Требование уступить дорогу по ПДД

Что означает требование уступить дорогу

  • Что подразумевает требование
  • Какие знаки приоритета
  • Кому и когда водитель обязан уступить дорогу
  • В обязательном порядке
  • Действие по ситуации
  • При сужении дороги
  • На перекрестке
  • При одновременном перестроении
  • Встречному автомобилю
  • Пешеходам
  • В каких случаях можно не уступать дорогу
  • Предусмотренное наказание за невыполнение требований

Правила дорожного движения устанавливают порядок на дорогах, приоритет движения, запреты и требования. Одно из основных требований — «Уступить дорогу». Оно встречается во многих пунктах правил, и вождение транспорта не может быть безопасным без его выполнения.

Что подразумевает требование

Термин «Уступить дорогу» раскрыт в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ. Он обозначает, что участник дорожного движения не должен начинать, продолжать, возобновлять езду или совершать маневр до тех пор, пока другой участник движения, имеющий преимущество на данном участке или в данной ситуации, не завершит маневр или не преодолеет этот участок. Проще говоря, требование означает, что не нужно создавать помех, а следует пропустить тех, у кого приоритет.

Водитель, не имеющий преимущество, не должен вынуждать других участников дорожного движения к изменению скорости или траектории движения. Если водителю или пешеходу, имеющему преимущество, придется изменить маршрут или скорость, то участника движения, по вине которого это произошло, могут оштрафовать за непредоставление преимущества.

Какие знаки приоритета

ПДД РФ устанавливают несколько дорожных знаков приоритета, задача которых установить очередность проезда перекрестков, пересечений, узких и опасных участков дороги.

  • 2.1 «Главная дорога». Этот знак предоставляет преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков. О конце главной дороги извещает знак 2.2;
  • 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой». Приоритет имеют тот, кто едет по основной дороге. Выезжающие со второстепенной обязаны уступать;
  • 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги»;
  • 2.4 «Уступите дорогу». Обязывает пропускать все ТС. Зачастую этот знак устанавливается при выезде с прилегающей территории, на нерегулируемых перекрестках, а также при въезде на круговое движение;
  • 2.5 «Движение без остановки запрещено». Водитель обязан остановиться прямо перед знаком или стоп-линией (не заезжая на нее);
  • 2.6 «Преимущество встречного движения». То есть нужно пропускать тех, кто едет по встречной полосе;
  • 2.7 «Преимущество перед встречными». Транспорт, движущийся по встречке, должен уступить право проезда.

Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не требуют объяснений.

Кому и когда водитель обязан уступить дорогу

Основное правило — «помеха справа». Оно используется в тех случаях, когда отсутствуют знаки приоритета. Водитель, справа от которого есть другое ТС (например, на нерегулируемом перекрестке), обязан уступить дорогу. В свою очередь, тот, кто находится справа от других участников движения, имеет приоритет. Но это правило распространяется только на транспорт, не на пешеходов.

Помимо знаков приоритета, очередность проезда устанавливает ПДД в зависимости от ситуации или участка дорожного полотна.

В обязательном порядке

В обязательном порядке нужно уступать дорогу:

  1. Транспортным средствам служб экстренной помощи и автотранспорту государственных структур с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом.
  2. ТС, имеющим преимущество движения на регулируемых перекрестках (тем, у кого разрешающий сигнал). На нерегулируемых перекрестках бывают различные ситуации, исходя из которых определяется приоритет.
  3. Пешеходам, которые переходят дорогу в положенном месте на зеленый сигнал светофора (или разрешающий регулировщика).
  4. Слепым пешеходам, которые подают сигнал о переходе белой тростью.
  5. Транспортным средствам, которые движутся по кольцу на перекрестке, обозначенном знаком «Круговое движение».
  6. Общественному транспорту, отъезжающему от остановки.
  7. Если установлены знаки приоритета, то нужно действовать согласно их требованиям.

Действие по ситуации

На дорогах могут возникнуть ситуации, когда нет возможности равняться ни на знаки, ни на регулировщика и светофор, ни на помеху справа. Часто затруднения возникают при разъезде на спуске и подъеме в гору, а также на уклоне.

Определить приоритет при разъезде на уклоне можно с помощью пункта 11.7 ПДД. Он гласит, что «уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск». Уступает тот, кому после остановки проще тронуться с места. Преимущество имеет тот, кто едет в гору.

При сужении дороги

О сужении дороги предупреждает дорожный знак 1.20. Преимущество имеет автомобиль, который движется по центральной линии, то есть тот, кто не меняет своего положения на дороги из-за сужения. Это означает, что тот, у кого заканчивается полоса, должен уступить дорогу всем транспортным средствам перед перестроением. В данном случае не работает правило помехи справа.

На перекрестке

Если с регулируемым перекрестком все достаточно просто, то с нерегулируемым зачастую возникают вопросы. Стоит разобрать все ситуации:

  • если перекресток нерегулируемый и неравнозначный (об этом могут свидетельствовать знаки приоритета, или же пересечение состоит из второстепенных дорог и основной), то уступать должны те, кто находится на второстепенных дорогах или не имеют приоритета. Определить неравнозначность можно не только по знакам, но и по типу дорожного покрытия. Если какие-либо из дорог пересечения имеют грунтовое покрытие, в отличие от другой (других) асфальтированных, то они являются второстепенными;
  • на нерегулируемом пересечении равнозначных дорог действует правило правой руки, то есть помехи справа. Об этом сказано в пункте 13.11 ПДД РФ: «…водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев». Трамвай всегда имеет преимущество перед колесным транспортом.
Читайте также:  Езда с прицепом на легковом автомобиле по ПДД

Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке у всех ТС есть помеха справа, то очередность проезда определяется по договоренности.

На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора главнее, чем знаки приоритета.

ВАЖНО! На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто движется по кругу. Въезжающие должны уступать.

При одновременном перестроении

Согласно пункту 8.4 ПДД РФ, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в одном направлении), преимуществом пользуется ТС, находящееся справа.

Если два автомобилиста едут друг за другом и перестраиваются в одну и ту же полосу, то преимуществом пользуется тот, кто раньше начнет маневр. Второй водитель обязан уступить, дождаться своей очереди.

В данном случае действуют следующие правила:

  1. Если водитель с левой полосы перестраивается на правую, то он обязан уступить всем, кто движется по этой полосе.
  2. Если водитель перестраивается налево, то его должны пропускать только те, кто в это же время перестраивается на другую полосу.

Встречному автомобилю

При повороте направо нужно уступать автомобилям, движущимся по встречной полосе. Не нужно уступать только в том случае, если на полосе попутного движения установлены знаки, дающие преимущество (например, 2.7 «Преимущество перед встречными» или «Главная дорога» с указателем направления движения). Если установлен знак 2.6, то уступать дорогу на данном участке обязательно.

Если встречный разъезд затруднен в связи с тем, что на одной полосе есть препятствие, то уступать дорогу должен тот, на чьей полосе закрыт проезд. Препятствием является недвижимый предмет (выбоина на дороге, камень, упавшее дерево и прочее). Тихоходный транспорт не относится к категории препятствий на дорогах и его объезд регламентируется отдельным пунктом ПДД.

Пешеходам

Водители ТС обязаны уступать дорогу:

  • на нерегулируемом пешеходном переходе тем пешеходам, которые вступили на проезжую часть для перехода или уже движутся по ней;
  • на регулируемом перекрестке тем пешеходам, у которых горит зеленый свет на пешеходном светофоре;
  • в любом месте и в любом случае, если дорогу переходит слепой пешеход, предварительно подавший сигнал белой тростью;
  • пешеходам, которые направляются на посадку в маршрутное ТС или выходят из него (в случае, когда остановка общественного транспорта оборудована);
  • всем пешеходам, которые движутся в жилой зоне или на прилегающей территории, а также совершают переход в месте выезда (въезда) с прилегающей территории.

Пешеходы, в свою очередь, должны удостовериться, что им уступают дорогу, а не слепо пользоваться приоритетом.

В каких случаях можно не уступать дорогу

Водитель легкового или грузового ТС имеет право не уступать дорогу общественному транспорту (автобусу, троллейбусу), если движется в своей полосе без перестроения, в то время как маршрутное (общественное) ТС перестраивается (но не отъезжает от остановки). Но если автобус отъезжает от остановки, и при этом перестраивается через несколько полос, то ему нужно уступить дорогу.

Если водитель не перестраивается со своей полосы, то он не должен уступать дорогу тому, кто перестраивается на его полосу.

Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, то не нужно останавливаться и пропускать его. Пешеходы — полноценные участники дорожного движения и на них, как и на автомобилистов, распространяется ПДД и штрафы. Переход разрешен только при наличии «зебры» и соответствующих дорожных знаков. Однако, стоит помнить, что есть категория пешеходов, имеющих безусловный приоритет (слепые пешеходы).

Предусмотренное наказание за невыполнение требований

За нарушение требования уступить дорогу в том или ином случае водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от конкретного нарушения.

  1. Непредоставление преимущества общественному или личному транспорту — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
  2. За непропущенный автомобиль, который ехал о главной дороге, нарушитель заплатит штраф 1000 рублей.
  3. За нарушение правил маневрирования — штраф 500 рублей.
  4. Нарушение правил встречного разъезда карается штрафом в размере 1500 рублей.
  5. Нарушение правил со стороны пешехода чревато предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Но пешеход должен учитывать, что переход в неположенном месте может повлечь за собой более страшный исход, чем денежное взыскание.

Обжаловать любой штраф можно в течение 10 суток. В этом есть смысл только при наличии доказательств своей невиновности.

Важно помнить, что непредоставление преимущества может повлечь за собой серьезное ДТП. Участники дорожного движения всегда должны действовать таким образом, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций. Соблюдать правила приоритета должны все участники дорожного движения — водители транспорта, велосипедисты, пешеходы.

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Читайте также:  Какие действуют ПДД для велосипедистов

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Что происходит в судах?

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится. Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

Читайте также:  Светоотражающий жилет на дороге по ПДД

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Штрафы за непредоставление преимущества в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Правила дорожного движения регламентируют порядок движения транспортных средств по дорогам. Один из главных вопросов, которые решают ПДД, заключается в том, кто из участников движения может проехать первым в той или иной ситуации, то есть кто имеет преимущество.

В этой статье рассмотрены штрафы за непредоставление преимущества:

Штраф за непредоставление преимущества пешеходам

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Размер штрафа за непропуск пешехода – 1 500 – 2 500 рублей.

Например, такой штраф может быть наложен, если автомобиль поворачивает на перекрестке и не уступает пешеходу:

Точно такой же штраф накладывается и за непредоставление преимущества другим участникам движения, кроме водителей транспортных средств.

Штраф за непредоставление преимущества спецтранспорту

В данной части статьи речь идет о транспортных средствах, у которых включены специальные световые (мигалки) и звуковые сигналы.

Рассмотрим части 1 и 2 статьи 12.17 КоАП:

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.

Обратите внимание на тот факт, что размер наказания для водителя зависит от того, какому именно транспортному средству он не уступил дорогу:

  • если речь идет о гражданском автомобиле с синей мигалкой и звуковым сигналом, то водитель получит предупреждение или 500 рублей;
  • если речь идет о служебном автомобиле с цветографическими схемами (скорая помощь, полиция, спасатели), у которого включены синяя мигалка и звуковой сигнал, то наказание для водителя будет более серьезным – 3 000 – 5 000 рублей или лишение прав на 3 -12 месяцев.

Кроме того, штраф в размере 500 рублей может быть наложен и за непредоставление преимущества маршрутному транспортному средству. Например, отъезжающему от остановки.

Штраф за непредоставление преимущества автомобилю на перекрестке

2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, –

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Данный штраф может быть наложен в том случае, если водитель не предоставил преимущество другому автомобилю. Например:

  • при въезде на перекресток по второстепенной дороге автомобилю, едущему по главной;
  • при повороте налево встречному автомобилю, едущему прямо или направо;
  • при включении зеленого сигнала светофора автомобилю, который не успел завершить маневр.

Штраф за непредоставление преимущества автомобилю в иных случаях

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Штраф в размере 500 рублей (или предупреждение) накладывается на водителя во всех случаях, когда нужно уступить дорогу вне перекрестка. Например:

  • При выезде с прилегающей территории автомобилям, находящимся на дороге.
  • При выполнении разворота вне перекрестка встречным и попутным автомобилям.
  • При перестроении автомобилям, движущимся без изменения направления движения.

Таблица штрафов за непредоставление преимущества в 2021 году

Рассмотрим приведенные выше штрафы в виде таблицы:

Преимущество не предоставлено Наказание
Пешеходу, велосипедисту,
иным участникам движения
1 500 – 2 500 рублей
Служебному автомобилю со спецсигналами 3 000 – 5 000 рублей
или лишение прав на 3-12 месяцев
Гражданскому автомобилю со спецсигналами предупреждение
или 500 рублей
Маршрутному транспорту предупреждение
или 500 рублей
Автомобилю на перекрестке 1 000 рублей
Автомобилю в иных случаях предупреждение
или 500 рублей

Напомню, что полная таблица штрафов за нарушения ПДД рассмотрена в отдельной статье:

Информация для владельцев мотоциклов

Рекомендации по предотвращению ДТП

Оказание первой помощи при ДТП

Прежде чем приступить к оказанию помощи, необходимо оценить обстановку на предмет потенциальной угрозы наезда на участников ДТП и их ТС проезжающими автомобилями. Особенно должно насторожить расположение столкнувшихся ТС за закрытым поворотом или после горки, скрывающей место аварии от приближающихся автомобилей. В этом случае недопустимо приступать к оказанию помощи, не приняв меры к информированию приближающихся водителей об опасности.

Также невозможно приступить к оказанию помощи, если столкнувшиеся ТС и пострадавший находятся на проезжей части дороги с плотным движением. Вероятность того, что невнимательный водитель совершит наезд на ТС, расположенные на проезжей части дороги, очень велика! Даже знак аварийной остановки в таких случаях часто незаметен и может оказаться под колесами проезжающих автомобилей через несколько минут после установки.

Читайте также:  Наказание за повторное нарушение ПДД

ПРИМИТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ, ВПЛОТЬ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА.

Если необходимо, найдите добровольца среди проезжающих автомобилистов, попросите его предупреждать всех приближающихся водителей об опасности доступным ему способом.

Если ДТП произошло на неосвещенной ночной дороге, других транспортных средств поблизости нет, знак аварийной остановки взять негде, единственный способ привлечь внимание приближающихся водителей –- выставить свой мотоцикл с включенными габаритными огнями и сигналом аварийной остановки так, чтобы фара освещала место ДТП. Если есть опасения, что аккумулятор быстро разрядится, заведите двигатель, обезопасив мотоцикл от угона, например, надетым замком на колесо. Помните, что, направив фару головного света навстречу приближающимся ТС, вы рискуете ослепить водителя и дезориентировать его относительно его положения на дороге.

Еще один фактор опасности исходит от самих поврежденных транспортных средств. Форма и расположение топливного бака и патрубков с горюче-смазочными жидкостями на мотоцикле часто ведет к повреждению при ДТП и их разливу. Как ни странно, далеко не для всех очевидно, что стоять в лужах горюче-смазочных жидкостей, вытекших из разбитого мотоцикла, и уж тем более курить рядом с ними, бросать зажженные спички – смертельно опасно.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ. Более подробно об оказании первой помощи вы всегда можете узнать на специализированных курсах первой помощи.

В случае, если пострадавший находится без сознания, необходимо внимательно следить, чтобы у него не произошло западение языка или захлебывание рвотными массами.

В подтверждение этой аксиомы хочется привести большое количество примеров, когда попытка добровольных помощников вправить имеющийся, по их мнению, вывих приводила к тому, что имеющаяся на самом деле маленькая трещина в кости после такой попытки становилась сложным переломом со смещением и разорванными связками. А пострадавший до конца жизни уже не смог нормально передвигаться.

ВЫЯСНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСТРАДАВШЕГО.

При отправке в больницу необходимо постараться выяснить личность пострадавшего и его контактные данные. Если есть такая возможность, лучше отправить с пострадавшим сопровождающего.

Рекомендации по экипировке

К сожалению, обычно мотосезон связан с повышенной аварийностью, обусловленной тем, что водители отвыкли видеть мотоциклистов на дороге, а мотоциклисты так рады возможности снова сесть на мотоцикл, что зачастую забывают об элементарных мерах безопасности.

1. ЦВЕТ КАК СПОСОБ ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ

Чем ярче элементы вашей защиты, тем заметнее
вы в любое время суток и в любых погодных условиях.

2. ШЛЕМ

Первое, с чего нужно начать выбор экипировки – это мотошлем. Перелом руки или протертые колени – с этим можно жить, но с поврежденной головой жить если и можно, то уже без мотоцикла и, возможно, без будущего.

шлем должен быть хорошо виден на дороге, узоры, фотографии и прочие украшения не видны уже с 20 метров. Шлем сливается в серое пятно, видимость которого определяется фоном рисунка. Всегда нужно выбирать шлем, задумываясь о том, насколько он заметен издалека. Тот шлем, что ярче виден в любое время дня, тот и следует выбрать. Голова мотоциклиста – это самая высокая и просматриваемая издалека точка. Ее должно быть хорошо видно автомобилистам.

Шумоизоляция:

напрямую влияет на то, как сильно ваша нервная система утомляется во время поездок. Рев мотора или выпуска утомляет пилота, а утомленный пилот медленно реагирует на дорожную ситуацию. Во время гонок гонщики затыкают уши именно по причине снижения нагрузки на ЦНС. То же самое мы рекомендуем делать и в городе.

3. ЗАЩИТА СПИНЫ

В случае повреждений большинство костей, составляющих скелет, заживают. Руки, ноги, бедра, запястья, пальцы легко срастаются. Однако позвоночник не так эластичен. До того дня, когда медицина сможет восстанавливать разорванный спинной мозг, защищать позвоночник необходимо особенно тщательно.

Защиту спины начните с шейного отдела. Затем обратите внимание на дополнительную защиту по усилению жесткости спины. Именно жесткость тут ключевое слово. Не надейтесь на мягкую защиту, выбирайте защиту из твердых материалов. Кроме того, защита не должна прогибаться в сторону, противоположную естественному сгибу позвоночника.

Это участок, располагающийся от верхней части спины чуть ниже грудной клетки. Именно здесь требуется дополнительная защита.

Еще один важный момент – желательно, чтобы нижняя часть этой защиты закрывала и копчиковую кость.

Защита для спины может быть встроена непосредственно в мотокуртку, также защищать спину может моторюкзак.

4. КОМБИНЕЗОН/КУРТКА

Являются немаловажным элементом защиты.

Выбор стоит между текстильной продукцией и продукцией из кожи. Продукция бывает – монолитной или с раздельным верхом и низом, текстильная продукция, за редким исключением, всегда раздельная. Основной недостаток текстильной продукции – парусность. Основной недостаток раздельной продукции – стык, так как при серьезном падении велика вероятность того, что молнию вырвет, а это приведет к разделению верха и низа со всеми идущими последствиями.

Основной недостаток цельной конструкции в трудности ее снятия и надевания.

5. МОТОШТАНЫ

Качественные мотоштаны со встроенными элементами защиты – это то, что спасет вас в критический момент при возможной аварии. Мотоштаны сделаны из специальных материалов, прочность которых в несколько раз выше, чем у тканей для обычной одежды.

А кроме функций защиты, хорошие мотоштаны всегда обеспечат комфорт в поездке независимо от того, что вас может поджидать в дороге – дождь, ветер, солнце или песок….

Читайте также:  Перевозка грузов транспортными средствами по ПДД

6. ПЕРЧАТКИ

Перчатки сильно отличаются по качеству используемой кожи и ниток, а также наличием вставки, удерживающей кисть от залома, и пришитого к безымянному пальцу мизинца. ПРИ ПАДЕНИИ ПОЧТИ ВСЕГДА ВЫСТАВЛЯЮТ РУКИ, ЧТО ПРИВОДИТ К ЗАЛОМУ КИСТИ И, В БОЛЕЕ РЕДКИХ СЛУЧАЯХ, ПОВРЕЖДЕНИЮ МИЗИНЦА.

Получение выкроек из перчаток или комбинезонов при относительно неповрежденной коже самих изделий – это реальность, о которой нужно знать. И эта реальность, к сожалению, заканчивается серьезными травмами. Обращайте внимание на наличие в местах потенциального соприкосновения с асфальтом специальных слоев из износостойких материалов.

7. БОТИНКИ ДЛЯ ЕЗДЫ НА МОТОЦИКЛЕ

При выборе ботинок основной упор следует делать на то, чтобы ботинки препятствовали залому стопы на бок. ТО ЕСТЬ ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОДВОРАЧИВАТЬ НОГУ В БОТИНКАХ.

Залом стопы (например под мотоцикл) и ее повреждение – травма № 1 по своей распространенности, полное восстановление после которой может занять годы.

А также стоит обратить внимание на высоту голенища ботинка, высокие ботинки надежнее защищают ноги от травм.

8. ДОЖДЕВИК

МОТОДОЖДЕВИК – ПРОСТО НЕЗАМЕНИМЫЙ АКСЕССУАР в путешествии и даже просто в поездках по городу, когда приходится преодолеть под проливным дождем сотню-другую километров или простоять под мостом пару часов. В повседневных городских и загородных поездках лучше иметь мотодождевик с собой, под сидением или в кофре мотоцикла.

Качественный мотодождевик сможет надежно защитить вашу мотоэкипировку от грязи и влаги. Мотодождевиками пользуются как водители мотоциклов, так и водители квадроциклов и скутеров.

Мотодождевики бывают разных видов: слитные комбинезоны и раздельные комплекты дождевых брюк и дождевых курток, не стоит забывать про мотобахилы на ноги и дождевые перчатки.

Мотодождевик производится с расчетом, что будет одеваться на экипировку. Поэтому выбирать следует на один размер больше, это позволит избежать парусности на высоких скоростях и повреждения дождевика, а также не будет излишне стеснять движения пилота. Яркая расцветка и светоотражатели дождевиков призваны обеспечить безопасность в ночное время и в непогоду на дороге.

Езда на мотоцикле в холодное время года

Стоит отметить, что мотоцикл даже в теплый сезон является для водителя транспортным средством повышенной опасности. Особенному риску подвергаются байкеры, передвигающиеся по дорогам, на которых образовалась наледь. Меньшая по сравнению с автомобилями устойчивость мотоцикла, а также низкие температуры и весьма малый коэффициент сцепления шин с дорогой приводят к потере управления мотоциклом и падению байкера. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы призывает воздержаться от езды в городе на двухколесной технике до установления стойкого плюсового температурного режима. В холодный период рекомендуется использовать специально подготовленные мотоциклы только в отведенных для этого местах – спортивных трассах, мотошколах.

ПДД для мотоциклистов в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.

Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.

Напомню, что ранее на “ПДД Мастер” были рассмотрены правила для велосипедов и мопедов.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:

“Мотоцикл” – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:

  • Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
  • Объем двигателя превышает 50 см 3 .

Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.

Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:

  • Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
  • Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле “Масса без нагрузки, kq” на обратной стороне свидетельства о регистрации.
  • Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.

Водительское удостоверение для мотоцикла

Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:

  • А1 – только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 и мощностью до 11 кВт включительно.
  • А – для любых мотоциклов.

При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.

Пешеход, ведущий мотоцикл

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Читайте также:  Перевозка детей в машине по ПДД

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант – спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
.
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

Скорость движения мотоциклов

Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

  • 110 км/ч – на автомагистрали.
  • 90 км/ч – вне населенных пунктов.
  • 60 км/ч – в населенных пунктах.
  • 20 км/ч – в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Поворот налево и разворот

В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

Постановка мотоцикла на стоянку

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:


Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории “А” или подкатегории “A1” в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.

Например, нельзя посадить пассажира на багажник.

Буксировка мотоциклов

20.4. Буксировка запрещается:
.

  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.

Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:

Знак “Движение мотоциклов запрещено”

В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

Знак “Начинающий водитель” на мотоцикле

В 2021 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

“Начинающий водитель” – в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм – сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

  • на мотоцикле с боковым прицепом – медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

Штрафы для мотоциклистов в 2021 году

Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике “Штрафы ГИБДД”.

Читайте также:  Знак инвалид за рулем по ПДД

Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:

Нарушение Штраф Статья КоАП
Перевозка пассажиров на мотоцикле, если стаж водителя меньше 2-х лет 500 рублей 12.23 ч.1
Езда на мотоцикле без прав или без категории А 5 000 – 15 000 рублей 12.7 ч.1
Езда на мотоцикле без шлема 1 000 рублей 12.6
Непостановка мотоцикла на учет При первом нарушении: 500 – 800 рублей
При повторном: 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев
12.1 ч.1
12.1 ч.1 1
Езда без номеров 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.2 ч.2

Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.

ПДД для мотоциклистов

  • Какие транспортные средства относятся к мотоциклам
  • Основные правила дорожного движения для транспорта
  • Скоростные ограничения
  • Обязательно ли надевать шлем
  • Парковка на тротуаре
  • Что обязательно нужно возить с собой
  • Передвижение зимой
  • Правила буксировки
  • Предусмотренные штрафы за нарушения

Мотоцикл такое же транспортное средство, как и автомобиль, поэтому на них тоже распространяются правила дорожного движения. Водители байков обязаны знать ПДД и придерживаться его норм находясь на дороге, паркуясь или выполняя другие маневры.

Для этого ТС есть не только общие правила, но и индивидуальные, которые распространяются исключительно на мотоциклы. Придерживаясь всех установленных норм, водитель избежит аварийных ситуаций и штрафных санкций за нарушения.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам

Перед тем как перейти к основным правилам дорожного движения для байков, следует определиться с тем, какие ТС причислены к данной группе. В пункте 1.2 ПДД сказано, что «мотоцикл» — это механическое двухколесное средство передвижения, которое может иметь боковой прицеп или быть без него.

Чтобы исключить из общей массы мопеды, установлено, что мотоциклом является ТС с объемом двигателя не менее 50 см3, либо его максимальная скорость выше 50 км/ч. Квадрициклы и трициклы также причисляются к этой группе, если:

  1. Их масса не превышает 400 кг или 550 кг (без аккумулятора), если речь идет о ТС для перевозки грузов.
  2. Максимальная мощность двигателя не превышает 15кВт.

Если объединить все критерии, то мотоциклом называют ТС, которые:

  • развивают скорость выше 50 км/ч;
  • имеют объем двигателя более 50 см3.

ТС меньшие по значению, называются мопедами.

Основные правила дорожного движения для транспорта

ПДД четко регламентирует вождение мотоциклов по всем аспектам. Для управления двухколесным ТС необходимо пройти обучение и получить водительское удостоверение категории А1 или А. Разница в категории зависит лишь от объема двигателя будущего средство передвижения, но сама суть вождения и правила не меняются.

После получения прав начинающий водитель не обязан устанавливать специальный знак сзади ТС, оповещающий о начальном стаже вождения в течение первых двух лет, как это делают на автомобилях. Но перевозить пассажиров на своем ТС можно только по истечение указанных 2-х лет. При этом наличие длительного автомобильного стажа не дает право байкеру сокращать указанный срок. Пассажиры могут размещаться только на предназначенных для этого местах и иметь средства защиты в виде шлема.

Водитель байка обязан при езде носить защитный шлем и соблюдать установленный скоростной режим.

Скоростные ограничения

Мотоциклы имеют немало преимуществ на дороге из-за повышенной маневренности и небольших габаритов. На байке можно легко избегать пробок и всегда находить места для парковок, но это вовсе не означает, что водитель имеет право двигаться с удобной для него скоростью. Как и в случае с автомобилями скорость мотоциклов очень жестко регламентируется.

ПДД устанавливает следующие ограничения для байкеров:

  1. Самую высокую скорость можно развивать на автомагистралях – до 110 км/ч.
  2. За пределами населенных пунктов водитель имеет право разгоняться до 90 км/ч.
  3. В черте города или другого населенного пункта превышать стандартные 60 км/ч запрещено.
  4. Наиболее низкой скорости придется придерживаться на придворовых территориях, в жилых и велосипедных зонах. В местах скопления пешеходов разрешено передвигаться со скоростью не более 20 км/ч.

Давать волю всем лошадиным силам, которые были помещены производителем в двухколесное ТС, можно исключительно на специальных полигонах и гоночных трассах.

Обязательно ли надевать шлем

Частым камнем преткновения для байкеров является шлем. Надевать его или нет, вот главный вопрос.

ПДД дает однозначный ответ – шлем обязательно должен быть на водителе и пассажире(ах) во время движения. В пункте 2.1 и 5.1 Правил сказано, что недостаточно просто одеть средство защиты на голову. По закону оно должно находится в застегнутом виде, как на водителе, так и на пассажире. При перевозке людей в люльке общие требования ПДД распространяются и на них.

Сегодня на рынке существует сотни самых разных шлемов: открытого и закрытого типа, с визорами и без, для городской езды и специальные спортивные. Понять какой из них можно носить, а какой нельзя, крайне просто. Все защитные изделия, которые носят официальное название мотоциклетный шлем, могут быть использованы водителями.

Читайте также:  Движение на перекрестках по ПДД

Все конструкции проходят испытания на прочность и призваны обеспечить защиту головы при аварийной ситуации. Запрещено использовать самодельные конструкции, которые только внешне напоминают шлем, но не выполняют главной конструктивной обязанности.

Парковка на тротуаре

Маневренность мотоциклов часто приводит к тому, что владельцы двухколесных ТС паркуются там, где удобно, игнорируя ПДД. Между тем на байки распространяются те же правила парковки, что и на автомобили, несмотря на сравнительно малые габариты первых.

Нельзя просто припарковать мотоцикл на тротуаре, газоне или пешеходной зоне, если на, то нет специального разрешения в виде знаков ПДД.

Соответствующее правило закреплено в пункте 12.2 ПДД. Там говорится, что останавливаться на краю тротуара можно только при наличии таких табличек:

  • дорожный знак 6.4 – «Парковка»;
  • дополнительные обозначения:
  • 8.4.7, который указывает, что разрешено мотоциклам;
  • 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9, обозначающие способ постановки на парковку.

В иных случаях парковка запрещена.

При несоблюдении правила выписывается штраф. Его можно получить благодаря автоматическим камерам слежения или от инспектора ГИБДД.

Что обязательно нужно возить с собой

Все водитель транспортных средств привыкли к обязательному набору специальных предметов, которые всегда должны быть с собой и в любой момент могут быть проверены представителем ГИБДД. В него входит:

  1. Медицинская аптечка с регламентированным набором лекарств.
  2. Знак аварийной остановки, выполненный по ГОСТу Р 41.27-2001.
  3. Огнетушитель.

Отсутствие одно или более предметов приводит к штрафу водителя.

Мотоцикл не имеет места для перевозки стандартных наборов, а потому к нему применяются другие правила. Аптечка и знак аварийной остановки обязаны быть только на мотоциклах с боковыми прицепами. Обычные двухколесные байки не комплектуются перечисленными средствами.

Огнетушитель не нужен ни для одного из видов мотоциклов.

Передвижение зимой

Передвижение на байках в зимний период времени не слишком комфортно и удобно по целому ряду причин. С одной стороны, низкая температура требует специального снаряжения. С другой стороны, осадки, гололед и другие неблагоприятные природные явления, не позволяют безопасно передвигаться. Но несмотря на это прямого запрета на езду зимой ПДД не устанавливает.

Мотоцикл не является зимним видом транспортом и не приспособлено для движения в суровых реалиях зимы. Но только сам водитель может для себя решить в какую погоду ему можно ездить на байке, а когда лучше воздержаться.

Что касается правил, то они регламентируют только одно – установку специальной резины на колеса ТС. До начала зимнего сезона водитель обязан переобуть байк в приспособленные для этого времени года шины, если он планирует продолжать езду в холодное время года. Других ограничений Правила не устанавливают, но есть рекомендации, которых следует придерживаться:

  1. Следить за зарядкой аккумуляторной батареи, так как при минусовой температуре она очень быстро садится.
  2. Использовать моторные масла с низкой вязкостью. Такие жидкости не густеют на морозе, что позволяет без проблем заводить остывший двигатель.
  3. Смазывать тросы.
  4. Установить «горячие» свечи зажигания. Они обеспечивают бесперебойную и беспроблемную эксплуатацию.

Инспектор ГИБДД при проверке обращает внимание только на наличие зимней резины, остальные рекомендательные пункты его не интересуют. Их несоблюдение влияет скорей на общую эксплуатацию байка, чем на безопасность движения.

Правила буксировки

Двухколесные транспортные средства буксировать невозможно чисто технически. Чтобы не было соблазна проверять это на собственном опыте в пункте 20.4 ПДД есть прямой запрет на проведение такого действия. Байкер также не может сам кого-то буксировать.

Трехколесные и четырехколесные мотоциклы буксировать не запрещается. Они устойчивы в движении и могут быть пассивными участниками движения в случае поломки.

Предусмотренные штрафы за нарушения

Мотоциклисты подвергаются тем же штрафным санкциям, что и автомобилисты. Все пункты, по которым они могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, исчерпывающе перечислены в законодательстве. Но есть и такие штрафы, которые выписываются чаще всего на владельцев мотоциклов. К ним относят:

  • передвижение на байке без отметки в водительском удостоверении о наличии категории А или вообще при отсутствии прав. Водителю выписывается штраф от 5 000 до 15 000 рублей, в зависимости от тяжести провинности;
  • перевозка пассажиров, если байкер еще не отъездил положенных два года с момента получения категории А. Придется оплатить 500 рублей;
  • отсутствие шлема у водителя или пассажира – 1 000 рублей;
  • ТС не состоит на учете. Первичное нарушение обойдется в 500-800 рублей. При повторном наказании – 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца;
  • нет номерных знаков – 5 000 рублей или на 1-3 месяца отбирается право вождения.

В остальных ситуациях размер штрафов и мера ответственности налагается такая же, как и на автомобилистов.

Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?

Мото в междурядье

  1. ПДД резко различают понятия ряда и полосы движения на проезжей части дороги.
  2. Между тем, прямой запрет стоит только для движения по разметке и предписания пересекать её только при перестроении.
  3. Таким образом, нарушение у мотоциклиста будет за движение между рядами в случае его езды по разметке.
  4. Если же разметки нет, то речь идёт о рядах – в таком случае с учётом габаритов и безопасного бокового интервала мотоцикл, влезая рядом с легковой или грузовой машиной, просто создаёт ещё один ряд. И это не запрещено Правилами дорожного движения.
  5. Более того, даже при наличии разметки, согласно официальной трактовки ПДД, мотоциклисту ничего не запрещает создать в одном ряду с авто второй ряд.
  6. Между тем, судебная практика 2021 года и методика автоэкспертиз имеют картину в цифрах по безопасному боковому интервалу. Но в любом случае значение это начинает иметь только в случае ДТП.
  7. Штраф за нарушения расположения для мотоциклов составляет 1 500 рублей. Наказание уже давно хотя ужесточить вплоть до лишения прав. Однако, в силу пока ничего не вступало.
Читайте также:  Как оплатить штраф за нарушение ПДД

Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов. И наоборот. Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД. Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге. И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!

Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2021 году?

И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие “езда между рядами” для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна. Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения. А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.

Различие ряда и полосы по ПДД

Итак, первое, что нам нужно знать – это то, что транспортные средства включают в себя практически любые устройства, которые перевозят людей (в том числе только водителя) и/или грузы. Так устанавливают ПДД. Всю тонкость этого понимания мы и узнаем сейчас.

А теперь переходим ещё к трём другим терминам:

  1. линии разметки – здесь тоже всё очень просто: это нарисованные на дороги, собственно, линии, которые делят проезжую часть на полосы (но не на ряды),
  2. полоса движения – это линия определённой ширины на проезжей части, которая может иметь или не иметь обособляющую её разметку, но главное – она достаточна для движения в один ряд автомобилей,
  3. ряд движения – а вот этого определения в действующих в 2021 году ПДД нет.

Тем не менее, при отсутствии раскрытия самого термина есть всё же в Правилах пункт 9.1, который указывает, что на дороге количество полос определяется либо разметкой, либо, если она отсутствует, то самими водителями с учётом габаритов того, чем они управляют, а также необходимого бокового интервала.

И, наконец, 4-й термин для нас также не особо полезен – конкретных значений бокового интервала в сантиметрах или метрах в ПДД вы не найдёте. В этом случае пункт 9.10 оперирует прецедентным значением этого параметра, предписывая, что интервал должен быть таким, который обеспечит безопасность движения. Произошло ДТП из-за бокового интервала? Значит, он был недостаточным, а 9.10 нарушен. Не произошло? Значит, всё в пределах ПДД. Всё просто!

Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами “ряд” и “полоса” для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.

Запрет движения по разметке между полос

Если на данном участке дороги есть дорожная разметка: прерывистая, сплошная либо двойная сплошная, то ехать по ней между рядами мотоциклисту нельзя. Об этом говорит пункт 9.7 ПДД.

Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.

Тонкость движения в междурядье, если разметки нет

А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.

  • Если на проезжей части поместились и автомобиль, и мотоцикл, то они просто образовали 2 ряда для движения – никто ничего не нарушает, просто потому что они помещаются с учётом бокового интервала. Получается, и вопроса о том, можно или нельзя мотоциклисту двигаться между рядами, не может быть, потому как двухколёсный в своём ряду.
  • Но вышеописанный пункт работает только в том случае, если они не столкнулись. Если автомобилист сбил мотоциклиста, значит, боковой интервал оказался небезопасным. Хотя, по виновности вопрос другой, и, кроме того, здесь возможны варианты с перестроением – ниже мы ещё поговорим о ДТП с мотоциклистами в междурядье.
  • Ещё более сложная ситуация. При отсутствии линий разметки проезжая часть делится пополам на попутную и встречную. Так вот, если мотоциклист, к примеру, опережает машину, частично оказавшись на встречной полосе, только тогда можно говорит о том, что первый движется между рядов. Но это тоже относительно, потому что, если появится в этом примере встречный автомобиль, и все трое поместятся без столкновения, то боковой интервал снова оказывается безопасным, а рядов для движения мы получаем уже три – мотоциклист не едет в междурядье.
Читайте также:  Движение по трамвайным путям в ПДД

Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем

А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.

  • Самое определение полосы движения никак не устанавливает, что мотоцикл и автомобиль должны ехать по ней только по одному (да даже для двух автомобилей это работает также).
  • Пункт 9.1 указывает на количество полос на проезжей части, но также самостоятельно не запрещает ехать в пределах одной полосы в два ряда.
  • А пункт 9.7 вообще говорит просто про запрет наезжать на линии разметки.

Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.

Отобразим схематично, что можно, а что нельзя байкерам с учётом того, что мы теперь знаем о езде мотоциклистов между рядов как всей нашей темы:


Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.

Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом

Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.

Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:

  • справочник автотехнической экспертизы,
  • судебная практика 2021 года.

Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.

И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:

где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.

Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл “между рядами”, едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.

Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.

Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.

Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.

Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:

  • 1,6 метра от края машины до разметки,
  • ширине мотоцикла 0,78 метра.

Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.

Какой штраф за междурядье в 2021 году?

Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.

Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.

Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов

Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:

  • штрафа за движение мотоциклов между рядами от 3 до 5 тысяч рублей,
  • или лишения прав от 3 месяцев до полугода.

Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы “мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения”. Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: