Разрешение для перевозки опасных грузов

Разрешение для перевозки опасных грузов

Опасные грузы могут транспортироваться только при наличии соответствующего разрешения, что установлено законодательством. Перевозка может осуществляться только при учете всех установленных требований.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Чтобы получить документ на транспортировку, нужно соблюсти много нюансов, а также знать основные моменты.

Что это такое

Опасные грузы перевозятся с учетом нескольких законодательных актов: различные федеральные законы, ГОСТы и приказы. Но самыми главными документами будут считаться ДОПОГ– международное Европейское соглашение, где установлены требования к перевозке ОГ и Административный регламент разрешений МВД РФ, который действует с 07.01.2018 года.

В спецразрешении указываются данные:

  • реквизиты органа, выдавшего документ;
  • маршрут перевозки опасного груза, сведения об остановках;
  • информация о перевозчике и транспортном средстве;
  • наименование организаций грузополучателя и грузоотправителя, место нахождения и ФИО;
  • наименование и класс опасного груза, разрешенного к транспортировке;
  • срок действия, дата выдачи и номер.

Кто выдает

Чтобы получить заявление, необходимо посетить не одну инстанцию:

  1. Ространснадзор.
  2. Росавтодор.
  3. Госавтонадзор.

Процедура получения документа подразумевает необходимость обращения в несколько инстанций, из-за чего процесс делится на несколько этапов. В начале, нужно обратиться в Росавтодор, где заносятся необходимые данные ТС в Реестр.

После прохождения данной процедуры можно обращаться в Госавтонадзор, федеральный орган выдает разрешение.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов

Юридическое лицо, предоставляющее услуги транспортировки, и сам водитель ТС должны быть допущены к перевозке опасных грузов.

Порядок

Часть вторая Приказа Министерства транспорта РФ ФЗ №179 от 04.07.2011 г. устанавливает порядок действий:

  1. Пишется соответствующее заявление, в котором должны быть указаны все необходимые данные.
  2. Прикладывается пакет запрашиваемых документов (копии свидетельств о регистрации ТС, допущен ли транспорт к перевозке особенного груза, подтверждение оплаты государственной пошлины в виде чека или квитанции).
  3. После подачи заявления вместе с необходимым пакетом документов, инстанцией будет проверена достоверность переданных данных.
  4. Если не выявится никаких проблем, то прошение будет зарегистрировано в системе.
  5. На рассмотрение поданного заявления дается десять суток, по истечении которых инстанцией будет вынесено решение: отказать в прошении о получении разрешения, либо согласовать маршрут осуществления транспортировки груза.

При получении отказа на транспортировку груза, инстанцией должно быть оглашено основание ответа. Заявление на разрешение можно подать повторно, если будут устранены указанные проблемы, которые помешали при получении разрешения.

Если же инстанция дала добро, то:

  • в течение трех дней от владельцев инфраструктуры представляются разрешения для транспортировки груза;
  • затем оформляются требуемые документы;
  • готовое разрешение передается лично перевозчику.

Законодательством предусмотрены ситуации, по которым в выдаче разрешения должно быть отказано.

Основания для отказа:

  • инстанция, в которую было подано заявление, полный пакет требуемых бумаг, не может оформлять разрешения по указанному перевозчиком пути;
  • поданный пакет документов содержит в себе некорректные данные;
  • в представленном пакете документов отсутствуют важные бумаги;
  • при запросе разрешения у владельца инфраструктуры, был получен отказ;
  • транспорт не включен реестр либо не имеется соответствующего уведомления;
  • транспортные средства не прошли технический осмотр;
  • ТС было переоборудовано, хотя ГИБДД не давало своего разрешения на проведение модификации.

Требования к водителю:

  • водительский стаж на транспортном средстве определенной категории – более трех лет;
  • пройденный курс подготовки водителем транспортировки опасных грузов;
  • подходящее состояние здоровья.

Организации должны соответствовать другим правилам:

  • в распоряжении должна быть техническая база должного уровня, предназначенная только для транспортировки такого груза;
  • наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Транспортировка может быть осуществлена, только если лица, ответственные за перевозку, соответствуют указанным требованиям.

Категории транспорта, допускаемого к перевозке опасного груза:

  • FL – для бензина, газов, а также легковоспламеняющихся грузов;
  • EX – опасных грузов;
  • OX – пероксида водорода в специальных цистернах;
  • AT – опасных грузов в цистернах.

В транспортном средстве обязательно наличие следующих предметов:

  • тахограф;
  • тормозная система надлежащего качества;
  • между тягачом и фургоном должна быть сцепка;
  • скоростной ограничитель.

Транспортные средства, при помощи которых перевозятся грузы, должны удовлетворять всем правилам безопасности:

  1. Перевозка производится на оборудованных ТС.
  2. ТС должно быть оборудовано специальной выпускной трубой.
  3. ТС должно быть окрашено специальным цветом, а также обязательно наличие знаков, сообщающих об опасности груза. При перевозке легковоспламеняющегося груза, то цвет – оранжевый, для газов – синий.
  4. Исправные предохранители.
  5. Наличие желтых огней, которые свидетельствуют о транспортировке ОГ.
  6. Наличие более одного прицепа недопустимо.

При одобрении предоставления разрешения, требуется уплатить государственную пошлину (1 300 рублей), согласно статье № 333.33 пункта 111 НК РФ. После ее уплаты нужно предъявить соответствующую квитанцию для получения разрешения.
Стоимость перевозки определяется в зависимости от типа опасного груза, а также от расстояния.

Цены на сегодняшний день:

Направление Класс груза (цена в тысячах рублей)
Первый Второй Третий Четвертый
Пермь — Москва 45 50 55 71
Екатеринбург — Москва 55 61 67 72
Москва – Екатеринбург 95 110 115 123

На какой срок

Разрешение будет действовать в соответствии со сроком годности проведенного технического осмотра, который составляет полгода. Нужно понимать, что если ближайший техосмотр планируется через месяц, то разрешение выдается на аналогичный срок.

Затем потребуется снова подавать бумаги в инстанцию с целью продлить свидетельство.

Читайте также:  Знаки на транспорте для перевозки опасных грузов

Продление

Если разрешение на перевозку опасного груза было получено заявителем ранее, то возможно просто продлить документ. Для этого в инстанцию необходимо принести старое свидетельство, чтобы сотрудниками могла быть проставлена соответствующая отметка в нем.

Это единственное различие в оформлении документа, дальнейший порядок является аналогичным, что и при первичном получении.

Про перевозку опасных грузов морским транспортом читайте здесь.

Перечень документов водителя

Пакет документов будет зависеть от типа опасного груза. Вообще, при перевозке веществ, которые опасны для людей любым видом транспорта (железнодорожным, автомобильным и так далее), потребуется свидетельство.

Виды груза, которые являются опасными:

  • взрывчатые вещества;
  • любые газы в разных состояниях (сжатом, обычном, растворенном и так далее);
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества;
  • пироксиды;
  • различные сильные окислители;
  • инфекционные грузы;
  • кислоты;
  • щелочь;
  • яды;
  • любые другие грузы, которые несут опасность для людей.

Так как пакет документов будет зависеть от перевозимого груза, все же существует основной перечень, который в любом случае потребуется для получения разрешения:

  • копии свидетельства о регистрации всех транспортных средств, с помощью которых будет осуществляться перевозка опасного груза;
  • наличие документов, подтверждающих право собственности на транспортные средства;
  • копии документов, которые свидетельствуют о подготовленности водителя к перевозке опасного груза;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • свидетельство ДОПОГ на водителя и транспортное средство.

Если подачей документации занимается представитель, то потребуется специальная доверенность, а также паспорт гражданина РФ или любой документ удостоверяющий личность.

Документы, которые указаны выше, должны содержать в себе следующие данные:

  • информация о заявителе (ФИО руководителя, наименование юридического лица, почтовый и юридический адрес, место расположения, контактная информация, ИНН);
  • информация о маршруте, по которому будет осуществляться перевозка опасного груза автомобильным транспортом (траектория, контактная информация о грузополучателе и грузоотправителе, остановки, заправочное место), то есть путевой лист;
  • информация о перевозимом грузе (ООН, наименование с описанием и класс).

Для транспортировки опасных грузов потребуется предварительно составленный маршрут перевозки. Составленный план необходимо передать в ГИБДД для его согласования.

ДОПОГ на перевозку потребуется в случаях транспортировки:

  • груза колонной более трех транспортных средств;
  • особо опасного груза;
  • по участкам с ухудшенной проходимостью или плохими атмосферными явлениями.

Для получения разрешения в ГИБДД потребуется:

  • представить все требуемые документы для транспортировки опасных грузов;
  • маршрут перевозки, который был согласован с ГИБДД;
  • дополнительное разрешение, если перевозятся особо опасные вещества.

Любая транспортировка опасного груза подразумевает необходимость составления маршрута движения.

Существуют основные правила формирования маршрута:

  • движение запрещено по местам общественного отдыха, культурных ценностей;
  • запрещено движения рядом с крупными заводами, производящими опасные вещества;
  • в маршруте указываются места остановок, заправок, стоянок.

Создается маршрут в трех копиях (водителю, юридическому лицу и ГИБДД). Если необходимо изменение информации, то редактируются все документы.

Штраф за транспортировку без разрешения

Согласно статье 12.21.2 КоАП РФ, за отсутствие разрешения на транспортировку опасного груза полагается ответственность.

Меры наказания:

Наказуемое лицо Величина штрафа
Для водителя Размер штрафа 2 000 – 2 500 р. + лишение водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев
Для должностного лица Размер штрафа 15 000 – 20 000 р
Для юридического лица 400 000 – 500 000 р.

Иные виды наказаний:

  • груз будет изъят инспектором дорожной полиции и помещен на штрафстоянку;
  • административное взыскание, которое накладывается на грузоотправителя и водителя;
  • запрет на осуществление определенного вида деятельности.

При транспортировке опасных грузов необходимо учитывать все имеющиеся требования. Контроль в этой сфере необходим для обеспечения максимальной безопасности перевозок.

Про код экстренных мер при перевозке опасных грузов читайте здесь.

Информация про adr перевозку опасных грузов в этой публикации.

Видео: Перевозка опасных грузов: новый административный регламент.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Опасные грузы

“Опасный груз”– вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Для предотвращения угрозы вреда для жизни и здоровью людей, окружающей среде перевозка опасных грузов осуществляется по специальным правилам (п.23.5 ПДД).

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272) установлено, что перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляются в соответствии с требований, содержащихся в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов (далее – ДОПОГ).

Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ.

При перевозке опасных грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности) на транспортном средстве должен быть включен Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Само транспортное средство должно быть допущено к перевозке опасных грузов. Оно должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)и раздела 9 ДОПОГ.

В случаях, предусмотренных ДОПОГ, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов; (п.60.1 приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7).

Свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов выдается подразделениями Госавтоинспекции, в порядке, установленном административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденным приказом МВД России от 10.09.2019 №611 (далее – административный регламент).

Читайте также:  Договор при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

В установленных ДОПОГ случаях транспортное средства должно быть оборудовано опознавательным знаком “Опасный груз”– в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, – спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях – на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.

Транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы может быть запрещено или ограничено с помощью дорожных знаков 3.22 , 3.23 4.8.1-4.8.3 .

3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.

3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

4.8.1 – 4.8.3 “Направление движения транспортных средств с опасными грузами”. Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) “Опасный груз”, разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 – прямо, 4.8.2 – направо, 4.8.3 – налево.

Дополнительные требования к безопасности перевозок опасных грузов установлены Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:

– осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;

– осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;

– осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом.

Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.

При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.

Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности

(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”)

Водитель должен пройти специальное обучение и иметь удостоверение о допуске к перевозке опасных грузов.

Согласно Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденному приказом Минтранса России от 4 июля 2011 г. № 179, указанные разрешения требуются для перевозки грузов повышенной опасности, определение которых содержится в главе 1.10 ДОПОГ.

Для получения государственной услуги по выдаче или продлению срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов нужно обратиться в подразделение ГИБДД и представить необходимые документы:

  • Заявление установленного образца
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя

Граждане Российской Федерации представляют паспорт гражданина Российской Федерации.

Если собственником транспортного средства является гражданин Российской Федерации, не достигший 14-летнего возраста, представляется свидетельство о рождении.

Иностранные граждане и лица без гражданства представляют:

временно пребывающие в Российской Федерации и состоящие на учете по месту пребывания – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

временно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание или разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы для лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность;

постоянно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и вид на жительство иностранного гражданина или вид на жительство лица без гражданства.

  • В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях представляется доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов собственника (владельца) транспортного средства

Доверенность, выданная иностранным юридическим лицом, принимается с легализационной надписью, совершенной должностным лицом консульского учреждения либо проставленным апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, с переводом на русский язык, заверенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляется письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего владельца транспортного средства.

  • Ранее выданное свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (при продлении срока его действия)

Транспортное средство подлежит осмотру на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в представленных документах.

Читайте также:  Оформление ДОПОГ на перевозку опасных грузов

Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и не должен превышать одного рабочего дня.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуг

Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

• Отсутствие в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Административного регламента.

• Представление документов с истекшим сроком действия.

• Наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них необходимых сведений, подписей, печатей.

• Представление заявления о выдаче свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов транспортного средства, не являющегося транспортным средством, указанным в п. 9.1.1.2 Приложения В к ДОПОГ.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является непредставление документов в подразделение Госавтоинспекции в срок, предусмотренный для их представления, при подаче заявления и документов в форме электронного документа с использованием ЕПГУ.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства (продлении срока его действия) являются:

• Представление документов и (или) сведений, содержащих недостоверную информацию.

• Отсутствие сведений о пройденном транспортным средством техническом осмотре в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

• Непредставление транспортного средства на осмотр.

• Представление транспортного средства, конструкция которого или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и (или) ДОПОГ.

• Обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортного средства и (или) номерного агрегата сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортного средства и (или) номерного агрегата в розыске или представленных документов – в числе утраченных (похищенных).

Государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимаются.

Что такое маршрут перевозки опасного груза и как сделать так, чтобы его согласовали максимально быстро

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Когда и кто согласует маршрут

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

Требования к маршруту в заявлении в 2020 году

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

Процесс согласования маршрута

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Читайте также:  Знаки на транспорте для перевозки опасных грузов

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

  1. Разделение маршрута по владельцам дрог
  2. Формирование и отправка писем каждому владельцу дороги с указанием параметров перевозки и участка маршрута для согласования. Первые два пункта должны быть выполнены в течении 3-х рабочих дней с момента получения заявления.
  3. Получение ответов от владельцев дорог. Время на согласование маршрута с владельцами дорог ограничено 4 днями, однако владельцы дорог этот срок не всегда выдерживают. По этой причине получение спецразрешения может затянуться.

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное- внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Решение о выдаче спецразрешения принимается только после получения ответов на согласование маршрута от всех владельцев дорог.

Как составить маршрут так, чтобы его согласовали с первого раза

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

Проблемы согласования маршрута перевозки опасного груза

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробностиописания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение — не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.
Читайте также:  Оформление ДОПОГ на перевозку опасных грузов

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

Перспективы развития процесса согласования маршрута

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные

Министерство транспорта уже несколько лет создает систему отслеживания перевозок опасных грузов, где все текущие перевозки были бы видны и автоматически приходили бы сообщения о нарушении правил перевозок, а еще лучше, автоматически накладывался бы штраф. Но опять же, для достижения этой светлой цели есть много не решенных проблем:

  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Заключение

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.

Если у вас есть чем дополнить эту статью или поправить автора, то делитесь своим опытом в комментариях под статьей на сайте или в группе в контакте.

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Отказ от освидетельствования на состояния опьянения

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый участник дорожного движения знает о том, что ГИБДД постоянно борется с водителями, которые садятся за руль в состоянии опьянения. Такие водители зачастую становятся виновниками серьезных дорожно-транспортных происшествий.

Читайте также:  Знаки на транспорте для перевозки опасных грузов

На практике практически любой водитель может пройти освидетельствование на состояние опьянения и в этом нет ничего страшного. Однако в этой статье речь пойдет о том, что грозит водителю за отказ от проверки на алкоголь:

Освидетельствование и медосвидетельствование

В первую очередь следует сказать о том, что водители зачастую путают понятия освидетельствование и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Первая процедура проводится сотрудниками ГИБДД, а вторая – медицинскими работниками.

Каждая из процедур подробно рассмотрена в отдельной статье:

Если говорить коротко, то к медицинским работникам водитель отправляется уже после проверки сотрудниками ГИБДД.

Отказ от освидетельствования ГИБДД

Отказ от освидетельствования на состояние опьянения, проводимого сотрудниками полиции, не является нарушением.

Например, водитель может отказаться от проверки, если ему кажется, что сотрудники пытаются его целенаправленно подставить.

В пункте 234 регламента ГИБДД говорится о том, что отказ от освидетельствования ГИБДД возможен:

234. Основаниями для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются:

  • отказ водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

При этом отказ от проверки является лишь основанием для направления на медицинское освидетельствования. Он не влечет ни штрафов, ни лишения прав.

Отказ от медицинского освидетельствования

Что касается медицинского освидетельствования, то оно является заключительным этапом проверки, и отказ в данном случае приведет к серьезному наказанию для водителя.

При первом нарушении

1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

В данном случае на водителя будут наложены одновременно 2 наказания:

  • Штраф 30 000 рублей.
  • Лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев.

Если водитель ранее лишен прав или не имеет прав

Часть 2 статьи 12.26 КоАП:

2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

Если у водителя отсутствует действующее водительское удостоверение либо он лишен прав, то его ждет одно из следующих наказаний:

  • административный арест на 10 – 15 суток.
  • штраф 30 000 рублей (только для водителей, к которым не может применяться арест).

При повторном нарушении

Гораздо более серьезное наказание грозит водителю за повторное нарушение:

То есть если ранее водитель отказался от проверки на состояние опьянения или управлял автомобилем в состоянии опьянения, то за повторное нарушение его ждет уголовное наказание по статье 264 1 УК РФ:

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264 1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 264 1 . Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовное наказание за отказ от освидетельствования выбирается из следующего списка:

  • штраф от 200 000 до 300 000 рублей с лишением прав до 3-х лет.
  • штраф в размере дохода осужденного за период от 1 до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.
  • обязательные работы до 480 часов с лишением прав до 3-х лет.
  • принудительные работы до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.
  • лишение свободы до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.

Так что за повторный отказ от медосвидетельствования водитель в том числе может попасть и за решетку.

Читайте также:  Договор при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

В заключение хочу еще раз обратить внимание на тот факт, что водители должны четко понимать разницу между освидетельствованием ГИБДД и медицинским освидетельствованием, т.к. отказ от этих процедур имеет очень разные последствия.

Кроме того, если Вы уверены в том, что состояние опьянение не будет обнаружено, то и отказываться от освидетельствований не стоит. В большинстве случаев сама проверка не имеет никакого негативного эффекта для водителя.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 13-АД17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 февраля 2017 г. N 13-АД17-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Полина Д.В., действующего в интересах Сорокина Н.В., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Пичаевского района Тамбовской области от 10 июня 2016 года, решение судьи Пичаевского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Тамбовского областного суда от 12 октября 2016 года, вынесенные в отношении Сорокина Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи Пичаевского района Тамбовской области от 10 июня 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Пичаевского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2016 года и постановлением заместителя председателя Тамбовского областного суда от 12 октября 2016 года, Сорокин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 8 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Полин Д.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее – Правила дорожного движения) (все нормы, цитируемые в настоящем Постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сорокина Н.В. к административной ответственности) водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно примечанию к данной статье, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Основанием для привлечения к административной ответственности Сорокина Н.В. послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что 2 мая 2016 года в 04 часа 10 минут на ул. Ленинской с. Пичаево Пичаевского района Тамбовской области в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения он управлял транспортным средством, государственный регистрационный знак , находясь в состоянии опьянения.

Однако с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

В силу части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием полагать, что водитель Сорокин Н.В. находится в состоянии опьянения, послужили выявленные у него сотрудником ДПС ГИБДД признаки опьянения – запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке (л.д. 6).

С результатами проведенного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Сорокин Н.В. не согласился, в связи с чем сотрудником полиции ему было предъявлено требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, пройти которое Сорокин Н.В. согласился (л.д. 7).

Читайте также:  Оформление ДОПОГ на перевозку опасных грузов

По результатам проведенного в отношении Сорокина Н.В. медицинского освидетельствования было вынесено заключение о нахождении его в состоянии опьянения, зафиксированное в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, от 2 мая 2016 года N 6, проведенного в Пичаевской центральной районной больнице, врачом-неврологом Б. (л.д. 8).

Вместе с тем при составлении названного акта врачом-специалистом допущены нарушения требований Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н, вступившего в силу, за исключением отдельных положений, с 26 марта 2016 года (далее – Порядок).

Подпунктом 1 пункта 5 Порядка определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, которое управляет транспортным средством, – на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее – Акт).

В силу пункта 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 – 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.

Исходя из пункта 15 Порядка медицинское заключение “установлено состояние опьянения” выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Из содержания пунктов 15.1.1 и 15.2 акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, от 2 мая 2016 N 6 следует, что исследование выдыхаемого Сорокиным Н.В. воздуха проводилось с применением технического средства Alert j4x.ec, N 16324, дата поверки 18 апреля 2016 года. Результат исследования составил при первом исследовании – 2,17 г/л, при повторном – 2,07 г/л (л.д. 8).

Таким образом, результаты исследований, проведенных вышеуказанным средством измерения, зафиксированы в акте в граммах вместо миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха. Врачом, проводившим медицинское освидетельствование, результаты исследования не переведены в миллиграммы на литр выдыхаемого воздуха, как требуют Правила.

Кроме того, первое исследование выдыхаемого воздуха проведено врачом 05 часов 09 минут, второе в 05 часов 43 минуты, то есть интервал между исследованиями выдыхаемого воздуха врачом Б. не соблюден и составил более чем 20 минут.

При рассмотрении дела мировым судьей в судебном заседании была допрошена врач-невролог Б. проводившая медицинское освидетельствование Сорокина Н.В., которая показала, что количество этанола по прибору Alert j4x.ec измеряется в грамме на литр, что отражается на бумажном носителе – чеке, выдаваемым анализатором, в котором указана единица измерения грамм на один литр выдыхаемого воздуха. Количество алкоголя в выдыхаемом воздухе у Сорокина Н.В. измерялось в граммах на литр, о чем она сделала запись в акте медицинского освидетельствования на основании выданного анализатором чека. Несоблюдение временного интервала между исследованиями выдыхаемого воздуха Б. прокомментировать не смогла.

Согласно показаниям врача-нарколога Захаровой Г.А., работающей в ТОГБУЗ “Пичаевская ЦРБ”, данным ею в ходе судебного разбирательства, 2 мая 2016 года анализатор Alert j4x.ec использовался дежурным врачом Б. При этом показатель при первом выдохе Сорокина Н.В. был равен 2,17 мг/л, при повторном исследовании 2,07 мг/л.

Как усматривается из руководства по эксплуатации анализатора паров этанола в выдыхаемом воздухе Alert j4x.ec единица измерения массовой концентрации паров этанола: мг/л (л.д. 102 – 115).

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела не представляется возможным с достоверностью определить, в каких единицах измерения получен результат теста, поскольку показания медицинских работников содержат неустранимые противоречия, а приобщенный в материалы дела бумажный носитель (чек) анализатора не читаем.

Согласно пункту 16 акта медицинского освидетельствования лабораторное исследование биологических средств Сорокина Н.В. не проводилось.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения проведено медицинским работником без соблюдения требований Порядка. Заключение о нахождении Сорокина Н.В. в состоянии опьянения фактически сделано на основании клинических признаков опьянения, что не было принято во внимание и должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела мировым судьей не получило.

Допущенным нарушениям установленного Порядка проведения в отношении Сорокина Н.В. медицинского освидетельствования на состояние опьянения не дана оценка при рассмотрении дела судьей районного суда и жалобы на вступившие законную силу судебные акты заместителем председателя Тамбовского областного суда.

Так, в решении судьи Пичаевского районного суда Тамбовской области указано, что единицами измерения выдыхаемого воздуха являются грамм на литр, миллиграмм на литр, промилле и промилле ВАС, в связи с чем, перерасчета грамма на один литр в миллиграммы на один литр в данном случае не требуется.

Данное утверждение судьи является ошибочным и противоречит требованиям пункта 9 Правил.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Читайте также:  Знаки на транспорте для перевозки опасных грузов

При изложенных данных и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава вменяемого Сорокину Н.В. административного правонарушения в его действиях является доказанным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Пичаевского района Тамбовской области от 10 июня 2016 года, решение судьи Пичаевского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Тамбовского областного суда от 12 октября 2016 года, вынесенные в отношении Сорокина Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

жалобу защитника Полина Д.В., действующего в интересах Сорокина Н.В., удовлетворить.

Постановление мирового судьи Пичаевского района Тамбовской области от 10 июня 2016 года, решение судьи Пичаевского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Тамбовского областного суда от 12 октября 2016 года, вынесенные в отношении Сорокина Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Верховный суд о нарушениях процедуры медицинского освидетельствования водителей

Удивительные по своей либеральности решения приняты Верховным судом в конце прошлого года и начале этого. Не все водители, попавшиеся в руки инспекторов ДПС с признаками опьянения, были лишены прав. ВС указал, какие нарушения процедуры медосвидетельствования могут стать основанием для возврата прав.

Верховный суд стал очень строг к процедуре проведения освидетельствования таких водителей. Юристы утверждают, что акты о медосвидетельствовании, оформленные с нарушением процедуры, стали признаваться недопустимыми доказательствами буквально три месяца назад. Это дает уверенность в том, что и медики будут относиться к процедуре с должным вниманием. Соответственно, сократится количество необоснованных наказаний.

Итак, приведем конкретные примеры. 7 декабря Верховный суд рассмотрел жалобу некоего А.В. Челпанова. Ему мировой судья вменил пьянство и назначил 30 тысяч штрафа, а также 1 год и 10 месяцев лишения права управления. Все дальнейшие суды подтверждали решение мирового судьи. Однако Верховный суд, изучив материалы дела, пришел к другому выводу.

Дело в том, что по инструкции по проведению медицинского освидетельствования замеры должны производиться либо одним прибором количественного анализа с разницей в 20 минут, либо двумя приборами качественного анализа с той же разницей во времени.

Речь идет об инструкции по медосвидетельствованию на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 “Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством” (приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”).

Это очень важный пункт. Сейчас объясним, почему. В случае с Челпановым врач не произвел второй замер. Таким образом была нарушена процедура, а по этому Верховный суд посчитал, что это не может быть однозначным доказательством того, что водитель управлял машиной в нетрезвом состоянии. Любое же сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Поэтому Верховный суд освободил его от этого наказания, а административное дело прекратил по истечению сроков давности.

Другой случай произошел в Калуге. Там врач замерил выдох, соблюдя временные рамки, но двумя разными приборами. Однако в инструкции прописано иное. И не просто так. Каждый прибор имеет собственные значения погрешности. Как считает юрист Лев Воропаев, в данном случае показания прибора незначительно отличались от 0.16 мг/л, поэтому измерение вторым прибором могло исказить результат измерения, который был бы при осуществлении измерения только одним прибором, с учетом того, что каждый прибор имеет свою собственную погрешность.

Третий случай еще более интересен. Врач замерил выдох пациента даже три раза! Но Верховный суд не счел эти замеры законными.

Начнем с того, что в инструкции прописано два замера с четким соблюдением временных рамок. В данном случае время не было соблюдено. Поэтому через какие периоды проводились замеры – установить невозможно.

В результате первого замера прибор показал количество алкоголя в размере 0,21 мг/л выдыхаемого воздуха. Второй замер показал 0,12 мг/л. А третий, который уже никак не попадал под требования инструкции, показал результат в размере 0,2 мг/л.

Напомним, что законом установлена возможная суммарная погрешность измерений 0,16 мг/л. Она включает в себя и погрешность самого прибора, и метеорологические условия – температура на улице и влажность тоже влияют на показания приборов и метаболические процессы в организме остановленного водителя.

Читайте также:  Оформление ДОПОГ на перевозку опасных грузов

Поэтому Верховный суд счел, что замеры были проведены в нарушение инструкции. Неизвестно, с какой периодичностью они проводились. К тому же один из замеров показал результат ниже установленной погрешности. Поэтому доверять этим показаниям не стоит. Тем более что медики не установили состояние опьянения по клиническим признакам. То есть их либо придумали сотрудники ДПС, либо их попросту не было.

– В данном случае второй результат играет роль большую, чем третий, который проведен в нарушение пункта 16 приказа минздрава, – говорит Лев Воропаев. – Такой вывод сделан еще и потому, что у гражданина отсутствуют клинические признаки опьянения (раньше пункт 16 Приказа делал прямую отсылку к ним, как на обстоятельства, которые должны учитываться при установлении состояния опьянения). И тут, кстати, судья в обоснование своей позиции четко прописывает то, что результаты освидетельствования незначительно отличаются от погрешности в 0.16 мг/л.

Примечательно, что незначительное отличие Верховный суд учитывает все чаще. Кроме того, Верховный суд учитывает и историю правонарушений.

Вот еще один случай. Некий водитель Штуко попался в Саратовской области рано утром в нетрезвом состоянии. И инспекторы и медики провели все замеры и освидетельствования, как положено. Суд вынес ему наказание в размере штрафа 30 тысяч рублей и лишения права управления на 1 год и 11 месяцев. Почти по максимуму. Водитель оспорил это постановление в Верховном суде. Высший судебный орган признал, что его вина полностью доказана. Однако удивился столь жесткому наказанию.

Водитель до этого ни разу не совершал правонарушений, а уж тем более не попадался пьяным за рулем.

Поэтому Верховный суд посчитал, что не должен он нести столь тяжкое наказание. Отягчающими могут быть совершаемые им другие правонарушения. Но в деле их нет. И, по всей видимости, по запросу ВС их не предоставили. Таким образом столь суровое наказание не совсем соответствует нарушению. А поэтому Верховный суд сократил лишение прав до минимальной планки.

По словам Льва Воропаева, Верховный суд в этом плане значительно гуманней районных и областных судов. Те могут снизить наказание на месяц-два.

Отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Сейчас в моем производстве находится дело по ст. 12.26 КоАП РФ. Говорить о перспективах пока рано, но поделюсь своими наработками, так как вскрылась проблематика и как мне кажется, существует она в разных округах Москвы.

События, имевшие место в феврале этого года, развивались по обычной схеме: остановили водителя, якобы разглядели признаки опьянения, предложили пройти освидетельствование на месте. После получения неоднократных отрицательных результатов, решили отвезти в медицинский кабинет, в нашем случае № 1, тот который в СВАО, на улице Вешних Вод. Надеясь на быстрый результат, неоднократно предлагали оформить отказ. В кабинете медицинского освидетельствования результаты забора выдыхаемого воздуха вновь были отрицательными. К сожалению, в силу физиологических особенностей отобрать биологический материал (мочу) не получилось. Достаточное количество воды выпить дали, а вот ждать не захотели. После этого сотрудники ДПС ретировались и оставили моего доверителя одного, а врач выдал крайне важный документ, именуемый направление!

Из содержания направления следовало, что не позже 6 часов после получения направления требуется обратиться в кабинет № 4 отделения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по такому то адресу. При этом врач, этим же документом уведомил, что в случае неявки, либо обращения позднее, будет вынесено заключение “От медицинского заключения отказался”.

Проанализировав действующее законодательство, я пришел к выводам о незаконности таких действий.

В соответствии с порядком проведения освидетельствования на состояние опьянения, утвержденному приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н “О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)” медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:

а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

в) определение наличия психоактивных веществ в моче;

г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;

д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.

Пунктом 12 Порядка закреплено, что при медицинском освидетельствовании отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Обращаю внимание, что направляется биологический материал лица, а не само лицо и за свой счет для сдачи материала в другом месте. Данная правовая позиция подтверждается пунктом 13 анализируемого Порядка, которым закреплена учетная форма N 452/у-06 (направление), заполнение которой должны проходить в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 № 40 “Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ”.

Обратившись к пункту 19 Порядка, вновь подтверждены мои мысли, так как медицинское заключение “От медицинского освидетельствования отказался” выносится в случаях:

а) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

б) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 Порядка;

в) фальсификации выдоха;

г) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В данном случае мой доверитель от прохождения освидетельствования не отказывался, для сдачи крови в другой кабинет не явился, поскольку фактически находился под административной процедурой и доставлен туда не был, средств к проезду не имел (управлял автомобилем каршеринга).

Помимо этого, крайне удивительным было отношение судьи к делу и процедуре, но об этом после следующего заседания…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: