Какой размер штрафа за перегруз легкового автомобиля

Чем грозит перегруз легкового автомобиля

Максимально разрешенная полная масса автомобиля вместе с пассажирами и багажом устанавливается заводом-изготовителем и отражается в технической документации. Подобные ограничения важны для обеспечения безопасности при управлении транспортным средством, которое при их несоблюдении может стать неуправляемым. Штраф за перегруз могут выписать инспекторы ГИБДД при контрольной проверке веса на специализированном пункте. Если не хочется терять деньги, лучше соблюдать установленные правила.

Как определяется максимально полная масса?

Многие путают снаряженную и полную массу, хотя между этими двумя понятиями есть существенная разница. В первом случае подразумевается совокупный вес автомобиля вместе с необходимыми для передвижения запчастями и эксплуатационными жидкостями, т.е. фактически здесь учитывается вес без водителя, пассажиров и груза.

Во втором случае все иначе. Полная масса рассчитывается с учетом всех присутствующих в транспортном средстве людей, а также багажа. Расчет ведется путем соотношения нагрузки на заднюю и переднюю оси: она должна быть равномерной. Как правило, переднюю ось нагружает только силовой агрегат и кабина, в то время как в задней может находиться и багаж.

Например, в технических документах на легковой автомобиль можно найти снаряженную массу в 900 кг, а полную – в 1500 кг.

Ниже можно изучит максимально допустимую нагрузку на оси для легковых автомобилей:

Расстояние между осями Максимальная нагрузка на каждую ось
От 2.00 6.0
1.65 – 2.00 5.7
1.35 – 1.65 5.5
1.00 – 1.35 5.0
До 1 4,5

В чем заключается опасность перегруза?

Влияние перегруза на безопасность дорожного движения нельзя недооценивать: иногда в такой ситуации автомобиль ведет себя непредсказуемо, что может стать причиной ДТП. Также стоит учитывать, что тормозная система при перегрузе становится менее эффективна, т.к. все агрегаты рассчитываются строго на определенный вес.

По каким еще причинам перегруз запрещен:

  • Разбиваются дороги. Определенные технологии укладки асфальта обеспечивают оптимальную пропускную способность только для машин с ограниченным весом. Они обозначаются соответствующими знаками. Это наиболее актуально для грузовиков.
  • Увеличение тормозного пути. Как говорилось ранее, перегруз является причиной уменьшения эффективности тормозной системы. В некоторых случаях тормоза могут и вовсе отказывать.
  • Повышение вероятности заноса автомобиля. Особенно актуально это зимой или в дождливую погоду, когда на дорогах слякоть. Груз здесь находится сзади, и, если он вдобавок ко всему не закреплен, и валяется по всему салону или багажнику, вырастает вероятность опрокидывания.
  • Перегруз негативно влияет на внутреннюю конструкцию транспортного средства: лонжероны, рамы, амортизаторы. Сильная порча этих деталей чревата разрушением кузова машины при малейшей неровности или легком столкновении.
  • Как правило, перегруженная машина трется задним бампером об асфальт, особенно при проезде неровностей или «лежачих полицейских». Это не может не отразиться на безопасности передвижения с худшей стороны.

Как видно из представленного выше, перегруз машины – достаточно опасное явление, поэтому рекомендуется перед перевозкой груза ознакомиться с технической документацией и узнать допустимую полную массу.

Если отведенного места в соответствии с полной массой не хватает, лучше всего обратиться в транспортную компанию.

Как перевозить габаритный груз?

Для водителей легковых автомобилей штраф именно за перегруз не устанавливается, зато инспекторы могут привлечь к ответственности за иные правонарушения. Например, за несоблюдение п. 23.4 ПДД, согласно которому граждане должны использовать специальные обозначения крупногабаритного багажа:

  • Груз, выступающий на расстоянии более 1 метра спереди или сзади от кузова автомобиля, должен быть обозначен как «Крупногабаритный груз». Если он перевозится в ночное время суток, должен использоваться световозвращатель или фонарь.
  • Если груз выступает более чем на 40 см по бокам, вышеуказанные правила обозначения также применяются.

Ответственность за перегруз

Наказать водителя именно за превышение максимально допустимой массы транспортного средства нельзя, но, если речь идет о легковом автомобиле, инспектор ГИБДД в любом случае найдет основание для составления протокола.

Здесь есть несколько нюансов:

  • Масса легковушек рассчитывается с учетом того, что в ней могут находиться и крупные люди. Следовательно, для превышения допустимого веса в салоне четырехместной машины должно быть минимум 5 человек, и все они обязаны пристегиваться.
  • Задние сидения машин обычно оборудованы ремнями безопасности, но многие этим пренебрегают. Если на них сидят трое, тому, кто находится посередине и не пристегнут, придется платить штраф. Если не пристегнулись и остальные, их ожидает такое же наказание, а водителя – за перевозку непристегнутого пассажира.

Каковы размеры штрафов:

Непристегнутый пассажир До 1 000 руб.
Нарушение установленных правил перевозки (отсутствие обозначения крупногабаритного груза, и пр.) 500 руб.

Перегруз легкового автомобиля ставит под угрозу не только безопасность водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. Именно поэтому очень важно соблюдать установленные правила и перевозить груз со специальными обозначениями, если он выпирает из салона. Последнее требуется для предупреждения других водителей, которые могут не увидеть находящиеся за пределами салона предметы, что станет причиной ДТП.

С большой долей вероятности виновным признают гражданина, который не обозначил свой багаж необходимыми знаками или приборами освещения.

«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства

Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.

Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.

В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.

В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.

В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.

Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации – Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.

Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.

Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.

В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.

Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.

Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.

Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.

В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.

Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.

Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:

  1. Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
  2. Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
  3. Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;

Штраф за перевозку лишнего пассажира в 2021 году

«Лишним пассажиром» принято называть человека, который находится в транспортном средстве, когда все места, которые были заложены в конструкции изготовителем, уже заняты другими людьми.

Перевозка лишнего пассажира в 2021 году при этом является административным правонарушением, за совершение которого виновного привлекают к ответственности и обязывают уплатить штраф ГИБДД. Многие автовладельцы неосмотрительно относят данное деяние к малозначительным, хотя оно, безусловно, негативно влияет на безопасность поездки и может усугубить тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия. Нарушение распространено как среди водителей легкового транспорта, так и автобусов.

Какой размер штрафа за лишнего пассажира?

Перевозка пассажиров в количестве, превышающем норму – один из вариантов нарушения правил транспортировки людей. Наказание за лишнего пассажира в 2021 году определено первой частью статьи 12.23 КоАП РФ – административный штраф 500 рублей.

Штраф 500 рублей так же назначат гражданину, управлявшему автобусом, если количество людей в салоне превысит число посадочных мест при движении по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту.

Если в 2021 году водитель будет задержан перевозящим «лишнего пассажира» за пределами кабины автотранспортного средства, его деяние попадет под смысл ч. 2 статьи 12.23 КоАП РФ. За это законодатель определил иной размер штрафа – 1000 руб. Значительно строже будет санкция при соответствии деяния диспозиции третьей либо четвертой части рассматриваемой статьи административного кодекса. В соответствии с ними, если нарушение касается перевозки ребенка, а также, если число пассажиров превысит количество обустроенных мест для сидения при организованной перевозке группы детей, наказание разнится в зависимости от субъекта: в качестве штрафа водитель уплатит – 3 тыс. рублей; виновное должностное лицо – 25 тыс. рублей; юридическое лицо – 100 тыс. рублей.

Когда пассажир считается лишним?

Нормы, касающиеся перевозки людей автотранспортом, в первую очередь изложены в положениях 22-й главы Правил дорожного движения. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо определить:

  • о каком транспортном средстве идет речь (автобус, легковая машина и пр.);
  • маршрут (для маршрутных т.с.);
  • является ли «лишний пассажир» ребенком;
  • допущено ли искомое нарушение в ходе организованной детской автобусной перевозки.

В пункте 22.8 ПДД РФ обозначен запрет на перевозку людей «сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства».

Если в авто всего расположено пять кресел, оснащенных ремнями безопасности, то ехать в нем могут водитель и четыре пассажира. Провоз пятого запрещен, даже если задний диван достаточно большой, чтобы вместить всех желающих. В 2021 году провоз ребенка на коленях у одного из взрослых также недопустим.

Другой пример. Как было указано выше, при проектировании автобуса изготовитель может заложить определенное число стоячих мест. В ряде случаев пассажиры при необходимости могут ехать стоя, но если водитель возьмет больше стоящих пассажиров, чем предусмотрел завод-изготовитель, это также будут «лишние пассажиры» за которых будет назначен штраф.

В 2021 году закон определяет ситуации, когда любой пассажир, оставшийся без кресла, будет лишним. Пунктом 22.3 ПДД РФ установлено, что число перевозимых в салоне людей при следовании по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества мест, оборудованных для сидения. Т.е. в этих случаях ехать стоя запрещено.

Как понять, на какое количество пассажиров рассчитан транспорт в 2021 году?

Количество мест и их расположение определяет изготовитель. Следует найти руководство по эксплуатации конкретной модели, там эту информацию обязаны указывать. С особенным вниманием к этому вопросу относятся при коммерческих перевозках, так как данные о количестве пассажирских мест передаются и в Налоговую службу. В некоторых ситуациях не обойтись без проведения экспертизы.

Обычному гражданину, который уверен, что в конструкцию его легкового современного авто прежние владельцы не вносили изменения, обычно достаточно ориентироваться на количество мест, оснащенных штатными ремнями безопасности.

Порядок назначения штрафа

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности в 2021 году, уполномоченному сотруднику полиции необходимо остановить автомобиль и выявить факт наличия в нем лишнего пассажира. Причиной остановки может быть любое другое правонарушение, касающееся безопасности дорожного движения, допущенное автомобилистом. Транспорт без видимых нарушений также может быть остановлен. Например, это возможно в случае проведения на определенной территории специального профилактического мероприятия, или если транспортное средство подходит под описание в ориентировке. Далее в обычной практике внимательный инспектор замечает, что людей подозрительно много.

Если автоинспектор установил факт нарушения в виде перевозки лишнего пассажира, он приступит к процессуальному оформлению события. В данном случае предусмотрен упрощенный процесс, решение должностному лицу разрешено принять на месте. Если водитель не оспаривает штраф за лишнего пассажира, инспектор вынесет постановление по делу об Административном правонарушении, в нем же укажет меру ответственности.

Если автомобилист с тем, что его действия противоречили нормам, не согласен, то в будет составлен протокол по делу об Административном правонарушении, где будет обозначено место и время дальнейшего рассмотрения.

После оформления необходимых бумаг водитель получает копию составленного протокола о назначении штрафа за лишнего пассажира и может продолжить движение, однако само нарушение необходимо устранить. В противном случае нарушитель может быть вновь задержан.

Кто ответственен за лишнего пассажира в 2021 году?

Субъектом рассматриваемого нарушения может быть только водитель. Штрафу за лишнего пассажира будет подвергнут именно человек, который находился за рулем и управлял транспортным средством. Он ответственен за безопасность перевозки и ее соответствие установленным нормам.

С учетом того, что пассажир, оказавшийся лишним, вероятнее всего находится в авто, без возможности пристегнуться ремнем безопасности, ему также могут вменить штраф, но по другой статье. За нарушение ПДД пассажиром наказание определено частью 1 статьи 12.29 Кодекса – 500 руб. административного штрафа. Добавим, что автомобилисту может быть назначен и штраф 1000 руб., который положен по статье 12.6 Кодекса за перевозку людей без использования ремней безопасности.

Что делать водителю, если автоинспектор назначает штраф за лишнего пассажира?

При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки. Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.

Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.

Есть ли скидка?

В 2021 году водитель может сэкономить ровно половину суммы назначенного штрафа за лишнего пассажира, если произведет уплату за ближайшие двадцать дней, следующих за днем вынесения постановления. Такую возможность предоставляет статья 32.2 Административного кодекса. Эта льгота не касается ряда грубых нарушений. Исключения указаны непосредственно в норме, штрафа за перевозку лишнего пассажира среди них нет. В любом случае, штрафные санкции необходимо погасить за 60 суток, чтобы избежать дополнительных расходов за несвоевременную уплату (ст. 20.25 КоАП РФ).

Обжалование штрафа за лишнего пассажира

У гражданина есть 10 суток со дня, когда ему была вручена копия постановления, на то, чтобы его обжаловать. Если этот срок пропущен, период обжалования штрафа за лишнего пассажира могут возобновить при наличии веских оснований.

Основные этапы обжалования штрафа за лишнего пассажира в 2021 году можно обозначить следующим образом:

  1. поиск доводов в свою пользу, сбор материала;
  2. определение места рассмотрения;
  3. составление текста жалобы (образец прилагается);
  4. проверка его корректности и достоверности данных;
  5. направление документа адресату;
  6. принятие участия в рассмотрении.

Скачать образец заявления на обжалование штрафа за лишнего пассажира можно здесь.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

  1. Необходимо подобрать доводы, которые убедят судью или должностное лицо в Госавтоинспекции, что постановление о назначении штрафа за лишнего пассажира действительно необходимо отменить. Следует собрать все имеющиеся материалы, которые подтверждают правоту. Это может быть видеозапись, на которой запечатлено, что в салоне допустимое число пассажиров, а сотрудник полиции действует незаконно. Возможно, был найден документ, удостоверяющий, что изменения в конструкцию автомобиля внесены по правилам, либо инструкция по эксплуатации, которая подтверждает правоту водителя. В 2021 году основанием для отмены постановления может быть и грубая ошибка в документе, такая как неверно указанные данные о модели транспортного средства.
  2. Необходимо выбрать орган, в котором будет рассмотрена жалоба. Если оспариваемое постановление вынесено сотрудником Госавтоинспекции, можно обратиться в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд. Допустимо направить заявление всем адресатам одновременно, но тогда заниматься делом будет вправе только судья. При выборе суда ориентироваться нужно на место, где было выявлено нарушение. Определить искомое подразделение Госавтоинспекции помогут данные, указанные в постановлении. Даже в случае ошибки в выборе должностного лица или суда жалоба должна быть перенаправлена по подведомственности за трое суток без участия гражданина. Для подразделения ГИБДД срок, в течение которого обязаны принять мотивированное решение, ограничен десятью днями, исчисляемыми с момента, когда она поступит со всеми материалами. Для судьи он значительно больше – два месяца. Некоторые граждане опасаются, что сотрудники Госавтоинспекции менее беспристрастны, нежели судьи, и предпочитают ждать дольше.
  3. Составить жалобу с заявлением на обжалование штрафа за лишнего пассажира по предложенному образцу – от руки или на компьютере. Необходимые данные об инспекторе указаны в самом оспариваемом документе. Текст должен быть корректным, разборчивым, не должен содержать грубостей. Обязательно нужно указать данные заявителя, анонимной такая жалоба быть не может.
  4. После составления текста будет не лишним её перепроверить и убедиться, что факты не искажены. На рассмотрении может присутствовать инспектор, а у него может оказаться видео- или аудиозапись, о которой нарушитель не знал.
  5. Готовый документ можно направить заказным письмом или доставить непосредственно адресату. В 2021 году в подразделениях Госавтоинспекции есть специальные опечатанные ящики для приема обращений граждан, можно обратиться в канцелярию или секретариат.
  6. Дождавшись ответа, следует явиться на рассмотрение, чтобы лично отстоять свою позицию. В ряде случаев процедура может быть проведена без заявителя. Решение по жалобе будет озвучено сразу и его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции.
    В сложной с правовой точки зрения ситуации на каждом этапе обжалования штрафа за лишнего пассажира будет полезна помощь юриста. Уверенному в своей правоте и в знаниях человеку не составит труда добиться отмены незаконного решения самостоятельно.

Как избежать штрафа, и в чем опасность неправильной перевозки?

Лучший и одновременно единственный законный способ избежать ответственности за перевозку лишнего пассажира – не допускать это правонарушение. Водитель должен перевозить лишь то количество пассажиров, которое предусмотрел изготовитель. Это в первую очередь вопрос не удобства, а безопасности, так как такое нарушение влечет увеличение тяжести последствий в случае ДТП.

Дополнительный человек в легковом автомобиле лишен возможности использовать ремень безопасности. Для ребенка, которого посадили на колени к взрослому, риск тяжелых травм или гибели существенно увеличивается. Множество примеров ДТП способны проиллюстрировать, что взрослый не способен удержать малыша, зато часто наносит повреждения массой собственного тела. Даже учитывая, что многие пассажиры задних сидений в принципе не склонны использовать ремни безопасности, наличие в салоне еще одного незакрепленного тела при сильном ударе и (или) опрокидывании, увеличит ущерб здоровью пострадавших.

Некоторые недобросовестные владельцы автобусов и микроавтобусов, на которых осуществляют коммерческие перевозки, стараются незаконно увеличить пассажировместимость своих транспортных средств для извлечения выгоды, просто добавив одно или несколько кресел. Изменять конструкцию транспортного средства, как это положено, достаточно дорогой и длительный процесс. Но в соответствии характеристик нового кресла требованиям безопасности при этом будет больше уверенности. Пассажир автобуса или микроавтобуса, которому достанется некачественно установленное сидение, самовольно добавленное автовладельцем, может пострадать в ДТП существеннее, чем прочие.

Нюансы

Не нужно бояться оспаривать штраф за лишнего пассажира, так как результатом рассмотрения жалобы не может быть ухудшение положения гражданина. Т.е. решение автоинспектора либо останется без изменения, либо будет отменено. К тому же, подавая жалобу на постановление, не нужно платить никаких пошлин.

Грамотный автовладелец, который владеет полной информацией о своем транспортном средстве и о сопутствующих этому нормах, может избежать многих проблем.

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Оспаривание штрафов за превышение допустимой массы и нагрузки на ось

Устная консультация — 10 000 рублей .

Обжалование постановления — 25 000 рублей .

Уменьшение размера штрафа — 12 000 рублей.

Действующее законодательство предусматривает довольно суровые меры по отношению к административным нарушителям ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях. При этом самые большие штрафы приходятся на юридические лица, к которым, согласно примечанию к этой статье, приравниваются также индивидуальные предприниматели. Сумма штрафа может достигать пятисот тысяч рублей.

К ответственности привлекают как перевозчиков, так и грузоотправителей. При этом фиксация административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, допускается и в полностью автоматическом режиме. Автоматические комплексы весового и габаритного контроля позволяют производить измерение параметров автомобиля без необходимости его остановки.

Возможно ли избежать административного штрафа за превышение общей массы автомобиля или нагрузки на ось? Да, безусловно. Опытные юристы нашей компании разбирают каждый случай индивидуально, находя в документах нестыковки, искажённую информацию, благодаря чему появляется возможность оспорить постановление о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности, либо снизить размер штрафа до минимально возможного.

Размер штрафов за превышение нагрузок на ось или общей массы транспортного средства.

Для наглядности мы свели все штрафы за превышение допустимых нагрузок в две таблицы. В первой таблице приведены штрафы при фиксации перегруза инспектором, во второй — зафиксированные в автоматическом режиме.

Штрафы за превышение нагрузок при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или Ространснадзора

Размер превышения и соответствующая часть ст. 12.21.1 КоАП Наказание для водителя Сумма штрафа для должностного лица Сумма штрафа для юридического лица *
2-10% (1) 1000-1500 руб. 10-15 тыс. 100-150 тыс.
10-20% (2) 3000-4000 руб. 25-30 тыс. 250-300 тыс.
20-50% (3) 5000-10000 руб. ** 35-40 тыс. 350-400 тыс.
>50% (6) 7000-10000 руб. *** 45-50 тыс. 400-500 тыс.

* В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КРФоАП за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как юридические лица

** или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев

*** или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев

Штрафы согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ при фиксации их автоматизированным комплексами весогабаритного контроля

Размер превышения и соответствующая часть ст. 12.21.1 КоАП Сумма штрафа, налагаемого на собственника (владельца) транспортного средства
2-10% (1) 150 тысяч рублей
10-20% (2) 300 тыс яч рублей
20-50% (3) 400 тысяч рублей
>50% (6) 500 тысяч рублей

Обратите внимание: при фиксации правонарушения автоматическими средствами контроля весогабаритных параметров к ответственности привлекается собственник, вне зависимости от наличия или отсутствия у него статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Требование возместить ущерб, причинённый дорожному покрытию.

Помимо административного штрафа, перевозчик может быть привлечён к гражданской ответственности за причинение вреда дорожному полотну. Размер вреда определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 “О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”.

Крайне важно понимать, что уплата административного штрафа не препятствует предъявлению перевозчику требования о возмещении причинённого вреда дорогам. К гражданской ответственности перевозчик может быть привлечён в течение срока исковой давности, составляющего 3 года.

Мы предлагаем перевозчикам услугу по защите от противоправных требований о возмещении вреда автомобильным дорогам, позволяя тем самым сосредоточиться на управлении бизнесом, отдав решение юридических вопросов на откуп профессионалам. Работа по защите перевозчиков и грузоотправителей строится следующим образом:

  • изучение ситуации и документов;
  • направление клиенту краткого заключения по интересующему его вопросу;
  • заключение договора на оказание юридических услуг, выдача доверенности;
  • оспаривание необоснованного постановления о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Обжалование и отмена постановлений о привлечении к административной ответственности о превышении нагрузок в период временных (весенних) ограничений.

Следует особо отметить возможность обжалования постановлений, вынесенных по частям 1-6 и 10 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в период действия весенних ограничений на автомобильных дорогах. Чаще всего такие ограничения вводятся в регионах. Сотрудники Ространснадзора и ГИБДД неверно квалифицируют эти правонарушения, назначая перевозчикам и грузоотправителям высокие штрафы — от 100 до 500 тысяч рублей.

При вынесении инспектором постановления, в котором правонарушение неверно квалифицировано, его следует обжаловать в суд. Суд обязан произвести окончательную юридическую квалификацию совершенного правонарушения и переквалифицировать действия перевозчика на другую статью (или частью статьи) КРФоАП (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Срок обжалования постановления.

Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно сжатый срок для обжалования постановлений об административных правонарушениях — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КРФоАП). Крайне важно не пропускать этот срок и обращаться за квалифицированной юридической помощью как можно раньше.

Несмотря на возможность восстановления пропущенного срока, отведенного на обжалование постановления, настоятельно рекомендую его не пропускать.

Физико-математические расчеты нагрузок на оси.

Можно ли оспорить постановление о превышении нагрузки на ось, приведя математическое (теоретическое) обоснование ошибочного измерения осевых нагрузок? Существует множество онлайн-калькуляторов расчета нагрузок на оси транспортного средства. Кроме того, существуют организации, предлагающие отменить постановление с помощью результатов расчетов осевых нагрузок, выполненных автоматизированными программно-аппаратными комплексами.

Однако, суды не принимают такие расчеты как доказательство ошибочного измерения весовых параметров. Причин тому две:

  • теоретические расчеты, даже выполненные с учетом большого количества переменных, не могут учесть все особенности размещения груза в кузове транспортного средства, внесение в конструкцию автомобиля изменений, влияющих на его вес. Также невозможно достоверно установить количество топлива в баках грузовика, нельзя утверждать, что перевозчик не догрузил транспортное средство другим грузом, о чем умолчал при вводе данных для расчета;
  • все комплексы весо-габаритного контроля имеют сертификат о поверке. Этот сертификат подтверждает, что результаты измерений весового оборудования имеют погрешность, не превышающую указанную в сертификате (в акте взвешивания эта погрешность указывается).

Никакие теоретические расчеты не могут опровергнуть результаты измерения веса на поверенных (сертифицированных) весах, поэтому этот довод не является определяющим при разрешении вопроса об отмене постановления о нарушении ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Привлечение экспедитора к административной ответственности по ст. 12.21.1 КРФоАП.

При фиксации перегруза по оси или по общей массе инспектором ГИБДД или Ространснадзора к ответственности привлекается водитель, ответственное лицо и юридическое лицо. Размытая формулировка позволяет инспектору, проводящему административное расследование, привлекать к ответственности как собственника транспортного средства, так и экспедитора, который фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика.

Привлечение экспедитора к ответственности за перегруз противоречит принципу назначения административного наказания лицу, в отношении которого установлена вина, в связи с чем является неправомерным.

Для того, чтобы экспедитора не привлекли к административной ответственности по ч. 1-6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо предоставить инспектору, который проводит административное расследование, мотивированное пояснение по существу правонарушения, предоставить доказательства отсутствия в действиях экспедитора вины.

Чтобы составить такое пояснение необходимо ознакомиться с имеющимися документами. Объем и перечень документов, подтверждающих отсутствие вины экспедитора в выявленном перегрузе, определяется юристом после краткой беседы.

При обращении за юридической помощью помните: чем раньше вы обратитесь к квалифицированному юристу, тем проще и быстрее разрешится проблема. Не допустить вынесение постановления об административном правонарушении эффективнее и менее затратно, чем отменять постановление в суде.

Уплата штрафа в двойном размере.

Если Вам пришло постановление об уплате штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ, но Вы в установленный законом срок не обжаловали постановление и не оплатили штраф, инспектор УГАДН или ГИБДД может выписать штраф в двойном размере на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поэтому будьте внимательны, обращайтесь к нам незамедлительно после получения определения (извещения) о вызове Вас для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Если не получать “письмо счастья”.

Что будет, если не получить “письмо счастья” из ГИБДД или Ространснадзора на почте? На первый взгляд, в этой идее есть рациональное зерно, но это только на первый взгляд. Рассуждения сторонников такого метода борьбы с оплатой административных штрафов (не только за перегруз) таковы: я не получаю уведомления, следовательно, я считаюсь не извещенным о совершающихся в моем отношении действиях государственных органов; мои права нарушаются, следовательно, все постановления не имеют силы, а если они попадут к приставам — я их отменю потому что просто не знал о них.

Думать так — считать себя умнее государства. Просто логически подумав можно понять, что не имеет права на существование лазейка в законе, воспользоваться которой можно не только умышленно, но и случайно (не имея привычки проверять почтовый ящик, например).

Законодательство любой страны не может учесть всех особенностей и нюансов, возникающих при его применении. Чтобы устранить этот недостаток, Верховный суд РФ периодически выпускает Постановления Пленума, в которых разъясняет как следует применять ту или иную правовую норму, чем руководствоваться судам при вынесении решений, постановлений, приговоров и других судебных актов.

Не стало исключением и неполучение нарушителем постановлений и определений административных органов. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняет, что уведомлять участвующих в деле об административном правонарушении лица можно любым доступным способом, который позволяет проконтролировать получение такого уведомления. При этом лицо считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения , если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда “Судебное”, утвержденных приказом ФГУП “Почта России” от 31 августа 2005 года № 343.

Не слушайте советчиков, у которых брат друга соседа нарушал каждый день, но не получал письма и поэтому не заплатил ни копейки. Регулярно проверяйте почтовый ящик по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а если случилась неприятность и вы получили извещение или постановление из ГИБДД или Ространснадзора — обращайтесь к юристу.

Где рассматривается дело об отмене постановления?

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Однако, п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” гласит буквально следующее: при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Таким образом, при подаче жалобы об отмене постановления следует направлять жалобу в суд, который обслуживает территорию, на которой было совершено правонарушение. Однако, ошибка при определении подсудности не повлечёт фатальных последствий; суд самостоятельно направит дело в нужный суд.

Уменьшение размера штрафа.

Если в результате изучения документов юрист установит, что отмена постановления об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, маловероятна, вам будет предложено уменьшить штраф в 2 раза. После вынесения постановления на уменьшенную сумму, у вас будет 20 дней на уплату 50% от этого, уже уменьшенного штрафа.

Например: вам пришло постановление о том, что автоматической системой весогабаритного контроля (проще говоря, рамкой) был выявлен перегруз транспортного средства на величину от 10 до 20 процентов. Указаное правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 12.21.1 КРФоАП, размер штрафа составляет 300 тысяч рублей. После того, как мы уменьшим эту сумму в два раза, будет вынесено постановление на сумму 150 тысяч рублей, а в течение 20 дней после вынесения постановления вы сможете уплатить половину этой суммы, то есть 75 000 рублей.

Наша результативность — 99%!

За период с начала 2015 года мы собрали статистику по результативности наших услуг по защите прав перевозчиков и грузоотправителей, связанных с превышением допустимой осевой или общей нагрузки. Результативность (количество случаев, в которых мы приняли решение о целесообразности защиты наших представляемых и занялись отменой постановления по ст. 12.21.1 КоАП РФ) на первом этапе обжалования постановления уполномоченного органа составила 93%. Оставшиеся 7% неудовлетворённых обжалований в подавляющем большинстве случаев успешно удовлетворялись при подаче апелляционной жалобы. Хороший ли это результат? Судить Вам.

Определение о прекращении дела об административном правонарушении

Весогабаритный контроль: как работает и какие существуют проблемы

В статье рассказали:

Весогабаритный контроль. Какие способы контроля существуют в России

В России весь грузовой транспорт для проезда по дорогам общего пользования должен иметь допустимые габариты, массу и нагрузку на оси. Предельные параметры прописаны в Приложениях к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200. Если груз превышает нормативы, на его перевозку требуется специальное разрешение.

Чтобы проверить, соответствует ли транспортное средство нормам, на дорогах организован весогабаритный контроль. На пунктах весогабаритного контроля весы и датчики замеряют параметры транспортного средства. Также там проверяют, есть ли у перевозчика крупногабаритного или тяжеловесного груза разрешение на его перевозку.

Пункты весогабаритного контроля бывают трех видов:

Стационарные. Располагаются на конкретных участках дороги. Работают под контролем оператора.

Передвижные. В специальный автомобиль-фургон загружают измерительное оборудование. Передвижной пункт должен располагаться на специальной площадке на обособленном участке дороги, не создавать помех другим водителям и не угрожать безопасности движения. Допустимое покрытие, размер и уклон площадки прописываются в документации к измерительному оборудованию. Проверку проводит должностное лицо контрольно-надзорного органа (чаще всего Ространснадзора) или оператор пункта весогабаритного контроля.

Автоматические (АПВГК). Весы монтируются прямо в дорожное полотно. Водитель проезжает через измерительную рамку, параметры автомобиля измеряются автоматически — без участия оператора.

Фото: Дороги Марий Эл

Автоматические пункты весогабаритного контроля появились в России недавно. Только 1 января 2021 года вступил в силу Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в котором официально закрепили такое понятие.

Как работают автоматические пункты весогабаритного контроля

  • весы — на ходу взвешивают автомобиль, определяют общую массу ТС с грузом, нагрузку на оси и расстояние между ними;
  • датчики — для определения габаритов автомобиля;
  • сенсоры — фиксируют проезд транспортного средства через АПВГК;
  • камеры — распознают скорость автомобиля и его номера;
  • передатчик — передает данные об автомобиле по спутниковой связи.

Когда машина проезжает через пункт контроля, АПВГК измеряет параметры авто и отправляет данные в единый информационный центр. Там автоматически определяется владелец транспортного средства и проверяется его разрешение на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Если разрешения нет, а транспортное средство превысило установленные нормативы, АПВГК формирует акт результатов измерения и отправляет его в контрольно-надзорный орган. Надзорный орган формирует постановление о нарушении и начисляет штраф.

Требования к пунктам АВГК

  • Пункты АВГК можно размещать только там, где есть специальные площадки и возможность остановить автомобиль.
  • Каждый АПВГК должен пройти тестовый период — 3 месяца. В это время пункт измеряет параметры проезжающих через него автомобилей и уведомляет водителей о перегрузе. Штрафы за нарушения не выписываются. После окончания тестового периода оператор дороги проверят корректность работы АПВГК. В последующем раз в три месяца проводятся проверки соответствия мест установки оборудования АПВГК установленным требованиям.
  • Перед пунктом АВГК не менее чем за 50 метров устанавливают дорожные знаки. Знаки предупреждают об измерении и требуют двигаться с равномерной скоростью для более точного измерения.
  • На каждом пункте автоматического весогабаритного контроля устанавливают информационные табло, которые показывают перегруз.
  • Пункт АПВГК можно устанавливать на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после перекрестков, остановок, стоянок и других участков ускорения или замедления движения.

Что делать, если АПВГК показал перегруз

Если водитель увидел на табло, что его транспортное средство перегружено, он должен:

  • Остановиться за пределами проезжей части в ближайшем подходящем месте. Машина не должна создавать препятствия движению.
  • Попытаться устранить нарушение. Иногда это возможно — например, если незначительно превышена нагрузка на ось, груз можно передвинуть. Что делать, если устранить нарушение не получается — в законе не прописано. На пунктах контроля с операторами оператор вызывает эвакуатор. На АПВГК это неприменимо: задержать и эвакуировать транспортное средство без уполномоченного должностного лица невозможно.

При этом даже если устранить нарушение получилось, перевозчик все равно получит штраф.

Штраф за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства

Сейчас КоАП предусматривает штрафы для перевозчиков до 400 тысяч рублей — в зависимости степени превышения допустимой массы или габаритов.

До 2019 года штрафы для юрлиц с автоматических пунктов весогабаритного контроля всегда приходили по верхней планке (ст. 12.21.1 КоАП РФ). Однако, Конституционный Суд РФ признал это незаконным. Суд постановил, что при автоматической фиксации нарушения наказание, напротив, должно быть минимальным в пределах штрафа для юрлица. При этом если собственник докажет что он в этот момент перевозил груз для личных нужд (например вез стройматериалы для строительства своего дома), то ему выпишут минимальный штраф, предусмотренный для водителей.

В 2020 году во время коронавирусных ограничений Ространснадзор приостанавливал весовой контроль для перевозчиков, которые доставляли продукты или предметы первой необходимости. Сейчас это правило не работает, при нарушении таким перевозчикам выписывают штрафы.

Необоснованный штраф с АПВГК. Почему приходят такие штрафы, как их отслеживать и избегать

Система автоматического измерения габаритов еще не отлажена и вызывает споры. Водители жалуются, что некоторые рамки показывают перевес или превышение габаритов, хотя на погрузке все было в порядке.

Для того, чтобы измерение работало корректно, весы и датчики должны проходить регулярную поверку, а сам пункт должен соответствовать техническим требованиям. Например, дорога, на которой он стоит, должна быть ровной, без уклона. У водителей, которые попадались на перегрузе, возникают сомнения, что все АПВГК работают корректно.

Например, на профессиональном форуме перевозчик рассказал, что машина проехала через несколько рамок весогабаритного контроля, и они выдали разные результаты. Все рамки показывали, что нарушений нет, а с одной из них пришел штраф, хотя груз был опломбирован, закреплен и не мог сместиться. Это было в Нижегородской области. В похожие истории попадали водители из Костромы и Пермского края.

Кроме того, в 2019 году в Костромской области одна из рамок весогабаритного контроля была установлена слишком близко к перекрестку. По требованиям того времени расстояние от него должно было быть не менее 250 метров. На самом деле рамку установили через 50 метров после перекрестка. Водители жаловались, что с нее приходят необоснованные штрафы и предполагали, что это происходит из-за неравномерной скорости на участке. Суд, несмотря на явное несоответствие требованиям, не отменял штрафы, указывая, что весы прошли поверку и полностью исправны.

Чаще всего перевозчики, чтобы избежать штрафов, обмениваются между собой информацией о потенциально неисправных АПВГК. Места самых частых нарушений отслеживают при помощи специальных сервисов, например, OnlineГИБДД. Сервис ежедневно присылает информацию о новых штрафах и показывает все детали нарушения. Если с какой-то рамки приходят штрафы, хотя на других пунктах перевеса не было, перевозчики учитывают это при построении маршрута.

Узнайте, с какой рамки приходят штрафы

Проверим все штрафы вашей организации. Покажем полные детали — время и место нарушения на карте, фото, статью КоАП.

Как обжаловать штраф за нарушения при автоматическом весогабаритном контроле

Можно попробовать доказать, что АПВГК работал некорректно, и результаты измерения недостоверны. Для этого нужны доказательства, что:

  • груз был загружен в машину по нормам;
  • машина не отклонялась с маршрута, у водителя и третьих лиц не было возможности передвинуть груз или дозагрузить авто;
  • другие пункты весогабаритного контроля не выявили нарушений.

Подтверждениями могут быть:

  • Транспортная накладная, в которой указаны вес и габариты груза, а также распечатка с весов на выезде со склада. При превышении можно попробовать судиться с грузоотправителем — доказать, что это он указал недостоверные сведения при погрузке и допустил нарушение.
  • Пломба. Если она не вскрыта, можно доказать, что груз в дороге не догружался и не перемещался.
  • Ответ от Росавтонадзора и ЦАФАП о результатах измерения на других АПВГК. Перевозчик должен направить официальный запрос в контролирующие органы. Если
  • Данные о маршруте и средней скорости из системы «Платон». Их тоже можно получить через официальный запрос.

Однако, судебная практика показывает, что перевозчикам редко удается обжаловать постановления с АПВГК. Верховный Суд в большинстве случаев оставляет штрафы в силе (Постановления № 9-АД 19-50, № 9-АД 19-51, № 57-АД19-49). Суд запрашивает данные о поверке и корректности работы весов у оператора дороги. Если оператор дает официальный ответ о том, что весы работают правильно, суд оставляет штраф в силе.

Можно обжаловать штрафы, если в момент фиксации нарушения транспортное средство сдавалось в аренду другому лицу. По таким делам ВС РФ принимал решения в пользу собственника (Постановления №9-АД20-15, №9-АД21-4-К1),

Оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям

Правила перевозки грузов: максимально допустимая масса автомобиля и нагрузка на ось

Самой распространенной проблемой в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом является оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям. Для юридических лиц сумма штрафа может быть весьма обременительной, а для частных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей – фатальной.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272,

Максимально допустимая масса одиночного автомобиля:

Максимально допустимая масса автопоезда (в. ч. прицепные):

  • Двухосные – 18 т.;
  • Трехосные – 25 т.;
  • Четырехосные – 32 т.;
  • Пятиосные и более – 38 т.
  • Трехосные – 28 т.;
  • Четырехосные – 36 т.;
  • Пятиосные – 40 т.;
  • Шестиосные и более – 44 т.

Допустимая нагрузка на ось транспортного средства зависит от нормативной нагрузки автомобильной дороги, а также групп сближенных осей, и может варьироваться от 4 т. до 26 т.

В случае если груженое транспортное средство превышает весовые нормы более чем на 2 %, необходимо получать в Росавтодоре специальное разрешение на его транспортировку, согласовывать маршрут и уплачивать компенсацию за вред дорогам. В противном случае, собственника ТС и его водителя ждут административные санкции.

Размеры штрафов за перегруз

Согласно ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях, отклонение от допустимых значений по нагрузке транспортного средства, влечет за собой:

· Водителю лишение права управления на 4 – 6 месяцев, а также штраф в размере от 1000 до 10000 руб.;
· Должностному лицу грузоперевозчика или грузоотправителя штраф в размере от 10000 до 50000 руб.;
· Собственнику ТС штраф в размере от 100000 до 500000 рублей.

Штраф можно получить как при проверке инспекторами на стационарных или мобильных постах, так и посредством фиксации автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Чаще всего это происходит именно при помощи автоматических рамок, и тут возникает множество вопросов, касательно ее работы, принцип применения которой, во многих случаях, не соответствует Приказу Минтранса «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018 г. № 119.

Как избежать штрафа за перегруз по массе и осям

Во избежание получения штрафа за перегруз транспортного средства следует регулярно проводить профилактику с технической и юридической стороны. Водитель должен четко знать все ограничения и внимательно следить за этим при погрузке машины.

· Наличие собственных мобильных весов и датчиков груза на осях;
· Контроль веса груза и его распределение в ТС в процессе загрузки;
· Никогда не подписываться в протоколах «с правонарушением согласен», т. к. водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, а на юридическое лицо штраф придет в 100000 рублей.

Если все же штраф был выписан или получен почтовым отправлением, у владельца ТС есть 10 суток на его обжалование, или постановление о штрафе вступит в силу, что приведет к списанию денежных средств или блокировке расчетного счета. В таких ситуациях лучше незамедлительно обращаться за помощью к юристам с вопросом отмены штрафов за перегруз.

Обжалование штрафа за перегруз

Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.

Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.

Когда можно оспорить штраф за перегруз

Исходя из судебной практики, отменить штраф очень сложно, а зачастую – невозможно. Судебные органы, как правило, не углубляются в ситуацию и в полной мере удовлетворяют все иски и требования ГИБДД. Однако существуют ситуации, при которых обжалование протокола об административном правонарушении является вполне реальным:

  • Штраф получил владелец, а транспортное средство было передано в аренду другому лицу;
  • Груз перевозился в личных, а не коммерческих целях. В таком случае размер штрафа будет составлять самый минимум;
  • Автомобиль был загружен сыпучим или жидким грузом. При условии, что максимальная допустимая масса не превышена, штраф за перегруз осей можно отменить вследствие отсутствия состава правонарушения, т. к. груз мог переместиться в процессе перевозки;
  • Несколько постов зафиксировали нарушение, однако первый из них не обнаружил перевеса на ось; это говорит о том, что при погрузке были соблюдены все весовые нормы, но в процессе перевозки произошло смещение груза и, соответственно, нагрузка на ось.

Услуги имущественного адвоката позволят вам освободиться от неприятных тягот и забот, гарантирует профессиональное решение вопроса, а также способствует благоприятному исходу в судебном разбирательстве.

Помощь юриста по штрафам за перегруз

Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.

Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.

Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.

Наши преимущества:
· Более 9 лет юридической практики;
· Сэкономили перевозчикам и грузоотправителям суммарно более 40 млн рублей;
· Не даем пустых обещаний, выявляем все риски;
· Доступные условия и удобный сервис.

Читайте также:  Как оспорить штраф за перегруз автомобиля
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: