Как делать параллельную парковку

Параллельная парковка задним ходом

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии “Сдать автодром с полпинка” речь пойдет об упражнении, которое смело можно отнести к группе сложных. Называется оно параллельная парковка задним ходом.

Что касается второго сложного упражнения, именуемого въезд в бокс задним ходом, то оно рассмотрено в предшествующей статье.

Говоря начистоту, параллельная парковка на автодроме не намного сложнее остальных упражнений, однако чаще всего кандидаты в водители не сдают экзамен в ГИБДД именно из-за него. Поэтому давайте рассмотрим оптимальный порядок прохождения этого упражнения, а также обсудим распространенные ошибки и проблемы:

Схема упражнения

Площадка для выполнения парковки задним ходом представлена на следующем рисунке:

Она имитирует участок дороги, на котором внизу (у обочины или тротуара) припаркованы 2 автомобиля, между которыми кандидат в водители должен аккуратно поставить собственную машину с помощью параллельной парковки.

Если в процессе обучения в автошколе Вы научитесь выполнять парковку задним ходом, то Вы существенно облегчите себе жизнь в дальнейшем.

Примечание. Расстояние между стоящими автомобилями на схеме невелико – всего 2 длины нашего автомобиля. Поэтому припарковаться передом не получится, т.к. задняя часть автомобиля будет существенно выступать из “кармана”.

Для выхода из сложившейся ситуации составители экзаменационных упражнений предлагают использовать способ, который официально называется “параллельная парковка задним ходом”.

Обратите внимание на то, что параллельная парковка может пригодиться не только при сдаче экзамена в ГИБДД, но и в реальной дорожной ситуации.

Ну а с учетом постоянного роста количества личных автомобилей и хронической нехватки мест для парковки, на практике данный маневр приходится выполнять весьма часто.

Порядок выполнения параллельной парковки

Давайте рассмотрим, чего же нужно добиться в результате выполнения упражнения:

  1. Подъехать к линии начала упражнения, остановиться. Обратите внимание, линия начала упражнения находится на рисунке выше конуса номер 1.
  2. Пересечь линию начала упражнения и остановиться.
  3. Въехать между воображаемыми автомобилями задним ходом.
  4. Остановиться.
  5. Выехать из зоны выполнения упражнения.

Кроме того, административный регламент МВД регламентирует траекторию, по которой водитель должен выполнить упражнение. Поэтому единственный возможный способ сдать экзамен – это параллельная парковка за один заход (заднюю передачу можно включить только 1 раз).

Таблица ошибок для упражнения

В первом столбце таблицы приведены описания возможных ошибок, а во втором – количество ошибок, которое можно допустить. 0 означает, что после первой же ошибки за экзамен выставляется оценка “НЕ СДАЛ”.

Ошибка Возможное количество
113.1. Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды (сигнала) о начале его выполнения.
113.2. Сбил разметочное оборудование. 2
113.3. Выехал по проекции габарита транспортного средства за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками), или наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, в зависимости от условий выполнения испытательного упражнения.
113.5. Не пересек контрольную линию внешними габаритами транспортного средства в случаях, когда пересечение контрольной линии предусмотрено условиями выполнения испытательного упражнения.
113.6. Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения испытательного упражнения.
113.7. Допустил остановку двигателя. 2
113.15. Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

Пошаговая инструкция по параллельной парковке

Давайте рассмотрим пошаговую инструкцию по выполнению упражнения:

1. Двигайтесь в направлении линии начала упражнения, остановитесь непосредственно перед ней.

2. Троньтесь с места и начните движение вперед.

Основная задача на этом этапе – подъехать правой стороной автомобиля как можно ближе к фишке номер 1. Кроме того, автомобиль должен полностью пересечь прерывистую линию начала упражнения.

3. Остановитесь и включите передачу заднего хода. Положение руля не изменяйте.

На следующем этапе нужно проехать небольшое расстояние по прямой. Цель данного пункта – поставить правое заднее колесо автомобиля рядом с конусом номер 1. Проконтролировать положение конуса можно через правое зеркало заднего вида.

4. Остановитесь у фишки 1, поверните руль в правую сторону до упора.

5. Начните движение задним ходом. При этом смотрите в левое зеркало! Автомобиль постепенно поворачивает в сторону парковочного места. Двигаться нужно ровно до того момента, пока в зеркале не появится фишка номер 2 (правильное положение представлено на рисунке ниже).

Читайте также:  Блокираторы парковки

6. Как только Вы увидели фишку в зеркале, остановитесь.

7. Поверните руль таким образом, чтобы автомобиль двигался прямо, т.е. верните его в исходное положение.

8. Начните движение задним ходом. Смотрите в левое зеркало на прерывистую линию разметки и левое заднее колесо автомобиля. Как только колесо пересекло линию (переехать надо совсем на немного), остановитесь.

9. Поверните руль до упора влево.

10. Начните движение задним ходом. При этом автомобиль заканчивает въезд в парковочный карман.

На данном этапе нужно внимательно смотреть на фишки, расположенные перед автомобилем, и ориентироваться по ним. На зеркала заднего вида можно не обращать внимания. Как только автомобиль принял положение, параллельное краю воображаемой проезжей части, остановитесь.

11. Остановитесь и включите нейтральную передачу.

12. Покиньте место парковки.

После этого парковка задним ходом успешно завершена.

Инструкция по выполнению параллельной парковки на автодроме

По традиции предлагаю Вам скачать и распечатать пошаговую инструкцию по выполнению параллельной парковки на автодроме в формате pdf:

Ошибки и проблемы при выполнении парковки задним ходом между автомобилями

Варианты, при которых можно не сдать “параллельную парковку задним ходом”:

  • сбить вешки 3 или 4,
  • остановить автомобиль на прерывистой линии разметки (если после выполнения упражнения колесо автомобиля находится на прерывистой линии разметки или, например, зеркало заднего вида свисает над ней).

Сбить вешки можно в том случае, если перед остановкой в зоне парковки попытаться на ходу выкрутить руль назад, как того требуют некоторые автоинструкторы-торопыги. Этого делать не следует. Руль можно выкрутить и после остановки, не рискуя завалить экзамен.

Пересечь прерывистую линию разметки можно в двух случаях. Первый – перед остановкой в зоне парковки пытаться на ходу выкрутить руль. Второй – если рано начать крутить руль налево, когда колесо еще не пересекло прерывистую линию.

Применение параллельной парковки в городе

Упражнение параллельная парковка прежде всего предназначено для того, чтобы успешно парковаться в городе.

Однако при выполнении этого упражнения на городских улицах могут возникнуть проблемы, которые на площадке не имитируются. Основная из них заключается в том, что когда Вы останавливаетесь рядом с выбранным парковочным местом перед началом параллельной парковки, Вас сзади припирает едущий следом автомобиль. В этом случае парковку выполнить невозможно. А так как количество автомобилей растет “не по дням а по часам”, на оживленных улицах лучше искать места для быстрой парковки передним ходом (они должны быть значительно больше, чем длина Вашего автомобиля).

Хотя знать и уметь выполнять параллельную парковку между автомобилями все равно нужно. Этот навык существенно расширит список потенциальных парковочных мест.

Параллельная парковка задним ходом на видео

В завершении статьи предлагаю посмотреть небольшое видео, на котором хорошо видно, к чему может привести неумение выполнять параллельную парковку:

Согласитесь, такая парковка смешна и нелепа. Поэтому учитесь парковаться “с пеленок”.

В следующей статье серии “Сдать автодром с полпинка” рассмотрены – секреты сдачи экзамена в ГИБДД.

Внимание! С 1 апреля 2021 года упражнение “Параллельная парковка” может сдаваться как на автодроме, так и в городе. Инструкция по выполнению нового упражнения приведена в статье “Параллельная парковка на экзамене в ГИБДД”.

Параллельная парковка на автодроме

В этой статье мы разберем, как выполнить упражнение «Параллельная парковка задним ходом на автодроме» на экзамене ГИБДД с 1 сентября 2016 года. Теперь это упражнение называется «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места», соответственно теперь нужно не только припарковаться, как раньше, но и выехать с упражнения, не сбив при этом разметочное оборудование.

На самом деле кардинально ничего не поменялось относительно «старой параллельной парковки» (предыдущую версию можно посмотреть внизу страницы). Размеры упражнения остались прежние, только вместо стоек теперь стоят конуса, обязательно наличие разметки, изменились начало и конец упражнения, ограничивается время выполнения двумя минутами. Принцип выполнения упражнения параллельная парковка задним ходом на автодроме, также как и принцип парковки в реальных дорожных условиях между автомобилями, остался прежним.

Размеры упражнения

Длина парковочного места составляет две длины автомобиля, ширина = ширина транспортного средства (далее ТС) + 1 метр. Если раньше под автомобили разной длины размеры упражнения менялись, то теперь они неизменны т. к. нарисована разметка. Сдавать на ней могут автомобили, длина которых отличается от длины базового ТС не более чем на 30 см.

Читайте также:  Правила пользования парковкой для инвалидов

На нашей площадке за базовый принят автомобиль шириной 1.8 м и длиной 4.4 м. Соответственно на автомобиле короче четырех метров десяти сантиметров нельзя сдавать экзамен на этой площадке. Размер парковочного места 2.8 м в ширину и 8.8 м в длину.

Порядок выполнения упражнения параллельная парковка задним ходом

  1. Заезжаем на упражнение, двигаемся параллельно линии конусов «СВ» на расстоянии около 0.5 м от нее.
  2. Проезжаем линию старт «АВ».

3. Двигаемся по прямой назад, когда задние колеса наедут на линию «АВ», останавливаемся.

При достижении определенного мастерства на промежуточных этапах выполнения параллельной парковки можно не останавливаться, а крутить руль на ходу, это значительно уменьшит нагрузку на рулевое управление и продлит срок службы его механизмов. Но на начальном этапе освоения лучше всё-таки делать с остановками.

4. Поворачиваем руль в крайнее правое положение.

5. Двигаемся назад, глядя в левое зеркало.

6. Увидев стойку «D», останавливаемся.

7. Делаем колеса прямо.

8. Двигаемся назад, когда левое заднее колесо наедет на линию «СВ», останавливаемся.

9. Поворачиваем руль в крайнее левое положение.

10. Едем до тех пор, пока боковая линия автомобиля не станет параллельна линии «СВ», останавливаемся.

11. Включаем нейтральную передачу, фиксируем автомобиль с помощью стояночного (ручного) или рабочего тормоза.

12. После команды инспектора выезжаем с парковочного места и останавливаемся, как показано на рисунке.

Ошибки и штрафные баллы при выполнении упражнения параллельная парковка

  • Кандидат не выполнил упражнение в отведенные 2 минуты – 3 балла.
  • Сбил разметочное оборудование, пересек сплошные линии разметки – 3 балла.
  • При выполнении упражнения автомобиль не пересек контрольную линию «СВ» – 3 балла.
  • После окончания выполнения упражнения автомобиль не пересек линию «АВ» – 3 балла.
  • При выполнении упражнения двигатель заглох – 1 балл.

При наборе 3 баллов экзамен на площадке не сдан.

Параллельная парковка в реальных дорожных условиях

Чтобы выполнить парковку между автомобилей, используя вышеприведенный алгоритм, необходимо заменить условные ориентиры на реальные:

  • Конус «В» – левый задний угол переднего автомобиля.
  • Конус «С» – левый передний угол заднего автомобиля.
  • Конус «D» – правый передний угол заднего автомобиля.
  • Линия «СВ» – воображаемая линия, проходящая через левые боковины автомобилей, между которыми мы хотим припарковаться.

Конечно, такая привязка к ориентирам условна, но позволяет в большинстве случаев с незначительной корректировкой выполнить парковку в реальных условиях.

В этой статье я расскажу алгоритм, по которому упражнение параллельная парковка на автодроме сможет выполнить любой начинающий водитель. Сразу оговорюсь, что описанная последовательность действий приведёт к положительному результату, если размеры упражнения такие же как здесь, если другие, то необходима корректировка.Также не стоит останавливаться просто на заучивании алгоритма, выполнять упражнение надо вдумчиво, запоминая, как меняется траектория автомобиля при ваших действиях.

В Вологде на экзамене в ГИБДД упражнения выставляют под автомобиль с Д=4,1 м, Ш=1,8 м. Я буду рассказывать на примере автомобиля Лада Ларгус (Д=4,5 м), несмотря на чуть большую длину, проблем с выполнением данного упражнения не возникает. У других автомобилей ориентиры подобные.

Порядок выполнения упражнения Параллельная парковка на автодроме

1. Начинаем упражнение от линии СТАРТ, двигаемся с малой скоростью параллельно линии стоек АВ на расстоянии около 0,5 м от неё.

Когда стойка А будет посередине правого заднего бокового окна, останавливаемся.

2. Поворачиваем руль в крайнее правое положение, включаем заднюю передачу, начинаем движение с малой скоростью, глядя в левое зеркало.

Когда угловая стойка С появится в зеркале, останавливаемся.

3. Делаем колёса прямо, двигаемся по прямой назад, устанавливаем стойку А в нижнем правом углу лобового стекла автомобиля, останавливаемся (при достижении определённой сноровки на промежуточных этапах можно не останавливаться) .

В этот момент заднее левое колесо автомобиля должно находиться на линии АВ .

4. Поворачиваем руль в крайнее левое положение, двигаемся назад, пока боковая линия автомобиля не будет параллельна линии стоек АВ .

Читайте также:  Автоматические шлагбаумы для парковок

После остановки машина должна полностью оказаться в зоне стоянки, ограниченной стойками и прерывистой линией разметки.
Если видите, что машина не пересекла пунктирную линию, то надо доехать до линии стоек ВС как можно ближе затем вывернуть колёса вправо, включить первую передачу и проехать в правый угол.
По окончании каждого упражнения обязательно поставить на нейтральную передачу и на ручник и дождаться, когда инспектор убедиться в этом.

Экзаменационные ошибки

Типичные ошибки при выполнении упражнения «Параллельная парковка на автодроме»

Грубые ошибки — 5 штрафных баллов

  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересёк линию горизонтальной разметки площадки.
  • Не пересёк прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС).

Средние ошибки — 3 штрафных балла

  • Не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
  • Не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки.

Мелкие ошибки-1 штрафной балл

  • При выполнении упражнения двигатель заглох.

Упражнение считается выполненным, если сумма штрафных баллов менее 5. Если кандидат в водители не выполнил только одно упражнение из всех предусмотренных комплексом, то ему предоставляется возможность выполнить это упражнение повторно.

Штрафные баллы с одного упражнения на другое и на город не переносятся.

Параллельная парковка: пошаговая инструкция

Парковка автомобиля является одним из наиболее трудных маневров. Ошибки во время его выполнения нередко приводят к образованию пробок и даже ДТП. Именно по этой причине «параллельная парковка» – это одно из обязательных упражнений для сдачи экзамена и получения долгожданного водительского удостоверения.

Параллельная парковка: что это за способ и для чего он нужен

Цель маневра заключается в том, чтобы припарковаться на краю проезжей части или на обочине дороги в условиях тесного трафика, «втиснуться» в небольшое свободное пространство между двумя стоящими машинами.

Чтобы успешно, что называется, «на автомате», выполнять этот сложный маневр, одних начальных навыков будет недостаточно. Потребуется определенный опыт, который водители набирают только с годами практики. На первых порах приготовьтесь к раздражающим сигналам от других участников движения, которым вы будете перекрывать проезжую часть в тщетных попытках поставить свой автомобиль параллельно бордюру, а не под углом 45-60 градусов.

Поэтому, даже получив права, не лишним будет еще раз попрактиковаться с параллельной парковкой где-нибудь на пустой свободной площадке и познакомиться с советами опытных водителей. Однако сначала еще раз напомним, в чем заключается прием постановки машины способом параллельной парковки.

На что следует обратить внимание перед выполнением параллельной парковки

Двигаясь по проезжей части, не так-то просто следить за обстановкой и одновременно искать себе парковочное место. Однако все равно постарайтесь сосредоточиться и перед началом маневра убедитесь в следующем:

  1. Во-первых, удостоверьтесь, что выбранного места будет достаточно для того, чтобы поставить машину на стоянку. Если вы – неопытный водитель, не пытайтесь втиснуться «впритык». Это чревато аварией. Очень важно, чтобы длина свободного участка превышала размеры вашей машины на 2–3 метра.
  2. Во-вторых, подумайте об окружающих. Если оставленная вами машина перекроет единственную пешеходную дорожку или заблокирует кому-нибудь выезд, то это будет не только невежливо, но и небезопасно. Хамов на дорогах у нас и так хватает. К тому же вряд ли кому-то захочется обнаружить свой транспорт со спущенными колесами или огромной царапиной, сделанной гвоздем.
  3. Убедитесь в том, что правила дорожного движения разрешают вам поставить машину в этом месте. Ориентируйтесь только по знакам и дорожной разметке, но ни в коем случае не по другим машинам. Сотрудникам ДПС в общем-то не важно, сколько автомобилистов оштрафовать: двоих или троих.
  4. Еще можно обратить внимание на безопасность самого места для парковки: рядом с обрывом или под наполовину упавшим столетним дубом оставлять транспорт не стоит.
  5. Учтите, что у автомобилей с полным приводом радиус разворота несколько меньший, чем у остальных. Обратите на это внимание при выруливании на парковочное место.

Как правильно делать параллельную парковку

Обнаружив парковочное место, которое чаще всего будет находиться посередине между припаркованными авто, следует выполнить определенную последовательность действий. В данном случае рассматривается классический вариант парковки слева от обочины. Если вы хотите остановиться на односторонней проезжей части с правой стороны, порядок действий будет точно таким же, однако руль потребуется крутить в противоположную сторону.

  1. Прежде всего, необходимо плавно подъехать к свободному месту и притормозить строго на одной линии с автомобилем, за которым вы собираетесь припарковаться. Для безопасности соблюдайте дистанцию от него в 50–100 см. Также важно, чтобы свободное пространство хотя бы в полтора раза превышало габариты вашего автомобиля. Это даст определенную свободу маневрирования и позволит избежать досадного столкновения с другими машинами.
  2. Вывернув руль максимально вправо, начните движение задним ходом и наблюдайте через правое боковое зеркало. Не забудьте, конечно, перед началом маневра включить правый «поворотник». Остановитесь сразу после того, как увидите в правом зеркале заднего вида правую переднюю фару стоящей позади машины.
  3. Возвратите руль в нейтральное положение и сдайте потихоньку назад, пока ваше правое зеркало не поравняется с задним бампером машины, стоящей впереди. Остановитесь.
  4. Выверните рулевое колесо максимально влево, и сдавайте назад, пока не станете строго параллельно бордюру между двумя стоящими транспортными средствами. За габаритами можно следить с помощью зеркал. Обычно инструкторы не рекомендуют высовываться из окон для лучшего обзора, но, если вам удобно, лучше на первых порах делать не совсем правильно, чем ударить кого-нибудь в бампер. К тому же зеркала дают только видимость 70% окружающего пространства. Все остальное скрывается в так называемых мертвых зонах.
  5. Внимательно следите за тем, чтобы не наехать на бордюр и не зацепить стоящие впереди и позади вас авто. Если машина в итоге станет немного криво, свободное пространство позволит вам немного скорректировать положение. Бросать ставший неровно автомобиль не рекомендуется, потому что выступающий угол припаркованной машины может затруднить проезд остальным участникам дорожного движения.
Читайте также:  Оплата штрафов МАДИ за парковку

Разметка парковочных мест: правила и ГОСТ

Получите консультацию автоюриста:

8 (800) 350-29-83 – Регионы России
8 (499) 938-45-81 – Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 – Санкт-Петербург и Лен. обл.

Это быстро и бесплатно!

Автостоянка – выделенная территория, в предусмотренной зоне, которая имеет соответствующее оформление и зарегистрирована по всем требованиям российского законодательства. Каждая дорожная разметка на парковках является определенным ориентиром. Производится в соответствии со схемой размещения транспортных средств, с целью оптимизации пространства и для регулировки свободного передвижения.

Корректная маркировка

Чтобы нарисовать линии нужно быть не только художником, но и математиком— вывести ровные полосы и соблюсти все пропорции по ГОСТу. Следить нужно за каждым сантиметром, а для этого обладать знаниями основ законодательных правил. Качество проверяет госавтоинспекция или комиссия из профильного департамента.

Внимание! С помощью разметки вводится определенный порядок, без которого водителю сложно сориентироваться.

Положения и требования

Процесс подразумевает тщательное планирование и наличие профессиональных навыков. Последовательность работ:

  1. Подготовка и расчет – на этом этапе делаются замеры, составляется проект и выбирается материал. В расчет берутся не только габариты автомобилей и их количество, но и пространство, которое понадобиться для свободного маневрирования. В обязательном порядке выделяются места для инвалидов, их количество составляет от десяти до двадцати процентов от общей площади (площадка должна быть шире для удобства водителя или пассажира, и устроено ближе к выходу).
  2. Выполнение работ – во время нанесения любым материалом, температура не должна превышать двадцать градусов и быть ниже двадцати пяти. При повторном нанесении, старые линии должны быть полностью удалены, или новые лечь строго поверх них (во избежание путаницы, никакого дублирования и двойных линий) и установка знаков.
  3. Доработка – никакие устройства (тумбы, колонны, ограждения) не должны мешать парковке или сокращать минимальный размер. В местах хранения средств, для пожаротушения и других важных зон, улучшается освещение или применяются светящиеся краски.

Работа на улице и в крытых паркингах отличается по техническим требованиям.

Нормы и правила

Существует национальный стандарт по разметке парковки – ГОСТ 52289-2004 (требования к конструктивным и планировочным решениям, определяющих режим движения). Его соблюдение направлено на организацию комфорта пользования и безопасности. Стоянки оформляются, согласно нормам, для повышения сервиса и удобства могут быть пронумерованы. Автовладелец должен четко видеть и понимать, куда ему ехать, чтобы найти свободное место. Навигация помогает быстрее найти и оставленный автомобиль.

Читайте также:  Жалоба при незаконной парковке во дворе

Определение габаритов характеризуется по следующим параметрам, в метрах:

  • длина машино-места – 5;
  • ширина – 2.3 — 2.5;
  • линия полосы по ширине – 0.1, отклонения не больше пяти сантиметров;
  • ширина для проезда – не менее 6;
  • ширина парковки для инвалидов – 3.5.

Полезно! Настоящие правила разметки напарковке распространяются на сооружения и помещения для стоянки авто, независимо от форм собственности.

Стандарт Российской Федерации

Дорожные знаки, которые обязаны сопровождать парковочную зону:

  • указатели въезда и выезда;
  • ограничения скорости и высоты;
  • уступи дорогу;
  • главная дорога;
  • обозначение поворота;
  • время работы.

К сведению! Высота потолков на крытых стоянках может быть разной. Где-то используются стандартные дорожные знаки, а где придется проектировать индивидуально и делать на заказ.

Виды и формы

На стоянках, автомобили могут размещаться одним из следующих способов:

  1. Косоугольный – под углом сорок пять градусов. Проезды между рядами могут быть немного уже, так как выезжать под плавным углом удобнее и автомобилю нужно меньше пространства для маневра.
  2. Поперечный – под прямым углом. Ставить автомобиль сложнее, но при этом количество транспортных средств, здесь размещается больше.
  3. Их комбинацией – на усмотрение устроителей платных паркингов и в зависимости от географических форм объекта и его размеров.

Полукруглая разметка парковочных мест по ГОСТу (как правило, первое и последнее в ряду) применяется для обозначения точки разворота. Подобное определение запрещает парковаться в ее пределах, так как автомобиль может препятствовать движению других участников. В жилых массивах «полукруг» необходим, для обозначения выезда на проезжую часть и примыкающую территорию. Если дорога отсутствует, парковка здесь нарушением считаться не будет.

Способ нанесения

Еще десять лет назад линии наносили вручную, сегодня уже с помощью специальной техники, что позволяет существенно сокращать и затраты, и время. Но четкость нанесения, остается задачей номер один. Характерные требования:

  • техническое соответствие нанесения;
  • хорошая видимость в любую погоду;
  • читаемость в каждое время суток;
  • индифферентность к воде и агрессивной среде;
  • устойчивость к истиранию и механическим повреждениям.

Полосы могут быть нанесены не только на асфальт, но и на сооружения. В отличии, от горизонтальной, которая помогает устанавливать режим движения, вертикальная разметка предупреждает о наличии возможных опасных элементов и показывает их габариты. Линии имеют наклон в стороны проезжей части, и бывает двух цветов.

Критерии и характеристики

Перечисленные требования к разметке парковочных мест невозможно выполнить без инновационных материалов. Сегодня наряду с традиционными водостойкими и морозостойкими красками, используют и другие, которые отличаются по физико-механическим характеристикам и по технологии нанесения:

  1. Термопластик – дает хорошее сцепление с поверхностью асфальта, за счет присутствия битума и функциональная долговечность возрастает в разы.
  2. Холодный пластик – благодаря специальным присадкам, застывание происходит мгновенное, в составе светоотражающие шарики, их видно даже ночью.
  3. Полимерные ленты – прочный материал, уникальные свойства которого (двойная оптическая система улучшает световозвращающие характеристики) задаются в процессе производства.

Разметочный материал, с помощью которого делается разметка, должен иметь гарантийный срок эксплуатации:

  • для лакокрасочных материалов – шесть месяцев;
  • для различных видов материала из пластика – от полутора до трех лет.

Льготные условия

Каждый паркинг должен иметь определенное количество размеченных зон, оформленных соответствующим изображением на дорожном полотне и знаком (ответственность за выделение таких, несет ГИБДД). Если знак отсутствует, место может обозначаться дополнительной табличкой. Но даже при отсутствии таковой, отведенный участок могут занимать только лица с ограниченными возможностями. Знак «Парковка для инвалидов» не отменяет действие и без маркировки, но в таком случае, распространяется сразу на три паркоместа (с каждой стороны по одному).

Важно знать! Нарушение правил стоянки на месте, отведенном для лиц с ограниченными возможностями, влечет за собой штраф.

Качественная разметка на платной парковке в соответствии с ГОСТом – гарантия безопасности, ведь она создается не только для того, чтобы оптимизировать работу паркинга, но и минимизировать аварийные ситуации.

Не нашли ответа? Остались вопросы?

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *

8 (800) 350-29-83 – Регионы России
8 (499) 938-45-81 – Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 – Санкт-Петербург и Лен. обл.

Читайте также:  Парковки во дворе

* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!

Разметка парковки: правила и стандарты. Размер парковочного места

  • 5 Декабря, 2019
  • Автомобильное право
  • Юлия Лобач

В статье рассмотрим разметку парковки.

Для безопасного дорожного движения и экономичного использования территории парковки и стоянок необходимо правильная и грамотная разметка на паркинге.

Сегодня любая поездка для каждого автолюбителя превращается в приключение по поиску свободного парковочного места. Наиболее тяжело дела с парковками обстоят в исторических центрах больших городов и во дворах домов старой постройки, где градостроительный план не предусматривает место для такого количества автомобилей, которое есть сегодня.

Размеры разметки парковки ГОСТами регулируются (51256-2011). Если гражданин знает подобную информацию, ему будет легче отстоять собственные права в случае, если, к примеру, на парковке была задета и помята машина по причине узкого проезда.

Понятие парковки – что это?

Под парковой принято понимать выделенную территорию, у которой должно быть ограждение, соответствующий дорожный знак и разметка. Машиноместа предоставляются бесплатно, к примеру, на парковках, расположенных возле общественных мест, либо платно, если парковка является муниципальной или частной. На парковках муниципального типа, как правило, используется автоматизированная парковочная система «Паркон».

Для присвоения территории официального статуса парковки ее следует в обязательном порядке зарегистрировать, а также оформить в соответствии со всеми законодательными требованиями. В настоящее время параметры парковочных территорий регламентируются СНиПом 113.133330.2016 с названием «Стоянки автомобилей».

Какая бывает разметка парковки, расскажем ниже.

Разновидности парковочных территорий по типу размещения транспортных средств

Существует три разумных способа расположения автомобилей на парковочной территории: елочкой, перпендикулярный, параллельный. Каждый из них актуален в определенных ситуациях, но ни один из них не идеален – у всех есть специфические недостатки.

Параллельная парковка

Это правильная разметка парковки. Параллельное размещение автомобилей применяется вдоль тротуаров или проезжей части. Главным недостатком такого размещения является то, что машин на такой парковке помещается мало, а при близком размещении машин маневры на парковочных местах становятся очень сложными, особенно для новичков. Единственное достоинство такой парковки – близкое расположение к необходимому пункту назначения.

Перпендикулярная разметка парковки на дороге

Ставить автомобиль под прямым углом по отношению к дороге достаточно сложно, но парковка такого типа является самой вместительной. Однако статистика показывает, что именно на перпендикулярных парковках ДПТ происходят чаще всего, особенно если автомобиль выезжает с парковочного места сразу на проезжую часть.

Какая еще бывает разметка парковки?

Парковка елочкой

В данном случае парковочные места расположены под углом 45 градусов. Из-за этого парковка с высоты выглядит как елка. Потому она имеет указанное название. Данный вид парковки является наиболее удобным для автовладельца – парковочный маневр совершать довольно легко, с ним справится даже неопытный водитель. Несмотря на то что проезды между парковочными рядами делают более узкими, парковка елочкой все равно вмещает примерно на треть меньше машин, чем перпендикулярная парковка.

Места размещения парковочных территорий

Местоположение зоны парковки и разметки зависит от множества факторов:

  1. Размер (количество машиномест).
  2. Удаленность от общественных мест, экологических объектов.

Любая парковка должна отличаться безопасностью, а перечень потенциальных угроз от парковочных территорий, даже если они располагаются на открытом воздухе, достаточно обширен: выхлопные газы, утечка бензина, ДТП, пожары.

Если рассуждать с другой стороны – с точки зрения владельца автомобиля, то наиболее удобной является та парковка, которая располагается ближе всего к необходимому месту. Обычно никому не хочется идти лишнее расстояние до больницы, торгового центра, офиса или любого другого общественного места.

Расстояние, на котором разметка парковки должна располагаться от градостроительных объектов, регламентируется СНиПом «Стоянки автомобилей».

Если автомобильная стоянка вмещает 10 или меньше машин, то она должна быть расположена в 10 метрах от общественных зданий и жилых домов. От скверов, городских парков, игровых и спортивных площадок, больниц, школ и детских садов такая автопарковка должна быть удалена минимум на 25 метров.

Парковки, вмещающие 10-50 автомобилей, должны располагаться на расстоянии 15 метров от жилых домов, стены которых имеют окна, и на расстоянии 30 метров от больниц, школ, детских садов и прочих подобных зданий.

Читайте также:  Разметка для парковки автомобилей

Открытые парковочные территории, вмещающие до 100 автомобилей, должны быть удалены от жилых домов на 25 метров. На таком же расстоянии они должны располагаться от различных общественных учреждений.

Большие автопарковки, в которых насчитывается до 300 машиномест, следует располагать:

  • на расстоянии 35 метров от имеющих окна жилых строений;
  • 50 метров – от детских садов, ПТУ, школ, других детских учреждений;
  • 60 метров – от мест отдыха горожан, спортивных площадок и стадионов, лечебных учреждений.

Автопарковки вместимостью свыше 300 машиномест должны быть удалены на 50 метров от имеющих окна жилых домов. Другие требования для таких парковок не изменяются. Что касается огромных стоянок, вмещающих от 500 автомобилей, то их рекомендуют располагать исключительно в промышленных зонах.

СанПиН 2.1.4.1074 запрещает размещение открытых парковочных территорий в зонах, где происходит водозабор хозяйственно-питьевого назначения.

Размеры машиномест на открытых парковках

Размер парковочного места на 1 автомобиль на парковке рассчитать несложно, если знать, что минимальными являются следующие параметры:

  1. Длина места парковки – 5,3 метра.
  2. Ширина месса парковки – 2,5 метра

Причем, ширина разметки, составляющая 10 см с каждой стороны, в расчет не принимается. То есть, парковочное место должно иметь минимальную площадь 13,25 квадратных метров.

Важно, что за стандартную длину автомобиля принято считать 4,4 метра, ширину – 1,8 метра.

По усмотрению владельцев парковочной территории размер машиноместа может быть увеличен. К примеру, параллельная парковка будет наиболее комфортной, если длина одного машиноместа составит 8,8 метров, то есть будет равна длине 2 стандартных машин. Комфортным размером парковочного места в этом случае принято считать ширину стандартного автомобиля плюс 1 метр, то есть, 2,8 метров. Такая ширина парковочного места позволяет обеспечить безопасность выходящего из авто, водителя или его пассажира.

Если говорить о парковке елочкой, то места необходимо больше. По стандарту одно такое машиноместо должно иметь площадь 18 квадратных метров.

Максимальных габаритов достигают парковочные места, предназначенные для парковки автомобилей инвалидов. Ширина их достигает 3,6 метра, а длина – 6,2 метра.

Закон допускает отклонение от указанных габаритов, но такое отклонение должно находиться в рамках 5 см. Подобные размеры, прежде всего, обусловлены, мерами пожаробезопасности. Кроме того, они позволяют снизить вероятность ДТП на парковочной территории.

Каковы стандарты разметки парковки?

Технические требования к разметке парковочных мест

Технические требования включают в себя не только организацию парковочного пространства в целом, но материалы, из которых изготавливают ограждения, и которыми наносят разметку:

  1. Если парковка располагается на придомовой территории, то она должна иметь четко очерченные границы. Для создания ее границ должен использоваться бортовой камень.
  2. На столбе или вертикальной опоре должна быть четкая светоотражающая разметка. В частности, данный пункт относится к парковочным территориям, расположенным во дворах.
  3. Для нанесения разметки на асфальтовое покрытие должен использоваться термопластик, либо нитрокраска. Но, практика показывает, что для этой цели нередко используется белая водоэмульсионная краска, которая менее, чем за сезон, смывается осадками.

Место парковки для инвалида

Поговорим о разметке «Парковка для инвалидов без знака».

В современном мире очень многие автовладельцы имеют ограниченные возможности, то есть, являются инвалидами. Особенно много тех, кто передвигается в инвалидной коляске. Для граждан этой категории разработаны специальные нормативы. Для начала, размер машиноместа увеличен до 3,6*6,2 метра. Это необходимо, чтобы человек на инвалидной коляске имел возможность беспрепятственного проезда между автомобильными рядами. Кроме того, места парковки для инвалидов должны быть расположены максимально близко ко входной группе здания.

Машиноместа, предназначенные для инвалидов, занимают примерно до 20% от всей парковочной территории. Обычно места для инвалидов можно встретить на парковке возле больниц, магазинов, торговых центров, жилых комплексов и иных зданий общественного назначения.

Заключение

В настоящее время открытые парковочные территории представляют собой градостроительные объекты, которые должны отвечать строгим нормам размещения транспортных средств. Парковки бывают трех видов: елочкой, перпендикулярные и параллельные. Какой стоянкой пользоваться, всегда выбирает сам водитель с учетом своего мастерства. Проще всего припарковаться на парковке елочкой, труднее всего – на перпендикулярной.

Читайте также:  Размеры штрафов за парковку на газоне

Стоит отметить, что с 2018 года было изменено законодательство, в соответствии с которым парковка теперь официально считается объектом недвижимости. Это значит, что теперь парковку можно взять в аренду, сдать в наем, оформить на нее ипотеку, даже передать по наследству.

Немаловажно, что самовольное присвоение паркинга возле жилых домов, что повсеместно встречается, является незаконным и представляет собой административное правонарушение.

Разметка парковки своими руками. Секреты автодорожников

Алгоритм экспертов позволит сделать разметку парковки самостоятельно.

Нормы оформления паркингов прописаны в ПДД, СП 113.13330.2012, ГОСТ Р 51256-2011 и 52289-2004. В документах обозначены правила расчета габаритов машино-мест, прорисовки границ, указателей и других знаков регулировки движения на стоянке. Правильная разметка парковки обеспечит транспортным средствам свободный проезд, а пешеходам — безопасное пребывание на объекте и беспрепятственный доступ к авто.

Разобраться с законодательными нормами непросто. Схемы стоянок заказывают у профильных организаций, перенос планов на участок — у автодорожников. Их услуги стоят недешево. Можно значительно сэкономить, если разобраться, как сделать разметку для парковки автомобилей самостоятельно. Алгоритм экспертов включает 5 этапов.

1. Измерение стоянки

Часто задокументированные и фактические габариты участка не совпадают. Контрольный замер позволяет исключить неточности.

2. Определение категорий обслуживаемых транспортных средств

Правила нанесения разметки парковок предусматривают выделение для стоянки легковых машин места 2.5×5 м, для грузовых — 4 м в ширину и длиной, равной размеру самого крупного авто + 1 м. Для парковки транспорта инвалидов выделяют участок 3.5×5 м.

3. Выбор схемы парковочных мест

” >Их три. Перпендикулярно бордюру — наиболее компактный способ. Параллельно тротуару (проезжей части) размещают авто на узких стоянках. Парковаться так неудобно и на площадке помещается меньше машин, чем при других схемах. «Елочкой» называют метод, при котором транспортные средства стоят под углом 45° к бордюру. На такой парковке легко маневрировать, но труднее всего наносить разметку. Схемы можно комбинировать.

4. Составление генерального плана стоянки

Обязательно наличие хотя бы одного места для инвалида, а также проезда шириной, равной габаритному радиусу обслуживаемых машин. У легковых авто он составляет 5.5 м, у внедорожников — 6.2 м, микроавтобусов — 6.9 м. Такой же проезд должен быть между параллельными рядами парковочных мест.

” >Габариты приведены без учета ширины линии разметки. Ее стандартная толщина составляет 10 см. Машино-место выделяют прямоугольником или Г-образными фигурами по крайним точкам габарита.

На въезде стоянки оформляют пешеходный переход. Препятствия в виде столбов, заградительных барьеров окрашивают бело-красной полоской. Объекты маркируют до отметки 1 м от земли. Стрелки-указатели, нумерация, дублирование дорожных знаков и другие элементы навигации рисуют по желанию. Правила нанесения разметки парковок едины для уличных стоянок, подземных и наземных крытых площадок.

5. Перенос схемы на площадку

Сначала делают черновой рисунок. Для этого подойдет мел, временная краска и ленты для разметки от «Софмикс». Рисуют по трафарету. При необходимости схему корректируют, после чего наносят постоянные линии. ГОСТ допускает применение следующих материалов:

Краска АК 511. Стойкая, густая, с плотным пигментом. Сохнет почти сутки, часто растекается. При нанесении выделяет едкий газ, поэтому работать нужно строго в СИЗ. Расход высокий, до 2 л на 1 м 2 . Главное преимущество алкидных эмалей — низкая в сравнении с другими материалами цена.

Термопластик. Самая стойкая разметка на парковке, если соблюдать правила использования, то покрытие служит до 5 лет. Наносится профессиональной техникой. Аренда стоит дорого, как и сам термопластик.

Аэрозольная краска. Самый доступный и удобный способ оформления стоянки. Спреем легко нарисовать любое изображение. Краска высыхает за 5—7 мин., не течет и не выделяет токсических паров. Расходуется экономно. Баллона 0.5 л хватает на обработку до 2 м 2 поверхности. Компания «Софмикс» разработала комплексные решения для разметки уличных и крытых стоянок.

Что касается цветовой палитры. Парковочные места, стрелки-указатели, штриховку пешеходных переходов и островков обозначают белым. Временные линии, участки стоянки спецтранспорта или машин сотрудников компании прорисовывают желтым. Площадки с плохим освещением оформляют светоотражающей краской.

Как правильно наносить разметку на парковке?

” >Участок очищают от мусора, маслянистых пятен, луж. Работы выполняют при сухой погоде с температурой окружающей среды в +5…+25° и влажностью до 75%. Краске дают высохнуть столько, сколько указано в инструкции. При необходимости покрытие наносят в два слоя.

Читайте также:  Способы оплаты парковки в Москве

Разметка стоянки — непростая и трудозатратная задача. Справится с ней под силу каждому, если заручится советами экспертов и подходящими материалами. В «Софмикс» найдете и помощь специалистов, и качественные краски с лентами для оформления любых паркингов.

Разметка парковки: стандарты и нюансы

Любая распланировка, будь то разметка парковки или дорожного полотна, отвечает основной цели – сообщение информации участникам движения. Сюда можно отнести навигацию, обозначение определенных участков, предотвращение ДТП, а также регулирование движения.

Несмотря на то, что дорожная разметка значительно сложнее, чем разметка парковки, нанесение последней подразумевает ровно такую же ответственность, имеет свои нормы, требования и нюансы. Поэтому подходить к разметке парковочной территории нужно так же серьезно, особенно если речь идет о паркинге возле сооружений с большим трафиком. Стоимость нанесения дорожной разметки указана в прайсе.

Если разметка парковки выполнена неправильно, например, возле торгово центра, то это приведет, как минимум, к серьезному затору, что негативно скажется на покупательской активности и удовлетворенности. О том, какие стандарты и нюансы имеет разметка парковки, читайте в нашем материале.

Какие нормативы имеет разметка парковки

Движение по паркингу, начиная от въезда, заканчивая местом стоянки автомобиля, должно быть понятным и комфортным для любого водителя. Исходя из этого, были разработаны нормы по размеру парковочных мест, ширине проезда, особенностям разметки и так далее.

Разметка парковки – ГОСТ и СНиП

Параметр Значение параметра
Ширина парковочного места 2,5 метра
Длина парковочного места 5 метров
Парковочное место для инвалидов (ширина) 3,5 метра
Ширина автомобильного проезда 6 метров
Ширина линии разметки 10 сантиметров

Несмотря на то, что большинство паркингов предназначается, по большей массе, для легковых автомобилей, нужно предусматривать маневры и большегрузного транспорта. Если же на паркинге предполагается частое движение крупных автомобилей, можно расширить и удлинить парковочные места, а также увеличить ширину проезда.

К примеру, разметка парковки для грузового транспорта или автобусов может подразумевать парковочные места длиной до 16 метров, чтобы вместить тягач с прицепом. Ширина такого парковочного места также начинается с 2,5 метров, но может быть и увеличена.

Разметка парковки должна быть легко заметна для любого водителя, поэтому устанавливается минимальная ширина в 10 сантиметров. Линия такой ширины достаточно заметна при различных погодных условиях.

Какие нюансы включает в себя разметка парковки

Несмотря на понятные требования ГОСТ и СНиП, разметка парковки подразумевает некоторые детали, которые стоит учесть. Это особенно касается паркингов возле коммерческих предприятий, так как удобство парковки напрямую влияет на общее впечатление ваших посетителей.

Какие особенности подразумевает разметка парковки:

  • Убедитесь, что на паркинге достаточно места не только для самого процесса парковки, но и для маневрирования.
  • Нужно учитывать, что водители будут открывать двери и багажники автомобилей, для этого должно быть достаточно места между автомобилями.
  • Также следует предусмотреть и то, что даже между открытыми дверьми будут проходить люди.
  • Разметка парковки наносится при температуре воздуха от +18°C, чтобы обеспечить долговечность линий.
  • Для разметки применяются только стойкие материалы, а в некоторых случаях и светоотражающие.
  • Парковочные места для инвалидов должны составлять примерно 10-20% от общего числа парковочных мест.

Некоторые предприятия оборудуют парковку дополнительными элементами. Например, это может быть разметка парковки с маркировкой участка только для посетителей с детьми. В таком случае ширина парковочного места может быть увеличена, чтобы человеку мог без труда достать детскую коляску или переставить детское кресло.

Возможное расположение парковочных мест

Виды расположения парковочных мест наиболее актуальны для парковок вдоль проезжей части. Разметка парковки, а точнее парковочных мест, может быть следующих типов:

  • Под углом 45-60° от проезжей части. Многие считают такой вариант оптимальным.
  • Параллельно проезжей части. Чаще используется при отсутствии пространства для других типов парковки.
  • Перпендикулярно проезжей части. Такой вариант позволяет вместить много единиц транспорта, однако «съедает» существенную часть дорожного полотна.

Если подразумевается разметка парковки на отдельной территории, то чаще всего используются варианты парковки под прямым углом или же «елочкой». Параллельная парковка в таких случаях практически не используется.

Читайте также:  Блокираторы парковки

Технические требования при разметке

Разметка парковки имеет свои требования технического характера, которые касаются самого процесса нанесения разметки. Соблюдать их важно, так как от этого зависит качество, видимость и срок службы линий разметки.

Какие технические особенности имеет разметка парковки:

  • В качестве материала разметки используется специальная краска, термопластик, холодный пластик и прочее.
  • Краска больше подходит для маркировки парковочных мест, а не для нанесения линий разметки. Это наименее долговечный материал, с помощью которого может быть осуществлена разметка парковки.
  • Для линий разметки лучше использовать холодный- или термопластик.
  • При этом стойкая краска тоже прослужит достаточно долго, хоть и меньше, чем другие материалы из списка.
  • Перед нанесением разметки старая разметка парковки должна быть на 100% удалена, чтобы избежать путаницы.
  • Отклонение от предполагаемого расположения линий не должно быть больше 5 сантиметров.

Стоит заметить, что вышеупомянутые материалы обладают разной стоимостью. Краска будет дешевле, чем термопластик или холодный пластик. Однако за счет срока службы эта разница может быть нивелирована в долгосрочной перспективе. Кроме того, разметка парковки с помощью краски требуется периодического обновления – подкрашивания.

Технологический процесс разметки парковки

Разметка парковки обладает своей технологией, соблюдение которой очень важно. В целом, выделяется несколько разметки паркингов:

  • 1. Расчеты и составление плана парковки.
  • 2. Подготовка территории для нанесения разметки.
  • 3. Нанесение «черновика» разметки (иногда).
  • 4. Нанесение самой разметки, маркировка отдельных участков.
  • 5. Доработка отдельных элементов паркинга.

Расчеты и составление плана. На данном этапе производятся замеры территории, расчет числа парковочных мест, составляет план-схема парковки. Именно в этот момент предусматриваются все детали, исходя из потребностей, а также размеров паркинга.

Например, удобство маневрирования, достаточность свободного места, наличие/ отсутствие ограждений, специальные места, возможность безопасно добраться от автомобиля до входа, а также другие нюансы.

Если допустить ошибки в планировании, то паркинг не будет удобным, что неизбежно приведет к негативным последствиям: заторы, ДТП, недовольства посетителей, хаотичность движения.

Подготовка территории для нанесения разметки. На данном этапе площадь будущей парковки очищается от грязи, мусора, пыли, посторонних предметов и влаги. Это необходимо для обеспечения хорошего сцепления материалов разметки с покрытием. В таком случае разметка парковки будет иметь длительный срок службы.

Нанесение «черновика» разметки. Данную меру иногда используют, чтобы не ошибиться с нанесением финальной разметки. Однако многие специалисты, имеющие достаточно опыта, вполне могут обойтись без предварительной разметки парковки.

Нанесение самой разметки, маркировка отдельных участков. На данном этапе производится финишное нанесение линий разметки, а также необходимых маркировок. Разметка парковки должна осуществлять при температуре воздуха от +18°C, однако не рекомендуется наносить разметку при температуре выше +25°C. Края будущей разметки могут быть обклеены специальной лентой, чтобы краска не попала за необходимые границы.

Если в качестве материала разметки была выбрана краска, то следует заранее определить периодичность ее обновления. Это касается и линий разметки, и маркировок. К маркировкам можно отнести знаки «место для инвалидов», «место для посетителей с детьми», а также навигационные обозначения.

Доработка отдельных элементов паркинга. К примеру, на крытых парковках некоторые участки могут оказаться недостаточно освещенными. В таком случае может быть произведен монтаж осветительных приборов, а также нанесена светоотражающая разметка парковки на участке. Кроме того, возможно использование световых элементов для разметки, например, светодиодных полос.

Сюда также можно отнести обозначение пожарных выходов, установку огнетушителей, тревожных кнопок и так далее.

Выводы

Разметка парковки, несмотря на кажущуюся простоту, многосложный и ответственный процесс. Благодаря грамотной разметке обеспечивается комфортное и безопасное передвижение по территории паркинга, а общая удовлетворенность посетителей возрастает.

Разметка парковки имеет свои официальные нормативы, которые могут быть увеличены, исходя из потребностей. Также при разметке паркинга важно учесть ряд нюансов, которые помогут организовать стоянку и движение по территории парковки.

Перед тем, как разметка парковки будет нанесена, необходимо произвести расчеты и составить план-схему территории. Также важно предварительно подготовить местность, и определиться с материалами, которые будут использованы для разметки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: