ВИДЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
Различают пассажирские перевозки в прямом, местном и пригородном сообщениях. К прямому сообщению относятся перевозки, совершаемые в пределах двух и более дорог; к местному сооб-
щению — выполняемые внутри одной дороги, но вне пригородной зоны или на расстояния, выходящие за границы пригородной зоны (деление перевозок на прямые и местные условно, так как определяется границами дорог). К пригородному сообщению относятся перевозки в крупные города и промышленные пункты и обратно населения прилегающих пригородных районов, а также перевозки из этих пунктов в выходные и праздничные дни в пригородные зоны отдыха.
90% всех пассажиров железнодорожного транспорта составляют пригородные пассажиры и лишь 10% —дальние и местные. Если же анализировать перевозки по пассажиро-километрам, то из-за небольшой дальности пробега в пригородном сообщении эти перевозки составляют лишь 28% общего количества. Средняя дальность проезда пассажира в 1975 г. составила в прямом и местном сообщениях 658 км, пригородном 28 км, а общая средняя дальность проезда 90 км. Это свидетельствует о специфичности каждого вида движения, о необходимости рассматривать планирование и организацию каждого вида пассажирских перевозок отдельно.
Пассажирские поезда в зависимости от расстояния обращения подразделяются на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные (от 151 до 700 км) и пригородные (до 150 км). Таким образом, деление поездов по видам сообщения несколько отличается от подразделения перевозок. Дальние и местные пассажирские поезда делятся на следующие категории:
скорые — с наиболее высокой скоростью движения благодаря снижению до минимума числа остановок и повышенной технической скорости; эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, курсируют они между важнейшими центрами страны, а также между этими центрами и курортными районами;
пассажирские, имеющие меньшую скорость на всем пути следования из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда имеют остановки не только на крупных станциях, но и на промежуточных. В некоторые поезда включают также почтовые и багажные вагоны.
На направлениях дальнего движения и пригородных участках, где существуют большие перевозки почты и багажа, назначают специальные почтово-багажные поезда. На малодеятельных линиях могут курсировать грузопассажирские поезда’. Массовые людские перевозки (например, сезонных рабочих) выполняются специальными поездами. Организуются также специальные туристско-экскурси-онные поезда. Часть поездов, преимущественно скорых, отличается особой комфортабельностью. Это фирменные поезда, они носят индивидуальные названия: «Красная стрела», «Россия», «Киев» и др.
В некоторых сообщениях нужно пользоваться различными видами транспорта. Это так называемые смешанные перевозки. Рост
1 Нумерация пассажирских поездов разных категорий приведена на с. 373.
деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил и развитие международных сообщений. Сейчас железные дороги СССР связаны прямыми поездами или отдельными вагонами с социалистическими странами, а также с Францией, Италией, Австрией и др., всего с 27 странами Европы и Азии. Создана сеть международных экспрессов между столицами стран — членов СЭВ.
29.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
Значительная часть железнодорожных устройств используется как для пассажирского, так и для грузового движения. Вместе с тем для обеспечения пассажирских перевозок необходимы специальные сооружения (пассажирские и технические станции, вокзалы, пассажирские платформы и павильоны для пригородного движения) и подвижной состав (локомотивы и вагоны).
Пассажирские станции выполняют операции, связанные с отправлением и прибытием пассажиров, приемом и выдачей багажа и перевозками почты. Их сооружают при наличии значительного пассажиропотока. Основные устройства пассажирской станции —• пути приема и отправления поездов, пассажирское здание (вокзал) и платформы, пути для погрузки и выгрузки багажа, почты и др., депо и технический парк с устройствами для механизированной обмывки, очистки и уборки вагонов. В техническом парке экипируют пассажирские составы. Пассажирские станции в крупных центрах обслуживают обычно дальнее, местное и пригородное движение. Тип станции зависит от объема и характера выполняемых операций. В зависимости от расположения путей и зданий вокзала по отношению к ним пассажирские станции делятся на тупиковые, проходные и тупиково-проходные 1 . Наиболее удобны станции двух последних типов.
Пассажирские технические станции устраивают при большом числе обслуживаемых составов, оснащают вагономоечными машинами, механизированными прачечными, механизмами для внутренней очистки вагонов. В пунктах оборота пригородных поездов сооружают зонные станции. Взаимное расположение устройств, обслуживающих пассажирское движение на участке, примыкающем к большому городу, показано на рис. 29.1.
Вокзалы, особенно в крупных городах и промышленных центрах, представляют собой сложные сооружения значительных размеров. Так, кубатура вокзала в Новосибирске примерно 150 тыс. м 3 , Казанского вокзала в Москве — 300 тыс. м 3 . По объему работы вокзалы разделяются на внеклассные, I, II, III классов. Тот или иной класс вокзалу присваивают по балльной системе, учитывая число отправленных пассажиров по видам сообщений и общую площадь вокзальных помещений. Вокзалы имеют билетные кассы, помеще-
1 Схемы разных типов пассажирских станций рассматриваются в курсе «.Станции и узлы»,
ния для приема и выдачи багажа, а также в зависимости от класса камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (читальни, почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, связанных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов.
Для того чтобы создать максимальные удобства пассажирам, вокзалы, как и все пассажирское хозяйство, оснащаются новыми техническими устройствами для автоматизации билстно-кассовых операций, автоматическими справочными установками и др. На большинстве крупных вокзалов выделены или построены специальные кассовые залы, которые могут быть специализированы для прямого, местного и пригородного сообщений. Имея в виду рост пассажирских перевозок в смешанных сообщениях, на крупных вокзалах предусматриваются также кассы аэрофлота для продажи билетов на самолеты и кассы междугородных автобусов. В кассовых залах, кроме продажи билетов, в зависимости от местных условий можно оформлять операции по перевозке багажа и хранению ручной клади; такое объединение экономит время пассажира. Очень удобны установленные на многих вокзалах автоматические камеры хранения — шкафы с ящиками для размещения ручного багажа. Пользуясь специальным шифратором, пассажиры сами запирают и отпирают дверцу ящика.
Планировка помещения вокзала должна обеспечить последовательность операций по обслуживанию пассажиров и минимальную затрату времени на их выполнение. Площадь каждого помещения определяется его назначением и количеством одновременно находящихся в нем пассажиров. Размеры залов ожидания и кассовых рассчитывают на часы «пик», т. е. на время максимального накопления пассажиров в зависимости от их количества и нормы площади на одного человека.
Пассажирские здания, платформы и другие сооружения и устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать быстрое, удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров. Для прохода на платформы в необходимых случаях устраивают пешеходные тоннели или мосты. На крупных вокзалах, обслуживающих большие потоки пассажиров, платформы
Дальнее (рузоЬия
станция Сортировочная
Доя грузоьых станщя
и дальних псездод
Пригородное Техническач Для пригородных Остановочная Зонная
снижение станция а дальних поездов платформа. станция
Рис. 29.1. Схема расположения устройств для обслуживания пассажирского
движения на участке
Таблица 29.2 Основные эксплуатационные характеристики моторвагонных поездов
Виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения
Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Подразделение транспорта по видам основано на технических различиях путей сообщения, по которым производится перевозка, и используемого подвижного состава. Видовые различия транспорта оказывают существенное влияние на используемую технологию перевозок, формы обслуживания пассажиров в пути, меры государственного регулирования деятельности перевозчиков, скорость перевозки и уровень тарифов.
В настоящее время существуют следующие виды транспорта: наземный, использующий земную поверхность в качестве естественной опоры для путей сообщения. Наземный транспорт подразделяют на дорожный (автомобильный, трамвайный, троллейбусный, электромобильный и немеханический) и железнодорожный. Дорожный транспорт использует дорожную сеть общего пользования. Основу дорожного транспорта составляет автомобильный транспорт, подвижной состав которого представлен автомобилями различного назначения, прицепами к ним и мотоциклами.
Помимо этого, к дорожному транспорту относятся городской наземный электрический транспорт (троллейбусы и вагоны трамвая, электромобили) и различные немеханические транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека или животных (велосипеды, рикши, конные повозки и др.), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания рабочим объемом до 50 см3 (мопеды и мотороллеры).
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки по железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации. Водный транспорт, использующий для движения судов водную среду.
Водный транспорт подразделяют на морской и внутренний водный. Воздушный транспорт (гражданская авиация), использующий для движения воздушных судов воздушную среду. Транспорт, использующий для движения искусственно созданную среду, — метрополитен, трубопроводный транспорт.
В перспективе получит развитие космический транспорт. В 2001 г. впервые космическим транспортом был перевезен платный пассажир-турист.
Способ передвижения пассажира определяется характеристикой — сообщением, которое отражает особенности перевозки: объект перевозки. Различают пассажирское или грузовое сообщение.
По виду транспорта различают автомобильное, железнодорожное, речное и морское (водное), воздушное, троллейбусное, трамвайное сообщения. Автомобильное пассажирское сообщение транспорта общего пользования подразделяют также на автобусное и таксомоторное. Сообщение с использованием нескольких видов транспорта называют смешанным, например автомобильно-железнодорожное сообщение.
Классы дальности сообщения устанавливаются для различных видов транспорта на основании отраслевых нормативно-технических документов. На автомобильном транспорте различают:
- Городское сообщение с подразделением его на внутригородское (в пределах административных границ города, иного населенного пункта) и пригородное (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города).
- Междугородное сообщение с подразделением его на внутриобластное (за пределы пригородного) и межобластное (в пределах двух или более субъектов Российской Федерации).
- Международное сообщение (за пределы территории Российской Федерации) с подразделением его на сообщение со странами СНГ и за пределы СНГ.
В зависимости от режима движения подвижного состава, влияющего на скорость прохождения маршрута, различают следующие виды сообщения:
- Поостановочное (обычное), при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута.
- С остановками по требованию пассажиров. Данный вид сообщения характерен для автобусов особо малой пассажировместимости.
- Скоростное, при котором автобусы останавливаются только на некоторых остановочных пунктах маршрута.
- Полуэкспрессное, при котором автобус в начале маршрута собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а потом без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный маршрут), либо, наоборот, пассажиры, севшие в автобус в начальном пункте маршрута, доставляются в микрорайон назначения, в котором их затем развозят по нескольким остановочным пунктам (развозочный маршрут).
- Экспрессное, при котором движение по маршруту от начального до конечного пункта осуществляется без промежуточных остановок. На междугородных автобусных маршрутах под экспрессным понимают сообщение, осуществляющееся с высокой скоростью.
Обратим внимание на то, что можно говорить одновременно о различных характеристиках сообщения: объекте перевозки, виде транспорта, классе дальности и режиме движения. Например, можно сказать: «перевозки в пассажирском междугородном автомобильном сообщении» или «перевозки во внутригородском экспрессном автобусном сообщении».
Для различных видов пассажирского транспорта существуют свои эффективные сферы использования, которые следует рассматривать применительно к тем или иным классам дальности сообщения.
Во внутригородском сообщении основную часть перевозок пассажиров выполняет автомобильный транспорт — автобусы и такси. В парке подвижного состава преобладают легковые автомобили, доля которых в перспективе будет увеличиваться. Коммерческие пассажирские перевозки осуществляются преимущественно по маршрутному принципу, и их наибольший объем осваивается в автобусном сообщении. При наличии в городе метрополитена наземный пассажирский транспорт используется как подвозящий к станциям метрополитена. Коммерческие немаршрутные перевозки осуществляются автомобилями-такси, заказными автобусами и легковыми автомобилями.
С точки зрения пассажира автобус, троллейбус и трамвай практически не имеют существенных различий, поэтому являются конкурентами на рынке перевозок. Достоинствами автобуса являются высокая эксплуатационная мобильность (независимость от контактно-кабельной сети и рельсового пути, возможность перевода с одного маршрута на другой), возможность быстрого изменения трассы маршрута, наличие достаточно широкого диапазона пассажировместимости подвижного состава, минимальные помехи движению других транспортных средств.
К недостаткам автобуса, по сравнению с трамвайными вагонами и троллейбусами, относится его более сложное устройство, влияющее на показатели надежности в эксплуатации, повышенную себестоимость перевозок, экологическую опасность.
С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок являются затраты на энергию для тяги. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования городского электрического транспорта расширяется. При наличии близко расположенных нефтеперегонных заводов, производящих моторное топливо, могут быть сокращены затраты на бензин и дизельное топливо для автобусов.
В пригородном сообщении наибольшее распространение получили перевозки пассажиров автобусами. Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт.
Если посмотреть на карту с нанесенными на нее пригородными автобусными маршрутами и железнодорожными линиями, то можно заметить, что автобусные маршруты образуют густую паутину, а железнодорожные линии расходятся редко расположенными лучами. Автобусные маршруты зачастую доходят даже до сравнительно небольших населенных пунктов. Поэтому можно говорить о том, что автобусное сообщение охватывает площади, в то время как железнодорожное — лишь отдельные направления.
Такое положение сохранится и в перспективе, потому что железные дороги строят преимущественно для перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния, соединяя относительно крупные населенные пункты. Пассажирские перевозки по железным дорогам, за редким исключением (направление Москва — Санкт-Петербург), в общем объеме железнодорожных перевозок имеют незначительную долю. Это предопределяет нецелесообразность строительства железнодорожных линий между небольшими населенными пунктами, в то время как дороги уже соединяют подавляющее большинство населенных пунктов. Железнодорожный транспорт в пределах городской черты и пригородной зоны перевозит пассажиров электро- и дизель-поездами. Для обеспечения высокой комфортабельности поездки на железнодорожном транспорте промышленностью начат выпуск электропоездов нового поколения.
На внутреннем водном транспорте в городской черте эксплуатируются суда водоизмещающего типа (речные трамваи, катера и т. п.), а в пригородной зоне — также суда на подводных крыльях. Сообщение между противоположными берегами обеспечивается паромами. Водный транспорт имеет самую низкую себестоимость перевозок, но его работа ограничена периодом навигации и наличием судоходных путей сообщения (их протяженность в России 89 тыс. км).
Между крупными городами осуществляются коммерческие перевозки пассажиров гражданской авиацией как по регулярным маршрутам, так и в режиме «воздушное такси». Однако тарифы на такие услуги значительно выше, чем на наземном пассажирском транспорте, в связи с чем объемы воздушных перевозок незначительны.
В междугородном сообщении с увеличением дальности перевозок возрастает роль сначала железнодорожного, а затем и воздушного транспорта. Междугородные автобусные перевозки преобладают на расстояниях до 200 км, в горных условиях и в случаях, когда в регионе имеется много близко расположенных городов с недостаточно развитой сетью железнодорожных путей сообщения (например, район Кавказских минеральных вод).
Эффективная сфера международных автобусных перевозок ограничена преимущественно перевозками туристов. В России функционируют также несколько десятков регулярных международных автобусных маршрутов.
По мере интеграции России в общеевропейское сообщество роль автобусного транспорта повышается в связи с упрощением пограничных и таможенных процедур. В межконтинентальном сообщении практически весь объем перевозок пассажиров ложится на гражданскую авиацию. Морской пассажирский транспорт специализируется на круизных перевозках туристов. В приморских районах вдоль берега морским транспортом осуществляются регулярные пассажирские каботажные перевозки.
Технологический процесс выполнения рейсов в междугородном сообщении предусматривает организацию отдыха водителей на промежуточных пунктах маршрута и в пункте оборота. На промежуточных пунктах маршрута оборудуют комнаты для кратковременного отдыха водителей, обеспечивают возможность питания водителей. Для ежедневного отдыха водителей в пункте оборота оборудуют спальные места. Типовыми проектами на автовокзалах предусмотрены двухместные номера гостиничного типа.
Техническое содержание средств связи и оборудования производится персоналом автовокзалов или специализированными организациями по договору.
Дополнительная информация
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.
Пассажирские перевозки
Содержание
Основные виды перевозки пассажиров
- Морским путём (корабли, судна).
- Железнодорожным транспортом.
- Автотранспортом (автобусом).
- Авиатранспортом (самолетом, вертолетом).
Морской транспорт
Основное значение
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещен любой груз от иголок до автомобилей. Притом время обработки таких судов снижено в десятки раз, благодаря унификации транспортной системы всего мира в отношении контейнерных перевозок. Немалую роль играет механизация и информационное обеспечение транспортных процессов.
Также к специализированным судам, которые предназначены для перевозки одного или нескольких видов груза, можно отнести суда-автомобилевозы, рефрижераторные суда, скотовозы, тяжеловозы, навалочные (балкеры), лихтеровозы, буксирные и т. д.
В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, способность проходить панамским или суэцким каналами (panamax и handymax), сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов.
- Линейные суда — суда которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
- Трамповые суда (англ.tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
- Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.
В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы.
Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.
Особенно большое внимание уделяется экологии и безопасности мореплавания. Учитывая тот объем груза, который может перевезти одно судно за один раз, морской транспорт нельзя назвать медленным. Пример: 300000 тонн сырой нефти за один раз может быть перевезено из восточных портов Великобритании в один из портов США на восточном берегу за десять дней. Крупные контейнеровозы (до 5000 контейнеров), выходя из порта Роттердам (Нидерланды), достигают Шанхая (Китай) за 18 дней.
Преимущества и недостатки морского транспорта
Преимущества
- относительно низкая себестоимость перевозок;
- большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
- практически нет ограничений на пропускную способность;
- единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов.
Недостатки
- требует наличия оборудованных портов;
- низкая скорость передвижения.
Железнодорожные транспорт
Основное значение
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.
Более того, начиная с последнего десятилетия XX века железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.
Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем.
Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта
У железнодорожных перевозок вагонами, как и у любого другого вида сервиса, есть свои достоинства и недостатки.
Преимущества
- Первым и, наверное, одним из важнейших преимуществ является то, что железнодорожные грузоперевозки вагонами дают практически стопроцентную гарантию сохранности груза во время транспортировки.
- Вторым преимуществом этого вида грузоперевозок по праву считается относительно небольшая цена. Например, доставка груза из Москвы в Хабаровск массой до 300 килограмм обойдется вам в небольшую сумму.
- Следующим достоинством можно выделить пассажировместимость, ведь всего один локомотив способен конкурировать с целым караваном фур, к тому же поезда, в отличие от других видов транспорта, не зависят от погодных условий.
Недостатки
К недостаткам железнодорожного транспорта можно отнести трудность доставки груза потребителю. Для жителей крупных и средних городов проблем не возникнет, но вот жителям городов, не имеющих доступа к железной дороге, придётся дополнительно воспользоваться автотранспортом, что существенно повысит стоимость доставки. Также чрезвычайно малое количество операторов железнодорожных перевозок не позволяет выбрать приемлемые для нас условия и заставляет быть зависимым от РЖД.
Автотранспорт
Основное значение
Ikarus-280 Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги.
Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской классификации — автобусы особо малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
Преимущества и недостатки автотранспорта
Преимущества
- Относительная дешевизна
- Такое путешествие почти не требует от вас усилий на изучение языка, да и вообще какой-то самостоятельности
- Возможность посетить несколько мест за относительно короткое время
- Возможность собрать большую группу из старых друзей и новых знакомых, и ехать всем вместе
- Новые знакомства – это обязательный компонент такого путешествия. Хочешь-не хочешь, а придется с кем-то общаться, так что это еще и прекрасная возможность завести новых друзей!
Недостатки
- Вас может укачать. В принципе, это возможно в любом транспорте, но в автобусе вероятность выше.
- Почему-то именно недорогие автобусные туры так популярны среди европейских таможенников. Никто не знает, почему, но проверено это было на собственной шкуре. Так что виза должна быть оформлена полно, правильно, и без каких-либо проблем.
- Новые знакомства могут оказаться не такими приятными, как вам бы того хотелось. Однако, общаться придется даже с неприятными людьми, потому что многое в подобной поездке приходится делать сообща. Так что, на всякий случай – готовьте запас терпения и хорошего отношения к любым людям.
Авиатранспорт
Основное значение
Возду́шное су́дно, в соответствии с современным кодексом Международной авиационной федерации, — это “летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом Sporting Code. Архивировано из первоисточника 22 июня 2012. Проверено 20 марта 2012. . Поэтому к воздушным судам не относятся летательные аппараты и транспортные средства, использующие лишь экранный эффект или предназначенные для полётов в космическом пространстве, такие как: ракеты, экранопланы (но не экранолёты) и суда на воздушной подушке.
Преимущества и недостатки авиатранспорта
Преимущества
- Комфортабельность
- Высокая грузоподёмность
- Связь с континентами
Недостатки
- Приземляешься на окраине города
- Самый дорогой вид транспорта
- Требуется аэропорт
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Пассажировместимость
- Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию
Смотреть что такое “Пассажирские перевозки” в других словарях:
пассажирские перевозки — Транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. [ГОСТ Р 51006 96] Тематики услуги транспортные … Справочник технического переводчика
Пассажирские перевозки — перемещение людей с помощью разных видов транспорта. Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в том числе межконтинентальные, П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро… … Большая советская энциклопедия
Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию — осуществляются всеми основными видами транспорта морским, железнодорожным, авиационным и автодорожным. Без пересадок из Санкт Петербурга можно добраться до финских населенных пунктов Хельсинки, Вантаа, Порвоо, Хамина, Котка,… … Википедия
ГОСТ 30594-97: Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества — Терминология ГОСТ 30594 97: Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества оригинал документа: 2.2 безопасность услуг по перевозкам пассажиров: Безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Заказные пассажирские перевозки — Заказные перевозки перевозки, выполняемые по маршрутам на основании договора, заключаемого между перевозчиком и заказчиком пассажирских перевозок. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации городского округа Электросталь МО от 06.10.2009 N 332/5 ОБ… … Официальная терминология
Коммерческие пассажирские перевозки — Коммерческие перевозки регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ… … Официальная терминология
пассажирские вагоны — пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны рестораны, служебно технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пассажирские вагоны международного сообщения — 3.8 пассажирские вагоны международного сообщения: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, почтовых отправлений в межгосударственном сообщении по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм. Источник: ГОСТ Р 55182 2012: Вагоны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пассажирские транспортные средства класса II — Транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади… … Официальная терминология
Пассажирские транспортные средства класса III — Транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров. Источник: ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ , КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ… … Официальная терминология
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ / CMR)
Автомобильные грузоперевозки
Доставка грузов автомобильным транспортом
в любую точку России и континента.
Преамбула
Договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика, согласились о нижеследующем:
Глава I. Область применения Конвенции
Глава II. Лица, за которых несёт ответственность перевозчик
Глава III. Заключение и исполнение Договора перевозки
Глава IV. Ответственность перевозчика
Глава V. Рекламации и иски
Глава VI. Положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками
Глава VII. Недействительность условий Контракта, противоречащих настоящей Конвенции
Глава VIII. Заключительные положения
Протокол подписания
В момент подписания Конвенции, касающейся договора международной перевозки грузов по дорогам, нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные, согласились внести нижеследующие заявления и пояснения:
- Настоящая Конвенция не применяется к перевозкам между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой.
- К пункту 4 статьи 1.
Нижеподписавшиеся обязуются провести переговоры о заключении Конвенции, регулирующей договор перевозки обстановки и мебели при переездах, и Конвенции, регулирующей смешанную перевозку. В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Женеве 19 мая 1956 года в одном экземпляре на английском и французском языках, причем каждый текст является равно аутентичным.
Перевод сделан с подлинного текста, опубликованного ООН на французском и английском языках отдельным изданием за N N E/EE/253, E/ECE/TRANS/480.
Государства – участники конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов
По состоянию на 1 ноября 1999 года
Государство | Дата подписания | Дата присоединения (вступления в силу) |
Примечание |
---|---|---|---|
АВСТРИЯ | 19.05.1956 | 18.07.1960 | |
АЗЕРБАЙДЖАН | 14.09.1999 | ||
АРМЕНИЯ | 14.09.1999 | ||
БЕЛАРУСЬ | 26.06.1998 | 14.09.1999 | |
БЕЛЬГИЯ | 19.05.1956 | 18.09.1962 | |
БОЛГАРИЯ | 20.10.1977 | ||
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА | 06.03.1992 | ||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | 21.07.1967 | ||
ВНР | 29.04.1970 | ||
ГДР | 27.12.1973 | ||
ГРЕЦИЯ | 24.05.1977 | ||
ДАНИЯ | 28.06.1965 | ||
ИСПАНИЯ | 12.02.1974 | ||
ИТАЛИЯ | 03.04.1961 | ||
КАЗАХСТАН | 14.09.1999 | ||
КИРГИЗИЯ | 14.09.1999 | ||
ЛАТВИЯ | 14.01.1994 | ||
ЛИТВА | 17.03.1993 | ||
ЛЮКСЕМБУРГ | 19.05.1956 | 20.04.1964 | |
МОЛДОВА | 14.09.1999 | ||
НИДЕРЛАНДЫ | 19.05.1956 | 27.09.1960 | |
НОРВЕГИЯ | 01.07.1969 | ||
НРБ | 20.10.1977 | ||
ПНР | 19.05.1956 | 13.06.1962 | |
ПОРТУГАЛИЯ | 22.09.1969 | ||
РОССИЯ | 14.09.1999 | ||
СЛОВАКИЯ | 01.01.1993 | правопреемство | |
СРР | 23.01.1973 | ||
ССР | 01.12.1983 | ||
СФРЮ | 19.05.1956 | 22.10.1958 | |
ТАДЖИКИСТАН | 14.09.1999 | ||
ТУНИС | 24.01.1994 | ||
ТУРЦИЯ | 26.04.1983 | ||
УЗБЕКИСТАН | 20.02.1998 | 14.09.1999 | |
УКРАИНА | 14.09.1999 | ||
ФИНЛЯНДИЯ | 27.06.1973 | ||
ФРАНЦИЯ | 19.05.1956 | 20.05.1959 | |
ФРГ | 19.05.1956 | 07.11.1961 | |
ХОРВАТИЯ | 03.09.1992 | Правопреемство с 08.10.1991 | |
ЧССР | 04.09.1974 | ||
ШВЕЙЦАРИЯ | 19.05.1956 | 27.02.1970 | |
ШВЕЦИЯ | 19.05.1956 | 02.04.1969 |
Договор на перевозку груза
Многолетний опыт работы позволяет предложить нашим клиентам оптимальный вариант Договора на перевозку груза. Наш Договор на транспортно-экспедиторские услуги полностью соответствует требованиям российского транспортного и таможенного законодательства, всех международных Соглашений и Конвенций, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, как перевозчика и экспедитора с клиентом (отправителем груза), связанные с организацией перевозок и экспедированием грузов в международном сообщении.
Используя нашу форму договора с приложениями, вы сэкономите время на подготовительном этапе, при оформлении Заявки на перевозку груза.
Договор на поставку товара
Предоставляя услуги в сфере организации ВЭД, технического экспорта или импорта, наша компания предлагает стандартный внешнеторговый контракт на экспорт российских товаров за рубеж или – импорт зарубежной продукции для российских предприятий.
Наш Договор полностью соответствует российскому таможенному законодательству, всем международным правилам и торговым соглашениям, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, предоставляющей услуги Аутсорсинга ВЭД с клиентом (российской компанией – экспортёром или импортёром), связанные с юридическим обеспечением внешнеторгового контракта, таможенным оформлением грузов, транспортным и логистическим обеспечением доставки груза.
Организация ВЭД
Услуги транспортной компании
- Автомобильные грузоперевозки
- Таможенное оформление грузов
- Перевозка сборных грузов
- Перевозка опасных грузов
- Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов
- Мультимодальные перевозки грузов
- Морские контейнерные перевозки
- Экспедирование грузов
- Страхование грузов
- Сертификация груза на экспорт
- Организация ВЭД
- Консультации участников ВЭД
Международные грузоперевозки
Доставка грузов из стран СНГ, Азии, Балтии, Восточной Европы и Евросоюза.
Женевская конвенция договора международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (с изменениями и дополнениями)
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
(Женева, 19 мая 1956 г.)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. статус настоящей Конвенции
Договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика, согласились о нижеследующем:
В момент подписания Конвенции, касающейся договора международной перевозки грузов по дорогам, нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные, согласились внести нижеследующие заявления и пояснения:
1. Настоящая Конвенция не применяется к перевозкам между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой.
Нижеподписавшиеся обязуются провести переговоры о заключении Конвенции, регулирующей договор перевозки обстановки и мебели при переездах, и Конвенции, регулирующей смешанную перевозку.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Женеве девятнадцатого мая тысяча девятьсот пятьдесят шестого года в одном экземпляре на английском и французском языках, причем каждый текст является аутентичным.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.)
Конвенция вступила в силу 2 июля 1961 г.
СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-Х (с заявлением и оговоркой). Конвенция вступила в силу для СССР 1 декабря 1983 г.
Текст Конвенции опубликован в Сборнике нормативных актов “Международное частное право”, М., 1994 г.; в журнале “Закон”, 2000 г., N 6
См. статус настоящей Конвенции
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 5 июля 1978 г.)
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (с изменениями и дополнениями)
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
(Женева, 19 мая 1956 г.)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. статус настоящей Конвенции
Договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика, согласились о нижеследующем:
В момент подписания Конвенции, касающейся договора международной перевозки грузов по дорогам, нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные, согласились внести нижеследующие заявления и пояснения:
1. Настоящая Конвенция не применяется к перевозкам между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой.
Нижеподписавшиеся обязуются провести переговоры о заключении Конвенции, регулирующей договор перевозки обстановки и мебели при переездах, и Конвенции, регулирующей смешанную перевозку.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Женеве девятнадцатого мая тысяча девятьсот пятьдесят шестого года в одном экземпляре на английском и французском языках, причем каждый текст является аутентичным.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.)
Конвенция вступила в силу 2 июля 1961 г.
СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-Х (с заявлением и оговоркой). Конвенция вступила в силу для СССР 1 декабря 1983 г.
Текст Конвенции опубликован в Сборнике нормативных актов “Международное частное право”, М., 1994 г.; в журнале “Закон”, 2000 г., N 6
См. статус настоящей Конвенции
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 5 июля 1978 г.)
Полезная информация
Конвенции, Соглашения, Законы, Нормативные акты
Конвенции и соглашения
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)
Конвенция Организации Объединенных Наций 19 Мая 1956 Г. О Договоре Международной Перевозки Грузов (КДПГ – CMR)
Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП)
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Incoterms® / Инкотермс® – International Commercial Terms – Международные торговые термины
Правовой режим перевозки груза различным видом транспорта регулируется:
Автомобильные перевозки
В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.
В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ) характер. Отступления от ее положений недействительны.
Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП – некоммерческая организация, член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП – это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков.
3. Гаагская конвенция «О законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении», 1968г.
Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности (автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда). В Европе действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).
4. Национально-правовые акты действующие в данной области:
«Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (с изм. от 21.05.2007)
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2008 N 46-р Об определении Минтранса России компетентным органом по выполнению обязательств , связанных с участием Российской Федерации в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанном в Женеве 1 июля 1970 года
Морские перевозки
1. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила) , применяется в отношении договоров морской перевозки между двумя различными государствами:
когда порт погрузки находится в государстве-участнике;
когда коносамент, транспортная накладная или другой документ, подтверждающий наличие договора морской перевозки груза, выдан в государстве-участнике;
когда договор морской перевозки груза отвечает положениям Гамбургских правил либо национального законодательства, основанного на этих правилах;
когда порт выгрузки находится в государстве-участнике конвенции.
Все нормы Гамбургских Правил имеют императивный (обязательный для всех) характер. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика (перевозчик считается виновным, пока не докажет свою невиновность).
Железнодорожные перевозки
Членами КОТИФ являются европейские страны.
Участниками соглашения являются Россия, страны Восточной Европы, Монголия, Китай, КНДР и Вьетнам.
Источники:
http://base.garant.ru/2540495/
http://www.dtrans-group.ru/information/poleznaya-informatsiya/
http://provodim24.ru/monrealskaja-konvencija-aviaperevozki.html
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78
СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74
Звонки бесплатны. Работаем без выходных!
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Среди источников, регулирующих международную перевозку грузов, выделяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, сокращенно CMR, российская версия – ЦМР. В литературе встречается еще один вариант ее сокращенного обозначения по начальным буквам русского наименования – КДПГ. Это один из основополагающих нормативных правовых актов, оказывающих заметное влияние на источники, регулирующие отношения в области международного транспорта.
Принятие Конвенции было инициировано Комитетом по внутреннему транспорту Европейской комиссии ООП. Заключенная в Женеве 19 мая 1956 г., она вступила в силу 2 июля 1961 г. СССР присоединился к Конвенции 1 августа 1983 г., поэтому Россия, как правопреемница СССР, является ее участницей.
Основные положения КДПГ. Сфера действия Конвенции – международные автомобильные перевозки грузов. Ее положения применяются, если хотя бы одно из двух мест – принятия и доставки груза – находится в стране, являющейся участницей Конвенции. При неурегулированности этим правовым документом отдельных условий договора перевозки груза применяются нормы национального законодательства одной из сторон договора.
Императивный характер КДПГ заключается в обязательности ее норм для сторон договора перевозки груза. Это означает, что любые положения договора перевозки груза, противоречащие данной Конвенции, признаются недействительными.
Основные положения КДПГ касаются оформления перевозки, приема груза к перевозке, сроков доставки груза, его выдачи, ответственности, претензий и исков.
В соответствии с Конвенцией при перевозке груза оформляется накладная. Этот документ не является договором перевозки груза, а лишь подтверждает факт заключения договора перевозки.
Конвенция не содержит форму накладной, однако в ней определены обязательные и дополнительные реквизиты этого документа. К обязательным относятся:
- – дата и место составления накладной;
- – наименование и адрес отправителя;
- – наименование и адрес перевозчика;
- – дата и место принятия груза к перевозке;
- – место сдачи груза;
- – наименование и адрес получателя;
- – обозначение характера груза и род его упаковки;
- – число грузовых мест, их маркировка, нумерация мест;
- – масса груза брутто или количество груза, выраженное в других единицах измерения;
- – платежи, связанные с перевозкой (провозные и дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до сдачи груза;
- – инструкции перевозчику, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
- – указание, что перевозка осуществляется в соответствии с положениями Конвенции, независимо от содержания любых оговорок.
Дополнительными реквизитами могут быть:
- – указание отправителя, что перегрузка не разрешается;
- – виды и суммы платежей, оплаченных отправителем;
- – виды и суммы платежей, подлежащих оплате получателем;
- – объявленная отправителем стоимость груза;
- – сумма, представляющая специальный интерес отправителя или получателя в доставке груза в согласованный срок;
- – перечень документов, переданных перевозчику;
- – инструкция перевозчику относительно страхования груза.
Форма накладной разработана ИРУ. Она носит рекомендательный характер. Поэтому стороны могут использовать свою форму накладной. Но такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в Конвенции. Приведенный их перечень показывает, что он достаточно полно отражает условия перевозки груза в международном сообщении. Не случайно на практике стороны весьма редко прибегают к включению в накладную каких-либо реквизитов помимо перечисленных.
Накладная составляется в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. На практике используются копии накладных по числу пересекаемых при перевозке груза границ для вручения компетентным органом при выполнении таможенных и иных процедур.
Регламентация порядка перевозки груза и его выдачи грузополучателю
В КДПГ регламентирована процедура приема груза к перевозке, его перевозки и выдачи получателю. В частности, определены обязанности перевозчика по приему груза к перевозке, заключающиеся в проверке правильности содержащихся в накладной сведений о количестве грузовых мест, их маркировки и нумерации. Проверке подлежат также внешнее состояние груза и его упаковки. Отправитель вправе потребовать от перевозчика проверки количества груза и содержимого грузовых мест. При обнаружении нарушений перевозчик фиксирует в накладной соответствующие оговорки. Презюмируется, что отсутствие таких оговорок свидетельствует о том, что груз и упаковка отвечают условиям перевозки, а сведения о них верны.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб, причиненный ему неполнотой или недостоверностью сведений о грузе.
В процессе перевозки отправитель вправе потребовать прекращения перевозки, изменения места доставки груза, выдачи его другому получателю. Это право действует до момента вручения получателю второго экземпляра накладной.
Особенностью завершающего этапа перевозки – выдачи груза – является то, что по Конвенции получатель вправе, но не обязан принять груз. При его отказе принять груз перевозчик извещает отправителя об этом и ждет от него указаний, как этим грузом следует распорядиться. Не получив указаний в разумный срок, он вправе выгрузить груз и осуществить его хранение или передать на хранение третьему лицу.
При обнаружении во время приема груза факта его утраты или повреждения получатель должен сделать в накладной соответствующую запись об этом. В случае скрытых недостатков груза заявление в письменной форме должно быть направлено перевозчику не позднее семи дней со дня принятия груза. Что касается просрочки доставки груза, то срок подачи заявления ограничивается 21 днем с момента приема груза.
В КДПГ урегулирован вопрос об ответственности перевозчика. Так, при несохранности доставки груза перевозчик обязан возместить грузовладельцу причиненный ущерб, исходя из стоимости груза, которая определяется по котировкам сырьевых и товарных бирж и аукционов или по сложившимся текущим ценам в месте погрузки груза на дату приема его к перевозке.
Вместе с тем установлен предел ответственности в размере 8,33 СДР за 1 кг недостающей массы брутто.
В случае просрочки доставки груза перевозчик обязан возместить понесенные убытки в пределах, не превышающих провозные платежи.
Конвенцией урегулирован претензионно-исковой порядок разрешения споров между сторонами договора перевозки груза. Установлена возможность применения претензионной процедуры до обращения в суд. Сам претензионный порядок не является обязательным, поэтому непредъявление претензии перевозчику не лишает лицо, понесшее убытки, права на иск.
Срок исковой давности согласно Конвенции составляет один год, а в случае умысла в неправомерных действиях перевозчика – три года. Иск подается в суд страны, на территории которой ответчик имеет обычное местожительство или имеет местонахождение своего основного коммерческого предприятия, либо в суд страны, в которой находится место принятия груза к перевозке или место, предназначенное для его сдачи.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика, согласились о нижеследующем:
Глава I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ
Статья 1
1. Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.
2. При применении настоящей Конвенции под “транспортным средством” следует понимать автомобили, автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы так, как они определяются в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.
3. Настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.
4. Настоящая Конвенция не применяется:
a) к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям;
b) к перевозкам покойников;
c) к перевозкам обстановки и мебели при переездах.
5. Договаривающиеся стороны запрещают вносить изменения в настоящую Конвенцию путем частных соглашений, заключенных между двумя или несколькими Договаривающимися сторонами, за исключением отмены ее применения к их пограничным перевозкам или разрешения использования при грузоперевозках, производимых исключительно на их территории, накладных, устанавливающих право собственности на груз.
1. Если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки, за исключением случая, предусмотренного статьей 14, настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом. Однако, если будет доказано, что потеря груза, его повреждение или задержка доставки произошли во время перевозки, произведенной одним из видов транспорта, кроме дорожного, и не были вызваны действием или упущением дорожного перевозчика, а были вызваны фактом, который мог произойти только во время и по причине перевозки, произведенной не дорожным транспортом, ответственность дорожного перевозчика определяется не настоящей Конвенцией, а теми положениями, которыми определялась бы ответственность любого не дорожного перевозчика при заключении между ним и отправителем контракта на перевозку груза согласно обязательным положениям закона, касающегося перевозки грузов любым видом транспорта, кроме дорожного. Тем не менее в случае отсутствия таких положений ответственность дорожного перевозчика определяется настоящей Конвенцией.
2. В том случае, когда перевозчик, производящий дорожные перевозки, одновременно производит перевозки и иным видом транспорта, его ответственность определяется также пунктом 1, как если бы его функции дорожного перевозчика и функция перевозчика, производящего перевозки не дорожным видом транспорта, осуществлялись бы двумя различными лицами.
Глава II. ЛИЦА, ЗА КОТОРЫХ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИК
При применении настоящей Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
Глава III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции.
1. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
2. В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.
1. Накладная должна содержать следующие сведения:
a) место и дата ее составления;
b) имя и адрес отправителя;
c) имя и адрес транспортного агента;
d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
e) имя и адрес получателя;
f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;
h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;
k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.
2. В случае необходимости накладная должна также содержать следующие указания:
a) запрещение перегрузки груза;
b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
c) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
d) заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;
e) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
f) дополнительный срок выполнения перевозки;
g) перечень документов, переданных перевозчику.
3. Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым.
1. Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:
a) указаний, приведенных в подпунктах b), d), e), f), g), h), j) пункта 1 статьи 6;
b) указаний, приведенных в пункте 2 статьи 6;
c) всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.
2. Если по просьбе отправителя перевозчик вносит в накладную указания, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, признается, поскольку не доказано обратное, что это им сделано от имени и за счет отправителя.
3. Если накладная не содержит указаний, предусмотренных в пункте 1 k) статьи 6, перевозчик отвечает за все расходы и за все убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения.
1. При принятии груза перевозчик обязан проверить:
a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
b) внешнее состояние груза и его упаковки.
2. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает.
3. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
1. Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.
2. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок.
1. Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
2. Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
3. Перевозчик несет ответственность на тех же основаниях, что и комиссионер, за последствия потери или неправильного использования документов, упомянутых в накладной, приложенных к ней или врученных ему; сумма причитающегося с него возмещения не должна, однако, превышать ту, которая подлежала бы уплате в случае потери груза.
1. Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной.
2. Отправитель теряет это право с того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю или когда последний осуществляет свои права, предусмотренные в пункте 1 статьи 13; с этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями получателя груза.
3. Однако право распоряжения грузом принадлежит получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание.
4. Если, осуществляя свое право распоряжения грузом, получатель дает указание сдать груз другому лицу, последнее не вправе назначить других получателей.
5. Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:
a) отправитель или в случае, указанном в пункте 3 настоящей статьи, – получатель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр накладной, в которую должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить перевозку расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;
b) выполнение этих инструкций должно быть возможным в тот момент, когда их получает лицо, которое должно их выполнить; оно не должно нарушать хода нормальной работы предприятия перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов;
c) упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов.
6. Если перевозчик не может выполнить полученные им инструкции по причине указанных в пункте 5 b) положений, он должен немедленно сообщить об этом лицу, которым были даны инструкции.
7. Перевозчик, не выполнивший инструкций, которые были ему даны в условиях, указанных в настоящей статье, или подчинившийся таким инструкциям, не потребовав представления ему первого экземпляра накладной, несет ответственность перед правомочным по договору лицом за понесенный таким образом ущерб.
1. По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза, причем им выдается соответствующая расписка в принятии. Если установлена потеря груза или если груз не прибыл по истечении срока, предусмотренного в статье 19, получатель может требовать от своего имени от перевозчика удовлетворения, ссылаясь на права, обеспеченные ему договором перевозки.
2. Получатель, осуществляющий права, предоставляемые ему согласно пункту 1 настоящей статьи, обязан погасить возникшие на основании накладной долговые обязательства. В случае возникновения спора по этому поводу перевозчик обязан осуществить поставку груза лишь в случае внесения получателем залога.
1. Если по какой-либо причине выполнение договора на определенных в накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному месту доставки, перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно статье 12.
2. Если же обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, отличных от предусмотренных в накладной, и если перевозчик не смог своевременно получить инструкций от лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно статье 12, перевозчик должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом.
1. Если после прибытия груза на место назначения возникают препятствия к его сдаче, перевозчик должен запросить инструкции у отправителя. Если получатель отказывается принять груз, отправитель имеет право распоряжаться грузом, не предъявляя первого экземпляра накладной.
2. Получатель, даже если он отказался от принятия груза, может в любой момент потребовать его сдачи до тех пор, пока перевозчик не получил от отправителя противоположных инстр укций.
3. Если препятствие к сдаче груза возникает после того как получатель согласно предоставленному ему пунктом 3 статьи 12 праву дал приказ доставить груз какому-либо другому лицу, то для выполнения вышеуказанных положений пунктов 1 и 2 получатель становится на место отправителя, а это другое лицо – на место получателя.
1. Перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или выполнением полученных инструкций, поскольку эти расходы не являются следствием его собственной вины.
2. В условиях, указанных в пункте 1 статьи 14 и в статье 15, перевозчик может немедленно выгрузить груз за счет лица, правомочного по договору; после такой выгрузки перевозка считается законченной. В таком случае перевозчик осуществляет хранение груза. Он может, однако, доверить хранение груза какому-либо третьему лицу и в этом случае несет ответственность лишь за осмотрительный выбор этих третьих лиц. Груз остается при этом обремененным лежащими на нем договорными обязательствами, вытекающими из накладной, и всеми прочими расходами.
3. Перевозчик может продать груз, не выжидая инструкций от правомочного по договору лица, если груз является скоропортящимся или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью. В других случаях перевозчик может также продать груз, если в надлежащий срок им не будет получено от правомочного по договору лица противоположных инструкций, выполнение которых может быть справедливо потребовано.
4. В случае продажи груза согласно положениям настоящей статьи вырученная сумма, за вычетом лежащих на грузе и подлежащих уплате расходов, должна быть передана в распоряжение правомочного по договору лица. Если расходы превосходят выручку, то перевозчик имеет право получить причитающуюся ему разницу.
5. Применяемая при продаже процедура определяется действующими на месте продажи законами или обычаями.