Международные перевозки жд транспортом

Особенности организации международных перевозок железнодорожным транспортом

Транспортировка различных грузов — обязательное и важное звено многих сфер деятельности. Однако, по причине того, что воздушный, морской или автотранспорт доступен не всем, значительно возросла популярность жд транспорта. Пассажирские перевозки по железной дороге также востребованы. Международные перевозки железнодорожным транспортом в большинстве случаев наиболее актуальны, а значит, должны быть понятны и доступны.

  1. Основные сведения
  2. Регламентирующие документы
  3. Перевозка грузов
  4. Документация
  5. Правила
  6. Ответственность сторон
  7. Перевозка пассажиров
  8. Документы
  9. Правила перевозок
  10. Ответственность
  11. Заключение

Основные сведения

Железная дорога — один из наиболее развитых видов транспорта не только в России, но и во всем мире. Актуальность перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом не снижается со временем, несмотря на развитие технологий. Например, автотранспорт не везде может доехать, а при оформлении документов зачастую возникают заминки и трудности, особенно при пересечении границ разных государств.

Поэтому сравниться по скорости и доступности с автоперевозками может только железнодорожное сообщение. В данное время в Российской Федерации существует много организаций — перевозчиков, осуществляющих международную транспортировку грузов по железной дороге.

Сотрудничество по вопросу интернациональных жд перевозок осуществляется в рамках Бернских конвенций.

Однако, существуют субъекты, которые не входят в Таможенный союз, но и не доставляют проблем при пересечении границы. Такими субъектами являются: Абхазия, Эстония, Литва, Польша, Казахстан и некоторые другие государства.

Регламентирующие документы

Грузооборот при помощи жд транспорта осуществляется в соответствии с утвержденными условиями и требованиями. Регламент на данный тип перевозок осуществляют:

  • Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) в редакции от 10 января 2003 года.
  • МГК. Это первая Бернская конвенция, издана в 1890 году для контроля жд грузоперевозок.
  • КОТИФ. Вторая Бернская конвенция. Данное соглашение заключено среди стран Европы, Азии и Северной Африки. Всего таких государств 39. РФ вошла в этот состав сравнительно недавно (в 2009 году).
  • СМГС. В 1923 году МГК и МПК объединились и образовали СМГС — международное грузовое соглашение. Правовое регулирование грузооборота по РФ осуществляется в соответствии с СМГС.

Соглашение КОТИФ среди всех регламентирующих документов является основным, но включает в себя два раздела. Раздел А регламентирует пассажирские перевозки и известен как «Единые правила МПК». Второй раздел осуществляет регламент на грузоперевозки и именуется «Единые правила МГК». Из — за принятия некоторыми странами нескольких конвенций, часто приходится переоформлять документацию, чтобы избежать недоразумений.

Перевозка грузов

Грузоперевозки по железной дороге требуют соблюдения определенных установленных норм и правил, а также кропотливого заполнения различной документации.

Для заграничных перевозок документы очень важны, особенно важным является правильное и точное заполнение.

Документация

Согласно Единым правилам МГК к в транспортировке по железной дороге обязаны допускать любые предъявляемые грузы при наличии сопроводительных документов. Для осуществления жд перевозки грузов между государствами потребуется оформить единый пакет документов:

  • Договор, он же соглашение на перевозку. В нем в обязательном порядке указывается вся сопроводительная документация, а также актуальная и достоверная информация для прохождения таможенного контроля. Вступает в силу в момент попадания груза на станцию отправления.
  • Товарно — транспортная накладная. Она состоит из оригинала и дубликата, дорожной ведомости, листов выдачи и получения груза. Накладная содержит основную общедоступную информацию о перевозимом грузе. Оформляется в трех экземплярах на языке отправляющей страны, дублируется на китайском или русском — одном из общепринятых рабочих языков. Один комплект сопровождает груз на протяжении всего пути, второй — остается у отправителя, третий — отдается грузополучателю.
  • Платежные документы. В договоре можно детально обозначить, что будет оплачивать получатель груза, а что — сам отправитель.
  • Carnet ATA. Этот документ используется при международных перевозках товаров или объектов, не предназначенных для продажи (выставка, соревнования). Правильно заполненный Carnet ATA заменяет таможенную декларацию, избавляет от необходимости дополнительных финансовых трат и не требует перевода на язык страны — получателя. Действует этот документ один год.
  • CMR — товарно — транспортная накладная международного образца. В данном документе указана основная информация об отправителе, компании — перевозчике, грузополучателе. Информация о количестве и времени доставки груза также указывается в CMR. Выполняется CMR также в трех экземплярах.
  • Сертификаты качества на перевозимый груз.

В пределах своей страны получатель и отправитель могут внести изменения в маршрут перевозки: указать другую станцию отправления/прибытия, изменить получателя груза. Для внесения коррективов необходимо подать заявление в пределах страны.

Правила

Согласно в случае вагонной отправки, сотрудники железной дороги обязаны принять представленный груз к транспортировке. Стоит подробнее остановиться на правилах и требованиях к интернациональной перевозке грузов вагонами.

В первую очередь необходимо обратить внимание на упаковку и тару, если она требуется, конечно. Каждая единица предъявляемого к перевозке товара должна быть упакована в соответствии с вещественными характеристиками. Это обеспечит целостность и сохранность перевозимого.

Если груз нуждается в упаковывании, но отправитель проигнорировал этот момент, дорога вправе отказать в доступе к транспортировке. Отметка о данном происшествии в сопроводительной документации обязательна.

Грузооборот по железной дороге производится с разной скоростью Если иное не оговорено в договоре поставки, то сроки доставки определяются исходя из установленных стандартов:

  • при движении с большой скоростью состав должен преодолевать минимум 400 км в сутки;
  • при малой скорости подвижного состава — 300 км в сутки.

После расчета сроков прибытия чаще всего обговариваются провозные платежи. Конкретному обсуждению подлежит распределение финансовых трат между отправителем и получателем груза. Так, при движении по внутренним дорогам страны отправления или назначения, провозные платежи вносятся по внутреннему тарифу государства. При осуществлении жд перевозок по транзитным направлениям — оплата по транзитному тарифу. Отдельно стоит уделить внимание грузам с объявленной ценностью — провозные платежи за трафик таких товаров намного выше.

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России.

При заключении стандартного договора грузоперевозки, провозные платежи взимаются с отправителя на станции отправления, а с получателя — по прибытии груза в пункт назначения. Получить груз и документы на него принимающая сторона может только после внесения всех пошлин и платежей, указанных в договоре.

Читайте также:  Велокресло для перевозки ребенка

Ответственность сторон

При осуществлении перевозок любого типа компания — перевозчик несет ответственность за сохранность и целостность груза в большей степени, по сравнению с отправителем или получателем. Начало ответственности начинается с момента принятия груза к транспортировке и прекращается после выдачи перевозимого получателю.

При доставке груза не в изначальном объеме, его утере, порче или нарушении оговоренных сроков договора предусмотрено составление коммерческого акта непосредственно в момент обнаружения дефекта. Обязательным условием в данной ситуации является то, что акт должен быть оформлен до сдачи груза принимающей стороне.

Согласно положениям СГМС транспортная компания несет ответственность, если:

  • нарушение сроков доставки, недостача или утрата груза произошли по вине умысла перевозчика. Ущерб возмещается в полной мере;
  • доказан скрытый умысел перевозчика. Сумма ущерба может значительно вырасти;
  • обнаружены махинации с документами. Стоимость груза взыскивается только если вина перевозчика доказана.

Доказать вину транспортной организации возможно в претензионном порядке. Претензии и иски могут быть поданы только теми организациями, которые указаны в договоре оказания услуг. На основании статьи № 32 Конвенции о международной перевозке грузов (КДПГ) подать претензию можно в течение года, а если доказан злой умысел — в течение трех лет. Сроки подачи претензионных и исковых заявлений аналогичны.

Причина подачи иска Сроки
Недостача, частичная утрата, порча. С момента сдачи груза принимающей стороне.
Утеря груза полностью. С 30-го дня после крайнего срока доставки, указанного в договоре.
Нарушение сроков доставки. 60 дней с момента выдачи груза получателю.
Неучтенные платежи. Возврат уплаченных сумм. Со дня выдачи груза получателю.
Прочие причины. В течение 90 дней с момента заключения договора.

Освобождение компании — перевозчика от ответственности возможно только в тех случаях, когда доказано непреодолимость обстоятельств, которые не зависели от перевозчика.

Перевозка пассажиров

Помимо международной транспортировки грузов, по железной дороге также осуществляется трафик пассажиров и сопутствующего багажа. Нормативное регулирование пассажирских перевозок регламентируется, в основном, Едиными правилами МПК (приложение А к КОТИФ). Существуют утвержденные нормы провоза багажа, животных и самих пассажиров. Немного подробнее об этом.

Документы

Среди стран, не являющихся участниками КОТИФ, было заключено «Соглашение о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Подчиняются СМПС не только в РФ, но и в странах СНГ, Латвии, Польше, КНДР, КНР и т. д. Полный список доступен в Соглашении МПС в редакции 1999 года.

Договор на оказание услуг международной перевозки жд транспортом между организацией — перевозчиком и пассажиром заключается посредством покупки билета лично или через интернет. Подтверждением договора являются провозные документы:

  • билет;
  • квитанция оплаты провоза багажа;
  • плацкарта (документ с указанием места).

Перевозочные документы в международных перевозках скрепляются в купонную книжку и передаются пассажиру. Основная информация, которая должна быть указана на проезд — провоз, утверждена и отражена в СМПС.

Правила перевозок

Для успешного осуществления перевозочной деятельности необходимо разграничение правил и свобод пассажиров и перевозчиков. Так, после заключения договора на проезд и провоз багажа, пассажир имеет право занять определенное билетом спальное место.

С собой пассажир имеет право взять легко переносимые вещи — ручную кладь, а также мелких животных в специальных сумках или контейнерах для перевозки. Животные и сопутствующий багаж не должны причинять неудобств во время поездки (не препятствовать движению пассажиров по вагону, не источать неприятные запахи и т. п.).

Пассажир заключает с транспортной организацией договор на провоз багажа. Внутри страны такие перевозки регламентируются общими правилами жд перевозок. Международный же трафик багажа регулирует Соглашение (СМПС). Во избежание неприятных ситуаций при пересечении границ к транзиту не допускаются:

  • скоропортящиеся продукты;
  • вредоносные и зловонные вещества;
  • животные и птицы (кроме комнатных);
  • наличные денежные средства;
  • драгоценные камни и металлы;
  • холодное и огнестрельное оружие;
  • произведения искусства;
  • опасные вещества.

Багаж принимается к перевозке не позднее, чем за 30 минут до отправки поезда. В обязанности пассажира входит:

  • упаковка багажа в тару: чемодан, коробка, ящик, тканевый мешок;
  • обеспечить максимально плотную укладку внутри тары, чтобы минимизировать порчу или бой содержимого;
  • прикрепить к багажному месту бирку с указанием владельца, пунктов отправления и прибытия;
  • присутствие во время пограничного досмотра багажа;
  • оплата провоза багажа до сдачи перевозчику.

Общий вес багажного места имеет определенные ограничения. Например по СМПС максимальный вес не должен превышать 100 кг.

Пассажир владеет правом объявить ценность сдаваемого багажа или отказаться от этого, сделав соответствующую пометку в багажной квитанции. Также пассажир может присутствовать при составлении акта в случае порчи или частичной утраты багажа.

В свою очередь, транспортная организация несет обязательства перед пассажиром за багаж. Исполнение договора о провозе начинается с момента сдачи багажа в транспортное средство. Перевозчик обязан принять багаж к перевозке, если тот оплачен, упакован и не содержит запрещенных веществ. Также в обязанности организации — перевозчика относительно багажа входит:

  • провоз багажа в транспорте того же типа, в котором едет пассажир;
  • контроль сохранности поклажи до момента выдачи;
  • выдача багажа при предъявлении квитанции об оплате;
  • соблюдение сроков доставки — чаще всего сроки совпадают с расписанием движения поезда;
  • составить коммерческий акт в случае обнаружения повреждений или частичной утраты багажа;
  • возместить пассажиру стоимость багажа в случае полной утраты.
Читайте также:  Перевозки банковского оборудования

Несмотря на широкий спектр обязательств, компания — перевозчик имеет право на досмотр багажного места в случае нарушения пассажиром условий на провоз запрещенных предметов.

Если пассажир в установленный срок не забрал багаж, то перевозчик имеет право его реализовать. При выяснении местоположения пассажира, транспортная организация предупреждает его о возможной реализации багажа, а впоследствии выплачивает вырученную сумму.

Ответственность

При невыполнении обязательств по договору международной транспортировки жд транспортом предусмотрена ответственность чаще всего в виде денежного взыскания. Причем ответственность пассажира в разы меньше, чем у компании — перевозчика. Суммы взысканий, сроки подачи и рассмотрения претензий и исковых заявлений от сторон, указанных в договоре перевозки багажа, регламентированы Соглашением о Международном Пассажирском Сообщении.

Пассажир отвечает за оплату стоимости провоза багажа, также он обязан своевременно вносить все провозные платежи, чтобы к моменту выдачи багажа перевозчиком не возникло никаких заминок. При обнаружении порчи или частичной утраты поклажи, пассажир имеет право подать претензию, которая будет рассмотрена в установленный срок — 180 дней.

Стоит обратить внимание на ценность утраченного, испорченного или задержанного багажа. Если по одному перевозочному документу ценность составляет в сумме менее 1,5 швейцарских франков, то в рассмотрении претензии будет отказано. Данный момент отражен в СМПС.

Ответственность компании — перевозчика направлена, в первую очередь, на сохранность и целостность багажа. Так, при нарушении оговоренных сроков доставки, перевозчик обязан оплатить просроченную доставку в размере 5% от провозной платы. При этом максимальная сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы.

В случае задержки поставки товаробагажа сумма штрафа составит 1,5% от провозной платы за каждые сутки просрочки. В данной ситуации сумма взыскания не должна превысить 30% от провозной платы.

Ответственность за утерю или порчу багажа снимается с перевозчика в результате:

  • возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стихийные явления);
  • сдачи пассажиром в багаж запрещенных предметов;
  • неверной информации о сданном багаже;
  • недостаточной упаковки поклажи.

Помимо этого, в случае угрозы для жизни пассажира, причинения ему вреда, ответственность с перевозчика также снимается. СМПС не регламентирует подобные ситуации. Если все же вред был причинен, то решение вопроса зависит от контролирующих органов той страны, в которой произошел инцидент.

Однако, страны — участники Соглашения заключили между собой договор о приоритете в рассмотрении подобных правовых случаев интернациональных соглашений. И, только в случае отсутствия установленных международных норм, для разрешения определенной ситуации используется правовая база государства, рассматривающего дело.

Заключение

Международные пассажирские и грузовые перевозки железнодорожным транспортом осуществляются довольно давно. В последнее время популярность жд услуг только увеличивается. Этому способствует экономичность данного типа перевозок, что выражается в ценах, приемлемых для населения любого уровня достатка.

Оказывает положительное влияние и безопасность услуг, по сравнению с другими видами транспорта. Как результат — перевозки по железной дороге востребованы во многих странах, особенно в тех, которые входят в область влияния конвенций СМГС и СМПС. Именно участие в обозначенных соглашениях значительно облегчает нормативное регулирование интернациональных перевозок грузов и пассажиров, а также упрощает рассмотрение претензий и исковых заявлений в спорных ситуациях.

Международные железнодорожные перевозки

Одним из доступных и недорогих способов доставки грузов является перевозка по железной дороге. Данный вид транспорта подходит для загрузки тяжеловесных и объемных грузов и отправки на дальние расстояния, в том числе на территорию других стран.

Международными железнодорожными перевозками пользуются для перевозки любых грузов: медикаментов, продуктов питания, сыпучих, опасных и крупногабаритных. Международная транспортировка осуществляется по разным направлениям. В отличие от перевозки воздушным, автомобильным транспортом, а также по морю грузы по железной дороге отправляют при любой погоде, и они прибывают в точно назначенный срок.

Логисты компании «Авитс» обладают большим опытом организации перевозок железнодорожным транспортом по России, в страны СНГ, Европы и в Китай. Мы оказываем консультативную и техническую поддержку, занимаемся оформлением документации и сопровождением. Мы быстро рассчитываем стоимость международной доставки по оптимальному маршруту, готовы оказать услуги по упаковке, маркировке и таможенному оформлению.

Отправка по странам

Каждому направлению международных жд перевозок свойственны свои особенности. При составлении логистической схемы транспортировки в европейские страны учитывают, что ширина колеи полотна в России отличается. Это требует перегрузки вагонов.

Особенностью перевозок по жд в страны СНГ является слабо развитая сеть дорог и их протяженность. При этом железнодорожное полотно соответствует стандартам, принятым в России. Обычно применяют мультимодальную схему.

Нами производится железнодорожная перевозка грузов из Китая по отработанной схеме. Груз доставляют морем до Владивостока, откуда по железной дороге он направляется в регионы России. Также, производим жд отгрузку, напрямую по суше, делая подвозку, если необходимо, из городов Китая до жд станций Китая.

Виды ЖД перевозок

Компания «Авитс» выполняет различные виды железнодорожных перевозок:

  1. Доставка в контейнерах — гарантия сохранности, защита от механических повреждений и атмосферных осадков;
  2. Транспортировка сборных грузов — возможность перевозки небольших партий по доступной цене, за счет консолидации партий товаров от нескольких владельцев;
  3. Проектные перевозки — отправка по железной дороге крупногабарита.

Наши преимущества

  • Осуществляем полный спектр доставки;
  • Квалифицированные специалисты с большим опытом;
  • Выгодные тарифы;
  • Работаем с дальними расстояниями;
  • Безопасные сделки;
  • Надежные перевозчики;
  • Гарантия сохранности груза;
  • Развитая логистика, позволяющая доставить груз точно в срок;
  • Более 2500 довольных клиентов.

Особенности услуги

Перевозки железнодорожным транспортом являются одними из самых безопасных, они обладают следующими преимуществами:

Перевозка по железной дороге требует грамотного выбора вагонов — с учетом параметров товара, способа погрузки и разгрузки, требований к хранению и международной доставке.

Применяют следующие виды вагонов:

  1. Платформы — для перевозки сыпучих грузов и негабарита, которые не нужно защищать от осадков;
  2. Крытые вагоны — для железнодорожной перевозки тары и штучных товаров, подразумевающих защиту от непогоды. Они имеют крышу, погрузку выполняют через двери в боковых стенах;
  3. Цистерны — для жидких и порошкообразных грузов, газов. Бывают специального и общего назначения;
  4. Полувагоны без крыши — подходят для транспортировки сырья и продукции без особых требований к защите от окружающей среды;
  5. Рефрижераторы и изотермические вагоны — для перевозки продукции, требующей соблюдения температурного режима;
  6. Крытые хопперы с люками — предназначены для сыпучего сырья, которое нужно защищать от осадков.
Читайте также:  Правила перевозки химических грузов

Этапы услуги

Таможенное оформление на станциях

При международных перевозках важное значение имеет таможенное оформление на железнодорожных станциях. Подготовка документов необходима для всех типов товаров, пребывающих из-за границы. Наши специалисты обладают большим практическим опытом, грамотно готовят бумаги для успешного прохождения таможенных формальностей.

Документы

Специалисты нашей компании оказывают помощь в подготовке пакета документации, в том числе для таможни. Мы выполняем расчет платежей, помогаем получить сертификаты и разрешения, осуществляем подачу и выпуск деклараций, занимаемся растаможкой и затаможкой грузов.

Сроки и стоимость

Длительность международной перевозки зависит от места назначения, выбранного маршрута. Мы придерживаемся оптимальной тарификации. Стоимость доставки зависит от веса и габаритов товара, особых требований к транспортировке, срочности.

Международные железнодорожные (жд) перевозки грузов

Грузоперевозки жд транспортом по миру

Компания ЭйрТрансс осуществляет международные перевозки железнодорожным транспортом, используя различные типы подвижного состава. Обращение в нашу компанию – это возможность получения услуг “единого окна” для доставки груза в контейнерах или вагонах.

Компания ЭйрТрансс осуществляет международные железнодорожные перевозки грузов и предлагает полный комплекс транспортно-логистических услуг, как для бизнеса, так и для частных лиц.

  • Подача контейнера под загрузку и выгрузку на склад отправителя и получателя в России, кнр и страны Европы
  • Консультирование по вопросам оформления транспортных документов и комплектации грузов
  • Доставка грузов автомобильным транспортом до склада, терминала и станций
  • Ежедневное слежение по местонахождению и статусу груза
  • Консолидация грузов на складах в России, КНР и Европе
  • Доставка сборных грузов в контейнерах
  • Страхование грузов при перевозке

Калькулятор

Наши преимущества

  • У нас большой опыт ж/д грузоперевозок по миру
  • Доставка грузов «от двери до двери»
  • Полный комплекс услуг логистики
  • Соблюдение всех требовании международного права
  • Опыт комбинированных схем доставки
  • Проверенные партнеры по всему миру

Преимущества железнодорожных грузоперевозок по миру в высокой скорости передвижения, возможность отправки большого объема груза и в максимальной безопасности груза. ЖД перевозки грузов всегда выгодны в случае перевозки большого объема груза на длинное расстояние, так как снижается удельная стоимость доставки за единицу груза.

Для перевозки железнодорожным транспортом принимаются практически любые грузы, включая и тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Перевозка опасных грузов жд транспортом реализовывается в соответствии со специальными правилами маркировки, упаковки и знаках безопасности, с использованием определенных контейнеров в зависимости от класса опасности груза. Компания ЭйрТрансс обеспечит безопасную и быструю доставку исходя из свойств конкретного груза.

Компания ЭйрТрансс предоставляет услуги организации международных перевозок железнодорожным транспортом во многие точки мира: Литву, Беларусь, Турцию, Германию, Испанию, Италию, Грузию, Китай и во многие другие страны СНГ, Европы и Азии.

Железнодорожные перевозки в Европу, а также железнодорожные перевозки из Китая осуществляются по такому принципу:

  • Груз из места отправления транспортируют в грузовой автомобиль;
  • Выстраивается оптимальный маршрут и осуществляется доставка груза до ЖД станции;
  • Происходит выгрузка груза из грузового автомобиля и погрузка в контейнеры (платформы либо крытые вагоны) грузовых поездов.
  • Груз следует до места назначения.

Все международные ж/д перевозки грузов осуществляются согласно ТН ВЭД;

  1. Малогабаритные эргономичные товары: продукты питания, вещи и другие товары, которые могут быть перевезены обычными вагонами без прилагаемых усилий в транспортировке.
  2. Продукты питания и сыпучие материалы, которые требуют определенную влажность, температурный режим и другие условия для сохранности (корма, порошки, скоропортящиеся продукты питания). Такие товары перевозятся в специальных вагонах о встроенной системой вентилирования и регулируемой температурой.
  3. Габаритные и тяжелые товары. К ним относятся: машины и оборудование (рабочие станки, тренажеры), бытовая техника и другие виды. Такие товары обвязывают, чтобы при перевозке, они не слетели с платформы.
  4. Удобрения, сырье и другие неопасные химикаты. Данный номенклатурный тип также подразумевает специальное хранение, без попадания света и влаги, поэтому перевозится такой товар в закрытых контейнерах с включенной системой кондиционирования и правильно настроенным температурным режимом.
  5. Грузы, опасные для здоровья, например, колющие и режущие предметы, ядохимикаты и другие товары, которые могут насести вред здоровью и жизни. Такие товары перевозятся по всем санитарным правилам с наличием специального разрешения на перевозку товаров такого типа.

Получить консультацию специалиста:

Вам нужна подробная консультация специалиста по международным авиаперевозкам грузов: анализ груза, просчет стоимости грузоперевозок, рекомендаций по маршруту транспортировки груза и т.д.? Заполните форму заявки, и мы ответим в короткие сроки.

Контакты

Никита
Теренюк

Руководитель направления по наземным и морским международным перевозкам

Согласование маршрута – необходимое условие при перевозке опасного груза

Перевозка опасного груза всегда сопряжена с определёнными трудностями. Это обусловлено тем, что существует ряд жестких требований направленных на обеспечение максимальной безопасности людей и окружающей среды. Одним из таких обязательных условий будет согласование маршрута, по которому будет совершаться перевозка.

Как правильно согласовать маршрут.

Что относится к опасным грузам

К опасным грузам принято относить вещества, которые, соприкасаясь с человеком или окружающим миром, наносят огромный, а иногда и непоправимый вред. Все эти вещества принято разделять по классам опасности, всего их насчитывается – 9. Например, к первому классу опасности относятся взрывоопасные вещества, куда входят все виды боеприпасов, порох и взрывчатка. Так же в отдельные классы объединены газы, легковоспламеняющиеся жидкости или твердые вещества, радиоактивные и токсичные материалы и т. д. Каждый класс имеет свою утверждённую маркировку. Перевозить данные материалы можно только соблюдая регламентные нормы, прописанные в ГОСТ и ДОПОГ – международных правилах. Сделать это могут только транспортные компании, оформившие лицензию на осуществление данной деятельности.

Читайте также:  Перевозки из России в Украину и обратно

Кто оформляет маршрутный лист

После обращения с заявлением на перемещение опасных материалов компания по грузоперевозкам будет действовать по следующему алгоритму:

  • Груз будет упакован и промаркирован по существующему регламенту.
  • Выбор транспортного средства, которое полностью соответствует заявленным требованиям.
  • Оформление всех сопровождающих документов.

К обязательным документам в этом случае относится — наличие бланка маршрута для перевозки опасных грузов.

Как заполнить заявление на перевозку опасного груза

При обращении в транспортную компанию грузоотправитель должен будет заполнить заявление на согласование маршрута перевозки опасного груза. С этой целью в транспортной компании существуют специальные формы, которые можно заполнить по стандартному образцу. Здесь нужно будет указать:

  • ФИО, а так же должность человека, который заполняет бланк.
  • Документ подтверждается печатью организации, которая отправляет груз.
  • Маршрутный номер.
  • Указание наименования груза с отметкой его класса опасности по классификации ООН.
  • Знак, подтверждающий опасность.
  • Код, указывающий на то какие меры нужно предпринять в случае чрезвычайного происшествия.
  • Вес перевозимого.
  • Указание количества автомобилей, участвующих в грузоперевозке.
  • Особые рекомендации по движению транспортного средства (колоны) – максимально допустимая скорость, возможность перевозки в вечернее и тем более ночное время суток, потребность в сопровождении.
  • Перечисление всех населённых пунктов, встречающихся на пути движения автомобиля.
  • Места возможной заправки.
  • Телефоны и адреса экстренных служб и медицинских учреждений.

Контактная информация отправителя и получателя – адрес и телефоны.

Зачем нужно согласовывать маршрут

Опасные грузы могут взорваться или воспламениться, а попадание некоторых в окружающую среду способно убить всё живое на множество километров и зона поражения станет непригодной для проживания не на один десяток лет. Для того чтобы осуществить перевозку наиболее безопасным образом, компания по грузоперевозкам обязательно должна провести согласование маршрута, который будет оформлен в маршрутный лист для перевозки опасных грузов. После согласования на протяжении всего пути все службы экстренного реагирования будут извещены о перемещении опасных веществ. Эти службы будут готовы оказать помощь в максимально короткие сроки в случае непредвиденной ситуации.

Где происходит согласование

Раньше процедура согласования осуществлялась с органами автоинспекции всех территорий, по которым перемещалось транспортное средство. С 2007 года, в соответствии с Федеральным законом № 257, мероприятия по согласованию нужно проводить с различными органами. Это зависит от того, по каким дорогам предстоит совершить грузоперевозку. Если маршрут перевозки опасного груза будет проложен по:

  • Трассам федерального значения – согласование проводится в территориальном отделении Ространснадзора, находящемся в месте регистрации автомобиля.
  • По муниципальным дорогам – нужно обращаться в органы управления субъекта Российской Федерации.
  • По дорогам только внутри поселения, без выезда за его пределы – согласование проходит с органами самоуправления города.
  • Частной дороге – разрешение даёт собственник дороги.

Выбор маршрута

В данном случае выбор маршрута будет зависеть не от выбора самого короткого пути, а от степени безопасности передвижения. Иногда путь может оказаться значительно длиннее, чем тот, по которому едут машины с обычным грузом. Учитывая степень опасности перевозимого, транспортные компании стараются придерживаться следующих правил:

  • Маршрут должен пролегать по возможности максимально удалённо от городов и поселков, больших предприятий, которые производят любые опасные вещества, например, нефтеперерабатывающее предприятие.
  • Транспортному средству нужно будет постараться объехать заповедные зоны, территории отдыха и архитектурные объекты.
  • В том случае если передвижение по населённому пункту избежать невозможно, при составлении маршрута стараются не передвигаться поблизости от школ, больниц, торговых центров – от всех мест большого скопления народа.

При прокладке маршрута необходимо отметить:

  • Места, где транспорт будет стоять во время отдыха водителя.
  • Все заправочные станции по установленному маршруту.
  • Ближайшие к маршруту экстренные службы и места оказания медицинской помощи.
  • Опасные для движения участки дороги. Эти сведения предоставляет Госавтоинспекция.

Пакет документов при окончательном утверждении

После разработки маршрута на окончательное утверждение в ответственные органы подаётся пакет официальных бумаг, который включает в себя:

  1. Разработанный маршрут со всей необходимой информацией — в трёх экземплярах. Первый экземпляр останется в контролирующей организации. Второй останется в транспортной компании, которая и организовывает данную перевозку. Третий – находится у водителя, и он будет обязан предоставить его на проверку автоинспектору по первому запросу.
  2. Свидетельство, разрешающее использование автомобиля для перемещения груза данного класса опасности.
  3. Точные инструкции по перевозке именно этого груза. Такую инструкцию может составить грузоотправитель или же сама транспортная компания исходя из заявленных свойств и параметров материалов для перевозки.

Иногда в пакет документов включают ещё и разрешение на перевозку от сотрудников МВД. Оформление согласования должно проводиться не позже, чем за 10 дней до отправки груза.

Результатом подачи заявления, его рассмотрения и одобрения становится выдача соответствующего специального разрешения. Оно даёт право перевозчику осуществлять транспортировку опасной категории грузов. Но делается это строго по указанному в документах маршруту. Любое отклонение без соответствующих предупреждений и предварительного внесения изменений в документы карается штрафными санкциями.

Обязательным условием получения такого разрешения является внесение ТС в специальный реестр Росавтодора. Если грузовая машина не внесена в этот реестр, контролирующие органы, занимающиеся выдачей разрешений, предоставить заявителю специальное разрешение не смогут.

Разрешение выдаётся в установленной форме, но может несколько отличаться внешним видом. Здесь ключевым фактором является содержание текста разрешения, а также присутствие всех предусмотренных законом граф и полей, обязательных для заполнения.

Специальное разрешение на перевозку опасных грузов

Наказание при несогласованном перемещении опасного груза

Учитывая высокую опасность перемещаемых материалов, отсутствие полного пакета сопроводительных документов в обязательном порядке повлечёт за собой довольно строгое наказание, которое регламентируется статьёй 12.21.1КоАП. Нарушения при оформлении разрешения на автотранспортную перевозку опасных грузов выражаются следующим образом.

  • Водитель может быть лишён прав на управление автомобилем до полугода. Кроме того, на него могут наложить штраф от 2000 до 2500.
  • Иногда могут применить конфискацию транспортного средства.
  • Должностное лицо, которое несло ответственность за оформление документации на данную грузоперевозку, тоже получает штраф в размере 1500 – 2000 руб.
  • Более жёсткое наказание ожидает транспортную компанию, так как она является юридическим лицом. Здесь предусмотрены штрафные санкции в размере от 40 тысяч до 50.
  • При повторных нарушениях на постоянной основе данную компанию могут лишить лицензии на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных.
  • Если компания перевозчик была уличена в перевозке нелегальных грузов, то здесь наказание перейдёт из административной в уголовную.
Читайте также:  Как перевезти инвалида

Данный маршрут составляется и проходит согласование с целью его строгого выполнения. В том случае если по каким-либо причинам водитель автомобиля вынужден отклониться от установленного маршрута, срочно требуется поставить в известность все задействованные службы контроля и взаимодействия. Это необходимо сделать, даже если есть машины сопровождения ГБДД или спец. охраны.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы

Пожар, взрыв, утечка радиоактивных веществ – вот возможный ущерб, к которому может привести неправильная перевозка опасных грузов. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, в развитых странах разработаны правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта. В этой статье опишем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, рассмотрим основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц за нарушения.

Что такое опасный груз

Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.

Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).

Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.

В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.

Классы опасных грузов

класс 1 – взрывчатые материалы;
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 – ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 – радиоактивные материалы;
класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 – прочие опасные вещества.

Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.

Кто имеет право на перевозку опасных грузов

Транспортировать опасный груз могут перевозчики, обеспечивающие ряд специальных требований:

  • наличие пакета разрешительных документов;
  • ТС, оборудованное в соответствии с уровнем опасности груза;
  • водители, прошедшие обучение;
  • правильная маркировка груза.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
  • Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
  • Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
  • Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”.
  1. Перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению (об этом ниже).
  2. На автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок.
  3. ТС должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ.
  4. ТС, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком “опасный груз”.
  5. Скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки.
  6. Водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
  7. Перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10. ДОПОГ.

Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:

Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:

Документы, необходимые для перевозки опасных грузов

  • специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом (для грузов повышенной опасности);
  • свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
  • инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего лица о правилах перевозки;
  • путевой лист с маркировкой груза;
  • паспорт безопасности груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • договор о перевозке.

Проверка штрафов для юр. лиц

Требования к водителям на перевозку опасных грузов

Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.

Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.

Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.

Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.

Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов

Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.

Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.

10 января 2020 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.

Читайте также:  Категорирование ТС для перевозки опасных грузов

Чтобы получить допуск на ТС, нужно:

  1. Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
  • свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
  • свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).

До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).

  1. Предоставить ТС для визуального осмотра.

Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.

  1. Получить свидетельство о допуске.

Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.

Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.

Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:

  • недостоверности информации в представленных документах;
  • отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
  • непредставления авто на осмотр;
  • несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
  • несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).

Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.

Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.

Разрешение на движение ТС с опасным грузом

Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:

  • взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
  • воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
  • жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
  • токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
  • радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
  • коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).

Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  • копия СТС или договора аренды автомобиля;
  • копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
  • копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.

Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.

Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.

В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.

Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:

  • маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
  • несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
  • представлены не все документы или они не достоверны;
  • отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.

Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.

Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.

Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ

Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.

Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.

Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:

  • свидетельства о подготовке водителя;
  • свидетельства о допуске ТС;
  • специального разрешения на перевозку;
  • аварийной информационной карты;
  • соответствия конструкции ТС требованиям транзита опасных грузов;
  • знаков опасности;
  • инвентаря для ликвидации аварии;
  • условий перемещения опасных веществ;

Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:

  • для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
  • для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.

За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:

  • для водителей 1-1,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
  • для должностных лиц 5-10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц 150-200 тысяч рублей.

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически

Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой

Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.

Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Читайте также:  Грузовые контейнерные перевозки
Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Что такое маршрут перевозки опасного груза и как сделать так, чтобы его согласовали максимально быстро

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Когда и кто согласует маршрут

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

Требования к маршруту в заявлении в 2020 году

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

Процесс согласования маршрута

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

  1. Разделение маршрута по владельцам дрог
  2. Формирование и отправка писем каждому владельцу дороги с указанием параметров перевозки и участка маршрута для согласования. Первые два пункта должны быть выполнены в течении 3-х рабочих дней с момента получения заявления.
  3. Получение ответов от владельцев дорог. Время на согласование маршрута с владельцами дорог ограничено 4 днями, однако владельцы дорог этот срок не всегда выдерживают. По этой причине получение спецразрешения может затянуться.

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное- внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Решение о выдаче спецразрешения принимается только после получения ответов на согласование маршрута от всех владельцев дорог.

Как составить маршрут так, чтобы его согласовали с первого раза

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.
Читайте также:  Перевозки из России в Украину и обратно

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

Проблемы согласования маршрута перевозки опасного груза

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробностиописания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение — не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

Перспективы развития процесса согласования маршрута

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Читайте также:  Перевозка грузов ИП

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные

Министерство транспорта уже несколько лет создает систему отслеживания перевозок опасных грузов, где все текущие перевозки были бы видны и автоматически приходили бы сообщения о нарушении правил перевозок, а еще лучше, автоматически накладывался бы штраф. Но опять же, для достижения этой светлой цели есть много не решенных проблем:

  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Заключение

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.

Если у вас есть чем дополнить эту статью или поправить автора, то делитесь своим опытом в комментариях под статьей на сайте или в группе в контакте.

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Согласование маршрута перевозки опасного груза

Перевозка опасных грузов ограничивается и контролируется определенными критериями. Для подобных поездок необходимо оформить, получить и согласовать кипу документов в разных контролирующих организациях. Каждое действие предстоящей транспортировки должно быть задокументировано. Одним из важных организационных процессов является маршрут перевозки опасного груза, а именно его разработка и согласование, требующие тщательного подхода.

  1. Кто осуществляет оформление маршрутного листа
  2. Правильное заполнение заявления
  3. Координирование маршрута поездки
  4. Формирование и утверждение маршрутного листа
  5. Итоговый перечень официальных бумаг
  6. Последствия несогласованной перевозки
  7. Заключение

Кто осуществляет оформление маршрутного листа

При поступлении заявки на транспортировку грузов опасной категории большинство компаний — перевозчиков действуют по проверенному алгоритму:

  1. Подбор и подготовка транспортного средства, в соответствии заданным требованиям.
  2. Тщательное упаковывание товара и маркировка отличительными знаками.
  3. Разработка, составление и согласование маршрута.
  4. Оформление сопутствующей документации согласно регламенту перевозок опасных веществ.

Разработка и согласование траектории следования является одной из наиболее серьезных задач, так как для вредоносных грузов существуют ограничения даже в том, в каком направлении, с какой скоростью и в какое время суток должен двигаться автомобильный транспорт, осуществляющий перевозку.

Образец заявления на согласование траектории перемещения опасного материала представляет собой бланк установленного образца, в котором потребуется подробно заполнить данные о транспортном средстве, перевозимом веществе и шофере, осуществляющем перевозку.

Правильное заполнение заявления

Чтобы избежать недоразумений при заполнении заявления на выдачу разрешения на трафик вредоносных грузов по разработанному маршруту, нужно правильно и четко вписать необходимые данные в форму No 4:

  1. Фамилия, имя и отчество человека, заполняющего заявление.
  2. Основная информация о грузоотправителе, подтвержденная печатью этого предприятия.
  3. Утвержденный номер маршрута поездки.
  4. Время действия документа, достаточное для совершения перевозки.
  5. Полное наименование транспортируемого материала, его развернутая классификация в соответствии с регламентом, согласованным ООН.
  6. Указание уровня и класса опасности груза, согласно утвержденному ранжированию.
  7. Экстренные меры с указанием кодов, которые необходимо принять при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  8. Знак, подтверждающий тип опасности перевозимого вещества.
  9. Масса перевозимого товара отдельно от автомобиля — тягача.
  10. Телефоны, адреса и дополнительную информацию о компаниях, осуществляющих отправку и прием груза.
  11. Наименования населенных пунктов, расположившихся на пути движения автотранспорта.
  12. Перечисление тех поселений, где разрешается проезд автомобилю, транспортирующему опасные вещества.
  13. Расположение безопасных мест, пригодных и разрешенных для стоянок и дозаправки.
  14. Указание контактной информации служб экстренного реагирования субъектов на протяжении всего маршрута.
  15. При грузообороте большого объема опасных веществ обязательно указывать точное число автотранспорта, участвующего в поездке.
  16. Специальные рекомендации для движения автотранспорта (автоколонны) по маршруту: необходимость в машинах сопровождения, ограничения провоза в темное время суток, максимально допустимую скорость движения.

Представленный образец заполнения поможет внести данные в бланк заявления без ошибок.

Координирование маршрута поездки

До недавнего времени процедура урегулирования маршрута движения автомобиля с небезопасным товаром на борту ограничивалась отделениями Госавтоинспекций в поселениях, находящихся на траектории следования.

Читайте также:  Как перевезти инвалида

Выбор маршрута и составление карты

В 2007 году 8 ноября был утвержден Федеральный закон No 257, после чего порядок действий изменился. Теперь перечень надзорных органов зависит от типа дорог, по которым планируется осуществление грузоперевозок:

  1. Федеральные трассы. Согласование проводится с отделениями Ространснадзора субъектов на всей траектории продвижения.
  2. Осуществляется в надзорном органе по месту регистрации предприятия перевозчика.
  3. Муниципальные дороги. Проезд согласовывается с управленческой структурой субъекта и исключается вероятность выезда на трассу федерального значения.
  4. Внутренние дороги населенного пункта. Согласование проводится на уровне местной власти, полностью исключая выезд на дороги другого характера.
  5. Частные направления. Утверждение проезда определяется собственником дороги.

Необходимо получить в управлении ГИБДД документ, гарантирующий исправность и пригодность транспортного средства к провозу небезопасных веществ.

Формирование и утверждение маршрутного листа

Траектория движения транспортного средства с опасным веществом требует тщательной проработки. Этим вопросом занимается непосредственно компания — перевозчик в тесном контакте с заказчиком. На длину маршрута влияет как безопасность окружающей среды, так и уровень вредоносности перевозимых веществ.
Разработка пути продвижения регулируется несколькими основными правилами:

  • Перевозка опасных грузов должна осуществляться максимально удаленно от жилых поселений, крупных заводов, а в особенности от предприятий, специализирующихся на переработке нефти и имеющих государственную значимость.
  • Транспорту с вредным для окружающей среды веществом на борту запрещен въезд на территории заповедных зон, архитектурных объектов и мест проведения досуга.
  • При неизбежности проезда через населенный пункт, траектория следования составляется так, чтобы миновать объекты социального значения, а также прочие места возможного скопления людей.

Соблюдение указанных правил позволит максимально снизить риск возникновения нестандартных ситуаций, и более детально проработать путь следования.

В утвержденном маршрутном листе должна быть указана следующая информация о расположении:

  • предполагаемых безопасных стоянок;
  • заправочных станций на всей линии маршрута;
  • близко расположенных к траектории движения учреждений экстренных и лечебных служб;
  • опасных участков пути, по данным Госавтоинспекции.

Итоговый перечень официальных бумаг

После окончательно разработанной траектории перевозки опасных грузов на согласование представляется следующий комплект документации:

  1. Тщательно проработанный маршрут со всей соответствующей информацией. Подается три идентичных экземпляра, один из них останется у компании перевозчика, второй отправляется в надзорную организацию, третий же находится у водителя автомобиля — тягача, для предъявления при первом требовании.
  2. Лицензия на транспортировку вредных веществ.
  3. Свидетельство о допуске ТС к перевозке грузов данного класса опасности.
  4. Подробная инструкция для грузоперевозок данного типа товара. Она составляется как грузоотправителем, так компанией — перевозчиком, ориентируясь на характеристики перевозимого материала.
  5. Допуск на перевозку грузов в темное время суток.

В некоторых случаях требуется дополнить перечень специальным допуском от МВД. Оформляется такое разрешение не позже 10 дней до начала транспортировки.

Результатом процесса оформления, создания, утверждения и согласования маршрута является получение соответствующего разрешения на право транспортировки опасных материалов. На основании этого документа компания — перевозчик допускается к трафику опасного груза по территории страны, но строго в рамках согласования.

Важный фактор выдачи разрешительного документа — наличие автомобильного транспортного средства в реестре Росавтодора. При отсутствии авто в списке допущенных к транспортировке, выдача спец разрешения может быть отменена службами контроля.

Разрешение на перевозку вредных веществ представляет собой единую утвержденную форму — образец. Встречаются небольшие отличия в тексте и количестве и расположении необходимых к заполнению столбцов.

Документы для перевозки опасных грузов

Последствия несогласованной перевозки

В связи с уровнем опасности перевозимых грузов несоблюдение требований транспортировки, а также предоставление неполного пакета сопроводительных бумаг контролируется надзорными органами. Ненадлежаще оформленное разрешение, поддельная документация и другие нарушения правил перевозки опасных грузов регламентируются статьей 12. 21 КоАП.

Нарушитель Наказание
Шофер транспортного средства Штраф в размере 2000 — 2500 рублей, лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев.
Должностное лицо, ответственное за оформление документации и перевозку в целом Штрафные санкции на сумму 15000 — 20000 рублей.
Юридическое лицо (компания перевозчик) Денежное взыскание в сумме 400 — 500 тысяч рублей.

При повторном преступлении установленных правил транспортную компанию ожидает аннулирование лицензии на перевозку опасной категории грузов.

Если будет обнаружена нелегальная транспортировка вредных веществ, то компанию нарушителя ожидает привлечение не к административной, а уголовной ответственности.

Случаи невыполнения критериев перевозки железнодорожным, авиа или морским транспортом регулируются нормативными документами соответствующих ведомств.

Следует помнить, что формирование и согласования пути следования транспорта при перевозке опасной категории грузов относится только к автомобильным грузоперевозкам. Транспортировка вредных веществ другими видами транспорта не требует столь скрупулезного составления маршрута, однако указание пунктов отправления и доставки является обязательным.

Заключение

Маршрут перевозки небезопасных грузов — процесс, подлежащий скрупулезному рассмотрению, составлению и последующему согласованию контролирующими организациями.

Даже самые незначительные, на первый взгляд, моменты следования согласовываются с отправителем, получателем, и конечно же с органами управления субъектов, расположенных на траектории движения автомобиля — перевозчика опасных грузов. Отклонение от установленного маршрута фиксируется организациями, осуществляющими контроль перевозок и, наряду с другими нарушениями, карается санкциями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: