д. и т. п.);
4. На равнозначных дорогах, если у вас справа имеется помеха, т.е. должны уступить дорогу транспортному средству, которое находится справа. Порядок проезда перекрестков в жилых зонах и на прилегающих территориях осуществляется как на равнозначных перекрестках.
5. При перестроении, пропускаете тех, кто движется прямолинейно или,

если вы совершаете перестроение одновременно, уступайте тому, кто находится справа;
6. На перекрестках при повороте налево или направо, уступать дорогу пешеходам и велосипедистам
7. На равнозначных дорогах трамвай имеет преимущество.
При наличии слева трамвайных путей в одном уровне, поворот налево или разворот осуществляется с них, не создавая помех для трамвая. Поворот с трамвайных путей будет запрещен если установлен знак “Движение по полосам”

Читайте также:  Оформление заявления на осмотр ТС в ГИБДД

Движение задним ходом запрещено на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

  • на пешеходных переходах
  • в тоннелях
  • на мостах, путепроводах и под ними
  • на железнодорожных переездах
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Старайтесь, по возможности, не двигаться за маршрутными автобусами или троллейбусами .

Уступайте дорогу маршрутным транспортным средствам, если они трогаются от остановки, и даже тогда, когда вы двигаетесь по второй полосе.

И еще, дорога с твердым покрытием главнее грунтовых дорог.

Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования

Соблюдение правил поведения на дороге — это залог безопасности каждого его участника, включая пассажиров и пешеходов. В статье проведено подробное знакомство с дорожными манёврами на разных по сложности участках дорог.

  • Виды маневрирования
    • Начало движения
      • Видео: начало движения на легковом автомобиле
    • Перестроение
    • Полосы разгона и торможения
    • Правила поворота
    • Движение задним ходом и разворот
  • Манёвры на разных объектах
    • На перекрестке
    • На трамвайных путях
    • В тоннеле
    • На мосту
    • На переходе
    • На тротуаре
    • На ж/д переезде
  • Где запрещены манёвры

Виды маневрирования

С 21 декабря 2018 г. вышла новая редакция ПДД РФ. Свод правил дорожного движения описывает все виды маневрирования в пункте 8. Ниже рассмотрены такие манёвры: начало движения, перестроение, разгон и торможение, поворот, движение задним ходом и разворот.

Начало движения

Грамотное начало пути автомобилиста также важно, как и последующее поведение на дороге. Прежде чем двинуть ТС с места, нужно убедиться в отсутствии другого транспорта или пешехода со стороны выбранного направления движения. Затем включить световой сигнал, называемый поворотником, указывающий направление пути.

Если лампа поворотника автомобиля неисправна, её заменяет жест рукой. Любая конечность, вытянутая вверх и согнутая в суставе локтя вправо или влево показывает направление движения. Если нужно показать жестом предстоящее торможение, руку поднимают прямо вверх.

Знаете ли вы? Первые автомобили были «слепыми», пока не появилось изобретение авиатора Луи Блерио — ацетиленовый фонарь. Изначально прожектор устанавливали на паровозы, а уже потом на машины.

Сигнализируют до начала манёвра и прекращают сразу же по его окончании. Световое предупреждение о смене траектории движения машины подаётся на всех участках дороги: стоянка, СТО, АЗС, территория, прилегающая к жилому дому и т. д.

Видео: начало движения на легковом автомобиле

Перестроение

Перестроение — это вид маневрирования, при котором меняют ряд, не меняя направления маршрута, совершают обгон впереди идущего транспорта или объезд препятствия, поворот и разворот на трассе.

В этом случае водитель должен знать ряд правил:

  • Нужно перед манёвром уступить дорогу другим участникам движения, не меняющим своего направления.
  • При ситуации одновременного перестроения двух ТС, движущихся в одном направлении, первоочерёдность совершения манёвра принадлежит водителю машины, находящейся справа.
  • Преимущество в первенстве совершения перестроения принадлежит водителю, движущемуся по своей полосе. Он, убедившись в отсутствии помех справа, перестраивается, освобождая полосу для манёвра другому авто.

Перестроение из полосы в полосу.

Полосы разгона и торможения

Данные участки дороги обозначаются специальными указателями: две белых полосы на синем фоне. Одна прямая линия со стрелкой обозначает основную полосу дороги, вторая, с заломленной стрелкой, обозначает непосредственно полосу для торможения и разгона. Эти участки находятся в местах расширения проезжей части и отделены от основного участка дороги штриховой белой разметкой на дорожном покрытии.

Рекомендуем для прочтения:

  • Где разрешен разворот
  • Как правильно перестроиться на дороге
  • Как правильно разворачиваться
  • Как правильно объезжать препятствия

Для совершения манёвра на размеченном участке торможения автомобилист перестраивается и уменьшает скорость автомобиля только на ней. На участке разгона водитель набирает скорость, чтобы плавно влиться в поток движения на основном участке трассы.

Правила поворота

Перед изменением траектории движения автоводителю нужно занять на трассе место, подходящее для направления в ту или иную сторону. То есть при повороте направо — это крайний правый участок полотна. Начиная поворот, автомобилист сигнализирует о нём светом поворотника другим участникам. Обязательно нужно убедиться в отсутствии помех, наблюдая в зеркало заднего обзора. Для общей безопасности на трассе поворот совершается так, чтобы авто не выехало на встречную полосу.

Читайте также:  Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

Важно! Водитель грузового многотонника или длинномера может отступить от правила, но при этом убедиться, что не создаёт помех на трассе.

Данный манёвр запрещён там, где установлены специальные указатели. Запрещающий знак выглядит так: красный круг, перечёркнутый красной полосой, в середине которого на белом фоне изображена чёрная стрелка, согнутая в нужном направлении (вправо-влево), или удлинённо-изогнутая, обозначающая разворот.

Движение задним ходом и разворот

Чтобы езда задним ходом была максимально безопасной, водитель проверяет, нет ли пешеходов за машиной, движущегося или стоящего транспорта. Если видимость водителя ограничена и обзора зеркал заднего вида недостаточно, можно воспользоваться помощью другого лица. Движение следует сопровождать включёнными огнями заднего хода, а при плохой видимости (туман, тёмное время суток) ещё и аварийными фонарями. Можно сопровождать манёвр звуковым сигналом.

Важно! Запрещён манёвр при наличии знаков «въезд запрещён» (белый кирпич в красном кругу) или «движение запрещено» (белый круг в середине красного).

Нельзя ехать задним ходом по разделительным полосам на дорожном полотне, по обочине. Правила разворота практически идентичны действиям при повороте — манёвр совершают из полосы, соответствующей его траектории.

На многополосной трассе разворот происходит следующим образом:

  • из крайней полосы справа дороги — на аналогичную сторону поперечного полотна;
  • из крайней слева — на любую полосу, соответствующую движению по этой траектории, исключая встречную.

О правилах разворота на перекрёстке и трамвайных путях подробно описано ниже.

Манёвры на разных объектах

Современные автомобильные трассы часто пересекают разного рода объекты или пути рельсового транспорта:

  • ж/д переезды;
  • трамвайные пути;
  • тоннели;
  • мосты.

Кроме маневрирования на этих участках, нужно знать правила езды на перекрёстках, прилегающих к шоссе зонах, включая тротуар.

На перекрестке

Маневрирование на перекрёстках дорог с разным приоритетом (главная и второстепенная) требует от шофёра внимательности и максимальной концентрации.

Важно! Выезд из кругового перекрёстка совершается исключительно из крайнего ряда справа дорожного полотна.

Основные правила:

  • Меняя траекторию пути, водитель автомобиля должен уступать первоочерёдность пешеходу или велосипедисту, пересекающему дорожное полотно, на которое он выезжает.
  • На обычном пересечении дорог поворот направо совершается из крайнего правого ряда, соответственно, налево — из крайнего левого.
  • Движение задним ходом на пересечении дорог запрещено. Совершая разворот или поворачивая налево, водитель авто пропускает машины и рельсовый транспорт, идущий прямо или вправо по встречной стороне.
  • На регулируемом перекрёстке очередь движения определяет светофор, регулировщик. На нерегулируемом пересечении автомобилисты руководствуются приоритетными положениями и дорожными указателями.
  • На круговом перекрёстке понятие «поворот налево» отсутствует. Для безопасности всех участников движения въезд и выезд осуществляется после поворота направо. Въезд на этот участок разрешается с любой попутной полосы при условии отсутствия помех для другого транспорта.

На трамвайных путях

На путях рельсового транспорта, расположенных вне перекрёстка, возможен левый поворот или разворот автомобиля с попутных путей, что находятся на одной высоте с полотном. Нельзя создавать при этом помех другому транспорту, в том числе трамваю. Манёвр запрещён при наличии дорожных указателей 5.15.1 и 5.15.2 (направление движения по полосам) или соответствующей разметки на полотне 1.18.

Если при совершении манёвра проезжая часть слева слишком узкая, допускается выполнение разворота из правого края дорожного полотна. Здесь также учитывается встречный и попутный транспорт, отсутствие помех для них. Учтите, что въезд и движение по встречной полосе на трамвайных рельсах запрещены.

В тоннеле

Согласно ПДД РФ для безопасности движения в тоннелях автомобилистам рекомендуется в любое время суток включать ближний свет и габаритные фонари. Дальний свет допускается, если есть полная уверенность шофёра в том, что он не ослепит встречную машину. Перед каждым тоннелем существуют указатели ограничения скоростного режима.

Знаете ли вы? Тоннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Европу и Великобританию, имеет протяжённость 51 км. Для перевозки автомобилей предусмотрены специальные вагоны поездов, причём водители и пассажиры не покидают салон авто.

Тоннель считается самым опасным участком движения:

  • узкое пространство не даёт свободы манёврам;
  • карманы для остановки расположены на большом расстоянии друг от друга;
  • сравнительно невысокая видимость может быть ещё ниже из-за выхлопных газов.
Читайте также:  Можно ли обгонять на пешеходном переходе

Перед въездом в «трубу» желательно убедиться в достаточном количестве горючего в баке. Если машина остановится в узком тоннеле, она создаст пробку. Обязательно нужно соблюдать расстояние между своей и впереди идущей машиной в 50 м минимум. При резком торможении это поможет избежать аварии. ДТП в тоннеле осложняется трудным подъездом к месту происшествия для машин скорой помощи, аварийной, пожарной и прочих служб.

На мосту

Мост и территория под ним согласно ПДД — не место для манёвров. Единственное, что водитель может предпринять — перестроение в другой ряд, соответствующий направлению движения, на многополосной проезжей части.

Прочие манёвры (обгон, разворот и т. д.) разрешены после съезда с территории моста.

Знаете ли вы? Банпо — мост-фонтан — расположен в Сеуле (Южная Корея) и соединяет два берега реки Хан. Примечательны в нём 380 сопел, выбрасывающие разноцветные, танцующие под музыку водяные струи высотой 43 метра.

На переходе

В пешеходной зоне приоритет очерёдности принадлежит пешему. Даже если для водителя горит зелёный, разрешающий движение, свет, шофёр обязан дать проходящему по «зебре» закончить переход дороги, начатый до появления с его стороны красного сигнала.

Въезжать, останавливаться на переходе запрещено, исключение — это вынужденная остановка из-за затора на проезжей части. Если перед переходом впереди идущее авто притормозило, шофёр транспортного средства, идущего следом, обязан выполнить то же действие.

На тротуаре

Согласно правилам дорожного движения РФ передвигаться на автомобиле по тротуару запрещено. Исключение составляет спецтранспорт или машина, подвозящая какой-либо товар к магазину, предприятию. В этом случае, прежде чем начать манёвр на тротуаре, водитель должен убедиться в отсутствии на нём пешеходов. Личный транспорт может быть оштрафован инспектором ГИБДД. Штраф за перемещение или остановку на тротуаре согласно ПДД от 1000 до 2000 рублей.

Правила маневрирования по прилегающей к шоссе территории таковы:

  • Водитель авто, выезжая из прилегающей зоны на дорожное полотно, уступает путь движущимся ТС и велосипедам.
  • Въезжая на участок, авто уступает путь пешеходам и право проезда велосипедистам.
  • При повороте налево нужно уступить дорогу пешеходам, движущимся слева по тротуару, и встречному транспорту.
  • Поворачивая направо, пропускают движущийся слева транспорт и пешеходов, пересекающих путь по тротуару.

На ж/д переезде

Переезд через железнодорожные рельсы считают самым опасным для движения. Любые манёвры на переезде недопустимы. Кроме того, въезд или проезд через него разрешены только при открытом шлагбауме и отсутствии запрещающих сигналов. Запретить въезд и проезд при открытом шлагбауме может регулировщик, звуковая сигнализация или красный фонарь светофора.

Узнайте, возможно ли избежать наказания за окончание обгона на сплошной.

Если машина заглохла посреди рельсов, нужно высадить пассажиров и попытаться отбуксировать авто. В случае неудачи, по обеим сторонам от машины на расстоянии 1000 м пассажиры пострадавшего авто могут подавать сигнал идущему поезду ярким лоскутом ткани (шарфом), фонариком в тёмное время суток или жестом — круговым движением рукой. У машиниста будет достаточно времени остановиться, учитывая тормозной путь поезда.

Где запрещены манёвры

Для соблюдения безопасности всех участников на проезжей части запрещены описанные выше манёвры и обгон на следующих участках:

  • переход для пешеходов;
  • тоннель;
  • мост и участок под ним;
  • эстакада;
  • ж/д переезд;
  • остановки общественного транспорта;
  • участок полотна с ограниченным обзором (менее 100 м).

Любой манёвр будет безопасным, если выполнять его внимательно, не спеша, следуя правилам. Знание ПДД может сохранить автомобилисту здоровье, а иногда и жизнь.

Маневрирование на дорогах согласно ПДД

В процессе движения на каком-либо транспортном средстве по дорогам общего пользования водитель постоянно в той или иной степени сталкивается с маневрированием. Правила дорожного движения достаточно строго регулируют этот процесс, для того, что бы на дороге был порядок и безопасность.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Читайте также:  Как зарегистрировать газовое оборудование на автомобиль

Согласитесь, что без чёткого регулирования маневрирования было бы сложно предугадать манёвр того или иного водителя в потоке. Итак, рассмотрим подробнее, что же такое маневрирование, и что о нём написано в законе.

Что такое маневрирование?

Данному понятию в правилах дорожного движения посвящена отдельная глава, которая чётко регламентирует все действия водителя любого транспортного средства.

Если говорить простым языком, то к понятию маневрирования можно отнести практически любые движения на дороге.

Обозначаются манёвры следующими способами:

  1. При помощи указателей поворотов, которыми оснащены абсолютно все современные автомобили
  2. В случае их неисправности или отсутствия (велосипеды и мопеды), маневры показываются с помощью жестов рукой. Кстати все эти жесты так же прописаны в правилах дорожного движения.

Что относится к манёврам?

Вполне логичный вопрос, который возникает у многих автолюбителей. Давайте разберёмся, что же всё-таки относится к манёврам, а что нет.

К маневрированию относят:

  • Выполнение поворотов и разворотов
  • Перестроение в дорожном потоке
  • Объезды, обгоны и опережения
  • Начало движения от тротуара или с обочины
  • Подъезды к тротуарам и обочинам с целью остановки транспортного средства
  • Осуществление движения задним ходом

К манёврам нельзя отнести:

  • Движение транспортного средства по закруглению дороги, если другие варианты движения отсутствуют.

Начало движения маневрирование ПДД

Как было сказано выше, начало движение транспортного средства так же является манёвром? а, следовательно, при его совершении будет необходимо соблюдать некоторые правила, обойтись без которых просто невозможно.

Рассмотрим каждый пункт более подробно:

  • Как и при любом другом манёвре, перед началом движения, водитель должен оповестить других о своих намерениях. Осуществляется это при помощи указателей поворотов или соответствующего жеста. Сигнал, конечно же, должен быть подан заблаговременно, что бы не вводить в заблуждение других водителей и не создавать аварийную ситуацию.
  • Не стоит забывать, что согласно правил дорожного движения, каждый водитель, перед тем как начать движение по дорогам общего пользования обязан убедиться в исправности своего транспортного средства. В частности проверке подлежит:
  • Рулевое управление
  • Тормозная система
  • Световое оборудование

Нормы поведения водителя при маневрировании согласно ПДД

Помимо чётких правил существуют так же и своеобразные «нормы поведения», которые так же следует знать и соблюдать:

  1. Не стоит лишний раз перестраиваться и совершать большое количество манёвров. Если вы знаете куда едите, планируйте своё движение заранее, или используйте навигатор.
  2. Нельзя препятствовать обгону и опережению.
  3. Терпеливо и с пониманием относиться к ошибкам других водителей, ведь абсолютно всем людям свойственно ошибаться.

ПДД при маневрировании

Как уже говорилось выше, ПДД достаточно жёстко регулируют совершение каких-либо манёвров на дороге:

  1. Начнём с того, что является, пожалуй, главным. Но даже при условии регулярного повторения соблюдается далеко не всеми участниками дорожного движения. Речь идёт об информировании, о совершении манёвра, которое требуется совершать заранее. Именно из-за нарушения этого простого правила чаще всего и происходят ДТП.
  2. Следует помнить ещё один важный момент. Поданный вами даже заранее сигнал вовсе не даёт вам никакого преимущества перед другими водителями, к сожалению многие этого не понимают и считают, что включённый поворотник избавляет их от обязанности смотреть в зеркала заднего вида.
  3. В случае невозможности оповещения штатными средствами по причине их неисправности, потребуется подавать сигналы с помощью жестов. Например, остановка обозначается поднятой вверх рукой (на случай отказа стоп-сигналов), а направление поворота обозначается жестом руки непосредственно в ту сторону, куда планируется осуществить движение.

Особые случаи при маневрировании

онечно, предугадать все нестандартные ситуации невозможно, но то, что встречается довольно часто, даже имеет свое отражение в правилах дорожного движения.

Рассмотрим особые случаи, которые могут возникнуть при маневрировании:

  • Наиболее чётко под определение «особого случая» относятся дороги с трамвайными путями. Всем автомобилистам известно с самого начала, что трамвай «всегда прав», за исключением момента, когда он выезжает из депо. Поэтому крайне не желательно занимать трамвайные пути, если есть свободные полосы на дороге, лучше двигаться по ним.
  • Отдельного внимания так же заслуживают пешеходные переходы и остановки общественного транспорта. Стоит внимательно изучить ПДД на предмет запрета манёвров вблизи таких мест.
  • Не лишним будет периодически повторять правила дорожного движения, что бы обеспечить себе и окружающим безопасность. Многим моментам, например движению задним ходов в правилах посвящён отдельный параграф. То же самое касается разворотов на перекрёстках, т.к. именно при них водители совершают наибольшее количество ошибок.
Читайте также:  ДТП с мотоциклистами

Маневрирование это то, без чего водитель просто не может обойтись при езде по дорогам общего пользования а, следовательно, изучить эту часть правил следует особенно тщательно.

Ведь в плотных городских потоках риск попасть в ДТП достаточно велик, и увеличивать свои шансы оказаться в столь неприятной ситуации точно не стоит.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

8. Начало движения, маневрирование – текст правил дорожного движения

8.1 Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2 Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3 При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4 При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)

8.6 Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7 Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8 При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9 В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Читайте также:  Лицензия для Яндекс такси

8.10 При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11 Разворот запрещается:

на пешеходных переходах;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

8.12 Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

ПДД при вождении квадроциклов

Квадроцикл как средство передвижения с каждым годом набирает популярность. Связано это с его невысокой стоимостью, хорошей маневренностью и способностью преодолевать практически любые препятствия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но перед началом езды нужно ознакомиться с правилами дорожного движения, которые распространяются на квадроциклы. Также важно знать о процедуре регистрации транспорта и получении прав.

Где разрешена езда, а где нет

Вопрос о том, где можно ездить на квадроциклах, возникает у всех владельцев этого транспортного средства. Многие полагают, что машина предназначена для езды только по бездорожью, полям и лесам. На самом деле, в законодательстве нет запрета на управление квадроциклом по дорогам общего пользования.

Квадроцикл относится к самоходным машинам, о которых в законе говорится, что нельзя на них ездить по автомагистралям и дорогам, предназначенным для автомобилей. Соответствующий запрет определяется дорожными знаками.

Получается, что на квадроцикле, согласно ПДД, можно ездить по дорогам общего пользования. Но, как правило, ограничиваются они загородной магистралью.

Если же дорожных знаков нет, то не запрещено управлять мини-внедорожником в черте города. Это правило регламентируется статьей 16.1 ПДД РФ.

Еще одно сомнение возникает по причине отсутствия поворотников. Но водителям разрешено подавать сигнал о предстоящем повороте руками. То есть отсутствие поворотников не является препятствием к езде по дорогам общего пользования.

Но не стоит забывать о правилах безопасности на дорогах общего пользования. Здесь риск возникновения ДТП намного выше, чем загородом.

В случае столкновения с легковым автомобилем больше всего пострадает именно водитель квадроцикла, поскольку его выбросит на дорогу, что станет причиной серьезных травм.

Есть ли специальные знаки

Разрешающих езду на квадроцикле дорожных знаков не предусмотрено. А вот запрещающие указатели есть. Это:

знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»
знак 3.5 «Движение тракторов запрещено»
знак 5.3 «Дорога для автомобилей»
знак 5.1 «Автомагистраль»

Если расположены эти дорожные указатели, то дальнейшее движение на квадроцикле запрещено. Помимо перечисленных знаков, следует обращать внимание на общие знаки и разметки.

Водитель квадроцикла несет ответственность за соблюдение всех правил ДД, как и водители других транспортных средств.

Нужно ли регистрировать квадроцикл в ГИБДД и получать права

Для управления мототранспортным средством передвижения нужно получить водительское удостоверение.

Процедура проводится стандартным образом, но имеет свои нюансы:

  1. Обучиться в школе на права категории «А». Если у вас есть удостоверение с открытой категорией «B», то они не подойдут. Вам нужны права тракториста.
  2. Срок обучения в автошколе составляет около 2,5 месяцев. Начинать можно подросткам с 16 лет.
  3. Разрешено самостоятельное обучение, но с обязательной сдачей экзамена в Гостехнадзоре.
  4. Экзамен включает в себя сдачу теоретической и практической части. Необходимо выучить ПДД, чтобы успешно закончить обучение.
  5. Для получения прав потребуется предъявить паспорт, медицинскую справку, квитанцию об уплате госпошлины, справку о пройденном обучении (если есть).
Читайте также:  Разрешен ли обгон на перекрестке по главной дороге

Стоит отметить, что сдать экзамен на права по категории «A» значительно проще, чем на получение удостоверение на право управления легковыми автомобилями. Как правило, экзаменаторы сильно не придираются, требуя лишь знания ПДД.

Сдавать экзамен на право управления квадроциклом можно только инженеру-инспектору территориального органа Гостехнадзора.

Экзаменатор должен иметь средне-специальное или высшее образование, а также открытую категорию прав «A». Еще одно требование – возраст. Экзаменатором не может стать человек моложе 25 лет.

Открытая категория прав позволяет управлять любой мототехникой. Это может быть мотоцикл, снегоход и другие виды аналогичного транспорта.

При покупке квадроцикла его нужно зарегистрировать в Гостехнадзоре. Это правило распространяется на технику с объемом двигателя более 50 куб/см.

Для регистрации потребуются документы:

  • ПТС;
  • договор купли-продажи;
  • копия сертификата соответствия;
  • таможенные документы, если техника собрана за границей.

Регистрация квадроцикла не занимает много времени. Это намного легче, чем регистрировать обычный легковой автомобиль.

Что нужно сделать водителю после покупки квадроцикла:

  1. Получить водительское удостоверение.
  2. Зарегистрировать транспортное средство. Первый и второй пункт можно поменять местами. Главное, не садится за руль до получения прав.
  3. Оформить в Гостехнадзоре паспорт мини-трактора.
  4. Пройти технический осмотр.
  5. Получить страховой полис.

Стоит отметить, что в большинстве вопросов ориентироваться нужно на правила, которые распространяются на тракторы, поскольку квадроциклы в РФ относятся к этой категории.

Максимально допустимая скорость

Скорость передвижения на квадроцикле ограничивается только общими правилами, распространяющимися на все виды транспортных средств.

В черте города необходимо двигаться со скоростью не более 60 км/ч или 40 км/ч, если это предусмотрено дорожными знаками.

Стоит учитывать, что эксплуатация квадроцикла на большой скорости увеличивает опасность для водителя.

Специалисты не рекомендую развивать скорость более 40 км/ч. К тому же, конструктивными особенностями не многих квадроциклов предусмотрена возможность развивать большую скорость.

Правила перевозки пассажиров и в частности детей

Многие квадроциклы оборудованы местами для пассажиров. И перевозить других людей нужно с учетом правил безопасности и дорожного движения:

  1. Каждому пассажиру выдается шлем, который в случае ДТП защитит голову от смертельных ударов.
  2. На заднем сидении перевозить пассажиров разрешено при условии, что данная возможность предусмотрена конструктивными особенностями квадроцикла. Нельзя использовать транспорт для перевозки людей, если такой возможности нет, но размеры сидения умещают двух человек.
  3. Если квадроцикл оборудован ремнями безопасности, то пассажиры должны пристегнуться сразу после посадки.
  4. Высадку и посадку пассажиров разрешено осуществлять только после полной остановки квадроцикла.
  5. Запрещено высаживать пассажиров на проезжей части. Нужно припарковаться возле обочины (не под запрещающими остановку знаками).

Пассажиры должны вести себя спокойно, не вставать во время движения и не мешать водителю.

К перевозке детей предъявляются особые требования. Так, запрещено сажать на заднее сидение квадроцикла и иной мототехники ребенка, не достигшего 12-летнего возраста. Нельзя доверять детям держать руль, держать их на коленях и в руках пассажиров.

В 2017 году в правила были внесены поправки. Они запретили перевозить пассажиров на квадроцикле водителям, имеющим стаж вождения менее 2 лет.

Про пересдачу ПДД в другом городе читайте здесь.

Что должно быть у водителя при себе во время вождения

Каждый водитель квадроцикла обязан иметь при себе необходимые документы и средства безопасности. Не менее важно проверять транспортное средство перед началом поездки.

В первую очередь, убедиться в том, что шины хорошо накачены и на них отсутствуют повреждения. Затем проверяются внутренние узлы, топливо, масло и тормозная жидкость.

Эти меры предосторожности помогают предупредить серьезную поломку квадроцикла и столкновение с другим транспортным средством.

Из документов

После проверки исправности квадроцикла убедитесь, что все необходимые документы при себе.

К ним относится:

  • водительское удостоверение;
  • техосмотр;
  • паспорт самоходной машины (аналогия ПТС);
  • полис ОСАГО.

Страхование автогражданской ответственности проводится в установленном порядке. Каждая страховая компания проводит оформление полисов на мототехнику. Обходится такой документ дешевле, чем на автомобиль.

Многие интересуются – можно ли обойтись без страховки? Нет, за отсутствие полиса ОСАГО предусмотрены штрафные санкции, как и для водителей легковых автомобилей. Поэтому следует позаботиться о покупке полиса после приобретения квадроцикла.

Без указанных документов отправляться в путь на квадроцикле нельзя. Некоторые водители полагают, что по бездорожью можно ездить без опаски – инспекторы ГИБДД не «штурмуют» в лесах и полях. Но это мнение ошибочное.

При передвижении из одной точки в другую есть вероятность встретить инспектора на дороге, которую водитель будет просто пересекать. И тогда придется заплатить немаленький штраф за отсутствие перечисленных документов.

Читайте также:  Автомобиль в лизинг для физических лиц

Для техники безопасности

Техника безопасной езды на квадроцикле требует от водителя всегда иметь при себе:

  • шлем на голову;
  • светоотражающий жилет;
  • набор для проведения ремонтных работ в случае поломки.

Шлем надевается перед началом движения. Это не просто предосторожность, а необходимая манипуляция, которая в экстренной ситуации сохранит жизнь водителю.

Светоотражающий жилет при себе должны иметь водители всех видов транспортных средств. Его надевать необходимо в случае вынужденной остановке на темной трассе при поломке транспорта.

Выходить на проезжую часть без жилета опасно для жизни, поскольку водители автомобилей, движущихся на этой же дороге, попросту не увидят пешехода.

Набор для ремонтных работ актуально держать при себе в том случае, если есть знания и опыт в устранении неполадок у квадроцикла.

Инструменты выручат в поле, лесу, на бездорожье, где не ловит мобильная связь и редко встречаются автомобили. Даже новая техника имеет свойство выходить из строя, поэтому не стоит полноценно доверять недавно купленному квадроциклу.

При поездках в зимнее время при себе нужно иметь теплые вещи и термос с горячим напитком. Важно предусмотреть все ситуации, которые могут случиться во время поездки.

Какие предусматриваются наказания за нарушения ПДД

Что касается наказаний за нарушения ПДД, то водитель квадроцикла не отличается от водителя легкового автомобиля. За любые нарушения правил предусматриваются штрафы и даже лишение прав.

Наиболее часто водителей квадроциклов штрафуют за следующие нарушения:

Езда по автомагистрали и там, где это запрещено дорожными знаками. Водителю квадроцикла нужно изучить местность, куда планируется поездка, чтобы убедиться в отсутствии запрещающих знаков. Согласно статье 12.26 КоАП водителю придется заплатить штраф в размере 5000 рублей
Езда без шлема. Суровое нарушение, рассматриваемое в статье 12.6 КоАП РФ придется заплатить штраф в размере 1000 рублей. Причем это правило распространяется не только на водителя, но и его пассажиров
Нарушения правил перевозки детей. Сюда относится перевозка ребенка младше 12 лет За это предусмотрен штраф в размере 3000 рублей, согласно статье 12.23 КоАП
Езда без документов. Если водитель забыл дома удостоверение, страховку или техосмотр придется заплатить штраф в 500 рублей, что указано в статье 12.3 КоАП. Если же права вовсе водитель не получал, то наказание более суровое – от 5000 до 15000 рублей. За отсутствие страховки – 800 рублей

Водитель квадроцикла должен соблюдать общие правила дорожного движения, учитывая дорожные знаки и разметки. При нарушении придется понести наказание, независимо оот вида транспортного средства.

Квадроцикл – это относительно недорогой, но мощный и практичный вид транспорта. Он легко преодолевает препятствия и идеально подходит для езды по бездорожью.

В черте населенного пункта квадроциклы практически не встречаются, но в законодательстве не установлен прямой запрет на эксплуатацию данного вида транспорта на дорогах общего пользования.

Главное, соблюдать правила безопасности, общее ПДД и внимательно следить за дорогой, чтобы избежать ДТП.

Про учебную езду по ПДД смотрите на странице.

Про ПДД для самоходных машин узнайте из этой информации.

Видео: Правила движения. Квадроцикл

Можно ли ездить на квадроцикле по дорогам и где нельзя? Можно ли управлять без прав?

Квадроцикл на ДОП

  1. На большинство квадроциклов (с рабочим объёмом двигателя более 50 см 3 и имеющих ПСМ) распространяется общее правило: по дорогам общего пользования ездить можно, если предварительно зарегистрировать технику в Гостехнадзоре, получив госномера, и обзавестись правами самоходной машины категории A1.
  2. Однако, в лесах и полях тоже есть дороги, и на них распространяются действия ПДД и соответствующие запреты, в том числе вышеуказанные условия.
  3. Между тем, судебная практика говорит о том, что даже при отсутствии ПСМ и невозможности постановки на учёт квадроцикл к водителю будут применены наказания по всей строгости КоАП РФ. То есть и ездить на такой технике нельзя вовсе, за исключением специально отведённых закрытых участков-полигонов.
  4. Зато страховка ОСАГО для катания на квадроцикле не требуется, равно как шлем и другая экипировка.
  5. За езду в состоянии опьянения водителя такой техники лишат водительских прав и на автомобиль в том числе.
Читайте также:  Разрешен ли обгон на перекрестке по главной дороге

Ранее мы уже рассматривали возможность управления питбайком и даже мотоблоком с прицепом. Квадроцикл также по сути своей является внедорожной техникой. Вот только требования законодательства к нему в 2021 году, как правило, немного больше. Однако, это зависит от ряда характеристик этой машины. В статье мы выясним, можно ли ездить на квадроцикле по дорогам общего пользования по городу и нужна ли для этого постановка на учёт, по каким ещё дорогам можно и нельзя кататься на такой технике, нужны ли на неё водительские права и что будет за езду без удостоверения и другие вопросы, касающиеся так или иначе вопросов ПДД по отношению к внедорожным устройствам.

ПДД 2021 года о передвижении на внедорожной технике

Итак, начнём мы с самого главного – выясним, можно ли ездить на квадроцикле в принципе. Разумеется, ответ на данный вопрос положительный. Для чего, собственно, и предназначена эта техника!

Однако, возможности, предоставляемые законодательством России, как правило, не безусловные. В частности, нам нужно выяснить следующие тонкости.

  1. Где можно ездить на квадроцикле, а где нельзя? Можно ли передвигаться внутри города или населённого пункта?
  2. Нужно ли регистрировать внедорожную техничку в ГИБДД или других органах?
  3. Нужны ли для передвижения на нём водительские права?
  4. Какие штрафы действуют в 2021 году за несоблюдение вышеперечисленных условий.

А для этого нам нужно знать и понимать это самое законодательство. И с ПДД всё достаточно просто. Согласно определению Правил, квадроцикл не является транспортным средством, потому как непременный атрибут последнего – предназначенность для перевозки по дорогам людей и/или грузов. Наш же агрегат прямо не предназначен для передвижения по дороге. Он, собственно, и значится как внедорожная техника.

Но здесь следует учесть, что ПДД – далеко не главный, хотя и самый популярный среди автолюбителей, нормативный акт, касающийся безопасности дорожного движения. Главнее него Федеральный закон О БДД №196. Но и он содержит то же определение транспортного средства.

Тем не менее, нас интересуют не столько обязанности водителя квадроцикла, сколько ответственность за их неисполнение. Собственно, для этого мы и выясняем наши обязанности.

Ответственность в российском законодательстве предусматривается Кодексом об административных нарушениях. А за штрафы в дорожном движении отвечает глава 12 КоАП. И именно в самой первой статье этой главы законодатель предусмотрительно описал, что понимать под транспортными средствами для возможности наказания водителя того или иного из них.

Итак, смотрим примечание к статье 12.1 КоАП РФ:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Здесь чётко понимаем, что закон очень обширен по применимости ответственности к разного рода транспорту.

И квадроцикл в нашем случае входит в число “иных самоходных машин“, для езды на котором необходимы права. То есть здесь видим важное условие применимости КоАП для квадроциклов – для управления ими должна быть установлена обязанность получать водительское удостоверение. Между тем, в свежем Постановлении Пленума Верховного суда России №20 опущено условие наличия права управления. Да и судебная практика 2021 года всё же чаще всего оставляет в силе штрафы и лишения прав для водителей квадроциклов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: