Категорирование ТС для перевозки опасных грузов

Приказ Минтранса России от 21.02.2011 N 62 (ред. от 10.10.2013) О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 февраля 2011 г. N 62

УСТАНОВЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА КАТЕГОРИЙ И КРИТЕРИЕВ

КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, часть I, ст. 837; 2008, N 30, часть II, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Приказом Минтранса России

от 21 февраля 2011 г. N 62

УСТАНОВЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА КАТЕГОРИЙ И КРИТЕРИЕВ

КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, часть I, ст. 837; 2008, N 30, часть II, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634).

2. Основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и/или транспортного средства (далее – ТС) к одной из категорий.

3. Устанавливаются не более пяти категорий объектов транспортной инфраструктуры и четыре категории транспортных средств автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости – первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

4. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта.

5. Критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются:

5.1. Степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования.

5.2. Возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.

6. По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 – 6 к Порядку.

7. В случае изменения наивысшего (наивысших) количественных показателей критериев категорирования меняется значение категории, присвоенной ОТИ или ТС.

8. Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.

9. Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях.

КАТЕГОРИИ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЕВ

КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЪЕКТОВ

ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства (далее – АНВ) на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования, присваиваются следующие категории:

Читайте также:  Перевозка пассажиров России железнодорожным транспортом

А) применительно к объектам транспортной инфраструктуры автомобильного автотранспорта и дорожного хозяйства

Значение категории ОТИ

Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры

Шесть и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ

От трех до пяти совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ

Не более двух совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ

Не зафиксировано ни одного совершенного и/или предотвращенного АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ

Значение категории ОТИ

Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры

Б) применительно к транспортным средствам автомобильного транспорта

Значение категории ТС

Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых транспортных средств

Пять и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от пяти и более на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС

Не более четырех совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от одного до четырех на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС

Не зафиксировано совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС

2. В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам автомобильного транспорта и объектам транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства присваиваются следующие категории:

Опасные грузы 2020: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту

Опасные для экологии, жизни и здоровья людей предметы и вещества нужно транспортировать с особой осторожностью и соблюдением правил перевозки опасных грузов (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация опасных грузов.

Класс 1 — взрывчатые вещества.

Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Нитроглицерин, тротил, гранитол.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.

Ручные гранаты, торпеды, мины, боеприпасы.

Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.

Порох, фейерверки, огнепроводный шнур.

Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.

Патроны для ружей и пистолетов, промышленные заряды.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.

Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Категория 2.2 — токсичные газы

Читайте также:  Правила провоза багажа в самолете

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.

Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.

Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.

Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси.

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый, двуокись марганца.

Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.

Перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила, технически чистая.

Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества

Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.

Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Инфекционные вещества — RIS.

Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

Класс 7 — Радиоактивный материал.

Категория I — Белая — RRW.
Категория II — Желтая — RRY.
Категория III — Желтая — RRY.

Кобальт, йод, цезий.

Плутоний 239, уран 233

Класс 8 — Коррозионные вещества.

(вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам).

Серная кислота, кислотные батареи, ртуть.

Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия

Прочие опасные грузы — RMD.

Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.

Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.

Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.

Сухого лёд, полимерные смолы, намагниченные материалы.

Какой транспорт выбрать для перевозки опасных грузов

От класса опасности, удалённости места транспортировки, бюджета транспортировки и особенности договорённости между заказчиком и исполнителем зависит выбор способа перевозки опасного груза в 2020 году (Таблица 2).

Таблица 2. Требования к транспорту, перевозящему опасные грузы.

Вид транспорта

Преимущества и недостатки

Железнодорожный

Плюсы: высокий уровень безопасности, возможность перевезти большие объёмы, сравнительно невысокая стоимость.

Минусы: большая длительность перевозки, большой объём документации.

Автомобильный

Плюсы: большая скорость транспортировки, демократичная стоимость.

Минусы: не подходит для больших партий грузов, выше вероятность непредвиденных ситуаций: кража, автомобильная авария и пр.

Автомобиль должен быть оборудован металлической цепочкой для заземления, груз должен быть изолирована при помощи специального материала. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором, а бензобак должен быть отделен от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и защищен спереди и сзади металлическими щитками, а со стороны днища — металлической сеткой. В автомобиле должны быть:

Плюсы: самый быстрый способ транспортировки.

Минусы: высокая стоимость услуг, невозможность работы с большими объемами и габаритными грузами.

Плюсы: доступная стоимость, высокая безопасность, подходит для работы с большими партиями груза вне зависимости от габаритов.

Минусы: перевозки зависят от погодных условий.

Перед выбором оптимального способа перевозки опасного груза в 2020 необходимо ознакомиться с особенностями, преимуществами и недостатками каждого из них.

Дополнительные меры безопасности, на которые нужно обратить внимание

Для минимизации возможного риска загрязнения окружающей среды, снижения угрозы для жизни и здоровья людей при транспортировке опасных грузов, важно соблюсти дополнительные меры предосторожности.

  1. Проверить состояния здоровья водителя. Главный оцениваемый параметр — скорость реакции, только трезвое оценивание ситуации на дороге позволит избежать ДТП и других опасных ситуаций на дороге.
  2. Проверить техническое состояние транспортного средства.
  3. Иметь в наличие дополнительное оборудование и разрешения на перевозку опасных грузов.
  4. В пути не брать «на буксир» другие автомобили и не подвергать буксировке сам транспорт с опасным грузом.

Транспорт, перевозящий опасный груз, должен быть промаркирован. Для этого используются знаки оранжевого цвета с кодом ДОПОГ. Где написан идентификационный номер опасности груза. Знак должен быть разборчивым, с нестираемыми рельефными символами, чтобы они не пострадали в случае пожара.

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы как их категорируют

Сопроводительные документы и спецразрешение необходимы для транспортировки опасных грузов. Отсутствие документов – серьезное нарушение, ведь опасные грузы имеют свойство взрываться и губить жизни.

Читайте также:  Документы при международных перевозках

Перевозка опасных грузов требует подбора специальных транспортных средств

Договор, спецразрешение и категорирование опасных грузов

Прежде чем загружать в машину контейнеры с ядовитыми и воспламеняющимися веществами, следует добыть свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Спецразрешение выписывают согласно законам, принятым Министерством транспорта. Под «опасными грузами» понимаются вещества представляющие опасность для жизни людей, целостности их имущества, а также способны погубить экологию окружающей среды. Определить к какому из девяти классов опасности принадлежит вещество и какие меры предосторожности нужны при работе с ним, можно в специальном перечне. Перемещение подобных товаров – настоящее испытание даже для самого опытного грузоперевозчика, ведь эти вещества могут взорваться если перевозить их без должной бережности. Квалификация перевозчика должна быть соответствующей и документ служит ее подтверждением. Если документы отсутствуют – невозможен и перевоз товаров: такого водителя остановят и привлекут к ответственности. Штрафы за перевозку опасных материалов очень суровы.

В статье обсуждается получение разрешения, основные положения договора между подрядчиком и заказчиком, а также категорирование транспорта.

Опытный водитель и в пути не станет и от колонны не отстанет

Получение разрешения

Прежде чем отправляться в место получения свидетельства, следует собрать весь пакет необходимых документов и привести транспортное средство в безупречный вид. Малейшая неисправность тс может стать причиной задержки на дороге или хуже того – повлиять на состояние контейнеров, в которых содержатся опасные вещества. Заявление на сертификат пишут в такие инстанции:

  • В управление автодорожного надзора, когда маршрут пролегает по дорогам федеральным дорогам, либо путь пробега транспорта пересекает субъекты РФ..
  • В орган исполнительной власти заявление подают тогда, когда проезжать придется дорогам регионального значения или маршрут пересекает муниципальные районы, и не проходит по дорогам федерального значения;
  • В местное самоуправление, если везти товар придется по дорогам, имеющим местное значение, и путь не включает в себя федеральные и региональные дороги.
  • В самоуправление городского округа, если перевозка происходит только в пределах города и не включает в себя дороги, имеющие федеральное региональное значение.
  • Сертификат придется утверждать и у собственника – если путь, по которому везут товар, включает дорогу входящей в его частную собственность.

Дозволение перевозить опасные грузы дают на основании таких бумаг.

  • Заявление о получении дозволения на перемещение тс с опасным грузом по дорогам.
  • Бумаги о регистрации тс и свидетельство о владении этим транспортным средством. Также необходима копия свидетельства на позволение тс перевозить вещества угрожающие жизням.
  • Документы, удостоверяющие квалификацию водителя и диплом об окончании курсов по подготовке к перевозу опасных грузов.
  • Сведения о выплате пошлины в установленном размере.

В первую очередь органы власти проверяют правильность заполнения бумаг, затем в течении трех дней удостоверяются в правдивости поданной информации. Служащие также осматривают тс, проверяют, насколько соответствует нормам безопасности его техническое состояние. Последний этап – согласование маршрута. К этапу согласования приступают только если просьба о разрешении была удовлетворена.

Образец регистрации ТС — обязательного документа для сопровождения опасных грузов

Сопроводительные документы

Без товарно-сопроводительных документов – никогда, если таковые отсутствуют, то поездка отменяется – водитель без них как движущаяся мишень для дорожной полиции. Да и просто перевозка опасных грузов уже сама по себе трудна и таит в себе угрозу для жизни. Товарно-сопроводительные документы включают:

  • Товарно-транспортную накладную. В товарной части записывают номера веществ и класс опасности груза, также не забывают поставить отметку «опасный груз», выделив это заявление красным цветом. В транспортном отделе повторяют запись номера и класса веществ, а в графе отведенной под описание погрузочно-разгрузочных операций перечисляют действия необходимые для того чтобы избежать взрывов, утечек и других внештатных ситуаций. Остается записать в графе услуги, те операции, которые в дополнение к перевозки просит компания-заказчик, это может быть погрузка или загрузка товара в машину;
  • Путевой лист — в него вносят маршрут следования тс, с учетом всех особенностей связанных с перевозкой опасных грузов. Сюда вновь повторяют класс опасности перевозимых веществ;
  • Паспорт безопасности. Паспорт предназначен для описания опасного груза, эту бумагу вручают перевозчику грузоотправитель. Сюда входит название вещества, его состав и свойства, информация о производителе, тип вредного воздействия и причины по которым оное может произойти, токсичность, меры которые необходимо предпринять для предотвращения чрезвычайной ситуации, меры безопасности, а также правила по правильному обращению с веществом;
  • Сертификат безопасности – передается заказчику при доставке вещества;
  • Мультимодальная декларация — представляется грузополучателем. Документ свидетельствует о том, что товар упакован и маркирован по всем правилам, принятым в отношении перемещения опасных грузов. В декларации и сертификате безопасности должны быть прописаны наименования веществ, их класс опасности, номер ООН, количество веществ, описана опасность которую они представляют, тип упаковки;
  • Документ о квалификации водителя тс – разрешение на перевоз опасных материалов которое выдается по окончании соответствующих курсов;
  • Документ об исправности тс– эта бумага выдается сотрудниками ГИБДД после проверки на «профпригодность» машины к перевозке опасных грузов;
  • Аварийная карточка, которую заполняет производитель перевозимого товара.

Документ о квалификации водителя должен подтверждать его навыки транспортировки опасных грузов

Договор и допуск к перевозу грузов

Договор заключается между физическим и/или юридическим лицом на основании нормативных актов, правил и законов регламентирующих перевозку опасных грузов. Предварительно стоит внимательно ознакомиться с этими законами, чтобы при необходимости дополнить пункты. Договор прописывает взаимоотношения между участниками: их обязанности и права по отношению друг к другу, в том числе способы расчета за услуги. В договор включают также условия доставки и дополнительные услуги грузоперевозчиков, а также другие нюансы.

В договор включают следующие пункты:

  • Предмет договора, в котором заказчик обозначает суть работы, а исполнитель обязуется ее исполнить.
  • Обязанности заказчика. Договор обязывает стороны представить заявку на организацию перемещения товара. Также документ вменяет в обязанность своевременную погрузку и выгрузку груза, оговаривает длительность простоя – это пять часов под выгрузку и столько же под погрузку. Вес загружаемого товара не должен превышать грузоподъемность автомобиля – за этим также следует проследить.
  • Также договор обязывает заказчика поделиться с исполнителем всей необходимой информацией для установления срочной связи если произойдет внештатная ситуация. Заказчик обязан обеспечить грузоперевозчика всеми необходимыми паспортами на товар, проследить за должной упаковкой груза.
  • Исполнитель обязан исполнить свою часть договора с надлежащим качеством. Он должен получить специальное разрешение на перевоз опасных грузов в течении 60 дней после получения всех необходимых документов по грузу. На руках у исполнителя должны быть все свидетельства и паспорта позволяющие ему перевозить опасные грузы.
  • Договор обязывает исполнителя предоставить заказчику технически исправные автомобили в срок погрузки товара. Если в процессе перевозки в транспортном средстве произошла неполадка, мешающая грузоперевозчику выполнить свою обязанность – он должен заменить или отремонтировать машину.
  • Подписывая договор, исполнитель тем самым клянется привезти грузы в срок и в сохранности, следуя графику движения машин по маршруту. Норма пробега летом обычно составляет от 500 км в сутки и 450 км в зимнее время года.
  • Также исполнитель обязуется информировать заказчика о прибытии товара на место назначение в течении одного дня, а также сообщать о задержках, неисправностях, потери или повреждение груза и прочих неприятностях.
  • Договор также утверждает что в случае неправильного оформления документов по вине нанимателя, исполнитель может с полным правом отказаться от заказа. Он также имеет право не принимать к перевозки поврежденный или неправильно упакованный товар. В этом случае вина снова оказывается на плечах у заказчика. Исполнитель несет ответственность за сохранность груза на протяжении его перевозки и в случае его повреждения или потери он должен полностью возместить ущерб заказчику.
  • Отдельно оговариваются штрафы за опоздание. Если исполнитель не предоставил в указанное время транспортное средство для погрузки, он платит штраф за каждый день простоя. Если время ожидания автомобиля перевалило за сутки, заказчик может предпочесть другое тс. С обратной стороны если простой – вина заказчика, затянувшего с погрузкой, он обязан платить штраф в пользу исполнителя. Если груз не был предоставлен в течении суток – договор разрывается, однако заказчик все еще должен заплатить штраф исполнителю.
  • Также в документах прописывается ряд оставшихся нюансов, штрафов, стоимость услуг и форс-мажорные случаи.

Договор перевозки опасных грузов заключается в полном соответствии действующему законодательству

Категории транспортных средств

К тс используемому для перевозки опасных грузов, применяется такое категорирование:

  • EX / II — EX / III – обозначения транспорта для перевоза взрывчатых веществ 1 класса опасности.
  • FL – машины для перевозки легковоспламеняющихся веществ и газов 3, 4 и 8 классов опасности.
  • OX – автомобили для перевозки перексида водорода в цистернах.
  • AT – грузовики с цистернами вместимостью 1 м 2 или 3 м 2 . Предназначен для перевозки веществ 2, 4, 5, 6, 8 и 9 классов опасности.
  • MEMU – транспортное средство с установленной машиной для создания взрывчатых веществ.

Категорирование производится на основании конструкции и технических характеристик. Также категорирование производится по тому, вещества каких классов опасности способен перевезти на себе транспорт.

Патент для грузоперевозок: сколько стоит и как оформить

ИП, который занимается грузоперевозками, может работать на патенте. В этой статье — все, что нужно об этом знать.

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

  • # Бухгалтерия
  • # Налоги
  • # Патент

ИП, который занимается грузоперевозками, может работать на патенте. В этой статье — все, что нужно об этом знать.

Как закон регулирует патент на автомобильные грузоперевозки

Патент — это налоговый спецрежим для ИП. Он действует для определенных видов деятельности. Вместо налогов с доходов предприниматель платит фиксированную сумму.

В налоговом кодексе есть условия, какие ИП в грузоперевозках могут работать на патенте:

  • автомобилей — до 20. При этом учитываются собственные, лизинговые, арендованные и машины в ремонте;
  • сотрудников — до 15. Они должны быть оформлены в штате или по гражданско-правовому договору. Если у предпринимателя несколько патентов, учитываются сотрудники по всем;
  • годовой доход — до 60 млн рублей. Если у предпринимателя несколько патентов, учитывается доход по всем.

Максимальное количество машин для патента на грузоперевозки может отличаться в разных регионах. Например, в Московской области у ИП может быть 20 автомобилей, а в Томской — 10. Все требования и ограничения можно найти на сайте налоговой — в разделе «Особенности регионального законодательства».

Как рассчитать стоимость патента на грузоперевозки

Стоимость патента зависит:

  • от количества автомобилей или их грузоподъемности;
  • срока патента;
  • региона, в котором ИП покупает патент.

Например, патент на пять автомобилей на три месяца для ИП в Московской области стоит 26 526 ₽, а в Республике Крым — 15 123 ₽.

Рассчитать точную стоимость патента для ИП можно на официальном сервисе налоговой — «Расчет патента». Для этого нужно заполнить все обязательные поля в форме.

Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами

Для грузоперевозок между регионами ИП хватит одного патента и правильно оформленных договоров с заказчиками.

Патент нужно купить по месту работы предпринимателя — там, где находится база автомобилей. В договорах с заказчиками местом составления договора указывают регион, в котором куплен патент.

❌ Незаконно ✅ Законно
ИП купил патент в Москве. ИП купил патент в Москве.
Грузы перевозит так: Москва — Саратов, Саратов — Самара, Самара — Москва. Грузы перевозит так: Москва — Саратов, Саратов — Самара, Самара — Москва.
В договорах указывает несколько мест составления: Москву, Саратов, Самару. В договорах указывает одно место составления — Москву.

Как оплачивать патент и платить страховые взносы

Патент на грузоперевозки оплачивается так же, как патент на другие виды деятельности. Об этом была отдельная статья. Напомним главное.

Оплата патента. Если патент действует меньше шести месяцев, его оплачивают одним платежом в любое время. Главное — успеть до окончания действия патента.

Если патент действует от шести месяцев до года, оплатить нужно двумя платежами: треть — в течение первых трех месяцев с оформления патента, две трети — до окончания его действия.

Действует с марта по сентябрь 2021 года.

Оплачивать нужно двумя частями:
10 тысяч — до 31 мая;
20 тысяч — до 30 сентября.

Налоговые каникулы. ИП, которые занимаются грузоперевозками, не могут получить налоговые каникулы в 2021 году. Дело в том, что грузоперевозки не относятся к производственным, социальным, научным или бытовым услугам и не считаются пострадавшими от пандемии.

Уплата взносов. Кроме патента, ИП должен заплатить страховые взносы. В 2021 году взносы такие:

  • фиксированные взносы — 40 874 ₽;
  • дополнительные пенсионные взносы — 1% от годового потенциального дохода.

Уменьшение стоимости патента

С 2021 года стоимость патента можно уменьшить на сумму страховых взносов.

ИП без сотрудников может уменьшить налог полностью, ИП с сотрудниками — максимум на половину стоимости. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию об уплаченных страховых взносах.

Например, у вас патент за 48 000 ₽ с 1 марта по 31 декабря 2021 года. До 31 мая вам нужно оплатить треть его стоимости — 16 000 ₽, остальное — до 31 декабря. Еще до конца года вам нужно заплатить страховые взносы — 40 874 ₽.

Вы можете до 31 мая заплатить не за патент, а часть страховых взносов — 16 000 ₽. Затем до 31 мая подать об этом уведомление в налоговую — в уведомлении указать, что заплатили эту сумму. Теперь не нужно платить за патент эти 16 000 ₽ — налоговая примет в зачет страховые взносы.

Затем вам до конца года нужно уплатить оставшиеся страховые взносы:

40 874 − 16 000 = 24 874 ₽.

Об уплате этой части взносов вам также нужно подать уведомление в налоговую — она примет эту сумму в зачет патента.

После оплаты всех взносов сумма вашего патента уменьшится:

48 000 − 40 874 = 7126 ₽.

За патент нужно будет заплатить всего 7126 ₽ вместо 48 000 ₽.

Как оформить патент для грузоперевозок

Порядок оформления патента для грузоперевозок такой же, как для других видов деятельности. Патент можно оформить во время регистрации ИП, при смене налогового режима или при открытии нового вида деятельности. Для этого нужно заполнить заявление на патент.

Кроме первых двух листов заявления на патент, предпринимателю с грузоперевозками нужно заполнить лист Б. В нем он указывает информацию об автомобилях.

Почему ИП может потерять право на патент

Есть три причины, по которым ИП может лишиться патента:

  1. Годовой доход превысил 60 млн рублей.
  2. В штате стало больше 15 сотрудников.
  3. Автомобилей стало больше, чем положено по патенту в этом регионе.

Если предприниматель нарушил хотя бы одно из этих условий, он обязан уведомить налоговую в течение 10 рабочих дней. Налоговая снимет ИП с учета через 5 рабочих дней, переведет его до конца года на ОСН и пересчитает налоги. Если ИП совмещал патент и УСН, его переведут на УСН.

Когда работа на патенте полностью прекращается, предпринимателю нужно подать в налоговую заявление об этом.

Предприниматель сможет снова оформить патент по этому виду деятельности с начала следующего года, если будет соответствовать требованиям закона.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Закрыть

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Патент для грузоперевозок

Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:

  • у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников;
  • доход не должен превышать 60 млн рублей в год.

Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.

Реклама на транспорте и налоговые режимы

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.

У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.

С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.

Самозанятость для перевозок

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

  • лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
  • работать можно строго без сотрудников;
  • нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

Совмещение налоговых режимов

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

  • выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
  • в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
  • остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

  • выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
  • не более 15 сотрудников, занятых по патенту.

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Выбор самой выгодной системы налогообложения

Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.

Учет и отчетность на разных налоговых режимах

Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.

При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.

На УСН есть налоговая декларация, которую придется сдавать раз в год. Также работодатели сдают отчетность в налоговую и фонды за сотрудников. Учет зависит от объекта налогообложения – “Доходы” или “Доходы минус расходы”. Читайте о работе на УСН в статье.

Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.

Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.

Как межрегиональным грузоперевозчикам применять патент?

С 2021 года многие грузоперевозчики перешли с отменённого ЕНВД на похожий по формату патент. Одно из условий патента — предприниматель работает только в регионе, где купил его. Хочешь работать в другом регионе, покупай патент и там тоже.

🌐 Межрегиональные грузоперевозчики здраво опасаются: не заставит ли налоговая покупать несколько патентов, если грузы ездят по всей стране? Тогда налог неоправданно вырастет. Хотим успокоить: в большинстве случаев достаточно одного патента — на свой регион. Рассказываем, что знаем по теме.

Нужно ли покупать патент в каждом регионе, если заказчики на перевозку — по всей стране?

Межрегиональному грузоперевозчику достаточно купить один патент, если в других регионах только клиенты.

Предприниматель вправе зарабатывать только в регионе действия патента. Сколько регионов охватывает бизнес, столько и нужно купить патентов. Это требования из п. 10 ч. 2 ст. 346.43, ч. 1 ст. 346.45 НК РФ.

При межрегиональной перевозке предприниматель часть времени находится в чужом регионе. А заказчик вообще может быть неместный. Это нормально. К примеру, предприниматель купил патент в Екатеринбурге, а его клиент хочет доставить груз к себе в Москву.

Минфин пояснил, что для перевозки между своим и чужим регионом второй патент не нужен. Главное, заключить договор в своём регионе, а в другом должен быть только пункт назначения или отправления груза — письма № 03-11-11/5564 от 10.02.2015 и № 03-11-12/15 от 07.02.2013.

В 2015 году арбитражный суд подтвердил, что для перевозок между регионами достаточного одного патента. Важно, чтобы основные вопросы перевозки предприниматель решал в своём регионе: принимал электронные заявки, хранил и чинил машины, нанимал работников и принимал оплату на счёт местного банка — дело № А71-10521/2014.

Получается, предприниматель может работать на одном патенте, если соблюдает два условия: договоры заключает дома, и якорь бизнеса тоже здесь. С патентом на Екатеринбург можно возить грузы в Москву, Саратов и Барнаул. А вот находиться в Екатеринбурге, оформить договор в Москве и везти груз заказчика в Барнаул нельзя.

Последнее письмо налоговой также подтверждает эти выводы, см. письмо ФНС РФ от 29.12.2020 N КВ-4-3/21782.

Межрегиональному перевозчику на патенте следует осторожно масштабировать бизнес. Открывать пункт приёма заявок на грузоперевозки или выдачи грузов в чужом регионе — опасно. Тут понадобится второй патент.

А у налоговой не будет претензий?

Иногородние адреса в товарно-транспортных накладных и путевых листах могут насторожить налоговую во время проверки. Страшное последствие — слететь с патента. Тогда налоговая доначислит НДФЛ, НДС или налог по УСН и оштрафует.

На претензии инспекторов предпринимателю надо показать, что он заключает договоры и держит машины дома. Ещё обязательно сослаться на письма Минфина. Выполнение письменных разъяснений госоргана снимает с налогоплательщика вину за ошибки. Так сказано в ст. 111 НК РФ и подтверждено Высшим Арбитражным Судом в деле № А46-9365/2009.

Будем следить за позицией Минфина и судов и постараемся предупредить грузоперевозчиков об изменениях.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как правильно оформить договор на грузоперевозку

Местом заключения договора грузоперевозки должен быть свой регион — по бумагам и на деле.

Грузоперевозку оформляют двусторонним договором с подписями сторон. Но закон разрешает ограничиться заявкой заказчика и транспортной накладной на груз — ст. 785 ГК РФ.

В договоре и заявке местом составления должен значиться домашний регион грузоперевозчика. А в транспортной накладной — местом погрузки или выгрузки. Если в бумагах пропустить место заключения договора, по умолчанию это будет регион заказчика по выписке из ЕГРИП. А если заказчик иногородний — это плохо. Правила — из ст. 444 ГК РФ.

Для надёжности договариваться по условиям перевозки тоже лучше в своём регионе. Если вскроется, что предприниматель и клиент находились в чужом регионе, груз отвезли в какой-то ещё регион, а свой город вписали в бумаги для бухгалтерии, у налоговой появятся вопросы.

Статья актуальна на 05.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Расчет стоимости патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году

  • Какие показатели нужны для расчета стоимости патента на ПСН
  • Патент на грузоперевозки: расчет налога
  • Взносы как часть расходов по ПСН
  • Итоги

Какие показатели нужны для расчета стоимости патента на ПСН

Патентная система налогообложения предполагает внесение в бюджет предпринимателем фиксированной величины налога, которая определяется исходя:

  • из потенциального дохода ИП по тому или иному виду деятельности (базовой доходности);
  • налоговой ставки;
  • длительности патента.

Первый показатель всегда устанавливается в нормативных актах регионов РФ. В общем случае используется та налоговая ставка, что установлена НК РФ. Ее размер составляет 6%. Однако субъекты РФ вправе снизить эту ставку вплоть до нулевой для вновь зарегистрированных ИП (ст. 346.50 НК РФ). Длительность патента может составлять от 1 до 12 месяцев.

Если вы только собираетесь переходить на ПСН, ознакомьтесь с условиями применения спецрежима. Детальный обзор условий для перехода на ПСН и ее дальнейшего применения привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Для того чтобы вычислить размер налога по ПСН, нужно:

  • определить его годовую стоимость, использовав данные по потенциальному доходу и ставке;
  • разделить получившийся показатель на 12 и умножить результат на количество месяцев, которое соответствует длительности патента.

Рассмотрим, как может быть исчислена стоимость патента в случае, если ИП собирается заниматься грузоперевозками.

Патент на грузоперевозки: расчет налога

  • ИП живет в Москве;
  • патент покупается на 3 месяца;
  • ИП использует 4 машины, каждая из которых имеет грузоподъемность 2 тонны.

ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.

Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:

  1. Определяем потенциальный доход по грузоперевозкам.

Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.

Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.

  1. Исчисляем годовую стоимость патента.

Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.

Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:

  • делим 144 000 на 12, получается 12 000 руб.;
  • умножаем результат на 3, получается 36 000 руб.

Взносы как часть расходов по ПСН

Платежная нагрузка ИП на ПСН не ограничивается только лишь расходами на патент. Предпринимателю также нужно будет уплачивать фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС.

В 2021 году их величина составляет 40 874 руб., если предприниматель работает весь год.

О фиксированных взносах ИП читайте здесь.

Но мы условились, что в нашем примере ИП занимается грузоперевозками в течение 3 месяцев. Поэтому и уплачивать взносы в фонды он должен пропорционально фактическому времени ведения бизнеса, а именно в размере 10 218 руб. 50 коп. (делим 40 874 руб. на 12, после умножаем на 3).

Вычитать сумму взносов из причитающейся к уплате суммы налогов ИП на ПСН вправе. Если у ИП есть наемные сотрудники, то он вправе уменьшить ПСН, но не более, чем на 50%. А если сотрудников нет, всю сумму налога он вправе уменьшить на сумму уплаченных взносов за себя. Поэтому суммарная платежная нагрузка столичного ИП за 3 месяца грузоперевозок на ПСН составит 46 218 руб. 50 коп.

Если у ИП на ПСН, который занимается грузоперевозками, есть наемные работники, то он обязан исчислять и уплачивать страхвзносы на сумму заработной платы сотрудников. Ставки для ИП на ПСН в 2021 году стандартные:

  • 22% на пенсионное страхование в пределах МРОТ и 10% на зарплату свыше;
  • 5,1% на медстрахование до 12 792 руб. и 5% на все, что свыше;
  • 2,1% на соцстрахование на сумму заработка в пределах МРОТ;
  • от 0,2% до 8% на страхование работников от несчастных случаев на производстве.

Ставка «несчастных» взносов определяется исходя из класса профессионального риска по виду деятельности. Грузоперевозкам соответствует 5-й класс риска, тариф в ФСС при этом установлен в размере 0,7% (приказ Минтрудсоцзащиты РФ от 30.12.2016 № 851н, ст. 1 закона «О страховых тарифах» от 22.12.2005 № 179-ФЗ).

В связи с распространением коронавирусной инфекции правительство утвердило ряд мер для поддержки бизеса, включая уменьшение ставки по страхвзносам до 15%. Эти ставки сохранились навсегда. Эксперты КонсультантПлюс разъяснили порядок применения ставок. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.

Итоги

Для расчета стоимости патента при любом виде деятельности ИП нужно знать величину потенциального дохода, установленного региональным НПА для соответствующего вида деятельности, размер ставки, а также срок действия патента. Помимо расходов на уплату налога по ПСН предприниматель также должен перечислять во внебюджетные фонды фиксированные взносы за те месяцы, в течение которых он занимается бизнесом.

Узнать больше о ПСН и законодательном регулировании вы можете из рубрики «ПСН».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: