Перестроение транспортных средств по ПДД

Кто должен уступать при перестроении и кто будет виноват в ДТП?

Перестроение и ДТП

Перестроение – один из самых простых манёвров по ПДД. И он делается, на самом деле, в 2 шага: включение поворотника и непосредственно изменение полосы движения. Но правила такого перестроения часто нарушается, что приводит к ДТП. В статье мы выясним, кто кому обязан уступать при смене траектории движения, в том числе одновременном, кто будет виноват в ДТП и при каких тонкостях. И всё это актуально на 2021 год.

Самое важное о перестроении

Итак, в первую очередь, давайте выясним главные факты об этом манёвре. Они включают в себя как связанные обязанности по ПДД, так и простые правила, о которых многие автолюбители могли не знать.

  1. При любом перестроении вы обязаны включать соответствующий поворотник: в левый ряд – левый, в правую полосу – правый (пункт 8.1 Правил).
  2. Но при этом указатель не должен вводить других водителей в заблуждение. Например, если вы собрались перестроиться через 2 ряда сразу, то необходимо включать и выключать поворотники 2 раза, так как законодательство 2021 года предписывает немедленно выключать их при завершении манёвра, а изменение 2 полос движения – это 2 последовательных манёвра, а не один целый.
  3. Перестроиться можно не только в соседний ряд попутного направления, но и на встречную полосу – это никак не отменят самого факта наличия одноимённого манёвра.

Кто кому уступает?

Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.

При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров. И никакой включённый поворотник не даёт преимущества меняющему ряд – к сожалению, именно об этом факте многие водители забивают забывают на дороге.

Обратите внимание что уступать нужно именно тому, кто не совершает манёвров, а не просто тому, кто движется без изменения направления. У вас как перестраивающегося не всегда может присутствовать обязанность уступать, если другой водитель, траектории движения с которым у вас при выполнении манёвра пересекаются, что-то нарушает.

Вот так выглядит самое простое перестроение:

В данной дорожной ситуации водитель жёлтого автомобиля обязан уступить дорогу, согласно пункту 8.4 ПДД, который предписывает буквально следующее:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Есть в Правилах и конкретика в этом требовании. Оно заключено в определении 2 терминов: “уступить дорогу” и “приоритет” и означает, что вы при перестроении своим манёвром не должны вынудить другого участника дорожного движения:

  1. изменить скорость,
  2. изменить траекторию движения,

И для нарушения ПДД хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий должно выполняться. Но только в том случае, когда намеченные траектории ваших движений пересекаются, причём, пересекаются не только в пространстве, но и во времени.

Например, если вы не включали левый поворотник и не собрались перестраиваться налево, но вильнули в сторону левой полосы, потому что объезжали камень в своей полосе, не пересекли разметку, а водитель синего автомобиля испугался и вильнул влево, то вы по сути заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения. Но так как ваши намеченные траектории не пересекались, то формально ПДД вы не нарушили.

8. Начало движения, маневрирование

Последнее обновление: 25.12.2020

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Читайте также:  Светоотражающий жилет на дороге по ПДД

Что такое маневр? В ПДД официального определения данному термину не дано. Маневром можно считать любое изменение направления движения ТС от прямолинейного относительно дороги, по которой оно движется.

Исходя из этого толкования, к маневрам относятся:

  • поворот и разворот;
  • перестроение;
  • объезд и обгон;
  • начало движения от края проезжей части (от тротуара) или с обочины;
  • подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
  • движение задним ходом.

Не является маневром движение по закруглению дороги, когда такое закругление является единственно возможным направлением движения. Подробнее о маневрах — в статье Что такое маневр в ПДД.

В пункте 8.1 перечислены пять случаев изменения положения ТС на проезжей части, перед выполнением которых включение «поворотника» обязательно: перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой.

При осуществлении поворота в процессе движения задним ходом включение соответствующего указателя поворота также обязательно! Движение назад-вправо: включается указатель правого поворота, движение назад-влево: включается указатель левого поворота.

Если указатели сигналов поворота по каким-то причинам не работают (неисправны) или отсутствуют (например, на велосипеде), то сигналы подаются руками.

Маневр не должен создавать помех движению другого транспорта. Поэтому, перед началом любого маневра, важно знать ситуацию вокруг своего автомобиля, и держать ее под контролем.

Что касается действий перед началом движения в различных ситуациях, об этом можно прочесть в одноименной статье Начало движения на автомобиле.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Сигналы указателями правого и левого поворота предназначены только для информирования других участников движения (водителей и пешеходов) о предстоящем маневре и НЕ дают преимущества в движении.

Сигнал поворота должен быть включен заблаговременно, т.е. заранее, но в такой момент времени, в соответствии с дорожной ситуацией, когда он не сможет ввести в заблуждение других водителей и пешеходов, по-другому, ваши намерения должны быть понятны.

Например, подъезжаете к перекрестку, на котором нужно повернуть налево, но перед перекрестком слева имеется заезд во двор (как вариант, на прилегающую территорию). Целесообразно включить левый «поворотник» после того, как минуете въезд во двор, чтобы едущим сзади стало понятно, что поворот налево будет произведен дальше по движению, т.е. на перекрестке.

По завершении маневра сигнал поворота необходимо выключить, опять же, для того, чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Прилегающая территория (согласно определению) примыкает к дороге и не имеет сквозного проезда. Въезд и выезд на прилегающую территорию НЕ считается перекрестком. Поэтому, заезжая на прилегающую территорию с дороги или покидая прилегающую территорию, требуется уступить всем участникам движения, чей путь в этот момент будет пересечен.

Дворы и жилые массивы также относятся к прилегающим территориям. Выезд из двора или арки жилого дома также подчиняется этому правилу. Подробнее — в одноименной статье Выезд с прилегающей территории.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В этом пункте пдд сформулированы два правила перестроения:

  • если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается;
  • в случае одновременного перестроения дорогу уступает тот, у кого помеха справа.

Правила перестроения действуют как на дорогах с разметкой, так и на дорогах без разметки. В статьях Перестроение в потокеи Перестроение на дороге. Безопасность маневра вопросы приоритета, а также техника перестроения рассмотрены более подробно.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Читайте также:  Движение автомобиля задним ходом по ПДД

Перед поворотом направо необходимо занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение, а чтобы повернуть налево или развернуться – крайнее левое положение.

Что означает занять крайнее положение на проезжей части дороги? Крайнее правое положение, это когда справа уже разметка 1.2 (край проезжей части), бордюр, тротуар, обочина. Крайнее левое положение, это когда автомобиль располагается своим левым бортом к середине дороги (к разметке, разделяющей встречные потоки, либо к разметке, обозначающей левый край проезжей части, к разделительной полосе).

Требование занять именно крайнее положение на проезжей части дороги не случайно. Кроме машин по проезжей части имеет право передвигаться и двухколесный транспорт (мотоциклы, мопеды, велосипеды). Этим участникам не нужно много места, они могут легко протиснуться между вашим авто и краем проезжей части, и их появление может оказаться очень неожиданным.

Одним из вариантов, чтобы постараться исключить их внезапное появление и, тем самым избежать ДТП по невнимательности, является данное требование – занять крайнее положение на проезжей части дороги.

На перекресток с круговым движением заехать можно с любой полосы, но покидать такой перекресток можно только с крайнего правого ряда. Подробнее о въезде и выезде с таких перекрестков – в статье Проезд перекрестков с круговым движением.

На некоторых перекрестках установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18. В таких случаях водители обязаны следовать их указаниям.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Если вам необходимо повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, то необходимо, не создавая помех трамваю, перестроиться на трамвайные пути попутного направления и затем выполнить необходимый маневр. Так можно поступать, если отсутствуют знаки 5.15.1, 5.15.2 либо разметка 1.18.

Если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 либо нанесена разметка 1.18, следует поворачивать налево или разворачиваться не выезжая на трамвайные пути, предварительно уступив дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с вами.

В статье Проезд перекрестков с трамвайными путями эти правила рассмотрены более подробно.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Когда выполняется любой поворот, важно не затронуть проезжую часть встречного направления. При левом повороте такое возможно, когда «режется угол» поворота, и таким образом на выезде с пересечения проезжих частей можно левыми колесами автомобиля проехать по встречной полосе.

Поворачивая направо, ПДД требуют держаться как можно правее. На встречной полосе (той проезжей части, на которую поворачиваете) можно оказаться, если поворот направо будет «затяжной». Такое возможно на небольших перекрестках.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Читайте также:  Ходовые огни на автомобиль по ПДД

Крупногабаритный транспорт (особенно длинномерный) при повороте не всегда может вписаться в выделенную полосу движения. Если ваш автомобиль находится рядом с таким ТС, будьте внимательны: его задние колеса смещаются к центру поворота. Вывод: поворачивать одновременно с таким транспортом, находясь с внутренней стороны поворота, опасно.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка требуется пропустить весь встречный транспорт и трамвай попутного направления, т.е. уступить всем им дорогу. При выполнении этих маневров (поворот налево и разворот), пункт 8.5 требует занять крайнее левое положение на проезжей части.

Но иногда ширина проезжей части может оказаться узкой для выполнения разворота из крайнего левого положения (проще сказать, с середины дороги). В таком случае допускается развернуться от правого края проезжей части (если проезжая часть упирается в бордюр), или с правой обочины (если таковая имеется). При этом варианте разворота потребуется уступить дорогу как встречному, так еще и попутному транспорту.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Указанные ситуации чаще всего встречаются во дворах, на стоянках, полянах, автозаправках, прилегающих территориях и т.п. В таких случаях уступает дорогу тот, у кого помеха справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

В целях поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог, их оборудуют дополнительными полосами – разгона и торможения, которые отделяются от основной дороги горизонтальной разметкой 1.8.

Для того чтобы съехать с такой дороги, сначала нужно перестроиться на полосу торможения, и уже на ней снижать скорость.

Заезжая на дорогу с полосой разгона, сначала нужно двигаться по ней, чтобы набрать скорость, затем, уступив дорогу попутному транспорту, перестроиться на соседнюю полосу (на основную дорогу).

Более подробно о полосе для разгона и торможения — в одноименной статье Полоса разгона и полоса торможения.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Кроме указанных в пункте 8.11 мест, разворот еще может быть запрещен дорожными знаками и дорожной разметкой. В некоторых случаях еще нужно обращать внимание на сигналы светофоров (чаще с дополнительными секциями). На линзах могут быть нанесены стрелки, запрещающие разворот. Это стрелки «прямо», «прямо и направо».

О том, как безопасно выполнить разворот рассмотрено в одноименных статьях: Выполнение разворота Часть 1 и Часть 2 и в серии статей Разворот.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Читайте также:  Буксировка транспортных средств по ПДД

Кроме того, движение задним ходом запрещается на автомагистралях (обозначаются знаком 5.1) и на дорогах для автомобилей (обозначаются знаком 5.3)

Содержание: Правила дорожного движения РФ

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Применение специальных сигналов
  • 4. Обязанности пешеходов
  • 5. Обязанности пассажиров
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Начало движения, маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка людей
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
  • 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  • 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  • Предупреждающие знаки
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)
  • Дорожная разметка
  • Основные положения по допуску к эксплуатации
  • Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Перестроения: о чем молчат ПДД?

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В Правилах нет определения «ряда движения», но, полагаю, понятно, что это расположение нескольких автомобилей на одной условной линии по ходу движения. По действующим стандартам ширина полосы движения может варьироваться от 3 до 3,75 метра. Получается, в одной полосе может поместиться и два ряда автомобилей. Правда, будет тесно и достаточно опасно. Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе. Этим обычно пользуются мотоциклисты. При этом выезд из занимаемого ряда, даже если вы не покинули своей полосы, также считается перестроением.

Поворот из второго ряда

Поворот из второго ряда

А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие.

Поворот из второго ряда

Зона парковки

В Правилах установлены случаи, когда запрещено пересекать определенные типы разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части, при этом допускается пересечение этой линии для остановки в разрешенных местах) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Однако в определении к разметке 1.1 указано, что этой линией обозначаются и границы стояночных мест. То есть, двигаясь по парковочной разметке, можно попасть на 500-рублевый штраф (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Однако, если говорить откровенно, кто из нас, когда паркуется, не наезжает на эту разметку? Сюда же относятся и островки, определяющие начало и окончание зоны парковки.

Парковка

Удивительно, но многие водители искренне считают, что двигаться по трамвайным путям полностью запрещено. На самом деле это не так. Пункт 9.6 Правил гласит: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления». Однако если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (определяют направление движения по полосе), ехать по трамвайным путям через перекресток нельзя. Учтите, что, к примеру, в Москве такие знаки установлены практически на каждом перекрестке.

Читайте также:  Движение по тротуару в ПДД

Движение по трамвайным путям

Выезд на дорогу с разгонной полосы или обочины

В чем опасность? Мы начинаем движение со скоростью, меньшей, чем едет основной поток, в который планируем «вклиниться». Нужно одновременно искать свободное пространство на нужной полосе и смотреть вперед, так как прямо перед вами может возникнуть какое-нибудь препятствие.

Наиболее типичные аварии в таких местах — это боковые столкновения и попутные «паровозики». Если вы выезжаете на основную дорогу и притираете автомобиль, двигающийся прямо по своей полосе или ряду, вина будет на вас.

Авария

Многократная смена полосы движения

В этом случае риск боковых столкновений очень высок. Представьте такую картину. Вы, к примеру, двигаетесь в крайней левой полосе многорядной дороги. По какой-то причине вы прозевали свой поворот направо. Точнее, не прозевали, а поняли, что поворот вот он, за несколько десятков метров впереди, и по всем раскладам вы должны были бы уже находиться в крайней правой полосе (и в крайне правом положении, как того требуют правила). Что делать? Вариантов два.

Первый и самый безопасный — проехать до следующего поворота, не делая резких движений. Второй — все же перестроиться в правый ряд за достаточно короткое время. Если дорога свободна, то после включения указателя поворота можно «резаться» через все полосы по прямой к своей цели. Правила это не запрещают. Но дороги, как правило, у нас загружены, поэтому придется протискиваться через плотный поток. Здесь все как и при разовом перестроении. Единственное, что бы я добавил, так это не выключать сигнал поворота до окончания маневра. Да еще и перестраиваться этапами: заняли соседнюю полосу или ряд, проехали немного прямо, затем пошли дальше. И так далее, пока не окажемся в нужной полосе. Главное, не перестраиваться вслепую, когда ваш автомобиль находится под таким углом, что происходящее в соседнем ряду не видно даже в боковое зеркало.

Одновременное перестроение

Много споров у водителей, а часто и аварийных ситуаций, вызывает обоюдное перестроение. Представим следующую картину. Вы двигаетесь по трехполосной дороге в крайней левой полосе и начинаете перестроение в среднюю. А с крайней правой полосы в среднюю же перестраивается другой водитель. Кто кого пропустить должен?

Пункт 8.4 ПДД говорит о том, что при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется водитель автомобиля справа. Поэтому при перестроении на многополосной дороге (как одноразовом, так и многоразовом) внимательно смотрите не только на ту полосу, в которую собираетесь выехать, но и на соседние. Если видите, что водитель справа начинает маневр, придется занять второй номер. Понятно, что уступать тому, кто начал перестроение справа, нужно лишь в том случае, если ваши траектории пересекаются, то есть возможен боковой контакт.

  • При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
  • Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
  • Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить «письмо счастья» со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
  • И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.

Учебная езда на автомобиле по городу ПДД

Основной этап прохождения обучения в автошколе – это учебная езда на автомобиле. С зазубриванием правил дорожного движения практически ни у кого не возникает проблем, а вот со сдачей практических навыков вождения транспортного средства многие и зарабатывают свои штрафные баллы. Какие на сегодняшний день используются требования к учебной езде, кто может проводить обучение и какие ограничения при этом применяются?

Читайте также:  Движение на перекрестках по ПДД

Учебная езда ПДД

Учебная езда на автомобиле полностью регулируется законодательными нормами, указанными в ПДД РФ (тема 21).

Согласно им, ученику на момент обучения должно исполниться 16 лет. Это относится, в том числе, и к двухколесным транспортным средствам. Сдача экзамена по практическому вождению допускается с 18 лет. Исключение – транспорт подкатегории А1.

Перед учебной ездой обучающийся обязан досконально знать ПДД и пользоваться ими на практике. На первом занятии происходит разучивание приемов старта, остановки транспортного средства, выполнение маневров, поворотов, езда задним ходом. Все это происходит на автодроме без автомобильного трафика.

Только после того, как будущий водитель будет досконально уметь пользоваться транспортным средством, допускается учебная езда по городу.

Учебная езда по городу

В городских условиях обучение практическим навыкам вождения допускается исключительно на специально оборудованном автомобиле со знаком «У» (спереди и сзади или только на крыше) и дублирующими педалями сцепления, тормоза (на автомобилях с АКПП – только с тормозом). Дополнительно для инструктора устанавливается зеркало заднего вида для полного контроля ситуации на дороге.

На мотоцикле езда по городу не допускается. Обучение и сдача экзамена происходит на тренировочной площадке (автодроме) в установленном правилами дорожного движения порядке.

Скорость движения при обучении регулируется действующими нормами ПДД без каких-либо ограничений. На ранних этапах инструкторам рекомендуется не допускать превышение скоростного предела в 40 километров в час, но это не обязательная мера.

Ученик при учебной езде обязан иметь при себе документ, подтверждающий его фактический возраст, тогда как инструктор, по требованию инспектора ГИБДД, должен предоставить документ, дающее право проводить учебный процесс и водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории).

Где запрещена учебная езда

Маршрут для учебной езды определяется заранее в сотрудничестве с органами ГИБДД и местными властями.

Перечень дорог на которых запрещена учебная езда:

  • в жилой зоне (а также дворовой территории), обозначенных знаком 5.21;
  • на дорогах, отмеченных знаком «дорога для автомобилей», обозначенных знаком 5.3;
  • Многие задают вопрос: «Разрешается ли учебная езда на автомагистрали?». Ответ: «Учебная езда по автомагистрали запрещена, обозначенных знаком 5.1».

На усмотрение ГИБДД и органов власти, может вводиться локальный запрет на использование определенных дорог в черте города.

Дополнительные сведения и советы

При учебной езде на автомобиле по городу рекомендуется выбирать дороги с минимальным трафиком и хорошим дорожным покрытием. Допускается использовать транспортное средство как с механической, так и автоматической коробкой передач, в том числе и на экзамене.

Допуск к учебной езде по дорогу не предусмотрен. Итоговое решение принимает инструктор на основании виденья практических навыков вождения ученика. И именно он отвечает за все нарушения, что тот допустит в процессе обучения.

Допустимый срок учебы практики вождения не регулируется. При необходимости будущий водитель может выполнять сколь угодно выездов, если ему это необходимо для усовершенствования своих навыков.

Видео: Учебная езда ПДД

21. Учебная езда

Последнее обновление: 18.01.2021

21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

Если обучаемый не имеет первоначальных навыков управления автомобилем, либо не знает ПДД либо еще не готов выполнять их, то его обучение возможно только на закрытой от общего движения площадке или на автодроме.

На закрытых площадках и автодромах нет движения автомобилей и пешеходов, там удобно отрабатывать отдельные приемы управления автомобилем и приобретать начальные базовые навыки управления: трогание с места, движение и остановки в заданном месте, повороты, развороты, движение задним ходом и др.

Когда обучаемый будет чувствовать себя за рулем достаточно уверенно, будет знать ПДД, можно продолжить обучение на дорогах общего пользования с учетом окружающей обстановки и требований ПДД.

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.

Читайте также:  ПДД при учебной езде на автомобиле

Перед выездом на дорогу обучаемый должен иметь навыки управления автомобилем, знать ПДД и быть в состоянии применять их на практике.

21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

  • 16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;
  • 20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

Минимальный возраст для обучению вождению на дорогах составляет 16 лет. В качестве обучаемого сесть за руль легкового и грузового автомобиля разрешается с 16 лет, а за руль автобуса, троллейбуса или трамвая (в качестве обучаемого) — с 20 лет.

Учиться водить на легких мотоциклах и мопедах (категории М, А1) можно будет с 15 лет. А на тяжелых мотоциклах (категория А) — с 17 лет. Получить права на мопед можно с 16 лет, а на мотоциклы — с 18 лет.

21.5. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».

Для обучению вождению ТС должны быть оборудованы дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, а также зеркалом заднего вида для обучающего. На учебном автомобиле должен быть установлен опознавательный знак «Учебное транспортное средство». Самый удобный вариант – это освещаемый двухсторонний знак на крыше автомобиля.

21.6. Запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке.

Учебные маршруты обязательно согласовываются с органами ГИБДД, по территории обслуживания которых они проходят. Перечень дорог (в населенных пунктах и вне их), на которых запрещается учебная езда, утверждается органами местного самоуправления и публикуется в СМИ.

Содержание: Правила дорожного движения РФ

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Применение специальных сигналов
  • 4. Обязанности пешеходов
  • 5. Обязанности пассажиров
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Начало движения, маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка людей
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
  • 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  • 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  • Предупреждающие знаки
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)
  • Дорожная разметка
  • Основные положения по допуску к эксплуатации
  • Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Правила учебной езды с 1 января 2020 года

Добрый день, уважаемые читатели! После ввода моратория на изменения в Правила дорожного движения со стороны МВД в 2019 году не было ни одной правки правил, как по инициативе МВД, так и других ведомств.

Читайте также:  Какие действуют ПДД для велосипедистов

Новый 2020 год же начался сразу с изменений. Поправки вступили в силу 1-го и 2-го января. Что нового в правила появилось 2-го января я рассказал в предыдущем обзоре, а на этой странице об изменениях в ПДД с 1 января 2020 года. Сразу скажу ничего серьезного. Начнём.

Как вы поняли из заголовка речь пойдет об учебной езде.

Новые термины

Обучающий вождению

«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Что это значит?

Обучающий вождению, в простонародье автоинструктор:

  • работник автошколы;
  • имеет соответствующую квалификацию;
  • обучает вождению.
Что изменится на практике?

На практике с 2020 года исключена частная деятельность по обучению вождению.

Обучающийся вождению

«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Что это значит?

Обучающийся вождению, в простонародье ученик:

  • должен быть оформлен в автошколе;
  • должен иметь первоначальные навыки вождения;
  • должен знать ПДД.
Что изменится на практике?

Как вы помните Правила дорожного движения устанавливают порядок движения на дорогах страны, отсюда для выезда в город нужно выполнить следующие условия:

  • освоить теорию Правил;
  • получить первоначальные навыки вождения на территории автошколы.

Самое интересное это изменение штрафа.

До 1 января 2020 года нарушение правил учебной езды квалифицировалось по статье 12.22 со штрафом 500 рублей. Эти правила существуют и существовали ранее, но не были внесены в ПДД.

Теперь же невыполнение условий для выезда в город это управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления по части 1 статьи 12.7 — от 5000 до 15000 рублей — ученику, и по части 3 статьи 12.7 — 30000 рублей — инструктору за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему водительских прав.

Учебная езда на автомагистралях

С 1 января 2020 года — можно. Из пункта 16.1 исключен абзац: «Учебная езда»

Учебная езда по автомагистрали разрешена

Напомню, требования правил движения по автомагистрали распространяются и на дороги , обозначенные знаком 5.3 «Дорога для автомобилей»

Дорога для автомобилей

Новые правила учебной езды

Полностью в новой редакции изложены пункты 21.1 — 21.4. Смотрим изменения.

О чем упомянули в определении, перед выездом в город, необходимо получить первоначальные навыки вождения.

Второе предложение перенесено в термин.

Уточнение, что у инструктора должен быть доступ к дублирующим органам управления. Сложно представить автоинструктора на заднем сидении автомобиля, теперь это отражено в правилах.

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;

20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

На 1 год раньше можно начать обучение вождению на общественном транспорте (был 21 год, стало 20 лет) и на военных автобусах (было 19 лет, стало 18 лет).

Из списка исключены мотоциклы, так как обучение на категорию «А» не осуществляется на дорогах общего пользования и соответственно Правилами дорожного движения не регулируется.

Благодарю за внимание, всего вам доброго и безопасных дорог!

RusPDD.ru на других площадках:

Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Управление автомобилем требует не только знаний ПДД, но и владение необходимыми навыками вождения. Без них эксплуатация ТС будет опасной для других участников дорожного движения. Поэтому значительная часть учебного процесса в автошколе посвящена учебной езде.

  1. Подробнее про учебную езду
  2. Езда на автодроме
  3. Езда по городу
  4. Где учебная езда запрещена?
  5. Допустимая скорость
  6. Допустимое время суток
  7. Штрафы ГИБДД за учебную езду
  8. Ответственность ученика
  9. Ответственность инструктора
  10. Как располагается знак ученика?
  11. Требования к автодрому
  12. Является ли экзамен учебной ездой?
  13. Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?
Читайте также:  Езда на мотоцикле по ПДД

Подробнее про учебную езду

Учебное вождение контролируется на законодательном уровне и делится на два этапа – занятия на автодроме и поездки по городу.

Езда на автодроме

Это первая часть практических занятий. Инструктор научит ученика трогаться с места, переключать передачи, двигаться задним ходом, выполнять различные маневры.

Без владения базовыми навыками управления, согласно п. 21.2 ПДД, кандидата в водители не допустят к вождению в городе.

Практические занятия на автодроме будут посвящены выполнению стандартных (базовых) упражнений, необходимых для сдачи экзамена в ГАИ: разворот, змейка, параллельная парковка, эстакада и заезд в гараж задним ходом.

Езда по городу

Второй этап практики – вождение по городу. Именно в поездках по городским маршрутам объединяется теория и практика. Ученик совершенствует не только навыки управления ТС, но и тренирует внимательность: обращает внимание на знаки и сигналы светофора, следит за маневрами других участников движения.

Первое занятие в городе рекомендуется проводить на дорогах с низкой интенсивностью движения и небольшим количеством дорожных знаков.

Со временем ученик сможет приступить к более сложным участкам.

Где учебная езда запрещена?

Ученики не имеют достаточных навыков и опыта вождения, поэтому правилами дорожного движения установлены ограничения на места учебной езды. Она запрещена:

  • в жилых зонах (п. 17.2);
  • в дворовых территориях (п. 17.4);
  • на автомагистралях, обозначенных знаком 5.1 (п. 16.1);
  • на дорогах для автомобилей, обозначенных знаком 5.3 (п.16.3).

Список территорий, на которых запрещено учебное вождение, может быть дополнен местной автоинспекцией. Информация требует уточнения.

Допустимая скорость

ПДД отдельно не регламентируют скорость движения автомобиля при учебной езде. Поэтому в процессе обучения необходимо следовать общим скоростным ограничениям: в городских условиях – не более 60 км/час, вне населенного пункта – не более 90 км/час.

На практике большинство инструкторов советуют ученикам придерживаться скорости 40-50 км/час.

Более низкая скорость затруднит движение других водителей. А при езде на высокой скорости, неопытный ученик может не успеть среагировать на непредвиденную ситуацию (например, внезапных выход пешехода на проезжую часть).

Допустимое время суток

Вождение в городе для начинающего водителя требует высокой внимательности и осторожности. Во время учебной езды необходимо исключить фактор плохой видимости, мешающий нормальной оценки дорожной ситуации.

Поэтому все занятия проводятся только в светлое время суток.

Штрафы ГИБДД за учебную езду

Учебное езда на автомобиле по городу должно осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами дорожного движения. За их нарушения, как ученика, так и инструктора могут привлечь к ответственности.

Ответственность ученика

Правовой статус обучающегося вождению в российском законодательстве не установлен. Поэтому его ответственность при нарушении ПДД определить сложно.

Больше всего споров возникает в случае ДТП по вине ученика с нанесением вреда имуществу. Некоторые автошколы перекладывают возмещение убытков на клиента, прописывая данный пункт в договоре. Перед его заключением рекомендуется внимательно изучить раздел об ответственности сторон.

Ответственность инструктора

Учебная езда регулируется правилами, предусмотренными 21 разделом ПДД. За их нарушение инструктора могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 500 рублей, согласно ст.12.22 КоАП.

Помимо этого, обучающий вождению, согласно п. 1.2 ПДД, приравнен к водителю, поэтому вся ответственность во время учебной поездки, в том числе, за действия ученика, ложится на него.

Читайте также:  Какие действуют ПДД для велосипедистов

Например, ученик превысил скорость, и нарушение попало в объективы камер. Штраф в этом случае будет выписан на имя инструктора, так как считается, что он не предпринял своевременных мер для предотвращения нарушения.

Возможны и более тяжкие случаи, влекущие уголовную ответственность. Если ученик собьет насмерть пешехода, то инструктора могут лишить свободы и водительских прав.

Требования к автомобилю для учебной езды

С 2014 года все учебные автомобили должны быть оснащены оборудованием в соответствии с государственным стандартом. Обязательно наличие:

  • дублирующих педалей, работающих независимо от основных. Движения ученика не должны повторяться на стороне инструктора. Но не наоборот. Данное требование обязательно для автомобилей, используемых на экзаменах. Для всех остальных учебных ТС допускается использование старых систем, чтобы инструктор смог контролировать действия ученика;
  • аудио- или видео-регистратора, записывающего процесс обучения;
  • звуковых или световых сигналов, срабатывающих при использовании дублирующих педалей.

Нововведения направлены на оптимизацию процесса обучения.

Также они исключают вмешательство со стороны инструктора во время сдачи экзамена.

Как располагается знак ученика?

Учебный автомобиль отличается от остальных не только внутренним оборудованием. Он должен быть выделен внешне специальным опознавательным знаком в виде белого треугольника в красной рамке с буквой У. Он должен располагаться на крыше учебного авто, чтобы выделять ТС среди общего потока. Знак можно продублировать на стекле или дверях автомобиля.

Требования к автодрому

Площадка, на которой обучаются базовым навыком вождения, должна отвечать требованиям безопасности, а ее обустройство обеспечивать выполнение базовых элементов.

Автодром должен быть огорожен и не доступен для посторонних, а его площадь составлять не менее 0,24 га. Покрытие – асфальтобетонное или цементобетонное, ровное и однородное. Коэффициент сцепления колес с покрытием равен не менее 0,4. Продольный уклон эстакады должен быть в пределах 8-16%. В вечернее время суток площадка должна иметь освещение в 20 люксов и более.

На автодроме необходимо создать имитацию реальных дорожных условий: оборудовать перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установить дорожные знаки.

Является ли экзамен учебной ездой?

Вопрос о том, является ли практический экзамен вождения в ГИБДД учебной ездой или нет, остается открытым. Законодательство не регламентирует этот момент. На практике возможны две ситуации.

  1. Экзамен сдается на том автомобиле, на котором проходило обучение в автошколе. В этом случае, помимо кандидата в водители, присутствует инструктор (обучающий) и экзаменатор. Такое вождения можно считать учебным, следовательно, экзамен можно считать учебной ездой.
  2. Практическая часть сдается на автомобиле ГИБДД только с экзаменатором без инструктора. В этом случае такое вождение нельзя считать учебным, так как нет обучающего.

Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?

По правилам, учебное вождение во дворах и жилых зонах запрещено. Подобное нарушение карается штрафом.

Во время экзамена также не рекомендуется это делать.

Если инспектор попросить заехать во двор или развернуться, нужно ответить, что дворовая территория является запрещенным местом для учебного вождения. На это замечание инспектор даст свое разъяснение по данному моменту.

Значительное внимание в процессе обучения водителей уделяется учебной езде, регулируемой разделом 21 ПДД. Она должна осуществляться только на оборудованном учебном автомобиле. Первое занятие всегда проводится только на автодроме, требования к которому установлены ГОСТом. Как только ученик освоит минимальные навыки управления ТС, он будет отрабатывать свои умения в реальных условиях.

Пройдя полный учебный курс в автошколе, гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: