Обгон автобуса на остановке через сплошную разметку

Можно ли объезжать автобус на остановке через сплошную?

В медленном городском трафике любая неожиданная остановка вызывает много эмоций. Вставший у остановки автобус задерживает поток. Автомобилям приходится тормозить и ждать, однако некоторые нетерпеливые водители вдруг срываются с места и объезжают автобус по встречной полосе через сплошную линию разметки, заставляя встречный транспорт прижиматься к обочине. Другие же нервно сигналят в потоке, требуя от осторожных шоферов повторять подобный маневр прямо перед объективом камеры фото- и видеофиксации.

Если таких нетерпеливых останавливает экипаж ГИБДД, то они оправдываются тем, что сочли автобус за непреодолимое препятствие, которое допускается объезжать по встречке. Насколько они правы?

Что такое непреодолимое препятствие?

Действительно, в Правилах дорожного движения есть разрешение пересекать сплошную разделительную линию и выезжать на полосу, отведенную для движения встречного транспорта, если своя полоса занята непреодолимым препятствием. В этом случае вступает в силу правило встречного разъезда.

В соответствии со статьей 11 ПДД РФ, если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Если транспорт движется по склону, то уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Кроме того, при встрече с непреодолимым препятствием правила обязывают искать все иные пути для объезда, включая обочину. Если она свободна, то выезжать на встречку нельзя ни при каких обстоятельствах.

В соответствии с ПДД, непреодолимым препятствием могут быть строительные работы и раскопанный участок дороги, выставленное ограждение или посторонние предметы на дороге, свалившийся с платформы крупногабаритный груз, крупные камни или доски, а также иные тяжелые предметы. Непреодолимым препятствием считается работающая строительная техника, если она огорожена предупредительными барьерами, а участок проведения работ обозначен выставленными знаками с направлением движения для объезда. Также препятствием считается место ДТП с разбитыми автомобилями, хозяева которых дожидаются приезда экстренных служб и полиции. Они обязаны выставить знаки аварийной остановки. Сломавшийся автомобиль тоже считается непреодолимым препятствием, если он не может сдвинуться с места и стоит с включенной сигнализацией и с выставленным сзади знаком аварийной остановки.

Автобус — это не препятствие

Пассажирский рейсовый автобус, как и троллейбусы, и маршрутные такси, не может считаться непреодолимым препятствием, так как он останавливается временно и движется строго по определенному маршруту. Остановки строго регламентированы и соответствуют всем требованиям ПДД. Кроме того, непреодолимым препятствием не считается и дорожный затор, который создается медленно двигающимся автобусом.

Поэтому, если автобус встал у обочины и высаживает пассажиров в узком месте, где дорога разделена сплошной линией разметки, обгонять его категорически запрещено. Даже если остановка затянулась и прошло несколько минут, попутный транспорт обязан мирно дожидаться, пока водитель автобуса не закроет двери и не продолжит движение.

Любой маневр опережения по встречной полосе в этом случае карается по статье 12.15 КоАП РФ, которая гласит, что «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного транспорта, либо на трамвайные пути встречного направления, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Повторное совершение административного правонарушения чревато лишением прав на срок до одного года.

Читайте также:  Можно ли совершать обгон колонны

В каких же случаях можно обгонять автобус через сплошную линию? Делать это можно только в том случае, если автобус сломался, припаркован близко к обочине и занимает ее, а рядом выставлен знак аварийной остановки. Тогда водители, пользуясь правилом встречного разъезда, могут прибегнуть к выезду на встречную полосу, чтобы миновать неожиданно возникшее непреодолимое препятствие.

Можно ли, объехав автобус через сплошную линию, остаться с правами?

Сегодня нет, наверное, такого человека, который бы не видел, как водители через сплошную линию объезжают, стоящий на остановке автобус . Посмотрев на картинку, многие из вас узнали в ней привычную для наших городов ситуацию. Возникает вопрос, о чём думали те, кто строил такие дороги ? И те, кто ставил в этом месте остановку. Ну, об этом позже.

Как бы мы не возмущались, но такие дороги были, есть и ещё, по всей видимости, долго будут. А самое возмутительное то, что, зачастую, невдалеке от этого участка, стоят те, кто в первую очередь должен заметить и исправить все несоответствия требованиям Министерства транспорта по проектированию и установке автобусных остановок.

В данном случае, остановка размещена без заездного кармана, что является грубейшим нарушением. Но полицейские используют эту нерадивость дорожников в своих целях, а именно, ловят тех, кто пытается объехать стоящий на остановке автобус.

Разумеется, расхлябанность дорожников не даёт права водителю пересекать сплошную линию и в данной ситуации он должен подождать, когда автобус отъедет от остановки. Однако, много вы видели таких автомобилистов, которые терпеливо ждут этого момента? В большинстве случаев всё происходит именно так, как запечатлено на фото выше.

Вменяется в этом случае, провинившемуся водителю, ни много ни мало, а статья 12.15 ч.4 КоАП.

Как же уйти от несправедливого наказания и сохранить свои права в этом случае. Попробуем разобрать ситуацию, как говорят на пальцах.

Сразу стоит оговориться, что рассчитывать на то, что гаишники послушают вас и изменят свои намерения, вряд ли стоит. Обычно они используют такие участки либо для повышения “производственных” показателей, либо, чтобы пополнить свой кошелёк.

А ситуация, на самом деле, очень даже спорная и, при определённой настойчивости провинившегося, а если дело касается потери прав, да ещё почти путём развода, то так вести себя, как говорят, сам бог велел, оборачивается в пользу автомобилиста. Правда совсем сухим из воды выйти не удастся, но переквалифицировать данное правонарушение в ст.12.15. ч.3 вполне под силу.

Начнём с того, что об это говорят ПДД. А говорят они следующее:

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
Как мы видим на картинке, ни о каких 3-х метрах, в данной ситуации, не может быть и речи. Автобус, в нарушение ПДД, занял большую часть дороги, и никакого наказания за это не несёт. Да, можно в этом случае сказать, что каждый отвечает за себя, и если гаишники не обращают на это внимание, то это его счастье. Однако в суде этот факт может стать мощным аргументом в пользу водителя, так как автобус, в данный момент, можно рассматривать, как препятствие.
“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Читайте также:  Какой штраф за обгон на пешеходном переходе

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Остановившись, автобус вынуждает всех, кто движется за ним, объезжать его по встречке, так как остановка построена с нарушениями требований. Акцент надо делать ещё и на том, что, в данном случае, сотрудниками ДПС умышленно используется участок дороги, не соответствующий ГоСТу, в целях наказания водителей, а возможно, и ради наживы. Думаю, такая постановка вопроса охладит пыл нерадивых гаишников и даст шанс водителю избежать незаслуженного наказания. И не стоит забывать про фото и видеосъёмку сложившейся дорожной ситуации.

Можно ли объехать автобус на остановке

Последнее обновление: 14.01.2021
Комментариев нет

Ситуация. Метров 100 после перекрестка расположена автобусная остановка, и она без «кармана», в который автобусы, обычно, заезжают для посадки-высадки пассажиров. Дорога в две полосы: одна — наша, вторая — встречная.

От перекрестка до остановки нанесена сплошная линия разметки 1.1 с таким расчетом, что стоящий на остановке автобус или маршрутку удается объехать уже через прерывистую линию 1.6 (удлиненную).

Но если там останавливаются два автобуса, и стоят иногда долго, то объехать их возможно только через сплошную линию. Если остановиться и ждать, пока они отъедут, вырастает пробка от самого перекрестка и до этих автобусов.

Вопрос: Можно ли объехать этот автобус, стоящий на остановке через сплошную линию разметки, или такой объезд запрещен?

Ответ. Вопрос следует сформулировать так: разрешают ли ПДД в этой ситуации объехать автобус на остановке через сплошную?

Поскольку маршрутное ТС стоит на остановке не просто так, а производит посадку-высадку пассажиров, в этой ситуации ПДД запрещают объезд по встречной полосе (через сплошную линию разметки). Чтобы проехать этот участок без нарушения, целесообразно подождать, пока автобус освободит проезд.

Ниже есть объяснение этому решению.

Объезд (чего угодно) бывает двух видов: объезд через встречную полосу и объезд через попутную полосу движения, а также по обочине. Объезд по обочине не рассматриваем, поскольку к нашей ситуации он не имеет отношения.

И попутная, и встречная полоса может быть отделена как сплошной, так и прерывистой линией разметки. Прерывистую (пунктирную) линию разрешается пересекать с любой стороны (в том числе через встречную полосу). Сплошную линию, которая не является краем проезжей части, пересекать запрещается.

Размер штрафа за пересечение сплошной линии разметки будет зависеть от условий, в которых это пересечение произошло.

  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по встречной полосе последует лишение прав до полугода или штраф 5000 рублей. За повторный выезд на «встречку» (в т.ч. при объезде НЕ препятствия) последует лишение прав на 1 год либо штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5 КоАП);
  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по попутной полосе последует предупреждение (если ПДД нарушены в первый раз) или штраф 500 рублей (ст.12.16 ч.1 КоАП).
Читайте также:  Разрешен ли обгон через сплошную

В оговоренном выше случае объезд автобуса на остановке через сплошную линию 1.1 является нарушением пункта 9.1 (1) ПДД. Данный пункт запрещает выезжать на встречную полосу, если она отделена сплошной линией разметки, кроме случаев объезда препятствия при условии, что другого варианта, чтобы его объехать, нет.

Маршрутный автобус, стоящий на остановке, может стать препятствием только в случае, когда его водитель включит аварийную сигнализацию и (или) выставит знак аварийной остановки, как сигнал для остальных автомобилистов о его неполадках.

При таком раскладе уже не запрещается объехать автобус как препятствие, через сплошную линию, в том числе по встречной полосе, поскольку других вариантов объезда нет.

Похожий вопрос уже обсуждался на просторах интернета, есть решение Верховного суда, определившего объезд автобуса по встречной полосе через сплошную (в момент посадки-высадки пассажиров) нарушением, и как бы ставящее точку в решении этого вопроса.

Вообще, на вопрос «можно ли объехать автобус на остановке» не существует однозначного ответа. Вариант ответа всегда зависит от обстоятельств, которые сложились вокруг этой ситуации. Необходимо рассматривать конкретный случай.

Ответ будет либо: да, разрешается, но при условии, что объезд не будет противоречить ПДД, либо нет, не разрешается, потому что в конкретных условиях объезд будет являться нарушением ПДД. Важен и тот факт, какое транспортное средство намеревается объехать автобус на остановке.

Например, там, где не «пройдет» автомобиль (между сплошной линией и корпусом автобуса), легко проедет мотоцикл или мопед.

Ответ, как, собственно, и вопрос в стиле «можно» или «нельзя» не совсем корректен в том отношении, что напрашивается следующая формулировка: объехать препятствие можно, но объезд с нарушением ПДД будет «платным», т.е. за него последует штраф.

Похожая ситуация может сложиться не только во «взаимодействии» с автобусом. Речь идет о нерельсовых маршрутных транспортных средствах, которыми могут быть и автобус, и троллейбус, и микроавтобус, именуемый в народе «маршрутка». Т.е. на остановке может оказаться любое маршрутное ТС, которое перемещается по проезжей части.

И если вы, оказавшись в похожих обстоятельствах, понимаете, что не сможете объехать маршрутное ТС, не выезжая при этом на встречную полосу через сплошную, то целесообразно подождать, пока это маршрутное ТС отъедет от остановки.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Обгон почти не виден

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: “по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу”.

Читайте также:  Использование зеркала для обгона для праворульных машин

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт – это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту “РГ” в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: “Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Правила обгона и ошибки при его выполнении

Последнее обновление: 03.01.2021
Комментариев нет

  • Завершение обгона через сплошную линию разметки
  • Обгон «паровозиком»
  • Обгон на пешеходном переходе
  • Обгон на перекрестке по главной дороге
  • Обгон во время разворота
  • Обгон на опасном повороте
  • Обгон «паровозиком» (продолжение)
  • Обгон «паровозиком» (заключение)
  • Правила обгона и ошибки при его выполнении
  • Нарушения правил обгона
Читайте также:  Где запрещен обгон транспортных средств

Как известно из определения в пункте 1.2 ПДД, обгон — это маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. В процессе обгона имеются три составляющих: выезд на встречную полосу (начало обгона), движение по встречной полосе, и возврат на свою полосу (завершение обгона).

Каждый из этих последовательных маневров в совокупности с дорожной обстановкой представляет собой набор опасных моментов, игнорирование которых может привести к очень нежелательным последствиям, в т.ч. и к ДТП.

Общие правила выполнения обгона, а также несколько рекомендаций для водителей обгоняющего и обгоняемого автомобиля рассмотрены в статье Маневрирование в дорожном потоке. В этой статье коснемся технических правил осуществления обгона.

Основные требования к выполнению обгона прописаны в пункте 11.2 ПДД. В нем перечислены обстоятельства, при которых запрещается приступать к обгону. Обстоятельства всегда переменчивы. Предположим, в данный момент времени сформировались одни обстоятельства, а через пару минут их может уже не быть, т.е. данные обстоятельства изменятся на другие.

В отличие от пункта 11.2, в пункте 11.4 ПДД перечислены места, в которых обгон запрещен. Другими словами, в указанных местах обгон запрещен ВСЕГДА. Перечислять их здесь смысла нет, можно пройти по ссылкам выше, и почитать весь раздел.

Правила обгона

Чтобы избежать неприятных последствий в процессе обгона, приступая к оному, необходимо придерживаться некоторых правил.

Юридические правила осуществления обгона (где и когда разрешено, и где и когда запрещено) изложены в разделе 11 ПДД.

Так называемые, технические правила обгона, официально нигде не значатся. Они сформулированы общей водительской практикой на протяжении длительного времени, а в современных реалиях, когда число машин на дорогах растет, постоянно подтверждают свою актуальность.

Технические правила обгона состоят всего из трех пунктов:

  • Максимальный разгон в своей полосе;
  • Минимально возможное время движения по встречной полосе;
  • Возврат на свою полосу, не создавая помех обгоняемому.

Перечисленные пункты правил обгона включают в себя, собственно, начало обгона, непосредственно опережение обгоняемого по встречной полосе, и завершение обгона с возвратом на свою половину проезжей части.

Далее рассмотрим их более развернуто, и вместе с тем обратим внимание на некоторые ошибки при обгоне, которые допускают автомобилисты, осуществляя тот или иной маневр в процессе обгона.

Начало обгона

Начало обгона подразумевает уже принятое водителем решение приступить к маневрам. Но еще на стадии принятия решения следует навсегда отказаться от обгона по главной дороге на нерегулируемых перекрестках и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо). Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.

Перед началом обгона необходимо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся дорога перед глазами. Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).

Еще необходимо убедиться, что ваш автомобиль никто не обгоняет в этот момент времени. Для этого достаточно следить за обстановкой сзади как по зеркалам заднего вида, так и проверяя слепую зону взглядом.

Читайте также:  Обгон на подъеме

Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы. На авто с механической КП целесообразно переключиться на низшую передачу.

Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю. Многие обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля. Из такого положения водитель не может разогнаться: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону. Это не правильно, потому как увеличивается время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.

Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.

Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим авто дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него. Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.

Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона. Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.

Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД). Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).

Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете опережение попутчика (обгоняемого).

Непосредственно обгон

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.

Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон. Указатель правого поворота нужно включить перед возвратом (перестроением) на свою полосу движения.

На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие машины, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного. Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.

Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются. Поэтому, нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.

Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину. Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».

Читайте также:  Обгон по встречной полосе

В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю. Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.

Завершение обгона

По завершении обгона возвращение на свою полосу должно пройти таким образом, чтобы не подрезать обгоняемого.

Для этого, необходимо начать перестроение, опередив обгоняемого на некоторое достаточное расстояние. Есть так называемый «маркер» для начала возврата: появление отображения обгоняемого автомобиля в салонном зеркале заднего вида. После того, как он в нем «появился», можно включить правый «поворотник», и смело возвращаться на свою сторону, не опасаясь, что вы его подрежете.

Если в процессе завершения обгона пришлось встраиваться между двумя, следующими друг за дружкой машинами, то необходимо, еще будучи на встречной полосе, сначала уравнять свою скорость со скоростью «переднего» автомобиля, затем плавно встроиться позади него.

Если обгон завершается через сплошную «осевую» линию дорожной разметки, то это — нарушение. Данная тема рассмотрена в одноименной статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

В заключение, несколько строк о правомерности осуществления обгона. Поскольку этот маневр нередко связан с некоторым риском, приступайте к его выполнению только в местах, в которых он не запрещен ПДД, и только тогда, когда есть уверенность в его безопасности.

Если возникает хоть небольшое сомнение (приступить к обгону или отказаться), то лучше его не начинать, а подождать более благоприятных условий. Ситуация на дороге меняется очень быстро.

Рекомендую к прочтению:

Серия публикаций Обгон — посвящена теме правомерности и целесообразности выполнения обгона.

Серия публикаций Дорожные ситуации. Обгон — сборник по разбору дорожных ситуаций в процессе обгона.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Обгон — ошибки, правила, безопасность, техника.

Обгон парадоксален. С одной стороны, это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. С другой, на риск обгона мы идем добровольно. Ведь никто не тянет за уши обходить вереницу грузовиков, мчащихся под дождем со скоростью 90 км/ч, ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пяток минут раньше? Мы к тому клоним, что перед каждым обгоном следует трезво задавать себе вопрос: ?А мне это нужно? Теперь разберем последовательность грамотных действий, если прозвучал ответ: ?Да?

?Обгон — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы? Так гласят Правила дорожного движения. Иными словами вы совершаете обгоны даже на многополосных магистралях, когда время от времени выбираетесь в крайний левый ряд. Однако сейчас разговор пойдет о самой сложной разновидности обгона ? на узкой дороге, с выездом на встречную полосу. Такой маневр можно условно разбить на три фазы.

Фаза первая
Распространенная ошибка: подкравшись под задний борт какого-нибудь ЗИЛа, горе-водитель начинает оттуда высовываться, пытаясь заглянуть вперед. Он не учитывает, что грузовик может внезапно тормознуть, и тем более не задумывается, что по встречной может мчаться ну о-очень широкий туристический автобус? Словом, готовиться к обгону надо издалека. Чем больше автомобиль, который собираетесь оставить позади, тем дальше следует от него ехать. От закрывающих небо трейлеров вообще лучше держаться в метрах тридцати-сорока. Вы должны видеть все, что творится на встречной полосе?

Читайте также:  Как выполнять обгон, опережение и встречный разъезд

Обращайте внимание на автомобили, которые готовы выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон, будете для них полной неожиданностью? В ожидании ?просвета? в цепочке встречных машин заранее включите более низкую передачу. В автомобилях с автоматической коробкой лучше отключить овердрайв или перейти в режим ?sport? или ?power? Таким образом стрелка тахометра удерживается в зоне 3000-5000 об/мин ? мотор готов к максимальному ускорению. Набирать ход лучше заранее, еще на своей полосе, за несколько мгновений до того, как мимо просвистит последний встречный автомобиль и откроется свободная встречная полоса.

Фаза вторая
Формула безопасности проста: чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон. Тот редкий случай, когда за рулем ?запорожца? получаешь больше адреналина, чем в кокпите Ferrari. Первый станет обгонять какой-нибудь трейлер долго и нудно ? так вырывает зуб неумелый дантист. Водитель будет мучительно всматриваться вперед, ожидая увидеть несущуюся в лоб иномарку. Итальянский суперкар оставит грузовик позади мгновенно. У его водителя пульс даже на йоту не участится?

Поэтому на обгоне используйте весь потенциал мотора: утопите педаль акселератора, на следующую ступень переключайтесь лишь тогда, когда стрелка тахометра вплотную подступит к красной зоне. В общем, чем мощнее двигатель, чем скорее вы вернетесь на свою полосу ? тем безопаснее обгон. Отсюда мораль: не покупайте любимым дамам ?слабые? автомобили, мотивируя свой поступок тем, что зачем, мол, женщине нужен мощный мотор? Нужен! Хотя бы для безопасных и комфортных обгонов.

Вы можете неправильно оценить скорость, казалось, далекого встречного автомобиля. Особенно если он мчится под 200 км/ч. Поэтому пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должна работать левая ?мигалка? Даже тогда, когда обгоняемый остался позади. Включайте правую лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет точно знать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.

Фаза третья
Грамотный возврат на свою полосу. Демонстрирует не сколько мастерство, сколько хорошие манеры. Не перестраивайтесь обратно сразу, грозя снести передний бампер только что обогнанного автомобиля. Выдержите, как говорят актеры, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правую ?мигалку? Правда иногда такая пауза невозможна.

Завершающая стадия обгона сложна, когда по вашей полосе едет плотный поток машин и при обратном перестроении нужно ?втиснуться? в малое пространство между автомобилями. Распространенная ошибка ? торможение и обратное перестроение одновременно ? обычно приводит к тому, что вы либо подрезаете обогнанный автомобиль, либо рискуете вплотную познакомиться с бампером впереди идущего. В таких случаях необходимо разложить третью фазу на две части. Первая ? после обгона вы интенсивно тормозите еще на встречной полосе, уравнивая свою скорость со скоростью машин на своей полосе. Вторая ? аккуратно ?задвигаете? автомобиль в попутный поток.

Читайте также:  Обгон справа

Напоследок напомним, что обгоны в плотном потоке не только наиопаснейшие, но и бесполезнейшие. Выигрыш во времени будет исчисляться минутами, а проигрыш может обернуться тысячами долларов на ремонт и лечение. Не говоря уже про?

Тема 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

Обгон является одним из самых опасных маневров на дороге. При неправильном его выполнении происходят самые тяжелые ДТП.

Дело в том, что обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

А при встречном столкновении, как следует из законов физики, скорости складываются. Так что для безопасности маневра при выполнении обгона водителю необходимо учитывать множество факторов.

Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии.

Не помешает также оценить глубину выбоин на «встречке», иначе не только колеса можно там оставить, но и создать опасность для движения другим участникам дорожного движения, что вообще-то ПДД запрещено.

Если транспортное средство, движущее впереди, включило поворотник налево и само приступило к обгону или объезду препятствия, то на обгон идти нельзя. Думаем, не нужно объяснять почему.

Аналогичная история и с позади едущим автомобилем, решившим преступить к обгону.

Кроме того, важно убедиться, что после завершения обгона водитель сможет без ДТП вернуться на ранее занимаемую полосу. То есть там должно быть свободное место, иначе кто вас впустит обратно?

Кстати, по Правилам водителю обгоняемого автомобиля запрещено препятствовать обгону: ускоряться или подрезать.

Также необходимо учитывать погодные и дорожные условия. Ведь решение обогнать ночью в ливень может стать роковой ошибкой водителя.

А теперь перейдем к самому главному: где такой опасный маневр, как обгон, запрещен.

Начнем с разметки. Мало кому в голову придет, что пересекать сплошную линию можно безнаказанно. А уж тем более двойную сплошную.

Естественно, обгон через сплошную запрещен.

Но даже, если линия посреди дороги прерывистая, стоит обратить внимание на наличие знаков. Есть один, который так и называется «Обгон запрещен» .

Однако в некоторых случаях обгонять можно и в зоне действия этого знака. Нет-нет, речь не идет о машинах в другой цветовой гамме, нежели на знаке.

Обгонять можно двухколесные мотоциклы, гужевые повозки и мопеды.

А также любые тихоходные транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам не могут ехать быстрее 30 км/ч. При этом на таком транспортном средстве должен быть установлен специфичный треугольный знак, как на картинке слева.

При этом если раньше обгон тихоходов был разрешен даже через сплошную линию разметки, то в 2017 году Верховный суд «прикрыл» эту «лазейку». Так что теперь обгон тихохода через сплошную – это практически 100-процентное лишение прав.

Обгон запрещен почти на всех перекрестках.

Во-первых, на регулируемых. Зато опережение без выезда на «встречку» – это пожалуйста!

Во-вторых, обгон запрещен на нерегулируемых, когда автомобиль движется по второстепенной дороге.

То есть, чтобы совершить обгон на перекрестке, нужно убедится, что на нем отсутствует светофор или регулировщик, а также, что вы едете по главной дороге.

Читайте также:  Как правильно совершать маневр обгона

А что делать в этой неоднозначной ситуации из экзаменационных задач?

Разрешено ли Вам выполнить обгон в данной ситуации?
1. Разрешено.
2. Разрешено, если обгон будет завершен до перекрестка.
3. Запрещено.

На данном рисунке мы видим знак, обозначающий, что впереди нерегулируемый перекресток равнозначных дорог. И обгон на нем делать нельзя (помните же, что обгон допускается ТОЛЬКО при движении по главной дороге). Но предупреждающий знак устанавливается вне населенного пункта за 150-300 м до перекрестка. Так что в данной ситуации можно обогнать, но завершить маневр нужно до границы пересечения дорог. Правильный ответ – 2.

На пешеходном переходе тоже нельзя обгонять. Оно и понятно: и без того опасное местечко.

Ранее было правило, что обгон запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов. Сейчас же все стало более категорично, и обгон на таких участках запрещен во всех случаях.

На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними также не разрешается выполнять обгон.

Опасен этот маневр и на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так что обгонять в данных местах также запрещено.

Кроме того, обгонять не разрешается также в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит отметить, что обгон на подъеме не запрещен. Если транспортное средство приемистое, а видимость позволяет, то водитель вполне может начать маневр. Однако при подходе к вершине подъема обгонять нельзя – иначе лобового столкновения не избежать. И тут уже «выживет» крупнейший.

От обгона перейдем к опережению.

Согласно ПДД, опережение – это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть получается, что обгон – это частный случай общего понятия «опережение» только с выездом на полосу встречного движения.

Правила довольно лояльны к этому маневру. Если дорога свободна, то опережать разрешено. Только перед пешеходным переходом будьте осторожны: если другие водители притормозили, вам нужно последовать их примеру, а уж никак не опережать.

В условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами, ПДД категорично запрещают опережение. Тут и без ваших маневров опасности предостаточно.

На любой дороге может встретиться препятствие, которое не позволит объехать его по своей половине дороги. И тогда придется познакомиться с таким понятием, как встречный разъезд.

И тут действует вполне логичное правило: чья половина дороги занята, тот и уступает.

Если водитель встретил препятствие, он включает сигнал поворота, который говорит о намерении перестроиться. И ждет, когда встречный поток проедет.

А вот на спуске-подъеме ситуация с точностью до наоборот. И это правило мы уже рассматривали, когда проходили предупреждающие знаки и .

При затрудненном разъезде на спуске-подъеме уступает водитель, который идет на спуск. Ведь спускающемуся автомобилю намного проще притормозить, пропустив другого, а затем просто убрать ногу с педали тормоза и продолжить спуск.

Напротив, груженая фура, двигающаяся в гору, может начать скатываться вниз во время начала движения после остановки на уклоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: