Морские перевозки грузов из России в Китай

Морские контейнерные перевозки в/из Китая

Морская доставка грузов из (в) Китая в контейнерах через порты России: Санкт-Петербург, Усть-Луга и Новороссийск. Расчет вариантов морского фрахта под задачи Заказчика.

Компания «Кредо Транс» осуществляет морские грузоперевозки в экспортно-импортном направлении в/из Китая любых категорий грузов, в том числе: опасных, скоропортящихся, негабаритных. Для доставки груза используются контейнеры, которые гарантируют сохранность товара на всем протяжении пути.

Основные морские маршруты контейнерных перевозок между Китаем (КНР) и Россией проходят по трём направлениям, которые определяются наличием в регионе главных морских портов РФ:

  • порт Санкт-Петербург/Усть-Луга (Северо-Запад, Центр);
  • порт Новороссийск (Юг);
  • порт Владивосток (Дальний Восток).

Наибольший грузопоток контейнерных грузов из КНР приходится на Москву и Санкт-Петербург (СПБ). Транспортировка грузов этого направления наиболее удобна через порт СПБ/Усть-Луга. Доставка контейнеров южных регионов России преимущественно проходит через порт Новороссийск.

Стабильность и регулярность морских контейнерных перевозок между Китаем и Россией достигается за счет большого количества контейнерных линий работающих на данном направлении. Мы сотрудничаем со всеми контейнерными линиями, которые осуществляют регулярные рейсы между портами КНР и РФ.

Множество контейнерных портов в Китае дает возможность коммерсанту выбрать для отправки контейнера с грузом наиболее удобный.

Разнообразие выбора морских и фидерных перевозчиков позволяет грузовладельцам более гибко решать вопросы по оптимизации затрат при транспортировке товаров.

Стоимость доставки контейнера из Китая

Цена транспортировки контейнера морским путем из КНР зависит от многих факторов: выбора морской линии, сроков доставки, конъюнктуры на фрахтовом рынке. Судовладельцы постоянно контролируют ситуацию и оперативно обновляют ставки морского фрахта в соответствии с реальными обстоятельствами.

Актуальную стоимость морского фрахта из Китая всегда можно узнать в компании «Кредо Транс». Мы постоянно возим грузы по китайскому направлению и имеем выгодные тарифы на перевозку контейнеров.

Табл. Цена доставки контейнера из Китая в порт Санкт-Петербург/Новороссийск.
*Ставки даны, как ориентир для планирования контрактной стоимости грузоперевозки и действительны до 28 февраля 2021 года.

Порт отправления Тип контейнера Цена, USD (на условиях FILO)
порт Санкт-Петербург порт Новороссийск
Guangzhou (Гуанчжоу) 20 DC 5350 4910
40 DC 9505 8450
Huangpu (Хуанпу) 20 DC 5350 4910
40 DC 9505 8450
Hong-Kong (Гонкон) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375
Qingdao (Циндао) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375
Ningbo (Нинбо) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375
Shanghai (Шанхай) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375
Shekou (Шэкоу) 20 DC 5575 4860
40 DC 9555 8375
Xiamen (Сямынь) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375
Yantian (Янтиан) 20 DC 5275 4860
40 DC 9355 8375

Примечание. 1. Ставка включает: морской фрахт, все текущие надбавки, выгрузку в порту. 2. Транзитное время в пути: 25 — 40 дней. 3. Ставки даны индикативно, и могут отличаться от фактических, т.к. зависят от наличия порожнего оборудования, мест на судне и вводимых линиями дополнительных сборов.

Морские перевозки из Китая. Морской фрахт из Китая. Калькулятор морского фрахта из Китая

Объем международной торговли России и КНР с каждым годом стабильно увеличивается, что оказывает непосредственное влияние на сферу международной логистики между двумя странами, и ведет к ее постоянному развитию. На текущий момент, КНР занимает лидирующие позиции по объему импорта товаров на территорию России.

Это означает, что всегда очень остро стоит вопрос доставки грузов из Китая в Россию, и ключевое влияние играют профессионализм транспортного агента, скорость его реакции на различные рабочие вопросы, возникающие в процессе грузоперевозок из Китая в Россию и, конечно, стоимость транспорта в Россию из Китая. Именно поэтому, в стремлении снизить стоимость перевозки, уменьшить расходную часть и себестоимость продукции в России, и если клиент обладает достаточным запасом времени, компания STE Export Group рекомендует использовать доставку по морю из Китая для перевозки своих грузов в Россию.

Морской фрахт из Китая от компании STE Export Group: профессиональный подход к организации морской перевозки в Россию.

  • Начиная с оформления необходимой документации, организации внутрикитайского экспедирования грузов на условиях EXW,
  • Последующим морским фрахтом в порт назначения в России,
  • Внутрипортовым экспедированием в порту России,
  • Организацией транспорта до конечного места назначения груза из КНР.

Компания STE Export Group организует транспортировку контейнеров морем из Китая “под ключ”, или, используя термин из логистики, “door-to-door” (от двери до двери).
Сотрудники нашей компании полностью контролируют передвижение контейнера на каждом этапе морского транспорта из Китая.

Что такое морской фрахт из Китая, его особенности

Морской фрахт из Китая и его основные достоинства

Низкая стоимость доставки грузов из Китая морем.
Безопасность груза.
Возможность работы с любым объемом груза из Китая.
Четкое расписание движения контейнерных судов из Китая.

К недостаткам морских грузоперевозок из Китая можно отнести:

Скорость движения судов
Влияние погодных условий
Доставка по морю из Китая осуществляются по заранее составленному расписанию, под которое необходимо подстраиваться.

Цены на морскую перевозку из Китая в Россию. Стоимость морской перевозки грузов из Китая

Что требуется для расчета фрахта из Китая при организации морских перевозок из КНР в Россию?

Стоимость доставки из Китая контейнера морем из разных портов Вы можете рассчитать в нашем онлайн калькуляторе морского фрахта из Китая

Онлайн калькулятор морского фрахта из портов Китая

Стоимость морского фрахта из Китая. Стоимость морской перевозки из основных портов Китая в порты России. На сентябрь 2020 года

Порт погрузки Порт назначения Тип контейнера Ставка фрахта Срок
Шэнчжень Восточный 20GP / 40HC 775 / 935 13 дней
Шэнчжень Владивосток 20GP / 40HC 655 / 785 9 дней
Гуанчжоу Находка 20GP / 40HC 840 / 910 19 дней
Гуанчжоу Владивосток 20GP / 40HC 990 / 1140 14 дней
Нинбо Находка 20GP / 40HC 670 / 765 6 дней
Нинбо Владивосток 20GP / 40HC 635 / 745 6 дней
Шанхай Находка 20GP / 40HC 670 / 775 3 дня
Шанхай Владивосток 20GP / 40HC 635 / 735 4 дня
Далянь Находка 20GP / 40HC 775 / 795 10 дней
Далянь Владивосток 20GP / 40HC 775 / 885 7 дней
Тяньцзинь Находка 20GP / 40HC 775 / 885 9 дней
Тяньцзинь Владивосток 20GP / 40HC 735 / 855 5 дней
Гуанчжоу Санкт-Петербург 20GP / 40HC 1300 / 2075 дней
Шэнчжень Санкт-Петербург 20GP / 40HC 1300 / 2025 дней
Нинбо Санкт-Петербург 20GP / 40HC 1300 / 2025 дней
Шанхай Санкт-Петербург 20GP / 40HC 1300 / 2025 дней
Читайте также:  Перевозки грузов из Китая
Показать еще цены ставки транспорта морских контейнеров

Скорость и сроки контейнерных перевозок морем из Китая

Основные порты в Китае для организации международной морской контейнерной перевозки из Китая:
  • Порты юга Китая: Guangzhou (Huangpu), Shenzhen (Yantian), Шэкоу (Shekou),
  • Морские порты центральной части Китая: Ningbo (Нинбо), Сямынь (Xiamen), Циндао (Qingdao), Шанхай (Shanghai),
  • Морские порты севера Китая: Dalian (Далянь), Тяньцзинь (XingGang port).
В России можно выделить следующие порты назначения, куда приходят суда, перевозящие морские контейнера из Китая:
  • Порты Дальнего Востока России: порт Восточный (порт Находка), морской порт Владивосток;
  • Порты Западного региона России (Калининград, порт Санкт-Петербург, Усть-Луга), порт Новороссийска .
  • Дополнительно следует отметить порты Финляндии (Котка и Хамина) и порты стран Балтии (Таллин, Рига, Клайпеда), которые также используются в процессе морских перевозок грузов в Россию.

Например, срок морского фрахта из Китая в разные порты России составляет:

Порты Китая — Порты Дальнего Востока России: 7-14 дней;
Порты Китая — Порты Западного региона России: 35-45 суток;
Порты Китая – порты Прибалтики – Санкт-Петербург (Москва) – 45-55 суток.

По прибытии в порт, после прохождения таможенного оформления, морские контейнера из Китая вывозятся или железнодорожным, или автомобильным транспортом в конечный пункт назначения. Например,

Срок железнодорожной доставки от портов Дальнего Востока до Москвы по территории России составляет 7 – 12 суток.
Автомобильная перевозка по РФ из порта Санкт-Петербурга в Москву занимает 1-2 дня

Что происходит с пустым контейнером после выгрузки в пункте назначения?

Почему следует выбрать компанию STE Export Group при организации морской перевозки грузов в контейнерах?

Морские контейнерные перевозки из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию на сегодняшний момент являются наиболее оптимальный вариант не только для предпринимателей среднего класса, но и крупного бизнеса.

Особенностью доставки морем из Китая является относительно недорогая стоимость, если сравнивать с другими более дорогими способами доставки.

Многие предприниматели пользуются именно контейнерными перевозками, ведь они имеют ряд преимуществ. К примеру, весь ваш груз вне зависимости от его вида помещается в специальный контейнер, который тщательно опечатывают. Таким образом, вы будете уверены в том, что ваш товар не будет тронут третьими лицами. Контейнеры из Китая удобно перемещать с одного вида транспорта на другой.

Если же вы не желаете арендовать на время транспортировки весь контейнер, то вы можете воспользоваться специальной услугой, которая предусматривает формирование сборного груза, который принадлежит нескольким владельцам. Таким образом, вы сможете сэкономить еще больше средств на доставке различного товара из мирового торгового центра – Китая в Россию.

Схема работы с компанией STE EXPORT GROUP по доставке контейнеров морем из Китая

  • Вы отправлете нам упаковочный лист и маршрут доставки,
  • В течение рабочего дня Вы получаете детальный расчет, с указанием стоимости фрахта, таможенных платежей, требуемой сертификации и комиссии,
  • После получения подтверждения о готовности товара, мы связываемся с фабрикой и организуем букировку контейнера, загрузку и экспортное оформление,
  • После таможенного оформления, наша бухгалтерия предоставляет Вам полный комплект документов,
  • После оплаты стоимости доставки Вы принимаете контейнер в месте назначения.

Для нашей компании не составит труда организовать забор и погрузку Вашего груза в любом городе Китая. Обладая офисом в Китае, мы можем оперативно и качественно решать вопросы по времени подачи контейнера на погрузку, закрытию экспорта в любом порту Китая и правильному составлению коносамента и других транспортных документов для организации доставки морем из Китая морским контейнером.
Наличие прямых контактов с представителями основных контейнерных линий в Китае и России помогает в оперативном режиме решать вопросы по организации и осуществлению морских контейнерных перевозок из Китая:

  • Составление транспортной документации на организацию морской перевозки из Китая контейнером согласно инструкциям клиентов
  • Смена получателей в коносаменте на доставку контейнера из Китая
  • Организация перевозки контейнеров морем из любого порта Китая: Тяньцзинь, Далянь, Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу, Шэнчжень и другие

Будучи продолжительное время на рынке, наша компания набила немало шишек, поэтому с радостью готова предоставить всем своим клиентам наиболее оптимальный вариант сотрудничества, который в полной мере устраивает обе стороны.

STE EXPORT GROUP – ваш лучший партнер для комфортных морских контейнерных перевозок.

Наша компания имеет ряд преимуществ по организации морских контейнерных перевозок из Китая:

  • Стоимость доставки контейнеров с помощью судоходных линий намного дешевле, учитывая прямые контракты с их владельцами.
  • Время доставки оговаривается заранее с учетом всех деталей.
  • Полное документационное сопровождение, таможенное оформление вашего груза и страхование ложится исключительно на наши плечи.
  • Личный менеджер не только подготовит всю необходимую документацию, но и проконсультирует вас и ответит на все интересующие вопросы.
  • Время доставки от 35 дней
Читайте также:  Правила перевозки опасных грузов 1 класса

Основные преимущества морских контейнерных перевозок из Китая:

  • гарантированная сохранность товара
  • нет перегрузок в пути следования
  • самый экономичный вариант доставки груза

Рекомендации по отправке контейнеров морем из Китая в Россию:

Данный вид доставки подходит в случаях, если объем партии груза соответствует объему контейнера 30м3 или 68м3, а время доставки 40-45 дней с момента выхода с порта является приемлимым для Вас.

Данный способ доставки контейнера из Китая позволяет сэкономить наибольшее количество денежных средств.

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ Китай

Как только исчез «железный занавес» Россия стала активно импортировать товары из других стран. И в первую очередь предпочтение отдавалось, конечно же, более дешевым товарам. Именно тогда на российский рынок и хлынули китайские товары: детские игрушки, бытовая техника, электроника, канцелярские принадлежности, одежда, обувь, сувениры и многое другое. Возможно с тех пор бренд «Made in China» стал ассоциироваться с дешевой, не всегда качественной продукцией, собственно такими и были тогда многие товары из Китая. Однако время шло, и с тех пор многое изменилось, прежде всего, качество продукции произведенной в Китае заметно улучшилось, а вот цены остались почти такими же. И уже сегодня китайские товары в значительной степени востребованы на российском рынке, а значит, актуальность перевозок из этого региона до сих пор сохраняется.

Мировой кризис только укрепил позиции Китая.

По данным статистики в настоящее время Китай занимает первое место в мире по объему производства более ста видов продукции. Если говорить в цифрах, то 20% холодильников, которые продаются по всему миру, 25% стиральных машин, 30% кондиционеров и 50% фотоаппаратов произведены именно в Китае.

Только за последние тридцать лет импорт Китая возрос с 10,89 миллиардов долларов до 295,2 миллиардов, то есть увеличился в 27 раз. Также заметен и рост общего объема внешней торговли, с 20,64 миллиарда долларов в начале периода до 620,76 миллиардов в наши дни.

Наибольший рост импорта пришелся на время последнего экономического кризиса, когда потребители всего мира, и российские в том числе, стали предпочитать более дешевые товары. В этот период заметно снизился спрос на французскую одежду, итальянскую обувь, немецкую технику, а ведь еще в 90 годах прошлого века товары именно этих производителей были наиболее востребованы. Теперь же в первую очередь потребителей интересовала более дешевая продукция, произведенная в Китае и Турции. А если учесть, что в настоящее время китайские товары по своему качеству нисколько не уступают своим европейским аналогам, а рабочая сила в Китае осталась такой же дешевой, то становится понятным нежелание многих потребителей переплачивать только за бренд.

В последнее время, ввиду популярности китайских товаров в России, объем грузоперевозок из этого региона заметно увеличился. Согласно данным ФТС России динамика роста грузоперевозок из Китая просто налицо. В 2005 году объем импорта составил 7,25 млрд долларов, в 2006 — 12,89 миллиардов, в 2007 — 24,40 млрд, в 2008 — 34,75 миллиардов.

Где и как выбирать партнеров в Китае.

Особенностью экономической зоны Китая, является то, что производство различных товаров сгруппировано здесь по территориальному принципу. То есть компании, которые работают в одной отрасли, расположены в определенных регионах. Наиболее интересными поставщиками для России стали провинции Шэньчжене и Гуанчжоу, которые работают исключительно на экспорт. Именно отсюда нам поставляются китайская одежда, обувь и электроника, по крайней мере, большая часть этих товаров. Эти провинции отличаются от остальных регионов наличием энергоресурсов, хорошей сырьевой базой и развитой транспортной инфраструктурой.

Особенность работы с китайскими поставщиками заключается в том, что следует очень внимательно относиться к выбору партнера в этой стране. Дело в том, что многие китайские компании имеют право работать только на внутреннем рынке, что обусловлено местными таможенными правилами. И при отправке груза могут возникнуть проблемы с получением экспортной декларации. А потому нужно заранее поинтересоваться у предполагаемого партнера о наличии разрешения на внешнюю торговлю.

Кроме того, в Китае много компаний, которые имеют лицензии на внешнюю торговлю, однако сами ничего не производят. Это так называемые посредники, которые покупают товары у местных производителей и потом перепродают за границу. Как вариант, можно воспользоваться и их услугами, если, конечно, это выгодно.

Теперь непосредственно о доставке.

В настоящее время Китай совершенствует логистику доставки своих товаров. Благодаря довольно развитому транспортному сообщению, сегодня грузы из Китая могут доставляться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным. Однако у каждого из этих способов доставки есть и свои неоспоримые преимущества, и явные недостатки.

Автомобильные грузоперевозки широко используются внутри страны, в частности для доставки грузов до крупных складов в Пекине и Шанхае. Но в случае использования автомобильного транспорта для перевозки товара в Россию, стоит иметь в виду, что могут возникнуть определенные трудности. По территории Китая доставка не вызовет никаких проблем, однако потом грузу предстоит пройти почти через всю Россию или через Казахстан, что с точки зрения дорог почти одинаково, то есть хороших дорог там почти нет. Кроме того, этот способ доставки имеет еще и сезонный характер, зимой трассы никто не чистит, и из-за снега проехать просто невозможно, а весной и осенью некоторые дороги раскисают. Так что этот способ доставки груза из Китая используется редко и только в крайних случаях.

Читайте также:  Тарифы на перевозку грузов по России

В отличие от автотранспорта, железнодорожный не имеет плохих дорог. Он даже обойдется значительно дешевле (почти в два раза), чем доставка товара самолетом. Такой способ считается не только относительно быстрым и привлекательным с точки зрения финансов, кроме того, сама партия товара может быть примерно 1,5 – 2 тонны, что иногда вполне достаточно. Срок перевозки из Пекина может составить 7 – 10 дней, а с учетом доставки груза до пекинских складов, это еще порядка 5 – 7 дней, общая дорога займет около 15 – 20 дней.

Но более доступным и удобным способом доставки грузов из Китая считается морской транспорт. Многие транспортные компании работают с крупнейшим консолидационным складом, который находится в Шанхае. Это наиболее значимый транспортный узел Китая, объем годового грузопотока которого, составляет более 8 миллионов контейнеров. Стоит также отметить, что это единственный способ доставки крупногабаритного груза из Китая в Россию (контейнерные перевозки). Однако большим недостатком доставки морским транспортом являются длительные сроки, в среднем порядка 45 дней.

Если показать на примере, то доставка груза морем по маршруту Шанхай – Котка, а затем в Москву займет от 35 до 50 дней в зависимости от погодных условий. При этом стоимость 20-футового контейнера по данным на март месяц 2010 года составит 5 200 долларов, если это будет 40-футовый контейнер — 7 400 долларов. Для негабаритного груза придется нанимать специальный контейнер типа Open Top или Flatrack, тогда стоимость перевозки будет рассчитываться индивидуально для каждого случая, но обычно она как минимум в 3 – 4 раза выше стоимости доставки стандартного 40-футового контейнера.

Как вариант, в последнее время распространен комбинированный способ доставки, морем до Владивостока, а затем по железной дороге до Москвы. При этом срок такой транспортировки может сократиться до 25 – 30 дней, однако в этом случае возможны задержки, как со стороны портовиков, так и со стороны железнодорожников.

Ну, а наиболее быстрым и безопасным способом доставки грузов из Китая является авиатранспорт. Ежедневно Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг отправляют свои самолеты в Россию, при этом уже в течение 72 часов можно будет получить свой груз. Единственным существенным недостатком такого вида перевозки можно считать высокую стоимость доставки товара, а поэтому таким вариантом транспортировки пользуются, когда нужно отправить грузы, требующие аккуратного обращения (скоропортящиеся товары, сложная электроника).

Кроме того, принимая решение об отправке товара самолетом, стоит иметь в виду, что этот вариант доставки будет выгоден только тогда, когда склад компании отправляющей груз находится недалеко от аэропорта. В противном случае в результате комбинирования авиатранспорта и автомобильного (до аэропорта придется везти товар на машине), теряется основное преимущество авиа доставки — быстрота. И тогда свой груз можно будет получить примерно через 3 недели.

При доставке грузов авиатранспортом из Китая нужно знать тот факт, что кроме специализированного грузового рейса можно воспользоваться и обычным пассажирским самолетом. Если вес груза не превышает 3 тонн, то лучше его перевозить традиционным пассажирским рейсом, это обойдется дешевле. Если же вес больше, то груз можно разбить на несколько рейсов. Ну, а когда этого сделать нельзя, то придется воспользоваться специализированными грузовыми рейсами. Правда, в этом случае нужно принимать во внимание то, что не только доставка обойдется несколько дороже, но и ее сроки также увеличатся (самолеты будут перегружаться в аэропортах — хабах). Единственным преимуществом в данном случае можно считать то, что крупные товары буду доставляться без разбивки на части.

Конечно, наиболее подходящим рейсом для доставки будет тот, в котором не потребуется перегружать товар, либо это процедура будет сведена к минимуму, так как это может привести к повреждению груза.

Говоря о сроках доставки авиатранспортом из Китая, стоит отметить, что при стандартных ставках таких грузоперевозок 3,5 – 6 евро, обычно срок перелета составляет 1 – 2 дня. Однако есть некоторые транспортные компании, которые при более низких тарифах готовы доставить товар в течение 3 – 5 дней. Только при этом никаких гарантий по срокам транспортировки они не дают. Нужно всегда помнить, что чем дешевле предлагается грузоперевозка, тем больше вероятность того, что этот вылет будет отложен ради более дорогого рейса.

Отдельно следует остановиться на доставке сборных грузов из Китая.

В случае доставки из Китая небольшой партии товара, можно прибегнуть к так называемым сборным грузоперевозкам, не всегда выгодно заказывать для недорогой партии обуви, одежды, запчастей целый контейнер. Однако такой вид доставки может иметь и свои недостатки.

В случае если товар будет доставляться до одного из китайских складов на материке, это чаще всего Шанхай, Пекин, Нингбо, Иву, и затем в сборном контейнере он пойдет по морю или по железной дороге, то сроки доставки увеличатся на 5 – 7 дней, по сравнению с перевозкой обычного отдельного контейнера. Это время потребуется на консолидацию того количества груза, которое необходимо для отправки контейнера. Стоимость такой транспортировки обычно составляет порядка 200 евро за кубометр, однако у различных транспортных компаний она может отличаться, так что всегда можно выбрать подходящие условия. Если же товар хрупкий или по каким-либо условиям его не рекомендуется перегружать, то в таком случае его лучше отправить в отдельном 20-футовом контейнере. Эта же рекомендация будет справедлива, если объем партии составляет порядка 15 – 20 кубометров.

Читайте также:  Низкие платформы для грузоперевозок

Другой вариант доставки сборных грузов предполагает транспортировку товара до склада консолидации в Пекине в почтово-багажное отделение. И от туда уже в Россию. При этом стоимость доставки составит 2,5 – 4 евро за килограмм груза, однако вес груза не должен быть более 2 тонн.

При транспортировке сборных грузов из Гонконга и Тайваня, их не везут не материк, это экономически невыгодно, а, кроме того, требует таможенного оформления. В данном случае используется вариант доставки LCL. Груз собирается агентом морской линии, дословно это и означает «загрузка меньше объема контейнера», и затем доставляется в какой-нибудь крупный европейский порт (это может быть Гамбург, Санкт-Петербург, Котка, Рига). Обычно стоимость такой транспортировки составляет порядка 200 – 300 евро за один кубометр, а это несколько дороже, чем вариант доставки через склад консолидации. Кроме того, иногда сами поставщики предлагают перевезти груз в какой-либо порт Европы бесплатно, однако такие предложения стоит заранее просчитывать. Нужно помнить, что даже если стоимость самой доставки относительно невелика, от 10 до 70 евро за один кубометр груза, то уже портовые сборы в пункте прибытия могут быть довольно внушительными, и они в ставку, как правило, не включаются.

Выводы.

Грузооборот товаров из Китая в Россию с каждым годом неуклонно растет. Это обусловлено применимым качеством товаров по очень низким ценам, что, конечно же, не может быть не замечено российскими импортерами. Удобные схемы сотрудничества также благоприятствуют развитию бизнеса. Ну, а в довершении всего прекрасное транспортное сообщение, при котором всегда можно выбрать наиболее оптимальный способ доставки товара, окончательно расставляет приоритеты при выборе зарубежных партнеров.

Путевой лист грузового автомобиля

Для контроля работы водителя и автомобиля компании обязаны оформлять путевые листы. Это документ первичного учета. На их основании рассчитывают оплату труда водителю, списывают ГСМ, а также предъявляют заказчику сумму к оплате. Разберемся, как заполнить путевой лист грузового автомобиля с учетом новых правил, которые начали действовать 1 января 2021 года.

Как работать с путевым листом

Заполняет бумагу уполномоченный на это сотрудник компании-владельца автомобиля — это может быть сам руководитель, бухгалтер или диспетчер. Делать это нужно до начала осуществления рейса, если его продолжительность больше, чем рабочая смена шофера, или до начала первого рейса, если за смену водитель делает не один рейс.

Если на один автомобиль оформляют несколько путевых листов, то дату, время и показания одометра указывают таким образом:

  • в лист водителя, выезжающего первым, вносят данные при выезде с парковки;
  • в лист водителя, заезжающего последним, — сведения при заезде автомобиля на парковку.

Важно! С 1 марта 2019 года, согласно приказу Минтранса РФ от 21 декабря 2018 года № 467, начали действовать нововведения. В частности данные с одометра нужно снимать при выезде с «парковки» (а не с «гаража») и въезде на нее. С 2021 года также нужно включать в бланк новые реквизиты: сведения о перевозке, обязательно марку ТС, отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя и техническом осмотре ТС (приказ Минтранса от 11 сентября 2020 года № 368).

Формы путевых листов грузовиков содержат отрывные талоны. Часть сведений в них вносит заказчик, часть — исполнитель. Талоны нужны, что выставить заказчику счет за оказанные посредством грузового автомобиля услуги.

Все путевые листы после их закрытия хранятся в бухгалтерии у собственника автомобиля или арендатора. На основании информации из путевого листа бухгалтер рассчитывает заработную плату водителю и списывает затраты на ГСМ и эксплуатацию транспортного средства.

Какой бланк использовать

Существует три формы путевых листов, рекомендованные государством. Это 4-П, 4-С и 4-М. 4-П применяют при повременной оплате труда, 4-С — при сдельной, а 4-М — при междугородних перевозках. Отличий в заполнении этих бланков практически нет.

Формы утверждены постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78, перестали быть обязательными к применению с начала 2013 года. На сегодняшний день эти бланки не содержат все необходимые для путевого листа реквизиты, однако их можно добавить с учетом требований, прописанных в приказе Минтранса от 11 сентября 2020 года № 368 (он заменил ранее действующий приказ от 18 сентября 2008 года № 152, устанавливающий порядок заполнения путевых листов и перечень их реквизитов).

Заполняем путевой лист грузовика с учетом новых реквизитов 2021 года (на примере доработанной 4-П)

Сначала необходимо указать:

  • Серию и номер путевого листа, дату его выдачи.
  • Наименование организации, ее код по ОКПО, адрес, номер телефона и ОГРН или ОГРНИП (согласно приказу Минтранса от 7 ноября 2017 года № 476).
  • Срок действия листа. Здесь указывают дату: число, месяц, год.
  • Сведения о перевозке. Как заполнять этот реквизит, указано в приказе Минтранса от 3 февраля 2021 года № ДЗ-468-ПГ. Для грузовых автомобилей пишут: «перевозка грузов».
Читайте также:  ЖД перевозки

Далее нужно указать информацию об автомобиле, водителе грузовика и т.д.:

  • Режим работы, номер колонны, бригады.
  • Марку ТС, номер парковки (ранее это был номер гаража).
  • Государственный, гаражный номер ТС.
  • ФИО водителя, его табельный номер.
  • Номер удостоверения, класс.
  • Вид лицензии, ее реквизиты.
  • Сведения о прицепах.

После этого следует таблица, куда надо вносить данные о выезде с парковки и возвращении на нее. Отмечают число, месяц, время, показания одометра.

Затем располагается таблица с информацией о движении горючего. Записываем: марку и ее код, сколько горючего выдано, сколько осталось по возвращении на парковку, время работы. Заправщик, механик и диспетчер должны расписаться в своих графах.

После этой таблицы механик и водитель расписываются в том, что сдали и приняли автомобиль.

К сведению! В новых правилах заполнения путевых листов указано, что контролер технического состояния грузовика после проверки ТС должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен». Кроме того, нововведения 2021 года прописывают, какую отметку нужно вносить в лист после медицинского осмотра водителя: после осмотра перед выездом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», по итогам послерейсового осмотра — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

В задании шоферу отмечают название и адрес заказчика, время прибытия к нему и отбытия от него, сколько часов работал водитель, сколько поездок совершил.

В талонах для предъявления заказчику фирма-исполнитель указывает:

  • Номер и дату составления путевого листа.
  • Оплачиваемое время.
  • Ездки.
  • Присутствовал ли экспедитор.
  • Пробег с грузом и всего.
  • Перепробег.
  • Тонны (массу перевезенных грузов).
  • Тоннокилометры.

На обороте талона заказчик должен указать:

  • Название компании-заказчика.
  • Марку автомобиля, прицеп, их номера.
  • ФИО и должность уполномоченного лица.
  • Время прибытия к заказчику, отбытия к заказчику.
  • Показания одометра.

Отрывной талон должен подписать таксировщик.

На обороте бланка надо отметить сведения о выполнении задания шофером: название фирмы-заказчика, показания приборов, время прибытия к заказчику, маршрут движения.

Также есть таблица для указания, были ли на линии простои, по какой причине и в какое время, какова их продолжительность. Ответственное лицо должно расписаться в подтверждение данных.

Далее расположены таблички, куда вносят сведения о расходе горючего, заработной плате водителя.

Кроме того, необходимо по каждому заказчику заполнить таблицу с такими сведениями (они повторяют данные на отрывных талонах для заказчиков):

  • Оплачиваемое время.
  • Ездки.
  • Присутствовал ли экспедитор.
  • Пробег с грузом и всего.
  • Перепробег.
  • Тонны (массу перевезенных грузов).
  • Тоннокилометры.

К сведению! Данные бумаги необходимо регистрировать в специальном журнале их учета. Такой журнал с 2021 года разрешено вести в электронном виде, но заверять данные в нем нужно усиленной квалифицированной электронной подписью. После «закрытия» путевого листа его хранят в бухгалтерии компании в течение 5 лет.

Образец заполнения путевого листа

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевого листа — это документ для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. Он нужен, чтобы списывать топливо в состав расходов. Скачайте на этой странице образец заполнения путевого листа, а также — прочитайте про все изменения.

Форма путевого листа в 2021 году

Обязательного бланка путевого листа нет. Есть форма, которую можно самостоятельно доработать: добавить или убрать ненужные поля.

Составлять путевые листы должны индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности.

Бланк путевого листа надо закрепить в учетной политике. Если вы уже используете какую-либо форму, доработайте ее под новые требования. О них ниже.

После регистрации в сервисе МойСклад вы бесплатно получите:

  • образец типовой учетной политики компании,
  • полезные документы, которые нужны в торговле.

Путевые листы 2021: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Сведения о перевозке . В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2021 года:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
  • организованная перевозка группы детей,
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
  • перевозка грузов,
  • перевозка для собственных нужд.

Сведения о транспортном средстве — надо указать марку транспорта и прицепа. Раньше указывали только тип и модель. В этой же графе надо вписать показания одометра при выезде с парковки и заезде на нее после смены. Раньше эти данные были не нужны.

Медосмотр и техконтроль . После проверки, если неполадок нет, ответственный сотрудник должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен».

По новым правилам заполнения путевого листа после медосмотра водителя надо поставить отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Электронная форма журнала регистрации путевых листов — с 2021 года этот документ можно вести в электронном формате. Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. В бумажном варианте не забудьте пронумеровать и прошнуровать все страницы. Скачать журнал учета путевых листов 2021 года можно здесь.

Читайте также:  Воздушные перевозки пассажиров

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа на 2021 год в приказе от 11.09.2020 № 368.

Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указать:

  • Наименование, номер и вид ТС. Например, «Путевой лист легкового автомобиля № 322».
  • Срок действия документа. Здесь надо написать период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
  • Информацию о перевозке — сведения о виде перевозки и сообщения.
  • Данные о владельце ТС. Юрлицо указывает название, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН.
  • ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  • Сведения о транспортном средстве: тип (легковое или грузовое ТС), марку и модель, госномер, показания одометра, техсостояние ТС, дата и время выезда транспорта со стоянки и его заезда обратно.
  • Информацию о водителе: ФИО, сведения о предрейсововом и послерейсовом медосмотре.

Образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля

Для легковушек в основном используется путевой лист по форме № 3. В документе надо указать все обязательные в 2021 реквизиты.

Образец заполнения путевого листа для грузового автомобиля

Форму бланка путевого листа грузового автомобиля выбирают в зависимости от того, как работает компания. Унифицированного варианта нет. Можно выбрать:

  • Форму N 4-с. Ее используют в компаниях, которые оплачивают труд водителей сдельно.
  • Форму N 4-п. Этот документ применяют, чтобы учитывать рабочее время водителя, который получает деньги за отработанный период.
  • Форму N 4-м. Этот путевой лист подойдет для тех, кто занимается междугородними перевозками и доставками.

Срок действия путевого листа в 2021 году

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

В день делается один или несколько рейсов в течение смены

До старта первого рейса

Рейс продолжается больше одной смены

До начала рейса

На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

Если одно ТС используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину.

Путевой лист для ИП нужно составлять перед каждой поездкой. В 2021 нельзя оформлять путевой лист на месяц. Образец используется тот же, что и выше.

Штраф за отсутствие путевого листа

Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.

Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.

Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.

На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.

Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.

Журнал учета путевых листов в 2021 году

ИП и компании могут в 2021 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

Таблица, в которой указывают:

  • номер путевого листа и дату его выдачи,
  • данные водителя и его табельный номер,
  • гаражный номер автомобиля;
  • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

Хранить журнал выдачи путевых листов, их учета и регистрации путевых листов надо пять лет. Если журнал ведется в бумажной форме, страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы. Если в электронной — подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Часто задаваемые вопросы

Нужен ли путевой лист для ИП?

Да. Путевые листы для ИП на своем авто должен выписывать сам предприниматель. Это новое правило Минтранса 2021 года. Если ИП, владеющий автомобилем, одновременно и водитель, он должен оформлять путевой лист на себя.

Можно ли использовать электронный путевой лист?

Пока нет. Эксперимент с электронными путевыми листами проходил Москве, Московской, Калужской, Рязанской областях, Республике Татарстан и Краснодарском крае. По всей стране такой формат планируют ввести в июля 2022 года.

Сколько составляет срок хранения путевых листов в организации?

Путевые листы и журнал их учета надо хранить пять лет.

Как правильно заполнить путевой лист грузового автомобиля?

Для грузовиков порядок заполнения путевых листов в 2021 году мы разобрали в этом разделе.

Какой бланк путевого листа легкового автомобиля лучше использовать?

Лучше взять путевой лист по форме 3. Сегодня эту форму используют чаще всего и дорабатывают при необходимости. Скачать образец путевого листа 2021 года можно здесь.

Кто имеет право подписывать путевые листы?

Сотрудник, который отвечает за путевые листы, контроллер техсостояния машины, медработник. В небольших компаниях обычно за диспетчера подписывает бухгалтер, а за механика — водитель.

Читайте также:  Лицензия на перевозку детей автобусами

На какой срок выдается путевой лист?

Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одной смены.

Путевой лист грузового автомобиля — 2021

Согласно уставу автомобильного транспорта, путевой лист — это учетный документ для контроля работы транспортного средства и водителя. Эксплуатация транспорта без путевых листов в большинстве случаев запрещена, поскольку они подтверждают обоснованность пробега и списания расходов на ГСМ, а также начисление заработной платы водителям, поэтому при их заполнении важно соблюдать определенные правила, тем более что типового бланка путевого листа не существует.

С 01.01.2021 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2020 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.

Зачем нужен путевой лист

Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.

Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:

  • на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач);
  • на автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач);
  • на автомобили-самосвалы;
  • на специализированные автомобили.

Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.

Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.

Можно ли ездить без путевого листа

Нет, нельзя. Согласно пункту 2 ст. 6 устава автотранспорта, перевозки грузовыми ТС без путевых листов запрещены. Невыполнение этого правила водителю грузовика грозит предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (п. 2 ст. 123 КоАП РФ).

Наличие и корректность заполнения путевого листа могут проверить сразу несколько структур:

  • ИФНС;
  • Ространснадзор;
  • ГИБДД;
  • ГИТ.

Кроме того, ошибки в путевых листах могут привести не только к штрафам, но и к снятию налоговых расходов.

Причем если эксплуатируется грузовик, то оформление путевых листов требуется не только при коммерческих перевозках, но и в том случае, если они выполняются для нужд организации или ИП (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Например, отсутствие путевого листа не позволило компании доказать в суде обоснованность затрат на приобретение товара и дизтоплива, хотя товарные чеки на покупку солярки имелись. Однако согласно Определению ВС РФ от 22.12.2017 № 306-КГ17-18710, количество израсходованного топлива, исходя из пробега авто, может подтвердить лишь путевым листом.

Виды путевых листов грузового автомобиля

Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.

С другой стороны, унифицированные формы не содержат обязательных реквизитов для заполнения ПЛ, поэтому их применение может повлечь нарушение нормативных требований.

Таким образом, унифицированные формы можно брать лишь за основу, а дополнять необходимыми реквизитами.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждены два вида унифицированных путевых листов:

  • по форме № 4-С;
  • по форме № 4-П.

Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).

Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля

Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.

Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.

Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа и его номер.
  2. Срок действия документа, то есть дата, в течение которой действует путевой лист. Если документ оформляется больше чем на один день — даты начала и завершения периода применения ПЛ.
  3. Собственник ТС. Если владелец ТС — юрлицо, то указывается его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Если собственник ИП, то его фамилия, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  4. Сведения о ТС, то есть его тип, марка и модель. Те же сведения о прицепе или полуприцепе (если они используются), регистрационный номер автомобиля и прицепа, показания пробега автомобиля (в полных км по одометру) при выезде с парковки и по возвращении из рейса, а также после завершения рабочей смены, дата и время осуществления предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС, дата и время пуска транспорта на линию и его возврата.
  5. Информация о водителе. Указывают фамилию, имя, отчество, дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра (если такая обязанность установлена законом).
  6. Сведения о перевозке. Здесь нужно отразить сведения о видах сообщения и видах перевозок. Они приведены в статьях 4 и 5 устава автотранспорта. О том, как заполнить данные реквизиты, Минтранс сообщил в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Как разъяснило ведомство, видов сообщения может быть четыре:
  • городское;
  • пригородное;
  • междугородное;
  • международное.
Читайте также:  Карта допуска для международных перевозок

Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.

Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:

  • регулярная — пассажиров и багажа;
  • пассажиров и багажа;
  • по заказу пассажиров и багажа легковым такси;
  • грузов для собственных нужд;
  • организованная группы детей.

В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.

Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.

На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.

Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.

Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:

  • сведения о водителе, который выезжает со стоянки первым, дату и время, а также показания пробега;
  • сведения о водителе, который заезжает на стоянку последним, дату и время и показания пробега на момент заезда.

Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.

Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:

  • состояние ТС;
  • дату и время выпуска и возвращения ТС на линию;
  • результат осуществления предрейсового или предсменного контроля в виде отметки «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 порядка заполнения ПЛ).

Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.

Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).

Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).

Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.

В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.

Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.

При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.

ПЛ и товарно-транспортные документы должны храниться совместно.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.

  • Кто должен составлять путевой лист
  • Когда составлять путевой лист и сколько он действует
  • Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года
  • Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году
  • Дополнительные реквизиты путевого листа
  • Форма и порядок заполнения путевого листа
  • Нормы расхода топлива

Кто должен составлять путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.
Читайте также:  Перевозки грузов железнодорожным транспортом

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»

В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • организованная перевозка группы детей;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • перевозка грузов;
  • перевозка для собственных нужд.

Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):

Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.

Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.

Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:

  • для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
  • для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.

Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:

  • тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
  • марку и модель транспортного средства и прицепа к нему (если используется) (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
  • государственный регистрационный номер транспортного средства и прицепа (если используется);
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки и заезде на неё после окончания смены;
  • день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства, если обязательный досмотр установлен законом);
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места стоянки и его заезда обратно.

Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, если послерейсовый осмотр предусмотрен законом.

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Для принятия к учёту

Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.

Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.

Дополнительные реквизиты путевого листа

Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).

Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:

  • нормативный расход топлива;
  • маршрут движения;
  • экономия топлива в сравнении с нормативным расходом;
  • перерасход топлива в сравнении с нормативным расходом.

Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.

Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.

Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3

Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».

В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: