Правила перевозки химических грузов

Правила перевозки наливных грузов

Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.

Наливные грузы делятся на:

  • нефтепродукты;
  • химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
  • пищевые продукты.

Правда, на порядок организации транспортировки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и пр.

На какие свойства наливных грузов обращают внимание в первую очередь?

Плотность — отношение массы вещества к единице объема. Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».

Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.

Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.

Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и других нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.

Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.

Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.

Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение, во избежание катастрофы, очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.

Читайте также:  Набор АДР для перевозки опасных грузов

Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза. Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.

Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.

Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами, во избежание острого отравления, должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.

Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное число (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное. Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (а значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.

Порядок организации перевозки наливных грузов

Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.

Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.

Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и пр. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.

Транспортные средства для перевозки наливных грузов

Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.

По температурному режиму автоцистерны могут быть:

  • изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
  • с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
  • с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
  • без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.

По предъявляемым к их производству требованиям:

  • выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
  • с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
  • произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
  • имеющие усиленную конструкцию (выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость: предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
  • разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов;
  • отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, так как используются для транспортировки пищевых продуктов.
Читайте также:  Мультимодальные (смешанные) перевозки

Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.

Вместе с тем, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».

Что такое флекситанк?

Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.

Все достаточно просто: пустой флекситанк (который в таком виде напоминает сдутый матрас) устанавливается внутри стандартного 20-футового контейнера, после чего присоединяется шланг, запускается электронасос — и жидкость заполняет емкость. Когда груз занял необходимый объем (а флекситанк рассчитан на 14 000 – 24 000 л), он, в принципе, готов к транспортировке.

Причем перед погрузкой можно сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.

Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.

Правда, есть и существенный минус: транспортировать можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.

Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?

Помимо обязательного пакета (товарно-транспортной или транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.

Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:

  • разрешение на проезд;
  • свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии и т.п.;
  • при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.

Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?

К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B или C) (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.

При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.

Читайте также:  Что такое рефрижераторные перевозки

Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.

Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.

Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10 процентов от всего объема: в зависимости от вида и свойств вещества.

Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность…

В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.

Опасные грузы 2020: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту

Опасные для экологии, жизни и здоровья людей предметы и вещества нужно транспортировать с особой осторожностью и соблюдением правил перевозки опасных грузов (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация опасных грузов.

Класс 1 — взрывчатые вещества.

Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Нитроглицерин, тротил, гранитол.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.

Ручные гранаты, торпеды, мины, боеприпасы.

Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.

Порох, фейерверки, огнепроводный шнур.

Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.

Патроны для ружей и пистолетов, промышленные заряды.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.

Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Категория 2.2 — токсичные газы

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.

Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.

Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.

Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси.

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый, двуокись марганца.

Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.

Перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила, технически чистая.

Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества

Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.

Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Инфекционные вещества — RIS.

Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

Класс 7 — Радиоактивный материал.

Категория I — Белая — RRW.
Категория II — Желтая — RRY.
Категория III — Желтая — RRY.

Кобальт, йод, цезий.

Плутоний 239, уран 233

Класс 8 — Коррозионные вещества.

(вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам).

Серная кислота, кислотные батареи, ртуть.

Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия

Прочие опасные грузы — RMD.

Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.

Читайте также:  Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.

Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.

Сухого лёд, полимерные смолы, намагниченные материалы.

Какой транспорт выбрать для перевозки опасных грузов

От класса опасности, удалённости места транспортировки, бюджета транспортировки и особенности договорённости между заказчиком и исполнителем зависит выбор способа перевозки опасного груза в 2020 году (Таблица 2).

Таблица 2. Требования к транспорту, перевозящему опасные грузы.

Вид транспорта

Преимущества и недостатки

Железнодорожный

Плюсы: высокий уровень безопасности, возможность перевезти большие объёмы, сравнительно невысокая стоимость.

Минусы: большая длительность перевозки, большой объём документации.

Автомобильный

Плюсы: большая скорость транспортировки, демократичная стоимость.

Минусы: не подходит для больших партий грузов, выше вероятность непредвиденных ситуаций: кража, автомобильная авария и пр.

Автомобиль должен быть оборудован металлической цепочкой для заземления, груз должен быть изолирована при помощи специального материала. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором, а бензобак должен быть отделен от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и защищен спереди и сзади металлическими щитками, а со стороны днища — металлической сеткой. В автомобиле должны быть:

Плюсы: самый быстрый способ транспортировки.

Минусы: высокая стоимость услуг, невозможность работы с большими объемами и габаритными грузами.

Плюсы: доступная стоимость, высокая безопасность, подходит для работы с большими партиями груза вне зависимости от габаритов.

Минусы: перевозки зависят от погодных условий.

Перед выбором оптимального способа перевозки опасного груза в 2020 необходимо ознакомиться с особенностями, преимуществами и недостатками каждого из них.

Дополнительные меры безопасности, на которые нужно обратить внимание

Для минимизации возможного риска загрязнения окружающей среды, снижения угрозы для жизни и здоровья людей при транспортировке опасных грузов, важно соблюсти дополнительные меры предосторожности.

  1. Проверить состояния здоровья водителя. Главный оцениваемый параметр — скорость реакции, только трезвое оценивание ситуации на дороге позволит избежать ДТП и других опасных ситуаций на дороге.
  2. Проверить техническое состояние транспортного средства.
  3. Иметь в наличие дополнительное оборудование и разрешения на перевозку опасных грузов.
  4. В пути не брать «на буксир» другие автомобили и не подвергать буксировке сам транспорт с опасным грузом.

Транспорт, перевозящий опасный груз, должен быть промаркирован. Для этого используются знаки оранжевого цвета с кодом ДОПОГ. Где написан идентификационный номер опасности груза. Знак должен быть разборчивым, с нестираемыми рельефными символами, чтобы они не пострадали в случае пожара.

Транспортировка химических веществ

Транспортировка химических веществ — особенно сложный вид грузоперевозок. Он практически всегда сопряжен с высокой опасностью. Необходимо не только обеспечить целостность и сохранность груза, но и предотвратить возможный вред здоровью людей, состоянию окружающей среды и оборудованию. Доставка груза в каждом случае разрабатывается и организуется индивидуально. Специфика транспортируемого вещества влияет на все этапы грузоперевозки.

Мы обеспечиваем индивидуальный подход, высокое качество обслуживания и доступность цен на все виды услуг. Справки по телефонам:

  • (495) 649-95-85 — Москва,
  • (812) 649-95-85 — Санкт-Петербург.

Химические грузы разнообразны. Они обладают различными характеристиками и свойствами: могут быть неопасными, условно опасными и опасными, взрывчатыми, легковоспламеняющимися, неустойчивыми, ядовитыми, инфекционными, радиоактивными, едкими и коррозионными. В Российской Федерации используют классификацию опасных грузов, по которой выделяется восемь классов химических веществ с высокой опасностью. Подробнее об этом читайте в статье «Профессиональная перевозка химических грузов – гарантированная безопасность».

В зависимости от свойств груза, к организации его перевозки предъявляются определенные требования, основные из которых:

  • задействование только тех специалистов, которые прошли обучение и имеют навыки работы с химическими грузами,
  • наличие необходимых транспортных документов,
  • использование специализированной транспортной техники,
  • выбор оптимального маршрута,
  • очистка резервуаров после разгрузки (по завершении каждого рейса).
Читайте также:  Перевозка грузов жд вагонами

О каждом из перечисленных требований мы расскажем подробнее.

Требования к водителям транспорта для химических грузов

К перевозке химических грузов допускаются водители со стажем работы не менее трех лет (на транспортном средстве данной категории).

Перед каждым рейсом водители в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности и транспортировке конкретного химического груза. Их обучают действиям, которые необходимо предпринять при возможных инцидентах (ДТП, неисправность автомобиля, повреждение цистерны, утечка, возгорание груза и другие экстренные случаи).

Помимо водителей, в работе с химическим грузом участвует обслуживающий персонал: экспедиторы, охранники, дозиметристы, операторы разгрузочно-погрузочных работ и другие специалисты. Как и водители, все остальные сотрудники также должны пройти специальный инструктаж.

Необходимые транспортные документы

При транспортировке химического вещества водитель должен иметь при себе следующие документы:

  • свидетельство о допуске к перевозке химического груза,
  • лицензионную карточку на автомобиль для перевозки опасных грузов с наличием отметки о классе химического груза,
  • путевой лист с указанием маршрута грузоперевозки и отметкой о классе груза,
  • товарно-транспортную накладную.

Водитель должен также иметь при себе контактные данные организации, осуществляющей перевозку, отправителя и получателя груза, а также дежурных частей ГИБДД, расположенных по маршруту движения.

У экспедиторов, охранников и других обслуживающих специалистов должно быть свидетельство, которое удостоверяет право на сопровождение негабаритных грузов, в данном случае, химического груза по конкретному маршруту.

Требования к транспортной технике

Транспортировка опасных веществ осуществляется с помощью специальной техники. Перевозка химических грузов осуществляется в особо прочных цистернах, внутренняя поверхность которых устойчива к неблагоприятному воздействию едких, окисляющих и коррозионных веществ. Для легковоспламеняющихся грузов используют цистерны из материалов с теплоизолирующими свойствами. Многие вещества очень чувствительны к температурному режиму перевозки и при его изменении могут воспламениться. Все цистерны оборудуются защитными клапанами для предотвращения пролива.

Топливный бак автомобиля для перевозки химических грузов должен быть удален от двигателя, аккумулятора и электропроводов. Бока и днище топливного бака, вспомогательное оборудование (например, трубопроводы для залива жидкого груза) должны иметь дополнительную защиту. Транспортировка взрывчатых материалов подразумевает перевозку взрывчатых веществ в таких транспортных средствах, у которых выхлопная труба глушителя вынесена перед радиатором в сторону.

Кабина автомобиля для транспортировки химии изготавливается из огнепрочного материала. В дополнительное оснащение входят огнетушители, емкости с песком, специальные опознавательные знаки с маркировкой по классу опасности груза.

Транспортная техника для перевозки химии должна иметь не более одного прицепа или полуприцепа. Поэтому при доставке большой партии химического груза используется несколько автомобилей.

Выбор оптимального маршрута

При разработке маршрута сотрудники отдела транспортной логистики составляют несколько путей движения, из которых выбирается оптимальный. Учитываются ограничения на проезд транспорта определенной грузоподъемности по тому или иному отрезку пути, опасные участки, возможные пробки и другие факторы, которые могут повлиять на продолжительность перевозки.

Очистка резервуаров после разгрузки химических веществ

По окончании рейса, после того как все разгрузочные работы будут выполнены, цистерна очищается от химического груза полностью. Это необходимо для того, чтобы остатки опасных веществ не скапливались в цистерне и не контактировали с химическим грузом, который будет перевозиться в следующий раз.

Услуги Группа Компаний Эверест

Транспортно-экспедиционная компания Группа Компаний Эверест выполняет перевозку химических грузов любого класса, по маршрутам различной дальности.

В число наших услуг входят:

  • разработка маршрута и планирование всех этапов грузоперевозки (услуги транспортной логистики);
  • подбор специального транспорта и его подготовка (маркировка, необходимое переоснащение);
  • оформление разрешительных локументов на перевозку груза;
  • страхование груза;
  • организация погрузочно-разгрузочных работ;
  • экспедирование;
  • перевозка и сопровождение грузов
  • перевозка особо опасных грузов;
  • отправка негабаритного груза;
  • и многое другое.

5 правил перевозки газовых баллонов

Перевозка газовых баллонов в небольшом количестве может потребоваться частным лицам или строительным организациям. Они могут пригодиться на дачном участке, стройплощадке и т.д.

Нередко заказ специализированного транспортного средства, предназначенного для доставки такого груза, нецелесообразен (экономически невыгоден). В таких случаях потребители решают использовать свой автомобиль для перевозки газовых баллонов. Резонно возникает вопрос о том, как выполнить перемещение и какими правилами руководствоваться. В этой статье будут рассмотрены ключевые моменты, регламентирующие транспортировку.

Читайте также:  Что такое договор страхования перевозки пассажиров

5 правил перевозки баллонов с газом

Заполнение баллонов газом осуществляется под высоким давлением, в связи с чем их транспортировка требует соблюдения определенных правил. Такой груз относится к опасному. Не смотря на сравнительно небольшой объем баллона, газ представляет серьезную угрозу жизни. Такое содержимое является легковоспламеняющимся и взрывоопасным, что требует особой осторожности.

Закачка газа в баллоны производится под высоким давлением, поэтому их транспортировка требует соблюдения определенных правил. За неправильную перевозку можно заработать штраф. Существуют следующие правила,. регламентирующие перемещение баллонов с газом.

Если у человека легковой автомобиль, то он может осуществлять перевозку газовых баллонов, минуя процесс получения специальной разрешительной документации, в количестве 6 штук (при условии, что содержимое будет представлено пропаном или ацетиленом) и в количестве 20-ти баллонов, заполненных аргоном или кислородом.

Также объем баллонов не должен превышать 50 литров. Количество емкостей может и превышать, указанное выше, но главное — рассчитать общий объем перевозимого газа.

  1. Запрещается в один ряд устанавливать более 3 баллонов.
  2. Все баллоны должны быть надёжно зафиксированы.

Это необходимо для безопасности, а также, чтобы не повредить автомобиль. При неправильной фиксации баллоны могут разгерметизироваться. В результате чего газ выйдет наружу и появится вероятность взрыва. Для закрепления баллонов можно применять различные материалы, к примеру, бруски, резиновые кольца или же веревки.

  1. Запрещается перемещение баллона, помещенного в салон.

Такое перемещение пускается только в багажнике. Баллоны необходимо зафиксировать в горизонтальном положении. Краны должны «смотреть» на салон автомобиля. Запрещается перемещение баллонов совместно с легковоспламеняющимися средствами. Во время погрузки/выгрузки важно максимально сократить резкие движения и удары. В противном случае может появиться повреждение, что в свою очередь может спровоцировать взрыв.

  1. Состояние баллонов.

У данных емкостей должны иметься исправные заглушки и запорные краны. Кроме этого, на резервуарах должно быть указано название газа и размещен знак опасности. Каждый из транспортируемых баллонов должен быть заправлен не более положенной ёмкости.

Кроме этих правил нужно соблюдать безопасный скоростной режим во время движения. Нельзя резко тормозить и разгоняться, а также передвигаться со слишком высокой скоростью. Транспортировать баллоны с газом следует, учитывая качество дорожного покрытия и грузоподъемные характеристики автомобиля.

В летние месяцы доставку необходимо осуществлять особенно осторожно. Баллоны в это время года нуждаются в защите от повышенных температур и воздействия солнечных лучей.

Груженое транспортное средство с баллонами запрещается оставлять без контроля. Также водителю предстоит отказаться от курения в салоне и в непосредственной близости с машиной. Недопустимо остановка машины рядом с открытым огнем.

Соблюдая вышеуказанные правила, перевозка баллонов будет не только такой, которая не нарушает закон, но и безопасной как для водителя с пассажирами, так и для пешеходов и иных участников движения.

Видео: Баллоновоз – перевозка баллонов газовых

Перевозка газовых баллонов в грузовых и легковых автомобилях

Газовые баллоны используются как в домашнем быту, так и на стройках. Стандартный баллон содержит в себе газ под давлением, который сам по себе может быть взрывоопасным веществом. Давление еще больше усиливает опасность. Поэтому были созданы специальные нормы, которыми регулируется перевозка газовых баллонов.

Правила, установленные на законодательном уровне, обязательны для выполнения.

Законодательная регулировка

Правила перевозки опасных грузов (баллоны с газом входят в эту категорию) регулируются сразу несколькими документами. Кроме отечественных законодательных актов, этот процесс регламентируется также международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

Перевозка газовых баллонов регламентируется следующими документами:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов/ДОПОГ;
  • Таможенный регламент Таможенного союза «О безопасных колесных транспортных средствах»;
  • ПДД;
  • Постановление Правительства № 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозок автомобильным транспортом»;
  • Приказ Минтранса № 7 от 15.01.2014 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…».
Читайте также:  Международные воздушные перевозки грузов

Правила перевозки баллонов с газом

Приказ Минтранса № 7 и Постановление Правительства № 272 отсылают читателя к ДОПОГ. Но этот документ распространяется не на всех.

В раздел 1.1.3 описаны ситуации, когда этот акт не применяется. Его не нужно применять к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки.

Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу.

Внимание! После того как утратили силу Приказ Минтранса № 73 18.12.1995 и Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 91 ограничение по объему перевозимых баллонов для личного потребления остались только в ПДД: масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства (п. 23.1).

Ограничения по объему опасных веществ установлены и в разделе 1.1.3.6 ДОПОГ. Без применения правил соглашения на одном транспортном средстве можно перевозить в ограниченном количестве газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ.

Негорючие, неядовитые газы (группы А — нейтральные и О — окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц.

Легковоспламеняющиеся (группа F) — ко второй, с ограничением максимального количества в 333 литра или кг (всё кол-во включительно):

  • Азот 2A баллон 40л до 24 шт;
  • Аргон 2F баллон 5кг/40л до 18 шт;
  • Ацетилен 2F баллон 5кг/40л до 18 шт;
  • Гелий 2A баллон 40л до 24 шт;
  • Кислород 20 баллон 40л до 24 шт;
  • Пропан 2F баллон 21кг/50л до 15 шт;
  • Углекислота 2A баллон 24кг/40л до 41 шт;
  • Углекислота 2A баллон 19кг/40л до 52 шт.

Правила реализации газовых баллонов для потребителей определены в Постановлении Правительства № 354 от 06.05.2011. Продавцы перед продажей должны убедиться, что баллон находится в исправном состоянии, не истек срок его годности, баллон содержит информацию о находящемся в нем газе. В п. 139 Постановления оговорена обязанность продавца ознакомить потребителя с правилами транспортировки баллона.

При транспортировке баллонов нужно придерживаться следующих правил:

  1. При погрузке следует проверить каждый баллон на предмет утечек. Рекомендуется устанавливать емкости на специальные подставки, благодаря которым они не смогут перемещаться во время движения. При загрузке автомобиля необходимо действовать осторожно.
  2. Нельзя располагать емкости возле продовольственных продуктов, веществ, относящихся к взрывоопасным. На каждом баллоне должен быть защитный колпак.
  3. Запрещается ехать на большой скорости, резко использовать тормоза. Эти действия могут привести к ударам, что чревато взрывом баллона. Если перевозится несколько емкостей, подобное поведение приведет к цепной реакции.
  4. Контакт баллона с огнем может привести к взрыву. Поэтому запрещается курить возле автомобиля, останавливать ТС вблизи от открытых источников огня.
  5. Запрещено перевозить баллоны в салонах транспортных средств, без специального крепления, в вертикальном положении.
  6. При загрузке ТС необходимо обратить внимание на качество дорожного покрытия, максимальную нагрузку, которую выдерживает авто.

Важно! Необходимо уметь действовать в случае протечки. Правильный порядок действий может сохранить водителю жизнь.

Если гражданин обнаружил протечку, необходимо отогнать автомобиль от места скопления людей и жилых домов (не менее чем на сто метров), после чего аккуратно снять его, положить на землю и плавно открывать вентиль, чтобы газ выходил по ветру от водителя. После полного опустошения емкости изделие необходимо возвратить в пункт выдачи.

Читайте также:  Грузоперевозки автотранспортом из России в Казахстан

Для коммерческих целей

По правилам, утвержденным в Постановлении правительства № 272 перевозчики газовых баллонов для коммерческих целей обязательно должны соответствовать требованиям, описанным в приложении А и В ДОПОГ.

Водители обязательно проходят обучение, количество часов и объем информации зависит от класса перевозимого груза и вида упаковки.

Свидетельство о подготовке водителя, перевозящего опасные грузы, выдается территориальным Управлением госавтодорнадзора по месту жительства водителя либо по месту его обучения по результату успешно сданного экзамена, который принимает аттестационная комиссия.

Процедура подробно расписана в Приказе Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966фс «Об утверждении инструкции по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы».

Перевозить опасные грузы можно только на ТС, которые отвечают требованиям, установленным в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и в 9 разделе ДОПОГ.

На само ТС оформляется свидетельство о допуске его к перевозке опасных грузов, специальное разрешение, аварийная карточка. На ТС обязательно должно быть предусмотрено оборудование для ликвидации последствий в случае чрезвычайной ситуации.

Определенные требования предъявляются и к самому баллону, они прописаны в 6 разделе ДОПОГ. На каждую партию груза обязательно оформляются сопроводительные документы, по правилам, описанным в разделе 8 ДОПОГ.

Штрафные санкции

Ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов определена в ст. 12.21.2 КоАП.

Размер наказания зависит от вида нарушенного правила и статуса самого нарушителя. Человеку, нарушившему технику безопасности, перевозящему баллон для личных целей, грозит штраф 1000-1500 рублей.

Более серьезная ответственность предусмотрена для нарушителей правил ДОПОГ в отношении самих правил перевозки, удостоверения водителя, свидетельства на ТС. Водители заплатят 2000-2500 рублей или лишаться прав на 4-6 месяцев.

Ответственные за перевозку должностные лица фирмы будут оштрафованы 15-20 тыс. рублей, организации на 400-500 тыс. рублей. ТС обязательно задерживается до момента устранения нарушения.

За иные нарушения водители коммерческого транспорта платят 1000-1500 рублей, должностные лица 5-10 тыс. рублей, фирмы 150-200 тыс. рублей.

А тут все о понятии авторского права и его особенности.

Заключение

Таким образом, действующие правила, касающиеся транспортировки баллонов с разными газами, строго регулируют этот процесс. На законодательном уровне ограничено количество перевозимых материалов, установлены требования к ТС и расположению емкостей в нем.

За нарушение правил гражданин может понести наказание, в соответствии с действующими нормами КоАП РФ.

Сколько баллонов можно возить?

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.

Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [1, 2, 3] это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

[1] “Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом” (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).

[2] “Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов” (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).

[3] “Правила дорожного движения” (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что “Перевозка . опасных грузов . осуществляется в соответствии со специальными правилами”.

[4] “Кодекс РФ об административных правонарушениях”, статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде “административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда”.

Читайте также:  Перевозка грузов манипулятором

В соответствии с п.п.3 п.1.2 [1] “Действие Правил не распространяется на . перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза”. Там же разъяснено, что “Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)”.

Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ [2], устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 “Положения ДОПОГ не применяются . к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки”.

Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий – изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 [2]).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А – нейтральные и О – окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) – ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под “единицей” здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Газ Класс Объем Количество
Азот 40-л баллон до 24 штук включительно
Аргон 40-л баллон до 24 штук включительно
Ацетилен 2F 5кг/40л баллон до 18 штук включительно
Гелий 40-л баллон до 24 штук включительно
Кислород 2O 40-л баллон до 24 штук включительно
Пропан 2F 21кг/50л баллон до 15 штук включительно
Углекислота 24кг/40л баллонн до 41 штук включительно
Углекислота 19кг/40л баллонн до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ “Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма . количества веществ и изделий транспортной категории “2”, помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории “3” не должна превышать 1000″.

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Безопасная перевозка баллонов с газом в автомобиле

Нередко автомобилистам необходимо транспортировать топливо на различные расстояния. Это может быть доставка пропана до дачного участка или использование системы ГБО в авто. Также с провозом может быть связана коммерческая деятельность. Эти действия составляют большой риск. Можно ли перевозить газовый баллон в легковом автомобиле, разберемся в статье.

Основные факты о газовом оборудовании в авто

Любое сжиженное топливо (пропан или кислород) относят к классу небезопасных грузов. Это объясняется тем, что наполнение им емкостей производится под давлением, а газ легко воспламеняется и взрывоопасен.Регулирование рискованныхтранспортировокосуществляется на основе правоустанавливающих документов:

  1. Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011.
  2. Европейским соглашением о регулировании международных дорожных перевозок опасных грузов. На территории РФ действует с 1994 г.
  3. Разъяснениями МВД России №13/2-121 от 26.07.06.

В этих актах разъясняется, при каких условиях и в каком размере производится транспортировка баллонов с газом.Утвержденные нормативы:

  • Доставка сжатого аргона и кислорода ограничена 20-ю литрами;
  • Пропановое вещество или баллоны растворенного ацетилена перемещают менее шести стандартных емкостей.

В один сосуд запускают 50 л топлива. В багажное отделение легкового транспортного средства можно разместить всего лишь 6 штук.

Разрешена ли транспортировка баллонов

Международное соглашение отмечает, что перевозка газовых баллонов в легковом автомобиле возможна только для личных нужд. К примеру, для доставки на загородный участок. Следует соблюсти меры предосторожности, чтобы избежать утечки. Этим же документом определено, сколько баллонов пропана можно перевозить без разрешения.Загруженный в багажник объем ограничивается 333 литрами. За провоз такой опасной поклажи водителя не оштрафуют

Внимание! При коммерческой перевозке газового груза предприятию необходимо оформить соответствующую лицензию. Каждый водитель должен получить инструкцию по управлению специальным транспортом.

Основные требования к перевозке

Помимо аккуратного вождения следует уделить внимание погрузке емкостей в машину. Выполнение таких действий не требует спешки. Любой резкий удар может вызвать взрыв.Во 2 части 6 пункта ПДД определены условия, при которых должна осуществляться перевозка баллонов с газом автотранспортом.К основным правилам относят следующие:

  1. Транспортировка должна проводиться только среди тех баллонов, которые имеют исправное состояние емкостей.
  2. Оборудование должно иметь опознавательные знаки, уточняющие класс опасности и наименование груза.
  3. Не разрешается располагать газовые баллоны возле продуктов питания или взрывоопасных веществ.
  4. Сосуд должен иметь защитный колпачок.
  5. Инвентарь следует тщательно закреплять, чтобы не допустить болтания по машине.
  6. Если требуется перевезти несколько баллонов, водитель должен иметь оформленные документы на их перемещение. Это требование будет действовать для газели, транспортирующей более 6 емкостей
  7. Скорость движения не может быть большой, чтобы не пришлось применять экстренное торможение. Резкие удары могут вызвать взрыв.
  8. Следует соблюдать особые меры предосторожности в летний период и не допускать перегревания сосудов.
  9. При обнаружении утечки газообразного вещества водитель обязан отвести авто от жилых помещений и людей, аккуратно изъять баллон из транспортного средства. После этого он должен выпустить оставшийся газ по направлению ветра. Пустой сосуд возвращают в пункт получения.

Внимание! Выгрузку баллонов проводят осторожно. Хранение емкостей для дальнейшей эксплуатации осуществляют в подготовленных помещениях. Лучше выбирать места вдали от прямых солнечных лучей, нагревательных элементов и электрических проводов.

Штраф за нарушение требований

Отступая от правил перевозки газовых баллонов автомобильным транспортом, человек подвергает риску не только свою, но и жизнь других людей. Поэтому на недобросовестных перевозчиков накладывают различные санкции.

В качестве наказаний используют следующие меры:

  1. Денежное взыскание. Сумма варьируется от вида субъекта, который совершает перевозку газовых баллонов. Физическому лицу придется заплатить до 2,5 тыс. рублей, а организациям – до 500 тысяч. Для должностных лиц штраф составит 15 000 – 20 000 руб.
  2. Конфискация водительского удостоверения до 6 месяцев.

Как правило, наказания применяются не только в связи с превышением положенного количества вещества. Они могут быть наложены за неустойчивое закрепление оборудования или размещение их в салоне авто.

Помимо этих условий инспекторы ГИБДД привлекут к ответственности за курение вблизи автомобиля, перемещающего опасные грузы, оставление его без присмотра на некоторое время, большой скорости при движении и стремительном торможении.

Важно знать! Обратите внимание, что попасть под действия наказания могут и те, кто подключил газобаллонную установку и не прошел техосмотр транспорта.

В законодательстве отрегулирована перевозка баллонов с газом в авто. Утвержденные инструкции должны соблюдаться каждым шофером. В случае их нарушения он может быть привлечен к наказанию в виде штрафа или конфискации прав. Поэтому необходимо всегда помнить, сколько газовых баллонов можно перевозить без разрешения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: