Требования при перевозке опасных грузов

Особенности перевозки опасных грузов автотранспортом

Погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка опасных веществ автомобильным транспортом имеют свои особенности.

Перевозчик должен иметь полную информацию о характере перевозимого груза. Она точно формулируется в сопроводительных документах. Кроме этого, сопровождать перевозимые вещества в пути обязаны представители отправителя: экспедиторы или специально подготовленный персонал.

Тара для перевозки проверяется на соответствие требованиям соответствующих технических условий и стандартов безопасности, должна иметь маркировку.

Расфасовка опасных грузов выполняется в специальные стеклянные или металлические емкости: ящики, фляги, канистры, бочки и пр. При этом материал изготовления тары не должен вступать в химическую реакцию с перевозимым веществом (быть к нему инертным). Баллоны перевозятся по требованиям правил для перевозки сосудов, работающих под давлением.

Кстати, если сама погрузка в транспорт выполняется силами грузоотправителя, то за процесс выгрузки отвечает получатель. В любом случае при погрузочно-разгрузочных операциях ответственное лицо ведет контроль над ними.

Организация, которая заказывает опасный груз, несет ответственность также:

  • за соблюдение регламента по упаковке и правильной погрузке;
  • за соответствие в документах сведений о наименовании, массе, степени опасности перевозимого товара фактическим данным; при этом доставленный груз не проверяется дополнительно по массе получателем.

Особенности организации перевозки опасных грузов состоят в грамотном содержании грузового транспорта за счёт оснащения специальными электронными системами.

Транспортировка опасных веществ требует от логистической компании высокого уровня профессионализма, умения ориентироваться в российской и зарубежной нормативно-правовой базе, наличия всего перечня необходимых разрешений и современного парка спецтехники. Такой перевозчик приобретает спецтехнику напрямую у автопроизводителя с опцией для перевозки опасных грузов.

Тягачи MAN TGX и полуприцепы Schmitz Cargobull оснащены специальной схемой электрооборудования, в которую входит дополнительный выключатель массы, проблесковые маячки, системы информации об опасности, средства для ликвидации последствий происшествий. Наличие этих конструктивных особенностей приводит к удорожанию машины на 5% по сравнению с обычным исполнением.

По законодательству, автопарк, используемый для перевозки опасных грузов, требует прохождение техосмотра каждые полгода. В машинах категорически запрещается использование наварных шин. Тахограф должен регулярно проверяться. Водители один раз в 3 года проходят обучение по специализированной программе. Таким образом, компания несёт дополнительные расходы. Поэтому конкуренция в этом спектре услуг совсем незначительная.

Данное направление грузоперевозок остаётся выгодным именно из-за своей специфики. Для повышения рентабельности компании, следует тщательно разрабатывать бизнес-план. Ответственный перевозчик эксплуатирует свою технику не более 5 лет. Затем распродаёт и приобретает новую. Сократить эксплуатационные расходы поможет собственный ремонтный участок, который обслуживается профессиональными сотрудниками. Ремонт обходится дешевле почти в три раза, чем у официального дилера.

Грамотный диспетчер в совокупности с применением системы мониторинга и контроля расхода топлива тоже эффективно помогает экономить средства. Для определения дислокации транспортного средства и контроля расхода топлива, применяется система Omnicomm. Кстати, её разработчики позаботились о возможности списания топлива по факту, а не по нормативам.

Надёжный перевозчик опасных грузов будет действовать только в соответствии с законодательством. Это довольно рискованный вид бизнеса. Компания, которая не дорожит своей репутацией и выполняет услуги по транспортировке опасных грузов с нарушением нормативных требований, идёт на неоправданные риски и не может считаться достойным бизнес-партнёром.

Требования к персоналу

Прежде, чем осуществить транспортировку опасного груза, требуется выполнить подготовительные работы.

  1. Проводится в обязательном порядке обучение обслуживающего груз персонала правилам работы с вредными веществами; по результатам обучения выполняется проверка знаний.
  2. Отрабатываются навыки оказания неотложной помощи в случае возникновения внештатных ситуаций.
  3. Квалификация водителей должна быть не ниже 2 класса. Обязателен допуск на право перевозки опасных грузов.
  4. К сопровождению особо опасного груза привлекаются охранные военизированные структуры.

Требования к автотранспорту

  • Все транспортные средства должны соответствовать требованиям стандартов, пройти углубленный техосмотр, иметь специальную окраску, быть оснащены специальными надписями, сигнальными знаками и освещением.
  • Погрузочно-разгрузочные работы выполняются согласно требованиям, обеспечивающим правила техники безопасности: груз равномерно распределяется по всему периметру кузова, прочно закрепляется, предупреждая возможность самовольного перемещения и случайного повреждения упаковочной тары.
  • Недопустимым считается перевозка в одном автотранспортном средстве опасных грузов разных категорий. В крайних случаях возможна совместная упаковка опасных веществ с другими грузами, относящимися к различным классам, при тщательном отделении разной тары между собой.
  • Освободив кузов от груза, обязательно следует очистить его. При необходимости следует вымыть емкость или продезинфицировать ее. Это обязанность грузополучателя.

Организационные мероприятия

В обязательном порядке весь персонал, задействованный в сопровождении опасных грузов, должен быть снабжен индивидуальными средствами защиты. Вместе со спецодеждой, противогазами и перчатками в комплект должна входить аптечка с противоядиями на случай оказания неотложной помощи.

Находиться в кузове во время движения транспорта кому бы то ни было запрещается.
В случае остановки водитель не должен оставлять транспорт без присмотра. Если же возникли непредвиденные обстоятельства (поломка, неисправность тары, порча упаковки), необходимо:

  • съехать осторожно на обочину и остановить автомобиль;
  • попытаться устранить неисправность своими силами;
  • надеть спецодежду, при помощи средств защиты провести обеззараживание местности стоянки с помощью имеющихся для этих целей составов, песка, дегазаторов, щелочи, воды и пр.
Читайте также:  Дорожный знак "Перевозка детей"

Необходимая документация

Способ и маршрут передвижения конкретно оговаривается заранее по согласованию с местными государственными структурами, автоинспекцией. Это отражается в путевом листе водителя. Любое отклонение от утвержденного маршрута категорически запрещается. Четкое выполнение требований необходимо соблюдать при передвижении по местности со сложным рельефом, неблагоприятных погодных условиях, при плохой видимости.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Перевозка опасных грузов автотранспортом: правила и ДОПОГ

На российских дорогах сегодня можно встретить множество грузовых машин и автоцистерн. Перевозятся ими разные грузы, в том числе и опасные. К категории опасных относится бензин, газ, спички, краски, химические средства в аэрозолях, бенгальские огни, полиэтиленовая пленка.

Перевозка продуктов, опасных для окружающих, подразумевает серьезный вид деятельности, где каждый водитель должен знать и соблюдать правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Основные положения этих правил рассмотрим в данной статье.

Виды опасных грузов

Под понятием опасный груз (аббревиатура — ОГ) подразумевается продукция, перевозка которой должна производиться в специальной таре и при соблюдении определенных условий погрузки-разгрузки.
В России безопасное передвижение ОГ зафиксировано в своде правил ППОГАТ. Европейское международное соглашение тоже рассматривает ОГ. Правила эти отражены в своде ДОПОГ (дорожная перевозка особых грузов).

Продукцию, представляющую опасность для людей и окружающей среды, следует разделять на разные классы.

Категории опасности Тип
1 класс Взрывоопасные
2 класс Газоопасные
3 класс Твердые, легко воспламеняющиеся
4 класс Самовозгорающиеся, окисляющиеся, выделяющие горючий газ при контакте с водой
5 класс Пироксиды органического характера
6 класс Токсичные, ядовитые, инфекционные
7 класс Излучающие радиационное излучение
8 класс Едкие, способные коррозировать
9 класс Другие

В зависимости от класса перевозимых продуктов, выполняется подбор требуемой упаковки, водитель проходит соответствующий инструктаж и получает нужную для поездки документацию.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Нормативные требования ППОГАТ охватывают весь процесс перемещения продукции. Перевозка опасных грузов автотранспортом подразумевает оформление нужных документов, разработку маршрута следования, а также подготовку водителя и транспорта к поездке.

Необходимые документы

Отправляясь с особым товаром в дорогу, водитель (или сопровождающий человек) должен иметь с собой:

  • маршрутный лист (отражающий путь движения машины);
  • разрешение, подтверждающее возможность перевозки ОГ;
  • аварийную карту с характеристиками ОГ;
  • товарную накладную на продукцию;
  • документ, подтверждающий право и подготовку водителя управлять грузовым авто;
  • бумагу со сведениями и контактными данными перевозчика, владельца товара и получателя;
  • документацию от Минтранса, разрешающую перевозить товары с высокой степенью опасности.

Маршрут

Перевозка разнообразных опасных грузов автотранспортом может осуществляться только по определенному маршруту, согласованному с ГИБДД. При этом есть общие требования, выставляемые к таким маршрутам. Например, на пути следования ОГ не должно быть заповедников, мест общественного отдыха, учебных и оздоровительных организаций, предприятий, изготавливающих особую продукцию.
В маршрутном листе отмечается весь путь следования, предполагаемые остановки, заправки и стоянки.

Погрузка и разгрузка

В процессе погрузки-разгрузки должны соблюдаться следующие требования:

  • Прежде, чем приступить к погрузочно-разгрузочной работе, исполнители проходят инструктаж по безопасности, мерам профилактики и медпомощи, необходимость в которой может возникнуть в случае повреждения упаковки и утечки вредного вещества.
  • В месте загрузки особой продукции и ее выгрузки должны присутствовать специалисты, знающие, как обезопасить действия и предотвратить развитие неблагоприятной ситуации.

Требования к автомобилю

Автомобили, перевозящие ОГ, требуют определенной подготовки и техоснащения. Например, глушитель машины выводится перед радиатором, топливный бак устанавливается далеко от аккумулятора, электропроводка должна иметь специальную изоляцию, суммарное значение тока электрооборудования не должно превышать 24 В.
К такому автотранспорту предъявляются требования по усилению противопожарной безопасности, специальной окраске кузова (цистерн), наличию спецмаркировки и мигающей сигнализации, наличию спецсредств по предохранению шофера.

Требования к водителю

Перевозить особый товар разрешается водителям при условии:

  • стажа вождения более 3-х лет;
  • прохождения курсов по перемещению ОГ и при наличии свидетельства ДОПОГ;
  • прохождения перед поездкой медосмотра.

Также шофер должен ответственно соблюдать все меры предосторожности во время перевозки ОГ. Ему запрещено:

  • курить возле машины;
  • ставить авто возле открытого огня;
  • резко тормозить и резко трогаться с места;
  • обгонять транспорт, двигающийся со скоростью выше 30 км/ч.

Требования к грузу

Отправителю перед отправкой продукции следует определить класс груза. Если он попадает в категорию «опасный», то потребуется приобрести аварийную карточку и специальный допуск для его перевозки на другой объект.
Нормативная база предъявляет много требований к ОГ. Так, отправителю придется проконтролировать, чтобы товар был правильно упакован, а технические условия машины обеспечили безопасность и сохранность продукции. В ГОСТах уточняется, в какой таре (упаковке) должен перевозиться конкретный продукт и каким образом нужно обеспечивать его крепление.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Выдача лицензии для перевозки грузов особого типа производится в Управлении Государственного Автодорожного Надзора после подачи заявления на получение соответствующего документа.
В заявлении указывается категория товара, маршрут следования, точки стоянок, заправок, а также прикладывается аварийная карта с допуском ТС к передвижению с особой продукцией.

Читайте также:  Велоприцеп для перевозки детей

Наказание при отсутствии разрешения

Стремясь получить побольше прибыли, некоторые предприниматели идут на нарушение норм по транспортировке ОГ, отправляя машины на маршрут под видом обычного рейса. Но нарушение закона предполагает наказание. Размеры штрафов отражены в таблице.

Категория нарушителей Размер административного взыскания и особенности наказания
Водитель (то есть физлицо) Штраф 2000-2500 рублей + лишение прав на 6 месяцев
Компания-перевозчик (то есть юрлицо) Штраф до 500 000 рублей + конфискация груза и автотранспорта + штраф экспедитору в размере до 20 000 рублей. Может быть забрано у водителя разрешение на перевозку грузов опасного типа.

Вопросы и ответы

Вопрос: Кто из водителей может получить ДОПОГ?
Ответ: Перевозка грузов опасного типа подразумевает выдачу водителю свидетельства ДОПОГ,

если он имеет соответствующую категорию вождения и 3-летний опыт работы. Также ему придется окончить курсы спецобучения. В процессе обучения он изучит:

  • систему маркировки;
  • виды ОГ;
  • методы оказания медпомощи в чрезвычайных ситуациях;
  • методы дезинфекции, тушения пожара и дегазации;
  • правила поведения при возникновении неординарных ситуаций.

Вопрос: На протяжении какого срока свидетельство ДОПОГ будет действительным?
Ответ: Период действия ДОПОГ составляет 5 лет. По истечении срока потребуется его продление. Для этого водителю придется в соответствующее учреждение подать заявление на продление документа. Если водитель на протяжении 5 лет работал по этому направлению, повторного обучения от него не потребуют. Но если трудовая деятельность производилась в другой сфере, водителя обяжут сдавать экзамены повторно.

Вопрос: Где можно получить свидетельство ДОПОГ?
Ответ: Выдача документа, разрешающего перевозку опасных грузов, осуществляется в спецучреждениях. Обычно это ДОСААФ региона (области). Адрес учреждения отражен на официальном сайте ДОПОГ.
Свидетельство выдается после прохождения обучающих курсов. Обычно лекции вычитываются на протяжении 4 дней. После сдачи экзаменов выдается документ, которым разрешается перевозка опасных грузов.

Заключение

Данный материал рассказал о том, как следует осуществлять перевозку опасных грузов, как получить свидетельство ДОПОГ и что будет в случае перевозки ОГ без разрешения с одного региона в другой. Пользуйтесь данной информацией и пусть у вас не возникают сложности при перевозке ОГ.

Перевозка опасных грузов: основные правила

Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов. Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота. Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

Классификация опасных грузов

Классификация опасных грузов

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Морские перевозки опасных грузов

Морские перевозки опасных грузов

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking». За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

Читайте также:  Перевозки банковского оборудования

Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза. Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ). На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.

Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.

Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:

  • угроза жизни человека и его здоровью;
  • если наносят необратимый урон окружающей среде;
  • если происходит порча материального имущества.

Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:

  1. Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
  2. ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
  3. Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
  4. ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
  5. Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
  6. Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
  7. Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
  8. Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
  9. На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).

Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.

Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:

  • паронепроницаемая укупорка (герметичная);
  • влагонепроницаемая;
  • не проницаема для сыпучих компонентов.

Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.

Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.
Читайте также:  Лицензия для перевозки опасных грузов

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Нормативная база документации для осуществления транспортировки ОГ автомобильный техникой регламентируется Постановлением Правительства № 272 от 14.04.2011, разработанным в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), дата первой публикации – 29.01.1968 г. После активных изменений последних лет – 2011, 2013 и 2015 – сегодня действует ДОРОГ 2017 г.

В числе общих условий и правил, автодорожная перевозка опасных грузов в РФ требует соблюдения примерно таких же мер, как и при транспортировке по железнодорожной магистрали: аварийные карточки, опись, маркировка, специальные информационные таблички и карты. Оснастка спецтранспорта должна соответствовать требованиям:

  • наличие противооткатных упоров (хотя бы одного;
  • два предупреждающих знака (на отдельных опорах) с подсветкой;
  • специальная форма одежды для экипажа.

ДОПОГ устанавливает правила перевозки в отношении оснащения техники

  1. Автомобиль должен быть оснащен износостойкой тормозной системой с аналогом на случай аварии.
  2. Если масса транспортного средства превышает 16 тонн, обязательна антиблокировочная тормозная система.
  3. Должна быть предусмотрена система ограничителей электроцепей, включая возможность отключения аккумулятора из водительской кабины.
  4. Наличие не более, чем одного, прицепа, при условии оборудования специальным бампером, расстояние до крепления которого от цистерны – 1 дециметр.

Изменения 2017 года затрагивает многие из аспектов «Приложений» А и В, а именно:

  • увеличение числа стран-участниц;
  • условия транспортировки горючего в бензобаках и баллонах автомобилей и закрепленных спецконтейнерах, причем, наконец-то четко обозначены нормативы вместительности;
  • номенклатура ОГ увеличилась до 3534 (номера ООН), объединение «полимеризующиеся вещества» вошла в классификацию по пункту 4.1;
  • теперь разрешается применение мягких контейнеров (со специальными оговорками);
  • изменения коснулись формата необходимых для транспортировки документов (например, использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 не действительно с 01.07.2017;
  • введены новая символика «Опасность» и для маркировки тар с литиевыми элементами питания;
  • разрешено передвижение через тоннели всех категорий сложности;
  • введены изменения в процесс приема экзаменов;
  • исключены из пользования цистерны для пероксида водорода и его растворов с водой;;
  • полностью изменена глава IX, ч.2;
  • поменялись требования к транспортировке литиевых батарей;
  • водителям с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания или их техника на литиевых батареях, стоит внимательно прочитать нововведения.

Не соблюдение правил транспортировки ОГ автотранспортными средствами грозит административными санкциями. Штраф для физического лица – от 2 до 5 тыс. рублей + лишение прав (4-6 месяцев). Штраф для должностных лиц – 15-20 тыс. рублей. Наибольшая сумма штрафа у юридических лиц, которые пострадают на 400-500 тыс. рублей.

Ответственные за нарушение правил при транспортировке по ЖД или морем наказываются в соответствии с требованиями их документальной базы.

Сопроводительные документы для международной грузоперевозки

Ответственность за корректное заполнение информациии о грузе несет грузоотправитель. Для заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR) используйте коды ТН ВЭД.

Беларусь

Для грузоперевозки в Беларусь и обратно отправителю понадобятся:

  • Юридическому лицу — 4 экземпляра CMR (ЦМР) и 2 экземпляра товарной накладной. Все документы необходимо заверить синей печатью отправителя
  • Физическому лицу — 4 экземпляра CMR, товарная накладная или опись груза — 2 шт.

Казахстан

Чтобы отправить груз в Казахстан понадобятся разные комплекты документов в зависимости от того, кто является отправителем и получателем груза.

От юридического лица — юридическому лицу:

  • CMR (ЦМР) — 4 шт.
  • Товарная накладная — 2 шт.

От юридического лица — физическому лицу:

  • Копия документов получателя с двух сторон: паспорт, удостоверение личности или вид на жительство — по 1 шт.
  • CMR (ЦМР) — 4 шт.
  • Товарная накладная — 2 шт.

От физического лица:

  • Копия документов получателя с двух сторон: паспорт, удостоверение личности или вид на жительство — по 1 шт.
  • CMR (ЦМР) — 4 шт.
  • Опись груза — 2 шт.
  • Для новых вещей: копия кассового или товарного чека — по 1 шт.

Для отправки груза из Казахстана отправителю понадобятся:

  • Юридическому лицу — 4 экземпляра CMR (ЦМР) и 2 экземпляра товарной накладной. Все документы необходимо заверить синей печатью отправителя
  • Физическому лицу — 4 экземпляра CMR, товарная накладная или опись груза — 2 шт.
Читайте также:  Международные воздушные перевозки грузов

Киргизия

Список необходимых документов для отправки груза в Киргизию будет различаться в зависимости от того, кем является получатель.

Получатель — физическое лицо:

  • Копия документов получателя с двух сторон: паспорта или идентификационной карты — по 1 шт.
  • CMR (ЦМР) — 4 шт.
  • Товарная накладная или опись груза — 2 шт.

При отправке груза в адрес физического лица для дальнейшего использования в коммерческих целях требуется:

  • Копия документов получателя с двух сторон: паспорта или идентификационной карты — по 1 шт.
  • CMR (ЦМР)— 4 шт.
  • Товарная накладная — 2 шт.
  • Сопроводительная накладная с подписью получателя — 2 шт. Принимается в заполненном виде.
  • Справка о налоговой регистрации получателя — 1 шт. Предоставляется в оригинале, либо её копия, заверенная печатью получателя или нотариально. Справка о наличии налоговой регистрации получателя действует в течение 30 календарных дней со дня её выдачи. Поэтому просьба предоставлять справку с датой выдачи не более 14-ти дней от текущего дня.

Получатель — юридическое лицо:

  • CMR (ЦМР) — 4 шт.
  • Товарная накладная — 2 шт.
  • Сопроводительные накладные с печатью и подписью получателя — 2 шт. Принимаются в заполненном виде.
  • Справка о налоговой регистрации получателя — 1 шт. Предоставляется в оригинале. Справка о наличии налоговой регистрации получателя действует в течение 30 календарных дней со дня её выдачи. Поэтому просьба предоставлять справку с датой выдачи не более 14-ти дней от текущего дня.

Для отправки грузов из Киргизии отправителю понадобятся:

  • Юридическому лицу — 4 экземпляра CMR (ЦМР) и 2 экземпляра товарной накладной. Все документы необходимо заверить синей печатью отправителя
  • Физическому лицу — 4 экземпляра CMR и 2 экземпляра товарной накладной или описи груза.

Пожалуйста, перед заполнением бланков описи и СMR, скачайте:

Вcе сопроводительные документы для грузоперевозки в страны ЕАЭС предоставляются отправителем. Документы предназначены для транспортировки груза и получателю не передаются.
При отсутствии полного комплекта документов возможность отправки необходимо согласовать со специалистом Деловых Линий. По требованию сотрудников таможенного контроля могут быть запрошены дополнительные документы на груз.

Документы для международных перевозок автотранспортом

Возрастающий товарооборот между странами увеличивает нагрузку на перевозчиков. Основным способом доставки товара на любые расстояния является автомобильный транспорт. Рациональный тариф, мобильность и безопасность перевозки – преимущества, которые заставляют отправителей выбирать этот способ для перемещения своих грузов на различные расстояния. Автоперевозки наиболее популярны для доставки грузов из Европы и стран СНГ.

Одним из факторов, оказывающих непосретственное влияние на скорость доставки, является правильное оформление документов. Документы для международных автомобильных перевозок следует заполнять согласно всем установленным требованиям. Это позволит избежать задержек и простоев припрохождении прохождении таможенного контроля.

Вам необходимо организовать международную перевозку груза?
Оставьте заявку и мы подготовим для Вас коммерческое предложение в кратчайшие сроки!
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Международная товарно-транспортная накладная CMR

Накладная CMR – это официальный документ, подтверждающим договор по которому перевозчик осуществляет доставку груза согласно Конвенции КДПГ. В ней содержится полная информация о перевозке:

  • данные отправителя и получателя
  • место и дата погрузки груза
  • наименование и характеристики груза

Среди остальных сопроводительных документов накладная CMR выделяется своей информативностью, в ней сосредоточены основные сведения из упаковочных листов, счета-фактуры, сертификатов, экспортной декларации и другие.

Составляется 3 оригинальных экземпляра документа, которые подписываются отправителем и перевозчиком. Бумаги распределяются между отправителем, компанией, осуществляющей доставку, и получателем.

В процессе пересечения таможенных границ в накладной появляются специальные отметки, а в конечном пункте в ней расписывается получатель, удостоверяя доставку товара. Заполнить накладную может любое лицо: транспортная компания, отправитель, экспедитор и т. д.

Таможенный транзит с Carnet TIR

Книжка МДП или TIR предоставляет возможность перевозить грузы по упрощенной таможенной процедуре. Ее используют 57 стран, подписавших соглашение о международных дорожных перевозках. Товар пересекает границу в запломбированных контейнерах без вскрытия их на таможне. Выплата причитающихся пошлин контролируется международной системой гарантий.

Книжка МДП – это блокнот с отрывными страницами, которые заполняются и отдаются при пересечении границы. На документ нанесен уникальный код и штамп, обозначающий дату окончания его действия.

Документы при международных перевозках

Унифицированные документы для международной перевозки грузов включают следующий перечень бумаг:

  1. Инвойс (invoice) – этот документ при проведении коммерческой сделки предоставляется продавцом. В нем указан перечень товаров, их особенности (вес, размер и т. д.), количество и цена. Инвойс одновременно является счетом-фактурой, где указана сумма платежа, и накладной на товар. Он составляется на английском языке в пяти экземплярах, удостоверяется печатью и подписью.
  2. Упаковочный лист (Packing List) – бланк, содержащий расширенную информацию о грузе. Многие его пункты дублируют сведения, предоставленные в Инвойсе. Документ предоставляет реквизиты покупателя и продавца, характеристики груза и его упаковки. При этом лист не содержит информации о цене позиций груза. Этот документ упрощает погрузочно-разгрузочные мероприятия, позволяя контролировать количество мест и сохранность груза.
  3. Свидетельство о происхождении товара – сертификат, подтверждающий страну, где произведена продукция. Он выполняется на специальном бланке, включает описание товара и подтверждение государственного органа, что он изготовлен на территории данной страны. За получением документа обращаются в торгово-промышленную палату. Формы сертификатов зависят от страны экспорта. Евросоюз потребует свидетельства по форме «А», страны СНГ – «СТ-1», для остальных предусмотрена общая форма.
  4. Дозвол – документ разрешающий въезд на территорию страны грузового транспорта. Он выдается государством, в котором находится конечный пункт доставки. Такой документ является одноразовым, он имеет индивидуальный номер и гасится на границе. Обмен дозволами происходит на уровне министерств стран. Документ может быть универсальным или разрешать только одно действие: погрузку, выгрузку или транзит. Большинство государств предоставляет разумные дозволы на двухстороннюю или транзитную перевозку. Вид перевозки определяется местом погрузки и разгрузки, их контролируют по штампам в накладной CMR.
Читайте также:  Компании по доставке грузов по России

Документы для перевозок в страны ЕС

Экономическое сотрудничество с европейскими соседями потребует заполнения и предоставления следующих деклараций:

Т1 – Транзитная декларация – документ, выдаваемый для сопровождения груза, перемещающего транзитом по территории одной из стран Евросоюза. Его используют как финансовую гарантию обеспечения доставки товара в направлении от границы Союза до ближайшего таможенного склада или внутренней таможни. Такая же процедура действует в обратном направлении. Декларация является финансовым обеспечением от выписавшего ее агента, что будут уплачены все положенные таможенные сборы и пошлины. Ее применяют в нескольких ситуациях:

  • товар доставлен морем в порт ЕС и требует перемещения на таможенный склад
  • груз, прибывший из государства, не являющегося членом ЕС, отправляется к границе Союза
  • товар перевозится с одного склада на другой в рамках территории ЕС
  • груз проходит транзитом по территории ЕС во время следования в порт страны, не состоящий в ЕС
  • Документами для выдачи Т1 являются: доверенность отправителя, инвойс и упаковочный лист.

EX1 – экспортная декларация – используется для вывоза товара, изготовленного в странах ЕС. Этот документ служит подтверждением таможенной стоимости товаров при их ввозе на территорию России. Его оформляет продавец или перевозчик, пока груз не пересек границу ЕС, декларация считается открытой. После вывоза товара декларация закрывается, избавляя продавца от уплаты внутреннего налога. Документ не требует указания стоимости груза, он оформляется по сведениям инвойса.

Международные перевозки грузов автотранспортом, документы на которые требуют тщательного заполнения, должны организовываться на транспорте, получившем специальное разрешение. Водитель обязан иметь техпаспорт автомобиля с техническими характеристиками и идентификационными сведениями транспортного средства. При осуществлении транспортировки опасных грузов автомобильным транспортом потребуется специальное разрешение ADR.

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. » устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов. », утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок. », утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Читайте также:  Оформление маршрута перевозки опасного груза

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «. посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете. » (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Таможенные документы: какая документация необходима для оформления грузов и товаров на таможне — подготовка бумаг для прохождения контроля

Организации и частные предприниматели, специализирующиеся на экспорте или импорте продукции, законодательно относятся к категории участников внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Глобализация рынка заметно расширила возможности для ведения торговли — сегодня перевозки между странами осуществляется различными транспортными средствами, а сроки поступления существенно сократились, что позволяет быстрее осуществлять все сопутствующие бизнес-процессы, и получать желаемый результат в виде дохода. Однако в рамках коммерческой или производственной активности подобного рода взаимодействовать приходится не только с зарубежными контрагентами, но и с уполномоченными лицами, контролирующими порядок пересечения товарами территориальных границ РФ. Таможенные документы, перечень которых определяется в зависимости от специфики грузов, являются обязательными к заполнению и предоставлению — и от качества выполнения данной процедуры нередко зависит финансовый успех всего предприятия. Как избежать ошибок в ходе подготовки к подаче декларации, и какие сведения запрашивает таможня у предпринимателей и организаций? Давайте разбираться.

Общее представление

Для начала стоит уточнить, что обязанность юридических и физических лиц, являющихся участниками ВЭД, предоставлять данные и материалы, определенные регламентом, закреплена не только в Кодексе, но и в рамках Федерального закона. Разрешительные документы, необходимые для таможенного оформления, подаются в электронном или оригинальном виде, при этом сама форма зависит от различных факторов — начиная со специфики рабочих задач, стоящих перед конкретной службой и заканчивая характеристиками товара, в отношении которого осуществляется процедура.

Стандартный перечень документации, необходимой во время декларирования, включает в себя следующие позиции.

  • Контракт, подтверждающий внешнеторговую деятельность, то есть деловые отношения с зарубежным контрагентом. Предоставляется в формате заверенной копии, в полной версии — со всеми дополнительными соглашениями и приложениями, позволяющими составить представление о возникших контрактных обязательствах: условиях, стоимости и сроках реализации сделки, правах и обязанностях сторон, мерах ответственности за допускаемые нарушения, и т. д. Коммерческие документы в таможенном деле, как правило, оформляются на двух языках (например, русском и английском), изготавливаются не менее чем в двух экземплярах, и подписываются лицами, наделенными соответствующими полномочиями. Ранее законодателем также предусматривалось заполнение специальных бланков — паспортов внешнеторговых операций — однако данная норма была отменена в 2018 году.
  • Инвойс — одна из главных международных форм документации, по своей сути выступающая аналогом принятых на территории России счетов и счет-фактур, в которых указывается стоимость реализуемой продукции или оказываемых услуг. Включенный в перечень документов, необходимых для контроля таможенных органов и оформления товаров на таможне, оригинал оформляется непосредственным продавцом и входит в состав сопроводительного пакета на протяжении всего цикла транспортировки. В соответствии с правилами, в содержании коммерческого инвойса указываются все ключевые аспекты, характеризующие груз: наименование, номенклатурная кодификация, общее описание, место изготовления, количество и стоимость (как за одну единицу, так и всей партии). Кроме того, в форму вносятся реквизиты международного контракта, его базовые условия, а также информация об участниках и посредниках, оказывающих логистические услуги. Таможенная документация предоставляется в русскоязычной версии либо переведенной на русский язык с заверением подлинности и соответствия одной из участвующих сторон. Стоит также отметить, что инвойс используется только в рамках поставок ВЭД, и сведения, указанные в нем, должны совпадать с данными, зафиксированными в международном контракте. Наличие расхождений является недопустимым и выступает основанием для отказа в оформлении поставки.
  • Платежки, подтверждающие проведение взаиморасчетов в отношении конкретной партии — требуются в ситуациях, когда подобные условия предусмотрены договорными обязательствами сторон. В качестве возможных вариантов используются поручения, заверенные отметкой банка, либо выписки, отражающие движение средств на лицевом счете организации.
  • Оригинал упаковочного листа, оформленный отправителем груза. По сути, является одним из типовых таможенных документов, содержащим список сведений о транспортируемом товаре: вес, количество мест, единицы измерения, адрес назначения и т. д. Предусматривает указание реквизитов, соответствующих номерам контракта и инвойса, предоставляется в русскоязычном заполнении, либо с заверенным переводом.
  • Транспортировочная документация, также заполняемая стороной продавца. Формат в данном случае напрямую зависит от выбранного логистического канала — среди существующих вариантов встречаются авиационные и железнодорожные накладные, ЦМР (CMR) для автомобильных перевозок, а также коносамент, оформляемый при доставке морским транспортом. При этом вне зависимости от того, какой именно метод используется, в содержании должна присутствовать информация об отправителе и получателе, специфике перевозимого груза (включая наименование, метод упаковки, кодовую классификацию, вес и количество мест), непосредственном перевозчике и используемом транспортном средстве. Также может понадобиться соглашение, подтверждающее обоснованность оказания логистических услуг, и счет, выставленный для их оплаты.
  • Различные виды разрешительных документов для таможни, оформляемых в государственных ведомствах и специализированных структурах. В данный перечень входят сертификаты качества и соответствия регламентирующим нормам, экспертные заключения, а также иные подтверждения легального статуса. Конкретные стандарты определяются спецификой, а также требованиями, предъявляемыми с точки зрения безопасности. Так, к примеру, при импорте или экспорте фруктов, овощей и растений условием является фитосанитарная сертификация, за проведение которой отвечает уполномоченный орган, а транспортировка через границу животных, кормов или мясопродуктов требует наличия ветеринарной справки. Подобные разрешения рекомендуется оформлять заблаговременно, поскольку в большинстве случаев речь идет о скоропортящейся продукции, для которой задержка из-за таможенной документации может оказаться причиной утраты качественных характеристик.
  • Технические материалы, включая паспортные книжки, схемы и инструкции по эксплуатации, сопровождающие отгрузки сложных товаров, включая технику, производственное оборудование, транспортные средства и т.д. Обязательное наличие как оригинального документа, составленного на языке производителя, так и русскоязычной версии.
  • Платежные квитанции, подтверждающие уплату сборов. Ответственность за своевременное перечисление пошлин возлагается на плательщика: порядок и список документов для таможенного оформления определяется как его юридическим статусом, так и разновидностью платежа. Отдельные подтверждения предоставляются для ввозных сборов, авансовых платежей по НДС, а также других налоговых обязательств. Уточнить действующие требования можно у банка, либо у сотрудников органа, осуществляющего процедуру проверки товара и сопроводительной документации.

Стоит также отметить, что в рамках декларирования допускается не только использование оригиналов и копий. Существует протокол ЭД-2, при котором все основные документы, необходимые для проведения таможенного контроля и достижения его целей, предоставляются в электронной версии, соответствующей цифровому стандарту. Однако в этом случае важно учитывать, что допущенные ошибки заполнения платежных поручений, будь то некорректно указанный код, или предоставление не тех реквизитов, приводят к «потере» совершаемой транзакции на возврат денег, по которой уходит до трех месяцев.

Документальное оформление импорта

Коммерческая деятельность, связанная с ввозом продукции из-за рубежа, предусматривает обязательную уплату пошлины, а также требует предоставления большего числа сопроводительной документации, удостоверяющей разрешение на ввоз. В ходе подготовки к декларированию импортируемых товаров понадобится составить типовой пакет, содержащий:

  • Заверенную копию действующего контракта, с дополнительными соглашениями, приложениями и спецификациями.
  • Инвойс, то есть счет на оплату поставки.
  • Платежные поручения, подтверждающие внесение предоплаты — если подобное требование содержится в условиях сделки.
  • Логистические таможенные документы — это различные виды товарных накладных, договора оказания транспортных услуг и страхования, квитанции по оплате перевозки.
  • Документацию, содержащую основные сведения о транспортируемом грузе, включая наименование, описание, качественные и технические характеристики.
  • Финансовую отчетность, свидетельствующую о своевременной оплате сборов и пошлин.
  • Упаковочный пакет, оформляемый на складе отгрузки для каждого перевозимого места.
  • Документальное подтверждение разрешения, выданного на ввоз продукции.

В тех случаях, когда по умолчанию для составления был выбран язык зарубежного контрагента, также потребуется приложить заверенные переводы. Кроме того, приведенный перечень может быть расширен — если это обусловлено спецификой импортируемого товара или особенностями заключенной сделки. Законодательные положения определяют право таможни истребовать любые материалы, связанные с реализацией контракта, посредническими операциями (логистика), или же непосредственно с грузом.

Организации, впервые импортирующие любые виды изделий на территорию РФ, также должны предоставить пакет учредительных и банковских документов, включая отчеты о финансовой деятельности. Кроме того, стоит уделить внимание нормативным положениям, носящим не ограничительный, а, скорее, мотивационный характер. Так, к примеру, в необязательный перечень входит сертификат происхождения, позволяющий определить страну, в которой был изготовлен или произведен рассматриваемый груз. Несмотря на свой второстепенный статус, он позволяет получить определенные льготы, уменьшающие размер вычетов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: