Правила осмотра автомобиля перед покупкой

Как осмотреть автомобиль с пробегом

Чтобы не проколоться с покупкой

Этот материал обновлен 05.04.2021

Я работал продавцом в трейд-ине у официального автодилера.

За несколько лет я побывал на десятках осмотров автомобилей с пробегом. Расскажу, как проверить подержанную машину при покупке.

О том, как выбрать сам автомобиль по объявлению, мы писали в отдельной статье. Вкратце: если в объявлении скрыт номер, не указан вин-код или цена стоит ниже рыночной — это повод не доверять продавцу. В этой статье рассмотрим ситуацию, когда вы уже подобрали несколько подходящих вариантов и из них нужно выбрать лучший.

Проверка по базам

Еще до очного осмотра обязательно проверьте автомобиль по базам. Возможно, ехать на осмотр после этого и не придется.

Для проверки по базам вам нужно знать VIN, или вин-код, — это индивидуальный идентификационный номер машины. Иногда продавцы сразу указывают его в объявлении, иногда скрывают. Если объявление вам нравится, а вин-кода нет, попросите продавца прислать его. Если продавец отказывается, объясните, что вин-код сам по себе не тайна: любой желающий может посмотреть его на табличке под лобовым стеклом. Если продавец наотрез отказывается присылать вин-код, просто не покупайте такую машину.

Кроме вин-кода, понадобится ФИО собственника автомобиля. С этой информацией мы будем проверять машину в открытых источниках: на сайте ГИБДД, ФССП и в сервисах «Автокод» и «Автотека».

О том, как проверить машину по базам ГИБДД, Федеральной нотариальной палаты или через личное обращение, мы уже писали в другой статье.

Сервис «Автокод». Если машина из Москвы, то с помощью этого сервиса и вин-кода можно сделать проверку еще и по московским базам. Это бесплатно. Будьте внимательны: в интернете есть похожие по дизайну сайты, где отчет о проверке стоит 250—300 рублей. На «Автокоде» проверка бесплатная.

Сервис «Автотека». Сервис предлагает купить отчет по всем имеющимся сведениям об истории автомобиля. На апрель 2021 года отчет стоит 129 Р . Программа собирает данные из государственных баз и с коммерческих организаций: СТО, страховых компаний, банков и «Авито». Помимо официальной информации пользователь узнает, когда и как делали ТО, сколько раз ремонтировали машину и с каким пробегом она продавалась на «Авито» в прошлый раз. Чтобы проверить машину, потребуется только вин-код.

Пример проверки автомобиля по сайту ГИБДД. База обновляется ежедневно

Что взять на осмотр

Толщиномер — его можно арендовать, но предварительно изучите, как им пользоваться. Толщиномер показывает толщину лакокрасочного слоя — ЛКП. Слишком большой слой краски — косвенный признак аварии. Посмотрите заранее, какая толщина ЛКП должна быть у выбранной модели, чтобы понимать, где заводская окраска, а где нет. Если брать прибор неохота, осмотрите автомобиль визуально: если в целом все понравится — съездите на СТО, где мастер проверит лакокрасочное покрытие толщиномером.

Фонарик — им можно подсветить подкапотное пространство или части кузова.

Где и как осматривать автомобиль

Автомобиль нужно осматривать чистым, на свету и не в тесном гараже, а в просторном помещении или на открытом воздухе. Так у вас больше шансов увидеть недостатки лакокрасочного покрытия, возможные следы ДТП и кузовного ремонта.

Осматривать автомобиль на подземной парковке, в условиях тусклого искусственного освещения опасно: запросто упустите дефекты. Если машина припаркована вплотную к другим автомобилям или к забору, попросите отогнать ее на свободную площадку. Если машина грязная, попросите продавца ее помыть. Нормальный продавец не будет против. Возможно, продавец будет против, потому что зимой в грязную погоду машины пачкаются буквально за один день, и перед каждым показом мыть машину накладно.

Документы

Во время осмотра в первую очередь проверяем документы: паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорт продавца.

Смотрим ПТС. Если у машины было до четырех владельцев включительно, то очень желательно, чтобы ПТС был оригинальным. Дубликат ПТС могли выдать просто взамен утилизированного, если закончилось место в старом паспорте. А могли выдать взамен утраченного — я не рекомендую покупать автомобили с таким ПТС. Есть риск, что это угнанный автомобиль-двойник или машина, восстановленная после серьезного ДТП и списанная страховой компанией.

Причину замены ПТС указывают в графе «Особые отметки».

Смотрим СТС. Если продавец — частное лицо, он должен быть вписан в ПТС и СТС. Это делает его собственником автомобиля.

Сверяем данные об автомобиле. Вин-код, номера кузова и двигателя, мощность и другие данные должны быть одинаковыми в СТС и в ПТС. Исправления недопустимы, либо должна стоять печать ГИБДД. Любые корректировки всегда должны быть заверены подписью и печатью.

Проверяем паспорт продавца. Проверьте, чтобы ФИО владельца в ПТС и СТС совпадали с данными продавца в паспорте. В крайнем случае машину жены может продавать муж. Если продавец говорит, что он брат, друг или сват владельца — насторожитесь. Скорее всего, это частный перекупщик, который перепродает некачественные автомобили. Такие дельцы покупают машину в плохом состоянии по цене ниже рынка — после аварии или с пробегом в несколько сотен тысяч километров. Дальше они ее как можно дешевле чинят, скручивают пробег и стараются продать по цене хорошего автомобиля.

Кузов

Кузов — один из ключевых элементов автомобиля. От его состояния зависит ваша безопасность. Восстановленный после сильного ДТП кузов непредсказуем при повторной аварии. В то же время небольшая авария, в которой пострадали только навесные элементы, для кузова не критична.

Читайте также:  Протокол досмотра ТС

Один из способов проверить, что кузов нетронутый, — посмотреть на болты, которыми детали крепятся друг к другу. Иногда, чтобы скрыть следы вмешательства после смены детали, болты красят. Чтобы определить реальное состояние, проведите пальцами по поверхности болта. Если он заводской, то будет гладким и без задиров. Если же его откручивали, на нем останутся следы. То же касается внутренней части крыла — в заводском состоянии она гладкая и ровная.

Зазоры

Зазоры между кузовными панелями должны быть равномерными на всем протяжении стыка кузовных панелей.

Если зазоры между аналогичными деталями с правой и левой стороны автомобиля отличаются по толщине, это косвенный признак аварии в истории машины.

Если покупаете автомобиль самостоятельно, рекомендую осмотреть несколько вариантов одной модели. Так вы будете понимать, какие зазоры нормальные, а какие нет. Дело в том, что у дешевых автомобилей с завода качество сборки может хромать, и зазоры будут большими или неровными.

Лакокрасочное покрытие

Эксперты могут определить крашеные детали на глаз и на ощупь, но обычному автолюбителю лучше научиться пользоваться толщиномером или обратиться к специалистам-автоэкспертам.

Обратите внимание на цвет соседних кузовных элементов. Если есть разница между оттенками, возможно, автомобиль повторно красили. Разные тона между пластиковыми и металлическими элементами для автомобилей среднего и экономкласса — норма.

Проведите пальцами по торцу кузовного элемента. Окрашенная на заводе поверхность — гладкая, а перекрашенная — шершавая и выпуклая, как апельсиновая корка.

Маркировка стекол

Единого стандарта маркировки стекол не существует. Каждый производитель зашифровывает данные о годе выпуска по-своему. Если не разбираетесь в особенностях конкретной машины, сравните маркировку с другим стеклом на этом же автомобиле.

Логотип Мерседеса означает, что это оригинальное стекло, сделанное по заказу автопроизводителя. Saint-Gobain — производитель стекла. Цифра 16 — это год выпуска стекол. Здесь они 2016 года, как и машина. Вместо 16 может стоять 6 — так тоже обозначают год выпуска стекол

На машине 2016 года могут быть стекла 2015-го. Но стекла, выпущенные после года сборки автомобиля, могут появиться на нем только в результате замены. Стекло могли поменять по причине ДТП, из-за износа или из-за того, что его просто разбили и что-то украли из машины. Если стекло меняли, важно понять причину и внимательнее проверить ближайшие кузовные элементы.

Логотип автопроизводителя говорит о том, что это стекло оригинальное. При ремонте после аварии обычно ставят дешевые китайские стекла Xyg, SAT, Benson.

То же касается кузовных элементов. Если на капоте есть логотип марки автомобиля — это хорошо. Если нет, то капот, скорее всего, не оригинальный, а после аварии.

Подкапотное пространство

Под капотом смотрите на внутренние кузовные элементы и состояние двигателя. Основные силовые элементы — лонжероны и полки крыла.

Металл в верхней части подкапотного пространства — это полка крыла. Она должна быть ровной, без заломов и трещин. Толщина слоя краски по толщиномеру на внутренних элементах кузова не должна превышать 150 мкм. Герметик на стыках деталей должен быть нанесен равномерно.

Лонжероны со следами деформации, ржавчины, зарождающимися трещинами свидетельствуют либо о тяжелом ДТП, либо о плохом состоянии кузова.

Салон

По состоянию салона часто можно определить пробег машины. Обычно его выдают износ руля, педалей и сидений.

Иногда, чтобы скрыть большой пробег, продавцы меняют в салоне все элементы, на которых видны следы интенсивной эксплуатации: водительское кресло, рычаг КПП, кнопки приборной панели, обивку и так далее.

С другой стороны, состояние салона зависит от бережливости владельца. Если салон плохой, скорее всего, хозяин плохо следил за машиной. Еще на износостойкость материалов в салоне влияют марка и модель машины. Я рекомендую изучить износостойкость материалов в модели автомобиля, которая вас интересует. Для этого можно посмотреть серию видеороликов на Ютубе от автоподборщиков и обзорщиков. Потом нужно осмотреть несколько подержанных автомобилей этой модели с пробегом. Так вы будете знать, какие повреждения характерны для салона этой машины, а какие нет.

Двигатель

Самостоятельно провести полную диагностику двигателя трудно, потому что не хватит квалификации и оборудования. При первом осмотре оцените работу двигателя в целом, а если автомобиль понравится — сделайте диагностику на СТО.

Осмотрите подкапотное пространство. Там должно быть сухо и пыльно, никаких подтеков, пятен и разводов. Если течь есть, только мастер на СТО точно скажет, что это за неисправность и сколько стоит ремонт.

Когда под капотом чисто — это повод насторожиться. Обычно продавцы моют двигатель, когда хотят скрыть течи и обмануть покупателя. Я знаю только одного водителя, который моет подкапотное пространство для красоты, и пятерых хитрых хозяев, которые отмывали масляные подтеки, чтобы продать неисправные машины.

Попросите продавца завести машину и послушайте работу двигателя. Исправный агрегат работает ровно и ритмично, без посторонних вибраций и щелчков. Пусть хозяин погазует — звук должен остаться ровным. Если слышите посторонний шум, придется диагностировать неисправность на СТО, даже если вы догадываетесь, в чем проблема.

Обратите внимание на выхлоп. Очень темный или, наоборот, светлый цвет, а также слишком резкий запах говорят о том, что у автомобиля проблема.

Читайте также:  Акт осмотра ТС

Проверьте уровень и цвет моторного масла с помощью штатного щупа. Черный цвет означает, что продавец не менял масло по регламенту, а низкий уровень — что машина «жрет» масло и двигатель неисправен.

Ходовая часть

Проверить ходовую часть и найти все изношенные детали можно только на подъемнике. При обычном осмотре на улице подвеску не продиагностировать. Поэтому попросите продавца пустить вас за руль и дать немного проехать. Желательно прокатиться через трамвайные пути или лежачих полицейских — неисправная подвеска стучит на неровностях. Если услышите посторонние звуки, обратитесь на СТО. Там машину посмотрят на подъемнике и скажут, что конкретно сломано и сколько стоит замена.

Коробка передач

Без пробной поездки невозможно оценить работоспособность коробки передач. Попросите продавца пустить вас за руль и прокатитесь. Передачи должны переключаться без рывков, толчков и постороннего шума.

Проверьте масло на автоматической коробке. Оно должно быть розовым, а уровень соответствовать допустимому. Если масло темное или его мало — значит, коробка неисправна. Если чувствуете, что с коробкой что-то не то, лучше отказаться от покупки.

Кондиционер

Заведите машину и включите кондиционер. Если он не охлаждает воздух — значит, потребуется ремонт. Мастер на СТО скажет, что сломано и сколько стоит починить.

Электроника

Проверьте всю электрику: свет, музыку, центральный замок. Если что-то не включается или не работает, надо ехать на СТО и диагностировать неисправность.

Пробег

Недобросовестные продавцы уменьшают пробег, чтобы продать авто подороже. Заподозрить скрутку можно при осмотре салона и кузова. Истертые педали и руль, изношенные сиденья и сколы краски говорят о том, что на машине много ездили. Если пробег маленький, то это странно. Мастер на СТО всегда скажет, соответствует ли автомобиль заявленному пробегу.

Подушки безопасности

Поищите в салоне неравномерные зазоры между элементами обшивки. Это может быть признаком ремонта после аварии. Следы разрыва панели в зоне подушки безопасности — очень плохой сигнал и косвенный признак серьезного ДТП.

Скрытые дефекты после ДТП

Скрытыми называют повреждения, которые не видно при визуальном осмотре. При покупке подержанной машины есть опасность, что после аварии не до конца отремонтировали такие дефекты. Покупатели боятся, что автомобиль начнет ржаветь или будет небезопасным.

Был ли кузовной ремонт, видно при осмотре кузова. Если машину чинили, рекомендуем проверить ее на СТО. Мастер расскажет, какие элементы меняли и красили, какие повреждения, возможно, получил автомобиль. При этом скрытые дефекты можно не заметить даже на станции техобслуживания.

Износ деталей

Чем старше автомобиль и больше пробег, тем сильнее износ деталей. Когда что-то ломается, это обычно меняют. Если на СТО не нашли неисправностей — значит, машина может ездить.

Подлинность вин-кода

Найдите вин-код на автомобиле и сверьте его с тем, что указано в документах. Так вы удостоверитесь, что перед вами именно эта машина. Номер должен читаться четко, без следов размытия, сильной ржавчины, царапин. Если номер выглядит сомнительно, то есть подозрения, что его перебили: взяли похожую машину, документы от другого авто и попытались изменить вин-код. Так обычно продают угнанный транспорт, поэтому лучше отказаться от покупки.

Вин-код находится на табличке под лобовым стеклом, на пороге под пассажирским сиденьем или на кузове под капотом. Заранее посмотрите в интернете, где находится вин-код у выбранной модели.

Проверьте машину сканером

Когда вы уже выбрали автомобиль с пробегом и готовы его купить, проведите проверку электроники диагностическим сканером. Сканеры бывают переносными — для проверки машины на месте — и стационарными — для работы на станции техобслуживания (СТО). Я рекомендую обратиться на СТО и там провести компьютерную диагностику. Цена зависит от марки и модели, в среднем 1000—5000 рублей.

Ошибка подушек безопасности (Airbag) может косвенно свидетельствовать о сильном ДТП. Ошибка коробки передач — повод внимательно ее проверить в сервисе. Чем дороже машина, тем больше датчиков у нее есть и тем актуальнее такая проверка.

В идеале ошибок не должно быть совсем.

Когда необходимо обращаться к специалистам

Рекомендую обязательно осматривать автомобиль на СТО перед покупкой. Лучше выбрать станцию, которая специализируется на этой марке, потому что мастера знают, как должна выглядеть и работать конкретная модель.

Нет смысла диагностировать каждую машину. Сначала осмотрите сами, и если все устраивает, приглашайте продавца на СТО. Обычно хозяева не возражают против такой проверки.

Готовимся к осмотру автомобиля

Команда Авто.ру и Стас Асафьев

25 февраля 2019 Комменты

Очень важно подойти к процессу осмотра автомобиля грамотно. Правильная подготовка и хладнокровие помогут не совершить ошибок и приобрести хороший автомобиль.

Немного лирики

Купить хороший автомобиль с пробегом сложно, даже очень. К большому сожалению, рынок диктует принцип: «не обманешь — не продашь». Это не значит, что честных продавцов не существует, они есть, но их меньше, чем людей, для которых продажа автомобилей — это источник заработка, а обман — способ сделать его лёгким и быстрым.

Проверяйте всё, что говорит продавец. Настало время поиграть в детектива или параноика, кому что больше нравится. Полагайтесь только на подтверждённые факты. Не забывайте, что к осмотру нужно быть готовым, поэтому спланируйте его заранее.

Как подготовиться к осмотру

Выберите правильное место и время. Встречаться для осмотра машины лучше днём. Вокруг должно быть светло и просторно. У вас должна быть возможность обойти машину со всех сторон.

Читайте также:  Досмотр машины сотрудником ДПС по новому регламенту

Иногда продавцы, особенно неофициальные дилеры, идут на хитрость: ставят самые малопривлекательные или проблемные машины в тёмном и тесном углу салона или на подземной парковке с недостаточным освещением. Увидев подобное, попросите выгнать машину на свет. Если продавец не соглашается или придумывает отговорки — лучше уехать.

Осматривайте только чистую и сухую машину. Пыль, грязь и вода скрывают дефекты и недостатки, например мелкие вмятины, царапины и сколы. Если машина грязная, предложите продавцу съездить вместе на мойку.

Не спешите. Каким бы красивым и блестящим ни казался вам автомобиль, а продавец — честным и открытым. Машина — это дорогая покупка. Если вы недостаточно внимательно её осмотрите или не осмотрите вовсе, вам придётся долго и дорого расплачиваться. Больше здравого смысла, меньше эмоций.

Если вы не пользуетесь услугами автомобильного эксперта, попросите кого-то из дотошных и прямолинейных знакомых поехать с вами: пусть указывают на недостатки, на смущающие детали, на странное поведение продавца. Одна голова хорошо, а две лучше. И главное, пусть такой помощник не даст купить вам машину сразу, а выиграет немного времени на «подумать».

Что взять с собой

Вам пригодится минимальный набор инструментов. Конечно, он необязательный, но в большинстве случаев поможет упростить осмотр автомобиля.

Толщиномер. Прибор, который точно измеряет толщину лакокрасочного покрытия. С его помощью можно быстро определить наличие кузовных работ. Стоит отметить, что способ работает не всегда, особенно если деталь не ремонтировалась, а менялась. Хороший прибор стоит 5—7 тысяч рублей. Если вы не планируете часто менять автомобили, то есть смысл либо попросить его у друзей, либо взять в аренду.

Фонарик. Им можно подсветить места под капотом или рассмотреть тёмные углы в нише багажника. Вполне подойдёт фонарик в телефоне. Он довольно яркий и всегда под рукой.

Газета и тряпка. Газета пригодится, чтобы взглянуть на днище и пороги. Тряпка или салфетки — если нужно будет что-то протереть или очистить.

В какой очерёдности смотреть

Внимательно проверяйте любой автомобиль с пробегом перед покупкой. Возраст, продавец и гарантии никак не должны влиять на тщательность осмотра. Даже если это годовалый автомобиль, который на первый взгляд выглядит как новый.

Проверьте автомобиль по базам. В идеале сделайте это ещё до приезда на осмотр, чтобы понимать, с чем предстоит иметь дело. Если заранее проверить не получается, не забудьте взять на осмотр телефон с выходом в интернет, чтобы «пробить» автомобиль по базам уже на месте. Это бесплатно и займёт всего 10—20 минут.

Проверьте документы. Убедитесь, что ПТС и СТС в полном порядке. Сделать это нужно строго до осмотра машины. Паспорт транспортного средства поможет понять, кто перед вами – собственник или нет, когда он приобрёл автомобиль и какая история у машины.

Проверьте сам автомобиль. Осмотр должен быть последовательным и вдумчивым: кузов, салон, техническое состояние, тест-драйв. Если машина устраивает, рекомендуем поехать в проверенный автосервис, например клубный или официальный, и подкрепить ваш выбор полноценной диагностикой.

Проверка авто перед покупкой

На самом деле, проверка авто перед покупкой не займет много времени, если точно знаете, что делать и в какой последовательности. Специально для вас, уважаемые читатели, на этой странице я перечислю все аспекты проверки машины, чтобы вам было проще в них разобраться.

Проверка авто по базам

Итак, допустим, вы уже подыскали автомобиль, поговорили с продавцом и готовы выехать на осмотр, но не спешите – проверка авто перед покупкой должна начинаться еще дома. И первое, что нужно сделать – это пробить машину по базам в интернете.

Машина вполне может оказаться битой, заложенной или даже числиться в угоне, поэтому обязательно заранее проверяйте автомобиль по базам ГИБДД, судебных приставов и по реестру залогов.

Проверка продавца автомобиля

Помимо машины, обязательно проверяйте и ее собственника. Он вполне может оказаться должником или банкротом, а вы, купив у него автомобиль, рискуете потерять и машину и деньги. Подробнее об этом читайте в статье о проверке продавца авто.

Проверка документов автомобиля

Прибыв на осмотр автомобиля, начинайте его с проверки документов. Убедитесь, что машину продает собственник – сверьте паспорт продавца с последней записью в ПТС. Сверьте ВИН-номер в ПТС и СТС, а также на кузове автомобиля – все они должны обязательно совпадать! Проблемы с документами могут привести к невозможности регистрации или даже изъятию автомобиля, если он угнанный. А купив машину у посредника, вернуть свои деньги в случае каких-либо проблем – практически невозможно.

Проверка кузова автомобиля

Максимально проверив машину с юридической точки зрения, можно переходить к осмотру самого автомобиля и главное, что нужно проверить – это его кузов. Качественный автомобиль имеет кузов, собранный на заводе и окрашенный, желательно, там же. Автомобиль после серьезного ДТП и кузовного ремонта может неплохо выглядеть, но на самом деле он недолговечен и опасен. Подробнее, читайте в статье о проверке кузова автомобиля.

Проверка салона автомобиля

Вместе с кузовом, надо внимательно осматривать и салон автомобиля. Состояние интерьера во многом помогает определить смотанный пробег, а иногда и выявить, что машина битая или побывала в воде. Кроме того, именно в салоне, сидя на водительском месте, нужно проверять большинство опций автомобиля. Читайте об этом подробнее в статье о проверке салона автомобиля.

Читайте также:  Правила досмотра ТС сотрудниками ДПС

Проверка двигателя

После кузова, второй важнейшей частью автомобиля, которую нужно проверять перед покупкой, является двигатель. В отличие от кузова, проблемы с мотором всегда решаемы, ведь в крайнем случае двигатель можно даже заменить. Но это требует много денег, времени и сил, да и надежность после такого ремонта сильно зависит от качества проведенных работ. Поэтому, лучше, проще и надежней, просто проверить мотор перед покупкой машины, а как это лучше сделать, читайте в статье о проверке двигателя автомобиля.

Тест-драйв подержанного автомобиля

А в итоге, если вас все утраивает, машина вам нравится и вы готовы ее купить, значит пора испытать ваш будущий автомобиль в деле. Желательно прокатиться за рулем или хотя-бы на месте пассажира, чтобы проверить работу двигателя, трансмиссии, ходовой части и вообще, составить общее впечатление о машине. Как это сделать и на что при этом обращать внимание, читайте в заметке про тест-драйв подержанного авто.

Осмотр автомобиля на подъемнике

Ну и завершаться проверка авто перед покупкой должна осмотром на подъемнике. Советую вам, после тест-драйва обязательно заглянуть в автосервис, даже если машина вам полностью понравилась. Осмотр машины снизу стоит сущие копейки, но может выявить недостатки, которых сверху не заметишь.

Вы наверное уже устали читать, поэтому я закругляюсь со своим текстом. Понимаю, что информации для изучения здесь немало, но если вы осилите прочитать хотя бы половину, то продать вам «ведро с болтами» будет намного труднее. Удачной вам покупки автомобиля!

Досмотр автомобиля сотрудником ДПС по новому регламенту

Бывают случаи, когда после остановки и проверки документов сотрудник ДПС требует от водителя открыть багажник или двери машины для проверки. Разбираемся в тонкостях досмотра: можно ли делать это без понятых, что уполномочен делать инспектор при досмотре, и чем досмотр отличается от осмотра?

Кто может проводить досмотр авто и где?

Нужно четко запомнить следующее: проводить досмотр транспортного средства уполномочены проводить «должностные лица при осуществлении государственной функции» – то есть, любые сотрудники полиции при исполнении.

Досмотр может быть проведен как на стационарном посту, так и при остановке водителя на дороге сотрудниками автоинспекции.

Советуем также прочитать

Основания для проведения досмотра транспортного средства

Пункт 202 административного регламента ГИБДД указывает, в каких случаях инспектор может провести досмотр автомобиля. В числе оснований для проведения осмотра указываются:

  • проверка данных о наличии в машине оружия, взрывчатки, наркотиков, прекурсоров, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения административного правонарушения или предметов нарушения;
  • задержание преступников и нарушителей, передвигающихся в автомобиле.

Несмотря на то, что список оснований для досмотра кажется небольшим, под него подпадает немало фактических ситуаций – от установления личности пассажиров до проверки содержимого багажника на предмет украденного имущества.

Обязан ли сотрудник ДПС объяснить причину проведения досмотра автомобиля?

Перед проведением досмотра автомобиля инспектор должен озвучить причину его проведения, а также указать ее в протоколе досмотра, составляемом по итогам процедуры. В частности, согласно приложению №12 к административному регламенту, инспектору предлагается выбрать, были ли причиной досмотра «обоснованные предположения» о наличии в машине оружия, взрывчатки или наркотиков, либо о какой-либо связи автомобиля или его содержимого с административным правонарушением.

Как проводиться досмотр транспортного средства?

Формальное определение досмотра транспортного средства дают и административный регламент ГИБДД, и КоАП: согласно статье 27.9 последнего, досмотр ТС – это «обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности». То есть, инспектор может попросить водителя открыть багажник, двери и капот автомобиля, при необходимости даже обследовать пространство под лючком заправочной горловины или попросить снять чехол с сиденья, так как он не является элементом конструкции.

Обязательным условием проведения досмотра является наличие двух понятых либо видеофиксация должностным лицом процесса досмотра – об этом говорит пункт 203 административного регламента. Кроме того, по результатам досмотра составляется соответствующий протокол. Поэтому если инспектор предлагает «просто открыть багажник» без понятых, видеофиксации и протокола, его действия неправомерны, и водитель вправе отказать в этом.

Должен ли водитель выйти из автомобиля во время досмотра?

Согласно пункта 93.1 административного регламента инспектор «вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза». Однако пункт 207 уточняет, что «досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда». То есть, при проведении досмотра в салоне автомобиля в салоне никого быть не должно.

Может ли инспектор провести досмотр транспортного средства без водителя?

Предусматривает административный регламент и возможность проведения досмотра без владельца автомобиля – но, как говорит пункт 204, только «в случаях, не терпящих отлагательства». Однако в нормальных условиях досмотр должен проводиться в присутствии владельца автомобиля.

Чем отличается осмотр от досмотра автомобиля?

Иногда инспекторы, предлагая водителю открыть багажник, мотивируют это проведением «осмотра». Однако на самом деле пункт 197 регламента уточняет, что осмотр – это «визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза»: то есть, инспектор вправе провести внешний осмотр машины, заглянув в салон через боковые стекла. При этом основаниями для проведения осмотра являются ориентировки и проверка номеров кузова и двигателя.

Читайте также:  Правила досмотра ТС сотрудниками ДПС

Советуем также прочитать

Можно ли отказаться подписывать протокол досмотра транспортного средства?

Как уже было сказано выше, по результатам досмотра обязательно составляется соответствующий протокол, который, согласно пункту 212 административного регламента, подписывается «должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия».

При этом владелец машины вправе отказаться от подписания протокола – в этом случае в протокол будет внесена соответствующая запись. Однако инспектор все равно должен выдать водителю копию протокола досмотра.

Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС

Остановка ТС инспектором ДПС – это уже неприятная ситуация, способная вывести водителя из равновесия. А проведение досмотра и вовсе веская причина для стресса! Как вести себя? Какими законами оперировать? Как проводится процедура? До какой границы простираются полномочия сотрудников ГИБДД? Эти и многие другие вопросы будут затронуты в статье, прочитав которую любой водитель сможет защитить свои права, действуя в рамках закона.

  • Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС
  • Основные отличия досмотра от осмотра автомобиля
  • Основания для досмотра
  • Порядок проведения процедуры
    • Остановка ТС
    • Поиск понятых и освобождение салона транспортного средства
    • Непосредственный досмотр
    • Составление протокола
    • Понятые или видеозапись
  • Нарушения, которые могут допускать сотрудники ДПС при проведении досмотра
    • Ответственность инспектора
  • Рекомендации водителю

Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС

Все действия сотрудников ГИБДД, производимые ими в отношении водителей и транспортных средств, регламентируются законодательно. К основным нормативным актам, на которые обе стороны – водитель и инспектор – могут ссылаться в случае возникновения спора, относятся:

  • Административный регламент, утверждённый Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 года
  • КоАП РФ

Досмотр также проводится с соблюдением статей перечисленных законов. Но не исключено, что обе стороны процедуры могут трактовать их по-своему, совершая ошибки и нарушения.

Досмотр ТС инспектора проводят редко, в большинстве случаев ограничиваясь проверкой документов. Но к иному повороту событий водители должны быть готовы, а значит хорошо знать, каким образом проводится досмотр и как защитить свои права, если должностное лицо откровенно превышает свои полномочия. Ведь отказ от досмотра или препятствие ему может повлечь за собой серьезные последствия – арест до 15 суток (часть 1 статьи 19.9 КоАП).

Основные отличия досмотра от осмотра автомобиля

Осмотр или досмотр? Для большинства автомобилистов различия в этих понятия незначительны или вовсе незаметны. Но с точки зрения закона (Административный регламент, утверждённый Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017) разница между ними существенна. Проследить ее проще в таблице.

Название процедуры Характеристика
Формулировка Согласие водителя Выход из салона водителя и пассажиров Изучение личных вещей, находящихся в авто Наличие оснований Протокол
Осмотр Визуальное изучение ТС без проникновения внутрь +
Досмотр Фактический контроль содержимого + + + +

Кроме указанных выше формулировок действий уполномоченных лиц при остановке авто, существует и еще одна – «обыск». Закон «О полиции» гласит, что в рамках этих манипуляций инспектор может самостоятельно трогать и передвигать вещи в салоне ТС и нарушать его целостность. Но обыску предшествуют:

  • Возбуждение дела
  • Выдача соответствующего постановления

Основания для досмотра

Этот момент во всей процедуре вызывает больше всего вопросов. Главное, что должен запомнить водитель – слова инспектора, не подкрепленные документами, не будут основаниями для досмотра. Такое поведение является прямым нарушением ст. 27.9 КоАП РФ и Приказа 664.

По своему усмотрению проводить досмотр сотрудник ГИБДД не в праве. Законными причинами проверки авто будут:

  • Наличие ориентировки на данное ТС
  • Задержание лиц, находящихся в авто (часть 2 статьи 14 Закона 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции»)
  • Проверка полученной информации об участии автомобиля в преступлении или правонарушениях разного характера (сведения могут быть отправлены с постов ДПС, участниками дорожного движения и не только)
  • Подтверждение или опровержение данных о наличии в транспортном средстве предметов, с помощью которых возможно совершить правонарушение
  • Проверка информации о перевозке оружия, ядов и других опасных веществ

Ранее отказ от осмотра машины становился поводом к проведению тщательного досмотра без согласия автовладельца. Но в 2019 году в новом прочтении регламента такого пункта в перечне оснований не существует.

Если уполномоченное лицо намеренно задерживает владельца ТС, не проводя процедуру досмотра, несмотря на оповещение о ее начале, водитель может немедленно пожаловаться на неправомерные действия звонком в дежурную часть или любое отделение полиции.

Порядок проведения процедуры

Согласно Административному регламенту, утверждённому Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 и КоАП РФ, в правовом поле процедура досмотра будет выглядеть следующим образом:

  • Остановка авто
  • Предъявление документальных оснований для остановки и проведения досмотра
  • Поиск 2 понятых
  • Освобождение салона ТС водителем и пассажирами
  • Тщательный досмотр автомобиля инспектором, включая багажник и груз
  • Составление протокола о проведенной процедуре
  • Оставление подписи обеими сторонами
  • Передача водителю копии протокола

Кажется, что все крайне просто и вопросов, а тем более споров относительно процедуры досмотра возникать не должно. Но на практике ошибки во время досмотра совершают как владельцы автомобилей, так и инспекторы. Поэтому некоторые пункты приведенного выше списка будут рассмотрены более подробно.

Читайте также:  Акт осмотра ТС

Остановка ТС

Дежурный сотрудник ГИБДД имеет полное право останавливать автомобиль около поста и в любом другом месте – в городе и за его пределами. При этом махнуть он может не только жезлом, но и рукой. В том и другом случаях водитель должен остановиться.

Когда остановка совершена, водитель может спокойно дожидаться сотрудника ДПС, который обязан:

  • Представиться в устной форме
  • Сообщить причину задержки

Владелец ТС может попросить удостоверение инспектора, которое предоставляется им по первому требованию. Наибольший интерес в документе вызывают:

  • Номер
  • Ф.И.О. должностного лица, произведшего остановку

Перечисленные данные можно переписать в блокнот. Фотографировать их запрещено.

Поиск понятых и освобождение салона транспортного средства

Понятыми не могут быть:

  • Пассажиры остановленного авто
  • Сотрудники ГИБДД

Инспектор должен назначить понятых из случайных прохожих или остановить с этой целью еще один автомобиль. Незаинтересованные лица обязательно предоставляют сотруднику ДПС удостоверения личности, данные из которых будут вписаны в протокол.

Досмотр ТС осуществляется только при условии пустого салона. Водитель и пассажиры обязаны выйти из машины, но присутствовать во время процедуры и содействовать ее проведению в рамках правового поля. При этом допустимо вести видео- и фотосъемку процесса.

Непосредственный досмотр

Здесь инспекторы часто превышают свои полномочия. Поэтому любой водитель должен знать, что:

  • Трогать руками личные вещи, открывать багажник, капот и «бардачок» должностное лицо не может – по его просьбе все подобные действия совершает владелец ТС
  • Опломбированный груз не подлежит вскрытию – о нем по рации сообщают в дежурную часть и только после поступления соответствующих распоряжений (это делается в самом крайнем случае, когда существует прямая угроза жизни) целостность пломбы нарушается
  • Сотрудники наряда не препятствуют нахождению водителя около своего автомобиля, но в случае подозрений на совершение им уголовного преступления имеют право частично ограничить его свободу (наручниками)
  • При обнаружении в процессе досмотра административного правонарушения или иного преступления (совершенного либо запланированного) инспектор составляет соответствующий документ.

В первом случае это будет дело о правонарушении, открытое самим сотрудником ДПС. Во втором – рапорт, передающийся следственной группе, направленной на место досмотра посредством звонка в дежурную часть.

Составление протокола

По результатам досмотра уполномоченное лицо составляет протокол. В нем указываются:

  • Данные инспектора: Ф.И.О., звание, должность
  • Место и дата
  • Данные лица, управлявшего ТС: Ф.И.О., дата рождения, номер и дата выдачи водительского удостоверения, место регистрации, адрес проживания, телефон
  • Идентификационных признаки транспортного средства
  • Данные понятых: Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, адрес проживания, телефон

В протоколе подробно излагается процедура проведения досмотра и обнаруженные в ее ходе вещественные доказательства (они должны быть сфотографированы и в распечатанном виде приложены к документу) вины владельца ТС во вменяемых ему преступных действиях.

Для ознакомления протокол обязательно передается заинтересованному лицу. При несогласии с какой-либо изложенной информации оно имеет право отказаться подписывать документ.

Процедура может сопровождаться изъятием у владельца каких-либо предметов. Данный факт с перечислением вещей в обязательном порядке приводится в протоколе. Если это не сделано, водитель должен указать инспекторам на упущение. Понятые также должны присутствовать в процессе общения инспектора и лица, управлявшего ТС.

Понятые или видеозапись

Случается, что инспектор отказывается искать понятых, ссылаясь на ведение официальной видеосъемки. Такие действия не могут классифицироваться как правомерные. Закон не обязывает сотрудников ДПС вести съемку досмотра. Производить ее допустимо по собственной инициативе обеими сторонами. А вот наличие понятых является обязательным условием законности проведенного досмотра. Поэтому на их присутствии водитель должен настаивать.

Нарушения, которые могут допускать сотрудники ДПС при проведении досмотра

Некоторые инспекторы намеренно или без умысла допускают ряд нарушений во время проведения процедуры. Часто они остаются без фиксирования водителем, так как он сам не в полной мере понимает, как именно должен происходить досмотр.

Наиболее распространены следующие ошибки:

  • Отсутствие понятых
  • Отстранение владельца ТС от участия в процессе
  • Самостоятельное перекладывание вещей, что классифицируется уже как обыск
  • Отказ в просьбе ознакомиться с протоколом
  • Требование подписать протокол без предварительного ознакомления
  • Приказ выложить вещи из багажника

Вторая сторона досмотра в праве указать инспектору на нарушения в вежливой форме и записать это на видео.

Ответственность инспектора

Если сотрудник ДПС не проводит должные действия, а совершает ошибку за ошибкой, то спорить с ним не имеет смысла. Все нарушения можно зафиксировать и в течение 10 дней внести в жалобу.

При ее рассмотрении должностные лица будут руководствоваться статьей 19.1 КоАП РФ. Если жалоба найдет свое подтверждение, то инспектора накажут штрафом в размере 20 000 рублей.

Рекомендации водителю

В любой ситуации участнику дорожного движения рекомендовано:

  • Выполнять распоряжения сотрудников ГИБДД
  • Сохранять спокойствие
  • Быть вежливым
  • Принимать активное участие во всех манипуляциях, производимых с авто
  • Фиксировать происходящее на видео
  • Взять контактные данные свидетелей и понятых

На дороге часто возникают неприятные ситуации. Но тот водитель, который знает свои права и не нарушает закон, сможет решить любую проблему в рамках правового поля.

ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?

У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.

Читайте также:  Досмотр машины сотрудником ДПС по новому регламенту

Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.

Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?

Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.

Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

  1. Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
  2. Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
  3. Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .

При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Досмотр — это когда можно трогать

Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.

Основания для досмотра:

  1. Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
  2. Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.

Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.

При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.

Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.

Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .

Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.

Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.

Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.

В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.

Читайте также:  Протокол досмотра ТС

Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.

Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.

Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых

Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.

Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре

Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.

Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.

Процедура проведения досмотра машины сотрудником ДПС по новому регламенту

Содержание:

  • 1. Наказание за отказ от досмотра
  • 2. Законодательная база
  • 3. Главная задача досмотра и осмотра
  • 4. Различия автодосмотра от схожих процедур
    • 4.1. Отличия досмотра и осмотра
    • 4.2. Отличия автомобильного и личного досмотров
    • 4.3. Отличия досмотра и обыска
  • 5. Основания осмотра
  • 6. Основания досмотра
  • 7. Правила проведения досмотра
    • 7.1. Протокол досмотра
  • 8. Правила проведения осмотра
  • 9. Законна ли просьба открыть багажник?
  • 10. Что делать, если инспектор нарушает правила досмотра?
  • 11. Могут ли полицейские что-нибудь подкинуть?
  • 12. Таблица сравнения осмотра и досмотра
  • 13. Видео по теме:

Процедуры проведения осмотра и досмотра были спорными моментами российского законодательства с момента их введения. Многие водители не знают своих прав и позволяют инспекторам нарушать их. Некоторые наоборот, прочитав некоторые ошибочные и поверхностные статьи в интернете, начинают ссоры с желающими провести досмотр инспекторами, тем самым провоцируя сотрудников ГИБДД к вынесению наказаний. Итак, настало время все же разобрать во всех тонкостях проведения осмотра и досмотра автомобилей, а поможет в этом данная статья.

Наказание за отказ от досмотра

За препятствие проведению досмотра можно получить не только штраф, но и арест. Наказание вводится ст. 19.3 КоАП – неповиновение законному требованию полицейского. Штраф составляет от 500 до 1000 руб. Скидка 50% за оплату в течение 20 дней не предусмотрена , так как это нарушение не Правил дорожного движения. Но, несмотря на отсутствие скидки, штрафная сумма довольно несущественная, чего не скажешь о втором типе наказания за это правонарушение – административный арест. Арестовать водителя могут на срок до 15 суток, что действительно намного хуже даже максимального штрафа по данной статье.

Однако штраф назначается инспектором прямо на дороге, а арест может быть назначен только судьей. При этом в суде у водителя будет возможность защитить свои права и даже прибегнуть к помощи юриста. Если водитель в целом является законопослушным гражданином, а при общении с полицейским не воздействовал на него физически и вел себя адекватно, то арест ему не грозит.

Законодательная база

Нормативной правовой базой, регулирующей процедуры проведения осмотра и досмотра, являются 3 документа: КоАП, вводящий наказания для правонарушителей, и Административный регламент Министерства внутренних дел, утвержденный Приказом №664, которые регламентируют полномочия полицейских в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Главная задача досмотра и осмотра

Данные процедуры проводятся полицейскими с одной целью – обнаружить доказательство правонарушения или предмет его совершения. Осмотр, конечно, позволяет увидеть меньше, например, непристегнутого пассажира или ребенка, едущего без специального детского автокресла. Досмотр же позволяет инспектору самому попасть в машину, чтобы найти, например, съемную тонировку или шторки, которые водитель снял на глазах у инспектора.

Чтобы данные цели стали основанием – достаточным условием, позволяющим проведение досмотра – у инспектора должно быть не просто предположение о возможном нахождении этого предмета в авто, он должен был самостоятельно его увидеть. К сожалению, доказывать свое наблюдение он никак не обязан.

Различия автодосмотра от схожих процедур

Помимо досмотра ТС полицейские также могут проводить его осмотр, досмотр вещей, личный досмотр водителя и пассажиров. Все эти понятия не являются одной и той же процедурой. Однако далеко не все водители могут объяснить разницу между ними, а, значит, им будет трудно защитить свои права.

Отличия досмотра и осмотра

Морфологически эти слова довольно схожи, однако юридически эти процедуры имеют огромную разницу.

Осмотр – визуальное, исключительно зрительное ознакомление с содержимым автомобиля, его техническим состоянием, его пассажирами. То есть, инспектор может заглянуть в окно, обойти сам автомобиль, но дотрагиваться до предметов не может. Фактически сотрудник ГИБДД проводит осмотр каждый раз, когда останавливает автомобиль.

Досмотр – более серьезная процедура, которая позволяет инспектору не только осматривать авто, но и прикасаться к предметам, находящимся в нем, требовать от водителя и пассажиров выйти из ТС, а также самому садиться на их места. Для такого действия уже требуется основание, о которых речь пойдет ниже. Досмотр должен проводится в присутствии 2 понятых, которые будут следить за действиями полицейского, а по завершении процедуры поставят подписи в протоколе досмотра – это будет доказательством того, что предмет, обнаруженный в автомобиле, не был подброшен инспектором и что вся процедура проводилась в соответствии с законом. Вместо привлечения понятых инспектор может вести видеозапись.

Читайте также:  Акт осмотра ТС

Отличия автомобильного и личного досмотров

Сотрудники Госавтоинспекции могут проводить не только досмотр ТС, но и досмотр вещей, личный досмотр. Это еще 2 серьезных действия, на которые должны составляться отдельные протоколы. И для каждого из них нужны понятые. Важно! Проводить личный досмотр может лишь полицейский того же пола, что и досматриваемый; понятые также должны быть этого пола.

В чем же отличия этих 3 процессов? Досмотр ТС должен ограничиваться только проверкой содержимого авто: инспектору запрещено открывать лежащие в нем сумки, чемоданы, пакеты и так далее. Личный досмотр – это проверка вещей, находящихся при человеке, он позволяет требовать снять аксессуары, часть одежды и доставать вещи из карманов. Досмотр личных вещей означает, что инспектор будет проверять сумки, портфели, чемоданы, коробки, контейнеры и так далее.

Отличия досмотра и обыска

Еще одно, с первого взгляда, схожее понятие – обыск. Но на деле разница между досмотром и обыском огромная..

Юридическое отличие в том, что обыск проводится в рамках уголовного расследования. То есть, инспектор ГИБДД не имеет права проводить обыск при остановке случайного водителя. Обыск может проводиться только после возбуждения уголовного дела, а сотрудники МВД должны иметь разрешающий документ – постановление следователя (или постановление суда, если обыск проводится не в машине, а в жилище).

Практическое отличие в том, что при обыске сотрудники полиции могут нарушать конструктивную целостность автомобиля: выламывать панели, вскрывать обшивку, разбирать некоторые детали и тому подобное. Зачастую после обыска некоторые части автомобиля оказываются сломаны или испорчены, а вероятность получить компенсацию за причиненный вред довольно маленькая.

Основания осмотра

Как уже было сказано, осмотр фактически проводится инспектором, даже когда он просто заглядывает в окно автомобиля, чтобы проверить пристегнуты ли водители или находятся ли дети в специальных креслах. Однако иногда инспектор требует открыть заднее затонированное окно или капот. Если при этом он не дотрагивается до находящихся в автомобиле вещей, это все тоже считается осмотром. Однако на такие требования уже требуются основания. Они закреплены в п. 197 Приказа №664:

  • любая информация о том, что автомобиль или его груз используется в противоправных целях;
  • необходимость проверить номерные узлы автомобиля и сверить их номера с информацией из СТС;
  • признаки несоответствия перевозимого груза и информации из документа на него.

Формулировки обоснований довольно размытые, и никакой другой законодательный акт, к сожалению, их не поясняет и не конкретизирует. Первый пункт означает, что провести осмотр могут по любым показаниям свидетелей, устным ориентировкам, переданным с предыдущего поста ДПС и так далее. Второй пункт еще более странный, так как остается неясным, в каких случаях инспектору ГИБДД необходимо сверить номера двигателя, шасси и кузова с информацией из СТС. Можно сказать, что эта необходимость появляется, когда у него есть основания полагать, что автомобиль краденый, однако едва ли это внесет хоть какую-то ясность. Последний, третий довод также не несет в себе никакой конкретики.

Исходя из п. 197, можно сказать, что российское законодательство не устанавливает четких и специфичных оснований для осмотра, что по сути позволяет инспекторам проводить его, когда они захотят.

Основания досмотра

Теперь разберемся с основаниями автодосмотра, это более важная тема, потому что и сама процедура серьезнее.

Согласно п. 202 Приказа №664 основанием может послужить информация о том, что в транспортном средстве:

  • нелегально перевозятся оружие, боеприпасы, взрывчатка, наркотики, радиоактивные вещества и тому подобное;
  • находятся предметы совершения правонарушения (например, съемная тонировка);
  • находятся лица, которых необходимо задержать.

Данная информация должна быть в виде ориентировки, однако предоставлять какой-либо документ сотрудник Госавтоинспекции не должен. Ориентировка может находится на стационарном посту ДПС, а может и вовсе быть устной, переданной с другого поста ГИБДД.

Чтобы проверить наличие ориентировки, которая послужила основанием проведения досмотра, нужно, во-первых, спросить о ее наличии самого инспектора, во-вторых, если первый шаг не дал результатов, позвонить в дежурную часть ДПС (ее номер написан на боковой цветографической схеме патрульного автомобиля).

Правила проведения досмотра

Приведем краткий список самых важных правил проведения досмотра, который должен выучить каждый водитель:

  1. Досмотр должен проводится в присутствии 2 понятых, найденных прямо на месте остановки. В качестве понятых не могут привлекаться другие полицейские и любые люди, знакомые инспектору до начала досмотра. Понятых можно не привлекать, инспектор записывает процесс на видео.
  2. Автодосмотр не может проводится в отсутствии владельца ТС. Однако водитель и все пассажиры не должны находиться непосредственно в авто.
  3. Полицейские не имеют права запрещать владельцу или понятым вести видеосъемку досмотра.
  4. Инспектор может своими руками открывать двери, окна, багажник, капот и бардачок; передвигать и даже доставать из автомобиля какие-либо предметы.
  5. При автодосмотре у инспектора нет права:
    • открывать сумки, пакеты, коробки и так далее;
    • нарушать конструктивную целостность авто (снимать панели, обшивку; запрещено даже вытаскивать прикуриватель).
  6. Если инспектор обнаружил предмет административного нарушения, то он должен составить соответствующий протокол. Если же были найдены оружие, взрывчатка, наркотики и так далее или же лицо, которое должно быть подвергнуто аресту, то инспектор может вызвать оперативную группу.
  7. Перед началом составляется протокол досмотра, который в конце подписывается автомобилистом, понятыми и полицейским. Если помимо него составляется протокол о правонарушении или об аресте/задержании, то в эти протоколы также вносятся пометки о проведении досмотра.
  8. Владелец ТС должен получить на руки копии всех протоколов.
Читайте также:  Протокол досмотра ТС

Протокол досмотра

Ст. 27.9 Административного кодекса обязывает полицейских составлять протокол досмотра ТС перед началом процедуры. Исключение – необходимость задержания лиц, находящихся в автомобиле, тогда факт досмотра может быть включен в протокол задержания, а отдельного документа для него не требуется.

Протокол досмотра должен содержать:

  • информацию о времени и месте процедуры;
  • личные данные сотрудника Госавтоинспекции (ФИО, звание и должность, часть);
  • личные данные владельца авто;
  • сведенья об автомобиле (марка и модель, госномер и так далее);
  • описание найденных вещей;
  • личные данные понятых (ФИО, адрес проживания, телефонный номер);
  • пометку о записанных видеодоказательствах при их наличии (данную пометку может сделать и водитель, если запись велась не инспектором).

В конце данный документ подписывается инспектором, понятыми при их наличии и водителем. Водитель вправе отказаться от подписи – это его право, однако лучше этого избегать. В протоколе следует сделать все необходимые пометки, указать нарушения проведения процедуры, если они были, а в конце – все же подписать.

Независимо от результатов процедуры копия протокола должна быть выдана водителю на месте.

Правила проведения осмотра

Юридически после проведения осмотра также требуется составлять определенный документ – акт осмотра ТС (п. 200 Приказа №664). Технически, даже если инспектор заглянул в салон автомобиля через водительское окно, он уже провел осмотр и должен составлять акт. Но ни водители, ни инспекторы не заинтересованы в лишней бумажной волоките и трате времени, поэтому на практике, если при осмотре не было найдено нарушений, никаких документов не составляют.

Если же во время осмотра инспектор заметил какие-либо правонарушения, акт осмотра составлять все же придется. По содержанию он почти полностью повторяет протокол досмотра, но акт составляется после процедуры, а не перед ней.

Законна ли просьба открыть багажник?

Для начала необходимо обозначить, что просьба и требование – это абсолютно разные понятия. Водитель может отказать инспектору в любой просьбе, а вот законные требования обязан выполнять.

Если сотрудник Госавтоинспекции хочет проверить содержимое багажника, то водитель вправе отказать или требовать протокола автодосмотра. Если же водитель занимается грузоперевозками и должен иметь документы на перевозимый груз, то проверка этого груза является осмотром. Также проверка багажника может считаться осмотром, если инспектор не требовал, а именно просил открыть его, а водитель добровольно согласился. Требовать протокола досмотра после этого не имеет смысла, но можно потребовать акт осмотра.

Что делать, если инспектор нарушает правила досмотра?

Иногда встречается такое, что инспектор настойчиво требует открыть багажник, но не собирается составлять протокол досмотра. Это и любое другое нарушение закона не сойдет ему с рук, только если водитель вовремя предпримет меры.

Во-первых, нужно включить камеру и записывать весь диалог с инспектором с самого начала. Во-вторых, необходимо узнать и записать на видео его личные данные. Можно даже потребовать его служебное удостоверение – он обязан его предоставить по первой же просьбе водителя. В-третьих, необходимо на запись спросить у него: он требует или просит открыть багажник? Если он требует, то нужно попросить составить протокол досмотра. Если просит, то можно вежливо отказать. В любом случае, видео станет доказательством того, что водитель не нарушал закона. Видеозапись следует вести до конца общения с инспектором.

Если же Вы записали, что он именно требует показать багажник, но не составляет протокола досмотра, то лучше все же не обострять конфликт и позволить ему провести досмотр. Легче будет избежать наказания, чем получить его, а потом оспаривать.

Могут ли полицейские что-нибудь подкинуть?

Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.

Таблица сравнения осмотра и досмотра

Вместо заключения приведем краткую таблицу с различиями между досмотром и осмотром автомобиля:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: