Перевозки автомобильным транспортом

Транспортная компания БИРТРАНС

Как это было – исторический экскурс грузоперевозок

Когда именно в мире появились грузоперевозки, сказать достаточно трудно. Но история началась с незапамятных времен. Предметы, вещи, материалы, объекты самые древние люди перетаскивали руками, эксплуатируя только свою физическую силу, поэтому правильней было бы назвать это – “переноской груза”. По мере совершенствования интеллектуальных способностей, у человека разумного появилось желание переложить свою ношу на другого. С приручением диких животных, самые сильные из них, начали использоваться, как с целью перевозки (вьючные), так и тягловые – для перемещения груза. Революция в усовершенствовании перевозки груза произошла лишь после изобретения колеса. Повозка с лошадьми значительно помогла увеличить массу и габариты перевозимого груза. Со 2-го века до н.э. самым крупным направлением грузоперевозок стал Шелковый путь. По нему нескончаемым потоком шли китайские караваны в Европу и на Восток, перевозя уже тонны товаров.

В 1834 году было закончено строительство первого шоссе в России – из Петербурга в Москву. Николай I уделял особое внимание состоянию Российских дорог. При нем был принят закон о дорожном строительстве, по которому все дороги в государстве были поделены на пять классов.В настоящее время наиболее оптимальным способом транспортировки груза на малые расстояния, а также в труднодоступные регионы являются автомобильные грузоперевозки, так как их главное преимущество – мобильность. Мобильность компании во многом зависит от скорости бизнес – процессов, от умения и профессионализма персонала одновременно решать множество задач, от опыта, накопленного за многие годы работы на данном поприще. Поскольку практически любой бизнес на сегодняшний день нуждается в быстрой и надежной перевозке груза, по выгодным для себя тарифам.

Перевозка негабаритных грузов

Одно из ключевых направлений Транспортно-логистической компании Биртранс в организации и осуществлении грузоперевозок является перевозка негабаритного, длинномерного, тяжеловесного груза автомобильным транспортом, представляющая из себя сложное, серьезное и ответственное дело. Негабаритный груз – это такой объект, технические характеристики которого (габариты, масса, многомерность), не соответствуют стандартам транспортировки, предусмотренными правилами безопасности на дорогах. В связи с этим перевозки негабаритных грузов обычными способами просто невозможны. При перевозке подобного вида грузов возникает необходимость в применении особых методов транспортировки:

Параметры автопоезда
с грузом
Параметры
габаритов
Необходимость
разрешения
Автомобиль
прикрытия
Патрульный
автомобиль
Длинна (м) 20,00-24,00 необходимо
24,00-30,00 необходимо необходимо
30,00 и более необходимо
Ширина (м) 2,55-3,49 необходимо необходимо
3,50-3,99 необходимо необходимо
4,00 и более необходимо необходимо
Высота (м) 4,00-4,49 необходимо
4,50 и более Спецпроект необходимо
Вес (т) 40,0-44,9 необходимо необходимо
45,0 и более Спецпроект необходимо

а также требуется применение специализированного автотранспорта. Это так называемый низкорамник, или автомобиль с низкорамной платформой, способный осуществить перевозку негабарита, безопасную как для самого автомобиля и других участников дорожного движения, так и для самого негабаритного груза.

Низкорамный трал – это автомобильный прицеп с различным уровнем грузоподъемности, в виде открытой грузовой платформы, с высотой площадки от 0,4 м. до 0,9 м. Такая конструкция платформы при перевозке негабаритных грузов позволяет не ограничиваться размерами кузова автомобиля и высотой самого груза. Так же бывают телескопические платформы, платформы с возможностью фронтальной и боковой загрузки, платформы с аппарелями.

Ориентировочная стоимость отправки груза автомобильным транспортом (в рублях) *

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2022: что изменилось и к чему готовиться перевозчикам 16:20, 12 апреля 2022 Версия для печати

Рассказываем о нововведениях, которые облегчат работу водителей, логистов и… налоговых инспекторов.

1 января 2022 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом – пожалуй, главного документа, регулирующего работу автоперевозчиков. Полный текст соответствующего постановления доступен по ссылке, а мы разберём основные изменения, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.

Но сперва – о целях, которые преследовало правительство. В пояснительной записке к опубликованному летом прошлого года законопроекту отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».

По мнению юриста Антона Смородникова, новые правила, помимо всего прочего, помогут налоговой службе ужесточить администрирование отрасли автоперевозок. Так ли это на самом деле?

Что изменилось в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом

Накладные подготовили к «цифре»…

Новая редакция Правил допускает оформление важных документов – транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов – в цифровом виде. Бумажные документы не упраздняются: они сохранят былую силу, но, когда заработает единая информационная система, перевозчики смогут обойтись без привычной бумаги.

Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Оператором системы выступит государство.

Читайте также:  Перевозки из России в Украину и обратно

Власти активно готовятся к запуску новой системы. Осенью 2022 года в пяти регионах России прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных. Машины крупных транспортных компаний использовали их на маршрутах в Москве и Московской области, в Калужской и Рязанской областях, в Краснодарском крае и в Татарстане. По отзывам участников эксперимента, всё прошло гладко: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.

Можно предположить, что если в ходе реализации проекта не возникнет технических проволочек, уже с 1 января 2022 года все желающие смогут использовать электронные накладные в повседневной работе.

…и дополнили новыми полями

Кроме того, в правилах перевозки грузов изменилась форма транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, и сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.

    Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;

В разделе «груз» теперь необходимо указывать информацию о грузах – их стоимость;

В разделе «транспортное средство» необходимо указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);

  • Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.
  • Стоит отметить, что новые правила заполнения накладной вызвали у перевозчиков вопросы – об этом мы писали в январе. Тогда же сложившуюся ситуацию прокомментировал юрист Сергей Богатов. Он дал советы перевозчикам, но отметил, что окончательную точку в спорах могут поставить лишь официальные разъяснения от Минтранса и Минфина. К сожалению, по состоянию на апрель ведомства так и не ответили на вопросы профессионального сообщества.

    С какими последствиями столкнутся перевозчики

    Некоторые перевозчики и юристы уверены, что новые правила перевозок грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС следит за автоперевозками и сегодня, но информация из электронных накладных, безусловно, облегчит работу налоговиков.

    К примеру, автор канала «Перевозчик 116», предприниматель Константин уверен, что после введения этого новшества налоговой станет проще вычислять цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. Юрист Антон Смородников отмечает, что новые правила поддерживают политику «обеления» отрасли автоперевозок, которую в последние годы проводит государство.

    Справедливости ради следует вспомнить, что электронные накладные будут использоваться наравне с бумажными документами – их использование не станет обязательным. Впрочем, рано или поздно государство всё же может заставить бизнес полностью перейти на «цифру», но это произойдет явно не в ближайшие годы. До тех пор все желающие смогут использовать для перевозки бумажные накладные.

    Кроме того, электронные документы действительно удобнее – они экономят не только бумагу, но и время. Возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью телефона прямо в транспорте ускорит оформление перевозки. Теоретически это может привести к сокращению сроков оплаты, которые сегодня нередко превышают 2 месяца.

    Есть ли другие изменения?

    Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.

    Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.

    В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.

    Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.

    Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.

    Подводя итоги

    Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.

    Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.

    Читайте также:  В целом о международных перевозках

    Автомобильные грузоперевозки

    Автомобильные грузоперевозки — наиболее популярный способ доставки грузов по назначению. Грузвезу – компания, которая имеет обширный опыт работы в данной сфере и давно завоевала авторитет в качестве перевозчика, которому можно доверять. Множество потребителей, которым необходимо осуществить грузоперевозки автомобильным транспортом, обращаются именно к нам.

    Калькулятор стоимости автомобильных грузоперевозок

    Цены на автомобильные грузоперевозки

    Пункт назначения Газель (до 1,5т) Бычок (до 3,5т.) До 5т. До 10т. 20т. Время в пути
    Москва – Архангельск 35000 руб. 39000 руб. 45000 руб. 53000 руб. 78000 руб. 2
    Москва – Барнаул 92000 руб. 103000 руб. 119000 руб. 145000 руб. 174000 руб. 5
    Москва – Белгород 18000 руб. 21000 руб. 24000 руб. 28000 руб. 36000 руб. 1
    Москва – Брянск 15000 руб. 17000 руб. 20000 руб. 23000 руб. 29000 руб. 1
    Москва – Владивосток 365000 руб. 503000 руб. 14
    Москва – Владикавказ 50000 руб. 58000 руб. 63000 руб. 85000 руб. 100000 руб. 4
    Москва – Владимир 12000 руб. 14000 руб. 16000 руб. 18000 руб. 21000 руб. 1
    Москва – Волгоград 32000 руб. 37000 руб. 44000 руб. 53000 руб. 66000 руб. 1
    Москва – Волжский 33000 руб. 39000 руб. 46000 руб. 55000 руб. 68000 руб. 2
    Москва – Вологда 15000 руб. 18000 руб. 21000 руб. 25000 руб. 31000 руб. 1
    Москва – Волоколамск 7000 руб. 9640 руб. 11350 руб. 12810 руб. 14050 руб. 1
    Москва – Воронеж 17000 руб. 19000 руб. 20000 руб. 26000 руб. 33000 руб. 1
    Москва – Вязьма 8900 руб. 10000 руб. 11700 руб. 13100 руб. 17350 руб. 1
    Москва – Грозный 49800 руб. 53400 руб. 62300 руб. 83600 руб. 97800 руб. 4
    Москва – Екатеринбург 47000 руб. 54000 руб. 68000 руб. 88000 руб. 105000 руб. 3
    Москва – Иваново 13000 руб. 15000 руб. 18000 руб. 21000 руб. 24000 руб. 1
    Москва – Ижевск 34000 руб. 38000 руб. 45000 руб. 53000 руб. 65000 руб. 2
    Москва – Йошкар-Ола 138000 руб. 147000 руб. 166000 руб. 203000 руб. 257000 руб. 6
    Москва – Иркутск 25000 руб. 27000 руб. 31000 руб. 38000 руб. 49000 руб. 1
    Москва – Казань 28000 руб. 31000 руб. 36000 руб. 48000 руб. 59000 руб. 1
    Москва – Калининград 44000 руб. 48000 руб. 56000 руб. 72000 руб. 85000 руб. 3
    Москва – Калуга 11000 руб. 13000 руб. 16000 руб. 19000 руб. 22000 руб. 1
    Москва – Кемерово 96000 руб. 107000 руб. 123000 руб. 147000 руб. 157000 руб. 4
    Москва – Киров 28000 руб. 32000 руб. 38000 руб. 44000 руб. 54000 руб. 3
    Москва – Коломна 6450 руб. 8950 руб. 10500 руб. 11900 руб. 13000 руб. 1
    Москва – Кострома 17000 руб. 19000 руб. 21000 руб. 26000 руб. 32000 руб. 1
    Москва – Краснодар 34000 руб. 38000 руб. 48000 руб. 62000 руб. 75000 руб. 2
    Москва – Красноярск 105000 руб. 123000 руб. 139000 руб. 160000 руб. 192500 руб. 5
    Москва – Курган 55000 руб. 60000 руб. 72000 руб. 95000 руб. 115000 руб. 5
    Москва – Курск 17000 руб. 19000 руб. 21000 руб. 26000 руб. 30000 руб. 1
    Москва – Липецк 17000 руб. 19000 руб. 22000 руб. 26000 руб. 32000 руб. 1
    Москва – Магнитогорск 47000 руб. 54000 руб. 68000 руб. 88000 руб. 105000 руб. 3
    Москва – Малоярославец 7600 руб. 10700 руб. 11500 руб. 18400 руб. 22400 руб. 1
    Москва – Махачкала 51800 руб. 55500 руб. 64800 руб. 87000 руб. 101800 руб. 4
    Москва – Можайск 6300 руб. 8700 руб. 10300 руб. 11550 руб. 12650 руб. 1
    Москва – Мурманск 47000 руб. 55000 руб. 73000 руб. 89000 руб. 100000 руб. 3
    Москва – Муром 12000 руб. 13500 руб. 16000 руб. 18000 руб. 24000 руб. 1
    Москва – Набережные Челны 31000 руб. 35000 руб. 41000 руб. 52000 руб. 65000 руб. 3
    Москва – Нижневартовск 92000 руб. 105000 руб. 135000 руб. 165000 руб. 178000 руб. 6
    Москва – Нижний Новгород 16000 руб. 18000 руб. 22000 руб. 26000 руб. 32000 руб. 1
    Москва – Нижний Тагил 47000 руб. 54000 руб. 68000 руб. 88000 руб. 105000 руб. 3
    Москва – Новокузнецк 98000 руб. 106000 руб. 130000 руб. 170000 руб. 210000 руб. 8
    Москва – Новомосковск 13000 руб. 15000 руб. 17000 руб. 20000 руб. 22000 руб. 1
    Москва – Новороссийск 36000 руб. 41000 руб. 48000 руб. 61000 руб. 74000 руб. 2
    Москва – Новосибирск 82000 руб. 92000 руб. 117000 руб. 157000 руб. 184000 руб. 5
    Москва – Новый Уренгой 95000 руб. 114000 руб. 135000 руб. 178000 руб. 205000 руб. 6
    Москва – Обнинск 7000 руб. 10000 руб. 11000 руб. 16800 руб. 20400 руб. 1
    Москва – Омск 67000 руб. 74000 руб. 91000 руб. 112000 руб. 140000 руб. 5
    Москва – Орел 15000 руб. 17000 руб. 20000 руб. 23000 руб. 29000 руб. 1
    Москва – Оренбург 41000 руб. 47000 руб. 54000 руб. 63000 руб. 86000 руб. 4
    Москва – Пенза 22000 руб. 25000 руб. 29000 руб. 34000 руб. 45000 руб. 1
    Москва – Пермь 43000 руб. 48000 руб. 55000 руб. 65000 руб. 83000 руб. 2
    Москва – Петрозаводск 30500 руб. 32500 руб. 36500 руб. 49800 руб. 55900 руб. 3
    Москва – Подольск 5200 руб. 7600 руб. 9150 руб. 12800 руб. 15400 руб. 1
    Москва – Ростов-на-Дону 29000 руб. 33000 руб. 39000 руб. 44000 руб. 62000 руб. 2
    Москва – Рыбинск 16000 руб. 17000 руб. 20000 руб. 24000 руб. 30000 руб. 1
    Москва – Рязань 11500 руб. 15000 руб. 18000 руб. 21000 руб. 23000 руб. 1
    Москва – Самара 32000 руб. 35000 руб. 42000 руб. 56000 руб. 70000 руб. 3
    Москва – Санкт-Петербург 16000 руб. 19000 руб. 22000 руб. 29000 руб. 35000 руб. 2
    Москва – Саранск 22000 руб. 25000 руб. 29000 руб. 34000 руб. 45000 руб. 1
    Москва – Севастополь 70000 руб. 78000 руб. 110000 руб. 150000 руб. 175000 руб. 3
    Москва – Симферополь 67000 руб. 75000 руб. 105000 руб. 140000 руб. 160000 руб. 3
    Москва – Смоленск 15000 руб. 17000 руб. 20000 руб. 23000 руб. 29000 руб. 1
    Москва – Сочи 52000 руб. 55000 руб. 76000 руб. 105000 руб. 135000 руб. 2
    Москва – Ставрополь 36000 руб. 41000 руб. 48000 руб. 61000 руб. 74000 руб. 2
    Москва – Стерлитамак 43400 руб. 46300 руб. 52000 руб. 71000 руб. 79500 руб. 3
    Москва – Ступино 6900 руб. 9800 руб. 11650 руб. 16800 руб. 20400 руб. 1
    Москва – Сургут 83000 руб. 87000 руб. 105000 руб. 153000 руб. 168000 руб. 5
    Москва – Таганрог 30000 руб. 34000 руб. 40000 руб. 45000 руб. 63000 руб. 3
    Москва – Тамбов 17 000 руб. 19000 руб. 22000 руб. 26000 руб. 32000 руб. 1
    Москва – Тверь 9900 руб. 13700 руб. 16100 руб. 18300 руб. 20000 руб. 1
    Москва – Тольятти 31000 руб. 33000 руб. 41000 руб. 54000 руб. 68000 руб. 2
    Москва – Томск 96000 руб. 107000 руб. 123000 руб. 148000 руб. 178000 руб. 5
    Москва – Тула 12000 руб. 14000 руб. 16000 руб. 18000 руб. 21000 руб. 1
    Москва – Тюмень 61000 руб. 69000 руб. 78000 руб. 97000 руб. 125000 руб. 3
    Москва – Улан-Удэ 144000 руб. 155000 руб. 188000 руб. 248500 руб. 304000 руб. 12
    Москва – Ульяновск 29000 руб. 35000 руб. 40000 руб. 48000 руб. 56000 руб. 2
    Москва – Уфа 39000 руб. 43000 руб. 51000 руб. 63000 руб. 78000 руб. 2
    Москва – Хабаровск 215000 руб. 232000 руб. 282000 руб. 373000 руб. 456000 руб. 17
    Москва – Чебоксары 22000 руб. 25600 руб. 29500 руб. 35500 руб. 44600 руб. 2
    Москва – Челябинск 47000 руб. 54000 руб. 68000 руб. 88000 руб. 105000 руб. 2
    Москва – Череповец 18700 руб. 21000 руб. 24600 руб. 27500 руб. 36500 руб. 1
    Москва – Чита 160500 руб. 17300 руб. 210000 руб. 278000 руб. 340000 руб. 13
    Москва – Ярославль 15000 руб. 16000 руб. 18000 руб. 22000 руб. 28000 руб. 1

    Почему стоить заказать грузоперевозку у нас

    Обращаясь к нам, каждый клиент получает полный спектр транспортных услуг. Грузоперевозки автомобильным транспортом выгодно отличаются от других способов доставки:

    • Автотранспорт универсален, с его помощью можно перевозить любые товары и материалы
    • Возможность доставки по маршруту любой сложности, независимо от качества покрытия и рельефа местности
    • Скорость доставки увеличивается за счет того, что машины выезжает сразу после приемки вашего груза
    • Цена перевозки снижается при четко выверенном маршруте или доставке сборных грузов
    • Контроль процесса перевозки осуществляется с помощью современных навигационных систем, благодаря чему заказчик в любой момент может получить информацию о местоположении его груза
    • Транспортировка посредством грузового автомобиля максимально безопасна для груза, так как он размещается и закрепляется оптимальным образом

    Благодаря этим преимуществам автомобильные грузоперевозки являются наиболее востребованной услугой в сфере транспортировки грузов.

    Заполните несложную форму и наши специалисты свяжутся с вами для уточнения всех деталей Вашего заказа.

    Мы свяжемся с Вами в течении 30 минут после заполнения заявки.

    Почему стоит обратиться к нам

    12 лет перевозим грузы для вас

    Страхование грузов на 20 млн. рублей

    Более 1500 выполненных проектов

    Тарифы на грузовые перевозки от 400 руб./час

    Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

    Оформление бланка 1-Т происходит в случаях перевозки товарно-материальных ценностей от одной организации к другой как собственными силами продавца-отправителя, так и при посредничестве компании-перевозчика.

    Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную

    Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.

    К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.

    Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.

    Можно ли использовать один бланк для разных перевозок

    Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

    Структура документа

    Накладную условно можно поделить на две части.

    1. Первая – товарная, — включает сведения
      • об отправителе и получателе товара,
      • объеме,
      • наименовании и т.п. параметры.

    Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  • Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

    Правила оформления и порядок работы с бланком

    Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

    К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

    • сертификаты,
    • паспорты,
    • свидетельства,
    • договоры и пр.

    Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

    Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

    Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

    Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной

    • Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
    • После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
    • Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
    • Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

    Заполнение первого раздела формы 1-Т

    Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

    В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
    во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
    Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
    Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

    • цена за одну единицу товара,
    • его название,
    • единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
    • вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).

    Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

    Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

    Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

    Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

    С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

    Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

    Заполнение второго раздела формы 1-Т

    Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

    • срок доставки груза,
    • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
    • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
    • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

    В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

    Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

    Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

    Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

    Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

    Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).

    Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.

    Отгрузка товара со склада: бизнес процессы

    Наличие складских запасов продукции, а также своевременное получение нужного ассортимента товаров по запросу – важнейшие условия для построения успешного бизнеса. Обеспечение данных условий возможно только при грамотно выстроенном бизнес-процессе отгрузки на складе. От него зависит целый ряд важнейших параметров для владельца груза:

    • точность учета остатков товарно-материальных ценностей (ТМЦ), расположенных на складской площади;
    • скорость обработки заявок на выдачу ТМЦ;
    • соответствие комплектации заказа поданной заявке;
    • своевременная отгрузка погрузка товара.

    Трудности на одном из этих этапов бизнес-процесса могут привести к ряду проблем для владельца груза – повреждение ТМЦ, возникновение недостач, некомплектность, срыв сроков поставки. Все это грозит серьезными материальными потерями и расторжением контрактов. Чтобы избежать данных проблем, стоит понимать, как должен быть устроен бизнес-процесс, и на какие параметры ориентироваться, выбирая склад отгрузки.

    Как устроен процесс отгрузки товара со склада

    Прежде стоит отметить, что все работы, производимые в рамках данного бизнес-процесса, выполняются на основании ранее заключенного договора между складским оператором и поклажедателем – владельцем или держателем груза. Данный документ в обязательном порядке должен содержать условия и срок отгрузки товара в случае поступления заявки от поклажедателя.

    Порядок отгрузки товара со склада

    Весь процесс можно разделить на 4 последовательных этапа:

    • Подача заявки на возврат ТМЦ. Ее оформление производится в соответствии с требованиями, установленными складским оператором. Как правило, она должна содержать: номер и дату заключенного договора на хранение ТМЦ, количество и наименование единиц продукции, марки авто, которые будут забирать груз со склада, дату и время совершения операции. Заявка обычно оформляется в день предшествующий отгрузке.
    • Обработка заявки и формирование заказа. Данный этап включает отбор продукции с мест хранения и комплектацию заказов в соответствии с поданным количеством и наименованием товара. Далее проводится ряд необходимых, заранее оговоренных с поклажедателем или покупателем, складских операций – упаковка, маркировка, взвешивание и другие. Также производится доставка заказов в зону, из которой они загружаются в транспорт. Оформляются и закладываются в тару спецификации отгрузочные и упаковочные листы.
    • Отгрузка. Загрузка машин, в зависимости от типа продукции, может производиться с помощью ручного труда, вилочных погрузчиков и кранов. На данном этапе осуществляется контроль отгрузок по качеству, количеству, комплектности заказов.
    • Оформление документов. После выдачи товара со склада, хранитель оформляет акт выдачи ТМЦ, содержащий информацию о количестве и наименовании единиц выданной продукции. На основании данного документа выставляется счет на оплату услуг.

    Участники процесса

    Получить продукцию со склада на основании заранее поданной заявки имеет право заказчик, его официальный представитель, или экспедитор. В случае, если товар отгружается представителю или экспедитору, он обязан предоставить:

    • доверенность на получение ТМЦ, оформленную в соответствии с требованиями законодательства РФ;
    • документ, удостоверяющий личность.

    В случае, если заказчик услуги передал по доверенности право использовать свою печать складскому оператору, предоставление данных документов не требуется.

    Формирование отгрузочных документов

    Отгрузочные документы это бумаги, подтверждающие факт выдачи товарно-материальных ценностей поклажедателю со склада, в соответствии с запросом. Складской оператор оформляет один отгрузочный документ – акт о выдаче ТМЦ, содержащий наименование и количество отгруженного товара, время выдачи и ряд других данных. После подписания данного документа заказчиком или его представителем, считается, что груз сдан поставщику в соответствии с договоренностями.

    Акт о выдаче ТМЦ формируется на основании заявки, поданной заказчиком. При наличии соответствующего пункта в договоре, сама заявка может быть приравнена к акту.

    Сроки отгрузки товаров

    Важный аспект рассматриваемого бизнес-процесса – планирование отгрузок на складе. Только при должном уровне планирования возможны своевременные поставки. Отгрузки можно разделить на 2 категории:

    • Запланированные – запрос на выдачу ТМЦ подается за день до планируемой выдачи груза.
    • Срочные – держатель требует выдачу товара в течение нескольких часов после подачи запроса.

    Чтобы обеспечить высокое качество обработки и соблюдение сроков, складской оператор должен грамотно выстроить не только процесс запланированных отгрузок, но и срочных. Во втором случае стоимость для клиента, как правило, возрастает.

    Оптимизация процесса отгрузки

    Процесс оптимизации направлен на снижение затрат при выполнении складских операций и увеличение скорости обработки. В результате складской оператор улучшает условия отгрузки, и снижает стоимость услуг.

    Ощутимый эффект дает оптимизация следующих этапов:

    • Внедрение и оптимизация системы подачи и обработки запросов.
    • Усовершенствование системы учета и внедрение реструктуризации.
    • Ускорение комплектации заказов.

    Оптимизация – непредсказуемый и индивидуальный процесс. Для его начала требуется знать слабые места, текущие временные и качественные показатели каждого этапа. После их замера начинается последовательная оптимизация процессов и контроль результатов.

    Оптимизация системы приема и обработки заявок

    Добиться высокой скорости приема и обработки заявок можно с помощью специализированной автоматической системы, которая позволяет:

    • поклажедателю в режиме онлайн за 3-5 минут заполнить необходимые данные для выдачи партии товара;
    • складской или транспортной компании моментально обработать полученную заявку, поставить заказ в очередь на обработку, и осуществить приемку в назначенное время.

    Например, компания «Партнер» предоставляет каждому клиенту доступ в личный кабинет, где заказчик может создавать заявки на прием, отгрузку, хранение продукции за считанные минуты. А также просмотреть поданные за все время заявки и отследить ранее отгруженные товары.

    Оптимизация системы учета и реструктуризация

    Гибкие условия работы, позволяющие увеличить скорость выполнения операций, могут быть достигнуты только при использовании специализированных автоматических систем учета товаров. Складские комплексы A-класса применяют систему Warehouse Management System. Она создана для обработки стандартных грузов, в связи с чем является не такой гибкой, как системы 1C или EKAM и им подобные. Использование таких систем позволяет увеличить гибкость работы, за счет возможности оперативного изменения наименований и количества позиций в системе.

    Помимо грамотного внедрения программы для учета, требуется применение реструктуризации – сокращения бесполезной площади, занимаемой продукцией при обеспечении легкого доступа к каждой единице товара. Это позволяет не только ускорить обработку, но и снизить стоимость хранения единицы товара для клиента.

    Оптимизация этапа комплектации заказов

    Процесс комплектации индивидуален для каждого складского комплекса. Поэтому оптимизация основывается на предварительных замерах показателей, реструктуризации процесса на основании выдвинутых предположений и последующего замера результата.

    Компания «Партнер» уже 14 лет занимается предоставлением услуг склада. Мы постоянно производим оптимизацию складских операций, что обеспечивает высокую скорость обработки продукции, а также сравнительно низкую стоимость хранения ТМЦ. Чтобы получить консультацию по интересующим услугам, свяжитесь с нами по телефону на сайте или оставьте заявку в форме ниже.

    Бухгалтерский учет поступления материалов

    Для учета материалов существует бухгалтерский счет 10 «Материалы». Счет 10 – активный, на нем ведется учет активов предприятия (материальных ценностей), по дебету данного счета отражается поступление материалов на склад предприятия, по кредиту выбытие и их отпуск в производство.

    При поступлении на предприятие материальные ценности могут учитываться двумя способами:

    • по фактической себестоимости (зачастую так оно и происходит);
    • по учетным ценам (в данном случае в качестве учетной могут выступать средние покупные цены или плановая себестоимость).

    Поступление материалов отражается в карточке учета материалов М-17.

    К 10 счету может быть открыт ряд субсчетов: сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части и т.д.

    Кроме этого, на каждом субсчете может вестись еще аналитический учет поступления по каждому конкретному виду (сорт, наименование) материалов или по местам их хранения.

    Учет по фактической себестоимости

    К затратам можно отнести:

    • непосредственно стоимость по договору купли-продажи;
    • затраты на услуги сторонних организаций, связанные с приобретением материалов (например, информационные, консультационные);
    • транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);
    • затраты, связанные с доведением материальных ценностей до состояния, в котором они могут быть использованы.

    Также в этот перечень можно включать и другие расходы, возникающие в процессе приобретения материалов и доведения их до пригодного состояния.

    Поступление материалов от поставщика осуществляется на основе доверенности на получение ТМЦ форма М-2 или М-2а. Форму М-2а, как правило, применяют при частом, постоянном получении ценностей. Форма М-2 обычно применяется для разового получения. Главное отличие этих двух форм – это наличие корешка в форме М-2, который при выдаче доверенности остается в бухгалтерии и подшивается в соответствующие папки. Данный корешок содержит необходимую информацию о выданной доверенности и позволяет бухгалтеру не делать дополнительных записей вручную. Применение этих форм актуально в том случае, если лицо, получаемое ТМЦ у поставщика или перевозчика, доставившего ТМЦ, не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

    Проводки

    НДС по приобретаемым ТМЦ выделяется на отдельный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60, после чего НДС направляется к вычету в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» — проводка Д68.НДС К19.

    Оплата поставщику с расчетного счета оформляется проводкой Д60 К51.

    Выполнить указанные выше бухгалтерские проводки можно только в том случае, если имеются подтверждающие документы:

    • товарная или товарно-транспортная накладная от поставщика;
    • счет-фактура с выделенным НДС от поставщика;
    • накладная и счет-фактура по другим затратам, связанным с приобретением и транспортировкой;
    • платежные документы, подтверждающие факт оплаты всех расходов покупателем.

    При приеме товарно-материальных ценностей проверяются данные документов, сверяется фактическое наличие материалов с указанным в документах, если расхождений нет, то оформляется приходный ордер форма М-4. Если же в процессе проверки выявлены расхождения по количеству, ненадлежащее качество, то оформляется акт о приемке форма М-7.

    Проводки по учету материалов при поступлении по фактической себестоимости:

    Пример

    Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Расходы на доставку составили 11 800 руб., в том числе НДС 1 800 руб. ТМЦ приходуются по фактическим ценам. Расходы на доставку отражаются на отдельном субсчете счета 10 – 10.ТЗР. В производство отправлено 500 шт. ТМЦ.

    Проводки:

    Учет по учетным ценам

    Для учета товарно-материальных ценностей в данном случае используются вспомогательные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    Проводки

    НДС выделяется отдельно на 19 счет: Д19 К60, после чего направляется к вычету Д68.НДС К19.

    После чего ТМЦ приходуются в дебет сч. 10 по учетным ценам: Д10 К15.

    Разница между фактической ценой, указанной на сч. 15, и учетной, отраженной на сч. 10, отражается на сч. 16.

    Если фактическая цена больше учетной, то выполняется проводка Д16 К15 на величину, равную разнице между закупочной и учетной стоимостью. При этом на сч. 16 появляется дебетовое сальдо, которое в конце месяца списывается на те счета, на которые списываются материалы. Сумма, которую нужно списать со сч. 16 в конце месяца определяется по следующей формуле:

    (Сальдо по дебету сч. 16 на начало месяца + оборот по дебету сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).

    (Сальдо по кредиту сч. 16 на начало месяца + оборот по кредиту сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).

    Пример

    Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

    ТМЦ приходуются по учетной цене 120 руб. за штуку. В производство направлено 500 шт. ТМЦ.

    Проводки:

    Помимо того, что материалы могут поступить на предприятие от поставщика, их можно также изготовить собственными силами из других материалов, также они могут быть внесены в уставной капитал организации или получены безвозмездно.

    Другие способы поступления материалов

    При изготовлении материальных ценностей стоимость, по которой они будут оприходованы на склад, складывается из всех фактических затрат, возникших в процессе производства. Сюда могут включаться: стоимость исходных материалов, амортизация основных средства, используемых при производстве, зарплата персонала, накладные расходы и прочие прямые расходы.

    Все затраты по производству собираются на сч. 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство», после чего списываются на сч. 10 Материалы.

    Проводки:

    Взнос в уставный капитал

    Если материальные ценности поступают от одного из учредителей в виде взноса в уставный капитал, то необходимо провести их оценку, согласовать стоимость со всеми учредителями, при необходимости воспользоваться независимой экспертизой.

    Также в фактическую себестоимость могут быть включены транспортно-заготовительные расходы.

    Проводка по учету поступления материалов в данном случае будет иметь вид: Д10 К75.

    Безвозмездное поступление

    Если материалы поступают в организацию по договору дарения (безвозмездно), то их фактическая себестоимость принимается равной среднерыночной стоимости. Сюда также включаются транспортно-заготовительные расходы.

    Безвозмездное поступление отражается проводкой: Д10 К98.

    По мере списания материальных ценностей в производство с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» списываются суммы по материалам, полученным при дарении, в кредит счета 91/1 (отражаются в составе прочих доходов).

    Проводки при безвозмездном поступлении материалов:

    Безвозмездная передача материальных ценностей отличается тем, НДС в этом случае не выделяется, даже если поставщик предоставил счет-фактуру.

    Видео: учет материалов в 1С

    Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

    онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

    Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

    Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

    Грузоперевозки и ведение учета

    Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

    Владелец транспорта

    Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

    Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

    В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

    Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

    1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
    2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

    Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

    Переход права собственности

    Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

    Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

    Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

    С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

    Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

    Учет грузоперевозок: признание расходов

    Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

    Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

    Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

    Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

    Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

    Законодательство о бухгалтерском учете включает:
    до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
    все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

    Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

    Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

    В чем же именно проявляется разница?

    Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

    К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

    По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

    Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

    Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

    Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

    В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

    Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

    А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

    Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

    Бухгалтер — профессия творческая

    В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

    Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: