Как получить лицензию на автобусные пассажирские перевозки

Прокурор разъясняет – Южная транспортная прокуратура

Прокурор разъясняет

  • 13 марта 2019, 14:33

1 марта 2019 года опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 (далее – Положение).

В соответствии с Положением лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ России, ФСО России, Вооруженных Сил Российской Федерации, Росгвардии, следственных органов СК России, а также перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

К соискателю лицензии с 1 марта 2019 года предъявляются следующие требования:

– наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

– наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам;

– наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.

Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.

Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением случаев реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, изменения места жительства, имени, фамилии и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Южная транспортная прокуратура

Южная транспортная прокуратура

13 марта 2019, 14:33

Об особенностях лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

1 марта 2019 года опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 (далее – Положение).

В соответствии с Положением лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ России, ФСО России, Вооруженных Сил Российской Федерации, Росгвардии, следственных органов СК России, а также перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

К соискателю лицензии с 1 марта 2019 года предъявляются следующие требования:

– наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

– наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам;

– наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.

Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.

Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением случаев реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, изменения места жительства, имени, фамилии и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Лицензирование пассажирских перевозок и иных лиц автобусами

ООО «ЦПБО «Эксперт» предлагает компетентную помощь в вопросах, связанных с получением лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами более 8 человек для предприятий и индивидуальных предпринимателей. Работаем под ключ, оказываем консультационные услуги.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?
Читайте также:  Международные морские грузоперевозки

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Стоимость оформления

Последние изменения в законодательстве

1 марта 2019 г. В этот день в силу вступило ПП РФ № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» от 27.02.2019 г., в котором прописаны временные требования к соискателям лицензий, которые будут действительны вплоть до 1 января 2021 г.

Что для вас будет сделано в рамках услуги:

Сотрудники нашей компании организуют подготовку вашей организации к получению лицензии на перевозку автобусом:

  • подскажут, как правильно заполнить заявление;
  • помогут укомплектовать полный пакет документов и обеспечат его сопровождение в госорганах;
  • помогут с профильным обучением работников (повышение квалификации, аттестация);
  • окажут помощь во внесении ТС в спецреестр лицензий;
  • подберут надежную СК для приобретения страхового полиса;
  • компетентно ответят на любые связанные с лицензией вопросы.

Требования к соискателю лицензии на перевозки автобусами

  • Соискателю полагается владеть или иметь право пользования автобусами соискателя лицензии.
  • У ЮЛ должно быть официально аттестованное лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения и проводящее мероприятия, направленные на ее повышение. ИП без наемных сотрудников следует аттестоваться лично.
  • Водители лицензиата должны проходить регулярный предрейсовый и послерейсовый медосмотр, поэтому соискатель должен либо заключить договор на медицинское обслуживание с компанией или ИП, имеющими лицензию на проведение медосмотров, либо получить лицензию такого типа самостоятельно.

Требования к лицензиату

К лицензиату предъявляются те же требования, что и к соискателю лицензии, плюс дополнительные. Последние указаны ниже.

  1. К управлению ТС допускаются только водители, которые состоят с лицензиатом в трудовых отношениях, согласно ТК РФ.
  2. Автотранспорт лицензиата должен проходить технический контроль перед рейсом и перед началом каждой смены и ТО с регулярностью, рекомендованной его производителем.
  3. Каждый выезд автобуса должен сопровождаться заполнением путевых листов.
  4. Правила эксплуатации ТС и правила организованной перевозки детских групп должны строго соблюдаться.
  5. Гражданская ответственность перевозчика должна быть застрахована.
  6. Работники, в т. ч. водители, должны соответствовать законодательно зафиксированным квалификационным требованиям и регулярно проходить повышение квалификации.
  7. До конца 2019 г. все ТС должны быть оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
  8. Для осуществления перевозок нужно иметь собственные автобусы (допускается официальная аренда).
  9. Автобусам после их возвращения из рейса или окончания смены у водителя необходимо обеспечить места для стоянки.
  10. Важно придерживаться режима работы и отдыха водителей и оснастить все ТС тахографами для контроля за его соблюдением.
  11. Передавать информацию о пассажирах и экипаже автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных, планировать организацию мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Документы для получения лицензии
  1. Заявление обозначенного законом образца.
  2. Приказ, которым назначается сотрудник (он же наемный работник) соискателя лицензии ответственным за безопасность дорожного движения (копия, сотрудник должен быть включен в Реестр аттестованных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.* Данный реестр размещен на официальном сайте ФБУ «РОСАВТОТРАНС»).
  3. Договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля. Или предоставить собственную лицензию на медицинские услуги той же направленности.
  4. Квитанция из банка об оплате госпошлины.
  5. Уведомление, подтверждающее включение ТС в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сообщающее о присвоенной категории.
  6. Уведомление о начале предпринимательской деятельности в Центральное МУГАДН Москва (Ространснадзор) в части предоставления услуг по перевозке пассажиров сухопутным транспортом.
  7. Учредительные документы и выписка из госреестра для ЮЛ или выписка из ЕГРИП и свидетельство о госрегистрации для ИП.
  8. Документы водителей (нужна категория вождения не ниже D).
  9. Документы на ТС, в том числе договор со сторонними фирмами на прохождение ТО или подтверждение возможности проводить ТО самостоятельно.
  10. Документы об аренде мест на автостоянке или о владении паркоместами.
  11. Опись поданных документов.
  12. Другие официально предусмотренные документы.

*Примечание: К аттестации допускаются специалисты, имеющие высшее образование и квалификацию, соответствующуе требованиям пункта 16.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 287.

Алгоритм получения лицензии на автобус по шагам

Шаг 1. Категорирование. Процедура стартует с включения информации об автобусах в реестр лицензий. Категорирование ТС абсолютно для всех субъектов РФ проводится в Росавтодоре в Москве. Цель процедуры — отнести автобус и его собственника или арендатора к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Официальная длительность данного этапа — 30 рабочих дней. На практике процедура затягивается до 4-х месяцев.

Читайте также:  Транспортировка больных

Шаг 2. Расширение ОКВЭДов. Если в коде услуги предприятия не прописан 49.39 (перевозки пассажиров сухопутным транспортом), надо расширить сферу деятельности.

Шаг 3. Лицензирование. Подача заявления и необходимых документов в территориальное управление Ространснадзора. Лицензирующий орган проверяет правильность поданных сведений 1-3 рабочих дня. Решение о выдаче лицензии принимается максимум 45 рабочих дней.

Последствия работы без лицензии

За перевозку без лицензии положены денежные штрафы и другие санкции. Различным категориям лиц назначены различные суммы взысканий.

  1. За первичное нарушение:
    • для ИП: 100 000 руб.
    • для ФЛ: 50 000 руб.
    • для ЮЛ: 400 000 руб.
    • для должностных лиц: 50 000 руб.
  2. За повторное нарушение:
    • для ИП: 100 000 руб. + конфискация ТС
    • для ФЛ: 50 000 руб. + конфискация ТС
    • для ЮЛ: 400 000 руб. + приостановление деятельности на 90 дней или конфискация
    • для должностных лиц: 50 000 руб.
Переоформление лицензии на пассажирские перевозки

Переоформление необходимо при:

  • изменении названия ЮЛ;
  • реорганизации ЮЛ в форме преобразования;
  • смене адреса ЮЛ;
  • изменении ФИО или адреса ИП;
  • замене паспорта ИП или других изменениях реквизитов в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность;
  • расширение или сокращение перечня выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • смене адресов мест реализации вида деятельности, который подлежит лицензированию.

Для переоформления подается заявление установленного образца и пакет документов. Максимальный срок процедуры составляет 30 рабочих дней (зависит от причины), плюс еще 3 уходит на решение о рассмотрении заявления и поданных документов.

Законодательная база лицензирования пассажирских перевозок
  1. Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.
  2. Федеральный закон №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» от 30.10.2018 г.
  3. Федеральный закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г.
  4. Постановление Правительства РФ №195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» от 27.02.2019 г.
  5. Административный регламент предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 144).

Наши преимущества

  • 10-летний опыт работы
  • Более 2300 оформленных лицензий
  • Сопровождение на любом этапе лицензирования
    — Позволяем получить лицензию без затягивания сроков за счет понимания и соблюдения прописанных в законодательстве требований.
    — Устраняем трудности, связанные с выполнением лицензионных требований.
    — Минимизируем риск получения отказа на этапе рассмотрения заявления или выдаче лицензии из-за неполного комплекта документов или неверного их оформления.

Отправляйте данные для расчета стоимости. Наши эксперты знают все тонкости процесса оформления лицензии на перевозку пассажиров автобусами и готовы подробно проконсультировать по телефону или другим удобным вам способом.

Позвоните, закажите обратный звонок или оставьте заявку, заполнив форму ниже.

Приказом Минтранса России от 23 июля 2014 года № 196 категорирование не предусмотрено для:

Транспортные средства категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу.

Вопрос: нам точно нужно это делать, если у нас производится доставка сотрудников от метро до офиса для собственных нужд на безвозмездной основе?

  1. Текст с официального сайта Центрального МУГАДН:

Вопрос: Порядок представления субъектом транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство сведений для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.

Ответ: Положением о Федеральном дорожном агентстве, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, на Росавтодор возложены функции по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Категорирование ОТИ и ТС осуществляется на безвозмездной основе в плановом порядке (согласно даты регистрации сведений для проведения категорирования в Росавтодоре) в соответствии с Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62.”

  • Во вложении ОПИСЬ документов к заявлению на Лицензирование – Смотреть п.4 (заявление).
  • Также рассматриваем и 259-ФЗ.
  • Далее все эти категории используются при оснащении тахографами – Выдержка из N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018):

    “оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее – тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. “

    Как получить лицензию на такси в 2021 году

    Для работы в такси нужно получить специальное разрешение, которое оформляется на каждую машину, которая будет заниматься перевозками. В обиходе разрешение называют лицензией на такси. В статье рассказали:

    Читайте также:  ЖД перевозки

    Кто выдает лицензию на такси

    Разрешения выдают региональные органы исполнительной власти, в каждом субъекте свои. Например, в Москве лицензии выдает Дептранс, в Московской области — Минтранс Московской области. При этом с обоими разрешениями можно ездить как Москве, так и в Подмосковье.

    Независимо от региона, лицензия на такси действует 5 лет.

    Стоимость разрешения на такси

    Цены отличаются в зависимости от региона, проверить стоимость можно на Госуслугах или mos.ru. Например:

    В Москве и Подмосковье разрешение можно получить бесплатно.

    В Алтайском крае разрешение стоит 300 рублей.

    В Республике Марий Эл — 1 000 рублей. Еще 300 рублей возьмут за дубликат.

    При этом существуют коммерческие фирмы, которые помогают в оформлении лицензии: собирают за клиента документы, оформляют электронную цифровую подпись, оборудуют авто и т.д. В этом случае цена будет зависеть от пакета услуг. Например, одна московская компания берет 2 000 за помощь в получении лицензии и 12 300 рублей, если кроме лицензии нужна оклейка авто, помощь в оформлении ИП и банковского счета.

    Кому необходима лицензия на такси

    Разрешение нужно получать всем, кто занимается коммерческими перевозками людей и багажа. При этом лицензия выдается на машину, данные водителя в документе не указываются.

    В разрешении указаны данные организации, марка и госномер машины. Данных водителя в нем нет

    Когда водитель устраивается в таксопарк, разрешение для его машины оформляет организация. А если он хочет напрямую сотрудничать с агрегатором или заниматься частными перевозками, придется оформлять ИП и получать лицензию самостоятельно.

    Требования к водителю и автомобилю такси

    Список требований прописан в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 9, п. 16).

    Требования к автомобилю такси

    1. Определенный цвета. Регионы устанавливают цвета самостоятельно, обычно это белый или желтый.
    2. Шашечный пояс на кузове.
    3. Оранжевый фонарь на крыше.
    4. Таксометр, если цена на услуги зависит от расстояния или времени поездки.

    Так должен выглядеть автомобиль такси: желтый, с шашечками и фонарем на крыше

    В Москве действует закон «О легковом такси в городе Москве». По закону такси обязательно должно иметь кузов только желтого цвета.

    Также по закону «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение полной информации об услуге. Поэтому Роспотребнадзор рекомендует размещать внутри такси на передней панели:

    • полное или краткое наименование перевозчика;
    • условия платы за пользование легковым такси;
    • визитная карточка водителя с фотографией;
    • наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

    Легковые такси должны разработать правила пользования транспортным средством и предъявлять их пассажиру по первому требованию.

    Требования к водителю

    • Водительский стаж от 3-х лет.
    • Иностранцы без российского водительского удостоверения не могут работать в такси, за исключением граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (пункт 13 статьи 25 ФЗ № 196 от 10.12.1995). Если иностранец получит российское водительское удостоверение, работать в такси можно.

    Требования к ИП или организации, которая осуществляет перевозки

    • Обеспечивать ТО и ремонт, контролировать состояние машины перед выходом на линию. Подтверждение исправности машины — отметка механика в путевом листе. Путевые листы обязательно нужно оформлять на каждую машину, которая работает в такси.
    • Обеспечивать для водителей предрейсовые медосмотры. Если организация этого не сделает, лицензию на такси могут отозвать. Например, в конце декабря 2020-го года 7 московских таксопарков лишились разрешения на работу, потому что их водители не проходили медосмотры.

    Как получить лицензию на такси

    1. Собрать документы:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • СТС;
    • договор лизинга, аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством;
    • доверенность, если обращается не сам заявитель, а его представитель.
    1. Обратиться с заявлением в региональный контролирующий орган — например, Минтранс субъекта, в котором автомобиль будет работать. Форма заявления у каждого региона своя.
    2. Дождаться проверки документов и выдачи лицензии. Средний срок рассмотрения документов в регионах — до 1 месяца, в Москве — 10 рабочих дней.

    Получение лицензии онлайн

    Оформить разрешение на перевозку на перевозку пассажиров и багажа легковым такси можно через МФЦ или онлайн. Онлайн-услуга работает не во всех регионах, доступность можно проверить на Госуслугах.

    Если в способах подачи заявки есть вариант «На WEB-сайте», значит, получить разрешение можно онлайн

    Получить лицензию онлайн в Москве можно на mos.ru. Подробно рассказали об этом в новости.

    В Санкт-Петербурге онлайн-лицензию можно оформить на Госуслугах города.

    Получение лицензии такси самозанятым

    Самозанятые в 2021 году не могут получить лицензию на такси. По ФЗ-69 от 21.04.2011 разрешение на такси может получить только ИП или юрлицо.

    Если самозанятый берет машину в аренду у таксопарка, оформлять лицензию самостоятельно не нужно. Например, если самозанятый оформляется как партнер Яндекс.Такси.

    Если хочется ездить на своем авто, придется сначала оформить ИП, получить лицензию на такси, и только потом перевестись в статус самозанятого.

    В каких случаях аннулируется лицензия

    Если автомобиль или организация перевозок не соответствует требованиям, которые предъявляются к такси и перевозкам, инспектор выдает предписание об устранении нарушений. Соответствие требований контролирует ГИБДД, в Москве этим также занимается МАДИ.

    Нарушения нужно устранить в установленный срок (не более месяца) и передать подтверждающие документы в ведомство, которое выдало предписание. Если нарушения не исправлены, действие лицензии приостанавливается на месяц. В дальнейшем разрешение могут аннулировать на основании решения суда.

    Читайте также:  Перевозка воздушным транспортом

    Например, в Москве МАДИ выявила, что у двух водителей таксопарка стаж вождения менее 3-х лет. Суд аннулировал лицензию для тех автомобилей, которыми управляли эти водители.

    Также разрешение аннулируется судом:

    1. При повторном нарушении требований к автомобилю.
    2. При нарушении требований к водителю.
    3. Если водитель стал виновником ДТП, в котором погибли или получили средний или тяжкий вред здоровью пассажиры или пешеходы.

    Если лицензия была аннулирована, восстановить ее не получится — только получать заново.

    Реестр разрешений такси, как проверить лицензию

    Официальные сайты органов, которые выдают разрешения, публикуют реестр лицензий на официальных сайтах. Информация обновляется в течение 5 дней с момента выдачи разрешения.

    Например, в Москве или Московской области разрешения можно проверить на mos.ru. Для проверки нужно знать наименование перевозчика, госномер авто и номер разрешения. Санкт-Петербург реестр публикует на сайте Администрации. Марий Эл публикует реестр на сайте Минтранспорта.

    Размер штрафа за отсутствие лицензии такси

    За перевозки без лицензии такси предусмотрены штрафы по ст. 14.1 КоАП РФ с конфискацией авто:

    • для граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
    • для должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

    Разрешение всегда нужно возить с собой и предъявлять по требованию инспектора ГИБДД. Если разрешения нет с собой, водителя могут оштрафовать на 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ.

    Проверка штрафов для таксопарков

    Хотите контролировать штрафы своего таксопарка, получать ежедневные отчеты о новых постановлениях и оплачивать их в пару кликов?

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Отлично!

    Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

    Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки

    Существенные условия договора перевозки

    Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    – условия о предмете договора;

    – условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

    – все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Внимание

    Применительно к перевозке существенные условия зависят от вида договора (договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров, договор об организации перевозок, договор фрахтования и т.д.), а также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

    Так, предметом договора перевозки грузов являются действия перевозчика по доставке вверенного груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия отправителя по оплате перевозки (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).

    Следовательно, существенными условиями договора перевозки груза являются:

    – сведения, позволяющие индивидуализировать груз (вид, количество и т.д.);

    – пункт назначения (маршрут перевозки);

    – наименование получателя груза.

    При перевозке груза автомобильным транспортом договором перевозки определяются сроки предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ).

    Суды нередко называют в числе существенных условий договора перевозки срок и цену договора (провозную плату) (постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 N Ф06-1683/12, ФАС Центрального округа от 12.09.2011 N Ф10-2997/11, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/2006, Восьмого ААС от 17.02.2012 N 08АП-10055/11).

    Что касается срока договора, отметим, что согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

    В частности, при перевозке грузов автомобильным транспортом перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов (ч. 1 ст. 14 УАТ).

    Таким образом, закон допускает отсутствие указания в договоре на сроки доставки груза.

    Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Отсюда следует, что провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.

    В частности, регулируемыми являются цены (тарифы) на железнодорожные перевозки (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).

    Ряд договоров, связанных с осуществлением перевозок, содержит также иные условия. Так, в соответствии со ст. 798 ГК РФ договор об организации перевозок определяет, в частности:

    – сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;

    Читайте также:  Как заключить договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

    – сроки предъявления груза к перевозке;

    – порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).

    Договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) предусматривает наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна (пп. 1 п. 2 ст. 115, ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.02.2012 N Ф03-8/12).

    При несогласованности какого-либо из существенных условий договор перевозки может быть признан судом незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 N Ф02-3314/11, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06). Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).

    Составляем договор на оказание услуг по грузоперевозке автомобильным транспортом

    Договор грузоперевозки — это соглашение об оказании транспортных услуг. Его составляют при доставке товаров автомобилями и другими способами транспортировки.

    Скачать образец договора транспортных услуг
    Скачать образец договора перевозки груза автомобильным транспортом в 2021 году (перевозка имущества)
    Скачать образец договора доставки груза автомобильным транспортом (перевозка продуктов)

    Что это за договор

    Стороны заключают договор на грузоперевозки между юридическими лицами (между юрлицом и ИП или физлицом) в письменной форме, если заказчику требуется доставка груза автотранспортом (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Продавец услуг (перевозчик, грузополучатель) обязан доставить товары (вверенный груз) по адресу, указанному в контракте. Обязанность покупателя (заказчика, грузоотправителя) — передать перевозчику этот груз, принять и оплатить оказанную услугу (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

    Составить соглашение поможет Конструктор договоров от КонсультантПлюс. Попробуйте бесплатно 2 дня.

    Кроме Гражданского кодекса (гл. 40 ГК РФ), порядок формирования соглашения о грузоперевозках регламентируют Устав автотранспорта (259-ФЗ от 08.11.2007) и Правила перевозок грузов (ПП РФ № 2200 от 21.12.2020).

    Унифицированного или типового договора на перевозку груза не предусмотрено. Отдельный контракт на грузоперевозки заключают как для разовой транспортировки определенного товара, так и для осуществления периодических перевозок. Такой договор необходим, если сторонам требуется детализировать условия транспортировки, взаиморасчетов или отойти от общепринятых нормативных положений (если это допустимо).

    Так выглядит договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов в 2021 году:

    Предмет договора

    Существенным условием договора на грузоперевозки является его предмет — перевозка грузов (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Кроме того, в соглашении обязательно описывают условия доставки, обязанности сторон и порядок взаиморасчетов, определяют объемы поставки и сроки оказания услуг (п. 1 ст. 785, ст. 798 ГК РФ).

    Чем отличается от других транспортных соглашений

    По сути, договор оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом похож на соглашение транспортной экспедиции. Различие — только в обязательствах транспортировщика. Экспедиторы организуют услуги по перевозке — оформляют сопроводительные документы, производят погрузку и разгрузку (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Перевозчики транспортируют товары по месту назначения.

    Чартер или фрахтование — это не доставка, а вместимость транспорта на определенное количество рейсов (ст. 787 ГК РФ). При заключении такого соглашения у исполнителя отсутствует ответственность за сохранение товара и сроки его доставки (ст. 34 Устава).

    Есть еще один вид транспортного договора — аренда транспорта. Предмет такого соглашения — транспортное средство, его технические свойства и характеристики. Арендодатель сдает автомобиль на установленный срок, а арендатор получает автотранспорт во временное пользование (ст. 632, 642 ГК РФ). Он вправе перевозить любые грузы без дополнительных договоренностей.

    Как подготовить грузоперевозку

    При необходимости стороны подробно расписывают подготовку к транспортировке. Вот что оговаривают заказчик и исполнитель:

    1. Приспособления для погрузки. Его предоставляет отправитель, но это вправе сделать и исполнитель (ч. 6 ст. 11 Устава, п. 50 Правил).
    2. Упаковка товаров. Стороны определяют, кто упаковывает грузы — заказчик или поставщик. Кто упаковывает, тот отвечает за порчу, утрату и недостачу по причине плохой упаковки (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).
    3. Маркировка. Заказчику или перевозчику (по договоренности сторон) требуется прописать на таре или упаковке отправителя и конечного получателя массу партии и способы обращения с продукцией (ч. 3 ст. 10 Устава, п. 33, 34, 38 Правил).

    Как передать груз перевозчику

    В соглашении на грузоперевозку обязательно указывают:

    • время и место предъявления товаров заказчиком и подачи транспорта под погрузку перевозчиком;
    • предельное время задержки и для заказчика, и для исполнителя (по умолчанию два часа) — после его истечения стороны вправе отказаться от контракта и потребовать неустойку (ч. 2 с. 9, ч. 5 с. 10, ч. 1 с. 34, ч. 1 с. 35 Устава);
    • порядок проведения погрузки, то есть кто ее проводит — отправитель или перевозчик, дополнительно прописывают условия перемещения товаров к месту погрузки для исполнителя (ч. 8 с. 11 Устава);
    • пломбирование — если груз направляется одному получателю и его перевозят в контейнере или кузове закрытого автомобиля, то пломбирует заказчик, но стороны вправе установить другой порядок в соглашении (ч. 1, 2 с. 13 Устава, п. 56 Правил).
    Читайте также:  Заключение договора при международной перевозке грузов

    Как урегулировать доставку

    Порядок доставки тоже закрепляют в контракте. Необходимо конкретно прописать, когда исполнителю следует доставить товары — определить дату, часовой интервал (ст. 190 ГК РФ). Следует свериться с режимом работы получателя: если у него специфический график, то укажите это в соглашении.

    При необходимости стороны прописывают в соглашении особые требования к доставке — маршрут следования, требования к транспорту, количество машин. Если для перевозки требуется специальное оснащения или крепления из-за особенностей товаров, то это следует указать в контракте.

    Как передать товары получателю

    Определите в договоре грузоперевозок:

    1. Адрес, по которому доставят груз, их получателя. Информацию продублируйте в товарной накладной.
    2. Кто выгружает товары. Обычно это обязанность получателя (ч. 8 с. 11 Устава, п. 52 Правил).
    3. Срок выгрузки. По правилам получатели платят штраф за простой транспорта (ч. 4 с. 35 Устава). Предусмотрите возможность его изменения в сторону увеличения, если нормативный срок слишком маленький для выгрузки (п. 40 Правил).
    4. Обязанность исполнителя переместить товары после их выгрузки (к примеру, на склад). Оговорите особые условия — возможные размеры груза, наличие вспомогательного оборудования для перемещения.
    5. Обязанность исполнителя передать все сопроводительные документы получателю. Пропишите список таких документов.

    Как определить цену и порядок взаиморасчетов

    Цена договора включает величину провозной платы и сумму всех дополнительных услуг, которые оказывает исполнитель (п. 1, 3 ст. 790 ГК РФ). В условиях оплаты обязательно укажите, кто отвечает за непосредственные расходы во время перевозки — платные дороги, госпошлину на разрешение перевоза крупных грузов и проч. Если все это оплачивает заказчик, то необходимо закрепить такие затраты в отдельном списке.

    Все остальные расходы включите в стоимость провозной платы и допуслуг: это поможет избежать спорных ситуаций. Определите для исполнителя обязанность по предъявлению документов, которые подтвердят все его расходы. Порядок оплаты (предоплата, оплата по факту, рассрочка) стороны определяют самостоятельно.

    Как установить ответственность сторон

    Для определения ответственности для обеих сторон следуйте положениям действующего законодательства — ст. 794, 796 ГК РФ, гл. 6 Устава. Многие из этих нормативов разрешают изменить или дополнить:

    1. Пропишите штраф за ненадлежащее оказание допуслуг, за просрочку доставки товаров.
    2. Отмените некоторые меры ответственности или скорректируйте их размер (если это возможно). К примеру, измените установленную величину штрафа (20 %) за невывоз товаров по вине исполнителя, их непредъявление — по вине заказчика (ч. 1 с. 34, ч. 1 с. 35 Устава).
    3. Закрепите все условия, из-за нарушения которых наступает ответственность. Как пример — возмещение убытков отправителю при грузоперевозках в другой город, если исполнитель не выдал товар в течение 30 дней (ч. 3 с. 14 Устава). Стороны вправе изменить этот период — увеличить или уменьшить.

    Ограничивать или полностью убрать ответственность грузоперевозчика нельзя (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 Устава). А вот ответственность отправителя ограничивать разрешено. Стороны вправе установить дополнительные меры ответственности для заказчика, включая те, которые не предусмотрены законом.

    Образец раздела об ответственности сторон в договоре на грузоперевозки:

    6. Ответственность Сторон

    6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

    6.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

    6.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

    6.4. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель вправе требовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

    6.5. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

    6.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

    6.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф, определенный в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042, что составляет 10 % (десять) процентов от цены контракта.

    6.8. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену контракта.

    Читайте также:  Оформление маршрута перевозки опасного груза

    6.9. Сторона освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    6.10. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера штрафа из суммы, подлежащей оплате Исполнителю.

    6.11. В случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности выполнения обязательств по настоящему Контракту в установленные сроки, Заказчик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств, при этом исполнение обязательств производится Заказчиком после поступления средств из бюджета на лицевой счет Заказчика.

    Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

    На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

    Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

    Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

    А вот те самые законы, по которым возят грузы:

    Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

    Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

    Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

    Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

    Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

    Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

    Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

    Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

    Что полезного записать в договор перевозки

    Предмет договора

    Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

    Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

    Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

    Транспортная накладная

    При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

    Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

    Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

    Кто грузит и разгружает

    Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

    Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

    Транспортное средство

    Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

    Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

    Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

    Упаковка груза

    Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

    За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

    Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

    Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

    Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

    Срок доставки

    Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

    Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

    • 10 дней для перевозки по городу и в область,
    • 30 дней для доставки в другую страну.

    Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

    Цена и срок оплаты

    Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

    Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

    Объявленная ценность груза

    По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

    Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

    Ответственность перевозчика

    Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

    Читайте также:  Перевозка грузов самосвалами

    За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

    Ответственность заказчика

    Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

    За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

    Новым ИП — год Эльбы в подарок

    Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

    Подсудность споров

    Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

    По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

    Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

    С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

    Статья актуальна на 28.01.2021

    Получайте новости и обновления Эльбы

    Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

    Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза 16:29, 25 июля 2018 Версия для печати

    Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.

    Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

    Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

    Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

    Когда применяются:

    Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

    Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

    Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

    Чем отличаются: договор перевозки

    В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.

    Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.

    Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».

    Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

    Читайте также:  Маршрут перевозок

    Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

    Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

    Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

    Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь.

    И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.

    Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

    При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

    Практический вывод

    Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».

    Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

    Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

    Когда применяются

    Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

    Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

    Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

    При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

    На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

    Читайте также:  Патент на перевозки пассажиров в 2021 году

    Чем отличаются

    Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

    Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что

    перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

    Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

    Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

    По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

    Чем отличаются

    Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

    Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.

    Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.

    (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

    В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

    Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: